Оперный театр история возникновения. Театр новая опера

Театр Новая Опера

Один из самых молодых музыкальных театров страны, ровесник Новой России, Московский театр Новая Опера основан в 1991 году по инициативе выдающегося русского дирижера Евгения Колобова (1946–2003) и Премьера Правительства Москвы (впоследствии - мэра Москвы; 1992–2010) Юрия Лужкова. В пору возникновения театра Евгению Колобову было 45, за его плечами была служба в нескольких крупнейших театрах СССР, художественное руководство в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко.

Почти полтора десятилетия Новая Опера оставалась ярким авторским и, более того, дирижерским театром. Творческие принципы Колобова, его бескомпромиссность в искусстве, созданная им команда единомышленников принесли театру любовь зрителей. Важнейшие и часто пересекавшиеся репертуарные линии - с одной стороны, открытие неизвестных страниц классического наследия (впервые в России поставлены оперы «Мария Стюарт» Г. Доницетти, «Валли» А. Каталани, «Двое Фоскари» Дж. Верди, «Борис Годунов» М.П. Мусоргского в первой авторской редакции, «Гамлет» А. Тома); с другой - авторские версии популярных оперных шедевров («Травиата» Дж. Верди, «Евгений Онегин» П.И. Чайковского).

Кончина Е.В. Колобова поставила перед театром необходимость перемен. Большую роль в этот ключевой момент сыграли главный хормейстер Наталья Попович, дирижеры Феликс Коробов (главный дирижер в 2004–2006), Эри Клас (главный дирижер в 2006–2011), Ян Латам-Кёниг (главный дирижер с 2011 года). Репертуар Новой Оперы сегодня складывается из нескольких линий: русская и западная классика, оригинальные спектакли-дивертисменты, а также опера XX - XXI веков. Последняя линия приобретает все большее значение, так что само название театра наполняется новым смыслом. В последние годы поставлены оперы «Каприччио» Р. Штрауса (впервые в России), «Дитя и волшебство» М. Равеля; готовятся к постановке опера «Школа жён» В.И. Мартынова, проект DIDO (пролог М. Наймана к «Дидоне и Энею» Г. Пёрселла и сама опера английского композитора). Осуществлен ряд масштабных постановок, в том числе - впервые в Москве - оперы «Тристан и Изольда» Р. Вагнера.

Новую жизнь обретает заложенная Е.В. Колобовым и восстановленная в 2013 году традиция концертов и театрализованных спектаклей в Зеркальном фойе.

Театр проводит международные музыкальные фестивали, среди которых - Крещенский фестиваль в Новой Опере (до 2012 года - Крещенская неделя в Новой Опере), а также тематические проекты (крупнейший - Международный фестиваль «Два мастера - два мира» к 200-летию со дня рождения Р. Вагнера и Дж. Верди).

В 2003 году указом Президента РФ основатель театра Евгений Колобов (посмертно), председатель художественно-творческой коллегии (2003–2013) и главный хормейстер театра Наталья Попович, директор театра (2003–2012) Сергей Лысенко были удостоены Государственной премии РФ за создание театра Новая Опера. В 2006 году театру присвое­но имя его основателя Евгения Колобова.

Театр Новая Опера имени Е.В. Колобова расположен в историческом центре Москвы, в живописном саду «Эрмитаж». Далекий прообраз Нового здания театра - летний Зеркальный театр архитектора А.Н. Новикова (1910 года). Ныне здание Новой Оперы - неотъемлемый элемент архитектурного облика Москвы.

Новосибирский Государственный Академический театр оперы и балета является самым большим театральным зданием в России. Он был открыт 12 мая 1945 премьерой "Ивана Сусанина" Глинки. По первоначальному проекту это сооружение было задумано как Дом науки и культуры (см. пост по истории проектирования), где помимо театральных действий должны были происходить праздничные торжества, демонстрации и представления. Строительство было начато в 1931 году, но из-за дороговизны проекта было приостановлено. В 1936 году в московской мастерской академика А.Щусева был разработан новый проект, который получил Золотую медаль Всемирной архитектурной выставки в Париже в 1937 году.



28 августа 1930 г. был отведён участок для строительства театра на центральной площади города с условием обратить главный фасад театра на Красный проспект.


22 мая 1931 г. состоялась торжественная закладка "первого цеха" ДНиК на Красной площади (бывшей Ярмарочной или "Базарной").


Митинг по случаю закладки ДНК


На митинге выступил председатель "комсода" (комитет содействия) И. Г. Зайцев.
На сцене можно заметить макет будущего здания ДНиК.


Стройплощадка размером в 10 га была затесненной.
Она начиналась на красной линии Красного проспекта (восточная сторона) от улицы Семипалатинской до ул. Бийской, была обнесена забором.


Кладка стен вестибюля


Копка фундамента под портал


Вид в сторону площади


Башмак кулуаров


Нивелировка башмаков кулуаров


Вороба


Проверка башмаков кулуаров воробой


Вид с вестибюля


Башмаки кулуаров

На 1 июля на стройке был лишь план общей разбивки и часть чертежей фундаментов и железобетонных конструкций. Бетонные работы велись ударными темпами.


Подноска арматуры на 1 этаж кулуаров.


Установка опалубки на 1 этаже кулуар


Копка котлованов под фундамент левого кармана


Внутренний вид кулуаров


Кулуары и перекрытие подвала левого кармана


Леса сценической коробки - вид сзади


Правый карман и сценическая коробка

Серьезной задачей для строителей было возведение купола театра. Отношение толщины купола к его диаметру составляет 1/750 (отношение толщины скорлупы куриного яйца к диаметру 1/250). Производить бетонирование купола необходимо было так, чтобы параллельно вести работы по сооружению конструкций амфитеатра в зале.

Посреди зала возвели 37‑метровую собранную из бревен вышку – это позволяло не загромождать лесами зал и параллельно с бетонированием вести в нем работы.


Трюм сцены


Сценическая коробка и правый карман


Механическая мастерская


Арматура портальной арки


Боковой фасад кулуаров с южной стороны


Ковш подъемника и бетономешалка


Работа на электро-сварочном станке


Фасад с восточной стороны

По предложению С.А.Полыгалина фермы, держащие опалубку купола, собирались на крыше построенного к тому времени вестибюля, затем надвигались на центральную вышку и перемещались по кольцу на место.

Первую ферму собирали 35 дней, последующие - уже 10 дней. Последнюю ферму при хорошем качестве работ сделали за сутки.


Сверление ферм сценической коробки электродрелью


Котельно-механический цех


Вид на фермы купола сверху


Вид сверху на склад декораций


Момент установки ферм на однорезку


Момент установки ферм купола на опорное кольцо


Накатывание парных ферм


Раскрепление сегментных ферм опалубки купола


Бетонировка 4 этажа вестибюля


Левый карман


Правый карман


Сценическая коробка и склад декораций

В конце сентября началось бетонирование, которое велось новым для города методом – "торкретированием": бетон подавался на оболочку компрессором и распылялся из специального пистолета.


Самая уникальная часть здания - конструкция купола диаметром 60 метров, высотой 35 м.


Вестибюль с украшением к 16-ой годовщине Октября


Укладка пакетов чердачных ферм купола


Вид с улицы Ленина


Вид с самолета

Несмотря на огромный дефицит строительных материалов и квалифицированной рабочей силы, к ноябрю 1933 года были возведены основные конструкции здания - зрительный зал, вестибюль, сценическая коробка. Сооружение в основных своих конструкциях поднялось над преимущественно одноэтажным тогда городом.

Планировалось, что к осени 34-го года закончится внутренняя отделка и ДНиК сможет принять делегатов съезда Советов Западной Сибири. Но в ходе строительства возникли проблемы со сложной акустикой и оптикой, и выяснилось, что стоимость здания и оборудования превышают 20 млн. рублей.

Проблему представляло снятие опалубки: она должна была быть снята одновременно по всей поверхности купола; малейшее его искривление во время производства работ могло привести к разрушению хрупкой конструкции. Закончив бетонирование осенью 1933 года, распалубку отложили до весны 1934 года, когда была тщательно обследована поверхность купола. Трещин не обнаружили. Все 29 сегментных ферм, державших опалубку, опирались на деревянные ящики с песком и домкраты. По команде рабочие вытаскивали пробки, песок начинал высыпаться, опалубка равномерно оседала.

10 мая 1934 года опалубка была опущена на 1 мм, купол тщательно обследован. Затем опустили опалубку ещё на 3 мм, но отставания бетона от нее «обнаружено не было». На следующий день опалубка была опущена еще на 14 мм, и снизу между опалубкой и бетоном можно было просунуть тонкую полоску железа. В середине же и вверху опалубка не отставала.

12 мая опалубка была опущена еще на 18 мм, при этом она отстала от бетона по всей поверхности, и комиссия зафиксировала самостоятельную работу конструкции.


Утепление купола пенобетоном

В 1935 году начали искать каким образом уменьшить стоимость строительства.
Также, за время возведения изменились ориентиры в архитектуре, возобладали декоративное обогащение и классический стиль.


Колесо фурок

Решили отказаться от планетарно-панорамного театра, построив обычный оперный театр с оформлением в классическом римском стиле. Проект сибирского Колизея был изменён во 2-й Московской архитектурной мастерской академика Щусева. Инженер Г.М.Данкман разработал конструкцию уменьшения объема зала, попутно удалялись почти все механизмы системы ТЕОМАСС.

Проект новосибирского оперного театра в Париже получил Гран-При, что имело для строителей театра катастрофические последствия.
Театр, засветившийся на таком уровне, велено было построить к 20-й годовщине Октября, то есть, к 1937 году. Справиться к революционному юбилею не удастся – это было очевидно.


Начальник строительства Болеслав Антонович Ержембович выступил на президиуме крайисполкома. В пылкой речи он обозначил состояние строительства как провальное – недостаток оборотных средств, дефицит стройматериалов, новая смета составлена наобум, рабочим не платят и они разбегаются…


Попытка сказать правду Ержембовичу не удалась. Гнев президиума был неукротим. Инженеры Ержембович и Полыгалин, прораб Потапов, конструктор Рубинчик были названы «врагами народа». Смена руководящего состава стала хаотичной, точное число «заменяемых» инженеров и прорабов до сих пор не ясно. Неясны и их судьбы после "замены". Одних спешно расстреляли, другие были сосланы.


Нереально запроектированное окончание строительства в конце 1937 года привело к тому, что смета не предусматривала отопление здания театра и зимнего производства работ в сезон 1937-1938 годов.


Задний барабан


Правый карман


Портик


28 мая 1936 года. Вид со стороны ул. Орджоникидзе
В 1936–37 гг. была возведена фигурная металлическая кровля над железобетонным куполом.


Купол изнутри

На 1 января 1938 года убытки на строительстве составили 2365 тысяч рублей. Строительство не было завершено и в 1939 году, хотя полным ходом шли штукатурные работы по всем фасадам театра.
В итоге новым сроком пуска обозначили 1 августа 1941 года.


Конструкция подвесного потолка зрительного зала


Буфет фойе 2 этажа


Главная лестница. 2-й этаж


Кольцевое фойе 4 этажа


Кольцевое фойе 2 этажа


Внутри сценической коробки
Глубина сцены 30 м, высота до колосников - 28 м, площадь планшета сцены 1065 кв.м.


25 января 1941 года в большом зале перед закрытым занавесом (работы на сцене еще не были завершены) оркестр радиокомитета исполнил оперу Чайковского «Иоланта»


План размещения в здании эвакуированных экспонатов.

Строительство было почти доведено до конца, но помешала этому война.
С первых же дней Великой Отечественной войны Новосибирский оперный театр принял в свои стены фонды Эрмитажа, Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, ленинградских Этнографического музея и музея Артиллерии, инженерных войск и войск связи, музеев-дворцов Царского Села и Павловска, музеев Севастополя и Калинина. В театре хранилась государственная коллекция скрипок Страдивари, Гварнери, Амати, которую в Москве собирал с 1919 года В.Л.Кубацкий. В то же самое время в здании театра было установлено эвакуированное оборудование и налажено производство гранат и миномётов для фронта.


Художник за разработкой картины для росписи зрительного зала

В начале лета 1942 года Совнарком СССР постановил выделить один миллион рублей на завершение строительства театра и включить его в список первоочередных объектов. Уже в ноябре (на недостроенной сцене театра) эвакуированный из Ленинграда симфонический оркестр исполнил Седьмую («Блокадную») симфонию Дмитрия Шостаковича.


В 1943 году были завершены все основные монтажные и отделочные работы.

В достройке театра активно помогали заводы Новосибирска. Они выделяли материалы и рабочую силу. Так, слесари-монтажники авиационного завода имени В. П. Чкалова монтировали механические устройства для театральных занавесей, строительный цех завода оснащал сцену.


5 февраля 1944 года правительственная комиссия приняла в эксплуатацию главные помещения, передав здание дирекции Новосибирского Государственного театра оперы и балета. Осталось незаконченным лишь левой крыло театра и отделка в некоторых помещениях, но это никак не мешало деятельности театрального коллектива.

14 мая 1944 года Комитет по делам искусств открыл в Новосибирске балетную и хоровую студии и организовал большой симфонический оркестр филармонии.

Май 1945 года. Афиша открытия театра


Зрительный зал. Деталь амфитеатра


Кольцевое фойе 2-го этажа


Портал сцены


В 1946 году состоялась премьера первого балета "Корсар"


Левое крыло здания не было достроено, простояв в кирпичных стенах и без перекрытия еще до 1954 года.
Крыло здания было отдано под общежитие артистов и театральных работников.


Вид с улицы Ленина (Быв. Проспект Сталина)


Очень долго не благоустраивалась площадь перед театром оперы и балета. В 1948 году заасфальтировали площадь и в сквере перед театром высадили ели. В 1953-1955 годах заново была заасфальтирована площадь имени В. И. Ленина, проведено благоустройство сквера и сделаны новые посадки зеленых насаждений.


Первые серьёзные гастроли театра состоялись в 1955 году на сценах Большого театра и Кремлёвского дворца.
А первые зарубежные гастроли – в 1957 году в Китае.


Почтовая открытка с фотографиями театра оперы и балета


С момента основания в театре прошло более 340 премьер и капитальных возобновлений оперных и балетных спектаклей.


В 1963 году театру было присвоено звание "Академический".

Как много в этом слове - театр! Судьбы, характеры, трагедии и комедии, талантливые актеры, великие произведения и нескончаемые овации благодарных зрителей. И если вы хотите на несколько часов перенестись в иной мир, посмотреть на впечатляющую игру артистов, на любимое произведение на сцене, сидя в ложе, находящейся в старинной усадьбе, то добро пожаловать в театр "Геликон-опера", который мы спешим вам представить.

Здание театра: начало истории

"Геликон-опера" расположился в старинном особняке на Большой Никитской - усадьбе Шаховских-Стрешневых-Глебовых.

Давайте окунемся в его удивительную историю.

В 1759-1761 гг. именно здесь жила тетя знаменитой сподвижницы Екатерины Второй - Настасья Михайловна Дашкова. На ее домашних концертах нередко выступала племянница Екатерина Романовна.

С 1768 года дом был во владении генерала-аншефа и сенатора Ф. И. Глебова. После его смерти в 1799 гг. вдова, Е. П. Стрешнева, добилась права называться своей семье Глебовыми-Стрешневыми. При жизни супруги устраивали пышные приемы: в числе их гостей были императрицы Елизавета Алексеевна, Александра Федоровна, Мария Федоровна.

Интересным и удивительным был двухсветный зал с хорами для размещения музыкантов: итальянское полуциркульное окно, серомраморные фризы, 12 пилястр, коринфские капители, лепные карнизы. К сожалению, его убранство погибло при пожаре 1812 года.

Театральные залы на Большой Никитской

А теперь начинаем уже театральную историю особняка.

В начале "золотого века" у купца Зарубина московской Конторой театральной дирекции было арендовано здание на углу Большой Никитской для проведения маскарадов и концертов. Для этих целей в ротонде дома был роскошно убран Круглый зал; роспись его стен, куполов принадлежит руке талантливого декоратора Д. Скотти.

В 1864 году огромное наследство, включая будущее пристанище московского музыкального театра "Геликон-опера", перешло к 23-летней Евгении Федоровне Шаховской (фон Бреверн). По велению императора она и ее муж были одарены правом называться Шаховскими-Глебовыми-Стрешневыми.

Домашний театр в Покровском-Стрешневе вдохновил Евгению Федоровну на покупку того самого Зарубинского владения с Круглой залой, также утраченной в пожарах Отечественной войны. В 1885-1886 годах между этим домом и усадьбой Глебовых-Стрешневых-Шаховских после снесения нескольких построек был установлен удобный крытый переход, который, к сожалению, до наших дней не дошел.

В 1885 году Е. Ф. Шаховская начинает строительство грандиозного парадного зала с 12 колоннами коринфского ордера в своем доме на Большой Никитской. Через 105 лет он станет основной сценой "Геликон-оперы". 1887 год - театр на месте Зарубинского дома сдается в аренду актеру и антрепренеру Г. Парадизу. И это будет один из первых в Москве частных театров.

После обанкротившегося Парадиза сменилось несколько арендаторов театра, покуда в начале XX века он не стал "Интернациональным" - здесь выступал Л. Барнай, Э. Поссарт, Э. Росси, А. Жоссе, С. Бернар, Э. Дузе. Есть свидетельства, что в 1887-1889 гг. тут играл и Станиславский, в т. ч. и для единственного зрителя - А. П. Чехова.

В 1898 году здесь выступала труппа С. И. Мамонтова, бывшая первой негосударственной оперной антрепризой. Именно в ее составе был Ф. И. Шаляпин.

Особняк на Большой Никитской в новом веке

Вот каким было начало двадцатого столетия для этого культурного центра.

В 1905-1907 гг. здесь проходили выступления Оперы С. И. Зимина: "Аида" Верди, "Майская ночь" и "Сказка о царе Салтане" Римского-Корсакова, "Чародейка" Чайковского, "Жизнь за царя" Глинки, "Богема" Пучини. В 1908-1911 гг. театр был арендован известным театральным деятелем Н. И. Незлобиным. Им же здесь было организовано частное театральное бюро, куда обращались актеры в поисках работы.

В 1913 году театр получил неофициальное название "Оперетта Е. В. Потопчиной". Тут в труппе своего мужа выступала петербургская примадонна оперетты Потопчина Елена Владимировна. В 1915 году в здании особняка разместилось Московское статистическое бюро Российского театрального общества, которое вело учет всех российских театров и актеров. 1917-1918 гг. - Белоколонный зал стал пристанищем для Камерного театра, руководителем которого был А. Я. Таиров.

Будущее здание театра "Геликон-опера" в Москве было важным культурным центром и в советские годы. В 1920 году дом занял коллектив Театра революционной сатиры.В 1922 году вместо Теревсата был сформирован Театр революции, которым руководил В. Э. Мейерхольд. В здании на Большой Никитской им ставились обычно традиционные постановки.

В 1924 году в особняке разместилась Ассоциация революционных кинематографистов. 1927 год - создание Клуба театральных работников в Белоколонном зале. В 1932-1936 гг. будущее здание "Геликона" было пристанищем клуба иностранных рабочих. При нем работал немецкий театр "Левая колонна".

В тридцатых годах в особняке расположился Театральный техникум Театра Революции. В 1937 году часть строений была отдана Клубу медицинских работников. Дом медика был одним из самых известных культурных московских центров.

Другая часть владений Шаховских-Глебовых-Стрешневых была отдана Театру драмы. После Великой Отечественной он объединился с Театром Революции, став известным современным Театром имени Маяковского.

"Геликон": с чего все начиналось

А вы знаете, что такое геликон? Если углубиться в древнегреческую мифологию, мы увидим, что это название горы, где артисты приносили себя в жертву прекрасному Аполлону, богу красоты и искусств, и его музам. Геликоном называется и музыкальный инструмент весьма внушительных размеров. А еще это название московского театра, который с 10 апреля 1990 года дарит яркие эмоции самым разным зрителям.

Более четверти века назад Бертман Дмитрий Александрович создал московский музыкальный театр "Геликон-опера". Нельзя не отметить и огромный вклад его сподвижника - дирижера, народного артиста Советского Союза К. К. Тихонова. Этот замечательный человек посвятил театру практически всю свою жизнь, проработав здесь музыкальным руководителем и главным дирижером.

Художественный руководитель и основатель театра "Геликон-опера", народный артист РФ Д. А. Бертман, поставил более ста спектаклей по всему миру - в России, Финляндии, Исландии, Германии, Франции, Эстонии, Швеции, Канаде, Италии, Новой Зеландии.

Богатство театра

Любой театр славен людьми, которые посвящают ему свою жизнь. "Геликон-опера" в этом плане очень богат. Взгляните на эти имена:

  • Режиссеры-постановщики: народный артист РФ В. Понькин, народный артист СССР В. Федосеев.
  • Художественная группа: заслуженные художники Н. Тулубьева и И. Нежный.
  • Хореограф: лауреат международных соревнований Э. Смирнов.
  • Главный хормейстер: Е. Ильин.
  • Художник по свету: Д. Исмагилов, заслуженный деятель искусств.

Трудно сегодня представить, что когда-то труппа театра "Геликон-опера" исчислялась всего семью артистами. Сегодня в ней более 500 человек. Это солисты, многие из которых - заслуженные артисты РФ, лауреаты целого ряда международных премий и конкурсов, покорившие не одну популярную европейскую и американскую площадку. Также это хор и симфонический оркестр, музыканты которых радуют своим выступлением зрителей на многих концертных аренах Москвы. При этом почти у всех участников хора есть дипломы дирижера или хормейстера.

Каждый сезон на площадках театра "Геликон-опера" ставится около 200 спектаклей! Репертуар труппы так же богат - 75 постановок. Теперь ясно, почему "Геликон-опера" - один из самых посещаемых и известных театров Москвы, собирающий аншлаги. Привлекает зрителей и его изюминка: новизна подачи, дерзость замысла, яркое вокальное и незабываемое драматическое представление вместе с бережным отношением к замыслу композитора.

Зарубежное признание

Музыкальный театр "Геликон-опера" любят не только в России, но и за рубежом:

  • Спектакль "Летучая мышь", сыгранный в 2000 году во Франции, которым дирижировал великий М. Ростропович.
  • "Аида" в рамках фестиваля, посвященного Джузеппе Верди.
  • Выступление хора и оркестра театра совместно с Р. Аланья.
  • Опера "Норма", которой было открыто фестивальное лето 2004 года в Сантандере (Испания).
  • "Набуко" Дж. Верди на сценах Парижа и Дижона в том 2004 году и проч.

Нельзя не отметить, что московский театр "Геликон-опера" является постоянным участников многих международных фестивалей:

  • "Биргитта" в Таллине.
  • "Барток+" в венгерском Мишкольце.
  • Фестиваль в испанской Сантандере.
  • Фестиваль имени Л. Яначека в Брно (Чехия).
  • Фестиваль русской культуры в Каннах.
  • Дни оперы на Сааремма в Эстонии.
  • Генеральная ассамблея Международного бюро выставок в Париже и др.

Рецензии о постановках "Геликон-оперы" можно встретить в следующих уважаемых изданиях:

  • Le Monde.
  • Le Figaro.
  • The Washington Post и проч.

Репертуар "Геликон-оперы"

Репертуар театра "Геликон-опера" разнообразен и широк:

  • "Евгений Онегин".
  • "Борис Годунов".
  • "Диалоги кармелиток".
  • "Кармен".
  • "Доктор Гааз".
  • "Запрет на любовь".
  • "Кащей Бессмертный".
  • "Летучая мышь".
  • "Крестьянская кантата".
  • "Леди Макбет Мценского уезда".
  • "Мазепа".
  • "Любовь навсегда".
  • "Мавра".
  • "Моцарт и Сальери".
  • "Мнимая садовница".
  • "Пиковая дама".
  • "Пигмалион".
  • "Садко".
  • "Распутин".
  • "Сон в зимнюю ночь".
  • "Свадьба Фигаро".
  • "Севильский цирюльник".
  • "Травиата".
  • "Турандот".
  • "Трубадур" и проч.

Контактная информация

Адрес театра "Геликон-опера": ул. Большая Никитская 19/16, стр. 1 (м. "Охотный ряд", "Тверская", "Арбатская").

Кассы работают каждый день с 12:00 до 22:00. Стоимость билетов варьируется от 500 до 10 000 рублей.

"Геликон-опера" - один из лучших московских театров, любимый не только жителями столицы, но и во многих странах мира. Большого внимания стоит и особняк, ставший его пристанищем, - здание с очень богатой историей.

Русская опера - неотъемлемая часть всей мировой музыкальной культуры. Несомненно, если говорить именно о русской опере, ее становление необходимо вести от Михаила Ивановича Глинки , первого, в полном смысле слова, русского оперного композитора. Однако история оперы в нашей стране как музыкально-драматического жанра, пришедшего с Запада, началась задолго до постановки "Жизнь за царя" ("Иван Сусанин") М.И.Глинки - первой русской "классической" оперы, премьера которой состоялась 27 ноября 1836 года.

История русской оперы.

При желании зачатки русской оперы можно отыскать в глубокой древности, поскольку музыкально-драматический элемент присущ народным русским обрядам и играм (например,свадебным и хороводам), а также церковным действам средневековой Руси (Шествие на осляти, умовение ног), которые могут считаться предпосылками для появления русской оперы. С ещё большим основанием можно видеть зарождение русской оперы в народно-духовных действах и "вертепах" 16-17 веков, в рождественских драмах митрополита Дмитрия Ростовского и в школьных драмах Киевской и Московской академий на библейские сюжеты, принимая во внимание музыкальную поддержку сценической драматургии. Все эти музыкально-исторические элементы найдут своё место в работах будущих русских оперных композиторов.

Супруга царя Алексея Михайловича и мать Петра I, Наталья Кирилловна Нарышкина выросла в доме боярина Артамона Матвеева, руководителя Русского правительства и очень прогрессивного человека. Будучи женатым на шотландке, Матвеев интересовался европейской жизнью, Наталья Нарышкина, по его примеру, также охотно принимала заморские обычаи и интересовалась театром. Уступая желанию супруги, царь решил выписать из-за границы музыкантов и послал полковника Николая фон Стадена к Курляндскму князю Якубусу за мастеровыми и учеными и в том числе привезти "трубачей самых добрых, которые бы умели комедии всякие строить". Многие музыканты, "убоявшись кнута и Сибири", отказывались ехать и полковник смог набрать только пятерых человек.

Пока Стаден вез в Москву своих пять музыкантов и семь инструментов - будущую основу театрального и оперного оркестра , в Москве решили обойтись своими возможностями. Артамон Матвеев нашёл в Немецкой слободе пастыря Иоганна-Готфрида Грегори (1631-1675), ставившего духовно-назидательные пьесы в своей школе, пастырю волей-неволей пришлось заняться неподходящим к его духовному званию делом - готовить представление для двора. Предварительно благочестивый Алексей Михайлович обратился с вопросом к духовенству, можно ли проводить небывалую в Московском государстве такую иноземную театральную потеху, да ещё во дворце? Духовный наставник царя Андрей Савинов, сославшись на пример православных византийских императоров, устраивавших театральные зрелища в своих дворцах, дал разрешение. Сразу после этого 4 июня 1672 года был издан указ, в котором объявлялось, что царь приказал "иноземцу магистру Ягану Готфриду (Грегори) учинить комедию" и "для того действа устроить хоромину". В селе Преображенском была построена "комедийная хоромина" - первый театр в России. Он был небольшим по размерам, зал был около 21 кв.м, на его отделку и украшение было отпущено довольно зачительное количество красного и зеленого сукна, ковров и других украшений, места возвышались амфитеатром, зал и сцена овещались большими сальными свечами.

Иоганн Грегори сочинил "трагикомедию" по библийскому сюжету о царице Эсфири и её супруге царе Артаксерксе, вероятнее всего, он сам выбрал этот сюжет и угадал с ним. Драматическое действо проводило параллели между царицами Эсфирь и Н.К.Нарышкиной и царями Артаксерксом и Алексем Михайловичем. Под руководство Грегори были даны 64 человека, из иностранных семей, с которыми он приступил к репетициям (все исполнители, в том числе женских ролей, были мужчинами) и переводчики. Постановка, скорее всего, была на смешанном немецко-русском языке.

17 октября 1672 состоялось первое представление "Эсфирь" ("Артаксерксово действо"), длившееся десять(!) часов до самого утра. К участию в действии была привлечена музыка (что сближает её с оперой) - оркестр из немцев и дворовых людей, игравших "на органах, виолах (рылях) и других струментах", возможно, в пьесе участвовали и хоры из "государевых певчих дьяков". Царь был очарован, все участники спектакля были обласканы, щедро вознаграждены и даже допущены к целованию царской руки - "были у великого государя у руки", некоторые получили чины и жалования, сам Грегори получил сорок соболей на сто рублей (мера меховой казны). Царю был подарен экземпляр "Артаксерксова действа" в сафьяне с золотом (что не помешало ему утеряться).

Следующие пьесы Грегори разыгрывались уже не в Преображенском, а в Москве в кремлёвских палатах, зрителями были приближенные царя - бояре, окольничие, дворяне, дьяки; для царицы и царевень были специальные места, огороженные частой решеткой, чтобы они не были видны публике. Спектакли начинались в 10 часов вечера и длились до утра. Если в "Артаксерксовом действи" участие музыки носило скорее случайный характер, то в 1673 на сцене появилась пьеса вполне аналогичная опере . Вероятнее всего, это была переделка либретто оперы Ринуччини "Эвридика", которая была одной из самых первых опер и широко разошлась по Европе в многочисленных обработках. Актёр, игравший Орфея, пел куплеты на немецком языке и толмач переводил их для царя. В этой и других первых музыкальных пьесах использовались и танцы - можно считать их первыми русскими балетами .

В ноябре 1674 года в Преображенском "тешили" царя комедийной пьесой "Как Алаферну (Олоферну)-царю царица голову отсекла" уже с ариями и хорами на русском языке и инструментальным сопровождением, что даёт повод назвать её первой оперой в России . Набравшись смелости и получив опыт театральных постановок, Грегори взялся за светские сюжеты, одним из которых стала пьеса "Темир-Аксаково действо", представляющая собой отдаленный отголосок трагедии К.Марло "Тамерлан Великий", эта пьеса также использовала инструментальное и вокальное сопровождение.

Иоганн Грегори в 1673 году даже основал театральную школу, в которой 26 мещанских детей учились "комедийному делу". Однако в 1675 году Грегори заболел и поехал в немецкие земли на лечение, но вскоре умер в городе Мерзербурге, где и был похоронен, театральная школа закрылась. После смерти царя Алексея Михайловича в 1676, новый царь Фёдор Алексеевич не проявил заинтересованности в театре, главный покровитель Артамон Матвеев был отправлен в ссылку в Пустозёрск, театры разукомплектовали. Зрелища прекратились, но осталась мысль, что это позволительно, раз сам государь потешался этим.

Прожив большую часть жизни в России, Грегори отстал от современных театральных тенденций и поставленные им комедии были устаревшими, тем не менее, начало драматическому и оперному искусству в России было положено. Следующий обращение к театру и его возрождение произошли спустя двадцать пять лет, во времена Петра I.

С чем у вас ассоциируется Одесса? С Дерибасовской и знаменитой комедией Леонида Гайдая? С «Двумя бойцами» и Костей-моряком? Или, может быть, с «Гамбринусом» Куприна? А вот для многих заядлых театралов Одесса ассоциируется в первую очередь с театром оперы и балета. Об истории знаменитого Одесского театра расскажет сегодня Diletant . media .

Театр-ровесник города

Одесский национальный театр уникален во всех отношениях. Начнем с того, что театр был построен спустя всего десяток лет после основания города. В 1804 году, когда Одессе было официально разрешено возвести здание театра, в Российской империи было всего два города, где театральные заведения уже были — Москва и Петербург. За дело взялся французский архитектор Тома де Томон, создавший здание петербургской Биржи и воплотивший в жизнь проект ансамбля стрелки Васильевского острова.

Одесский театр построен спустя десяток лет после основания города

В 1809 постройка была закончена, и уже в 1810 новоиспеченный театр открылся для публики. Первое здание располагалось немного не там, где сейчас, и было выдержано в классическом стиле. В течение XIX века последовали ­­­несколько перестроек, а в 1873, буквально через пару дней после окончания отделки, здание полностью сгорело из-за возгорания маленького газового рожка.

Театр в 40-е годы XIX века

Барокко по-одесски

К 1882 году был готов проект нового здания. На этот раз постройкой руководили венские архитекторы Фердинанд Фельнер и Герман Гельмер. Интересно, что у австрийцев уже был опыт работы над театрами в Европе, а в качестве прототипа Одесской оперы послужила Дрезденская опера архитектора Земпера. Так что, если попадете в Одессу и случайно почувствуете себя в Европе XIX века — не удивляйтесь. Новый театр возвели за 5 лет. Выполнено здание в стиле венского барокко и делится на 3 этажа.

На фронтоне Одесского театра можно найти бюсты знаменитых русских творцов


Первые два из них украшены довольно скромно, а вот третий усыпан лоджиями, колоннами и пилястрами. Наверху театра красуются портик и крыша в виде купола. Кроме того, фасад украшен скульптурой, изображающей музу-покровительницу искусств Мельпомену с четверкой укрощенных ею пантер. Также можно найти статуи музы Тепсихоры, Орфея, играющего на кифаре, скульптуры, олицетворяющие Комедию и Трагедию. На фронтоне здания можно найти бюсты знаменитых русских творцов: Пушкина, Глинки, Грибоедова и Гоголя.



Перестроенный театр

Любимый театр Шаляпина

Интерьер не уступает в роскоши внешнему виду театра. Зрительный зал выдержан в стиле позднего французского рококо. Орнаменты, позолота, лепнина — все это, в сочетании с большой хрустальной люстрой и изобилием канделябров и светильников создает потрясающий эффект. На плафоне потолка изображены сцены из четырех произведений Шекспира: «Сон в летнюю ночь», «Гамлет», «Зимняя сказка» и «Как вам это понравится».

«Я никогда в жизни не видел ничего красивее» — Шаляпин об Одесском театре

Знаменитый русский бас Федор Шаляпин, впервые побывав в Одесском театре, писал своей жене: «Был в театре и пришёл в дикий восторг от красоты театра. Я никогда в жизни не видел ничего красивее». А Елена Образцова однажды сказала, что предпочитает Одесский театр даже самой Венской опере!



Интерьер Одесского театра


Итак, я жил тогда в Одессе

Изначально у театра не было собственной труппы, так что на его сцене выступали приглашенные артисты. В 1823—1824 годах Одесский театр посещал сам Александр Сергеевич Пушкин во время своей Южной ссылки. Именно об этом театре он написал: «Но уж темнеет вечер синий, пора нам в оперу скорей: там упоительный Россини, Европы баловень — Орфей…» Оперные сезоны появились в театре впервые под руководством антрепренера Черепенникова, который пригласил на одесскую сцену итальянскую труппу.

В 1823—1824 годах Одесский театр посещал сам А. С. Пушкин


На 2 года он даже получил театр безвозмездно. В течение XIX веке одесская публика смогла увидеть выступления артистов Большого театра с их «Эсмеральдой» и «Своенравной женой», итальянских артистов с балетами «Сильвия» и «Брама». В 1891 году под руководством Грекова на сцене впервые появилась русская опера. Одними из первых стали «Демон» и «Пиковая дама», причем Чайковский лично следил за постановкой своего произведения и давал советы артистам и дирижеру.


От Павловой до Руффо

В конце столетия в Одесском театре выступали Шаляпин и Собинов, прошли концерты Рахманинова, Скрябинова, Глазунова. Появлялись и итальянские артисты: Тетрацини, Баттистини и сам Титта Руффо! В целом за все время существования театра на его сцене побывали настоящие легенды — балерины Анна Павлова, Айседора Дункан и Екатерина Гельцер, певцы Крушельницкая, Фигнеры, Ансельми. В разное время дирижировали Чайковский, Римский-Корсаков, Рахманинов, Рубинштейн, Направник, Аренский, Глазунов.

Одесская опера отличается тем, что в ее стенах находится настоящий орган


К тому же Одесская опера отличается еще и тем, что в ее стенах находится настоящий орган, что дает возможность исполнения органных концертов. Кроме того, у театра уникальная акустика: благодаря особому строению стен даже самый тихий шепот со сцены можно услышать в любом уголке зрительного зала.



Анна Павлова в миниатюре «Умирающий лебедь»


Судьба театра в XX веке

Необычной была судьба театра во время Второй мировой войны. В начале 40-х Одесса была оккупирована румынами, декорации и инвентарь театра эвакуировать не успели. Оставшиеся в городе артисты решили не прерывать своей работы и продолжили выступать.

Во время Второй мировой артисты Одесского театра не перестали выступать


Правда, в обязательном порядке приходилось включать в репертуар немецкие и румынские произведения, но оставалось место и для русской классики: «Евгения Онегина», «Бориса Годунова» и «Лебединого озера». Зал никогда не пустовал, в том числе и из-за того, что цены на билеты были невысокими. Труппа даже выезжала на гастроли.


Театральная афиша времен румынской оккупации

Сегодня много раз отреставрированный театр открыт для публики, и на сцене в основном представляются классические оперы и балеты.




Top