Они сошлись волна и камень онегин.

В строках из «Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень…» выражено не просто противопоставление. В них показаны противоборствующие стихии. Пушкин в начале завязки предупреждает читателя, что эти два человека, и - две противоположности не смогут ужиться друг с другом. Они не просто разные. Волна, разбиваясь о камень, откатывается назад, успокаивается, как бы погибает.

Но эти удары волн не проходят бесследно, они со временем подтачивают камень. Лед и пламень и вовсе «две вещи несовместные». Лед от тепла тает и заливает пламя. Так гибнут оба.

Онегин не погиб. После выстрела он жил довольно долго, пытался найти свое место в этом мире. Но что-то в его душе после убийства Ленского все равно надломилось.

Стихи и проза – это, безусловно, характеры главных героев. Возвышенный и поэтически настроенный, романтик в душе – это Владимир Ленский. Скептик, излишне приземленный и разуверившийся – Евгений Онегин.

Эти строки стали почти крылатыми. Так говорят о людях, совершенно непохожих друг на друга. Но именно так и бывает, что люди с противоположными мировоззрениями и с различным темпераментом тесно сближаются друг с другом, становятся неразлучными . Потому что даже в противоположностях находится что-то общее, что удерживает их друг возле друга.

Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень.
Не столь различны меж собой.
Сперва взаимной разнотой
Они друг другу были скучны;
Потом понравились; потом
Съезжались каждый день верхом.

«Они сошлись. Волна и камень…», конфликт в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой.

Сперва взаимной разнотой

Они друг другу были скучны;

Потом понравились; потом

Съезжались каждый день верхом

И скоро стали неразлучны.

А.С. Пушкин.

Так описывает Пушкин героев своего романа, Онегина и Ленского. И, действительно, они были совершенно разными людьми. Это хорошо видно из описания их характеров автором. Как пишет Пушкин, Ленский имел “пылкий и довольно странный” дух, его душа всегда была согрета “приветом друга, тоской дев”. Онегин же уже прошел через это. В Ленском он видит себя в прошлом, но сейчас он переменился. Его уже не привлекают ни балы, ни шумные вечера, ни праздники, ему по душе одиночество. Он любил быть на природе, размышлять над философскими вопросами, которые никак не могли бы заинтересовать Ленского. Деревенские жители не понимали Онегина, для них он был неучем, сумасбродом, в отличие от Ленского, который представлялся им образованным дворянином из высшего общества. В домах его принимали, как жениха.

Рассмотрев образы Ленского и Онегина, очень трудно представить, чем же они могли понравиться друг другу. Встает вопрос: зачем сводит автор столь разных по характеру героев, двух людей, которые настолько отличались взглядами на жизнь, общество, любовь, отношением к людям?

Я думаю, нельзя правильно ответить на этот вопрос, не рассмотрев каждого героя, не сравнив их характеры, не проанализировав их поступки.

Достаточно ярко, как мне кажется, разница характеров проявлялась в их отношении к обществу, светской жизни. Евгений Онегин вел достаточно пассивный образ жизни, после того как приехал в деревню. Он не любит разъезжать по гостям, да и у себя редко принимает кого-то. Ленский же знал всех в округе. Его привлекала бурная жизнь, насыщенная любовными приключениями. Ленскому нравились веселые, красивые девушки, такой была и Ольга, его возлюбленная.

Всегда скромна, всегда послушна,

" Всегда как утро, весела,

Как жизнь поэта, простодушна,

Как поцелуй любви мила;

Глаза, как небо, голубые,

Улыбка, локоны, льняные,

Но Онегин видит Ольгу совсем в другом свете:

Я выбрал бы другую,

Когда б я был, как ты, поэт.

В чертах у Ольги жизни нет.

Та, что понравилась Онегину, была совсем другая, необычная. Татьяна не отличалась особой красотой, но в глазах ее был какой-то огонек, который и привлек Онегина. Она всегда была задумчивой, печальной, молчаливой, любила одиночество, с ранних лет ей нравились романы. Автор пишет: “Они ей заменяли все”. Из примеров мы видим, что жизнь Ленского не сильно отличается от жизни остальных молодых людей того времени. Онегин же был по натуре своей необычным человеком. Особенно хорошо это видно при сравнении характеров Ленского и Онегина. Мне кажется, что автор сводит их вместе и показывает их характеры в сравнении, чтобы подчеркнуть особенности и отличия Онегина от других людей. Я считаю, что в образе Ленского автор показывает нам представителя общества, так как его образу присущи черты, характерные молодым людям того времени. Образ Ленского помогает увидеть Онегина как личность, индивидуальность.

2 сентября в Санкт-Петербурге состоится одно из ярких и непримиримых противостояний нашего чемпионата - матч "Зенит" - "Спартак".

Мы решили вспомнить самые яркие и знаковые матчи этого противостояния, которые прошли в Санкт-Петербурге в рамках чемпионата России.

"Зенит"- "Спартак" - 1:2 (1996)

В сезоне 1996 "пионерский отряд Георгия Ярцева" вел борьбу за "золото" чемпионата с владикавказской "Аланией". К последнему туру команды подошли с равным количеством очков. "Спартак" отправился на матч в Санкт-Петербург и уже на 3 минуте пропустил гол. Через несколько минут Денис Зубко должен был забивать второй гол, но "красно-белых" спас Александр Филимонов. Он же спустя пару минут отразил опасный выстрел Хомухи. На тридцатой минуте Тихонова сбили у угла штрафной площади, и он в своем фирменном стиле, неожиданно, пробил в ближний угол, Роман Березовский не смог отразить удар. Счет сравнялся, и гостевая трибуна взорвалась от восторга и зажгла файеры. Кстати, во время матча фанаты "Спартака" вывернули наизнанку модные тогда "бомбера" и, практически, вся трибуна была окрашена в оранжевый цвет. Во втором тайме скорости еще больше возросли, команды вообще не задерживались в центре поля. Опасные моменты возникали то у одних, то у других ворот. "Алания" в параллельном матче побеждала, и "Спартаку" нужна была только победа. На 73 минуте Егор Титов наносит обводящий дальний удар, и мяч влетает в нижний угол ворот "Зенита". Удар был не очень сильным, что позволило некоторым фанатам много лет обвинять Романа Березовского в том, что оба гола он пропустил специально. Через десять минут Головской сбивает убегающего Зубко, но получает только желтую карточку, после чего на поле выскакивает болельщик "Зенита" и кидается с кулаками к судье матча Фролову. Его уводят, а на последней минуте матча Филимонов спасает команду после дальнего удара Сергея Попова, отбивая мяч на угловой, после чего судья сразу же дает свисток. И с трибун в него сразу летят бутылки, а игроки "Зенита" пытаются оказать на него физическое воздействие. Рефери уводят под охраной милиции. "Спартак" побеждает и через несколько дней на этом же стадионе обыграет в "золотом матче" "Аланию".

"Зенит" - "Спартак" - 4:2 (2016)

Один из самых шикарных матчей данного противостояния, который в итоге стал скандальным благодаря ошибке главного рефери матча. Игра превратилась в триллер с первых минут. Ещенко играет рукой в своей штрафной площади – Кришито с пенальти открывает счет. Лодыгин неудачно отбивает мяч после удара Промеса со штрафного, и Боккетти сравнивает счет. Дзюба, по традиции, забивает очередной гол в ворота "Спартака", как в ответной атаке, после углового Зе Луиш головой отправляет второй мяч в ворота Питера. В середине второго тайма Жулиано и Витсель разыгрывают шикарную комбинацию, и бельгиец выводит "Зенит" вперед. Сразу же, после очередной ошибки Лодыгина, Глушаков с Промесом должны были сравнивать счет. А на восемьдесят шестой минуте произошла кульминация игры. Кришито сбивает убегающего от него Промеса, за что должен был бы получить вторую желтую карточку. Но свисток судьи промолчал, а вместо этого питерцы организуют контратаку, и Ещенко нарушает правила в своей штрафной площади, а судья ставит второй пенальти в ворота "Спартака". Жулиано устанавливает окончательный счет в этом матче.

"Зенит" - "Спартак" - 1:4 (2006)

Первый матч Владимира Быстрова против "Зенита" в родном городе. Кроме этого, это был первый матч "Спартака" после увольнения Старкова и назначения, в очередной раз, Владимира Григорьевича Федотова, который удивил всех тем, что вышел на матч с тремя центральными защитниками. А кроме этого, как гласит легенда, он перед матчем сказал своим подопечным: "Хватит пулять мяч вперед на одинокого Рому (Павлюченко -прим.ред), опустите мяч вниз и играйте в пас". На третьей минуте после подачи со штрафного Ширла, Ковальчук срезает мяч в свои ворота, "Зенит" выходит вперед. Через пару минут Кержаков едва не забивает второй гол. В центре поля происходит столкновение Радимова и Быстрова, после которого каждое касание мяча "спартаковцем" стадион встречает оглушительным свистом. На тридцать пятой минуте именно Быстров зарабатывает пенальти в ворота своей бывшей команды. Павлюченко с точки точен. Первый тайм заканчивается массированным наступлением "Зенита": Власов из штрафной бьет "по воробьям", удар Ширла отражает Ковалевски. А на первой минуте второго тайма гости проводят быструю контратаку, и Пьянович с передачи Быстрова выводит "Спартак" вперед. Ковалевски отражает удары Кержакова и Аршавина. А Быстров спасает "красно-белых", принимая на себя удар Кержакова из штрафной площади, когда Войцех Ковалевски уже не мог бы отразить мяч. Буквально сразу контратака, и счет становится 1:3. Вышедший на замену Баженов сначала сам ассистирует Пьяновичу, а через три минуты устанавливает окончательный счет в матче - 1:4.

"Зенит" - "Спартак" - 5:0 (2012)

Самая крупная победа на данный момент в рамках чемпионата России между этими командами. "Зенит" встречался с вице-чемпионом, которого только-только возглавил Унаи Эмери. Команды выиграли первые три матча и выходили на игру лидерами чемпионата, но по факту на поле властвовала и царила и доминировала только одна команда - "Зенит". Хозяева переиграли гостей не только в центре поля, но и полностью подавили фланги "красно-белых". Канунников, который в этом матче, играл на позиции центрфорварда, уже на пятнадцатой минуте продавил оборону "Спартака" и открыл счет в матче. После чего у ворот гостей пошла круговерть, и если бы не самоотверженная игра голкипера Диканя, то счет был бы неприличным еще до перерыва. В самом начале второго тайма Владимир Быстров, который вернулся в "Зенит" в 2009 году, в очередной раз переигрывал на фланге Сослана Гатагова и забил второй гол. После этого, Губочан свалил в штрафной Эменике, пенальти вызвался исполнить Динияр Билялетдинов, который не смог переиграть Вячеслава Малафеева. Тот час же Широков шикарным "парашютом" отправил третий мяч в ворота Диканя. Макгиди получил красную карточку за прыжок двумя ногами в ногу в Файзулина, и "Спартак" полностью развалился. Эмери метался на бровке и пытался заменами хоть как-то изменить игру, но в действиях "красно-белых" царил лишь сумбур. "Зенит" же, напротив, начал "добивать" соперника. Каннуников, Быстров, Широков упускали раз за разом отличные моменты, пока не настал час Виктора Файзулина, который забил четвертый и пятый мячи в ворота гостей.

"Зенит" - "Спартак" - 2:3 (2012)

Матч предпоследнего тура переходного чемпионата, более известного, как "Полторашка". Напомним, что весенняя часть чемпионата прошла в двух группах: в одной бились за медали, в другой - за выживание. "Зенит" за два тура до этого матча стал чемпионом, но празднование руководство санкт-петербургского клуба отложило как раз на день матча со "Спартаком". Игроки обещали болельщикам, что преподнесут им победу. "Спартак" перед матчем набрал всего одно очко в трех играх и располагался на четвертой строчке в турнирной таблице. Капитаном команды в этом матче Валерий Карпин выбрал…Артёма Дзюбу. Уже на двенадцатой минуте Широков должен был открывать счет, но попал в перекладину ворот Артёма Реброва. Но на двадцать третей минуте счет был открыт. Кришито простелил в штрафную, и Кержаков переправил мяч в сетку ворот. Этот гол стал для него сотым в чемпионатах России за "Зенит". Конец первого тайма и начало второго осталось за "Спартаком". По воротам били Дзюба, Билялетдинов, Макгиди. На семидесятой минуте Эменике берет игру на себя, проходит по правому флангу, простреливает на Дзюбу, который отпасовывает Кириллу Комбарову, а тот простреливает на Билялетдинова. Удар, и счет становится 1:1. Стадион засвистел и погнал "Зенит" на штурм ворот "Спартака". И через десять минут Файзулин падет в борьбе с Дмитрием Комбаровым, и судья, после долгих раздумий назначает пенальти. Председатель правления "Газпрома" Алексей Миллер стоя наблюдает за исполнением пенальти будущего главного тренера "Зенита" Сергея Богдановича Семака. Ребров едва не отражает 11-метровый, после чего сцепляется на поле с Кержаковым. "Красно-белые" сразу идут в атаку, Макгиди навешивает, мяч мечется по штрафной и отскакивает к Эменике, который и отправляет его в сетку. На радостях нигерийский нападающий "Спартака" несется к трибунам и стучит себя по руке. Судья Казьменко удаляет игрока с поля, посчитав, что тот показал трибунам неприличный жест. А через пять минут, на последней минуте основного времени, случилась развязка: Дмитрий Комбаров перехватил мяч в центре поля, прорвался по левому флангу и прострелил на Дзюбу. Артём остановил мяч и выкатил его под удар Кариоки, который и отправил победный мяч в сетку "зенитовских" ворот. Таким образом "Спартак" подпортил праздник чемпионства в Санкт-Петербурге, а в следующем туре после победы над "Локомотивом" и поражения ЦСКА, занял второе место в чемпионате.

"Зенит" - "Спартак" - 5:1 (2017)

"Спартак" в ранге чемпиона приехал в Санкт-Петербург и был уничтожен командой Роберто Манчини. Хотя поначалу ничего не предвещало разгрома. "Зенит" повел в счете на тридцать пятой минуте, когда провалилась оборона "Спартака", и Кокорин убежал на рандеву с Ребровым, после этого Луис Адриано должен был сравнивать счет, но не попал в ворота, а в ответной атаке Ерохин отправил второй гол в ворота гостей. Во втором тайме игра "Спартака", как и его оборона, попросту развалилась. Кришито и Кузяев довели счет до разгромного. Промес с пенальти размочил счет, но лишь для того, чтобы все увидели забавный автогол Артёма Реброва. Смольников навесил в штрафную площадь, а голкипер "Спартака", пытаясь поймать мяч, свалился вместе с ним в ворота, став на пару недель объектом различных мемов. В самом конце матча Луис Адриано жестко сыграл против Терентьева, на помощь к которому ринулся Смольников, после чего на поле завязалась самая настоящая драка. Смольников и Адриано были удалены. Таким образом первое итальянское противостояние в рамках чемпионата России закончилось победой "Зенита". После этой победы все российские спортивные средства массовой информации и самые разнообразные футбольные эксперты отдали санкт-петербургскому клубу корону чемпиона России. А по факту, для "Зенита" это оказалась "пиррова победа", забив пять мячей в ворота московского "Спартака", в итоговой таблице чемпионата "Зенит" оказался ниже своего соперника и занял лишь пятое место.

Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.
Сперва взаимной разнотой...
А. С. Пушкин, «Евгений Онегин»

Идем по Шамординскому женскому монастырю, восстановление которого идет полным ходом, но много уже сделано, есть, что посмотреть. Мы с подругой приехали сюда с экскурсией, немного отстали от группы. Останавливаемся перед совсем небольшой иконой на свежеоштукатуренной стене. Икона современная, вышита мельчайшим речным жемчугом.
Работа такого потрясающего мастерства, что просто не оторвать глаз.
Группа ушла дальше, а мы не можем отойти, молчим...
Потом, не сговариваясь, поворачиваемся друг к другу и одновремено, в один голос, почти выдыхаем:
Я: "Какое же блаженство заниматься такой работой!"
Она: "Какая же пытка заниматься такой работой!"
Мы рассмеялись и пошли догонять группу.

А я в который раз подумала, какие же мы разные с моей лучшей подругой и одноклассницей Ниной. Ну почти ни в чем наши мнения не сходятся никогда.
Почему же мы дружим уже 65 лет? Почему не разбежались еще в школе?
Что такое бывает между друзьями, очень непохожими?

У нас ситуация была совсем не та, что у Онегина с Ленским, когда два ни в чем не похожих человека подружились, за неимением выбора, от скуки.
Для непохожести нашей, которая по мере нашего взросления только увеличивалась, казалось, не было никаких оснований.
Учились мы обе хорошо, Нина закончила школу с серебряной медалью, я,естественно, с золотой.
Семьи наши по социальному статусу были очень близки. Ее мама - препод английского в нашем педе, папа - инженер; моя мама - врач, папа - тоже инженер. Тогда мы не слышали об IQ, уверена теперь, по этой характеристике мы тоже не сильно отличаемся. Читали мы одни и те же книги и толстые журналы, все тогда много читали, были общие интересы и темы для разговоров. Но всегда, всю жизнь мы о чем-то спорили...
Теперь, мягко говоря, повзрослев, уже не спорим, а спокойно обсуждаем.

Более непохожих подружек трудно себе представить.
Меня всегда ставили в пример,как надо себя вести, а Нину соответственно - как не надо.
Это я все к тому, что у нас было очень много общего изначально, вроде бы. Но это не сделало нас не только одинаковыми, даже похожими. Если меня, с моим ослиным упрямством, всезнайством и самоуверенностью, маме приходилось постоянно одергивать, чтобы не заносило на поворотах, что стало хорошим уроком на всю жизнь, то нининой маме приходилось прилагать много усилий, чтобы вселить в нее веру в себя, не уверенность даже. Старания ее мамы превзошли все ожидания и мы в свои 10 лет, к моменту нашего знакомства, по этому признаку уже совсем не отличались.
Мы обе не лезли за словом в карман, обе были абсолютно уверены, что мы самые умные, только я была уверена молча, а моя подруга громко, у нее с тормозами было похуже. Я это объясняю тем, что моя самоуверенность была врожденной, для меня естествнной, а для Нины результатом усилий и она каждый раз радовалась достигнутому.

А дело вот, в чем. Моя подруга родилась с некоторым отклонением от нормы, можно сказать, с уродством. Большой, указательный и средний пальцы на ногах и руках оказались сросшимися вместе. Когда мы познакомились, пальцы в результате не очень простых операций были разъединены и имели не только не красивый вид, но и не все позволяли делать. Писать она, конечно, умела, почерк был ужасный, почти такой же как у меня, я до сих пор с трудом читаю свои рукописи:).

Такая вот родилась дочка у двух очень серьезных образованных родителей, к тому времени уже имевших красавчика-вундеркинда сына 5-ти лет. Образованная мама, к тому же работавшая со студентами, очень хорошо понимала, какие проблемы ждут ее дочь в жизни, сколько хлебнет она от окружения, если не сможет за себя постоять.

Решение было абсолютно правильным, можно сказать, единственно верным - Нина должна быть лучше других, быть уверенной в этом. Во всем быть лучшим человек не может, это понятно, пусть в чем-то.
В 5-ом классе у нас начался английский, Нина его уже знала так, что умудрялась поправлять нашу старенькую учительницу, делала она это, по случаю врожденных проблем с тормозами, с непосредственностью человека, почувствовавшего уверенность в себе, без комплексов.
Учителей напрягало такое поведение моей подруги,они ставили меня в пример всему классу, заслуженно:).

Но нинина мама считала, что школьных успехов недостаточно и наняла дочери учительницу по игре на пианино, инструмент уже был куплен. Не знаю уж, что было при этом главным мотивом - просто физическая тренировка изувеченных пальцев или дополнительное основание для того, чтобы выделиться среди других.
Возможно еще, что и какие-то музыкальные данные были замечены. Так получилось, что мы с сестрой(все мы учились в одном классе) тоже захотели приобщиться к музыкальной культуре, Нина предложила нам давать азы музыкальной грамоты, мы ходили к ней после уроков. Надо отдать должное моей подруге, она очень старалась передать нам хоть частичку полученных знаний. И мы в свою очередь очень старались, но скоро поняли, что усилия наши тщетны, убеждали одноклассницу, что все бесполезно, у нас просто нет слуха. В ответ Нина проигрывала какую-нибудь знакомую мелодию и предлагала найти ошибку, мы, не веря собственным ушам, ошибку находили, а подруга говорила, что вот это и есть свидетельство наличия слуха, только нужно больше усилий.

Моя сестра решила, что с нее достаточно и этих усилий, перестала ходить, занялась фигурным катанием.
А я с ослиным упрямством продолжала какое-то время заниматься, не могла поверить, что я чего-то не смогу, если очень захочу. Потом и я сдалась, и в свободное от чтения время занималась любимым шитьем и вязанием, что было совершенно непостижимо для моей подруги, как для меня музыка...

А Нина так с домашней учительницей и получила образование в объеме музыкальной школы, закончила институт нефти и газа, всю жизнь проработала в Коми геологом,стала интереснейшим человеком, сильным, уверенным в себе. Заслугу ее мамы просто невозможно переоценить. Музыкантом ее дочь не стала, но с музыкой не расставалась никогда. В нашем городе постоянно гастролируют многочисленные музыкальные коллективы, серьезные оркестры, Нина не пропускает ничего, иногда ей удается затащить на аркане мужа, очень редко меня.

Только уже много пожив, я поняла, что далеко не все доступно человеку, у каждого есть от природы что-то свое, это свое родители должны заметить в ребенке и всеми средствами развивать.
Ремесленничество можно в себе развить в результате упорных стараний, но оно не доставит той радости, которую получает тот, рядом с тобой, кто с этим призванием родился.
Не надо насильно заставлять себя, а тем более, своих детей делать что-то такое, к чему тебя природа совсем не предназначила. Стоит найти хоть маленькую свою нотку в душе. Не всех природа наделяет талантами, даже просто способностями к чему-то. В этом случае это надо понять, признать и научиться делать какую-то нужную другим работу максимально хорошо. Другого пути нет.

Нашей дружбе уже несколько десятилетий, мы так и остались разными, вечно о чем-то споря или молча не соглашаясь.
Мы не спешим менять своих убеждений, понимая, что, практически, это и невозможно, мы признаём право другого на свое убеждение, с нашим не совпадающее.
Когда наши мнения сходятся, мы смеемся от неожиданности, так редко это бывает.
Разговоры про одну правду считаю просто устаревшим догматом, если не демагогией.
Правды, по крайней мере, две, если очень грубо.
Давно поняла, что спорить имеет смысл только с единомышленниками или по близким позициям. Если вообще речь идет о серьёзных людях и вещах.

65 лет дружбы с близким человеком, на меня абсолютно не похожим, убедили меня в том, что такая дружба не только возможна, но может быть и очень интересной.
О возможности просто нормального общения между разными людьми даже не говорю. Было бы желание сторон...

Рецензии

Интересная тема, Ирина Николаевна.
Дружба между людьми, абсолютно не похожими друг на друга... Возможно ли такое? Мое мнение, конечно же, возможно, такие примеры знакомы. Закон единства и борьбы противоположностей в философии, закон притяжения разноименных зарядов в физике.
Однако, в браке, похоже, совместное счастье разных людей - ещё большая редкость.
Хорошая тема для размышлений.
С уважением,

1. Сходство и различие двух героев романа.
2. Ленский — романтический идеал поэта.
3. Онегин — светский человек.

Онегин и Ленский — герои романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» — две противоположные личности: Один — юный мечтатель, а другой — разочарованный в жизни и не питающий на ее чей счет иллюзий скучающий светский денди. Казалось бы, что у них общего? Как могла возникнуть между ними дружба? И действительно, поначалу

...взаимной разнотой они друг другу были скучны;
Потом понравились; потом
Съезжались каждый день верхом
И скоро стали неразлучны...

Именно непохожесть друг на друга изначально притягивает героев. А затем выясняется, что

...Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой...

И действительно, оба героя, несмотря на непохожесть, слывут за вольнодумцев. Ленский, обучавшийся в Геттингенском университете — одном из наиболее либеральных учебных заведений Европы, «из Германии туманной»

Привез учености плоды:
Вольнолюбивые мечты,
Дух пылкий и довольно странный
Всегда восторженную речь
И кудри черные до плеч.

Упоминание о кудрях до плеч не случайно. Это прямое указание на вольнодумство героя. Длинные волосы в те времена носили те, кто презирал светскую моду и отказывался следовать общепринятым канонам.

Онегин также воспринимается сельским обществом как вольнодумец. Так как он «... ярем барщины старинной, оброком легким заменил». Это тут же вызвало неприятие соседей, которые усмотрели в этом «ужасный вред». Выходит, у этих двух персонажей, гораздо больше общего, чем можно предположить на первый взгляд. Не случайно Онегин оказывается единственным, кто в деревенской глуши способен понять и по достоинству оценить юного поэта.

Ленский признается, что ненавидит «модный свет», но и «шумные пиры» сельских помещиков ему тоже чужды. Он бежит от их «благоразумных разговоров»

О сенокосе, о вине,
О псарне, о своей родне...

У Онегина же жизнь в сельском «прелестном уголке» вызывает отчаянную скуку. С легкой иронией описывает Пушкин юность героя, его увлечение светом и светскими красавицами. Он с легкостью добился выгодного о себе мнения и достиг совершенства в «науке страсти нежной». Но все это скоро наскучило ему. Чувства в нем остыли, друзья надоели, красавицы успели утомить. И разлюбил он наконец «и брань, и саблю и свинец». Он становится угрюм, холоден, ко всему равнодушен. Его томит невозможность вырваться из порочного круга светской суеты. Он едет в деревню в надежде на лоне природы воскреснуть и освежиться. Но находит там ту же пустоту и бессодержательность жизни. Лишь знакомство и возникшая дружба с Ленским дали пищу его уму. В спорах друзья касаются самых разных тем. Все влечет их к размышлениям:

Племен минувших договоры,
Плоды наук, добро и зло,
И предрассудки вековые,
И тайны гроба роковые,
Судьба и жизнь в свою чреду,
Все подвергалось их суду.

Но Ленский, в отличие от Онегина, романтик, который верит в совершенство мира:

Он в песнях гордо сохранил
Всегда возвышенные чувства,
Порывы девственной мечты

И прелесть важной простоты.

Он чист и благороден, открыт всему высокому и прекрасному. Его душа еще не успела увянуть и остыть в «хладном разврате света». И Онегин, давно лишившийся всех иллюзий, с улыбкой слушает пылкие речи Ленского. Он смотрит на юного поэта как взрослый человек на восторженное дитя, но не хочет разрушать его веры в прекрасное, стремясь удержать «охладительное слово». Онегин понимает, что сама жизнь скоро снимет пелену с глаз поэта, который, толкуя о жизни, совершенно ее не знает. Мечты и фантазии Ленского далеки от реальности. Любовь для него — это смысл всей жизни, всесильное чувство, над которым ни что не властно. Но любит он, не столько Ольгу — милую, очаровательную, но пустую и легкомысленную барышню, сколько тот прекрасный образ, который создал в своем воображении. Он превратил свою возлюбленную в музу, нашел в ней достоинства и совершенство, которыми Ольга никогда не обладала. Пылкий герой приписал ей чувства и мысли, которых на самом деле у нее не было в помине. И хотя Ленского потрясает тот факт, что его возлюбленная с легкостью принимает ухаживания его друга и начинает с ним флиртовать, а потом без тени смущения корит жениха за то, что он рано уехал, он все же оправдывает возлюбленную, возлагая всю вину на коварного «развратителя» Онегина. Образ Ольги в его душе остается чистым и незамутненным, хотя поначалу он готов возненавидеть ее и в простом легкомыслии узреть измену. А в желании Онегина подшутить над ним он увидел обольщение и кровную обиду. После того как Онегин подошел к Ольге, герой превратился для него во врага, «червя презренного», «развратителя», стал воплощением зла. Для него дуэль — это не просто решение собственной судьбы, это попытка спасти, защитить любимую девушку, уберечь ее от коварных сетей и утвердить тем самым начала добра.

Онегин крайне недоволен теми последствиями, к которым привела его шутка. Наедине с собой он признает, что был неправ, в первую очередь потому, что

... над любовью робкой, нежной
Так подшутил вечор небрежно.

А главное, он понимает, что не должен был соглашаться на дуэль, что Ленскому в его юном возрасте простительно «дурачиться». А он должен был показать себя

Не мячиком предрассуждений,
Не пылким мальчиком, бойцом,
Но мужем с честью и с умом.

Но, презирая свет, Онегин не может освободиться от власти светских предрассудков. Он боится «шепота и хохотни глупцов». Он едет на дуэль и убивает своего друга. А потом бежит прочь, мучимый угрызениями совести. Первое время оплакивают поэта и сестры Ларины. Но уже скоро «невеста молодая» забывает о нем выходит замуж за улана. Романтическая мечта Ленского о вечной любви оказывается иллюзией. Лишь две души — Татьяна, считавшая Ленского братом и Онегин, убийца, любивший его как друга — продолжают грустить о нем. Поэт погибает, но Пушкин намекает нам на возможность другого финала. Восторженный романтик Ленский мог быть либо «повешен, как Рылеев», либо жизнь охладила бы его душевный пыл и он, расставшись с музами, получил бы обычный удел женатого человека:

В деревне, счастлив и рогат,
Носил бы стеганный халат;
Узнал бы жизнь на самом деле,
Пил, ел, скучал, толстел, хирел...

Пушкину дорог Ленский как романтический идеал. Но он понимает его иллюзорность и невосполнимость в реальной жизни. А для его героя Онегина гибель Ленского стала первым в жизни подлинным страданием, которое способствовало его возрождению. Онегин и Ленский это два этапа развития личности — от восторженной веры в совершенство мира к скуке и разочарованию.




Top