Оформление фойе в детских библиотеках. Оформление фойе детской библиотеки как элемент организации информационного пространства

Вестибюль

Вестибюль как бы “заманивая”, привлекая посетителей в библиотеку, должен настраивать его на работу. Вестибюль - первое помещение библиотеки, от культуры оформления которого, планировки зависит восприятие посетителями учреждения в целом и рациональное направление потоков читателей. Здесь с помощью специального оформления, более яркого, чем в других помещениях, можно создать у читателя особый эмоциональный настрой (“Я пришел в библиотеку”) и одновременно предоставить всю необходимую рекламу библиотеки.

Поскольку через вестибюль проходят все читатели, его реклама ориентирована на массовые потребности пользователей. Она должна быть расположена на пути читательского потока. При этом зону самый актуальной информации (перечень выполняемых услуг, анонс мероприятий и другое) следует разместить напротив входа, чтобы посетитель сразу обратил на нее внимание. Другие необходимые сведения (например, перечни выписываемых библиотекой периодических изданий, работающих клубов по интересам и т.д.) могут быть предоставлены с обеих сторон от зоны актуальной информации, в том числе посредством использования справочных установок, терминалов. В оформлении вестибюля библиотеки, обслуживающей определенную территорию, целесообразно отразить особенности региона (например, местные промыслы, картины местных художников, детское творчество), тем самым, обратив внимание на достопримечательности края, района, содействуя формированию интереса, любви к своей родине.

Особую психологическую роль играет озеленение вестибюля. Также в вестибюле рекомендуется поставить столик с тетрадью для пожеланий, мнений читателей о работе библиотеки. (45, с.69).

Таким образом, вестибюль выполняет чисто унитарную функцию - сориентировать человека в пространстве, указать направления движения, проинформировать о текущей работе массовых мероприятий библиотеки. Необходимы простота и ясность в ориентации читателя внутри здания. От самой планировки помещений и дизайна требуется такая четкость, последовательность, чтобы читатели самостоятельно находили нужный ему отдел.

Оформление и отделка интерьера вестибюля должны отличаться простотой и лаконизмом декоративных элементов и цвета. Он должен быть отделан материалами, допускающими влажную уборку пола, стен и оборудования.

Читальный зал и абонемент

Одной из наиболее сложных по организации внутренней среды в библиотеке, является помещение читального зала. Здесь обычно происходят наиболее интересные встречи. Помещение, в котором он расположен, должно быть необычно и привлекательно. Здесь необходимо учитывать различные цели и психологические установки, потребности и запросы, возрастные отличия и специфику деятельности читателя.

Читальные залы следует предусматривать вместимостью не более 100 читательских мест. Проектировать их проходными для других функциональных групп недопустимо. По площади читальный зал не должен превышать 250-300 кв.м. Планировка читальных залов должна обеспечивать возможность контроля за размещенными в них фондами открытого доступа и наблюдения за читателями с рабочего места дежурного библиотекаря. Разделение свободного пространства на отдельные отсеки и помещения следует осуществлять с помощью библиотечного оборудования и нестационарных ограждающих элементов (легких перегородок, декоративных решеток и пр.). При этом необходимо учесть и то, что площадь читального зала не должна быть и меньше 100-150 кв.м. Исключение может быть сделано только для читальных залов для детей (44, с.410).

Для формирования интерьера читального зала существенно, имеет значение закрытый или открытый доступ к фонду, расположена кафедра выдачи внутри помещения читального зала или в аванзале. Зона чтения, в которой должны быть созданы необходимые условия для продуктивной работы читателей, требует к себе особого внимания. Если кафедра выдачи находится в аванзале, то в читальном зале, кроме “подручной” библиотеки и столика библиотекаря, размещаются только читательские столы.

Столы расставляются перпендикулярно к окнам параллельными рядами. Предусматривается, чтобы они не стояли против простенка и получали полный дневной свет с левой стороны. Для читателя предпочтительнее индивидуальные столы, но в целях увеличения вместимости зала применяются столы либо на четверых человек, либо на двоих. Удобны читателям столы с вертикальной полкой (для книг и светильника), загораживая читателя от других, позволяя ему сосредоточиться.

Некоторые пользователи предпочитают заниматься в небольших уютных читальных залах, напоминающих домашние условия. Поэтому иногда объемный читальный зал посредством двухстороннего стеллажа или озеленения делят на два небольших, для этого также используются подвижные перегородки.

В зале могут быть традиционные места за одно- и двухместными столами, зоны для чтения на выделенных участках пола или газона, кабины для индивидуальной работы, кресла и продвинутые вплотную к окнам, одноместные огороженные столики, и, наконец, специальные места, оборудованные, аудиовизуальными средствами и т.д.

В читательских помещениях должны быть четко определены и реализованы нормы освещенности. Предельной нормой освещенности библиотечного помещения является 200 люксов (лк) - в помещениях, где работают люди. При этом в читальных залах обязательно сочетание естественного и искусственного освещения. На каждом столе должны стоять светильники для максимального освещения читательского стола.

Конечно, шторы и занавески играют не последнюю, а иногда и первостепенную роль в создании естественного освещения и дизайна библиотеки. Ведь помещение, даже прекрасно отремонтированное, с превосходной мебелью смотрится не красиво, если окна “голые”. И наоборот, иногда достаточно уютных штор, мягкого света - и интерьер почти готов. Кстати дизайнеры советуют начинать продумывать обстановку не с современных напольных, стеновых и потолочных покрытий и обоев, а именно с гардин и различных дополнений к ним.

Помещение, в котором расположен читальный зал, в какой-то мере является центром, где находит отражение культурная жизнь района, поселка, города. Этой цели служат постоянные выставки с часто меняющимся материалом, где можно получить информацию о новостях искусства области, республики, страны и т.д. Самая подвижная часть выставки может состоять из рисунков местных художников, учащихся школ. Национальный орнамент может использоваться в заголовочных и полочных разделителях.

Можно создать небольшую картинную галерею - собрания репродукций картин известных художников.

Благоприятные условия труда в читальных залах обеспечиваются и необходимыми параметрами микроклимата (температурно-влажностного режима и воздухообмена), оптимальными условиями для зрения, снижением уровня шума, частичной изоляцией рабочего места экранами, перегородками, боксами.

Для удобства читателей необходимо соблюдать требования к размещению оборудования в помещениях обслуживания читателей.

Читательские помещения (вестибюль, аванзал, абонемент, читальные залы, специализированные отделы, помещения для массовых мероприятий) предусматриваются в наземных этажах, не выше третьего, чтобы не устраивать пассажирские подъемники и предоставить возможность удобного использования всеми читателями единого справочно-информационного аппарата. Помещения абонементов, читальных залов и специализированных отделов не должны проектироваться проходными (46, с.71).

На абонементе при закрытом доступе к фонду предоставляются перечни выполняемых абонементом услуг, выставки (новых поступлений к знаменательным датам и другие текущие газеты, список выписываемых абонементом и библиотекой в целом периодических изданий, бюллетень новых поступлений, сданные пользователем в течение дня книги).

Рядом с кафедрой выдачи целесообразно выделить справочные материалы (проспект библиотеки, ее печатные каталоги, если они имеются, каталог абонемента, таблицы классификации, применяемые в данной библиотеке с алфавитно-предметным указателем к ним, телефонный справочник города (области), энциклопедический словарь, словари русского языка, иностранных слов и тому подобное).

Несколько по иному организуется библиотечная среда, на абонементе, с открытым доступом к фонду. Пространство для пользователей находится в этом случае между кафедрой выдачи, которая в целях регулирования потока читателей и контроля размещается у входа в помещение библиотечного фонда. Наиболее спрашиваемые документы приближены к кафедре выдачи.

Открытый доступ - это лицо каждой библиотеки, и создается он, прежде всего, для читателей. От того, каким образом он организован и оформлен, зависит, как читатели будут его воспринимать, будет ли им здесь уютно, смогут ли они сами свободно ориентироваться в нем, чтобы найти необходимую литературу (12, с.39).

15.04.2019

04.03.2019

25.02.2019

18.02.2019

11.02.2019

04.02.2019

29.01.2019

Все статьи 16.12.2015

Кардинальные перемены возможны в рамках стандартного бюджета на ремонт

Команда дизайнеров KIDZ превратила библиотеку им. Н. В. Гоголя в одно из самых модных городских пространств и с тех пор преобразила не одну петербургскую библиотеку. Именно они на портале Библиотеки нового типа визуализировали идеи и принципы, заложенные в «Модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки».

Как трансформировать книжные хранилища в актуальные социальные пространства? Дизайнеры поделились опытом.

Алексей Пузин ,
директор по развитию, дизайн-бюро KIDZ

Егор Богомолов ,
архитектор, дизайн-бюро KIDZ

Настя Терещенко ,
архитектор, дизайнер, дизайн-бюро KIDZ

Санкт-Петербург

Идеология определяет дизайн

Когда нам предложили преобразить библиотеку Гоголя, мы задали себе вопрос: «А что такое библиотека? Что она есть сейчас? Для кого она работает?» Именно от ответов на эти вопросы зависит, какими будут структура и оформление пространства.

Идеология пространства меняется. В «Модельном стандарте» прописано, что публичная библиотека превращается в центр социальной активности и коммуникации. Сама книга утрачивает значение как вид ценности, а библиотека реорганизуется из книжного хранилища (хотя одна из основных функций библиотеки - продолжать хранить книги как ценность) и приобретает функцию социальную: проведение мероприятий и выстраивание коммуникации. Именно от формата мероприятий, когда люди собираются и через различные виды активности взаимодействуют друг с другом, отталкивается и концепция пространства. Человеку должно быть удобно идеологически, визуально и на уровне ощущений.

В центре внимания - мероприятие

В верхней части нового сайта библиотеки Гоголя обращает на себя внимание фраза «предложить мероприятие». Это знаковая деталь. Пользователь сам может предложить провести занятие или встречу в библиотеке и ему, скорее всего, не откажут. Такой подход, конечно, отражается в структурировании и оформлении пространства. По сути, нужно дать возможность на небольшой площади организовать культурное мероприятие, не зная наперед, что конкретно могут предложить посетители. Это значит, что за 10–15 минут, без использования грубой мужской силы, пространство, которое было приспособлено, например, для чтения 50 человек, должно превратиться в зрительный зал для 100 человек. Как это сделать? А просто передвинуть стеллажи на колесах, освободить место, расставить стулья - все, идет лекция! Через час-полтора она закончилась и также легко пространство принимает прежний вид.

Сделать пространство мобильным

Мобильность достигается за счет многофункциональной мебели, которая вместе с тем служит и разграничителем пространства. Мы обожаем многофункциональность. Например, у нас есть объекты, которые одновременно представляют собой стеллаж для хранения книг, место для сидения и отдыха и разделяют зоны различной активности. Один предмет мебели решает несколько задач: функциональных, пространственных и дизайнерских. К тому же, большая часть мебели - на колесиках, ее можно легко и быстро передвинуть.

Сделать пространство прозрачным. Буквально

В библиотеке Гоголя входная зона оформлена не тяжелой массивной дверью, а с помощью больших стеклянных поверхностей. Окна во всю стену и стеклянные двери символизируют открытость библиотеки. Прохожие видят, что происходит внутри, т. е. снаружи понятен функционал помещения. Персоналом такая «прозрачность» не всегда воспринимается позитивно, потому что она обязывает и даже требует изменений в методах работы.

Однако если бы все библиотеки были украшены большими окнами, это бы им сильно помогло. Человек, который не планировал прийти в библиотеку, а просто проходил мимо, мог бы видеть, что там происходит что-то живое. Одно это может побудить его зайти. Библиотекарь, который встречает посетителей и рассказывает, что и где происходит, дает понять, что их здесь ждут. Такие этические моменты не менее важны, чем приемы оформления.

Библиотекарь - фасилитатор активности

Новый формат библиотеки обслуживает не книги с точки зрения ценности, а людей. Если раньше библиотекарь выполнял технические функции по оформлению абонемента, то теперь он становится фасилитатором активности в библиотечной среде. Одна из целей проекта Библиотеки Нового Типа - создать пространство, которое красноречиво бы заявляло о том, что оно способно стать площадкой практически для любого мероприятия. Мы мыслим категориями мероприятия - в таком формате людям удобнее всего взаимодействовать. Каждый посетитель может выступить со всей задумкой, поэтому библиотекарь должен быть открыт любой идее и выстраивать коммуникацию с активными пользователями. Планы на будущее - сформировать вокруг библиотеки и ее персонала неравнодушное коммьюнити. Надо сказать, что пространство в своем развитии опережает сообщество. Даже в Петербурге количество реорганизованного пространства сейчас на уровень выше, чем количество людей, которые могут его профессионально обслуживать.

Пусть пространство будет гибким

Любые жесткие функции рискуют отмирать со временем, поэтому в пространство необходимо закладывать способность к переменам. Например, арт-холл изначально планировался нами как пространство для проведения музыкальных вечеров и выставок. Но со временем он особенно полюбился детям, которые стали приходить сюда после школы. В результате арт-холл расширил свое функциональное назначение. В дневное время здесь проводят детские мероприятия: уроки и мастер-классы. И это правильно: пространство должно быть гибким и откликаться на реальные потребности пользователей. К тому же, мы против деления на детские и взрослые библиотеки. Родитель может прийти с ребенком и оставить его на пару часов педагогу: так оба проведут время с пользой.

От традиционного разделения к открытой планировке

Библиотека всегда создавалась как книгохранилище, куда можно прийти и взять книгу. С этим связана традиционная планировка: абонемент, читальный зал, хранилище для книг, а также множество стеллажей и узкие проходы между ними. Время сместило приоритеты: мы ожидаем, что человек, придя в библиотеку, останется здесь, причем не только поработать, но и пообщаться, посетить мероприятия. Поэтому необходимость разделять пространство по-старому отпала. Все пространство - для людей, закрытых зон практически нет, все книги в открытом доступе. В библиотеке Гоголя есть закрытый запасник непопулярной литературы, но это совсем небольшое помещение.

Конечно, у посетителей разные цели: кто-то пришел за общением, а кому-то нужно сконцентрироваться на работе. Поэтому мы делим большое пространство на меньшие зоны, в том числе за счет мобильной мебели. Как ни странно, чтобы уединиться и почувствовать себя защищенным, нет необходимости прятаться за бетонной стеной, достаточно стоящих слева стеллажей. Да, идеальное пространство создать невозможно, тем более на такой ограниченной площади. Поэтому необходима сеть городских библиотек: если тебе некомфортно в одной из них, ты можешь пойти в другую, решенную в ином стиле.

У каждой библиотеки свое лицо

У каждой из библиотек должно быть свое концептуальное решение: одна может специализироваться на мероприятиях и лекциях, другая - на музыкальных вечерах и обладать студией звукозаписи, третья проводить мастер-классы и иметь свою мастерскую. Речь даже не столько о сети библиотек, сколько о сети городских пространств, будь они коммерческими или некоммерческими. Очень важно партнерство библиотеки с коммерческими партнерами. Идея в том, чтобы объединить местное сообщество. Люди могут собраться в библиотеке в том числе и для того, чтобы решить насущные проблемы (например, вопрос с парковкой или благоустройство двора). Библиотека становится пространством-активатором и влияет на то, что происходит в городе, его культурном, социальном и физическом ландшафте. Цель в этом.

Стандартный бюджет на ремонт

Многим кажется, будто классная, модная обстановка - либо заграничная, либо очень дорогая, но это не так. Мебель для библиотеки Гоголя разработана нами и собрана на рязанской фабрике. Хорошие пространственные решения не всегда дороги. Никакого космического бюджета! Мы вписались в сумму, выделенную на стандартный ремонт для районной (даже не городской!) библиотеки. Хороший дизайнер всегда сможет для конкретной проблемы подобрать эффектное решение, которое потребует минимальных затрат.

Сложным оказалось убедить подрядчиков пойти нам на встречу и выпустить мебель на заказ по нашим эскизам. У поставщиков за десятилетия сформировалась стандартная линейка, которую они и продают библиотекам, и не видят смысла что-то менять. Нам, дизайнерам, удобнее было бы сотрудничать с небольшими мастерскими, которые могут легко вносить изменения в технологический процесс в отличие от крупных производителей. Но жесткая система тендеров преграждает им выход на этот рынок.

Вписать библиотеку в городской контекст

Что именно создавать в библиотеке зависит от того, где она расположена и в чем нуждаются жители. Например, в одной из петербургских библиотек создали звукозаписывающую студию - по примеру финских коллег. Проект неплохой, но искусственный, потому что реальной потребности в этой студии нет. Тогда как посетители библиотеки Финляндии, с которой брали пример, действительно нуждались в такой студии - было проведено социологическое исследование. Рядом с ней находится музыкальная школа и жителям нужна площадка для записей, репетиций и выступлений.

Нельзя создавать библиотеку в вакууме, в отрыве от того, что уже существует. Нужно, чтобы библиотека поддерживала уже сложившиеся активности, тогда люди придут сами. Библиотека Гоголя - пилотная площадка, там не был полностью учтен контекст, ее цель была иная - громко заявить о себе и происходящих в библиотечном мире переменах. Но работая над Ржевской библиотекой, мы «настраиваем» ее на окружающее пространство. Например, уже многие годы там существует театральная студия и люди хотят ее сохранить, поэтому проект предусматривает зрительный зал. Важно обратить внимание и на то, что находится вокруг. Если есть ряд учреждений, которые уже выполняют определенную функцию, библиотеке стоит от нее отказаться, чтобы не дублировать друг друга.

Ко Дню знаний фойе было украшено «кричалками» о пользе чтения, воздушными шариками, кленовыми листочками.

Наблюдая за читателями, приходящими в библиотеку, мы видели, что они с удовольствием и внимательно читают все, что находится на стенах. Поэтому во время работы проекта по экологии «Путешествие по созвездию Эколог», в фойе были размещены афоризмы, крылатые выражения, пословицы и поговорки эколого-природоохранной направленности.

Краткие, меткие выражения часто лучше многословных и долгих объяснений. Они прекрасно воспринимаются, хорошо запоминаются. Ребята, каждый раз приходя в библиотеку, имеют возможность еще раз прочитать все, что вывешено на стенах в фойе. Возможность ознакомления с этой информацией делает пребывание читателя в библиотеке более комфортным и интересным.

Очередное оформление было задумано, как выставка-диалог. Тема «Наша Родина – Россия». К ребятам обращается Читайка и предлагает обратить внимание на библиотечные стены и познакомиться с высказываниями известных людей о своей стране, с русскими пословицами и поговорками о дружбе, труде, о любви к своей Родине. И теперь дети не только могут прочитать, но и проиллюстрировать прочитанное, отразить в своих рисунках победы и достижения России, страны, в которой живут.

Нужно ли говорить, что современные библиотеки - это нечто большее, чем читальный зал и архив?

Скорее всего, нет.

А все потому, что архитекторы с особым трепетом относятся к этому типу общественных пространств и не боятся экспериментировать. Что из этого получается - посмотрим же скорее!

Библиотека в торговом павильоне корпорации CREC в Гуйяне (Китай)

Год реализации: 2016

У этого пространства, созданного по проекту архитектурной студии Van Wang Architects, имеется очень забавная история - первоначально здание было создано в качестве торгового павильона CREC, которое так бы и ждала печальная участь своих «собратьев», ведь такие сооружения быстро сносят после того, как поставленные коммерческие цели достигнуты. Но архитекторы сказали «нет» такому непростительному расточительству и внесли в проект общественную функцию!

Так и появилось пространство библиотеки, навеянное идеей детской игрушки-конструктора. Антресольные галереи, секции книжных шкафов, стеллажи, полки - все это создает игривое и целостное впечатление.

Публичная библиотека города Сидар-Рапидс (штат Айова, США)

Год реализации: 2013



После наводнения в 2008 году, разрушившего центральную библиотеку города, было принято решение создать новое сооружение, которое бы стало динамичным центром всего города, демонстрировало бы технологические достижения 21-го века и свело бы к минимуму негативное воздействие на окружающую природу. Немало требований к одной библиотеке, не правда ли?

Но архитекторы со студии OPN Architects мужественно выдержали напряжение и реализовали именно то, что от них ждал весь город.

Здесь реализована идея объединения общественных и технических пространств (архивов, помещений администрации и т.д.), продумана система естественного и искусственного освещения, созданы все необходимые для посетителей пространства, сдобренные красивейшей зеленой кровлей.

Фото: MainStreetStudio - WayneJohnson

Общественная библиотека в провинции Бандунг (Индонезия)

Год реализации: 2016

Эта небольшая библиотека в индонезийской провинции Бандунг, скорее всего, уже не единожды возглавляла список самых оригинальных построек такого типа.

А все это благодаря тому, что архитекторы из студии SHAU Bandung подошли к вопросу со знанием и чувством долга. Их первоочередной задачей стала важнейшая проблема экологии. Так и была реализована небольшая городская библиотека площадью 160 кв.м. из пластиковых ведерок из-под мороженного. Всего их, кстати, понадобилось более 2000 единиц.

Конструкция здания очень проста: металлический каркас, бетонные плиты и ведерки в качестве элементов внешних стен. Климат региона позволяет особо не заморачиваться с утеплением и кондиционированием.

Библиотека в городе Тонглинг (Китай)

Год реализации: 2014

Примечательно, что здание библиотеки находится на территории заброшенной набережной на берегу реки. Само здание, созданное по проекту студии АТА, является частью масштабного проекта по преобразовании промышленного района в городской парк.
Был создан искусственный причал длиной 40 метров и 14 метров в ширину из щебня и бетона.

Основание здания - это стальная конструкция, поддерживаемая 6-ю железобетонными колоннами.

Внутреннее пространство библиотеки очень лаконичное и удобное. Сделано все для того, чтобы посетители смогли почитать, рассмотреть умиротворяющий вид из окна, подумать и пофилософствовать в тишине и покое.

Старинная библиотека в Делфте (Нидерланды)

Год реализации: 2015

Здание библиотеки, построенное в 1912-1915 годах, является образцом стиля эпохи Возрождения. Позже оно служило учебным центром индустрии морской энергетики, а в 2015 году претерпело масштабную реконструкцию, в ходе которой архитекторы и дизайнеры интерьеров вдохнули в этот памятник архитектуры новую жизнь.

Так историческое наследие библиотеки было дополнено современными дизайнерскими элементами, а система кондиционирования, вентиляция и акустика были дополнены новейшими технологиями.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Огромные стеллажи с книгами, читательские билеты и обязательная тишина - первое, что приходит на ум при слове «библиотека». Но прогресс не обошел стороной и хранилища книг, поэтому сегодня библиотеки - удобные современные площадки, где можно не только читать и учиться.

сайт предлагает заглянуть в библиотеки, которые всем своим видом напоминают нам о том, что на дворе давно XXI век.

1. Библиотека Тяньцзинь-Биньхай

Как видно на фото, футуристичную библиотеку в китайском городе Тяньцзинь не зря прозвали «Око» , но она примечательна не только внешним видом. Стеллажи во всю высоту 5-этажного здания могут хранить до 1,2 млн книг, а сфера в центре служит аудиторией вместимостью 110 человек.

2. Библиотека в Тьонвиле

3. Филологическая библиотека Свободного университета Берлина

Филологическую библиотеку не зря прозвали «мозгом Берлина» : округлая форма здания повторяет форму человеческого мозга, а изогнутые лестницы и галереи действительно напоминают извилины. Одна из особенностей библиотеки - естественное освещение и энергосбережение.

4. Библиотека сэра Дункана Райса

Внутри 7-этажного куба из полос белого и прозрачного стекла хранятся около 250 тыс. древних рукописей, собранных почти за 5 веков с момента основания университета. Архитекторы позаботились об экологии: специальные системы собирают дождевую воду, а фотоэлементы на крыше и таймеры контролируют освещение.

5. Библиотека и образовательный центр Венского университета

Необычная геометрия снаружи сменяется плавностью линий внутри, а разные зоны здания соединяются мостами, галереями и террасами. Через главный вход посетители попадают в центральную аудиторию - большой атриум с естественным освещением.

6. Общественная библиотека Бишаня

Бишань - маленький городок в Сингапуре, но его библиотеке мог бы позавидовать и мегаполис. Само 4-этажное здание - метафора домика на дереве , а ячейки, выступающие из стен, - места для уединенного чтения или работы.

7. Библиотека Университета искусств Тама

Эта библиотека была спроектирована таким образом, чтобы отражать дух университета искусств и вдохновлять студентов на творчество. Одна из зон библиотеки - открытое пространство, где посетители могут просто посидеть или даже поспать .

8. Бирмингемская библиотека

Бирмингемская библиотека - самая крупная общественная библиотека в Великобритании, а также одна из самых посещаемых достопримечательностей страны. Здесь хранится одна из двух важнейших коллекций произведений Шекспира , а также множество редких и старинных книг.




Top