Одесский оперный. Оперный театр

Здание Одесского театра оперы и балета считается известнейшим архитектурным памятником Украины. Опера - один из красивейших театров в мире и настоящая жемчужина Одессы.

Часть 1.
Часть 2. Одесский Оперный театр
Часть 3.
Часть 4.
Часть 5.

Американский журнал Forbes включил его в список 11 самых интересных достопримечательностей Восточной Европы.

Одесский Оперный Театр ведет свою историю практически со времен основания Одессы. был построен в 1809 году по проекту известного французского архитектора Тома де Томона.

В 1873 году этот театр полностью сгорел, это было трагедией для города, но к счастью, человеческих жертв не было.

Руководство города понимало необходимость постройки нового театра, поэтому была создана комиссия по рассмотрению проектов нового театра под председательством Григория Маразли. После объявленного конкурса в 1880 году был выбран проект А.О.Бернардацци, который в то время занимал пост главного городского архитектора.

Тем не менее, поскольку известность архитекторов Фельнера и Гельмера была очень высока, то городская дума, пренебрегая проектом А.Бернардацци, обратилась к ним.

Могу только представить, как был расстроен Александр Осипович, но это решение оказалось судьбоносным.

Знаменитое австрийское архитектурное бюро Фельнера и Гельмера в основном специализировалось как раз на строительстве театров.

По проектам этих архитекторов были построено 48 театров во многих городах Центральной и Восточной Европы в стиле ренессанс с элементами барокко.

Проект Оперного театра для Одессы австрийцы подготовили к 1882 году.

Одним из образцов послужила возведённая четырьмя годами раньше Дрезденская Опера архитектора Готфрида Земпера, с нетрадиционной формой фойе, повторявшего изгиб зрительного зала.

Имеются также отсылки и к облику , которую строили также Фельнер и Гельмер.

Обладая абсолютно европейской внешностью, Одесская опера всегда была и театром европейского уровня.

Фундамент нового Оперного театра был заложен 16 сентября 1884 года, через 11 лет после пожара, уничтожившего первый городской театр.

«в фундамент был установлен ящик из котельной меди, посеребрённый снаружи, в который вложили следующие вещи: металлическая таблица с перечислением всех руководящих лиц города; пшеница урожая 1884 г. из с.Кошарки и бутылка вина местного производства; русские золотые и серебряные монеты; снимок герба Одессы; вид сгоревшего театра; техническая документация по новому зданию театра; записки Новороссийского университета за 1884 г.; городские газеты и пр.»

Проект Фельнера и Гельмера не был доработан в деталях, к тому же, архитекторы не приезжали в Одессу во время строительства, поэтому многое переосмыслили и дополнили одесские архитекторы Александр Бернардацци, Феликс Гонсиоровский и Юрий Дмитренко. Аллегорические композиции на фасадах выполнил скульптор Ф.Фридль.

Реализация проекта обошлась в колоссальные полтора миллиона рублей, но здание театра оснастили по последнему слову техники: впервые в Новороссийском крае были применены электрическое освещение и паровое отопление.

Работы велись подрядным способом из местных строительных материалов (в основном, популярного одесского известняка - ракушечника). Новый театр открылся 1 октября 1887 года.

Новый театр моментально стал культурным центром города, излюбленным местом богатых сословий Одессы, и, кроме того, пользовался небывалой популярностью среди артистов с мировыми именами.

Айседора Дункан, Майя Плисецкая, Анна Павлова, Николай Римский-Корсаков, Сергей Рахманинов — кого только не принимала сцена одесской Оперы! Здесь звучали голоса легендарных Энрико Карузо и Титта Руффо, Леонида Собинова и Саломеи Крушельницкой, Муслима Магомаева и Федора Шаляпина. Последний после своего первого визита в театр писал жене: «…Был в театре и пришел в дикий восторг от его красоты…». Кстати, в 1899 году в спектакле «Русалка» два выдающихся голоса — Шаляпин (бас) и Собинов (тенор) — выходили на сцену вместе, что было исключительно редким событием.

Выступал в Опере и Петр Чайковский. Его концерты всегда сопровождались аншлагами. Однажды после выступления актриса Мария Заньковецкая преподнесла маэстро лавровый венок с надписью «Бессмертному от смертной». В тот же вечер для Чайковского устроили шикарных банкет в Английском клубе (ныне — музей Морфлота). В письме к своему брату Модесту великий музыкант писал: «Никогда мне так не приходилось уставать от дирижирования, как в Одессе. Но зато никогда и нигде меня не возносили, не фетировали, как здесь. Если б хоть десятой доли того, что было в Одессе, я мог бы удостоиться в столицах!»

Еще одна из театральных баек касается профессионального Театра корифеев, который в конце XIX века гастролировал в Одессе. В труппу входили Иван Карпенко-Карый, Николай Садовский, Панас Саксаганский, Мария Заньковецкая. В день одной из премьер, когда разбушевалась непогода, перед входом в Оперный образовалась большая грязная лужа. А чтобы Заньковецкая смогла пройти, Садовский снял свою бобровую шубу и постелил прямо на грязь.

Кстати, легендарный Леонид Утесов пел на сцене нашей Оперы всего два раза. Первый — в 1917-м, когда в театре устроили грандиозный концерт по случаю визита Григория Котовского. А второй раз — после войны. Билеты раскупили вмиг! Народ даже принес стремянки, чтобы смотреть концерт через окна второго этажа.

В 1925 году в здании возник пожар, который уничтожил сцену и повредил зрительный зал. Спустя год театр был восстановлен, но уже через 40 лет потребовалась его полная реставрация, которая была произведена на выделенные из всесоюзного бюджета четыре миллиона рублей. Но и это помогло ненадолго - уже к середине девяностых годов двадцатого века здание пришло в катастрофическое состояние. Причина подобных проблем кроется в оседании породы, подлегающей под театром. В городе заговорили о том, что театр медленно, но верно «сползает» к морю, и вскоре мы его не увидим. К счастью, подобные слухи оказались преждевременными. В 2007 году завершилась долгосрочная реставрация, в ходе которой фундамент здания был укреплен сваями, произведена установка современных систем кондиционирования, пожарной сигнализации, электрообеспечения, произведена полная реставрация фасада и внутренних помещений.

Во время Великой Отечественной войны артисты Одесского театра не перестали выступать. Правда, в обязательном порядке приходилось включать в репертуар немецкие и румынские произведения, но оставалось место и для русской классики: «Евгения Онегина», «Бориса Годунова» и «Лебединого озера».

Зал никогда не пустовал, в том числе и из-за того, что цены на билеты были невысокими. Труппа даже выезжала на гастроли.

При отступлении в 1944 году фашисты планировали взорвать здание театра, но, к счастью, этого не произошло. Легенда гласит, что спасла театр одна из его балерин — командующий операцией офицер влюбился в нее, а та уговорила его не трогать храм искусств.

Как свидетельствует надпись на мемориальной доске, именно на балконе театра 10 апреля 1944 г. было поднято знамя освобождения города Одессы от гитлеровских захватчиков.

В 1926 году театру было присвоено звание «Академический».

С 1929 года театр назывался «Государственный оперный академический театр им.Луначарского».

31 августа 2007 года указом Президента Украины № 807/2007 Одесскому академическому театру оперы и балета присвоен статус «Национального».

Одесский Оперный Театр знаменит прежде всего своей архитектурой, а по своей планировке и по техническим данным не уступает лучшим в Европе. Само здание исполнено в стиле венского «барокко», который был основным в европейском искусстве с конца 16 и до середины 18 века.

Над фасадом возвышается скульптурная группа, изображающая одну из муз - покровительницу искусства Мельпомену.

Она сидит в колеснице, запряженной четырьмя разъяренными пантерами. Эта аллегория иллюстрирует мысль, что только сила искусства способна покорить звериную дикость.

На фронтоне портика римскими цифрами указаны несколько дат: в первой строке MDCCCLXXXIV-MDCCCLXXXVII – годы начала и окончания сооружения театра (1884-1887).

Вторая строка содержит фразу «ardebat anno», что означает «театр горел» (речь идёт о пожаре 1925 года). Затем дата MCMLXVII (1967) и слово «restitutum» («восстановление») как напоминание о реставрационных работах в театре.

С обеих сторон от надписи портик венчают две скульптуры, олицетворяющие музыку и танец:

слева — Орфей играет на кифаре кентавру:

справа — муза танца Терпсихора обучает девочку своему искусству:

Около центрального входа на высоких постаментах установлены две скульптурные группы, олицетворяющие Комедию и Трагедию: слева - сцена из трагедии Еврипида «Ипполит», справа - эпизод из комедии Аристофана «Птицы».

Скульптурная группа «Комедия»

На фигуре изображающей трагедию, представлена Федра, оплакивающая убитого Ипполита, лежащего тут же, у её ног.

Скульптурная группа «Трагедия»

В правой руке у неё чаша, из которой она только что приняла яд, левая прижата к сердцу. Позади группы находится опечаленный ангел.

По фронтону здания справа и слева расположены бюсты

Грибоедова:

символизирующие соответственно поэзию, комедию, драму и музыку.

На балюстраде здания расположены 16 фигурок путти (младенцев-амуров), каждая из которых уникальна и не повторяет остальные.

Посетив оперный театр, вы обязательно увидите зеркало, под которым еще в 1887 году был замурован символический ключ, подаренный архитектором нового здания театра Фердинандом Фельнером городскому голове Григорию Маразли. А еще говорят, что если быстро пробежать взглядом по фигуркам всех ангелочков яруса, то можно заметить, как они танцуют.

Сторона театра, смотрящая на Английский клуб и Театральный сквер, называется английской. В сквере, между театром и клубом, расположен (больше известный как «Дети и лягушка») и безымянный . Вдоль английской стороны театра из Театрального сквера к переулку Чайковского спускается изящная , построенная

«Английская» сторона Одесского Оперного театра

А сторона, обращенная на сквер Пале-Рояль и , называется французской.

«Французская» сторона Одесского Оперного театра

Самая красивая часть здания — это зрительный зал.

Площадь сцены 500 м², арьерсцены - 200 м², ширина портала 15 м, высота - 12 метров. Полы из мраморной крошки особого рисунка для каждого этажа.

Для освещения театра впервые в Одессе было применено электричество, для чего была построена электростанция переменного тока. Впервые электрические лампочки вспыхнули в Одессе в 1887 году, в день открытия театра.

Одесский театр уникален не только своим архитектурным решением и изысканной лепкой, но и акустикой — голоса артистов одинаково хорошо слышны в любой части зала, рассчитанного, между прочим, на 1636 мест (в той же Венской опере — 1473 места). А если выбрать нужную точку на сцене, то от вибраций голоса даже начинает дребезжать люстра. «Когда пел Сергей Лемешев, — поделилась бывшая солистка театра Антонина Иванова, отдавшая Опере более 20 лет, — он определил, что если подойти ближе к краю сцены и встать прямо под рампу, голос разносится по залу лучше всего. Люстра при его выступлениях всегда дребезжала». Кстати, вес хрустальной люстры — 2,5 тонны!

В 1971 году в театре был установлен орган фирмы «Ригер-Клосс». 3 тысячи труб размещены над ложами второго яруса и при неиспользовании закрыты специальными шторами- жалюзи. Органный пульт передвижной и при необходимости устанавливается на сцене, тогда как обычно он находится за кулисами.

В 1997 году начались реставрационные работы по Одесскому оперному театру. Завершились они осенью 2007 года. Целых 10 лет!

Фундамент был укреплён именными сваями (1840 штук),каждая стоимостью 1 500 $, и выдерживающая нагрузку 30 000 т. А на оформление театра пошло примерно 7,5 кг сусального золота. Вся конструкция театра весит 54 000 тонн, а театральное здание, как и вся Одесса, стоит прямо на трещине подземных тектонических плит, которые находятся на глубине примерно полтора километра. Поскольку движение плит непрерывно, вышеупомянутые сваи движутся вместе с ними. Именно из-за этих колебаний здание театра постоянно смещается, о чем красноречиво свидетельствуют многочисленные мелкие трещины на фасаде, начавшие особенно интенсивно разрастаться в последние годы. По мнению экспертов проблему эту устранить, к сожалению, невозможно.

22 сентября 2007 года состоялось торжественное открытие полностью отреставрированного Оперного театра. Был воссоздан его первоначальный вид (с 1964 г.) как снаружи, так и изнутри.

В 2011 году студия Артемия Лебедева разработала новый логотип для одесского Оперного театра.

Что немаловажно, посетить Одесский оперный театр, несмотря на дорогую роскошь интерьеров, доступно каждому. По состоянию на декабрь 2008г., цены на билеты составляют от 20 до 100 грн., если выступают не именитые артисты.

В октябре 2012 года в здании Одесского театра оперы и балета начал работать музей, экспозиция которого крайне любопытна. Здесь собраны сценические костюмы, пожелтевшие от давности лет афиши, программки и фотографии, партитуры опер с пометками артистов, личные вещи знаменитых танцоров и певцов, которым в свое время рукоплескала Одесса. Эти и другие предметы (их в коллекции музея более 300) дают возможность прикоснуться к истории и проникнуться духом театра.

Репертуар Оперного Театра достаточно обширен, но среди самых известных и удачных постановок можно назвать следующие спектакли: «Кармен», «Травиата», «Трубадур», «Риголетто», «Запорожец за Дунаем», «Чио-Чио-Сан», «Наталка-Полтавка», «Жизель», «Щелкунчик», «Спящая красавица». На этих спектаклях зал обычно полон.

Конечно же, такая достопримечательность, как Оперный театр, имеет свои легенды.

Говорят, что один европейский артист прямо во время представления зарезал на сцене свою партнершу. После этого работники театра якобы слышали шаги и плач актрисы.

Также рассказывают, что призрак известного одесского вора Япончика посещает театр. Известно, что он был поклонником искусства.

А еще, в одесском оперном театре верят, что если несколько минут смотреть на себя в шестиметровое зеркало, расположенное в конце английской лестницы, то постареешь на три года позже.

Одесса немыслима без своего оперного театра, который прославил ее на весь мир.

Начало спектаклей в 12:00 и в 18:30
Билеты поступают в продажу за 10 дней до спектакля
Дети дошкольного возраста на вечерние спектакли не допускаются
В театр не допускаются зрители в спортивной и пляжной одежде, шортах, майках и вьетнамках

Из истории театра:
Здание первого в Одессе театра было построено по проекту известного петербургского архитектора Тома де Томона и открыто 10 февраля 1810 года. Это было белоснежное строение наподобие античного храма, обращённое фасадом к порту. Зал насчитывал 800 мест (на тот момент в городе проживали 12,5 тысяч человек).

Название «оперный» появилось в XX веке, а вначале театр именовался Городским. На его подмостках выступали знаменитые оперные певцы, труппы императорских и королевских театров.

Спустя 64 года после открытия Городской театр был полностью уничтожен пожаром. Строительство нового было поручено венским архитекторам Фердинанду Фельнеру и Герману Гельмеру, которые уже создали театры в Вене, Будапеште, Дрездене и других городах Европы. Проект Фельнера и Гельмера не был проработан в деталях, и сами зодчие в период строительства в Одессу не приезжали. Поэтому многое пересмотрели и усовершенствовали местные архитекторы Феликс Гонсировский, Александр Бернардацци и Юрий Дмитренко.

Театр был сдан 15 сентября 1887 года, а его открытие состоялось 1 октября 1887 года. Это было первое в Новороссийском крае здание, оснащённое электричеством и паровым отоплением.

На сцене театра пели Энрико Карузо, Федор Шаляпин, Леонид Собинов, Соломия Крушельницкая, Антонина Нежданова. Танцевали Анна Павлова, Айседора Дункан, Екатерина Гельцер. Концертировали Сергей Рахманинов и Александр Скрябин. Играли драматические актрисы Сара Бернар и Элеонора Дузе, итальянский трагик Эрнесто Росси. Дирижировали оркестром Петр Чайковский и Николай Римский-Корсаков, Антон Рубинштейн и Эдуард Направник, Антон Аренский, Александр Глазунов и многие другие.

Второй серьёзный пожар произошел в одесском Оперном 15 марта 1925 года после оперы Джакомо Мейербера «Пророк» – из-за неосторожного обращения с огнём. Пожар повредил зал, уничтожил сцену, декорации, костюмы. Пострадала нотная библиотека и занавес, на котором художник Франсуа Лефлёр изобразил сцену из «Руслана и Людмилы». Но уже

спустя год в театре возобновились спектакли, сцена получила новое техническое оснащение, были оборудованы два железобетонных занавеса, которые при необходимости отсекают сцену от зрительного зала и служебных помещений. Новый декоративный занавес был выполнен по эскизам известного театрального художника Александра Головина.

После Октябрьской революции одесский театр стал государственным, а в 1926 году получил статус академического.

В 1944 году театр чудом уцелел: фашисты планировали взорвать его при отступлении. Но 10 апреля на балконе здания был вывешен советский флаг – в знак освобождения Одессы от гитлеровских захватчиков.

Во время реконструкции театра 1996 – 2007 годов труппа оперного театра давала спектакли на сценических площадках действующих одесских театров, выступала на международных фестивалях в разных странах.

В 2007 году, в день открытия после реконструкции, одесский академический театр оперы и балета был удостоен статуса «национальный».

Об архитектуре:
В оформлении фасада и интерьеров театра элементы итальянского ренессанса и венского барокко, классического барокко и рококо, но все стилевые компоненты органично связаны и создают целостную композицию.

Парадная сторона театра выполнена в стиле венского барокко. Над фасадом высится скульптурная группа, изображающая покровительницу театрального искусства музу Мельпомену в колеснице, запряжённой четырьмя разъяренными пантерами (аллегория: лишь сила искусства способна покорить звериную дикость).

Венчают портик две скульптуры, воплощающие музыку и танец: слева – Орфей играет на кифаре кентавру, справа – муза танца Терпсихора обучает девочку своему искусству. На фронтоне портика римскими цифрами указаны несколько дат: в первой строке MDCCCLXXXIV-MDCCCLXXXVII – годы начала и окончания сооружения театра (1884-1887). Вторая строка содержит фразу «ardebat anno», что означает «театр горел» (речь идёт о пожаре 1925 года). Затем дата MCMLXVII (1967) и слово «restitutum» («восстановление») как напоминание о реставрационных работах в театре.

Центральный вход в театр украшают лепные воплощения комедии и трагедии. Слева изображен эпизод из трагедии Еврипида «Ипполит», справа – эпизод из комедии Аристофана «Птицы». На балюстраде здания расположены 16 фигурок путти (младенцев-амуров), каждая из которых уникальна и не повторяет остальные.

В круглых нишах верхнего этажа по фронтону здания установлены бюсты гениальных русских авторов – Александра Пушкина, Александра Грибоедова, Николая Гоголя и Михаила Глинки. Они олицетворяют поэзию, драму, комедию и музыку.

Зрительный зал Одесского оперного театра декорирован в стиле позднего французского рококо, украшен лепным орнаментом с тончайшей позолотой. Главный мотив – раковина в виде завитков различной формы. Рисунок орнамента нигде не повторяется.

Потолочный плафон разделён на четыре сегмента-медальона, расписанных художником Франсуа Лефлёром. На них изображены сцены из произведений Шекспира «Гамлет», «Сон в летнюю ночь», «Зимняя сказка» и «Как вам это понравится». В центре располагается большая люстра, поражающая обилием и изяществом ажурных деталей. Первый театральный занавес был расписан также Франсуа Лефлёром и изображал сцену из спектакля «Руслан и Людмила».

Нынешнее техническое оснащение театра отвечает самым современным требованиям. Сюда входят кондиционеры, автоматический режиссерский пульт, электронный регулятор художественного освещения с программируемой кибернетической установкой, компьютерное управление движением сцены, сложнейшая система противопожарного обеспечения. Размещение кресел в зале исключает наличие так называемых «слепых мест», а великолепная акустика позволяет доносить до зрителей даже шёпот со сцены.

В каждом городе есть свой символ. Символ - это место, куда первым делом ведут туристов, символ - это объект, который изображают на открытках и магнитах, символ это место, куда приезжают фотографироваться молодожены. В Одессе, основанной и построенной европейцами, и внезапно разбогатевшей в начале девятнадцатого века, символом стал театр.

Первый одесский театр был открыт в 1810 году, но уже в 1873, к несчастью, сгорел. Но богатая и полная знатными людьми Одесса не собиралась мириться с таким положением дел - уже в 1887 году был построен новый театр, сохранившийся до наших дней.

3. Новое здание было построено по проекту известных венских архитекторов Фердинанда Фельнера и Германа Гельмера, построивших в Европе около пятидесяти театров.

4. Прототипом одесскому театру, возведенному в стиле венского барокко, послужила дрезденская опера.

5. Проект Фельнера и Гельмера не был доработан в деталях, к тому же, архитекторы не приезжали в Одессу во время строительства, поэтому многое переосмыслили и дополнили одесские архитекторы Александр Бернардацци, Феликс Гонсировский и Юрий Дмитренко.

6. Реализация проекта обошлась в колоссальные полтора миллиона рублей, но здание театра оснастили по последнему слову техники: впервые в Новороссийском крае были применены электрическое освещение и паровое отопление.

7. Сторона театра, смотрящая на английский клуб, называется английской.

8. А та сторона, которая обращена на Пале-Рояль, называется французской.

9. Первые два этажа, украшенные только колоннами тосканского ордера, создают ощущение фундаментальности и стойкости, а третий, ажурный и утонченный этаж, создает общее впечатление легкости, стройности и изящества здания.

10. «Одесский театр лучший в мире!», - так отреагировал соавтор проекта, Фердинанд Фельнер, увидев здание воочию по приезду в Одессу после окончания строительства. Я с ним абсолютно согласен.

Новый театр моментально стал культурным центром города, излюбленным местом богатых сословий Одессы, и, кроме того, пользовался небывалой популярностью среди артистов с мировыми именами. На его сцене пели Федор Шаляпин, Энрико Карузо, Титта Руффо, Луиза Тетрацини, танцевали Анна Павлова, Екатерина Гельцер и Айседора Дункан, дерижировали Чайковский, Римский-Корсаков и Рахманинов.

Но, несмотря на любовь всемирно известных артистов и горожан, судьба театра не была простой.

В 1925 году в здании возник пожар, который уничтожил сцену и повредил зрительный зал. Спустя год театр был восстановлен, но уже через 40 лет потребовалась его полная реставрация, которая была произведена на выделенные из всесоюзного бюджета четыре миллиона рублей. Но и это помогло ненадолго - уже к середине девяностых годов двадцатого века здание пришло в катастрофическое состояние. Причина подобных проблем кроется в оседании породы, подлегающей под театром. В городе заговорили о том, что театр медленно, но верно «сползает» к морю, и вскоре мы его не увидим. К счастью, подобные слухи оказались преждевременными. В 2007 году завершилась долгосрочная реставрация, в ходе которой фундамент здания был укреплен сваями, произведена установка современных систем кондиционирования, пожарной сигнализации, электрообеспечения, произведена полная реставрация фасада и внутренних помещений.

11. Система кондиционирования воздуха.

12. Красно-зеленые устройства это плунжеры, позволяющие поднимать и опускать сцену.

13. Электрощитовые.

14. Закулисье. Справа - белый железобетонный экран, отсекающий зрительный зал от внутренних помещений. Подобный экран в театре установили после пожара 1925 года.

16. Одна из самых высоких точек театра - место над сценой.

Конечно, технические детали и закулисье скрыты от глаз театрального зрителя.

17. Зайдя в театр, он видит совсем иное.

18. Вестибюль с английской стороны театра.

20. Лестница, ведущая к ложам бельэтажа.

23. Фойе с проходами к ложам первого яруса, и лестницей, ведущей к ложам второго яруса. Именно здесь снималась сцена Марлезонского балета из фильма «Д’Артаньян и три мушкетёра».

25. Фойе, повторяющее изгиб зрительного зала.

26. Гардероб в фойе одного из ярусов.

27. Конечно же, отдельного внимания заслуживает роскошно убранный зрительный зал.

28. В Одесском оперном для зрителей предусмотрены места в партере, ложах бенуара, бельэтажа, первого и второго ярусов, амфитеатре, а также на галерке.

29. Архитектура зрительного зала выдержана в стиле французского рококо.

30. Потолок зала украшают четыре медальона с картинами Франсуа Лефлера, изображающие сцены из произведений Шекспира «Гамлет», «Сон в летнюю ночь», «Зимняя сказка» и «Как вам это понравится».

31. А его центральное место занимает огромная хрустальная люстра.

32. Зрительный зал, так же, как и фойе, лестницы и вестибюли, украшен лепниной, орнаментами с позолотой, красным бархатом и деревом.

33. Кроме того, зал обладает уникальной акустикой - шепот, произнесенный на сцене, слышен во всех его уголках.

34. После первого визита в Одесский оперный театр великий Федор Шаляпин написал своей жене: «… Был в театре и пришёл в дикий восторг от красоты театра. Я никогда в жизни не видел ничего красивее».

36. Но как и любой другой театр, Одесский оперный по-настоящему оживает только во время спектаклей, когда зал заполняется зрителями.

37. А на сцену выходят лучшие артисты.

38. И каждый зритель получает возможность прикоснуться к искусству.

Одесский театр оперы и балета по праву можно назвать старейшиной среди целого ряда культурных учреждений города. Одесса добилась права строить театр в 1804 году, а в 1809 году он был уже построен. 10 февраля 1810 года состоялось первое представление - русская группа П.Фортунатова поставила одноактную оперу Фрелиха "Новое Семейство" и водевиль "Утешенная вдова". Но, к сожалению, в 1873 году старый театр сгорел. Ни о каком восстановлении не могло быть и речи. Составить проект нового городского театра было предложено венским архитекторам Ф.Фельнеру и Г.Гельмеру (Хельмнеру). Прошло почти одиннадцать лет с момента пожара до закладки первого камня в основание здания нового театра. А открытие театра состоялось 1 октября 1887 года. Здание Одесского театра исполнено в стиле венского "барокко", который был основным в европейском искусстве с конца XVI и до середины XVIII века.
Театр интересен не только своей архитектурой, но и богатой творческой биографией. Театру принадлежит большая заслуга в развитии музыкальной культуры на Юге Украины. Здесь исполняли свои произведения П.И.Чайковский, Н.А.Римский-Корсаков, С.В.Рахманинов, Эжен Изаи, Пабло Сарасате и другие. Выступали артисты, чьи имена прославили отечественное искусство. Здесь пели великий Федор Шаляпин, Соломия Крушельницкая, Антонина Нежданова, Леонид Собинов, Титто Руффо, Маттиа Баттистини, Эудженио Джиральдони, танцевала первая балерина мира - Анна Павлова. В 1926 году театру было присвоено звание академического.

Находится известный Национальный академический театр оперы и балета. Сегодня одесситы шутливо сравнивают его с «венским тортом», а театралы всего мира называют «лучшим творением австрийских архитекторов» и «жемчужиной европейского барокко». Поэтому неудивительно, что Одесский оперный театр, которому уже более 125 лет, по праву занимает одно из почетных мест в списке самых красивых сооружений Украины.

История театра

Первый оперный театр в Одессе построили еще в 1809 году. Именно его посещал Александр Пушкин, когда жил здесь год. А уже в следующем году сыграли первый спектакль - одноактною оперу Сергея Вязмитинова «Новое семейство» и водевиль «Утешенная вдова» Якова Княжинина в исполнении русской труппы Порфирия Фортунатова. Говорят, уже тогда сцена театра была своеобразной проверкой актеров на талантливость. Мол, если спектакль имел успех у зрителей одесской оперы, то с ней трупа отправлялась в столицу Российской империи. Однако в 1873 году здание театра сгорело дотла. Говорят, причиной пожара стали керосиновые рожки, которыми тогда освещали здание оперы. В помещении на тот момент ночевали люди, однако все чудом остались живы.

Прошло десять лет, и одесситы взялись за сооружение нового архитектурного шедевра. Для возведения нового театра пригласили венских архитекторов Фердинанда Фельнера и Германа Гельмера. Помогали им тогдашний главный архитектор Одессы Александр Бернардацци и зодчие Юрий Дмитренко и Феликс Гонсиоровский. Уже в 1887 году оперный, о котором в 1983 году писатель Джеймс Олридж скажет: «Замечательный театр, я похожего по красоте в ни в одной стране мира не видел», был готов.

Одесская опера внутри

Одесский национальный академический театр оперы и балета известен прежде всего своей изысканной отделкой. Здание исполнено в стиле венского барокко. Театральный зал, элементы декора которого принадлежат к эпохе французского рококо, поражают красотой. Он считается лучшей частью всего архитектурного шедевра. Помещение, рассчитанное на 1600 зрителей, украшено лепниной в виде орнамента с тонкой позолотой. Взгляд привлекает очень хорошая люстра весом более 2 тонны, а также оригинально расписанный потолок, в основу композиции которого положены четыре сцены из произведений Шекспира: «Гамлета», «Сна в летнюю ночь», «Зимней сказки» и «Как вам это понравится».

Чрезвычайная акустика сцены позволяет донести до зрителя даже самый сокровенный шепот из закоулков. В конце концов, ни в одном другом месте вы не увидите занавеса, эскиз которого создал наиболее одаренный театральный художник Александр Головин.

Особого внимания заслуживает и фасад театра. Над ним возвышается покровительница лицедеев Мельпомена. Внизу, возле центрального входа, находятся две скульптурные группы: фрагмент трагедии Еврипида «Ипполит» и эпизод из комедии Аристофана «Птицы». А на фронтоне здания можно увидеть бюсты творцов русской литературы и искусства: Александра Пушкина, Михаила Глинки, Александра Грибоедова, Николая Гоголя.

Как доехать

Одесский национальный академический театр оперы и балета находится в центральной части Одессы - в переулке Чайковского.

Время работы театральной кассы: ежедневно с 11:00 до 19:30 (технический перерыв длится полчаса - с 15:00 до 15:30), кроме понедельника. Обратите внимание, за час до начала спектакля билеты продаются только на текущее представление.




Top