Обзор Sid Meier’s Civilization Beyond Earth - Рецензии на XGames Game TV. Обзор Civilization: Beyond Earth

Есть ли на свете что-нибудь интереснее и занимательнее космических просторов? Миллионы людей на Земле мечтают когда-нибудь побывать там, где не ступала нога космонавта, или хотя бы на день оказаться в безвоздушном пространстве, где силы тяготения родной планеты уже не настолько сильны, чтобы притянуть человека обратно. В России и СНГ у людей трепетное отношение ко всему, что связано с космосом. Ведь мы первая держава, пославшая человека в космос.

Поэтому неудивительно, что тысячи геймеров ежедневно сражаются за восставших против Доминиона или по сотому разу пересматривают «Звездные войны». Не обойдут они стороной и новую игру Firaxis Games. Наш обзор Sid Meier’s Civilization: Beyond Earth расскажет вам о том, что нового и интересного создатели смогли предложить на этот раз.

Наш народ долго стоял на передовой научного прогресса.
Мы первыми создали базу на Луне. Первыми восстановили
спутники после Великой Ошибки. Я хотел бы, чтобы эти
традиции продолжились и в новом мире, и буду бороться
с любым, кто встанет на нашем пути.

(с) Из личного журнала Вадима Петровича Козлова

Тем временем на Земле…

Игра встречает игроков очень добротным вступительным роликом, из которого мы более-менее узнаем, что вынудило землян покинуть родную планету. Молодая индианка рассказывает о закате цивилизаций, о необходимости найти новый дом для всего человечества. Вот нам показывают священников, провожающих верующих в долгий путь. И уже радует, что обошлось без штампов а-ля «Сталин, водка, АЭС и медведь».

Православные священники провожают славян в долгий путь по космосу. Благословение актуально, ведь им предстоит серьезнейшая борьба за место под новыми «Солнцами».

В мире, видимо, через несколько веков после победы одной из фракций в Civilization 5, на Земле произошла Великая Ошибка, которая резко ухудшила экологическую ситуацию и привела к необходимости искать новые планеты, пригодные для заселения.

Катастрофические изменения в экологии стали причиной серьезных геополитических изменений. Россия решила пойти по пути «СССР 2.0», создав Славянский Союз, куда, помимо славянских государств, вошли страны СНГ и некоторые из государств Центральной Азии и Восточной Европы. ЕС распался. Франция и Испания объединились, образовав Франко-Иберию и приняв в свои ряды другие страны Западной Европы.

Молодая индианка-мусульманка, попавшая в число лучших людей человечества, в последний раз смотрит на своих близких…

Сейчас в игре всего восемь фракций. Помимо указанных, есть еще Паназиатская ассоциация (союз Китая с другими азиатскими державами), Протекторат Кавиты (Индия), Бразилия, Африканский Союз, АПК (мощнейшая корпорация США, производившая на тот момент большую часть ВВП страны) и Полистралия (Индонезия, Австралия, Полинезия и другие островные государства). Расстраивает, что в игре нет отдельного места для Японии и стран Большого Ближнего Востока, а именно Ирана, Турции, Афганистана и арабских государств. Хотя куда им там?

Изучение истории этих организаций в Цивилопедии понравится всем любителям международных отношений, а также тем, кто любит просчитывать судьбу нашей человеческой цивилизации в ближайшем будущем. Поэтому советую уделить этому некоторое внимание во время игры. Вам понравится!

За пределами Земли

Прежде чем начать игру, необходимо сделать выбор из пяти пунктов. Сначала мы определяем спонсора, то есть фракцию, за которую будем воевать. У каждой из них свои бонусы: у славян орбитальные юниты остаются на орбите на 20% дольше, у Паназиатской ассоциации дают 10% к строительству чудес и 25% к скорости рабочих. Затем выбираем поселенцев: одни дают плюс к науке, другие к пище, энергии, производству, культуре или здоровью.

Восемь стран – восемь спонсоров. Будем надеяться, что все-таки добавят еще кого-нибудь.

Да, теперь вместо золота в игре средством обмена товаров станет энергия, а вместо счастья – здоровье. В принципе логично, что в мире будущего, а особенно в космосе, все решает количество топлива, а не зеленые бумажки, однако назвать это сильным отличием от Civilization 5 нельзя.

Энергия, как и золото, накапливается очень быстрыми темпами, и поскольку теперь нет необходимости тратить средства на модернизацию армии, все деньги уходят в основном на покупку зданий. Но что-то мне подсказывает, что эта ситуация еще несколько раз поменяется в течение ближайшего года.

Здоровье, как и счастье, теперь дает или отнимает (в зависимости от знака минуса или плюса перед цифрой) меньше, чем в Civilization V. Что интересно, в игре теперь нет зданий, дающих процент или некоторое количество баллов за население в городах. На практике это значит, что достижение положительного здоровья нации зачастую достигается постройкой новых городов, а не полной отстройкой оных.

Тяжелый выбор, никто ведь не знает, что ждет впереди. Выберешь 100 энергии и посадишь город прямо на гнездо инопланетян. И все.

Такой ассортимент предоставляет широкий простор для любителей стратегического планирования. Вы можете сразу сделать упор на науку или производство, либо на прирост вашей цивилизации. Все зависит от предпочитаемого стиля. Но выбирать стоит с умом, поскольку неудачное местоположение города может перечеркнуть все бонусы, выбранные в самом начале. К тому же, в игре больше нет культурной, научной и дипломатической побед.

После посадки корабля шефство над новичками возьмет советник, но если вы профессиональный стратег или играли в другие части Цивилизации, то сможете отказаться от назойливых советов аналога Кортаны.

«Siri! Where can I find an alien nest?»

В игре есть три способа победить. Если вы военный от рождения и любите «запах напалма по утрам», можете, как в старые добрые времена, собрать огромную армию и уничтожить все, что движется. Второй способ подходит скорее дипломатам – можно, построив определенные здания и чудеса, установить контакт с внеземными разумными формами жизни. Третий способ - философская победа по одному из трех направлений: превосходству, праведности или гармонии.

Первые всех расстреляют, вторые гаджетоманы, переигравшие в Deus Ex, третьи, по ходу, знакомы с Сарой Керриган.

Адепты Праведности почитают Старую Землю, сохраняют ее традиции и попытаются сделать новый мир идеальным домом для идеальных людей. Основным ресурсом на пути к победе станет Антигравий. В отличие от них, ратующие за Превосходство не поклоняются ни старой, ни новой планете, а будут переходить на новый уровень развития человечества, благодаря технологиям и человеческой изобретательности. Их любимый ресурс – Фираксит.

Последний способ достижения победы – путь Гармонии. Своего рода «Greenpeace» в космосе. Ее поклонники любят местную инопланетную флору и фауну, и сделают все, чтобы вывести нового человека в новую цивилизацию, которая будет жить в гармонии с природой и другими формами жизни. Победа на этом пути достигается за счет использования Ксеномассы.

Помимо ресурсов «Совершенств», присутствует старая добрая нефть, а также титан и геотермальные источники. Они нужны для создания некоторых боевых единиц и работы зданий. Остались и совсем малозначимые ресурсы, вроде источника меди на клетке, дающей бонус к производству, если обработать ее и поставить на нее цех горной добычи. При этом в игре есть уровни развития «Совершенства», а за каждый новый уровень дается определенный бонус.

Разработчики серьезно переработали научную ветку развития. В Civilization V, по сути, было два пути роста: либо упор на изыскания в научной сфере, приводящий к технологическому и военному преимуществу на средних и поздних этапах игры, либо быстрое открытие научных знаний, позволяющих производить мощную армию в начале, с целью быстрого уничтожения противников. Если игра затягивалась, игроки все равно проходили по всем веткам научного развития, причем могли строить абсолютно одинаковых бойцов.

В Beyond Earth все по-другому. Научная ветка была превращена в подобие паутины. Поначалу такая запутанность и такое огромное количество информации приводит в полное замешательство. Что и когда развивать? Но затем вы заметите, что некоторые исследования дают очки к развитию одной из философий, а значит, надо выбирать именно эти технологии. Если пытаться развивать все и одновременно, можно сильно отстать в технологическом плане и быстро проиграть.

Непонятно «что, где, как, зачем?» Firaxis стоило бы немного подправить сетку.

Игра не радует изобилием различных войск, зато у каждого бойца есть несколько модификаций. При постижении новых уровней развития философии можно выбирать определенные бонусы для каждого типа ваших подопечных, причем все они получат улучшения сразу же, то есть не будут требовать денег, как в Civilization V. И это очень серьезное изменение в механике. Вас могут теснить со всех сторон, но если правильно подгадать момент и выучить соответствующие технологии, баланс резко качнется в вашу сторону, и вот уже развалины вражеских городов позади.

С каждой новой модернизацией меняется вид отрядов. Обучение самых мощных и уникальных боевых единиц потребует большого количества одного из трех стратегических ресурсов. Система получения опыта осталась такой же, как в старой Цивилизации, но теперь за каждый уровень дают либо пополнение отряда (+50 к жизни формирования), либо увеличение к урону. Все остальные «плюшки» перетекли или в бонусы философий, или в бонусы заданий.

От обычного космосолдата до сверхразвитого центуриона.

Новшеством для игры стали спутники. Это техника, запускаемая над контролируемой державой территорией, дающая при этом определенный бонус. Например, орбитальный завод прибавляет +1 к производству на охватываемой территории и генерирует от одного до двух новых стратегических ресурсов на клетках без улучшений. Есть спутники, повышающие мощь союзных войск, генерирующие пищу, науку, в общем, все то же самое, как и везде. У каждой разновидности данного вида космической техники свой срок службы, по истечении которого аппараты сходят с орбиты, а на их место можно запустить новый.

Низковато спутник висит. Может, стоило бы его чуть повыше повесить, а то упадет да весь город разнесет.

В Civilization: Beyond Earth появилась система заданий. Ну, как появилась? Если раньше поручения давали города-государства, а их выполнение вознаграждалось дружбой или союзничеством с этим населенным пунктом, то теперь они появляются на протяжении всей игры в различных ситуациях и дают более серьезные бонусы. Эти задания могут потребовать от вас уничтожить отряд живности, находящейся поблизости от города, построить определенное здание или выучить нужную для философской победы технологию.

Иногда вас ставят перед выбором. Например, вы построили клинику в городе. Поскольку медицинские услуги на другой планете – удовольствие дорогое, гражданские и военные специалисты попросят вас сделать медицину бесплатной для кого-то из них. Если выбрать первых, получите +1 к здоровью нации, если вторых – другой бонус. И такие дилеммы будут преследовать постоянно на протяжении всей партии.

Кто же вы? Заботливый жуковод или жестокий охотник на инопланетную живность?

Кстати, вместо городов-государств теперь на карте иногда появляются укрепленные форпосты, к которым можно проложить торговый путь. Занимают они всего одну клетку. В некоторых случаях предоставляется выбор между бонусами, которые эти форпосты дают. Если вовремя не установить с ними торговые отношения, то они со временем пропадают.

Честно говоря, торговля с городами других цивилизаций более выгодна. Надеюсь, что и тут будут сделаны соответствующие исправления.

Из игры полностью пропали религии и великие люди. Общественные институты были переработаны и превратились в направления развития. Всего их четыре: сила, процветание, знание, промышленность. Сила для тех, кто готовится воевать. Процветание помогает увеличивать прирост населения. Знание позволяет быстрее получить технологическое преимущество, а промышленность используется для быстрой постройки зданий.

Изменения затронули и систему специалистов, которые больше не дают очков великих людей, коих больше нет, да и сами по себе их бонусы стали слабее, чем в Civilization V. Видимо, это еще переработают в одном из грядущих патчей.

По сравнению с предыдущей Цивилизацией серьезно порезали количество направлений развития. И это к лучшему.

Изменения затронули систему разведки. Чтобы получить шпионов, необходимо сначала открыть соответствующую технологию, а затем построить нужное здание. Если раньше можно было украсть технологию и совершить переворот в городе-государстве, то теперь у будущего «ГРУ» есть несколько вариантов для действий. Можно своровать технологию или науку, можно своровать энергию, а среди самых серьезных операций – вызов инопланетного червя или взрыв грязной бомбы, убивающей половину населения города.

Но проводить такие операции не так-то просто. У каждого города есть уровень интриги (от нуля до пяти), чем он выше, тем более серьезные спецоперации становятся доступны. По личным ощущениям, на более поздних стадиях игры тяжело завершать успехом и самые легкие задания, и даже старые и опытные шпионы будут жертвовать собой ради победы над общим врагом.

Что будем красть: энергию, науку или создадим шпионскую сеть?

Дипломатия, графика и местная фауна

Варвары, которые к концу партии могли обладать авианосцами, остались дома на планете Земля. В дивном новом мире на новых планетах живут не особо разумные, но от того не менее опасные, формы жизни. Всякие трутни, морские драконы, кракены, волкожуки и другие серьезно мешают на пути к победе.

Но опасны они в основном тогда, когда ваши войска подходят слишком близко к их жилищу. Поэтому, если держать дистанцию, можно с ними и не сталкиваться вообще. На поздних этапах игры эти существа вообще не представляют собой особой угрозы и выносятся с полпинка, но до этого с ними лучше дружить. Хотя как можно дружить с этими подобиями зергов?

Низкополигональный кракен. Привет из King’s Bounty?

Некоторые зоны на планетах заражены миазмой, некоей инопланетной дрянью, портящей здоровье войскам, хотя если выбрать правильный путь к победе, то даже подлечивающей раненых бойцов. Впрочем, она легко рассеивается под воздействием специального спутника или простым рабочим.

Здесь отдыхают зерги после тяжелых боев с Доминионом.

Дипломатия перекочевала в Beyond Earth из Civilization V почти без изменений. Разве что теперь можно сливать свои ресурсы за очки услуги другим фракциям. Эти привилегии потом позволят вам спокойно творить всякие гадости и подлости против землян, в то время как другие потомки Адама и Евы (естественно, те, кого вы подкупали на протяжении всей игры) будут молчать в тряпочку и сидеть-бояться.

“А не славянин ли ты часом?”

Новые пейзажи, та же миазма и прочие области, покрытые зеленой слизью, да и сам инопланетный пейзаж несколько давит на глаза. Нет удобного выделения цветом в паутине науки. Поначалу очень сложно разобраться, что к чему относится, и вообще, зачем все это надо. Но это, скорее всего, дело привычки.

Технически графика осталась на том же уровне, что и в Civilization V: Brave New World, и это неплохо, как для стратегии. А музыкальное сопровождение на приличном высоком уровне, что уже давно стало приятной традицией серии.

Раскраска карты давит на глаза. Стоило ли настолько сильно выкручивать «сочность» в Paint?

Стала ли новая «Цивилизация» тяжелее? Не думаю. Безусловно, некоторые моменты были усложнены, например, больше нет «читерской» вкладки «Демография», где вы с легкостью могли посмотреть, кто и в какой сфере экономики занимает первое место, что позволяло перестраивать стратегию строительства на лету и быть готовыми к вторжению ваших врагов, ведь размеры армии тоже были известны, благодаря советникам. Теперь этого нет, а шпионы предоставляют лишь малую часть информации. Большую часть времени вы будете действовать по наитию, не зная, что происходит у вашего оппонента.

Как и любая игра подобного плана, Beyond Earth сложна в освоении, особенно для новичков, но дорогу осиливает идущий. Если вы любитель подобных стратегий, то ничто не сможет остановить вас на пути к победе. И, безусловно, хардкорщики смогут найти здесь огромные возможности для своих способностей в тактическом и стратегическом планах.

Заключение

Beyond Earth сложно назвать полноценной новой игрой. Это либо очень большое DLC к пятой части Civilization, либо средних размеров дополнение. Но такой вывод не отменяет того, что эта часть серии поймает тысячи жертв в свои путы на десятки и сотни часов, заставляя новичков и ярых фанатов мира Сида Мейера, как заведенных, пробовать все новые и новые пути развития своей цивилизации, переигрывать, уничтожать, крушить, создавать и строить прекрасный новый мир вдали от родного дома.

Да и надо понимать, что в последнее время выходит не так много серьезных и удачных глобальных стратегий. Поэтому можно даже простить цену в 1200 рублей, хоть руки и чешутся. Ну а поклонникам остается лишь надеяться, что это не последнее слово в данной линейке стратегий, и нас ждут как минимум масштабные дополнения или, что еще лучше, шестая часть Sid Meier’s Civilization.

На пути мастера-стратега вас ждут и тяжелые поражения…

Вердикт: Хорошее добротное продолжение глобальной стратегии Сида Мейера, которое будет радовать нас до выхода шестой части и заставлять шевелить извилинами темными зимними ночами.

Оценка: 8.0 («Отлично»).

Тимур Измайлов


«Sid Meier"s Civilization Beyond Earth предъявила умеренные требования к графической подсистеме и процессорам. Несколько протестированных конфигураций в разрешении 1920 х 1080 продемонстрировали комфортную производительность, причем в их числе была связка «Core i3-4130 + Radeon R7 250X».

Однако стоит отметить, что тестировался отрезок, сохраненный после двух часов игры. Проще говоря, городов было еще мало, да и сами они были развиты очень слабо. По опыту Civilization 5 знаю, что после десяти часов игры нагрузка на систему существенно возрастает и скорее всего результаты будут иные. Поэтому обновленные тесты обязательно появятся в других обзорах».

В предыстории Civilization: Beyond Earth говорится о некой Большой Ошибке, которую совершило человечество в прошлом, расплатившись за это тремястами годами упадка. Вслед за этим последовал новый Золотой Век, который позволил людям вырваться на широкие космические просторы и начать расселяться по другим планетам. Firaxis утверждает, что им не известно, в чем состояла та самая ошибка, но нас-то не обманешь. Единственная Большая Ошибка, которая могла бы повергнуть Землю в хаос на триста лет, - никогда не разрабатывать и не выпускать Civilization: Beyond Earth. Слава Богу - пронесло.

ПОШАГОВАЯ RPG


Firaxis в полной мере удалось то, что доселе получалось только у братьев Голлоп: привнести в пошаговую стратегию ролевой элемент, не уступающий стратегическому по силе воздействия на игрока. Вся эта экспедиция к звездам есть по сути протагонист игрока, главный герой приключения. Для начала нам предлагают выбрать организацию, спонсирующую полет, то есть расу с положенным расовым бонусом. У одних мощнее армия, у других спутники дольше держатся на орбите, третьи быстрее учатся. Неважно, что именно предлагает выбор спонсора. Главное, что этот выбор определяет один из главных векторов прокачки. После этого необходимо укомплектовать экипаж и определить содержимое грузового отсека. Это начальное снаряжение, с которым вы начнете покорять неизведанный мир. Одно дело взять с собой инженеров и побольше энергоресурсов, и совсем другое - забить трюмы оружием и биосканерами. Осталось только выбрать планету и можно отправляться в путь.


Интересно, это передняя часть червя или задняя?


Первые же шаги по нехоженым тропинкам новой родины помогают понять, какой элаймент предпочтителен для данной планеты. Всего предусмотрено три пути. Путь Гармонии (условно говоря, lawful good) предусматривает отказ от всего человеческого и полную ассимиляцию. Путь Праведности (своеобразный chaotic evil) приведет вас к глобальному терраформированию планеты в точную копию Земли, а Путь Превосходства (ни дать ни взять - true neutral) завершается окончательной кибернизацией и абсолютной нечувствительностью к местным условиям жизни. С точки зрения стратегической, если планета богата жизнью, то логичнее жить с ней в гармонии, а если досталось что-нибудь вроде Дюны, то можно и перепахать ее вдоль и поперек: от гигантских червей (а они тут есть) в хозяйстве все равно толку никакого.


Квесты взяты прямиком из ЕГЭ


Однако, прибыв на новое место, с удивлением понимаешь, что действовать хочется не так, как диктует выгода и логика, а как велит выбранная перед полетом роль. И вот уже рейнджеры отстреливают местную фауну, а инженеры собирают ультразвуковой барьер. Дальше-больше: когда через несколько ходов начинают приземляться потенциальные конкуренты, к ним не испытываешь обычной для стратегического жанра вражды. Даже когда они приходят попросить в долг электричества или титана (который вообще-то идет исключительно на строительство военных юнитов), ты помогаешь им с легким сердцем. Они же они братья тебе, так же заброшенные далеко от дома. Притом у них там еще голые стены, а у нас уже ферма, генератор гудит, археологи раскапывают очередной артефакт, и вот-вот запустится метеоспутник. Раздражение и даже злоба придет потом и только по идеологическим причинам. Ты двадцать лет изучал ксеногеном, а эти дикари выжгли все живое на сто километров в округе. Или наоборот - у тебя вся техника брошена на вырубку грибов и засев полей земными растениями, а сосед себе щупальца отращивает, променял, гадина, человеческую сущность на комфортную, сытую жизнь. Такого простить, конечно, нельзя.

Совершенно не похожа на стратегическую прокачка персонажа, которая здесь маскируется под научные открытия. В каждой области знаний имеется основная дисциплина и пара дополнительных. Очень похоже на развитие персонажа в RPG. Можно пробежаться по верхам, набрав побольше базовых навыков, а можно углубиться в пару специальностей и достичь в них вершин мастерства. Выбирая технологии для изучения, ловишь себя на том, что рука тянется не к тем, которые нужнее на данный момент, а к тем, которые дадут дополнительный балл на выбранном Пути. Это то самое чудо, которое сотворила команда Firaxis, - в стратегической игре создана атмосфера, влияющая на выбор игрока больше, чем традиционная для жанра движущая сила - целесообразность. Возможно, это первый случай за всю историю «Цивилизаций», когда решаешь сердцем, а не головой.


Есть, конечно, некоторые огрехи. Непонятно, почему люди, пересекшие космические пространства в поисках нового дома, должны заново изучать, скажем, кибернетику. Ну ладно там экология или генетика, это еще куда ни шло - другая планета и все такое. Но баллистика и робототехника... Как мы вообще в космос-то вышли без баллистики?

По счастью, такого рода условностей немного, поэтому самоощущение ребенка, брошенного одного в темной пустой комнате и вынужденного наощупь искать из нее выход, не покидает игрока до самой развязки.


Фамилия персонажа Козлов. Ведет себя также


ЦИВИЛИЗАЦИЯ НОМЕР ШЕСТЬ


При всем этом собственно стратегическая часть Civilization: Beyond Earth по меркам серии довольна слаба. Она практически полностью повторяет механику Civilization V (она же сильно урезанная Civilization IV), которой мы в свое время поставили рекордно низкий для «Цивилизации» балл именно за бездумное отсечение целых игровых пластов, традиционно составлявших основу серии.

Города-государства, предназначавшиеся на роль яблока раздора, превратились в торговые базы. Добиваться их благосклонности больше не нужно, надо только отправить туда специальный караван, чтобы получить положенный бонус. Социальная политика преобразована в так называемые добродетели, разбитые на четыре раздела. Открываются они, как и прежде, за накопленные баллы культуры и немного меняют общие свойства колонии. Нового тут только одно: при определенной конфигурации приобретенных добродетелей срабатывает их синергия, и фракция получает дополнительный бонус. Исторические личности заменены спутниками. Спутник зависает над указанным гексом на некоторое количество ходов (зависит от его типа и текущих характеристик фракции), давая области под собой специфический бонус. При этом запущенный спутник занимает контролируемую им часть карты, что не позволяет натыкать с десяток спутников над одним и тем же местом. Бонусы могут быть самые разные - от повышенной выработки энергии до автоматического лечения юнитов. Ограниченность области действия спутника с лихвой компенсируется тем, что, в отличие от исторических личностей, спутники можно клепать сколько и какие угодно, а потом вывешивать над любой точкой своей территории.


Спасение утопающих - дело военной авиации


Основным новшеством в боевой части являются, конечно, отряды инопланетного зверья, заменившие традиционных для серии варваров. Туземная фауна ведет себя куда осмысленнее варварских племен Земли. Основным приоритетом местных является охрана гнезд. Если не маячить возле них, то можно вполне мирно сосуществовать. Даже если произошла стычка и отношения испортились, достаточно некоторое время придерживаться нейтралитета, чтобы иконки над стайками жуков и тараканов снова стали зелеными. Одним только гигантским червям политическая ситуация безразлична. Эти ползают где хотят, не обращая внимания на разрушаемые постройки и дороги. С беспределом можно смириться, а можно начать отстреливать дебоширов, но занятие это дорогостоящее и муторное: один червь может элементарно раскидать целую армию, да и мелочь на вас обозлится. Единственный стоящий повод для глобальной конфронтации с целой планетой - начало массированного терраформирования, поэтому, встав на Путь Праведности, надо быть готовым к большой войне.

Широко разрекламированная система квестов большей частью сводится к простому моральному выбору, результат которого заранее объявлен. Есть, однако, и настоящие квесты, которые действительно необходимо выполнять. Они подразделяются на два вида: обучающие, вроде строительства аванпоста или отправки торговых караванов, и сюжетные, связанные с продвижением по выбранному Пути. В целом ощущения от квестовой системы положительные, но не особенно яркие.

Вот что действительно прискорбно, так это отсутствие всепланетного совета, решающего глобальные дипломатические проблемы и устанавливающего общие правила поведения. В некоторой степени это оправдано сеттингом - фракции должны действовать, не оглядываясь друг на друга ввиду различий в подходах к колонизации планеты. С другой стороны – введение аналога ООН существенно разнообразило бы куцую дипломатию, взятую из Civilization V и скукожившуюся до торговли и территориальных претензий. Даже шпионаж в Civilization: Beyond Earth почти целиком выродился в воровство ресурсов, пара продвинутых трюков типа мгновенного захвата города не в счет: для них нужно готовить почву, и даже в самых благоприятных условиях они чаще всего заканчиваются разоблачением агента.

Не рискнула Firaxis перенести из Alpha Centauri и систему сборки боевых юнитов. Вместо этого реализован трехступенчатый апгрейд каждого из базовых типов войск (а их, кстати, не так уж и много) с выбором перка на каждой ступени развития. Апгрейд становится доступен при достижении определенного прогресса на выбранном Пути. Помимо этого, начиная с четвертого шага каждого Пути, можно изучать и производить специализированные юниты, которые серьезно превосходят по параметрам даже усовершенствованные базовые войска. Где-то с этого момента туземная фауна перестает быть значимой угрозой для наших вояк. Исключение составляют все те же черви, которые попортят много крови даже самой развитой колонии. Разве что пойти по Пути Гармонии и приручить проклятых тварей.


На границе танки ходят хмуро...


КУДА ВЫВЕДЕТ КРИВАЯ?


Начиная с пятой части, серия Civilization демонстрирует существенный уклон в тактику и отход от большинства стандартов 4X-стратегий. Перекочевавшая из варгеймов боевая система продолжает совершенствоваться: вот и в Civilization: Beyond Earth стрелки и артиллерия научились прикрывать своих от воздушных атак и сбивать вражеские спутники. Кроме того, юниты сами по себе стали более живучими, что позволяет им зачастую действовать в одиночку или малыми группами. Это решает проблемы перемещения крупных армий на большие расстояния, да еще и в пошаговом режиме. Одновременно происходит последовательное упрощение дипломатической, социальной и в некоторой степени экономической составляющих. Еще пара шагов в этом направлении, и нужно будет ставить вопрос о нынешней жанровой принадлежности прародительницы всех глобальных пошаговых стратегий.


Итоговая оценка: 8,5 баллов из 10!

Вторая по счету попытка запуска Sid Meier"s Civilization: Beyond Earth за пределами земли. Новая Civilization получила ярко розово-фиолетовая расцветка инопланетных ландшафтов и история о том, как страдающее от погубленной экологии человечество пробует начать все сначала и посылает колонистов осваивать далекие планеты. Совершенно уникальная игра об освоении космоса. Кроме того что мы рады приветствовать, вас, в обзоре ни много ни мало, новой Цивилизации - Sid Meier"s Civilization: Beyond Earth. И что нас ожидает через целых 15 лет ожиданий? Смотрите далее.

В этом смысле Beyond Earth — совершенно новая игра. Но до выхода Beyond Earth было опасение, что перенос действия игры в космос игроки не воспримут. Здесь же в каждое название нужно вчитываться, а объяснения некоторых терминов — подглядывать в местной Википедии.

Оказалось, что так даже интереснее: в отличие от любой другой Civilization, где наука развивалась от простого к сложному, от открытия колеса к орбитальным спутникам и ядерным реакторам. Тут же вы сами принимаете решения в соответствии со своим непредсказуемым представлением о будущем облике человечества.

В Beyond Earth все начинается в отличии от Civilization 5, иначе. Перед стартом, кроме фракции, предлагают выбрать тип посадочного модуля, груз и класс поселенцев. Они тоже дают бонусы, но все эти переменные больше не дают четкой установки на победу. Это всего лишь инструменты с широким набором функций, которые влияют на стиль игры, но не определяют загодя, каким образом вы придете к господству. Beyond Earth преодолела земную суету и перешла к совершенно другим ценностям.


На неизведанной планете многому приходится учиться заново: развитие науки в Civilization: Beyond Earth начинается не с колеса и алфавита. Вместо варваров вокруг городов рыщут аборигены. Каждое научное решение, принятое по ходу действия, двигает ваш народ в сторону одной из трех идеологий.

Заставьте ученых думать в определенную сторону, и к середине партии по планете будут шагать роботы; иные варианты позволяют, например, брать в армию инопланетян и оборачивать ядовитую экологию планеты против врагов.

Каждая партия в игре занимает десять, а то и больше часов. Beyond Earth через двадцать минут после начала игры разъясняет общие правила буквально на пальцах. Подшефная цивилизация может развиваться в трех различных направлениях: Превосходства, Праведности и Гармонии.

Чтобы не увязнуть в «паутине» доступных технологий, игра заботливо подскажет, что нужно исследовать, и быстрее построить. Обширная «Цивилопедия», прояснит разницу между антигравием и фиракситом, а мудрые советники вовремя подскажут, что сейчас лучше.

За всю историю «Цивилизации» окончательно и бесповоротно решен. Больше не придется тратить весь фонд национального благосостояния на апгрейд легионеров или в самый неподходящий момент перевооружать армию ударными боевыми слонами. Солдаты, танки, артиллерия, корабли, самолеты, авианосцы — все эти юниты будут эволюционировать по мере открытия новых технологий.

Продвижение по тому или иному пути почти целиком обеспечивается наукой. Древо исследований в Beyond Earth — это разветвленное хитросплетение дисциплин, где каждой теории соответствуют два лепестка прикладных наук. Некоторые из лепестков дают толчок в развитии одной из философий. Подход к исследованиям из-за этого сильно изменился: изучение «общих» наук очень скоро уступает место узкой специализации, и вскоре разные нации расходятся по разным краям научного древа, принципиально меняя методы борьбы.

Кроме науки, подстроиться под ситуацию помогают банальные городские здания, после постройки которых предлагают выбрать дополнительную особенность: скажем, ториевый реактор либо дает дополнительную энергию, либо повышает промышленную мощь. А на орбиту можно отправить полезные спутники, которые изменят свойства почвы или повысят боевые качества юнитов. Все вместе эти элементы создают стройную систему общественно-экономического развития, которая побуждает мириться — или бороться с окружающей средой.

В Beyond Earth остались и другие привычные игроку вещи. Дипломатия, торговля, шпионаж, диверсии и стратегические союзы — все это работает в далеком космосе примерно по тем же правилам, что и в Civilization 5. Теперь своим иностранным партнерам теперь можно дарить ценные стратегические ресурсы, а взамен вы получите дружественные услуги.

Земля противится освоению: огромные площади отравлены миазмой, не пропускающей караваны и губительной для землян. Однако самая большая проблема — рельеф. Кругом сплошь жуткие заросли, пресные водоемы, холмы, а еще непроходимые горы, кратеры и каньоны. Иногда генератор выдает планеты, похожие на тесный лабиринт из ущелий. Тектоническую оригинальность игнорировать не получится никак — полноценного терраформирования тут пока что нет.

Технически игра заметно стабильнее и быстрее предшественницы. Но некоторые проблемы движка пока остались — например, войска при переходе на другую клетку, бывает, отчего-то тушуются и топчутся на ровном месте, однако ничего критичного нет. А то, что есть, наверняка вскоре исправят.


Музыка вызывает сугубо положительные эмоции, и если в прошлый раз автор этих строк без сожаления отключил ее раз и навсегда, то здесь, напротив, хочется порой сделать погромче. Картинка стала чуть аккуратнее и современнее, но без особых излишеств — смотрите на скриншоты.


Подведем итоги. Firaxis конечно, не совершили каких-то революционных действий с игрой, но точно изменилиоблик Civilization, ее темп и цели. В новой части работают все те же правила и механизмы, но на самом деле это уже совсем другая игра. Beyond Earth — почти бесконечная научно-фантастическая история поклонники глобальных стратегий точно оценят игру.

Наша оценка 10 из 10 баллов

Есть ли на свете что-нибудь интереснее и занимательнее космических просторов? Миллионы людей на Земле мечтают когда-нибудь побывать там, где не ступала нога космонавта, или хотя бы на день оказаться в безвоздушном пространстве, где силы тяготения родной планеты уже не настолько сильны, чтобы притянуть человека обратно. В России и СНГ у людей трепетное отношение ко всему, что связано с космосом. Ведь мы первая держава, пославшая человека в космос.

Поэтому неудивительно, что тысячи геймеров ежедневно сражаются за восставших против Доминиона или по сотому разу пересматривают «Звездные войны». Не обойдут они стороной и новую игру Firaxis Games. Наш обзор Sid Meier’s Civilization: Beyond Earth расскажет вам о том, что нового и интересного создатели смогли предложить на этот раз.

Наш народ долго стоял на передовой научного прогресса.
Мы первыми создали базу на Луне. Первыми восстановили
спутники после Великой Ошибки. Я хотел бы, чтобы эти
традиции продолжились и в новом мире, и буду бороться
с любым, кто встанет на нашем пути.

(с) Из личного журнала Вадима Петровича Козлова

Тем временем на Земле…

Игра встречает игроков очень добротным вступительным роликом, из которого мы более-менее узнаем, что вынудило землян покинуть родную планету. Молодая индианка рассказывает о закате цивилизаций, о необходимости найти новый дом для всего человечества. Вот нам показывают священников, провожающих верующих в долгий путь. И уже радует, что обошлось без штампов а-ля «Сталин, водка, АЭС и медведь».

Православные священники провожают славян в долгий путь по космосу. Благословение актуально, ведь им предстоит серьезнейшая борьба за место под новыми «Солнцами».

В мире, видимо, через несколько веков после победы одной из фракций в Civilization 5, на Земле произошла Великая Ошибка, которая резко ухудшила экологическую ситуацию и привела к необходимости искать новые планеты, пригодные для заселения.

Катастрофические изменения в экологии стали причиной серьезных геополитических изменений. Россия решила пойти по пути «СССР 2.0», создав Славянский Союз, куда, помимо славянских государств, вошли страны СНГ и некоторые из государств Центральной Азии и Восточной Европы. ЕС распался. Франция и Испания объединились, образовав Франко-Иберию и приняв в свои ряды другие страны Западной Европы.

Молодая индианка-мусульманка, попавшая в число лучших людей человечества, в последний раз смотрит на своих близких…

Сейчас в игре всего восемь фракций. Помимо указанных, есть еще Паназиатская ассоциация (союз Китая с другими азиатскими державами), Протекторат Кавиты (Индия), Бразилия, Африканский Союз, АПК (мощнейшая корпорация США, производившая на тот момент большую часть ВВП страны) и Полистралия (Индонезия, Австралия, Полинезия и другие островные государства). Расстраивает, что в игре нет отдельного места для Японии и стран Большого Ближнего Востока, а именно Ирана, Турции, Афганистана и арабских государств. Хотя куда им там?

Изучение истории этих организаций в Цивилопедии понравится всем любителям международных отношений, а также тем, кто любит просчитывать судьбу нашей человеческой цивилизации в ближайшем будущем. Поэтому советую уделить этому некоторое внимание во время игры. Вам понравится!

За пределами Земли

Прежде чем начать игру, необходимо сделать выбор из пяти пунктов. Сначала мы определяем спонсора, то есть фракцию, за которую будем воевать. У каждой из них свои бонусы: у славян орбитальные юниты остаются на орбите на 20% дольше, у Паназиатской ассоциации дают 10% к строительству чудес и 25% к скорости рабочих. Затем выбираем поселенцев: одни дают плюс к науке, другие к пище, энергии, производству, культуре или здоровью.

Восемь стран – восемь спонсоров. Будем надеяться, что все-таки добавят еще кого-нибудь.

Да, теперь вместо золота в игре средством обмена товаров станет энергия, а вместо счастья – здоровье. В принципе логично, что в мире будущего, а особенно в космосе, все решает количество топлива, а не зеленые бумажки, однако назвать это сильным отличием от Civilization 5 нельзя.

Энергия, как и золото, накапливается очень быстрыми темпами, и поскольку теперь нет необходимости тратить средства на модернизацию армии, все деньги уходят в основном на покупку зданий. Но что-то мне подсказывает, что эта ситуация еще несколько раз поменяется в течение ближайшего года.

Здоровье, как и счастье, теперь дает или отнимает (в зависимости от знака минуса или плюса перед цифрой) меньше, чем в Civilization V. Что интересно, в игре теперь нет зданий, дающих процент или некоторое количество баллов за население в городах. На практике это значит, что достижение положительного здоровья нации зачастую достигается постройкой новых городов, а не полной отстройкой оных.

Тяжелый выбор, никто ведь не знает, что ждет впереди. Выберешь 100 энергии и посадишь город прямо на гнездо инопланетян. И все.

Такой ассортимент предоставляет широкий простор для любителей стратегического планирования. Вы можете сразу сделать упор на науку или производство, либо на прирост вашей цивилизации. Все зависит от предпочитаемого стиля. Но выбирать стоит с умом, поскольку неудачное местоположение города может перечеркнуть все бонусы, выбранные в самом начале. К тому же, в игре больше нет культурной, научной и дипломатической побед.

После посадки корабля шефство над новичками возьмет советник, но если вы профессиональный стратег или играли в другие части Цивилизации, то сможете отказаться от назойливых советов аналога Кортаны.

«Siri! Where can I find an alien nest?»

В игре есть три способа победить. Если вы военный от рождения и любите «запах напалма по утрам», можете, как в старые добрые времена, собрать огромную армию и уничтожить все, что движется. Второй способ подходит скорее дипломатам – можно, построив определенные здания и чудеса, установить контакт с внеземными разумными формами жизни. Третий способ - философская победа по одному из трех направлений: превосходству, праведности или гармонии.

Первые всех расстреляют, вторые гаджетоманы, переигравшие в Deus Ex, третьи, по ходу, знакомы с Сарой Керриган.

Адепты Праведности почитают Старую Землю, сохраняют ее традиции и попытаются сделать новый мир идеальным домом для идеальных людей. Основным ресурсом на пути к победе станет Антигравий. В отличие от них, ратующие за Превосходство не поклоняются ни старой, ни новой планете, а будут переходить на новый уровень развития человечества, благодаря технологиям и человеческой изобретательности. Их любимый ресурс – Фираксит.

Последний способ достижения победы – путь Гармонии. Своего рода «Greenpeace» в космосе. Ее поклонники любят местную инопланетную флору и фауну, и сделают все, чтобы вывести нового человека в новую цивилизацию, которая будет жить в гармонии с природой и другими формами жизни. Победа на этом пути достигается за счет использования Ксеномассы.

Помимо ресурсов «Совершенств», присутствует старая добрая нефть, а также титан и геотермальные источники. Они нужны для создания некоторых боевых единиц и работы зданий. Остались и совсем малозначимые ресурсы, вроде источника меди на клетке, дающей бонус к производству, если обработать ее и поставить на нее цех горной добычи. При этом в игре есть уровни развития «Совершенства», а за каждый новый уровень дается определенный бонус.

Разработчики серьезно переработали научную ветку развития. В Civilization V, по сути, было два пути роста: либо упор на изыскания в научной сфере, приводящий к технологическому и военному преимуществу на средних и поздних этапах игры, либо быстрое открытие научных знаний, позволяющих производить мощную армию в начале, с целью быстрого уничтожения противников. Если игра затягивалась, игроки все равно проходили по всем веткам научного развития, причем могли строить абсолютно одинаковых бойцов.

В Beyond Earth все по-другому. Научная ветка была превращена в подобие паутины. Поначалу такая запутанность и такое огромное количество информации приводит в полное замешательство. Что и когда развивать? Но затем вы заметите, что некоторые исследования дают очки к развитию одной из философий, а значит, надо выбирать именно эти технологии. Если пытаться развивать все и одновременно, можно сильно отстать в технологическом плане и быстро проиграть.

Непонятно «что, где, как, зачем?» Firaxis стоило бы немного подправить сетку.

Игра не радует изобилием различных войск, зато у каждого бойца есть несколько модификаций. При постижении новых уровней развития философии можно выбирать определенные бонусы для каждого типа ваших подопечных, причем все они получат улучшения сразу же, то есть не будут требовать денег, как в Civilization V. И это очень серьезное изменение в механике. Вас могут теснить со всех сторон, но если правильно подгадать момент и выучить соответствующие технологии, баланс резко качнется в вашу сторону, и вот уже развалины вражеских городов позади.

С каждой новой модернизацией меняется вид отрядов. Обучение самых мощных и уникальных боевых единиц потребует большого количества одного из трех стратегических ресурсов. Система получения опыта осталась такой же, как в старой Цивилизации, но теперь за каждый уровень дают либо пополнение отряда (+50 к жизни формирования), либо увеличение к урону. Все остальные «плюшки» перетекли или в бонусы философий, или в бонусы заданий.

От обычного космосолдата до сверхразвитого центуриона.

Новшеством для игры стали спутники. Это техника, запускаемая над контролируемой державой территорией, дающая при этом определенный бонус. Например, орбитальный завод прибавляет +1 к производству на охватываемой территории и генерирует от одного до двух новых стратегических ресурсов на клетках без улучшений. Есть спутники, повышающие мощь союзных войск, генерирующие пищу, науку, в общем, все то же самое, как и везде. У каждой разновидности данного вида космической техники свой срок службы, по истечении которого аппараты сходят с орбиты, а на их место можно запустить новый.

Низковато спутник висит. Может, стоило бы его чуть повыше повесить, а то упадет да весь город разнесет.

В Civilization: Beyond Earth появилась система заданий. Ну, как появилась? Если раньше поручения давали города-государства, а их выполнение вознаграждалось дружбой или союзничеством с этим населенным пунктом, то теперь они появляются на протяжении всей игры в различных ситуациях и дают более серьезные бонусы. Эти задания могут потребовать от вас уничтожить отряд живности, находящейся поблизости от города, построить определенное здание или выучить нужную для философской победы технологию.

Иногда вас ставят перед выбором. Например, вы построили клинику в городе. Поскольку медицинские услуги на другой планете – удовольствие дорогое, гражданские и военные специалисты попросят вас сделать медицину бесплатной для кого-то из них. Если выбрать первых, получите +1 к здоровью нации, если вторых – другой бонус. И такие дилеммы будут преследовать постоянно на протяжении всей партии.

Кто же вы? Заботливый жуковод или жестокий охотник на инопланетную живность?

Кстати, вместо городов-государств теперь на карте иногда появляются укрепленные форпосты, к которым можно проложить торговый путь. Занимают они всего одну клетку. В некоторых случаях предоставляется выбор между бонусами, которые эти форпосты дают. Если вовремя не установить с ними торговые отношения, то они со временем пропадают.

Честно говоря, торговля с городами других цивилизаций более выгодна. Надеюсь, что и тут будут сделаны соответствующие исправления.

Из игры полностью пропали религии и великие люди. Общественные институты были переработаны и превратились в направления развития. Всего их четыре: сила, процветание, знание, промышленность. Сила для тех, кто готовится воевать. Процветание помогает увеличивать прирост населения. Знание позволяет быстрее получить технологическое преимущество, а промышленность используется для быстрой постройки зданий.

Изменения затронули и систему специалистов, которые больше не дают очков великих людей, коих больше нет, да и сами по себе их бонусы стали слабее, чем в Civilization V. Видимо, это еще переработают в одном из грядущих патчей.

По сравнению с предыдущей Цивилизацией серьезно порезали количество направлений развития. И это к лучшему.

Изменения затронули систему разведки. Чтобы получить шпионов, необходимо сначала открыть соответствующую технологию, а затем построить нужное здание. Если раньше можно было украсть технологию и совершить переворот в городе-государстве, то теперь у будущего «ГРУ» есть несколько вариантов для действий. Можно своровать технологию или науку, можно своровать энергию, а среди самых серьезных операций – вызов инопланетного червя или взрыв грязной бомбы, убивающей половину населения города.

Но проводить такие операции не так-то просто. У каждого города есть уровень интриги (от нуля до пяти), чем он выше, тем более серьезные спецоперации становятся доступны. По личным ощущениям, на более поздних стадиях игры тяжело завершать успехом и самые легкие задания, и даже старые и опытные шпионы будут жертвовать собой ради победы над общим врагом.

Что будем красть: энергию, науку или создадим шпионскую сеть?

Дипломатия, графика и местная фауна

Варвары, которые к концу партии могли обладать авианосцами, остались дома на планете Земля. В дивном новом мире на новых планетах живут не особо разумные, но от того не менее опасные, формы жизни. Всякие трутни, морские драконы, кракены, волкожуки и другие серьезно мешают на пути к победе.

Но опасны они в основном тогда, когда ваши войска подходят слишком близко к их жилищу. Поэтому, если держать дистанцию, можно с ними и не сталкиваться вообще. На поздних этапах игры эти существа вообще не представляют собой особой угрозы и выносятся с полпинка, но до этого с ними лучше дружить. Хотя как можно дружить с этими подобиями зергов?

Низкополигональный кракен. Привет из King’s Bounty?

Некоторые зоны на планетах заражены миазмой, некоей инопланетной дрянью, портящей здоровье войскам, хотя если выбрать правильный путь к победе, то даже подлечивающей раненых бойцов. Впрочем, она легко рассеивается под воздействием специального спутника или простым рабочим.

Здесь отдыхают зерги после тяжелых боев с Доминионом.

Дипломатия перекочевала в Beyond Earth из Civilization V почти без изменений. Разве что теперь можно сливать свои ресурсы за очки услуги другим фракциям. Эти привилегии потом позволят вам спокойно творить всякие гадости и подлости против землян, в то время как другие потомки Адама и Евы (естественно, те, кого вы подкупали на протяжении всей игры) будут молчать в тряпочку и сидеть-бояться.

“А не славянин ли ты часом?”

Новые пейзажи, та же миазма и прочие области, покрытые зеленой слизью, да и сам инопланетный пейзаж несколько давит на глаза. Нет удобного выделения цветом в паутине науки. Поначалу очень сложно разобраться, что к чему относится, и вообще, зачем все это надо. Но это, скорее всего, дело привычки.

Технически графика осталась на том же уровне, что и в Civilization V: Brave New World, и это неплохо, как для стратегии. А музыкальное сопровождение на приличном высоком уровне, что уже давно стало приятной традицией серии.

Раскраска карты давит на глаза. Стоило ли настолько сильно выкручивать «сочность» в Paint?

Стала ли новая «Цивилизация» тяжелее? Не думаю. Безусловно, некоторые моменты были усложнены, например, больше нет «читерской» вкладки «Демография», где вы с легкостью могли посмотреть, кто и в какой сфере экономики занимает первое место, что позволяло перестраивать стратегию строительства на лету и быть готовыми к вторжению ваших врагов, ведь размеры армии тоже были известны, благодаря советникам. Теперь этого нет, а шпионы предоставляют лишь малую часть информации. Большую часть времени вы будете действовать по наитию, не зная, что происходит у вашего оппонента.

Как и любая игра подобного плана, Beyond Earth сложна в освоении, особенно для новичков, но дорогу осиливает идущий. Если вы любитель подобных стратегий, то ничто не сможет остановить вас на пути к победе. И, безусловно, хардкорщики смогут найти здесь огромные возможности для своих способностей в тактическом и стратегическом планах.

Заключение

Beyond Earth сложно назвать полноценной новой игрой. Это либо очень большое DLC к пятой части Civilization, либо средних размеров дополнение. Но такой вывод не отменяет того, что эта часть серии поймает тысячи жертв в свои путы на десятки и сотни часов, заставляя новичков и ярых фанатов мира Сида Мейера, как заведенных, пробовать все новые и новые пути развития своей цивилизации, переигрывать, уничтожать, крушить, создавать и строить прекрасный новый мир вдали от родного дома.

Да и надо понимать, что в последнее время выходит не так много серьезных и удачных глобальных стратегий. Поэтому можно даже простить цену в 1200 рублей, хоть руки и чешутся. Ну а поклонникам остается лишь надеяться, что это не последнее слово в данной линейке стратегий, и нас ждут как минимум масштабные дополнения или, что еще лучше, шестая часть Sid Meier’s Civilization.

На пути мастера-стратега вас ждут и тяжелые поражения…

Вердикт: Хорошее добротное продолжение глобальной стратегии Сида Мейера, которое будет радовать нас до выхода шестой части и заставлять шевелить извилинами темными зимними ночами.

Оценка: 8.0 («Отлично»).

Тимур Измайлов


«Sid Meier"s Civilization Beyond Earth предъявила умеренные требования к графической подсистеме и процессорам. Несколько протестированных конфигураций в разрешении 1920 х 1080 продемонстрировали комфортную производительность, причем в их числе была связка «Core i3-4130 + Radeon R7 250X».

Однако стоит отметить, что тестировался отрезок, сохраненный после двух часов игры. Проще говоря, городов было еще мало, да и сами они были развиты очень слабо. По опыту Civilization 5 знаю, что после десяти часов игры нагрузка на систему существенно возрастает и скорее всего результаты будут иные. Поэтому обновленные тесты обязательно появятся в других обзорах».




Top