Очерк о любимых учителях. Просто быть человеком Героиня моего очерка завуч школы

Пост у меня будет не столько о самих книгах, сколько об "окружающем ландшафте", к тому же с налетом локального патриотизма. Заранее прошу прощения у тех участников сообщества, которые ничего нового и интересного для себя в нем не найдут.

Учитель Горюнов пришел сеять идеи классного самоуправления и самовоспитания не на пустом месте, а в школе с традициями. "Между учениками и преподавателями образовалась тесная связь, дружба, «общее дело»... Учителям не надо было наводить дисциплину строгими мерами. Учителя могли постыдить ученика, и этого было достаточно, чтобы общественное мнение класса было против провинившегося, и озорство не повторялось" , - вспоминал выпускник школы Дмитрий Сергеевич Лихачев.

А вот в таких интерьерах занимались Катя, Таня, Тамара, Женя и их одноклассницы, только, вероятно, не столь парадно отремонтированных - вряд ли к сорок седьмому году удалось ликвидировать все следы войны.

Но в повести недавнее прошлое упоминается лишь вскользь, между прочим. Было ли это сознательным решением автора - забыть и жить дальше, или настоятельно рекомендовано "сверху", но Ленинград в книге напрочь лишен признаков послевоенного времени.

Повесть, цель которой была показать, что школа есть заведение не только образовательное, но и воспитательное, неизбежно страдает назидательностью. Характеры героинь очень схематичны, не реальные девочки на пороге взрослости, а "воспитательные образцы". Только иногда прорывается что-то живое, настоящее: в описаниях домашних отношений, ревнивой девчоночьей дружбы, встречи на катке с ребятами из нахимовского училища.
"Игорь явно направлялся к ней. Лида переменила намерение и спряталась за Алешу. Когда Игорь был в нескольких шагах, они разбежались. Игорь погнался за Лидой. Она петляла, меняла направление, но Игорь скоро ее догнал и слегка хлопнул по плечу.
Лида решила запятнать во что бы то ни стало Алешу, и он это понял. Видя, что шансы у них неравные и бегает он сильнее, Алеша стал ее дразнить. Подпускал близко и увертывался. Поймал на ходу какого-то мальчишку и, держа его за плечи на вытянутых руках, прикрылся им. Мальчишка был счастлив и от удовольствия только повизгивал. Лида смотрела в чуть насмешливые глаза Алеши, выбирая момент, чтобы броситься к нему, но лишь только она сделала движение, как он, слегка толкнув мальчишку ей навстречу, отбежал в сторону. Гонялись долго. Светлане и Игорю надоело ждать, и они, взявшись за руки, плавно пошли по кругу.
Наконец, Лида выбилась из сил.
- Довольно! Сдаюсь! - сказала она.
Снова собрались на середине и по очереди стали делать фигуры.
<...> Возвращались пешком. Лида взяла Светлану под руку, по бокам шли моряки. Счастливые молодостью, довольные друг другом и проведенным временем, они без умолку болтали, смеялись, не замечая никого и ничего."

Они ведь и правда бегали на танцы к нахимовцам, эти девчонки. В очень интересных воспоминаниях Ю.Панферова "Жизнь нахимовца" говорится: "В старших классах мы стали больше уделять внимания своей внешности, что и понятно, ведь у нас на танцах присутствовали девочки из ленинградских школ, с которыми мы не только танцевали, а и флиртовали. Особенно часто приглашались ученицы 47-й школы, расположенной поблизости от дома моих родителей на Плуталовой улице. "

Школа N47 связана с литературой не только повестью Матвеева. В ней учился Александр Введенский, здесь он сдружился с Л.Липавским и Я. Друскиным, с которыми создал позднее группу "чинарей"- обэриутов . Об истории школы есть интересный очерк , написанный одной из ее выпускниц.

Этот уголок Питера вообще можно отнести к литературным: на другом конце Плуталовой улицы жил известный популяризатор науки Яков Исидорович Перельман , умерший от истощения во время блокады. А соседняя улица отзовется ужасно знакомым названием: Бармалеева. Да, да, именно она, как утверждают , подсказала Корнею Чуковскому и художнику Мстиславу Добужинскому образ свирепого злодея, бородатого и усатого… Бравый и совсем незлой Бармалей украшал до недавнего времени площадку детского сада на Бармалеевой улице. А посмотреть ту самую книжку с рисунками Добужинского можно .

О писателе же Германе Матвееве информации совсем немного. На волне успеха "Семнадцатилетних" он написал продолжение - "Новый директор" (1961), этакую идеологически-педагогическую поэму, читать которую стоит разве что из академического интереса. Самое известное произведение Матвеева - шпионская трилогия "Тарантул".

Еще один школьный адрес, но уже из другой книги: "Они учились в Ленинграде. Дневник учительницы" Ксении Ползиковой-Рубец.
В основе книги лежит дневник автора, который она вела в 1941–1944 годах. Начинается он в последние мирные дни лета 1941 года. А дальше - война, бомбежки, госпиталь, но уже через полтора месяца после начала блокады появляется запись:
"20 октября 1941 года . Сегодня меня вызвали в 239-ю школу. Завуч школы Антонина Васильевна сообщила, что начало занятий в ленинградских средних школах с 4 ноября.
- Мы не будем ждать этого срока, - говорит она. - Детей уже истомило ожидание. Я думаю, что мы в недельный срок приготовим школу к открытию. Вам придется взять уроки истории в пятых, шестых и восьмых классах. Кроме того, вы назначаетесь воспитателем в шестом классе."

239-я школа тогда находилась не на Кирочной, а совсем в другом месте - рядом с Исаакиевской площадью, в знаменитом особняке Лобанова-Ростовцева, где "с подъятой лапой, как живые, Стоят два льва сторожевые..."

Многие послевоенные выпускники школы знают описанную в дневнике историю про львиный хвост, который отбило во время бомбежки и его хранили в школе, чтобы потом приклеить:
"Тетя Саша, уборщица школы, приносит с улицы мраморный хвост одного из наших «львов сторожевых». - Пусть полежит в кладовке; кончится война - починят, - невозмутимо говорит она."

Это действительно дневник, слегка литературно обработанный, но без каких-либо художественных ухищрений. События, описанные в книге, подлинные, хотя большинство имен учеников и педагогов изменено. Никаких приключений или геройских подвигов вы в ней не найдете, только негромкий рассказ о пережитом, дань памяти учителям и ученикам, которые помогли друг другу выстоять.
В конце октября 1941 в школу собрали 700 детей со всего района. 15 января 1942 в школу пришло семьдесят девять человек.
"У Наташи по алгебре в журнале стоит «плохо». Мария Матвеевна, очень старый педагог, опухшая от холода и голода, говорит:
- Я не понимаю, что с Наташей?
Вызываю девочку в коридор.
- Почему ты не приготовила урока по алгебре?
- Ксения Владимировна, я исправлю. Я отвечала, как в полусне: под утро умерла моя сестра… Ей было семнадцать лет…
Наташа плачет. Я не могу говорить ей слов утешенья. Тут они бесполезны. Но мне хочется, чтобы она поняла, что я не могу остаться равнодушной к ее горю, и вместе с тем хочу чтобы она его пережила. Мы должны быть сильными. Кладу ей руку на плечо и говорю:
- Безусловно, исправишь. Скажешь преподавателю, когда сможешь ответить.
Мария Матвеевна, узнав о смерти Наташиной сестры, терзается:
- Я сама так плохо себя чувствовала в тот день, что не догадалась узнать, почему она не могла решить простой задачи.
Миша и Коля сохраняют свою бодрость. Оба всегда желают отвечать и тянут вверх свои руки, одетые в теплые варежки.
Сегодня на уроке шла речь о голоде в Москве в 1601 году.
Я знаю, - дети дома в холодных комнатах прочтут в учебниках фразу: «Даже в Москве на улицах лежали неубранные трупы».
Я не хочу, чтобы они прочли ее одни."

Во 2-ой Санкт-Петербургской гимназии (в советское время - школа N 232), где долгое время работала Ксения Владимировна Ползикова-Рубец, подготовили небольшой биографический очерк . Умерла Ксения Владимировна вскоре после войны, в 1949.

Книга о блокадной школе вышла в 1948г., в 1954 появилось переиздание. Вот, вроде бы, и все.
"Из окон учительской виден Исаакиевский собор. Впервые смотрю на него с высоты второго этажа и притом так близко. Гранитные колонны кажутся еще грандиознее, сложная капитель выглядит очень тяжелой и давит на ствол колонн. Золотого купола не видно, он закрашен серой, как наше осеннее ленинградское небо, краской.
Еще утром, подходя к школе, встретила маленькую девочку.
- Я решила обязательно прийти в школу первой, - сообщает она. - Мне недалеко, но я очень боюсь опоздать."

Галина Михайловна Ременникова - учитель математики, заместитель директора по воспитательной работе МОУ «Любинская СОШ № 3», р. п. Любинский, Омская область.

Галина Михайловна - победитель ПНПО «Образование» «Лучший учитель Российской Федерации - 2007», Почётный работник общего образования Российской Федерации, Лауреат Всероссийского конкурса «Современный классный руководитель - 2009», Лауреат Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России» 2009, 2010 гг. Увлечения: цветоводство, психология, поэзия.

«Беглый очерк беспокойного сердца»

Истинное назначение человека - жить, а не существовать.
Джек Лондон

Каждый выбирает для себя

Выбираю тоже - как умею.
Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает для себя.
Ю. Д. Левитанский

Не знаю, почему ни учёные, ни писатели не договорились насчёт того, с какого возраста человек отчётливо себя помнит. Но какова бы ни была точка отсчёта, помню одно: передо мной всегда была дворовая детвора. Мои разновозрастные друзья пока понятия не имели об учителях и учениках. В детский сад я пошла только за год до школы, так как мест в детских садах было недостаточно. Впрочем, это нисколько не наводило на грусть ни меня, ни моих друзей. Из всей дворовой команды я первая пошла в школу. И тогда не только я, но и мои друзья стали отчётливо понимать, что такое школьные уроки и кто такой Учитель.

В моих руках всегда был принесённый из школы кусочек мела. Во дворе стоял весёлый гомон, а потом, по сигналу кем-то принесённого звонка, замирал, и наступала тишина. Все рассаживались. И вот стройными рядами появлялись написанные мною буквы и числа. Для моих друзей это была игра. А для меня? Вряд ли я задумывалась над этим. Никто не проводил профессиональный отбор, этого не будет и потом. Учителем надо родиться.

У нас было всё как в настоящей школе: и уроки, и перерывы на обед (их позже назовут горячими завтраками). У меня не было часов, но были перед глазами детские лица и глаза. Именно они, глаза, учат нас понимать ребёнка. Уже позже в институте, изучив психологию и педагогику, я узнала и о познавательных процессах, и многое другое... А пока… на завтрак никто не торопился по другой причине. Я частенько угощала детей горячим хлебом и мёдом. Хлеб выпекали в местной пекарне. Он всегда был пышным и горячим. Мы вдыхали смешанный запах хлеба и мёда и были счастливы. Этот счастливый мир и называется Детство.

Мой профессиональный выбор был вполне осознанным: педагогический институт. В водовороте студенческой жизни я не заметила, как пролетели четыре года. Интересная студенческая жизнь, научные конференции, студенческие олимпиады - всё позади. Я молода, полна энергии и творческого порыва.

И вот первые уроки.

Нам каждый год встречать и провожать,
И каждый день глядеть в ребячьи души.
Нам каждый час единство с ними ощущать,
И с каждым мигом становится лучше.

Моя трудовая жизнь складывалась удачно и успешно. Я стремительно продвигалась по карьерной лестнице. Год 1988. Мне ещё только 26. А я уже директор крупной сельской школы в Республике Казахстан. Но!

Следом за новыми историческими понятиями: «перестройка», «гласность», «новое политическое мышление» придут другие - ГКЧП, развал Союза ССР. В новой системе ценностей не осталось места комсомолу, партии…

А за плечами уже немалый педагогический опыт, опыт руководителя, и в сердце всё та же неподдельная любовь и привязанность к детям. Но многое рушится так неожиданно, что на мгновение задумываешься и о смысле жизни, и об отданных семи годах работы директором. Находясь в сложнейшей ситуации, начинаешь понимать: а может начать всё сначала.

Меняется время, я меняю место жительства, но неизменной для меня остается главная жизненная задача - воспитание образованного, интеллектуально развитого, духовно здорового человека, способного, благодаря широте и гибкости профессиональной подготовки, стремиться к творчеству и решению нестандартных задач. Я просто очень люблю свою работу. Помните, И. Кант утверждал, что «Работа - лучший способ наслаждаться жизнью».

Мы часто смотрим на небо, усыпанное мерцающими звёздами. Но они так далеко, а я всегда хотела зажигать звёзды здесь, на Земле.

…Ведь, если звёзды зажигают -
значит - это кому-нибудь нужно?..
…Значит - это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!

В моей педагогической практике были, есть звёзды и звездочки, и я уверена, их будет много. Мне удивительно везёт. Все они разные, и в этой их неодинаковости - их уникальность, их индивидуальность. В этой непохожести - неповторимость, творческий потенциал и оригинальность, яркость и необыкновенность каждого.

А ещё я считаю, что каждый человек должен оглядываться назад. «Для чего?» - спросит обыватель.

Мы нынешние - продукты прошлого. Мы взяли из прошлого главное - себя, свой опыт. Прошлое - это путь, по которому мы пришли в настоящее. И от этого пути отказываться нельзя. В сущности, мы затрагиваем две стратегии жизни. Предположим, кому-то больше импонирует персонаж древнегреческой мифологии. Птолемей (наперёд мыслящий) символизирует жажду новаций, открытость к неопределённому и опасному будущему. Другой брат Эпиметей (мыслящий прошлым) желал сохранить то, что было, воспроизводил вещи и порядки, хорошо испытанные временем.

Я считаю, что прошлое и будущее неразрывны. В моей практике были талантливые и действительно одарённые ребята. Они есть и сейчас, уверена, будут и в дальнейшей моей профессиональной деятельности.

Мои ученики - это особый мир. Я многому у них учусь. Детский мир такой богатый и разнообразный! Судьбы моих бывших учеников всегда в моей памяти. Анастасия Г. - талантливая и способная старшеклассница. Но она лишена материнского внимания и заботы. За асоциальное поведение маму Анастасии лишили материнства.

Вместе со своей ученицей я прожила творческую жизнь длиною в два года. Девушка успешно защитила два научных исследования: «Определение типа ситуации обучения» и «Отношение школьников к учению». Они отмечены экспертной комиссией областной НПК НОУ «Поиск», и Анастасия дважды стала лауреатом конференции.

Успех Марины М. на поприще науки и творчества был ещё труднее. Когда мы познакомились, то она была конфликтным и эмоционально несдержанным подростком. Возможно, сказалось то, что многие годы её воспитывал только отец. Но исследование «Научить ребёнка читать! Как?...» стало для неё знаковым. Она одержала победу, прежде всего, над собой. Поняла, что надо ежедневно серьёзно заниматься наукой, учиться, воспринимать правильно и неудачи, и победы. Я смотрела на Марину во время вручения Диплома лауреата и думала о том, сколько их в моей жизни юношей и девушек, так рано повзрослевших из-за семейных драм.

А вот передо мной стоят трое юношей: Иван Ж., Руслан Ю. и Александр Ш. Я смотрела на этих взрослых парней и видела, что и у них тоже проблемы. С ними я прожила необыкновенные часы общения. Исследование «Криптография без секрета» (или «Математические загадки детективного сюжета») стало первой в моей профессиональной практике работой, позволившей красиво соединить одновременно детские исследования в области литературы, математики и информатики. Ребята привезли несколько победных наград с областной конференции, научили лично меня многим премудростям информационных технологий. Да, это было недавно, это было давно!

Каждый раз я анализирую ситуации и размышляю, какой прием воспитания трудных подростков мною использован. Каким было моё очередное действие, успешно повлиявшее на судьбу, на поведение и позиции ученика? Какие профессиональные трюки были более действенными? И отвечаю - исследовательский. Именно этот подход изменяет взгляды, мотивы, поведение, в результате чего включаются механизмы самовоспитания и коррекции отношений и поступков «трудного».

Все жизненные ситуации не похожи друг на друга. Каждая ситуация рождает новые приемы. Разным ученикам необходимы разные приемы воспитания. Но неизменным будет одно - помощь будет оказана.

Дети с искалеченной судьбой. «Трудные дети». «Группа риска»… Что стоит за этим всеми известными и давно привычными терминами? Трудные дети - это те, чье поведение отклоняется от принятых в обществе стандартов и норм. Ученые и практики к этой группе относят детей разных категорий. Это и дети с ярко выраженными способностями, которых обычно называют одаренными, и дети, имеющие различного рода проблемы.

Вся моя педагогическая деятельность - это большой проект «Трудные дети», рассчитанный на объединение всех специалистов вокруг данной проблемы. Не стоит акцентировать внимание на терминах «проблемные» и «трудные» дети, надо искать причины появления этого «феномена». К сожалению, необходимо признать, что чаще всего причина появления данной проблемы происходит по вине взрослых (учителей, родителей). И это не только результаты исследований учёных, это и личный опыт работы. Ситуация в государстве поменялась. На проблему появления такой категории детей надо взглянуть по-новому. Моя педагогическая деятельность - это постоянный поиск новых технологий для разрешения сложных ситуаций. Я постоянно ищу алгоритмы работы в так называемых проблемных зонах.

Исследовательский подход, который я использую в своей профессиональной деятельности, вовлекает учащихся в круговорот научного поиска, побуждает выдвигать идеи, альтернативные темы, которые уже известны, изучать и анализировать литературу, описывать и интерпретировать сведения и наблюдения, полученные в процессе исследования. Мои учащиеся овладевают культурой самоисследования, исследования собственной учебной деятельности.

Всю работу по подготовке юных исследователей я веду с учетом индивидуальных способностей детей и, прежде всего, с учетом доминирующего у них вида мышления, через организацию обучения в соответствии с предпочитаемыми ребенком способами переработки материала. Это мудрое решение позволяет мне готовить к выступлениям учащихся на областные и всероссийские научно-практические конференции.

Школа - это моя жизнь, которая не стоит на месте. Здесь все бурлит, кипит, вертится, если, конечно, приложишь определенные усилия. Горящие глаза, удивленные и восхищенные возгласы, радостные улыбки - это все так мне нравится! Хочется всё это видеть и слышать как можно чаще, и стараешься, ищешь, придумываешь.… Бывают разочарования - не спорю. Но что это за жизнь без трудностей, без проблем?

Я помогаю своим ученикам приобщаться к миру науки, приобретать навыки исследовательской работы, столь необходимой при обучении в высших и средних специальных учебных заведениях. «Если много и упорно трудиться, обязательно придет успех», - говорю я своим ученикам. И вот у моих юных исследователей появляются свои первые публикации. «Поднимаясь в гору, имей мужество пройти по обрывистой тропе, идя по снегу, имей мужество пройти по скользкому мосту», - напоминаю я снова и снова слова Конфуция.

Мои ученики понимают, что они «должны стремиться к знанию не ради споров, не ради выгоды, славы, власти или других целей, а ради того, чтобы быть полезным в жизни. Я всегда несу ответственность за судьбу ребенка, который унесет в большой мир не только знания, не только ошибки и сомнения, но и частичку меня.

Учитель! В моей профессиональной деятельности было всё: взлёты и падения, снова подъём, снова каждодневная работа, прежде всего, над совершенствованием своего профессионального уровня. Какие бы неопределённости и трудности ни встречались в моей жизни, я никогда не испытывала даже малейшего желания уйти из профессии. Наоборот, сложности меня закаляли, моё желание учить и быть рядом с детством никогда не исчезало. Наверное, я просто люблю детей, ведь они такие разные! Я просто люблю свою работу, ведь меня поддерживает самая великая сила - сердца моих учеников.

Но я точно знаю: никем другим я не стала бы работать! Я даже и сейчас думаю: а может я больше ничего и не умею - просто умею учить детей. И для меня нет ничего дороже. Так буду же своей работой наслаждаться, обладая великой силой учителя - владеть сердцами своих учеников!

Завтра будет новый школьный день. И снова завтра в классе на меня будут смотреть глаза моих учеников. Ведь я - Учитель!

Вы знаете,
мне по-прежнему верится,
что если останется жить земля, -
высшим достоинством человечества
станут когда-нибудь учителя!
Р. Рождественский.

Наверное, пора ставить точку в «беглом очерке». Но снова и снова я вчитываюсь в мудрости древнего Востока.

К одному известному мастеру спорта по борьбе пришёл ученик, чтобы поучиться у него этому искусству. Многие годы он тренировался с огромным прилежанием, достойным восхищения. «Учитель, - спросил ученик в один прекрасный день, - есть что-нибудь такое, чему бы ты ещё мог меня научить?»

«Ты научился всему, чему бы я мог тебя научить», - сказал мастер.

От этих слов молодой борец преисполнился гордости и объявил всем и всюду, что теперь он лучший борец в стране и мог бы победить на ринге своего знаменитого учителя. Тысячи людей пришли посмотреть на этот поединок. После длительной, спокойной и равной борьбы мастер вдруг неожиданным приёмом положил ученика на обе лопатки и победил его.

«Странно, - сказал побеждённый, тяжело переводя дыхание, - я научился у тебя всему, но как же случилось, что ты одолел меня тем приёмом, которого я не знал?»

«Юный друг, - сказал мастер, - всё верно! Всему, что я мог, я тебя научил. Только этот единственный приём приберёг для сегодняшнего дня».

Я, мои коллеги, поделилась с Вами весьма бегло. Рамки данного очерка не позволили мне описать судьбы многих моих воспитанников. Но даже если бы и была возможность, то всегда останется хотя бы одно, что принадлежит только мне. Теперь всё.

Завуч определяет «лицо» школы, в которой работает. От того, как распределена нагрузка, спланировано расписание, в какой атмосфере проходит педагогический совет, зависит и общий настрой учителей, что свидетельствует об огромной значимости работы заместителя директора по учебно-воспитательной части.
Мне хочется рассказать об удивительном человеке, заместителе директора по учебной части МКОУ «СОШ №2», который душой болеет за свою школу. Это Оксана Владимировна Бабкина - неутомимая, жизнерадостная, не терпящая несправедливости. Её впору называть Оксана Зевсовна, мечет гром и молнии, как верховный греческий бог. Но добрее её нет никого.
Она пришла в эту школу в 2005 году, окончив Дагестанский Государственный педагогический институт, с большим желанием развиваться, делиться опытом, приносить пользу. Каждый её день наполнен не только напряжённым учебным трудом, но и радостью познания. Оксана Владимировна - отличник образования РД, неоднократно награждена грамотами ГУО, администрации города.
О. Бабкину отличает энергичность, деловитость, требовательность к себе и окружающим, отличное знание своего предмета, методическое мастерство. Эрудированность Оксаны Владимировны в новых преобразованиях в плане ЕГЭ, ОГЭ удивляет. Она всегда в курсе всех новинок методической литературы. Её деятельность характеризует непрерывное повышение квалификации, освоение новых технологий, программ, обобщение и распространение опыта до всероссийского уровня. И всё это, конечно, «не ради славы», а ради своей драгоценной школы.
Оксана Владимировна умеет всё: изумительно готовит, шьет, вяжет, вышивает бисером и, главное, учит этому на уроках технологии. Всегда элегантна, женственна и старается привить вкус своим ученицам.
Сколько душевных сил и энергии отдает она школе, коллегам, своим ученикам! Нет такого дела, за которое бы не взялась Оксана Владимировна и с которым бы не справилась. Слова «не могу» и «усталость» для неё не существуют. Рядом с ней заряжаешься энергией, получаешь колоссальный заряд бодрости. Глядя на неё, тоже хочется идти вперёд.
Наша Оксана Владимировна прекрасная жена и мать. Они с мужем воспитывают двух сыновей. Старший Павел в 2014 году закончил школу с золотой медалью, учится в Саратовском ТГУ, а младший Александр в восьмом классе и тоже отличник.
М. Волошин сказал: «Жизнь - бесконечное познание. Возьми свой посох и иди!». Эти слова относятся в полной мере к героине моего очерка. И я желаю Оксане Владимировне, чтоб она продолжала быть любимым завучем, наставником, не теряла активную жизненную позицию и всегда шагала в ногу со временем.

Уважаемый всеми учитель

Математика – царица наук И менно этому предмету вот уже более 20лет обучает ребят в средней школе посёлка Красный Текстильщик Иноземцева Елена Георгиевна. Елена Георгиевна - человек, который знает и любит свой предмет. На своих уроках и внеклассных мероприятиях Елена Георгиевна с увлечением рассказывает о синусах и косинусах, помогает ученикам разобраться в трудностях построения координатных плоскостей, формирует умения определять градусы углов…

-На уроках Елены Георгиевны нам всегда интересно. Доступным и для нас способами и понятным языком она объясняет самые сложные задачи и примеры. Елена Георгиевна бывает строгой, но справедливой . Всего лишь один год она была у нас классным руководителем, а сколько мы с ней интересных мероприятий провели, в каких только конкурсах не участвовали! Мы очень любим этого учителя за его открытость характера, справедливость и строгость, готовность прийти на помощь в любой ситуации , - так говорит ученица 10 класса Эльвира Бадалян.

Чтобы получше узнать этого человека я задала ей несколько вопросов.

- Почему вы выбрали профессию учителя?

- Эта профессия мне очень нравится. Я с детства любила играть в школу.

- Какие качества вы цените в учениках?

- Трудолюбие, любознательность, умение отстаивать свою точку зрения, честность.

- Легко ли быть учителем?

- Легко. Если работу любишь, а трудно - если не любишь детей.

- Ваше хобби ? Ч ем вы люби те заниматься в свободное время?

- Ваш любимый писатель? Какие вы произведения читали?

- А. Маринина , детективы.

Учитель …Э то уважаемый человек в посёлке, в районе… И таким уважаемым человеком является Иноземцева Елена Георгиевна.

Анастасия Богатырёва,

ученица 9 «А» класса,

член кружка «Русское слово»

Уважаемый всеми учитель

Математика – царица наук … И менно этому предмету вот уже более 20лет обучает ребят в средней школе посёлка Красный Текстильщик Иноземцева Елена Георгиевна. Елена Георгиевна – человек, который знает и любит свой предмет. На своих уроках и внеклассных мероприятиях Елена Георгиевна с увлечением рассказывает о синусах и косинусах, помогает ученикам разобраться в трудностях построения координатных плоскостей, формирует умения определять градусы углов…

На уроках Елены Георгиевны нам всегда интересно. Доступными для нас способами и понятным языком она объясняет самые сложные задачи и примеры. Елена Георгиевна бывает строгой, но справедливой. Всего лишь один год она была у нас классным руководителем, а сколько мы с ней интересных мероприятий провели, в каких только конкурсах не участвовали! Мы очень любим этого учителя за его открытость характера, справедливость и строгость, готовность прийти на помощь в любой ситуации , - так говорит ученица 10 класса Эльвира Бадалян.

Елена Георгиевна Иноземцева несколько лет работала в школе заместителем директора по воспитательной работе, а сейчас работает завучем по учебной части.

-Учитель Э та профессия мне очень нравится. Я с детства любила играть в школу. Быть учителем л егко, если работу любишь, а трудно – если не любишь детей . В своих учениках я ценю т рудолюбие, любознательность, умение отстаивать свою точку зрения, честность , – рассказывает о выборе профессии Елена Иноземцева .

Тапасханова Лариса Мусабиевна,
ученица 11 класса МКОУ СОШ
с.п.п.Звёздный Чегемского района
Кабардино-Балкарской Республики

Учитель … Нет профессии добрей


Учитель…Нет профессии добрей. Учитель открывает нам двери в удивительный мир знаний, человеческих отношений, нравственных ценностей. Учитель – самый верный друг. Именно учитель придёт на помощь в самую трудную минуту, протянет руку помощи. Сначала мне казалось, что это как игра: стоять у доски, писать мелом, проверять тетради, читать, рассказывать, смотреть в глаза сразу целому классу. Став старше, я поняла, что труд учителя напряжённый, ответственный и очень важный. Мы такие разные, у каждого свой мир. Шалуны, задиры, порой придумываем отговорки, порой обманываем. И каждого учитель должен выслушать, понять, научить, простить.

Наверное, ни для кого не секрет, что одним из самых трудных школьных предметов является русский язык, особенно в школах, где русский язык изучается как неродной. Я родилась и воспитывалась в балкарской семье.

Высоко в горах живёт моя бабушка, с ней мы общаемся на своём родном балкарском языке, но когда я приезжаю в свой посёлок с таким символическим названием Мир, я слышу другой, ставший моим вторым языком – русский. Я уже и не смогу, наверное, вспомнить, как произошла моя первая встреча с русским языком, и не представляю свою жизнь без него. Это как чистый горный воздух, как яркое солнце, отражающееся в наших уникальных Голубых озёрах и неумолкающих Чегемских водопадах, как песни моей матери. Замечательный балкарский поэт Кайсын Кулиев писал:

Мне в сердце запали уроки,
Когда я впервые постиг
Зовущий, как мир, и широкий,
Чарующий русский язык.


Уроки русского языка. Я не открою истину, если скажу, что любовь к предмету, интерес неразрывно связаны с профессиональным мастерством учителя, его увлечённостью, его стараниями. Каким должен быть учитель русского языка? Я с уверенностью могу сказать: таким, как наша Калайтанова Наталья Владимировна. Родилась она в г.Арциз Одесской в области 1958г. в семье военнослужащих. Судьба офицерских семей – переезжать с места на место. Вот так и семья Натальи Владимировны в 1965г. переехала к новому месту службы родителей в г.Хабаровск-47. Здесь она пошла в первый класс, здесь в 1975г. окончила школу, а затем - учёба в Хабаровском Государственном педагогическом институте. Это были замечательные годы: сотрудничество на Дальневосточной радиостанции «Юность», работа в студенческом путинном отряде на Курильском острове Шикотан походы в театры, на художественные выставки и концерты, участие в институтских капустниках, занятия в вокальном кружке и кружке журналистики. Незабываемые студенческие годы! Получила диплом - и снова в путь. В 1979г. родителей перевели в г.Нальчик-20. Сначала она работала в филиале Краеведческого музея - доме-музее украинской писательницы Марко Вовчок старшим научным сотрудником. Да, писательница провела здесь последние годы жизни. Здесь же, недалеко от маленького домика, находится её могила. Наталья Владимировна с увлечением рассказывала нам, каким необыкновенным человеком была Марко Вовчок, о её знакомстве и переписке с такими известными писателями и поэтами, как Н.А.Некрасов, И.С.Тургенев, Жорж Санд. Однажды на пороге дома-музея появился невысокий пожилой человек. Им оказался известный поэт Али Шогенцуков. Так началось знакомство с творчеством поэта, ведь раньше Наталья Владимировна практически мало знала о литературе народов нашей Республики. Наталья Владимировна с гордостью показывает сборник стихов поэта с дарственной надписью.

Когда же представилась возможность преподавать в школе, Наталья Владимировна, не раздумывая, согласилась. «Я прежде всего учитель», - говорила она своим родным, которые не могли понять, почему она решила сменить такую интересную, как им казалось, работу. Более тридцати лет преподаёт она русский язык и литературу в нашей школе. За многолетнюю плодотворную работу в системе народного образования Кабардино-Балкарской Республики, значительный вклад в дело обучения и воспитания подрастающего поколения она неоднократно награждалась грамотами Чегемского Муниципального района КБР, Министерства образования и науки Кабардино-Балкарской Республики. Но о своих достижениях Наталья Владимировна не любит говорить, её больше радуют достижения учеников. Её ученики становились победителями и призёрами районных, региональных, Всероссийских и международных конкурсов и фестивалей. Она радуется их успехам, с гордостью рассказывает о каждом. А Кагаева В.В., учитель русского языка и литературы, и Воропай А.А., учитель английского языка, - учителя нашей школы, её бывшие ученики.

Встреча учителя и ученика происходит на уроке. Нужно ли изучать русский язык или достаточно того, что мы знаем родной язык? Ответы могут быть самые разные: одни скажут, что русский язык очень трудный, и им легче общаться на родном языке, другие – русский язык вообще не нужен, потому что они живут в Кабардино-Балкарии и не собираются никуда уезжать, а значит достаточно знания родного языка. Я не могу согласиться с таким утверждением. Я живу в республике, где два коренных народа, и они должны общаться, а делать это лучше на русском языке. Кроме того, русский язык даёт нам возможность обмениваться своими мыслями и чувствами с представителями других народов, слушать радио, смотреть телевизор, общаться в интернете, изучать мировую культуру. Некоторые ребята из нашей школы профессионально занимаются в ансамбле народного танца «Балкария». Часто с концертами они выезжают в другие города и страны. Они с радостью рассказывали, как, находясь на гастролях в Турции, бродя по улицам Стамбула, они услышали русскую речь. И сразу так светло стало на душе, как будто побывали на Родине. Да, жизнь очень разнообразна, в ней много интересного. Каждый народ через свой язык передаёт красоту своих обычаев, культуры, души. Но в жизни современного человека русский язык играет не меньшую роль. Наша балкарская поэтесса Танзиля Зумакулова пишет об этом:

Но, как родной,
Люблю язык я русский.
Он нужен мне, как небо,
Каждый миг,
На нём живые, трепетные чувства
Открылись мне:
И мир открылся в них.
…………………………
Текут две речки в сердце, не мелея,
Становятся единою рекой…
Забыв родной язык –
Я онемею.
Утратив русский –
Стану я глухой.


Для меня уроки русского языка – это уроки истины, поисков, счастья общаться со своими ровесниками разных национальностей. Ведь наша школа многонациональная, она находится на территории нескольких войсковых частей ВВ. Состав учеников часто меняется: родителей переводят к новому месту службы. Уезжают друзья, но благодаря знанию русского языка, мы легко можем делиться своими радостями и успехами. И эту радость дарит нам наша Наталья Владимировна. Помню, как впервые я пришла в 5-й класс. Новые предметы, разные учителя… Мне было очень страшно. Но вот прозвенел звонок, и в класс вошла учительница. Она улыбнулась, и сразу стало так легко, словно солнышко заглянуло в школьное окно. Начались годы нелёгкого труда, труда постижения законов русского языка. Скучные правила превратились в рисунки и коротенькие стихотворения, которые легко запоминались. Всевозможные правила руки, окна (справа – с окна, влево – на окно), звезды (над каждым лучиком по кругу написаны согласные буквы, а между лучами гласные - Я ТОЖЕ ЗДЕСЬ – после этих букв пишется суффикс -чик-, воз - возчик, так легко запомнить). У нас были специальные табличные тетради. Мы любили в них работать. Рисовать, писать, пробовать сочинять. Конечно, наше «творчество» было далеко от совершенства, но нам казалось, что это подлинные шедевры. Наталья Владимировна поддерживала нас во всех наших начинаниях. Я ждала каждый новый урок с нетерпением. Однажды открылась дверь, и в класс вошла фея Здрасте. Конечно же, это была старшеклассница. Но мне тогда казалось, что это настоящая фея. Потом она приходила к нам ещё и ещё, знакомила нас с правилами поведения в школе и за её пределами. А праздники, которые устраивали в честь той или иной части речи! Мы придумывали девизы, рисовали гербы и представляли себе ту или иную часть речи как некое живое существо. Наталья Владимировна предоставляла нам возможность самим составлять тексты графических и буквенных диктантов, составлять индивидуальные карточки для своих товарищей. Но самая большая радость – это побывать в роли учителя. Мы составляли вопросы, вызывали к доске, ставили оценки и комментировали их. С помощью опорных конспектов мы составляли ответы к темам уроков. Я увлекалась рисованием и посещала школу искусств, может, поэтому мне нравилось писать сочинения по картинам. Наталья Владимировна вводила нас в мир прекрасного, ведь не всегда есть возможность побывать в художественной галерее. Но на уроках всегда использовались репродукции художников; если это был пейзаж или натюрморт, обязательно подбирались стихотворения о природе, иногда звучала классическая музыка. Я тогда удивлялась: откуда наша учительница знает и о живописи, и о композиторах и с таким увлечением рассказывает нам о различных оттенках цветов, комментирует музыкальные произведения.

Были у нас и уроки-праздники. Приходила бабушка-рассказушка, вынимала из корзинки волшебный клубок с лингвистическими сказками, которые сочиняли мы сами, а обрабатывала их Наталья Владимировна. Были песни, инсценировки, викторины, но не простые: то на пути нас встречала полянка с подснежниками, то чудо-дерево с волшебными листочками. Мы по очереди подходили к дереву или на полянку, срывали листок или подснежник с заданием, записывали правильный вариант на доске, собирали первый «весенний букет». Это сейчас, став почти взрослой, я понимаю, что сегодня как никогда для педагога особенно важно пробудить интерес к звучащему слову, научить детей почувствовать его истинный вкус и назначение. Процесс этот длительный и кропотливый, требующий определённой организации, системы, методической смекалки и выдумки, практического опыта. И все эти качества характеризуют нашу учительницу как талантливого педагога.

Мы подрастали, и менялись формы работы на уроке. Наталья Владимировна учила нас самостоятельно мыслить, высказывать свои суждения, отстаивать активную жизненную позицию. Работа в группах прививала нам такие качества, как коллективизм, терпимость, взаимовыручка, ответственность за себя и своих друзей. Исследовательская работа, составление презентаций, умение анализировать и использовать на уроках дополнительную литературу позволяют нам почувствовать себя взрослыми, самостоятельными людьми. Состязания ораторов, дискуссии, круглые столы, ролевые игры – это одна из ступенек в мир, который нас ждёт за окном. «Не могу я жить в покое» - это о нашей учительнице. Учёба продолжается, когда кончаются уроки. Разве можно забыть предметные декады! Они позволяют пробудить живой интерес к слову, стремление правильно и выразительно строить свою речь.

Для Натальи Владимировны главное - привить любовь к языку, пробудить интерес к нему как учебному предмету, повысить общую языковую культуру, углубить и расширить знания, получаемые на уроках, а ещё просто воспитать человека, нужного своей стране.

Особый интерес вызывают заседания любителей словесности, где мы учимся творить: создавать рассказы, очерки, стихи, вести поисковую работу, результатом которой становятся наши выступления на научно-практических конференциях, творческие работы на всероссийских и республиканских конкурсах, на заседании любителей словесности «Проба пера». Эта работа буквально заражает творческим настроением, становится праздником неожиданности, удивления, радости, зажигает в каждом искру надежды на успех.
Много лет Наталья Владимировна была руководителем школьного театра. Да, именно театра. Вместе с ребятами знакомились со сценариями, распределяли роли, шили костюмы, подбирали музыкальное оформление, делали декорации. Ставили настоящие спектакли, на которые приходили не только дети, но и взрослые. Да, это было просто чудо. Чудо, которое живёт рядом с нами. Его нельзя потрогать рукой, но можно увидеть и услышать. Оно способно заставить нас смеяться и плакать. Имя ему - спектакль. К сожалению, я сама не участвовала в постановках нашего школьного театра, но спектакли «Кошкин дом», «Золушка», «Снежная королева» запомнились мне, тогда ещё ученице 2-го класса, наверное, надолго. Я верила, что это не ученики, а настоящие герои. И мне очень жалко было бездомных котят, которых выгнала тётя Кошка, я радовалась, когда принц нашёл свою Золушку, мне так хотелось, чтобы сердце Кая оттаяло и снова стало добрым. Выросли котята, Кай стал офицером и нашёл свою любовь, а Золушка… Золушка не рассталась со сценой. Наташа Каграманян (Кравцова) окончила наше училище искусств, затем Щукинское в Москве, а теперь покоряет сцену Музыкального театра в родном Нальчике, иногда с труппой приезжает к нам со спектаклями. Я вижу, как встречаются две Натальи, мило беседуют, словно две подружки. Наталья Владимировна всегда интересуется судьбой своих «птенчиков», так ласково называет она своих выпускников.

Театрализованные литературные вечера, концерты, выпускные – ни одно мероприятие не обходится без Натальи Владимировны. Наступает вечер, зажигаются свечи, а в актовом зале звучат вечно живые волнующие строки М.Ю.Лермонтова: «Мне нужно действовать…», раздаются звуки фортепиано и чарующие романсы, а также песни, которые сочиняют вместе со своим учителем ребята, заполняют весь зал. Творчество, неустанный поиск, горящие глаза, лучезарная улыбка - такой знают и любят её ученики и коллеги.

«Яркость, эмоциональность, разнообразие видов работ, содержательный урок, вызывающий самостоятельный поиск ребёнка, активность его пытливого ищущего ума, развитие воли» – вот девиз Натальи Владимировны, вот к чему должен стремиться каждый педагог.

Уже больше двадцати лет на торжественных мероприятиях учителя исполняют гимн нашей школы, который они сочинили сами.

Ты для них будешь самым правильным,
И другим ты не смеешь быть,
И не только мудрёным правилам -
Нужно счастью детей учить.
Нарисуй им дорогу звёздную,
Научи их шагать по ней.
Если люди для счастья созданы,
Детям счастье нужно вдвойне.

Наталья Владимировна учит нас не только орфографии и пунктуации. Её уроки – это уроки, честности, любви, добра, терпимости, уважительного отношения к культуре других народов, это уроки дружбы и справедливости, это наша звёздная дорога, по которой мы делаем первые шаги во взрослую жизнь.

Каким должен быть учитель русского языка? С уверенностью могу сказать: «Таким, как Наталья Владимировна».




Top