Обучение игре на мандолине. Мандолина – а что же это такое? Основные приёмы игры на мандолине

Прослушать статью.

Удобное в использовании приложение, которое позволит Вам научиться играть на мандолине, писать песни и изучить аккорды.
MandolinChordsLite – это простая в использовании программа, которая была разработана для людей, которые желают научиться играть на мандолине самостоятельно. Приложение будет полезным как для новичков, так и для музыкантов с опытом игры на мандолине: Вы можете учиться, практиковаться и писать музыку.

Комплексное изучение

MandolinChordsLite подходит как для начинающего музыканта, так и для любого другого человека, который хочет научиться играть на мандолине. Данное приложение даст Вам возможность изучить музыкальную теорию путем изображения аккордов на отдельных кнопках вверху главного окна. Когда Вы кликаете на аккорд, он воспроизводится. Помимо этого, Вы можете увидеть табы и в каких точках, какие струны нужно зажимать, чтобы извлечь тот же звук. К тому же, данная программа располагает изображениями правильной позиции пальцев относительно грифа для каждого аккорда.Больше о программе вы можете .

Интуитивный создатель музыкальных таблиц

Эта программа может помочь Вам писать собственные музыкальные композиции путем добавления нот в музыкальную таблицу, которую можно сохранить и воспроизвести в любое время. Кроме того, Вы можете в любой момент их отредактировать и изменить или тональность, или полностью поменять аккорды.
Более того, каждую, созданную таким образом, музыкальную таблицу можно подогнать под диапазон Вашего голоса, если Вы планируете себе аккомпанировать.

Изучайте, практикуйтесь, обучайте других

Благодаря комплексу необходимых для обучения инструментов программы MandolinChordsLite, Вы можете пройти путь от начинающего до искусного музыканта за очень короткое время.
В добавок к этому, каждую графическую схему или изображение Вы можете сохранить на свое устройство путем захвата изображения. Таким образом, Вы можете создать свой личный музыкальный курс с теорией по аккордам для мандолины.

– это струнный щипковый инструмент, играют на нем преимущественно медиатором или плектром, пальцами - значительно реже. Устройство этого инструмента , что извлекаемый звук получается коротким и быстро затухает, чтобы продлить его звучание играют тремоло, т.е. очень быстро повторяют этот звук. Однако чтобы тремоло получилось, играющему необходимо не только правильно и равномерно ударять плектром по струнам, но и правильно сидеть во время исполнения.

Посадка исполнителя должна быть, прежде всего, удобной, он не должен чувствовать себя скованно. Так как корпус лежит на ногах, они должны быть либо положены одна на другую либо находиться рядом. Левой рукой держит гриф мандолины так, чтобы шейка грифа инструмента была немного приподнята к левому плечу. Все пальцы левой руки, кроме большого, закруглены и опускаются на струны строго перпендикулярно им. Большой и указательный палец правой руки держат . Кисть правой руки при этом располагается параллельно натянутым струнам.

Научиться играть на мандолине несложно. Существует лишь 8 способов извлечения звука из этого инструмента: стакатто или штрих, очередной штрих, аккорды, тремоло, легато, трель, вибрато и глиссандро.Стакатто или штрих – это одиночный удар плектром по струне «сверху-вниз» или «снизу-вверх». При исполнении стакатто важно, чтобы медиатор не цеплялся за соседние струны.

Очередной штрих выполняется при исполнении мелодии на одной или нескольких струнах. Удары плектром по разным струнам чередуются и выполняются «вверх-вниз», удары при этом должны быть ритмичными. Также важно следить за тем, чтобы не задевать соседние струны. Не пытайтесь сразу брать высокий темп, начните с очень медленно и постепенно, по мере возрастания мастерства, увеличивайте темп.

Аккорды берут та кже, как и на гитаре, т.е. левой рукой зажимают несколько струн на разных ладах одновременно, а правой производят удар по струнам в одном направлении, т.е. либо вверх, либо вниз. Не забудьте про медиатор, который должен быть в правой руке, а также про «плавность», с которой должен производиться удар. Кроме того, важно, чтобы пальцы левой руки, зажимающие струны на грифе мандолины, не задевали при этом соседние струны, иначе звук аккорда получится глухим.

Тремоло – это быстрое многократное повторение одной и той же ноты, при этом звук получается ровный, сливающийся в один. Исполнитель извлекает звук быстрыми равномерными ритмичными ударами плектра «вверх-вниз», которые следуют друг за другом. К разучиванию этого приема следует приступать лишь после усвоения очередного штриха. И несмотря на то, что тремоло – очень быстрый прием, изучение лучше начать с очень медленного темпа.

Легато достигается путем быстрого прижимания струны на заданных ладах. Прижмите любым пальцем левой руки струну на заданном ладу, а правой ударьте по этой струне и пока первый звук не затух, оставшимися пальцами левой руки необходимо прижать эту же струну на других заданных ладах, так получается легато.

Для мандолины.

Мандолина - это струнный щипковый музыкальный инструмент. Родом мандолина из Италии, и появилась она там в XVI веке. Инструмент этот небольших размеров, и довольно сильно похож на лютню, так как имеет похожую грушевидную форму. Но, в отличие от лютни, у мандолины короче шейка и гораздо меньше струн. Лютни имели в разные эпохи от шести до четырнадцати и более струн, но у мандолины преимущественно было четыре парные струны. Точнее, четыре парные струны имела самая распространенная, неаполитанская мандолина. Так же были и другие виды мандолин: миланская, с шесть струнами со строем на октаву выше гитарного, сицилийская мандолина, с четырьмя тройными струнами и плоской нижней декой. Известны также флорентийская и генуэзская пяти струнные мандолины.

Играют на мандолине преимущественно плектром (медиатором) а не пальцами, хотя игра пальцами не исключена. Самая характерная черта звучания мандолины - это её тремоло, т.е. быстрое повторение одного звука. Это связано с тем, что струны мандолины издают короткий звук и быстро затухают. Поэтому, чтобы продлить звучание, вместо протяжной ноты играют тремоло. Известность мандолины шагнула далеко за пределы Италии. Уже в следующем столетии она стала одним из самых распространенных народных инструментов. Но мандолина не осталась лишь народным инструментом, Моцарт в своей опере «Дон-Жуан» использовал мандолину как основной инструмент в серенаде.


Мандолина - это универсальный инструмент, который прекрасно звучит как сольно, так и в аккомпанементе. Существуют так называемые неаполитанские оркестры, они состоят из большого количества мандолин разных размеров. Так же мандолину иногда можно встретить в составе оперного или симфонического оркестра. В наше время мандолина имеет огромную популярность в фолк-музыке и в американском блюграссе, где используется наравне с банджо.

Устройство мандолины.

Всё можно увидеть на картинке =-))



Как играть на мандолине?

Настройка мандолины.

2-я струна настраивается в унисон с камертоном "ЛЯ"; 1-я струна должна звучать в унисон со второй, прижатой на 7-ом ладу; 3-я струна, прижатая на 7-ом ладу, настраивается в унисон со 2-ой; 4-я струна, прижатая на 7-ом ладу, настраивается в унисон с 3-ей.(струны мандолины парные!)

Плектр (или медиатор) - пластинка из кости или пластических масс. Ей извлекается звук на мандолине. Он должен быть достаточно прочным и упругим, учитывая сильное натяжение струн мандолины. Чтобы плектр "ходил" по струнам плавно, без "зацепов", что очень важно при исполнении быстрых пассажей, у него должны быть сточены с обеих сторон-"ФАСКИ", под углом 45 градусов.

Посадка исполнителя - свободная, непринуждённая. Шейка грифа мандолины несколько приподнята к левому плечу. Четыре пальца левой руки ЗАКРУГЛЕНЫ и СТРОГО ПЕРПЕНДИКУЛЯРНО, подобно молоточкам опускаются на гриф мандолины, прижимая струны к ладам. Кисть правой руки, держащая плектр большим и указательным пальцами, располагается ПАРАЛЛЕЛЬНО натянутым струнам выше подставки. Ноги положены одна на другую или находятся при посадке рядом.



ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ ИГРЫ НА МАНДОЛИНЕ:

«Стакатто, штрих» -исполнитель держит плектр в правой руке большим и указательным пальцем. "Удар" по струне производится "сверху-вниз" или "снизу-вверх". Важно следить за тем, чтобы не происходило зацепления за соседние струны и не было застревания между парными струнами.

"Очередной штрих"- исполняя мелодию на одной или разных струнах, удары плектром выполняются ЧЕРЕДУЯСЬ, "вверх-вниз". Необходимо следить за ритмичностью ударов и исключить "зацепление". Изучение "очередного штриха" необходимо начинать в очень медленном темпе, постепенно убыстряя.

"Аккорды"- гармоничные созвучия. Звуки, взятые на разных струнах, звучат как бы "ХОРОМ". Аккорды бывают мажорные и минорные. Играют аккорды так: левой рукой прижимают заданные струны на заданных ладах; правой рукой производят удар медиатором по нужным струнам "вверх" или "вниз". Следите за тем, чтобы пальцы левой руки, прижимающие струны на нужных ладах не "глушили" соседние струны. В работе правой руки следите за "упругой плавностью".

"Тремоло"-визитная карточка мандолины и её "родственников". Суть этого приёма в быстром, многократном повторении одной ноты, при котором извлекаемые звуки как бы "сливаются в один".Исполняется быстро следующими друг за другом, РАВНОМЕРНЫМИ, СТРОГО РИТМИЧНЫМИ ударами плектра "вверх-вниз". Приём сложный для исполнения и начинать его изучение нужно после усвоения "очередного штриха", начиная изучение с МЕДЛЕННОГО ТЕМПА, ПОСТЕПЕННО УБЫСТРЯЯ. ИЗБЕГАТЬ "ЗАЦЕПЛЕНИЯ" И "ЗАСТРЕВАНИЯ"!

"Легато"- слитное исполнение нескольких звуков. После того, как правой рукой взят звук на струне, прижатой пальцем левой на заданном ладу, другие пальцы левой руки быстро прижимают другие заданные лады. Это нужно делать пока не произошло ЗАТУХАНИЯ ПЕРВОГО ЗВУКА исполняемой музыкальной фразы!

"Трель"- быстрое повторение чередующихся "верхней" и "нижней" извлекаемой ноты. Два пальца левой руки быстро чередуясь прижимают струну на заданных ладах.

"Вибрато"-вибрирующий звук. Его добиваются путём колебательного ("дрожащего") движения пальца левой руки, прижимающего струну на заданном ладу. Или, взяв заданный звук правой рукой на не прижатой ("ОТКРЫТОЙ") струне, одновременно покачивая левой рукой шейку грифа.

"Глиссандо" - скольжение. После того, как первый звук взят правой рукой, палец левой руки, прижимавший струну на заданном ладу для извлечения первого звука, СКОЛЬЗИТ "вверх" или "вниз" по грифу к следующему ладу. Глиссандо производит красивый эффект "скользящего", певучего звука.

Кто играет на мандолине?

Adam Steffey

Bill Monroe

Chris Thile

David Grisman

Doyle Lawson

Mike Marshall

Peter Ostroushko

Ricky Skaggs

Ronnie McCoury

Sam Bush

Ayele Mamo

Joey Bishop

Tom Hanks

Mick Moloney

Kieran Hanrahan

Seamus Egan

Luke Plumb
Kevin MacLeod
Dave Surrette

Frank Cullen

Martin Jenkins

Richard Thompson

Martin Carthy

Terry Woods

Charles O"Connor

Ian Anderson (Jethro Tull)




Top