Общая характеристика русской культуры 14 16 вв. Русская культура в XIV-XVI веках

С XIV в. начинается возрождение русской культуры, обусловленное освобождением русских земель от ордынского ига, образованием Русского централизованного государства и успехами хозяйственного развития. Постепенно начинает складываться общерусская культура.

Литература

В XIV-XV вв. больше всего летописей составляется в московских монастырях, переписываются Евангелия, жития святых, поучения. Развитие и укрепление Российского государства сопровождалось усилением позиций церкви во всех сферах духовной жизни. В XVI в. идеологическая деятельность церкви приобрела широкий размах. Церковь развернула борьбу со всякого рода инакомыслием, установила жесткую регламентацию всей духовной жизни. Церковь следила за правильностью понимания учения Христа, жестоко карала вольнодумцев-еретиков.

Живопись

Русская живопись в XIV-XV вв. достигла невиданного расцвета. Человек и его духовный мир - центральная тема русской живописи.

Великим художником был Феофан Грек , приехавший из Византии в 70-х годах XIV в. в Новгород. До нашего времени дошли лишь иконы «Деисус» в Благовещенском соборе.

Андре́й Рублёв - наиболее известный и почитаемый мастер московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV века. Рублёв создал свой шедевр - икону «Живоначальная Троица» (Третьяковская галерея).

Диони́сий - ведущий московский иконописец конца XV - начала XVI веков. Считается продолжателем традиций Андрея Рублева. Наиболее известные работы Дионисия - стенные росписи и иконостас собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, выполненные мастером вместе со своими сыновьями Феодосием и Владимиром.

Также XIV-XV в стал периодом развития книжной миниатюры.

Книжное дело

Центрами грамотности и просвещения в XVI в. оставались монастыри, церкви, где создавались училища, имелись библиотеки рукописных и печатных книг. До середины XVI в. все книги на Руси писались от руки. С 1553г. начинается русское книгопечатание. В апреле 1564 г. дьяк Иван Федоров издал первую русскую датированную печатную книгу «Апостол» (о деятельности учеников Христа). Затем последовали «Часослов» и другие книги, которые отличались высоким уровнем полиграфии.

Архитектура

В 1485 году началось строительство новых кремлевских стен и башен. Получает развитие гражданское строительство, в Кремле строится ряд зданий - палат, самой известной из которых является Грановитая палата (1487-1496). Самым известным памятником архитектуры данного периода является Храм Василия Блаженного, строительство которого продолжалось в 1554-1560 годах.

13. «Смутное время» в начале 17 века.

Смутное время (1598-1613) в истории Отечества характеризуется слабостью государственной власти и неподчинением окраин центру, самозванством, гражданской войной и интервенцией, «великой разрухой Московского государства».

Причины смуты : 1. прервался род Рюриковичей 2. начало XVII в. являлось катастрофой для России (голод, всеобщее недовольство, люди начинают покидать родные села для путешествия по стране) 3. опричнина, показавшая народу его бесправие перед произволом власти

После смерти Ивана IV Грозного (1584) престол унаследовал его сын Федор (1584-1598) - не способный для правления человек. Вся власть была в руках его шурина-Бориса Годунова.

Начало смуты положила гибель сына Ивана Грозного Дмитрия. После смерти Федора Земским собором был избран царем Борис Годунов. С его смертью прекратилась династия Рюриков на московском престоле.

В 1601 - в Польше объявляется самозванец Лжедмитрий (Григорий Отрепьев) , выдававший себя за сына Ивана Грозного.

В 1605 Бояре предав Бориса (его смерть) присягнули Лжедмитрию, который начал царствовать.

В 1606 в ходе восстания Лжедмитрий убит. На троне Василий Шуйский . Усиление крепостного гнета, нестабильность и произвол феодалов вызвали восстание крестьян, холопов.

1606 -первая крестьянская война. Основные причины: процесс закрепощения, нестабильность и смута во властных структурах. Иван Болотников -глава восстания крестьян и холопов из Путивля двинулся На Москву.

Летом 1607 г ., когда войско Ивана Болотникова осаждало Тулу, в Стародубе появился второй самозванец, выдававший себя за царевича Дмитрия (Лжедмитрий II ). Лжедмитрий II добился некоторых успехов.

В июне 1608 г. Лжедмитрий II подступил к Москве, В Тушино перебралось немало дворян и представителей власти, недовольных правлением Шуйского. В стране установилось двоевластие. Фактически в России стало два царя, две Боярские думы, две системы приказов. В Москве произошел дворцовый переворот.

Царь Василий 17 июля 1610 г. был свергнут с престола. После свержения Шуйского в Москве наступило междуцарствие. Власть перешла в руки бояр, которые вскоре присягнули на верность польскому королевичу Владиславу, в сентябре 1610 года поляки вступили в столицу.

Часть русских городов не поддержала поляков, страна раскололась на два лагеря. Период с 1610 по 1613 год вошел в историю как «семибоярщина» – по числу бояр, возглавивших «русскую» партию.

В стране поднимается мощное народное антипольское движение и в 1611 году образуется народное ополчение, осадившее Москву. Руководил ополчением рязанский воевода Прокопий Ляпунов. Из-за противоречия в правительстве I ополчение распалось, но уже на следующий год сформировалось второе ополчение в Нижнем Новгороде. Его староста Кузьма Минин в сентябре 1611 г. призывал сограждан помочь Московскому государству. Начальником земского ополчения был приглашен стольник и воевода князь Дмитрий Михайлович Пожарский . В октябре ополченцы штурмом взяли Москву и поляки капитулировали.

В январе 1613 года был созван Земский собор, на котором произошло избрание нового царя. Во многом благодаря патриарху Филарету, на царство посадили Михаила Романова , которому в ту пору было 16 лет. Власть нового царя была существенно ограничена боярами и Земским собором, без благословения которых царь не мог принимать наиболее важных решений.

ПОСЛЕДСТВИЯ ВЕЛИКОЙ СМУТЫ :

Оценить значение Смутного времени для судьбы нашего государства очень тяжело. Непосредственные события этого периода привели к глобальной хозяйственной разрухе и обнищанию страны . Последствием смуты было и то, что Россия потеряла часть своих земель , которые предстояло возвращать с большими потерями: Смоленск, западная Украина, Кольский полуостров . На неопределенный период можно было забыть о выходе к морю, а значит и о торговле с западной Европой. Сильно ослабленное русское государство находилось в окружении сильных врагов в лице Польши и Швеции, оживились крымские татары. С другой стороны, роль народа в изгнании польско-шведских интервентов, воцарение новой династии Романовых (1613-1917) – сплотили общество, на качественно новую ступень поднялось самосознание русского народа.

РУССКАЯ КУЛЬТУРА В 14-16 ВЕКАХ
ВЛИЯНИЕ ТАТАРО-МОНГОЛЬСКОГО ИГА НА РАЗВИТИЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

В результате нашествия монголо-татар был нанесен жестокий урон материальным и культурным ценностям. Давало о себе знать резкое усиление разобщенности русских земель с середины 13 века, что отрицательно сказывалось на развитии русской культуры. Сразу же после установления ордынского владычества на Руси временно прекращается строительство каменных зданий.

Было утрачено искусство целого ряда художественных ремесел.

За время феодальной раздробленности сформировались местные центры летописания, а также литературные художественные школы. Во времена монголо-татарского ига часть этих традиций сохранилась, что создавало основу в будущем для культурного подъёма к концу 14 века. Кроме того борьба за государственную целостность и независимость сближала культуры разных земель, а также культуру верхушки и народную. Несмотря на то, что многие культурные произведения погибли, многие и появились.

Включившись в систему мировых торговых связей через Золотую Орду, Русь переняла ряд культурных достижений стран Востока, технологию изготовления различных предметов, архитектурные достижения и общекультурные.

С другой стороны, монголо-татарское нашествие повлияло на возвышение Москвы, как центра объединения Руси. И постепенно общерусская культура стала формироваться на основе культуры Владимирской Руси.

ЛЕТОПИСАНИЕ

Начиная со второй половины 13 века в русских землях постепенно восстанавливается летописание. Его главными центрами оставались Галицко-Волынское княжество, Новгород, Ростов Великий, Рязань, примерно с 1250 года Владимир. Появляются также новые центры Москва, Тверь.

Со второй половины 14 века составление летописей и рукописных книг переживает значительный подъём. Ведущее место постепенно занимает Московская летописная традиция с её идеями объединения земель вокруг Москвы. Московская летописная традиция дошла до нас в составе Троицкой летописи начало 15 века и являет собой в отличии от местных летописей первый со времен Древней Руси свод общерусского характера, тут обосновываются право князей московских быть главой Руси.

  • В середине 15 века появляется краткая всемирная история — хронограф.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО РУСИ

Вместе с тем важнейшим жанром литературы в 13 веке, получившим динамичное развитие, становится устное народное творчество: былины, песни, сказания, воинские повести. В них отражались представления русских людей о своём прошлом и об окружающем мире.

Первый цикл былин является доработкой и переработкой старого цикла былин о Киевской державе.

Второй цикл былин — Новгородский. В нём прославляется богатство, могущество, свободолюбие вольного города, а также мужество горожан в защите города от врагов.

  • Главные герои — Садко, Василий Буслаевич.

Другие жанры появляются в 14 веке и посвящены осмыслению монгольского завоевания. Повести-сказания: о битве на реке Калке, о разорении Рязани, о нашествии Батыя, а также о защитнике Смоленска — юноше Смолянине Меркурии, спасшим город по велению Богородицы от монгольских ратей. Часть произведений этого цикла вошла в летописные своды.

ЛИТЕРАТУРА РУСИ

В традиции плача написано «Слово о погибели русской земли» (сохранилась только первая часть). Идеи национального освобождения и патриотизма отражаются также в произведениях, посвященных северо-западных рубежей земли русской: «Повесть о житие Александр Невского» . Целый ряд житийных произведений посвящен князьям, погибшим в орде. Это житие Михаила Черниговского. Князья представлены в этих произведениях, как защитники провославной веры и Руси.

  • Отсюда были заимствованы образы, литературный стиль, отдельные обороты, выражения. Оно не сообщает о походе или битве, а выражает чувства от случившегося. Написана по итогам Куликовской битвы.

Эта победа рассматривается тут, как возмездие за поражение на речке Калке. В произведении выражена гордость за победу, прославляется Москва, как государственный центр Руси. Задонщина сохранилась в подлиннике. Характеризуется хорошим литературным языком.

В жанре светской литературы написано Хождение за три моря Афанасия Никитина. Это одно из немногих светских произведений, сохранившихся на Руси. В нем пересказываются впечатления от путешествий в Индию и многих восточных стран. Это путевой дневник.

НАЧАЛО КНИГОПЕЧАТАНИЯ НА РУСИ

Конец 15 века связан с завершением формирования великорусской народности.

  • Сложился язык, отличающийся от церковно-славянского. Господствующим стал московский диалект.

С образованием централизованного государства, увеличилась потребность в грамотных, образованных людях.

  • В 1563 году казённую типографию возглавил Иван Федоров. Помощником его был Федор Мстиславович. . Типография работала в основном на нужду церкви.
В 1574 году во Львове издается первая русская азбука.

ОБЩЕПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ РУСИ 16 ВЕКА.

Реформы Избранной Рады при Иване Грозном были направлены на укреплении централизации государства. Общая политическая мысль Руси отражала несколько тенденций по вопросам о взаимоотношении власти и отдельных слоев населения, призванных поддерживать её. Либо царская власть должна была бороться с боярством, либо боярство должно было быть её главной опорой.

Великие Минеи Четьи митрополита всея Руси Макария (1481/82-31.XII. 1563 г.) - это книжный свод из 12 рукописных книг, составляющий годовой «круг чтения» почти на каждый день, каждая из 12 Миней содержит материал на один из месяцев (начиная с сентября). По замыслу инициатора, организатора переписки и редактора этого книжного свода Макария 12 фолиантов огромного объема и размера должны были вобрать «все святые книги четьи», почитаемые и читаемые на Руси, благодаря чему Великие Минеи Четьи стали своего рода энциклопедией русской книжности XVI в.

Домострой — памятник русской литературы XVI века, являющийся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы. Наиболее известен в редакции середины XVI века, приписываемой протопопу Сильвестру.

  • Хотя Домострой и был сборником советов по ведению хозяйства, но был написан художественных языком и стал литературным памятником эпохи.

ЖИВОПИСЬ РУСИ

Несмотря на некоторый упадок в развитии страны русская живопись к 14 — 15 веку достигла наивысшего расцвета. В современной литературе этот период оценивают как русское возрождение. В это время на Руси работает серия замечательных живописцев.

  • В конце 14 начале 15 века в Новгороде, Москве, Серпухове и Нижнем Новгороде работал приехавший из Византии живописец Феофан Грек .

Он великолепно соединил византийскую традицию и уже сформировавшуюся русскую. Иногда он работал с нарушением канонов. Его образы психологические, в его иконах передано духовное напряжение. Им была создана роспись храма Спаса на Ильене улице в Новгороде, вместе с Семеном Черным — росписи московской церкви Рождества Богородицы (1395) и Архангельского собора (1399).

  • Великим русским художником, творившем в этот период является Андрей Рублев.

Он мастер лаконичной, но очень выразительной композиции. В его работах виден удивительный живописный колорит. А в его иконах и фресках чувствуется идеал нравственного совершенства. Одновременно умел передавать и тонкие душевные переживания персонажей. Он участвовал в росписи старого Благовещенского собора в Кремле (1405) вместе с Феофаном Греком и прохором из Городца, расписывал Успенский собор во Владимире (1408). Троицкий собор в Троице — Сергиевом монастыре и Спасский собор Андроникова монастыря (1420).

«Троица». 1411 год или 1425-27, Государственная Третьяковская галерея

Образ отражает библейский сюжет, когда праотец Авраам принимал дома трех путников, посланных Богом, и принесших ему новость о грядущем рождении сына. Первые изображения трех ангелов за столом появились еще в Византии 14-го века, и назывались Филоксения (греч. - «гостеприимство») Авраама.

Одним из первых, кто вдохнул в эту икону новый Евхаристический смысл, стал Русский иконописец, святой Андрей Рублев. Он изобразил Трех Ангелов как три ипостаси Божии. Средний Ангел символизирует Сына Божия - Иисуса Христа, левый - Бога-Отца, правый Бога - Духа Святого (основа такого толкования иконы в одежде и расположении Ангелов), однако одинаковый внешний вид Ликов показывает, что Святая Троица – единое и неделимое Целое. Перед Ангелами стоит чаша – символ жертвы Христа за наши грехи.

В конце 15 века огромный вклад в развитие русской живописи внес выдающийся иконописец Дионисий . Он был великолепным калористом и очень сложным мастером. Вместе со своими сыновьями Феодосием и Владимиром а так же другими учениками, он создал фрески Успенского собора Кремля .

К числу его творений относилась и знаменитая икона Спас в силах.

Одновременно функционирует и Новгородская иконописная школа. Она отличается яркостью красок и динамичностью композиции.

АРХИТЕКТУРА РУСИ

В 14-16 веке в связи с централизацией государства украшается Москва (при Иване Калите развивается каменное строительство).

  • При Дмитрии Донском впервые возведен белокаменный Кремль.

Во время ига реставрируется серия старых русских храмов. Благодаря достройкам и перестройкам появляется тенденция к кристализации русского национального архитектурного стиля на основе синтеза традиций Киевской и Владимиро-Суздальской земли, что в будущем стало образцом для последующего строительства в конце 15 начале 16 века.

По совету Софьи Палеолог (бабушка Ивана IV Грозного) приглашались мастера из Италии. Цель этого — отобразить мощь и славу русского государства. Итальянец Аристотель Фиораванти съездил во Владимир, осмотрел Успенский и Дмитриевский соборы. Он удачно сумел объединить традиции русского и итальянского зодчества. В 1479 году удачно завершил возведения главного храма русского государства — Успенского собора Кремля. Вслед за этим была построена грановитая палата для приема иностранных посольств.

  • Обращение к национальным истокам особенно ярко выражалось в каменном зодчестве традиционно русского шатрового стиля, столь характерного для деревянной архитектуры Руси.

Шедеврами шатрового стиля являлись церковь вознесения в селе Коломенском (1532) и Покровский собор на Кремлевской площади в Москве. То есть появляется собственный архитектурный стиль.


Покровский собор

Культура Руси XIV–XVI вв.

Развитие русской культуры в этот период происходило под воздействием множества факторов. Это и развитие прежних традиций, особенно связанных с христианскими ценностями и церковными интересами. Появляются и новые факторы, влияющие на культуру: собирание русских земель вокруг Московского княжества и создание единого централизованного государства, утверждение национального самосознания в борьбе против золотоордынского ига. От века к веку все заметнее становится роль Москвы, московских великих князей. Московская Русь превратилась в центр не только объединительных процессов, но и развития культуры.

Литература . В русской литературе большое место занимала тема борьбы с ордынским игом. Особенно выделяются произведения Куликовского цикла («Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище»). Они проникнуты чувством патриотизма и восхищения подвигами русских воинов.

Во второй половине XV в. новое рождение переживает старый жанр хождений (описаний путешествий). Особенно популярным было чтение о приключениях тверского купца Афанасия Никитина, дошедшего до Индии. «Хождение за три моря» – описание восьмилетнего драматического странствия, которое завершается возвращением в родные края.

Сохранялись и умножались летописные традиции. В ХIV в. в Москве создается общерусский летописный свод, а составленный в 1442 г. «Хронограф» включает описание всемирной истории.

В первой половине XVI в. вокруг митрополита Макария сформировалась группа образованных людей, которые создали знаменитые «Великие Четьи-Минеи». Это собрание наиболее читаемых на Руси книг: житийной литературы, поучений, сказаний и др. – как правило, не носивших богослужебного характера, но напрямую связанных с православной традицией.

Важным культурным событием стало появление книгопечатания. Оно связано с именами Ивана Федорова и Петра Мстиславца, которые создали первую печатную книгу «Апостол» (1564). Эта книга была выполнена на высоком для того времени полиграфическом уровне. Из-за преследований и обвинений в ереси Иван Федоров перебрался в Великое княжество Литовское и продолжил свою просветительскую деятельность там. Во Львове был выпущен первый русский букварь с грамматикой. Несмотря на трудности, книгопечатание продолжало развиваться и в Московском государстве – здесь вновь возникают типографии. Реакция церкви на книгопечатание была столь отрицательной, что даже в XVII в. печатная книга не смогла вытеснить рукописную.

Общественно-политическая мысль . Среди русских письменных источников XV–XVI вв. много произведений, в которых авторы размышляют о судьбе России. В «Сказании о князьях Владимирских» подчеркивалась идея преемственности власти московских правителей от византийских императоров. Псковский монах Филофей в послании Василию III доказывал, что Москва – это «Третий Рим». «Два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти», – утверждал он.

Свидетельством обмирщения культуры являются публицистические произведения Федора Карпова и Ивана Пересветова. Оба рассуждали о природе сильного, справедливого государства, о власти.

Заметный памятник духовной культуры XVI в. – «Домострой», одним из редакторов которого был приближенный Ивана IV – Сильвестр. В этом произведении, ставшем образцом организации быта, поведения русских людей на протяжении веков, мы находим наставления разного характера: об исполнении религиозных обрядов, советы по воспитанию детей, о взаимоотношениях мужа и жены, как хранить запасы и просушивать белье, когда покупать товары на рынке и как принимать гостей.

Интересна с точки зрения развития русского языка, а также по содержанию переписка царя Ивана Грозного и князя Андрея Курбского. Это был спор двух ярых противников о путях централизации власти, об отношениях государя и подданных. Царь отстаивал идею холопства всех подданных по отношению к самодержавной власти. Он так формулировал основной принцип деспотизма: «А жаловати есмя своих холопей вольны, а и казнити вольны же». Курбский представлял себе царскую власть иначе – царь отвечает за свои деяния не только перед Богом, но и перед людьми, он не может нарушать права своих подданных, должен слушаться мудрых советников.

Архитектура . Москва становится столицей огромной державы, накопление богатств в руках московского князя дает возможность приступить к невиданному ранее по размаху каменному строительству. Дмитрий Донской в 1366–1367 гг. начал строительство нового московского Кремля. На месте деревянных укреплений, построенных при Иване Калите, возник новый белокаменный Кремль. Москва стала неприступной по тем временам крепостью.

Расцвет зодчества в конце XV в. связан с интенсивным строительством в Москве. Иван III приглашает для работы итальянских архитекторов, среди которых выделяется Аристотель Фиораванти. Под его руководством в Кремле был построен новый Успенский собор – кафедральный храм митрополитов. За образец его был взят Успенский собор во Владимире. Фиораванти составил проект возведения новых стен и башен. Кремль и стены были построены из красного кирпича (существуют и доныне). Правда, кремлевские башни еще не имели шатров – они были поставлены позднее, в XVII в. Окончательно сложилась и внутренняя планировка Кремля. Здесь были построены Грановитая палата для торжественных приемов, Архангельский собор (усыпальница московских князей и царей), домовая церковь для государей – Благовещенский собор и другие постройки. Одно из самых замечательных сооружений Кремля – колокольня Ивана Великого. Она поставлена на месте древней церкви Ивана Лествичника, поэтому получила название Ивановской. Великой ее назвали за необычайную высоту – более 80 м. Колокольня долгое время была самым высоким сооружением Руси. Заложили ее в начале XVI в. одновременно с Архангельским собором, а достроили только в 1600 г., при Борисе Годунове.

Строительство московских укреплений продолжалось в течение всего XVI в. К Кремлю пристроили полукольцо укреплений Китай-города, а в конце века «городовых дел мастер» Федор Конь возвел «Белый город» длиной около 9,5 км. Ф. Конь построил также стены Кремля в Смоленске.

Во второй половине XVI в. из традиций деревянного зодчества, но уже в камне, возникает шатровый стиль. Замечательным образцом его является церковь Вознесения в Коломенском. Шатровое церковное зодчество не распространилось широко, поскольку противоречило церковным канонам и запрещалось церковными властями. В 1551–1561 гг. мастера Постник Яковлев и Барма построили на Красной площади Покровский собор (более известный как храм Василия Блаженного). Это сооружение было посвящено взятию Казани.

Живопись . Во второй половине ХIV – первой половине XV в. работали два великих русских художника – Феофан Грек и Андрей Рублев. Феофан, выходец из Византии, жил в Новгороде, а затем в Москве. Для его фресок и икон характерна особая эмоциональность. Живопись А. Рублева уникальна по композиции и только ей свойственному колориту. Эти черты наиболее ярко проявились в его знаменитой иконе «Троица». Традиции Андрея Рублева были продолжены и после его смерти. Особенно выделяются фресковые росписи Дионисия (лучше всего они сохранились в Ферапонтовом монастыре в Белозерском крае). Решения Стоглавого собора оказали влияние не только на архитектуру, но и на живопись. Живописцы обязаны были строго придерживаться греческих образцов и иконописи А. Рублева. Это привело к тому, что совершенствовались только технические приемы письма.

Ремесло. В ХIV–XVI вв. продолжалось развитие ремесла. Главными центрами ремесленного производства были города, монастыри, некоторые крупные вотчины. В конце XV в. в Москве создается Пушечный двор. Первые пушки появились на Руси в последней трети ХIV в. В последующие века сложилась целая школа пушечных мастеров. Одним из ее представителей был Андрей Чохов, создатель знаменитой Царь-пушки. На ее изготовление ушло около 2,5 пудов цветных металлов, ее калибр 89 см, длина ствола почти 5,5 м.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Единство русских земель не могло не отразиться на культуре освобожденной Руси 16 века. С размахом велось строительство, развивалась культура государства.

В 15-16 веках строительство было преимущественно из дерева, но его принципы применялись и в каменном строительстве. Восстанавливались укрепления, крепости, в городах Руси строились кремли.

Архитектура Руси 16 века была богата на выдающиеся сооружения церковного зодчества.

Одними из таких сооружений считаются церковь Вознесения в с. Коломенском (1532 ᴦ.) и храм Василия Блаженного в Москве (1555 – 1560 гᴦ.). Многие возведенные церкви и храмы относятся к распространенному в то время (характерному для деревянных храмов древней Руси) шатровому стилю.

Под руководством Федора Коня была возведена самая мощная крепость (в Смоленске) и окружен стенами и башнями Белый город в Москве.

К живописи 16 века в России относится главным образом иконопись. Стоглавый собор принял в качестве канона в церковной живописи работы А. Рублева.

Ярчайшим памятником иконописи стала ʼʼЦерковь воинствующаяʼʼ. Икона создавалась в честь взятия Казани, и трактует описанное событие как победу православия. В росписи Золотой палаты московского кремля чувствовалось влияния запада. При этом церковь была противником проникновения жанровой и портретной живописи в церковную.

Также в 16 веке появилась на Руси первая типография, началось книгопечатанье. Теперь многочисленные документы, приказы, законы, рукописные книги могли быть напечатаны, хоть и их стоимость превышала рукописную работу.

Первые книги напечатаны в 1553 – 1556 гᴦ. ʼʼанонимнойʼʼ московской типографией. Первое, точно датированное издание, относится к 1564 ᴦ., напечатано оно Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем и принято называть ʼʼАпостолʼʼ.

Перемены в политике, заключающиеся в становлении самодержавия и всœех вытекающих последствий, стимулировали идейную борьбу, которая способствовала расцвету публицистики. Литература Руси 16 века включает в себя ʼʼИстории о казанском царствеʼʼ, ʼʼСказание о князьях Владимирскихʼʼ, 12-томник ʼʼВеликие Четьи-Минœеиʼʼ, включающий всœе чтимые на Руси произведения для домашнего чтения (произведения, не вошедшие в популярный сборник, отошли на второй план).

В 16 веке на Руси простые по крою и форме одежды бояр приобрели необыкновенную эффектность и роскошь благодаря декоративным украшениям. Такие костюмы придавали пышность и величавость.

За счёт огромных территорий Руси, на которых проживают разные народы, имеющие свои традиции и народные костюмы, одежда различается исходя из мест посœелœения её обладателя. Так, в северных регионах государства была распространена рубаха, сарафан и кокошник, а в южных – рубаха, кичка и юбка-понева.

Общим нарядом (усредненным) можно считать длинную рубаху длиной до подола сарафана, распашной сарафан, кокошник и плетеную обувь. Мужской костюм заключался в длинной рубахе из домотканого полотна – до середины бедра или же до колен, портах – узких и плотно облегающих ноги. При этом особых различий в стиле одежды знати и крестьян не наблюдалось.

Воссоздание культурных ценностей, потерпевших огромный урон после нашествия Батыя, было частью восстановления народной жизни. Две основные идеи вдохновляли русскую культуру XIV - XVI вв.: идея освободительной борьбы против монголо-татарских завоевателей и идея единства родной земли, которая находила выражение в процессе политического объединения страны.

Патриотическая идея борьбы с завоевателями вы звала к жизни яркие литературные произведения. Непосредственно по следам нашествия была создана «Повесть о разорении Рязани Батыем», в составе которой сохранилось народное сказание о подвиге Евпатия Коловрата. Народное восстание в Твери в 1327 г. против монголо-татар прославлено в «Песне о Щелкане Дудентьевиче». Славная победа над полчищами Мамая в 1380 г. вдохновила авторов поэтической «Задонщины» и «С казания о Мамаевом побоище». В повести о нашествии хана Тохтамыша (1382) подчеркивалась роль народных масс, «черных людей» в обороне Москвы. Их мужество противопоставлялось трусости бояр, которые пытались бежать еще до начала осады столицы.

Патриотические идеи борьбы с завоевателями и единства родной земли проводились и в летописях. Центром общерусского летописания стала Москва - политический и культурный центр Руси. Первый летописный свод общерусского характера создан в Москве в 1408 г.; это знаменитая Троицкая летопись, которая сгорела во время московского пожара 1812 г. В 1480 г. был составлен Московский летописный свод. В московском летописаний проводилась идея преемственности власти московских князей от великих киевских и владимирских князей. Несколько больших летописных сводов было создано в XVI в. (Лицевой свод, Никоновская летопись), однако на смену им приходят другие виды исторических сочинений. В «Степенной книге» изложение велось не по годам, а по «степеням» - главам, посвященным правлениям великих князей. Широкое распространение получили хронографы, т. е. сводные обзоры всеобщей и русской истории, и сочинения, посвященные отдельным выдающимся событиям. Так, «Казанский летописец» был посвящен событиям казанской войны, он пользовался большой популярностью и сохранился более чем в 230 списках.

XVI век отмечен расцветом русской публицистики. Представители разных сословий выступали с публицистическими произведениями, в которых отстаивали свои взгляды. С программой реформ в интересах дворянства выступил в своих «челобитных» Иван Пересветов. Окольничий Федор Карпов обличал злоупотребления властей, призывал к «закону» и «справедливости». Максим Грек осуждал церковное землевладение и ростовщичество. Священник Ермолай Еразм выступал с демократическими взглядами, заявляя, что «больше всего полезны пахари, их трудами создается главнейшее богатство», и предлагал облегчить положение крестьян. Яркими публицистическими произведениями являются письма Ивана Грозного к князю Курбскому, в которых он отстаивает свое право на самодержавную власть. В свою очередь, Андрей Курбский излагал в своих письмах позицию феодальной аристократии. Курбскому принадлежало большое историческое сочинение «История о великом князе Московском».

Однако подъем общественно-политической мысли, вызванный обострением внутренних противоречий в стране, был кратковременным. Во второй половине XVI в. усилилось регламентирующее влияние царской власти и церкви. При участии придворного священника Сильвестра и митрополита Макария был составлен «Домострой», сборник обязательных моральных и житейских правил; в «Четьях-минеях» - сборнике поучи тельного чтения на каждый, день - были собраны церковные и светские произведения, переработанные церковниками. Так церковь воздействовала на литературу. Значительные успехи были достигнуты в развитии письменности и распространении грамотности. В XIV в. на Руси появилась бумага, которая заменила дорогой пергамент. Книги стали дешевле и доступнее. Грамотные люди не были редкостью в русском городе. Как правило, дворяне сами подписывали документы, горожане вели письменный учет, сохранилось много надписей на ремесленных изделиях. На Стоглавом соборе 1551 г. было принято решение о создании школ «для научения грамоте», выпускались учебники - «азбуковники». Распространению грамотности способствовало книгопечатание. В 1564 г. первопечатник Иван Федоров выпустил в Москве свою первую книгу - «Апостол». За ней последовал «Часослов», а всего во второй половине XVI в. было издано около 20 печатных книг, в основном богословского содержания.

После почти столетнего перерыва в городах Руси возобновилось каменное строительство. Восстанавливались каменные соборы во Владимире, Переяславле-Залесском, Ростове и других городах, продолжали строиться новые каменные храмы в Новгороде. В Московском княжестве с его возвышением широко разверну лось каменное строительство. В первой половине XIV в. были построены Успенский и Архангельский соборы, в 1367 г. сооружены каменные стены и башни московского Кремля. В начале XV в. закончилось строительство великокняжеского Благовещенского собора, стены и своды которого были расписаны выдающимися живописцами того времени: Феофаном Греком, Андреем Рублевым, Прохором с Городца. Особенно широко развернулось каменное строительство при великом князе Иване III . Были возведены из кирпича новые кремлевские стены и башни, сохранившиеся до настоящего времени, па месте прежних храмов строились монументальные соборы: Успенский, Благовещенский, Архангельский, месте с русскими мастерами каменного дела в строительстве участвовали иноземные зодчие, в том числе знаменитый итальянец Аристотель Фиораванти. В 30-х годах укрепления Москвы были дополнены каменными стенами Китай-города, окружавшими торговый центр столицы. Началось строительство каменных зданий гражданского характера. В Кремле был создан великолепный ансамбль великокняжеского дворца со знаменитой Грановитой палатой - местом царских церемоний и приемов иноземных послов. В традициях русского деревянного зодчества в 1532 г. были построены каменная шатровая церковь в с. Коломенском и. храм Василия Блаженного на Красной площади (1556) в память о взятии Казани. К концу XVI в. была закончена много ярусная колокольня Ивана Великого в Москве (82 м); Каменное строительство развернулось и в других городах. Особенно много строилось крепостных сооружений. Каменные кремли выросли в Нижнем Новгороде, Коломне, Туле, Зарайске, мощные каменные стены окру жили Троице-Сергиевский, Волоколамский, Соловецкий, Кирилло-Белозерский и другие монастыри. Грандиозной по своим размерам была каменная крепость в Смоленске, построенная зодчим Федором Конем.

Развитие живописи в XIV - XVI вв. связано в первую очередь с именами Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия. Феофан Грек в последней четверти XIV в. расписывал соборы в Новгороде, а затем в Москве и в других городах. Он принес на Русь традиции византийского искусства, великолепную живописную технику, которую развили дальше его ученики. Однако первым русским национальным живописцем был Андрей Рублев, смело отступавший от византийских церковных канонов. Ему принадлежат великолепные росписи Андроникова монастыря и Благовещенского собора в Москве, Успенского собора во Владимире, церкви в Звенигороде («Троица», «Спас»). В рамках церковных сюжетов Андрей Рублев передавал человеческие страсти и переживания, русский национальный характер. С именем Дионисия связано складывание московской школы живописи: сочные и праздничные краски, торжественность, интерес к реальной жизни. Фрески Дионисия сохранились в храме Ферапонтова монастыря.

В середине XVI в. в русской живописи усиливаются реалистические, светские мотивы, появляются изображения исторических деятелей и событий. Примером таких произведений может служить икона «Церковь воинствующая», прославившая русскую победу над Казанским ханством. На миниатюрах «Лицевого свода» (а их было более 16 тыс.) изображены многие реалистические сюжеты, даже сцены трудовой деятельности крестьян и горожан. Во второй половине XVI в. в связи с усилившейся церковной регламентацией реалистические мотивы в живописи заметны меньше. Живописцы стали уделять главное внимание совершенствованию техники, чистоте красок, тщательной проработке мелких деталей. Эти черты свойственны так называемой строгановской школе живописи.

Постепенно шло накопление научных знаний, вызванное военными и государственными потребностями централизованного государства. Развитие артиллерии оживило интерес к математике, практической динамике, химии. Писались руководства по отдельным ремеслам (например, по солеварению). Для проведения переписи земель было разработано руководство по «земельному начертанию», составлялись «чертежи» отдельных городов и земель. При Иване IV был создан «чертеж государства» - первая географическая карта России. Значительно расширился географический кругозор русского человека. Суздальский монах Симеон описал в 1439 г. свое путешествие по странам Западной Европы. Тверской купец Афанасий Никитин во второй половине XV в. совершил путешествие в Индию. Ермак со своими казаками прошел по Западной Сибири до р. Иртыш. Велись астрономические наблюдения с целью уточнения церковного календаря, в летописях появлялись подробные описания солнечных затмений, комет, атмосферных явлений, о одном из сборников Кирилло-Белозерского монастыря XV в. содержались рассуждения неизвестного автора «о широте и долготе земли», «о земном устроении», «о расстоянии между небом и землей». Русские люди пытались осмыслить окружающий мир не с религиозных позиций.

Русская культура XIV - XVI вв. была национальной по своему характеру, отличалась богатством и своеобразием. Ее расцвет совпадал по времени с формированием великорусской народности.

Основой складывания великорусской народности была совместная жизнь в рамках образующегося Российского государства, освободительная борьба с внешними врагами, требующая общерусских усилий, общность территории и социально-экономического строя русских земель. Ядром складывавшейся великорусской народности стала Северо-Восточная Русь, а ее центром - Москва, которая являлась не только государственным и военным, но и национальным центром страны. В XIV - XV вв. складывался великорусский язык с характерными для него фонетическими особенностями и грамматическим строем, постепенно стирались местные особенности в языке. Московский диалект, впитывая в себя местные диалекты, превращался в общерусский язык. В XIV в. Северо-Восточная Русь стала называться «Великой Русью», а в конце XV - начале XVI в., как показали исследования академика М. Н. Тихомирова, тер мин «Русь» заменяется термином «Россия».

— Источник—

Артемов, Н.Е. История СССР: Учебник для студентов ин-тов И90 культуры. В 2-х частях. Ч. 1/ Н.Е. Артемов [и д.р.]. – М.: Высшая школа, 1982.- 512 с.

Post Views: 277




Top