Оноре бальзак биография. История зарубежной литературы XIX - начале XX вв

Оноре де Бальзак (родился 20 мая 1799, Тур — умер 18 августа 1850, Париж) — французский писатель. Настоящее имя — Оноре Бальзак, частицу «де», означающую принадлежность к дворянскому роду, начал использовать около 1830 года.

Французский писатель, воссоздавший целостную картину общественной жизни своего времени. Родился 20 мая 1799 в Туре; его родные, по происхождению крестьяне, были выходцами из южной Франции (Лангедок). Изначальную фамилию Бальса (Balssa) сменил отец, когда приехал в 1767 в Париж и начал там долгую чиновничью карьеру, которую с 1798 продолжил в Туре, занимая ряд административных должностей. Частицу "де" в 1830 добавил к имени сын Оноре, претендуя на благородное происхождение. Бальзак провел шесть лет (1806-1813) в качестве пансионера Вандомского колледжа, завершив образование в Туре и Париже, куда семья вернулась в 1814. Проработав три года (1816-1819) письмоводителем в судейской конторе, он убедил родителей разрешить ему попытать счастья в литературе. Между 1819 × 1824 Оноре издал (под псевдонимом) с полдюжины романов, написанных под влиянием Ж.Ж.Руссо, В.Скотта и "романов ужасов". В сотрудничестве с различными литературными поденщиками выпустил множество романов откровенно коммерческого толка.

Архитектура - выразительница нравов.

Бальзак Оноре де

В 1822 началась его связь с сорокапятилетней мадам де Берни (ум. 1836). Страстное поначалу чувство эмоционально обогатило его, позднее их отношения перешли в платоническую плоскость, и Лилия в долине (Le Lys dans la vallée, 1835-1836) дала в высшей степени идеальную картину этой дружбы.

Попытка сколотить состояние на издательско-типографском деле (1826-1828) вовлекла Бальзака в крупные долги. Вновь обратившись к писательству, он опубликовал в 1829 роман Последний Шуан (Le dernier Shouan; переработан и издан в 1834 под назв. Шуаны — Les Chouans). Это была первая книга, которая вышла под его собственным именем, наряду с юмористическим пособием для мужей Физиология брака (La Physiologie du mariage, 1829) она привлекла внимание публики к новому автору. Тогда же начался главный труд его жизни: в 1830 появляются первые Сцены частной жизни (Scènes de la vie privée), c несомненным шедевром Дом кошки, играющей в мяч (La Maison du chat qui pelote), в 1831 выходят первые Философские повести и рассказы (Contes philosophiques). В течение еще нескольких лет Бальзак подрабатывал в качестве внештатного журналиста, однако основные силы с 1830 по 1848 были отданы обширному циклу романов и повестей, известному миру как Человеческая комедия (La Comédie humaine).

Договор об издании первой серии Этюдов о нравах (Études de moeurs, 1833-1837) Бальзак заключил, когда многие тома (всего вышло 12) были еще не завершены или только начаты, поскольку имел обыкновение сначала продавать готовое произведение для публикации в периодике, затем выпускать его отдельной книгой и, наконец, включать в то или иное собрание. Этюды состояли из Сцен — частной, провинциальной, парижской, политической, военной и деревенской жизни. Сцены частной жизни, посвященные в основном молодости и присущим ей проблемам, не были привязаны к конкретным обстоятельствам и месту; зато сцены провинциальной, парижской и деревенской жизни разыгрывались в точно обозначенной среде, что является одной из самых характерных и оригинальных особенностей Человеческой комедии.

Помимо стремления отобразить социальную историю Франции, Бальзак намеревался поставить диагноз обществу и предложить лекарства для лечения его болезней. Эта цель явственно ощущается во всем цикле, но центральное место занимает в Философских этюдах (Études philosophiques), первое собрание которых вышло между 1835 × 1837. Этюды о нравах должны были представить "следствия", а Философские этюды — выявить "причины". Философия Бальзака представляет собой любопытное сочетание научного материализма, теософии Э.Сведенборга и других мистиков, физиогномики И.К.Лафатера, френологии Ф.Й.Галля, магнетизма Ф.А.Месмера и оккультизма. Все это сопрягалось, порой весьма неубедительным образом, с официальным католицизмом и политическим консерватизмом, в поддержку которых Бальзак открыто выступал. Два аспекта этой философии имеют особое значение для его творчества: во-первых, глубокая вера во "второе зрение", таинственное свойство, дающее своему обладателю возможность распознавать или угадывать факты или события, свидетелем которых он не был (Бальзак считал себя чрезвычайно одаренным в этом отношении); во-вторых, основанная на воззрениях Месмера концепция мысли как некоей "эфирной субстанции", или "флюида". Мысль состоит из воли и чувства, и человек проецирует ее в окружающий мир, придавая ей больший или меньший импульс. Отсюда возникает идея о разрушительной силе мысли: в ней заключена жизненная энергия, ускоренная трата которой приближает смерть. Это ярко иллюстрирует магическая символика Шагреневой кожи (La Peau de chagrin, 1831).

Третий главный раздел цикла должны были составить Аналитические этюды (Études analytiques), посвященные "принципам", но Бальзак так и не прояснил свои намерения на сей счет; фактически он завершил лишь два тома из серии этих Этюдов: полусерьезную-полушутливую Физиологию брака и Мелкие невзгоды супружеской жизни (Petites misères de la vie conjugale, 1845-1846).

Основные контуры своего честолюбивого замысла Бальзак определил осенью 1834 и затем последовательно заполнял ячейки намеченной схемы. Позволив себе отвлечься, он написал в подражание Рабле ряд забавных, хотя и непристойных "средневековых" повестей под названием Озорные рассказы (Contes drolatiques, 1832-1837), не вошедших в состав Человеческой комедии. Название для постоянно разрастающегося цикла было найдено в 1840 или 1841, и новое издание, впервые снабженное этим заголовком, начало выходить в 1842. В нем был сохранен тот же принцип деления, что и в Этюдах 1833-1837, но Бальзак добавил к нему "предисловие", в котором разъяснил свои цели. В так называемое "окончательное издание" 1869-1876 вошли Озорные рассказы, Театр (Théâtre) и ряд писем.

Благородство чувств не всегда сопровождается благородством манер.

Бальзак Оноре де

В критике нет единодушия относительно того, насколько верно удалось писателю изобразить французскую аристократию, хотя сам он гордился своим знанием света. Мало интересуясь ремесленниками и фабричными рабочими, он достиг наивысшей, по общему мнению, убедительности в описании различных представителей среднего класса: конторских служащих — Чиновники (Les Employés), судейских клерков и адвокатов — Дело об опеке (L’Interdiction, 1836), Полковник Шабе (Le Colonel Chabert, 1832); финансистов — Банкирский дом Нусингена (La Maison Nucingen, 1838); журналистов — Утраченные иллюзии (Illusions perdues, 1837-1843); мелких фабрикантов и торговцев — История величия и падения Цезаря Биротто (Histoire de la grandeur et decadence de César Birotteau, 1837). Среди Сцен частной жизни, посвященных чувствам и страстям, выделяются Покинутая женщина (La Femme abandonnée), Тридцатилетняя женщина (La Femme de trente ans, 1831-1834), Дочь Евы (Une Fille d’Ève, 1838). В Сценах провинциальной жизни не только воссоздается атмосфера маленьких городков, но также изображаются тягостные "бури в стакане воды", которые нарушают мирное течение привычной жизни — Турский священник (Le Curé de Tours, 1832), Евгения Гранде (Eugénie Grandet, 1833), Пьеретта (Pierrette, 1840). В романах Урсула Мируэ (Ursule Mirouët) и Баламутка (La Rabouilleuse, 1841-1842) показаны жестокие семейные раздоры из-за наследства. Но еще мрачнее предстает человеческое сообщество в Сценах парижской жизни. Бальзак любил Париж и сделал многое для того, чтобы сохранить память о ныне забытых улицах и уголках французской столицы. Вместе с тем он считал этот город адской бездной и сравнивал идущую здесь "борьбу за жизнь" с войнами в прериях, как их изображал в своих романах один из его любимейших авторов Ф.Купер. Наибольший интерес из Сцен политической жизни представляет Темное дело (Une Ténébreuse Affaire, 1841), где на мгновение возникает фигура Наполеона. Сцены военной жизни (Scènes de la vie militaire) включают всего два произведения: роман Шуаны и рассказ Страсть в пустыне (Une Passion dans le désert, 1830) — Бальзак намеревался значительно их дополнить. Сцены деревенской жизни (Scènes de la vie de campagne) в целом посвящены описанию темного и хищного крестьянства, хотя в таких романах, как Сельский врач (Le Médecin de campagne, 1833) и Сельский священник (Le Curé de village, 1839), значительное место отводится изложению политических, экономических и религиозных взглядов.

Оноре де Бальзак (20.05.1799 – 18.08.1850) – французский писатель, выдающийся прозаик XIX века, считается основоположником реалистического направления в литературе.

Детство

Бальзак родился во французском городе Туре в крестьянской семье. Его отец смог разбогатеть в революционные годы, а позднее стал правой рукой местного мэра. Первоначально их фамилия была Бальса. Отец видел в сыне будущего адвоката. Бальзак обучался в колледже вдали от семьи, отличался плохим поведением, за что постоянно подвергался наказанию в карцере. Родители забрали его домой из-за тяжелой болезни, которая длилась пять лет. После того, как 2016 году его семья перебралась в столицу, юноша выздоровел.

Затем Бальзак учился в Парижской правовой школе. Начинал трудиться в должности писца при нотариусе, но вскоре отдал предпочтение литературной деятельности. Читать любил с раннего детства, любимыми авторами были Монтескье, Руссо и другие. Мальчиком он сочинял пьесы, но они не сохранились. В школьные годы его «Трактат о воле» не понравился учителю, и тот сжег сочинение на глазах автора.

Литературная деятельность

Дебютным в литературе считается произведение «Кромвель» (1820). Оно вместе с другими ранними творениями автора было опубликовано, но не оказалось успешным. Впоследствии сам Бальзак отказался от них. Видя неудачи начинающего писателя, родители лишили его материального содержания, так Бальзак вступил в самостоятельную жизнь.

Молодой Бальзак

В 1825 году Оноре решил открыть издательское дело, которым безуспешно занимался три года, пока окончательно не разорился. Ранее его произведения выходили под псевдонимами, в 1829 году впервые он подписывает своим настоящим именем роман «Шуаны». Сам Бальзак считал отправной точкой своей литературной деятельности роман 1831 года «Шагреневая кожа». Далее последовали «Элексир долголетия», «Гобсек», «Тридцатилетняя женщина». Так в карьере писателя начался период признания и успеха. Наибольшее влияние на его творчество оказал писатель В. Скотт.

В 1831 году Оноре задумывает написать многотомную книгу, где хочет отразить в художественном стиле французскую историю и философию. Этой работе он посвящает большую часть своей жизни и называет ее «Человеческой комедией». В эпопею, состоящую из трех частей и 90 произведений, вошли как ранее написанные, так и новые творения.

Стиль писателя считался оригинальным при всеобщем распространении романизма в те времена. В любом романе главной темой была трагедия личности в буржуазном обществе, описываемая новым художественным методом. Произведения отличались глубоким реализмом, они весьма точно отражали действительность, чем вызывали восхищение у читателей.

Бальзак работал в жестком темпе, практически не отрываясь от пера. Писал в основном по ночам, очень быстро, никогда не пользовался черновиками. В год публиковалось по несколько произведений. За первые годы активного написания книг ему удалось затронуть самые различные сферы жизни французского общества. Также Бальзак писал драматические произведения, которые не были так популярны, как его романы.

Признание и последние годы

Бальзак был признан выдающимся литературным деятелем еще при жизни. Несмотря на свою популярность, он не смог разбогатеть, так как имел много долгов. Его творчество отразилось на произведениях Диккенса, Золя, Достоевского и других известных писателей. В России его романы публиковались практически сразу же после парижских изданий. Писатель посещал империю несколько раз, в 1843 году три месяца жил в Петербурге. Федор Достоевский, увлекавшийся чтением Бальзака, перевел на русский язык роман «Евгения Гранде».


Жена Бальзака Э. Ганская

У Бальзака был многолетний роман с польской помещицей Эвелиной Ганской. Познакомившись в 1832 году, они долго переписывались, затем встречались. Ганская была замужем, овдовела, а затем планировала передать наследство мужа дочери. Пожениться они смогли лишь в 1850 году. После венчания пара уехала в Париж, где Оноре подготовил для новой семьи квартиру, но там писателя настигла тяжелая болезнь. Супруга была с ним рядом до последнего дня.

Творчество писателя изучается по сей день. Первую биографию выпустила сестра Бальзака. Позже о нем писали Цвейг, Моруа, Вюрмсер и другие. О его жизни также снимали фильмы, экранизировали произведения. Существует не один музей, посвященный его творчеству, в том числе в России. Во многих странах в разное время изображение Бальзака помещали на почтовые марки. Всего за свою жизнь он написал 137 произведений, познакомил мир с более чем 4 тысячами персонажей. В России первое опубликованное собрание его сочинений насчитывало 20 томов.

БАЛЬЗАК (Balzac ) Оноре де (1799-1850), французский писатель. Эпопея "Человеческая комедия" из 90 романов и рассказов связана общим замыслом и многими персонажами: роман "Неведомый шедевр" (1831), "Шагреневая кожа" (1830-31), "Евгения Гранде" (1833), "Отец Горио" (1834-35), "Цезарь Биротто" (1837), "Утраченные иллюзии" (1837-43), "Кузина Бетта" (1846). Эпопея Бальзака - грандиозная по широте охвата реалистическая картина французского общества.

БАЛЬЗАК (Balzac ) Оноре де (20 мая 1799, Тур - 18 августа 1850, Париж), французский писатель.

Происхождение

Отец писателя Бернар Франсуа Бальсса (впоследствии изменивший фамилию на Бальзак), выходец из богатой крестьянской семьи, - служил по ведомству военного снабжения. Воспользовавшись сходством фамилий, Бальзак на рубеже 1830-х гг. стал возводить свое происхождение к дворянскому роду Бальзак д"Антрег и самовольно прибавил к своей фамилии дворянскую частичку "де". Мать Бальзака была моложе мужа на 30 лет и изменяла ему; младший брат писателя Анри, "любимчик" матери, был побочным сыном владельца соседнего замка. Многие исследователи полагают, что внимание Бальзака-романиста к проблемам брака и адюльтера объясняется не в последнюю очередь атмосферой, царившей в его семье.

Биография

В 1807-13 Бальзак - пансионер коллежа в городе Вандом; впечатления этого периода (интенсивное чтение, ощущение одиночества среди далеких по духу одноклассников) отразились в философском романе "Луи Ламбер" (1832-35). В 1816-19 он учится в Школе права и служит клерком в конторе парижского стряпчего, но затем отказывается от продолжения юридической карьеры. 1820-29 - годы поисков себя в литературе. Бальзак выпускает под разными псевдонимами остросюжетные романы, сочиняет нравоописательные "кодексы" светского поведения. Период анонимного творчества кончается в 1829, когда выходит в свет роман "Шуаны, или Бретань в 1799 году". В то же время Бальзак работает над новеллами из современной французской жизни, которые начиная с 1830 издаются выпусками под общим названием "Сцены частной жизни". Эти сборники, а также философский роман "Шагреневая кожа" (1831) приносят Бальзаку громкую славу. Особенно популярен писатель среди женщин, благодарных ему за проникновение в их психологию (в этом Бальзаку помогла его первая возлюбленная, замужняя женщина старше его на 22 года, Лора де Берни). Бальзак получает от читательниц восторженные письма; одной из таких корреспонденток, написавшей ему в 1832 письмо за подписью "Иностранка", была польская графиня, российская подданная Эвелина Ганская (урожденная Ржевуская), через 18 лет ставшая его женой Несмотря на огромный успех, которым пользовались романы Бальзака 1830-40-х гг., жизнь его не была спокойной. Необходимость расплатиться с долгами требовала интенсивной работы; то и дело Бальзак затевал авантюры коммерческого толка: отправлялся на Сардинию, надеясь купить там по дешевке серебряный рудник, покупал загородный дом, на содержание которого у него не хватало денег, дважды основывал периодические издания, не имевшие коммерческого успеха. Умер Бальзак через полгода после того, как сбылась его главная мечта, и он наконец женился на овдовевшей Эвелине Ганской.

"Человеческая комедия". Эстетика

В обширное наследие Бальзака входит сборник фривольных новелл в "старофранцузском" духе "Озорные рассказы" (1832-37), несколько пьес и огромное количество публицистических статей, однако главное его создание - "Человеческая комедия". Объединять свои романы и повести в циклы Бальзак начал еще в 1834. В 1842 он начинает выпускать под названием "Человеческая комедия" собрание своих сочинений, внутри которого выделяет разделы: "Этюды о нравах", "Философские этюды" и "Аналитические этюды". Объединяют все произведения не только "сквозные" герои, но и оригинальная концепция мира и человека. По образцу естествоиспытателей (прежде всего Э. Жоффруа Сент-Илера), которые описывали виды животных, отличающиеся друг от друга внешними признаками, сформированными средой, Бальзак задался целью описать социальные виды. Их многообразие он объяснял разными внешними условиями и различием характеров; каждым из людей правит определенная идея, страсть. Бальзак был убежден, что идеи - это материальные силы, своеобразные флюиды, не менее могущественные, чем пар или электричество, и потому идея может поработить человека и привести его к гибели, даже если социальное его положение благоприятно. История всех главных бальзаковских героев - это история столкновения владеющей ими страсти с социальной действительностью. Бальзак - апологет воли; только если у человека есть воля, его идеи становятся действенной силой. С другой стороны, понимая, что противоборство эгоистических воль чревато анархией и хаосом, Бальзак уповает на семью и монархию - социальные установления, цементирующие общество.

"Человеческая комедия". Темы, сюжеты, герои

Борьба индивидуальной воли с обстоятельствами или другой, столь же сильной страстью, составляют сюжетную основу всех наиболее значительных произведений Бальзака. "Шагреневая кожа" (1831) - роман о том, как эгоистическая воля человека (материализованная в куске кожи, уменьшающемся от каждого исполненного желания) пожирает его жизнь. "Поиски Абсолюта" (1834) - роман о поисках философского камня, в жертву которым естествоиспытатель приносит счастье семьи и свое собственное. "Отец Горио" (1835) - роман об отцовской любви, "Евгения Гранде" (1833) - о любви к золоту, "Кузина Бетта" (1846) - о силе мести, уничтожающей все вокруг. Роман "Тридцатилетняя женщина" (1831-34) - о любви, ставшей уделом зрелой женщины (с этой темой творчества Бальзака связано закрепившееся в массовом сознании понятие "женщина бальзаковского возраста").

В обществе, каким его видит и изображает Бальзак, добиваются исполнения своих желаний либо сильные эгоисты (таков Растиньяк, сквозной персонаж, впервые появляющийся в романе "Отец Горио"), либо люди, одушевленные любовью к ближнему (главные герои романов "Сельский врач", 1833, "Сельский священник", 1839); люди слабые, безвольные, такие, как герой романов "Утраченные иллюзии" (1837-43) и "Блеск и нищета куртизанок" (1838-47) Люсьен де Рюбампре, не выдерживают испытаний и гибнут.

Французская эпопея 19 в.

Каждое произведение Бальзака - это своеобразная "энциклопедия" того или иного сословия, той или иной профессии: "История величия и падения Цезаря Бирото" (1837) - роман о торговле; "Прославленный Годиссар" (1833) - новелла о рекламе; "Утраченные иллюзии" - роман о журналистике; "Банкирский дом Нусингена" (1838) - роман о финансовых аферах.

Бальзак нарисовал в "Человеческой комедии" обширную панораму всех сторон французской жизни, всех слоев общества (так, в "Этюды о нравах" вошли "сцены" частной, провинциальной, парижской, политической, военной и сельской жизни), на основании чего позднейшие исследователи начали причислять его творчество к реализму. Однако для самого Бальзака важнее была апология воли и сильной личности, сближавшая его творчество с романтизмом.

(фр. Honoré de Balzac, 20 мая 1799, Тур - 18 августа 1850, Париж) - французский писатель. Настоящее имя - Оноре Бальзак, частицу «де», означающую принадлежность к дворянскому роду, начал использовать около 1830 года.
Биография
Оноре де Бальзак родился в Туре, в семье крестьян из Лангедока. В 1807–1813 годах учился в Вандомском колледже, в 1816–1819 - в Парижской школе права, одновременно работал у нотариуса писцом; отказался от юридической карьеры и посвятил себя литературе.
С 1823 г. печатал ряд романов под различными псевдонимами в духе «неистового романтизма». В 1825–28 Б. занимается издательской деятельностью, но терпит крах.
В 1829 выходит первая подписанная именем «Бальзак» книга - исторический роман «Шуаны» (Les Chouans). Последующие сочинения Бальзака: «Сцены частной жизни» (Scènes de la vie privée, 1830), роман «Эликсир долголетия» (L"Élixir de longue vie, 1830–31, вариация на темы легенды о Дон Жуане); повесть Гобсек (Gobseck, 1830) привлекли широкое внимание читателя и критики. В 1831 Бальзак публикует свой философский роман «Шагреневая кожа» и начинает роман «Тридцатилетняя женщина»(La femme de trente ans). В цикле «Озорные рассказы» (Contes drolatiques, 1832–1837) Бальзак иронически стилизовал новеллистику Возрождения. В отчасти автобиографическом романе «Луи Ламбер» (Louis Lambert, 1832) и особенно в более поздней «Серафите» (Séraphîta, 1835) отразилось увлечение Б. мистическими концепциями Э.Сведенборга и Кл. де Сен-Мартена. Если ещё не реализована его надежда разбогатеть (так как тяготеет огромный долг - результат его неудачных коммерческих предприятий), то осуществлена зато его надежда прославиться, его мечта талантом завоевать Париж, мир. Успех не вскружил головы у Бальзака, как это случилось со многими его молодыми современниками. Он продолжал вести усердную трудовую жизнь, просиживая у своего письменного стола по 15–16 часов в сутки; работая до зари, ежегодно публикуя три, четыре и даже пять, шесть книг.
В созданных в первые пять-шесть лет его писательской деятельности произведениях изображены разнообразнейшие области современной ему французской жизни: деревня, провинция, Париж; различные социальные группы: купцы, аристократия, духовенство; различные социальные институты: семья, государство, армия. Огромное количество художественных фактов, которое заключалось в этих книгах, требовало своей систематизации.
Новаторство Бальзака
Конец 1820-х и начало 1830-х годов, когда Бальзак вошёл в литературу, был периодом наибольшего расцвета творчества романтизма во французской литературе. Большой роман в европейской литературе к приходу Бальзака имел два основных жанра: роман личности - авантюрного героя (например, Робинзона Крузо) или самоуглубляющегося, одинокого героя («Страдания молодого Вертера» В. Гёте) и исторический роман (Вальтер Скотт).
Бальзак отходит и от романа личности, и от исторического романа Вальтера Скотта. Он стремится показать «индивидуализированный тип», дать картину всего общества, всего народа, всей Франции. Не легенда о прошлом, а картина настоящего, художественный портрет буржуазного общества стоит в центре его творческого внимания.
Знаменоносец буржуазии сейчас - банкир, а не полководец, её святыня - биржа, а не поле брани.
Не героическая личность и не демоническая натура, не историческое деяние, а современное буржуазное общество, Франция июльской монархии - такова основная литературная тема эпохи. На место романа, задача которого дать углублённые переживания личности, Бальзак ставит роман о социальных нравах, на место исторических романов - художественную историю послереволюционной Франции.
«Этюды о нравах» разворачивают картину Франции, рисуют жизнь всех сословий, все общественные состояния, все социальные институции. Ключ к этой истории - деньги. Её основное содержание - победа финансовой буржуазии над земельной и родовой аристократией, стремление всей нации стать на службу буржуазии, породниться с ней. Жажда денег - главная страсть, высшая мечта. Власть денег - единственная несокрушимая сила: ей покорны любовь, талант, родовая честь, семейный очаг, родительское чувство.

(1799-1850) великий французский писатель-реалист

Оноре де Бальзак родился в городе Туре в семье небогатого чиновника крестьянского происхождения, поменявшего свою фамилию Бальса на более благородную. Оноре был старшим из четырех детей. Его мать, женщина по натуре холодная и эгоистичная, детей не любила, кроме младшего сына Анри. Холодная суровость матери глубоко ранила душу будущего писателя, и в сорокалетнем возрасте Бальзак писал: «Я никогда не имел матери». До четырех лет он воспитывался у кормилицы в деревне. Когда Оноре было восемь, мать отправила его в Вандомский колледж с суровым монастырским уставом. Здесь применялись телесные наказания и карцер, прогулки по городу были запрещены, детей не отпускали домой даже на каникулы. Через шесть лет обучения в колледже семья забрала Оноре домой, так как у мальчика было тяжелое нервное истощение.

В 1814 году семья переехала в Париж. Бальзак закончил среднее образование в частных пансионах. Затем он поступил на факультет права Сорбонны и начал слушать лекции по праву и литературе. Его отец хотел, чтобы сын стал адвокатом. В 1819 году Оноре де Бальзак бросает занятия правом и объявляет семье о своем намерении посвятить себя литературе.

В начале литературной карьеры он терпит неудачу за неудачей. Провал его трагедии «Кромвель» (1819) заставляет молодого литератора изменить на время свои творческие планы. Оказавшись без финансовой поддержки родителей, в

1820 году он знакомится с молодыми людьми, зарабатывавшими на написании бульварных романов. Они предлагают Оноре де Бальзаку войти в долю. С 1821 по 1826 год он пишет серию исторических и приключенческих романов, которые впоследствии сам же назовет «литературной пачкотней» и «литературным свинством». Однако романы «на сбыт» денег не приносят. Бальзак покупает типографию и строит новые творческие планы, но в 1828 году его предприятие терпит крах.

Надо сказать, что на протяжении всей жизни Оноре де Бальзак боролся с долгами, и все его финансовые проекты проваливались. Однако он оставался человеком очень энергичным и неутомимым.

Оноре де Бальзак очень много работал. В тридцатые годы писатель создал произведения, ставшие шедеврами мировой литературы: «Евгения Гранде» (1833), «Отец Горио» (1835, это один из самых знаменитых романов XIX века), «Утраченные иллюзии» (1837-1843). Имя Гобсек («Гобсек», 1830) стало нарицательным.

Оноре де Бальзак был преисполнен честолюбия, жаждал принадлежать к элите. Его, как человека простого происхождения, ослепляли и манили блеск высшего, аристократического общества, утонченность манер, титулы. Он купил себе титул, и его самолюбие тешили посвящения, которые он писал в своих книгах: «Герцогине д"Абрантес. Преданный слуга Оноре де Бальзак». Однако в аристократических салонах он в глазах света был смешон, в лучшем случае - забавен.

У Бальзака очень рано зародилась идея изучить в своих произведениях различные аспекты человеческой жизни, а затем объединить эти исследования в несколько серий. В начале 1830-х годов он уже наметил конкретный план: создать «историю современного французского общества». С 1834 года Оноре де Бальзак пишет не отдельные романы, а одно большое произведение, которому позже, в 1841 году, даст название «Человеческая комедия». Замысел был грандиозным - создать 140 романов и «... составляя опись пороков и добродетелей, собирая важнейшие случаи проявления страстей, изображая характеры, собирая события из жизни общества, создавая типы путем соединения отдельных черт многочисленных однородных характеров, написать историю, забытую столькими историками, историю нравов» (Бальзак, предисловие к «Человеческой комедии»). Название этого монументального творения было выбрано по аналогии с «Божественной комедией» Данте, итальянского поэта эпохи Возрождения. Вся «Человеческая комедия» была разделена на три серии:

1) «Этюды о нравах», в которых выделялись шесть «сцен»: сцены из частной, провинциальной, парижской, политической, военной и деревенской жизни;

2) «Этюды философские»;

3) «Этюды аналитические».

Изображая все слои современного ему французского общества, как парижского, так и провинциального, Оноре де Бальзак собрал в своих романах около трех тысяч персонажей, причем одни и те же герои проводятся писателем через различные произведения. Этот переход героев из одних романов в другие подчеркивает связь общественных явлений и создает впечатление отдельных эпизодов из жизни одного общества. Время действия - эпоха Реставрации и Июльская монархия. Бальзак показывает конец эпохи аристократии и появление новых хозяев жизни - буржуазных выскочек. Основу общественной жизни составляет борьба за деньги. Мораль этого общества выражена словами одного из персонажей: «Нет морали - есть только обстоятельства» («Отец Горио»).

Если творческая судьба писателя складывалась весьма успешно, то в личной жизни он был не столь счастлив. В 1833 году писатель Оноре де Бальзак получил анонимное письмо от женщины, восторженной поклонницы его таланта. Вскоре он узнал ее имя. Это была польская графиня Эвелина Ганская, жившая с семьей в имении на Украине. Началась длительная переписка между Бальзаком и Ганской. Писатель встречался с графиней несколько раз в Швейцарии, Франции, Голландии, Бельгии. В 1841 году умер ее муж, и вопрос о браке между писателем и графиней был решен. В 1847- 1848 годах Бальзак был в имении Ганской на Украине. В начале 1850 года они обвенчались в костеле в уездном городе Бердичеве. Однако Оноре де Бальзак был уже тяжело болен. В холодную зиму на Украине он простудился, бронхит перешел в тяжелое воспаление легких. Вернувшись в Париж, писатель слег и умер в августе 1850 года.

Он не успел полностью осуществить свой грандиозный план, но написанные им 95 романов «Человеческой комедии» представляют собой широчайшую картину французского общества того времени, названного Бальзаком «великой комедией нашего века» или «комедией дьявола».

Кроме 95 романов, объединенных общим названием «Человеческая комедия», Оноре де Бальзак написал десятки произведений, пять драм, критические статьи и сборник новелл «Озорные рассказы».




Top