Офорты рембрандта. Доктор фауст - темная и пушистая Рембрандт офорт фауст

Рембрандт Харменс Ван Рейн — великий голландский художник. С картинами этого живописца вы можете познакомиться тут — . Здесь же мы познакомимся с одной из сторон его творчества, которую он посвятил офортам. Надо сказать, что его живопись, которая цениться во всём мире, которую можно увидеть в самых знаменитых музеях — это лишь часть достояния, которое Рембрандт оставил в истории искусства. Офортами он занимался практически всю свою жизнь и ценил этот вид графического искусства наравне с живописью. Кроме того, что он сам создавал замечательные офорты, он коллекционировал работы других художников. Так в его коллекции находились работы Дюрера, Сегерса, Кастильоне и других.

Искусство этого великого художника поистине разнообразно. Об этом написано немало книг и, вероятно, будет написано ещё не меньше. Офорты и живопись зачастую были взаимосвязаны. Сначала он рисовал офорт, а затем по этой же теме, а иногда и в точности его повторяющую, живопись. Иногда наоборот — офорт дублировал живописное полотно. Некоторые исследователи и историки предполагают его заинтересованность офортами, движимыми денежной стороной. Офорты могли познакомить с его творчеством большее широкую часть зрителей и приносили ему хорошие деньги. Живопись зачастую простаивала в закромах годами и десятилетиями, а вот офорты тут же выставлялись на обозрение. За границей Нидерландов Рембрандта ван Рейна по большей части знали именно как мастера гравёра.

Рембрандт всегда стремился к совершенству, как принято сейчас говорить — был перфекционистом. Он постоянно стремился к идеалу, что приводило к затягиванию создания очередного офорта или картины. На некоторые из них у него уходило несколько лет. Например, гравюру для оттисков » Христос, исцеляющий больных » он создавал целых семь лет. Однако, нельзя назвать его идеализм напрасным, так как стремление к совершенству вознаграждалось получением совершенного произведения, с чем нельзя поспорить.

В настоящее время самая большая коллекция офортов Рембрандта находится в Эрмитаже. Она была завещана Санкт-Петербургскому музею выдающимся искусствоведом и коллекционером Дмитрием Александровичем Ровинским.

Блинщица

Пейзаж с хижиной и сенным сараем

Портрет Яна Лутмы

Три дерева

Три креста (Три распятия)

Христос, исцеляющий больных

Явление ангела пастухам

Автопортрет с широко раскрытыми глазами

Ангел, являющийся пастухам

Бедняки просят милостыню у дверей дома

Бооз насыпает пшеницу в покрывало Руфи

Если бы Рембрандт не писал картины, то свое имя в веках он прославил бы офортами, которые также являются шедеврами. Поговорим о двух офортах Мастера.

"Три дерева", согласно "Википедии" - …самый знаменитый "офорт Рембрандта с пейзажем. Изображение трудно интерпретировать, хотя некоторые исследователи высказывают предположение, что три дерева символизируют три креста…

На офорте полностью доминируют три крупных дерева, они противостоят порывам ветра, гонящего облака. Пейзаж оживлен башнями далекого города (возможно, Амстердама), на который надвигается дождь, полями, на которых видны люди, коровы и лошади. Высоко в небе летит стая птиц. Слева стоит рыбак, а рядом сидит его жена с корзиной. Справа на холме расположился художник, недалеко от него запряженная телега. В зарослях прячется пара влюбленных". Если копия офорта будет выполнена на высоком уровне, то гостям, пришедшим к обладателям дома с интерьером барокко и копиями шедевров, будет непросто отыскать в зарослях влюбленную пару. Во всяком случае, гости, занимаясь этими поисками, скучать не будут.

Позволим себе небольшое лирическое отступление. Мы уже убедились в том, что практически любая копия шедевра может стать предметом споров среди гостей дома, где находятся копии творений великих мастеров. С одной стороны может показаться, что описание офорта или картины не имеет ничего общего с интерьером дома. На самом деле здесь прямая связь. Всё, находящееся в жилище и отражающее дух той или иной эпохи, непременно становится не просто частью интерьера, но и предметом разговоров, так или иначе касающихся элементов убранства. Получается, что понятие "интерьер" включает в себя нечто большее, чем отделка помещения, мебель, декоративные элементы и проч. От того, что будет представлять собой интерьер, зависит настроение хозяев дома и их гостей. Те же цвет и свет влияют на настроение и психическое состояние в целом не меньше, чем музыка или кинофильм. Интерьер подобен одежде, которая одним нравится, а другим - нет. Окружающая нас домашняя обстановка должна приходиться впору хозяевам дома, как приходится впору костюм. Неслучайно на форуме телепередачи "Квартирный вопрос" мнения постоянно разделяются, и то, от чего приходят в восторг одни, вызывает негативную реакцию других. И это нормально, так как все люди не могут одинаково воспринимать то или иное убранство помещений.

Сегодня мы говорим о барокко в интерьере. Но все ли желающие иметь такой интерьер готовы к нему? Надо понимать, что достаточно длительный отрезок жизни обладателям этого убранства придется жить в доме, где будет царить атмосфера другой эпохи. К таким интерьерам надо относиться как к любимому человеку: если тебя к нему тянет, и никого другого ты не хочешь видеть в качестве спутника жизни, то душевный комфорт обеспечен. Если же к интерьеру относиться как к очередному увлечению, то и интерьер ответит тем же - он не принесет желаемого комфорта и быстро надоест.

Выбирая стиль давно ушедшей эпохи, мы должны понимать, что на уровне подсознания нам придется принимать правила того времени, которое отражено в каждой детали. Если внутренне мы к этому готовы, то нас ждет уют и ощущение гармонии с окружающим миром. Следовательно, в нас будет формироваться то самое мироощущение, о котором так много говорили философы. Вот и получается, что интерьер - это, своего рода, философия, с которой каждый из нас сталкивается ежедневно. Вот почему так важны в интерьере детали и, в частности, произведения искусства, позволяющие взглянуть на мир под другим углом и дающие пищу для размышлений и разговоров.

На этом рассуждения о философской составляющей интерьера мы заканчиваем и продолжаем беседу о творениях Рембрандта.

Еще одной величайшей работой Мастера является его офорт "Фауст" . Тот же источник говорит нам, что "Фауст" имеет "четыре состояния. Первоначально назывался "Алхимик у себя в кабинете", но в XVIII веке получил название "Фауст". Окончательно новое название закрепилось после того, как Гёте поместил этот офорт на обложку издания "Фауста" 1790 года.

На офорте изображен ученый, на что указывают книги, карандаш в его правой руке, глобус, череп. Как его (ученого - прим. А. К.) зовут, неизвестно. Не исключено, что это Иоганн Фауст, герой пьесы "Трагическая история доктора Фаустуса" английского драматурга Кристофера Марло". К "Фаусту" Гёте этот офорт не имеет отношения, так как выполнен он был за 100 лет до рождения Гёте. Но история доктора Фауста (Фаустуса), которую впоследствии изложил в своем произведении великий Гёте, будоражила умы европейцев еще в XVI веке.

"На окне, - сообщает "Википедия", - виден светящийся круг, в центральной его части стоят четыре буквы INRI, соответствующие надписи на кресте при распятии Христа "Iesus Nazarenus Rex Iudaeorum", однако у алхимиков аббревиатура INRI имеет второе значение - "Ignis Natura Renovatur Integram" - "Вся природа постоянно обновляется огнем". Далее в круге по часовой стрелке вписан следующий текст: ADAM Te DAGERAM AMRTET ALGAR ALGASTNA - это анаграмма, истинный текст неизвестен, его можно получить из исходного перестановкой букв. Из центра круга высовывается рука, указывающая на что-то в форме овала".

Как мы видим - снова загадки… загадки…

В следующий раз мы уделим немного внимания , о существовании которой, благодаря фильму Эльдара Рязанова, знают практически все жители бывшего СССР, после чего продолжим разговор о живописцах эпохи барокко, чьи шедевры (разумеется, их копии) могут стать значимой частью интерьера барокко.

Алексей Каверау

В статье использованы фотографии сайтов: artinternational, 7room.jimdo, samdizayn, mego-design, bse.sci-lib

07:23 pm - Доктор Фауст

Так, прожолжая тему про медицину и искусство, решила сделать небольшую подборку по самому известному в мире доктору и по совместительству чернокнижнику Фаусту.
Иоганн Фауст (примерно 1480-1540) - доктор, чернокнижник, живший в первой половине XVI в. в Германии, легендарная биография которого сложилась уже в эпоху Реформации и на протяжении ряда столетий является темой многочисленных произведений европейской литературы

Михаил Врубель.
Полет Фауста и Мефистофеля

Портрет Фауста анонимного немецкого художника XVII столетия

Легенда о докторе Фаусте, ученом-чернокнижнике, продавшем душу дьяволу, возникла в Германии в XVI веке.Иоганн Фауст -личность историческая. С1507 по 1540 год его имя неоднократно встречается в различных документах.В 1909 году Фауст упоминается в числе студентов философского факультета Гейделъбергского университета. 12 февраля 1520 года в приходно-расходной книге епископа Бамбергского отмечается: "Назначено и пожаловано философу доктору Фаусту 10 гульденов за составление гороскопа".
Тем на менее конкретных биографических данных о Фаусте очень мало. Существует предположение, что он был так называемым "бродячим школяром", то есть одним из представителей средневековой интеллигенции, получивших университетское образование, но не имевших постоянной службы и переезжавших из города в город в поисках временного заработка.Фауст прославился как знаток оккультных наук, предсказатель и составитель гороскопов.

Рембрандт, гравюра "Фауст"

Легенда о том, что Фауст продал душу дьяволу, возникла еще при его жизни. Сам Фауст не опровергал этих слухов, а, напротив, поддерживал. Один из современников Фауста, знавший его лично врач Иоганн Вир, пишет: "Есть у меня один знакомый, борода у него черная, лицо темноватое, свидетельствующее о меланхолической конструкции (вследствие болезни селезенки).

Когда он как-то повстречался с Фаустом, тот сразу же сказал: "До того ты похож на моего куманька, что я даже посмотрел тебе на ноги, не увижу ли длинных когтей". Это он принял его за дьявола, которого поджидал к себе и обычно называл куманьком.Реальность сделки с дьяволом в то время ни у кого не вызывала сомнений. Другой знакомый Фауста, ученый-богослов Иоганн Гаст, писал: "Были у него собака и конь, которые, полагаю, были бесами, ибо могли выполнять все, что угодно. Слыхал я от людей, что собака иной раз оборачивалась слугой и доставляла хозяину еду".

Фауст скончался в 1540 году. В одной из исторических хроник, написанных спустя двадцать семь лет после его смерти, говорится: "Этот Фауст за свою жизнь совершил так много чудесных дел, что их хватило бы на сочинения целого трактата, но в конце концов нечистый все же удушил его".И при жизни Фауста, и после его смерти в народе ходило множестве рассказов о нем. Они бытовали как в устной, так и в письменной форме, причем эти записи считались заметками самого Фауста.В1587 году во Франкфурте-на- Майне книгоиздатель Иоганн Шпис выпустил книгу под названием "История о докторе Иоганне Фаусте, знаменитом чародее и чернокнижнике", в подзаголовке которой указывалось: "Большей частью извлечено из его собственных посмертных сочинений".


Итак...Образ легендарного Фауста существенно отличается от своего исторического прототипа. В книге Шписа впервые отчетливо прозвучала основная идея легенды о докторе Фаусте - жажда познания, для удовлетворения которой ученый готов пожертвовать своей душой, отречься от Бога и предаться дьяволу.Автор книги пишет, что Фауст имел "быстрый ум, склонный и приверженный науке", и "окрылился он, как орел, захотел постигнуть все глубины неба и земли". Для этого Фауст заключил союз с дьяволом, и тот приставил к нему нечистого духа по имени Мефистофель, который должен был исполнять все желания ученого и отвечать на все его вопросы.
текст из википедии

«Народная книга»

Титульная страница «Народной книги»В эпоху Возрождения, когда ещё была жива вера в волшебство и чудесное, а, с другой стороны, выдающиеся победы одерживала раскрепощенная от уз схоластики наука, многим рисовавшаяся плодом союза дерзновенного ума с нечистой силой, фигура доктора Фауста быстро приобрела легендарные очертания и широкую популярность. В 1587 в Германии в издании Шписа появилась первая литературная обработка легенды о Фаусте, так называемая «народная книга» о Фаусте: «Historia von Dr. Iohann Fausten, dem weitbeschreiten Zauberer und Schwartzkünstler etc.» (История о докторе Фаусте, знаменитом волшебнике и чернокнижнике). В книгу вплетены эпизоды, приуроченные в свое время к различным чародеям (Симон Волхв, Альберт Великий и др.) и отнесенные в ней к Фаусту. Источником книги помимо устных сказаний служили современные сочинения по ведовству и «тайным» знаниям (книги теолога Лерхеймера, ученика Меланхтона: «Ein Christlich Bedencken und Erinnerung von Zauberey», 1585; книга И. Вира, ученика Агриппы Неттесгеймского: «De praestigiis daemonum», 1563, нем. перевод 1567, и др.). Автор, по-видимому лютеранский клирик, изображает Фауста дерзким нечестивцем, вступившим в союз с дьяволом ради приобретения великого знания и силы («Фауст отрастил себе орлиные крылья и захотел проникнуть и изучить все основания неба и земли». «В его отпадении сказывается не что иное, как высокомерие, отчаяние, дерзость и смелость, подобная тем титанам, о которых повествуют поэты, что они громоздили горы на горы и хотели воевать против бога, или похожая на злого ангела, который противопоставил себя богу, за что и был низвергнут богом как дерзкий и тщеславный»). Заключительная глава книги повествует о «страшном и ужасающем конце» Фауста: его разрывают бесы, и душа его идет в ад. Характерно при этом, что Фаусту приданы черты гуманиста. Эти черты заметно усилены в издании 1589.
Фауст у Кайе
В 1603 Пьер Кайе публикует французский перевод народной книги о Фаусте.

Фауст читает лекции о Гомере в Эрфуртском университете, по просьбе студентов вызывает тени героев классической древности и пр. Пристрастие гуманистов к античности олицетворено в книге как «безбожная» связь похотливого Фауста и Прекрасной Елены. Однако, несмотря на стремление автора осудить Фауста за его безбожие, гордыню и дерзания, образ Фауста все же овеян известным героизмом; в его лице находит свое отражение вся эпоха Ренессанса с присущей ей жаждой безграничного знания, культом неограниченных возможностей личности, мощным бунтом против средневекового квиетизма, обветшалых церковно-феодальных норм и устоев.

Фауст у Марло
Народной книгой о Фаусте воспользовался английский драматург XVI в. Кристофер Марло, перу которого принадлежит первая драматическая обработка легенды. Его трагедия «The tragical history of the life and death of Doctor Faustus» (изд. в 1604, 4-е изд., 1616) (Трагическая история доктора Фауста, русский перевод К. Д. Бальмонта, Москва, 1912, ранее в журн. «Жизнь», 1899, июль и август) рисует Фауста титаном, охваченным жаждой знания, богатства и мощи. Марло усиливает героические черты легенды, превращая Фауста в носителя героических элементов европейского Ренессанса. От народной книги Марло усваивает чередование серьёзных и комических эпизодов, а также трагический финал легенды о Фаусте, - финал, который связан с темой осуждения Фауста и его дерзновенных порывов.

Фауст у Видмана
Народная книга лежит также в основе пространного сочинения Г. Р. Видмана о Фаусте (Widman, Wahrhaftige Historie etc.), вышедшего в Гамбурге в 1598. Видман в противоположность Марло усиливает моралистические и клерикально-дидактические тенденции «народной книги». Для него история о Фаусте в первую очередь - повествование об «ужасных и отвратительных грехах и проступках» прославленного чернокнижника; свое изложение легенды о Фаусте он педантически уснащает «необходимыми напоминаниями и превосходными примерами», долженствующими служить ко всеобщему «поучению и предостережению».

Фауст в XVIII в.
По стопам Видмана пошёл Пфицер (Pfitzer), выпустивший в 1674 свою обработку народной книги о Фаусте.

Исключительную популярность тема о Фаусте получает в Германии во второй половине XVIII в. в среде писателей период «бури и натиска» [Лессинг - фрагменты неосуществленной пьесы, Мюллер-живописец - трагедия «Fausts Leben dramatisiert» (Жизнь Фауста, 1778), Клингер - роман «Fausts Leben, Thaten und Höllenfahrt» (Жизнь, деяния и гибель Фауста, 1791, русский перев. А. Лютера, Москва, 1913), Гёте - трагедия «Фауст» (1774-1831), русский перевод Н. Холодковского (1878), А. Фета (1882-1883), В. Брюсова (1928) и др.]. Писателей-штюрмеров Фауст привлекает своим дерзновенным титанизмом, своим бунтарским посягательством на традиционные нормы. Под их пером он приобретает черты «бурного гения», попирающего во имя неограниченных прав личности законы окружающего мира. Штюрмеров привлекал также «готический» колорит легенды, её иррациональный элемент. При этом штюрмеры, особенно Клингер, сочетают тему о Фаусте с резкой критикой феодально-абсолютистского порядка (например картина злодеяний старого мира в романе Клингера: произвол феодала, преступления монархов и духовенства, развращенность господствующих сословий, портреты Людовика XI, Александра Борджиа и др.).

«Фауст» Гёте
краткое содержание и радиоспектакль

Наиболее мощного своего художественного выражения тема о Фаусте достигает в трагедии Гёте. В трагедии со значительной рельефностью отразилась вся многогранность Гёте, вся глубина его литературных, философских и научных исканий: его борьба за реалистическое мировоззрение, его гуманизм и пр.

Если в «Прафаусте» (1774-1775) трагедия носит ещё фрагментарный характер, то с появлением пролога «На небе» (написан 1797, изд. 1808) она усваивает грандиозные очертания своего рода гуманистической мистерии, все многочисленные эпизоды которой объединены единством художественного замысла. Фауст вырастает в колоссальную фигуру. Он - символ возможностей и судеб человечества. Его победа над квиетизмом, над духом отрицания и гибельной пустоты (Мефистофель) знаменует триумф творческих сил человечества, его неистребимой жизнеспособности и созидательной мощи. Но на пути к победе Фауста суждено пройти ряд «образовательных» ступеней. Из «малого мира» бюргерских будней он входит в «большой мир» эстетических и гражданских интересов, границы сферы его деятельности все расширяются, в них включаются все новые области, пока перед Фаустом не раскрываются космические просторы финальных сцен, где ищущий творческий дух Фауста сливается с созидательными силами мироздания. Трагедия пронизана пафосом творчества. Здесь нет ничего застывшего, незыблемого, здесь все - движение, развитие, непрестанное «нарастание», могучий творческий процесс, воспроизводящий себя на все более высоких ступенях.

В этом отношении знаменателен самый образ Фауста - неутомимого искателя «верного пути», чуждого желанию погрузиться в бездейственный покой; отличительной чертой характера Фауста является «недовольство» (Unzufriedenheit), вечно толкающее его на путь неустанного действия. Фауст погубил Гретхен, так как он отрастил себе орлиные крылья и они влекут его за пределы душной бюргерской горницы; он не замыкает себя и в мире искусства и совершенной красоты, ибо царство классической Елены оказывается в итоге всего лишь эстетической видимостью. Фауст жаждет великого дела, осязаемого и плодотворного, и он кончает свою жизнь вождем свободного народа, который на свободной земле строит свое благополучие, отвоевывая у природы право на счастье. Ад теряет над Фаустом свою силу. Неутомимо деятельный Фауст, нашедший «верный путь», удостаивается космического апофеоза. Так под пером Гёте старинная легенда о Фаусте принимает глубоко гуманистический характер. Следует отметить, что заключительные сцены «Фауста» писались в период стремительного подъема молодого европейского капитализма и частично отражали успехи капиталистического прогресса. Однако величие Гёте в том, что он уже видел темные стороны новых общественных отношений и в своей поэме пытался возвыситься над ними.


Ary Scheffer (1798-1858)
Фауст и Маргарита в саду, 1846


Фрэнк Кадоган Купер "Фауст" - Маргарита, одержимая злым духом в соборе
Образ Фауста в эпоху романтизма
В начале XIX в. образ Фауста своими готическими очертаниями привлекал романтиков. Фауст - странствующий шарлатан XVI в. - выступает в романе Арнима «Die Kronenwächter», I Bd., 1817 (Стражи короны). Легенду о Фаусте разрабатывали Граббе («Don Juan und Faust», 1829, русск. перев. И. Холодковского в журнале «Век», 1862), Ленау («Faust», 1835-1836, русский перев. А. Анютина [А. В. Луначарского], СПБ, 1904, то же, пер. Н. А-нского, СПБ, 1892), Гейне ["Фауст" (поэма, назначенная для танцев, «Der Doctor Faust». Ein Tanzpoem…, 1851) и др.]. Ленау, автор наиболее значительной после Гёте разработки темы о Фаусте, изображает Фауста двойственным, колеблющимся, обреченным бунтарем.

Тщетно мечтая «соединить мир, бога и себя», Фауст Ленау падает жертвой происков Мефистофеля, в котором воплощены силы зла и разъедающего скепсиса, роднящие его с Мефистофелем Гёте. Дух отрицания и сомнения торжествует над бунтарем, порывы которого оказываются бескрылыми и никчемными. Поэма Ленау знаменует начало распада гуманистической концепции легенды. В условиях зрелого капитализма тема о Фаусте в её ренессансно-гуманистической трактовке не могла уже получить полноценного воплощения. «Фаустовский дух» отлетал от буржуазной культуры, и не случайно в конце XIX и XX вв. мы не имеем значительных в художественном отношении обработок легенды о Фаусте.

Татьяна Фёдорова «Фауст и Мефистофель» 1994г

Фауст в России
В России легенде о Фаусте отдал дань А. С. Пушкин в своей замечательной «Сцене из Фауста». С отзвуками гётевского «Фауста» мы встречаемся в «Дон-Жуане» А. К. Толстого (пролог, фаустовские черты Дон-Жуана, томящегося над разгадкой жизни - прямые реминисценции из Гёте) и в рассказе в письмах «Фауст» И. С. Тургенева.

Фауст у Луначарского
В XX в. наиболее интересное развитие темы о Фаусте дал А. В. Луначарский в своей драме для чтения «Фауст и город» (написано в 1908, 1916, изд. Наркомпроса, П., в 1918). Исходя из заключительных сцен второй части гётевской трагедии, Луначарский рисует Фауста просвещенным монархом, господствующим над страной, отвоеванной им у моря. Однако опекаемый Фаустом народ уже созрел для освобождения от уз самовластия, происходит революционный переворот, и Фауст приветствует происшедшее, видя в нём осуществление своих давних мечтаний о свободном народе на свободной земле. В пьесе отражено предчувствие социального переворота, начала новой исторической эры. Мотивы фаустовской легенды привлекали В. Я. Брюсова, оставившего полный перевод «Фауста» Гёте (ч. 1 напечатана в 1928), повесть «Огненный ангел» (1907-1908), а также стихотворение «Klassische Walpurgisnacht» (1920

Фауст Александры Жумайловой-Дмитровской


Реферат на тему:

Фауст (гравюра Рембрандта)



«Фауст» (нидерл. Faust , англ. B270 Faust About 1652 ) - один из офортов Рембрандта, имеющий четыре состояния. Первоначально назывался «Алхимик у себя в кабинете», но в XVIII веке получил название «Фауст». Окончательно новое название закрепилось после того, как Гёте поместил этот офорт на обложку издания «Фауста» 1790 года.


Описание

На офорте изображен ученый, на что указывают книги, карандаш в его правой руке, глобус, череп. Как его зовут, неизвестно. Не исключено, что это Иоганн Фауст, герой пьесы «Трагическая история доктора Фаустуса» английского драматурга Кристофера Марло.

На окне виден светящийся круг, в центральной его части стоят четыре буквы INRI, соответствующие надписи на кресте при распятии Христа «Iesus Nazarenus Rex Iudaeorum», однако у алхимиков аббревиатура INRI имеет второе значение - «Ignis Natura Renovatur Integram» - «Вся природа постоянно обновляется огнем». Далее в круге по часовой стрелке вписан следующий текст:

ADAM Te DAGERAM AMRTET ALGAR ALGASTNA.

Это анаграмма, истинный текст неизвестен, его можно получить из исходного перестановкой букв. Из центра круга высовывается рука, указывающая на что-то в форме овала.


Источники

  • Поль Декарг Рембрандт. - Молодая гвардия, 2000.
  • Мелисса Рикетс Рембрандт. - Айрис-Пресс, 2006.
  • Вержбицкий А. Творчество Рембрандта.
  • Офорт на сайте Рейксмюзеума
  • The Complete Etchings of Rembrandt Reproduced in Original Size, Gary Schwartz (editor). New York: Dover, 1994.
скачать
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии . Синхронизация выполнена 11.07.11 14:10:03
Похожие рефераты: Рембрандт , Рембрандт ван Рейн , Три дерева (Рембрандт) , Три креста (Рембрандт) , Каменный мост (Рембрандт) , Исследовательский проект Рембрандт ,
Оппозиция “свет и тьма, тьма” ведет свое происхождение от простого естественного цикла, который человек наблюдал каждый день, и осмысливал испокон веков, - от суточного изменения дня и ночи, бытие дня и небытие ночи. В плане цвета светлому и темному отвечает пара “белое и черное”. В пространственной модели - верх и низ. В категориях морали - добро и зло, жизнь и смерть. Сегодня мы попробуем углубиться в эти категории, опираясь на произведение Гете и живопись “великого голландца” Рембрандта. Произведения Рембрандта, живописные и графические, разнообразные за сюжетами и глубиной характеристик, составляют одну из вершин европейского и мирового искусства. Они стали своеобразным итогом живописных достижений голландской культуры XVII ст. Родился Рембрандт в 1606 году в Лейдени в семьи мельника Харменса ван Рейна. Очень рано оказалась у мальчика склонность к живописи. Недолго проучившись в Лейденском университете, молодой Рембрандт целиком отдался искусству. Ради занятий живописью оставляет университет и едет к Амстердаму. В скором времени возвращается в родной город, где начинает самостоятельно заниматься живописью в собственной мастерской. В этот период Рембрандт много учит у самой жизни: он пытливо вглядывается в окружающий мир, наблюдает за мимикой и жестами людей, изучает эффекты освещения. Любимым средством Рембрандта было применение эффектов светотени, ее нюансов и контрастов, с помощью которых он достигал большой материальности и направлял внимание зрителя на самое главное в композиции картины. Сдержанная золотистая гамма, лаконичный рисунок и мерцания света предоставляли живописной манере Рембрандта специфичности и эмоциональной выразительности. Именно в лейденский период художник впервые обращается к технике офорт. Офорт - вид гравюры на металле, где углубленные элементы изображения делают способом травления металла кислотами. Для изготовления печатной формы используют медные или цинковые пластинки, полированную поверхность которых укрывают грунтом из асфальта, воска и канифоли и закапчивают восковыми свечками, чтобы получить фон. Рисунок обозначают на грунте иглой к металлу, после этого изображения травят кислотой, а в вытравленные места набивают краску и, пользуясь станком, и печатают на увлажненной бумаге. Стиль офорт возникл в Западной Европе в начале XVI ст. Рембрандт работал масляными красками, карандашом, пером и кистью, а также совершенно владел техникой офорта. Ему принадлежит около 300 офортов. Они посвящены преимущественно библейской и евангельской тематике, но есть произведения и жанровых сюжетов. Офорт “Фауст” был создан во время творческой зрелости мастера (1652-1653 гг.) по мотивам книги И. Шписа “История о докторе Иоганна Фауста, прославленного волшебника и чернокнижника”. Изображение большого прямоугольного окна в глубине на противоположной черной стене занимает верхнюю правую часть офорту; на первом плане хорошо видно высокую серую фигура прославленного алхимика, дне и ночи погруженного в тайне черной магии. Фауст, взволнованный, встал из деревянного кресла, ручка которого виднеется в левом нижнем уголку, и оперся обеими руками об край рабочего стола. Алхимик напряженно вглядывается в странное видение, которое возникло в нижней части окна и осияло его пасмурное жилье - сияющий магический диск с расположенными внутри него концентрическими кругами латинскими буквами. Диск горит холодным и ярким пламенем. По правую сторону от него виднеется еще один диск, на этот раз эллиптической формы, извлеченный вверх и вниз. В прозрачном ореоле этих светлых фигур из мрака над столом едва обрисовываются таинственные темные гроздья рук неизвестного существа - вызванного Фаустом духа. Стол завален книгами и письмами, перед пюпитром, лежит полураскрытая книга ученого доктора, а между нами и столом дело установлено старинный глобус. Видно лишь верхнее полушарие, поскольку нижний край изображения проходит в самый раз по его экватору. Слева, в полутьме кабинета, за Фаустом мы видим срезанную верхним краем офорту свисающую пеструю штору, а за ней, на подъеме - человеческий череп. На офорте Рембрандта в выражении худого старого лица Фауста - вопросительно и беспокойно. Именно такое расположение духа сопровождает и героя Гете. И подобно большому произведению немецкого художника, эта гравюра также овеяна тайной и озарена дивом. Мы, созерцая ее, проникаемся так же беспокойством и ожиданием, как доктор Фауст. Вдохновенная сосредоточенность ученого, его внутреннее напряжение - продолжительное и беспрерывное. Они поддерживают его бытие. Гравюра Рембрандта “Фауст” стала чем-то абсолютно новым в мировой графике. И в самом деле, даже для современного зрителя, которого тяжело привести в удивление, этот офорт при его первом рассмотрении сразу становится явлением магической силы. В нем впервые видно самый свет: солнце, которое в других картинах Рембрандта лишь угадывалось, вдруг передвинулось. Сквозь затемненный фаустовский кабинет проникает свет, оно нас заслепляет. Это интенсивное действие света в 50-е года (время создания офорта) становится главным предметом художественных экспериментов Рембрандта. Художник использует прием иррадиации света (иррадиацией называется увеличение размеров светлых фигур за счет изображения их на темном фоне и наоборот). Благодаря этому Рембрандт еще более усиливает таинственность события, которое служит сюжетом картины. Вместе с тем художник подчеркивает творческую силу вдохновенного человека в ее стремлении проникнуть в тайне Вселенной. Не выходя за границы повседневности, не взлетая в надоблачную высоту и не опускаясь на дно морское, мыслящий герой Рембрандта через таинственные изображения света в своей комнате стремится постичь смысл человеческого бытия. Кажется, будто свет картины “великого голландца” пророчит рождение через 200 лет литературного шедевру - трагедии Гете “Фауст”.


Top