Обзор инновационных продуктов в транспортной логистике: технологии отслеживания. Новые технологии логистики

Инновациями в логистике можно назвать любые технологии, которые позволяют ускорить процесс доставки груза из одной точки в другую, а также оптимизировать условия хранения. И в конечном итоге они повышают эффективность самой компании, качество ее работы и снижают различные затраты.

В этой статье мы расскажем о некоторых ноу-хау, которые уже внедряют мировые лидеры в сфере логистики.

Беспилотный транспорт

Транспортировка грузов – одна из самых больших статей расходов всех логистических компаний. И естественно, все хотят минимизировать их, в том числе и с помощью новых технологий. Одна из идей – заменить обычные автомобили на беспилотные. Этот транспорт сейчас уже вовсю разрабатывается, появились десятки различных моделей. Выгоды тут очевидны – можно серьезно сэкономить на зарплатах и социальных выплатах для сотрудников. К тому же, машина-робот всегда выстраивает наиболее оптимальный маршрут с учетом пробок. И наконец, она никогда не нарушит правила, потому что просто «не умеет этого делать». Но подобные перевозки – это пока только теоретическое будущее логистической сферы, хотя, возможно, и не такое уж далекое.

А вот что уже сейчас активно применяется – так это дроны. С их помощью можно доставлять товары по назначению гораздо быстрее, ведь в небе пробок не бывает. Да и сам рынок беспилотников сегодня уже достаточно развит и может предложить огромное количество различных моделей. И такой известный мировой гигант как «Amazon» уже активно внедряет эти технологии.

Правда, есть и существенные минусы. Так, беспилотники пока не могут взять на борт крупногабаритные грузы (не более 2-3 кг), во многих странах существуют ограничения на использование беспилотников, и самое главное – велик риск аварий (столкновение со зданием, птицей, неудачное приземление), а значит, компания рискует потерять сразу и посылку, и сам дрон, а потом и клиента. Такой казус недавно произошел с «Почтой России», которая решила впервые использовать у себя беспилотник. Но уже при взлете «летающий почтальон» врезался в дом.

Упаковочная машина «E-Jivaro»

Еще одна серьезная часть затрат в логистике – складирование товаров. Машину «E-Jivaro», о которой пойдет речь, выпустила французская компания «Savoye». Ее суть заключается в том, что она автоматически определяет высоту коробок в зависимости от объема товара в них. Это позволило тут же снизить затраты на саму упаковку, а также сделала процесс хранения и транспортировки более эффективным, так как посылки стали занимать ровно столько места (на складе и в машине), сколько необходимо. Проведенный анализ показал, что коробки у «E-Jivaro» выходили на несколько сантиметров ниже, чем когда ими занимались люди. Казалось бы мелочь, но на деле это позволило уменьшить затраты фирмы на 25%.

Плюс, сама машина работает гораздо быстрее, чем человек. Она упаковывает до 15 коробок в минуту, а в день получается около 4 тысяч. Не говоря уже о том, что внешне посылки выглядят гораздо аккуратнее, а это улучшает имидж компании.

К сожалению, Россия пока отстает в плане инноваций в логистике. Так, хорошим показателем издержек в этой сфере в мире считается 11%. У нас этот показатель составляет 18%. Ну, а лидеры – это США, Япония и Франция. Так что есть к чему стремиться и на кого ровняться.

Инновации в транспортировке пищевой продукции являются неотъемлемой частью деятельности успешного транспортного предприятия специализирующегося на перевозках пищевых продуктов.

Инновации в данной области позволяют предприятиям выходить в лидеры рынка, а так же сильно поднимать маржинальность оказываемых транспортно – экспедиционных услуг.

Процесс транспортировки пищевой продукции является ответственным процессом. В данной сфере перевозок, как показывает практика доля поврежденной или испортившейся продукции выше, чем в других сферах перевозок. Следовательно, предприятиям оказывающие транспортно – экспедиционные услуги необходимо внедрять инновационные методы в процесс перевозок для минимизации данного риска.

Рисунок 2.1 – Форма собственности предприятий ж/д транспортировки

Одной из самых важных инноваций в транспортировке пищевой продукции является внедрение в транспортное средство технологии интернет вещей. Интернет вещей – технология позволяющая соединять обычные вещи с интернетом, для получения новых функций от этих вещей.

Рисунок 2.2 – Сравнительная характеристика по площади территории и протяженности дорожной сети некоторых стран мира

Автомобильный транспорт к настоящему времени также представляет совокупность мелких предприятий, увеличивающих, вместе с тем, объемы магистральных перевозок и конкурирующих с железнодорожным транспортом на расстояниях до 500-700 км. На расстояние до 200 км автотранспортом можно доставить груз быстрее в 12 раз, чем железнодорожно-автомобильным смешанным сообщением и в 5 раз быстрее, чем в прямом железнодорожном; на расстояние до 500 км - быстрее соответственно в 7 и 3 раза. Однако с увеличением дальности данное преимущество теряется.

В транспортировке пищевой продукции данная технология имеет особую важность так как, перевозка пищевой продукции требует соблюдения норм перевозок на всем маршруте транспортного средства.

Транспортировка пищевой продукции является процессом очень ответственным. Часто именно это звено в цепи поставок портит конечный вид пищевой продукции и их свежесть, по причине того, что соблюдение норм хранения и перевозок пищевых продуктов является тяжелой задачей.

Рисунок 2.3 – Технология интернет вещей в транспортировке

Даже если автомобиль оборудован рефрижератором, он не всегда работает в нужном режиме, так как водитель не отвечает за его работу.

Технология интернет вещей же в данном случае позволяет, внедрить в автомобиль специальные датчики, которые контролируют множество параметров перевозки, начиная от температуры заканчивая влажностью внутри кузова автомобиля. Далее эти данные через канал интернет передаются в транспортное предприятие в SAP систему, где в автоматическом режиме все параметры транспортировки управляются и согласовываются между собой.

В применении с другой инновацией – беспилотным грузовым автомобилем, данная система получает особое преимущество.

А это в свою очередь означает, что отсутствие водителя, а следовательно и экспедитора в его лице требуется автоматизировать документооборот в транспортных предприятиях. Требуется такая система, которая сама выписывает транспортные накладные по факту отпуска или приемке груза, которая автоматически заверяется электронной подписью. Вся система работает автоматизировано.

Данная инновация позволяет снять ответственность с водителей, а следовательно снизить уровень риска неполучения накладных их утрате, или получения неверных накладных.

Так же, при перевозке пищевой продукции, для достижения синергетического эффекта при загрузке автомобиля требуется совмещение разных типов грузов, что при перевозке пищевой продукции невсегда совместимо.

Данную проблему может решить адресное размещение грузов внутри кузова автомобиля. Данная инновация позволит совмещать разные типы пищевых продуктов внутри кузова автомобиля, а так же при приезде автомобиля быстро разгружать именно тот товар, который нужен, так как он находится уже в заранее известной ячейке кузова грузового автомобиля. Данная система так же интегрируется в систему SAP.

Как и в любой существующей отрасли планирования, транспортная логистика столкнулась с рядом проблем, которые значительно усложнили процессы доставок необходимый грузов. Но любая проблема имеет своё решение. Одним из таких путей решения проблем, стало внедрение инноваций в транспортную логистику. Ведь каждый инновационный проект подкреплён осмыслением проблемы, поиском способа её решения, долгой и тщательной разработкой и реализацией – все эти этапы есть не что иное, как творческий процесс лиц, желающих перейти от рутинного и трудоёмкого, к более простому, и в тоже время более интересному образу жизни.

Так одной из ключевых проблем с которой столкнулась транспортная логистика, ещё у своих истоков стала сложность составление маршрутов движения.

Несмотря на существование всевозможных карт, систем планирования и точных баз данных, которые должны были помочь найти кратчайшие пути доставки между двумя пунктами, транспортная логистика всё равно сталкивалась с несвоевременностью осуществляемых поставок, задержек, связанных с транспортными пробками, или что куда более страшно, абсолютной потерей транспорта, который мог просто сбиться с пути и заблудиться.

Но благодаря инновационным разработкам на данную и очень злободневную проблему нашлось решение в виде внедрение в транспортную логистику программного комплекса, который полностью автоматизирует задачи транспортной логистики, задачи оптимизации перевозок, оптимизации доставки грузов по адресам, таких как например программа «TopLogistic». Благодаря этой программе удалось объединить воедино многие процессы, которые изначально работали отдельно друг от друга, и не имели общей связи. Так теперь было возможно планировать маршрут по электронным картам с графами дорожного движения и знаковой обстановкой, что помогало наглядно увидеть загруженность того или иного маршрута и получать обратную информацию о состоянии дорог по системе GPS/ГЛОНАС. Таким образом внедрение данных систем позволило сделать качество и точность поставок намного лучше.

Так же ещё одной из актуальных проблемой транспортной логистики являлся процесс принятии и отгрузки товара, который занимал не малое количество времени, если поставки были действительно крупными. Возня с накладными, счетами и прочими бумагами замедляли процесс принятия или отправки груза. Но и тут благодаря талантливым разработчикам удалось найти решение.

Появились радио-терминалы, которые включали в себя количество груза, его цену и другие необходимые данные, которые помогали избавиться от бумажной волокиты. Однако и тут было не всё так просто. В силу своего размера и веса, терминал было неудобно использовать во время операций отбора. Обе руки были заняты, так как радио – терминал требовалось держать в одной руке, а другой осуществлять управление им. Кроме этого, чтобы освободить руки на время отбора товара, терминал, как правило, требовалось где-то разместить. Все это естественно усложняло процесс. Но разработки в области размеров, позволили разместить данный терминал на запястье, а с появление технологии «touch screen» стало возможным легко менять расположение экрана и клавиатуры с помощью программного обеспечения. Благодаря этому удалось значительно уменьшить вес и размер устройства, сделав его более удобным для использования.

Решить трудности с отслеживанием товара логистическим компаниям помогло создание RFID – меток, которые не только отслеживали товар, но и могли показать его содержимое. А так же система контроля помогала владельцу определить состояние товара (не разбит ли груз, не испорчена ли упаковка), и не беспокоиться за надёжность доставки.

Так же последнее время еще одним инновационным решением стало внедрение 3PL – провайдера, то есть полноценного логистического партнёра компании. Основными функциями 3PL – провайдера является: транспортировка, экспедирование, управление складированием, консолидация отправок. Помимо этих базовых сервисов провайдер так же должен предоставлять услуги таможенного брокера, консультационные услуги, вести переговоры о тарифах. 3PL – провайдеры помогают обеспечить эффективность и бесперебойность работы организаций, что поможет избежать издержек на производстве.

Таким образом, можно сделать вывод, что транспортная логистика является одной из важнейших частей по обеспечению товарами потребителей в нужный срок. И несмотря на то что данная отрасль сталкивалась с множественными проблемами в начале своего пути, различные инновационные разработки и решения, помогли не только устранить данные проблемы, но так же сделать процесс транспортировки, складирования и отслеживания груза более удобными не только для логистических фирм но и для клиентов которые к ним обращаются.

В России разработана система, позволяющая управлять автомобилем без участия человека. По словам разработчиков, новая технология на несколько лет обгоняет разработки Google и других зарубежных производителей и успешно внедряется на грузовиках КамАЗ. Вполне возможно, что менее чем через десять лет беспилотные грузовые машины появятся на российских дорогах. Подробнее об этой разработке в интервью «Эксперту» рассказала Ольга Ускова, президент группы компаний Cognitive Technologies.

Перспектива появления на дорогах автомобилей-роботов становится все реальнее. Разработкой беспилотных автомобильных систем уже многие годы занимаются многие зарубежные компании, начиная с гигантов мировой хайтек-индустрии, прежде всего компании Google, и заканчивая ведущими мировыми автопроизводителями - Toyota, Ford, General Motors, Volkswagen, Volvo. Зарубежные инженеры утверждают, что весьма успешно продвигаются в деле создания настоящего автопилота для автомобилей. Например, в Google заявляют, что ее 25 тестовых беспилотных «гугломобилей» вполне успешно проехали по дорогам США более 300 тыс. км «с минимальным вмешательством человека». При этом их пробные маршруты пролегали как по скоростным шоссе, так и по городским дорогам и трассам с пересеченной местностью. Успех этих испытаний привел к тому, что, например, в американском штате Невада на законодательном уровне уже разрешено использование беспилотных автомобилей на дорогах общего пользования. Для таких машин даже утвержден специальный номерной знак.

Достойную конкуренцию зарубежным проектам в этой области могут составить и российские разработчики.

Рисунок 2.4 – схема работы беспилотного грузовика

Над разработкой эффективной системы автопилота, которая смогла бы самостоятельно управлять автомобилем, работают не только за рубежом, но и в нашей стране. Российские специалисты тестируют автопилот на грузовом автомобиле «КамАЗ». Испытания уже идут полным ходом, и в общей сложности машина проехала более 5000 км.

«КамАЗ»-беспилотник тестировали на трассе Москва ­­– Санкт-Петербург, где часть пути грузовик преодолел самостоятельно. Серийное производство подобных автомобилей должно начаться ближе к 2020 году, однако, узнать немного больше об интеллектуальном грузовике можно уже сейчас.

Данная инновация связанна с теорией циклов Кондратьева, к которой сегодня многие апеллируют. Согласно ей, глобальные преобразования в экономике тесно связаны с научно-техническими революциями, и они регулярно происходят раз в сорок-пятьдесят лет. Грубо говоря, люди накупили себе холодильники и телевизоры, и вроде бы им уже ничего не нужно. Но тут появляется новая инновационная технология, которая кардинально меняет сложившийся уклад. Появляются принципиально новые продукты. Возникает совершенно иная картина потребления, и развитие экономики переходит на новый уровень. Так было со связью и с мобильными устройствами. И то же самое сейчас происходит с автопромом.

Меняется парадигма использования автомобиля – из вещества он превращается в разумное существо. Конечно, нельзя отрицать, что в последние десятилетия автомобиль в технологическом плане активно развивался, что-то совершенствовалось, становилось удобнее, но по сути это было одно и то же устройство: водитель, педали, колеса. С введением роботизированного мозга транспортное средство меняется принципиально. И это изменение принципа устройства влечет за собой целый отраслевой передел. И кто будет первым на таких новых рынках, тот и получит значимое конкурентное преимущество. В этом смысле нам сильно повезло: мы смогли обогнать на три-четыре года наших американских коллег и другие компании, работающие в этой области.

Основа подхода Российских разработчиков - так называемая пассивная (поглощающая сигнал) модель компьютерного зрения, когда необходимая для формирования управляющего воздействия информация считывается с видеокамер. Собственно, по таким же принципам действует и человек. Этот подход применяется в России в дополнение к активной (излучающей) части модели, на которой базируются многие зарубежные проекты, в частности Google Car. Такой подход дает нам преимущества, позволяя использовать наши решения в российских условиях. Например, одной из важнейших задач при создании беспилотного транспортного средства является определение границ дорожного полотна и обочины. Задача эта действительно сложная и нетривиальная. В реальности трасса может быть засыпана снегом, покрыта грязью. На нее может падать тень – и так далее.

Даже в самой сложной ситуации, определяет дорогу по малейшим нюансам - признакам, так и у нас основой является система искусственного интеллекта, которая обрабатывает полученную с видеокамер информацию. Анализируется все пространство, или, говоря профессиональным языком, дорожная сцена. Разработчики пытались имитировать человеческое мышление и заложили большую науку в эту задачу.

Локализация решения SAP «Управление транспортировками» предназначена для планирования и учета железнодорожных перевозок в России с помощью модуля SAP TM. Это отельный и достаточно новый продукт SAP. Инновации в области железнодорожных перевозок появились в фокусе наших стратегических направлений относительно недавно.

Над локализацией SAP TM работала международная команда: основная группа разработчиков находилась в России. Активная поддержка оказывалась со стороны немецкого офиса, в том числе - специалистами SAP TM Core, которые занимаются разработкой стандартного решения, и коллегами из Индии.

В новой версии появилась возможность поддержки различных видов перевозки (морских, авиационных, автомобильных и, что самое главное, железнодорожных перевозок) и сценариев полной и частичной загрузки грузовика, контейнера.

Ниже представлены 9 основных процессов и 7 сценариев, которые поддерживает версия SAP TM с версией 9.0.

Рисунок 2.5 – Схема работы SAP TM

Особое внимание хочется сфокусировать на управлении железнодорожными транспортировками – это ключевое направление в версии 9.1. Как выглядит стандартный процесс? После производства продукции, грузоотправитель формирует поставку и отправляет ее на ближайшую станцию примыкания, откуда товар попадает в транспортную сеть и перевозится железнодорожным перевозчиком. После этого товар попадает на станцию назначения, где его получает конечный грузополучатель.

Система SAP TM используется для выполнения операций, связанных с физической транспортировкой товаров из одного местоположения в другое, включая планирование и выполнение. Это отдельное приложение, которое тесно интегрировано с системами SAP ERP, Extended Warehouse Management (SAP EWM) и SAP Event Management. Приложение предназначено для работы во всеми видами транспорта (воздушный, морской и наземный) в различных сферах и подходит для транспортных компаний (в отрасли розничной торговли, потребительских товаров, химической и автомобильной промышленности), экспедиторов, морских перевозчиков, компаний грузового автотранспорта и компаний железнодорожных перевозок. SAP TM 9.1 предоставляет расширенные возможности, в основном, для сферы транспортной экспедиции.

В SAP TM процесс транспортировки начинается с создания транспортных заявок. Как правило, для отгрузки товаров из одного местоположения в другое за указанную цену и в определенный срок используется заказ от клиента. Обычно он называется экспедиционным заказом для отдельных документов, транспортной заявкой на основе заказа (OBTR) или транспортной заявкой на основе поставки (DBTR). OBTR и DBTR переносятся из систем SAP ERP посредством стандартной интеграции с SAP TM. Эти заявки также можно извлечь из экспедиционных соглашений, которые представляют собой долгосрочные контракты с заказчиком.

Далее транспортные заявки разделяются на управляемые фрахтовые единицы. Фрахтовые единицы можно создать на основе точных формул, связанных с расчетами веса/объема/количества штук. Фрахтовые единицы формируют базис для планирования транспортировки, которое осуществляется с помощью встроенного механизма оптимизации планирования или вручную.

Далее фрахтовые единицы присваиваются заказу на фрахт или бронированию фрахта, которые являются выходными документами процесса планирования транспортировки. Вообще, заказ на фрахт является базовым документом для наземного транспорта, для которого не требуется предварительного резервирования мощности. Бронирование фрахта является базовым документом для водного или воздушного транспорта, при использовании которого организации должны резервировать мощность заранее у водных или воздушных перевозчиков. Фрахтовые соглашения с перевозчиками фиксируют мощность или расчет сборов и могут быть привязаны к бронированию фрахта. Присвоение фрахтовых единиц фрахтовому бронированию или фрахтовому заказу означает завершение процесса планирования транспортировки и инициирование процесса выполнения транспортировки.

Процесс видимости транспортировки с применением интеграции между SAP TM и SAP Event Management обеспечивает обновление этапов с помощью событий во время всего процесса выполнения транспортировки от комплектации товаров до поставки.

После доставки товаров в место назначения пользователи выполняют расчет экспедирования (расчет с клиентом) и расчет фрахта (расчет с перевозчиком). Эти документы переносятся в систему SAP ERP Central Component (ECC) для выполнения операций фактурирования или контроля счетов.

В России у данного сценария есть определенная специфика. Россия –самая большая страна в мире, протяженность ее составляет более 8 тысяч 800 километров с запада на восток. Надо отметить, что ни в одной стране мира железная дорога не играет такой огромной роли, как в России. Огромные пространства и суровый климат нашей страны обусловили преобладающее значение таких видов транспорта, как железнодорожный и трубопроводный. Для крупных производственных компаний железнодорожный транспорт –пожалуй, самый эффективный способ транспортировки. И железная дорога в целом – это именно то решение, которое помогает увязать всю страну в единое целое.

Однако определенная специфика связана и с ОАО «РЖД». В России транспортировки по железной дороге регулируются федеральными законами. «РЖД» – организация, которая, по сути, является естественным монополистом в области железнодорожных перевозок. А взаимодействие грузоотправителя с «РЖД» осуществляется с помощью различных форм, утвержденных на государственном уровне. Например, транспортировка на следующий период может осуществляться на основании заявки по форме ГУ– 12. Также в процессе транспортировки может принимать участие третья сторона, которая предоставляет вагоны только при условии наличия согласованной ГУ– 12.

Как SAP TM учитывает специфику российских железных дорог?

Например, это автоматизация процесса создания, планирования и подачи заявки ГУ– 12 в ОАО «РЖД», в данном случае я имею в виду систему ЭТРАН.

Рассмотрим, как эти задачи были решены в первом российском релизе нашего продукта.

1. В системе активизируется функционал планирования транспортировки на следующий период. Этот релиз будет включен в стандартный функционал обработки заказов на стороне ERP и TM: создание сбытового заказа, автоматическое создание заявки на транспортировку и грузовых единиц Freight Units.

2. На стороне SAP TM реализована подготовка заявки на транспортировку, консолидация заявок из различных цехов или бизнес-подразделений организации, подача заявки в виде формы ГУ-12 в «РЖД» и обработка результатов согласования «РЖД» в системе.

Процесс видимости транспортировок SAP выполняется посредством систем SAP Transportation Management (SAP TM) и SAP Event Management. SAP TM функционирует как система транзакционных данных и предоставляет бизнес-документы для выполнения, а SAP Event Management обеспечивает для этих документов архитектуру отслеживания транспортировок. Интеграция между SAP TM и SAP Event Management гарантирует доступность идентичной информации о выполнении (статус отгрузки) в SAP TM и SAP Event Management в любое время.

В условиях глобализации выполнение логистической цепочки, в том числе транспортировки товаров, значительно усложнилось. Часто в этот процесс входит транспортировка несколькими видами транспорта или за несколько этапов. Традиционно организации применяли широкий диапазон разрозненных систем обеспечения видимости. Теперь платформа выполнения логистической цепочки SAP обеспечивает интегрированное выполнение и отслеживание движений материала. Эта платформа состоит из трех ключевых компонентов: SAP Transportation Management (SAP TM), SAP Event Management) и SAP Extended Warehouse Management (SAP EWM) .

В целом, в последние годы в логистической сфере, в том числе, в компании City Express внедрено много инновационных технологий, что обусловлено, прежде всего, технологическим прогрессом. Что касается изменений в бизнес-моделях и бизнес-процессах, то здесь каких-то кардинальных изменений не происходит, поскольку все достаточно стандартизировано. Бизнес-модели и бизнес-процессы в разных компаниях могут различаться какими-то нюансами, но в целом они типовые – изобретать велосипед здесь довольно рискованно. Российские компании, в основном, перенимают и адаптируют успешный опыт западных коллег.

Доказавшие свою эффективность основные инновационные решения, внедренные в систему логистики за последние годы:

  • Одно из самых распространенных новшеств, появившихся во многих логистических компаниях - спутниковый мониторинг движения автотранспорта и контейнеров с грузом . Он позволяет операторам, грузоотправителям и грузополучателям отслеживать в режиме онлайн местоположение груза. Здесь также можно отметить такое инновационное решение, как Cargo tracking. Данная технология дает возможность в режиме онлайн контролировать прохождение груза через все звенья логистической цепочки. Грузоотправитель имеет возможность в круглосуточном режиме получать информацию о прохождении груза для планирования своих дальнейших действий. Использование защищенного аккаунта гарантирует высокий уровень безопасности системы.
  • Следующее инновационное решение – электронное декларирование . Здесь используется целый комплекс аппаратных и программных систем, который позволяет осуществлять таможенное оформление грузов в электронной форме. Это значительно ускоряет процедуру регистрации.
  • Не секрет, что одним их самых проблемных звеньев логистической цепи является прохождение груза через таможню. Для того чтобы ускорить этот процесс, найдено такое инновационное решение, как удаленный выпуск грузов . Данная технология позволяет осуществлять все таможенные процедуры во внутреннем отделе таможни, когда груз находится на складах временного хранения близ пропускных пунктов на российской границе. Информационный обмен происходит в электронном виде, таможенная декларация подается во внутренний таможенный отдел, а непосредственный контроль производится в приграничном подразделении таможни. Преимуществом такой технологии является, в частности, то, что уменьшается документооборот, а влияние субъективных факторов сводится к минимуму.
  • Еще одно новшество, позволяющее оптимизировать сроки доставки груза – возможность вносить данные в базу сразу после выпуска таможенной декларации . Благодаря новым технологиям информация отображается, в том числе, в Cargo tracking в течение считанных минут. Это очень ускоряет движение грузов.
  • Кроме того, практически все российские логистические компании, в том числе, City Express, внедряют системы автоматизации логистических процессов , позволяющие, например, прогнозировать продажи, закупки, складские остатки.

City Express не только перенимает опыт, но и активно взаимодействует с западными компаниями. В частности, в прошлом году компания подписала договор о сотрудничестве с одним из самых известных игроков мирового рынка курьерского брокериджа, компанией «Mail Boxes Etc». Это позволило нам расширить спектр предоставляемых услуг по перевозке корреспонденции и грузов с ориентацией на обслуживание частных клиентов.

Мы всегда открыты к работе с российскими представителями сферы Supply Chain Management и с удовольствием напишем об интересных фактах вашей компании. Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!

Вопрос 4. Инновации в логистических системах

С развитием в России международных стандартов товародвижения увеличивается и потребность в качественных логистических услугах. Современные условия требуют комплексного инновационного подхода к хранению и обработке продукции.

Инновация - это процесс научно-технической деятельности, результатом которой являются нововведения технического, технологического, организационного или управленческого характера. В техническом отношении инновации проявляются в появлении новой продукции, как производственного, так и потребительского назначения, с более высокими технико-экономическими и эксплуатационными характеристиками - качество, надежность, мощность, производительность, экономичность, экологичность. С позиции технологии инновация представляет собой изготовление продукции с использованием более совершенных, по сравнению с существующими, технологических процессов, позволяющих снижать трудоемкость производственных операций и сокращать производственные расходы.

Инновация в области организации рассматривается в двух направлениях. Первое направление - разработка организационных структур субъектов хозяйствования, позволяющих установить оптимальный баланс структур с внешней средой. Второе направление связано с разработкой рациональных вариантов организации труда - кооперация, специализация, разделение труда, которые позволяют сократить затраты при организационном взаимодействии внутри субъектов хозяйствования и между ними. Инновация с позиции управления рассматривается в виде проектов планируемых управленческих изменений - количество уровней управления, степень управленческого воздействия, контроль за принимаемыми управленческими решениями, а также последующей их реализацией, позволяющей получать определенный экономический или социальный эффект.

Практически все виды инноваций, перечисленные выше, актуальны для логистики и принимаемых логистических решений.

В начале 2011 года Координационным советом по логистике было проведено традиционное ежегодное исследование логистики компаний в России. Материалы были представлены на пленарной сессии XIV Московского Международного Логистического Форума. В ежегодном исследовании приняли участие руководители и сотрудники 47 компаний из различных отраслей экономики. Полученные ответы показали, что инновации в логистике очень важны и существует необходимость их развития и внедрения.

Насколько важно для вашей компании использование инновационных решений/технологий в логистике?

1. 51% признают важность инноваций и технологий в логистике, но планируют заняться этой работой в среднесрочной перспективе.

2. 38% уже применяют инновационные решения в своей практике.

Какие способы оптимизации логистических процессов вы считаете наиболее эффективными?

В результате обобщения ответов в перечень вошли:

1. Внедрение инновационных решений, систем и технологий - 24%;

2. Лучшее управление персоналом и его мотивация -18%;

3. Эффективное управление цепочками поставок - 12%;

4. Повышение эффективности складской логистики - 11%;

5. Сокращение затрат на логистику.

Инновационная логистика - наиболее актуальная составляющая логистической деятельности, призванная изучать необходимость и возможность внедрения прогрессивных инноваций в организацию текущего и стратегического управления потоковыми процессами с целью выявления и использования дополнительных резервов путем рационализации (оптимизации) этого управления.

Структурно логистика состоит из ряда подсистем, представляющих собой уже сложившиеся самостоятельные направления - «логистика снабжения», «логистика производства», «складская логистика», «транспортная логистика», «логистика распределения». Соответственно, «инновационная логистика» по своему назначению также рассматривается как самостоятельное направление логистической деятельности, перед которой стоят свои, специфические задачи.

Задачи логистической деятельности:

1. создание новых идей в области управления потоковыми процессами, на основе использования общих научно-технических достижений и применения их в инновационной логистике;

2. разработка и создание системы логистических новообразований и логистических систем различного назначения путем их поэлементного и поэтапного формирования.

При этом под системами инновационной логистики понимаются: специализированные инновационные логистические бизнес-центры; отраслевые научно-исследовательские институты и подразделения функциональных подсистем логистики; научно исследовательские подразделения высших учебных заведений; консалтинговые центры, проводящие исследования действующих и оценку новых логистических проектов; общественные логистические структуры - международные, национальные и региональные ассоциации логистики.

Логистические инновации в теоретическом плане основываются на четырех логистических концепциях, представляющих собой исходную базу разработки гибких логистических моделей различных направлений производственно-хозяйственной деятельности.

В качестве логистических концепций приняты следующие:

1. концепция общих логистических издержек - определение дифференцированных логистических издержек;

2. концепция реинжиниринга бизнес-процессов в логистике - выявление взаимосвязи между функциями и степени посредничества и сотрудничества;

3. концепция интегрированной стратегии логистики - качество обслуживания потребителей на базе прогноза спроса и предложения;

4. логистическая концепция управления полной цепью поставок - организация всего процесса товародвижения - от начального поставщика до конечного потребителя.

Логистические инновации, используются в организации и управлении материальным производством и сферой услуг, а также усовершенствовании операций и процедур, применяемых в логистических системах. При этом логистические инновации, испытывая необходимость регулярной реновации технических средств, активно влияют на развитие научно-технического прогресса, что стимулирует научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) в области новой техники, технологии и материалов, применяемых в логистических системах. С точки зрения процессов, современная логистика на 90 % состоит из информационных технологий. Только оставшиеся 10 % составляет непосредственно перевозка грузов. Без информационных технологий современная отрасль грузоперевозок просто перестанет существовать - ИТ используются во всех сферах и на всех этапах грузоперевозок. В качестве ключевых можно выделить два уровня применения ИТ: «стратегический», который представляет собой автоматизацию процессов управления грузоперевозками и логистикой, и «прикладной» уровень, направленный на автоматизацию грузопотоков. Спрос на автоматизацию грузоперевозок растет опережающими темпами. По разным оценкам, ежегодно объемы затрат увеличиваются на 15-20 %, в то время как затраты на автоматизацию процессов управления увеличиваются на 8-10 % ежегодно. Рассмотрим примеры информационных технологий, применяемых в логистике. В практику российских организаций начинают постепенно внедряться функции 3PL-провайдера, то есть полноценного логистического партнера компании. Функции 3PL-провайдера обширны и включают в себя не только прямую транспортировку, управление складированием, консолидацию отправок, экспедирование и другие базовые сервисы, но и услуги таможенного брокера, проектирование и поддержку информационных систем, переговоры о тарифах, консультационные услуги. Каждая организация должна следить и контролировать точность и порядок, как отправки, так и приема груза, для обеспечения эффективной и бесперебойной работы организации, что поможет избежать издержек на производстве. Допустим, если оператор привезет пачку муки не в 10 часов, а в 10:30, то заплатит штраф за простаивающую полку. А если он не вывез продукцию с завода, это грозит остановкой производства. Исследование рынка логистических услуг показало, что 3PL-операторы в России уже работают, но преимущественно в сфере товаров повседневного спроса. В области производственной логистики рынок 3PL находится на начальной стадии. Еще один пример инновации в логистике служит информационная технология, которая успешно реализуется на российском рынке программа «Microsoft Dynamics AX». Система является комплексным решением для автоматизации всего жизненного цикла производства, учета, контроля и анализа грузопотоков. Данная система поддерживает работу транспортно-логистической компании. Внедрение системы автоматизации приведет к следующим результатам: значительно возрастет производительность склада, полностью исключатся переработки, снизятся затраты на обработку товаропотоков, к стабильной работе объекта в установленном режиме. К тому же данная система поможет повысить мотивацию персонала, улучшить контроль за работой сотрудников организации, усовершенствовать процессы взаимодействия сотрудников различных подразделений, возрастет скорость обработки заявок клиентов. При работе с грузом логистические компании для маркировки перевозимых грузов применяют RFID-метки которые помогают отследить место нахождения груза или содержимое груза. Система контроля товаров позволяющая определить владельцу состояние товара (испорчен в результате удара, тряски/ упаковка вскрыта).



Транспортная логистика немыслима без активного использования информационных технологий. Трудно представить формирование и организацию работы цепей доставки товаров без интенсивного оперативного обмена информацией между участниками транспортного процесса, без возможностей быстрого реагирования на потребности рынка транспортных услуг. Определяющим фактором в управлении становится скорость обработки данных и получение нужных сведений. Оборот

информации влияет на эффективность управления предприятием, его финансовые успехи. Практическая реализация инноваций в логистике становится мощным инструментом повышения конкурентоспособности предприятий и организаций, а также повышения конкурентоспособности выпускаемой ими продукции и оказываемых услуг.

Инновации в логистике: взгляд в будущее

Воплощения инновационных идей для пользы бизнеса руками самого бизнеса на примере конкретной компании – Логистического агентства «20А»

Евгений Евдокимов, старший консультант
департамента «Логистика», ГК «КОРУС Консалтинг»

Нужны ли бизнесу инновации или не нужны? Об этом известно только самому бизнесу. Оценивать необходимость и проектировать содержание каких-либо технологических новинок для бизнеса можно единственным образом – глядя на ситуацию изнутри. Ни один «ученый муж», всезнающий консультант не сможет дать компании дельного совета о том, какие бизнес-процессы и каким образом надо автоматизировать, пока не изучит в деталях ситуацию конкретного предприятия изнутри.

Исходя из того же тезиса о том, что лучше самого бизнеса никто не знает, что ему надо, мы сделаем еще одно предположение: настоящие инновации (настоящие – значит по-настоящему ценные, выгодные) рождаются именно «на местах». Наличие денег и желания изобрести что-нибудь эдакое недостаточно для того, чтобы изобретение случилось. Должны быть стимул, мотив (например, выжить в жесткой конкурентной борьбе – чем не стимул?) и понимание сути вещей.

В этой статье мы как раз хотим поговорить об удачном примере воплощения инновационных идей для пользы бизнеса руками самого бизнеса.

На наш взгляд, делать это следует на примере действительно «рыночной» отрасли. К одной из таких истинно «рыночных» отраслей мы относим логистику. Что мы подразумеваем под «рыночностью»? Условия, при которых результаты работы бизнеса зависят только от эффективности его деятельности: бизнес не имеет государственной поддержки, на него не влияет сырьевая конъюнктура, он не относится к числу отраслей, производящих товары первой необходимости, и пр. Именно так обстоят дела с логистикой. За деятельностью логистических операторов ничего не стоит – они никого не кормят, не лечат и не греют. Успех работы зависит исключительно от умения находить и удерживать клиентов, предоставляя им максимально качественный сервис. Нашел клиента – живешь; не нашел – закрывайся; нашел, но плохо сделал свою работу – снова закрывайся. Ситуация усложняется также тем, что многие компании привыкли самостоятельно осуществлять хранение и транспортировку товара. Для того чтобы получить нового клиента, часто необходимо сначала убедить его в том, что для него выгодно делегировать эти бизнес-процессы сторонней компании.

В таких условиях постоянно приходится усиленно размышлять над тем, как усовершенствовать свою работу, за счет чего можно привлечь и удержать клиентов. Именно тогда бизнес начинает задумываться о новых технологиях, о внедрении информационной системы, другими словами – об инновациях.

Приведем в пример работу конкретной компании – Логистического агентства «20А». Без рекламы – только факты.

Логистическое агентство «20А» предоставляет широкий спектр 3pl-услуг по хранению и обработке грузов. Для координации всех бизнес-процессов и ресурсов, а также для централизованного управления складом агентство внедрило автоматизированную систему управления складом Manhattan SCALE. При этом компания самостоятельно, без привлечения стороннего IT-интегратора, подключает учетные системы своих клиентов к WMS Manhattan SCALE.

Складской технологический процесс распадается на сегментные участки: приемку, комплектацию заказов, дополнительную обработку и отгрузку. Каждый из этих сегментов имеет дополнительное деление. Например, приемка состоит из выгрузки, идентификации грузов, сортировки, приемки в систему, размещения на хранение. WMS-система, внедренная в логистическом агентстве «20А», включает типовые решения для всех складских бизнес-процессов. Однако поскольку при сотрудничестве с каждым конкретным клиентом необходимо учитывать особенности товарной группы этого клиента, требования товаровладельца, во многих случаях типовые решения адаптируются под каждого клиента. С каждым клиентом настраивается электронный обмен данными за счет встроенной интеграции с ERP-системами Microsoft Dynamics AX, Microsoft Dynamics Nav, SAP R/3, Oracle Retail, JD Edwards, 1C. IТ-департамент «20А» также провел адаптацию интерфейсов с такими программными продуктами, как METI, SCALA.

Кроме того, IТ-департамент агентства разработал инновационное решение IСклад, которое интегрирует в единое информационное пространство и систему управления складом, и производственные процессы, и средства индивидуальной мобильной связи, в частности iPad. Разработанное «20А» специальное приложение позволяет клиентам получать разнообразные и наглядные отчеты, через интегрированную систему видеонаблюдения наблюдать за тем, что происходит на складе, находиться на прямой связи с менеджером проекта, иметь доступ в личный кабинет на сайте, общаться с отделом качества, формировать аналитику и даже играть в логистические тетрисы.

Таким образом, новые технологии нужны компании прежде всего для того, чтобы получить конкурентные преимущества. Идея оправдывает себя. Во-первых, WMS-система позволяет «20А» более качественно обслуживать своих клиентов. Не просто обеспечивать надежное хранение и своевременную отгрузку товаров, но управлять товаропотоками своих клиентов. Во-вторых, технологические новинки помогают «20А» преодолевать недоверие клиентов к тому, что они делают с их товарами. Ведь услуги логистического оператора для компании – особенно на первых порах – это «черный ящик». Справиться с таким восприятием можно единственным способом – предоставить онлайн-доступ к максимально полной и достоверной информации. Как мы видели в примере – «20А» решает это с помощью IСклад.

В автоматизации работы логистического оператора есть еще один резон. Для работы склада требуется много персонала «на полу», который осуществляет операции. Однако рыночная ситуация с рабочей силой постепенно ухудшается – и качественно, и количественно. Обсуждение миграционной политики российского государства не является предметом нашего разговора – упомянем об этом только вскользь. Скажем откровенно: основной приток рабочей силы идет не из русских деревень. Что будет через 10–15 лет – неизвестно. В любом случае, даже если «руки» будут, на каком языке будут говорить эти «руки» и насколько эффективно удастся выстраивать с ними рабочий процесс – остается под вопросом. Таким образом, внедрение новых технологий, автоматизация логистического бизнеса сегодня – гарантия стабильной работы завтра.

На примере «20А» мы видим еще один аргумент в пользу того, что настоящие инновации порождаются самим бизнесом. Ключевой проект по внедрению WMS-системы компания делала в партнерстве со сторонним IТ-интегратором (ГК «КОРУС Консалтинг»). Однако дальнейшее подключение клиентов к системе и разработку дополнительных приложений компания оставила за собой. Причина проста – сроки реализации IТ-проектов. Проведение IТ-проекта силами собственного IТ-департамента освобождает компанию от множества формальностей, которых требует сотрудничество с подрядчиками. Следовательно, сроки проекта сокращаются. Это важно: недостаточно делать что-то лучше конкурентов – надо научиться делать это первым. Тогда больше шансов получить устойчивое конкурентное преимущество.

Хорошо, с причинами инноваций мы разобрались, с примерами тоже. Осталось последнее – и самое важное. Как доказать, что инвестиции в технологические разработки были не напрасны и инновации способствуют повышению эффективности бизнеса?

Здесь подход может быть двояким. С одной стороны, необходимо оценить, насколько новые технологии способствовали развитию самого логистического оператора: удалось ли привлечь новых клиентов, каково соотношение в количестве новых и старых клиентов, помогли ли новые технологии оптимизировать использование собственных мощностей (складских площадей, оборудования), оптимизировать структуру персонала и скорость выполнения складских операций?

Другой подход – оценивать эффективность работы с каждым конкретным клиентом логистического оператора. Результаты такой оценки, то есть результаты подключения клиента к WMS-системе логистического оператора, в каждом случае будут индивидуальны. Такие проекты имеют для клиентов как прямой, так и косвенный экономический эффект. Например, при подключении одного клиента к WMS-системе «20А» качество сборки у него улучшилось на 1,5%. Что произошло с точки зрения экономики отгрузки? Прирост показателя не самый впечатляющий. Однако надо также учитывать, как это повлияло на экономику предприятия, на инвентаризацию, на лояльность собственных клиентов компании-заказчика. Все эти цифры можно рассчитать только под каждый конкретный проект, агрегированных показателей в данном случае не существует. Очевидно только одно: для принятия управленческих решений и оптимизации затрат очень важно иметь возможность рассчитывать эффективность конкретных проектов. Но это уже выходит за пределы «компетенции» WMS-системы и нашего рассказа. В качестве ремарки: важно помнить об автоматизации управленческого учета и формировании глубокой и детальной аналитики.

Вместо выводов. Нужны бизнесу инновации? Это решать самому бизнесу. Что является «драйвером» инноваций? Рыночные условия и понимание потребностей бизнеса. Кто является исполнителем? Зависит от ситуации, но часто сами пользователи. Можно оценить пользу инноваций? Да, но подходы могут быть разные. И главное – только понимая, зачем нужны те или иные технологические новинки, можно приступать к их воплощению. Иначе любая инновация может оказаться пустой тратой денег.




Top