Олимпиада по литературе 3. Уникальная возможность раскрытия способностей

3 класс. Вариант №1

1. Соедини линиями в правильном порядке.

а) Баю-бай,

Ты, собачка, не лай. Загадка

Белолапа, не скули,

Нашу Лену не буди.

б) На осинке росинки

Засверкали утром перламутром. Считалка

Будем в прятки мы играть. Скороговорка

Небо, звезды, луг, цветы —

Ты поди-ка, поводи.

г) Без рук, без ног, а рисовать умеет. Колыбельная песня

2. Прочитай текст и по прочитанному тексту выполни ряд заданий.

Птицы

У птиц всего две ноги. Но они ими не только ходят. Попугаи и клесты прекрасно лазают по ветвям. Ногами птицы могут разгребать листочки и травинки. Ногами защищают и нападают. Ястреб несёт в когтях добычу. Страус лягает соперника. Рябчик раскапывает муравейник. Фазан шпорами на ногах бьёт соседа. Вальдшнеп в ножках может унести своего птенца. (По Н. Сладкову.)

1. Определи тип текста:

а) повествование; б) описание; в) рассуждение.

2. О скольких птицах идёт речь в рассказе? Укажи ответ цифрой.

3. Напиши свое заглавие к тексту.

а) Если я чешу в затылке —

В голове моей опилки,

б) - Смотри, сторожи хорошенько! — приказал ему кавалер на прощание, хлестнул по огурцам, и карета умчалась в облаке пыли.

в) - Привет! Можно мне здесь на минуточку приземлиться?

— А что, трудно вот так летать?

4. Соедини фразеологизм с его синонимом (близким по смыслу словом):

Клевать носом медленно

Водить за нос мешать

Делать из мухи слона дремать

Свалиться как снег на голову обманывать

Вставлять палки в колёса неожиданно

В час по чайной ложке преувеличивать

5. К какому жанру относится художественное произведение, в котором есть мораль:

а) повесть; б) басня; в) былина; г) рассказ?

6. Закончи пословицу: «У глупого что на уме, то и на..»

а) руке; б) голове; в) языке; г) колене.

7. Назови стихотворение С. Маршака:

Нахмурилась ёлка, и стало темно,

Трещат огоньки, догорая...

а) «На празднике»; б) «После праздника»; в) «Между праздниками».

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.

а) Ф. Тютчев; б) И. Никитин; в) С. Есенин; г) Е. Трутнева.

9. К какому жанру относится произведение Д. Н. Мами- на-Сибиряка «Серая Шейка»?

а) стихотворение; б) басня; в) рассказ; г) сказка; д) повесть.

3-й класс. Вариант №2

1. Подчеркни поговорки, близкие по своему значению:

Без нитки и иголки не сшить сарафанчик.

Без верёвки и веник рассыпался.

Без клещей кузнец, что без рук.

Без столбов не стоит заборчик.

Без копейки рубля нет.

2. Прочти стихотворение С.Есенина и подумай:

Там, где капустные грядки

Красной водой поливает восход,

Кленёночек маленькой матке

Зелёное вымя сосёт.

Какая картина рисуется в твоём воображении? Опиши эту картину несколькими словами.

3. Составь рассказ (историю, сказку, притчу и т. д.) на заданную пословицу:

«Нет милей дружка, чем родная матушка»

«Скучен день до вечера, коли делать нечего».

4. Назови как можно больше героев сказки «Незнайка в Солнечном городе». Кто автор этой сказки?

Ответ: Незнайка, Знайка, Торопыжка, Растеряйка, Авоська, Небоська. Автор — Н. Носов.

5. Этот поэт создал стихотворения «Парус», «Бородино» и множество других литературных произведений. Был убит на дуэли. Назови его фамилию.

Ответ: М.Ю. Лермонтов.

6. Ученик школы чародейства и волшебства «Хогвартс» из сказочных романов Дж. К. Ролинг известен во всем мире. Как его зовут?

Ответ: Гарри Поттер.

Ответ: Золушка. Шарль Перро, братья Гримм.

A) Р. Киплинг 1. Буратино

Б) А. Толстой 2. Бармалей

B) Э. Успенский 3. Барон Мюнхгаузен

Г) К. Чуковский 4. Чебурашка

Д) Р. Распе 5. Маугли

Ответ: А - 5; Б - 1; В - 4; Г - 2; Д - 3.

4-й класс. Вариант №1

1. На одном из языков Индии слово «тигр» звучит как «шерхан», медведь - «балу», удав — «каа». Как звали главного героя этой сказки и кто ее автор?

Ответ: Маугли. Р. Киплинг.

2. Соедини слова правого и левого столбиков, чтобы получились словосочетания, которые встречаются в русских народных сказках:

слёзы булатные

руки горькие

мечи золотые

3. Напиши названия произведений, из которых взяты приведенные ниже строчки. Кто их автор?

а) А сама-то величава,

Выступает, будто пава;

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит.

б) Чижа захлопнула злодейка-западня;

Бедняжка в ней и рвался,

И метался,

А Голубь молодой над ним же издевался.

в) Котёнок Васька сидел на полу возле комода и ловил мух. А на комоде, на самом краю, лежала шляпа.

4. Вступлением к какой поэме является знаменитое стихотворение «У Лукоморья дуб зеленый...»? Кто автор стихотворения, и как называется поэма?

Ответ: А.С. Пушкин. «Руслан и Людмила».

A) Д. Дефо 1) Гек а) «20 000 лье под водой»

Б) М. Твен 2) Немо б) «Робинзон Крузо»

B) Н. Носов 3) Алиса в) «Незнайка на Луне»

Г) Л. Кэрролл 4) Пятница г) «Приключение Тома Сойера»

Д) Ж. Берн 5) Знайка д) «Алиса в Зазеркалье»

Ответ: А—4—б; Б-1-г; В-5-в; Г-З-д; Д-2-а.

«Телефон» Н. Носов

«Фантазёры» С. Есенин

«Черёмуха» А. Погорельский

«Три Толстяка» Ю. Олеша

«Чёрная курица» К. Чуковский

7. Вспомни, кто есть кто: человек, удав, лисёнок и т. п. из следующих литературных персонажей:

Матроскин — ______;

Пеппи Длинный чулок — ____;

Каа — _______;

Рикки-Тики-Тави — _______;

Салтан — _______;

Страшила — _______.

8. Чем отличаются слова «серебряный» и «серебристый»? Объясни. Приведи примеры и запиши словосочетание с каждым словом.

4-й класс. Вариант №2

1. Ответь на блиц-вопросы:

1. Каким ключом нельзя отвернуть гайку?

2. Какую соль не кладут в суп?

3. Из какого крана не льётся вода?

4. По какому мостику нельзя перейти реку?

2. Вставь слова, которые пропущены в названиях сказок:

а) Сказка о потерянном _________.

б) Пузырь, _______ и лапоть.

в) ________ королева.

г) Стойкий ________ солдатик.

д) Сказка о ______ царевне и о ______ богатырях.

1. В. Васнецов А. Зимний дворец

2. П. Чайковский Б. Лебединое озеро

3. Б. Растрелли В. Богатыри

4. Соотнеси качества характера с персонажами сказок Г.-Х. Андерсена.

6. К какому жанру относятся данные литературные произведения:

1. А. Барто, «Игра в слова»;

2. «Исцеление Ильи Муромца»;

3. Д. Родари, «Солнце и туча»;

5. И. Крылов, «Чиж и Голубь»;

6. В. Драгунский, «Заколдованная буква»;

7. К. Паустовский, «Барсучий нос»;

8. «Добрыня и змей»;

9. Р. Киплинг, «Маугли».

а — сказка; б — басня; в — рассказ; г — былина; д — стихотворение; е — повесть.

7. Прочти стихотворение Юрия Кушака и выполни задания.

Снаружи - слякоть, мокрота.

На лужах пузыри....

Зато какая красота

Под колокольчиком зонта

У дождика внутри!

Как бы ты назвал это стихотворение? Напиши.

Какие загадки ты знаешь про дождь? Вспомни и напиши не менее двух.

8. В этом тексте нужно подчеркнуть сравнения. Со всем ли ты согласен? Найди ошибки, внесенные в стихотворение. Перепиши и подчеркни так, как считаешь нужным.

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит...

Огромное количество тестов показывает не только способность школьников мыслить логически, но и анализировать, делая правильные выводы из нескольких вариантов задач. После прохождения тестов на выбранную тематику, мгновенно отображается процент успешности и отсылается на электронную почту отчёт. Если знания на высоте, то школьник может получить диплом, подтверждающий свой уровень знаний.

Прохождение шаг за шагом нескольких заданий по разным выбранным самим учеником темам, показывает возможность увидеть свои слабые и сильные стороны в освоении школьной программы по литературе. Быстрое тестирование полученных знаний указывает на допущенные ошибки в изучении того или иного материала, который, не откладывая можно повторить.

Для школьников младших классов помимо онлайн олимпиады по литературе для третьеклассников также доступны бесплатные викторины, которые в интересной и познавательной форме создают соревновательный дух борьбы за первое место. Победители таких викторин могут с достоинством похвастаться перед своими сверстниками дипломами за выигранные почётные места в конкурсах.

Уникальная возможность раскрытия способностей

Всероссийские олимпиады не дают такого разнообразия форм тестирования знаний как на онлайн сайте Солнечный свет. Доступность и понятность сайта позволяет зарегистрироваться и принять участие в олимпиадах школьникам начальных классов даже с минимальным уровнем знаний. Традиционные муниципальные олимпиады раскрывают творческий потенциал не у всех учащихся. Подключившись к олимпиаде по литературе для 3 класса, школьникам предлагается множество вопросов, охватывающих весь материал. Такие онлайн олимпиады практически расширяют спектр участия в них школьников: от самых отсталых до отличников. Организаторы педагогического портала Солнечный свет смогли удивить и заинтересовать всех малышей, делающих свои первые шаги, взбираясь на учебный Олимп.

Очень доступно, удобно и интересно можно расширять свой кругозор, проходя весёлые тесты и участвуя в занимательных викторинах. Школьники в полуигровой форме смогут сами легко и без всяких затруднений пройти всевозможные тесты по всем школьным разделам. Но вопросы, подобранные для тестов и викторин опытными педагогами, не всегда имеют простое решение. Соответственно и ответы потребуют логического мышления и всесторонней эрудированности.

Оценка знаний

Пройти бесплатную олимпиаду для 3 классов предоставляет возможность педагогический портал Солнечный Свет с выдачей официального диплома, который можно заказать и доставить в любой город России - это уникальная возможность проявить себя на всероссийском уровне и непредвзято оценить качество своих знаний.

Олимпиада по литературе — достаточно серьезное испытание для знаний учащихся 3 класса. Однако, тот, кто проявляет усердие и трудолюбие, сможет преодолеть любые трудности. А этот сайт станет помощником для любителей рассказов, сказок, басен и стишков.

На этой странице подобраны примеры олимпиадных заданий для 2 класса. Учитель может использовать их на занятии, посвященном подготовке к олимпиаде. Также наш сайт поможет ребятам подготовиться дома с родителями. Внизу страницы указаны правильные ответы, так что, даже если мама или папа забыли какую-нибудь из детских сказок, они все равно смогут проверить работу своего третьеклассника.

Олимпиада по литературе 3 класс

Скачайте задания, заполнив форму!

После того как укажете данные, кнопка скачивания станет активной

Тестовые задания

1. Какому жанру соответствуют признаки: краткий рассказ, носящий поучительные характер, где в иносказательной форме высмеиваются человеческие пороки, персонажами являются животные. Обведи цифру правильного ответа.
А) былина
Б) сказка
В) басня
Г) рассказ

2. Что можно отнести к устному народному творчеству?
А) сказки, поговорки, пословицы, загадки, обряды
Б) сказки, анекдоты, летописи
В) летописи, авторские произведения
Г) рассказы, скороговорки, сказки

3. Укажи, какое произведение не относится к XX веку.
А) Н. Матвеева “Лето”
Б) А. Майков “Утро”
В) Б. Заходер “Дождик”

4. Кто сказал слова в сказке А. С. Пушкина
“А царевна все ж милее,
Все ж румяней и белее”
А) царевна
Б) Елисей
В) зеркальце
Г) царица

5. Дворец Кощея Бессмертного был из:
А) золота
Б) малахита
В) карбункула
Г) железа

6. К какому жанру относится произведение Д. Н. Мамина — Сибиряка «Серая Шейка»
А) повесть
Б) басня
В)рассказ
Г) сказка

А) Ф. Тютчев
Б) И. Никитин
В) С. Есенин
Г) Е. Трутнева

8. Закончи пословицу: «У глупого, что на уме, то и на …»
А) руке
Б) голове
В) языке
Г) колене

9. Назови стихотворение С. Маршака:
Нахмурилась елка, и стало темно,
Трещат огоньки, догорая…

А) «На празднике»
Б) «После праздника»
В) «Между праздниками»

10. В кого НЕ превращался князь Гвидон?
А) муха
Б) комар
В) паук
Г) шмель

Открытые вопросы

Вопрос 1
Закончи крылатые выражения:
Поди туда – не знаю куда, …
Скоро сказка сказывается, …
Это всё присказка …

Вопрос 2
Назови героев Былин:
А) Чудовище, которое жило на горе Сорочинской —
Б) Знаменитый гусляр, побывавший на дне моря-океана у Морского царя —
В) Богатырь, заставивший одноголового змея принести живой воды —
Г) Защитник Руси-матушки, 33 года недвижно просидевший в избе —

Вопрос 3
Кто придумал Крокодила Гену, Чебурашку, друзей из Простоквашино?

Вопрос 4
В украинском варианте этой народной сказки лесные звери по очереди поселились в потерянной варежке. Сказка называется «Рукавичка». А как называется русская сказка с похожим сюжетом?

Вопрос 5
Назовите имя и отчество знаменитого почтальона Печкина

Ответы на тесты

Тестовое задание № 1 № 2 № 3 № 4 № 5
Ответ В А Б В В
Тестовое задание № 6 № 7 № 8 № 9 № 10
Ответ В В В Б В

Ответы на открытие вопросы

Ответ на вопрос 1: Поди туда – не знаю куда, принеси то, не знаю что.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
Это всё присказка, сказка будет впереди.
Ответ на вопрос 2: А — Змей Горыныч, Б — Садко, В — Михайло Потык, Г — Илья Муромец
Ответ на вопрос 3: Эдуард Успенский
Ответ на вопрос 4: «Теремок»
Ответ на вопрос 5: Игорь Иванович

Методическая разработка

Олимпиада по литературному чтению в 3 классе

Филиппова Светлана Владимировна,
учитель, Санкт-Петербург

Цели и задачи: выявление и развитие интеллектуальных, познавательных способностей, широты кругозора обучающихся, глубины их знаний.

Задачи проведения олимпиады:

  • создать условия для реализации способностей, склонностей, интересов обучающихся;
  • развивать познавательную активность обучающихся;
  • предоставить возможность обучающимся проверить свои знания в определенной научной области в условиях соревнования;

Участники олимпиады

Участниками олимпиады являются обучающиеся 3-х классов, обучающиеся по любым вариативным программам начальной школы без ограничений.

Задание 1.

Продолжите стихотворение. Назовите автора.

А)Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
(Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои). Н. Некрасов.

Б) Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
(Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса). А. С. Пушкин.

В) Однажды , в студеную зимнюю пору ,

Я из лесу вышел ; был сильный мороз.

(Гляжу, поднимается медленно в гору

Лошадка, везущая хворосту воз). Н. Некрасов.

Г) Вороне где -то бог послал кусочек сыру ;

На ель Ворона взгромоздясь,

(Позавтракать было совсем уж собралась,

Да призадумалась, а сыр во рту держала).И. Крылов.

Д) У Лукоморья дуб зелёный…

Златая цепь на дубе том:

(И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом). А.С. Пушкин

Задание 2.

Замените волшебный предмет из сказки современным предметом.

Ковёр-самолёт (ракета, самолёт, вертолёт)

Чудо-зеркальце (телевизор)

Золотой петушок (радиолокатор)

Клубок (навигатор, компас)

Чудо-зеркальце (телевизор)

Задание 3.

Викторина.

Кто сочинил эти строки? Кто автор произведения и как называется книга?

«Знайка шёл гулять на речку,

Перепрыгнул через овечку»

(Незнайка, Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей»)

Перечислите все сказки А.С. Пушкина.

(Сказка о попе и работнике его Балде

Сказка о царе Салтане... )

Известный датский писатель, прославивший свою страну сказками

(Г.Х. Андерсен)

Какой детский писатель начал писать для детей после того, как заболел ребёнок и его нужно успокоить?

(К. И. Чуковский)

Какой детский писатель иллюстрировал многие свои произведения?

(Е. Чарушин)

В. Бианки «Лесная газета»

(Н. Носов)

Вспомните пословицы и поговорки о Родине?

Герой, какого произведения говорил о себе, что он «Лучший в мире нянька, озорник, врун…»

(А. Линдгрен «Малыш и Карлсон»)

Задание 4.

Отгадайте героя произведения.

-«Алёша был мальчик умненький, миленький, училсяхорошо, и все его любили»

(А. Погорельский «Чёрная курица, или подземные жители»

Это-девочка. Добрая, милая, заботливая. Первое чудо, которое она могла сделать с помощью одного предмета, было для больного дедушки.

(К. Паустовский «Стальное колечко»)

Она так гордилась своей выдумкой, что не выдержала и закричал: «Это я! я! Я придумала!»

(Гаршин «Лягушка-путешественница»)

Этот мальчик очень хотел учиться, но был мал и в школу его не брали. Но он всё-таки попал в неё и даже смог прочесть своё имя»

(Л. Н. Толстой «Филиппок»)

Задание 5.

Вспомнить и написать фамилии детских писателей и поэтов.


Шифр ___________

Олимпиада по литературному чтению. 3 класс.

Дорогой друг! У тебя всё получится. Желаем удачи!

1 . Расшифруй фамилии. Кто лишний? Почему? (по 1б.)

сеинен вючтет ошела шпирнив дорира нупшик

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2 . По началу произведения определи его жанр: (по 1б.)

1) Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса... _____________________________

2) Когда я был маленький, меня отвезли жить к бабушке...________________

А у людей она слыхала,

Что это зло еще не так большой руки...______________________________

4) В лето 1037 заложил Ярослав город великий, у того же города Золотые ворота; заложил же и церковь Святой Софии..._________________________

5) В некием царстве, в некием государстве жил-был богатый купец, именитый человек...____________________________________________________________

6) Остался Садко на синем море.

Со тоя со страсти со великие

Заснул на дощечке дубовой..._______________________________________

3 . Соедини название сказки и наиболее подходящую к нему пословицу: (по 1б.)

    ""Аленький цветочек"" а) Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

    ""Снежная королева"" б) Дал слово – крепись.

    ""Три толстяка"" в) Друг познается в беде.

4 . В названиях этих произведений слова заменены антонимами.

Например: ""Жара – розовые щечки"" означает ""Мороз – Красный нос"".

Запиши, как произведения называются на самом деле. Укажи авторов. (по 2 б. за произведение и за авторов)

1) ""Найденная луна"" ____________________________________________

3) ""Прекрасный лебедь"" __________________________________________

2) ""Быль о живой крестьянке и одном слабаке"" _______________________

_________________________________________________________________

4) ""Умник на солнце""________________________________________________

5. Подумай, во что могли превратиться в наши дни эти волшебные вещи: (по 1б.)

1) Гусли-самогуды___________________________________________

2) Ступа___________________________________________________

3) Чудо-зеркало______________________________________________

4) Сани, что везут сами______________________________________

5) Перо Жар-птицы __________________________________________

6. Запиши 3 произведения, имеющие в своем названии какой-либо цвет. Если помнишь авторов, тоже запиши: (по 2б. за произведение и по 2 б. за авторов) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7 . В стихотворениях Ф.И. Тютчева немало устаревших слов. Как ты понимаешь следующие слова? Впиши правильный ответ в таблицу: (по 2 б.)

чело

очи

ланиты

уста

выя

зеница

длань

вежды

перст

лик

8. На ком или на чём совершили путешествия: (по 2 б.)

а) В Зеленый город Незнайка и его друзья _______________________________

б) За медом Вини-Пух ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­________________________________________________

в) Из норы крота в теплые края Дюймовочка _____________________________

г) На крышу Малыш _________________________________________________

д) На юг лягушка-квакушка ___________________________________________

е) В Индию старик Хоттабыч и Волька _________________________________

9. Убеди нас, что книги читать полезно и интересно. (до 20б.)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­______________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________Спасибо за работу!

Ответы к заданиям:

1. Есенин, Тютчев, Олеша, Пришвин, Пушкин, Родари – ""лишний"", так как зарубежный писатель. (по 1 баллу за расшифрованную фамилию + 1 балл за выделение лишней фамилии с пояснением )

№ 2.

    стихотворение

    рассказ

    басня

    летопись

    сказка

    былина (по 1 баллу за каждый верно определённый жанр)

3. 1 – б, 2 – в, 3 – а. (3 балла)

4. 1) «Краденое солнце» К.Чуковский

2)« Гадкий утёнок» Г.Х.Андерсен

3) « Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» А.Пушкин

4) « Незнайка на Луне» Н.Носов

(16 баллов – по 2б за каждое верное название и каждого автора)

5. Магнитофон, плеер

Самолет

Телевизор, компьютер, скайп

Автомобиль

Лампа (5баллов)

6. ,Аленький цветочек” С.Аксаков

Синяя борода” Ш.Перро

Красная Шапочка” Ш.Перро

Серая Шейка” Д. Мамин-Сибиряк

Черная курица…” А.Погорельский и т.д.

№7. 1-в,2-г,3-б,4-а,5-Ё,6-д,7-е,8-з,9-ж,10- и (2 б за каждый правильный ответ).

Слова для справок : 1) рот, губы; 2) щёки; 3) лоб; 4) глаза; 5) глаз, зрачок; 6) рука, ладонь; 7) шея; 8) палец руки; 9) веки; 10) лицо

8. а) на воздушном шаре, б) на воздушном шарике, в) на ласточке, г) на Карлсоне, д) на утках, е) на ковре-самолете (по 2 б.)

Максимальный балл - 100




Top