Общество как социокультурная система. Понятие социальной роли, ролевые теории личности

ролевой игра управленческий тренинг

Личность - это относительно устойчивая структура всех составляющих характера индивида, определенное количество самых индивидуальных качеств, которые определяют его неповторимость. Понятие личности нужно для усвоения разнообразных ситуаций, в том числе связанных с ролевыми исполнениями, и управления ими.

Ролевая теория личности заключается в том, что каждый индивид играет свою роль в жизни (несколько ролей). В рамках этой теории рассматриваются такие определения как "социальный статус" и социальная роль". Их необходимо различать, например, как это сделал А. Кравченко: "мы занимаем статус, но играем роль". На эту же тему высказались и А. В. Филиппова и А. С. Страданченкова - "Если статус - это сами функции, права и обязанности, то социальная роль - ожидание поведения, типичного для людей данного статуса в данном обществе" . Испoлнениe рoли дoлжнo сooтвeтствoвaть приятым сoциaльным нoрмaм, oжидaниям oкружaющих и социальному статусу личности . "Понятие роли включает в себя совокупность ожиданий каждого индивида в отношении как своего собственного поведения, так и поведения других людей при взаимодействии в определенной ситуации" - считает Фролов С.С, и можно отметить, что это наиболее полное определение роли .

Как отметил Дж. Мид, одно из главных мест в "самоидентификации индивида самим собой" занимает еще в детском возрасте игра, в которой дети учатся примерять на себя роль другого и воспринимать себя как объект чьих-то ожиданий. В процессе дальнейшего развития игра превращается в соревнование, в котором участник должен принимать различные взаимосвязанные роли своих соперников.

Существуют различные стадии освоения ролевых функций:

  • 1. Имитация, то есть дети повторяют поведение взрослых, не понимая его;
  • 2. Стадия ролевых игр. Игры, в которых дети принимают поведение, как исполнение ролей: например, пожарного, полицейского и т.д. В некоторых играх дети говорят за всех героев (разными голосами за разных персонажей).

Стадия коллективных игр. Те игры, в которых личность учится осознавать как всей группы, так и одного человека. На этой стадии формируется оценка своего поведения согласно стандартам, установленными "сверху". Кроме того, на стадии коллективных игр формируется чувство принадлежности к этому обществу. Примером может являться член любой спортивной команды.

Одним из ключевых понятий рассматриваемой теории является "социальная роль". Оно было введено в начале 20 века Э. Дюргеймом, М. Вебером, а позднее - Т. Парсоносоном, Р. Липтоном и другими.

"Социальная роль (от франц. Role) - образец поведения, закрепившийся, утвердившийся, отобранный как целесообразный для людей, занимающих ту или иную позицию (статус) в системе общественных отношений" .

Это определение рассматривается в двух аспектах:

  • 1. Ролевое ожидание - это модель поведения, которую ожидают от личности, зная ее социальный статус;
  • 2. Ролевое исполнение - это реальное поведение человека в соответствии каким-либо социальным статусом.

В структуре социальной роли выделяют некоторые элементы:

  • ·Описание типа поведения;
  • ·Предписания, требования;
  • ·Оценка выполнения предписанной роли;
  • ·Санкции, носящие как положительный, так и отрицательный характер .

В рамках ролевой теории были выявлены некоторые феномены. Такие как ролевой конфликт - это внутреннее разногласие ролевых требований в разных социальных общностях, и интеграция, и дезинтеграция ролевой структуры личности - следствие равновесия или конфликтности социальных отношений .

Ролевые конфликты можно проклассифицировать:

  • 1. Те конфликты, которые вызваны столкновением в понимании роли самой личностью и окружающими людьми. Например, несоответствие предпочитаемого преподавателем метода обучения и метода, требуемого начальством (кафедрой).
  • 2. Конфликт между сторонами одной и той же роли. "Например, от адвоката, согласно принципу судебной состязательности, требуется принятие всех мер к оправданию подзащитного, но одновременно от него же, как юриста и правоведа, ожидают борьбы с правонарушениями, подрывающими основы общества" .

Конфликт между качествами, нужными для исполнения социальной роли с одной стороны, и ожиданиями, которые предъявляются значимыми людьми, с другой стороны. Например, для начальника - мужчины эмоциональная сдержанность, авторитарность, жесткость только поможет подняться по карьерной лестнице, а в личной жизни применяя те же качества многого не добиться, девушкам эти черты неприятны. Поэтому мужчине приходится выбирать между высокой должностью и семьёй .

Конфликт, вызванный разными требованиями к исполнению одной роли. Например, от женщины требуют высокого результата на работе, а муж требует высокой самоотдачи дома .

Разногласия между качествами, которыми обладает человек, и требованиями, соответствующими его социальной роли. В таком случае человеку приходится "переступать через самого себя" .

За разногласиями, как феномен, следует ролевая напряженность, которая проявляется в бытовых и рабочих неурядицах. В таких случаях следует выбирать, что важнее для конкретного человека. Она возникает в рамках только одной роли.

Таким образом, социальная роль - это образец поведения, который выбирает индивид соответственно своему социальному статусу. Роль у одного человека не обязательно одна, очень часто можно наблюдать разное количество ролей и процесс их смены в зависимости от обстоятельств. Не всегда большое множество ролей (даже если их 2) мирно уживаются в одной личности. В таких случаях у личности возникают внутренние конфликты и напряженности, которые можно решить путём расставления приоритетов.

1. Первичным агентом социального взаимодействия и отношений является личность. Что же такое личность? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо, прежде всего, провести разграничение понятий «человек», «индивид», «лич­ность». Понятие «человек» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род (homo sapiens), человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только, ему присущим способом жизнедеятельности. Благодаря этому способу жизнедеятельности, человек на всех этапах исторического развития, во всех точках земного шара остается тождественным самому себе, сохраняет определенный онтологический статус.

Итак, существует человечество как специфическая мате­риальная реальность. Но человечество как таковое само­стоятельно не существует. Живут и действуют конкретные люди. Существование отдельных представителей человечества выра­жается понятием «индивид». Индивид. - это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т. д. Понятие «индивид» в этом случае употребляется в значении «конкретный человек». При такой постановке вопроса не фиксируются как особенности действия различных биологических факторов (возрастных особенностей, пола, темперамента), так и различия социальных условий жизнедеятельности человека. Однако полностью абстраги­роваться от действия этих факторов невозможно. Очевидно, что существуют большие различия между жизнедеятельностью ребенка и взрослого человека, человека первобытного общества и более развитых исторических эпох. Чтобы отразить кон­кретно-исторические особенности развития человека на различных уровнях его индивидуального и исторического развития, наряду с понятием «индивид» используют и понятие «личность». Индивид в данном случае рассматривается как отправной момент для формирования личности от исходного состояния для онто- и филогенеза человека, личность - итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех чело­веческих качеств.

Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде всего, философии, психологии и социологии. Философия рассматривает личность с точки зрения ее положения в мире как субъекта деятельности, познания и творчества. Психология изучает личность в качестве устойчивой целостности психических процессов, свойств и отношений: темперамента, характера, способностей, волевых качеств и т. д.

Социологический же подход выделяет в личности социально-типическое. Основная проблематика социологической теории личности связана с процессом формирования личности и развития ее потребностей в неразрывной связи с функци­онированием и развитием социальных общностей, изучением закономерной связи личности и общества, личности и группы, регуляции и саморегуляции социального поведения личности. Здесь сформулированы некоторые наиболее общие принципы подхода к изучению личности в социологии. Однако социология содержит множество теорий личности, которые отличаются друг от друга кардинальными методологическими установками. Теория личности как субъекта и объекта деятельности и общения марксизма, ролевая теория личности Ч.Кули, Р.Даренфорда, Р.Минтона, Р. Мертона и др.

В марксистской теории личности главный акцент смещен в сторону взаимодействия личности и общества. Личность, с точки зрения этого подхода, рассматривается как целостность социальных качеств человека, как выражаются авторы учебника «Социология» под ред. Г.В.Осипова: «Определенным образом реализованная в индивиде интеграция социально значимых черт и социальных отношений данного общества», продукт исто­рического развития, результат включения индивида в социальную систему посредством активной предметной деятельности и общения. Большое значение в марксистской социологии придается исследованию субъективных свойств личности, формирующихся в процессах предметной деятельности и выражающихся в определенных свойствах сознания, в разно­образных творческих проявлениях, включая активное форми­рование новых общественно необходимых функций и образцов поведения.

Личность как субъект социальных отношений, прежде всего, характеризуется автономностью, определенной степенью независимости от общества, способной противопоставить себя обществу. Личная независимость сопряжена с умением влас­твовать над собой, а это, в свою очередь, предполагает наличие у личности самосознания, т. е. не просто сознания, мышления и воли, а способность к самоанализу, самооценке, самоконтролю.

Самосознание личности трансформируется в жизненную позицию. Жизненная позиция представляет собой принцип поведения, основанный на мировоззренческих установках, социальных ценностях, идеалах и нормах личности, готовности к действию. Значение мировоззренческих и ценностно - нормативных факторов в жизни личности разъясняет диспозиционная (от лат. dispositio) теория саморегуляции социального поведения личности. Зачинателями этойтеории были амери­канские социологи Т.Знанецкий и Ч.Томас, в советской социологии эту теорию активно разрабатывал В.А.Ядов. Диспозиционная теория позволяет установить связи между социологическим и социально-психологическим поведением личности. Диспозиция личности означает предрасположенность личности к определенному восприятию условий деятельности и к определенному поведению в этих условиях. Диспозиции делят на высшие и низшие. Высшие регулируют общую направленность поведения. Они включают в себя: 1) концепцию жизни и ценностные ориентации; 2) обобщенные социальные установки на типичные социальные объекты и ситуации; 3) ситуативные социальные установки как предрасположенность к восприятию и поведению в данных конкретных условиях, в данной предметной и социальной среде. Низшие - поведение в определенных сферах деятельности и направленности поступков в типичных ситуациях. Высшие личностные диспозиции, будучи продуктом общих социальных условий и отвечая наиболее важным потребностям личности, потребностям гармонии с обществом, активно воздействуют на низшие диспозиции.

2. Значительное место в социологии личности занимает ролевая теория личности. Основные положения этой теории были сформулированы американскими социологами Дж.Мидом и Р.Минтоном, активно разрабатывались Р.Мертоном и Т.Парсонсом, а также западногерманским социологом Р.Дарендорфом. Каковы же основные положения этой теории?

Ролевая теория личности описывает ее социальное поведение двумя основными понятиями: «социальный статус» и «соци­альная роль». Разберем, что означают эти понятия. Каждый человек в социальной системе занимает несколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая определенные права и обязанности, называется статусом. Человек может иметь несколько статусов. Но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным, или интегральным. Часто бывает так, что главный, или интегральный, статус обусловлен его должностью (например, директор, профессор). Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, жаргоне и иных знаках социальной и профессиональной принадлежности), так и во внутренней позиции (в установках, ценностных ориентациях, мотивациях и т. д.).

Социологи отличают предписанные и приобретенные статусы. Предписанный - это значит, навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности. Он обусловливается этническим происхождением, местом рождения, семьей и т. д. Приобретенный (достигнутый) статус определяется усилиями самого человека (например, писатель, генеральный секретарь, директор и т. д.). Выделяются также естественный и профес­сионально-должностной статусы. Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (мужчины и женщины, детство, юность, зрелость, старость и т. д.), Профессионально-должностной - это базисный статус личности, для взрослого человека, чаще всего, являющийся основой интегрального статуса. В нем фиксируется социальное, экономическое и производственно-техническое положение (банкир, инженер, адвокат и т. д.).

Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Совокупность требований, предъявляемых индивиду обществам, образует содержание социальной роли. Социальная роль - это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. Каждый статус обычно включает ряд ролей. Совокупность ролей, вытекающих из данного статуса, называется ролевым набором. Марксистская социология качественно различает институциализированные и конвенциональные (по соглашению) роли. Первые являются ведущими, так как вытекают из социальной структуры общества, а вторые возникают относительно произвольно в групповых взаимодействиях и предполагают субъективную окраску.

Одна из первых попыток систематизации ролей была предпринята Т.Парсонсом. Он считал, что любая роль описы­вается 5 основными характеристиками: 1) эмоциональной - одни роли требуют эмоциональной сдержанности, другие - раскованности; 2) способом получения - одни предписываются, другие завоевываются; 3) масштабом - часть ролей сфор­мулирована и строго ограничена, другая - размыта; 4) фор­мализацией - действие в строго установленных правилах либо произвольно; 5) мотивацией - на личную прибыль, на общее благо и т. д. Любая роль характеризуется некоторым набором этих пяти свойств.

Социальную роль следует рассматривать в двух аспектах: ролевого ожидания и ролевого исполнения. Между этими двумя аспектами никогда не бывает полного совпадения. Но каждый из них имеет большое значение в поведении личности. Наши роли определяются прежде всего тем, чего ожидают от нас другие. Эти ожидания ассоциируются со статусом, который имеет данная личность. Если кто-то не играет роли в соответствии с нашим ожиданием, то он вступает в определенный конфликт с обществом. Например, родитель должен заботиться о детях, близкий друг должен быть неравнодушен к нашим проблемам и т. д.

Ролевые требования (предписания, пожелания и ожидания соответствующего поведения) воплощаются в конкретных социальных нормах, сгруппированных вокруг социального статуса.

В нормативной структуре социальной роли обычно выде­ляются 4 элемента: 1) описание типа поведения, соответствующего данной роли; 2) предписания (требования), связанные с данным поведением; 3) оценка выполнения предписанной роли; 4) санкция - социальные последствия того или иного действия в рамках требований социальной системы. Социальные санкции по своему характеру могут быть мораль­ными, реализуемыми непосредственно социальной группой через ее поведение (например, презрение), или юридическими, политическими, экологическими и т. д., реализуемыми через деятельность конкретных социальных институтов. Смысл социальных санкций состоит в том, чтобы побудить человека к определенному типу поведения. Они являются одним из важнейших элементов социального регулирования.

Следует отметить, что любая роль не является чистой моделью поведения. Главным связующим звеном между ролевыми ожиданиями и ролевым поведением служит характер индивида. Это значит, что поведение конкретного человека не укладывается в чистую схему. Оно является продуктом уникального, свойственного только ему способа интерпретации и истолкования ролей.

Поскольку каждый человек исполняет несколько ролей в множестве различных ситуаций, между ролями может возникнуть конфликт. Ситуация, в которой человек сталкивается с необходимостью удовлетворять требования двух или более несовместимых ролей, называется ролевым конфликтом. Конфликт создает стрессовую ситуацию, и необходимо изыскивать способы гармонизации ролей.

3. Личность как объект общественных отношений рассматривается в социологии в контексте двух взаимосвязанных процессов - социализации и идентификации. Социализация - это процесс усвоения индивидом образцов поведения, соци­альных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает соци­альную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверстники в детском заведении, школе, средства массовой информации и т. д. Для успешной социа­лизации, по Д.Смелзеру, необходимо действие трех фактов: ожидания, изменения поведения и стремления соответствовать этим ожиданиям. Процесс формирования личности, по его мнению, происходит по трем различным стадиям: 1) стадии подражания и копирования детьми поведения взрослых; 2) игро­вой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли; 3) стадии групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.

Одним из первых выделил элементы социализации ребенка З.Фрейд. По Фрейду, личность включает три элемента: «ид» - источник энергии, стимулируемый стремлением к удовольствию; «эго» - осуществляющий контроль личности, на основе принципа реальности, и «супэго», или нравственный оценочный элемент. Социализация представляется Фрейдом процессом «раз­вертывания» врожденных свойств человека, в результате которого происходят становления этих трех составляющих элементов личности. В этом процессе Фрейд выделяет 4 стадии, каждая из которых связана с определенными участками тела, так называемые эрогенные зоны: оральная, анальная, фаллическая и фаза половой зрелости.

Французский психолог Ж.Пиаже, сохраняя идею различных стадий в развитии личности, делает акцент на развитии познавательных структур индивида и их последующей пере­стройке в зависимости от опыта и социального взаимодействия. Эти стадии сменяют одна другую в определенной после­довательности: сенсорно-моторная (от рождения до 2 лет), операциональная (от 2 до 7), стадия конкретных операций (с 7 до 11), стадия формальных операций (с 12 до 15). Многие психологи и социологи подчеркивают, что процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека, и утверждают, что социализация взрослых отличается от социализации детей несколькими моментами. Социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то время, как социализация людей формирует ценностные ориентации. Социализация взрослых рассчитана на то, чтобы помочь человеку приобрести определенные навыки, социализация в детстве в большей мере имеет дело с мотивацией поведения. Психолог Р.Гарольд предложил теорию, в которой социализация взрослых рассматривается не как продолжение детской социализации, а как процесс, в котором изживаются психологические приметы детства: отказ от детских мифов (таких, например, как всемогущество авторитета или идея о том, что наши требования должны быть законом для окружающих).

Каковы же механизмы социализации? Уже З.Фрейд выделил психологические механизмы социализации: имитацию, идентификацию, чувство стыда и вины. Имитацией называется осознанная попытка ребенка копировать определенную модель поведения. Образцами для подражания могут выступать родители, родственники, друзья и т. д. Идентификация - это способ осознания принадлежности к той или иной общности. Через идентификацию дети принимают поведение родителей, родственников, друзей, соседей и т. д., их ценности, нормы, образцы поведения как свои собственные.

Имитация и идентификация являются позитивными механизмами, поскольку они нацелены на усвоение определенного типа поведения. Стыд и вина представляют собой негативные механизмы, так как они подавляют или запрещают некоторые образцы поведения. З.Фрейд отмечает, что чувства стыда и вины тесно связаны друг с другом и почти неразличимы. Однако между ними имеются определенные различия. Стыд обычно ассо­циируется с ощущением, что вас разоблачили и опозорили. Это чувство ориентировано на восприятие поступков индивида другими людьми. Ощущение же вины связано с внутренними переживаниями, с самооценкой человеком своих поступков. Наказание здесь совершается самим собой, контролирующей формой выступает совесть.

Т.Парсонс и С.Бейлз применяли понятия, введенные З.Фрейдом к теории социального действия и социальных систем. Они определяют имитацию как процесс, с помощью которого усваиваются специфические элементы культуры, особые знания, умения, обряды и т. д. По их мнению, имитация не предполагает никакого длительного отношения с «моделью». Идентификация же для них означает внутреннее освоение ценностей людьми и представляет собой процесс социального научения. Степень идентификации определяется характером привязанности к «другому». Поскольку наиболее сильны привязанности в семье, постольку семья считается основной формой социализации. Но помимо семьи в этом процессе принимает активное участие внешнее окружение индивида, в том числе и средства массовой информации и коммуникации.

Процесс социализации достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая - характеризуется обретением личностью инте­грального социального статуса. Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков социа­лизации является отклоняющее (дивиантное) поведение. Этим термином в социологии чаще всего обозначают различные формы негативного поведения лиц, сферу нравственных пороков, отступления от принципов, норм морали и права. К основным формам отклоняющегося поведения принято относить правонарушаемость, включая преступность, пьянство, наркотизм, проституцию, самоубийство.

Многочисленные формы отклоняющегося поведения свиде­тельствуют о состоянии конфликта между личностными и общественными интересами. Отклоняющееся поведение - это чаще всего попытка уйти из общества, убежать от повседневных жизненных невзгод и проблем, преодолеть состояние неуве­ренности и напряжения через определенные компенсаторные формы. Однако отклоняющееся поведение не всегда носит негативный характер. Оно может быть связано со стремлением личности к новому, передовому, попыткой преодолеть кон­сервативное, мешающее двигаться вперед. К отклоняющемуся поведению могут быть отнесены различные виды научного, технического и художественного творчества.

Литература

Бери Э. Игры, в которые играют взрослые люди. М., 1988.

Истопник И. Ю. Ценностные ориентации в личностной системе регуляции поведения //Психологические механизмы регуляции социального поведения. М., 1978.

Кон И.С. В поисках себя. М., 1984.

Кон И.С. Личность и социапьная структура. //Американская социология. М., 1972. С. 37 - 53.

Коэн А.К. Отклоняющееся поведение и контроль над ним. //Американская социология, М., 1978. С. 288 - 296.

Кречмар А. О понятийном аппарате социологической теории личности. //Социальные исследования. М., 1970. Вып. 5.

Мертон Р. Социальная структура и аномия. //Социология преступности. М., 1966.

Мотивационная регуляция деятельности и поведения личности. М., 1988.

Наумова Н. Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. М., 1988.

Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969.

Развитие личности ребенка. М., 1987.

Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. М., 1979.

Современная зарубежная социальная психология. М., 1984.

Человек как объект социологического исследования. Л., 1977.|

Фрейд 3. Я и Оно. М., 1925.

Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности. //Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.

Ярошевский Т. Личность и общество. М., 1973.


Похожая информация.


Ролевая теория личности, вклад в которую внесли такие американские социологи, как Ральф Линтон, Джордж Мид, Роберт Мертон, Талкотт Парсонс, Ирвинг Гоффман, оказала значительное влияние на развитие социологии личности. Эта теория базируется на признании того, что личность осуществляет во взаимодействии с другими людьми такие действия, которые отвечают совокупности требований, предъявляемых ей определенной социальной общностью или обществом в целом в зависимости от ее социального статуса. Поведение, ожидаемое социальным окружением от личности, обладающей определенным статусом, и есть ее социальная роль. Однако человек в своей жизнедеятельности взаимодействует не с одним индивидом или одной социальной группой, а с множеством индивидов и групп. Каждая такая общность представляет ей свои, нередко противоречащие друг другу требования. Поэтому, личности приходится выполнять не одну, а несколько, иногда множество социальных ролей. Один и тот же человек, взаимодействуя с различными индивидами и группами, может выполнять в одном случае роль студента, в другом - друга или товарища, в третьем - брата, в четвертом - сына, в пятом - члена футбольной команды, в шестом - участника субкультурной группы и т.п. Именно в процессе усвоения и выполнения различных ролей формируется то важнейшее социальное качество, которое только и делает индивида личностью - самость, т.е. самоидентификация индивида с самим собой.

Как установил Дж. Мид, важнейшую роль в развитии этого процесса в детский период формирования личности выполняет игра, в процессе которой ребенок учится принимать на себя роль другого и воспринимать свое "Я" не только как самого себя, но и как объект чьих-то ожиданий. "Ребенок играет в то, что он - мать, учитель, полицейский, т.е. здесь имеет место принятие различных ролей" - пишет Дж. Мид. Но это только простейшая форма становления самости ребенка. Более сложный характер приобретает этот процесс, когда игра становится соревнованием, где каждый участник должен быть готов принять установку любого другого участника соревнования, причем эти раз личные роли должны находиться в определенной взаимосвязи друг с

другом. В таком соревновании ребенок должен иметь некую организацию этих ролей; в противном случае он не сможет участвовать в этом соревновании. Соревнование представляет собой переход в жизни ребенка от стадии принятия роли других в игре к стадии организованной роли, которая существенна для самосознания".

Становление самосознания, формирование самости личности связано, таким образом, с целою совокупностью выполняемых еюсоциальных ролей. Эти роли определенным образом взаимодействуют друг с другом, образуя, по определению Р. Мертона, своеобразный "ролевой набор", обозначающий совокупность ролей, характерных для данного конкретного индивида в определенных ситуациях. Вследствие этого социальные по своему генезису требования роли, усвоенные индивидом в качестве норм, диктуемых ему обществом, становятся структурными компонентами человеческой личности. Структура и сущность личности связаны с выполняемыми ею ролями не только внешними, поверхностными связями наподобие маски на лице клоуна, но и весьма глубокими, коренящимися в самости человека. В определенных ситуациях может происходить разрыв роли-маски и сущности человека, в других случаях маска, слишком плотно срастаясь с личностью, способна деформировать, деперсонализировать ее. Это с величайшей глубиной проникновения в хитросплетения человеческой психики показал Ф.М. Достоевский в романе "Бесы" на жизненной судьбе Николая Ставрогина, у которого «каменная маска вместо лица». Скрыв, а затем и подавив человеческий облик, маска в данном случае освобождает героя романа от подлинно человеческих чувств и привязанностей, делает его причастным к бесчеловечному социальному бесовству "вседозволенности", деформирует и деперсонализирует личность, приводит к ее распаду и разрушению.

То, что вы говорите, навязано вам обществом или эти мысли принадлежат только вам? Задумывались ли вы об этом? Ведь большинство людей ежедневно вынуждены выполнять социальные функции, которые приписываются к их социальному положению окружающими. Иными словами, такую личность стоит анализировать с точки зрения ролевой теории.

Ролевая теория личности в социологии

Ролью называют стиль поведения человека, выбранный под влиянием, как общественных, так и межличностных . У каждого из нас есть определенная роль и, независимо от личностных характеристик, индивидуальных особенностей, человек должен ее выполнять, соответствуя ожиданиям окружающего мира/

Следует отметить, что принято различать:

  • ведущую социальную роль, происходящую из общества;
  • роль, для реализации которой необходима социальная активность и, которая возникает во взаимодействии с группами людей.

Ролевые конфликты в ролевой теории личности

Исходя из того, что каждый человек ежедневно, скажем так, надевает различные социальные маски, порой, возможно возникновение такого понятия, как «ролевой конфликт». Так, от юноши, как его родители, так и друзья, ожидают определенного стиля поведения. Он, в свою очередь, не может удовлетворить потребности обеих сторон по причине, что функции его ролей разнятся. Такая конфликтность внутри личности в этот жизненный период способна исчезнуть спустя годы. Правда, случается такой психологический конфликт и у взрослых людей, который несет в себе более губительные последствия (преданному своей семье, мужчине-семьянину сложно ужиться с ролью строгого начальника).

Статусно-ролевая теория личности

Человек имеет не одно количество статусов. Это объясняется тем, что он состоит в различных организациях, сообществах, группах. Так, вы можете быть врачом, матерью, дочерью, зрелой личностью и пр. Если рассматривать все эти статусы как единое целое, их следует объединить под названием «статусный набор». То, что вы делаете, исходя из имеющихся статусов, какую предпринимаете манеру поведения, называется выполнением роли.

Ролевая теория личности – это подход к изучению личности, согласно которому личность описывается посредством усвоенных и принятых ею (интернализация) или вынужденно выполняемых социальных функций и образцов поведения – ролей, которые вытекают из ее социального статуса в данном обществе или социальной группе. Основные положения теории социальных ролей были сформулированы американским социальным психологом Дж. Мидом, антропологом Р. Линтоном. Первый акцентировал внимание на механизмах «научения роли», освоении ролей в процессах межличностного общения (интеракции), подчеркивая стимулирующее воздействие «ролевых ожиданий» со стороны значимых для индивида лиц, с которыми он вступает в общение. Второй обратил внимание на социально-культурную природу ролевых предписаний и их связь с социальной позицией личности, а также на назначение социальных и групповых санкций. В рамках ролевой теории были экспериментально выявлены следующие феномены: ролевой конфликт – переживание субъектом неоднозначности или противоборства ролевых требований со стороны разных социальных общностей, членом которых он является, что создает стрессовую ситуацию; интеграция и дезинтеграция ролевой структуры личности – следствия гармоничности или конфликтности социальных отношений.

Различаются ведущие социальные роли, вытекающие из социальной структуры общества, и роли, которые возникают относительно произвольно в групповых взаимодействиях и предполагают активную социальную окраску их реализации. Наиболее четко эти особенности ролевого подхода представлены в концепции западногерманского социолога Р. Дарендорфа, рассматривающей человека как деиндивидуализированный продукт ролевых предписаний, что в определенных условиях отражает отчуждение личности.

Преодоление односторонности ролевого подхода к исследованию личности предполагает анализ ее свойств (самосознания, мировоззрения, диспозиции личности), выражающихся в разнообразных творческих проявлениях, включая активное формирование новых общественно необходимых функций и образцов поведения (социальное творчество), персонифицированное выполнение социальных функций с учетом социально-локальных условий для достижения общественно значимых целей.

Роль чаще всего понимается как социальная функция, модель поведения, объективно заданная социальной позицией личности в системе общественных или межличностных отношений. Исполнение роли должно соответствовать принятым социальным нормам и ожиданиям окружающих вне зависимости от индивидуальных особенностей личности, поскольку социальная роль вытекает из надындивидуальных социальных отношений и взаимосвязей между людьми, осуществляющими совместную деятельность. Существуют различные теории ролевого поведения личности. Например, концепция символического интеракционизма связана с введением американским психологом Дж. Мидом понятия «обмен символами», которые выражаются в словесной и другой форме представлениями о партнере взаимодействия и его ожидании определенных действий со стороны субъекта.

Выполнение социальной роли связано как с интересами больших общностей, вытекающими из общности условий их жизнедеятельности, так и со спонтанно возникающей совместной деятельностью (в процессе игры, общения и т.п.). В последнем случае социальная роль имеет субъективную окраску, которая проявляется в стиле ролевого поведения, уровне активности исполнения, что в свою очередь зависит и от индивидуально-личностных особенностей субъекта и от того, насколько глубоко воспринимается им данная социальная роль. Принятие индивидом социальной роли зависит от множества условий, в числе которых решающее значение имеет соответствие роли потребностям и интересам личности в саморазвитии и самореализации. Создание благоприятных условий для самореализации и развития личности ведет к тому, что сохраняется ролевая окраска социального поведения. Последнее регулируется не столько требованиями исполнения данной роли, сколько осознанной целеустремленностью и гибким, творческим использованием объективных ресурсов для достижения социально значимой цели.

Итак, социальная роль – совокупность норм, определяющих поведение действующих в социальной среде лиц в зависимости от статуса или позиции, и само поведение, реализующее эти нормы. В ролевом описании общество или любая социальная группа предстают в виде набора определенных социальных позиций (рабочий, ученый и т.п.), находясь в которых человек обязан повиноваться «социальному заказу» или ожиданиям других людей, связанных с данной позицией. Выполняя этот «социальный заказ», человек осуществляет один из нескольких возможных вариантов исполнения роли (скажем, ленивого или старательного ученика).

Американские социологи (Р. Линтон, Дж. Мид) по-разному трактуют социальную роль – как единицу общественной структуры (Р. Линтон) или в плане непосредственного взаимодействия людей (ролевой игры), в ходе которой благодаря тому, что человек представляет себе в роли другого, происходит усвоение социальных норм и формируется социальное в личности. В действительности ролевые ожидания никогда не бывают однозначными. Кроме того, человек часто попадает в ситуацию ролевого конфликта, когда его разные роли оказываются плохо совместимыми.

Человеческая деятельность не исчерпывается ролевым, т.е. шаблонным, поведением; за пределами социальной роли остаются разнообразные виды отклоняющегося (девиантного) и спонтанного поведения, в том числе новаторская деятельность человека, созидающая новые нормы и новые роли. Точно так же и структура личности не сводится к совокупности социальных ролей: их интериоризация (усвоение) и соподчинение всегда предполагают конкретную индивидуальность, складывающуюся на протяжении жизненного пути индивида и отличающуюся большой устойчивостью.




Top