Образ ольги ильинской. Характеристика героя Ольга Ильинская, Обломов, Гончаров

Кто такие Стрекоза и Муравей, знает каждый взрослый. Пришла пора познакомить и вашего ребенка с этими яркими персонажами известной басни «Стрекоза и Муравей».

Басня «Стрекоза и Муравей».

Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела,
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле,
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом.

Все прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает,
Стрекоза уж не поет,
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!

Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?
Говорит ей Муравей.

До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас –
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило.

А, так ты…

Я без души лето целое все пела.

Ты все пела? Это дело:
Так поди же, попляши!

Мораль басни Крылова «Стрекоза и Муравей».

Мораль басни «Стрекоза и Муравей» про трудолюбивого муравья и легкомысленную стрекозу заключена в последние две строки произведения с тем смыслом, что нельзя все время жить днем сегодняшним и только веселиться, нужно еще и работать, даже если это делать совсем не хочется, ведь никто кроме, конечно, тебя самого о тебе заботиться никогда не будет.

Анализ басни «Стрекоза и Муравей».

По своей сути басня «Стрекоза и Муравей» является переводом одной из басен («Цикада и муравей») другого автора – Жана де Лафонтена, сюжет которой тоже не является оригинальным. Он позаимствован с трудов древнегреческого баснописца Эзопа. Тем не менее работы и Лафонтена, и Крылова простым переводом назвать сложно, так как каждая из них адаптирована под определенный народ и его уклад жизни, характерный для времени и места жительства автора.

Басню «Стрекоза и Муравей» Крылов написал в начале XIX века, поэтому неудивительно, что главным положительным ее героем стал трудолюбивый муравей, который, как все крестьяне того времени, не покладая рук работал все лето для того, чтобы не голодать зимой. Стрекоза же в это время жила в свое удовольствие, веселилась и даже не задумывалась над тем, что будет делать, когда придут холода. Когда же холода настали, Попрыгунье не осталось ничего иного, как идти к Муравью попрошайничать. Муравей, заботливо поинтересовавшись, чем же занималась Стрекоза все время, понимает, что во всех своих бедах Стрекоза виновата сама, поэтому вместо крова и еды, он шутливо насмеивается над легкомысленным насекомым. Отсюда и мораль о необходимости заботиться о будущем уже сегодня.

Крылатые выражения из басни «Стрекоза и Муравей».

  • «Ты все пела? Это дело: Так поди же, попляши!» – с момента написания басни означает насмешку/упрек беззаботному человеку.
  • «Попрыгунья Стрекоза» – используется в современной речи для характеристики легкомысленной, ветреной женщины.

Тема: "Басня И.А.Крылова "Стрекоза и Муравей"

Цель: создание условий для ознакомления учащихся с творчеством И.А.Крылова, с содержанием басни "Стрекоза и Муравей"

Задачи:

Предметные: познакомить учащихся с личностью Ивана Андреевича Крылова и его басней "Стрекоза и Муравей", уметь анализировать басню, научиться выделять главную мысль произведения, совершенствовать навык правильного, осознанного чтения, осмыслять нравственное содержание пословиц, соотносить их смысл с изучаемым произведением и реалиями жизни, познакомить с насекомыми - стрекозой и муравьём в природе.

Метапредметные:

познавательные: развивать умение воспринимать на слух и осознанно читать произведение; строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни; воспитывать добрые моральные качества.

коммуникативные: формировать умение учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении;

регулятивные: учить ставить учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками; планировать свои действия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий;

личностные: формировать мотивационную основу учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; развивать способность к самооценке.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация по теме урока, аудиозапись басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей», маски Стрекозы и Муравья, карточки с личностными качествами героев басни, учебник О.В.Кубасовой, “Литературное чтение” 3 класс, 1 часть, .

Используемые методы и приёмы: информационно-коммуникационные, эвристическая беседа, проблемно-диалогический, метод обучения в паре, группе.

Ход урока.

I . Организационный момент (психологический настрой).

Добрый день, ребята! Посмотрите на меня своими лучезарными глазками, сделаем глубокий вдох – медленный выдох и тихонько сядем.

- Я приглашаю вас всех в чудесный мир литературы. Для того чтобы получить знания на уроке чтения и уметь ими воспользоваться, нам необходимы определённые личностные качества. Какие?

(Ответы учащихся)

Верно. Вам необходимы внимание, старание, желание работать дружно, активно, уважая мнение говорящего, не стесняясь высказывать своё мнение по возникшим вопросам.

II . Постановка темы и целей.

1) Разгадывание ребуса.

Ребята, напомните, как называется раздел учебника, произведения которого мы изучаем в данный момент? ("Труд человека кормит, а лень портит") СЛАЙД 1.

Какие произведения уже прочитали? (Р. Сеф "Лопата", Е. Карганова "Лекарство без рецепта",

К. Ушинский "Как рубашка в поле выросла", Е.Благинина "Не мешайте мне трудиться", С.Баруздин "Бревно", рус. нар. сказка "Кому горшок мыть", С.Маршак "Старуха, дверь закрой!", Е.Шварц "Сказка о потерянном времени")

Что общего в этих произведениях? (Они все о труде.)

Сегодня мы прочитаем ещё одно произведение из этого раздела. А кто его автор, попробуйте догадаться. Я зашифровала псевдоним этого известного нам человека. Что такое псевдоним? (вымышленное имя)

НАВИ ВОЛЫРК (Иван Крылов) СЛАЙД 2.

2) Постановка целей и задач на урок.

Верно, это Иван Крылов. Именно так подписывался сначала Крылов под своими произведениями.

Что вы о нём знаете? Как считаете, достаточно ли хорошо знаете о Крылове и его творчестве?

Попробуйте поставить перед собой цели на сегодняшний урок. Что нам надо выполнить, как думаете? (Наверно, узнать что-то новое о Крылове, прочитать и проанализировать новое для нас произведение.)

III Изучение нового материала

1. Знакомство с биографией И.А. Крылова СЛАЙД 3.

Родился будущий знаменитый писатель в бедной семье армейского офицера, и поэтому Ваня Крылов не смог получить в детстве хорошего образования. Позже ему довелось учиться «из милости» вместе с детьми одного богатого помещика.

Когда Ивану Крылову исполнилось 10 лет, умер его отец. Ване пришлось поступить на работу. Что же он делал? Переписывал бумаги (ведь компьютеров в то время ещё не было), разносил пакеты с документами. Да ещё потихоньку читал книги, которые остались после отца.

Всю жизнь Иван Андреевич работал и учился. Он прекрасно рисовал. Очень рано выучился играть на скрипке. У него были большие способности к математике и к языкам. Он читал и писал на французском, немецком, итальянском, английском языках. А в 50 лет Крылов начал изучать греческий язык и за два года овладел им в совершенстве. Его считали одним из самых образованных и просвещённых людей своего времени.

Крылову поставили памятники в разных городах. А в Санкт – Петербурге памятник имеет название «Дедушке Крылову».

С улыбкой доброю, с приветливостью взгляда, СЛАЙД 4.
Он, точно с старческой неспешностью речей,
Рассказывает нам, с своих высоких кресел,
Про нравы странные и глупости зверей,
И все смеются вкруг и сам он тихо-весел.

Что же такое рассказывает Крылов, что все вокруг смеются? (басни)

Знаете ли вы, что за 30 лет своей литературной работы он написал 205 басен. Они переведены более чем на 50 языков мира.

2. Актуализация знаний.

Что такое басня?

(Басня - это небольшая сказка или короткий рассказ, в котором действуют звери и птицы. Они обладают человеческими качествами и обычно умеют говорить. А под животными подразумеваются люди. Через поведение животных показываются недостатки людей.)

В басне есть нравоучение? Как оно называется?

В какой части басни может находиться мораль? (располагается либо в начале, либо в конце басни)

Что осуждается в морали? (зависть, лень, ложь, глупые поступки…)

3. Речевая разминка

Вы уже догадались, что на уроке нам предстоит встреча с басней И.А. Крылова? А вот с какой, вы узнаете на речевой разминке. (текст на слайде)

Без работы хоть убей, СЛАЙД 5.

Жить не может … (муравей)

Вот летает над водой
Вертолётик голубой:
Хвостик, крылья и глаза
Это просто …(Стрекоза)

(Разные способы чтения хором: 1) «жужжащее чтение», чтение с удивлением, с сердитой, с весёлой интонацией; 2) «жужжащее чтение», с ускорением, с замедлением).

4. Сообщение учащихся о стрекозе и муравье

Герои разминки пришли к нам сегодня в гости. Вы внимательно их послушайте. Вполне возможно, стрекоза и муравей расскажут вам о себе такие сведения, о которых вы и не знали.

Появляются костюмированные персонажи Стрекоза и Муравей. Каждый из них рассказывает о себе (подготовленные учащиеся)

СЛАЙД 6.

Муравьи – самые старые из всех видов насекомых, им более ста миллионов лет. Они всегда передвигаются строем и безошибочно находят дорогу к своему муравейнику. Муравьи почти всеядны и нападают на любую добычу, с которой могут совладать. В Африке и Америке существуют так называемые воинственные муравьи, которые убивают всё, что попадается на их пути, и от которых спасаются бегством даже львы. Муравьи очень трудолюбивы. Они поднимают груз, приблизительно в сто раз тяжелее собственного веса, постоянно занимаются работой: заготавливают корм, ухаживают за потомством, пасут свой «домашний скот» - тлю и при этом никогда не спят.

СЛАЙД 7.

Стрекоза - одно из самых древних летающих насекомых на земле. Стрекоза, жившая несколько миллионов лет назад, была размером с чайку! Современная стрекоза не больше 10 см в длину. У неё бесшумный и очень быстрый полёт. Она может за один час преодолеть расстояние в восемьдесят километров. Стрекоза живёт вблизи прудов и рек. В них она и начинает свою жизнь, ведь самка откладывает яички на водяные растения, из которых появляются личинки. Личинка стрекозы - очень большой хищник: она охотится на личинки комаров и на головастиков, иногда нападает на мальков рыб. Взрослая стрекоза питается мухами и бабочками.

Итак, ребята, что в рассказе наших героев было для вас новым?

Как вы думаете, почему к нам на урок пришли именно эти персонажи? (Будем читать басню «Стрекоза и муравей».)СЛАЙД 8.

Почему слова Стрекоза и Муравей написаны с большой буквы? (Потому что это герои

произведения.)

5. Работа над басней "Стрекоза и Муравей"

1) Первичное восприятие текста (аудиозапись)

Сейчас я приглашаю вас на сеанс воображения. Послушайте и представьте картины по данной басне. А прочитает её профессиональная актриса

Слушайте внимательно, какие-то слова, возможно, вам покажутся непонятными. После попробуем объяснить их значение.

2) Беседа по первичному восприятию

Какие чувства были во время чтения басни и после прочтения?

3) Словарно – лексическая работа

Были ли непонятные слова и выражения?

Я предполагала это и выделила слова и выражения, которые необходимо объяснить. СЛАЙД 9.

попрыгунья - тот, кто все время вертится, прыгает, не сидит на месте

лето красное - тёплое, красивое, солнечное

оглянуться не успела - очень быстро

зима катит в глаза - неожиданно наступила зима (для стрекозы, муравей её ждал)

помертвело чисто поле - опустело, урожай собран. Цветы и травы увяли, засохли. Насекомые и животные попрятались, впали в спячку. Птицы улетели. В поле стоит мёртвая тишина.

нужда - недостаток в необходимом

злой тоской удручена - огорчена, тоскливо ей, подавлена

кум, кумушка - родственники

до вешних дней - до весенних дней

мурава - молодая трава

резвость - подвижность, веселость

голову вскружило - обо всём забыла

6) Чтение басни учащимися

Слова разобрали. А теперь прочитаем басню. Помните, что у каждого героя свой характер, своя манера говорить, свои повадки. При чтении постарайтесь подражать героям и профессиональному актёру.

7) Гимнастика для глаз .

После чтения выполним гимнастику для глаз. Встали возле своих парт.

Вверх-вниз, влево- вправо. Зажмурились, широко открываем глаза.

8) Анализ текста басни и выборочное чтение

Итак, насколько вы были внимательны во время чтения, сможете ли ответить на мои вопросы.

Кто является героями басни? (Героями басни являются Стрекоза и Муравей.)

- Прочитайте, как Стрекоза показана в начале басни. Что она делала целое лето? ("Лето красное пропела.")

Был ли домик у Стрекозы? (У Стрекозы не было домика.)

Тогда где жила Стрекоза, прочитайте. ("Как под каждым ей листком был готов и стол и дом.")

Что наступило с холодной зимой для Стрекозы? (Для Стрекозы пришло тяжёлое время.)

Настали ли нужда и голод для Муравья? (Нет, потому что он приготовился к холодам.)

Как вы думаете, почему Стрекоза пришла именно к Муравью? (Потому что Муравей труженик.)

Какими словами обратилась Стрекоза? ("Не оставь меня, кум милый! Дай ты мне собраться с силой и до вешних только дней прокорми и обогрей!")

Откликнулся ли Муравей на просьбу Стрекозы? (Нет, не откликнулся.)

Почему он отказал Стрекозе в помощи?

Справедливо поступил Муравей со Стрекозой? - Не жестоко ли это?

Как бы вы поступили на его месте?

Как вы думаете, раскаивается ли Стрекоза в своём поведении?

Мы знаем, что басни писались не ради стрекоз и муравьёв. Кого имел в виду Крылов вместо насекомых? (Людей.)

Иван Андреевич Крылов в своих баснях давал людям советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит, и мы с вами, стали умнее, добрее и лучше. Чему учит нас эта басня? Что человеческие качества осуждает? (осуждает беспечность, нежелание думать о завтрашнем дне, легкомыслие, хвастливость)

Найдите слова, в которых заключается главная мысль - мораль произведения. ("Ты всё пела? Это дело: так поди же попляши!") СЛАЙД 10.

Как вы понимаете данные слова?

IV Физминутка АУДИОЗАПИСЬ "ЗВУКИ ЛЕСА".

Поработали, пора и немного передохнуть. Во время физминутки девочки на минутку становятся стрекозами, а мальчики - муравьями. Выполняйте на месте действия, о которых буду говорить.

«Стрекоза летала, летала, пела, танцевала, устала, присела и опять полетела.

Муравей копал, копал, крошки хлеба собирал, строил дом, двор убирал, в ковшик ягод набирал. Муравей устал, присел, и опять трудиться поспешил. »

V Закрепление изученного материала

1. Работа по определению черт характера главных героев. Парная работа.

Продолжим разговор о героях басни Крылова.

На партах у вас лежат листочки с напечатанными на них личностными качествами. Переверните и положите поближе к себе. Работать будете в парах. Вам необходимо выбрать те качества, которые соответствуют характеру Стрекозы и Муравья, и соединить стрелочками с изображениями героев. Чья пара будет готова, поставьте руки домиком.

Стрекоза Муравей

(Слова для справок: легкомысленность, беззаботность, усердие, лень, несерьёзность, трудолюбие, бессердечность, весёлость, думающий о будущем)

2. Работа над пословицами. Парная работа.

На уроках литературного чтения мы с вами часто вспоминаем один из жанров устного народного творчества - пословицы. Прочитайте пословицы. СЛАЙД 11.

    Поспешишь – людей насмешишь.

    Скучен день до вечера, коли делать нечего.

    Делу - время, потехе -час.

На какую тему данные пословицы?

Какая из них наиболее подходит к басне "Стрекоза и Муравей"? Объясните.

Кому, Стрекозе или Муравью, вам хотелось бы адресовать пословицу: "Делу - время, потехе - час"?

А вы сами всегда ли помните об этой пословице? Приведите примеры.

3. Чтение басни по ролям.

- Сейчас мы будем читать по ролям. Сколько должно быть исполнителей для выразительного чтения по ролям по басне “Стрекоза и Муравей”? (Трое: тот, кто произносит слова автора, Стрекоза, Муравей)

С какой интонацией будете читать слова Муравья?

Какую позицию выберете для себя – осуждение Стрекозы или жалость к ней?

Напоминаю, что каждый участник диалога действует от лица персонажа, роль которого исполняет, добивается того, что хочет этот персонаж. Поэтому необходимо слушать очень внимательно своих партнеров, вслушиваться не только в их слова, но и в интонации.

V . Итог урока

Итак, мы прочитали и разобрали басню.

Что хотел сказать нам Крылов своей басней? (Замечай прежде всего свои недостатки, а не недостатки товарищей, прислушивайся к их замечаниям.)

Какие недостатки людей здесь высмеиваются? (Беспечность, лень, легкомысленность, беззаботность, несерьёзность)

В каких словах басни заключается мораль? ("Ты всё пела? Это дело: так поди же попляши!")

Как вы понимаете эти строки?

Полезным ли для вас оказался урок? - Какой вывод для себя сделали?

Все басни "дедушки Крылова" интересны и поучительны. Я рекомендую прочитать их.

VI . Домашнее задание (на выбор). СЛАЙД 12.

Для домашнего задания выбираете одно из четырёх заданий (вы получите листочки с заданиями):

2) Придумать свой конец басни, если бы Муравей всё-таки пустил Стрекозу к себе жить.

4) Инсценировать басню.

VII . Самооценка

Урок сегодня был удачный,
Не прошёл для вас он зря.
Вы все очень постарались.
Вам понравилось, друзья?

Интересно - не интересно

Не устал - устал

Доволен собой - не доволен собой

Старался - не старался

Волновался на уроке - не волновался

VII . Выставление оценок

Топорова Алевтина Вениаминовна, учитель начальных классов,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Комаровская средняя общеобразовательная школа ЗАТО Комаровский

Роман «Обломов» – главное произведение в творчестве . Роман создавался в течение нескольких лет, с 1847 по 1859 год. Его главным героем стал помещик . Образованный человек проводит жизнь, предавшись неге и полулени. Он не приспособлен к работе и, несмотря на имеющийся потенциал, не питает интереса ни к одному виду деятельности. Ольге Ильинской, чей характер оказывается полной противоположностью образу Обломова, автор отвел роль мотиватора главного действующего лица.

Роман демонстрирует развитие персонажа. Встретив Ольгу молодой девушкой, читатель наблюдает за ее становлением как личности, взрослением и сменой статуса. Постоянно стремящаяся к саморазвитию, амбициозная Ольга Сергеевна Ильинская пробуждает в Обломове любовь, которой не суждено иметь продолжения.

Биография и сюжет

Ольга Ильинская – привлекательная девушка, живущая в Санкт-Петербурге. Она позитивна, оптимистична и не склонна к манерности, традиционной для описываемой эпохи. Семья девушки благородна. Родители рано умерли, и ребенком героиня попала в дом тетки, Марьи Михайловны. Там ей дали воспитание, разрешали открыто выражать мнение. Самодостаточность Ольги объяснима и тем, что ее близким другом был . Девушка является поклонницей его взглядов и воплощает в жизнь идеи, которым благоволит приятель.


Образ Ольги не типичен для женщины 19 века. Ее характеристика исключает склонность к кокетству и жеманству, скрытности и алчности. Девушку мало волнуют приличия и чужое мнение. Общества Ильинской избегают поборники традиционного социального строя и этикета. Ольга образованна и рассудительна. Описывая характер, автор не уделяет внимания внешности, отмечая, что героине не хватает белизны кожи, румянца и утонченных очертаний. Грациозная и элегантная Ильинская из добродушного ребенка превращается в женщину, чье лицо теряет беззаботное выражение и обретает тягостную задумчивость.

Чувства, которые пробудила Ольга в сердце Обломова, облагородили героя и позволили начать новый этап жизни. Герой оказался не в силах соответствовать девушке, и им пришлось разорвать отношения. Расставание подкосило обоих. Илья Обломов слег в горячке, а Ольга Ильинская уехала в Париж, залечить разбитое сердце. Полгода, проведенные во Франции, она поддерживала тесную связь со Штольцем и пришла в себя. Приняв предложение руки и сердца от друга Обломова, Ольга вышла за него замуж.


Сочетая простоту и естественность, Ольга Ильинская отличалась от представительниц прекрасного пола в Петербурге. , которая заняла мысли Обломова после отъезда Ольги, не отличалась широтой взглядов или возвышенными идеалами. Ее простота и стремление вести привычный образ жизни заставили героя задуматься о том, что схожесть дает основания для появления чувств.

Личностный рост Ольги, описанный на страницах произведения, происходит быстрыми темпами. Это покорило Обломова. Позднее, поняв, что не готов к такому ритму жизни и имеет другие идеалы, герой отказался от попыток быть наравне с Ильинской. История любви не состоялась.


В сравнение с Ольгой Пшеницына выглядит скромно. Ее главными заботами оказывается ведение хозяйства и поиск возможностей угодить Обломову. Для нее он выступает в роли Ильинской, поэтому ленивому помещику кажется, что брак с Пшеницыной – удачный вариант развития событий.

Привыкшие к домашней жизни, щедрым застольям, тихой текучести времени, Обломов и Пшеницына довольствуются тем, что им преподносит судьба. В то же время Ильинская и Штольц привыкли творить свою жизнь вопреки обстоятельствам. План перевоспитания Обломова, который разработала Ильинская, никогда бы не пришел в голову Пшеницыной, считавшей, что супруг – идеальный мужчина. Чувства, которые Ольга приняла за любовь, скорее были удовольствием от результатов, демонстрируемых Ильей. Главное предназначение Ольги заключается в постоянном поиске себя и самосовершенствовании, что невозможно рядом с Обломовым.

Актрисы

Роман «Обломов» был экранизирован. Аудитории запомнились две киноленты, достойные разбора и отличившиеся интересными актерскими работами. В 1966 году на экраны вышел сериал, созданный итальянскими постановщиками. Роль Ольги исполнила Джулиана Лоджодиче, а в образе Обломова выступил Альберто Лионелло.


Советский зритель смог оценить режиссерскую интерпретацию в 1979 году. Художественный фильм «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» был воспринят тепло и доброжелательно. Критики отмечали игру , воплотившей на экране Ильинскую.


Кроткая и утонченная актриса достоверно изобразила черты, которые описывал автор в романе. Внешность актрисы изящно дополнила создаваемый ею образ. Роль принесла исполнительнице большой успех в кинематографе. В дуэте с Елена Соловей представила неповторимый тандем незаурядной личности и ее подопечного.

Литературоведы ищут прообраз Ольги Ильинской, отмечая ее сходство с главной героиней романа « ». напоминает Ильинскую. Писатели характеризуют девушек как простых персонажей, не испытывающих интереса к светской жизни современного общества. В работе над образом Гончаров пошел дальше , изобразив женщину, привлекающую природной красотой и серьезными запросами. Ольге не достаточно быть счастливой дамой, она чувствует необходимость проявления характера.


Ильинская входит в число классических женских образов русской литературы. Ольга представляет собой аутентичную героиню, цельную натуру, которой не находится равных.

Цитаты

Автор вкладывает в уста главной героини слова, которые ожидает услышать от публики. Середина 19 века была смутным временем, когда особам, подобным Обломову, не было счета. Мало кто хотел выйти из зоны комфорта, чтобы взяться за решительные действия, и в образе женщины писатель дает сильнейшую мотивацию Обломову и таким как он. Женское начало является собирательным образом достигаемой высоты:

«Я цель твоя, говоришь ты и идешь к ней так робко, медленно; а тебе еще далеко идти; ты должен стать выше меня. Я жду этого от тебя!» – говорит Обломову Ольга.

Несмотря на рассудительность, Ольге не чужды сердечные порывы:

«У сердца, когда оно любит, есть свой ум... оно знает, чего хочет, и знает наперед, что будет»

Так объясняет девушка, не понимающая до конца, что, сама того не желая, она подменила любовь азартом. В глубине души Ольга понимает, что испытываемые чувства не имеют шанса:

«Да, на словах вы казните себя, бросаетесь в пропасть, отдаете полжизни, а там придет сомнение, бессонная ночь: как вы становитесь нежны к себе, осторожны, заботливы, как далеко видите вперед!..»

Девушка видит, кем является Обломов и понимает, что он никогда не решится на серьезный поступок и не изменит своей сущности.

Ольга Ильинская – виновница некоторой встряски, которую пришлось пережить Обломову, прежде чем погрузиться в свой полный покой Обломовщины (см. статью Ольга и Обломов). Ольга представлена в книге девушкой, обладающей силой воли и деятельным умом. Со Штольцем у неё общее – самостоятельность натуры и любовь к деятельной, полной движения и труда жизни. С Обломовым её сближает склонность к искусству, к общим вопросам жизни, любовь к природе. Будучи самолюбивой и деятельной, Ольга любила задавать себе трудные задачи в жизни и добиваться их осуществления. Одной из таких задач было возродить Обломова к новой жизни, спасти его от Обломовщины, ввести в его жизнь деятельность и живое движение.

Гончаров. Обломов. Краткое изложение

Вначале попытка Ольги удалась: почувствовав обаяние этой умной и талантливой девушки, Обломов как бы воскресает. Он покидает свой диван, свои пыльные комнаты, он целый день на ногах, бродит с Ольгой, слушает музыку, строит планы светлого будущего. Но когда привычки предыдущей жизни берут верх над этой попыткой возродиться, в Ольге рассудочность оказывается сильнее любви к Обломову. Она пишет ему письмо, в котором логически и в отличной литературной форме доказывает, что ей нужна жизнь не такая, какая возможна с Обломовым, и разрывает с ним. То, что Ольга выходит замуж за Штольца и счастливо живет со своим рассудочным и суховатым практиком-мужем, подчеркиваете элемент рассудочности в её натуре.

Ольга, по духу, близка к тургеневским героиням – Елене («Накануне ») и Наташе («Рудин »). Это – сильная натура, которая не боится жизни. Её ясный и свободней ум помогает ей разбираться в людях и в случайностях жизни. Неудовлетворенная пошлостью и банальностью светской жизни, со всеми её предрассудками и приличиями, она хочет сама устроить свою жизнь так, чтобы и ей самой дышалось легко, и окружающим ее было хорошо. Эта самостоятельность в жизни – характерная её черта, выгодно отличающая ее от названных тургеневских героинь, который обе нуждаются в «вождях».

Штольц рекомендовал Обломова вниманию Ольги с самой хорошей стороны; его лень, неподвижность он вышутил, очевидно, сначала этим чертам не придавая еще особого рокового значения, – а светлые стороны его души он выхвалил. Он постарался заинтересовать Обломовым Ольгу, потому что считал полезными для своего друга влияние этой умной, энергичной и доброй девушки. И вот, познакомившись с Обломовым, самостоятельно заглянув в его душу, Ольга убедилась, что характеристика, сделанная Штольцем, верна, – что Обломов, действительно, «добрый, умный, нежный, благородный человек». В её умной головке зародилась гордая мечта – сделать «дело» – вернуть на плодотворное поприще культурной жизни этого «хорошего» человека, только на время, как ей показалось, уклонившаяся от общей человеческой работы на пользу всего мира.

Сперва добродушным смехом, потом задушевной лаской, отчасти кокетством, она, действительно, на время вдохновила Обломова, который еще находился эту пору под влиянием Штольца. Обломов не только воскрес духовно, но даже испытал новое для себя чувство – любовь к Ольге. И она тоже полюбила его, но в этой любви была какая-то снисходительность, что-то вроде материнской любви к ребенку, выздоровевшему после болезни. Это не была страсть, подчиняющая человека человеку.




Top