Обжегся на молоке дует на воду значение. Что означает выражение «обжегшись на молоке, дуют на воду»? Смотреть что такое "обжегшись на молоке, будешь дуть и на воду" в других словарях

Пословица иносказательно говорит о том, что человек, подвергшийся опасности, начинает её всегда ожидать и поэтому перестраховывается.

К чему это я?
Готовясь к новому учебному году, просматриваю свеженькую информацию на педагогических сайтах, что-то интересное выискиваю. И тут мне попалась статья про учителя, который попал в неприятную ситуацию. Я стараюсь в таких обсуждениях не участвовать, т.к. считаю это сотрясанием воздуха. Учителя-родители-чиновники-дети - у каждого своя правда и сдавать позиции в этой баталии никто не намерен. Никто не готов к компромиссу, но уроки из таких моментов обязательно надо извлекать.

Учительницу одной из школ Центрального района Петербурга оштрафовали на 10 тысяч рублей из-за того, что дети на перемене бегали и столкнулись головами, передаёт “Петербургский дневник”. Учащиеся столкнулись на перемене в мае текущего года в присутствии педагога. В результате один школьник получил черепно-мозговую травму и сотрясение головного мозга. В отношении учителя возбуждено дело об административном нарушении по ч.2 ст.5.57 КоАП РФ (нарушение права на образование). По решению мирового судьи она была привлечена к ответственности с назначением наказания в виде штрафа в размере 10 тыс. рублей.
Скажите, где тут нарушение права на образование?
Если учитель отвечает за жизнь и здоровье детей, то это какая статья?
Почему родителей не штрафуют, когда при них дети сталкиваются и падают?


Прочитав эту статью, я подумала: "Господи, пусть следующий учебный год пройдёт спокойно, без травм, скандалов, обид и прочего негатива". Не потому, что у меня это было, нет, слава богу крупные неприятности меня за прошедшие года миновали, а рабочие моменты, конечно, бывали, куда же без них, но всё старались разрешать миром. Большинство понимают, что дети существа подвижные, вспыльчивые, они импульсивны в словах и в действиях. Никогда не знаешь, в какой момент они что-нибудь вытворят хоть при родителях, хоть в школе.
Коллеги, да минуют Вас такие ситуации, как в первой истории!!! Перестраховывайтесь, берегите себя.

В мае учителя из Златоуста обвинили в жестоком обращении с детьми из-за сложных заданий. Прокурорская проверка показала, что учитель начальных классов задавала первоклассникам домашние задания в виде письменных работ, а также в виде ежедневного заучивания сложных стихотворений. "По своей инициативе она удлиняла продолжительность занятий, сокращала продолжительность перемен, оставляя детей после занятий продолжать изучать пройденный материал. Задаваемые домашние задания не имели рекомендательный характер, по результатам их выполнения выставлялись баллы, что запрещено приказом Минобрнауки России", - отметили в прокуратуре. В результате действий учителя некоторые ученики были лишены полноценного отдыха, а также возможности заниматься в дополнительных кружках, посещать секции. "С сентября 2015 года по апрель 2016 года в своей педагогической деятельности учитель применяла в отношении учеников 1 класса недопустимые способы воспитания: грубое, пренебрежительное, унижающее человеческое достоинство обращение", - добавили в ведомстве.


После прочтения этой истории мне вспомнились слова некоторых родителей: "Почему у нас нет домашнего задания и отметок, в других школах есть и ничего". А вот потому, дорогие мои!

И никто не будет разбираться, что раньше были и отметки, и задания и никого не судили, а сейчас вот так, потому что так решило министерство образования. А моё и ваше мнение никого не интересует. Тем более оно у нас может и не совпадать, а как договариваться будем? Да к тому же со всех сторон идёт стравливание школы и родителей. Не нравится что в школе, пишите жалобу! Синяк - жалоба, косой взгляд (как показалось ребёнку) - жалоба, невкусно кормят (а вкусы у всех разные) - жалоба! Нет уж, я не хочу жить в ожидании неприятности.


Хочу сказать и коллегам, а я знаю таких, кто машет рукой "да ладно!" и делает так, как считает лучше, поберегите себя, не рискуйте. Конечно, всё что мы делаем, всё это из благих побуждений. Но это к делу не пришьёшь, как говорится. И себя я уже десять раз поругала, был у меня моментик инициативы в прошлом году, но я вовремя остановила себя. Раз уж мы слуги закона, то и в работе должны руководствоваться законом.

Зачем я всё это писала? Не для того, чтобы искать, кто прав, а кто виноват. Правда дело скользкое. Правда - это то, во что мы верим, а вера у каждого своя. Писала я для того, чтобы напомнить:
- вам, коллеги, что, скорее всего, учительство - это наше призвание и в бизнес нам уже поздно.
Кому не подходит, уходят в самом начале профессионального пути. Что надо стараться соблюдать баланс между самоотдачей на работе и заботе о себе.
- вам, родители, что не стоит винить во всех бедах ребёнка школу. Мы не враги, успешный ученик и воспитанный ребёнок - это и наша цель. Нам это даже нужнее!
- вам, чиновники, что задача учителя не бумаги "нянчить", а учить детей.
- вам, ребята, хочу напомнить, что школа и уроки - это не наказание, не мучение. Найдите свой интерес в учёбе, полюбите её и она тоже ответит вам взаимностью.
Всем удачи в будущем учебном году!

Ура! В Андижане нашлись все 10 пропавших колен израилевых, а в Баку будем дуть в трубку: Тегеран (Баку) – Тбилиси – Джейхан

Из книги автора

Ура! В Андижане нашлись все 10 пропавших колен израилевых, а в Баку будем дуть в трубку: Тегеран (Баку) – Тбилиси – Джейхан Слышите, как мимо ваших окон грохочут литерные: на фронт! на фронт! На бой! МИРОВАЯ ЕВРЕЙСКАЯ ИМПЕРИЯ в срочном порядке подбрасывает подкрепления:

Стоп дуть!

Из книги Стоп дуть! Легкомысленные воспоминания автора Ефремов Павел Борисович

Стоп дуть! Подводник живет только на двух этажах: на первом и на пятом. Пока он в море, бербаза все остальные разбирает. Поэтому подводник и дома, как в море: то сверху капает, то из-под пола парит. Северная флотская мудрость В самом начале карьеры каждого офицера случается

15. Вот, Я сделал тебя острым молотилом, новым, зубчатым; ты будешь молотить и растирать горы, и холмы сделаешь, как мякину. 16. Ты будешь веять их, и ветер разнесет их, и вихрь развеет их; а ты возрадуешься о Господе, будешь хвалиться Святым Израилевым.

автора Лопухин Александр

15. Вот, Я сделал тебя острым молотилом, новым, зубчатым; ты будешь молотить и растирать горы, и холмы сделаешь, как мякину. 16. Ты будешь веять их, и ветер разнесет их, и вихрь развеет их; а ты возрадуешься о Господе, будешь хвалиться Святым Израилевым. Вот, Я сделал тебя острым

28. Который говорит о Кире: пастырь Мой, и он исполнит всю волю Мою и скажет Иерусалиму: "ты будешь построен!" и храму: "ты будешь основан!"

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

28. Который говорит о Кире: пастырь Мой, и он исполнит всю волю Мою и скажет Иерусалиму: "ты будешь построен!" и храму: "ты будешь основан!" Который говорит о Кире: пастырь Мой, и он исполнит всю волю Мою... Достойно внимания, что один из полу-рационалистических западных

4. Не бойся, ибо не будешь постыжена; не смущайся, ибо не будешь в поругании: ты забудешь посрамление юности твоей и не будешь более вспоминать о бесславии вдовства твоего.

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

4. Не бойся, ибо не будешь постыжена; не смущайся, ибо не будешь в поругании: ты забудешь посрамление юности твоей и не будешь более вспоминать о бесславии вдовства твоего. С 4-8 идет особое, нарочитое ободрение "святого Израиля", которому раскрывается вся неосновательность

13. Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святый день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним, чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить, - 14. то будешь иметь радость в

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

13. Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святый день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним, чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить, - 14.

15. Вместо того, что ты был оставлен и ненавидим, так что никто не проходил чрез тебя, Я соделаю тебя величием навеки, радостью в роды родов. 16. Ты будешь насыщаться молоком народов, и груди царские сосать будешь, и узнаешь, что Я Господь - Спаситель твой и Искупитель твой, Сильный Иаковлев. 17. Вм

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

15. Вместо того, что ты был оставлен и ненавидим, так что никто не проходил чрез тебя, Я соделаю тебя величием навеки, радостью в роды родов. 16. Ты будешь насыщаться молоком народов, и груди царские сосать будешь, и узнаешь, что Я Господь - Спаситель твой и Искупитель твой,

12. После этого будешь ли еще удерживаться, Господи, будешь ли молчать и карать нас без меры?

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

12. После этого будешь ли еще удерживаться, Господи, будешь ли молчать и карать нас без меры? Господи, будешь ли молчать и карать нас без меры? Заключительный вопль молитвы, очень близкий к заключительным словам кн. Плача: "неужели ты совсем отверг нас, прогневался на нас

14. И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей;

автора Лопухин Александр

14. И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей; "И сказал Господь Бог змею... проклят ты перед всеми скотами".. Так как в лице

18. терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; 19. в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратиться в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

18. терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; 19. в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратиться в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься "терние и волчцы произрастит она тебе... в поте лица твоего будешь есть

12 . когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

12. когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле "ты будешь изгнанником и скитальцем на земле..." Вместо этих слов русского перевода славянский текст имеет: "стеняй и трясыйся будеши на земли"

39. И отвечал Исаак, отец его, и сказал ему: вот, от тука земли будет обитание твое и от росы небесной свыше; 40. и ты будешь жить мечом твоим и будешь служить брату твоему; будет же время, когда воспротивишься и свергнешь иго его с выи твоей

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

39. И отвечал Исаак, отец его, и сказал ему: вот, от тука земли будет обитание твое и от росы небесной свыше; 40. и ты будешь жить мечом твоим и будешь служить брату твоему; будет же время, когда воспротивишься и свергнешь иго его с выи твоей "Жить мечем" - жизнь разбойнических

10. ты будешь жить в земле Гесем; и будешь близ меня, ты, и сыны твои, и сыны сынов твоих, и мелкий и крупный скот твой, и все твое; 11. и прокормлю тебя там, ибо голод будет еще пять лет, чтобы не обнищал ты и дом твой и все твое

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

10. ты будешь жить в земле Гесем; и будешь близ меня, ты, и сыны твои, и сыны сынов твоих, и мелкий и крупный скот твой, и все твое; 11. и прокормлю тебя там, ибо голод будет еще пять лет, чтобы не обнищал ты и дом твой и все твое Два основания выставляет Иосиф, которые должны были

Глава 422: О тех случаях, когда начинает дуть ветер.

Из книги Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов) автора аль-Бухари

Глава 422: О тех случаях, когда начинает дуть ветер. 525 (1034). Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Когда начинал дуть сильный ветер, по лицу пророка, да благословит его Аллах и приветствует, было заметно (, что он испытывает

Обжегшись на молоке, или «Что имеем – не храним, потерявши – плачем»?

Из книги Большая книга женской мудрости [сборник] автора Автор неизвестен

Обжегшись на молоке, или «Что имеем – не храним, потерявши – плачем»? О память сердца, ты сильней рассудка памяти печальной К. Батюшков Так как же быть, когда хочется счастья, большого и светлого, и по возможности здесь и сейчас? Ведь никто не застрахован от неудач и

Часто мы употребляем так называемые устойчивые выражения, в которые народ вложил особый смысл. К ним относится фраза «дуть на воду, обжегшись на молоке». Что она на самом деле обозначает, когда ее уместно говорить, а когда лучше не позориться? Медлите с ответом, сомневаетесь? Давайте разберемся вместе.

Обжегшись на молоке, дуют на воду: смысл

С самых малых лет мы сталкиваемся и взаимодействуем с различными людьми и явлениями. По итогам приятного или не очень общения получаем опыт. Всем известно, что бывает он положительным и отрицательным. Результаты собственных жизненных экспериментов человек использует так или иначе. Так вот, выражение «дуть на воду, обжегшись на молоке» призвано раскрыть ошибки полученного личностью опыта. Отражает оно эмоциональное отношение субъекта к страданиям прошлого. Когда слышите фразу «дуть на воду, обжегшись на молоке», согласитесь, в воображении рождается образ маленького ребенка. Он лишь недавно понял, что горячо - это больно, теперь боится опять получить неприятные ощущения. Малыш еще толком не знает, какой бывает вода или кружка, в которую она налита, потому пытается предотвратить травму. Поверьте, этот милый сюжет относится к каждому человеку, сколько бы жизненного опыта он ни накопил. Изучить весь мир невозможно! Мы постоянно сталкиваемся с новыми ситуациями и стараемся выбрать в памяти аналогичные или наиболее схожие, чтобы определиться с реакцией. Ориентируясь на прошлые травмы, конечно, стараемся «соломки подстелить». Отсюда и пошла фраза «дуть на воду, обжегшись на молоке». Суть ее в том, что люди пользуются старым негативным опытом, сталкиваясь с новыми явлениями.

Второй смысловой ряд

Пока мы разобрались только с поверхностным смыслом нашего выражения. Поверьте, это лишь начало. На самом деле суть его намного глубже. В юности личность полна надежд и веры в собственные силы. С опытом это горение затухает, если не превращается в чад жалоб на весь свет. Такая тенденция отражена в том числе в исследуемом выражении «дуть на воду, обжегшись на молоке». Значение его коротко можно раскрыть следующим образом. Получив небольшую или серьезную психологическую травму (негативный опыт), не всякая личность с ней справляется. Люди так устроены, что склонны жалеть себя и обижаться. Забытая боль затаивается в глубине души. О ней человек даже не вспоминает. Но стоит только бедняге столкнуться со сходной ситуацией, эмоции вырываются на свет Божий. То есть травма снова становится живой и руководит человеком. Он испытывает страх по отношению к новой ситуации и старается защититься, даже не уверившись в том, что она опасна.

Поучительный смысл выражения

Народ не сохраняет для потомков слов, в которых не был бы заключен определенный урок, частички мудрости. Это верно и для исследуемого выражения. Употребляют его часто, когда критикуют поведение человека. Люди видят со стороны, что осторожность личности чрезмерна и обусловлена негативными событиями прошлого. А фраза наша призывает критикуемого отказаться от своих необоснованных подозрительных мыслей по отношению к человеку или явлению. Приведем пример, понятный любому современному читателю. Молодые люди, желающие начать карьеру, зачастую сталкиваются с мошенничеством нанимателей. Работодатель обещает одно, а на практике получается совсем иное. И зарплата ниже, и нагрузка больше, и условия не соответствуют заявленным. Многие сталкиваются с откровенными обманщиками, которые и гроша не дают. Но это не означает, что мир состоит из мошенников. Нужно искать свое место, оно обязательно появится, и карьерный рост будет, если не погрязнет человек в жалобах и неверии.

Выводы

Предки нам оставили богатейшее наследие. Часть его заключается в словах и крылатых фразах. Современный мир слишком материален, заставляет позабыть о мудрости, гармонии, все силы бросать на достижение богатства и положения в обществе. Но цель окажется ближе, если полностью использовать бесценные дары наших предков. Согласны?

И, видно, неспроста. Но чем это объяснить? Наверное, многим знаком невольный эксперимент: быстро вынув палец из кипятка, хочется на него подуть или помахать рукой (лучше не пробуйте повторить этот эксперимент). Ясно, что тут речь идет об усилении теплоотвода от пальца в воздух. Физики давно научились описывать этот процесс. Считается, что плотность потока тепловой энергии j т, измеряемая в Дж/(м 2 ·c), в направлении некоторой координаты r пропорциональна скорости изменения (точнее, темпу изменения) температуры в противоположном направлении:

Здесь Δr - расстояние между двумя точками среды, температуры которых отличаются на ΔT . А знак «минус» говорит о том, что тепло течет от горячих участков к холодным.

Отношение называют градиентом температуры вдоль r , а сама зависимость (1) есть закон Фурье - по имени французского физика и математика Жана Батиста Фурье (1768–1830).

Но, оказывается, такая пропорциональность встречается не только в теории теплопроводности. Например, плотность электрического тока j э, измеряемая в А/м 2 = Кл/(м 2 ·с), пропорциональна градиенту электрического потенциала φ, который непосредственно определяет напряженность электрического поля :

(2)

Этот закон называется (обобщенным) законом Ома, по имени немецкого физика Георга Симона Ома (1787–1854). Сравнивая выражения (1) и (2), можно и температуру T назвать потенциалом - разность значений этого потенциала вызывает поток тепла.

Далее, если в каком-либо растворе, например сахара в воде или духов в воздухе, концентрация вещества неодинакова в разных точках, то возникает диффузия, и плотность потока молекул этого вещества j n оказывается пропорциональной градиенту концентрации n , т. е. темпу ее изменения в пространстве:

(3)

Это соотношение - закон Фика, в честь немецкого физиолога Адольфа Фика (1829–1901). Теперь можно и концентрацию вещества назвать потенциалом, разность значений которого вызывает диффузионный поток массы.

Но и это еще не все. Когда мы дуем на палец, скорость потока воздуха у его поверхности близка к нулю, а с удалением от поверхности она возрастает. Иными словами, имеет место изменение касательной составляющей скорости по направлению нормали Δu r . В результате возникает касательное напряжение j u , измеряемое в Н/м 2 , т. е. трение слоев воздуха друг о друга и, в конечном счете, о саму поверхность обтекаемого тела. И, оказывается,

(4)

А ведь это напряжение можно назвать плотностью потока импульса: Н/м 2 = (кг·м/с)/(м 2 ·с)! Сравнивая выражение (4) с предыдущими, как не назвать скорость потенциалом? Жидкости, подчиняющиеся этому закону, называются ньютоновскими. Вы догадались, почему? Правильно: его установил великий Ньютон еще в 1687 году.

Теперь можно удивиться и восхититься: различные по своей природе физические процессы, описание которых более чем 100–300 лет назад предложено замечательными учеными разных стран, отражают некий общий факт: плотность потока любой физической сущности - тепловой энергии, электрического заряда, растворимого вещества, импульса... пропорциональна темпу пространственного изменения соответствующего потенциала - температуры, электрического напряжения, концентрации, скорости...

Все упомянутые процессы называются явлениями переноса. Знак пропорциональности в приведенных соотношениях можно заменить знаком равенства, если при каждом градиенте написать соответствующий коэффициент: теплопроводности, электропроводности, диффузии, вязкости... - это хорошо знают студенты уже первого курса университета.

Однако вернемся к обваренному кипятком пальцу. Кто же переносит тепло от пальца и почему хочется на него подуть? Конечно, этим занимаются молекулы, и, конечно, дуновение ускоряет теплоотвод.

Рассмотрим сферу (или полусферу) радиусом R с температурой поверхности T п, моделирующую кончик пальца. Если окружающий воздух спокоен, «горячие» молекулы, тепловая скорость которых соответствует T п, проталкиваются в направлении от поверхности (рис.1,а ), а навстречу им так же проталкиваются холодные молекулы из «бесконечности», где температура равна T ∞ . Устанавливается некоторое распределение температуры, которое качественно представлено кривой а на рисунке 2. Можно показать, что температура падает в радиальном направлении довольно плавно, по гиперболическому закону, существенно изменяясь на расстоянии порядка R . (В этих рассуждениях не принята во внимание сила Архимеда, заставляющая всплывать теплый газ в атмосфере холодного и, конечно, помогающая отводу тепла.) В результате плотность потока тепловой энергии от поверхности можно записать в виде зависимости от конечной разности температур и расстояния, на котором происходит ее существенное изменение:

Теперь начнем потихоньку дуть на палец. Ясно, что молекулы, уносящие тепло, «сдуваются» потоком воздуха (рис.1,б ). Наконец, подуем что есть силы, тогда все молекулы, «стартующие» от поверхности, уместятся в тонком слое характерной толщины δ (рис.1,в ), существенно меньшей радиуса сферы R (δ << R). (Соответствующие этим случаям графики распределения температуры качественно представлены кривыми б и в на рисунке 2.) В результате поток тепла увеличится:

Этот тонкий слой называют пограничным. Он был впервые введен известным немецким аэродинамиком Людвигом Прандтлем (1875–1953) - конечно, не в применении к пальцу, а при решении проблем сопротивления тел в потоке жидкости или газа. Есть мнение, что только за введение этого плодотворного понятия Прандтлю следовало бы присудить Нобелевскую премию.

Но продолжим наши рассуждения. Мы знаем, что именно молекулы уносят тепло от пальца (и приносят «холод» из окружающей среды). Значит, для оценки толщины теплового погранслоя следует использовать характеристики молекулярного хаоса. Какие именно? Разумеется, прежде всего это средняя скорость теплового движения - чем быстрее движутся молекулы, тем интенсивнее теплообмен. Далее, это средняя длина свободного пробега молекулы l - чем она больше, тем дальше унесет молекула энергию, передав ее следующей молекуле при столкновении. Произведение этих двух величин имеет размерность м 2 /с, а если его умножить на время прохождения воздухом характерного расстояния порядка радиуса R , то получим оценку квадрата толщины погранслоя:

(5)

(Кстати сказать, именно Фурье первым стал применять метод размерностей.)

Соотношение (5) характерно для всех процессов блуждания. Оно восходит к первым попыткам описания броуновского движения частиц. А его образным аналогом является проблема пьяного матроса в незнакомом городе. Оказавшись на любом перекрестке, матрос наугад выбирает одно из четырех направлений. Спрашивается: как далеко матрос уйдет от начальной точки, пройдя N кварталов? Ответ: средний ожидаемый квадрат этого удаления пропорционален N . Понятно, что удаление δ будет зависеть и от скорости движения , и от длины кварталов l , т. е. будет описываться выражением (5). Осталось подставить его в формулу для плотности потока тепла от поверхности пальца:

Отсюда видно, что от нас зависит только скорость потока воздуха u . Именно она превращает медленную диффузию молекул на дне погранслоя в быстрый конвективный перенос на его внешней границе. Так что дуйте посильнее. Но не переусердствуйте. Ибо если достичь сверхзвуковой скорости, то, наоборот, большая кинетическая энергия потока воздуха перейдет в точке торможения в тепло и даст высокую температуру поверхности. Действительно, из закона сохранения энергии

записанного для одного моля воздуха, при скорости обдува, например, u ∞ = 1000 м/с получим

Впрочем, едва ли наши губы и легкие позволят обеспечить сверхзвуковое обтекание пальца воздухом.

Интересно заметить, что при ковке знаменитых сабель из дамасской стали кузнец вручал джигиту раскаленный клинок и джигит немедленно скакал во весь опор, усиленно размахивая им. По-видимому, такой режим охлаждения был оптимальным для тогдашней инновационной технологии.

Но все ли мы учли? Нет, не все: палец-то после кипятка мокрый! И тут вступает в силу еще процесс испарения молекул воды, за которым следует их диффузия в погранслое и унос воздухом. Для описания этого процесса нужно использовать соотношение (3). Нам это не в новинку - ведь и рассмотренная ранее теплопроводность есть не что иное, как диффузия тепловой энергии. И теперь к отводу тепла молекулами воздуха добавится унос теплоты фазового перехода L вместе с испаряющейся массой воды:

Здесь j m = j n m (m - масса молекулы) - это плотность потока массы, уносимой с обдуваемого тела, n п и n ∞ - соответствующие значения концентрации молекул воды. Этот унос тепла максимален, если окружающий воздух сухой (n ∞ → 0). И это значительная добавка - ведь удельная теплота парообразования для воды достаточно велика: L ≈ 2МДж/кг.

Вот почему для охлаждения летательных аппаратов, входящих в атмосферу с большой скоростью, используют жидкость, продавливаемую изнутри через пористую поверхность тела: испаряясь, она уносит тепло и спасает аппарат от сгорания. Не напрасно также в жарких пустынях для охлаждения пепси ставят бутылку, обернутую мокрой тряпкой, на крышу автомобиля и гонят его как можно быстрее. Тут уж работают и u , и L , и...

Вот как полезно знать газотермодинамику!




Top