Олимпиада по литературе региональный этап. Всероссийская олимпиада муниципального уровня по литературе

ТРЕБОВАНИЯ

к организации и проведению школьного этапа

в 2016/2017 учебном году

Уважаемые коллеги!

Предоставляем вашему вниманию методические рекомендации, которые помогут организовать школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе в 2016-2017 учебном году.


  1. Дата и время проведения олимпиады.

  2. Подготовка участников олимпиады.

  3. Принципы организации школьного этапа.

  4. Организационно-технологическое обеспечение.

  5. Общая система проверки и оценивания олимпиадных работ.

1. Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе проходит в один день: 21 сентября , рекомендуемое время начала олимпиады -12.00 .

Время выполнения задания :

для учеников 5-6 классов – не более двух астрономических часов;

для учеников 7-8 классов – не более 3 астрономических часов;

для учеников 9-11 классов – не более 5 астрономических часов.

Основной задачей школьного этапа олимпиады должно быть максимальное вовлечение школьников в творческую деятельность.

На школьном (муниципальном) этапе ученики приобретают первый опыт состязательности, что предъявляет к организаторам определенные требования по созданию атмосферы честного соперничества, доброжелательности и уважения к знаниям, умениям, личностным особенностям товарищей. Во время подготовки к олимпиаде необходимо уделить внимание внутреннему позитивному настрою, правилам поведения на олимпиаде, соблюдению регламента.

2. Подготовка участников олимпиады

Для выполнения заданий олимпиады участникам необходимы умения и навыки, формируемые на уроках литературы и зафиксированные в требованиях соответствующих образовательных стандартов (для каждого класса – на своем уровне). Формирование этих умений и навыков происходит у разных учащихся с разной скоростью и в разной степени, на протяжении многих лет и не заканчивается в школе, поэтому к представленному ниже списку умений и навыков нужно относиться только как к ориентировочному. В этот список включены следующие умения :

Определять тему и основную мысль произведения, основной конфликт;

Пересказывать сюжет; видеть особенности композиции;

Характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; оценивать систему персонажей;

Выявлять особенности языка и стиля писателя; находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;

Определять жанровую, родовую специфику художественного произведения;

Объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений;

Анализировать литературные произведения разных жанров;

Пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями;

Выражать личное отношение к художественному произведению; аргументировать свою точку зрения;

Представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные

Собирать материал, необходимый для написания сочинения на заранее объявленную литературную или публицистическую тему;

Писать сочинения различных жанров: описание, сочинение по картине, устное иллюстрирование, характеристика (в том числе сопоставительная) литературных героев, отзыв, рецензия, анализ эпизода литературного произведения, ответ на проблемный вопрос, эссе, публицистическая статья, очерк, литературный дневник, заметка, аналитическое сочинение литературоведческой направленности, опыт читательской интерпретации классического или современного произведения;

жанровой специфики (индивидуальное чтение, инсценирование литературного произведения, чтение по ролям); передавать личное отношение к произведению в процессе выразительного чтения (эмоциональная окраска, интонирование, ритм чтения); устно и письменно рецензировать выразительное чтение одноклассников, актеров после прослушивания фрагментов фонохрестоматии и другой аудиозаписи;

Ориентироваться в информационном образовательном пространстве; работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.

Для подготовки к олимпиаде (помимо уроков литературы, на которых формируются перечисленные выше умения) можно использовать разнообразные формы дополнительного образования: элективные курсы, клубы юного филолога, факультативы, различные творческие конкурсы, исследования по литературному краеведению и т.п. Система подготовки школьников к олимпиаде включает посещение музеев и театров, проведение совместных мероприятий с библиотеками, знакомство с современной литературой. Все большее распространение получают дистанционные формы подготовки.

3. Принципы организации школьного этапа

Всероссийской олимпиады школьников по литературе

Особенности школьного этапа Всероссийской олимпиады по литературе заключаются в том, что конкурс проводится отдельно для 5-6-х, 7-8-х, 9-11-х классов и носит обучающий характер. Ученики 5-6 классов не принимают участия в олимпиаде по литературе на муниципальном уровне, ограничиваясь только школьным этапом. Ученики 7-8 классов участвуют и в муниципальном этапе, но на региональный и заключительный не выходят. С учетом этого ЦПМК рекомендует предлагать для учеников 5-8 классов отдельные задания, не дублирующие по своему типу задания 9-11 классов .

Задания для учеников 9-11 классов строятся в логике заданий, предлагаемых на заключительном этапе олимпиады. Особо отмечаем: текущие оценки по литературе не должны становиться поводом или препятствием для участия в олимпиаде.

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе проводится по олимпиадным заданиям, которые разрабатывает предметно- методическая комиссия муниципального этапа олимпиады с учетом методических рекомендаций Центральной предметно-методической комиссии.
4. Организационно-технологическое обеспечение

Момент вскрытия пакетов с заданиями должен быть зафиксирован протоколом в присутствии представителей оргкомитета школьного этапа олимпиады по литературе и членов жюри.

При проведении школьного этапа олимпиады выделяются несколько аудиторий для каждой параллели. Участники олимпиады размещаются по одному человеку за партой.

Необходимо обеспечить школьников комплектом заданий, писчебумажными принадлежностями (тетрадями, ручками), ознакомить учащихся с правилами выполнения заданий.

Наличие в аудитории дополнительного материала (текстов художественной литературы, словарей разных видов, учебно-методической литературы, средств мобильной связи, компьютера и т.д.) исключается. В случае нарушения этих условий учащийся исключается из состава участников олимпиады.

Перед выполнением заданий с участниками олимпиады должен проводиться инструктаж о технической стороне выполнения заданий. Все олимпиадные задания выполняются письменно. Работы предварительно кодируются.

Для осуществления контроля за выполнением заданий рекомендуется

организовать дежурство учителей (кроме учителей русского языка и литературы).

По истечении времени выполнения заданий работы школьников сдаются

представителю конкретного организатора олимпиады.
Кодирование олимпиадных работ


  1. Для кодирования работ Оргкомитетом создается специальная комиссия в количестве не менее двух человек (один из которых является председателем) на каждую возрастную параллель.

  2. После выполнения заданий работы участников олимпиады передаются комиссии для кодирования. На обложке каждой тетради пишется соответствующий код: № класса и № работы (н-р, 9-1-1, 10-1-1). Код дублируется на прикрепленном бланке для кодирования. После этого обложка тетради снимается.

  3. Обложки (отдельно для каждого класса) сдаются председателю комиссии и хранятся в сейфе до показа работ.

  4. Для показа работ комиссии декодирует работы.

  5. Работа по кодированию, проверке и процедура внесения баллов в компьютер должна быть организована так, что полная информация о рейтинге каждого участника школьного этапа олимпиады доступна только членам комиссии.

  6. Для проверки работ выделяется несколько отдельных аудиторий (для 5-6 классов…).

5.Общая система проверки и оценивания олимпиадных работ

Поскольку проверка работ осуществляется в каждой конкретной школе, то каждому школьному жюри придется проверять в сумме не так много работ. Это обеспечит единство подходов к проверке. Перед проверкой целесообразно договориться о том, как распределять предложенные баллы, и составить свои рабочие критерии. При этом можно воспользоваться рекомендациями, данными для проверки работ учеников 7-8-х и 9-11-х классов. В любом случае при проверке работ стоит не забывать о здравом смысле и в спорных ситуациях вспоминать о живом олимпиадном духе, а не о мёртвой букве инструкций.

К примеру, по 1 баллу можно давать за выбор каждого персонажа, до 10 баллов за его характеристику, ещё по 1 баллу – за обоснованность и оригинальность его выбора и умение сопоставить его с другими героями; наконец, до 10 баллов за стиль и качество путеводителя, понимание жанровых особенностей данного текста.

Выполненное задание оценивается членами жюри в соответствии с критериями и методикой оценки, разработанной Центральной предметно-методической комиссией и содержащейся в настоящих рекомендациях.

Оценка выставляется в баллах . Итоговые результаты объявляются после окончания олимпиады.

Работы пишутся только в прозаической форме (если в задании специально не оговаривается иное). Если участник использовал черновик, он сдает его вместе с работой. Члены жюри оценивают записи, приведенные в чистовике. Черновики не проверяются. Если задание выполнено не полностью, то члены жюри обращаются к черновику работы. Черновик может быть учтен при оценке работы в пользу участника.

Объем работ не регламентируется, но должен соответствовать поставленной задаче.

Работа должна быть независимо проверена и подписана не менее чем двумя членами жюри. В случае существенного расхождения их баллов председателем жюри назначается третий проверяющий. Его оценка и решает спорный вопрос с распределением баллов.

Участники, набравшие менее половины максимального возможного балла, не могут становиться участниками следующего этапа.

Лучшие работы учащихся хранятся в архиве в архиве отделов муниципального образования не менее трех лет.

Критерии оценивания работ зависят от класса и характера задания.
Задания для 5-6 класса

Ученики 5-6 класса не выходят на дальнейшие этапы олимпиады, поэтому нет смысла давать им те же задания, что и для старшеклассников. Задания для пяти шестиклассников посильны, занимательны, интересны, они должны формировать у ребят желание заниматься литературой – и в то же время, опираясь на полученные в школе знания, исподволь готовить их к настоящим олимпиадным испытаниям.
С учетом этого ученикам 5-6 класса предлагаются два задания творческого характера. Выполняя каждое задание, ученики создают текст ответа

Время выполнения – не более двух астрономических часов. Максимальный общий балл за оба задания – 50.
Выполнение такого рода творческих заданий поможет ученикам 5-6 классов готовиться к решению тех нестандартных филологических задач, которые будут предлагаться им на различных турах Олимпиады в старших классах.

Предполагается, что в олимпиаде по литературе участвуют школьники, читающие много и с удовольствием, причем качественную литературу. При отборе информации для выполнения этого задания ученик должен будет не только продемонстрировать свой читательский диапазон, но и показать своё умение давать характеристику литературным героям, производя сопоставительный анализ, видеть в них общность и различие, замечать связь образа героя с условиями и обстоятельствами его жизни, в том числе – места его проживания, его дома, обстановки, интерьера. Кроме того, данное задание позволяет проверить речевые навыки школьников, умение создавать информативный текст в занимательной творческой форме.

Задания для 7-8 класса
Ученикам 7-8 классов предлагаются два письменных задания творческого характера. Выполняя первое задание, ученики создают текст ответа , опираясь на предложенные вопросы.

Время выполнения – не более трех астрономических часов .

Максимальный общий балл за задания – 50 .

Критерии оценивания :


  1. Понимание задачи. Умение создавать тексты определенной жанровой и стилистической направленности. (5 баллов: 0-2-4-5).

  2. Способность занимательно представить литературные произведения с учетом обстоятельств знакомства с ними, предложить свои размышления о прочитанном. (10 баллов: 2-5-8-10)

  3. Оригинальность сочинения. Богатство творческого воображения. (5 баллов: 0-2-4-5)

  4. Разнообразие и грамотность речи. (5 баллов: 0-2-4-5)
Итог: максимальный балл 25.
9 – 11 класс

Школьный этап олимпиады для учащихся 9-11 классов состоит из аналитического задания (анализ художественного произведения (прозаического или поэтического с опорой на предложенные вопросы; время выполнения 3,5-4 часа, максимальный балл -70 ) и творческого задания (время выполнения 1-1,5 часа, максимальный балл -30 ). Максимальный балл за всю работу -100 баллов.

Анализируя текст, ученик должен показать степень сформированности аналитических, филологических навыков – именно они и станут предметом оценки.

В определении методов и приемов анализа, порядка изложения своих мыслей ученик может опираться на предложенные в задании вспомогательные вопросы (что не отменяет создания цельного, связного, объединённого общим замыслом аналитического текста). Важно, чтобы анализ текста приводил ученика-читателя к главному – пониманию автора, смысла его высказывания, его позиции, способов, которыми он эту позицию выразил. Анализ текста проводится учеником для того , чтобы уточнить первичное понимание, увидеть произведение как целостное единство элементов, несущее в себе смысл – и на основе этого нового видения и понимания вступить в диалог с автором произведения.

Под «целостным анализом текста» мы понимаем не обязательный учет и скрупулезное описание всех его структурных уровней – от фонетической и ритмико-метрической стороны до контекста и интертекста. Рекомендуем сосредоточиться на тех аспектах текста, которые актуализированы в нём и в наибольшей степени “работают” на раскрытие заложенных в нём смыслов. Специально заметим: анализ текста – это не повод демонстрировать знание филологической терминологии; цель анализа предложенного произведения состоит не в создании наукообразного текста о тексте художественном. Обилие терминов в работе ещё не означает научности. Гораздо важнее сказать о своём понимании ясно и точно, а термины использовать к месту и дозированно.

Критерии оценки аналитического задания

Критерии оценки аналитического задания распространяются как на работы, в которых анализируется прозаическое произведение, так и на работы, посвященные анализу поэзии.

С целью снижения субъективности при оценивании работ предлагается ориентироваться на ту шкалу оценок, которая прилагается к каждому критерию. Она соответствует привычной для российского учителя четырёхбалльной системе : первая оценка – условная «двойка», вторая – условная «тройка», третья – условная «четвёрка», четвёртая – условная «пятерка». Баллы, находящиеся между оценками, соответствуют условным «плюсам» и «минусам» в традиционной школьной системе.

Пример использования шкалы .

При оценивании работы по первому критерию ученик в целом понимает текст, толкует его адекватно, делает верные наблюдения, но часть смыслов упускает, не все яркие моменты подчеркивает. Работа по этому критерию в целом выглядит как «четверка с минусом». В системе оценок по критерию «четвёрке» соответствует 20 баллов, «тройке» – 10 баллов. Соответственно, оценка выбирается проверяющим по шкале из 16-19 баллов. Такое «сужение» зоны выбора и введение пограничных оценок-«зарубок», ориентированных на привычную модель оценивания, поможет избежать излишних расхождений в таком субъективном процессе, как оценивание письменных текстов.

Оценка за работу выставляется сначала в виде последовательности цифр – оценок по каждому критерию (ученик должен видеть, сколько баллов по каждому критерию он набрал), а затем в виде итоговой суммы баллов. Это позволит на этапе показа работ и апелляции сфокусироваться на обсуждении реальных плюсов и минусов работы.

Критерии:

1. Понимание произведения как «сложно построенного смысла» (Ю.М. Лотман), последовательное и адекватное раскрытие этого смысла в динамике, в «лабиринте сцеплений», через конкретные наблюдения, сделанные по тексту.

Максимально 30 баллов. Шкала оценок: 0 – 10 – 20 – 30

2. Композиционная стройность работы и её стилистическая однородность. Точность формулировок, уместность цитат и отсылок к тексту произведения.

Максимально 15 баллов. Шкала оценок: 0 – 5 – 10 – 15

3. Владение теоретико-литературным понятийным аппаратом и умение использовать термины корректно, точно и только в тех случаях, когда это необходимо, без искусственного усложнения текста работы.

4. Историко-литературная эрудиция, отсутствие фактических ошибок, уместность использования фонового материала из области культуры и литературы.

Максимально 10 баллов. Шкала оценок: 0 – 3 – 7 – 10

5. Общая языковая и речевая грамотность (отсутствие языковых, речевых, грамматических ошибок).

Примечание 1: сплошная проверка работы по привычным школьным критериям грамотности с полным подсчетом ошибок не предусматривается. Примечание 2: при наличии в работе речевых, грамматических, а также орфографических и пунктуационных ошибок, затрудняющих чтение и понимание текста, обращающих на себя внимание и отвлекающих от чтения (в среднем более трёх ошибок на страницу текста), работа по этому критерию получает ноль баллов.

Максимально 5 баллов. Шкала оценок: 0 – 1 – 3 – 5

Итого: максимальный балл – 70 баллов

N.B. Вопросы, предложенные школьникам, не обязательны для прямого ответа; их назначение лишь в том, чтобы направить внимание на существенные особенности проблематики и поэтики текста. Если ученик выбрал собственный путь анализа – он имел на это право, и оценивать надо работу в целом, а не наличие в ней ответов на опорные вопросы.

Творческое задание

Второй тур олимпиады – творческий. Он должен выявить творческие способности школьника, умение создавать разные по жанру и стилю тексты, готовность решать нестандартные (с точки зрения школьного обучения) филологические задачи, выступать в роли редактора, журналиста, писателя, рецензента, популярного блогера, комментатора, учёного и в других ролях, требующих филологической подготовки, широкого литературного и культурного кругозора, языкового чутья и художественного вкуса.
6. Подведение итогов.

Определение победителей и призеров школьного этапа Олимпиады осуществляется на основе «Порядка проведения Всероссийской олимпиаде школьников», утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1252.

После проверки работ проводится их анализ и показ, а также рассматриваются апелляции участников. Решение по апелляции является окончательным и пересмотру не подлежит.

Участники школьного этапа Олимпиады, набравшие наибольшее количество баллов, признаются победителями школьного этапа Олимпиады при условии, что количество набранных ими баллов превышает половину максимально возможных баллов.

Количество победителей и призеров школьного этапа Олимпиады определяется, исходя из квоты победителей и призеров, установленной организатором муниципального этапа Олимпиады.

Призерами школьного этапа Олимпиады в пределах установленной квоты победителей и призеров признаются все участники школьного этапа Олимпиады, следующие в итоговой таблице за победителями.

«ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. 2016–2017 уч. г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. 9 КЛАСС Задания, ответы, критерии оценивания 1. ...»

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ЛИТЕРАТУРЕ. 2016–2017 уч. г.

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. 9 КЛАСС

Задания, ответы, критерии оценивания

1. ЗАСЕЛЕНИЕ ПРОСТРАНСТВА

Перед Вами фрагмент художественного произведения, описывающий некое

пространство. Представьте себе человека (людей), живущего (живущих) в этой

комнате. Напишите очерк о них. Дайте героям имена, опишите их внешность и характер. Опирайтесь на художественные детали в предложенном фрагменте.

Это была большая комната, но чрезвычайно низкая …. На противоположной стороне, в стене справа, была ещё другая дверь, всегда запертая наглухо. … Комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырёхугольника, и это придавало ей что-то уродливое. Стена с тремя окнами, выходившая на канаву [здесь – в значении «канал»], перерезывала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь, так что его, при слабом освещении, даже и разглядеть нельзя было хорошенько; другой же угол был уже слишком безобразно тупой. Во всей этой большой комнате почти совсем не было мебели. В углу, направо, находилась кровать; подле неё, ближе к двери, стул. По той же стене, где была кровать, у самых дверей в чужую квартиру, стоял простой тесовый стол, покрытый синенькой скатертью; около стола два плетёных стула. Затем, у противоположной стены, поблизости от острого угла, стоял небольшой, простого дерева комод, как бы затерявшийся в пустоте. Вот всё, что было в комнате. Желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам; должно быть, здесь бывало сыро и угарно зимой.



(Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание») От школьников не требуется узнавать данные фрагменты и восстанавливать имена героев. Важно, чтобы они могли описать возможных персонажей, которые могут населять это пространство, через детали интерьера или пейзажа создать образ человека.

Критерии оценивания Баллы Соответствие текста художественному фрагменту: имена, внешность, 0 – 12 характер героев не противоречат описанию места баллов Описание внешности и характера героев следует из подмеченных 0 – 8 в художественном тексте деталей баллов Логичность и связность; единство стиля 0–5 баллов Грамотность (наличие/отсутствие речевых, грамматических, орфогра- 0 – 5 фических, пунктуационных ошибок) (в пределах изученного по баллов русскому языку материала) © ГАОУ ДПО ЦПМ. Публикация в Интернете или печатных изданиях без 1 письменного согласия ГАОУ ДПО ЦПМ запрещена.

Всероссийская олимпиада школьников по литера

–  –  –

2. ЦЕЛОСТНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА Выберите для аналитической работы ИЛИ прозаический, ИЛИ стихотворный текст. Пишите связно, свободно, понятно, доказательно и грамотно.

Вариант 1. Прозаический текст.

Лев Николаевич Толстой (1828–1910)

СИЛА ДЕТСТВА

– Убить!.. Застрелить!.. Сейчас застрелить мерзавца!.. Убить!.. Горло перерезать убийце!.. Убить, убить! – кричали мужские, женские голоса толпы.

Огромная толпа народа вела по улице связанного человека. Человек этот, высокий, прямой, шёл твёрдым шагом, высоко поднимая голову. На красивом, мужественном лице его было выражение презрения и злобы к окружающим его людям.

Это был один из тех людей, которые в войне народа против власти воюют на стороне власти. Его схватили теперь и вели на казнь.

«Что же делать! Не всегда сила на нашей стороне. Что же делать? Теперь их власть. Умереть так умереть, видно, так надо», – думал этот человек и, пожимая плечами, холодно улыбнулся на крики, которые продолжались в толпе.

– Это городовой, он ещё утром стрелял по нас! – кричали в толпе.

– Нечего оттягивать! Сейчас тут и застрелить негодяя, куда ещё водить его? – кричали люди.

Пленный хмурился и только выше поднимал голову. Он, казалось, ненавидел толпу ещё более, чем толпа ненавидела его.

– Перебить всех! Шпионов! Царей! Попов! И этих мерзавцев! Убить, убить сейчас! – взвизгивали женские голоса.

Но руководители толпы решили довести его до площади и там разделаться с ним.

До площади уже было недалеко, когда в минуту затишья в задних рядах толпы послышался плачущий детский голосок.

– Батя! Батя! – всхлипывая, кричал шестилетний мальчик, втискиваясь в толпу, чтобы добраться до пленного. – Батя! Что они с тобой делают? Постой, постой, возьми меня, возьми!..

Крики остановились в той стороне толпы, с которой шёл ребёнок, и толпа, расступаясь перед ним, как перед силой, пропускала ребёнка всё ближе и ближе к отцу.

– А какой миленький! – сказала одна женщина.

– Тебе кого? – сказала другая, нагибаясь к мальчику.

– Батю! Пустите меня к бате! – пищал мальчик.

© ГАОУ ДПО ЦПМ. Публикация в Интернете или печатных изданиях без 2 письменного согласия ГАОУ ДПО ЦПМ запрещена.

Муниципальный этап. 9 класс

– Тебе сколько лет, мальчик?

– Что вы с батей хотите делать? – отвечал мальчик.

– Иди домой, мальчик, иди к матери, – сказал мальчику один из мужчин.

– У него нет матери! – крикнул он на слова того, кто отсылал ребёнка к матери.

Всё ближе и ближе протискиваясь в толпе, мальчик добрался до отца и полез к нему на руки.

В толпе кричали всё то же: «Убить! Повесить! Застрелить мерзавца!»

– Зачем ты из дома ушёл? – сказал отец мальчику.

– Что они с тобой хотят делать? – говорил мальчик.

– Ты вот что сделай, – сказал отец.

– Знаешь Катюшу?

– Соседку? Как не знать.

– Так вот, пойди к ней и там побудь. А я... я приду.

– Без тебя не пойду, – сказал мальчик и заплакал.

– Отчего не пойдёшь?

– Они прибьют тебя.

– Нет же, они ничего, они так.

И пленный спустил с рук мальчика и подошёл к тому человеку, который распоряжался в толпе.

– Послушайте, – сказал он, – убивайте меня, как и где хотите, но только не при нём, – он показал на мальчика. – Развяжите меня на две минуты и держите за руку, а я скажу ему, что мы с вами гуляем, что вы мне приятель, и он уйдёт.

А тогда... тогда убивайте, как хотите.

Руководитель согласился.

Тогда пленный взял опять мальчика на руки и сказал:

– Будь умник, пойди к Кате.

– А ты что же?

– А ты видишь, я гуляю вот с этим приятелем, мы пройдём ещё немного, а ты иди, а я приду. Иди же, будь умник.

Мальчик уставился на отца, нагнул головку на одну сторону, потом на другую и задумался.

– Иди, милый, я приду.

– Придёшь?

И ребёнок послушался. Одна женщина вывела его из толпы.

Когда ребёнок скрылся, пленный сказал:

– Теперь я готов, убивайте меня.

И тут случилось что-то совсем непонятное, неожиданное.

Какой-то один и тот же дух проснулся во всех этих на минуту жестоких, безжалостных, ненавидящих людях, и одна женщина сказала:

© ГАОУ ДПО ЦПМ. Публикация в Интернете или печатных изданиях без 3 письменного согласия ГАОУ ДПО ЦПМ запрещена.

Всероссийская олимпиада школьников по литературе 2016–2017 уч. г.

Муниципальный этап. 9 класс

– А знаете что. Пустить бы его.

– И то, Бог с ним, – сказал ещё кто-то. – Отпустить.

– Отпустить, отпустить! – загремела толпа.

И гордый, безжалостный человек, за минуту ненавидевший толпу, зарыдал, закрыл лицо руками и, как виноватый, выбежал из толпы, и никто не остановил его.

(1908) Вариант 2. Стихотворный текст.

Михаил Валентинович Кульчицкий (1919–1943) ДОЖДЬ Дождь. И вертикальными столбами дно земли таранила вода.

И казалось, сдвинутся над нами синие колонны навсегда.

Мы на дне глухого океана.

Даже если б не было дождя, проплывают птицы сквозь туманы, плавниками чёрными водя.

И земля лежит, как Атлантида, скрытая морской травой лесов, и внутри кургана скифский идол может испугать чутливых псов.

И моё дыханье белой чашей, пузырьками взвилося туда, где висит и видит землю нашу не открытая ещё звезда, чтобы вынырнуть к поверхности, где мчится к нам, на дно, забрасывая свет, заставляя сердце в ритм с ней биться, древняя флотилия планет.

–  –  –

Для удобства оценивания предлагаем ориентироваться на школьную четырёхбалльную систему. Так, при оценке по первому критерию 0 баллов соответствуют «двойке», 5 баллов – «тройке», 10 баллов – «четвёрке» и 15 баллов – «пятёрке». Безусловно, возможны промежуточные варианты (например, 8 баллов соответствуют «четвёрке с минусом»).

Критерии оценивания Баллы К1 Наличие/отсутствие ошибок в понимании текста; последо- 15 вательное и адекватное раскрытие смысла текста в динамике, в «лабиринте сцеплений», через конкретные наблюдения, сделанные по тексту.

Шкала оценок: 0 – 5 – 10 – 15 К2 Композиционная стройность работы, её общая логика и стилисти- 10 ческая однородность. Точность формулировок, уместность цитат и отсылок к тексту.

Шкала оценок: 0 – 3 – 7 – 10 К3 Владение теоретико-литературным понятийным аппаратом и 5 умение использовать термины корректно, точно и только в тех случаях, когда это необходимо, без искусственного усложнения текста работы.

Шкала оценок: 0 – 2 – 3 – 5 К4 Наличие/отсутствие фактических ошибок, уместность исполь- 5 зования фонового материала из области культуры и литературы.

Шкала оценок: 0 – 2 – 3 – 5 К5 Общая грамотность (наличие/отсутствие речевых, граммати- 5 ческих, орфографических и пунктуационных ошибок).

Шкала оценок: 0 – 2 – 3 – 5 Максимальный балл 40 Максимальное количество баллов за все выполненные задания – 70.

Похожие работы:

«Приложение №1 к вопросу №1 повестки дня Годового общего собрания акционеров ОАО "Ростелеком" по итогам 2011 года УТВЕРЖДЕНО Годовым Общим собранием акционеров ОАО "Ростелеком" "14" июня 2012 года Протокол №1 от " " июня 2012 года ГОДОВОЙ ОТ...»

«Государственное издamельcmво художесmвенной лиmератуы СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ в восьми томах Под общей редакцией Е. А. ГУНСТА, В. А. ДЫННИК, Б. Г. РЕИЗОВА Государственное издательство ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Москва 1958 ТОМ ВТОРОЙ ВАЛТАСАР ТАИС Х...»

«Номинация "Интерпретация классического произведения" Константин Ермихин ЛЕГЕНДА О СТАЛКЕРЕ Сценическая версия романа Аркадия и Бориса Стругацких "Пикник на обочине" (избранные сцены хроники конца света) Санкт-Петербург январь 2015г.ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА: Рэдрик Шухарт (Рыжий) -Сильный человек, озлобленный нелёгкой жизнью. О...»

«alisnad.com Абу Мухаммад Аль-Макдиси: Ответы на вопросы из Турции Меня посетил один из наших братьев-турок, рассказал мне о положении исламской молодежи в Турции и передал мне следующее послание: "Хвала Аллаху Господу миров, благословение...»

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДАШКОЛЬНИКОВ

ПО ЛИТЕРАТУРЕ. 2016–2017 ГОД.ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП.

10 КЛАСС

Часть I. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (30 баллов)

Прочитайте.

Хозяин, будучи сам человек здоровый и крепкий, казалось, хотел, чтобы

и комнату его украшали тоже люди крепкие и здоровые. Возле Бобелины,у самого окна, висела

клетка, из которой глядел дрозд тёмного цветас белыми крапинками. <…> Почти в течение целых

пяти минут все хранилимолчание; раздавался только стук, производимый носом дрозда о дерево

деревянной клетки, на дне которой удил он хлебные зёрнышки.

2. Напишите название произведения, из которого взят приведённыйотрывок.

4. Напишите монолог от лица дрозда (10–15 предложений). Что он мог

видеть? Какие люди и вещи могли его окружать?

Часть II (7 0 баллов)

ЧАСТЬ II ЦЕЛОСТНЫЙ АНАЛИЗ ПРОЗАИЧЕСКОГО ТЕКСТА

1.Прочитайте рассказ.

2.О чём этот рассказ?

3.Подумайте, почему профессор и студент попеременно ощущают чувство неловкости.

5.Почему Шукшин ставит обоих персонажей в неудобное положение? Как меняются герои от

начала к концу и что они понимают, столкнувшись друг с другом на этом странном

экзамене?

Василий Шукшин (1929–1974)

–Почему опоздали? –строго спросил профессор.

–Знаете… извините, пожалуйста… прямо с работы… срочный заказбыл… –Студент –рослый

парняга с простым хорошим лицом –стоялв дверях аудитории, не решаясь пройти дальше. Глаза у

парня правдивыеи неглупые.

–Берите билет. Номер?

–Семнадцать.

–Что там?

–«Слово о полку Игореве» –первый вопрос. Второй…

–Хороший билет. –Профессору стало немного стыдно за своюстрогость. –Готовьтесь.Студент

склонился над бумагой, задумался.

Некоторое время профессор наблюдал за ним. Перед его глазами за егодлинную жизнь прошла не

одна тысяча таких вот парней; он привык думатьо них коротко –студент. А ведьни один из этой

многотысячной армии непоходил на другого даже отдалённо. Все разные.«Всё меняется. Древние

профессора могли называть себя учителями, ибоимели учеников. А сегодня мы только профессора»,

–подумал профессор.

–Вопросов ко мне нет?

–Нет. Ничего.

Профессор отошёл к окну. Закурил. Хотел додумать эту мысльо древних профессорах, но вместо

Проехал трамвай. Наповороте с его дуги посыпались красные искры. Перед семафором скопилось

множество автомобилей; семафор подмигнул им, и они все сразу ринулись

по улице. По тротуарам шли люди. Торопились. И машины торопились,

и люди торопились.

«Люди всегда будут торопиться. Будут перемещаться со сверхзвуковойскоростью и всё равно будут

торопиться. Куда всё это устремляется?..»

–Кхм… –Студент пошевелился.

–Готовы? Давайте. –Профессор отвернулся от окна. –Слушаю.

Студент держал в толстых грубых пальцах узкую полоску бумаги –билет; билет мелко дрожал.

«Волнуется, – понял профессор. – Ничего, поволнуйся».

Глядя на парня, на его крепкое, строгой чеканки лицо, профессорпочему- то подумал, что автор

«Слова» был юноша… совсем- совсеммолодой.

–… Князья были разобщены, и… В общем, Русь была разобщена,

и когда половцы напали на Русь… –Студент закусил губу, нахмурился:

должно быть, сам понимал, что рассказывает неинтересно, плохо. Он слегка

покраснел.

«Не читал. –Профессор внимательно и сердито посмотрел в глазастуденту. –Да, не читал. Одно

предисловие дурацкое прочитал. Чертиполосатые! Вот вам –ягодки заочного обучения!» Профессор

былпротивником заочного обучения.Пробовал в своё время выступить состатьёй в газете –не

напечатали. Сказали: «Что вы!» –«Вот вам –что вы!

Вот вам –князья разобщены».

–Читали?

–Посмотрел… кхэ…

–Как вам не стыдно? –с убийственным спокойствием спросилпрофессор и стал ждать ответа.

Студент побагровел от шеи до лба.

–Не успел, профессор. Работа срочная… заказ срочный…

–Меня меньше всего интересует ваш заказ. Если хотите, меняинтересует человек, русский человек,

величайшее национальное произведение. Очень интересует! –Профессор

чувствовал, что начинает ненавидеть здорового студента. –Вы сами пошли

Студент поднял на профессора грустные глаза.

–Сам, конечно.

–Как вы себе это представляли?

–Учёбу. В люди хотел выйти? Да?

Некоторое время они смотрели друг на друга.

–Не надо, –тихонько сказал студент и опустил голову.

–Что не надо?

–Не надо так…

–Нет, это колоссально! –воскликнул профессор, хлопнул себя по

–Стыдно.

–Слава тебе, Господи!

С минуту молчали. Профессор ходил около доски, фыркал и качал

головой. Он даже как будто помолодел от злости.

Студент сидел неподвижно, смотрел в билет… Минута была глупаяи тяжкая.

–Спросите ещё что - нибудь. Я же готовился.

–В каком веке создано «Слово»? –Профессор, когда сердился,упрямился и капризничал, как

–В двенадцатом. В конце.

–Верно. Что случилось с князем Игорем?

–Князь Игорь попал в плен.

–Правильно! Князь Игорь попал в плен. Ах, чёрт возьми! –Профессорскрестил на груди руки и

изобразил на лице великую досаду и оттого, чтокнязь Игорь попал в плен, и оттого главным

образом, что разговор об этомполучился очень уж глупым. Издевательского тона у него не

получилось –ондействительно злился и досадовал, что вовлёк себя и парня в эту школьную

игру. Странное дело, но он сочувствовал парню и потому злился на него ещё

–Ах, досада какая! Как же это он попал в плен?!

–Ставьте мне, что положено, и не мучайтесь. –Студент сказал эторезким, решительным тоном. И

На профессора тон этот подействовал успокаивающе. Он сел. Пареньему нравился.

–Давайте говорить о князе Игоре. Как он там себя чувствовал? Сядьте,

во-первых.

Студент остался стоять.

–Ставьте мне двойку.

–Какчувствовал себя в плену князь Игорь?! –почти закричалпрофессор, опять испытывая прилив

злости. –Как чувствует себя человекв плену? Неужели даже этого не понимаете?!

Студент стоя некоторое время непонятно смотрел на старика яснымисерыми глазами.

–Понимаю, –сказал он.

–Так. Что понимаете?

–Я сам в плену был.

–Так… То есть как в плену были? Где?

–У немцев.

–Вы воевали?

Профессор внимательно посмотрел на студента, и опять ему почему- топодумалось, что автор

«Слова» был юноша сголубыми глазами. Злойи твердый.

–Три месяца.

–Ну и что?

Студент смотрел на профессора, профессор –на студента. Оба былисердиты.

–Садитесь, чего вы стоите, –сказал профессор. –Бежали из плена?

–Да. –Студент сел. Опять взял билет и стал смотретьв него. Емухотелось скорей уйти.

–Как бежали? Расскажите.

–Ночью. С этапа.

–Подробней, –приказал профессор. –Учитесь говорить, молодойчеловек! Ведь это тоже надо. Как

бежали? Собственно, мне не техника этого

попасть в плен? –Профессор даже поморщился… –Вы как

попали- то? Ранены были?

Помолчали. Немножко дольше, чем требуется для беседы на такую тему.

–А как же?

–Попали в окружение. Это долго рассказывать, профессор.

–Скажите, пожалуйста, какой он занятой!

–Да не занятой, а…

–Страшно было?

–Страшно.

–Да, да. –Профессору почему- то этот ответ очень понравился. Онзакурил. –Закуривайте тоже. В

аудитории, правда, не разрешается, но…ничего…

–Я не хочу. –Студент улыбнулся, но тут же посерьёзнел.

–Деревня своя вспоминалась, конечно, мать?.. Вам сколько лет было?

–Восемнадцать.

–Вспоминалась деревня?

–Я из города.

–Ну? Я почему-то подумал –из деревни. Да…

Замолчали. Студент всё глядел в злополучный билет; профессорпоигрывал янтарным мундштуком,

рассматривал студента.

–О чём вы там говорили между собой?

–Где? –Студент поднял голову. Ему этот разговор явно становилсяв тягость.

–В плену.

–Ни о чем. О чем говорить?

–Чёрт возьми! Это верно! –Профессор заволновался. Встал. Переложил

мундштук из одной руки в другую. Прошёлся около кафедры. –Это верно.

Как вас зовут?

–Николай.

–Что верно? –Студент вежливо улыбнулся. Положил билет. Разговорпринимал совсем странный

характер –он не знал, как держать себя.

–Верно, что молчали. О чём же говорить! У врага молчат. Это самоемудрое. Вам в Киеве

приходилось бывать?

–Там есть район –Подол называется, –можно стоять и смотретьс большой высоты. Удивительная

даль открывается. Всякий раз, когда я стою

и смотрю, мне кажется, что я уже бывал там когда- то. Не в своей жизни даже,а давным- давно.

Понимаете? –У профессора на лице отразилось сложноечувство –он как будто нечаянно

проговорился о чём- то весьма сокровенном

и теперь, во- первых, опасался, что его не поймут, во- вторых, был недоволен,что проговорился. Он

смотрел на студента с тревогой, требовательно

и заискивающе.

Студент пожал плечами, признался:

–Как- то сложно, знаете.

–Ну, как же! Что тут сложного? –Профессор опять стал быстро ходитьпо аудитории. Он сердился

на себя, но замолчать уже не мог. Заговорилотчётливо и громко: –Мне кажется, что я там ходил

когда- то. Давно. Во

времена Игоря. Если бы мне это казалось только теперь, в последние годы,

Два человека смотрели друг на другаи не понимали, что им, собственно, требуется сейчас выяснить.

–Я немного не понимаю, –осторожно заговорил студент, –при чём тут

–При том, что мне показалось очень точным ваше замечание насчёттого, что –молчали. Я в плену

не был, даже не воевал никогда, но там, над

Подолом, я каким- то образом постигал всё, что относится к войне.Я додумался, что в плену –

Я, например, многодумал над вопросом: как бесшумно снимать часовых? Мне думается, их надо

Студент удивлённо посмотрел на профессора.

–Да. Подползти незаметно и что- нибудь очень тихо спросить.

Например: «Сколько сейчас времени, скажите, пожалуйста?» Он в первуюсекунду ошалеет, и тут

бросайся на него.

Студент засмеялся, опустив голову.

–Глупости говорю? –Профессор заглянул ему в глаза.

Студент поторопился сказать:

–Нет, почему… Мне кажется, я понимаю вас.

«Врёт. Не хочет обидеть», –понял профессор. И скис. Но счёлнеобходимым добавить еще:

народное горе. И даже тот, кто не принимаетнепосредственного участия в войне, всё равно живёт

Долго после этого молчали –отходили. Надо было вернуться

постыдно не прочитано студентом. Однако профессорне удержался и задал ещё два последних

–Один бежал?

–Нет, нас семь человек было.

–Наверно, думаете: вот привязался старый чудак! Так?

–Да что вы! Я совсем так не думаю. –Студент покраснел так, как если

бы он именно так и подумал. –Правда, профессор. Мне очень интересно. Сердце старого профессора

дрогнуло.

раз. Я вам подарю книжку… у меня как раз

есть с собой… –Профессор достал из портфеля экземпляр «Слова о полкуИгореве», подумал.

Посмотрел на студента, улыбнулся. Что- то быстро написал на обложке книги, подал студенту. – Не

читайте сейчас. Дома прочитаете. Вы заметили: я суетился сейчас, как неловкий жених. – Голос у

профессора и выражение лица были грустными. –После этого бываеттяжело.

Студент не нашёлся, что на это сказать. Неопределённо пожал плечами.

–Вы все семеро дошли живыми?

–Пишете сейчас друг другу?

–Нет, как- то, знаете…

Ну, конечно, знаю. Конечно. Это всё, дорогой мой, очень русские штучки. А вы ещё «Слово» не

Сулою; звонить слававъ Кыеве; трубы трубять въ Новеграде; стоять стязи въ Путивле!» А? –

Профессор поднял кверху палец, как бы вслушиваясь в последний растаявший звук чудной песни. –

Давайте зачётку. – Он проставил оценку, закрыл зачётку, вернул её студенту. Сухо сказал: – До

свидания.

Студент вышел из аудитории. Вытер вспотевший лоб. Некоторое время стоял, глядя в пустой

коридор. Зачётку держал в руке – боялся посмотреть в неё, боялся, что там стоит «хорошо» или, что

ещё тяжелее – «отлично». Ему было стыдно. «Хоть бы „удовлетворительноˮ, и то хватит», – думал

Array ( => Array ( => Array ( => /files/m_foto_vos/3380/2016-04-21_Olimpiada_Den_1_03.jpg => Приезд участников. Фото организаторов => Математика) => Array ( => /files/m_foto_vos/3250/10.JPG => Перед открытием => Биология) => Array ( => /files/m_foto_vos/3030/IMG_0984.jpg => Перед дорогой в Курск. Фото Д. Сергиенко => Русский язык) => Array ( => /files/m_foto_vos/1690/1.4.jpg => Первый тур. Фото организаторов => Экономика) => Array ( => /files/m_foto_vos/3320/DSC03137.JPG => На олимпиаду. Загружено участником => Искусство (МХК)) => Array ( => /files/m_foto_vos/2090/image.jpeg => Заселение участников в гостиницу => Технология) => Array ( => /files/m_foto_vos/1701/IMG_4074.JPG => Загружено участником => Информатика) => Array ( => /files/m_foto_vos/3271/-eFx4X_nB-w.jpg => Открытие олимпиады. Фото пресс-службы ТвГУ => География) => Array ( => /files/m_foto_vos/1771/DSCN9991.jpg => Дорога в Смоленск => Английский язык) => Array ( => /files/m_foto_vos/2221/DSC_7893.jpg => Торжественное открытие. Фото организаторов => Экология)) => Array ( => Array ( => /files/m_foto_vos/1710/IMG_4616.JPG => Пробный тур => Информатика) => Array ( => /files/m_foto_vos/3270/bHq6Hj42oVc.jpg => Открытие олимпиады. Фото пресс-службы ТвГУ => География) => Array ( => /files/m_foto_vos/1770/DSCN9989.jpg => Дорога в Смоленск => Английский язык) => Array ( => /files/m_foto_vos/2220/IMG_9576.jpg => Расселение участников. Фото организаторов => Экология) => Array ( => /files/m_foto_vos/3010/IMG_6037.jpg => День первого теоретического тура. Фото организаторов => Право) => Array ( => /files/m_foto_vos/2310/IMG_6046.jpg => Письменный тур => Китайский язык) => Array ( => /files/m_foto_vos/2251/IMG_8151.JPG => Открытие => Физика) => Array ( => /files/m_foto_vos/1251/1-1.jpg => Открытие олимпиады. Участники от принимающего региона - команда Мордовии => Астрономия) => Array ( => /files/m_foto_vos/3071/fWbhe8SBjJo.jpg => Торжественное открытие. Фото Кристины Масальцевой => Немецкий язык) => Array ( => /files/m_foto_vos/1371/image_1P_kopiya_2.jpg => Концертный зал СмолГУ => История)) => Array ( => Array ( => /files/m_foto_vos/2260/IMG_8312.JPG => Открытие => Физика) => Array ( => /files/m_foto_vos/1260/Теоретический_тур_-_11_класс22222.jpg => Теоретический тур - 11 классы => Астрономия) => Array ( => /files/m_foto_vos/3070/0if1ixmGipU.jpg => Торжественное открытие. Фото Кристины Масальцевой => Немецкий язык) => Array ( => /files/m_foto_vos/1370/image.jpg => Митинг в Сквере Памяти Героев => История) => Array ( => /files/m_foto_vos/2380/IMG_4410.JPG => Фото организаторов => ОБЖ) => Array ( => /files/m_foto_vos/2300/IMG_6023.jpg => Письменный тур => Испанский, итальянский, китайский) => Array ( => /files/m_foto_vos/1571/IMG_3948.JPG => Открытие олимпиады. Фото Татьяны Куликовой => Химия) => Array ( => /files/m_foto_vos/1641/IMG_0601.jpg => (фото Д. Сергиенко) => Литература) => Array ( => /files/m_foto_vos/1451/DSC_3046-2.JPG => Торжественное открытие олимпиады. Фото организаторов => Французский язык) => Array ( => /files/m_foto_vos/3511/image-24-04-16-08-35-2_result.jpeg => Открытие олимпиады => Обществознание)) => Array ( => Array ( => /files/m_foto_vos/1570/IMG_3954.JPG => Открытие олимпиады. Фото Татьяны Куликовой => Химия) => Array ( => /files/m_foto_vos/1640/IMG_0599_(10).jpg => Открытие олимпиады (фото Д. Сергиенко) => Литература) => Array ( => /files/m_foto_vos/1450/DSC_3036-2.JPG => Торжественное открытие олимпиады. Фото организаторов => Французский язык) => Array ( => /files/m_foto_vos/3510/image-24-04-16-08-35-1_result.jpeg => Открытие олимпиады => Обществознание) => Array ( => /files/m_foto_vos/2080/5.jpg => Церемония открытия => Физкультура) => Array ( => /files/m_foto_vos/3381/2016-04-21_Olimpiada_Den_1_06.jpg => Приезд участников. Фото организаторов => Математика) => Array ( => /files/m_foto_vos/3241/5.JPG => Вынос флагов => Биология) => Array ( => /files/m_foto_vos/3031/IMG_0983.jpg => Перед дорогой в Курск. Фото Д. Сергиенко => Русский язык) => Array ( => /files/m_foto_vos/1691/1.1.jpg => Первый тур. Фото организаторов => Экономика) => Array ( => /files/m_foto_vos/3321/DSC03135.JPG => На олимпиаду. Загружено участником => Искусство (МХК))))


5 класс

Задание 1 . Вспомните, из каких басен И.А.Крылова взяты эти строчки:


  1. А вы, друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь.

  1. Да только воз и ныне там.

  2. К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, цены не зная ей,

Невежда про неё свой толк все с ходу клонит;

А ежели невежда познатней,

То он её еще и гонит.


  1. Не оставь меня, кум милый,
Дай ты мне собраться с силой

И до вешних только дней

Прокорми и обогрей!


  1. У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в Истории мы тьму примеров слышим,

Но мы Истории не пишем…

Задание 2 . Кто из героев сказок А.С.Пушкина умер

А) от зависти Б) от жадности В) от отравления Г) от восхищения Д) от нарушения обещания

Назовите героя (1 балл) и укажите название сказки (1 балл).

Задание 3. По толкованию определите жанр детского фольклора (загадка, потешка, считалка, скороговорка, пословица). Ответ занесите в таблицу.


  1. Жанру присущи особые словесные формулы, рифма и стихотворный ритм. Цель – помочь весело распределить роли в игре.

  2. Для жанра характерны повторы, слова-команды, слова с уменьшительно-ласкательным звучанием. Цель – весело научить ребенка жестам и навыкам.

  3. В этом жанре встречаются повторы, слова, сходные по звучанию, труднопроизносимые звуки. Цель – научить чистоте произношения.

  4. В этом жанре используется иносказание, метафора, эпитет, повтор звуков, часто – стихотворный ритм. Цель – развивать воображение и сообразительность, находя сходство в предметах.

  5. В жанре используются оценочные суждения, иногда скрытая оценка сходных ситуаций , сравнения. Цель – кратко и точно определить ситуацию, оценить человеческие качества и поведение.

1.

2.

3.

4.

5.

Задание 4. Творческая работа. В вашей домашней библиотеке, несомненно, есть любимые книги и любимые персонажи. От лица одного из героев расскажите о своей домашней библиотеке, о любимых книгах и героях, о «золотом фонде» вашей библиотеки, о книгах-ветеранах и о новинках.

Помните, что ваша работа должна представлять собою не перечень книг, а живой, увлекательный рассказ о них, с комментариями и оценкой.
6 класс


1

2

3

4

Итого

30

5

5

10

50

Задание 1 . Прочтите стихотворение русского поэта Х I Х века Ф.И.Тютчева. Объясните свои впечатления, возникающие при чтении этого стихотворения.

1)Благодаря чему создается образ меняющейся морской стихии и как море одушевляется поэтом? 2)Как лирический герой относится к морю? 3)Что видит и слышит он, чем восхищается и о чем мечтает? 4)Символом чего является образ моря?

Помните: при выполнении этого задания, у вас должен получиться связный ответ (сочинение); вопросы вам помогут в работе (нумеровать ответы не надо!)
Как хорошо ты, о море ночное, -

Здесь лучезарно, там сизо-темно…

В лунном сиянии, словно живое,

Ходит, и дышит, и блещет оно.
На бесконечном, на вольном просторе

Блеск и движенье, грохот и гром…

Тусклым сияньем облитое море,

Как хорошо ты в безлюдье ночном!
Зыбь ты великая, зыбь ты морская,

Чей это праздник так празднуешь ты?

Волны несутся, гремя и сверкая,

Чуткие звёзды глядят с высоты.
В этом волнении, в этом сиянье,

Весь, как во сне, я потерян стою –

О, как охотно бы в их обаянье

Всю воплотил бы я душу свою…

Январь 1865

Задание 2 . В названии произведений каких писателей встречается упоминание животного (или его клички), насекомого, рыбы или птицы. Приведите не менее 5 примеров, указывая название произведения и автора.
Задание 3. О ком идет речь в этом описании? Назовите этого поэта и его произведения. Другом какого поэта он был?

Струятся по белой бумаге,

Как чистый источник в овраге.
А вот ещё: тайное бродит вокруг –

Не звук и не цвет, не цвет и не звук, -

Гранится, меняется, вьётся,

А в руки живым не дается.

Но это! По капельке выпило кровь,

Как в юности злая девчонка-любовь,

И, мне не сказавши ни слова,

Безмолвием сделалось снова.
И я не знавала жесточе беды.

Ушло, и его потянулись следы

К какому-то крайнему краю,

А я без него… умираю.

9 класс


1

2

Итого

70

30

50

1. Комплексный анализ художественного текста. Право выбора текста для комплексного анализа предоставлено участникам олимпиады

Вариант 1. Выполните целостный анализ предложенного произведения. Вы можете опираться на данные после него вопросы, а может выбрать собственный путь анализа. Ваша работа должна представлять собой цельный, связный, завершенный текст.
И.А.Бунин

В летний вечер сидел я в гостиной, бренча на фортепьяно, услыхал на балконе её шаги, дико ударил по клавишам и не в лад закричал, запел:

Не завидую богам,

Не завидую царям,

Как увижу очи томны,

Стройный стан и косы тёмны!

Вошла в синем сарафане, с двумя длинными темными косами на спине , в коралловом ожерелье, усмехаясь синими глазами на загорелом лице:

Это всё про меня? И ария собственной композиции?

И опять ударил и закричал:

Не завидую богам…

Ну и слух же у вас!

Зато я знаменитый живописец. И красив, как Леонид Андреев. На беду вашу заехал я к вам!

Он пугает, а мне не страшно, сказал Толстой про вашего Андреева.

Посмотрим, посмотрим!

А дедушкин костыль?

Дедушка хоть и севастопольский герой, только с виду грозен. Убежим, повенчаемся, потом кинемся ему в ноги – заплачет, простит…

В сумерки, перед ужином, когда в поварской жарили пахучие битки с луком и в росистом парке свежело, носились, стоя друг против друга, на качелях в конце аллеи, визжа кольцами, дуя ветром, развевавшем её подол. Он, натягивая веревки и поддавая взмах доски, делал страшные глаза, она, раскрасневшись, смотрела пристально, бессмысленно и радостно.

Ау! А вон первая звезда и молодой месяц и небо над озером зеленое-зеленое – живописец, посмотрите, какой тонкий серпик! Месяц, месяц, золотые рога… ой, мы сорвемся!

Слетев с высоты и соскочив на землю, сели на доску, сдерживая взволнованное дыхание и глядя друг на друга.

Ну что? Я говорил!

Что говорил?

Вы уже влюблены в меня.

Может быть… Постойте, зовут к ужину… Ау, идем, идем!

Погодите минутку. Первая звезда, молодой месяц, зеленое небо, запах росы, запах их кухни, - верно, опять мои любимые битки в сметане! – и синие глаза и прекрасное счастливое лицо…

Да, счастливее этого вечера, мне кажется, в моей жизни уже не будет…

Данте говорил о Беатриче: «В её глазах – начало любви, а конец – в устах». Итак? – сказал он, беря её за руку.

Она закрыла глаза, клонясь к нему опущенной головой. Он обнял её плечи с мягкими косами, поднял её лицо.

Конец в устах?

Когда шли по аллее, он смотрел себе под ноги:

Что ж нам теперь делать? Идти к дедушке и, упав на колени, просить его благословения? Но какой же я муж?

Нет, нет, только не это.

А что же?

Не знаю. Пусть будет только то, что есть. Лучше уж не будет.




Top