Обретение святых мощей. Обретение мощей оптинских старцев

Согласно житию святой Матроны, родители, Наталья и Дмитрий Никоновы, сначала хотели оставить слепую дочь в приюте, но мать передумала после того, как ей приснился необыкновенный сон: белая птица необычайной красоты, но слепая, села на её груди. Приняв сон за знамение, богобоязненная женщина отказалась от мысли отдать ребенка в приют. Дочь родилась слепой, но мать любила свое «дитя несчастное».

Рассказывают и о внешнем, телесном знаке богоизбранности младенца - на груди девочки была выпуклость в форме креста, нерукотворный нательный крестик. Позже, когда ей было уже лет шесть мать как-то стала ругать ее: «Зачем ты крестик с себя снимаешь?» «Мамочка, у меня свой крестик на груди», - отвечала девочка.

Житие сообщает, что уже с семи-восьмилетнего возраста у Матронушки открылся дар предсказания и исцеления больных. По ее молитве люди получали исцеление от болезней и утешение в скорбях. К ней стали ходить и ездить посетители. Желая отблагодарить Матрону, они оставляли ее родителям продукты и подарки. Так девочка, вместо того чтобы стать обузой для семьи, стала ее главной кормилицей.

Много людей приезжало за помощью к Матроне. В четырех километрах от Себино жил мужчина, у которого не ходили ноги. Матрона сказала: «Пусть с утра идет ко мне, ползет. Часам к трем доползет». Он полз эти четыре километра, а от нее пошел на своих ногах, исцеленный.

До нас дошло предание о встрече Матронушки со святым праведным Иоанном Кронштадтским, который по окончании службы в Андреевском соборе Кронштадта попросил народ расступиться перед подходящей к солее 14-летней Матроной и во всеуслышание сказал: «Матронушка, иди-иди ко мне. Вот идет моя смена - восьмой столп России».
Значения этих слов матушка никому не объяснила, но ее близкие догадывались, что отец Иоанн провидел особое служение Матронушки России и русскому народу во времена гонений на Церковь.

На семнадцатом году Матрона лишилась возможности ходить: у нее внезапно отнялись ноги. Как говорила сама Матронушка «такова была воля Божия». До конца дней своих она была «сидячей». Она никогда не роптала из-за своего недуга, а смиренно несла этот тяжкий крест.

В 1925 году Матрона перебирается в Москву, в которой так и прожила до конца своих дней. Жила где придётся - у друзей и знакомых. В день Матрона принимала до сорока человек. Люди приходили со своими бедами, душевной и телесной болью. Она никому не отказывала в помощи.

Матрона предсказала свою смерть за три дня, продолжая принимать людей в свои последние дни. Скончалась 2 мая 1952 года. Похоронена на Даниловском кладбище в Москве. Могила святой Матроны позже стала местом неофициального паломничества.

8 марта 1998 года останки были эксгумированы; мощи доставлены в московский Данилов монастырь, затем перенесены в храм на территории Покровского женского монастыря и помещены в специальную гробницу (раку).

2 мая 1999 года Матрона канонизирована как местночтимая московская святая; определение Священного Синода от 17 августа 2004 года гласило: «Включить в повестку дня предстоящего Архиерейского Собора вопрос об общецерковном прославлении святой блаженной Матроны Московской (Никоновой; 1881-1952)». В октябре того же года состоялась общецерковная канонизация.



План:

    Введение
  • 1 История
  • 2 Значение при канонизации
  • 3 Перенесение мощей
  • Примечания

Введение

Рогир ван дер Вейден. Обретение мощей святого Губерта в церкви святого Петра во Льеже (ок. 1437)

Обре́тение моще́й - процесс нахождения (открытия, обнаружения, эксгумации ) останков христианина, причисляемого Церковью к лику святых. Чаще всего, связан с освидетельствованием останков и перенесением их в храм для всеобщего почитания до, во время или после канонизации. С древних времён окружен молитвенным обрядом . В память об обретении мощей устанавливаются отдельные дни памяти святых.


1. История

Почитание останков мучеников за веру известно с первых веков христианской истории. В период гонений верующие употребляли все средства для того, чтобы получить в своё обладание тела мучеников, а места их погребения становились святилищами, где на их гробах совершалось христианское богослужение. В ранний период гробницы оставались закрытыми, позднее возникает традиция извлекать из них мощи и помещать в храмах в специальных раках.

К ранним и наиболее значимым случаям обретения мощей церковная история относит:

  • обретение главы Иоанна Крестителя (три случая: не ранее IV века, в 320-е годы и в 850 году);
  • открытие мощей святых Гервасия и Протасия Амвросием Медиоланским 19 июня 387 года. Открытие произошло в разгар арианских споров и способствовала победе православных;
  • обретение мощей Первомученика Стефана в 415 году палестинским священником Лукианом, который описал это событие в «Послании ко всем Церквам об открытии мощей мученика Стефана». Это обретение произошло в разгар пелагианских споров на проходящем неподалёку от Иерусалима в Диосполе (Лидда, современный Лод) соборе и обладание святыми мощами для иерусалимского епископа Иоанна способствовало повышению его духовного авторитета в борьбе с пелагианами;
  • обретение мощей апостола Варнавы, которое согласно Энкомию Александра Кипрского произошло после того как апостол трижды во сне явился саламинскому архиепископу Анфемию и указал место своего погребения. Обретение мощей Варнавы помогло Кипрской церкви в споре с Антиохийским патриархатом и способствовало утверждению её автокефалии.

История Церкви знает как единичные случаи открытия мощей, так и массовые мероприятия. Так, в катакомбах Рима в 537 году при осаде города Витигесом гробницы святых были вскрыты, и их мощи перенесены в городские церкви. Это было первое извлечение реликвий из катакомб, последующие записи хронистов сообщают о более масштабных акциях:

  • папа Бонифаций IV по случаю освящения Пантеона вывез из катакомб тридцать две повозки с мощами святых;
  • при папе Пасхалии I, согласно надписи в базилике Санта-Прасседе, было извлечено из катакомб две тысячи триста мощей святых.

Обретение святых мощей в средневековье всегда принимало характер общественно значимого события, что засвидетельствовано как письменными, так и изобразительными памятниками . Древние хроники фиксировали обретение мощей наряду с освящением церквей, землетрясениями и визитами важных государственных деятелей.


2. Значение при канонизации

Обретение мощей не является достаточным условием для кано­низации, так же как и отсутствие их - препятствием для неё. Для прославления святого требуется ряд оснований, главное из которых - чётко фиксированные чудеса по молитвам к нему . В связи с этим в отношении мощей святых в деяниях о канонизации делаются следующие указания:


3. Перенесение мощей

Якопо Тинторетто. Обретение мощей апостола Марка (ок. 1562 года, Пинакотека Брера)

С обретением мощей тесно связано их перенесение, особенно, в случае их нахождения вне храма. Так, после обретения мощей Первомученика Стефана в окрестностях Иерусалима их перенесли в Константинополь, где их встречала императрица Пульхерия. Это событие запечатлено на рельефе из слоновой кости (Трир, VI век), который является одним из самых ранних изображений подобных церемоний.

Перенесение мощей в церковной истории бывает связано с разорением городских и монастырских храмов во время войн и др. Одним из примеров такого перенесения является перемещение мощей преподобного Венедикта Нурсийского в аббатство Флёри (Франция) из монастыря Монтекассино (Италия) в связи с разорением последнего лангобардами.

В честь перенесения мощей устанавливаются отдельные дни памяти святых. Например, 2 (15) августа - перенесение из Иерусалима в Константинополь мощей первомученика архидиакона Стефана, 9 (22) мая - перенесение мощей Николая Чудотворца из Миры в Бари, 31 мая (13 июня) - перенесение мощей святителя Филиппа Московского из Соловецкого монастыря в Москву и другие.

Перенесение мощей бывает связано с их повторным обретением. Так в 828 году венецианские купцы, прибыв в Александрию, узнали, что мусульмане начали разрушение христианских храмов для возведения мечетей. Они решили спасти мощи евангелиста Марка, вывезя их к себе на родину. Они нашли их в церкви, построенной в 310 году над могилой апостола, которая предназначалась под снос. В Венеции для мощей был построен величественный собор, а дата их прибытия в Венецию (31 января 829 года) стала ежегодным городским праздником. При перестройке собора в конце XI века мощи евангелиста были утеряны, а затем повторно обретены чудесным образом в тайнике, находившемся в пилястре базилики.


Примечания

  1. Желтов Михаил, диак. Две византийские молитвы на перенесение св. мощей - www.mzh.mrezha.ru/lib/zheltov/zhl2005d.pdf // Богословские труды . - М .: 2005. - Т. 40. - С. 122–127.
  2. Уханова Е.В. Обретение мощей св. Климента, Папы Римского, и дипломатическая миссия Константина Философа // У истоков славянской письменности - www.krotov.info/history/09/3/uhanova.html. - М .: Муравей, 1998. - 237 с.
  3. Остров П. О почитании святых мощей // Журнал Московской Патриархии. № 1. 1997.
  4. Димитрий Ростовский. Первое и второе обретение честной главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна - ru.wikisource.org/wiki/Жития_святых_(Димитрий_Ростовский)/Февраль/24#.D0.9F.D0.B5.D1.80.D0.B2.D0.BE.D0.B5_.D0.B8_.D0.B2.D1.82.D0.BE.D1.80.D0.BE.D0.B5_.D0.BE.D0.B1.D1.80.D0.B5.D1.82.D0.B5.D0.BD.D0.B8.D0.B5_.D1.87.D0.B5.D1.81.D1.82.D0.BD.D0.BE.D0.B9_.D0.B3.D0.BB.D0.B0.D0.B2.D1.8B_.D0.9F.D1.80.D0.B5.D0.B4.D1.82.D0.B5.D1.87.D0.B8_.D0.B8_.D0.9A.D1.80.D0.B5.D1.81.D1.82.D0.B8.D1.82.D0.B5.D0.BB.D1.8F_.D0.93.D0.BE.D1.81.D0.BF.D0.BE.D0.B4.D0.BD.D1.8F_.D0.98.D0.BE.D0.B0.D0.BD.D0.BD.D0.B0
  5. Третье обретение честной главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна - days.pravoslavie.ru/Life/life1137.htm. Православие.Ru.
  6. Карташёв А.В. Вселенские соборы. - Клин, 2004. - С. 182.
  7. Epistola ad omnem ecclesiam, de revelatione corporis Stephani martyris ("Revelatio Sancti Stephani", Revue des Etudes Byzantines , 4, 1946, pp. 178-217)
  8. Hunt, E. D. Holy Land Pilgrimage in the Later Roman Empire A.D. 312-460 , Oxford: Clarendon Press, 1982
  9. Лосева О.В. Варнава - www.pravenc.ru/text/154261.html // Православная энциклопедия . - М .: 2003. - Т. 6. - С. 641-646. - ISBN 5-89572-010-2.
  10. протоиерей Иоанн Мейендорф. Структура церкви - www.krotov.info/library/m/meyendrf/imperia_3.htm. Единство империи и разделение христиан .
  11. Голубцов А. П. Места молитвенных собраний христиан I-III веков - mystudies.narod.ru/library/g/golubtsov/a-22/5.html. Из чтений по Церковной Археологии и Литургике .
  12. протоиерей Николай Погребняк. Иконография чрезвычайных ситуаций - www.mepar.ru/library/vedomosti/2/425/ // Московские епархиальные ведомости . - М .: Московская епархия, 2007. - № 7-8.
  13. Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви - www.bogoslov.ru/bv/text/163126/index.html // Богословский вестник . - 1894. - Т. 2. - № 6. - С. 418-436.
  14. протоиерей Владислав Цыпин. Глава 48. Канонизация и почитание святых // Церковное право - www.klikovo.ru/db/book/msg/4203.
  15. митрополит Ювеналий (Поярков). О Синодальной комиссии Русской Православной Церкви по канонизации святых - www.tellur.ru/~historia/archive/03-00/yuvenaliy.htm // Мир истории . - 2000. - № 3.
  16. Деяние о Канонизации святых подвижников Юбилейного Архиерейского Собора 2000 года - www.st-nikolas.orthodoxy.ru/newmartyres/sobor_10.html.
  17. Мария Да Вилла Урбани Собор Сан Марко. - Венеция: Storti Edizioni, 2006. - С. 12. - ISBN 88-7666-590-0

Преподобный Серафим Саровский, в миру Прохор, родился 19 июля 1759 года в городе Курске в благочестивой купеческой семье. Вся его жизнь отмечена знамениями милости Божией. Когда в детстве мать взяла его с собой на строительство и он упал с колокольни, Господь сохранил его невредимым. Во время болезни отрока Божия Матерь в сонном видении обещала матери исцелить его. Вскоре вблизи их дома с крестным ходом несли Курскую Коренную икону «Знамения» Пресвятой Богородицы, мать вынесла больного, он приложился к иконе и после этого быстро поправился.

В семнадцать лет юноша уже твердо решил оставить мир, и мать благословила его на монашеский подвиг своим медным крестом, с которым преподобный не расставался до конца жизни. Старец Киево-Печерской Лавры Досифей (преподобная Досифея) благословил Прохора идти спасаться в Саровскую Успенскую пустынь, на границе Нижегородской и Тамбовской губерний, известную строгим исполнением иноческих уставов и подвижнической жизнью насельников. После двух лет монастырских трудов и подвигов послушания Прохор тяжело заболел и долгое время отказывался от помощи врачей. Через три года ему явилась Божия Матерь с Петром и Иоанном и исцелила его.

18 августа 1786 года послушник принял иноческий постриг с именем Серафим («Пламенный») и в декабре 1787 года был посвящен в сан иеродиакона. Уже в то время молодой подвижник удостоился при богослужениях лицезреть святых и Самого Господа нашего Иисуса Христа, грядущего по воздуху в окружении Небесных Сил. В 1793 году святой Серафим был рукоположен в сан иеромонаха и положил начало подвигу пустынножительства и уединенной молитвы в лесной келье, на берегу реки Саровки. Диавол усугубил брань против подвижника, и преподобный возложил на себя подвиг столпничества. Тысячу дней и ночей он с воздетыми руками молился на камне: «Боже, милостив буди мне, грешному». Бессильный духовно низложить подвижника, диавол наслал на преподобного разбойников, нанесших ему смертельные раны, но явилась Матерь Божия и в третий раз исцелила его.

По выздоровлении преподобный Серафим три года подвизался подвигом безмолвия, а в 1810 году, после 15-летнего пребывания в пустыни, отворился в монастырской келлии. За любовь к Богу, смирение и подвиги преподобный Серафим сподобился духовных даров прозорливости и чудотворения. 25 ноября 1825 года Матерь Божия со святителями Климентом Римским и Петром Александрийским явилась подвижнику и разрешила окончить затвор. Преподобный старец стал принимать приходящих к нему за благословением, советом и духовным утешением, с любовью называя всех: «Радость моя, сокровище мое».

Преподобный Серафим опекал и руководил сестер Дивеевской обители и, по указанию Матери Божией, основал для девиц отдельную Серафимо-Дивеевскую мельничную общину.

Все знали и чтили преподобного Серафима как великого подвижника и чудотворца. За год и десять месяцев до своей кончины, в праздник Благовещения, преподобный Серафим еще раз сподобился явления Царицы Небесной в сопровождении Крестителя Господня Иоанна, апостола Иоанна Богослова и двенадцати дев, святых мучениц и преподобных. Пресвятая Дева долго беседовала с преподобным, поручая ему Дивеевских сестер. Закончив беседу, Она сказала ему: «Скоро, любимиче Мой, будешь с нами». При этом явлении, при дивном посещении Богоматери, присутствовала одна Дивеевская старица, по молитве за нее преподобного.

В последний год жизни преподобный Серафим стал заметно слабеть и говорил многим о близкой кончине. В это время его часто видели у гроба, стоявшего в сенях его келлии и приготовленного им для себя. Преподобный сам указал место, где следовало похоронить его, — близ Успенского собора. 1 января 1833 года преподобный Серафим в последний раз пришел в больничную Зосимо-Савватиевскую церковь к литургии и причастился Святых Тайн, после чего благословил братию и простился, сказав: «Спасайтесь, не унывайте, бодрствуйте, днесь нам венцы готовятся».

Второго января келейник преподобного, отец Павел, в шестом часу утра вышел из своей келлии, направляясь в церковь, и почувствовал запах гари, исходивший из келлии преподобного; в келлии святого всегда горели свечи, и он говорил: «Пока я жив, пожара не будет, а когда я умру, кончина моя откроется пожаром». Когда двери открыли, оказалось, что книги и другие вещи тлели, а сам преподобный стоял на коленях перед иконой Божией Матери в молитвенном положении, но уже бездыханный. Его чистая душа во время молитвы была взята Ангелами и взлетела к Престолу Бога Вседержителя, верным рабом и служителем Которого преподобный Серафим был всю жизнь.

Настоящая помощь в трудный час [Николай Чудотворец, Матрона Московская, Серафим Саровский] Михалицын Павел Евгеньевич

Вторичное обретение мощей

Вторичное обретение мощей

11 января 1991 года в городе на Неве после долгих лет сокрытия честные мощи преподобного Серафима были вторично обретены и переданы Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II, 7 февраля торжественно перенесены в Москву, в Богоявленский патриарший собор, для поклонения верующих, а 23 июля крестным ходом препровождены в Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь к месту земных подвигов старца.

Почитание Саровского подвижника особое у верующего народа: и жизнью, и молитвенным предстательством он близок душе православного человека, незримо пребывая с ним в его страданиях, испытаниях и упованиях. Поэтому по всей Руси и в храмах, и в домах находятся его святые иконы.

Преподобного Серафима чтят как православные церкви, так и христиане инославные. В ряде стран с именем Саровского чудотворца неразрывно связаны представления не только о русском православном монашестве и его нравственных богатствах, но и о характерных чертах православной духовности вообще.

Как неиссякаемый источник мудрости, его наследие тщательно изучается, а жития издаются в Греции, Франции, Австрии, Бельгии, США и других странах. Исполняется предсказание старца, данное им Н. А. Мотовилову: «Господь поможет Вам навсегда удержать это (учение о Святом Духе) в памяти Вашей… тем более что и не для Вас одних дано Вам разуметь это, а через Вас для целого мира». Преподобный и Богоносный отец наш Серафим Саровский, всея России чудотворец, – усердный молитвенник и ходатай перед Господом обо всех обездоленных и нуждающихся в помощи.

К нам и нашим потомкам также обращены слова, сказанные старцем незадолго до его кончины: «Когда меня не станет, вы ко мне на гробик ходите! Как вам время, вы и идите, и чем чаще, тем лучше. Все, что есть у вас на душе, что бы ни случилось с вами, придите ко мне, да все горе с собой и принесите на мой гробик! Припав к земле, как живому все и расскажите, и я услышу вас, и вся скорбь ваша отляжет и пройдет! Как вы с живым всегда говорили, так и тут! Для вас я живой есть и буду вовеки!»

Из книги Жития Святых - месяц май автора Ростовский Димитрий

Обретение и перенесение честных мощей Алексия, митрополита всей России и чудотворца Во дни благочестивого великого князя Василия Васильевича , самодержца всероссийского, после того, как прошло около 60 лет со дня кончины святого Алексия, дивный во святых Своих и

автора Ростовский Димитрий

Из книги Жития Святых - месяц июль автора Ростовский Димитрий

Из книги Жития Святых - месяц февраль автора Ростовский Димитрий

Обретение мощей святого мученика Мины Калликелада Будучи родом из Афин, святой Мина получил прекрасное образование и славился красноречием, почему и получил наименование Калликелада (Красноглаголивого). При императоре Максимине , он принял мученическую кончину около

Из книги Святитель Tихон Задонский и его учение о спасении автора (Маслов) Иоанн

2. Обретение и перенесение мощей святителя Тихона при архиепископе Воронежском Антонии В 1845 году в Задонском монастыре был заложен новый обширный собор по проекту архитектора К. Тона. Для возведения этого собора необходимо было сломать прежний ветхий храм. Остался

Из книги Афонский патерик или Жизнеописания святых на Святой Афонской Горе просиявших автора Автор неизвестен

Обретение святых мощей преподобного отца нашего Евдокима Ватопедского Хранит Господь вся кости святых Своих (Пс. 33, 21), - так вещает божественный пророк Давид. А сколько чудес творит Всемогущий Бог чрез избранных Своих! Но есть люди, которые не только отвергают

Из книги Житие старца Паисия Святогорца автора Исаак Иеромонах

Обретение мощей преподобного Арсения В тот самый год, когда Старец пришел в Стомион, он решил обрести мощи преподобного Арсения Каппадокийского. С кончины Преподобного прошло уже более тридцати лет, и его останки еще покоились на кладбище острова Керкира (Корфу). Поручив

Из книги Ефросиния Московская. Крестный подвиг матери Русской земли автора Афанасьев Владимир Николаевич

Тропарь на обретение мощей преподобной Евфросинии Московской Глас 2: Днесь светло ликует первопрестольный град Москва, имущи драгое сокровище – чудотворныя мощи твоя, преподобная мати Евфросиние, имиже яко от неистощимаго источника верным подавши исцеления. Темже с

Из книги Жития Святых (все месяцы) автора Ростовский Димитрий

Обретение мощей святого мученика Мины Калликелада Будучи родом из Афин, святой Мина получил прекрасное образование и славился красноречием, почему и получил наименование Калликелада (Красноглаголивого). При императоре Максимине , он принял мученическую кончину около

Из книги Вам поможет Серафим Саровский автора Гурьянова Лилия Станиславовна

Обретение мощей преподобного отца нашего Евфимия, Суздальского чудотворца После кончины преподобного архимандрита Евфимия чудотворца и многих других настоятелей в обители его в честь боголепного Преображения Господа нашего Иисуса Христа, находящейся в городе

Из книги Моя жизнь со Старцем Иосифом автора Филофейский Ефрем

Второе обретение мощей преподобного Серафима В 1991 году Русской Православной Церкви была возвращена великая святыня – мощи преподобного Серафима Саровского, всея России чудотворца.«Как стало ясно теперь, – писал патриарх Алексий II, – мощи были перевезены в город на

Из книги Святитель Тихон. Патриарх Московский и всея России автора Маркова Анна А.

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том III (июль – сентябрь) автора

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том II (апрель – июнь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

Поучение 4-е. Обретение мощей преп. Сергия (Праведники во веки живут) 1. Исполнилось, братия, слишком 500 лет, как преставился, отошел ко Господу великий в своем смирении преподобный и богоносный отец наш Сергий. Сколько поколений сменилось, сколько славных людей за это время

Из книги Чудодейственная сила материнской молитвы автора Михалицын Павел Евгеньевич

Поучение 1-е. Обретение мощей преп. Нила Столобенского (О пользе св. причастия) I. Св. преподобный Нил, обретение св. мощей коего ныне празднуется, называется Столобенским, потому что подвизался на Столобенском острове озера Селигера, находящегося в 6 верстах от г. Осташкова.

Из книги автора

Тропарь, глас 4 (Обретение мощей) Днесь пресветло красуется царствующий град Москва, яко светолучными зарями, молниями чудес твоих осияемь, всю вселенную созывает похвалити тя, Богомудре Сергие; пречестная же и славная обитель твоя, юже во имя Святыя Троицы многими труды

В ранний период гробницы оставались закрытыми, позднее возникает традиция извлекать из них мощи и помещать в храмах в специальных раках .

К ранним и наиболее значимым случаям обретения мощей церковная история относит:

  • обретение главы Иоанна Крестителя (три случая: не ранее IV века, в 320-е годы и в 850 году);
  • открытие мощей святых Гервасия и Протасия Амвросием Медиоланским 19 июня 387 года . Открытие произошло в разгар арианских споров и способствовало победе православных;
  • обретение мощей Первомученика Стефана в 415 году палестинским священником Лукианом в Кафар-Гамале , который описал это событие в «Послании ко всем Церквам об открытии мощей мученика Стефана». Это обретение произошло в разгар пелагианских споров на проходящем неподалёку от Иерусалима в Диосполе (Лидда, современный Лод) соборе; обладание святыми мощами для иерусалимского епископа Иоанна способствовало повышению его духовного авторитета в борьбе с пелагианами;
  • обретение мощей апостола Варнавы , которое, согласно «Энкомию» Александра Кипрского , произошло после того, как апостол трижды во сне явился саламинскому архиепископу Анфемию и указал место своего погребения. Обретение мощей Варнавы помогло Кипрской церкви в споре с Антиохийским патриархатом и способствовало утверждению её автокефалии .

История Церкви знает как единичные случаи открытия мощей, так и массовые мероприятия. Так, в катакомбах Рима в 537 году при осаде города Витигесом гробницы святых были вскрыты, и их мощи перенесены в городские церкви. Это было первое извлечение реликвий из катакомб, последующие записи хронистов сообщают о более масштабных акциях:

Перенесение мощей

С обретением мощей тесно связано их перенесение, особенно в случае их нахождения вне храма. Так, после обретения мощей Первомученика Стефана в окрестностях Иерусалима их перенесли в Константинополь , где их встречала императрица Пульхерия . Это событие запечатлено на рельефе из слоновой кости (Трир , VI век), который является одним из самых ранних изображений подобных церемоний.

Перенесение мощей в церковной истории бывает связано с разорением городских и монастырских храмов во время войн и др. Одним из примеров такого перенесения является перемещение мощей преподобного Венедикта Нурсийского в аббатство Флёри (Франция) из монастыря Монтекассино (Италия) в связи с разорением последнего лангобардами .

В честь перенесения мощей устанавливаются отдельные дни памяти святых. Например, 2 (15) августа - перенесение из Иерусалима в Константинополь мощей первомученика архидиакона Стефана, 9 (22) мая - перенесение мощей Николая Чудотворца из Миры в Бари , 31 мая (13 июня) - перенесение мощей святителя Филиппа Московского из Соловецкого монастыря в Москву и другие.

Перенесение мощей бывает связано с их повторным обретением. Так, в 828 году венецианские купцы, прибыв в Александрию , узнали, что мусульмане начали разрушение христианских храмов для возведения мечетей . Они решили спасти мощи евангелиста Марка , вывезя их к себе на родину. Они нашли их в церкви, построенной в 310 году над могилой апостола, которая предназначалась под снос. В Венеции для мощей был построен величественный собор , а дата их прибытия в Венецию (31 января 829 года) стала ежегодным городским праздником. При перестройке собора в конце XI века мощи евангелиста были утеряны, а затем повторно обретены чудесным образом в тайнике, находившемся в пилястре базилики .

Напишите отзыв о статье "Обретение мощей"

Примечания

  1. Желтов Михаил, диак. // Богословские труды . - М ., 2005. - Т. 40 . - С. 122–127 . из первоисточника 21 марта 2012.
  2. Уханова Е.В. Обретение мощей св. Климента, Папы Римского, и дипломатическая миссия Константина Философа // . - М .: Муравей, 1998. - 237 с.
  3. Остров П. О почитании святых мощей // Журнал Московской Патриархии. № 1. 1997.
  4. Димитрий Ростовский .
  5. . Православие.Ru . Проверено 29 сентября 2009. .
  6. Карташёв А.В. Вселенские соборы. - Клин, 2004. - С. 182.
  7. Epistola ad omnem ecclesiam, de revelatione corporis Stephani martyris ("Revelatio Sancti Stephani", Revue des Etudes Byzantines , 4, 1946, pp. 178-217)
  8. Hunt, E. D. Holy Land Pilgrimage in the Later Roman Empire A.D. 312-460 , Oxford: Clarendon Press, 1982
  9. Лосева О.В. // Православная энциклопедия . - М ., 2003. - Т. 6 . - С. 641-646 . - ISBN 5-89572-010-2 .
  10. протоиерей Иоанн Мейендорф . . Единство империи и разделение христиан . Проверено 29 сентября 2009. .
  11. Голубцов А. П. . Из чтений по Церковной Археологии и Литургике . Проверено 29 сентября 2009. .
  12. протоиерей Николай Погребняк. // Московские епархиальные ведомости . - М .: Московская епархия, 2007. - № 7-8 .
  13. Голубинский Е. Е. // Богословский вестник . - 1894. - Т. 2 , № 6 . - С. 418-436 .
  14. протоиерей Владислав Цыпин . Глава 48. Канонизация и почитание святых // .
  15. митрополит Ювеналий (Поярков) . // Мир истории. - 2000. - № 3 .
  16. . Проверено 30 сентября 2009. .
  17. Мария Да Вилла Урбани. Собор Сан Марко. - Венеция: Storti Edizioni, 2006. - С. 12. - ISBN 88-7666-590-0 .

Отрывок, характеризующий Обретение мощей

– Я знаю, что никто помочь не может, коли натура не поможет, – говорил князь Андрей, видимо смущенный. – Я согласен, что и из миллиона случаев один бывает несчастный, но это ее и моя фантазия. Ей наговорили, она во сне видела, и она боится.
– Гм… гм… – проговорил про себя старый князь, продолжая дописывать. – Сделаю.
Он расчеркнул подпись, вдруг быстро повернулся к сыну и засмеялся.
– Плохо дело, а?
– Что плохо, батюшка?
– Жена! – коротко и значительно сказал старый князь.
– Я не понимаю, – сказал князь Андрей.
– Да нечего делать, дружок, – сказал князь, – они все такие, не разженишься. Ты не бойся; никому не скажу; а ты сам знаешь.
Он схватил его за руку своею костлявою маленькою кистью, потряс ее, взглянул прямо в лицо сына своими быстрыми глазами, которые, как казалось, насквозь видели человека, и опять засмеялся своим холодным смехом.
Сын вздохнул, признаваясь этим вздохом в том, что отец понял его. Старик, продолжая складывать и печатать письма, с своею привычною быстротой, схватывал и бросал сургуч, печать и бумагу.
– Что делать? Красива! Я всё сделаю. Ты будь покоен, – говорил он отрывисто во время печатания.
Андрей молчал: ему и приятно и неприятно было, что отец понял его. Старик встал и подал письмо сыну.
– Слушай, – сказал он, – о жене не заботься: что возможно сделать, то будет сделано. Теперь слушай: письмо Михайлу Иларионовичу отдай. Я пишу, чтоб он тебя в хорошие места употреблял и долго адъютантом не держал: скверная должность! Скажи ты ему, что я его помню и люблю. Да напиши, как он тебя примет. Коли хорош будет, служи. Николая Андреича Болконского сын из милости служить ни у кого не будет. Ну, теперь поди сюда.
Он говорил такою скороговоркой, что не доканчивал половины слов, но сын привык понимать его. Он подвел сына к бюро, откинул крышку, выдвинул ящик и вынул исписанную его крупным, длинным и сжатым почерком тетрадь.
– Должно быть, мне прежде тебя умереть. Знай, тут мои записки, их государю передать после моей смерти. Теперь здесь – вот ломбардный билет и письмо: это премия тому, кто напишет историю суворовских войн. Переслать в академию. Здесь мои ремарки, после меня читай для себя, найдешь пользу.
Андрей не сказал отцу, что, верно, он проживет еще долго. Он понимал, что этого говорить не нужно.
– Всё исполню, батюшка, – сказал он.
– Ну, теперь прощай! – Он дал поцеловать сыну свою руку и обнял его. – Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне старику больно будет… – Он неожиданно замолчал и вдруг крикливым голосом продолжал: – а коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет… стыдно! – взвизгнул он.
– Этого вы могли бы не говорить мне, батюшка, – улыбаясь, сказал сын.
Старик замолчал.
– Еще я хотел просить вас, – продолжал князь Андрей, – ежели меня убьют и ежели у меня будет сын, не отпускайте его от себя, как я вам вчера говорил, чтоб он вырос у вас… пожалуйста.
– Жене не отдавать? – сказал старик и засмеялся.
Они молча стояли друг против друга. Быстрые глаза старика прямо были устремлены в глаза сына. Что то дрогнуло в нижней части лица старого князя.
– Простились… ступай! – вдруг сказал он. – Ступай! – закричал он сердитым и громким голосом, отворяя дверь кабинета.
– Что такое, что? – спрашивали княгиня и княжна, увидев князя Андрея и на минуту высунувшуюся фигуру кричавшего сердитым голосом старика в белом халате, без парика и в стариковских очках.
Князь Андрей вздохнул и ничего не ответил.
– Ну, – сказал он, обратившись к жене.
И это «ну» звучало холодною насмешкой, как будто он говорил: «теперь проделывайте вы ваши штуки».
– Andre, deja! [Андрей, уже!] – сказала маленькая княгиня, бледнея и со страхом глядя на мужа.
Он обнял ее. Она вскрикнула и без чувств упала на его плечо.
Он осторожно отвел плечо, на котором она лежала, заглянул в ее лицо и бережно посадил ее на кресло.
– Adieu, Marieie, [Прощай, Маша,] – сказал он тихо сестре, поцеловался с нею рука в руку и скорыми шагами вышел из комнаты.
Княгиня лежала в кресле, m lle Бурьен терла ей виски. Княжна Марья, поддерживая невестку, с заплаканными прекрасными глазами, всё еще смотрела в дверь, в которую вышел князь Андрей, и крестила его. Из кабинета слышны были, как выстрелы, часто повторяемые сердитые звуки стариковского сморкания. Только что князь Андрей вышел, дверь кабинета быстро отворилась и выглянула строгая фигура старика в белом халате.
– Уехал? Ну и хорошо! – сказал он, сердито посмотрев на бесчувственную маленькую княгиню, укоризненно покачал головою и захлопнул дверь.

В октябре 1805 года русские войска занимали села и города эрцгерцогства Австрийского, и еще новые полки приходили из России и, отягощая постоем жителей, располагались у крепости Браунау. В Браунау была главная квартира главнокомандующего Кутузова.
11 го октября 1805 года один из только что пришедших к Браунау пехотных полков, ожидая смотра главнокомандующего, стоял в полумиле от города. Несмотря на нерусскую местность и обстановку (фруктовые сады, каменные ограды, черепичные крыши, горы, видневшиеся вдали), на нерусский народ, c любопытством смотревший на солдат, полк имел точно такой же вид, какой имел всякий русский полк, готовившийся к смотру где нибудь в середине России.
С вечера, на последнем переходе, был получен приказ, что главнокомандующий будет смотреть полк на походе. Хотя слова приказа и показались неясны полковому командиру, и возник вопрос, как разуметь слова приказа: в походной форме или нет? в совете батальонных командиров было решено представить полк в парадной форме на том основании, что всегда лучше перекланяться, чем не докланяться. И солдаты, после тридцативерстного перехода, не смыкали глаз, всю ночь чинились, чистились; адъютанты и ротные рассчитывали, отчисляли; и к утру полк, вместо растянутой беспорядочной толпы, какою он был накануне на последнем переходе, представлял стройную массу 2 000 людей, из которых каждый знал свое место, свое дело и из которых на каждом каждая пуговка и ремешок были на своем месте и блестели чистотой. Не только наружное было исправно, но ежели бы угодно было главнокомандующему заглянуть под мундиры, то на каждом он увидел бы одинаково чистую рубаху и в каждом ранце нашел бы узаконенное число вещей, «шильце и мыльце», как говорят солдаты. Было только одно обстоятельство, насчет которого никто не мог быть спокоен. Это была обувь. Больше чем у половины людей сапоги были разбиты. Но недостаток этот происходил не от вины полкового командира, так как, несмотря на неоднократные требования, ему не был отпущен товар от австрийского ведомства, а полк прошел тысячу верст.
Полковой командир был пожилой, сангвинический, с седеющими бровями и бакенбардами генерал, плотный и широкий больше от груди к спине, чем от одного плеча к другому. На нем был новый, с иголочки, со слежавшимися складками мундир и густые золотые эполеты, которые как будто не книзу, а кверху поднимали его тучные плечи. Полковой командир имел вид человека, счастливо совершающего одно из самых торжественных дел жизни. Он похаживал перед фронтом и, похаживая, подрагивал на каждом шагу, слегка изгибаясь спиною. Видно, было, что полковой командир любуется своим полком, счастлив им, что все его силы душевные заняты только полком; но, несмотря на то, его подрагивающая походка как будто говорила, что, кроме военных интересов, в душе его немалое место занимают и интересы общественного быта и женский пол.
– Ну, батюшка Михайло Митрич, – обратился он к одному батальонному командиру (батальонный командир улыбаясь подался вперед; видно было, что они были счастливы), – досталось на орехи нынче ночью. Однако, кажется, ничего, полк не из дурных… А?
Батальонный командир понял веселую иронию и засмеялся.
– И на Царицыном лугу с поля бы не прогнали.
– Что? – сказал командир.
В это время по дороге из города, по которой расставлены были махальные, показались два верховые. Это были адъютант и казак, ехавший сзади.
Адъютант был прислан из главного штаба подтвердить полковому командиру то, что было сказано неясно во вчерашнем приказе, а именно то, что главнокомандующий желал видеть полк совершенно в том положении, в котором oн шел – в шинелях, в чехлах и без всяких приготовлений.
К Кутузову накануне прибыл член гофкригсрата из Вены, с предложениями и требованиями итти как можно скорее на соединение с армией эрцгерцога Фердинанда и Мака, и Кутузов, не считая выгодным это соединение, в числе прочих доказательств в пользу своего мнения намеревался показать австрийскому генералу то печальное положение, в котором приходили войска из России. С этою целью он и хотел выехать навстречу полку, так что, чем хуже было бы положение полка, тем приятнее было бы это главнокомандующему. Хотя адъютант и не знал этих подробностей, однако он передал полковому командиру непременное требование главнокомандующего, чтобы люди были в шинелях и чехлах, и что в противном случае главнокомандующий будет недоволен. Выслушав эти слова, полковой командир опустил голову, молча вздернул плечами и сангвиническим жестом развел руки.
– Наделали дела! – проговорил он. – Вот я вам говорил же, Михайло Митрич, что на походе, так в шинелях, – обратился он с упреком к батальонному командиру. – Ах, мой Бог! – прибавил он и решительно выступил вперед. – Господа ротные командиры! – крикнул он голосом, привычным к команде. – Фельдфебелей!… Скоро ли пожалуют? – обратился он к приехавшему адъютанту с выражением почтительной учтивости, видимо относившейся к лицу, про которое он говорил.




Top