Образ снегурочки в произведении островского снегурочка. Гороховец цбс

Образ Снегурочки в литературе и музыке

Болдырева Дарья Сергеевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

Ашуркина Татьяна Ивановна,

учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ№6, г.Губкинский

КлименкоТатьяна Викторовна,

учитель музыки и искусства МБОУ СОШ№6, г.Губкинский

Надел старик шапку, вышли они на огород и принялись дочку из снега лепить. Скатали они снежной ком, ручки, ножки приладили, сверху снежную голову приставили. Вылепил старик носик, рот, подбородок. Глядь - а у Снегурочки губы порозовели, глазки открылись; смотрит она на стариков и улыбается. Потом закивала головкой, зашевелила ручками, ножками, стряхнула с себя снег - и вышла из сугроба живая девочка.

Какой смысл внес А.Н.Островский в развитие образа Снегурочки, сделав ее дочерью Мороза и Весны Красны?

Мороз и Весна – это контрастные образы.

Мороз

Весна

Появление Мороза

Из лесу на пляшущих птиц начинает сыпаться иней, потом хлопья снега, подымается ветер, - набегают тучи, закрывают луну, мгла совершенно застилает даль. Птицы с криком жмутся к Весне.

Появление Весны-Красны

Все небо покрывается прилетевшими из-за моря птицами. Весна-Красна на журавлях, лебедях и гусях спускается на землю, окруженная свитой птиц.

Зло

Добро

«Сердечная остуда»

«Сердечное тепло»

Неподвижность, скованность, оцепенение

Творческое живое начало

Опера Римского-Корсакова

Сурово и глухо звучат басы. Грозная, отрывистая, чуть встревоженная мелодия темы

Опера Римского-Корсакова

Сквозь трепещущие мотивы птичьего голоса (петушиный крик) слышится светлая, ласковая, полная тепла и жизни мелодия Весны. Поначалу ее музыка как бы сливается с голосами природы, напоминая птичьи весенние зовы. Но вот из радостного щебета вырастает певучая, пленительная мелодия виолончелей.

Счастье в том, чтобы не любить

Дочь не знает
Любви совсем, в ее холодном сердце
Ни искры нет губительного чувства;

Счастье в том, чтобы любить

На свете все живое
Должно любить.

Таким образом, появление Снегурочки - нарушение законов природы, потому что в ней соединяется роковое противоречие: в ней живет «родниковое», беспокойное, творческое начало Весны и холодность, «стужа чувств», доставшихся от Мороза.

Снегурочка живет в глухих лесных трущобах, охраняют ее звери и сказочные существа:

Мороз

Дочка наша
На возрасте, без нянек обойдется.
Ни пешему, ни конному дороги
И следу нет в ее терем. Медведи
Овсянники и волки матерые
Кругом двора дозором ходят; филин
На маковке сосны столетней ночью,
А днем глухарь вытягивают шеи,
Прохожего, захожего блюдут.

А теремная челядь!
В прислужницах у ней на побегушках
Лукавая лисица-сиводушка,
Зайчата ей капустку добывают;
Чем свет бежит на родничок куница
С кувшинчиком; грызут орехи белки,
На корточках усевшись; горностайки
В приспешницах сенных у ней на службе.

Чем она занимается? Рукоделие, работы по хозяйству - основные занятия Снегурочки.

Мороз

Работай,
Волну пряди, бобровою опушкой
Тулупчик свой и шапки обшивай,
Строчи пестрей оленьи рукавички.
Грибы суши, бруснику да морошку
Про зимнюю бесхлебицу готовь;
От скуки пой, пляши, коль есть охота,
Чего еще?

Почему Мороз скрывает ее от людей? Мороз боится предсказания:

будто Солнце
Сбирается губить Снегурку; только
И ждет того, чтоб заронить ей в сердце
Лучом своим огонь любви; тогда
Спасенья нет Снегурочке, Ярило
Сожжет ее, испепелит, растопит.
Не знаю как, но умертвит.

Т.е. в отличие от сказки, Снегурочка должна погибнуть не просто от солнца, а от огня любви.

Весна считает, что пришла пора Снегурочке покинуть свой терем, познать жизнь среди людей.

В е с н а

Тоска возьмет меж филинов и леших

Одной сидеть.

В е с н а

Эх, старый! Девке воля

Милей всего. Ни терем твой точеный,

Ни соболи, бобры, ни рукавчики

Строченные не дороги; на мысли

У девушки Снегурочки другое:

С людьми пожить; подружки нужны ей

Веселые да игры до полночи,

Весенние гулянки да горелки

С ребятами, покуда...

В е с н а

Безумный

И злой старик! На свете все живое

Должно любить. Снегурочку в неволе

Не даст тебе томить родная мать.

Решение должна принять Снегурочка. Плененная песнями Леля, которые дороже ей, чем «жаворонков пенье», Снегурочка не хочет оставаться в лесной глуши, она тянется к людям, мечтает петь вместе с девушками и водить хороводы. И Мороз скрепя сердце отдает ее в бобыльскую семью.

Снегурочка уходит к людям со словами:

Мама, счастья
Найду иль нет, а поищу.

Таким образом, новаторство Островского состоит в том, что его Снегурочка – это взрослая девушка, которая ищет счастья, любви.

Снегурочка попадает к берендеям во время древнего обряда проводов Масленицы, который помогает совершить переход из незримого мира, созданного народной фантазией и ожившего под пером художника (прилет Весны), в реальный мир.

Семья, в которой живет Снегурочка, не способна оценить ни ее красоту, ни трудолюбие. Бобыль способен даже торговать ею, и это проявляется в его отношении к Снегурочке. Вместе с Бобылихой, завистливой и хитрой, у которой в глазах только «кика рогатая с окатным жемчугом», они пользуются Снегурочкой и ее красотой в своих корыстных целях, нисколько ее не любя.

В этом, в том числе, царь Берендей видит причину всех несчастий своей страны - в людском эгоизме, в потере людского родства, в утрате любви и чувства красоты.

В сердцах людей заметил я остуду
Немалую; горячности любовной
Не вижу я давно у берендеев,
Исчезло в них служенье красоте.

Этическая красота человека определяется взаимосвязью с природой и другими людьми. Представления о ней у Берендея тесно связаны с чувством любви. Царь Берендей скорбит об исчезновении из жизни своих подданных «горячности любовной», он понимает, что людей «раздирают» совсем другие страсти: «Тщеславие, к чужим нарядам зависть...». А ведь любовь, по его словам, «благое чувство, великий дар природы», перед которым следует преклоняться, «служение» любви и есть «служение красоте».

Снегурочка красива:

Бобылиха

Краса твоя девичья то ж богатство.

Из-за ее красоты:

от свах и сватов
Отбою нет, пороги отоптали.

Но Снегурочка не ведает любви, ее сердце холодно -это наследство от ее отца Мороза:

Снегурочка

Моя беда, что ласки нет во мне.
Толкуют все, что есть любовь на свете,
Что девушке любви не миновать;
А я любви не знаю; что за слово
Сердечный друг и что такое милый,
Не ведаю. И слезы при разлуке,
И радости при встрече с милым другом

Прежде любви она испытывает ревность, горечь, обиду:

Как больно здесь, как сердцу тяжко стало!

Тяжелою обидой, словно камнем,

На сердце пал цветок, измятый Лелем

И брошенный. И я как будто тоже

Покинута и брошена, завяла

От слов его насмешливых.

Ей много приходится испытать: незаслуженное обвинение Купавы в том, что она разлучила ее с Мизгирем, который, увидев Снегурочку, так пленился ее красотой, что бросил Купаву. Разочарование поступком Леля, который целует не ее, а Купаву. Со страхом она слушает признание в любви Мизгиря, а потом наблюдает за чужим счастьем Леля и Купавы.

Укором Мизгирю звучат ее слова:

С н е г у р о ч к а

Любви моей не купишь.

Снегурочка

Бесценный жемчуг
Себе оставь; не дорого ценю я
Свою любовь, но продавать не стану:
Сменяюсь я любовью на любовь,
Но не с тобой, Мизгирь.

Желание любить, как любят люди, заставляет ее принять губительное для нее решение: Снегурочка

Обманута, обижена, убита
Снегурочка. О мать, Весна-Красна!
Бегу к тебе и с жалобой и с просьбой:
Любви прошу, хочу любить! Отдай
Снегурочке девичье сердце, мама!
Отдай любовь иль жизнь мою возьми!

Снегурочка

Мама,
Пусть гибну я, любви одно мгновенье
Дороже мне годов тоски и слез.

Сила любви заключена в волшебном венке Весны-красны, который она надевает на Снегурочку.

Снегурочка обретает совершенно другой взгляд на окружающий мир:

Ах, мама, что со мной? Какой красою
Зеленый лес оделся! Берегами
И озером нельзя налюбоваться.
Вода манит, кусты зовут меня
Под сень свою; а небо, мама, небо!
Разлив зари зыбучими волнами
Колышется.

Теперь она замечает красоту вокруг себя, раньше она любовалась только своей красотой.

Весна-Красна дает ей великий дар природы – любовь:

Снегурочка

О милый,
Прости меня! Чего-то я боялась, -
Смешно самой и стыдно, берегла
Какое-то сокровище, не зная,
Что все, что есть на свете дорогого,
Живет в одном лишь слове. Это слово:
Любовь.

Произошло чудо:

О, диво, полюбила
Снегурочка.

Снегурочка умоляет Мизгиря укрыть свою любовь от солнца, но все напрасно:

Но что со мной: блаженство или смерть?
Какой восторг! Какая чувств истома!
О мать-Весна, благодарю за радость,
За сладкий дар любви! Какая нега
Томящая течет во мне! О Лель,
В ушах твои чарующие песни,
В очах огонь... и в сердце... и в крови
Во всей огонь. Люблю и таю, таю
От сладких чувств любви! Прощайте, все
Подруженьки, прощай, жених! О милый,
Последний взгляд Снегурочки тебе.

У сказки Островского грустный финал, как и в народной сказке: Снегурочка погибает.

Но если читателям грустно, жалко Снегурочку, жителям царства Берендея гибель Снегурочки не омрачает настроения:

Снегурочки печальная кончина
И страшная погибель Мизгиря
Тревожить нас не могут; Солнце знает,
Кого карать и миловать. Свершился
Правдивый суд! Мороза порожденье -
Холодная Снегурочка погибла.

Теперь, с ее чудесною кончиной,
Вмешательство Мороза прекратилось.
Изгоним же последний стужи след
Из наших душ и обратимся к Солнцу.
И верю я, оно приветно взглянет
На преданность покорных берендеев.

К берендеям вернулось солнце, а вместе с ним и жизнь. А это для них важнее. Случилось невозможное: холодная Снегурочка полюбила, как человек, а это превращение должно привести ее к гибели. Чувство, которое так желала получить героиня сказки, и погубило ее. Но она погибла, а не умерла, мечтая быть похожей на живых людей. И это чудо произошло. Я думаю, что эта сказка А. Н. Островского не только о Снегурочке, а о смысле жизни любого человека. Быть счастливым очень трудно, но возможно. Снегурочка не может жить без любви, но любовь для нее оказывается губительной.

Образ Снегурочки в опере Н.А.Римского- Корсакова

В 1879 году за создание оперы по пьесе А. Н. Островского берется Н. А. Римский-Корсаков, которому она в первом чтении не понравилась. «…Царство Берендеев показалось мне странным, - вспоминал позже композитор. - В зиму1879–1880 годов я снова прочитал “Снегурочку” и точно прозрел на ее удивительную поэтическую красоту. Мне сразу захотелось писать оперу на этот сюжет…». У композитора была толстая книга из нотной бумаги, и он стал записывать в нее в виде набросков приходившие в голову музыкальные мысли.

Воодушевленный новым сюжетом, Римский-Корсаков отправился в Москву, чтобы встретиться с Островским и испросить у него разрешения воспользоваться его произведением как либретто с правом внести в драму необходимые при работе над оперой изменения. Драматург принял композитора очень любезно, предоставил право должным образом распоряжаться текстом и даже подарил экземпляр своей сказки.

Лето 1880 года Римский-Корсаков провел в деревне Стелево. Это было его первое лето в настоящей русской деревне. И все - пейзаж, пение птиц, обстановка - необычайно вдохновляли его на эту работу. Он работал целыми днями. «Музыкальные мысли и их обработка преследовали меня неотступно», - писал впоследствии композитор. Он зафиксировал ход работы буквально по дням: начало 1 июня (написано вступление к прологу), окончание - 12 августа (заключительный хор). Ни одно произведение не давалось ему с такой легкостью и скоростью, как Снегурочка. «О сочинении Снегурочки никто не знал, - писал композитор, - ибо дело это я держал в тайне, и, объявив по приезде в Петербург своим близким об окончании эскиза, я тем самым немало их удивил.» Еще полгода композитор затратил на инструментовку оперы, и наконец 10 февраля опера была дана на сцене Мариинского театра в Петербурге. С тех пор она остается одним из самых любимых публикой творений композитора.

Завершенная в 1881 году и впервые поставленная в 1882 году опера Римского-Корсакова имела громадный успех… «Вдохновение Римского-Корсакова теплится ровным светом, но в иные моменты музыка углубляется для постижения лишь слышимых тайников и истоков жизни, о которых слово, будучи связано явью, невольно ДОЛЖНО молчать...» - писал о «Снегурочке» Б. Асафьев. Одним из таких моментов является музыкальная сцена таяния Снегурочки. Незащищенность Снегурочки, ее обреченность кажутся особенно трагичными. И все-таки в музыке нет мрака и горечи. Чудесное, таинственное ощущение рождает тема Снегурочки. Последнее обращение ее к любимому: «О милый мой, твоя, твоя...» Звучит оно трогательно и светло, как прощание с обретенной любовью и с жизнью. Наконец, и эта мелодия, становясь все прозрачней, воздушней, медленно исчезает, истаивает, как и сама Снегурочка. Музыка оставляет ощущение чарующей красоты, трепета, дрожания воздуха, льющейся струи света. Музыка Н. А. Римского-Корсакова в опере „Снегурочка“ рождает много разных чувств: она заставляла удивляться, восхищаться, грустить. Она помогает представить лучше сказочных героев: Лешего, Весну, Мороза. Слушая ее, представляешь веселого, красивого, талантливого Леля, обиженную Купаву, гордого Мизгиря, мудрого Берендея. Островский очень точно назвал музыку Римского-Корсакова „чудесной“ и „удивительной“, потому что она о самом красивом человеческом чувстве - о любви. То, что выразил в словах Островский, удалось передать в музыке Римскому-Корсакову. Эта музыка о судьбе и гибели Снегурочки. Но жизнь не прекращается. Снегурочка тает от любви, потому что не желает знать других законов, кроме законов настоящей человеческой жизни. «Снегурочка» - самая поэтичная опера Римского-Корсакова. Композитор считал ее своим лучшим творением. «Снегурочка» поражает удивительно чутким, любовным воспроизведением картин народного быта, обрядов древнего язычества, чудесных образов народных сказок. Музыка оперы, проникнутая неувядаемой свежестью и мудрой простотой народных песен, окрашена мягкой лирикой, весенними тонами расцветающей природы. «Это именно весенняя сказка - со всей красотою, поэзией весны, всей теплотой, всем благоуханием», - писал об опере А. П. Бородин.

В арии Снегурочки «С подружками по ягоду ходить» легкие и грациозные переливы голоса перекликаются с прозрачными и холодноватыми напевами флейты.

В лирически-проникновенной ариетте Снегурочки «Слыхала я, слыхала» ласково-нежным и хрупким вокальным фразам вторит выразительная мелодия гобоя. В арии Снегурочки «Великий царь» вновь звучит, на этот раз тепло и взволнованно, мелодия ее ариетты «Слыхала я» (из пролога). Сцена таяния Снегурочки - один из трогательнейших в мировой оперной литературе эпизодов. Хрупкая нежность образа Снегурочки оттеняется величественным, лучезарным звучанием заключительного хорового гимна «Свет и сила, бог Ярило».

Заключение

Итак, А.Н.Островский, используя сказочный образ Снегурочки, внес в его развитие некоторые изменения:

    Снегурочка – дочь Мороза и Весны-Красны, появление Снегурочки - нарушение законов природы, потому что в ней соединяется роковое противоречие: в ней живет «родниковое», беспокойное, творческое начало Весны и холодность, «стужа чувств», доставшихся от Мороза.

    Бобыль и Бобылиха – люди, у которых живет Снегурочка, не ценят ее красоты; не любят ее, используют ради корыстных интересов, ими движет людская зависть, желание обогатиться за чужой счет.

    Снегурочка – взрослая девушка, которая желает познать человеческую жизнь, связанные с ней чувства, эмоции и прежде всего девическое счастье, любовь.

    Снегурочке суждено умереть, растаять не просто от солнца, а от огня любви.

    Ледяное сердце Снегурочки растаяло благодаря волшебству, она полюбила и заплатила за любовь ценой своей жизни.

    Образ Снегурочки близок другим женским образам, созданным А.Н.Островским, Ларисы Огудаловой, Екатерины, т.к. смысл их жизни заключается в любви. Нет любви – нет жизни. Это тема для другого исследования.

    Любовь – благое чувство, великий дар природы, перед которым следует преклоняться.

    Гибель Снегурочки не может остановить вечный круговорот жизни, поэтому ее гибель не омрачает праздника берендеев; к берендеям возвращается солнце Ярило, а значит жизнь.

    Сказка о Снегурочке – о вечной борьбе добра и зла, но реальные невзгоды и беды людей происходят от их равнодушия, нежелания помочь друг другу.

    Смысл жизни людей - в любви и согласии со всем земным.

    Опера Римского-Корсакова помогает нам понять смысл сказки Островского. Это музыка о судьбе и гибели Снегурочки. Но жизнь не прекращается. Снегурочка тает от любви, потому что не желает знать других законов, кроме законов настоящей человеческой жизни.

Библиографический список:

1.А.Н.Островский. Снегурочка, http://ilibrary.ru/text

2. Русская народная сказка. Снегурочка,

Одношовина Елена

Исследовательская работа

Скачать:

Предварительный просмотр:

МКОУ «Брылинская средняя общеобразовательная школа»

Исследовательская работа

Образ Снегурочки на страницах фольклора и литературы

Выполнила ученица 5 класса

Одношовина Елена

Руководитель: Саютина С.В.,

учитель русского языка и литературы,

С. Брылино, 2014 г.

Введение..………………………………………………...…….. 2

Цели, задачи, методы…………………………………………….. 2

Основная часть……………………………………………………. 3

Вывод …………………………………………………………….…7

Список использованной литературы, источники…………..……..8

Приложение……………………………………………………..… 9

Введение.

У каждого человека есть первая книга, которую он прочитал самостоятельно. Для многих такой книгой является сборник сказок. Сказки прелестны по содержанию, ведь в них царит добро, справедливость, светлая любовь. Трудно определиться с любимым сказочным героем. Для кого-то это Иван- царевич или золотая рыбка, для кого-то Красная шапочка, кто-то ни один раз перечитывает сказку «Три поросёнка» или «Снежная королева».

С возрастом я узнала, что сказки есть авторские и народные. Но какая бы не была сказка основная мысль – победа добра над злом.

Моя любимая сказочная героиня – Снегурочка. Впервые я не прочитала о ней, а увидела её на новогоднем празднике, когда вместе с Дедом Морозом вышла очаровательная девушка в красивом платье. С тех пор мне хочется быть похожей на Снегурочку. Позже, бабушка рассказала нам с братом сказку «Девочка Снегурочка». Таким образом, получается, что Снегурочка имеет преимущество над другими сказочными героями: один раз в год она приходит к нам в дом, с ней можно пообщаться и даже получить от неё подарок.

Кто же она девочка – Снегурочка? Когда впервые появилась на страницах художественных произведений? Какова история её происхождения? Именно на эти вопросы мне хочется дать ответ в своей исследовательской работе.

Кроме того, опрос детей старшей группы детского сада и учеников начальной школы показал, что дети хорошо знают героев современных мультфильмов и сказок таких как: паук, Бетман, русалочка Ариэль и др. Мне бы хотелось рассказать им о Снегурочке, чтобы она осталась в их памяти навсегда. Может быть, для кого-то она, а не кукла Барби, станет идеалом для подражания

Цель – выделить характерные особенности сказочного персонажа Снегурочки

Задачи:

  1. Прочитать и проанализировать авторские и народные сказки с персонажем Снегурочка.
  2. На основе сравнения разных сказок выявить характерные особенности Снегурочки.
  3. Определить тематику сказок, выявить тропы, используемые авторами сказок для описания Снегурочки.

Гипотеза – мы предположили, что имя главной героини произведений фольклора и литературы Снегурочки тесно связано с историей её рождения .

Методы исследования:

  • биографический
  • исследовательский
  • аналитический
  • анкетирование

Для работы над поставленными целями прочитаны сказки, где главным персонажем является Снегурочка. В.И. Даль «Девочка Снегурочка», русскую народную сказку «Снегурочка», народную сказку А.Н. Афанасьева «Снегурушка и лиса». Как видно из названия сказок, имя героини звучит по-разному. В одном варианте чёткое произношение – чк - , в другом (у А.Н. Афанасьева) – более мягкое, где буква ч заменена на букву ш. Это придаёт имени более нежное звучание.

Различия обнаружены не только в произношении имени.

Эпизоды для сравнения

В.И. Даль «Девочка и Снегурочка»

Русская народная сказка «Снегурочка»

А.Н. Афанасьев «Снегурушка и лиса».

Рождение Снегурочки

Из комочка снега в горшочке (… я девочка Снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена)

Скатали снежный ком, приставили голову, приладили руки и ноги, вылепили нос, нарисовали рот и глаза. Ожила девочка и вышла из сугроба

Была внучка у старика и старухи Снегурушка

Описание внешности

Беленькая, как снежок, кругленькая, как комок

Что ни день, всё краше становится, сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца вовсе нет

Нет описания

Как растёт

Растёт на радость старикам

Ни по дням, а по часам

Черты характера (отношение к родителям, к труду)

Умная, разумная

Умная, смышленая, весёлая. Хорошо поёт, работа в руках спорится. Печалится с приходом весны и лета, радуется дождю и граду.

Трудолюбивая, трусливая (боится медведя, волка)

Плачет припеваючи

Когда и где случается несчастье со Снегурочкой

Пошла в лес за ягодами с подружками, заблудилась…

Спасает Жучка

Пошла в лес с подружками, стали они через костёр прыгать, Снегурочка и растаяла, превратилась в белое облачко (откликнулась эхом)

Позвали подружки в лес, заблудилась, забралась на дерево. Спасает лиса.

Анализ таблицы показывает: рождение героини неразрывно связано со снегом. Она либо скатана из комочка снега, либо ожила из снежного кома. Словообразовательный разбор слова показывает следующее: корень снег - суффикс – ур - и суффикс – очк - окончание – а. То есть, из существительного снег путём прибавления суффиксов образовалось существительное, окончание – а –которого указывает на женский род, суффикс на уменьшительно –ласкательное значение данного слова.

В результате у нас получается целостный образ Снегурочки. Портрет: красивая девушка, б еленькая, как снежок, кругленькая, как комок , имеет русую косу до пояса. Но совсем нет румянца. Видимо, белый цвет ей дан от снега, а у снега не может быть румянца.

Девочка растёт очень быстро, ни по дням, а по часам, принося бабушке и дедушке только радость. Здесь надо отметить, что Снегурочка появляется в доме в роли внучки, у неё нет ни отца, ни матери, есть только бабушка и дед. Возможно, она дана пожилым людям, чтобы скрасить их одиночество, уже поэтому она не способна на что-то плохое, она рождена творить добро. Старики называют её уменьшительно – ласкательным словом внученька , и никто не назвал её просто внучка . Ей поют колыбельные песни. Вот одна из них:

Спи, наша Снегурочка, Сдобная кокурочка,

Из вешнего снегу скатана,

Вешним солнышком пригретая!

Мы тебя станем поить, мы тебя станем кормить,

В цветное платьице рядить,

Уму – разуму учить! (В.И. Даль «Девочка и Снегурочка»)

Снегурочка трудолюбива (работа в руках спорится) и послушна (всегда отпрашивается погулять) . Умная, смышленая, весёлая. Она хорошо поёт. По характеру она весёлая, печалится лишь приходу весны и лета. И это её отличает от простых девочек и мальчиков, которые любят солнышко. Снегурочке же милее зима с её холодным ветром и снежными метелями.

Во всех трёх сказках со Снегурочкой случается несчастье, в двух сказках (В.И. Даль «Девочка и Снегурочка», А.Н. Афанасьев «Снегурушка и лиса») она остаётся в живых, в народной сказке она растаяла от огня. Возможно, эта сказка связана с мифом о природных духах, погибающих при смене сезона (рождённое зимой из снега существо при наступлении лета тает, превращаясь в облачко). Причём несчастье случается с девочкой всегда в лесу. Мне кажется, что это тоже связано с мифологией: в лесу обитает леший, ….Но, даже оказавшись в трудной жизненной ситуации и страдая, Снегурочка не проявляет ни одной отрицательной черты.

При описании Снегурочки в сказках использованы различные средства художественной изобразительности: сравнения (беленькая, точно снег ), гипербола (растёт не по дням, а по часам), постоянный эпитет (красна девица). Всё это делает образ Снегурочки более выразительным, ярким, запоминающимся.

Все сказки о Снегурочке собрал и записал фольклорист А.Н. Афанасьев. Литературным же персонажем Снегурочка стала в 1873 году в пьесе А.Н. Островского «Снегурочка».

В 1937 году Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на новогодний праздник. На более ранних изображениях Снегурочка представлена в образе маленькой девочки, в виде девушки её стали представлять позднее.

Результаты работы.

В ходе работы прочитаны сказки с персонажем Снегурочка. Изучена история её рождения и причины несчастий. Определены характерные черты Снегурочки. На основе анализа произведений фольклора и литературы выявлены тропы, используемые при описании Снегурочки. Произведён словообразовательный анализ имени, проведена аналогия с её рождением.

Выводы по работе.

  1. Материал, полученный в результате анализа сказок, показывает, что Снегурочка как главная героиня сказки впервые встречается в устном народном творчестве, позже в сборниках сказок Афанасьева и Даля. Во всех сказках – это девочка- внучка. Она окружена заботой и лаской родных. Счастливая жизнь Снегурочки омрачается несчастьем, которое происходит всегда в лесу, чаще в летний период.
  2. Для придания образу Снегурочки выразительности авторы используют различные тропы, чаще встречаются: сравнение, гипербола, эпитет.
  3. Если учесть, что тема произведения определяется вопросом «О чём?», то тема прочитанных сказок – история жизни Снегурочки
  4. Проведённая работа показывает правильность нашей гипотезы. Во всех произведениях Снегурочка родилась из снега. Как снег тает под лучами весеннего солнышка, так и Снегурочка исчезает с приходом весны. Таким образом, имя главной героини произведений фольклора и литературы Снегурочки тесно связано с историей её рождения .

Список использованной литературы:

  1. Афанасьев, А.Н. Народные русские сказки/ А.Н. Афанасьев – Л.: Лениздат, 1983 – 446 с.
  2. Сказки русских писателей/ М.: Детская литература, 1983 – 687 с.
  3. Сказки народов мира/ Алма-Ата: Жалтын, 1985 – 352 с.
Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:


Одним из самых популярных новогодних персонажей и самых любимых детьми, начиная с конца XIX в. и до сих пор, остается Снегурочка – уникальный образ русской культуры. В новогодней и рождественской мифологии других народов мира нет подобных женских персонажей. Ее часто изображали в своих произведениях русские писатели, художники, композиторы, режиссеры. За полтора столетия образ Снегурочки значительно изменился – от невинной внучки Деда Мороза до сексуально агрессивных персонажей из эротических фильмов.



Литературным отцом девушки, которую слепили из снега, считают А. Н. Островского, опубликовавшего в 1873 г. пьесу «Снегурочка». Этот образ он почерпнул из русской народной сказки. В 1882 г. по этой пьесе была поставлена опера Н. А. Римского-Корсакова в Мариинском театре. В пьесе Островского Снегурочка была не внучкой Деда Мороза, а его помощницей. Позже она традиционно изображалась его внучкой, вот только возраст ее постоянно варьировался – то она была маленькой девочкой, то взрослой девушкой. У одних она походила на крестьянку, у других – на Снежную Королеву.



Образ Снегурочки привлекал многих художников. В. М. Васнецов, разрабатывая эскизы костюмов для постановки в Русской частной опере Саввы Мамонтова, впервые изобразил ее в сарафане, лаптях и с обручем. Позже на одноименной картине он одел ее в шубу, рукавицы и шапку. А. Бенуа сказал, что именно в этой картине Васнецову удалось открыть «закон древнерусской красоты».





Эскизы декораций и костюмов к опере Н. Римского-Корсакова «Снегурочка» создавал также и Михаил Врубель, а его жена Надежда Забела была исполнительницей главной оперной партии. Четыре раза к оформлению «Снегурочки» для оперной и драматической сцен обращался и Николай Рерих, он создал десятки эскизов и рисунков к этой постановке. В работе 1921 г. художник неожиданно сочетает славянскую мифологию и восточные влияния на нее: в работе «Лель и Снегурочка» он создал азиатский этнический тип персонажей. Образ Снегурочки запечатлели в своем творчестве и многие другие художники: К. Коровин, Б. Кустодиев, В. Перов, И. Глазунов и др.





Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 г., когда советские власти разрешили праздновать Новый год, считавшийся до этого буржуазным пережитком, и Снегурочку официально признали. Тогда же определились с тем, что Снегурочка приходится Деду Морозу внучкой. А в 1937 г. персонажи вместе появились на сцене в Доме Союзов и с тех пор стали неразлучными.





Роль Снегурочки в кино впервые исполнила актриса Евгения Филонова в 1968 г. Через три года эту же роль сыграла Наталья Богунова в фильме «Весенняя сказка». Самые привлекательные актрисы советского кино играли роль Снегурочки, создавая образ неземной, нездешней красавицы.



Образ сказочной героини Снегурочки формировался в народном сознании постепенно на протяжении веков. Первоначально возник в русских народных сказках как образ ледяной девочки – внучки, которую слепили из снега бездетные старик со старухой себе в утешение, а людям на радость. Однако существует предположение о том, что сказка о Снегурочке возникла на основе древнего славянского обряда похорон Костромы. И значит можно утверждать, что Кострома не просто родина Снегурочки – она и есть та самая Снегурочка.

Кострому изображали по-разному: это была или молодая женщина, закутанная в белое, с дубовой веткой в руках, идущая в сопровождении хоровода, или соломенное чучело женщины. Кострома означает игровой персонаж и саму игру, в конце которой Кострома заболевает и умирает, а затем встает и танцует. Заключительный эпизод игры и обряда, смерть и последующее воскресение Костромы, дал повод для восприятия образа Костромы как сезонного духа (духа растительности), что и роднит ее с образом Снегурочки.

В сказке «Девочка Снегурочка» В. И. Даля старик со старухой наблюдали за чужими ребятами, «как они из снегу комочки катают, в снежки играют» и решили слепить себе дочку. «Старик принес комочек снега в избу, положил в горшочек, накрыл ветошкой и поставил на окошко. Взошло солнышко, пригрело горшочек, и снег стал таять». Так появилась девочка «беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок».

Сказочная Снегурочка тает, прыгая с подружками через большой жаркий костер, и превращается в маленькое облачко, улетающее в небо.

Со временем образ героини трансформировался в народном сознании: Снегурочка становится внучкой Деда Мороза и ассоциируется с Рождественскими и Новогодними праздниками.

Снегурочка – чисто русское явление и больше нигде в мире на новогодних и рождественских праздниках такой персонаж не фигурирует.

Новую окраску приобретает образ под влиянием весенней сказки А. Н. Островского «Снегурочка». Из маленькой девочки – внучки героиня превращается в прекрасную девушку, способную зажечь сердца юных берендеев горячим чувством любви. Не случайно у А. Н. Островского она дочь Мороза и Весны. Заложенный в этом противоречии компромисс делает образ Снегурочки трагичным, вызывает сочувствие, интерес, дает возможность сопоставлять его с другими сказочными героями русских народных сказок, а так же проводить аналогии с героями русской и зарубежной литературы.

Образ Снегурочки привлекал многих поэтов, писателей, композиторов, художников. Известны эскизы художника М. А. Врубеля. В. М. Васнецов выполнил декорации для постановки оперы «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова на сцене Большого театра.

Н. К. Рерих четыре раза обращался к оформлению пьесы «Снегурочка» на оперной и драматической сценах.

Спектакли получили жизнь в театрах Санкт-Петербурга, Лондона, Чикаго, Парижа. Б. М. Кустодиев рисовал эскизы декораций к пьесе «Снегурочка».

И каждое новое осмысление обогащало образ Снегурочки, делая его любимым в народе. Сегодня Снегурочка как сказочный символ может привлекать разные категории туристов: детей, молодежь и взрослых туристов, для которых является любимым образом из детства и дает возможность отдохнуть от своих проблем.

Описание образа Снегурочки, составленное на основе ее мифологических, исторических и литературных корней, дает представление о значимости темы для широкого круга людей разного возраста, разных национальностей, непосредственной причастности Костромы к этому образу.

Кострома четырежды родина Снегурочки:

  • первое рождение - возникновение образа из обряда похорон Костромы, давшее название городу,
  • второе рождение Снегурочки - в весенней сказке А. Н. Островского - писателя и драматурга, родившегося и создававшего свои творения на Костромской земле,
  • третье рождение – съёмки фильма «Снегурочка» режиссером Павлом Кадочниковым в Берендеевке (лесопарк на территории Костромы).

четвёртое - воплощение образа в живом человеке, играющего роль Снегурочки, путешествующей с Российским Дедом Морозом по России.

Образ Снегурочки незафиксирован в русском народном обряде. Однако в русском фольклоре она фигурирует как персонаж народной сказки о сделанной из снега девочке, которая ожила.

Сказки о Снегурке были исследованы А. Н. Афанасьевым во втором томе его труда «Поэтические воззрения славян на природу» (1867).

В 1873 А. Н. Островский, под влиянием идей Афанасьева, пишет пьесу «Снегурочка». В ней Снегурочка предстаёт как дочь Деда-Мороза и Весны-Красны, которая погибает во время летнего ритуала почитания бога Солнца Ярилы. Имеет вид прекрасной бледной светловолосой девушки. Одета в бело-голубую одежду с меховой опушкой (шубка, меховая шапка, рукавички). Первоначально пьеса не имела успеха у публики.

В 1882 Н. А. Римский-Корсаков поставил по пьесе одноимённую оперу, которая имела громадный успех.

Дальнейшее развитие образ Снегурочки получил в работах педагогов конца XIX - начала XX века, которые готовили сценарии для детских новогодних ёлок. Ещё до революции фигурки Снегурочки вешались на ёлку, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, делались инсценировки фрагментов из сказок, пьесы Островского или оперы. В это время в роли ведущей Снегурочка не выступала.

Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 в Советском Союзе, после официального разрешения празднования Нового года. В книгах по организации новогодних ёлок этого периода Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом, как его внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми. В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в Московский Дом Союзов.

По вопросу о происхождении Снегурочки существуют 3 версии, причем 1-й и 2-й пункты связаны.

  1. образ дочери Мороза
  2. образ Костромы
  3. символ застывших вод

Подробнее.

1. Душечкина Е.: Образ Снегурки известен по народной сказке о сделанной из снега и ожившей девочке. Эта снежная девочка летом идет с подружками в лес по ягоды и либо теряется в лесу (и в этом случае ее спасают звери, привезя ее на себе домой), либо тает, прыгая через костер (по всей видимости, купальский). Последний вариант более показателен и, скорее всего, является исходным. В нем нашел отражение миф о природных духах, погибающих при смене сезона (рожденное зимой из снега существо при наступлении лета тает, превращаясь в облачко). Здесь обнаруживается связь с календарным (купальским) обрядом прыганья через костер, который является инициационным (в этот момент девочка превращается в девушку). Снегурочка как сезонный (зимний) персонаж погибает с приходом лета…

Эскиз к пьесе А. Островского «Снегурочка»

Васнецов В. Снегурочка

Тщетно было бы искать в западной новогодней и рождественской мифологии ее аналоги. Ни Маланка (участвующая в Галиции, Подолии и Бессарабии 31 декабря в обрядовом действе), ни св. Катерина и св. Люция, в день их тезоименитств выступающие у некоторых европейских народов в роли дарительниц, ни итальянская Бефана, в ночь на Богоявление бросающая детям в башмачки подарки, ничем не напоминают русскую Снегурочку и ни одна из них не имеет мужского «напарника». Женских персонажей, связанных с Новым годом и елкой, на Западе не существует…

2. worlds.ru: Сказка о Снегурочке возникла из древнего славянского обряда похорон Костромы. Кострому хоронят по-разному. Соломенное чучело, изображающее девушку Кострому, или топят в реке, или сжигают, подобно Масленице на костре. Само слово Кострома имеет один корень со словом костер. Сожжение Костромы - это одновременно проводы зимы. Обряд призван обеспечить плодородие земель. Так же и Снегурочка дожила до весны и погибла на костре.

Вспомним о происхождении Снегурки. По многим вариантам сказки она, по сути, ожившая снежная баба. Это значит, что Снегурочка была одним из символов зимы/смерти, сила, враждебная людям и почти потусторонняя, связанная с загробным миром. Ведь Кострома тоже имеет два значения. Это, с одной стороны, аграрная богиня, чья смерть необходима для будущего урожая. С другой, Кострома - это еще и заложный покойник, то есть покойник, умерший неестественной смертью и опасный для живых. По представлению славян, человек, умерший не своей смертью, неожиданно или покончивший с собой, превращается в особый вид нечистой силы - заложного. Заложный покойник доживает положенный ему на земле срок после смерти и при этом всячески старается вредить людям, особенно своим родным и близким. Заложными становятся не только самоубийцы, но и некрещеные младенцы, дети, проклятые родителями, люди, умершие от пьянства.

Обряд похорон Костромы и похожая детская игра были зафиксированы фольклористами на приволжских землях вплоть до первой половины XX века. В некоторых вариантах обряда Кострома изображалась внезапно умершей. Как правило, умирала она, опившись вина на веселом пиру, то есть была заложной покойницей. В одной из обрядовых песен поется так: "Как Костромин-то отец стал гостей собирать, большой пир затевать, Кострома пошла плясать. Костромушка расплясалась, Костромушка разыгралась. Вина с маком нализалась. Вдруг Костромка повалилась. Костромушка померла". Слияние в образе Костромы и аграрной богини, и заложного покойника вовсе неудивительно. Ведь заложный покойник - это одна из разновидностей умершего предка. А почитание умерших предков и мнение, что они воплощение огромной силы доброй или злой, характерны для всех архаических мифов.

Конечно, после принятия христианства, вытеснившего язычество на Руси, покойники стали рассматриваться исключительно как злые, дьявольские силы. О пантеоне славянских богов известно крайне немного. И поэтому сложно сказать, какое место занимала в нем Кострома. Судя по сохранившимся до недавнего времени играм с элементами древних ритуальных действий, Кострома могла быть олицетворением злых, враждебных человеку сил. Отсюда ее роль заложного покойника. Но может быть и иначе. Поскольку Кострому сжигали или топили во имя грядущего плодородия и урожая, она вполне могла принадлежать к числу умирающих и возрождающихся добрых божеств. Культы таких богов существовали во всем мире. Вспомним хотя бы египетского Осириса. Как бы то ни было, Кострома была явно могущественным существом. Но могущество ее постепенно забывалось. Сама она со временем превратилась из грозной богини в нежную Снегурочку. А ее торжественное сожжение стало случайным прыжком через костер. Сейчас обрядовое значение всей этой истории забыто. Из древнего аграрного мифа выросла печальная романтическая сказка.

Существует и другая интерпретация Костромы, которая также относит ее к заложным покойникам, но дает иную историю образа.

Кострома - дочь Купальницы и Симаргла, сестра Купалы. Однажды, когда Кострома и Купала были еще маленькими, то побежали они в чисто полюшко слушать птицу смерти Сирина, и там случилось несчастье. Птица Сирин унесла Купалу в Темное царство. Прошло много лет, и вот Кострома (сестра) гуляла по берегу реки и сплела венок. Ветром венок сорвало с головы и унесло в воду, там его подобрал Купала. Купала и Кострома полюбили друг друга и поженились, не зная о своем родстве, а когда узнали - решили утопиться. Кострома стала русалкой или мавкой.

Образ Костромы связан с празднованием "Зеленых святок" - проводов весны и встречи лета, обрядами, иногда принимающих форму похорон.

Кострому могла изображать молодая женщина, закутанная в белые простыни, с дубовой веткой в руках, идущая в сопровождении хоровода. При ритуальных похоронах Костромы её воплощает соломенное чучело. Чучело хоронят (сжигают, разрывают на части) с обрядовым оплакиванием и смехом, но Кострома воскресает. Ритуал призван был обеспечить плодородие.

3. Версия Жарниковой С. Поскольку образ Деда Мороза берет начало в древнем мифологическом Варуне - боге ночного неба и вод, то и исток образа Снегурочки, постоянно сопровождающей Деда Мороза, надо искать рядом с Варуной. Судя по всему, это мифологизированный образ зимнего состояния вод священной реки арьев Двины (Ардви древних иранцев). Таким образом, Снегурочка - воплощение застывших вод вообще и вод Северной Двины в частности. Она одета только в белые одежды. Никакой иной цвет в традиционной символике не допускается. Орнамент выполняется только серебряными нитями. Головной убор - восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом.

Снегурочка..мифологические корни

Снежная девушка, приходящая к нам под Новый год – явление уникальное. Ни в какой другой новогодней мифологии, кроме российской, нет женского персонажа! А между тем, мы сами мало что о ней знаем…

Родословная

Говорят, она слеплена из снега… И тает от любви. Так, по крайней мере, представил в 1873 г. Снегурочку писатель Александр Островский, которого смело можно считать приемным папой ледяной девушки.

Истинные же корни родства Снегурочки уходят в дохристианскую мифологию славян. В северных областях языческой Руси существовал обычай изготавливать идолов из снега и льда. И образ ожившей ледяной девочки частенько встречается в преданиях тех времен. А. Н. Афанасьев изучил сказки о Снегурочке во втором томе "Поэтических воззрений славян на природу". Книжка попала в руки Островскому, он вдохновился и написал пьесу "Снегурочка", где и пролил свет на происхождение холодной красавицы.

Родителями Снегурочки оказались Мороз и Весна-Красна. Жила себе девушка одна-одинешенька, в темном холодном лесу, не показывая личика солнцу, тосковала и тянулась к людям. И однажды вышла к ним из чащи.

По сказке Островского ледяная Снегурочка отличалась пугливостью и скромностью, но не было в ней и следа душевного холода. Пребывая в морозной невозмутимости, где-то внутри красавицу глодала тоска: хотелось Снегурочке испытать настоящие теплые эмоции. Но если ее сердце полюбит и станет горячим, погибнет Снегурочка! Она это знала и все-таки решилась: вымолила у матери-Весны способность страстно любить.

Милая женственность, за хрупкостью и трепетностью обнаруживающая настоящую отвагу, – кого не покорит такой характер? Потому и прижилась Снегурочка среди людей.

Как она выглядела, продемонстрировали художники Васнецов, Врубель и Рерих. Именно благодаря их картинам мы узнали, что Снегурочка носит бледно-голубой кафтан и шапочку с опушкой, а иногда – кокошник.

Такой ее впервые и увидели дети на праздничной елке 1937 года в Московском доме Союзов.

Деятельность

Снегурочка пришла к Деду Морозу не сразу. Хотя еще до революции фигурками снежной девушки украшали елки, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, а из фрагментов сказок, пьесы Островского или одноименной оперы Римского-Корсакова делались новогодние инсценировки.

В советской России официально праздновать Новый год было разрешено только в 1935 году. По всей стране начали устанавливать елки и приглашать Деда Мороза. Но вот рядом с ним вдруг появилась помощница – милая скромная девушка с косой через плечо, одетая в голубую шубку. Сначала дочка, потом – неизвестно почему, – внучка. Первый совместный выход Деда Мороза и Снегурочки состоялся в 1937 году – с тех пор так и повелось. Снегурочка водит с детьми хороводы, передает Дедушке Морозу их просьбы, помогает раздавать подарки, поет песни и танцует вместе с птичками и зверюшками.

И Новый год не Новый год без славной помощницы главного волшебника страны.

Место жительства

Резиденция нашего Деда Мороза, как это известно всем, находится в Вологодской области, в Великом Устюге. Снегурочка с ним не живет. А где же?

На звание "родового гнезда" дочери Мороза и Весны претендуют два места. В имении Щелыково Костромской области Островский придумал свою пьесу по мотивам старой сказки – вот, вроде бы, и родина Снегурочки. Но зато в подмосковном селе Абрамцево у Виктора Васнецова родился образ ледяной красавицы. Здесь же художник создал декорации к первой театральной постановке по пьесе Островского и, опять же в Абрамцеве, на сцене домашнего тетра Саввы Мамонтова впервые прозвучала опера Римского-Корсакова.

Дилемма. А Снегурочка загадочно молчит и не открывает адрес своего проживания. Наверное, опасается назойливых репортеров.

В 2006 году в московском парке Кузьминки открылась еще одна резиденция Деда Мороза. Здесь же построили двухэтажный домик и для его внучки. Деревянный терем выполнен в "луковичном" стиле по проекту костромских мастеров. Говорят, Снегурочке в нем очень нравится.

Муниципальное образовательное учреждение

«Красноярская средняя общеобразовательная школа №2»

Профессиональный конкурс работников образования

ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ – КОНКУРС

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

(2013-2014 учебный год)

Номинация конкурса:

Педагогические идеи и технологии: среднее образование

Методическая разработка

Практическая работа по литературе:

«Образ Снегурочки в пьесе – сказке Н. А.Островского «Снегурочка»

Место выполнения работы: МБОУ «Красноярская СОШ №2», Астраханской области, Красноярского района, с.Красный Яр, ул. З.Ананьевой,51 «А»

Красный Яр,2013

Практическая работа по теме: «Образ Снегурочки в пьесе – сказке Н. А.Островского «Снегурочка» (учебник «Литература 6 класс»; авторы: Б.А.Ланин, Л.Ю.Устинова, В.М. Шамчикова, М., Вентана- Граф, 2013 г.)

Целевые установки на достижение результата:

Личностные: ориентация в системе моральных норм и ценностей, развивать потребность к самовыражению.

Метапредметные: развивать навык поискового чтения, развать умение формулировать собственное мнение, самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в их исполнение

Предметные: формировать умение характеризовать героя литературного произведения

Оборудование: формат а-4 рисунок Снегурочки,карандаши цветные, учебник «Литература» под ред Б.А. Ланина

Ход занятия:


  1. Организация начала урока
Организация класса,определение темы и цели работы

2. Психологическая подготовка учащихся к выполнению работы:

Н.А. Островский - замечательный русский драматург,создатель 47 пьес,которые до сих пор не сходят со сцены многих театров. Среди них одна из самых популярных – «Снегурочка». Драматург работал над ней весной 1873 года, и сразу после окончания работы она была поставлена на сцене. В 1900 году состоялись по крайней мере 4 постановки пьесы. Но настоящий успех пьеса имела на сцене Московского Художественного театра.

В «Снегурочке» Островский нашёл неисчерпаемый источник вдохновения и подлинной красоты- в народных обычаях, играх песнях. «Снегурочка» – сказка,но творец наделил её героев такими жизненными чертами,что даже те из них, которые олицетворяет Снегурочка представляются нам настоящими, и мы забываем о вымысле, присутствующем в произведении


  1. Практическая часть урока.

  1. Запишите название первого сектора «Семья Снегурочки», поделите его на две равные части. Назовите родителей Снегурочки. В первой половине квадрата запишите имя отца и качества,свойственные ему,
во второй - имя матери, качества,свойственные ей.

Закрасьте каждую половину тем цветом, с которым ассоциируется характер родителей Снегурочки.

Какие качества характера переняла дочь от родителей?

(Снегурочка олицетворяет сердечную стужу. Она долго жила в полном одиночестве. Одновременно, как и отец Мороз, девушка настойчива, это помогает ей достичь самой главной цели: научиться любить. Стремление дарить тепло и нежность любимым – характерные черты матери Весны. В её душе идёт противоборство Тепла и Холода)

2. Название 2 сектора: «Любовь»

Запишите имена героев, к которым Снегурочка проявляет внимание.

Кого из них Снегурочка любит по-настоящему?

Кто из женихов,по вашему мнению, является предателем?(действие 1 явление 3 стр. 93-94, действие 4 явление 3 стр. 105, действие 3 явление 3 стр.98)

(Мизгирь - предатель. Ослеплённый красотой девушки, Мезгирь не считается с её мнением, просьбами и вопреки всему предстаёт с невестой перед народом, Мизгирь предал Купаву- свою невесту. Леля можно тоже назвать предателем. Он отверг любовь девушки,босил цветок,который она ему подарила).

С каким цветом у вас ассоциируется данный сектор? Закрасьте его.


  1. Название 3 сектора «Снегурочка и общество»
-Почему Снегурочка хочет уйти к людям? (пролог явление 3 стр. 88-90)

Запишите причины в 3 сектор.

В чьём царстве оказалась героиня?

Как берендеи воспринимают появление Снегурочки?

Почему Берендей не сожалеет о смерти Снегурочки? (действие 4 явление 4 стр.107)

(Им странно неумение Снегурочки любить, ведь берендеи- народ, ценящий доброту, любовь и всё прекрасное, что есть на свете)


  1. Название 4 сектора «Снегурочка»
Запишите ответы на вопросы.

Способна ли любить героиня? Что Снегурочка говорит о себе? (действие 1 явление 4 стр. 94)

Хочет ли она быть как все? Почему ей нельзя любить?(действие 3 явление7 стр. 99, действие 4 явление 2 стр. 100)

Изменилась ли Снегурочка в финале? Какой она стала? (действие 4 явление 4 стр. 106-107) Свой ответ выразите в цветовой гамме.

Кого она винит в том,что Лель её покинул? (действие 1 явление 4 стр. 95)

(Снегурочка – сама доброта и нежность, но чувства её пока дремлют и не воспринимают окружающий мир. И лишь открыв людям сердце, она ощущает счастье и сгорает от него же)

С каким цветом у вас ассоциируется данный сектор? Закрасьте его.

4. Творческая работа

1. вариант творческой работы

Весенняя сказка «Снегурочка» не родилась на пустом месте, мы в ней наблюдаем влияние русской народной сказки, которую Островский Н.А. знал блестяще. Поэтому традиции русской народной сказки «Снегурочка» прослеживаютя и на всех уровнях произведения великого драматурга.

Какие сказочные признаки унаследовала пьеса – сказка Островского «Снегурочка»? Запишите их на рабочем листе.(фантастический мир,слова- заклинания, превращения,мотив чудесного рождения, запрет на Солнце, отлучка,нарушение запрета. испытание героя, герой-искатель- Снегурочка, герой- даритель- Весна, антогонист – Ярило- Солнце)

2вариант.

Как вы относитесь к героине? Жалко ли вам героиню? Почему?

Какой представляете вы Снегурочку- героиню пьесы- сказки Островского Н.А? Оформите ответ на вопрос в форме синквейна.


  1. Ключевое слово – существительное

  2. 2 прилагательных

  3. 3 глагола

  4. Короткая фраза - ваш вывод, ваше отношение к героине.

  5. 1 существительное – синоним к первой строке.
5. Подведение итогов.


Top