Образ катерины в грозе презентация. Образ катерины

Цель: проанализировать образ Катерины; понять, почему Катерина решилась на самоубийство.

  • актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы;
  • создать условия для развития у учащихся умений формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её, умений сравнивать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия;
  • формировать ценностное отношение учащихся к окружающей действительности, к другим людям и их чувствам.

Технология личностно-ориентированного развивающего обучения.

Форма урока: урок-размышление.

Оборудование: компьютер, слайды по теме урока (прилагаются), два кусочка пластилина - чёрного и белого, тексты по пьесе.

Мы знаем, что характер Катерины выдержит себя,
несмотря ни на какие препятствия,
а когда сил не хватит, то погибнет, но не изменит себе.

Н.А. Добролюбов

Только сознательное уважение человека к самому себе
даёт ему возможность спокойно
и весело переносить все мелкие и крупные неприятности,
которые не сопровождаются сильной физической болью.

Д.И. Писарев

Ход урока

1. Организационный момент.

Дорогие ребята! Рада видеть вас в хорошем настроении. Я думаю, что наш урок пройдёт в тёплой атмосфере. Хочу пожелать вам успехов, уверенности в себе, хорошего настроения.

2. Постановка задач и актуализация знаний.

Сегодня мы с вами завершим изучение пьесы А.Н. Островского “Гроза”. Тема урока – “Образ Катерины. Её душевная трагедия”. Тема, которая может показаться лёгкой, но и одновременно очень сложной.

Я предлагаю вам посмотреть на облака. Каждый из вас делал это многократно, смотрел и фантазировал, что представляет собой каждое облако.

А что теперь видите вы?

Ученики делятся своим мнением. (Воздушные замки, животное, храм и т.д.)

Учитель. Почему вы не увидели одно и то же? (Каждый ученик индивидуален, имеет своё мнение и свою точку зрения).

Ученики делают вывод, как это связано с темой урока и работой на уроке.

Учитель. Правильно, ребята. Каждый из вас воспринимает образ главной героини по-своему, потому что вы оцениваете её действия и поступки, исходя из своих взглядов и жизненного опыта.

Для того чтобы приступить к раскрытию темы урока, определите, пожалуйста, что вы должны будете сделать сегодня на уроке и сформулируйте вопросы, на которые вы должны ответить в конце урока.

(Дать характеристику образу Катерины, рассмотреть причины её смерти, раскрыть значение понятий “грех”, “свобода”, “неизбежность”, “красота”, ответить на вопросы “Был ли иной путь у Катерины? В чём сила характера Катерины?)

Понятия и вопросы выводятся на слайдах презентации.

3. Информационный поток.

Работа в группах.

Задание первой группе:

Проанализировать, как формировался характер Катерины в детстве, и как это повлияло на её дальнейшую жизнь.

(Катерина росла в родительском доме, не зная хлопот. Ухаживала за цветами, слушала рассказы странниц, ходила в церковь. Ей часто виделись странные вещи: ангелы в золотом столбе, храмы золотые; ей снилось, что она летает.

Катерина - крайне религиозный человек. А религиозный человек должен жить по Закону Божьему.

Но есть ещё один факт, который говорит нам о характере главной героини. В шесть лет, когда её дома обидели, она села в лодку и поплыла по Волге. Нашли её через сутки вёрст за десять от дома. Это говорит нам о том, что Катерина – своевольный, своенравный человек, способный на необдуманные поступки, чтобы сохранить свою свободу и независимость).

Задание второй группе:

Охарактеризовать отношения Катерины и Тихона, Катерины и Бориса. Можно ли считать чувство Катерины к Борису любовью?

(Катерина очень рано вышла замуж за Тихона. Она попала в семью, где мать заправляла всем. Тихон иногда пытался возразить матери, заступиться за жену, но попытки пресекались в самом их начале. Тихон искал свободу вдали от дома. Ему нужно было выпить и погулять, а жена была для этого обузой. Поэтому он на просьбу Катерины взять её с собой отвечает: “С этакой-то неволи от какой хочешь красавицы-жены убежишь!”

Тихон любит Катерину. Это мы видим, когда он узнаёт о гибели жены. Но его слабость, бесхарактерность не дали ему возможность показать эту любовь Катерине.

От безысходности своего положения главная героиня ищет любви. Эту любовь она находит в Борисе Григорьевиче. Они практически не общались, виделись мельком, чаще в церкви. Но Борис Григорьевич говорит о своей любви, и Катерина считает свои чувства любовью. В ней заключается для героини вся жизнь; вся сила её натуры, все её живые стремления сливаются здесь. К нему влечёт её потребность любви, не нашедшая себе отзыва мужа, и оскорблённое чувство жены и женщины, и смертельная тоска её однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей, беззапретной свободы. Но эта любовь и есть для неё грех. (Работа с понятием. Обращение к заповедям в “Законе Божьем).

Можно ли любовь Катерины и Бориса назвать настоящей? Борис, как и Тихон, отталкивает её, не желает взять с собой. Он зависит от дяди. После последнего свидания с Катериной он говорит: “Только одного надо у Бога просить, чтоб она умерла поскорее, чтоб ей не мучиться долго”. Он понимает её душевное состояние. Может, но не хочет её спасти. Но Катерина, несмотря ни на что, умирает со словами: “Друг мой! Радость моя! Прощай!”)

Задание третьей группе:

Как повлияла жизнь в доме Кабановых на чувства и характер Катерины?

(После своего безоблачного детства Катерина попадает в дом Кабановых, в “тёмное царство”. Свекровь вечно её унижает, оскорбляет, не даёт спокойно жить с мужем. Ей не с кем поговорить. Варвара хоть и пытается понять невестку, но она не такая, как Катерина: “Главное, чтобы всё было шито-крыто”. С каждым днём это “тёмное царство” охватывает Катерину, давит на неё. Нет спасения и в любви. Жизнь становится невыносимой. И Катерина чаще задумывается о самоубийстве).

Задание четвёртой группе:

Как характеризуют образ Катерины Д. И. Писарев и А. Н. Добролюбов? В чём заключается противоречие в прочтении драмы критиками?

(Н.А. Добролюбов и Д. И. Писарев дали Катерине совершенно разную характеристику. Н. А. Добролюбов назвал героиню “лучом света в тёмном царстве”. Он считает Катерину сильной женщиной. Д. И.Писарев считает, что все действия и поступки Катерины лишены всякого здравого смысла. Он относит её к “вечным детям и карликам”.

Их мнения расходятся потому, что каждый рассматривал характер, исходя из своих жизненных позиций, взглядов и опыта.)

Учитель. Теперь мы с вами узнаем, какой образ Катерины создавали актрисы, которые играли её роль на сцене (демонстрация слайдов с портретами П. Стрепетовой и М. Ермоловой).

В истории театра лучшей исполнительницей роли Катерины Кабановой, первенство которой признавали даже знаменитые актрисы Федотова и Ермолова, осталась Л.П. Косицкая, для которой Островский специально написал эту роль.

Эту роль играли Пелагея Стрепетова и Мария Ермолова.

Стрепетова характеризовала Катерину как покорную жертву тёмного царства. “Она создала нам мученицу, русскую женщину. И мы видели это мученичество во всём его ужасе, но и во всей его нетленной красоте”. (В.М.Дорошевич. Старая театральная Москва. – М.: Петроград, 1923).

Е.Карпов так вспоминает об игре Стрепетовой в пятом акте драмы: “…С бледным лицом, с огромными, полными печали, глубокими глазами, распущенными по плечам чёрными волосами, выходит Стрепетова. Ясно звучит её обаятельный голос, хотя говорит она словно про себя, и сколько глубокой, безнадёжной грусти, сколько любви, сколько тонкой поэзии в этом голосе…”.

Характеризуя игру Стрепетовой, А.С. Суворин замечал, что её трактовка роли Катерины решительно расходится с трактовкой Добролюбова. О конце Катерины он писал как о “тихой агонии умирающего сердца и потемневшей головы”. “Так это просто случилось! Ни крика, ни отчаяния…Сколько их умирает так просто, молчаливо…”.

Ермолова подчёркивала в образе Катерины внутреннюю энергию, готовность к протесту против деспотизма и самодурства. “Добролюбов назвал конец Катерины “отрадным”: таков он был у Ермоловой, - пишет С. Н. Дурылин. – Её Катерина, действительно, была не мимолётная искра, а “луч света в тёмном царстве”, луч смелый, сильный, яркий, предвещающий восход солнца, разгоняющий мрак. Такую Катерину нельзя ни оплакивать, ни жалеть, как Катерину Стрепетовой, перед ней можно преклоняться, как перед трагической героиней, у неё можно учиться мужеству героической воли. Эта Катерина была восторженно встречена демократическими зрителями 1870-г годов… Ермолова доказала, что это “бытовая драма” - могучая русская народная трагедия, а эта роль русской женщины из глухого городка – образ героический, раскрывающий и печальную судьбу русской женщины в прошлом, и её способность к победе над этой злой долей”.

И Стрепетова, и Ермолова в своих интерпретациях образа акцентировали внимание зрителя на разных сторонах личности Катерины.

Стрепетова имела право рассматривать Катерину как жертву общества, тёмного царства. Сам Островский высоко ценил игру Стрепетовой. т.к. артистка будила в душах зрителей протест против тех жизненных условий, которые привели Катерину к гибели. Катерина Ермоловой сама была олицетворением протеста против тёмного царства. Игра Ермоловой рождала ощущение новой жизни, звала к активной борьбе за счастье и справедливость.

Учитель. А теперь посмотрим, какой образ Катерины создала наша ученица (ученица читает наизусть монолог Катерины из пятого акта драмы.)

Ответ на вопросы.

1. Какое значение понятие свободы (работа с понятием) у Катерины, Бориса, Тихона?

2. Какие моменты жизни Катерина воспринимала как знак свыше?

3. Почему Катерина покаялась публично?

4. Можем ли мы назвать Катерину сильной женщиной?

5. Могла ли Катерина обрести путь к спасению в душе? Почему?

Приём “Помощь психолога”.

Катерина оказалась в очень сложной ситуации. В наше время люди могут обратиться за помощью в решении проблемы к психологу. Один из приёмов, которые рекомендуют специалисты – составление двух списков. В один записываются позитивные последствия решения, в другой – негативные. Давайте попробуем составить два списка “для будущей жизни” Катерины, основываясь на тексте пьесы и используя цитаты.

(Все “за” и “против” можно “взвесить” на чашах весов. Кладём грузик на одну чашу, если решение позитивное, на другую – если негативное.

Позитивные стороны Негативные стороны
  • “Я буду жить, дышать, видеть небо, следить за полётом птиц, ощущать на себе солнечный свет…”
  • “Я буду перед Богом чиста, буду снова молиться, замолю свои грехи…”
  • “Не дают мне весь мир воспринимать свободно, вольно – создам свой мир, а не получится в доме, создам свой мир в своей душе. Этого мира у меня не отнять…”
  • “Запрут – вот и будет тишина, никто мешать не будет…”
  • “Мою любовь у меня никто не отнимет…”
  • Тихон слаб, но я могу сделать его счастливей, если я защищу его от матери…”
  • “Кабанова стара, скоро ей понадобится моя помощь…”
  • “Сколько радости принесут
  • мне дети…”
  • “Найдут, силой поволокут домой…”
  • “Свекровь заест совсем…”
  • “Никогда не быть мне свободной…”
  • “Тихон не простит, снова придётся видеть его недовольное лицо…”
  • “Бориса никогда не увижу, снова эти ночные страхи, эти долгие ночи, эти долгие дни…”

Учитель. Итак, позитивного в жизни Катерины больше. Почему же Катерина не смогла увидеть эти надежды и спасти свою душу. Давайте попробуем провести небольшой опыт. Перед вами лежат два кусочка пластилина – чёрный и белый. Представим, что это человеческие души. Попробуйте их помять. Мягкие, легко поддающиеся. Представим, что каждый человек рождается на свет с белой и чистой душой. Но у каждого человека есть ещё и характер. Человек живёт, общается с людьми. Люди бывают плохие и хорошие. После общения с ложью, несправедливостью, душа человека чернеет. Со временем всё больше и больше. От человека, от его характера и силы воли зависит, как поступать: поддаться злу и тьме или сохранить свою душу чистой.

Теперь мы можем ответить на вопрос: “Был ли иной путь у Катерины?”

(Нет. Хоть самоубийство – это грех, но Катерина таким способом спасла свою светлую душу. А все представители “тёмного царства” и есть самоубийцы своих душ. И именно они являются грешными. Таким образом, смерть Катерины была неизбежной (работа с понятием).

4. Обобщение изученного.

Учитель. Я предлагаю составить диаманту, в которой вы можете дать обобщённую характеристику образа Катерины. (Работа в группах).

Диаманта – стихотворение из семи строк, построенное на антонимии понятий.

1. Тема (существительное).

2. Два определения (прилагательные).

3. Действия (три глагола).

4. Ассоциации (четыре существительные).

1, 2 антонимы 3,4

5. Действия (три глагола).

6. Два определения (прилагательные).

7. Тема (существительное).

Катерина.

Непосредственная, честная.

Любит, стремится, бунтует.

Свобода, страсть, замкнутость, грех.

Разочаровывается, страдает, гибнет.

Уставшая, раскаявшаяся

Бедная Катерина.

Учитель. Я просила вас подумать, с какими произведениями литературы, музыки, живописи ассоциируется у вас образ Катерины, её мысли, поступки.

1. Ученики прочитали стихотворение К.Д. Бальмонта “У моря ночью”, т.к. оно помогает им ощутить то, что испытывала Катерина в последние моменты жизни. (Чтение наизусть данного стихотворения).

2. Из музыкальных произведений были предложены “Siciliano” Баха и “Храните Господа с небес” Лядова. Первое – ассоциация со всей жизнью Катерины, второе – вера Катерины в Бога.

3. Из произведений изобразительного искусства учащиеся предложили картины И.И. Левитана “Вечер на Волге” (место, где разворачивались события драмы , красота (работа с понятиями) природы сопоставляется с красотой главной героини, воды Волги поглотили в себя эту красоту) и К. Моне “Впечатление. Восходящее солнце” (яркое оранжевое пятно солнца и луч, который падает на воду – это светлый образ Катерины и её характера).

5. Домашнее задание.

1. Составить тест из 10 заданий по пьесе “Гроза”.

2. Подготовить сообщение “Проблема человеческого достоинства в пьесе “Гроза”.Составить технологическую карту “Алфавит”.

3. Письменно ответить на вопрос “В чём заключается новаторство Островского?”

6. Рефлексия.

На доске крепятся изображения островов с названиями “Остров познания”, “Остров счастья”, “Остров безразличия”, “Остров сомнения”, “Остров интереса”. Ученики крепят клеящийся листочек на тот остров, где они побывали на уроке.

ЭПИГРАФ
«Гроза есть, без сомнения,
самое решительное
произведение Островского;
взаимные отношения
самодурства и безгласности
доведены в ней до самых
трагических последствий…»
(Н. Добролюбов)

И. Глазунов.
Иллюстрация к пьесе
А.Н. Островского
«Гроза»
«В «Грозе» есть чтото освежающее и
ободряющее. Это
«что-то» есть, по
нашему мнению, фон
пьесы,
обнаруживающий
шаткость и близкий
конец самодурства»
(Н. Добролюбов)

«Луч света в темном царстве», - так назвал
Катерину русский критик Н. Добролюбов.
«…самый характер Катерины… тоже
веет на нас новой жизнью,
открывающийся в самой ее гибели». (Н.
Добролюбов)
«Прежде всего нас поражает
необыкновенная своеобразность этого
характера. Ничего нет в нем внешнего,
чужого, а все выходит как-то изнутри
его; всякое впечатление
перерабатывается в нем и срастается
с ним органически». (Н. Добролюбов)

ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ КАТЕРИНЫ.
Вступление. Пьесы А.Н. Островского –
«пьесы жизни». (История создания драмы
«Гроза»)
I.
II. Основная часть. Душевная трагедия Катерины.
1.
Жизнь Катерины в родительском доме.
а) сердечное отношение родных.
б) времяпрепровождение (посещение церкви,
слушание рассказов странниц, богомолок…)
в) относительная свобода.

2.
Черты характера, развившиеся под влиянием
жизни у родителей:
а) болезненная впечатлительность,
экзальтированность;
б) романтическое отношение к жизни.
3.
Жизнь Катерины в доме Кабановой.
а) жестокое отношение Кабанихи;
б) постоянный духовный бунт;
в) непонимание ее натуры и стремлений Тихоном.

4. Влияние жизни у Кабановых на
Катерину.
а) осознание своей обреченности;
б) замкнутость, разочарованность в
семейной жизни;
в) страстное стремление к свободе, любви,
счастью.

5.
Основные черты характера:
а) честность, непосредственность;
б) моральная чистота;
в) решительность, мужество;
г) страстность натуры, глубина чувств;
д) стремление к свободе;
е) поэтичность натуры;
ж) незаурядный ум;
з) доброта, бескорыстие.

6. Речь Катерины – отражение богатства
ее внутреннего мира.
7. Гибель Катерины – это слабость или
ее сила?
III. Заключение. Образ Катерины в оценке
критиков. Мое мнение о Катерине.

ДОБРОЛЮБОВ ОБ ОБРАЗЕ КАТЕРИНЫ:
«В сумрачной обстановке новой семьи… под тяжелой рукой
бездушной Кабанихи нет простора ее светлым видениям, как
нет свободы ее чувствам… Она ищет света, воздуха, хочет
помечтать и порезвиться, полить свои цветы, посмотреть
на солнце, на Волгу, а ее держат в неволе, в ней постоянно
подозревают нечистые, развратные замыслы…»
«К Борису влечет ее не одно то, что он ей нравится, что он
с виду и по речам не похож на остальных, окружающих ее; к
нему влечет ее и потребность любви, не нашедшая в себе
отзыва в муже, и оскорбленное чувство жены и женщины, и
смертельная тоска ее однообразной жизни, и желание воли,
простора, горячей, беззапретной свободы».

Д.И. ПИСАРЕВ О КАТЕРИНЕ (ст.
«Мотивы русской драмы» (1864 г.)
Писарев называет Катерину «полоумной
мечтательницей» и «визионеркой».
«Вся жизнь Катерины состоит из постоянных
внутренних противоречий; она ежеминутно кидается
из одной крайности в другую; она сегодня раскаивается в
том, что делала вчера, и между тем не знает, что будет
делать завтра; она на каждом шагу путает и свою,
собственную жизнь и жизнь других людей; наконец,
перепутавши все, что было у нею под руками, она
разрубает все затянувшиеся узлы самым глупым
средством, самоубийством».

Нравственные переживания героини
Писарев считает следствием того же
неразумения героини:
«Катерина начинает терзаться угрызениями совести
и доходит в этом направлении до полусумасшествия; а
между тем Борис живет в том же городе, все идет постарому, и, прибегая к маленьким хитростям, можно
было бы кое-как видеться и наслаждаться жизнью. Но
Катерина ходит как потерянная, и Варвара очень
основательно боится, что она бухнется мужу в ноги да
и расскажет ему все по порядку. Так оно и выходит….
Грянул гром – Катерина потеряла последний остаток
своего ума…»

ПОЗИТИВНЫЕ
СТОРОНЫ
НЕГАТИВНЫЕ
СТОРОНЫ
Я буду жить, дышать,
видеть небо, следить за
полетом птиц,
ощущать на себе
солнечный свет…»
«Я буду перед Богом
чиста, буду снова
молиться, замолю свои
грехи…»
«Найдут, силой
поволокут домой…»
«Свекровь заест
совсем…»
«Никогда не быть мне
свободной…»
«Тихон не простит,
снова придется видеть
его недовольное лицо…»

«Не дают мне весь мир
воспринимать свободно,
вольно – создам в доме
свой мир, а не
получится в доме,
создам свой мир в своей
душе. Этого мира у
меня не отнять…»
«Запрут – вот и будет
тишина, никто
мешать не будет…»
«Тихон не простит,
снова придется видеть
его недовольное лицо…»
«Бориса никогда не
увижу, снова эти
ночные страхи, эти
долгие ночи, эти долгие
дни …».

«Мою любовь у меня никто
не отнимет…»
«Тихон слаб, но я могу
сделать его счастливей,
если защищу его от
матери…»
«Кабанова стара, скоро ей
понадобится моя
помощь…»
«Сколько радости
принесут дети…»

ПОЧЕМУ ПОГИБЛА КАТЕРИНА?
1. -духовно
богатая,
поэтическая,
возвышенная
натура;
2. - сомневается в
правильности
своих поступков,
пробует остановить
себя;
3. -не идет на
нравственные
компромиссы
(на «сделку
с совестью»;
4. испытывает
отвращение
ко лжи, обману;
5. -жаждет
свободы
и счастья
1. -пугается силы
и глубины своего чувства к
Борису;
«ДИАЛЕКТИКА ДУШИ» ГЕРОИНИ
2. -обладает обостренным
чувством справедливости;
БОРЬБА СТРАСТИ И
ЧИСТОТЫ
НРАВСТВЕННОГО
ЧУВСТВА
3. -ощущает страх перед
«своеволием» чувства
любви;
4. -переживает чувство
вины перед Тихоном;
5. -нравственные понятия
религиозно окрашены

Н ДОБРОЛЮБОВ:
«Грустно, горько такое освобождение; но что же
делать, когда другого выхода нет. Хорошо что
нашлась в этой бедной женщине решимость
хоть на этот страшный выход. В том и сила ее
характера, оттого-то «Гроза» и производит на
нас впечатление освежающее… Без сомнения,
лучше было бы, если бы возможно было Катерине
избавиться другим образом от своих мучителей,
или же окружающие ее мучители могли бы
измениться…»

«Мы уже сказали, что конец кажется нам
отрадным; легко понять, почему; в нем дан
страшный вызов самодурной силе, он говорит ей,
что уже нельзя идти дальше, нельзя долее жить
с насильственными мервеющими началами. В
Катерине видим мы протест против кабановских
понятий о нравственности, протест, доведенный
до конца, провозглашенный и под домашней
пыткой, и над бездной, в которую бросилась
бедная женщина. Она не хочет мириться, не
хочет пользоваться жалким прозябанием,
которое дают ей в обмен за ее живую душу…»

Образ Катерины в интерпретации актрис

Стрепетова в роли
Катерины
«Она создала нам мученицу,
русскую женщину. И мы
увидели это мученичество во
всем его ужасе, во всей его
нетленной красоте» (В.М.
Дорошевич. Старая
театральная Москва. – М. :
Петроград, 1923г).

Заслуженная артистка
ЕРМОЛОВА МАРИЯ
НИКОЛАЕВНА
«Ее Катерина, действительно,
была не мимолетная искра, а»луч
света в темном царстве», луч
смелый, сильный, яркий,
предвещающий восход солнца,
разгоняющего мрак. Такую
Катерину нельзя ни оплакивать,
ни ни жалеть, как Катерину
Стрепетовой, перед ней можно
преклоняться, как перед
трагической героиней, у нее
можно учиться мужеству
героической воли.» (С.Н. Дурылин)

«Ермолова доказала, что эта «бытовая драма» могучая русская народная трагедия, а роль русской
женщины из глухого городка – образ героический,
раскрывающий и печальную судьбу русской женщины
в прошлом, и ее способность к победе над этой злой
долей».(С.Н. Дурылин)
И Стрепетова, и Ермолова в своих интерпретациях образа
акцентировали внимание зрителя на разных сторонах
личности Катерины. Стрепетова имела право
рассматривать Катерину как жертву темного царства. Сам
Островский высоко ценил игру Стрепетовой, т.к. актриса
будила в душах зрителей протест против тех жизненных
условий, которые привели Катерину к гибели. Катерина
Ермоловой сама была олицетворением протеста против
темного царства. Игра Ермоловой рождала ощущение
новой жизни, звала к активной борьбе за счастье и
справедливость.

«Островский обладает
глубоким пониманием
русской жизни и
великим умением
изображать резко и
живо самые
существенные ее
стороны» пьесы
Островского – «это не
комедии интриг и не
комедии характеров
собственно, а нечто
новое, чему мы дали бы
название «пьес жизни».
(Н,Добролюбов)

исследование женского типа в русской литературе

Подробная запись урока, где представлена работа с художественным текстом, тестовая работа, работа детей со слайдами, актерское мастерство ученицы, исполнившей роль Катерины

Конспект урока

Урок одного героя. Образ Катерины в пьесе А.Н.Островского «Гроза»

учитель русского языка и литературы

МАОУ «Гимназия №4» города Саратова

Техническое обеспечение: проектор, ноутбук, портрет А.Н.Островского, художественный текст пьесы, доска

Цели и задачи урока: понять, из каких составляющих создаётся образ в драматическом произведении, проанализировать текст с точки зрения темы, увидеть индивидуальное и типическое в образе Катерины, постараться самостоятельно интерпретировать текст,провести параллели между жизнью и литературой, привлечь слайд-материалы из истории театральных постановок «Грозы»

Ход урока

1.Организационный момент : проверка готовности к уроку, наличие рабочей тетради по литературе, текста драмы «Гроза».

Запись темы урока в рабочих тетрадях.

Целеполагание урока(см.выше).

Запись эпиграфа урока с доски :

Решительный, цельный русский характер...является

у Островского в женском типе.

Н.Добролюбов

К пониманию смысла эпиграфа мы придём в течение урока. И помогать нам будет текст великого драматурга 19 века, писателя-слуховика А.Н.Островского (обращение к портрету писателя на доске).

2.Разминка в виде теста по прочитанному тексту «Грозы».

А)В каком городе на берегу Волги происходит действие пьесы Островского «Гроза»:

1)Бряхимов, 2)Калинов, 3)город, 4)Глупов

б)О ком в пьесе жители города говорят: «ругатель», «пронзительный мужик»?

1)Кулигин, 2)Борис, 3)Дикой, 4)Кудряш

в)Кто из героев пьесы хорошо знаком с творчеством Ломоносова, Державина и цитирует их стихи вслух?

1)Катерина, 2)Кулигин, 3)Борис, 4)Кабаниха

г)В «Грозе» Островского Глаша

1)дочь Кабанихи, 2)странница, живущая в доме Кабановых,

3)сестра Бориса, 4)девка в доме Кабановых

д) О каком городе говорит странница: «Иду я рано поутру...вижу на высоком-превысоком доме, на крыше, стоит кто-то лицом чёрен... И делает он руками, как будто сыплет что, а ничего не сыплется...»:

1)Калинов, 2)Петербург, 3)Москва, 4)город

е)Чьи это слова? «Не знаешь ты моего характеру! Коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь.»

1)1)Катерина, 2)Варвара, 3)Тихон, 4)Кулигин

Проверка его выполнения: один ученик комментирует свои ответы вслух, двое других подают тетради на проверку учителю. Учитель объявляет 3 оценки.

3.Не случайно этот вопрос (е) поставлен в тесте последним.

ВОПР.:Какая черта характера Катерины видна в этих словах?(решительность, твёрдость характера, гордость...). С такой позиции и начнём размышление над образом героини.

Работа с текстом

ВОПР.:Из чего складывается обычно наше представление о драматическом герое?

По ответам учащихся делаем запись в тетрадях :

СОСТАВЛЯЮЩИЕ ОБРАЗА ДРАМАТИЧЕСКОГО ГЕРОЯ:

Монологи,

Диалоги героев,

Поступки,

Взаимоотношения с другими персонажами,

Речь героя,

Внешний вид

ВОПР.: Обрисуйте обстановку в доме Кабановых. Какое место занимает здесь Марфа Кабанова? А какое Катерина?(ответы учащихся по тексту)

Вопр.:Расскажите о предыстории Катерины. Её мы узнаём из разговоров Катерины и Вари.

(Анализ монолога Катерины- действие 1 явление 7- о свободной жизни девушки в родительском доме:

Жила, как птичка на воле,

Одевалась, как кукла,

Вокруг цветы, красота(в речи Кати- ключик,водица...)

Утренняя и вечерняя молитвы в церкви и в саду,

Работа в радость(вышивка...),

Странницы, богомолки в доме.)

ПИСЬМЕННО в тетради выводы о характере Катерины:

Набожность,

Стремление к свободе,

Доброта,

Открытость,

Искренность,

Близость к народу, его культуре,

Поэтичная душа

ВОПР.:Как характеризует героиню её монолог в действии 1 явл.7 о её снах в отчем доме, о её ощущениях во время молитвы?

ПОСЛУШАЕМ ЭТОТ МОНОЛОГ В ИСПОЛНЕНИИ ученицы №1 , которая получила к уроку ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ.

ВОПРОС к ученице№1.

Как ученица понимает чувства героини в этом монологе? Что важно для понимания внутренней сути Катерины?

Выводы о «золотом» характере Катерины, её неподдельной вере в Господа, честности, своеобразии характера.

ВОПР. к классу:

Какие слова Катерины свидетельствуют не столько о мягкости, сколько о силе её характера(о детстве Кати)?(«Обидели меня... выбежала, села в лодку...На другое утро уж нашли вёрст за 10!

Или «Не знаешь ты моего характеру!..В Волгу кинусь...Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь...»

ДОПОЛНЯЕМ ЗАПИСЬ в тетради:

Решительность Катерины.

О положении Катерины в доме Кабанихи свидетельствуют многие детали. Впервые я дала задание просдедить по тексту драмы, как обращается Катерина к окружающим и как они обращаются к ней.

С выводами по этой проблеме выступит учащаяся 2(ученица говорит о том, что Катерина мягка со всеми, человечна: даже с ненавидящей её свекровью общается мило- называет ту маменькой, Бориса называет своей любовью, радостью. Варю- девонькой и т.п. А о ней ласково никто не отзывается, как будто не хотят видеть в ней лучезарной человечности, любви,честности, нежности. Всё Катя да Катя...)

ВОПР. Что толкает Катерину в объятья Бориса? Что дала Катерине любовь к Борису? Любит ли она мужа Тихона? Жалуется ли на неполное женское счастье,обделённость чем-либо?(Катерина жалуется на обделённость настоящей любовью, детьми- действие 2 явление 8)

ДОПИСЫВАЕМ В ТЕТРАДЬ:

Потребность в любви,

Мечта о женском счастье,

Страстность.

ВОПР. О чем говорит нам последний, предсмертный монолог Катерины(действие 5 явление 4)?

Учитель выразительно читает этот монолог. Идёт обсуждение его содержания(слышим поток сознания одинокой, униженной Катерины, не видящей выхода из тупика; это раздумья перед лицом смерти, в состоянии отрешённости и смятения; обилие! и... знаков)

4.Выводы по работе с текстом драмы

ВОПР. Можно ли назвать образ Катерины не вполне законченным? Схематичным?(нет, это цельный характер, живой, сочный, многоцветный. В отличие от драматических женских характеров, созданных ранее Фонвизиным, Грибоедовым, Пушкиным, Гоголем. Это заслуга автора- А.Островского.)

Возвращение к эпиграфу урока на доске . Продолжаем цитировать критика Добролюбова: «Характер Катерины составляет шаг вперёд не только во всей драматической деятельности Островского, но и во всей нашей литературе».Этот « решительный, цельный русский характер...является у Островского в женском типе».

Характер Катерины-характер, гармонично сочетающий в себе индивидуальные черты, и в то же время это типический характер!(звучит доказательство учениками этого утверждения).

  1. Мы говорили о многих составляющих образа Катерины, а вопрос внешнего облика персонажа обсудили походя, когда дали отзывы о костюме, который подобрала наша актриса для исполнения монолога.

СЛОВО ученикам, готовившим СЛАЙДЫ из истории постановки «Грозы». Они расскажут нам об артистках ведущих театров России, которым довелось в 19 и 20 веках играть Катерину на сцене.

Учащийся 1 и учащийся 2 рассказывают во время показа слайдов о М.Ермоловой, Г.Федотовой,П.Стрепетовой, Пашенной, Рощиной-Инсаровой, Еланской, которые создали глубоко индивидуальные образы Катерины.

ДОПОЛНЕНИЕ учителя: впервые Катерину 2 декабря 1859 года в Александринском театре Петербурга сыграла Снеткова. Критики отозвались о ней так:хорошо выражала моральную чистоту, поэтическую восторженность героини, но лишила образ бытовых красок и по внешнему облику более походила на петербургскую барышню!

ВОПР.Кто, по-вашему, внешне действительно выражает характер Катерины?(обычно ребята соглашаются с образом, данным Стрепетовой(Александринский театр, 1881)). Учащиеся не соглашаются с костюмом Снетковой(фата, много купеческого в образе), Федотовой(крупные бусы, кокошник, широчайшая юбка на артистке).

6.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ . На этом разговор о великом женском типе в русской драматургии мы не будем считать законченным, т.к. на дом даётся задание сделать конспект статьи Н.Добролюбова «Луч света в тёмном царстве» по вопросам, запсанным на первых уроках по творчеству драматурга. Индивидуальное задание получают 2 ученика -прочитать «Бесприданницу»А.Н. Островского и ответить на вопросы (история Л.Огудаловой, её трагедия, отличие этого женского типа от Катерины из драмы «Гроза»).

7.РЕФЛЕКСИЯ: что понравилось в уроке? Интересна ли форма «Урок одного героя»?

  1. Учитель ставит оценки, объясняя их.

Предмет литература

Класс 10

Тема урока Катерина в системе образов. Протест против

«темного царства»

КОНСПЕКТ УРОКА

1.Организационный момент.

Цель этапа:

Настроить обучающихся на активную работу на уроке, исполнительность, раскованность в высказываниях собственного мнения;

Предупредить о доброжелательном настрое гостей, чтобы избежать излишней нервозности и смущения.

Приветствие обучающихся.

2.Вступительное слово учителя.

Цель этапа:

Активизировать внимание обучающихся на цели, задачах урока.

Слайд 1. Портрет А.Н.Островского

На предыдущем уроке мы рассмотрели образы обитателей города Калинова, дали им характеристики. Цель нашего урока – выявить, какое место в системе образов занимает Катерина, понять, почему она не может жить по законам «темного царства» и почему сделала такой выбор.

Слайд 2. Тема, цель урока, портрет Катерины.

    Цель урока:

выявить

    какое место занимает Катерина в системе образов драмы;

    почему она не может жить по законам «темного царства»;

    почему героиня сделала такой выбор.

3.Опрос по драме «Гроза»

Цель этапа:

Выявить подготовленность обучающихся к восприятию нового.

Чтобы лучше понять образ Катерины, вспомним нормы и мораль, по которым живет город Калинов, вспомним его обитателей.

Экспресс-опрос. Карточки(3). Дается карточка(№4) с индивидуальным заданием.

-«Жестокие нравы, сударь, в нашем городе». Почему так говорит Кулигин?

Как вы понимаете слова Бориса: «Здесь что вышла замуж, что схоронили, все равно»?

Как относятся к поучениям Кабанихи ее домочадцы?

4.Раскрытие темы.

Цель этапа:

Определить главные черты характера Катерины;

Ответить на вопрос «В чем состоит конфликт Катерины с окружающим?»

Выявить отношение к поступку Катерины.

Варвара и Тихон давно уже приспособились к жизни в доме матери: Варвара убеждена, что без притворства не обойтись, Тихон убеждает Кабаниху в своем послушании, а сам рад «бежать» из дома хоть ненадолго. А Катерина?

Катерина миролюбиво пытается унять Кабаниху, мягко возражает ей. Еще никто не пытался возразить Кабанихе, противоречить ей.

С первых реплик Катерина предстает особой героиней, а в разговоре с Варварой признается, что мечтает быть…(птицей)

Слайд 4. «Знаешь, мне иногда кажется, что я птица»

Послушаем монолог «Отчего люди не летают…» Выступает подготовленный ученик.

Какие черты характера проявляются с первых же реплик Катерины?

Откуда же появились такие черты, если город живет по своим принципам?

Да, в родительском доме Катерина жила по-другому.

Слайд 5. «Да здесь все как будто из-под неволи»

Что переживала Катерина в доме Кабанихи?

Теперь давайте определим черты характера главной героини и решим, в чем же состоит ее конфликт с окружающим.

Слайд 6.Черты характера Катерины - принципы жизни в доме Кабанихи

На слайде появляются черты характера героини, обучающиеся называют те принципы, по которым проходит жизнь в доме Кабанихи, приводят примеры из текста.
Свободолюбие - подчинение
Независимость - отказ от своей воли
Чувство собственного достоинства – унижение попреками и подозрениями
Мечтательность и поэтичность -отсутствие духовных начал
Религиозность - религиозное лицемерие
Решительность - не дать жить по своей воле (неволя)
Доброта, бескорыстие - грубость и брань
Честность, непосредственность – обман

Сделаем вывод.

Для Катерины - главное – жить согласно своей душе, а для Кабанихи главное – подчинить и не дать жить по–своему. Здесь возникает резкий контраст – вытекает непримиримый конфликт.

Слайд 7. «Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, ..что я другого люблю?»

Любовь является движущей силой сюжета. Когда мы узнаем о любви Катерины к Борису?

Ответ по карточке. Индивид. задание. Работа с текстом д.2, явл2

Карточка №4. Какие стороны характера Катерины раскрываются в ее разговоре с Варварой? Приведите примеры. Каково ее чувство к Борису? Зачитайте реплики.

Слайд 8. «Как же мне любить-то тебя, когда ты такие слова говоришь?»

Вспомним сцену прощания с Тихоном. Как ведет себя Тихон с матерью?

Послушаем диалог Катерины и Тихона.(действ.2, явл.4 – начало)

Выступление с индивидуальным заданием. Чтение диалога.

Какой мы видим Катерину?

Какое значение имеет сцена «Проводы Тихона» в развитии дальнейших действий?

(Любить и уважать такого бессильного Тихона Катерина не может. Смысл этой сцены - отчаянная попытка героини предупредить беду, заставить себя любить мужа)

Ключ…Ключ от опостылевшего дома властной Кабанихи…Ключ счастья, пусть минутного, но счастья быть рядом с любимым…

Слайд 9. «Бросить ключ! Нет, ни за что на свете!»

Индивидуальное задание. Исполнение монолога с ключом. (действ.2, явл.10)

Какие чувства испытывает Катерина? Как чувства отражаются в ее речи? Смогла ли ваша одноклассница передать это в монологе?

По-разному исполняли роль Катерины актрисы.

Слайд 10. Первая исполнительница роли Катерины Никулина-Косицкая.

Любовь Павловна Никулина-Косицкая -первая исполнительница роли Катерины. Драма «Гроза» была наполнена воспоминаниями актрисы о годах ее детства и юности на Волге. Рассказы ее, голос и весь облик вызвали в душе драматурга образ Катерины с ее независимой и гордой натурой.

Слайд11. Гликерия Николаевна Федотова.

Актриса выделяла мечтательность и религиозность в характере Катерины, передавала мучительную внутреннюю борьбу между чувством к Борису и сознанием греховности своей любви. Раскрывая душевную трагедию героини, актриса вызывала не столько чувство протеста против "темного царства", сколько чувство жалости, сострадания к ней.

Слайд 12. Мария Николаевна Ермолова.

Ермолова создала образ прекрасной русской женщины, исполненной внутренней силы, готовности к героическому самопожертвованию, предпочитающей смерть неволе.

Конечно, были и есть и другие исполнительницы роли Катерины. Все они по-своему интерпретировали этот образ.

Любовь Катерины к Борису – искреннее чувство или протест против устоев жизни Кабаних? Может быть, она встает на тот же путь лжи и обмана, что и Варвара?

Диспут: любовь Катерины – это искреннее чувство или протест?

Вывод: Любовь Катерины – искреннее чувство, она не способна лицемерить и притворяться, она действует по велению своего сердца, нарушая нравственный и религиозный закон – изменяет мужу. Да и Тихон не стремился завоевать любви Катерины, а жил по приказам и распоряжениям своей «маменьки», поэтому Катерина не нашла в нем поддержку и любовь, поэтому ищет это на стороне.

Слайд 13. «Грешна я перед Богом и перед вами!»

Чем объясняется раскаяние Катерины? Какой вы видите героиню в сцене всенародного покаяния? Это первый кульминационный момент драмы.

Коротко расскажите о событиях действия 5.

Слайд 14. «Друг мой! Радость моя! Прощай!»

Прочитаем последний монолог Катерины(действ.5, явл.4)

Это второй кульминационный момент.

Почему Борис не мог спасти Катерину?

Послушаем романс «Под лаской плюшевого пледа» (стихи М.Цветаевой, музыка А.Петрова, исполнительница В.Пономарева).

О какой любви поется в романсе? (Это любовь – самопожертвование, как и любовь Катерины)

Был ли у Катерины иной выход?

Как под влиянием поступка Катерины, ее трагической судьбы выражают протест против деспотизма самодуров другие герои?

Слайд 15. Сделаем вывод.

    В системе образов Катерина занимает…

    Она не может жить по законам «темного царства», потому что…

    Героиня избрала выход - самоубийство, чтобы…

Катерина – сильная личность, которая умела любить, готова на самопожертвование во имя любви, она честна, искренна и поэтому не способна притворяться, обманывать, т.е. жить по законам «темного царства», она избрала выход – самоубийство, чтобы избавить себя и свою душу от угрызений совести и уйти от норм и правил города Калинова.
В системе образов она занимает особое место: не принадлежит ни к «жертвам», ни к «хозяевам» города Калинина.

Недаром имя ей дано драматургом Катерина, что в переводе означает «чистая».

Слайд 16. Задание на дом.

5.Задание на дом.
Цель этапа:

Обобщить сказанное на уроке в виде записи;

Подготовиться к сочинению.

Слайд8. Домашнее задание.

Выполнить письменное задание: обобщить материал по образу Катерины, составить и записать сложный план «Образ Катерины»



Морозова Н.Т. В I половине 19 века положение женщины в России было зависимым во многих отношениях. До замужества она жила под непререкаемой властью родителей, а после свадьбы ее хозяином становился муж. Основной сферой деятельности женщины низших сословий была семья. Согласно принятым в обществе и закрепленным в «Домострое» правилам, она могла рассчитывать только на домашнюю роль: роль дочери, жены, матери. Духовные потребности большинства женщин, как и в допетровской Руси, удовлетворяли церковные праздники и церковные службы. «Домострой» памятник русской письменности 16 века, представляющий свод правил семейного быта


Морозова Н.Т. Катерина. Имя – образ - судьба Екатерина – разговорное Катерина, в переводе с греческого: чистая, благородная, благопристойная: 1. соответствующая принятым в обществе правилам поведения, морали. 2. Соблюдающая правила поведения, приличия (о человеке)…СИНОНИМЫ – приличный, скромный


Морозова Н.Т. Катерина в родительском доме «Жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле», «маменька души не чаяла», «работать не принуждала». Занятия Катерины: ухаживала за цветами, ходила в церковь, слушала странниц и богомолок, вышивала по бархату золотом, гуляла в саду Занятия Катерины: ухаживала за цветами, ходила в церковь, слушала странниц и богомолок, вышивала по бархату золотом, гуляла в саду


Морозова Н.Т. А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и всё поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху. А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и всё поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху. - как церковь формировала и нравственное, и эстетическое чувство девушки? - как церковь формировала и нравственное, и эстетическое чувство девушки?


Морозова Н.Т. «И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. Точно как все это в одну секунду было. Маменька говорила, что все, бывало, смотрят на меня, что со мной делается! А знаешь: в солнечный день из купола такой светлый столб вниз идет, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют…» «И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. Точно как все это в одну секунду было. Маменька говорила, что все, бывало, смотрят на меня, что со мной делается! А знаешь: в солнечный день из купола такой светлый столб вниз идет, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют…»


Морозова Н.Т. Выводы: Особенности жизни Катерины в родительском доме 1. Сердечное отношение родных. 2. Посещение церкви, слушание рассказов странниц, богомолок Относительная свобода. Черты характера Катерины, развившиеся под влиянием жизни у родителей Болезненная впечатлительность, экзальтированность. Романтическое отношение к жизни.


Морозова Н.Т. Катеринао жизни в семье Кабановых «Я у вас завяла совсем», «да здесь все как будто из-под неволи». Атмосфера дома страх. «Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?» Атмосфера дома страх. «Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?»



Морозова Н.Т. Что подтолкнуло Катерину на любовь к Борису? Что подтолкнуло Катерину на любовь к Борису? - От чего бежала Катерина, решаясь на свидание с Борисом? - К чему стремилась Катерина? -Через что пришлось переступить Катерине? -На какую любовь рассчитывала Катерина, выходя на свидание к Борису?


Морозова Н.Т. Почему Катерина ищет выход в любви? «Да что я говорю-то, что я себя обманываю? Мне хоть умереть, да увидеть его. Перед кем я притворяюсь- то!.. Бросить ключ! Нет, ни за что на свете! Он мой теперь... Будь что будет, а я Бориса увижу! Ах, кабы ночь поскорее!.. » «Да что я говорю-то, что я себя обманываю? Мне хоть умереть, да увидеть его. Перед кем я притворяюсь- то!.. Бросить ключ! Нет, ни за что на свете! Он мой теперь... Будь что будет, а я Бориса увижу! Ах, кабы ночь поскорее!.. » Любила ли Катерина мужа?


Морозова Н.Т. Варвара. А не стерпится, что ж ты сделаешь? Варвара. А не стерпится, что ж ты сделаешь? Катерина. Что я сделаю! Катерина. Что я сделаю! Варвара. Да, что сделаешь? Варвара. Да, что сделаешь? Катерина. Что мне тогда захочется, то и сделаю. Катерина. Что мне тогда захочется, то и сделаю. Варвара. Сделай попробуй, так тебя здесь заедят. Варвара. Сделай попробуй, так тебя здесь заедят. Катерина. А что мне! Я уйду, да и была такова. Катерина. А что мне! Я уйду, да и была такова. Варвара. Куда ты уйдешь! Ты мужняя жена. Варвара. Куда ты уйдешь! Ты мужняя жена. Катерина. Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай бог этому случиться, а уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь. Катерина. Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай бог этому случиться, а уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь. - -Прокомментируйте диалог


Барыня. Что, красавицы? Что тут делаете? Молодцов поджидаете, кавалеров? Вам весело? Весело? Красота-то ваша вас радует? Вот красота-то куда ведет. (Показывает на Волгу.) Вот, вот, в самый омут. Варвара улыбается. Варвара улыбается. Что смеетесь! Не радуйтесь! (Стучит палкой.) Все в огне гореть будете неугасимом. Все в смоле будете кипеть неутолимой. (Уходя.) Вон, вон куда красота-то ведет! (Уходит.) Что смеетесь! Не радуйтесь! (Стучит палкой.) Все в огне гореть будете неугасимом. Все в смоле будете кипеть неутолимой. (Уходя.) Вон, вон куда красота-то ведет! (Уходит.)




Морозова Н.Т. "Э, что меня жалеть, никто не виноват, - сама на то пошла. Не жалей, губи меня! Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю... Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?" "Э, что меня жалеть, никто не виноват, - сама на то пошла. Не жалей, губи меня! Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю... Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?"


Морозова Н.Т. - Какова сила любви Катерины? - Почему героиня так безропотно «принимает» решение Бориса оставить её? - Возьми меня с собой отсюда. - Нельзя, Катя; не по своей воле я еду, дядя посылает. Какой выход из создавшейся ситуации видите вы? Какой выход из создавшейся ситуации видите вы?


Морозова Н.Т. Позитивные стороны «Мою любовь у меня никто не отнимет...» «Кабанова стара, скоро ей понадобится моя помощь...» «Сколько радости принесут мне дети...» Негативные стороны «Бориса никогда не увижу, снова эти ночные страхи, эти долгие ночи, эти долгие дни...»


Морозова Н.Т. В детствеВ семье Кабановых «Точно птичка на воле», «маменька души не чаяла», «работать не принуждала». Занятия Катерины: ухаживала за цветами, ходила в церковь, слушала странниц и богомолок, вышивала по бархату золотом, гуляла в саду «Я у вас завяла совсем», «да здесь все как будто из-под неволи». Атмосфера дома страх. «Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?» Черты Катерины: свободолюбие (образ птицы); независимость; чувство собственного достоинства; мечтательность и поэтичность (рассказ о посещении церкви, о снах); религиозность; решительность (рассказ о поступке с лодкой) Принципы дома Кабановых: полное подчинение; отказ от своей воли; унижение попреками и подозрениями; отсутствие духовных начал; религиозное лицемерие Для Катерины главное жить согласно своей душе Для Кабанихи главное подчинить, не дать жить по-своему


Морозова Н.Т. Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу: все равно. Да, что домой, что в могилу!.. что в могилу! В могиле лучше... Под деревцом могилушка... как хорошо!.. Солнышко ее греет, дождичком ее мочит... весной на ней травка вырастет, мягкая такая... птицы прилетят на дерево, будут петь, детей выведут, цветочки расцветут: желтенькие, красненькие, голубенькие... всякие (задумывается), всякие... Так тихо, так хорошо! Мне как будто легче! А о жизни и думать не хочется




Морозова Н.Т. Н.А.Добролюбов: «Катерина –луч света в темном царстве. В трагическом конце…дан страшный вызов самодурнойсиле. В Катерине мы видим протест против кабановскихпонятий о нравственности, протест, доведенный до конца…» (Н.А.Добролюбов «Луч света в темном царстве»). Д.И.Писарев: «Воспитание и жизнь не могли дать Катерине ни твердого характера, ни развитого ума…Она разрубает затянутые узлы самоубийством, которое является совершенно неожиданно для нее самой».(Д.И.Писарев «Мотивы русской драмы») ________________________________________________________________ Д.И.Писарев: «Воспитание и жизнь не могли дать Катерине ни твердого характера, ни развитого ума…Она разрубает затянутые узлы самоубийством, которое является совершенно неожиданно для нее самой».(Д.И.Писарев «Мотивы русской драмы») Какого мнения вы придерживаетесь и почему? «Гроза» в русской критике


Морозова Н.Т. Информационные источники Шаблон учителя Морозовой Н.Т 4 слайд – женщина в 19 векеженщина в 19 веке 5 слайд – «Домострой»«Домострой» 6 слайд - Катерина Катерина 7 слайд – Вид на Волгу Вид на Волгу 8 слайд - Катерина Катерина 9 слайд - церковьцерковь 10 слайд – девочка, служба в церквидевочка, служба в церкви Свет в церкви 12 слад – Кабаниха, Катерина, Борис Кабаниха, Катерина, Борис 13 слайд – Дикой и Кабаниха Дикой и Кабаниха 14 слайд – вечерний моционвечерний моцион Калинов 15 слайд - Катерина Катерина 16 слайд – Катерина и Варвара Катерина и Варвара 17 слайд – Катерина Катерина 18 слайд- под сводами церквипод сводами церкви 20 слайд – покаяние Катериныпокаяние Катерины 21 слайд – картина Васнецовакартина Васнецова 22 слайд – Катерина с Борисом Катерина с Борисом Прощание Катерины с Борисом Катерина и Борис на скамейке у Волги 23 слайд – Катерина с Борисом Катерина с Борисом 27 слайд - Катерина Катерина 28 слайд – Катерина и Тихон Катерина и Тихон




Top