Обычаи якутов. Обычаи и религия якутов Традиции народа якуты

В соответствии с археологическими данными, национальность якутов появилась в результате соединения нескольких местных племен, которые жили вблизи среднего течения речки Лены, с теми, которые проживали на юге и были тюркоязычными переселенцами. Потом, созданная народность поделилась на несколько подгрупп. Например, оленеводы из северо-запада.

Многочисленна ли народность якутов?

Якуты считаются одним из самых многочисленных сибирских народов. Их численность достигает свыше 380 тысяч человек. Некоторые сведения об их культуре стоит знать хотя бы потому, что они населяют весьма обширные территории. Якуты заселили Иркутскую, Хабаровскую и Красноярскую области, но преимущественно они обитают в Республике Саха.


Религия и обычаи якутов

У якутов очень важное место их верования и по сей день занимает почитание матери-природы. Их традиции с обычаями весьма тесно связаны с ней. Якуты считают, что окружающая их природа живая, потому у всех ее объектов есть собственные духи, обладающие внутренней силой. Одним из основных с древнейших времен считался «Хозяин дороги». Ранее ему делали богатые жертвенные подношения - оставляли на перекрестке конский волос, лоскуток материи и пуговицы с медными монетами. Аналогичные действия производились и для хозяина водоемов, горы и так далее.


Гром с молниями в представлениях якутов всегда преследуют злых духов. Так что коль уж случается, что во время грозы раскалывается какое-то дерево, считали, что оно наделяется лечебной силой. Ветер по представлениям якутов имеет сразу 4 духа, которые также охраняют покой на земле. У Земли имеется женское божество, именуемое Аан. Оно следит за ростом и за плодовитостью всего сущего, будь то растения, животные или люди. Весной специально для Аан устраиваются подношения. Что до воды, то есть свой хозяин и у нее. Дары ему приносятся осенью, а также весной. Дарят берестяные лодочки с вырезанным на них изображениями человека и с прикрепленными кусочками материи. Якуты верят, что ронять в воду острые предметы грешно. Хозяином огня по их традиции является некий седовласый старик, который, кстати, очень эффективно изгоняет злых духов. К данной стихии всегда относились очень почтительно. Например, огонь не тушили и более ранние времена даже переносили с собой в горшке. Считается, что его стихия покровительствует семье и домашнему очагу.


Духом леса у якутов считается некий Баай Байянай. Он может помочь в промысле или на охоте. В глубокой древности этот народ выбирал священное животное, его нельзя было ни убивать, ни употреблять в пищу. К примеру, гусь или лебедь, горностай или какие-то другие. Орла почитали, как главу всех пернатых. А медведь всегда был самым почитаемым среди всех якутских групп. Его когти, как и другие атрибуты, используются и по сей день как обереги.


Праздничные обычаи якутов

Праздники среди якутов очень тесно связаны с их традициями и с обрядами. Самым главным считается так называемый Ысыах. Он происходит 1 раз в год. Можно говорить, что это отражение мировоззрения и картины мира. Отмечается он в начале лета. По древним традициям, на полянке среди молодых берез ставится коновязь, которая собой будет символизировать Мировое дерево и являться как бы осью Вселенной. В нынешнее время она стала также олицетворением дружбы всех народов, населяющих Якутию. Данный праздник носит статус семейного. Ысыах всегда начинался с окропления огня, а также 4-х сторон света кумысом. Потом идет просьба к Божеству про ниспослание благодати. На это празднование одевается национальная одежда, а еще обязательно готовятся несколько традиционных блюд и подается кумыс.

Якуты, которые называют себя саха (сахалар) - народность, которая, согласно археологическим и этнографическим исследованиям, сформировалась в результате смешения тюркских племён с населением в регионе среднего течения реки Лена. Процесс формирования народности завершился приблизительно в XIV - XV вв. Некоторые группы, к примеру, якуты-оленеводы, сформировались значительно позже в результате смешения с эвенками на северо-западе региона.

Саха принадлежат к североазиатскому типу монголоидной расы. Быт и культура якутов тесно переплетаются с центральноазиатскими народами тюркского происхождения, однако, в силу ряда факторов и значительно отличается от них.

Якуты проживают в регионе с резко-континентальным климатом, но при этом исхитрились освоить скотоводство и даже земледелие. Суровые погодные условия сказались и на национальной одежде. Даже в качестве свадебного одеяния якутские невесты используют шубы.

Культура и быт народа Якутии

Якуты ведут родословную от кочевых племён. Поэтому живут в юртах. Однако, в отличие от монгольских войлочных юрт, круглое жилище якутов возводится из стволов небольших деревьев с конусообразной стланой кровлей. В стенах устраивается множество окон, под которым на разной высоте располагаются лежаки. Между ними устанавливаются перегородки, образующие подобие комнат, а в центре утраивается мазаный очаг. На лето могут воздвигаться временные берестяные юрты - урасы. А с XX века некоторые якуты селятся в избах.

Быт их связан с шаманством. Возведение дома, рождение детей и многие другие аспекты жизни не проходят без участия шамана. С другой стороны, значительная часть полумиллионной популяции якутов исповедует православное христианство или вовсе придерживается агностических убеждений.

Наиболее характерное культурное явление - стихотворные повести олонхо, которые могут насчитывать до 36 тысяч рифмованных строк. Эпос передаётся из поколения в поколение между мастерами-исполнителями, а совсем недавно эти повествования были внесены в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Хорошая память и высокая продолжительность жизни - одни из отличительных черт якутов.

В связи с этой особенностью возник обычай, согласно которому умирающий пожилой человек призывает к себе кого-нибудь из молодого поколения и рассказывает ему обо всех своих социальных связях - друзьях, недругах. Якуты отличаются социальной активностью, даже несмотря на то, что их поселения представляют собой несколько юрт, расположенных на внушительном расстоянии. Основные социальные сношения происходят во время больших праздников, главным их которых выступает праздник кумыса - Ысыах.

Не менее характерны для якутской культуры горловое пение и исполнение музыки на национальном инструменте хомусе, одном из вариантов загубного варгана. Отдельного материала достойны якутские ножи с ассиметричным лезвием. Подобный нож есть практически в каждой семье.

Традиции и обычаи народа Якутии

Обычаи и обряды якутов тесно связаны с народными верованиями. Им следуют даже многие православные или агностики. Структура верований весьма схожа с синтоизмом - каждое проявление природы имеет своего духа, а общаются с ними шаманы. Закладывание юрты и рождение ребёнка, заключение брака и погребение не обходится без камланий.

Примечательно, что до недавнего времени якутские семьи были полигамны, каждая жена одного мужа имела собственное хозяйство и жилище. Видимо под воздействием ассимиляции с русскими якуты всё же перешли к моногамным ячейкам общества.

Важное место в жизни каждого якута занимает праздник кумыса Ысыах. Разные обряды призваны задабривать богов. Охотники славят Бая-Баяная, женщины - Айыысыт. Венчает праздник всеобщий танец солнца - осоухай. Все участники берутся за руки и устраивают огромный хоровод.

Огонь обладает сакральными свойствами в любое время года. Поэтому каждая трапеза в якутском доме начинается с угощения огня - бросания в костёр пищи и орошение его молоком. Кормление огня - один из ключевых моментов любого праздника и дела.

Министерство юстиции РФ зарегистрировало организацию верующих в традиционный пантеон богов Якутии - "Религию Аар Айыы". Тем самым в России официально признана древняя религия якутского народа, которая была широко распространена в регионе до конца XVII века, когда народ Якутии начали массово обращать в православие. Сегодня последователи айыы говорят о восстановлении традиций своей веры, северной ветви - культа обожествленного неба, сообщает портал SmartNews .

По словам руководителя организации "Религия Аар Айыы" Августины Яковлевой, окончательная регистрация состоялась в мае этого года. "Сколько людей сейчас верит в айыы, нам неизвестно. Наша религия очень древняя, но с приходом в Якутию христианства она потеряла многих верующих, однако в народе всегда были последователи айыы. Раньше у нас не было письменности, и всю информацию люди передавали из уст в уста. А к тому времени, как в Якутии появилось письмо, сюда - в середине XVII века - пришло православие", - рассказала она порталу.

2011 году в Якутии были зарегистрированы три религиозные группы - в Якутске, селах Сунтар и Хатын-Сысы. В 2014 году они объединились и стали учредителями централизованной религиозной организации Республики Саха Аар Айыы.

"Особенность нашей религии в том, что мы признаем высшие силы, и самый главный Бог, творец мира - Юрюнг Айыы тойон. У него двенадцать помощников-богов. У каждого из них своя функция. Во время молитвы мы отдаем почести сначала высшим богам, а затем земным добрым духам. Мы обращаемся ко всем земным духам через огонь, потому что Якутия - холодный регион, и мы не смогли бы прожить без огня. Наиважнейший добрый дух земли - огонь. Затем идут духи всех вод и озер, тайги, дух Якутии и другие. Считается, что наша вера - северная ветвь тенгрианства. Но полностью наша религия не соответствует ни одной другой. Мы молимся высшим силам под открытым небом, у нас нет храмов", - сообщила помощник руководителя новой религиозной организации Тамара Тимофеева.

Мир в представлении последователей айыы разделен на три части: подземный мир - Аллараа Дойду, где живут злые духи, серединный мир - Орто Дойду, где обитают люди, и верхний мир - Юхээ Дойду, место пребывания богов. Такое мироздание воплощается в Великом древе. Его крона - верхний мир, ствол - серединный, а корни, соответственно, нижний мир. Считается, что боги айыы не принимают жертвоприношений, и им даруют молочные продукты и растения.

Верховный бог - Юрюнг Айыы тойон, создатель мира, людей и демонов, населяющих нижний мир, животных и растений, воплощает собой небо. Джёсёгей тойон - это бог - покровитель лошадей, его образ тесно связан с солнцем. Сюгэ тойон - бог, преследующий злые силы на небе и земле, хозяин грома и молнии. Айысыт - богиня, которая покровительствует деторождению и беременным женщинам. Иэйиэхсит - богиня - покровительница счастливых людей, посредник между богами и людьми. Билгэ Хаан - бог знаний. Чынгыс Хаан - бог судьбы. Улу тойон - бог смерти. Существуют также второстепенные боги и духи - силы низшего порядка.

"Создание сайта связано с религией народа саха, который не только сохранил традиционные обряды, но и язык. Мы рассчитываем, что в будущем сайт станет визитной карточкой культуры коренных народов Якутии, которые сохраняют духовную связь со своими предками", - заявил тогда представитель республиканского министерства по делам предпринимательства, развития туризма и занятости, инициировавшего создание сайта.

Тенгрианство - система религиозных воззрений древних монголов и тюрков. Этимология слова восходит к Тенгри - обожествленному небу. Тенгрианство возникло на основании народного мировоззрения, воплотившего ранние религиозные и мифологические представления, связанные с отношением человека к окружающей природе и ее стихийным силам. Своеобразной и характерной чертой этой религии является родственная связь человека с окружающим миром, природой.

"Тенгрианство было порождено обожествлением природы и почитанием духов предков. Тюрки и монголы поклонялись предметам и явлениям окружающего мира не из страха перед непостижимыми и грозными стихийными силами, а из чувства благодарности к природе за то, что, несмотря на внезапные вспышки своего необузданного гнева, она чаще бывает ласковой и щедрой. Они умели смотреть на природу как на существо одушевленное", - отметил представитель ведомства.

По его словам, некоторые ученые, исследовавшие тенгрианство, пришли к выводу, что к XII-XIII векам это вероучение приняло формы законченной концепции с онтологией (учением о едином божестве), космологией (концепцией трех миров с возможностями взаимного общения), мифологией и демонологией (различением духов-предков от духов природы).

"Тенгрианство настолько отличалось от буддизма, ислама и христианства, что духовные контакты между представителями этих религий не могли быть возможными. В нем причудливо и удивительно органично переплетены единобожие, поклонение духам предков, пантеизм (поклонение духам природы), магия, шаманизм и даже элементы тотемизма. Единственная религия, с которой тенгрианство имело много общего, - это японская национальная религия - синтоизм", - заключил представитель республиканского министерства.

Лица России. «Жить вместе, оставаясь разными»

Мультимедийный проект «Лица России» существует с 2006 года, рассказывая о российской цивилизации, важнейшей особенностью которой является способность жить вместе, оставаясь разными — такой девиз особенно актуален для стран всего постсоветского пространства. С 2006 по 2012 в рамках проекта мы создали 60 документальных фильмов о представителях разных российских этносов. Также создано 2 цикла радиопередач «Музыка и песни народов России» - более 40 передач. В поддержку первых серий фильмов выпущены иллюстрированные альманахи. Сейчас мы - на полпути к созданию уникальной мультимедийной энциклопедии народов нашей страны, снимка, который позволит жителям России самим узнать себя и для потомков оставить в наследство картину того, какими они были.

~~~~~~~~~~~

«Лица России». Якуты. «Якутия - Сибирь Сибири», 2011


Общие сведения

ЯК‘УТЫ (от эвенкийского якольцы), саха (самоназвание), один из самых северных тюркских народов, народ в Российской Федерации (380,2 тыс. человек), коренное население Якутии (365,2 тыс. человек). По данным Переписи населения 2002 года численность якутов, проживающих на территории России, составляет 443 тысяч 852 человека, в переписи 2010 года зафиксировано более 478 тысяч 85 человек, говорящих на якутском языке.

Живут якуты в Республике Саха (Якутия), а также в Иркутской и Магаданской областях, Хабаровском и Красноярском крае. На Таймыре и в Эвенкийском автономном округе. Якуты составляют приблизительно 45 процентов населения Республики Саха.

Основные группы Якутов - амгинско-ленские (между Леной, нижним Алданом и Амгой, а также на прилегающем левобережье Лены), вилюйские (в бассейне Вилюя), олёкминские (в бассейне Олёкмы), северные (в тундровой зоне бассейнов рек Анабар, Оленёк, Колыма, Яна, Индигирка). Говорят на якутском языке тюркской группы алтайской семьи, имеющем группы говоров: центральную, вилюйскую, северо-западную, таймырскую. Верующие - православные.
В этногенезе Якутов участвовали как тунгусское население таёжной Сибири, так и тюрко-монгольские племена, расселившиеся в Сибири в 10-13 веках и ассимилировавшие местное население. Этногенез Якутов завершился к 17 веку.

К началу контактов с русскими (1620-е годы) Якуты делились на 35-40 экзогамных "племён" (дьон, аймах, русские "волости"), крупнейшие - кангаласцы и намцы на левобережье Лены, мегинцы, борогонцы, бетунцы, батурусцы - между Леной и Амгой, насчитывавшие до 2-5 тыс. человек.

По археологическим и этнографическим данным, якуты сформировались в результате поглощения южными тюркоязычными переселенцами местных племен среднего течения реки Лены. Предполагают, что последняя волна южных предков якутов проникла на Среднюю Лену в XIV-XV веках. В процессе переселения в Восточную Сибирь якуты освоили бассейны северных рек Анабара, Оленька, Яны, Индигирки и Колымы. Якуты модифицировали оленеводство тунгусов, создали тунгусо-якутский тип упряжного оленеводства.

Цикл аудиолекций «Народы России» — Якуты


Племена часто враждовали между собой, делились на более мелкие родовые группы - "отцовские роды" (ага-ууса) и "материнские роды" (ийэ-ууса), т.е., по-видимому, восходящие к разным жёнам прародителя. Существовали обычаи кровной мести, обычно заменявшейся выкупом, воинских посвящений мальчиков, коллективной рыбной ловли (на севере - ловли гусей), гостеприимства, обмена подарками (бэлэх). Выделилась военная аристократия - тойоны, управлявшие родом при помощи старейшин и выступавшие военными вождями. Они владели рабами (кулут, бокан), по 1-3, редко до 20 человек в семье. Рабы имели семью, часто жили в отдельных юртах, мужчины часто служили в военной дружине тойона. Появились профессиональные торговцы - так называемые городчики (т.е. люди, ездившие в город). Скот находился в частной собственности, охотничьи, пастбищные угодья, сенокосы и др. - в основном в общинной. Русская администрация стремилась затормозить развитие частной собственности на землю. При русском управлении Якуты делились на "роды" (ага-ууса), управлявшиеся выборными "князьцами" (кинээс) и объединявшиеся в наслеги. Во главе наслега стояли выборный "большой князь" (улахан кинээс) и "родовое управление" из родовых старшин. Общинники собирались на родовые и наслежные сходы (муннях). Наслеги объединялись в улусы во главе с выборным улусным головой и "инородной управой". Эти объединения восходили к другим племенам: Мегинский, Борогонский, Батурусский, Намский, Западно - и Восточно-Кангаласский улусы, Бетюнские, Батулинские, Оспецкие наслеги и др.

Традиционная культура наиболее полно представлена амгинско-ленскими и вилюйскими Якутами. Северные Якуты близки по культуре эвенкам и юкагирам, олёкминские сильно аккультурированы русскими.

Включение якутов в состав Русского государства в 1620-1630-е годы ускорило их социально-экономическое и культурное развитие. В XVII-XIX веках главным занятием якутов было скотоводство (разведение рогатого скота и лошадей), со второй половины XIX века значительная часть стала заниматься земледелием, охота и рыболовство играли подсобную роль.

Основные традиционные занятия - коневодство (в русских документах 17 века Якуты назывались "конными людьми") и разведение крупного рогатого скота. За лошадьми ухаживали мужчины, за рогатым скотом - женщины. На севере разводили оленей. Скот держали летом на подножном корму, зимой в хлевах (хотонах). Сенокошение было известно до прихода русских. Якутские породы скота отличались выносливостью, но были малопродуктивны.

Было развито также рыболовство. Ловили рыбу в основном летом, но также зимой в проруби; осенью устраивалась коллективная неводьба с разделом добычи между всеми участниками. Для бедняков, не имевших скота, рыболовство было основным занятием (в документах 17 века термин "рыболов" - балыксыт - употребляется в значении "бедняк"), на нём специализировались также некоторые племена - так называемые "пешие Якуты" - осекуи, онтулы, кокуи, кирикийцы, кыргыдайцы, орготы и другие.

Охота была особенно распространена на севере, составляя здесь основной источник пропитания (песец, заяц, северный олень, лось, птица). В тайге к приходу русских была известна как мясная, так и пушная охота (медведь, лось, белка, лисица, заяц, птица и др.), в дальнейшем из-за снижения численности зверей её значение упало. Характерны специфические приёмы охоты: с быком (охотник подкрадывается к добыче, прячась за быка), конная гоньба зверя по следу, иногда с собаками.

Существовало собирательство - сбор сосновой и лиственничной заболони (внутренний слой коры), заготавливавшейся на зиму в сушёном виде, кореньев (сарана, чекана и др.), зелени (дикий лук, хрен, щавель), из ягод не употреблялась малина, считавшаяся нечистой.

Земледелие (ячмень, в меньшей степени пшеница) было заимствовано у русских в конце 17 века, до середины 19 века было развито очень слабо; его распространению (особенно в Олёкминском округе) способствовали русские ссыльные поселенцы.

Была развита обработка дерева (художественная резьба, раскраска ольховым отваром), бересты, меха, кожи; из кожи делали посуду, из конских и коровьих шкур, сшитых в шахматном порядке, - коврики, из заячьего меха - одеяла и др.; из конского волоса ссучивали руками шнуры, плели, вышивали. Прядение, ткачество и валяние войлока отсутствовали. Сохранилось производство лепной керамики, выделявшей Якутов среди других народов Сибири. Были развиты плавка и ковка железа, имевшие товарное значение, плавка и чеканка серебра, меди и др., с 19 века - резьба по мамонтовой кости.

Передвигались в основном верхом, грузы перевозили вьюком. Были известны лыжи, подбитые конским камусом, сани (силис сыарга, позднее - сани типа русских дровен), запряжённые обычно в быков, на севере - оленьи прямокопыльные нарты; типы лодок общие с эвенками - берестяная (тыы) или плоскодонная из досок; парусные суда-карбасы заимствованы у русских.

Зимние поселения (кыстык) располагались вблизи покосов, состояли из 1-3 юрт, летние - у пастбищ, насчитывали до 10 юрт. Зимняя юрта (балаган, дьиэ) имела наклонные стены из стоячих тонких брёвен на прямоугольном бревенчатом каркасе и низкую двускатную крышу. Стены обмазывались снаружи глиной с навозом, крыша поверх бревенчатого настила устилалась корой и землёй. Дом ставился по сторонам света, вход устраивался в восточной стороне, окна - в южной и западной, крыша была ориентирована с севера на юг. Справа от входа, в северо-восточном углу, устраивался очаг (осох) - труба из жердей, обмазанных глиной, выходившая через крышу наружу. Вдоль стен устраивались дощатые нары (орон). Наиболее почётным был юго-западный угол. У западной стены находилось хозяйское место. Нары слева от входа предназначались для мужской молодёжи, работников, справа, у очага, - для женщин. В переднем углу ставились стол (остуол) и табуреты. С северной стороны к юрте пристраивался хлев (хотон), часто под одной крышей с жильём, дверь в него из юрты находилась позади очага. Перед входом в юрту устраивался навес или сени. Юрта была окружена невысокой насыпью, часто с заборчиком. У дома ставилась коновязь, часто украшенная резьбой. Летние юрты мало отличались от зимних. Вместо хотона поодаль ставились хлев для телят (титик), навесы и др. Встречалась коническая постройка из жердей, покрытых берестой (ураса), на севере - дёрном (калыман, холуман). С конца 18 века известны многоугольные срубные юрты с пирамидальной крышей. Со 2-й половины 18 века распространились русские избы.

Традиционная мужская и женская одежда - короткие кожаные штаны-натазник, меховой набрюшник, кожаные ноговицы, однобортный кафтан (сон), зимой - меховой, летом - из конской или коровьей шкуры шерстью внутрь, у богатых - из ткани. Позднее появились тканевые рубахи с отложным воротником (ырбахы). Мужчины подпоясывались кожаным поясом с ножом и огнивом, у богатых - с серебряными и медными бляшками. Характерен женский свадебный меховой длинный кафтан (сангыйах), расшитый красным и зелёным сукном и золотым позументом; нарядная женская меховая шапка из дорогого меха, спускающегося на спину и плечи, с высоким суконным, бархатным или парчовым верхом с нашитыми на него серебряной бляхой (туосахта) и другими украшениями. Распространены женские серебряные и золотые украшения. Обувь - зимние высокие сапоги из оленьих или конских шкур шерстью наружу (этэрбэс), летние сапоги из мягкой кожи (саары) с голенищем, покрытым сукном, у женщин - с аппликацией, длинные меховые чулки.

Основная пища - молочная, особенно летом: из кобыльего молока - кумыс, из коровьего - простокваша (суорат, сора), сливки (кюэрчэх), масло; масло пили растопленным или с кумысом; суорат заготавливали на зиму в замороженном виде (тар) с добавлением ягод, кореньев и др.; из него с прибавлением воды, муки, кореньев, сосновой заболони и др. приготавливалась похлёбка (бутугас). Рыбная пища играла главную роль для бедняков и в северных районах, где не было скота, мясо употреблялось в основном богатыми. Особенно ценилась конина. В 19 веке входит в употребление ячменная мука: из неё делали пресные лепёшки, оладьи, похлёбку-саламат. В Олёкминском округе были известны овощи.

Семья малая (кэргэн, ыал). До 19 века сохранилось многожёнство, причём жёны часто жили раздельно и вели каждая своё хозяйство. Калым состоял обычно из скота, часть его (курум) предназначалась для свадебного пира. За невестой давали приданое, по ценности составлявшее около половины калыма, - в основном предметами одежды и утвари.

Во второй половине XVIII века большинство якутов было обращено в христианство, однако сохранялось и шаманство.

В жизни якутов религия играла первенствующую роль. Якуты считают себя детьми доброго духа айыы, верят, что могут стать духами. Вообще, якут с самого зачатия окружен духами и богами, от которых он находится в зависимости. Почти все якуты имеют представление о пантеоне богов. Обязательный обряд - кормление духа огня при торжественных случаях или на лоне природы. Почитаются священные места, горы, деревья, реки. Благословения (алгыс) являются часто настоящими молитвами. Якуты каждый год празднуют религиозный праздник «Ысыах». Передаваемый из поколение в поколение сказителями древний эпос «Олонхо» включён в список Всемирного нематериального наследия ЮНЕСКО. Другим известным самобытным культурным феноменом является так называемый якутский нож. Существует множество региональных вариаций якутского ножа, но в классическом варианте он представляет собой клинок длиной от 110 до 170 мм, насаженный на деревянную ручку, сделанную из березового капа с кожаными ножнами.

Православие распространилось в 18-19 веках. Христианский культ сочетался с верой в добрых и злых духов, духов умерших шаманов, духов-хозяев и др. Сохранились элементы тотемизма: род имел животного-покровителя, которого запрещалось убивать, называть по имени и др. Мир состоял из нескольких ярусов, главой верхнего считался Юрюнг айы тойон, нижнего - Ала буурай тойон и др. Важным был культ женского божества плодородия Айыысыт. Духам, живущим в верхнем мире, приносили в жертву лошадей, в нижнем - коров. Главный праздник - весенне-летний кумысный праздник (Ысыах), сопровождавшийся возлияниями кумыса из больших деревянных кубков (чороон), играми, спортивными состязаниями и др. Был развит шаманизм. Шаманские бубны (дюнгюр) близки к эвенкийским. В фольклоре был развит богатырский эпос (олонхо), исполнявшийся речитативом особыми сказителями (олонхосут) при большом стечении народа; исторические предания, сказки, особенно сказки о животных, пословицы, песни. Традиционные музыкальные инструменты - варган (хомус), скрипка (кырыымпа), ударные. Из танцев распространены хороводный осуохай, игровые танцы и др.

Школьное обучение велось с 18 века на русском языке. Письменность на якутском языке с середины 19 века. В начале 20 века формируется интеллигенция.

В 1922 была создана Якутская АССР, с 1990 - Республика Саха, Якутия. В стране растут города, развивается промышленность, земледелие, в 1930-40-х годах Якуты расселены в новых посёлках. Возникла сеть средних и высших учебных заведений. На якутском языке издаётся литература, выходит периодика, ведутся телепередачи.

В.Н. Иванов


ЮКАГ‘ИРЫ, одул, вадул (самоназвание - "могучий, сильный"), этел, этал (чукотское), омоки (устаревшее русское), народ в Российской Федерации. Численность 1,1 тыс. человек. Живут в Нижнеколымском (тундренные Юкагиры, или вадул) и Верхнеколымском (таёжные Юкагиры, или одул) районах Якутии (около 700 человек), а также Алаиховском и Анадырском районах Магаданской области. По данным Переписи населения 2002 года численность юкагиров, проживающих на территории России, составляет 1 тыс. 509 человек, по данным переписи 2010г. - 1 тыс. 603 человека.

Говорят на изолированном юкагирском языке, диалекты - тундренный и таёжный. Письменность с 1970-х годов на русской графической основе. Распространены также русский (считают родным 46% Юкагиров), якутский, эвенский и чукотский языки. Верующие в основном православные.

Большинство исследователей видят в Юкагирах потомков древнейшего населения Восточной Сибири, принявшего также участие в формировании других палеоазиатских народов. Расселение в 1-2-м тысячелетиях в Восточной Сибири тунгусских (эвенки и эвены) и тюркских (якуты) народов привело к сокращению этнической территории Юкагиров и их частичной ассимиляции. Ко времени прихода русских в середине 17 века Юкагиры занимали территорию от Индигирки до Анадыря, насчитывали 4,5-5 тыс. человек и составляли несколько племенных групп ("родов"): яндинцы (янгинцы), ононди, когимэ, омоки, алаи (алазеи), шоромба, олюбенцы, хоморои, анаулы, ходынцы, чуванцы, омолонцы и др. Включение в состав России, притеснения казачьей администрации (ясак, аманатство), военные столкновения с якутами, эвенами, коряками, чукчами, опустошительные эпидемии оспы 1669 и 1690 привели к резкому сокращению численности Юкагиров. К концу 17 века Юкагиры насчитывали 2535 человек, в 1-й половине 18 века - 1400-1500 человек, в 1897 - 948 человек, в 1926-27 - менее 400 человек.

Основные традиционные занятия - полукочевая и кочевая охота на дикого оленя (тундровые Юкагиры), лося, оленя и горного барана (таёжные Юкагиры), у таёжных Юкагиров - также озёрное и речное рыболовство, у тундровых - транспортное оленеводство. Летом передвигались на оленях верхом, зимой - на дугокопыльных нартах. У тундровых Юкагиров были распространены собачьи прямокопыльные нарты. По воде передвигались на берестяных, долблёных или дощатых лодках, по снегу - на ступательных подшитых камусом лыжах, по насту - на голицах.

Древним жилищем Юкагиров были полуземлянки-чандалы, остовы которых сохранялись к моменту прихода русских, местами - до настоящего времени. Позднее таёжные Юкагиры жили в конических шалашах из тонких брёвен, крытых дёрном, или в чумах с корьевым или ровдужным покрытием. Чум отапливался центральным очагом, над ним устраивали одну или две поперечных жерди для подвешивания котлов, сушки одежды, вяления рыбы и мяса. Были известны также большие срубные юрты, подобные якутским, в тундровых районах - заимствованные у эвенов цилиндро-конические чумы. Хозяйственными постройками служили амбары и лабазы на столбах. Большинство современных Юкагиров живёт в срубных домах в посёлках Андрюшкино и Колымское (Верхнеколымский район), Нелемное и Зырянка (Нижнеколымский район), Марково (Магаданская область) и др.

Традиционная одежда близка к эвенкийской и эвенской. Основная одежда - распашной кафтан длиной до колен с полами, завязывающимися тесёмками, и внутренней складкой на спине, летом - из ровдуги, зимой - из оленьих шкур. К спинке пришивали длинные "хвосты" из тюленьих шкур: у мужчин - раздвоенные сзади, у женщин - по бокам. Под кафтан надевали нагрудник, короткие штаны, летом - кожаные, зимой - меховые. Мужчины поверх кафтана носили пояс с ножом и кисетом. Зимой сверху носили длинный шарф из беличьих хвостов. Была распространена зимняя одежда из ровдуги, близкая по покрою к чукотским камлейке и кухлянке. Летняя обувь - из ровдуги, с ноговицами, завязывающимися ремешками у бедра и щиколотки, зимой - высокие торбасы из оленьих камусов, чулки из оленьего или заячьего меха. Женская одежда была более лёгкой, шилась из разноцветного меха молодых оленей. Праздничная одежда украшалась вышивкой оленьим волосом, бисером, суконными оторочками, дорогим мехом, аппликацией. Были распространены серебряные, медные и железные украшения - кольца, бляшки и др.; характерно украшение женских нагрудников - "грудное солнце" - большая серебряная бляха.

Основная пища - мясо и рыба - варёные, вяленые, мороженые. Мясо заготавливали впрок - сушили и затем коптили и растирали в порошок. Рыбу хранили в виде юколы, истолчённой в порошок-порсу, зимой её варили с оленьей кровью или сосновой заболонью (анил кэрилэ); варёную рыбу толкли с ягодами и жиром (кульибаха). Рыбьи потроха и икру жарили, из икры пекли лепёшки. Летом ели ферментированную рыбу, заворачивая её на сутки в листья тальника. Употребляли также дикий лук, корни сараны, ягоды, в отличие от якутов и эвенов - грибы. В качестве возбуждающего средства употребляли мухомор, курили табак, листья тимьяна, заваривали чай и берёзовые наросты.

Семья большая, в основном матрилокальная, наследование патрилинейное. Существовали обычаи левирата, избегания (табу на общение отца с женатым сыном и невесткой и др.). С конца 19 века распространился институт калыма.

Большую роль играли обычаи, связанные с огнём: запрещалось передавать посторонним огонь из очага, проходить между очагом и главой семьи и т.п. Традиционные верования - культы духов-хозяев, верховного небесного бога Хойл (слившийся с христианским культом), промысловых животных (особенно лося), медвежий культ, культ огня, духов предков. Были развиты представления о делении вселенной на верхний, средний и нижний миры ("земли"), соединённые рекой, шаманизм. Тела умерших шаманов расчленяли, черепа хранили в доме как святыню. Основные праздники - весенний (Шахадзибе), свадьбы, удачные охоты, военные походы и т.п. - сопровождались песнями, танцами, исполнением сказаний, шаманскими камланиями. До 20 века сохранялась пиктографическая письменность на бересте (тосы, шонгар-шорилэ). Основные жанры фольклора - предания, рассказы и сказки. Основные танцы - круговой (лонгдол) и парный подражательный - "Лебедь". Христианство распространяется с 17 века.

Современные Юкагиры занимаются пушным промыслом, рыболовством, оленеводством. Появилась интеллигенция. Воссоздаются родовые общины - "Чайла" ("Рассвет") и "Юкагир", им выделены традиционные для хозяйственной деятельности Юкагиров территории, оказывается финансовая поддержка.

В декабре 1992 созданы Совет старейшин и Фонд возрождения юкагирского народа.

Якутия, Республика Саха - маленький, отдаленный и достаточно холодный регион Российской Федерации. Вот и все, что, как правило, знает поголовное большинство населения нашей страны об этой области. А между тем якуты - народ удивительный.

Коротко о регионе

Еще несколько столетий назад на территории современной Якутии располагался Якутский уезд, предшественник современного региона. Нынешняя же Республика Саха была образована в апреле 1922 года - поначалу как Автономная Советская Социалистическая Республика. В 1990 году ее преобразовали в Якутскую-Саха ССР, а современное наименование она получила год спустя.

Якутия входит в состав Дальневосточного федерального округа и занимает площадь более чем в три миллиона квадратных километров. При этом население всего округа едва доходит до миллиона. Главным городом Якутии считается Якутск, выросший из Якутского острога на правобережье Лены. Одна из особенностей региона заключается в том, что на его территории официально сосуществуют два государственных языка - русский и саха.

Откуда взялись якуты

О происхождении якутов ходят легенды. Одна из них, например, утверждает, что этот народ - первооснова всего человечества, поскольку Адам и Ева, от которых произошли все люди на Земле, были северянами. Другая версия гласит о существовании в древности некоего Тыгына, от которого якобы и берут начало якуты. Есть также мнение, что якуты - это татарские племена времен Орды, что они - потомки древних европейцев, что генетически им близки эвенки и много-много других. Тем не менее исследования археологов выявили, что на территории будущей Якутии люди стали жить уже во времена палеолита. В первом тысячелетии нашей эры сюда пришли предки эвенков и эвенов, тюркоязычные племена продолжали заселять площадь региона вплоть до пятнадцатого века. По утверждениям историков, якуты образовались в результате смешения тюркоязычных и местных племен. Также в крови якутов могут быть гены пришлых тунгусов.

Особенности якутов

По внешнему виду якута узнать просто. У них, как правило, овальное лицо с широким лбом, веки слегка скошенные, а глаза большие, черные. Большим является и рот, эмаль зубов желтоватая, нос обычно с горбинкой, но бывает и прямым. Цвет кожи отдает серовато-желтым или является смуглым. Волосы черные, жесткие, не вьются. Рост, как правило, небольшой. У якутов довольно высокая продолжительность жизни.

У этой народности хорошо развит слух, зрение, напротив, не очень. Они не отличаются быстротой движений, все делают неторопливо. Сверхсильных атлетов среди якутов тоже не встретить. Нация отличается высокой работоспособностью. Издавна их основными занятиями считались коневодство, разведение крупного рогатого скота, рыболовство, охота на пушного зверя. Также якуты обрабатывали дерево, выделывали шкуры, шили ковры, одежду, одеяла.

Религия занимает огромное место в жизни якутов. Сейчас они - православные, но с древних времен их быт был тесно связан с шаманством (кое-где это осталось и по сию пору).

Жилище якутов

Поскольку предки якутов были людьми кочевыми, то живут нынешние сахалары (это их самоназвание) в юртах (конечно, не все, к обитателям городов это не относится). Их поселения представляют собой собрание нескольких домов. Жилище якутов отличается от монгольских юрт тем, что возводится из круглых бревен, а не из войлока. Используют при этом лишь небольшие деревья. Рубить высокие, крупные для них грех - это одна из традиций и обычаев якутов.

Крышу делают конусообразную, а дверь располагают с востока. Помимо этого, якутские юрты имеют много маленьких окошек, вдоль которых стоят самые разнообразные лежаки - низкие и высокие, широкие и узкие, отгороженные друг от друга так, чтобы получались маленькие комнатки. Самый высокий лежак предназначается для хозяина, самый низкий находится возле входа в дом.

Как правило, юрты ставят в низинах, чтобы их не продували ветра. Часто дома делаются разборными - если племя ведет кочевой образ жизни. Выбор места для постройки жилища очень важен для якутов - оно должно приносить счастье.

Национальный костюм

Якутский костюм напрямую зависит от температурных условий - климат в Республике Саха нежаркий, именно поэтому одежда зачастую шьется с использованием конской или коровьей шкуры (а не только ткани). Для зимнего одеяния берут мех.

Сам костюм представляет собой кафтан с широкими рукавами и поясом в сочетании с кожаными штанами и меховыми носками. Кроме того, носят якуты и тканевые рубашки, подпоясанные ремешком. Материал, помимо меха и кожи, используют самый разнообразный - и шелк, и сукно, и ровдугу. В древности часто шили костюм из замши. Праздничный костюм более расклешенный книзу, с рукавами формы «буф» и отложными воротниками.

Якутская свадьба

Свадьба у якутов - явление особенное. Есть древняя священная традиция, согласно которой родители малышки практически с самого момента рождения должны найти ей будущего спутника жизни. Они выбирают мальчика и на протяжении долгих лет наблюдают за его жизнью, характером, привычками, манерой поведения - ведь очень важно не ошибиться в партии для своей дочки. Как правило, в первую очередь обращают внимание на тех мальчишек, чьи отцы обладают хорошим здоровьем, сильны, выносливы, умеют трудиться руками - делать юрты, добывать пропитание и так далее. Это означает, что все свои умения и навыки такой мужчина передаст сыну. В противном случае в качестве потенциального «жениха» мальчуган не рассматривается. Некоторые родители дочерей ухитряются выбрать будущего мужа своей малышке быстро, у некоторых этот процесс занимает довольно длительное время.

Сватовство также относится к традициям и обычаям якутов и проходит следующим образом. Девушке запрещено в этот день выходить из дома, а родители отправляются в дом кандидата на ее руку и сердце. Они беседуют не с самим парнем, а с его родителями, расписывая им в красках все достоинства дочки - здесь очень важно постараться, чтобы будущая невестка понравилась им заочно. Если родители парня не против, то они называют размер калыма - раньше калым отдавали оленями (это кое-где сохраняется и поныне), сейчас - деньгами. Когда родители ударяют по рукам, начинаются торжественные приготовления к свадьбе. Девушку к обряду готовит мать. Она же должна выдать дочери приданое, в которое непременно включаются богато украшенные наряды - это показывает, что невеста не из бедняков.

Свадебное одеяние якутов раньше шилось только из натуральных материалов, сейчас это не столь обязательно. Важно лишь одно: ослепительно белый цвет, он означает чистоту и непорочность. Также в наряде непременно наличие тугого пояса.

Время свадьбы выбирает девушка. Поначалу жених и невеста находятся в разных юртах. Шаман (вместо него может быть отец невесты или мать жениха) окуривает их берестяным дымом - считается, что это очищает молодоженов от различных наветов и всего дурного. Лишь после этого обряда им дозволено увидеть друг друга и совершить традиционный круг вокруг своего будущего дома (важно: до этого момента жених и невеста не встречаются с глазу на глаз, рядом с ними должен всегда кто-то находиться). Затем их объявляют законными мужем и женой и начинается трапеза, во время которой на девушке обязательно должны быть обереги - они защищают новоиспеченную семью от зла и болезней. Традиционные блюда на якутской свадьбе - оленина, говядина, рыба, жеребятина. Из напитков - кумыс и вино.

До свадьбы девушки-якутки могут ходить с непокрытой головой, выйдя замуж, молодая супруга отныне должна прятать свои волосы ото всех, кроме мужа.

Якутское искусство

Особенными являются и якутские песни. В первую очередь, речь идет об олонхо - местном эпическом фольклоре, который считается при этом видом поэзии. Исполняется он, как опера. Это древнейший вид якутского искусства, который нынче считается достоянием ЮНЕСКО.

Олонхо могут быть какого угодно размера - максимальные достигали тридцати шести тысяч (!) строк. В них входят все традиционные предания и сказания якутов. Исполнять якутские песни может далеко не каждый - для этого необходимо обладать ораторским даром и способностью к импровизации, а также уметь придавать своему голосу различные интонации и окраски. Олонхо рассказывают без перерыва - до семи ночей подряд, так что исполнитель должен обладать еще и хорошей памятью (впрочем, это - отличительная черта всех якутов).

Есть у якутов и свой национальный музыкальный инструмент. Он похож на варган, некоторые считают его именно разновидностью варгана. Называется этот инструмент хомус. Также к искусству якутов относится горловое пение, которым они очень славятся.

Традиции и обычаи

Издавна остаются неизменными некоторые традиции и обычаи якутов. Так, и поныне они очень почитают природу, веруя, что она живая. Они верят в существование добрых и злых духов и в то, что природа помогает бороться с последними. Так, например, молнии, гром, гроза, по их убеждениям, преследуют злых духов. Есть свои духи и у ветра - они охраняют покой на земле. Особо почитают якуты и воду, ей приносят подношения - лодочки из бересты. Нельзя опускать в воду что-либо острое - это может ранить ее. Огонь у якутов считается покровителем домашнего очага, раньше его не гасили, а переходя с места на место, забирали с собой в специальных горшках. Отдельное уважение якуты оказывают духу леса, который помогает им на промысле. Священное животное для этого народа - медведь, чьи когти они носят как амулеты и талисманы.

С традициями и обычаями якутов тесно связаны их многочисленные праздники. Например, Ысыах, который проходит в начале лета. Это семейный праздник, символизирующий дружбу народов, он считается у якутов самым главным. Другое его название - «Праздник кумыса». В его завершение непременно нужно исполнить особый танец-хоровод в честь солнца - таким образом светило благодарят за тепло.

К традициям и обычаям якутов относится и кровная месть. Также есть очень много родильных обрядов. А при смерти нужно позвать к себе кого-нибудь из молодежи и оставить ему все свои связи - рассказать как о друзьях, так и о врагах.

  1. Якутия - единственный регион в нашей стране, где действует сразу три часовых пояса (разница с Москвой 6, 7 и 8 часов).
  2. Почти половина территории Якутии расположена за Полярным кругом.
  3. У Якутии - первое место в РФ по общему количеству запасов всех природных ресурсов.
  4. Помимо двух государственных языков, в Республике Саха распространены эвенкийский, эвенский, долганский и юкагирские наречия.
  5. У якутов не растут волосы на теле.
  6. Почти в каждой якутской семье есть особые национальные ножи с асимметричным лезвием.
  7. Якутская легенда гласит, что камень Сат, который достают из желудков птиц и животных, считается волшебным, но он потеряет свою силу, если на него посмотрит женщина.
  8. Сахалар - это самоназвание якутов, а сахаляр - это человек, рожденный от брака якута и европейца.

Это далеко не все особенности и обычаи якутов. Такую интересную нацию нужно изучать долго и тщательно, чтобы полностью проникнуться их духом, - впрочем, как и любую другую народность на Земле.




Top