Образ праведницы в рассказе Солженицына «Матренин двор. Какой смысл вкладывает А.И

С давних пор считалось, что земля русская держится на праведниках. Настоящие праведники жили без денег, бескорыстно помогали другим людям и никому не завидовали. Под такое описание полностью подходит Матрена из рассказа Солженицына «Матренин двор» .

Матрена Васильевна - это праведная и чистая женщина, которая жила в небольшой деревне возле железнодорожного переезда. В молодости к ней посватался Фадей, но его забрали на войну. Матрена ждала его возвращения, но через три года к ней посватался Ефим, родной брат Фадея. Неожиданно вернулся Фадей из плена - и долго переживал. Он сказал, что убил бы свою невесту, если бы она не была женой брата.

Матрена жила неплохо, но вот с детьми ей не повезло. Ее дети умирали один за другим - и ни один из малышей не выжил. В 1941 году ее мужа призвали в действующую армию - и он домой уже не вернулся. Сначала Матрена ждала мужа, а потом смирилась с его гибелью. Чтобы скрасить свое одиночество, Матрена Васильевна взяла себя на воспитание младшую дочь Фадея, Киру. Она бескорыстно присматривала за девочкой. Когда Кира выросла, она выдала ее замуж в соседнюю деревню за машиниста поезда.

После отъезда воспитанницы в доме Матрены стало пусто и тоскливо, а одиночество бедной женщины скрашивали только фикусы. Она беззаветно любила эти растения - и даже во время пожара спасала не избу, а фикусы. Матрена из жалости приютила колченогую кошку, которая жила у нее долгие годы.

Примечательным был тот факт, что Матрена отработала всю жизнь в колхозе за галочки, которые ставил в табели бригадир. Из-за этого ей не выходила трудовая пенсия. Только после долгих трудов Матрене удалось выхлопотать себе пенсию. Как только у нее появились деньги, оказалось, что у Матрены Васильевны есть три родные сестры.

Через некоторое время приехал Фадей - и попросил горницу для Киры. Матрена отдала свою горницу для строительства - и еще усердно помогала вывозить бревна.

Когда из-за жадности тракториста и Фадея вторая повозка застряла на переезде, Матрена бросилась на помощь. Она всегда помогала окружающим бескорыстно, поэтому не смогла накопить большого добра. Окружающие и родственники считали Матрену неаккуратной и бесхозяйственной. И, к сожалению, никто не оценил честности, доброты и жертвенности этой праведной женщины.

Матрена - это символ доброты и жертвенности , которая очень редко встречается у современных людей. В нашем мире ценится деловая хватка, умение делать деньги, а такие добродушные люди погибают с улыбкой на милом лице. Они знают истинную цену жизни, поэтому для них материальные блага не играют никакой роли. На праведниках держится наша земля, но мы этого не ценим.


В рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор» образ праведника является ключевым.

Автор произведения не сразу раскрывает истинную сущность главной героини. На первый взгляд, Матрёна предстает перед читателем простой сельской жительницей со своими заботами и «странностями» - желанием постоянно помогать людям.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


Именно эта черта является важнейшей в деревенской праведнице.

Матрена была одной из немногих, кто всегда был готов безвозмездно помочь. Зачастую люди даже не ценили такое участие («Все отзывы о Матрене были неодобрительны... она была...глупая, помогала чужим людям бесплатно»). Так как праведница жила для других, то о себе заботилась меньше всего («...нечистоплотная она была, и за обзаводом не гналась...»).

Матрена являлась сторонницей старинного уклада. Главная героиня была предана традициям и с сомнением относилась ко всем новшествам. Рассказчик называет Матрену язычницей, «брали в ней верх суеверия». Праведница в изображении А. И. Солженицына религиозна, но по-своему. И весь окружающий мир воспринимала она не так, как все.

Праведница в этом произведении – честная, добрая и бескорыстная женщина. На главной героине держится все Тальново, потому что деревня – место, наполненное традициями и стариной, а Матрену можно назвать их хранителем. Также эта женщина – олицетворение безгрешной и чистой души, способной помочь ближнему.

Обновлено: 2017-02-23

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (5-9)

Литература

К юбилею А. Солженицына. Матренин двор: свет сохраненной души – а жизнь спасти не получилось

«Матренин двор» — один из первых рассказов Солженицына, опубликованных в журнале «Новый мир» в 1963 году, спустя четыре года после написания. Это произведение, написанное предельно просто и достоверно, — моментальная социологическая фотография, портрет общества, которое пережило две войны и вынуждено героически сражаться за жизнь до сих пор (действие рассказа происходит в 1956 году, спустя одиннадцать лет после Победы и три года после смерти Сталина).

У современных школьников оно, как правило, вызывает гнетущее впечатление: те, кому удается его дочитать, воспринимают рассказ как один сплошной поток негатива. Но картины жизни советской послевоенной деревни, написанные Солженицыным, заслуживают более внимательного взгляда. Ключевая задача учителя литературы — сделать так, чтобы учащиеся не ограничились формальным заучиванием финала, а прежде всего разглядели в темной и печальной истории то, что спасает человека в самых бесчеловечных условиях, — свет сохраненной души.

Это одна из ведущих тем советской литературы 60-х — 70-х: опыт индивидуального существования человека среди тотального съезжания государства и общества вниз.

В чем суть?

В основу рассказа положены реальные события — судьба и смерть Матрены Захаровой, у которой автор, освободившись после десятилетнего заключения и трехлетней ссылки, поселился в деревне Мильцево Гусь-Хрустального района Владимирской области (в рассказе — Тальново). Его желанием было — уйти как можно дальше от назойливо гремящих репродукторов, затеряться, оказаться как можно ближе к нутряной, глубинной России. На деле, Солженицын увидел беспросветную нищету народа и наглую безответственность власти на местах — то, что приводит человека к нравственному оскудению, обесцениванию добра, бескорыстия и благородства. Панораму этой жизни и воссоздает Солженицын.

В рассказе «Матренин двор» мы видим сборище пошлых, жадных, злобных людей, которые, вероятно, могли бы быть совсем другими в иных условиях, если бы не бесконечные бедствия: две мировые войны (эпизод про замужество), хроническое недоедание (ассортимент магазина и «меню» рассказчика), бесправие, бюрократия (сюжет про пенсию и справки), вопиющая бесчеловечность власти на местах (про работу в колхозе)... И эта беспощадность проецируется на отношения между людьми: немилосердны друг к другу не только близкие, сам человек к себе беспощаден (эпизод болезни Матрены). Человеку здесь никто ничего не должен, никто не друг и не брат... а он — должен?

Легкие ответы — «да» или «нет». Но они не про Матрену Васильевну Григорьеву, единственную, кто до конца своих дней сохранил свою личность, внутренний стержень и человеческое достоинство.

Матрена только кажется бесхребетной безответной рабой, хотя именно такой ее видят корыстные соседи, родственники, наглая жена председателя колхоза — те, кому невдомек, что труд может согревать человека изнутри, что добро — это не имущество, а состояние души, а сбережение души важнее внешнего благополучия.

Матрена сама знает, что и зачем делать, кому что должна, а себе — в первую очередь: выживать, не творя зла, отдавать, не жалея. Это и есть «ее двор», место «жизни не по лжи». Выстроился этот двор посреди ущербного неряшливого быта с мышами и тараканами, вопреки несправедливо жестокой женской судьбе, в которой спасаться — значит от много отказаться.

Рассказ — о том, что Двор этот обречен, что «добрые люди» его постепенно раскатывают по бревнышку, и вот уже становится не в чем и негде жить душе после непостижимого людского варварства. Сама природа замерла перед значительностью смерти Матрены (эпизод ночного ожидания ее возвращения). А люди продолжают пить водку и делить имущество.

Рабочая тетрадь входит в УМК по литературе для 7 класса (авт. Г.В.Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л.Ерохина). Предназначена для самостоятельной работы учащихся, но может быть использована и на занятиях в классе.

Что взять для проработки?

Портрет безбытности . Описание Матрениной избы вызывает у нас отталкивающее впечатление, однако рассказчик остается здесь жить и даже не слишком противится найденной у себя в супе тараканьей лапки: «не было в этом никакой фальши». Что в связи с этим вы думаете о рассказчике?

Неравная битва. Матрена постоянно находится в трудах, постоянно действует, но действия ее напоминают сражение с ужасной непобедимой силой. «Притесняют меня», — так говорит она о себе. Собирать торф, чтобы топить печь зимой, запрещено: поймают и под суд отдадут. Раздобыть траву для козы — только нелегально. Огороды обрезали, и кроме картошки ничего нельзя вырастить — а на отнятой земле растет бурьян. Матрена больна, но беспокоить врача стесняется. Матрене никто не помогает — но зато и соседи, и колхоз призывает ее на помощь (саму-то ее из колхоза исключили как инвалида). Она никому не отказывает и денег не берет. Но почему же? Почему она не даст отпор, не откажет, не огрызнется ни разу на своих мучителей, а продолжает позволять себя использовать? И как назвать эту непобедимую силу, которая не может победить (унизить, растоптать) Матрену? В чем сила Матрены? А слабость?

Не стоит село без праведника . Это — первое авторское название рассказа. Твардовский, говоря об этом рассказе, называл его «Праведница», но отвергал название как прямолинейное. Потому что читателю надо дойти до финала, чтобы понять, что вот эта ущербная Матрена и есть та праведница, которую обещало заглавие. Заметим: никакого отношения к религии Матрена не имеет; в рассказе нет Бога как высшей силы, поэтому не может быть и праведника в полном смысле слова. А есть обычный человек, который выживает за счет труда, незлобивости и гармонии с собой: «Матрена все время занята трудом, делами, а поработав, возвращается в свою неустроенную жизнь свежая и сияющая». «Ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда»... «Год за годом, многие годы, ниоткуда не зарабатывала... ни рубля. Потому что пенсии ей не платили... А в колхозе она работала не за деньги — за палочки».

Люди, испорченные жизнью. При жизни Матрена всегда одна, один на один со всеми бедами. Но когда она умирает, оказывается, что у нее есть сестры, деверь, племянница, золовка — и все они ни минуты не пытались ничем ей помочь. Не ценили, не любили, даже после смерти отзываются о ней «с презрительным сожалением». Словно они с Матреной из разных миров. Взять слово «добро»: «Как так случилось у нас, что добром народ называет имущество?» — вопрошает рассказчик. Ответьте ему, пожалуйста, пользуясь фактами из рассказа (после смерти Матрены все окружение начинает делить между собой ее добро, позарившись даже на старый забор. Золовка пеняет: отчего Матрена не держала в хозяйстве поросенка? (А мы-то с вами догадываемся, почему?).

Особое внимание стоит обратить на образ Фадея, нарочито демонизированного автором. После катастрофы на железнодорожных путях деверь Матрены Фадей, только что ставший свидетелем ужасной смерти нескольких человек, включая собственного сына, больше всего печется о судьбе хороших бревен, которые теперь пустят на дрова. Жадность, доводящая до потери не только духовности, но и разума.

Но точно ли виной всему тяжелые условия жизни людей и бесчеловечный режим? Только ли поэтому люди портятся: становятся алчными, недалекими, подлыми, завистливыми? Быть может, духовная деградация и сдача человеческих позиций — удел массового человека в любом обществе? Что такое «массовый человек»?

Что обсудить в контексте литературного мастерства?

Красноречивые детали. Этот рассказ был высоко оценен современниками не только с точки зрения содержания (январский журнал НМ за 1963 год нельзя было достать несколько лет подряд), но и с художественной стороны: о безукоризненном языке и стиле текста сразу по прочтении писали Анна Ахматова и Лидия Чуковская, дальше — больше. Точные и образные детали — конек Солженицына-художника. Эти брови Фадея, которые сходились и расходились, как мосты; стена на кухне Матрены будто шевелится от обилия тараканов; «толпа испуганных фикусов» в час смерти Матрены; мышами «овладело безумие», «отдельный сруб горницы разобрали по ребрышкам»; сестры «слетелись», «захватили», «выпотрошили», и еще: «...пришли громко и в шинелях». То есть — как пришли? Страшно, бесцеремонно, властно? Интересно поискать и повыписывать образные детали и соотнести их с «сигналами», которые подает текст: опасность, безбытность, безумие, фальшь, расчеловечивание...

Это задание хорошо выполнять в группах, рассматривая сразу несколько тем-настроений. Если вы пользуетесь сервисом «Классная работа» платформы LECTA, вам будет удобно не тратить время урока, а задать работу над текстом на дом. Разбейте класс на группы, создайте рабочие кабинеты для каждой группы и следите за тем, как ученики заполняют таблицу или презентацию. Сервис позволяет работать не только с текстом, но и с иллюстрациями, аудио и видеоматериалами. Попросите учеников из разных групп поискать иллюстрации к рассказу или просто релевантные визуальные ряды — например, полотна Питера Брейгеля старшего, известного певца деревенского средневекового быта.

Литературные аллюзии. Их в рассказе очень много. Начать с Некрасова: ученики могут сами без труда вспомнить Матрену Корчагину из «Кому на Руси жить хорошо» и знаменитый отрывок из поэмы «Мороз-красный нос»: что похоже, что разное? Возможно ли подобное воспевание женщины в европейской культуре... почему... а какое там принято?

Неявный мотив «маленького человека» из гоголевской «Шинели»: Матрена, получив с трудом добытую пенсию, сшила себе пальто из железнодорожной шинели и зашила в подкладку 200 рублей на черный день, который вскоре и настал. К чему отсылает аллюзия с Башмачкиным? «Не жили хорошо, не надо и начинать»? «Кто в бедности родился, тат в бедности умрет»? — эти и другие пословицы русского народа поддерживают психологию покорности и смирения. Можно ли думать, что и Солженицын поддерживает?

Толстовские мотивы неизбежны; портрет Льва Николаевича висел у Солженицына над тумбочкой. Матрена и Платон Каратаев — оба круглолицые, нерефлексирующие, но обладающие верным инстинктом жизни. Матрена и Анна Каренина — мотив трагической смерти на железной дороге: при всем несходстве героинь, обе не могут ни принять сложившуюся ситуацию, ни изменить ее.

Тема метели как руки судьбы (пушкинская): до роковой катастрофы на путях две недели мела метель, отсрочивая перевозку бревен, но никто не образумился. После этого у Матрены пропала кошка. Странная отсрочка — и зловещее предсказание.

А еще про безумие много — в каком смысле и почему персонажи рассказа сходят с ума? В здравом ли уме читатель, написавший в отзыве «доброта и довела Матрену Васильевну до гибели»?

Тема праведничества звучит в творчестве художни-ков слова разных времен. Не остались к ней равно-душными и современные писатели. Свое видение этой проблемы дает в рассказе «Матренин двор» А. И. Сол-женицын.

«Матренин двор» — произведение, полностью ав-тобиографичное и достоверное. Описываемая Солже-ницыным история произошла в деревне Мильцево Купловского района Владимирской области. Там и жила Матрена Васильевна Захарова.

Героиня солженицынского рассказа скромна и не-приметна. Автор наделяет ее неброской внешностью и не дает читателю ее развернутого портрета, зато он по-стоянно обращает внимание на улыбку Матрены, лу-чезарную, светлую, добрую. Так Солженицын подчер-кивает внутреннюю красоту Матрены, которая для него куда более важна, чем красота внешняя. Речь Матрены необычна. Она изобилует просторечными и устаревшими словами, диалектной лексикой. Кроме того, героиня постоянно использует слова, придуман-ные ею самой (Не умемши, не варемши — как утрафишь?»). Таким образом автор раскрывает мысль о народности характера Матрены.

Героиня живет «в запущи». Дом Матрены «с че-тырьмя оконцами в ряд на холодную некрасную сто-рону, крытый щепою», «изгнивала щепа, посерели от старости бревна сруба и ворота, когда-то могучие, и прореди л ась их обвершка». Быт героини неустроен: мыши, тараканы. Она ничего не нажила, кроме фику-сов, козы, колченогой кошки и пальто, перешитого из шинели. Матрена бедна, хотя проработала всю жизнь. Даже крохотную пенсию себе она выхлопота-ла с огромным трудом. Тем не менее описание быта ге-роини дает ощущение гармонии, которой наполнен ее небогатый дом. Рассказчик в ее доме чувствует себя уютно, решение остаться именно у Матрены приходит к нему сразу же. Он отмечает о Матренином дворе: «.. в нем не было ничего злого, в нем не было лжи».

Матрена прожила нелегкую жизнь. Коснулись ее судьбы события Первой мировой войны, на которой попал в плен Фаддей, события войны Великой Отече-ственной, с которой не вернулся муж. Не обошла сто-роной и коллективизация: в колхозе героиня прора-ботала всю свою жизнь, причем «не за деньги — за па-лочки». Ей и в последние дни живется непросто: целыми днями она ходит по инстанциям, пытаясь по-лучить справки для оформления пенсии, у нее боль-шие проблемы с торфом, у нее новый председатель об-резал огород, она не может завести корову, потому что косить нигде не разрешают, даже на поезд билет ку-пить невозможно. Казалось бы, человек давно должен озлобиться, ожесточиться против жизненных обстоя-тельств. Но нет — Матрена не держит зла ни на лю-дей, ни на свою долю. Главные ее качества — неспособность к злу, любовь к ближнему, умение сочувст-вовать и сострадать. Еще при жизни героиня отдает на слом для Киры свою горницу, потому что «ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда». Она на-ходит утешение в работе и «ко всякой работе ловка». Рассказчик замечает: «..у нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа — работа». Встает Матрена ежедневно в четыре-пять утра. Копа-ет «картовь», ходит за торфом, «по ягоды в дальний лес», и «на каждый день приходилось у нее какое-ни-будь другое дело». По первому зову идет героиня на помощь и колхозу, и родственникам, и соседям. При-чем за свой труд она не ждет и не требует вознагражде-ния. Работа для нее — удовольствие. «В охотку копа-ла, уходить с участка не хотелось»,— произносит она однажды. «Возвращалась Матрена уже просветлен-ная, всем довольная, со своей доброй улыбкой»,— го-ворит о ней рассказчик. Окружающим кажется странным такое поведение Матрены. Сегодня они зо-вут ее на помощь, а завтра осуждают за то, что она от нее не отказалась. О ее «сердечности и простоте» гово-рят « с презрительным сожалением». Сами же сельча-не Матрениных проблем будто не замечают, они и проведать-то ее не заходят. Даже на поминках Матре-ны о ней самой никто не говорит. В мыслях у собрав-шихся одно: как поделить ее нехитрое имущество, как ухватить для себя кусок побольше. Героиня была одинока при жизни, одинокой оставалась она и в тот скорбный день.

Матрена противопоставлена другим героям расска-за, да и всему окружающему ее миру тоже. Фаддей, например, озлоблен, бесчеловечен, корыстен. Он по-стоянно истязает свою семью, а в день трагедии дума-ет лишь о том, как «спасти бревна горницы от огня и от козней матрениных сестер». Противопоставлены Матрене и ее подруга Маша, и ее сестры, и ее золовки.

Основа отношений в окружающем героиню мире — ложь, безнравственность. Современное общество ут-ратило нравственное ориентиры, и его спасение Сол-женицын видит в сердцах таких одиноких праведни-ков, как Матрена. Она — тот самый человек, «без ко-торого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».

А. Солженицын — продолжатель толстовской тра-диции. В рассказе «Матренин двор» он утверждает толстовскую истину о том, что в основе истинного ве-личия «простота, добро и правда».

1. Солженицын - летописец советской эпохи.
2. «Матренин двор» - прототип праведного уголка в стране.
3. Образ Матрены.
4. Финал й смысл рассказа.

А. И. Солженицын имеет свое особое место в русской литературе XX века. Он словно летописец этой эпохи, правдиво отражающий реальность, не приукрашивая и не искажая ничего.

В его произведениях нет призыва к протесту. И это общая характеристика мировоззрения Солженицына. Он оставляет в душах своих героев место вере, смирению, но не озлоблению и страху перед жизнью. И этим он рисует образ праведника в XX веке.

Образ праведницы мы найдем и в рассказе «Матренин двор». Это еще и биографический момент в жизни писателя. После освобождения из лагеря Солженицын прожил около трех лет в Казахстане, потом переехал в Рязанскую область и работал учителем математики в сельской школе.

Его взгляд на деревню тех лет может показаться излишне жестоким. Но это суровая правда жизни тех лет и от нее не уйти. Это было и будет на страницах истории. Необычное в этом рассказе и то, что главным персонажем здесь является женщина. Мы привыкли к изображению лишь мужчины, чаще зека, в лагерной системе тоталитаризма. Или просто мужчины, испытывающего натиск страшной эпохи. Для Солженицына традиционно в основе рассказа лежит случай, который нам и помогает понять образ главного героя.

Итак, действие переносит читателей на станцию с таким типичным для советского времени названием «Торфопродукт». Пейзаж открывается глазу достаточно хмурым: «Облетели листья, падал снег - и потом таял. Снова пахали, снова сеяли, снова жали. И опять облетали листья, и опять падал снег. И одна революция. И другая революция. И весь свет перевернулся». Или: «Стояли прежде и перестояли революцию дремучие, непрохожие леса». Но потом их свели под корень на благо светлому социалистическому будущему. Стол в деревне стал беден, уже не пекли сами хлеба. Работали только «в колхоз» так, что даже собственным коровам сено доставали из-под снега. Не хотел ли этим писатель показать, что деревни, на которой стояла вся Русь испокон веков, больше нет. Осталась лишь ее словно бы бездушная и бесплотная оболочка. Как призрак, мечущийся между небом и землей, не находящий покоя где-то в потустороннем мире и не поддавшийся благостному забвению в нашем мире.

Среди этой однообразной жизни вырисовывается портрет Матрены, с «лучезарной», «доброй» и «извиняющейся» улыбкой. И все лицо ее, и все существо согревалось откуда-то изнутри тем светом, который излучала не то улыбка, не то душевная доброта и светлость. И здесь-то Солженицын открывает нам секрет простой красоты этой женщины: «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей». А голос ее с «каким-то низким теплым мурчанием, как у бабушек в сказках», передающий исконно русскую речь, успокаивает и, может, даже убаюкивает. А фикусы, заполнявшие избу, скрадывали ее одиночество и были ее «домочадцами», потому как сама она жила как будто забытая всеми.

Да, после всех испытаний, которые перенесла эта женщина, она осталась одна. Столько горя и не справедливости выпало на ее долю: разбитая любовь, смерть шестерых детей, труд в деревне, потеря мужа на фронте, тяжелая болезнь, обида на колхоз, который на протяжении лет выжимал из нее все соки, а затем, как вещь, словно бы списал, не оставив ей никакой поддержки и пенсии. Теперь, забытая всеми, жила она убого, бедно, одиноко - «потерянная старуха, вымученная тяготами жизни, болезнью и болью за вас как будто подаренные никому годы». Родные боялись ее просьб и думали, что ей их помощь вовсе не нужна. Не оттого, что она и не надеялась, а просто не привыкла и не верила, что кто-то ей самой может помочь. Несмотря на то, что все в округе осуждали ее и считали глупой, смешной, батрачкой, бесплатно работающей на всех, вечно лезущей в мужичьи дела (развязка рассказа и случай, послужившей причиной смерти Матрены), эта женщина не озлобилась на мир, сохранила светлый, добрый дух, лучезарную улыбку, чувство жалости и радости. Наверное, и поэтому и была Матрена непонятой всеми. Она и в старости не знала покоя, работая с остальными женщинами деревни, помогая им в который раз - бескорыстно.

Матрена и сердилась-то «на кого-то не невидимого», но зла и обид ни на кого не держала. Она отдавала себя всю работе, словно желая забыть себя в том антигуманном мире, в котором ей приходилось жить. Она всегда была занята, а «дела звали», что даже при неимении сил несла она «зимой салазки на себе, летом вязанки на себе». Сохраняя душевную теплоту, искренность, независимость характера и быта, не испытывала Матрена ни какой зависти чужому изобилию и относительному благополучию. Женщина, напротив, радовалась, если кому-то везло больше, чем ей. Никогда за всю свою жизнь не гналась эта женщина «за обзаводом», а после ее смерти тут же объявились сестры, «захватили избу, козу и печь. Заперли сундук ей на замок, из подкладки пальто выпотрошили двести похоронных рублей». А после новая подруга, «единственная, но искренне любила Матрену в этой деревне» забрала вязаную кофточку погибшей женщины, чтоб сестрам не досталось. Золовка, признававшая сердечную доброту Матрены, говорила об этом «с презрительным сожалением». Похороны Матрены, сцена поминок еще большей силой показывают, что она ушла из жизни, так не кем не оплаканная. Потому что пьяные люди совсем не вкладывали чувств в эту память. Поминки, траурное прощание с добрейшей души женщиной были превращены в заурядные посиделки с выпивкой и сытным ужином. Потеря такой праведницы символична. «Не стоит село без праведника», а смерть Матрены - начало деградации, массового регресса и гибели нравственных устоев.

Матрена при жизни умела противостоять злу и не справедливости, насилию, стоически выдерживая испытания с улыбкой. А с ее гибелью умер и ее праведный мир, который растащили по бревнышку. И не кто не заметил праведницу ни до, ни после смерти. Некому теперь хранить эти высокоморальные устои. Трагизм рассказа заключается и в том, что и сам автор не понял до конца Матрены. Он просто один из тех, кто раскаялся за нравственную слепоту и бездушия окружающих. Солженицын преклоняется перед человеком с такой бескорыстной душой, абсолютно безответной и порою самозабвенной, но беззащитной. «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша». И Россия, по мнению писателя, будет стоять, пока есть рядом с нами такие ангелы.




Top