Обучение дошкольников грамоте. Перспективный план

галина агафонова
Игровое занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Хочу все знать»

Игровое занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе .

Составила воспитатель первой квалификационной категории Агафонова Галина Леонидовна.

г. Онега МБДОУ № 2 «Ромашка» .

«Хочу все знать »

Цель :

Закрепление у детей ранее полученных знаний.

Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть.

Образовательные :

Совершенствовать умение детей делить слова на слоги;

Определять гласные и согласные звуки, их место в слове;

составлять предложения из 4 слов;

подбирать прилагательные и глаголы к существительному;

развивать связную речь.

Развивающие :

Развивать логическое мышление, слуховое внимание, мелкую моторику пальцев рук.

Воспитательные :

Воспитывать самостоятельность и уверенность при выполнении заданий, воспитывать командный дух.

Ребята, настал новый день! Я улыбнулась вам, а вы улыбнулись друг другу! Подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе! Мы спокойны и добры, мы здоровы! Давайте пожелаем друг другу добра, хорошего настроения, удачи!

Вы любите играть?

Сегодня я предлагаю вам сыграть в игру «Хочу все знать

Но для начала нам нужно разделиться на две команды - «Знатоки » и «Умники» ! (дети выбирают карточки-символы)

Пожмите друг другу руки и произнесите клятву : - «клянемся не злиться, не сердиться, не обижаться. А быстро думать и честно сражаться!»

Каждая команда отвечает на мои вопросы, за правильный ответ –фишка.

Ну что, готовы! Разминка для всех команд : «Исправь предложение» .

1. дед в печи, а дрова на печи.

2. под кроватью спит Федот, на кровати- Васька кот.

Разминка завершена и первое задание.

У меня в руках «Чудесный мешочек» , в котором лежат предметы. Вам нужно достать один предмет, назвать его и придумать предложение из 4 слов. (члены команд по очереди достают предметы и отвечают) .

Молодцы! Справились! Переходим к следующему заданию. Игра «Придумай слово» .

Прошла по городу молва, что будто новые слова у вас в запасе есть. Кто их назовет, тому и честь! Я говорю первый слог слова, а вы придумываете с ним слова.

задание для команды "Умники":

1. СА- ;МА-;ЛО-.

Задание для команды "Знатоки ":

2. МИ- ;ША-; РО-.

Замечательно! Не устали? Продолжаем игру («Волшебный мяч» ).

А теперь, ребята, я покажу вам волшебный мяч, который поможет вам ответить на вопросы : Какое? Какая? Что делает?

СОЛНЫШКО - какое? (яркое, весеннее, теплое, лучистое, ласковое)

Что делает? (греет, светит, поднимается, садится, пригревает, озаряет)

СОСУЛЬКА - какая? (холодная, скользкая, блестящая, хрупкая, острая, прозрачная.)

Что делает? (тает, капает, блестит, висит, растет, звенит, искрится.) .

При выполнении этого задания вам потребуется внимание, скорость. Игра «Обведи картинку» . Нужно добежать до мольберта, обвести картинку, в названии которой есть звук «а» . Каждый игрок обводит один предмет.

(по сигналу дети выполняют задание) .

А сейчас - пауза! Игра «Горошина» (дети берут по 2крупные бусинки) :

Маленькие пальчики любят поиграть,

Гладкую горошину любят покатать.

И катают, и катают, и не устают.

Все. Устали пальчики, пора им отдохнуть!

Кладем свои горошины, не будем их катать.

Размяли свои пальчики и приготовились выполнять следующее задание.

«Зарисовка слов» (дети выполняют задание за столами) .

Я вам загадаю загадку, а ответ вы мне нарисуете ниточками.

Круглое, лучистое, веселое, теплое. (солнышко)

Большая, серая, дождливая, хмурая. (туча)

Вопрос команде «Знатоки » :- почему тучка хмурая? (тучка хмурая, потому что осталась одна на небе) .

Вопрос команде «Умники» :- почему смеётся солнышко (солнышко смеётся, потому что наступила весна)

Вам снова потребуется скорость, смекалка, внимание для выполнения следующего задания. Игра «Не ошибись» .

Перед вами два обруча, в которых лежат картинки. Нужно найти картинку, в названии которой 3 слога. (каждый берет по одной картинке, объясняет свой выбор) .

И последнее задание нашей игры «Хочу все знать » (задание выполняется за столами) . Игра «Раскрась звуки» . Перед вами картинки со схемами. Нужно раскрасить схему к каждому слову. Не забывайте, что гласные звуки обозначаются красным цветом, а согласные - синим.

Со всеми заданиями вы справились. Молодцы! Жюри подводит итоги.

Уважаемые «Умники» и «Знатоки » , вам понравилась наша игра? Как вы думаете, какая команда победила?

Победила дружба! Давайте поаплодируем друг другу!

Всем знатокам игры вручаются медали.

Публикации по теме:

Игровое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Поможем Незнайке!» Цель: Обобщение знаний детей по обучению грамоте. Задачи: 1. Создать условия для мотивации работы детей во время НОД.

Цель: Закрепить знания детей о том, что предложения состоят из слов, каждое слово состоит из звуков (гласных и согласных); закрепить знания.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [О] и буква О» Катунина Любовь Сергеевна, воспитатель МКОУ «Иванинская СОШ» Курчатовского района Курской области. Конспект НОД по подготовке к обучению.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе Цель: формирование звуковой активности, как предпосылки обучения грамоте. Задачи: 1. Познакомить детей с буквой К. 2. Упражнять детей в.

Конспект открытой НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе Задачи: Образовательные: Совершенствовать навыки звукового анализа слов: определять гласные, согласные (твердый, мягкий); место звука.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе «В школу нам пора» Программные задачи: - Познакомить с буквой «Ь», учить объяснять, в каких словах эта буква разделяет гласный и согласный звуки, а в каких.

Цель:

Продолжать знакомить детей со словом, упражнять в умении выделять слово, как самостоятельную смысловую единицу из потока слов.

Знакомить с составляющим строением слова, учить умению делать разделение слов на слоги, работать с составными схемами слов.

Формировать навыки проведения звукового анализа слов, пользуясь соответствующими карточками - фишками.

Развивать умение ориентироваться в составляющей структуре слов. Упражнять в умении подбирать слова с заданным составом.

Учить дошкольников выделять предложения из потока речи, определять количество слов в предложении, их место (первое, второе, третье).

Продолжать учить составлять предложения по сюжетным рисункам и графическими схемами (из двух, трех слов). Активизировать умение строить предложения разного типа (повествовательные, восклицательные, вопросительные)

Формировать представление о том, что звуки мы слышим и произносим, ​​буквы видим, читаем, пишем. Учить различать на слух звуки, выделять их, определять, на каком месте находится соответствующий звук в слове.

Закреплять умение детей выделять начальный звук в слове. Различать гласные и согласные звуки, правильно показать схематический образ звука, определять твердые и мягкие согласные звуки в слове.

Совершенствовать артикуляцию звуков, дифференциацию сходных по звучанию звуков.

Развивать связную речь у детей , зрительную память, рассуждение, внимание, мышление воображение, интерес к обучению грамоте.

Способствовать развитию культуры общения: умение слушать других детей, отвечать, спокойно дополнять ответы.

Развивать бережное отношение к глазам как к органу зрения.

Развивать способность эмоционально отзываться на ситуацию

Воспитывать у детей активную жизненную позицию.

Материал: компьютер, проектор, мультфильм «Баба - Яга и потерянные буквы», компьютер, проектор, дидактические игры: «Составь предложение», «Кто в домике живет», «Кто внимательный», «Какое слово спряталось?», «Не ошибись»; набор цифр, красные и зеленые фишки, корзина.

Ход занятия в старшей группе детского сада

Воспитатель:

Вот и пришла опять зима

Наступили холода.

С неба падают снежинки

И на речке снова льдинки.

Рады, рады, что зима

Снова в гости к нам пришла.

Упражнение «Микрофон»

Нравится ли вам зима? Чем нравится? (Если нет, то чем не нравится).

Воспитатель. Надо о зиме нам рассказать.

Предложение будем с вами составлять.

Скажите, а что такое предложение? (Это 2, 3, 4 и более слов, которые дружат между собой) Да дети, - это несколько слов, которые дружат между собой. Скажите, что означает каждая полоска на схеме? Как пишем первое слово в предложении? Что ставим мы в конце предложения? Посмотрите на схему предложения, сколько здесь слов?

Дидактическое упражнение «Составь предложение»

Воспитатель. Придумайте предложения по этой схеме. А так как сейчас на улице зима, пусть оно будет тематическим, о зиме. И помогут в этом наши подсказки.

_______ ______.

______ ______ ______.

______ ______ ______ ______.

А если я в конце предложения поставлю знак вопроса, каким станет предложение? (Вопросительным).

Произнесите предложение так, чтобы они стали вопросительными? (3-4 варианта ответа).

А если я поставлю в конце предложения восклицательный знак, каким станет предложение? (Знак)

Давайте посмотрим, что нам приготовила наша старая знакомая

Просмотр мультфильма (с минуты по минуту)

Зрительная гимнастика для глаз

Отдохнуть нам есть причина -

Отдых мы даем глазам!

Плотно глаза мы закрыли -

это один, два, три, четыре.

Шире глаза раскрываем,

Вдали что-то разглядываем

Опять глаза мы закрыли -

это один, два, три, четыре.

Затем шире раскрываем,

Вдали что-то разглядываем

Рассмотрели вдали,

Отдохнули глаза? Нет.

Вправо, влево посмотрели,

Чтобы глаза лучше отдохнули.

Затем глаза вращаем

Головой не качаем

Влево раз, два, три, четыре.

Вправо столько же повторили.

Посмотри на кончик носа,

Затем посмотри вдаль,

Глянь на соседа искоса.

Вправо, влево! Ну же! Ну!

Пальчики вы разотрите

И к глазам их приложите.

И слегка проведите

И занятия вновь начните!

Просмотр мультфильма (с минуты по минуту)

Воспитатель. Я думаю, ежик без нас не справится с задачей, поможем ежику.

Дидактическое упражнение «Заколдованные слова»

(По первым буквам картинок дети составляют слово)

Просмотр мультфильма (с минуты по минуту)

Воспитатель. Очень жаль буквы, что же с ними могло случиться (предположение детей)

Что мы можем сделать.

Дидактическая игра «Спасем букву»

Воспитатель. В словах живут (буквы, а в буквах (звуки) Но прежде, чем мы начнем спасать букву, давайте вспомним, чем отличается буква от звука?

(Букву мы видим, пишем, читаем, а звук мы слышим и говорим)

Какие бывают звуки? (Гласные, согласные, а звуки гласные, твердые и мягкие)

Звуки называются гласными почему? (Гласные звуки мы поем, воздух проходит свободно, не встречая препятствий.)

Звуки называются согласными почему? (Согласные звуки не поются, мешают зубы, губы и язык. А согласные звуки еще бывают - твердые и мягкие, звонкие и глухие) Я буду называть слова, а вы с помощью карточек определять, с какого звука они начинаются.

Дидактическая игра «Не ошибись»

Воспитатель называет слова, дети выделяют начальный звук и показывают соответствующую карточку.

Воспитатель. Клен, ива, антенна, молоко, оса, картофель, жук, арбуз, указка, игла, хвост, чай, ужин, экскаватор.

Дидактическая игра «Кто самый внимательный»

Воспитатель. Я буду называть звук, а вы показывайте схематический образ. Если я назову гласный звук, какую карточку вы покажете? Если я назову согласный звук?

Просмотр мультфильма (с минуты по минуту)

Звуковой анализ слов

Воспитатель. Фишки вы скорее берите и отгадку подскажите.

Имеет усы, пышный хвост и странную привычку:

Сначала хорошо он поест, потом умоет лицо.

Дети составляют звуковую модель слова-Кот.

Бывает облачком она, пушинкой бывает

Бывает как стекло хрупка и твердая -

Обычная скажите.... Вода

Зрелые вишни в саду и ягоды в лесу,

Теплые дни, красочные цветы,

Дарило щедрое... Лето

Дети составляют звуковую модель слова.

Просмотр мультфильма (с минуты по минуту)

Воспитатель. Что надо делать мышатам, чтобы вырасти и стать сильными?

Давайте мы им покажем какие упражнения надо делать.

Физкультминутка «Буквы»

В старом дереве дупло.

Это домик буквы о.

(Дети делают круговые движения руками.)

Рядом с ней на суку

Примостилась буква У.

(Садятся на корточки.)

В гости к ним издалека

Прибежала буква А.

(Бегут на месте.)

Прилетела буква Я

На спине у воробья.

(Машут руками, как крыльями.)

Буквы стали веселиться:

И смеяться, и кружиться.

То попрыгают немножко,

То похлопают в ладошки,

То присядут отдохнуть,

(Дети сопровождают текст стихотворения соответствующими движениями.)

Просмотр мультфильма (с минуты по минуту)

Воспитатель. Чтобы нам буквы найти, надо выполнить задание

Упражнение «Подбери слово к схеме»

Воспитатель. Как же мышка справится без нас она же совсем маленькая.

Дидактическое упражнение «Какое слово спряталось?»

Ма - малина, мама, машина, Маша, мандарин, и т.д.

Воспитатель. А вот и домик бабушки

Просмотр мультфильма (с минуты по минуту)

Дидактическое упражнение «Молчание»

Воспитатель.

В молчанку станем играть,

Карточки с цифрами берите,

На слоги слова делите.

Воспитатель называет слово, а дети показывают карточку с цифрой, соответствующей количеству слогов в слове.

Просмотр мультфильма (с минуты по минуту)

Дидактическая игра «Кто в домике живет»

Дети раскладывают картинки по домикам с номерами в зависимости от количества слогов в слове.

Просмотр мультфильма (с минуты по минуту)

Воспитатель. Это мы хорошо умеем - помочь сумеем.

Дидактическое упражнение «Закончи слово»

Но-но-но - светит солнце в... .окно

Са-са-са-са - вот посмотри летит... оса

Ма-ма-ма - идет холодная... зима.

Ло-ло-ло - снегом землю..замело.

Ля-ля-ля стала белой... земля.

Ас-ас-ас - пришла зима в... нас,

Са-са-са которая кругом... красота!

Ас-ас-ас - падает снежок на... нас,

Си-си-си- заморозили... носы.

Физминутка

Уже пришла к нам зима, (хлопают)

Прохладные дуют ветры («дуют» руками на себя)

Снег метет, метет, метет, (махи руками)

Все вокруг замело, (кружаться вокруг себя)

Много снега во дворе, (поднимают руки вверх)

Начинаем веселую игру. (Имитируют лепка снежки)

Просмотр мультфильма с минуты по минуту

Итог. Рефлексия

Воспитатель. Дети, понравилось ли вам наше приключение Если понравилось возьмите зеленую фишку, если что-то было не так-красную и положите в корзину (дети говорят, чем понравилось, или не понравилось занятие, какая задача была легкой, а какая сложной по их мнению.)

Гайсина Люция Габдрахмановна, старший воспитатель
МБДОУ №54 «Искорка» г. Набережные Челны

Неумение читать или медленное (побуквенное) чтение является серьезной проблемой при обучении ребенка в школе. Кроме того, семилетнему ребенку труднее овладеть чтением, чем шестилетнему. Но прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, то есть научиться проводить звуковой анализ слов. Оказывается, в возрасте от 2 до 5 лет детям очень интересно заниматься звуковой составляющей речи. Этим интересом можно воспользоваться и ввести ребенка в удивительный мир звуков и таким образом привести его к чтению к шести годам. Структуры, отвечающие за читательские возможности, эволюционируют вместе с общими языковыми способностями. В последнее время наблюдается их «омоложение». И большое число детей начинают учиться читать под руководством некомпетентных наставников - родственников, старших школьников, педагогов. В настоящее время «рынок» педагогических услуг стал весьма разнообразным, но в определенной степени стихийным. Так, например, появилось много авторских программ и методических разработок по обучению грамоте детей дошкольного возраста, причем не всегда высокого качества. Отдельные составители образовательных программ, а также педагоги и родители, не знакомые с закономерностями развития письменной речи, допускают серьезные методические ошибки. Например:

Смешивают понятия «звук» и «буква», что затрудняет процессы звукобуквенного анализа и синтеза;

Наблюдается произвольное и хаотичное знакомство с буквами без учета закономерностей развития их фонемных имен (звучания) и особенно нарушений этого развития у части детей. Возрастные и функциональные фонетико-фонематические недостатки (недостатки звукопроизношения и различения звуков) приводят к искажению, заменам, пропускам звуков при чтении и затрудняют восприятие текста;

Названия согласных букв дается дошкольникам в алфавитной транскрипции [БЭ, ЭМ, КА, ЭЛЬ]..., что может допускаться только после четкого различения ребенком понятий «звук» и «буква». Такая работа проводится в логопедических группах и, конечно, в школе. Или названия согласных даются с призвуками [СЭ, КЭ]... И то и другое приводит к соответствующему воспроизведению фонетического ряда читаемого слова [ЭМАЭМА] или [МЭАМЭА] вместо слова МАМА, [СЭТЭУЛЭ] вместо слова СТУЛ;

Не используется орфоэпическая грамматика, введение которой в процесс звукобуквенного анализа позволяет читать по правилам орфоэпии (ЗУБ - [ЗУП], КОМОК - [КАМОК], ЖИЛ - [ЖЫЛ]...) и предупреждает ошибки по типу оглушения-озвончения, безударных позиций гласных, вариаций твердости-мягкости и т. д.

При таком обучении грамоте даже у детей с развитым фонематическим слухом невольно возникает нарушение процесса чтения, их читательский интерес резко падает. Переучивание таких «читателей» в школе создает дискомфорт на уроках грамоты и снижает их эффективность.

Таким образом, наблюдения за естественным интересом детей к буквам указывают на необходимость обучения грамоте в старшем дошкольном возрасте. Но это требует соответствующих знаний от педагогов ДОУ и родителей детей.

Давайте запомним:

  1. Звуки - звуки мы слышим и произносим.
  2. Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные звуки умеют петь. Они поют (голосят, гласят) , могут пропеть любую мелодию. Для гласных звуков мы придумали «домики», в которых они будут жить. Мы решили, что гласные звуки у нас будут жить только в красных домиках (красные кружочки или квадраты) .
  3. Согласные звуки - это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык. Некоторые из них могут тянуть (ССС, МММ,) но петь никто из них не может, а петь им хочется. Поэтому они СОГЛАСНЫ дружить с гласными, вместе с которыми они тоже могут пропеть любую мелодию (ма-ма-ма-...) . Поэтому эти звуки и назвали СОГЛАСНЫМИ звуками. Для согласных звуков мы тоже придумали «домики», только решили, что они будут для согласных твердых синего цвета (синие кружочки или квадратики) , для согласных мягких - зеленого (зеленые кружочки или квадратики) .
  4. Согласные твердые звуки [П, Б, Т, Д, М, К, Г, ...] - в словах звучат сердито (твердо) .
  5. Согласные мягкие звуки [ПЬ-П", БЬ-Б", ТЬ-Т", ДЬ-Д", МЬ-М"...] - в словах звучат ласково (мягко) .
  6. Звуки [Ш, Ж, Ц] - всегда твердые, у них нет «мягкой» пары (нет «ласковых» братиков) .
  7. Звуки [Ч, Щ, Й] - всегда мягкие, у них нет «твердой» пары (нет «сердитых братиков») .

Для овладения первоначальными навыками чтения и письма требуется определенная готовность сенсомоторной и интеллектуальной сферы детей. Важнейшим компонентом успешной работы дошкольников по овладению грамотой является сформированность фонематического восприятия. Поскольку в основе обучения грамоте лежит опора на речевой слух, на фонематическое восприятие и навыки звукового, а затем звукобуквенного анализа, то возникает необходимость более раннего выявления у детей недостатков фонематического слуха и организации систематической работы по его развитию. У детей в возрасте от 3 до 5 лет наблюдается повышенная чувствительность к звуковой стороне речи. В дальнейшем такая восприимчивость теряется, поэтому так важно именно в этом возрасте развивать фонематический слух и речевое восприятие, а не предлагать сразу буквы, которые относятся к другой языковой действительности - знаковой системе. То есть, при обучении грамоте необходимо наличие добуквенного, чисто звукового периода обучения, который будет проходить ряд этапов: от умения различать звуки (как речевые, так и неречевые) до звукового анализа и синтеза. То есть, прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, проводить звуковой анализ слов (называть по порядку звуки, из которых состоят слова) . Дети должны постичь определенную систему закономерностей родного языка, учиться слышать звуки, различать гласные (ударные и безударные) , согласные (твердые и мягкие) , сравнивать слова по звучанию, находить сходство и различие, делить слова на слоги, составлять слова из слогов, из звуков. Позднее учиться делить речевой поток на предложения, предложения на слова и только после этого знакомиться с буквами русского алфавита, овладевая послоговым, а затем слитным способом чтения. Таким образом, работа по подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте должна начинаться уже с маленькими детьми, с развития у них слухового внимания и заканчиваться формированием у детей старшего дошкольного возраста первоначальных навыков звукобуквенного анализа, то есть начальному обучению чтению и письму печатными буквами.

Кроме того, в последнее время среди детей, посещающих общеобразовательные группы детских садов, наблюдается резкое увеличение числа детей с речевыми нарушениями, особенно с ФФНР (фонетико-фонематическим недоразвитием речи) . У этих детей кроме нарушения звукопроизношения, наблюдается выраженное недоразвитие фонематического слуха. Эти дети обладают так называемым первичным фонематическим слухом, который обеспечивает им понимание речи и повседневное общение, но недостаточен для развития более высоких его форм, необходимых для разделения звукового потока на слова, слова на составляющие его звуки, установления порядка звуков в слове. Эти дети не готовы к выполнению специальных умственных действий по анализу звуковой структуры слова. Фонематическое восприятие таких детей крайне необходимо последовательно развивать, начиная с младшего возраста.

Дети от 3 до 4 лет.

Развивать у детей фонетико-фонематическую (правильное звукопроизношение и умение различать звуки) сторону речи с целью подготовки к обучению звуковому анализу. Детей необходимо знакомить со звуками окружающего мира, звуком, как единицей речи. Учить вычленять звук из общего потока, распознавать, кто или что издает их. Термины, характеризующие звук (гласные, согласные) не используются. Учить выделять гласный звук голосом вслед за взрослым, что подготавливает детей к интонационному выделению любого звука в слове. Эти упражнения проводятся в игровой форме.

Необходимо и развитие мелкой моторики (движений кистей и пальцев рук) с целью стимулирования речевого развития и подготовки руки к письму.

Дети от 4 до 5 лет.

Развивать фонематическую сторону (различение звуков) речи с целью подготовки детей к овладению звуковым анализом слов. Учить выделять отдельные звуки в словах, определять первый звук в слове, подбирать слова с определенным звуком и различать на слух твердые и мягкие согласные (без употребления самих терминов) . Для детей этого возраста можно называть согласные твердые звуки «старшим», а еще лучше «сердитым» братом (братиком, братцем) , согласные мягкие звуки – «младшим», а еще лучше «ласковым» братом. Тогда потом детям будет легко перейти к терминам «согласный твердый звук» и «согласный мягкий звук». Давать представление о протяженности слов (короткие и длинные) , знакомить с делением слов на слоги на основе выделения гласных звуков (термин «слог» не употребляется) . Делят слова на части (кусочки) , отстукивая, отхлопывая и т. д. ритмико-слоговую структуру. В качестве вспомогательного средства используются заместители (мелкие фишки, игрушки) , наглядно изображающие отдельные части слов, что является прообразом графической записи слов. Учатся голосом выделять некоторые согласные звуки – звуки, которые можно произнести протяжно (М – МЬ, В – В, Ф – ФЬ, Н – НЬ, Х – ХЬ; затем свистящие, шипящие, а потом Л –ЛЬ, Р – РЬ) . При условии, что дети произносят те из них, которые предлагаются для выделения. Затем для интонационного выделения голосом предлагаются звуки, которые нельзя тянуть голосом: взрывные, губные и другие (Ч, Щ, Д – ДЬ, Т – ТЬ, Г – ГЬ, П – ПЬ, Б – БЬ, Й) .

Формировать движения кистей и пальцев рук с целью подготовки детей к письму.

Дети от 5 до 6 лет.

Развивать фонематическую сторону речи. Определять протяженность слов (измерять слоговую структуру слов хлопками, шагами) . Можно вводить термин «слог» и делать графическую запись слогового деления. Необходимо продолжать интонационное выделение заданных звуков в словах, подбирать слова на определенные звуки, вычленять первый звук в слове. Умение выделять звуки в словах помогает детям анализировать звуковой состав слов. А это уже первая ступень обучения грамоте и предупреждение в дальнейшем пропуска букв при письме. Вводить термин «гласный звук» и его обозначение красными фишками, затем термин «согласный звук» с его делением на «согласный твердый звук» и «согласный мягкий звук» и с обозначением их синими и зелеными фишками (сигналами) соответственно. С помощью дидактического материала (фишки, сигналы, схемы) дети могут строить условно-символические модели различной сложности, что делает звуковой анализ материализованным и вполне доступным детям данного возраста.

Формировать графические умения (готовить руку дошкольника к письму) . К этому возрасту дошкольники уже могут произвольно управлять кистями и пальцами рук. Графические умения хорошо формируются в процессе специальных упражнений и конструирования различных предметов по аналогии, словесному образцу, памяти, замыслу. В ходе упражнений дети цветными карандашами выполняют обводку контуров предметов, штриховку и т. п.

Дети от 6 до 7 лет.

Если дети с 3 до 5 лет осваивали звуковую сторону речи, то с 6 лет они с большим интересом уже могут заниматься знаковой стороной речи, то есть учиться читать. Но чтение не рождается автоматически на знании алфавита. Показывая ребенку буквы, следует знать и соблюдать определенные правила и принципы.

  1. Опознание буквы в ее связи со звуком
  2. Слияние нескольких букв в слог.
  3. Слияние нескольких слогов в слово.
  4. Объединение нескольких слов в законченную фразу.

Работу по обучению грамоте детей дошкольного возраста необходимо вести по трем направлениям:

  1. Продолжать развитие звуковой стороны речи, то есть продолжать развивать у детей навыки звукового анализа и синтеза.
  2. Знакомить детей со знаковой системой языка (буквами) .
  3. Вести подготовку руки дошкольника к письму. (К упражнениям по обводке, штриховке и т. п. добавляется «письмо» печатных букв, конструирование букв из отдельных элементов, изображение письменных букв по точкам и т. д. Обучение письму в полном объеме – только в школе) .

Весь материал для чтения и «письма» на начальных периодах обучения грамоте необходимо подбирать таким образом, чтобы его написание полностью совпадало с произношением. Учить читать сначала прямые и обратные слоги, затем трехбуквенные односложные (СОК, СУК) слова. Затем можно учить читать двусложные (УСЫ, ОСЫ, УХА; САНИ, КОСЫ и т. д.) слова, потом трехсложные (МАЛИНА) слова, а затем слова с двумя рядом стоящими согласными (СТУК, САНКИ, ВОЛК и т. д.) .

Необходима работа с индивидуальными разрезными азбуками, так как процесс обучения идет более эффективно, если ребенок «пропускает» буквы и слоги через пальцы. При этом взрослый сам разрезает и дает ребенку буквы и слоги к каждому занятию в нужной последовательности, но ни в коем случае не все сразу.

Подготовка детей к обучению грамоте

Готовность детей к обучению грамоте – это личные качества ребёнка, уровень его умственного и физического развития. Обучение и воспитание в 1 классе школы предъявляют детям ряд требований не только к запасу знаний, но и к поведению, личному отношению к новому образу жизни, к новым обязанностям и взаимоотношениям со сверстниками и учителями. Для успешного овладения школьной программой ребенку важно в детском саду приобрести умения слушать и понимать воспитателя, товарища, выполнять указания взрослых, связно отвечать на вопросы, правильно держать карандаш, аккуратно пользоваться книгой, владеть элементарными навыками ручного труда.

В программу по подготовке к обучению грамоте включен так называемый подготовительный период. По сравнению с подготовительным периодом в школе он несколько расширен.

С психологической точки зрения начальный период обучения грамоте - это формирование нового отношения к речи. Предметом познания становится сама речь, её внешняя звуковая сторона. Большое место отводится развитию фонематического слуха детей, т. е. умения различать в звуковом потоке отдельные слова, составлять из звуков слоги и слова.

Дети должны научиться выделять слова в связном коротком предложении, уметь указать в нём количество слов, составить предложение из данных слов. Все эти упражнения направят познание ребёнка на изучение слова.

При обучении на занятиях воспитатель применяет различные дидактические игры и упражнения, которые позволят детям эффективно и качественно усваивать программный материал.

(подготовительная к школе группа)

  • продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, дифференцировать гласные, твердые и мягкие согласные звуки.
  • продолжать учить называть слова с заданным звуком.
  • закреплять знания детей, о том, что буква Я может обозначать два звука "йа".

Ход занятия:

Воспитатель: ребята, сегодня я хотела прочитать вам стихотворение, но не смогла. Одна буква убежала из алфавита, а что за буква я одна не смогла разобраться. Вы поможете мне ребята. Эта буква оставила нам письмо.

(Воспитатель читает письмо от буквы)

Буква... - важная.

Себя мной каждый норовит назвать.

Устала я от тех ребят,

Кто дело не по - делу

Всегда кричит, умею...

Хоть сам и не умеет.

Ребята, вы поняли про какую букву идет речь, какая буква убежала. (Ответы детей). Но куда могла отправиться эта буква, как вы думаете? Больше она нам ничего не написала, но может быть мы встретим кого-нибудь по дороге и спросим. Давайте выяснять куда же она могла отправиться. Вспомним, какие бывают буквы? Какие буквы называют гласными, согласными? А какая же буква Я, гласная или согласная. Давайте назовем подружек буквы (дети называют другие гласные буквы).

Вот мы вспомнили все про букву Я, может быть, отправимся в путь, на поиски затерявшейся буквы.

Дети отправляются в путь, по дороге встречается домик, в котором живет буква А.

Воспитатель: ребята, как вы думаете, чей это домик? А какая это буква, гласная или согласная? Так это же подружка буквы Я,может быть она видела куда побежала буква.

Воспитатель берет букву. А (сшитая буква с изображением лица) и разговаривает с ней.

Воспитатель: сказала А, что после того, как буква Я убежала, алфавитом никто не пользуется и буквы заскучали. Буква А предлагает поиграть с ней в игру "Назови слово на заданный звук". Поиграем?

Проводится игра в кругу с мячом.

Воспитатель: вот и повеселили букву А, поиграли с ней. Может теперь она скажет нам куда побежала буква Я (воспитатель разговаривает с буквой). Ребята, А сказала, что буква Я пробегала мимо ее домика по мостику через речку и больше она ее не видела. Но буква А предупреждает, что мостик через речку совсем узенький и идти по нему нужно осторожно, чтобы не упасть в речку. Мы сможем?

Дети встают в колонну, руки в стороны и проходят по ребристой доске.

Воспитатель: молодцы ребята, все справились вот мы и на другой стороне реки, а вот и еще один домик. Кто же живет тут? Правильно, в домике живет буква О. А какая это буква, гласная или согласная? Давайте спросим у буквы О, вдруг она тоже видела букву Я.

Воспитатель разговаривает с буквой.

Воспитатель: да, буква О видела, что Я перепрыгнула через канавку и побежала направо. Но предупреждает, что через канаву перепрыгнет только тот, кто правильно назовет пару твердого согласного звука (братца).

Воспитатель называет твердый звук поочереди каждому ребенку, ребенок называет мягкий звук и перепрыгивает через канавку.

Воспитатель: вот мы и перепрыгнули через канавку, поворачиваемся (куда?)- направо и идем дальше. Так далеко мы зашли, а букву Я так и не нашли, ну куда же она ушла. Смотрите, а тут, под кустиком стоит еще чей-то дом. Посмотрите и назовите, кто же в домике живет? (в домике живут два звука "й", "а"). В доме живут два звука "й" "а". Может быть у них узнаем, где буква Я. Уважаемые звуки, вы не видели, куда убежала буква Я. Ребята звуки обижены и не хотят с нами разговаривать. Кто догадался почему? Воспитатель выслушивает ответы детей, если дети не дают правильного ответа, что два звука и есть буква Я, то воспитатель предлагает сделать звуковой анализ слова ЯША.

Дети вместе с воспитателем обозначают 1-й звук "й"-мягкий согласный обозначают зеленой фишкой, интонационно выделяется 2-й звук "ЙАААА" и обозначается красной фишкой. 3-й звук "ш" - твердый согласный, синей фишкой. 4-й звук "а" гласный звук- красной фишкой. Сколько букв в слове-3, а сколько звуков-4. Воспитатель читает слово и указкой выделяет звук "йа"-я.

Воспитатель: ребята, выходит, мы нашли с вами сбежавшую букву Я.(воспитатель достает из домика букву Я) и она обещает нам вернуться в алфавит и больше не обижаться, ведь мы теперь, прежде чем "якать" подумаем, действительно ли мы это умеем и знаем. Правда?

Скажите, вам понравилось наше путешествие? А кого мы встретили по дороге? Какие нам задания пришлось выполнить, чтобы найти букву Я? А в какие игры мы играли с буквами?

Литература: «Обучение грамоте» Журова Л.Е.




Top