Обучение игра на гитаре дети. Обучение ребенка игре на гитаре при помощи видеоуроков

Взрослым людям можно начинать обучение игре на гитаре в любом возрасте. А вот для детей ситуация немного иная, т. к. для качественной игры на инструменте нужно обладать определенными физическими параметрами. Оптимальным для обучения игре на гитаре считается возраст 9-10 лет, потому что моторика рук к тому моменту уже сформировалась, и ребенок подходит к процессу осознанно.

Но при желании можно начинать обучение и с 7 лет (а в некоторых случаях даже раньше). Как правило, в таком возрасте используется специальная гитара уменьшенного размера,предназначенная для юных музыкантов, а программа обучения больше нацелена на общее музыкальное развитие ребенка.

Можно ли научиться играть на гитаре самостоятельно?

Для того, чтобы ответить на данный вопрос, нужно понять, какой уровень владения гитарой вы хотите иметь: просто суметь подыгрывать себе во время пения, либо хотите исполнять произведения, где гитара выступает сольным инструментом.

Для первого варианта вполне возможно научиться самостоятельно по различным самоучителям и видео-урокам,сделать это проще людям с хорошим музыкальным слухом, а также тем, кто когда-то обучался музыке на другом инструменте.

Но практика показывает, что для большинства людей научиться играть на гитаре даже на таком уровне самостоятельно, не прибегая к консультациям грамотных музыкантов, очень долгий, сложный процесс, требующий большого усердия.

Проблема самостоятельного обучения гитаре состоит в том, что в процессе игры у обучающегося в силу многозадачности нет возможности контролировать все и сразу: положение рук, пальцев, ритм, помнить, что за чем сыграть и т. д. Нужен человек, который со стороны будет следить и исправлять сразу неизбежные при обучении ошибки.

Более того, проще в самом начале обучения добиться правильной постановки рук, чем переучиваться. Так же с учителем процесс освоения материала займет меньше времени, чем при самостоятельном, так как педагог составит программу обучения именно для вас, учитывая Ваши возможности, навыки и желания, где материал выстраивается от простого к сложному, а при возникновении вопросов, вы получаете ответы на них и постепенно шаг за шагом продвигаетесь в обучении.

Что делать, если я не знаю музыкальной грамоты?

Музыкальную грамоту необходимо знать любому музыканту, как любителю, так и профессионалу. На наших уроках педагог объяснит вам необходимую для игры теорию музыки.

Занятия строятся таким образом, что теоретическая часть переплетается с практической, что в свою очередь позволяет эффективно усваивать материал.

Можно ли научиться играть на гитаре, если нет слуха?

Можно! Как правило, музыкальный слух есть у большинства здоровых людей, только у некоторых он развит больше, а других меньше. Слух как раз и развивается в процессе активного его использования. То есть для этого необходимо заниматься музыкой (петь, играть на музыкальных инструментах). Поэтому, если у вас появилось желание играть на гитаре, смело начинайте заниматься, слух постепенно разовьется.

Как научиться играть на гитаре и петь одновременно?

Для этого необходимо сначала отдельно отработать игру на гитаре и отдельно разучить вокальную партию. Потом, как только вы поняли, что по отдельности все получается без запинок, можете соединить. Если Вы испытываете трудности с каким -то из пунктов, например, не удается чисто и красиво петь, обратитесь к педагогу по вокалу.

Сколько нужно заниматься, чтобы научиться играть на гитаре?

Чтобы процесс обучения игре на гитаре проходил продуктивно, необходимо стабильно посещать уроки с преподавателем 1-2 раза в неделю, а также заниматься дома самостоятельно и выполнять домашние задания. От того, как и сколько вы занимаетесь, будет зависеть результат обучения на инструменте.

Какие произведения можно разучивать на уроках гитары?

У нас нет ограничений по выбору учебного материала, вы может разучивать произведения любых стилей и жанров, будь то классика, эстрада, джаз, блюз, рок и т. д.

Преподаватель подбирает репертуар исходя из ваших пожеланий, уровня вашей подготовки, а также поставленных задач в обучении.

Это тема, которая интересует многих родителей. Мамы и папы часто спрашивают, в каком возрасте лучше всего начинать ? Можно ли начинать обучение с 6 лет? Специалисты утверждают, что учить детей игре на гитаре можно с любого возраста, важно, чтобы ребенок искренне хотел научиться играть на гитаре. Также очень важно подобрать правильный подход к обучению ребенка того или иного возраста игре на гитаре.

Обучение детей игре на гитаре : от 6 до 9 лет

Первое, что необходимо для игре на гитаре - это уменьшенная гитара, так называемая «половинка». Это связано с тем, что мышцы пальцев рук в этом возрасте еще недостаточно развиты, они пока находятся в процессе укрепления, развития. Важно, чтобы в этом возрасте обучение детей игре на гитаре происходило плавно, без перегрузок организма.

По поводу подачи материала педагогом, важно знать, что в этом возрасте ребенок будет хорошо воспринимать, исполнять ту музыку, которая ему интересна. Все остальное он будет игнорировать, как ненужное. Заставить или уговорить ребенка в таком возрасте делать то, что ему не интересно - невозможно.

Основная цель преподавателя в работе с детьми 6-9 лет - это развитие и становление правильной мотивации, которую можно развить в игровой форме. Только когда интерес к гитаре присутствует, можно осторожно предложить все нужные профессиональные навыки игры на гитаре.

В возрасте 6-9 лет вместе с главным процессом обучения детей игре на гитаре у малышей также развивается связь восприятия музыки с нервной системой.

Таким образом, ребенок учится не только воспринимать музыку, но также и выражаться с ее помощью, например, самому играть на гитаре именно то, что ему нравится, в свободное от занятий время.

В этот период также развивается слуховое восприятие ребенка, становятся шире границы его эмоционального восприятия музыки.

Можно сказать, что обучение детей игре на гитаре в этом возрасте дает не такой стремительный результат, как обучение детей старшего возраста, но этот результат достаточно стабилен и остается на всю жизнь.

Обучение детей игре на гитаре : от 10 до 13 лет

С этого возраста начинается следующая возрастная категория. В 10 лет у ребенка уже достаточно развита мускулатура пальцев, рук. Также к этому возрасту у ребенка уже сформирован определенный музыкальный вкус, он уже развит эмоционально. Самое важное, что в этом возрасте дети могут воспринимать достаточно сложную интеллектуальную информацию.

Ребенок в этот период развивается достаточно быстро, поэтому достаточно стремительно идет и процесс обучения детей игре на гитаре. Сейчас для обучения уже можно использовать гитару обычного размера.

Сейчас главная задача для педагога - это развитие концентрации ученика во время уроков, мотивирование его на плодотворную работу ради хорошего результата.

Обучение детей игре на гитаре : от 13 лет и старше

С 13 лет у ребенка начинается «переходный возраст». С точки зрения педагогики этот возраст считают очень продуктивным. Сейчас успехи музыкальных занятий будут зависеть от степени доверия между учителем и учеником.

Задача педагога во время занятий с подростками - это направлять музыкальное развитие, не мешая ему. И уже под это подкладывать действительно профессиональные музыкальные навыки игры на гитаре.

Педагоги считают, что начинать уроки игры на гитаре можно с любого возраста. Но важно учитывать, что каждый возраст имеет свои особенности. Учитывая эти возможности, успехов в обучении ребенка игре на гитаре можно достичь в любом возрасте.

Традиционно считают, что в юном возрасте процесс обучения музыке идет значительно медленнее, чем в старшем возрасте. Но именно юные годы очень важны для определения вкусов и желаний человека в будущем.

Самое важно для педагога - это избегать любого давления на подопечного. Музыка - это не рутина. Занятия музыкой - это в первую очередь развитие эмоциональной сферы. Именно "мягкий" подход педагога к обучению, концентрация внимания ребенка на предмете, серьезное отношения к занятиям обычно и дают положительный результат обучения.

Смотри наш раздел

Еще фильтры

У репетитора или ученика

У репетитора

У ученика

Дистанционно

Цена за час

От

До

руб

Показывать

Только с фото

Только с отзывами

Только проверенные

Аспирант

Школьный преподаватель

Преподаватель вуза

Частный преподаватель

Носитель языка

Больше 10 лет

Старше 50 лет

Статистика:

842 репетитора найдено

1679 отзывов оставлено учениками

Средняя оценка: 4,5 5 1 Средняя оценка репетиторов, найденных по фильтру

Найдено 842 репетитора

Сбросить фильтры

Акустическая гитара Вокал Гитара Электрогитара

Школьники 1-11 классов Студенты Взрослые

м. Кантемировская м. Тушинская м. Строгино

Евгений Станиславович

Частный преподаватель Стаж 10 лет

от 1 400 руб / час

свободен Связаться

Репетитор по гитаре

Работал с такими артистами и коллективами как: Глюкоза, DJ Smash, группа ЭF5 (на разогреве Maroon5), Жанна Агузарова и Развернуть др.Участвовал в съемках телепередач Вечерний Ургант, "Фактор А" (1 и 2й сезон).Сейчас работаю в топовой московской кавер-группе Yuppies, где имею постоянную профессиональную практику.Занятия индивидуальные, проходят в студии с отличным ремонтом. Имеется все необходимое оборудование и музыкальные инструмены, поэтому свою гитару на занятие можно не приносить. В гостевом зале можно проводить время с комфортом. Сэкономьте своё время! Занимаясь с преподавателем, Вы научитесь за короткое время всему на что могли бы потратить года самостоятельного обучения!!Многие люди пытаются самостоятельно учиться играть на гитаре. Да, это правда, что некоторые известные музыканты в той или иной степени учились играть самостоятельно, но я не советую следовать этому принципу, даже если Ваш любимый гитарист был самоучкой. Если Вы на 100% уверены, что сможете построить действительно эффективные системы обучения и тренировки самостоятельно, отлично. Однако, если Вы похожи на большинство из нас, делать это самому – это самый тяжёлый, неэффективный, напряженный и разочаровывающий путь учиться чему угодно. Это ошибка, которую следует всячески избегать. Некоторые гитаристы думают, что они впечатлят других, если скажут "я сам научился играть на гитаре". Возможно, некоторые неопытные люди и подумают что это круто, но на самом деле быть самоучкой – это не "знак почета". Чем Вы предпочитаете впечатлять людей, своей игрой или ничего не значащими утверждениями о своей игре? Я не критикую самоучек, я только говорю что в том, чтобы быть самоучкой, нет никаких преимуществ... и нет, это не правда что самостоятельное обучение делает нас более "оригинальными". На самом деле, обычно бывает наоборот.Существует множество возможностей и множество различных путей для обучения, поэтому крайне важно, чтобы Вы не отвлекались постоянно то на один совет от одного человека, то на другой совет от другого, то следовали рекомендациям из других источников и т.д., и т.п. Разные люди могут, конечно, предлагать хорошие идеи, но дело в том, что рассеивание внимания - это основная причина, по которой многие активно занимающиеся гитаристы не прогрессируют достаточно быстро. Эти люди вечно заняты тем, что следуют совершенно разным ресурсам, учителям, философиям, видео-урокам, бесплатным он-лайн урокам, и всё это заставляет их пройти один шаг вперед, потом два шага направо, потом один вперед, три - налево, один - назад, два - направо, один - вперед и снова налево...Одна из моих главных задачь, сделать занятия интерестными для ученика. Нужно понимать, что все ставят для себя разные задачи. Если ученик усидчивый и готов много работать, то его можно загружать по полной. Я не думаю, что у Вас недостаточно потенциала для того, чтобы достигнуть хороших результатов как музыкант или гитарист. С другой стороны есть люди которые, после тяжелой работы хотят просто прикоснуться к "прекрасному", не связанному с их основной деятельностью, занимаясь в раслабленном режиме. Если на таких людей начать давить нотной грамотой, монотонными и не интересными упражнениями, то все желание играть на инструменте отпадет моментально. Тут важно заинтересовать, что б человек сам стал интересоваться от чего, почему, и как это работает.Для меня очень важно чтоб уже на первом занятии ученик хотя бы криво/косо, но смог сыграть популярную музыкальную тему. Так как это мотивирует человека к дальнейшим действиям.Одно из преимуществ занятий музыкой, в том что этим делом никогда не поздно начать заниматься и добиться хороших результатов.Существует мнение, что перед тем как учиться играть на электрогитаре, нужно обязательно сначала нучиться играть на классической. Это большое заблуждение. Это два родственных инструмента, но все же с немного разной спецификой, разной техникой, разным звуком. Если вы хотите играть на электрогитаре, играйте на ней сразу.

Сын, 9 лет, бежит на занятие бегом, не смотря на большую нагрузку в средней и музыкальной школе. Основной инструмент - скрипка, но благодаря Евгению интерес Развернуть и любовь к гитаре не только не пропадает, а еще больше растет. Сам и с удовольствием играет дома, выполняя задание. Программа не классическая, но нам это и не нужно. Подбираются современные произведения в том музыкальном стиле, который интересен сыну. Спасибо Евгению за горящие глаза сына! Все отзывы (11)

Акустическая гитара Гитара Ритмика Электрогитара

Школьники 5-11 классов Студенты Взрослые

м. Чистые пруды

Дмитрий Владимирович

Частный преподаватель Стаж 8 лет

от 800 руб / час

свободен Связаться

Репетитор по гитаре

У ученика, дистанционно

Закончил специалитет исторического факультета МГУ, кафедра отечественной истории 19 - начала 20 вв.Имею опыт проведения Развернуть как индивидуальных, так и групповых занятий с людьми разных возрастов, в т.ч. преподавал историю на курсах подготовительного образования в МосГУ (2015-2017 год)Возможны занятия на нейтральной территории (кафе)

Дмитрий Владимирович, добропорядочный и честный преподаватель. Помогает мне подготовиться к вступительному экзамену в магистратуру. Дает необходимые материалы Развернуть и советует нужную библиографию. Репетиром доволен. Оценка 5 баллов. Все отзывы (12)

Гитара

Школьники 6-11 классов Студенты

г. Люберцы

Даниил Алексеевич

Частный преподаватель Стаж 5 лет

от 1 000 руб / час

свободен Связаться

Репетитор по гитаре

У репетитора, у ученика, дистанционно

Считаю своей главной задачей - поставить руки, дать основу музыкальной теории и привить любовь к гитаре, чтобы ученик всегда мог продолжить это занятие Развернуть самостоятельно.

Гитара Теория музыки

Школьники 4-11 классов Студенты Взрослые

м. Полежаевская

Сергей Юрьевич

Частный преподаватель Стаж 9 лет

от 1 500 руб / час

свободен Связаться

Репетитор по гитаре

У репетитора, у ученика, дистанционно

Играет с 12 лет. Играет все, начиная от В.Цоя и заканчивая LimpBizkit, Red Hot Chili Peppers, Linkin park и прочих групп. Подберет интересные варианты Развернуть из классики и современных течений.Работал в детском музыкальном центреПобедитель фестиваля "Звёздная юность планеты" в составе гитарного ансамбля в Орлёнке.Не консервативен, нахожусь в постоянном творческом поиске и изучении новых стилей игры на гитаре.Мой принцип работы - в постоянном развитии себя и своих учеников.Я люблю свое дело и получаю удовольствие от приобретения новых знаний и достижений моих учеников!

Прежде всего, хочется поблагодарить Сергея Юрьевича. Ребенок в восторге, занимается с удовольствием, старается. За полгода выучили несколько песен и популярных Развернуть мелодий, устраиваем домашние концерты. Надеемся на длительное сотрудничество. Все отзывы (21)

Акустическая гитара Гитара Нотная грамота Сольфеджио Теория музыки Электрогитара

Дети 4-5 лет Дети 6-7 лет Школьники 1-11 классов Студенты Взрослые

м. Юго-Западная

Евгений Борисович

Частный преподаватель Стаж 17 лет

от 1 500 руб / час

свободен Связаться

Репетитор по гитаре

У репетитора, у ученика, дистанционно

Индивидуальные уроки гитары, электрогитары, вокала и сольфеджио для детей и взрослых на любом уровне сложности.Опыт педагогической деятельности Развернуть – более 17 лет. Есть ученики, ставшие лауреатами международных конкурсов и участниками проекта "Голос". Работал в составе музыкальных коллективах Андреа Бочелли и Димы Билана.Собственная учебная программа, применяемая на практике в государственном образовательном учреждении. Индивидуальный подход к каждому ученику, зависящий от желаемого результата. В обучение входят только самые эффективные методики и упражнения, проверенные на практике.Моя практика показала, что не существует людей неспособных к развитию музыкальных данных. Имею многолетний педагогический стаж и большой опыт концертной деятельности. Занимаюсь с учениками разных возрастов. Есть специальная программа для раннего музыкального развития. Внимательно слежу за развитием музыкальной индустрии, но с большим трепетом отношусь к классическому музыкальному образованию и канонам музыкальной педагогики. Изучил и проверил на практике большинство самых известных гитарных школ и техник развития голосовых данных, что позволило создать свою и адаптировать ее к современным условиям. В педагогической деятельности использую только максимально эффективные методики и принципы музыкального образования, что подтверждается быстрым положительным результатом и стабильным ростом учеников. Сложный теоретический и практический материал преподношу максимально доступно и понятно. На моих занятиях, в зависимости от выбранной программы обучения и поставленных задач, вы:быстро получите элементарные навыки игры на гитаре;научитесь играть на гитаре по нотам и по табулатуре;освоите технику игры с медиатором и пальцами;изучите техники игры в различных стилях: академической, рок, латиноамериканской музыки, романсов, бардовской песни, популярной зарубежной и русской эстрадной музыки, джазовой композиции, фламенко;узнаете все тонкости игры аккомпанемента к любимым песням;получите готовые шаблоны для самостоятельного подбора аккомпанемента;научитесь легко транспонировать любимые песни под звучание своего голоса;разовьете необходимые для правильного пения навыки;раскроете естественное звучание вашего тембра;избавитесь от зажимов;улучшите дикцию;разовьете природные голосовые возможности;постигните основы теории музыки и сольфеджио;приобретете качества необходимые профессиональному музыканту.От вас потребуется желание, терпение, трудолюбие и систематичность. Обучающимся предоставляется возможность участия в отчетных концертах, где будет приобретаться необходимый опыт публичного выступления на сцене пред публикой. Возможна запись результатов обучения на профессиональной студии звукозаписи.Переоценить благоприятное воздействие музыки на человека просто невозможно. Детям необходимы музыкальные занятия для полноценного развития. Не откладывайте на неопределенный срок свои давние мечты и желания музицировать, не лишайте своих детей радости общения с музыкой! До скорой встречи на занятиях! Дети 4-5 лет

«Гитарный журнал» начинает серию публикаций, посвящённых начальному обучению игре на гитаре. Предлагаем вашему вниманию, дорогие друзья, размышления московского педагога Ильи Шумайлова о его нестандартном подходе к тому, «как весело обучать игре на гитаре детей малого возраста».

Многоуважаемый “Гитарный журнал”! Обращение, может быть, и высокопарное, но это аванс!
Время стремительно! Недавнее удивление обычному телефону сменяется удивлением Интернету, электронной почте и вот теперь – электронный “Гитарный журнал” – “прямо эмейлом по фэйсу” (читай – по мозгам)! Но сменим этот сленг на “Я встретил Вас…” – это мне как-то ближе. А теперь по существу.

Как весело обучать гитаре детей малого возраста

В настоящее время заметно омолодился возраст начинающих обучаться игре на гитаре. К этому замечательному явлению гитарная педагогика не вполне готова, в чем мне пришлось убедиться на собственном опыте. Применяя в работе с детьми младшего возраста общепринятые методики, я стал замечать, что они малоэффективны и не дают ожидаемого результата – детям и трудно, и скучно, и больно, и неинтересно, а мне как педагогу – плачевно. В раздумьях, что же делать, стал изучать литературу, посещать семинары Вальдорфской педагогики (Рудольф Штайнер, Германия), курсы элементарного музицирования преподавателей Института им. Карла Орфа (г. Зальцбург, Австрия), анализировать опыт таких педагогов, как Ирины Шуваловой, Вячеслава Жилина, Татьяны Тютюнниковой, Татьяны Рокитянской, Ильи Подкаминского, Елены Робашевской, свой собственный опыт. Из сонма вопросов и множества вариантов стала выкристаллизовываться характерная особенность детей этого возраста: жажда познания окружающего мира через игру. Конечно, ничего нового в этом нет, но прежде я об этом не задумывался. Постепенно, от урока к уроку, стал накапливаться багаж дидактических (обучающих) игр. Одни из них помогают воспитанию внимания, сосредоточенности, терпения, усидчивости, другие – развитию фантазии, воображения, третьи – вводят в мир гитары и музыки.

Первые уроки
Первые занятия рекомендую проводить в группе из 3–4-х человек. Первое знакомство важно не только для детей, но и для педагога – малейшую фальшь, неискренность с его стороны дети мгновенно чувствуют. Об этом тоже все знают. Вопрос в том, как познакомиться с ребятами и расположить их к доверительному общению? Использую игру “Интервью”.

Интервью
Педагог – задает вопросы, дети – отвечают или один ребенок берет интервью у других, вопросы дозволяется задавать и педагогу. В результате игры педагог и ребята познают характер, привычки, вкусы, любимые занятия, окружение друг друга. Устанавливается непринужденная обстановка, и мы переходим к следующей игре “Магнит” на удержание внимания.

Магнит
Сначала выясняем, что такое магнит. После чего педагог предлагает детям проверить “магнитность” их рук и коленей, ног и пола, рук и головы, ладоней и т.д. Сила “магнитности” проверяется педагогом или одним из детей: надо разомкнуть смагниченные руки, ноги… Конечно, взрослому человеку сделать это нетрудно, здесь важно вызвать у ребят необходимость концентрации воли, силы. Детям игра нравится, она вливает в них мышечную энергию, активизирует тело при достаточно пассивном поведении. Другой уровень игры “Магнит” – “Магнитные глаза”. Поначалу примагничиваемся взглядом к полу, потолку, двери, шкафу, окну (дети так любят поглазеть по сторонам, тем более что помещение, в котором они оказались, незнакомо, а посмотреть хочется, и это прекрасная возможность познакомиться с кабинетом гитары), затем к другим ребятам, их носам (это очень смешно), ушам, глазам, коленкам, и впоследствии к правой и левой рукам педагога, его пальцам, кисти, глазам. Все это необходимо для удержания сосредоточенного взгляда, внимательной наблюдательности. Впоследствии, голосовая команда педагога: “Магнит!” моментально собирает и организует детей.

Зеркало
Эта игра имеет несколько уровней. Переход к следующему уровню осуществляется только после свободного и точного выполнения предыдущего уровня. Поначалу воспитываем у детей подражательные (имитационные) способности, впоследствии не только координацию движений, но ещё и чувство метро-ритма, затем переходим к постановке исполнительского аппарата – положение гитары, посадка гитариста, постановка рук.

Имитационность – педагог делает различные движения спонтанно, вне ритма (чешет нос, затылок, зевает, чихает, прыгает, наклоняется, дирижирует и т.д. – насколько хватит вашей фантазии), а дети их повторяют. Эта легкая и веселая игра приучает учеников быть внимательными, без словесного предупреждения вслед за педагогом изменять движения и действия, буквально “поедать” его глазами, чтобы ничего не пропустить. Для усиления организованности и полного включения воли, устраиваем игру “на победителя” – тогда моментально все начинают действовать слаженно. Слаженность, как известно, одна из необходимых особенностей любого музыкального ансамбля и она нам в недалеком будущем очень пригодится.

Метро-ритмичность – педагог делает различные движения и звуки уже в определенном темпе и метро-ритме. Конечно, первые игры проводятся на телесное и внутрислуховое ощущение меры или пульса, так как от этого зависит чувство метро-ритма детей на всю дальнейшую исполнительскую жизнь. Дети должны воспроизводить те же действия, звуки, движения, что и педагог. Эта игра закладывает и формирует навык ансамблевого исполнительства, удержанию единого темпа, как единого для всех исполнителей дыхания.

Налаженность исполнительского аппарата – игра смешная и увлекательная, потому что помимо правильных установок педагог, а за ним и дети показывают самые невероятные способы посадки, положения гитары (только, чур, безопасные для инструмента – это мы заранее оговариваем) и рук. Ребята играючи уясняют важнейшие гитарные постулаты и при этом развивают бурную фантазию.

Дальнейшее обучение я условно подразделяю на три периода:

Элементарное музицирование на гитаре
донотное музицирование на гитаре
первоначальный нотный период

Элементарное музицирование
Элементарное музицирование – это практический способ введения ребёнка в мир музыки, в мир этико-эстетических категорий через метроритмические и звуковысотные “праэлементы”, которые выросли из речи и пока ещё не музыка в нашем понимании. Тем не менее, они уже являются составной частью основного музыкального закона, открытого Пифагором.
Этому закону подчиняется всё – макро- и микрокосмос, его живая и неживая материя. Если согласиться с такой формулировкой, становится ясно, почему ребёнок в утробе матери реагирует на внешние, в частности, музыкальные раздражители; почему после рождения он адекватно реагирует на разнообразные интонации человеческой речи; почему, постепенно взрослея, эмоционально имитирует окружающие его музыкальные звуки; почему занятия музыкой для многих детей становятся естественной частью их существования. Напрашивается важный вывод, что система элементарного музицирования, включающая пение, импровизацию и игру на простейших ударных инструментах, разработанная в 30-е годы ХХ века австрийским композитором Карлом Орфом (1895-1982), угадала потребность в этико-эстетическом воспитании человечества (простите за пафос).

Как известно, Карл Орф разработал и специальный детский инструментарий для элементарного музицирования, в основе которого лежали профессиональные музыкальные инструменты, приспособленные для детей: ксилофон, вибрафон, флейта, арфа, ударные инструменты. Почему-то гитара осталась вне поля его внимания, видимо, Карл Орф не предполагал универсальных возможностей гитары, иначе он бы использовал широкие возможности подражательного свойства этого до сих пор ещё до конца непознанного инструмента. Перефразируя Робера Видаля и Андреса Сеговию, можно сказать, что гитара – благодатный инструмент, известный с древнейших времен, избалованное дитя музыки, каждому близкий, готовый на всё, самый легкий инструмент в мире для элементарного музицирования. Подтверждение тому – “Венецианский карнавал” и Вариации на тему Хоты Франсиско Тарреги, пьесы Никиты Кошкина и др., где композиторы блестяще демонстрируют имитационные возможности гитары.

Продолжение следует…

Илья Шумайлов – педагог структурного подразделения ГОУ СОШ № 1992, ЦТРИГОД “Лидер” (город Москва).

Если вы хотите профессионально преподавать игру на гитаре или заниматься со своими детьми, важно понимать, что подход будет кардинально отличаться от работы со взрослыми. Выберите подходящий инструмент и начните с простых, веселых песенок, которые уже знакомы и нравятся ребенку. Важно заинтересовать ребенка, а с музыкальной теорией можно будет разобраться чуть позже.

Шаги

Выберите инструмент

    Акустические и электрические гитары. Сегодня можно приобрести акустическую и электрическую гитару небольшого размера, а цена на любительские модели не будет сильно отличаться. Можно спросить у ребенка, какая музыка ему нравится больше всего, чтобы сделать правильный выбор между двумя вариантами.

    • Как правило, если ребенку нравятся поэты-песенники, народная и акустическая музыка, тогда лучше выбрать акустическую гитару. Для любителя рок-музыки больше подойдет электрогитара.
    • На электрогитаре немного проще играть благодаря компактности конструкции. Так, расстояние между струнами и грифом меньше, поэтому маленьким пальчикам нужно будет прикладывать не так много усилий.
    • Также в случае с электрогитарой можно подключить к усилителю наушники и заниматься почти без звука. Это особенно удобно, если вы не хотите надоедать соседям и другим жильцам.
  1. Выберите размер гитары с учетом возраста. Если инструмент будет слишком большим, ребенок столкнется с неудобствами во время игры. Обычно гитару измеряют в долях от полного размера. Руководствуйтесь возрастными рекомендациями, но не бойтесь выбрать более крупную гитару в том случае, если ребенок высокий или у него крупные руки.

    • выбирайте гитару размера 1/4 для ребенка в возрасте 4–6 лет;
    • выбирайте гитару размера 1/2 для ребенка в возрасте 6–9 лет;
    • выбирайте гитару размера 3/4 для ребенка в возрасте 9–11 лет;
    • выбирайте полноразмерную гитару для детей от 12 лет и старше.
  2. Купите необходимые принадлежности. Для игры на гитаре потребуется несколько медиаторов, метроном, тюнер и каподастр для упрощенных аккордов. Отправляйтесь в магазин вместе, чтобы ребенок мог выбрать принадлежности на свой вкус.

    • Например, ребенок может выбрать забавные цветные медиаторы с персонажами мультфильмов и другими изображениями. Такие принадлежности станут дополнительной мотивацией к обучению.
    • Метроном и тюнер можно установить в виде приложений для планшета или смартфона. В таком случае ребенок должен иметь в своем распоряжении подобное устройство, чтобы он мог играть на гитаре в любое время.
  3. Купите набор для начинающих. Крупные производители вроде Gibson и Fender, а также магазины и продавцы могут предлагать готовые наборы для начинающих, которые включают необходимые принадлежности.

    • Наборы для начинающих особенно полезны при обучении игре на электрогитаре, поскольку вам потребуется не только гитара, но также усилитель и кабели для подключения.
    • Часто в наборах можно встретить брошюру или диск с уроками и песнями для начинающих.
  4. Присутствуйте при покупке гитары. Сколько бы вы ни изучали вопрос, гитару нужно подержать в руках и попробовать поиграть на ней перед покупкой. Не обязательно тратить много денег, однако ребенку необходим качественный инструмент, а не игрушка, чтобы научиться играть.

    • Осмотрите гитару и поговорите с консультантами. Заранее уточните основные вопросы, чтобы выбрать несколько вариантов и найти их в специализированных магазинах.
    • Лучше не покупать инструмент на распродаже или в ломбарде. Так можно немного сэкономить, но качество гитары может оказаться неудовлетворительным. Кроме того, в этом случае вы не получите грамотную консультацию специалиста.

Начинайте с азов

  1. Подготовьте место для занятий. Все гитарные принадлежности должны находиться в месте с прочным и удобным стулом, а также другими материалами для работы. Занятия должны стать привычной частью жизни ребенка.

    • По возможности рядом не должно быть телевизора, игровой приставки и других отвлекающих факторов. Найдите место, где ребенку не будут часто мешать и он сможет спокойно заниматься.
  2. Настройте гитару. Когда ребенок только начинает знакомиться с инструментом, не отбивайте у него охоту попытками научить ребенка настраивать гитару . Делайте это самостоятельно. Объясняйте свои действия и каждый раз подчеркивайте важность настройки инструмента.

    • Можно найти в интернете ролики о настройке гитары и включать их ребенку, чтобы он лучше понимал ваши действия.
  3. Научите ребенка правильно держать гитару . Обычно сначала детям проще учиться играть сидя, а не стоя. Найдите прочный стул со спинкой, который будет не слишком высоким для ребенка, чтобы он мог удобно расположить обе ступни на полу.

    • Потребуется время и усилия, чтобы ребенок привык правильно держать руки и пальцы, однако сразу уделите этому должное внимание, чтобы избежать проблем в будущем.
  4. Помогите ребенку подружиться с гитарой. Возможно, инструмент будет страшить малыша. Мотивируйте его играть с гитарой, постукивать по корпусу и слушать отзвуки, перебирать струны в случайном порядке.

    • Такое знакомство в свободной форме поможет ребенку привыкнуть к звучанию гитары.
    • Если ребенок очень маленький (4–6 лет), то он может быть еще не готов к настоящей музыке. Позволяйте ему экспериментировать и создавать собственные «песни». Поощряйте ребенка внимательно следить за своими действиями и повторять звуки.
  5. Запаситесь терпением. Дети не всегда могут усваивать ваши идеи так же быстро, как подростки или взрослые. Часто им неизвестны даже базовые сведения. Сохраняйте спокойствие и говорите все простыми словами.

    • Например, если вы занимаетесь с пятилетним ребенком, то, возможно, он еще не отличает средний палец от указательного и безымянного. Попробуйте пронумеровать пальцы. Вместе запишите на пальцах цифры смываемым фломастером.
  6. Разучивайте отдельные ноты и основные гаммы . Если вы начнете уделять много времени теории и гаммам, то ребенок быстро заскучает, но при этом все равно нужно научить его находить ноты на грифе и понимать взаимосвязь между различными нотами.

    Изучите основные виды боя . Одна из наиболее сложных задач для начинающего гитариста, а особенно ребенка, - это координация правой и левой руки. Основной удар сверху вниз - это самый простой вид боя, который позволит ребенку исполнять множество песен.

    • Когда ребенок освоит этот прием, начинайте переходить к движению в обратную сторону.
    • Изучайте разные методы боя, даже если ребенку более интересно извлекать отдельные ноты с помощью медиатора. Покажите, как отличается звучание ноты при разных видах боя.
  7. Упрощайте аккорды. Многие аккорды слишком сложно играть маленькими и несогласованными пальцами. Используйте упрощенные версии аккордов, в которых участвует только один или два пальца.

    • Купите справочник гитарных аккордов или установите приложение, чтобы выбирать наиболее простые аккорды для маленьких детей. Используйте созвучия, рассчитанные на один-два пальца.
    • Не используйте аккорды, в которых участвует мизинец. Это самый слабый палец, а у ребенка он еще недостаточно развит, чтобы четко прижимать струны к грифу.
  8. Объясните правила ухода за гитарой. Ребенок почувствует себя хозяином гитары и примет на себя ответственность за музыкальное образование, если научить его правильно ухаживать за инструментом.




Top