Оценка эссе. Требования, предъявляемые к эссе

Сочинение-рассуждение по изученному произведению.

Письменный развернутый ответ на вопрос.

Составление плана эпического произведения или отрывка из эпического произведения.

Сочинение сказок, рассказов.

Письменный пересказ (изложение) – подробный, выборочный, сжатый и художественный – небольшого эпического произведения, в т. ч. с элементами описания (пейзаж, портрет).

Письменный ответ на вопрос и рассказ о литературном герое.

Составление плана, кадроплана небольшого эпического произведения или отрывка.

Сочинение рассказа.

Поэтические опыты.

Письмо литературного героя.

Страницы дневника литературного героя.

Письменный пересказ (изложение) художественных произведений или отрывков из них (подробный, краткий, выборочный, художественный, творческий) с элементами анализа.

Письменное сочинение-рассуждение: формулировка вопроса к изучаемому произведению, развернутый ответ на вопрос, проблемная характеристика (индивидуальная, сравнительная, групповая) героев произведения.

Письменный отзыв о самостоятельно прочитанном произведении, просмотренном кинофильме.

Сочинение в жанре рассказа, дневниковых записей, письма (о посещении выставки, музея, о трудовых делах класса, об архитектурных памятниках города и т.д.).

Составление плана (простого, сложного) прочитанного произведения и собственного высказывания.

Сочинение-рассуждение по изученному произведению: развернутый ответ на вопрос, проблемная характеристика (индивидуальная, сравнительная, групповая) героев произведения с учетом авторского отношения к ним.

Составление плана (простого и сложного) прочитанного произведения или собственного высказывания.

Письменный отзыв.

Сочинения различных жанров на литературную, публицистическую темы.

Конспект и план (в том числе тезисный) литературно-критической статьи.

Рецензии (или отзыв) на самостоятельно прочитанную книгу, просмотренную телепередачу, спектакль.

Доклад и реферат на литературную тему.

Конспект, план (тезисы) литературно-критических статей.

Рецензия.

Художественные зарисовки, рассказы, очерки, стихотворения.

Сочинение-рассуждение публицистического характера.

Очерк, публицистическая, литературно-критическая статья.

Рецензия.

План и его разновидности. Обучение составлению тезисов и конспектов литературно-критических статей

План – самая краткая запись, представляющая собой перечень названий отдельных частей (смысловых отрезков) текста.

Составление плана содействует не только лучшему усвоению содержания изучаемого произведения, но и выяснению его идейной направленности, его композиции. План организует логическое мышление учащихся и дает навык кратко, точно и целенаправленно формулировать свои мысли.

Планы классифицируются следующим образом.

По цели написания:

а) план произведения или его части;

б) план собственного устного или письменного высказывания;

в) план характеристики героя;

г) план литературно-критической статьи.

2. По степени сложности:

а) простые;

б) сложные.

3. По своей содержательной направленности (классификация
М. Рыбниковой в ее книге «Очерки по методике литературного чтения», с. 200–201):

а) сюжетные;

б) тематические;

в) идейные;

г) композиционные (сюжет в целом).

Формулировки пунктов плана могут быть в форме вопроса, цитаты из текста (цитатный план), повествовательных назывных или неполных предложений.

Методика обучения составлению плана заключается в формировании у учащихся умения делить текст на смысловые части, выделять главное в каждой смысловой части и формулировать ее название.

Для эффективности обучения старшеклассников сочинениям важен вопрос о классификации сочинений , которая поможет сориентироваться в отборе материала, способе изложения. Существуют различные классификации видов и типов сочинений в зависимости от принципов, положенных в основу.

Например: сочинения разделены методистами на 2 основные группы: сочинения литературные и сочинения, основанные на личных впечатлениях, жизненных наблюдениях, опыте учащихся. Сочинения на литературные темы классифицируются по тематическому и жанровому принципам.

Тематический принцип связан с формулировкой темы, отбором материала. О.Ю. Богданова : выделяет следующие виды:

1. Сочинения о литературных героях (индивидуальная, групповая, сравнительная характеристика), например: «Пугачев глазами Гринева».

2. Сочинения, основанные на анализе произведения в целом:

а) оценка всего произведения: «Дубровский» Пушкина как романтическое произведение» ;

б) рассмотрение проблем: «Рок, судьба и человеческая воля в романе Лермонтова» ;

в) анализ художественной формы: «Композиционное своеобразие романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» .

3. Разбор отдельных эпизодов и частей произведения: «Мои любимые страницы …», «Гоголь – мастер художественного портрета» ;



4. Литературные обзоры: «Личность и государство в литературе 20 века», «Тема мещанства в творчестве Чехова и Зощенко» ;

5. Рассуждения-размышления от отношении литературы к жизни: «Почему русскую литературу 19 века можно назвать литературой вопросов» ;

6. Сочинения-исследования: «Революционер ли Базаров», «Смешен или страшен Молчалин».

Если говорить о жанровой классификации, то традиционно выделяются 3 вида: повествование, описание, рассуждение. В последнее время выдвинулись другие жанры: сочинение – характеристика, литературный портрет, этюд, эссе, отзыв, рецензия, обозрение, очерк, дневник, письмо, исповедь, интервью, репортаж, стихотворение и др.

Понятно, что такие жанровые разновидности рассчитаны на авторскую индивидуальность ученика.

Особенности сочинений различных жанров.

Сочинение-характеристика. Один из самых распространенных жанров. Он требует глубокого раздумья не только над системой образов, но и над отдельным героем. Сочинение должно быть размышлением о его нравственных идеалах, поступках, действиях, взаимоотношениях с окружающими людьми. Необходимо проследить эволюцию характера в сюжетном развитии произведения, выделить то индивидуальное, неповторимое, что характеризует личность этого героя.

В этом жанре можно выделить сравнительную характеристику и характеристику лирического героя (для поэтического произведения): «Неужто ты влюблен в меньшую? – А что? – Я выбрал бы другую» (сравнительная характеристика сестер Лариных); «Женские образы в романе Лермонтова «Герой наго времени» .

Сочинение – литературный портрет. Один из творческих жанров, он предполагает свободное раскрытие «портрета» человека. Эмоциональность изложения материала в этом жанре усиливается. Здесь не обязательны ссылки пишущего на критику, авторитетные источники. Автор не должен стремиться к строгой последовательности в раскрытии портрета, а дать свое видение, понимание, значение этого человека для себя, своей жизни. Например: «Пушкин последних лет»; «Так что за человек, этот Печорин?»; «Я пролетарского происхождения» (по «Собачьему сердцу» Булгакова).

Сочинение – этюд. Этюд – это небольшое произведение критического и другого характера, посвященнае какому-либо отдельному вопросу. Что может стать отдельным вопросом для такого сочинения? Например: «Танец и песня в жизни Наташи Ростовой», «Что значит «наука страсти нежной» по роману Пушкина «Евгений Онегин», «Первая и последняя любовь Лермонтова»; «Мой Пушкин»; «А он, мятежный…» (о Лермонтове).

Сочинение должно стать лирическим монологом пишущего о том значительном, что составляет суть картины, события, раздумья.

Сочинение-эссе. Сочинение небольшого объема и свободной композиции, содержащее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному вопросу и заведомо не претендующие на определенную и исчерпывающую трактовку предмета. Эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо. Стиль отличается образностью, афористичностью и установкой на разговорную интонацию и лексику. Например: «Я читаю В. Набокова…»; «Вечный Достоевский»; «Любимый писатель нашего поколения»;»Русская классика на сцене и в кино» .

Система аргументации основана на личном читательском опыте, вкусе и предпочтениях. Литературные герои, как правило, рассматриваются как человеческие характеры, типы; дается оценка с морально-этических, нравственных позиций, взаимоотношений персонажей. Вывод отражает жизненную позицию автора сочинения, его личностные качества, отношение к тем или иным сторонам жизни, нашедшем воплощение в литературном произведении.

Сочинение – рецензия. Развернутое критическое суждение о произведении искусства, в основе которого – анализ художественного произведения в единстве его содержания и формы с целью дать аргументированное истолкование и оценку идейно-художественного своеобразия произведения.

В рецензии преобладает не эмоционально-субъективная, а объективная оценка. Читатель выступает как критик и исследователь. Предметом исследования является произведение как художественный текст, поэтика автора, его позиция и средства ее выражения (проблематика, конфликт, сюжетно-композиционное своеобразие, система образов и т.д.).

Рецензия не претендует на полноту исследования, она должна выявить наиболее яркие и значимые стороны произведения, его особенности. По стилю рецензия может быть публицистична, носить полемический характер, а может тяготеть к жанру литературоведческой статьи. Например: «Я прочитала роман Достоевского «Идиот»;

Сочинение – обозрение. Здесь уместны обращения к различным произведениям одного или нескольких писателей или поэтов, краткий комментарий к ним. Например: «Что нового покажет мне Москва?» (обозрение по «Горе от ума»); «Их главная тема – тема Родины (по творчеству А. Блока, С. Есенина, В. Маяковского)»;

Сочинение – очерк. Отличительная черта – публицистичность изложения, т.е. обращение к читателю с размышлениями о своих переживаниях, чувствах, вызванных прочитанным произведением. Очерк предполагает глубокое знание фактического материала, требует искусства раскрытия темы в динамике (будь то рассказ о герое, событии или явлении). Очерк должен подвести читателя к выводу об общественной значимости того, о чем рассказывается в нем. Например: «Почему герои Гоголя кажутся нам знакомыми незнакомцами?».

Сочинение – дневник. Это один из тех жанров, который помогает учителю увидеть внутренний мир ученика. В основе дневника, как литературно формы изложения мыслей, должны быть положены личные наблюдения от увиденного, размышления о прочитанном, суждения о творчестве писателя. Большое место отводится творческой фантазии и воображению. В композиции дневника преобладают отрывочные записи, датированные определенным числом, месяцем, годом, вставные эпизоды, встречи с людьми (героями книг), размышления о событиях, фактах. От автора сочинения требуется соблюдение композиционных особенностей дневника, а также искренность при изложении материала.

Например: «Лучшие минуты в жизни Андрея Болконского»;

Сочинение – путевые заметки. Жизнь некоторых писателей и поэтов полна впечатлениями от пребывания в различных уголках России; есть также художественные произведения, композиция которых связана с путешествием. Сочинение этого жанра включает в себя элементы описания местности, рассуждения автора об «увиденном на станциях (остановках)» маршрута следования, лирические отступления пишущего сочинение как обращение к читателю, портретные зарисовки, впечатления, даже диалоги с теми, кого встретил в пути. Например: «Я взглянул окрест себя…» (по «Путешествию из Петербурга в Москву» А. Радищева); «Вслед за Чичиковым к мертвым душам» (по поэме Гоголя «Мертвые души»); «Остров Сахалин» Чехова».

Сочинение – письмо. Это обращениек одному или группе лиц. Оно может включать рекомендацию о прочитанном (письмо к другу), выражать просьбу или советы в разрешении каких-то проблем. Может быть глубоким раздумьем о судьбе какого-то героя через восприятие тех, кто его знает (письмо Аркадия отцу о встрече с Базаровым и от отношения к нему, о восприятии нигилизма в целом).

Обязательным условием является запись адреса, обращение к адресату, подпись пишущего со словами прощания.

Сочинение – интервью. Воспитывает искусство общения. Автор сочинения должен четко знать, о чем он будет писать (какие вопросы задавать и что на них отвечать), уметь пользоваться диалогической речью, глубоко знать ту проблему, которую он высвечивает в сочинении-интервью. Такое сочинение предполагает свободное владение учеником темой разговора, глубокое погружение в творческую лабораторию писателя – автор сочинения отвечает за всех, дающих интервью.

Сочинение – репортаж. Рассказ с места события. Автор сочинения сам является свидетелем, он должен сам все увидеть и услышать, лично встретиться с непосредственными участниками события; нарисовать зримую картину действительности, воспроизвести происходящее со всей наглядностью, чтобы читатель живо и образно представил его себе. Всегда эмоционально ярко выражено и передает интонации устной речи. Например: «Две дуэли («Евгений Онегин» и «Герой нашего времени»)

Сочинение – исповедь. Повествование идет от первого лица вслед за автором, поэтому сочинение логически выстраивает всю жизнь героя в художественной манере, близкой авторской. Рассказывая о своей жизни, герой размышляет о многом, и в этих размышлениях должны занять место все проблемы произведения.

Если ученик пишет на свободную тему, то исповедь – это крик его души, откровенный, искренний, глубокий.

Например: «Я себя убил, а не старушонку…» (по «Преступлению и наказанию»); «Исповедь Маргариты» (по роману Булгакова «Мастер и Маргарита»;

Требования, критерии оценки сочинения.

Требования к ученическому сочинению:

1. Соответствие содержания сочинения заданной теме.

3. Доказательность высказанной мысли, аргументированность защищаемых положений.

4. Логичность и последовательность в изложении материала: умение выдвигать предположение, развивать мысль, делать вывод, аргументировать его.

5. Самостоятельность в подходе к теме.

6. Единство стиля изложения, ясность, точность, доступность, образность языка сочинения.

7. Точность в использовании эпиграфа и цитат, активность использования литературного и фактического материала.

8. Рациональное сочетание материала художественного произведения, литературной критики с собственными рассуждениями автора работы.

9. Отсутствие фактических ошибок и неточностей.

10. Правильное словоупотребление, грамматико-стилистическая грамотность, соблюдение норм литературного языка.

Типичные ошибки при написании сочинения:

1. Неполное или неправильное раскрытие темы:

Поверхностное раскрытие темы,

Ее неоправданное расширение, сужение,

Одностороннее раскрытие,

Непонимание темы,

Обращение к фактам, не имеющим отношения к теме.

2. Ложная идея сочинения; неверная оценка авторской позиции, идеи (смысла) художественного произведения; отсутствие четко сформулированной идеи.

3. Нарушение логики и последовательности в изложении материала.

4. Слабая аргументация своих рассуждений.

5. Подмена анализа пересказом художественного или критического текста.

6. Несоразмерность композиции, отсутствие отдельных частей сочинения.

7. Фактические ошибки, искажение цитатного материала; слабое владение фактическим материалом.

8. Недостаточное и неуместное цитирование.

9. Отсутствие выводов и обобщений.

10. Орфографические, стилистические, пунктуационные ошибки. Бедность словарного запаса.

Критерии оценки сочинения:

Оценка «5» ставится за сочинение, глубоко и аргументировано раскрывающее тему, демонстрирующее отличное знание текста литературного произведения и необходимых для раскрытия темы дополнительных материалов, построенное логично и последовательно точки зрения изложения мыслей, написанное в соответствии с нормами литературного языка и выдержано в стиле, соответствующем выбранной теме. Цитирование должно быть исчерпывающем и уместным. Фактические ошибки отсутствуют. Допускается наличие 1-2 речевых недочетов.

Оценка «4» ставится за сочинение, достаточно полно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала, хорошо построенное композиционно, логично и последовательно в изложении, написанное в соответствии с нормами литературного языка и выдержано в стиле, соответствующем выбранной теме. Цитирование должно быть полным и правильным. Могут отмечаться незначительные нарушения в последовательности изложения мыслей. Допускаются 1-2 неточности по содержанию, не боле 2 речевых недочетов и 2 орфографических, пунктуационных или стилистических ошибок.

Оценка «3» ставится за сочинение, раскрывающее тему в целом, но обнаруживающее при этом неполноту, односторонность ее раскрытия или некоторые отклонения от темы, а также неточности в изложении фактического материала. Может отмечаться недостаточность цитирования, слабость аргументирования. Словарь беден и не отличается разнообразием, речь недостаточно выразительна. Допускается не более 4 орфографических, 4 пунктуационных и 3-4 стилистических ошибок. Также учитываются речевые недочеты.

Оценка «2» ставится за сочинение, в котором тема не раскрыта или не соответствует вынесенной в заглавие, обнаруживается незнание художественного текста и дополнительного критического материала. В основе сочинения лежит пересказ, а не анализ. Нарушается последовательность изложения мыслей. Допущено много фактических неточностей. Написано сочинение без соблюдения норм литературного языка, с использованием бедного словаря и упрощенного синтаксиса. Сочинение, в котором имеется более 8-9 орфографических и пунктуационных ошибок, даже в том случае, если тема раскрыта, оценивается на «2».

Если на письменном экзамене обнаруживаются два и более идентичных работ, все они оцениваются на «2».

Литература:

1. Карнаух Н.Л. Письменные работы по литературе. 9-11 кл. – М., 2003.

2. Методика преподавания литературы / Под ред. О.Ю. Богдановой. – М., 1999.

3. Методические указания к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров» (7-8 кл.) / Сост. Т.А. Ладыженская и Т.С. Зепалова. – М., 1977.

4. Мещерякова М.И. Сочинение: Секреты успеха. – М., 2000.

5. Никольский В.А. Методика преподавания литературы в средней школе. – М., 1971.

6. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. – М., 1985.

На сегодняшний день существую разнообразные классификации школьных сочинений. Сочинения классифицируются:

По целям обучения:

– обучающие;

– контрольные.

По месту выполнения:

– классные;

– домашние;

– классно-домашние.

По форме изложения материала:

– письменные;

– устные.

По жанрам литературного творчества:

– сочинения в жанрах художественной литературы;

– сочинения в литературно-критических жанрах;

– сочинения в жанрах научно-исследовательской литературы;

– сочинения в жанрах публицистики.

На жанровой классификации школьных сочинений остановимся более подробно. Вначале дадим развернутую классификацию в виде таблицы, а затем рассмотрим методику обучения наиболее распространенным жанрам сочинений.

Жанры сочинений Классы
I Жанры художественной литературы 1. Сказка. 2. Рассказ. 3. Басня. 4. Стихотворение. 5. Письмо литературного героя. 6. Дневник литературного героя. 7. Художественные зарисовки. 8. Драматические сценки. 9. Сценарий. 10. Легенда. 5,6 5–11 5–11 5–11 7–11 6, 10–11 7–9
II Литературно-критические жанры 1. Литературно-критическая статья: а) анализ эпизода; б) характеристика героя; в) сравнительная характеристика героев; г) групповая характеристика героев; д) рассуждение на историко- или теоретико-литературную тему; ж) рассуждение об общей проблематике или одной из ведущих тем произведения; з) обобщающее рассуждение по нескольким произведениям. 2. Отзыв. 3. Литературные раздумья (эссе). 4. Предисловие к сборнику стихов. 5. Критический этюд (эссе). 6. Литературный портрет. 7. Режиссерский комментарий. 6–11 (6)7–11 8–11 8–11 8, 9 9–11 7–10
III Научно-исследовательские жанры 1. Рецензия. 2. Реферат. 3. Доклад. 4. Аннотация. 9–11 9–11 9–11
IV Публицистические жанры 1. Письмо. 2. Дневниковые записи. 3. Публицистическая статья. 4. Очерк: – портретный; – путевой; – проблемный; – эссе. 5. Репортаж. 6. Интервью. 5–11 6–11 5–11

Методика обучения сочинениям в жанрах художественной литературы. Методика обучения сочинениям в разных жанрах сложна, требует больших усилий от учащихся. Дети должны научиться продумывать темы, находить в теме ключевые слова, сопоставлять факты, уметь рассуждать. Основные приёмы работы – составление плана, обсуждение заранее подготовленных планов, выбор жанра сочинения, подбор эпиграфов, текстового материала, написание черновых вариантов сочинений и т.д. Этапы обучения сочинениям в жанрах художественной литературы схожи, но подготовка к таким сочинениям довольно сложна, имеет некоторые особенности. Остановимся на методике обучения написанию некоторых сочинений в жанрах художественной литературы. Так, при знакомстве со сказкой , учащиеся усваивают определение «сказки»; знакомятся с видами сказок, её признаками, композиционными и лингвистическими особенностями, а также главными героями. Используют следующие упражнения: продолжите сказку; придумайте начало (конец) сказки; подберите эпитеты к тому или иному герою; использование сказочного героя на уроке; к какому виду относится данная сказка и др. При работе над сочинением сказки учащиеся:

1) выбирают тему и название сказки;

2) определяют вид сказки;

3) придумывают действующих героев, их характеры, сюжет;

4) обдумывают композиционные части;

5) непосредственно пишут сказку;

6) читают её вслух.

При работе с рассказом учащиеся знакомятся с жанровыми признаками, композицией рассказа, озаглавливают рассказ, учатся обнаруживать композиционные особенности в тексте, восстанавливать текст, анализируют лингвистические особенности рассказа, а затем создают рассказы различных видов по следующей схеме:

1) придумывание сюжета, героев;

2) продумывание композиции;

3) выбор типа речи;

4) определяют место диалогов и монологов, портретных характеристик, пейзажа;

5) составление плана;

6) написание рассказа.

В 6 классе дети получают представление о жанре басни , усваивают понятие «иносказание», выявляют типичных героев басни. Можно использовать следующие упражнения: дописать концовку басни, охарактеризуйте то или иное животное, выявите мораль басни, назовите языковые особенности басни. Методика обучения написанию басни может содержать следующие этапы работы и задания:

1) сформулируйте основную мысль басни, вывод, отражающий мораль;

2) придумайте героев басни и их действия;

3) определите композиционные части;

4) продумайте язык басни: используйте слова разговорного стиля и слова, выражающие отношение автора, а также звукоподражания;

5) напишите басню.

Наибольшую сложность представляет сочинение в жанре стихотворения , где учащиеся пытаются выразить свои мысли и чувства, соблюдая размер и рифмы, что очень непривычно для них. Дети придумывают названия стихотворений, подбирают рифмы, дописывают стихотворения и т.д. При написании стихотворения можно предложить учащимся выбрать тему стихотворения, название; подобрать опорные слова, эпитеты и другие языковые средства; продумать рифму и размер; выполнить черновые наброски; откорректировать их; написать беловой вариант.

Проследить динамику мыслей и чувств героя помогает дневник литературного героя , который дети пытаются составить в 6 классе на примере Алёши из «Детства» М. Горького по следующим заданиям учителя:

1) обратить внимание на яркие эпизоды из жизни героя;

2) показать возможное начало дневниковой записи;

3) самонаблюдение: что замечает герой за собой?

4) самооценка и самоанализ: как оценивает своё поведение?

5) самосовершенствование: что предпринимает для исправления?

Остановимся также на часто встречающемся жанре сочинений – литературно-критической статье и менее распространённых – очерке, эссе, репортаже, интервью. Затем определим такие жанры, как отзыв, рецензия, реферат, доклад.

Сочинения в жанре литературно-критической статьи тематически могут представлять собой:

– рассуждения на историко- или теоретико-литературную тему;

– характеристику героя;

– сравнительную характеристику героев;

– групповую характеристику героев;

– рассуждение об общей проблематике или одной из ведущих тем произведения;

– обобщающее рассуждение по нескольким произведениям.

Рассуждение – это изложение, разъяснение и подтверждение какой-либо мысли. Структуру рассуждения можно представить в виде следующей формулы: Рассуждение = тезис (суждение, основная идея сочинения) + доказательство (тезисы + аргументы, тезисы + аргументы...) + выводы.

Главная часть рассуждения – доказательство. Однако это может быть не только доказательство, но и опровержение, доказательство и опровержение вместе, простая мотивировка (т.е. простое деление целого на части). Чаще используется именно доказательство. Доказательство – это установление истинности какого-либо суждения с помощью других суждений, истинность которых была доказана раньше, или настолько очевидных, что не требует доказательства. Доказательство может строится дедуктивно: тезис + аргумент, и индуктивно: аргумент + тезис.

Важным моментом для пишущего сочинение является осмысление темы. Темы сочинений по формулировке можно свести к трем видам:

– тема-суждение (в формулировке прямо выражена идея рассуждения («Молчалины блаженствуют на свете!»);

– тема-вопрос («Каково ваше мнение о Молчалине?»);

– тема-понятие («Образ Молчалина в комедии»).

Рассуждения на историко- или теоретико-литературную тему достаточно сложны для учащихся, т.к. требуют умения рассуждать о произведении на уровне обобщения, осмысливая жанр, композицию, принадлежность к определенному литературному направлению.

Характеристика литературного героя – наиболее распространенный вид литературно-критической статьи. В доказательстве используем компоненты характеристики героя: портрет, речь, пейзаж, отношения с другими персонажами, поступки и т.д. Заканчивается такой анализ краткой характеристикой героя, назначение которой состоит в том, чтобы все качества героя собрать воедино. Таким образом, автор сочинения идёт индуктивным путём, опираясь на художественный текст, он выявляет черты характера героя.

Сравнительная характеристика героев требует умения сравнивать по сходству и различию, учитывая индивидуальные черты характера каждого из героев. Исходной позицией всякого сравнения должна быть точка зрения, с которой рассматриваются сравниваемые предметы. Эта общая точка зрения называется основанием сравнения. Если невозможно найти основание сравнения, значит нельзя сравнивать. Главная часть сочинения-сравнения состоит из двух частей: черты сходства и черты различия. Такая работа требует знания текста и умения использовать синонимы и антонимы.

Литературно-критическая статья, представляющая собой групповую характеристику героев, тоже достаточно часто используемый вид сочинения. Наиболее легко составить групповую характеристику на основе индивидуальных. Основные логические операции рассуждения – отвлечение и обобщение.

Порядок работы над групповой характеристикой таков:

1. Отбор материала для рассуждения (назвать всех героев, которые войдут в характеристику);

2. Определить содержание темы (основной вопрос темы, отвлечение и обобщение, ответ на вопрос темы, формулировка главной мысли). Аргументы подбираются в процессе отвлечения и обобщения.

Определить содержание групповой характеристики гораздо сложнее, чем обыкновенного доказательства. Прежде чем дать точный ответ на вопрос темы, надо вспомнить каждого героя (из отобранных для групповой характеристики) во всей совокупнности его черт характера, поступков и т.д.; затем выбрать (отвлечь) из этих индивидуальных характеристик только то, что является общим для всех, и соединить (обобщить) черты, свойства, особенности каждого героя в одну характеристику. Опираясь на неё, можно дать прямой ответ на вопрос темы, а из него сформулировать основную идею (тезис) рассуждения; аргументами будут те общие черты, которые мы выявили в процессе отвлечения и обобщения. В процессе обобщения отбрасываются все частные, индивидуальные черты характера, а выявляются те, которые роднят его с другими персонажами. Однако надо показать те индивидуальные формы, в которых та или иная общая черта проявляется у каждого из героев.

Рассуждение об общей проблематике или одной из центральных тем произведения требует умения осмысливать произведение на уровне его проблематики, выявлять авторскую позицию, выражать и аргументировать собственное мнение, а обобщающее рассуждение по нескольким произведениям требует осмысления литературных произведений в контексте творчества одного писателя или различных писателей.

Отзыв – это мнение о прочитанном, это впечатление, которое осталось после прочтения произведения, в нем отмечается авторская идея, выделяются главные герои, даётся оценка их поступков. В отзывах, как правило, отсутствует детальный разбор произведения.

Жанрово-стилевые границы отзыва трудно определить. Отзыв может быт написан в форме письма к другу, к автору книги, в форме заметки в газету и т.п. Пишущий отзыв сам определяет стиль, жанровую форму. По способу изложения отзывы представляют собой рассуждение о прочитанной книге, просмотренном спектакле, кинофильме и т.д., где используются элементы описания (портрет, пейзаж и т.д.) и повествования (сюжет).

Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).


Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения»

Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).

Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.

Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).

Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по пяти критериям:

  1. «Соответствие теме»;
  2. «Аргументация. Привлечение литературного материала»;
  3. «Композиция и логика рассуждения»;
  4. «Качество письменной речи»;
  5. «Грамотность».


Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» по одному из других критериев.

Критерий № 1 «Соответствие теме»

Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.

Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.).

«Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, то есть коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»

Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие литературные источники) для аргументации своей позиции.

Участник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.

«Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для аргументации. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 4 «Качество письменной речи»

Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.

Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины.

«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 5 «Грамотность»

Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.

«Незачет» ставится при условии, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.

Сочинение оценивается по десяти критериям и с учетом его объема и самостоятельности.

Критерии № 1 и № 2 являются основными.

Если при проверке сочинения по критерию № 1 или № 2 поставлено 0 баллов, то сочинение дальше не проверяется: по всем остальным критериям выставляется 0 баллов.

Критерии оценивания

Для начала остановимся на критериях оценки эссе, потому что если завалить один важный критерий, то всё эссе пойдёт насмарку. Речь идёт о критерии K1 – раскрытие смысла высказывания . Если выпускник неверно раскрыл смысл высказывания, то есть не обозначил поставленную автором проблему, и эксперт выставил по критерию K1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется, и по остальным критериям (K2, KЗ) выставляется 0 баллов.

Критерии оценивания ответа на задание C9

Баллы

Раскрытие смысла высказывания

Смысл высказывания раскрыт
ИЛИ содержание ответа даёт представление о его понимании

Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не даёт представления о его понимании

Характер и уровень теоретической аргументации

Наличие ошибочных с точки зрения научного обществознания положений ведёт к снижению оценки по этому критерию на 1 балл

Избранная тема раскрывается с опорой на соответствующие понятия, теоретические положения и выводы

Приводятся отдельные относящиеся к теме, но не связанные между собой и другими компонентами аргументации понятия или положения

Аргументация на теоретическом уровне отсутствует (смысл ключевых понятий не объяснён; теоретические положения, выводы отсутствуют)
ИЛИ используются понятия, положения и выводы, не связанные непосредственно с раскрываемой темой

Качество фактической аргументации

Факты и примеры почерпнуты из различных источников: используются сообщения СМИ, материалы учебных предметов (истории, литературы, географии и др.), факты личного социального опыта и собственные наблюдения (приведено не менее двух примеров из разных источников)

Фактическая аргументация дана с опорой только на личный социальный опыт и житейские представления
ИЛИ приведен(-ы) пример(-ы) из источника одного типа

Фактическая информация отсутствует
ИЛИ приведённые факты не соответствуют обосновываемому тезису

Максимальный балл

Именно в соответствии с указанными критериями будет проверяться и оцениваться ваше эссе.

Структура эссе

3. Смысл высказывания.

4. Собственная точка зрения.

5. Аргументация на теоретическом уровне.

6. Не менее двух примеров из социальной практики, истории и/или литературы, подтверждающие верность высказанных суждений.

1. Выбор высказывания

Выбирая высказывания для эссе, вы должны быть уверены, что

Владеете основными понятиями той базовой науки, к которой оно относится;

Чётко понимаете смысл высказывания;

Можете выразить собственное мнение (полностью или частично согласиться с высказыванием или опровергнуть его);

Знаете обществоведческие термины, необходимые для грамотного обоснования личной позиции на теоретическом уровне (при этом используемые термины и понятия должны четко соответствовать теме эссе и не выходить за её пределы);

Сумеете привести примеры из социальной практики, истории, литературы, а также личного жизненного опыта для подтверждения собственного мнения.

2. Определение проблемы высказывания
Для более чёткой формулировки проблемы предлагаем список возможных формулировок проблем, которые встречаются наиболее часто:

Основные проблемы базовых социально-гуманитарных наук

Философия

Соотношение материи и сознания.

Пространство и время как формы бытия.

Движение и развитие как способы существования.

Проблема сущности сознания.

Особенности психики человека. Соотношение сознательного и бессознательного.

Бесконечность процесса познания.

Вопрос о познаваемости мира: агностицизм и гностицизм.

Соотношение субъекта и объекта познания.

Соотношение чувственного опыта и рационального мышления, их основные формы.

Интуиция и ее роль в познании.

Истина и ее критерии. Относительная и абсолютная истина.

Эмпирический и теоретический уровни научного знания.

Взаимодействие природы и общества.

Экологическая проблема и пути ее решения.

Материальная и духовная стороны общественной жизни, их соотношение.

Соотношение личности и общества. Соотношение свободы и ответственности личности.

Культура как преобразовательная деятельность человека в целом.

Многовариантность общественного развития.

Сущность цивилизации.

Основные подходы к изучению общества.

Общественный прогресс, его критерии и основные этапы.

Духовная жизнь общества.

Общественное сознание, его структура и формы.

Наука как форма общественного сознания.

Эстетическое сознание. Философское понимание искусства.

Религия как форма культуры, тип мировоззрения.

Нравственное сознание. Философское понимание морали.

Основные глобальные проблемы человечества и возможные пути их решения.

Информационная революция как важнейшая составляющая НТР.

Роль народных масс и личности в истории.

Глобализация общественной жизни.

Социальная психология

Межличностное общение, его сущность и решаемые задачи.

Сущность и барьеры межличностной коммуникации и возможные варианты их устранения.

Внутриличностный конфликт – конфликт социальных ролей одного человека.

Взаимодействие, общение людей, выстраивание их отношений.

Психологический климат коллектива.

Человек среди людей.

Сущностные характеристики малой группы.

Взаимоотношения индивида и группы.

Особенности формирования групп.

Роли, нормы и статус личности.

Самоконтроль как соотнесение своего поведения с нормами общества или группы.

Самоопределение как выбор собственной позиции.

Рассогласование между притязаниями и возможностями людей.

Взаимосвязь основных сфер социализации личности.

Национальная идентичность.

Социальное взаимодействие.

Значение коммуникационного процесса.

Сущность социального конфликта.

Взаимоотношения личности и коллектива.

Источники социального прогресса. Социальное развитие.

Семейные взаимоотношения.

Конфликт «отцов и детей».

Сущность толпы и стадный инстинкт.

Социально-психологический портрет лидера.

Семейные взаимоотношения.

Система организационных, социально-экономических, психологических, нравственных и правовых решений, обеспечивающих эффективную реализацию возможностей личности в обществе и группе.

Экономика

Противоречие между ограниченностью ресурсов и безграничностью человеческих потребностей.

Проблема экономического выбора.

Факторы производства и их значение в экономике.

Труд как вид деятельности и экономический ресурс.

Капитал как экономический ресурс.

Интеллектуальный капитал как главный источник формирования конкурентных преимуществ в экономической деятельности.

Факторы, определяющие производительность и конкурентоспособность производства в современной экономике.

Сущность и функции денег в экономике.

Эффективность использования ресурсов.

Значение общественного разделения труда.

Две стороны общественного разделения труда – специализация и кооперация.

Польза общественной кооперации труда: совместная работа, обучение в процессе деятельности и сравнительное преимущество.

Эффективность в распределении имеющихся ресурсов.

Роль торговли в развитии общества.

Стимулы и эффективность производства.

Справедливость в распределении социальных благ.

Сущность рыночных отношений.

Роль государства в регулировании экономики.

Социология

Соотношение объективных и субъективных факторов, влияющих на общественные процессы.

Роль духовных и материальных ценностей в жизни людей.

Социальные неравенство и борьба.

Сохранение стабильности общественной жизни.

Поступательное изменение (прогресс) организации общества.

Закономерности дифференциации мужских и женских социальных ролей.

Исторически сложившиеся неравноправные взаимоотношения мужчин и женщин.

Специфические качества города.

Социальная природа знания, мышления, деятельности общества.

Процессы передачи информации между социальными группами.

Молодёжь как социальная общность.

Особенности социализации вступающих в жизнь поколений.

Особенности образа жизни молодёжи. Формирование жизненных планов, целей и ценностных ориентаций.

Социальная мобильность.

Выполнение различных социальных ролей.

Наука как социальный институт.

Социальные функции науки.

Образование как социальный институт, его функции в обществе и взаимосвязь с другими общественными институтами.

Взаимодействие религии и общества.

Семья как социальный институт и малая группа.

Структура и функции семьи, образцы семейного поведения.

Отношение человека к труду, его социальная активность.

Влияние глобализации на локальную жизнь.

Влияние национальных факторов на социальную структуру и миграцию населения.

Национальное самосознание.

Тенденции межнациональных отношений.

Межэтнические конфликты.

Национальные особенности ценностных ориентаций и стереотипов поведения.

Политология

Политическая система общества и ее роль в жизни общества.

Место и роль государства в политической системе общества.

Партии и общественные движения в политической системе общества.

Особенности современных политических отношений.

Субъекты политики.

Мировая политика и международные отношения.

Типы отношения человека к политике.

Регулирование политического поведения и политической деятельности.

Соотношение целей и средств в политике.

Политический прогресс и его критерии.

Соотношение экономики, политики и права.

Сущность и особенности политической власти.

Природа и функции политической власти. Легитимность политической власти и ее типы.

Политический режим: понятие и признаки.

Сущность демократического режима.

Тоталитарный режим.

Политическая система общества: понятие, функции и структура.

Происхождение государства.

Сущность и признаки государства.

Государственный суверенитет.

Государственная власть как особая разновидность социальной власти.

Форма государства и ее элементы.

Соотношение общества и государства.

Гражданское общество: понятие, структура, признаки.

Соотношение и взаимосвязь государства и права.

Правовое государство: понятие и принципы.

Разделение властей как принцип правового государства.

Государство и личность: взаимная ответственность.

Понятие, функции, виды и структура политических партий.

Партийные системы.

Общественно-политические движения, группы давления.

Политические отношения.

Политический плюрализм.

Сущность и структура политического процесса.

Революция и реформа как виды политических преобразований.

Политическая модернизация.

Восстание, бунт, мятеж, путч как виды политического процесса.

Политические кампании: их стратегия и тактика.

Популизм: понятие и признаки.

Прямая и представительная демократия.

Политическое решение.

Сущность и функции политического лидерства.

Политическое сознание: понятие, структура, функции.

Роль идеологии в политике.

Политическая культура: понятие и структура, типы.

Взаимодействие личности, общества и государства.

Функционирование политических норм, ценностей, ожиданий, ориентаций и стремлений, свойственных различным социальным группам.

Взаимодействие института права с другими социальными институтами.

Правоведение

Право как регулятор общественной жизни.

Социальная ценность права.

Сущность и специфические признаки государства.

Политическая система и роль государства в ней.

Право и мораль: сходства и различия.

Правотворчество: принципы, виды, правотворческий процесс.

Механизм реализации основных прав, свобод и обязанностей личности.

Государство и гражданское общество.

Понятие, признаки социального государства.

Правовой нигилизм и пути его преодоления.

Правонарушения: понятия, признаки и состав. Виды правонарушений.

Сущность юридической ответственности.

Правовая культура.

После формулировки проблемы необходимо указать актуальность проблемы в современных условиях. Для этого можно использовать фразы-клише:
Данная проблема является актуальной в условиях...

...глобализации общественных отношений;

...формирования единого информационного, образовательного, экономического пространства;

...обострения глобальных проблем современности;

...особого противоречивого характера научных открытий и изобретений;

...развития международной интеграции;

...современной рыночной экономики;

...развития и преодоления мирового экономического кризиса;

...жесткой дифференциации общества;

...открытой социальной структуры современного общества;

...формирования правового государства;

...преодоления духовного, нравственного кризиса;

...диалога культур;

...необходимости сохранения собственной идентичности, традиционных духовных ценностей.

К проблеме необходимо периодически возвращаться на протяжении всего процесса написания эссе. Это нужно для того, чтобы верно раскрыть её содержание, а также случайно не выйти за рамки проблемы и не увлечься рассуждениями, не относящимися к смыслу данного высказывания (это одна из наиболее распространенных ошибок во многих экзаменационных эссе).

3. Формулировка основной мысли высказывания
Далее необходимо раскрыть смысл высказывания, но не стоит повторять дословно высказывание. В этом случае можно использовать следующие клише:

«Смысл данного высказывания состоит в том, что...»

4. Определение своей позиции к высказыванию
Здесь можно согласиться с автором полностью , можно частично , опровергнув опредёленную часть высказывания, или поспорить с автором, высказав противоположное мнение. При этом можно воспользоваться фразами-клише:

«Позволю себе не согласиться с мнением автора о том, что...»

«Отчасти, я придерживаюсь точки зрения автора по поводу..., но с... не могу согласиться»

«А не задумывались ли вы над тем, что...?»

5-6. Аргументация собственного мнения
Далее следует обосновать собственное мнение по данной проблеме. Для этого необходимо подобрать аргументы (доказательства), то есть вспомнить основные термины, теоретические положения.
Аргументация должна быть осуществлена на двух уровнях:
1. Теоретический уровень - его основой являются обществоведческие знания (понятия, термины, противоречия, направления научной мысли, взаимосвязи, а также мнения учёных, мыслителей).
2. Эмпирический уровень - здесь возможны два варианта:
а) использование примеров из истории, литературы и событий в обществе;
б) обращение к личному опыту.

При отборе фактов, примеров из общественной жизни и личного социального опыта мысленно ответьте себе на вопросы:
1. Подтверждают ли они моё мнение?
2. Не могут ли они быть истолкованы по-другому?
3. Не противоречат ли они высказанному мной тезису?
4. Убедительны ли они?
Предлагаемая форма позволит строго контролировать адекватность приводимых аргументов и предотвратит «уход от темы» .

7. Вывод
Наконец, нужно сформулировать вывод. Вывод не должен дословно совпадать с суждением, данным для обоснования: он сводит воедино в одном-двух предложениях основные идеи аргументов и подводит итог рассуждений , подтверждающий верность или неверность суждения, являвшегося темой эссе.
Для формулирования проблемного вывода могут быть использованы фразы-клише:
«Таким образом, можно сделать вывод...»
«Подводя общую черту, хотелось бы отметить, что...»

Оформление эссе

Нужно помнить, что эссе - небольшое сочинение, отличающееся смысловым единством. Поэтому составляется связный текст, используются слова-связки, уделяется внимание грамотному написанию обществоведческих терминов .
Текст эссе желательно разбить на абзацы , каждый из которых будет выражать отдельную мысль. При этом следует соблюдать красную строку.
Готовое эссе нужно проанализировать на предмет соответствия критериям, используемым для оценки работы (см. выше).

Кроме того, дополнительным достоинством эссе является включение в него

Краткой информации об авторе высказывания (например, «выдающийся французский философ-просветитель», «великий русский мыслитель Серебряного века», «известный философ-экзистенциалист», «основатель идеалистического направления в философии» и др.);

Описания различных точек зрения на проблему или различных подходов к ее решению;

Указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе;

Указания на альтернативные варианты решения проблемы.

Требования к работам выпускников

При всем разнообразии подходов к технологии написания эссе по обществознанию можно выявить ряд требований, которые в любом случае необходимо выдержать:

2) соответствие содержания эссе заявленной проблеме;

3) выделение и раскрытие в эссе основных аспектов проблемы, на которые указывает автор высказывания;

4) аспекты проблемы должны быть раскрыты в заданном научном контексте;

5) четкая определённость позиции учащегося, его отношения к проблеме, к мнению автора высказывания;

6) обоснование собственной позиции на теоретическом уровне;

7) подкрепление приведённых теоретических положений осмысленными фактами общественной жизни, социального поведения, личного опыта;

8) логичность рассуждений выпускника;

9) отсутствие обществоведческих (сущностных, терминологических) и иных (фактических, логических, этических) ошибок;

10) соответствие эссе требованиям жанра и нормам русского языка.

К объёму эссе по обществознанию нет жёстких требований. Он зависит от многих факторов: сложность темы, уровень подготовки ученика, склад мышления выпускника, наличие времени. Главное внимание уделяется качеству работы, адекватности и полноте раскрытия проблемы.

Основные ошибки и недостатки в работах выпускников

Анализ работ выпускников позволяет выделить некоторые типичные ошибки, которые допускаются на различных этапах написания эссе.

При формулировании проблемы и смысла высказывания автора:

1) С одной стороны, непонимание и неумение вычленить проблему высказывания связано с отсутствием знаний по базовой науке, к которой относится цитата, а с другой стороны, с попыткой подогнать под известные проблемы, рассмотренные на уроках, в ранее написанных, прочитанных, то есть готовых эссе.

2) Неумение сформулировать проблему часто связано с отсутствием развитого словарного и терминологического запаса по базовым обществоведческим наукам.

3) Неумение сформулировать смысл высказывания автора связано с непониманием или неправильным пониманием его содержания, отсутствием необходимых обществоведческих знаний.

4) Подмена проблемы авторской позицией - связано с тем, что учащийся не видит разницы между ними. Проблема - это тема рассуждения автора. Она всегда широкая, предусматривает несколько мнений, позиций, часто абсолютно противоположных друг другу. Сущность или смысл высказывания автора - это его личный ответ на поставленный вопрос, один из нескольких существующих в науке или общественной мысли.

При высказывании и аргументации собственной позиции:

1. Отсутствие аргументов связано с незнанием или игнорированием учеником требований к эссе по обществознанию, его структуре.

2. Довод выпускника лишь повторяет высказывание.

3. Ошибки в операциях с понятиями: неоправданное расширение или сужение значения рассматриваемого понятия, подмена понятий.

4. Ошибки в работе с информацией, вызванные неумением проанализировать социальный опыт. Часто примеры, приводимые выпускниками, слабо связаны с рассматриваемым положением (связь либо не прослеживается, либо поверхностна и не отражает существенных моментов).

5. Некритическое восприятие социальной информации из сообщений СМИ, Интернета. В результате непроверенные факты, несостоятельные или провокационные утверждения и предвзятые оценки нередко используются выпускниками в качестве доказательств в эссе.

6. Преобладание одностороннего взгляда на социальные явления, неумение выявлять и выстраивать причинно-следственные связи.

Для удобства на черновике можно составить таблицу с основными идеями, например:

Примеры для работы с выказывания

1. Цитата

«Человек имеет свободу выбора, ибо в противном случае советы, увещевания, назидания, награды и наказания были бы бессмысленны».

(Ф.Аквинский)

Проблема сознательного регулирования поведения людей является актуальной в условиях современного общества, характеризующегося усилением взаимозависимости и взаимосвязи людей друг с другом.

3. Смысл высказывания

Главным проявлением сознательности поведения человека Фома Аквинский считает возможность человека определять свое поведение в соответствии с личным свободным выбором. Автор уверен, что лишь в этом случае он должен нести ответственность за свои действия, только тогда социальные санкции имеют смысл и способны воздействовать на индивида.

Способы сознательного регулирования поведения человека.
Свобода и ответственность в поведении человека.
Пределы, в которых осуществляется выбор.
Роль социальных санкций в формировании определённого типа поведения людей в обществе.

5. Примеры

1. Солдат, исполняющий приказ, не несет ответственности за свои действия, если он находится при исполнении обязанностей, так как у него нет свободы выбора.
2. Невменяемый душевнобольной человек в силу психического расстройства не в состоянии делать осознанный выбор поведения, поэтому УК РФ не рассматривает его в качестве субъекта совершения преступления и не предусматривает его уголовной ответственности.

1. Цитата

«Создаёт человека природа, но развивает и образует его общество».

(В.Г.Белинский)

Проблема биосоциальной сущности человека, механизмы социализации.

4. Для аргументации на теоретическом уровне необходимо раскрыть тезисы и понятия:

Человек – живой организм, биологические потребности, биологически наследуемые черты.
Понятие социализации, её этапы, механизмы, направления.
Агенты социализации.
Роль социального контроля в формировании личности.

5. Примеры

1. Длительное отсутствие сна у человека разрушает его способность к познавательной деятельности, к адекватному поведению, самоконтролю.
2. Факты существования детей-маугли.

1. Цитата

«Там, где великие мудрецы имеют власть, подданные не замечают их существования».

(Лао-Цзы)

Проблема характера взаимоотношения государства и граждан, степени легитимности государственной власти является актуальной в условиях современных политических процессов, происходящих в мире.

3. Смысл высказывания

Автор утверждает, что степень уважения и готовность населения подчиняться государственной власти зависят прежде всего от личностных качеств правителей, их профессионализма, средств и методов воздействия на общество.

4. Для аргументации на теоретическом уровне необходимо раскрыть тезисы и понятия:

Какими качествами обладают правители – великие мудрецы?
При каких условиях государственная власть не раздражает общество?
Государство должно выражать интересы всего общества, чтобы не было угнетенных.
Оно должно реализовывать принцип социальной справедливости.
Преобладающим методом должно стать убеждение, а не принуждение.
Нравственный, моральный облик правителей, их преданность делу, строгое соблюдение закона.

5. Примеры

1. Реализация идеи социального партнерства в современных Швеции, Дании, Австрии, основанного на согласии и взаимной ответственности бизнеса, власти, наемных работников. В Дании самые высокие в мире налоги, а жители этой страны считают себя самыми счастливыми людьми.
2. Противоположным примером является фашистская Германия: дискриминационная, агрессивная политика Гитлера привела к расколу немецкого общества, многочисленным жертвам и краху государства, что тяжелым бременем легло на плечи простых граждан.

1. Цитата

«Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого».

(М.Бакунин)

Проблема свободы личности в обществе является актуальной в условиях формирования правового государства.

4. Для аргументации на теоретическом уровне необходимо раскрыть тезисы и понятия:

Понятие свободы.
Границы свободы.
Свобода и ответственность.
Социальные гарантии свободы.
Закон как ограничитель свободы в правовом государстве.

5. Примеры

1. Право слушать громкую музыку, заниматься творчеством (КоАП РФ вводит ограничение до 23.00) не должно препятствовать осуществлению права на отдых других людей.
2. Свобода предпринимателя в области производства продуктов питания ограничивается требованиями соблюдения определённых санитарных норм, установленных законом.

1. Цитата

«Культура есть неотвратимый путь человека и человечества».

(Н.Бердяев)

Проблема культуры как совокупности средств и способов преобразования мира человеком и все результаты этого преобразования.
ИЛИ Проблема духовной культуры как способа реализации творческих потребностей и способностей человека. Аспект культурной преемственности как способ сохранения и развития человечества.

4. Для аргументации на теоретическом уровне необходимо раскрыть тезисы и понятия:

Понятие культуры в широком и узком смысле слова.
Виды культуры: индивидуальная, коллективная.
Типология культуры: народная, массовая, элитарная.
Проблема диалога культур.
Роль культуры в формировании личности индивида.

5. Примеры

1. Школьница пишет стихи, занимается живописью – она вносит свой вклад в культуру.
2. Проявления молодежных субкультур (эмо, готы, панки).

Критерии оценки эссе

При оценке эссе преподаватель руководствуется следующими критериями:

Соответствие содержания текста выбранной теме;

Наличие четкой и логичной структуры текста;

Обоснованность, аргументированность, доказательность высказываемых положений и выводов автора;

Отсутствие орфографических, пунктуационных, стилистических, а также фактических ошибок;

Соответствие оформления работы предъявляемым требованиям (требования к оформлению изложены в разделе «Технические требования»);

Сдача эссе в установленный срок.

Учитывая перечисленные выше критерии оценки эссе, преподаватель оценивает данный вид работы по 10-балльной системе следующим образом:

ОЦЕНКА

КРИТЕРИИ

«Отлично»: 10

Данная оценка может быть выставлена только при условии полного соответствия эссе всем критериям. Оценка «10» может быть выставлена только при условии, что при анализе литературы для написания эссе использовалось не менее двух источников на иностранном языке, вышедших за последние 5 лет.

«Отлично»: 9, 8

Данные оценки могут быть выставлены только при условии соответствия эссе всем критериям при наличии незначительных ошибок в оформлении, отдельных неточностей в логике обсуждения. Оценки «8» и «9» могут быть выставлены только при условии, что при анализе литературы для написания эссе использовалось не менее одного источника на иностранном языке, вышедшего за последние 5 лет.

«Хорошо»: 7, 6

Оценка «7» может быть выставлена только при условии полного соответствия эссе 6 из 7 предъявляемым критериев, а 1 критерий выполнен частично.

Оценка «6» может быть выставлена только при условии полного соответствия эссе 5 из 7 предъявляемым критериев, а 2 критерия выполнены частично.

«Удовлетворительно»:

Оценка «5» может быть выставлена только при условии полного соответствия эссе 4 из 7 предъявляемым критериев, а 3 критерия выполнены частично.

Оценка «4» может быть выставлена только при условии полного соответствия эссе 4 из 7 предъявляемым критериев, а 1 критерий выполнен частично.

«Неудовлетворительно»:

Данные оценки выставляются в случае несоответствия работы большинству предъявляемых критериев.

«Работа не

принимается»: 0

Технические требования

Текст письменной работы печатается на стандартном листе бумаги формата А4.

Поля оставляются по всем четырем сторонам печатного листа: левое поле – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее и нижнее – 20 мм. Шрифт Times New Roman размером 14, межстрочный интервал – 1,5.

Правила оформления ссылок на литературные источники

В зависимости от того, какой способ построения библиографического списка выбран, следует использовать один из двух способов оформления ссылок в тексте.

    При использовании нумерованного списка литературы ссылка в тексте оформляется в виде номера источника в списке, заключенного в квадратные скобки: .

    При использовании ненумерованного списка литературы ссылка в тексте оформляется в виде фамилии автора и, через запятую, года издания, заключенных в квадратные скобки: [Выготский, 1984] . Если у работы, на которую приводится ссылка, больше двух авторов, то в квадратных скобках указывается фамилия только первого автора, а вместо фамилий остальных пишется «и др. » – в случае русскоязычного источника, и «et al. » – в случае литературного источника на английском языке:[Мескон и др., 1995] , . В случае, когда в вашем списке приводятся работы разных авторов с одинаковыми фамилиями, приводится фамилия с инициалами:[Петровский В., 2003] . Если за один год вышло несколько работ одного и того же автора, то в ссылке добавляются строчные буквы, соответствующие порядку расположения работ в библиографическом списке:[Болотова, 2007б] .

Ссылаться в тексте на литературные источники приходится в различных ситуациях: прямое цитирование, изложение оригинальных мыслей без цитирования, цитирование не по первоисточнику, перечисление авторов, работавших над сходной проблемой, приведение из другого литературного источника рисунка, схемы, таблицы (примеры ссылок для разных ситуаций см. в Примере).

Нумерованный список литературы

Ненумерованный список литературы

Прямое цитирование

[Шадриков, 2006, С. 175]

Изложение оригинальных мыслей без цитирования

[Выготский, 1984]

Цитирование не по первоисточнику

[Цит. по: 14, С. 236]

[Цит. по: Андреева, 2008, С.

[Баранова, 1993; Баклушиский, Белинская, 1998; Павленко, 2000; Стефаненко, 2001]

Приведение из другого литературного источника рисунка, схемы, таблицы

[Привод. по: 14, С. 236]

[Привод. по: Андреева, 2005, С. 236]

Прямое цитирование

При прямом цитировании в тексте приводится фраза или часть фразы из какого-либо другого источника. Цитата обязательно должна быть заключена в кавычки. После цитаты в тексте в квадратных скобках указывается:

1. фамилия автора, год издания цитируемой работы и через запятую – номер страницы, на которой в этом источнике помещен цитируемый текст.

2. В случае нумерованного списка литературы : номер источника в списке литературы и через запятую – номер страницы, на которой в этом источнике помещен цитируемый текст.

Общие правила цитирования

1. Текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в какой он дан в источнике, с сохранением особенностей авторского написания.

2. Цитирование должно быть полным, без произвольного сокращения цитируемого фрагмента и без искажения смысла. Пропуск второстепенных слов, не влияющих на смысл, обозначается многоточием.

3. Если, приводя цитату, необходимо выделить в ней какие-то слова, важные дляВашего текста, топосле такого выделения необходимо указать начальные буквы своего имени и фамилии: (курсив мой – И.Ф.), (подчеркнуто мною – И.Ф.) и т.д.

4. Не следует злоупотреблять цитатами. Оптимальное количество цитат в тексте – не более двух на странице.

5. Каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник, откуда она была позаимствована.

Изложение оригинальных мыслей без цитирования

В случае пересказа чьих-либо идей, мыслей, концепций, но без прямого цитирования, также необходимо ссылаться на источник, в котором эти идеи, мысли, концепции изложены. Пересказ / изложение идей, мыслей, концепций в скобки не заключаются. После пересказа / изложения в квадратных скобках указывается:

1. В случае ненумерованного списка литературы: фамилия автора, год издания работы, в которой эти идеи, мысли, концепции изложены.

2. номер источника в списке литературы.

Цитирование не по первоисточнику

В случае, когда первоисточник недоступен, а в наличии есть другой источник, в котором приводится необходимая цитата, то можно привести в тексе эту цитату, сославшись на источник, имеющийся в наличии. Цитата оформляется также, как и в случае прямого цитирования, но после цитаты в тексте в квадратных скобках указывается:

1. В случае ненумерованного списка литературы: в начале приводят слова: «Цит. по: » (цитируется по), затем фамилия автора, год издания работы, по которойприводится цитата, и через запятую – номер страницы, на которой в этом источнике помещен цитируемый текст.

2. В случае нумерованного списка литературы: в начале приводят слова: «Цит. по: » (цитируется по), затем номер источника в списке литературы, по которомуприводится цитата, и через запятую – номер страницы, на которой в этом источнике помещен цитируемый текст.

1. В случае ненумерованного списка литературы: фамилии авторов и года издания их работ, в которых их идеи изложены, разделенные точкой с запятой.

2. В случае нумерованного списка литературы: номера их работ в списке литературы, разделенные точкой с запятой.

Приведение из другого источника рисунка, схемы, таблицы

В случае, когда в тексте приводятся рисунки, схемы, таблицы из других литературных источников, то необходимо указывать, откуда они были взяты. При этом после указания названия рисунка, схемы, таблицы в квадратных скобках указываются:

1. В случае ненумерованного списка литературы: в начале приводят слова: «При-вод. по: » (приводится по), затем фамилия автора, год издания работы, из которого взят рисунок, схема, таблица и через запятую – номер страницы, на которой в

2. В случае нумерованного списка литературы: в начале приводят слова: «Привод. по: » (приводится по), затем номер источника в списке литературы, из котороговзят рисунок, схема, таблица и через запятую – номер страницы, на которой вэтом источнике помещен данный рисунок, схема, таблица.

При каждом упоминании фамилии авторов обсуждаемых работ, необходимо указывать их инициалы. При этом между инициалами и фамилией необходимо делать неразрывный пробел, для того чтобы инициалы и фамилия всегда располагались на одной и той же строке. При ссылке на еще не опубликованную на русском языке работу при первом упоминании в тексте фамилии ее автора после русскоязычной транскрипции указывается в скобках ее оригинальное написание. Например:Дж. Ливайн (J. Levine) .

Правила оформления библиографического списка

Библиографический список (раздел в конце текста под названием «Список используемых источников») включает в себя литературные, статистические и другие источники, материалы из которых использовались при написании работы. Он состоит из таких литературных источников, как монографическая литература, периодическая литература (статьи из журналов и газет), докторские и кандидатские диссертации и их авторефераты, законодательные и инструктивные материалы, статистические сборники, а также другие отчетные и учетные материалы, web-сайты. Способ построения списка определяется автором. Для эссе рекомендуется два способа.

1. Библиографический список оформляется как нумерованный список по алфавиту фамилий авторов. При алфавитном способе фамилии авторов и заглавий произведений (если автор не указан) размещаются строгопо алфавиту . В одном списке разные алфавиты не смешиваются, иностранные источники размещают в конце перечня всех материалов. Принцип расположения в алфавитном списке – «слово за словом», т.е. при совпадении первых слов – по алфавиту вторых и т.д., при нескольких работах одного автора – по алфавиту заглавий, при авторах-однофамильцах – по идентифицирующим признакам (младший, старший, отец, сын – от старших к младшим), при нескольких работах авторов, написанных им в соавторстве с другими – по алфавиту фамилий соавторов.

2. Библиографический список составляется по тому же алфавитному принципу, но не нумеруется .

Объектами составления библиографической ссылки также являются электронные ресурсы локального и удаленного доступа. Ссылки составляют как на электронные ресурсы в целом (электронные документы, базы данных, порталы, сайты, веб-страницы, форумы и т. д.), так и на составные части электронных ресурсов (разделы и части электронных документов, порталов, сайтов, веб-страниц, публикации в электронных сериальных изданиях, сообщения на форумах и т. п.). При указании работ, размещенных в Интернете, необходимо соблюдать те же требования: фамилия и инициалы автора, название работы, место опубликования (URL) и дату посещения Web-ресурса. При оформлении библиографического списка все реквизиты источника указываются строго в определенном порядке (см. Пример).

Пример – Порядок указывания реквизитов разных литературных источников

Тип литературного источника

Порядок указания реквизитов

2) название книги,

3) место издания,

4) название издательства,

5) год издания,

6) количество страниц.

Книга под заглавием

1) название книги,

2) инициалы и фамилия редактора(ов), составителя(лей)

3) место издания,

4) название издательства,

5) год издания,

6) количество страниц.

Статья из журнала

2) название статьи,

3) наименование издания,

4) год издания,

5) номер, выпуск,

6) занимаемые страницы

Статья из сборника

2) название статьи,

3) наименование издания (сборника),

4) место издания,

5) название издательства,

6) год издания,

7) занимаемые страницы.

Источник из Интернет

4) дата посещения Web-ресурса.

Видеозапись

1) название фильма,

2) фамилия и инициалы режиссера,

3) фамилии и инициалы основных актеров,

4) название компании-создателя,

5) место издания,

6) название издательства,

7) количество и тип носителя,

8) год выхода на экран.




Top