Онегин и печорин. Сочинение на тему «Онегин и Печорин как герои своего времени

Печорин — Онегин нашего времени. В. Г. Белинский
Пушкин и Лермонтов — люди разных судеб и разной эпохи. Пушкин всего на пятнадцать лет старше Лермонтова, срок, казалось бы, маленький, но сколько всего может произойти за эти пятнадцать лет.
Пушкин жил в эпоху декабристов. Его творчество развивалось на почве надежд и доверия к жизни, веры в безграничность возможностей человека. Напряжение народных сил в Отечественной войне 1812 года и подъем национального самосознания питали эту надежду и веру.
На смену светлому и непосредственному, открытому взгляду на мир, на смену упоению жизнью приходит эпоха разочарования, анализа, скепсиса и «тоски по жизни». На смену эпохе Пушкина приходит эпоха Лермонтова. Эти две эпохи разделил 1825 год, год разгрома восстания декабристов.
Как и два великих поэта — Пушкин и Лермонтов, их герои тоже родились каждый в свое время. И все же эти герои очень похожи. Лермонтов, создавая образ Печорина, уже был знаком с Евгением Онегиным, без «Евгения Онегина» вряд ли состоялся бы «Герой нашего времени». И Онегин, и Печорин — оба чужие в своем обществе, в своей среде. Писателей и поэтов во все времена интересовала тема «лишнего человека». Есть что-то завораживающее и привлекательное в человеке, который способен противопоставить себя обществу.
Оба героя получили хорошее воспитание. Евгений Онегин сначала обучался у французской гувернантки, затем воспитывался у гувернера, то есть получил типичное светское и модное для людей того времени воспитание. Детство его прошло в богатой, но разорившейся дворянской семье. Хотя образование его было несколько поверхностным, оно все же считалось достаточным для людей того времени. Печорин, так же как и Онегин, — выходец из аристократической семьи, получивший хорошее воспитание и образование. Он обладал острым умом, хорошей памятью, разбирался в литературе, истории, философии, его знания были более глубокими и прочными, чем познания Онегина.
Оба героя вели похожий образ жизни, так называемый светский. Они заводили романы с красавицами, посещали балы, театры. Но оба стояли выше типичных представителей того времени и скоро поняли, что внешний блеск — это просто мишура, за которой скрываются зависть и озлобленность, интриги и сплетни. Обществу того времени не нужны были люди умные и образованные, достаточно было знание французского языка и хороших манер. В этом обществе им стало скучно. Онегин заболел «русской хандрой», а Печорина терзают приступы тоски. Оба пробовали заняться литературной работой. Но система воспитания того времени не научила Онегина работать, «упорный труд ему был тошен», а Печорин понял, что наука современному обществу не нужна, она не принесет ни счастья, ни славы, Но если Онегин, испробовав все развлечения, устал от жизни, пресытился ею, то Печорину жизнь не надоела, он хочет жить, поэтому ищет выход из создавшейся ситуации. В надежде, что «скука не ж ивет под чеченскими пулями», он отправляется на Кавказ.
В любви и Онегин и Печорин видят лишь спасение от скуки. Они не умеют любить. Безразличие к жизни, пассивность, внутренняя опустошенность подавили в Онегине всякое искреннее чувство. Общество с его жестокими нравами воспитало Печорина эгоистом и себялюбцем, где настоящие душевные порывы скрыты за маской холодной вежливости. Они уже не верят в любовь. Онегин отвергает любовь Татьяны, объясняя это тем, что он не «создан для блаженства» семейной жизни. Он слишком много видел в жизни примеров так называемого «семейного счастья»:
Что может быть на свете хуже
Семьи, где бедная жена
Грустит о недостойном муже,
И днем и вечером одна;
Где скучный муж, ей цену зная
(Судьбу, однако ж, проклиная),
Всегда нахмурен, молчалив,
Сердит и холодно-ревнив!
Чувствует пресыщение и Печорин: «Да, я уже прошел тот период жизни душевной, когда ищут только счастия, когда сердце чувствует необходимость любить сильно и страстно кого-нибудь». Для теперешнего Печорина любовь — это наслаждение сорванным цветком, надышавшись, следует бросить его на дороге: авось, кто-нибудь поднимет.
Глубоко страдает чистая и любящая Татьяна. Трагичны судьбы женщин Печорина: погибает Бэла, убита горем отвергнутая Мери, уезжает Вера. Удел Онегина и Печорина — одиночество.
Онегин искренне любил Ленского, но их дружба закончилась трагически: «всем сердцем юношу любя», Онегин не смог подняться над общественными предрассудками и из-за глупой размолвки убил Ленского на дуэли.
Печорин вообще не верит в дружбу: «„.из двух друзей всегда один раб другого».
«Кто жил и мыслил, тот не может в душе не презирать людей» — эти слова Пушкина в одинаковой мере можно отнести и к Онегину, и к Печорину. Беда не в том, что они мыслят, а в том, что живут в такое время, когда мыслящий человек неизбежно обречен на одиночество. И Онегину, и Печорину неинтересно жить так, как живут люди посредственные, но и найти применения своим силам они не могут. Как результат — полное одиночество героев. Они одиноки не только потому, что разочаровались в жизни, но и потому, что утратили возможность видеть смысл в дружбе, любви, близости человеческой души,
Отмечая сходство между двумя героями, Белинский писал: «Печорин — это Онегин нашего времени... Несходство их между собою гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою».

Сравнительная характеристика главных героев романов М.Лермонтова «Герой нашего времени» и А.Пушкина «Евгений Онегин».

Евгений Онегин, если можно так выразиться, старше Григория Печорина: роман А.С. Пушкина в окончательной версии увидел свет в 1831-м году, опубликовал свое детище в 1840-м.

В отличие от младшего «собрата», пушкинский герой не наделен отчеством (полагаю, по вполне прозаической причине неудобства вкладывания его в стихотворный размер строфы - однако у Александра Сергеевича могли быть иные мотивы). Известный критик того времени В. Белинский в своей статье назвал Печорина «Онегиным нашего времени». Причины для этого определенно существуют.

Только ленивый, наверное, не отметил «географического» сходства героев, вернее, их фамилий. Вот только что в отличие от Онеги, текущей к морю, Печора представляет собой бурную горную реку. Это сразу вызывает ассоциации с Кавказом - местом действия событий романа «Герой нашего времени».

Любопытный момент: большую часть «Героя нашего времени» читатель видит с помощью дневника Печорина, через призму его мировосприятия, так как повествование ведется от первого лица. Что касается Онегина, то в-основном мы смотрим на героя глазами автора - за исключением прямых диалогов и письма к Татьяне. Нельзя также не отметить тот факт, что, в отличие от , который является подлинным главным героем своего романа, незримо присутствуя в каждой фразе и комментируя все происходящее, Лермонтов комментирует Печорина лишь в предисловии - и довольно кратко.

Оба героя воспитаны в дворянских семьях, образованы сообразно духу времени. Находятся в одной социальной среде, можно так сказать. Однако повзрослевший Евгений так и остался принадлежать светскому обществу. Григория ждала военная карьера.

И Онегин, и Печорин имеют определенный успех в светской жизни, довольно бурно принимая в ней участие, однако вскоре оба устают от внешней суеты. У Евгения это выглядит так:

Нет: рано чувства в нем остыли;
Ему наскучил света шум…

Также нам известно о том (цитирую неточно), что им овладела русская хандра и он вовсе охладел к жизни, хоть и не желал с ней расставаться.
Печорин испытывает схожие чувства: «Я вступил в эту жизнь, пережив ее уже мысленно, и мне стало скучно и гадко, как тому, что читает дурное подражание давно известной книге».

Итак, отношение к обществу в широком понимании этого слова у обоих героев довольно нетерпимое, снисходительное с элементами некоторой вынужденности.

К самообразованию их отношение тоже примерно одинаковое: Онегин, прочтя множество книг, последовательно в них разочаровывался, после чего попробовал было писать сам, но также не преуспел. Печорин говорит о том же: чтение вызвало досаду по причине того, что пути к счастью там не указаны…

И Онегин, и Печорин в какой-то момент выпадают из привычного светского круга: Евгений отправляется в деревню к дядюшке, вступая в права наследства, Григорий делает военную карьеру.

Оба персонажа проницательны, язвительны и хорошо понимают человеческую натуру. Есть некое противопоставление их окружающему обществу, они выделяются, не желая в полной мере играть по общепринятым правилам. Онегин, приехав в деревенские края, шокирует соседей своими неожиданными привычками: заменяет тяжкую барщину легким оброком и игнорирует дежурные соседские визиты. Сходится он лишь с Ленским, человеком того же происхождения, воспитания и образования. Так и Печорин не вписывается всецело ни в один свой круг общения, более ли менее выделяя доктора Вернера благодаря некоторой идентичности их взглядов на жизнь.

И Онегин, и Печорин обладают тонким умом и склонны к разного рода играм психологического характера, рассматривая окружающих людей как некое подобие шахматных фигур на доске.

А.С. Пушкин о своем герое отзывается так:

Как рано мог он лицемерить,
Таить надежду, ревновать,
Разуверять, заставить верить,
Казаться мрачным, изнывать…

И так далее. Правда, в наибольшей степени «игры» Евгения все же имеют отношение к женскому полу, что, наверно, до известной степени объясняется возрастом. Григорий Александрович играет более расчетливо и жестоко, его действия не имеют гендерной направленности.

Оба героя, безусловно, эгоисты. Но эгоисты думающие, чувствующие и немало страдающие от проявлений собственной натуры. Онегин ощутимо проще Печорина, если можно так выразиться применительно к особенностям характера; он в меньшей степени склонен к самокритике и самобичеванию, но, в отличие от лермонтовского персонажа, он способен к раскаянию. Григорий Александрович выписан острее и циничнее. Он причиняет людям больше зла, и плата за это выше - но кому важны его внутренние переживания и терзания, коль скоро они не имеют внешнего выражения? Кому легче от его самоистязания, раз его поведение не имеет тенденции к переменам?

В жизни обоих героев происходит событие, выходящее из ряда бытовых и обыкновенных. Это дуэль. Причем не просто абстрактная дуэль со случайным человеком на почве серьезного различия взглядов на жизнь, а поединок с довольно близким (во всяком случае, не чужим - однозначно) приятелем.

Да, дружба Онегина с Ленским была, по словам Пушкина-комментатора, «от делать нечего». Сходств между ними было мало, но тем, вероятнее всего, они и были друг другу по-своему интересны. Поводом для дуэли стала очередная «игра от скуки» в исполнении Евгения, которому вздумалось развлечения ради уделить повышенное внимание невесте Ленского. По той же самой причине Печорин стрелялся с Грушницким: тот не простил ему историю с княжной Лиговской (которая опять-таки была спровоцирована Григорием Александровичем от скуки же), придумал довольно гнусную инсинуацию и в результате был убит.

Надо отдать должное: ни Онегин, ни Печорин к поединку не стремились. Онегин обвинял себя в происходящем, понимая, что ему не следовало дразнить чувства молодого мальчика и играть на его пылкой ревности; вызов Ленского можно и нужно было отклонить, обуздав в себе гордость и снизойдя до серьезности ситуации, извинив не чужого ему человека. Но все же победил внутренний язвительный дуэлянт, и Евгений отверг голос великодушия. Печорин тоже не хотел стреляться, понимая, что в силу характера Грушницкий дорожит жизнью больше него самого, и смерть может стать слишком большой платой за сделанную глупость. Ему было достаточно и публичных извинений, о чем он (в отличие от Онегина!) до последней минуты просил задуматься своего соперника. Жажды убийства в нем, несмотря на иные скверные черты его натуры, нет: в этой игре с Грушницким Печорин изначально - победитель, и причина подводить кровавую черту под этим решительно отсутствует, и без того все понятно.

Евгений спокойно спит ночью накануне дуэли, но после страшно поражен гибелью Ленского и своей в ней безотрадной ролью. Он бесцельно скитается по свету, пытаясь, в сущности, убежать от самого себя и своей безысходной тоски. Печорин перед дуэлью не спит, разбираясь в себе. Но в целом мало того, что от себя не бегает в принципе - наоборот ведет дневник, призванный запечатлевать отдельные моменты прошлого - он не особенно убивается о Грушницком. В тот момент наиболее острым переживанием для него становится расставание с любящей его Верой, которая, оставив прощальное письмо, покидает Кавказ. Он кидается было ее догонять, но не может, и здесь читатель единственный раз видит мучительное отчаяние героя, его бессильные слезы.

Если рассматривать отношения героев А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова с женщинами, то оно существенно разнится. Да, Онегин, о чем повествует подробно первая глава романа, был тот еще сердцеед, и немало светских дам попалось в сети его интриг. Но, по всей видимости, речь была об обоюдных играх, а не о бессовестном обольщении неопытной души. Во всяком случае, Татьяну Евгений выделил сразу, оценив ее безусловные достоинства. Получив письмо, он устроил бедной девушке целую отповедь (вот она, маска снисходительно-равнодушного циника!), но однако же не воспользовался моментом для обольщения влюбленной барышни. Пожалел.

… Но обмануть он не хотел
Доверчивость души невинной.

Он с самого начала, в сущности, с ней не заигрывал и ложных надежд не внушал. И, конечно, можно было как-то поделикатнее поговорить с Татьяной после получения письма, проявить больше сочувствия, но в целом ничего особенно жестокого в этом эпизоде нет.

Печорин вообще не особенно смущается своими немилосердными упражнениями. Он прекрасно понимает, что к чему, признает собственную вину и причастность к чужому несчастью, но будто со стороны: в его воле констатировать печальную ситуацию - и только. «Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия». Также в дневнике Печорина в какой-то момент проскальзывает мысль о двойственности его натуры: будто одна ее часть живет здесь и сейчас, а вторая - наблюдает за первой, порой комментируя и осуждая ее.

Онегин поначалу не решился связать свою жизнь с Татьяной из опасений утратить свою привычную свободу. Однако их следующая встреча принесла герою осознание горечи безвозвратной утраты влюбленной в него девушки. Но если немного пофантазировать? Если б Татьяна решилась расстаться с супругом? Или, к примеру (все мы под Богом ходим…) овдовела? Вполне возможно себе представить, что по прошествии отведенного приличиями времени они с Онегиным могли бы быть счастливы вместе, составив пару. Представить женатым Печорина решительно невозможно! Опять-таки, дадим простор воображению: предположим, герою удалось бы найти Веру и увезти ее от мужа. Что дальше? А дальше - примерно то же, что в «Бэле». Непродолжительная вспышка острого подобия счастья - и все… Судя по тому, каким магнетизмом в глазах женщин наделен этот персонаж, непременно обнаружилась бы прелестная барышня, которая стала бы его новой мишенью. Или очередной Грушницкий, задевший за живое. И понеслось, собственно…

Онегин более способен к счастью. Не имея столь сильной, как у Печорина, страсти к самоизучению, мне кажется, он при благоприятных для себя обстоятельствах (если б Татьяна ушла к нему) вполне мог бы почувствовать себя счастливым, органично войдя в общество, которое окружало бы его на текущий момент.

И есть еще один момент, который трудно игнорировать, когда речь идет о сравнении пушкинского и лермонтовского героев. Можно провести некоторую грустную аналогию. Развязка романа «Евгений Онегин», подводящая черту под важным этапом жизни героя, происходит в Петербурге. В этой истории имела место дуэль, которая оставила кровавый след в душе Онегина. Автор этих строк погиб в результате поединка на Черной речке - в Петербурге.

Колоссальный отрезок жизни Григория Александровича связан с событиями на Кавказе, там также была дуэль. И, сколь ни печально, но факт остается фактом: Лермонтов стал жертвой меткого выстрела противника в Пятигорске, где, согласно его перу, происходила драма с участием Печорина…

«Герой нашего времени» - это портрет, составленный из пороков всего поколения, в полном их развитии. М.Ю. Лермонтов.

Герой нашего времени – это первый русский реалистический роман в прозе. Как Пушкин в «Евгении Онегине», так и Лермонтов в «Герое нашего времени» поставили перед собой задачу раскрытия «истории души человеческой», показать типичных героев в типичных ситуациях.«младшим братом Онегина».

В чем же сходство между Онегиным и Печориным ?

Оба героя - представители высшего светского общества.

Много общего у них было в том, как они проводили свою молодость: вначале герои бешено гонялись за светскими удовольствиями, затем были разочарованы в них. Оба пытались заниматься наукой, чтением литературы, но так же оба охладели к ним. И Печориным, и Онегиным быстро овладела скука.

Так же, как и Онегин, Печорин выделяется по интеллектуальному развитию из окружающей его дворянской среды. Оба героя являются типичными представителями здравомыслящих людей того времени, которые довольно критически относились к жизни и к людям.

Белинский обратил внимание читателей и на различие между героями. Онегин «является в романе человеком», «которому все пригляделось, все прилюбилось». Онегин скучает. «Не таков Печорин. Этот человек не равнодушно, но апатически несет свое страдание», - пишет критик. И действительно: бешено гонится он за жизнью, ищет её; обвиняет сам себя в своих ошибках и заблуждениях. Его тревожат внутренние вопросы, и он ищет их разрешения.

Печорин – эгоист. Но еще Онегина А.С. Пушкина Белинский назвал «страдающим эгоистом» и «эгоистом поневоле». То же самое можно было бы сказать и о Печорине. Об Онегине Белинский писал: «… силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла, а роман без конца…».

Печорин другой человек по своему духовному складу, да и живет он в других социальных и политических условиях.

Онегин жил в 20-е годы 19-го века, ещё до восстания декабристов 1825-го года, во время общественно-поличитеского подъёма. Печорин же – человек 30-х годов. Это время реакции, когда декабристы были казнены или сосланы в Сибирь, а революционная демократия еще не заявила о себе как об общественной силе.

Онегин, возможно, мог примкнуть к декабристам, А вот Печорин совершенно был лишен такой возможности. Вот почему Белинский писал, что «Онегин скучает, Печорин глубоко страдает». Положение Печорина было более трагично, потому что он и по натуре своей был более одарён и глубок, чем Онегин.

Из всего вышесказанного мы можем сделать вывод, что и у Лермонтова, и у Пушкина получились в чем-то схожие, в чем-то отличные, но типичные для своего времени герои.

Пушкин и Лермонтов — люди разных судеб и разной эпохи. Пушкин всего на пятнадцать лет старше Лермонтова, срок, казалось бы, маленький, но сколько всего может произойти за эти пятнадцать лет.

Пушкин жил в эпоху декабристов. Его творчество развивалось на почве надежд и доверия к жизни, веры в безграничность возможностей человека. Напряжение народных сил в Отечественной войне 1812 года и подъем национального самосознания питали эту надежду и веру.

На смену светлому и непосредственному, открытому взгляду на мир, на смену упоению жизнью приходит эпоха разочарования, анализа, скепсиса и "тоски по жизни". На смену эпохе Пушкина приходит эпоха Лермонтова. Эти две эпохи разделил 1825 год, год разгрома восстания декабристов.

Как и два великих поэта — Пушкин и Лермонтов, их герои тоже родились каждый в свое время. И все же эти герои очень похожи. Лермонтов, создавая образ Печорина, уже был знаком с Евгением Онегиным, без "Евгения Онегина" вряд ли состоялся бы "Герой нашего времени". И Онегин, и Печорин — оба чужие в своем обществе, в своей среде. Писателей и поэтов во все времена интересовала тема "лишнего человека". Есть что-то завораживающее и привлекательное в человеке, который способен противопоставить себя обществу.

Оба героя получили хорошее воспитание. Евгений Онегин сначала обучался у французской гувернантки, затем воспитывался у гувернера, то есть получил типичное светское и модное для людей того времени воспитание. Детство его прошло в богатой, но разорившейся дворянской семье. Хотя образование его было несколько поверхностным, оно все же считалось достаточным для людей того времени. Печорин, так же как и Онегин, — выходец из аристократической семьи, получивший хорошее воспитание и образование. Он обладал острым умом, хорошей памятью, разбирался в литературе, истории, философии, его знания были более глубокими и прочными, чем познания Онегина.

Оба героя вели похожий образ жизни, так называемый светский. Они заводили романы с красавицами, посещали балы, театры. Но оба стояли выше типичных представителей того времени и скоро поняли, что внешний блеск — это просто мишура, за которой скрываются зависть и озлобленность, интриги и сплетни. Обществу того времени не нужны были люди умные и образованные, достаточно было знание французского языка и хороших манер. В этом обществе им стало скучно. Онегин заболел "русской хандрой", а Печорина терзают приступы тоски. Оба пробовали заняться литературной работой. Но система воспитания того времени не научила Онегина работать, "упорный труд ему был тошен", а Печорин понял, что наука современному обществу не нужна, она не принесет ни счастья, ни славы, Но если Онегин, испробовав все развлечения, устал от жизни, пресытился ею, то Печорину жизнь не надоела, он хочет жить, поэтому ищет выход из создавшейся ситуации. В надежде, что "скука не ж ивет под чеченскими пулями", он отправляется на Кавказ.

В любви и Онегин и Печорин видят лишь спасение от скуки. Они не умеют любить. Безразличие к жизни, пассивность, внутренняя опустошенность подавили в Онегине всякое искреннее чувство. Общество с его жестокими нравами воспитало Печорина эгоистом и себялюбцем, где настоящие душевные порывы скрыты за маской холодной вежливости. Они уже не верят в любовь. Онегин отвергает любовь Татьяны, объясняя это тем, что он не "создан для блаженства" семейной жизни. Он слишком много видел в жизни примеров так называемого "семейного счастья":

Что может быть на свете хуже

Семьи, где бедная жена

Грустит о недостойном муже,

И днем и вечером одна;

Где скучный муж, ей цену зная

(Судьбу, однако ж, проклиная),

Всегда нахмурен, молчалив,

Сердит и холодно-ревнив!

Чувствует пресыщение и Печорин: "Да, я уже прошел тот период жизни душевной, когда ищут только счастия, когда сердце чувствует необходимость любить сильно и страстно кого-нибудь". Для теперешнего Печорина любовь — это наслаждение сорванным цветком, надышавшись, следует бросить его на дороге: авось, кто-нибудь поднимет.

Глубоко страдает чистая и любящая Татьяна. Трагичны судьбы женщин Печорина: погибает Бэла, убита горем отвергнутая Мери, уезжает Вера. Удел Онегина и Печорина — одиночество.

Онегин искренне любил Ленского, но их дружба закончилась трагически: "всем сердцем юношу любя", Онегин не смог подняться над общественными предрассудками и из-за глупой размолвки убил Ленского на дуэли.

Печорин вообще не верит в дружбу: "„.из двух друзей всегда один раб другого".

"Кто жил и мыслил, тот не может в душе не презирать людей" — эти слова Пушкина в одинаковой мере можно отнести и к Онегину, и к Печорину. Беда не в том, что они мыслят, а в том, что живут в такое время, когда мыслящий человек неизбежно обречен на одиночество. И Онегину, и Печорину неинтересно жить так, как живут люди посредственные, но и найти применения своим силам они не могут. Как результат — полное одиночество героев. Они одиноки не только потому, что разочаровались в жизни, но и потому, что утратили возможность видеть смысл в дружбе, любви, близости человеческой души,

Отмечая сходство между двумя героями, Белинский писал: "Печорин — это Онегин нашего времени... Несходство их между собою гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою".

В. Г. Белинский в числе первых критиков отметил несомненное сходство образов Евгения Онегина и Григория Печорина. «Несходство их между собой гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою… Печорин — это Онегин нашего времени», - писал Белинский.

Время жизни героев разное. Онегин жил в эпоху декабристов, вольнодумия, мятежей. Печорин - герой эпохи безвременья. А вот идеи романов «Евгений Онегин» и «Герой нашего времени» общие — изображение духовного кризиса дворянской интеллигенции, которая была не удовлетворена жизнью, но отстранялась от общественной деятельности и бесцельно растрачивала свои силы, а ее представители превращались в «лишних людей». Таковы Онегин и Печорин.

Формирование характеров, условия воспитания и Онегина, и Печорина, без сомнения, схожи. Это люди одного круга. Сходство героев и в том, что оба они прошли одинаковый путь от согласия с обществом и самим собой до отрицания света и глубокой неудовлетворенности своей жизнью.

«Но рано чувства в нем остыли», - пишет Пушкин об Онегине, который «заболел» «русской хандрой». У Печорина тоже очень рано «родилось отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой».

Это были начитанные и образованные люди, что дало им возможность видеть пороки общества, стать выше молодежи их круга. Образованность и природная любознательность Онегина видна из перечня тем споров с Ленским:

…Племен минувших договоры,
Плоды наук, добро и зло,
И предрассудки вековые,
И гроба тайны роковые,
Судьба и жизнь…

Свидетельством образованности Онегина является и его библиотека. Печорин так говорил о себе: «Я стал читать, учиться - науки тоже надоели». Обладая недюжинными способностями, духовными запросами, оба не сумели реализовать себя в жизни и растрачивали ее по пустякам.

В юности оба героя увлекались беззаботной светской жизнью, оба преуспели в «науке страсти нежной», в знании «русских барышень». Печорин говорил: «…знакомясь с женщиной, я всегда безошибочно отгадывал, будет ли она меня любить… Я никогда не делался рабом любимой женщины, напротив, я всегда приобретал над их волей и сердцем непобедимую власть… оттого ли я никогда ничем очень не дорожу…» Любовь женщин (Бэлы, княжны Мери) не «растопила» холодности и рассудочности Печорина, который приносит им только несчастье.

Любовь неискушенной, наивной Татьяны также сначала оставила равнодушным Онегина. Но если Онегин впоследствии переживет озарение любовью к Татьяне — светской даме, генеральше, то Печорин не способен к большому чувству. По его мнению, «любовь — это пресыщенная гордыня».

Оба героя дорожили своей свободой. Онегин в своем письме Татьяне писал:

Свою постылую свободу
Я потерять не захотел.

Печорин заявлял: «…двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту, но свободы моей не продам».

Равнодушие к людям, разочарованность и скука сказываются на их отношении к дружбе. Онегин дружит с Ленским «от делать нечего», а Печорин говорит: «…я к дружбе не способен: из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае — труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать…» Это видно из его холодного отношения к Максиму Максимычу, который считал его своим другом. Беспомощно звучат слова старого штабс-капитана: «Уж я всегда говорил, что нет проку в том, кто старых друзей забывает!..»

И Онегин, и Печорин, разочаровавшись в окружающей их жизни, критически относятся к пустой и праздной «светской чорни». По Онегин боится общественного мнения, принимая вызов Ленского на дуэль. Печорин же, стреляясь с Грушниц-ким, мстит обществу за несбывшиеся надежды («Княжна Мери»). По существу, к дуэли привела героев одна и та же злая выходка. Онегин «поклялся Ленского взбесить и уж порядком отомстить» за скучный вечер у Лариных. О себе Печорин говорил: «Я лгал, но мне хотелось его победись. У меня врожденная страсть противоречить; целая моя жизнь была только дань грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку…»

Трагизм ощущения собственной ненужности углубляется пониманием бесполезности своей жизни. Пушкин говорит:

Но грустно думать, что напрасно
Была нам молодость дана,
Что изменяли ей всечасно,
Что обманула нас она;
Что наши лучшие желанья,
Что наши свежие мечтанья
Истлели быстрой чередой,
Как листья осенью гнилой.

Ему, как бы вторит Печорин: «Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом; лучшие мои качества, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли… узнав хорошо свет и пружины жизни… я сделался нравственным калекой».

Слова Пушкина об Онегине, когда

Убив на поединке друга,
Дожив без цели, без трудов
До двадцати шести годов,
Томясь в бездействии досуга…

Он «начал странствия без цели», можно отнести и к Печорину, который тоже убил бывшего «друга», и жизнь его продолжилась «без цели, без трудов». Печорин тоже путешествует, горестно восклицая: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?»

Ощущая «в душе силы необъятные», но совершенно попусту растрачивая их, Печорин ищет смерть и находит ее «от случайной пули на дорогах Персии». Онегин же в двадцать шесть лет также «безнадежно устал от жизни». Он восклицает:

Зачем не пулей я пронзенный,
Зачем не хилый я старик?..

Сравнивая описание жизни героев, можно убедиться, что образ Печорина более разносторонний, более многогранный; это более активная личность с чертами демонизма. «Быть для кого-нибудь причиной страданий и радостей, не имея на то никакого положительного права, - не самая ли это сладкая пища нашей гордости?» - говорит Печорин. Как человек Онегин остается загадкой. Недаром Пушкин так характеризует его:

Чудак печальный и опасный,
Созданье ада иль небес,
Сей ангел, сей надменный бес,
Что ж он? Ужели подражанье,
Ничтожный призрак?..

И Онегин, и Печорин - это мыслящие, страдающие, хотя и эгоистичные, герои. Презирая праздное светское существование, они не находят путей и возможностей свободно, творчески противостоять ему и становятся «лишними людьми». В трагических исходах индивидуальных судеб Онегина и Печорина сквозит трагедия «лишних людей». Трагедия же «лишнего человека», в какую бы эпоху он ни появлялся, это трагедия общества, породившего его.




Top