Описание ивана кузьмича. Характеристика и образ Капитана Миронова (Капитанская дочка) сочинение

Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» рассказывает об исторических событиях 70-х годов XVIII века. Тогда восточную окраину России захлестнуло пугачевское восстание, и это событие меняет спокойную и мирную жизнь героев повести. Конечно же, сюжет и герои повести вымышлены. Реальными историческими персонажами являются лишь Емельян Пугачев, некоторые его приближенные и императрица Екатерина II. Но для Пушкина не столько важна историческая точность происходящего. Ему важно донести до читателя идею повести, отраженную в эпиграфе: «Береги честь смолоду», показать, как меняется человек в «историческом хаосе» пугачевщины.
Белогорская крепость затерялась среди Оренбургских степей на окраине бесконечных просторов России. На Петрушу Гринева, главного героя повести, поначалу крепость произвела жалкое впечатление. Он мечтал о блестящей службе в Петербурге, а здесь жизнь текла спокойно и монотонно. Но пугачевское восстание нарушило мирную жизнь обитателей крепости, заставило повзрослеть и главного героя повести, стать сильным и смелым офицером, не уронить честь и достоинство. Я думаю, что не последнюю роль в этом сыграло его знакомство с семьей капитана Миронова, простого русского офицера, который в трудные минуты жизни не дрогнул перед опасностью и предпочел смерть предательству, жизни в услужении.
Семья капитана Миронова живет «по старинке», тихо и спокойно, свято чтит патриархальные традиции. Не случайно один из эпиграфов к главе говорит об этом: «Старинные люди, мой батюшка». Читатель вместе с Петрушей Гриневым посещает простую русскую избу, стены которой украшены лубочными картинками, «представляющие взятие Кристрина и Очакова, также выбор невесты и погребение кота». Пушкин иронизирует, смеется над жизнью провинциального офицера, который «в колпаке и китайчатом халате» занимается строевой подготовкой со старыми инвалидами в треугольных шляпах. Однако в молодости и он совершал боевые подвиги. Об этом свидетельствует офицерский диплом «за стеклом в рамке», повешенный на стену. И все же незадачливый капитан вызывает симпатию у читателя. Он добродушный, гостеприимный хозяин, любит свою дочь и жену, хотя и позволяет Василисе Егоровне командовать в семье.
Комендантша крепости – сильная и волевая женщина, она всегда рядом со своим мужем, его поддержка и опора в трудные минуты жизни. Не случайно Швабрин говорит о ней: «Василиса Егоровна прехрабрая дама». Ей бы самой командовать полком! Комендантша сама подшучивает и иронизирует над мужем: «Только слава, что солдат учишь: ни им служба не дается, ни ты в ней толку не ведаешь. Сидел бы дома да богу молился, так было бы лучше». Она тоже любит свою дочь, мечтает выдать ее замуж за богатого дворянина, хотя и не верит, что такой найдется: «… девка на выданье, а какое у ней приданое? частый гребень, да веник, да алтын денег…» Я думаю, что она стыдится своей бедности и хочет лучшей жизни для дочери.
Василиса Егоровна по-матерински заботится о молодых офицерах Гриневе и Швабрине, пытается предотвратить дуэль между ними, пряча шпаги в чулан. Убийство для верующего человека – страшный грех, и она боится за жизнь этих юношей, готовых в пылу молодой горячности на убийство.
Маша Миронова больше похожа на отца, она скромная, стеснительная, набожная девушка. Как и любая ее ровесница, Маша мечтает о любви и простом семейном счастье. Однако не любой возьмет в жены бесприданницу. Родители оберегают дочь от жизненных бурь, считая ее робкой и несмелой: «Смела ли Маша?...Нет, Маша трусиха. До сих пор не может слышать выстрела из ружья: так и затрепещется».
Такими герои показаны в начале повести. Но пугачевский бунт изменил сонную жизнь крепости. Иван Кузьмич, узнав о приближении врага, хочет спасти свою семью, однако Василиса Егоровна не может бросить мужа и готова быть рядом с ним и сражаться до последнего. Лишь Маша, по ее мнению, не должна быть в опасной крепости. Дети для любой семьи – самое дорогое и святое в жизни.
В минуты опасности добрый сонный капитан преображается, становится сильным, смелым. Понимая явное превосходство пугачевских войск, он пытается с помощью своего слабого гарнизона не пустить их в крепость: «Что ж вы, детушки, стоите? Умирать так умирать: дело служивое». Офицер не может изменить присяге, своей Родине, поэтому сражается до последнего. Изнемогая от раны, капитан Миронов отказывается присягнуть «вору и самозванцу» Пугачеву. Он не боится быть повешенным, так как предательство для честного русского офицера страшнее смерти.
Вслед за мужем погибает от рук восставших казаков и Василиса Егоровна. Но перед смертью успевает назвать Пугачева «беглым каторжником», а его солдат «злодеями». Мы видим в ней сильную волевую женщину, не дрогнувшую перед лицом опасности.
Я думаю, что именно благодаря поступку отважного капитана и Гринев отказывается присягнуть Пугачеву. Такие люди, как Иван Кузьмич, достойны уважения, достойны называться великими.
После гибели родителей Маша осталась совсем одна. И мы видим, как робкая и несмелая девушка становится волевой и сильной, она не хочет становиться женой ненавистного предателя Швабрина, для нее «лучше умереть». Маша отправляется в далекое путешествие в Петербург, чтобы спасти любимого Петра Гринева и рассказать императрице правду о восстании. Подвиг капитана Миронова становится известным Екатерине II, и именно поэтому она помогает Маше освободить Гринева.
На примере поступка капитана Миронова Пушкин показывает, каким должен быть настоящий офицер. Хотя автор иронизирует над мягким характером и неумением командовать Ивана Кузьмича, он говорит о том, что настоящий русский офицер никогда не дрогнет перед опасностью, не станет предателей и не нарушит присяги. Он будет до последнего защищать свою Родину. И у такого отца выросла достойная дочь, которая сумет постоять за себя и защитить честное имя своей семьи и любимого человека.

«Старинные люди, мой батюшка». В этих словах, приведенных Пушкиным в качестве эпиграфа к третьей главе, в которой мы знакомимся с семьёй Мироновых, дана краткая, но выразительная характеристика стариков Мироновых. «Старинные люди», Мироновы вышли из народа и остались близки ему. Иван Кузьмич вышел в «офицеры из солдатских детей, был человек необразованный и простой, но самый честный и добрый».

Василиса Егоровна изумляется богатству Гринёва, не такому уж большому (300 душ), и говорит о своей дочери как о бесприданнице. «Девка Палашка» - вот всё их состояние.

Близость Мироновых к народу сказывается в их быту, в отношении к дуэли как «смертоубийству», в их доверчивости, добродушии и простосердечии, в радушии и гостеприимстве. Она проявляется и в особенностях их речи. Правда, Иван Кузьмич не речист, зато словоохотливая Василиса Егоровна говорит сочным языком народа, вставляя в свою речь народные пословицы и поговорки: «Стерпится - слюбится», «Не ты первый, не ты последний», «На грех мастера нет» и т. п. А её последние слова звучат, как народное причитание.

«Свет ты мой Иван Кузьмич, удалая солдатская головушка! Не тронули тебя ни штыки прусские, ни пули турецкие...»

В нравственном отношении Мироновы резко противостоят аристократическому дворянству, которое представлено в повести Швабриным. Чувство долга, офицерской чести живёт в душе коменданта. Иван Кузьмич первым выходит против Пугачёва и, «изнемогая от раны, собрав последние силы, твёрдым голосом» отказывается признать в Пугачёве государя, обрекая тем самым себя на виселицу. Василиса Егоровна наотрез отказалась выехать в Оренбург, категорически заявив мужу: «Нечего мне под старость лет расставаться с тобою, искать одинокой могилы на чужой стороне. Вместе жить, вместе и умирать».

Но крепостническая действительность с её нравами, указывает Пушкин, калечит и таких честных и добрых людей, какими являются старики Мироновы. Капитан Миронов, вышедший из народа, гибнет за чуждый народу строй; он, добрый, беззлобный человек, фактически становится противником народа. Об этом говорит допрос комендантом башкирца. Спокойно и твёрдо Миронов даёт приказание приготовить орудие пытки и встречает пленного словами: «Да ты, видно, старый волк, побывал в наших капканах».

Так изображается Пушкиным трагедия жизни капитана Миронова, вышедшего из народа офицера царской армии.

Вредное влияние крепостнической действительности в известной степени сказывается и на Василисе Егоровне. Она «на дела службы смотрела, как на свои хозяйские, и управляла крепостию так точно, как и своим домком». Отводя квартиру Гринёву, она и здесь творит «суд и расправу» над жителями. «Отведи Петра Андреича, - приказывает она уряднику, - к Семёну Кузову. Он, мошенник, лошадь свою пустил ко мне в огород». А Ивану Игнатьичу приказывает разобрать ссору Прохорова с Устиньей и «обоих наказать».

Очень полно раскрывается в повести образ «капитанской дочки» - Маши Мироновой. Это простая русская девушка, «лет осьмнадцати», с самой обыкновенной наружностью: «круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачёсанными за уши». В той обстановке, в которой она росла и воспитывалась, ей неоткуда было получить ни образования, ни умственного развития. Её речь - показатель невысокой культуры: «Я так и обмерла», «Да так... он такой насмешник... он очень мне противен», «Это меня беспокоило бы страх».

Она скромна, у неё твёрдые нравственные устои: несмотря на любовь к Гринёву, она отказывается выйти за него замуж без согласия его родителей. «Без их благословения не будет тебе счастия», - говорит она Гринёву. В её отношениях к людям нет ни тени эгоизма, расчёта. Любит она Гринёва глубоко и бескорыстно.

Робкая и скромная в обычной жизни, она проявляет стойкость, решительность и смелость в борьбе против посягательств Швабрина и в спасении Гринёва.

К главам, в которых наиболее полно раскрывается образ Маши Мироновой (V, XII), Пушкин берёт в качестве эпиграфов цитаты из народных песен, подчёркивая этим высокие душевные качества Маши и её близость к народу.

Н.В. Гоголь писал, что в «Капитанской дочке» Пушкина «в первый раз выступили истинно русские характеры: простой комендант крепости, капитанша, поручик; сама крепость с единственною пушкой, бестолковщина времени и простое величие простых людей».

Рассказ о семье капитана Миронова в повести Пушкина «Капитанская дочка» начинается лишь в третьей главе, которой предпослан эпиграф: «Старинные люди, мой батюшка». Он взят из комедии Фонвизина «Недоросль», в которой дается сатирическая характеристика российского дворянства XVIII века. Может быть, и Пушкин, продолжая фонвизинские традиции, собирается нарисовать в своей повести сатирический портрет семьи коменданта Белогорской крепости капитана Миронова?

Безусловно, в обрисовке жизни крепости, характеристике членов семьи Мироновых зачастую встречаются комические элементы. Чего только стоит описание крепости: вместо грозного военного сооружения, которое молодой офицер Гринев, приехавший сюда служить, ожидает увидеть, - «деревушка, окруженная бревенчатым забором», где по улицам бродят свиньи, а единственной приметой военного быта была старенькая пушка, да и то забитая мусором. Под стать такой крепости и ее защитники: «двадцать стареньких инвалидов с длинными косами», которыми командует капитан Миронов, бодрый старик, высокого роста, облаченный в колпак и «китайчатый халат». И немудрено, что в такой крепости всем заправляет не столько комендант, сколько его жена - Василиса Егоровна, женщина простая и властная, с твердым, решительным характером. Вот как она браво отдает приказ поручику Ивану Игнатьичу, «кривому старику», насчет того, как поступить с подравшимися обитателями крепости: «Разбери Прохора с Устиньей, кто прав, кто виноват. Да обоих и накажи».

И все же даже интонация описания жизни Белогорской крепости и семьи Мироновых говорит нам о том, что здесь используется именно юмор, причем достаточно добродушный, мягкий - так посмеиваются над старинным приятелем, другом. Так почему же все-таки эпиграф Пушкин находит в одном из самых известных остросатирических произведений русской литературы XVIII века? Как вообще писатель относится к этому «веку минувшему», который с легкой руки грибоедовского Чацкого мы привыкли воспринимать исключительно критически?

Для Пушкина это не совсем так. Конечно, мы помним его сатирическую характеристику такого вельможи Екатерининской эпохи, как Троекурова из «Дубровского». Но XVIII век - это и время Петра 1, Ломоносова, Суворова и многих других замечательных русских людей, которыми Пушкин восхищался и гордился, с огромным интересом относясь к истории Отечества, к своей родословной, в которой он особо выделял своего прадеда - знаменитого «арапа Петра Великого». Пушкин с уважением относился к прошедшей эпохе и «старинным людям», жившим в ней. Более того, он находил в них такие черты, которые были утрачены его современниками: простота и строгость нравов, цельность натуры, простодушие и благородство, а главное - неукоснительная верность долгу, честь и достоинство. И вот этими замечательными качествами Пушкин наделяет всех в семье капитана Миронова, верного защитника государства, которому он присягнул, смелого и решительного человека, сложившего свою голову, но не изменившего долгу.

Казалось бы, странное сочетание мы видим в этом человеке: черты героической личности и какая-то особая простота, «домашность». Но в 30-е годы Пушкин ищет свой идеал среди простых русских людей, а вовсе не в романтических героях. И таков в «Капитанской дочке» не только доблестный капитан Миронов. Достаточно вспомнить изображенную несколько ранее семью Гриневых. Недаром Петруша Гринев, так поначалу разочарованный Белогорской крепостью, вскоре стал чувствовать себя здесь, как дома. Радушная семья Мироновых приняла его запросто, «как бы век была знакома». Василиса Егоровна, старый капитан окружили его заботой и лаской, а в их дочке, простой и обаятельной без «всякого жеманства» девушке, Гринев обретает свою любовь и, как мы узнаем в дальнейшем, верную и преданную подругу жизни. И это не кажется странным: только такая дочь и могла быть в семье капитана Миронова.

Лишь один из обитателей Белогорской крепости ярко противопоставляется Мироновым и очень критично о них отзывается, называя Машу «совершенною дурочкою». Это Швабрин, высланный сюда за дуэль из Петербурга. Вот он, человек нового поколения, без стыда и совести, способный на любую подлость и предательство и без колебаний изменяющий присяге. Нет, конечно, не его имел Пушкин в виду, ставя эпиграфом ко всей повести слова пословицы: «Береги честь смолоду». Но зато их с полным правом можно отнести к каждому из семьи капитана Миронова и Гриневых.

Удивительно похожи эти двое много послуживших стране военных: Андрей Петрович Гринев хочет, чтобы сын не повесничал, служа в столице, а вкусил все тяготы армейской жизни, «понюхал пороху», «потянул лямку» и стал настоящим солдатом, продолжателем семейных традиций. Вот он его и отсылает служить вместо Петербурга в отдаленную крепость в зоне военных действий. И здесь Гринев находит настоящий пример того, что значит служить Отечеству не за честь, а за совесть.

Удивительно, как не похожи судьбы Андрея Петровича Гринева и Ивана Кузьмича Миронова! Один дослужился до чина премьер-майора, вышел в отставку и спокойно дожил свой век в деревне, окруженный семьей и внуками. Другой погиб, сражаясь против Пугачева.

Перед глазами стоит эта сцена: нелепая маленькая крепость со старенькой пушкой, горстка старых инвалидов и комендант, отдающий свой последний приказ: «Ребята! Вперед, на вылазку, за мною!» А перед ним огромная армия мятежников под предводительством беглого казака Пугачева. Капитан исполнил то, что повелевал ему долг: постоять «за матушку государыню», доказать свою верность присяге. И когда перед виселицей Пугачев грозно обращается к старому офицеру, тот, собрав последние силы, изнемогая от раны, но все же твердым голосом отвечает: «Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышь ты!» Казнь свершилась, но примеру доблестного капитана последовал его верный помощник Иван Игнатьич, готов повторить слова своего командира и Гринев - но ему судьба уготовила другую участь.

Но не только капитан Миронов до конца исполнил свой долг. Его супруга Василиса Егоровна, всю жизнь прошедшая рука об руку со своим мужем, и здесь у последней черты не оставила его. Как трогательно их прощание! «Прощай, мой Иван Кузьмич. Отпусти мне, коли в чем я тебе досадила!» - «Прощай, прощай, матушка!» Как много в этих простых словах! Любовь и преданность, забота друг о друге и верность спутнику всей жизни. И вот, видя на виселице своего Ивана Кузьмича, несчастная женщина бросает гневные слова виновникам смерти мужа: «Злодеи! … Свет ты мой, Иван Кузьмич, удалая солдатская головушка! Не тронули тебя ни штыки прусская, ни пули турецкие; не в честном бою положил ты живот свой, а сгинул от беглого каторжника!» Эти последние слова верной Василисы Егоровны звучат, как народный плач по погибшим бойцам. И ее ждет та же участь - пасть от руки злодеев.

Но и молодое поколение этой семьи - Марья Ивановна - оказывается достойной дочерью капитана Миронова. Недаром именно в ее честь и названо произведение - «Капитанская дочка». Может быть, Пушкину было очень важно показать, что традиции «старинных людей», таких, как Мироновы, живы и в новом поколении. Собственно, она никогда им и не противостояла. Вспомним, как после дуэли и ранения Гринева молодые люди признаются друг другу в любви и как Маша требует, чтобы Гринев получил благословение родителей на их брак. А когда отец Гринева отказывает, Маша тверда в своем решении: «Нет, Петр Андреевич, я не выйду за тебя без благословения твоих родителей. Без их благословения не будет тебе счастия. Покоримся воле Божей». Вот слова русской девушки, сохраняющей нравственные идеалы и заветы отцов.

Мне кажется, она чем-то похожа на Татьяну: та же простота, та же естественность, но и не меньшая сила нравственной позиции. А в дальнейшем развитии сюжета в ней проявятся и стойкость, смелость, решительность, которых вначале нельзя даже было предположить в этой тихой, застенчивой девушке, краснеющей до слез и до смерти боящейся выстрелов. Она оказалась стойкой и мужественной, как ее отец и мать. Маша способна противостоять не только притязаниям Швабрина, но и смело смотреть в глаза виновнику гибели своих родителей Пугачеву. А потом она так же смела и решительна в своем намерении восстановить честь любимого человека, отстоять их счастье, пусть для этого надо даже ехать в Петербург к самой императрице.

Такова дочь капитана Миронова. Вот какую семью рисует Пушкин в «Капитанской дочке», вот какими он видит «старинных людей». Это те, на ком земля русская держится, кто во все века стоял за родину до конца. И мне кажется, что такие люди, такие семьи могут быть и сейчас. И пусть не выпадет им на долю испытать столь же страшные потрясения, но сама готовность исполнить свой долг перед отечеством, перед своей семьей, перед своим любимым человеком никогда не должна исчезнуть в русских людях.

А.С. Пушкин, в своей повести « » раскрывает самые накипевшие проблемы того времени. Это место «маленьких» людей в обществе, а также их влияние на ход развития исторических событий. Это нравственные взаимоотношения в сложных и жестоких условиях. Это тема любви, которая является вечной.

Самым ярким проявлением нравственной проблемы является семья Мироновых. Состоит она из Ивана Кузьмича, Василисы Егоровны и их дочери Маши. Глава семьи – Иван Кузьмич получает офицерское звание за проявленное мужество в сражениях против врагов отечества. Он является простым, «своим» человеком. Такой же была и его жена Василиса Егоровна. Оба героя в своих речах и высказываниях часто используют простецкие, народные выражения – «небось», «негоже». Живет семья Мироновых бедно, в скромном домике, без роскоши. Но, это не мешает всем членам семьи быть дружными и родными.

Семья Мироновых очень схожа с семьей , поэтому Петра так радушно приняли в близкие круги. В семье Мироновых все стоят друг за друга. Среди них действует принцип: «вместе жить, так вместе и умирать».

Несмотря на патриархальный утрой в семье, важное значение имеет слово Василисы Егоровны. Она частенько управляет и командует Иваном Кузьмичом, решает его служебные дела и вопросы, как свои кулинарные задачи. Но, она не выглядит сварливой и грубой женщиной. Так происходит потому, что в отношениях Ивана Кузьмича и Василисы Егоровны торжествует любовь и взаимное согласие.

Иван Миронов на протяжении всей своей жизни отстаивает честь и долг офицера, он предан родине, верен присяге. Даже в самую трудную минуту, находясь под пытками врага, он проявляет мужество и смелость. Даже перед смертью, Иван Кузьмич высказал протест самозванцу . Его жена – Василиса Егоровна тоже была убита злодеями лже-царя. И таких простых, народных, героических людей было много в то время. И всех их постигала та же участь.

Взяла от родителей самые лучшие качества - скромность, простоту, народность. Она нравилась всем, с кем встречалась. Это была прелестная, милая девушка, которую Савельич кликал «божьим ангелом». Ее судьба также была наполнена трудностями. Маша теряет родителей и становится сиротой. Она находится в плену, терпит издевки , но все равно не сдается. Спасает Машу из плена Петр Гринев. И они обретают счастье, ведь любят друг друга.

Семья Мироновых – состояла из сердечных, добрых и хороших людей, которые любили и дорожили друг другом.

Капитана Миронова мы видим в первый раз на площади в эпизоде воинского учения. В строю — «человек двадцать стареньких инвалидов». Ими командует комендант, «старик бодрый и высокого росту, в колпаке и китайчатом халате».

Отметим комическое впечатление, которое производит колпак и халат на командире в момент воинского учения. Дальнейшие сообщения о том, как организована служба в крепости, развивают это первое впечатление примитивности, убогости ее организации. «В богоспасаемой крепости не было ни смотров, ни учений, ни караулов. Комендант по собственной охоте учил иногда своих солдат … ». А они всё не могут понять, где лево, а где право.

В рассказе слышится скрытая ирония, хотя и добродушная. Из единственной пушки, когда понадобилось привести ее в готовность, Иван Игнатьевич вытаскивает мусор и камушки. Укрепления состоят из бревенчатого забора.

Виноват ли капитан Миронов в такой организации службы и обороны? Едва ли его можно винить, — это скорее следует отнести за счет общей организации дела обороны правительством. Что может сделать капитан Миронов с гарнизоном, состоящим из старых инвалидов, и с вооружением из одной пушки?

Постарайтесь понять подтекст описания крепости и организации обороны ее: автор видит и понимает неизмеримо больше рассказчика. Отбор деталей таков, что читатель подводится к мысли об отсталости всей системы, всей постановки дела защиты окраин государства.

Виновато в этом правительство Екатерины II. Речь капитана Миронова совершенно отвечает его простому происхождению и добродушному характеру: «А слышь ты, Василиса Егоровна … я был занят службой: солдатушек учил». Народные обороты свойственны ему. Иногда в речи его появляются слова из военно-служебного лексикона: «Поединки формально запрещены в воинском артикуле» и т. д. Но при всем добродушии капитана Миронова суровая военная служба в условиях того времени, привычка повиноваться, не рассуждая, наложили на него свою печать.

В сцене допроса башкирца, схваченного с воззванием Пугачева, проявляется жестокость коменданта. Его ничуть не взволновала страшная внешность башкирца, в результате бессмысленной, бесчеловечной казни лишенного носа и ушей. Он совершенно хладнокровно отдает приказание о пытке.

Подстать коменданту и помощник — поручик Иван Игнатьевич. В рассказе о его поведении в мирной жизни комически переданы эпизоды, в которых выясняется, как он выполняет свои служебные обязанности. Он держит нитки на распяленных пальцах, когда Василиса Егоровна разматывает клубок, нанизывает по ее же «препоручению» на нитку грибы для сушения, торжественно приводит арестованных в момент дуэли Швабрина и Гринева, чистит пушку от мусора и камешков.

Для Ивана Игнатьевича все эти дела в равной степени важны. В речи его, как и в речи коменданта, присутствуют выражения военнослужебные и есть архаический оттенок: «В фортеции умышляется злое действие, противное казенному интересу».

В отличие от речи коменданта, Иван Игнатьевич в обращении своем с мало еще знакомыми людьми любит обороты, долженствующие свидетельствовать об известной воспитанности: «Смею спросить … вы в каком полку изволили служить? А смею спросить … зачем изволили вы перейти из гвардии в гарнизон? Чаятельно, за неприличные гвардии офицеру поступки … ».

Иван Игнатьевич такой же добрый, но ограниченный немудреный армейский служака, как и комендант. Введение его в роман подчеркивает типичность образов старых армейских служак, изображенных в «Капитанской дочке».

Василиса Егоровна — женщина добрая и сердечная, любит мужа и дочь, приветливо встречает молодого Гринева и ласково обходится с ним.

В крепости она чувствует себя полной хозяйкой и распоряжается за коменданта: отдает приказание уряднику определить Гринева на квартиру, мудро распоряжается о том, как надо разобрать дело капрала Прохорова, подравшегося с Устиньей Негулиной в бане за шайку горячей воды, отбирает у арестованных офицеров шпаги и приказывает девушке Палаше убрать их в чулан, а на замечание Швабрина, что это дело не ее, а коменданта, возражает: «Да разве муж и жена не един дух и едина плоть?» Отношения ее и коменданта напоминают нам отношения четы Простаковых, но Простаковы симпатии не вызывают, а Мироновы симпатичны, так как в основе их отношений и их характеров — доброта, искренность и глубокая привязанность друг к другу.

Она без всякого стеснения рассуждает в присутствии молодых людей о бедности Маши: « .. .Девка на выданьи, а какое у ней приданое? частый гребень, да веник, да алтын денег (прости бог), с чем в баню сходить». Приведенные слова дают представление и о своеобразии речи комендантши: это сочная, образная, сверкающая народными присловиями и оборотами речь.

В тоне повествователя, когда он рассказывает о Василисе Егоровне, мы чувствуем добродушную иронию. Но мужественное поведение жены коменданта после падения крепости, ее трагическая гибель вызывают у читателя чувство уважения и жалости к ней.

О простоте и непритязательности «старинных людей» говорит и описание комнаты в доме коменданта. Гринев является к коменданту по приезде в крепость.

Уже в передней ему встретился «старый инвалид», который «сидя на столе, нашивал синюю заплату на локоть зеленого мундира». Далее — описание комнаты: «чистенькая, убранная по-старинному. Шкаф с посудой, офицерский диплом за стеклом и в раме на стене (очевидно, гордость семьи, глава которой из «солдатских детей» вышел в офицеры), лубочные картины».

Интересно сочетание сюжетов картин: взятие Очакова, выбор невесты, погребение кота. Автор подбором деталей подчеркивает не только материальную убогость обстановки, но и очевидную непритязательность культурных запросов хозяев.

Обратим внимание на пейзаж, предваряющий встречу Гринева с Мироновым: он как бы подчеркивает простоту и бедность жизни, в условиях которой придется служить Гриневу. «Я глядел во все стороны, ожидая увидеть грозные бастионы, башни и вал; но ничего не видел, кроме деревушки, окруженной бревенчатым забором … » и т. д. В самой крепости «улицы были тесны и кривы; избы низки и большею частию» покрыты соломою … »

Безыскусственность, простота, невысокий уровень культуры, ограниченность, можно даже сказать сильнее — бедность умственных интересов отмечается и в супругах Мироновых, и в Иване Игнатьевиче.

Могут ли такие поистине простые люди быть настоящими героями? Пушкин отвечает на этот вопрос дальнейшим ходом событий. В том-то и заключается подлинный реализм, настоящий и глубокий поворот в литературе к обыкновенным простым людям, что в романе Пушкина им отведена роль героев, простых, но мужественных и честных.

Героизм Ивана Кузьмича, Ивана Игнатьевича раскрывается и в поведении их в момент штурма крепости и особенно в сцене суда над ними Пугачева. «Комендант, изнемогая от раны, собрал последние силы и отвечал твердым голосом: — Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышь ты!» Так же отвечает Пугачеву и Иван Игнатьевич.

Василиса Егоровна, отказавшаяся покинуть мужа в страшных обстоятельствах, разделяет его участь. Писателю, а вместе с ним и нам жалко этих честных, простых и мужественных людей. Но «изувеченный башкирец», очутившийся верхом на перекладине виселицы и так охотно помогающий свершению казни, напоминает нам о том, что казнь понятна и неизбежна: простые и по существу близкие народу «присяжные силою обстоятельств вынуждены были служить не восставшему народу, а его врагам.

В то же время, если взять значение образов офицеров Белогорской крепости (в том числе и Гринева) шире, в аспекте военно-историческом, то следует сказать, что в них возникают перед читателем фигуры типичных скромных офицеров русской армии прошлого, незаметных героев, которые «решительно сделали нашу военную историю XVIII века».

Капитан Миронов предвосхищает образы Максима Максимовича из «Героя нашего временит Лермонтова и капитана Тушина из «Войны и мира» Толстого.




Top