Образуйте от данных слов названия профессий. Образование слов-названий профессий людей с помощью суффиксов ист, тель, ник, чик, щик

Особенно большие трудности вызывает у учеников овладение навыками словообразования, так как они не умеют использовать приставки и суффиксы для образования новых слов, не осознают сходства однокоренных слов. В результате у детей возникают проблемы в овладении морфологическим принципом русской орфографии, сущность которой состоит в том, что каждая морфема пишнтся одинаково независимости отпроизношения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ольга Владимировна Петрова ,

учитель -логопед ,

ГБОУ ЦПМСС Калининского района города Санкт-Петербурга

Использование методов кинезиологии на логопедических занятиях.

Тема: « Образование названий профессий при помощи суффиксов:

Ник-, - щик-, - чик».

Логопедическая тема: «Профессии» « Инструменты».

Аудитория: учащиеся 3-го класса общеобразовательной школы с нарушением письменной речи,

Цель: Совершенствовать навыки словообразования при помощи суффиксов:

Чик-, -щик-, -ник-.

Задачи:

1.Коррекционно-образовательные:

Развивать навыки словообразования при помощи суффиксов;

Развивать звукобуквенный анализ и синтез;

Учить правильно использовать слова в речи;

Закреплять знания о правописании суффиксов;

2. Коррекционно- развивающие:

Развивать высшие психические функции;

Обогащать словарь учащихся;

Развивать навыки контроля и самоконтроля.

3. Воспитательные:

Воспитывать языковую наблюдательность

Формировать положительную учебную мотивацию;

Оборудование: презентация, ребус, картинки: топор, молоток, пила, стол, мячик.

Ход урока:

1.Орг. момент.

2.Графический диктант.

1-клетка влево, 1-вниз, 1-влево, 1-вниз, 1-вправо, 4- вниз, 1- вправо,1- вверх, 2-вправо, 1- наискосок вверх влево, 1-влево, 1-вверх.

Какой предмет у вас получился? (молоток). Логопед показывает картинку с изображением молотка. Слайд № 1

Как пишется слово «молоток»?

Молоток - насаженный на рукоятку металлический или деревянный брусок, предназначенный для ударов по чему-либо .

Молоток, похожий на современный появился 20 тысяч лет назад, когда человек научился сверлить камень. Орудие представляло собой деревянную палку, на которую этот камень надевали. С появлением металлов, молотки стали делать из меди, бронзы, железа.

Логопед вывешивает картинки с изображением молотка, стола, топора, пилы. Слайд №2

Назовите предметы, изображённые на картинках, используя уменьшительно- ласкательные суффиксы.

Назовите лишнее слово. (Стол)

Почему?

Назовите 4-йзвук, 9-йзвук, 3-й звук в слове « инструменты».

Кто в своей работе использует молоток?

3. Сообщение темы занятия.

Сегодня на занятии мы будем говорить об инструментах и о людях, которые работают ими, т.е. образовывать названия профессий.

4 . Работа по теме занятия.

Логопед показывает ребус. Слайд №3

(Столяр)

Как правильно произносить слово «столяр»?

На какой слог падает ударение. Слайд №4

Слово « столяр» взаимствовано из польского, что означает: тот, кто делает столы.

Столяр- это рабочий, занимающийся обработкой дерева и изготовлением изделий из него: столы, стулья, шкафы и т.д.

Какими инструментами пользуется столяр? Слайд №5, №6.

Логопед показывает второй ребус, Слайд № 7

Что такое плот?

Плот- конструкция для плавания, из связанных совместно брёвен или стеблей камыша, тростника, скрученных в пучки.

Какое слово зашифровано? (Плотник) Слайд № 8

Плотник- рабочий, занимающийся простой обработкой лесных материалов, постройкой деревянных зданий.

С помощью какого суффикса образовано слово « плотник»?.

(-ник-)

Назовите инструменты, которыми работает плотник.

Рубанок - деревообрабатывающий инструмент для строгания.(для придания поверхностям древесины нужной шероховатости; уменьшения размеров. Слайд № 6,

Долото- - деревообрабатывающий инструмент для выдалбливания отверстий, пазлов. Слайд № 9

Нужные работники-

Столяры и плотники-

Сработать мебель мудрено:

Сначала мы берём бревно

И пилим доски,

Длинные и плоские .

Логопед вывешивает табличку: Слайд № 10

Грузить -грузчик

Камень- каменщик

Прочитайте 1-ю пару слов. Объясните значения слов.

Грузить - наполнять грузом (т.е. тяжёлыми предметами)

Грузчик- рабочий по погрузке и выгрузке.

Что общего в написании слов?

В чём различие?

С помощью какого суффикса образовано слово « грузчик?» (чик)

Камень - твёрдая горная порода кусками или сплошной массив, а также кусок, обломок такой породы.

Каменщик- рабочий, специалист по кирпичной, каменной кладке . Слайд № 11.

С помощью какого суффикса образовано слово « каменщик?»

Каким инструментом пользуется каменщик?

Сегодня на занятии мы будет образовывать названия профессий при помощи суффиксов -чик-, -щик-, -ник-.тетради записали число,

Открыли тетради записали число,суффиксы - чик-, -щик, - ник-. Слайд №12.

Работа у доски.

Кто вставляет стёкла? (стекольщик) Слайд №13.

С помощью какого суффикса образовано слово « стекольщик»?

Стекольщик - рабочий, вставляющий оконные стёкла в рамы .

Какие инструменты использует стекольщик? (молоток, стеклорез)Слайд № 14.

Подберите родственные слова к слову « стекольщик»

(Стёклышко, стеклянный, застеклить, стекольщик).

Мастер, мастер,

Помоги,

Прохудились сапоги.

Забивай покрепче

Гвозди -

Мы пойдём сегодня

В гости.

О каком мастере говорится в стихотворении?(о сапожнике) Слайд №15.

Сапожник- это мастер по шитью и починке обуви.

С помощью какого суффикса образовано слово?

Чем работает сапожник?(молотком, иглой, шилом, ножницами)

Назовите твёрдые согласные звуки в слове « сапожник»

Какой звук всегда только твёрдый?

Подберите синоним к слову « пилот». (лётчик) Слайд № 16.

Лётчик- специалист, управляющий летательным аппаратом.

С помощью какого суффикса образовано слово « лётчик»?

Как называют женщин этой же профессии?

5.Физминутка. Сейчас мы с вами выполним самый сложный элемент в полёте- петля Нестерова или Мёртвая петля. Слайд № 17

Назовите человека, который служит на границе?

(пограничник) Слайд № 18

С помощью какого суффикса образовано слово « пограничник»?

Назовите мягкие согласные звуки в слове «пограничник?»

Какой звук всегда только мягкий?

Человек взял кисть, краски, мольберт, холст. Какая у него профессия?

(художник) Слайд №19.

С помощью какого суффикса образовано слово «художник»

Назовите синоним к слову «художник» - живописец.

Назовите 2-й слог.

Как называется промежуток времени в 60 минут? (час)

Кто чинит часы? (часовщик) Слайд №20

Часовщик- это мастер по изготовлению и починке часов.

С помощью какого суффикса образовано слово «часовщик»?

Какими инструментами работает часовщик? (отвёртка, щёточки)

Прочитайте слово «часовщик» с конца(кищвосач)

Какие слова вам пришли на ум, когда вы это услышали.

Щуря глаз и хмуря брови,

Промолчав себе в усы,

Иван Петрович

Осторожно взял часы.

Всё понятно старику,

Старику........

6.Работа по карточкам.

У вас на столе лежит карточки. Прочитайте задание.

Образуйте от данных слов новые слова, обозначающие профессии при помощи суффиксов: - ник-, щик-, - чик-. Обозначьте суффиксы.

Образец карточки:

лес- .......

экскаватор - .........

переводить- ........

двор - .........

дрессировать - ........

разведать - .......

7.Самостоятельная работа.

8.Проверка.

1)Как называется специалист по переводам с одного языка на другой? (Переводчик) Слайд № 21

Назовите суффикс.(-чик-)

2)Назовите профессию, представители которой работают с животными? (Дрессировщик) Слайд №22

Назовите суффикс.(- щик-)

3)Первобытный человек на длинную палку насадил острый камень, поперёк рукоятки. Так возникла каменная мотыга, которой человек рубил землю, наподобие топора. Потом мотыгу постепенно усовершенствовали и появилась.....лопата.

Представителю какой профессии нужна лопата, метла?

(Дворник) Слайд № 23

Назовите суффикс. (-ник-)

4) Представитель этой профессии работает на этой землеройной машине. Кто это? (Экскаваторщик). Слайд № 24.

Назовите суффикс.(-щик-).

5) Это военнослужащий или работник секретной организации, который обследует что- либо со специальной целью. Кто это? (Разведчик) Слайд № 25

Назовите суффикс.(-чик-)

6) Назовите профессию, которую мы не называли? (Лесник)

Лесник- лесной сторож, который охраняет лес. Слайд № 26

Назовите суффикс (- ник-)

9) Итог занятия.

Перечислите профессии, которые вы запомнили.

Назовите суффиксы, о которых вы узнали на занятии.

10) Проверка домашнего задания.

Расскажите стихотворение, которое вы учили дома.

Чтение стихотворения учениками.

Стол, за которым ты сидишь,


- Послушайте чистоговорку:
Встанет дворник на заре,
Снег расчистит во дворе,
Дворник мусор убёрет
И песком посыплет лёд.
- О ком эта чистоговорка? (О дворнике). А теперь повторите её за мной. Найдите в этом стихотворении однокоренные слова. (Двор – дворник). Определите корень. (Двор). При помощи какой части слова у нас получилось новое слово дворник? (суффикс –ник-). Правильно. А как вы думаете, о чём мы с вами сегодня будем говорить? (О суффиксах).

Объявление новой темы.
- А теперь посмотрите на эти картинки. Кто на них изображён? Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? (о профессиях). Правильно, сегодня мы поговорим о профессиях. Откройте логопедические тетрадки на стр.31 Посмотрите задание 13.
- Прочитайте, что нам нужно сделать в этом задании: вставить пропущенные слова в стихотворения.

Нужные работники - Щуря глаз и хмуря брови,
_________ и _________! Проворчав себе в усы,
Сработать мебель мудрено: _________ Иван Петрович
Сначала мы берем бревно Осторожно взял часы.
И пилим доски, Все понятно старику,
Длинные и плоские. Старику __________.

Назовите, какие профессии вы встретили в этих стихотворениях? (плотник, столяр, часовщик, портниха, лётчик, повар, доктор, учитель, сапожник).
- Обратите внимание на два слова: часовщик и лётчик. Как вы думаете: от каких слов они образовались? (часы-час и летать). Какая часть слова помогла нам образовать эти слова? (Суффиксы) Верно, суффиксы нам всегда помогают образовать новые слова. Суффиксы -чик, -щик, помогают образовать слова, связанные с профессией. Но есть и другие суффиксы, которые используются при образовании новых слов. Откройте в логопедической тетради стр.33, задание 15. Образуйте из данных слов новые слова, обозначающие профессии и запишите их.
Полный текст материала Суффиксы в названиях профессий –ник-, -чик-, -щик-, -ель-, -ист-. 3 класс. смотрите в скачиваемом файле .
На странице приведен фрагмент.

Образовательная цель: формирование умения образовывать слова с помощью суффиксов,
называющих профессии людей.

Коррекционно - развивающая цель: развитие навыка звукослогового анализа, мелкой моторики пальцев, творческого мышления.

Воспитательная цель: воспитание навыка взаимопомощи.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний.

А.) Развитие мелкой моторики пальцев.
Пальцы ловкими хотят быт
Быть у всех наших ребят.
Пальцам мы сейчас поможем
Упражнение предложим.

По ладошке кулачками
Нужно нам похлопать с вами.
И погладить, как игрушки,
Наших пальчиков подушки.

Как чудесно мы играли
И в игре тренировали
Наши пальчики, ладошки,
Ну, и, кулачки немножко.

3. Формирование новых понятий.

А.) Сообщение темы и цели урока.
В мире много интересного
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела
Предлагаю я вам тему,
Так скорее друг за дело.
Хоть немного знаем все мы:
Книги, чашки, стол и дом.
Создал человек трудом.

Вот о тех. кто создает
Строит, учит и поет,
Мы сейчас поговорим
Свой урок им посвятим
Тема наша вам ясна?
О профессиях она.
-Какие профессии знаете?
-Кем вы хотите стать в будущем?
-Как вы думаете, что для этого нужно делать?

Б.) Я вам расскажу еще одну сказку о Волшебниках- суффиксах. Презентацию смотреть .

Жили - были суффиксы - ЩИК -, - ЧИК - , ТЕЛЬ -, - НИК -, - ИСТ - . К кому придут в гости, всех
трудиться научат. Сначала суффикс - ИСТ - познакомился с ГИТАРОЙ (Слайд № 2)
и получилось слово …. ГИТАРИСТ (Слайд № 3) . Затем - со словом ПИАНИНО (Слайд № 4) и
получился …. пианист (Слайд № 5) . Затем со словом БАЯН (Слайд № 6) и получился БАЯНИСТ
(Слайд № 7)
. Затем - со словом ФЛЕЙТА (Слайд № 8) и получился …. ФЛЕЙТИСТ (Слайд № 9) .
(Проводится разбор всех слов и дописываются суффиксы на карточке).
- С помощью какого слова получили названия музыкантов? (- ИСТ - )
- А кто знает, как назвать человека, который играет на скрипке? (Слайд №10) (СКРИПАЧ).
(Слайд №11)
.
- Какой суффикс помог получить новое слово? (- АЧ - ).
-Как назвать людей, которые играют вместе на музыкальных инструментах? (Оркестр) .
-А теперь собери из букв слово. (Слайд № 12) .

МЗКНТУЫАЫ (МУЗЫКАНТЫ)
Звукослоговой анализ слова МУЗЫКАНТЫ .
- Сколько в слове гласных? (4)
- Сколько в слове согласных? (5)
- Назови 1 слог МУ , 2 -й ЗЫ , 3-й КАН , 4-й ТЫ .
- Поставь ударение.
- Придумай еще однокоренные слова. (МУЗЫКА, МУЗЫКАЛЬНЫЙ) .
-Запишите слова и выделите корень. (МУЗЫК) .
Слушайте сказку дальше. Суффикс - ИСТ - собрал целый оркестр из музыкантов, а
суффиксы - ТЕЛЬ -, - НИК -, - ЧИК - и - ЩИК - пошли к глаголам учить, строить, охранять, грузить.

Названия каких профессии получились? (Учитель, строитель, охранник, грузчик).
-Запишите слова.
-Выделите суффикс.
(Учитель , строитель , охранник , грузчик ). (Слайд № 13) .



В.) Отгадай, правильно ли объясняется смысл слов, обозначающих названия профессий.

Собирает банщик банки,
А потом хранит их в банке.
Очень ими дорожит
Банк с ружьем он сторожит.
- Кто такой БАНЩИК? (Человек, который работает в бане) .
-ЗАПИШИТЕ СЛОВО.
- Выдели суффикс в слове БАНЩИК (ЩИК) .
- Как называют человека, который работает в банке? (БАНКИР) .

Кран на кухне крановщик
Починить вам сможет вмиг
Каждый краник сделать краше
Душ исправит в ванной вашей.
-Правильно? (Нет).
- Кто такой КРАНОВЩИК ? (Человек, который управляет краном).
-Запишите слово.
- Выдели в этом слове суффикс. (ЩИК) .
- Как называют человека, который чинит краны? (Слесарь) .

Ищет клады кладовщик .
И находит в тот же миг.
А потом он эти клады
Бережно хранит на складе.
- Верно? (Нет).
- Кто такой КЛАДОВЩИК ? (Человек, который работает на складе).
-Запишите слово.
- Какой суффикс в слове? (ЩИК)
-Как называют искателя кладов? (КЛАДОИСКАТЕЛЬ) .

Г.) Физминутка.

Д.) Догадайся по опорным словам о какой профессии идет речь. (Слайд № 14) .

Указка, мел - …… (УЧИТЕЛЬ). (Слайд № 15)
Звери, цирк -…… (ДРЕССИРОВЩИК). (Слайд № 16).
Коньки, клюшка -…… (ХОККЕИСТ). (Слайд № 17).
Самолет, шлем - ……. (ЛЕТЧИК). (Слайд № 18).
Метла, тачка - …… (ДВОРНИК). (Слайд № 19).
Мяч, бутсы - …… (ФУТБОЛИСТ). (Слайд № 20).

Е.) Работа с текстом. (Слайд № 21) .
- Услышь названия профессий. (Слайд № 22) .
(Чтение логопедом текста.)

Один разведчик получил ответственное задание: внедриться в группу опасных заговорщиков и узнать об их тайных планах. Много сил, мужества, времени пришлось затратить ему для выполнения задания. Он побывал и бетонщиком, и каменщиком, и сварщиком и водопроводчиком, и паркетчиком, и смазчиком , когда выяснилось, что заговорщики были просто строителями , а в их планы входило строительство новой школы.
-Составь с этими словами предложение.
-Запишите предложение на доске и на карточках.

Строительные профессии: бетонщик, каменщик, сварщик, водопроводчик, паркетчик, смазчик.

Выделите в словах суффиксы.
- Из каких слов выросли новые слова?
- Что выполняет каждый человек этой профессии?

4. Рефлексия.

Какие новые слова мы учились образовывать? (Названия профессий).
- С помощью какой части слова мы получали названия профессий? (Суффикса).
- Какие суффиксы нам в этой работе помогли? (ИСТ, ТЕЛЬ, НИК, ЧИК, ЩИК ).

Карточка к уроку по теме «Суффиксы, называющие профессии людей»

1. Образуй от слова название профессии, выдели суффикс.

Гитара - гитар…..
Пианино- пиан….
Баян - баян……
Флейта - флейт……

2. Запиши однокоренные слова к слову. Выдели суффикс и корень.

Музыканты ……………………………………………………………………………………………………

3. Запиши слова. Выдели суффикс.

……………………………………………………………………………………………………

4. Догадайся, в какой профессии нужны эти предметы.
Выдели суффикс.

Указка, мел-…………………………………..
Звери, тумба- ………………………………..
Коньки, клюшка- …………………………..
Самолет, шлем- …………………………….
Метла, тачка- ………………………………..
Мяч, бутсы- ……………………………………

5. Найди названия профессий, придумай и запиши предложение, выдели суффикс в словах - названиях профессий.

Один разведчик получил ответственное задание: внедриться в группу опасных заговорщиков и узнать об их тайных планах. Много сил, времени, мужества пришлось затратить ему для выполнения задания. Он побывал и бетонщиком, и смазчиком, и каменщиком, и сварщиком, и водопроводчиком, и паркетчиком, когда выяснилось, что заговорщики были строителями, а в их планы входило строительство новой школы.

- дополнительный материал по теме "Профессии".

Новая лексика

Существительные:

строитель,каменщик,маляр,учитель,продавец, плотник, стекольщик, архитектор, воспитатель, повар, врач,

медсестра.Названия инструментов,связанных с данными профессиями (см. тема « Инструменты »).

Глаголы:

поднимать,класть,управлять,красить,собирать, строить, чинить, лечить, учить.

Прилагательные:

высокий, низкий, красивый, блочный, кирпичный, де вянный, городской, внимательный, строгий, умный, умел

Наречия:

красиво, аккуратно, ровно, прямо, высоко, быстро, лов

Игра «Кто самый внимательный?»

Цели: развиватьслуховоевниманиеипамять,уточнятьи активизировать словарь по лексической теме «Профессии».

ХОДигры :воспитатель читает детям стихотворение,затем проситихпостаратьсявспомнить,названиякакихпрофессий

встречаются в стихотворении, какие ещё профессии они знают.

Я ДОМА НЕ ЛЮБЛЮ СИДЕТЬ

Я дома не люблю сидеть,

Мне нравится ходить.

Люблю ходить, люблю глядеть,

Друзей с собой водить.

Люблю глядеть на облака,

На солнечный восход;

На то, как гулкая река

Разламывает лёд.

На то, как мастерит столяр

Стол, стул иль табурет,

И красит комнаты маляр

В любой весёлый цвет.

Как дворник убирает двор -

Сгребает в кучу снег,

И как танцуетполотёр -

Весёлый человек.

Каквбурю, взнойиливмороз,

Под ветра острый свист

Ведёт тяжёлый паровоз

Бесстрашный машинист.

Я дома не люблю сидеть,

Нет, не люблю сидеть.

Мне нравится на мир глядеть,

На солнечный глядеть!

Е. Благинина

Игра «Стихи-небылицы»

Цели: развивать слуховое внимание, логическое мышление, активизировать словарный запас по теме «Профессии».

Ходигры. стихотворение и найти в нём ошибки.

Ловко дом возвёл учитель,

Пишет музыку певец,

Шьёт одежду продавец.

С. Чешева

Игра «Угадай, кем я хочу быть?»

Цели: развивать слуховое внимание, мышление, связную речь, актуализироватьсловарныйзапаспотемам«Профессии»,

«Инструменты».

Ход игры.Воспитатель предлагает детям подумать, кем они хотели бы быть, описать свою профессию так, чтобы другие дета

отгадали.

Например:

Ребёнок:Мненужнытакиеинструменты:ножницы, расчёска, бритва, фен.

Остальные дети: Ты хочешь быть парикмахером.

Игра «Кто чем управляет»

Цель: закреплятьумениеупотреблятьсуществительноев форме творительного падежа.

Ходигры. Воспитательвыставляетнапаннокартинкис изображениемтранспортаипредлагаетсказать,ктокаким

транспортом управляет.

(Водитель) ... управляет автобусом.

(Шофёр) ... управляет грузовиком.

(Машинист) ... управляет поездом.

(Вертолётчик) ... управляет вертолётом.

(Лётчик) ... управляет самолётом.

(Капитан) ... управляет кораблём.

(Мотоциклист) ... управляет мотоциклом.

(Велосипедист) ... управляет велосипедом.

(Космонавт) ... управляет ракетой.

Игра «Кто чем занимается?»

Цели: развивать грамматический строй речи, активизировать словарный запас по теме «Профессии».

Ходигры. Воспитательпредлагаетдетямответитьна вопросы.

Например:

Врач (что делает?) лечит людей.

Учитель... Повар...

Пожарный... Портниха...

Дворник... Почтальон...

Продавец... Художник...

Воспитатель... Парикмахер...

Игра «Объясняй-ка»

Цели: развиватьграмматическийстройречи, словообразование:учитьпониманиюитолкованиюсложных слов.

Ходигры. Воспитательпредлагаетдетямобъяснить,из каких слов получились названия профессий.

Слова: рыболов,лесоруб,дровосек,зверовод,коневод, овощевод, садовод и т. д.

Игра «Кому что нужно?»

Цели: развиватьслуховоевнимание,формировать грамматическийстройречи,учитьупотреблениюдательного

падежасуществительных,образованиюотносительных прилагательных.

Ходигры. Воспитательпредлагаетдетямпрослушать предложение, найтиошибку, исправитьее, повторить

предложение правильно.

Кастрюля нужна... повар {повару).

Пила нужна... плотник (плотнику).

Станок нужен... токарь (токарю).

Мука нужна... пекарь (пекарю).

Кисти нужны... художник (художнику).

Топор нужен... лесоруб (лесорубу).

Ножницы нужны... портной (портному).

Молоток нужен... сапожник (сапожнику).

Игра «Рассыпанные слоги»

Цель: развиватьслоговойанализисинтез,зрительное вниманиеизрительнуюпамять,активизироватьсловарный

запас по теме «Профессии».

Ход игры . Воспитатель предлагает детям «починить» слова, которые рассыпались. На ковролинографе - слоги: ТОР - ПО -

ПА - ЖЕ - РИК - МА - ДОВ - НИК - СА - ДОЖ - ХУ - НИК -

ИН - ХЕР - НЕР - ДОК - ВАР. Дети составляют из них слова.

Слова: художник,парикмахер,доктор,садовник,инженер, повар.

Игра «Назови звуки»

Цели : совершенствовать фонематические процессы, умение определять первый и последний звуки в слове.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям назвать первый и последний звуки в словах - названиях профессий.

Слова: повар,врач,инженер,плотник,машинист,столяр, каменщик, художник, маляр, архитектор.

Игра «Кем быть?»

Цели: развиватьсвязнуюречь,учитьсвязному монологическому высказыванию, активизировать словарь детей

по теме «Профессии».

Ход игры. Воспитатель предлагает детям дополнить рассказ.

Однажды в детском саду дети мечтали о том, кем они будут, когда станут взрослыми. Петя сказал:

Я хочу лечить людей. Я буду (кем?)... .

А я, - сказала Юля, - когда вырасту, стану воспитывать маленьких детей. Я буду (кем?)... .

Это что!- ответил Вася. - Вот я скоро стану людей из огня спасать, с пожаром бороться. Я буду (кем?)... ..

Подумаешь,пожарный!-засмеяласьКатя.-Явот картины писать начну. Я стану (кем?)... .

СамыймаленькиймальчикОлегпосмотрелнаребятитихо сказал:

А я буду готовить для вас еду. Я стану (кем?)...

С. Чешева

Текст для пересказа

ДЛЯ ЧЕГО РУКИ НУЖНЫ

Петясдедушкойбольшимидрузьямибыли.Обовсём разговаривали.

Спросил как-то дедушка внука:

А для чего, Петенька, людям руки нужны?

Чтобы в мячик играть, - ответил Петя.

А ещё для чего? - спросил дед.

Чтобы ложку держать.

А ещё?

Чтобы кошку гладить.

А ещё?

Чтобы камешки в речку бросать...

ВесьвечеротвечалПетядедушке.Правильноотвечал. Только он маленькийбыл и по своим рукамобо всех других

судил,а не по трудовым, рабочим рукам,которыми вся жизнь, весь свет держится.

Е. Пермяк Вопросы:

О чём дедушка спросил Петю? Что отвечал Петя?

Почему Петя отвечал так? Для чего же человеку

больше всего руки нужны?

Текст для пересказа

ДВА ПЛУГА

Изодногоитогожекускажелезаиводнойитойже мастерской были сделаны два плуга.

Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошёл вработу,адругойдолгоисовершеннобесполезнолежал,

провалялся в лавке купца.

Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились.Плуг,бывшийуземледельца,блестел,как

серебро,ибылдажеещёлучше,чемвтовремя,когдаон толькочтовышелизмастерской;плугже,пролежавшийбез

всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.

Скажи,пожалуйста,отчего ты так блестишь? - спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.

Оттруда,моймилый,-отвечалтот.-Аеслиты заржавелисделалсяхуже,чем был,топотому,чтовсёэто

время ты пролежал на боку, ничего не делая.

К. Ушинский

Вопросы:

Как и где были сделаны два плуга?

К кому попал один плуг и, что случилось с другим?

Как выглядели оба плуга, когда встретились снова?

О чём говорили два плуга?

Цель: ученики получат возможность закрепить умения образовывать слова названия профессий при помощи суффиксов, научатся классифицировать профессии по труду, составлять небольшой текст о профессиях.

Задачи:

Коррекционные : совершенствовать умение определять основу, корень слова, образовывать имена существительные - названия профессий с помощью суффиксов, развивать умение выполнять мыслительные операции, выполнять задачу по алгоритму;

Обучающие : развивать и уточнять словарный запас учащихся, умение воспроизводить информацию по образцу, мышление, память.

Воспитательные: повышать мотивацию к учению через использование инновационных приемов ведения урока; формировать у учащихся социально-экономические навыки жизненных компетенций: умение обосновывать важность и необходимость труда в жизни людей, оценивать свои желания и возможности их реализации.

Ресурсы : компьютер, презентация занятия с использованием ИКТ, индивидуальные поурочные разноуровневые карточки с заданиями, мяч, рабочие тетради, картинный план занятия, цветные иллюстрации ноября.

Речевой материал: отработка умения строить ответ развёрнутыми предложениями, используя оборот «Я думаю…», « Моё мнение…».

Ход занятия

1.Организационный момент .

Приветствие логопеда, доброжелательный настрой Развитие внимания, мышления, навыков правильного написания безударных гласных (расшифровать запись):

Л. Развитие навыков правильного написания безударных гласных

Задания на карточках расшифровать, проверить корень слова, вставить пропущенные буквы (слова-снегопад, ученик, почтальон)

АЛсПРн ЗЭ…Д7г ЮБо28пНФ8а ЗОд

ЦЛ у ГчСе…ШнГ ЦиЛШкС

Д5ЮпЧ6…К5Ф4чДВт1аЧл34КьВо78ФнЮ

2. Актуализация знаний

Развитие восприятия и воспроизведения информации

Л.Мы продолжаем работу над словообразованием. Скажите что за странные деревья на доске? Что в них необычного?

Д. Дерево с корнем - это корень слова, веточки дерева-суффиксы и приставки.

Л. Вы молодцы. Где же в слове находится суффикс? Покажите на схеме его место.

Д.: Суффикс - это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Ученик: Наталья Фёдоровна, суффиксы - это целая наука, а я вот что хочу спросить вса о профессиях, ведь

У меня растут года, будет и семнадцать.

Где работать мне тогда, чем заниматься?

Л. Хорошо, Тимур, давай поговорим о профессиях, но так, чтобы и тему занятия не забыть. Подумайте ребята, как же мне тогда записать тему уроке?

Дети: Тему надо записать так: «Суффиксы профессий».

Л. Что же мы называем профессией?

Слайд

Профессия- это основное занятие человека, его трудовая деятельность.
Профессия- источник существования человека.
Для овладения профессией требуется определённая подготовка.

Как вы понимаете выражение-« источник существования»? Начинайте ответ словами: «Я думаю...»

Л. Как вы думаете, когда возникли профессии?

Да, История профессий уходит в глубокую древность. Подумайте, какие профессии были самыми распространёнными на Руси?

Дети выбирают из различных картинок изображения кузнеца, пекаря, гончара, ткача, воина, косаря.

Л.Сколько разных есть профессий? Попробуйте подсчитать, что получилось?

Кто-то скажет: Ровно двести.

Кто-то скажет: Триста пять….

В наше время человек владеет многими профессиями

Какие профессии есть в школе? Назовите их.

Дети отгадывают загадку:

Громко прозвенел звонок, в классе начался урок.

Знает школьник и родитель — Проведет урок... (учитель)

Учит вежливости нас,

Почитает вслух рассказ.

Не учитель, не писатель, наш любимый …(воспитатель)

Л. Запишите на доске слова учитель, воспитатель, писатель, водитель, строитель определите корень и суффикс.

Молодцы, правильно определили суффикс.

Какую роль играет суффикс в слове? Для чего он нужен?

Д. Суффикс нужен для образования новых слов

Л. На каком месте в слове стоит суффикс?

Д.. Суффикс стоит после корня.

Л.Правильно. Вы -молодцы,

Л. А теперь самостоятельно образуйте другие названия профессий с помощью суффикса -тель. Логопед читает содержание профессии, а дети записывают в индивидуальной карточке одно слово-название профессии, затем сверяют написанное с текстом на слайде:

Пишет рассказы, романы - Писатель

Водит машину, автобус - Водитель

Испытывает самолёты - Испытатель

Строит здания - Строитель

Спасает людей - Спасатель

Л.Оценивает деятельности учащихся

Многие ребята увлекаются спортом, возможно, это увлечение станет вашей профессией. Какие же есть спортивные профессии? Выберите из карточек те, которые относятся к спорту (Хоккеист, Фигуристы, Футболист, Штангист, Теннисист)

Какой суффикс помогает образовать слова-профессии? Запишите в карточке названия двух профессий и выделите суффикс.

Дети, а кто любит музыку и сможет от названия музыкального инструмента образовать профессию человека, который играет на данном инструменте?

Баян - баянист

Скрипка - скрипач

Пианино-пианист

Гитара- гитарист

Выделите «музыкальный» суффикс

Л. На разных музыкальных инструментах играет целый оркестр. Как назвать их одним словом музыкальные профессии, сразу всех объединив?

Дети: Очень просто. Все они- Музыканты.

Л.Вы - молодцы.очень хорошо работаете.

ИГРА

Л. Давайте отдохнём. Я называю профессию, а вы показываете действия,что делает:

  • Продавец
  • Водитель
  • Танцор
  • Рыбак
  • Футболист
  • Баскетболист
  • Штангист
  • Пловец
  • Певец
  • Молодцы!Очень весело получилось!

Развитие мышления,внимания,анализа и синтеза слова

Л.К нам стучится почтальон. Письма он принёс, а в них зашифрованы слова. Придумайте предложения с одним словом.

Дети отгадывают названия профессий по первым буквам картинок:

Слова: маляр,каменщик,учитель,строитель, сварщик, продавец, пекарь,врач, повар.

Дети «расшифровывают» по три слов,записывают,выделяют суффикс,составляют предложения.

Развитие восприятия

Л. Почему в начале урока мы сказали,что для овладения профессией нужны знания и умения? Надо ли учиться профессии?

Дети отвечают,логопед следит за правильным построением ответа:

«Я думаю…»

Игра Правильно ли это? Развитие коммуникативных навыков общения.

Работа в парах. На карточках задание: подбери профессию к деятельности.

Кроет крышу жестью

Крановщик

Кладёт умело из камня и кирпича стены дома

Стекольщик

Управляет подъёмным краном

Чертёжник

Вставляет стёкла в оконную раму

Каменщик

Роет под фундамент яму

Архитектор

Красит стены помещениякрасивой краской

Электрик

Проводит электрический кабель в новый дом

Разрабатывает проект нового дома

Экскаваторщик

Чертит чертежи для строительства нового дома.




Top