Очумелов произведение и автор. Из каких произведений эти герои? Смысл названия рассказа


  1. Из каких произведений эти герои? Кто их автор?

1) Очумелов

3) Наталья Савишна

4) Кукубенко

(за каждый правильный ответ 1 балл)


  1. Соотнесите произведения, жанр и автора.

«Железная дорога» рассказ Д.И. Фонвизин
«Злоумышленник» баллада В.А. Жуковский
«Арап Петра Великого» стихотворение А.П.Чехов «Лесной царь» комедия Н.А. Некрасов «Недоросль» роман А.С. Пушкин

(За каждый правильный ответ 1 балл)


  1. Исключите из списка название произведения, не принадлежащее А. П. Чехову.

«Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Гриша», «Размазня», «О любви», «Близнецы».

(1 балл)


  1. Какое значение имеет выражение « птенцы гнезда Петрова»?Назовите автора данного отрывка, название. (5 баллов)

«За ним вослед неслись толпой

Сии птенцы гнезда Петрова -

В пременах жребия земного,

В трудах державства и войны

Его товарищи, сыны:»

Перечислите, кто являлся «товарищами, сынами»?(4 балла)


  1. Назовите автора данных отрывков, название произведений и имена героев, которым принадлежат следующие портреты:

1) …Он же, в пестром ваточном халате, подпоясанном поясом из той же материи, в красной вязаной ермолке с кисточкой и в мягких козловых сапогах, продолжал ходить около стен, прицеливаться и хлопать.
2). … Была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы у нее, ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх.
3) …круглая, большеголовая, с огромными глазами и смешным рыхлым носом; она вся черная, мягкая и удивительно интересная;

(за каждый правильный ответ 3 балла)


  1. В каком произведении автор сопоставляет своих героев с «ястребом» и с «голубем сизокрылым»? Назовите произведение, автора и героев.
(5 баллов)

  1. Какое историческое событие лежит в основе произведения А.К. Толстого «Василий Шибанов»? Определите жанр произведения. Назовите героев этого произведения.
(5 баллов)

II. Знание истории и теории литературы.

1. Назовите известные вам жанры древнерусской литературы. Приведите примеры произведений. (1 балл за жанр, 1 балл за произведение)

2. С именами каких писателей и поэтов связаны литературные места России:

а) Ясная Поляна;

б) Спасское-Лутовиново;

г) Тарханы;

д) Михайловское.

3. Назовите жанр произведений:

а) Н.М.Карамзин «Бедная Лиза»;

б) В.А. Жуковский «Лесной царь»;

в) Н.В.Гоголь «Ревизор»;

г) М.Ю.Лермонтов «Мцыри».

(за каждый правильный ответ – 1 балл)
4. Вам предложены четыре столбика терминов, но эти термины «перепутаны». Вы должны определить и назвать принципы, по которым могут быть собраны термины в столбики, правильно их распределить, дополнив столбики аналогичными терминами.

(5 баллов)

III. Творческое задание.

Прочитайте стихотворение Новеллы Матвеевой «Кораблик»:
Жил кораблик, весёлый и стройный,

Над волнами, как сокол, парил.

Сам себя, говорят, он построил.

Сам себя, говорят, смастерил.

Сам смолою себя пропитал,

Сам оделся и в дуб, и в металл,

Сам повёл себя в рейс -

Сам свой лоцман,

Сам свой боцман,

Шёл кораблик, шумел парусами,

Не боялся нигде ничего.

И вулканы седыми бровями

Поводили при виде его.

Шёл кораблик по летним морям,

Корчил рожи последним царям,

Все ли страны в цвету,

Всё ль на месте -

Всё записывал, всё проверял.

Раз пятнадцать, раз двадцать за сутки

С ним встречались другие суда:

Постоят, посудачат минутку

И опять побегут кто - куда.

Шёл кораблик, о чём-то мечтал,

Всё, что видел, на мачты мотал,

Делал выводы сам -

Сам свой лоцман,

Сам свой боцман,

Капитан.
Стихотворение «построено» на использовании олицетворения. Какие детали помогают увидеть кораблик в «человеческом обличье»? Какие слова «очеловечивают» кораблик? Найдите примеры олицетворения в стихотворении. Кого напоминают герои, которых коснулось олицетворение? Какая серьезная мысль звучит в финале этого веселого стихотворения?

Дайте ответы на эти вопросы в виде связного текста. (до 25 баллов)

Ответы:


  1. Знание текстов художественных произведений.
1) Очумелов – А.П. Чехов «Хамелеон»

2) Дефорж – А.С. Пушкин «Дубровский»

3) Наталья Савишна – Л.Н. Толстой «Детство»

4) Кукубенко – Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»
2. Н.А. Некрасов стихотворение «Железная дорога»

А.П.Чехов рассказ «Злоумышленник»

А.С. Пушкин роман «Арап Петра Великого»

В.А. Жуковский баллада «Лесной царь»

Д.И. Фонвизин комедия «Недоросль»


    1. И. И. Тургенев. Стихотворение в прозе «Близнецы».

4. Пушкин называет сподвижников Петра I. (Шереметев, Брюс, Боур и Репнин. «Полтава».
5. 1) Л.Н.Толстой «Детство»; учитель Карл Иванович;

2) М.М. Пришвин. Кладовая солнца , Настя

3) М. Горький. Детство , бабушка

6. М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. Иван Грозный и Кирибеевич.

7. Баллада. Ливонская война, поражение русских, предательство воеводы князя Курбского. Иван Грозный, Курбский, Василий Шибанов.

II. Знание истории и теории литературы .

1. Летопись, житие, сказание, воинская или историческая повесть, поучения.

2. а) Л.Н.Толстой, б) И.С.Тургенев, в) Н.В.Гоголь, г) М.Ю.Лермонтов, д) А.С.Пушкин.

3. а) повесть, б) баллада, в) комедия, г) поэма.

III. Творческое задание.
Оценивается ход мысли учащихся, её доказательность, а не совпадение с мнением проверяющего, в том числе:

Глубина постижения произведения – до 10 баллов;

Знание фактического материала из истории и теории литературы и умение использовать его – до 5 баллов;

Композиционная стройность, язык и стиль работы участника Олимпиады (логичность, ясность изложения, речевая грамотность) – до 5 баллов.

Олимпиада школьников по литературе

8 класс

    Из каких произведений эти герои? Кто их автор?

А) Очумелов

Б) Дефорж

В) Наталья Савишна

Г) бабушка Акулина Ивановна

Д) Княгиня Волконская

2. Найдите и исправьте смысловую ошибку в приведенном отрывке:

Ты слушать заповедь мою

Сюда пришел, благодарю.

Все лучше перед кем-нибудь

Словами облегчить мне грудь,

Но людям я не делал зла,

И потому мои дела

Немного пользы вам узнать –

А душу можно ль рассказать?

Ему, казалось, на роду был написан битвенный путь и трудное знанье вершить ратные дела. Ни разу не растерявшись и не смутившись ни о какого случая, с хладнокровием, почти неестественным для двадцатидвухлетнего, он в один миг мог вымерять всю опасность и все положение дела, тут же мог найти средство, как уклониться с тем, чтобы потом верней преодолеть ее. Уже испытанной уверенностью стали теперь означать его движения, и в них не могли не быть заметны наклонности будущего вождя. Крепостью дышало его тело, и рыцарские его качества уже приобрели широкую силу качеств льва.

4. Назовите сборник, в который Н.В. Гоголь включил свое произведение «Майская ночь, или Утопленница»

5. Что такое аллитерация? Дайте определение этому понятию и приведите пример.

Ответы:

А) Очумелов – А.П. Чехов «Хамелеон»

Б) Дефорж – А.С. Пушкин «Дубровский»

В) Наталья Савишна – Л.Н. Толстой «Детство»

Г) Лиза- Акулина – А.С. Пушкин «Барышня-крестьянка»

Д) Княгиня Волконская Н.А. Некрасов «Русские женщины»

    Вместо «заповедь» нужно «исповедь»

    Остап, Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

    «Вечера на хуторе близ Диканьки»

    Аллитерация – повторение однородных согласных, придающее стиху особую выразительность и подчеркивающее его смысл:

Шипенье пенится бокалов

И пунша пламень голубой…

А.С. Пушкин

  1. Олимпиада школьников по литературе (2)

    Документ

    Олимпиада школьников по литературе 7 класс 1. Узнай героя произведения, укажи... полувеселой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал... -то в поле не по нужде, а так, для забавы». В) Тогда...

  2. Методические рекомендации к проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по литературе в 2014/2015 учебном году Форма и порядок проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе

    Методические рекомендации

    Этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе Материально-техническое обеспечение проведения школьного этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе включает...

  3. Протокол II (муниципального) этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе

    Документ

    ...) этапа Всероссийской олимпиады школьников г.Якутск ПРОТОКОЛ II (муниципального) этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе 2009-2010 ...

  4. Методические рекомендации к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе в 2014/2015 учебном году

    Методические рекомендации

А. П. Чехов известен в литературе как мастер короткого сатирического рассказа, в основе которого лежала анекдотическая ситуация из повседневной жизни, а героями были обычные люди, выхваченные из толпы. Благодаря использованию разнообразных изобразительных средств, автору удавалось на одной-двух страницах показать пошлость и безнравственность современного ему общества. У Чехова все играло большую роль: и точное название, и говорящие фамилии, и особенности речи, и предметы, принадлежавшие героям. Все образы, созданные писателем в ранних рассказах, удивительно запоминающиеся: достаточно назвать одну-две детали или фразы, и читатель сразу же вспоминает, из какого произведения Очумелов, Червяков или унтер Пришибеев.

Анализ написанного в 1884 году рассказа «Хамелеон» позволяет понять, почему произведения писателя и спустя столетие не теряют своей актуальности и популярности.

Сюжет и главные герои

Место действия - базарная площадь, по которой важно шествует полицейский надзиратель Очумелов. Рядом с ним Елдырин, городовой. Их мерный ход нарушает крик - это Хрюкина укусила за палец неизвестная собака. Данное присшествие становится завязкой действия, в ходе которого надзирателю, как представителю власти, необходимо будет принять решение относительно судьбы собаки. Казалось бы, чего проще? Но не в этом случае. Чехов таким образом выстраивает сюжет, что описанная ситуация становится поводом для того, чтобы показать, кто такой Очумелов.

«Хамелеон» продолжается выяснением обстоятельств дела. Хрюкин жаловался, что шел, никого не трогал, вдруг эта псина ухватила его за палец, и он, золотых дел мастер, теперь не сможет работать. Вроде бы, все ясно для Очумелова - нужно составлять протокол и истреблять собаку. Но тут кто-то из толпы сказал, что это щенок генерала Жигалова. Брошенная фраза тут же повлияла на принятое решение. Да и причина происшествия прояснилась: Хрюкин сам ткнул собаке цигаркой в морду, вот она его и укусила. Далее само поведение героя подсказывает, из какого произведения Очумелов. Он ведет себя подобно хамелеону. В зависимости от содержания реплик прохожих - собачка оказывалась то генеральская, то бродячая - надзиратель все не мог определиться с тем, кто же является истинным виновником происшедшего. Трудно передать, что происходило с ним за это время. Он моментально, без каких бы то ни было колебаний, отпускал нелицеприятные реплики то в адрес испуганной собачки, то в адрес Хрюкина. Вот и получилось, что судьба собачонки стала всецело зависеть только от того, кто ее хозяин. Закончилось все тем, что «цуцык этакий» - песик не Жигалова, но… брата генерала - был отпущен с миром.

Речевая характеристика героев

Особенность рассказа в том, что он состоит практически из одних диалогов. И по большей части говорит всегда придавал речи героев особое значение. Вот и в этом случае диалог помогает раскрыть их образы, а также выявить сущность такого понятия, как угодничество - именно оно лежит в основе поведения надзирателя. Речь Очумелова изобилует канцеляризмами - особенность должности, разговорными и вульгарными словами: «кузькина мать», «здоровила», «каждый свинья» и др. - символ его власти и показатель низкой культуры. На личную его значимость в обществе указывает местоимение «я», которое он употребляет в сочетании с глаголами «покажу», «так не оставлю». И лишь, когда выясняется, что собака все же имеет отношение к генералу, читатель с удивлением узнает, что в лексиконе надзирателя есть и уменьшительно-ласкательные слова: «собачка». Да и тон его с приказного и официального меняется на угодливый и льстивый.

Художественные детали

У Чехова, как правило, не играют большой роли портретные описания героя и указания автора на его положение в обществе. Об этом лучше всяких слов говорят детали в его внешнем облике. Очумелов - человек, который повсеместно пользуется своим служебным положением. На это указывает уже его продвижение по площади: он идет медленно и важно, с видом хозяина оглядывает все вокруг. Увидев шумящую толпу, тут же бесцеремонно «врезывается» в нее. Четкие движения говорят о его уверенности в себе. Несмотря на случившийся во время разбирательства конфуз, он продолжит свой путь таким же размеренным и уверенным шагом.

Немаловажной деталью оказываются узелок в его руках и решето с крыжовником - автор не случайно подчеркивает: «конфискованным» - которое несет городовой. Это их «добыча», символизирующая власть.

И уж, конечно, нельзя не отметить новую шинель надзирателя. Кстати, именно она запоминается читателю больше всего, и одно только слово сразу наводит на мысль, из какого произведения Очумелов. На улице лето, но он в шинели - указание на его положение и должность. Во время разговора надзиратель несколько раз то снимает, то надевает ее, так как его бросает то в жар, то в холод. Наконец, после всех разбирательств Очумелов уверенно запахивает шинель и идет дальше. Таким образом, эта деталь лучше всех портретных описаний передает характер и чувства героя.

Почему Очумелов?

Еще один прием, свойственный рассказам Чехова, - говорящие фамилии. Сначала нужно отметить, что в произведении не звучат имя и отчество героя. Это не нужно, так как для всех он «важное лицо», к которому просто так не обратишься. Фамилия же ассоциируется со словами «очуметь» и «чума», что может указывать на типичность героя. Даже в рассказе таков не только Очумелов. Характеристика поведения героя и толпы оказывается одинаковой. Собравшиеся быстро поддаются влиянию надзирателя и подхватывают его точку зрения, опять же из желания угодить. Это явление, как зараза, охватывает все больше людей, научившихся приспосабливаться и умело пользоваться своим положением.

Смысл названия рассказа

В природе хамелеон - пресмыкающееся, легко меняющее свою окраску и подстраивающееся под окружающее среду. Это спасает ему жизнь.

Название рассказа в полной мере отражает сущность главного героя. Хамелеон - человек, который достаточно легко приспосабливает к происходящему. Вот только речь здесь идет не о жизни и смерти, а о желании хорошо пристроиться и иметь выгоду для себя (не для общества!) в любой ситуации.

Роль рассказа «Хамелеон»

Сначала произведение вызывает смех. Однако, несмотря на кажущуюся незначительность, «Хамелеон» стал довольно серьезной пародией на существовавшую в конце 19-го века систему управления.

И уже не столь важно, из какого произведения Очумелов. В сознании читателей он навсегда остался олицетворением постоянного преклонения перед теми, кто стоит выше. А если уж он начинает пресмыкаться перед, пусть и генеральской, но все же собакой, подобная история наводит на весьма невеселые мысли о порочном устройстве всей страны.

А. П. Чехов известен в литературе как мастер короткого сатирического рассказа, в основе которого лежала анекдотическая ситуация из повседневной жизни, а героями были обычные люди, выхваченные из толпы. Благодаря использованию разнообразных изобразительных средств, автору удавалось на одной-двух страницах показать пошлость и безнравственность современного ему общества. У Чехова все играло большую роль: и точное название, и говорящие фамилии, и особенности речи, и предметы, принадлежавшие героям. Все образы, созданные писателем в ранних рассказах, удивительно запоминающиеся: достаточно назвать одну-две детали или фразы, и читатель сразу же вспоминает, из какого произведения Очумелов, Червяков или унтер Пришибеев.

Анализ написанного в 1884 году рассказа «Хамелеон» позволяет понять, почему произведения писателя и спустя столетие не теряют своей актуальности и популярности.

Сюжет и главные герои

Место действия – базарная площадь, по которой важно шествует полицейский надзиратель Очумелов. Рядом с ним Елдырин, городовой. Их мерный ход нарушает крик – это Хрюкина укусила за палец неизвестная собака. Данное присшествие становится завязкой действия, в ходе которого надзирателю, как представителю власти, необходимо будет принять решение относительно судьбы собаки. Казалось бы, чего проще? Но не в этом случае. Чехов таким образом выстраивает сюжет, что описанная ситуация становится поводом для того, чтобы показать, кто такой Очумелов.

«Хамелеон» продолжается выяснением обстоятельств дела. Хрюкин жаловался, что шел, никого не трогал, вдруг эта псина ухватила его за палец, и он, золотых дел мастер, теперь не сможет работать. Вроде бы, все ясно для Очумелова – нужно составлять протокол и истреблять собаку. Но тут кто-то из толпы сказал, что это щенок генерала Жигалова. Брошенная фраза тут же повлияла на принятое решение. Да и причина происшествия прояснилась: Хрюкин сам ткнул собаке цигаркой в морду, вот она его и укусила. Далее само поведение героя подсказывает, из какого произведения Очумелов. Он ведет себя подобно хамелеону. В зависимости от содержания реплик прохожих – собачка оказывалась то генеральская, то бродячая – надзиратель все не мог определиться с тем, кто же является истинным виновником происшедшего. Трудно передать, что происходило с ним за это время. Он моментально, без каких бы то ни было колебаний, отпускал нелицеприятные реплики то в адрес испуганной собачки, то в адрес Хрюкина. Вот и получилось, что судьба собачонки стала всецело зависеть только от того, кто ее хозяин. Закончилось все тем, что «цуцык этакий» - песик не Жигалова, но… брата генерала – был отпущен с миром.

Речевая характеристика героев

Особенность рассказа в том, что он состоит практически из одних диалогов. И по большей части говорит Очумелов-хамелеон. Чехов всегда придавал речи героев особое значение. Вот и в этом случае диалог помогает раскрыть их образы, а также выявить сущность такого понятия, как угодничество – именно оно лежит в основе поведения надзирателя. Речь Очумелова изобилует канцеляризмами – особенность должности, разговорными и вульгарными словами: «кузькина мать», «здоровила», «каждый свинья» и др. - символ его власти и показатель низкой культуры. На личную его значимость в обществе указывает местоимение «я», которое он употребляет в сочетании с глаголами «покажу», «так не оставлю». И лишь, когда выясняется, что собака все же имеет отношение к генералу, читатель с удивлением узнает, что в лексиконе надзирателя есть и уменьшительно-ласкательные слова: «собачка». Да и тон его с приказного и официального меняется на угодливый и льстивый.

Художественные детали

У Чехова, как правило, не играют большой роли портретные описания героя и указания автора на его положение в обществе. Об этом лучше всяких слов говорят детали в его внешнем облике. Очумелов – человек, который повсеместно пользуется своим служебным положением. На это указывает уже его продвижение по площади: он идет медленно и важно, с видом хозяина оглядывает все вокруг. Увидев шумящую толпу, тут же бесцеремонно «врезывается» в нее. Четкие движения говорят о его уверенности в себе. Несмотря на случившийся во время разбирательства конфуз, он продолжит свой путь таким же размеренным и уверенным шагом.

Немаловажной деталью оказываются узелок в его руках и решето с крыжовником – автор не случайно подчеркивает: «конфискованным» - которое несет городовой. Это их «добыча», символизирующая власть.

И уж, конечно, нельзя не отметить новую шинель надзирателя. Кстати, именно она запоминается читателю больше всего, и одно только слово сразу наводит на мысль, из какого произведения Очумелов. На улице лето, но он в шинели – указание на его положение и должность. Во время разговора надзиратель несколько раз то снимает, то надевает ее, так как его бросает то в жар, то в холод. Наконец, после всех разбирательств Очумелов уверенно запахивает шинель и идет дальше. Таким образом, эта деталь лучше всех портретных описаний передает характер и чувства героя.

Почему Очумелов?

Еще один прием, свойственный рассказам Чехова, - говорящие фамилии. Сначала нужно отметить, что в произведении не звучат имя и отчество героя. Это не нужно, так как для всех он «важное лицо», к которому просто так не обратишься. Фамилия же ассоциируется со словами «очуметь» и «чума», что может указывать на типичность героя. Даже в рассказе таков не только Очумелов. Характеристика поведения героя и толпы оказывается одинаковой. Собравшиеся быстро поддаются влиянию надзирателя и подхватывают его точку зрения, опять же из желания угодить. Это явление, как зараза, охватывает все больше людей, научившихся приспосабливаться и умело пользоваться своим положением.

Смысл названия рассказа

В природе хамелеон – пресмыкающееся, легко меняющее свою окраску и подстраивающееся под окружающее среду. Это спасает ему жизнь.

Название рассказа в полной мере отражает сущность главного героя. Хамелеон - человек, который достаточно легко приспосабливает к происходящему. Вот только речь здесь идет не о жизни и смерти, а о желании хорошо пристроиться и иметь выгоду для себя (не для общества!) в любой ситуации.

Роль рассказа «Хамелеон»

Сначала произведение вызывает смех. Однако, несмотря на кажущуюся незначительность, «Хамелеон» стал довольно серьезной пародией на существовавшую в конце 19-го века систему управления. И уже не столь важно, из какого произведения Очумелов. В сознании читателей он навсегда остался олицетворением постоянного преклонения перед теми, кто стоит выше. А если уж он начинает пресмыкаться перед, пусть и генеральской, но все же собакой, подобная история наводит на весьма невеселые мысли о порочном устройстве всей страны.




Top