Описание картины Пабло Пикассо «Дора Маар с кошкой. Дора Маар - французская художница и фотограф Портрет Доры Маар

О том, что Пабло Пикассо успел поработать еще и в этом направлении искусства вспоминают не так уж часто. Может быть, потому что на фоне остальных работ, эти выглядят недостаточно яркими. А может, просто потому что их цена никогда не доходила до тех скандальных цифр.


Le Grand Faune brooch of 23k gold, 20/20 edition François Hugo after Pablo Picasso, 1973 (private collection of Diane Venet)

Несколько ювелирных работ великого художника предстали перед публикой только в 1998 году. Хотя эти изделия много лет пролежали дома у Доры Маар, возлюбленной художника - мало кто знал о их существовании. Украшения попали на аукцион лишь спустя год после ее смерти.


Ink and color pencil drawing by Picasso set in frame-shaped pendant for Dora Maar, c. 1936-1939

Марк Блондо - основатель аукциона Sotheby"s помогал каталогизировать украшения в начале 1998-го года в квартире Доры Маар на Rue de Savoie в Париже, где она жила с 1936-го по 1945-й годы, во время своей любовной связи с Пикассо.



Ady, Marie Cuttoli, her husband, Man Ray, Picasso and Dora Maar, photographed by Man Ray in the South of France, 1937 (photo by Man Ray)

"Ювелирные изделия были повсюду: под кроватью, в старых обувных коробках…" - рассказывает Блондо. "Она хранила их бережно, с ревностью, как память о Пабло".


Portrait of Dora Maar engraved on brass plate of Juvénia watch inserted in chromium-plated metal ring, c. 1936-1939

Даже эксперты в ювелирных работах модернистов не представляли до этой находки, что Пикассо занимался украшениями задолго до своего коммерческого сотрудничества с ювелиром Франсуа Гюго в конце 1950-х и 1960-х.



Среди изделий были брошь, четыре подвески, часы и кольца, готовые оправы, в которые художник вставлял миниаютюрные портреты, в основном самой Доры Маар.


"Dora Maar au foulard" pencil drawing on board by Pablo Picasso, set in large open-worked steel brooch with simulated marcasite border, c. 1936-1939

Шесть гравюр были сделаны на обычной гальке, которую Пикассо подобрал на пляже. Рисунок нанесен карманным ножом. Два лета подряд влюбленная пара провела в Жуан-Ле-Пен на юге Франции. Почти все гравюры из терракота, некоторые с отверстиями в верхней части, так что Маар могла носить их как амулеты.

Tête de Faune pendant amulet of engraved soft stone and Femme Qui Pleure engraved terra cotta amulet made by Pablo Picasso for Dora Maar, c. 1937

"Многие художники - даже кое-кто из великих - делали украшения для своих близких. И эти изделия были абсолютно неинтересны, с точки зрения ювелирного искусства - только как часть истории" - говорит Тони Гринбаум, историк искусства в Нью-Йорке, специализирующийся на ювелирах-модернистах. "Сам по себе факт, что Пикассо сделал эти украшения и сделал их для Доры Маар невероятно интересен, независимо от того, что они собой представляют в плане стиля и эстетики. Безусловно, подобная находка - это эпохальное событие".

Основная часть украшений сделана с 1936-го по 1939-й, в первые три года романа Пикассо и Маар. Единственное письменное упоминание об этих изделиях, которое парижские исследователи смогли найти, появляется в биографии Пикассо и Одры, написанной Джеймсом Лордом, который жил в Париже после ВОВ и дружил с обоими участниками истории.


Portrait of Dora Maar in ink and color pencil by Picasso set in carved yellow gold ring and polychrome enamel band, c. 1936-1939

По словам Лорда, первое украшение Пикассо сделал для Маар, чтобы утешить ее после потери кольца с рубином. Золотого кольца, полученного в обмен на одну из его акварелей.

"Во время прогулки, переходя мост, между влюбленными завязался спор. Пикассо упрекал Дору в том, что она уговорила его отдать произведение своего искусства в обмен на безделушку.

В какой-то момент Дора решительно сняла с пальца кольцо и бросила его в Сену, заставляя Пикассо замолчать. Позже она расстроилась, что поступила так импульсивно."



Pablo Picasso - "Trefle (Clover)", 1971, Jewelry, 23 Carat Gold Pendant

"Через несколько месяцев в этом месте реки проводили работы по углублению русла. И в течении нескольких дней Дора дежурила на мосту, в надежде найти кольцо. Но оно было потеряно навсегда. И все по вине Пикассо."

"Дора не могла забыть эту историю до тех пор, пока Пикассо не сделал кольцо собственного дизайна для нее. Оно было слишком драгоценным и слишком хрупким, чтобы его носить Конечно, к какой-то степени это была его месть."



23kt Gold Pendant, Pablo Picasso, "Visage géométrique aux traits"

Газета The Times в 2009 году признала его лучшим художником среди живших за последние 100 лет. Полотна Пикассо занимают первое место по «популярности» среди похитителей и бьют все рекорды по продаже на аукционах. Кстати, совсем недавно, в мае этого года, одна из его картин снова возглавила список самых дорогих произведений искусства – она была продана за беспрецедентные 179,3 миллиона долларов!

Алжирские женщины, 1955 год

Продана за $179.3 млн. 11.05.2015

Пикассо создал серию картин АЛЖИРСКИЕ ЖЕНЩИНЫ по мотивам знаменитой картины Эжена Делакруа 1834 года. Всего – 15 вариаций, которые обозначены в алфавитном порядке как Version А-О. В 1956 году, через год после написания, всю её за $212 тыс., купил Виктор Ганц, знаменитый коллекционер современного искусства. Одиннадцать работ из серии Алжирских женщин были проданы Салли и Виктором Ганцами ещё при жизни последнего - в музеи и в частные руки, а оставшиеся четыре работы, в том числе и итоговая Version O, были проданы уже после смерти обоих Ганцев. В частности, картина Алжирские женщины, Version O, ушла за $32 млн. В мае 2015 картина вновь была выставлена на аукцион Кристис, и на этот раз она побила все рекорды - была продана за $179 млн, став самой дорогой картиной Пикассо, а также самым дорогим в мире произведением искусства, когда-либо проданным на аукционных торгах.

Обнажённая, зелёные листья и бюст, 1932 год

продана за $106.5 млн. 05.05.2010

Одна из знаменитой серии сюрреалистических картин 1932 года, на которых Пабло Пикассо затейливо преобразил свою новую возлюбленную Мари-Терез Вальтер.

Серия портретов спящей Мари-Терез как богини секса и желания была выполнена художником в тайне от жены, Ольги Хохловой, во время пребывания с подругой в Буажелу под Парижем.

В 1936 году полотно приобрёл нью-йоркский дилер Поль Розенберг, после чего в 1951 году оно было продано в частное владение американскому девелоперу Сидни Ф. Броуди.

После смерти Броуди картина в марте 2010 года была выставлена на торги аукционным домом Кристис и впоследствии продана неизвестному коллекционеру за 106 482 500 долларов (включая премиальные аукционистов). На тот момент она стала самым дорогим произведением искусства из числа проданных когда-либо с аукциона.

Мальчик с трубкой, 1905 год

продана за $104.1 млн. 04.05.2004

Картина, написанная в общежитии Бато-Лавуар на Монмартре 24-летним художником Пабло Пикассо в 1905 году, в так называемый розовый период его творчества. Она изображает неизвестного мальчика в венке из роз, держащего в левой руке трубку.

Портрет долгое время служил «гвоздём» собрания американского коллекционера Дж. Уитни. При распродаже коллекции в 2004 году «Мальчик с трубкой» был продан на аукционе «Сотбис» за рекордную на тот момент цену в 104 миллионов долларов, побив державшийся 15 лет рекорд «Портрета доктора Гаше» кисти Ван Гога.

Этот рекорд продержался 6 лет, до мая 2010 года.

Дора Маар с кошкой 1941 год

Продана за $95.2 млн. 03.05.2006

Доры Маар, которая в течение почти десяти лет была музой художника, моделью и любовницей. Портрет написан в 1941 году в мастерской Пикассо на улице Великих Августинцев в оккупированном немцами Париже, когда отношения между любовниками уже дали основательную трещину. Пикассо использовал этот исполненный в абстрактных формах портрет как средство выражения своих внутренних переживаний. Позже художник признался, что в период написания картины Дора стала для него «персонификацией войны».

В 1946 году первым обладателем портрета «Доры Маар с кошкой» стает влиятельный парижский дилер Пьер Колле. В 1947 году ведущие коллекционеры из Чикаго Ли и Мери Блок покупают портрет у Пьера Колле. Согласно устным высказываниям Блока, он заплатил $15 000. С 1 июля 1963 года владельцами стает другая пара из Чикаго Адель и Уиллард Джидвиц. После этого картина не показывалась на публику около 40 лет. И вот 3 мая 2006 года аукционный дом Cотбис выставляет портрет на продажу с оценочной стоимостью в $50 - $70 млн. Превысив все ожидания, портрет «Доры Маар с кошкой» ушел с молотка за $95,216,000. Счастливчиком оказался грузинский политический и государственный деятель Бидзина Григорьевич Иванишвили.

Бюст женщины (женщина в сеточке для волос), 1938 год

продана за $67.4 млн. 11.05.2015

Этот очень яркий и красочный портрет Доры Маар написан Пикассо в самый разгар их отношений в Париже 12 января 1938 года.

Реакция Пикассо на ее нервенный характер наложилась на общее ощущение художника от эпохи нарастания предвоенных настроений, а потом и кошмаров войны - и в истории искусств появился такой феномен, как изломанные, искореженные образы Доры.

Историю жизни картины найти не удалось. Известно только, что она была продана на аукционе в Нью-Йорке в мае этого года более чем за 67 миллионов долларов.

Пабло Пикассо Дора Маар с кошкой"

Дона Маар была любовницей, верной спутницей жизни и подругой Пабло Пикассо. Эта была красивая, загадочная женщина. Причиной того, что она всех полотнах Пикассо Дона изображена крайне жутко, стал период, в который разворачивались отношения этой женщины и великого художника. Мировая Война отразилась на всех сферах жизнедеятельности каждого человека. Не обошло это и творчество испанского мастера кисти. Союз Доны Маар и Пабло Пикассо нельзя называть романтическим, сентиментальным. Правильнее будет говорить, что их отношения были организацией двух умов, интеллектуалов, художников.

Не секрет, что когда два человека с сильным характером сходятся, их отношения являются больше борьбой между двумя неординарными личностями. Возможно, именно в силу этого факта, Пикассо рисовал красавицу Дору очень искаженно, придавая ей острых углов и темных оттенков.

Характерными объектами для Маар на полотнах Пикассо стали шляпки и длинные острые ногти. Шляпка подчеркивала причастность женщины к сюрреалистическому движению. В жизни эти детали внешности были достаточно важны для женщины, возможно, поэтому Пикассо подчеркивал их в своих произведениях.

В портрете «Дора Маар с кошкой» подчеркивается острота ноготков присутствием маленькой черной кошки. Ногти, изображенные на картине, являются символом ногтей необузданных представителей кошачьих. Синие ногти нарисованной Маар являются символом обладания мощью, насилием. Пабло Пикассо не единожды заявлял, что характер Доры Маар он сопоставлял с темпераментом афганской кошки.Художник прибегал к кубическим способам рисования. Таким образом, он переработал красивое, утонченное, овальное личико возлюбленной Доры в неузнаваемую и деформированную карикатуру. Ухо женщины на изображении расположилось под глазом, рот искривился в улыбке. Да и само лицо представлено одновременно с двух сторон: фронтальной и профильной.

За женщиной находится кошка. Ее позиция тоже достаточно неопределенная. С одной стороны, животное достаточно милое и забавное, но окрас кошки подчеркивает устрашающие ноты произведения. Соединение женщины и кошки Пабло Пикассо представлял как комбинацию бесконечной сексуальной агрессии и хитрости, свойственной представительницам прекрасного пола. Определенно, что черная кошка – это символ горячей, огненной личности Доры Маар и самих отношений между двумя художниками. Таким образом, сплетение самых разных эмоций Пикассо вылилось на полотно «Дора Маар с кошкой», которое является гордым достоянием шкатулки мирового творчества на сегодняшний день.

Http://opisanie-kartin.com
http://gallerix.ru/storeroom/461629465/

Пабло Пикассо - Дора Маар с кошкой.

Год создания: 1941

Dora Maar au Chat

Холст, масло.

Оригинальный размер: 128.3 × 95.3 см

Частная коллекция

«Дора Маар с кошкой» (фр. Dora Maar au Chat) — картина Пабло Пикассо, написанная в 1941 году. На ней изображена Дора Маар, возлюбленная художника, сидящая на стуле с маленькой кошкой на плече. Работа входит в число самых дорогих картин мира.

Полотно (128.3 на 95.3 см) — один из многочисленных портретов Доры Маар, написанных Пикассо за почти десятилетнюю историю их отношений. Пикассо познакомился с 29-летней Дорой в 1936 году в возрасте 55 лет и вскоре стал жить с ней. «Дора Маар с кошкой» была создана в 1941 году, когда нацисты занимали Францию. В 1947 году полотно было приобретено чикагскими коллекционерами Мэри и Ли Блок. Они же продали картину в 1963 году другой чикагской паре, Уилларду и Адель Джидвицам, после чего картина не выставлялась на публику вплоть до начала XXI века.

В 2005—2006 годы «Дора Маар с кошкой» впервые за долгое время демонстрировалась на публике, будучи частью выставок Сотбис в Лондоне, Гонконге и Нью-Йорке. Картина была выставлена на продажу аукционным домом Сотбис 3 мая 2006 года в Нью-Йорке и стала самой дорогой картиной в мире после «Мальчика с трубкой» Пикассо, проданной в 2004 году за 104 млн долларов. Русский покупатель, пожелавший остаться неизвестным, приобрёл «Дору Маар с кошкой» за $95 216 000 при оценочной стоимости в $50 000 000.

Личность покупателя, потратившего в общей сложности US$100 миллионов (помимо картины Пикассо были приобретены морской пейзаж 1883 года Клода Моне и работа 1978 года Марка Шагала), стала темой многочисленных слухов. Было установлено лишь то, что в аукционе участвовал лишь агент истинного покупателя, а также что этот агент был новичком и наверняка имел русские корни. На середину 2007 года имя обладателя Доры Маар с кошкой оставалось тайной, но наиболее вероятной фигурой рассматривался грузинский миллиардер Бидзина Иванишвили, продавший «Импэксбанк» за $550 миллионов за неделю до аукциона.

Описание картины Пабло Пикассо «Дора Маар с кошкой»

Имя Доры Маар, фотографа, работавшей в сюрреалистическом направлении, известно всему миру благодаря ее страстному роману с испанским художником Пабло Пикассо. Их отношения начались незадолго до начала Второй мировой войны. Она была необычайно красиво женщиной с изумительными глазами, скрывающими в себе загадку. Однако на портретах, созданных кистью Пикассо, образ Доры представлен нелепо, странно и нереалистично. Причина этому кроется в отношениях между художником и его возлюбленной. Они были наполнены страстью, противоборством двух талантов, двух гениальных умов.

Дора Маар на всех картинах Пикассо изображалась с непременными атрибутами - шляпкой и острыми ногтями. Головной убор говорил о причастности его возлюбленной к сюрреалистическому направлению. Пикассо нередко сравнивал свою подругу за ее свободолюбивый и непокорный нрав с дикой кошкой. В портрете «Дора Маар с кошкой» первое на что обращается внимание, как раз на острые длинные ногти синего цвета, что говорит, по мнению художника, о сильной и властной натуре.

Для писания прекрасных черт лица Доры художник использует методы и приемы кубического направления в живописи. В результате от реальной красоты женщины в портрете ничего не остается. Изображения лица в анфас и профиль соединены воедино, ухо каким-то образом оказывается под глазом, а рот становится перекошенным на бок.

Миниатюрная кошка, ласково положившая мордочку на плечо портретируемой, выглядит симпатично. Ее черный окрас, опять же по замыслу мастера, символизирует сексуальность и раскрепощенность, которой несомненно обладала Дора Маар. Даже в ее карикатурном и абстрактном образе каждый штрих, каждый мазок говорит о том, как сильно и страстно любил Пабло Пикассо свою музу.

Декабрь 05, 2012

Портрет Доры Маар

1937; 92х65 см
Музей Пикассо, Париж

Все женщины, которых любил Пикассо, были его музами и натурщицами. Каждую из них он писал вдохновенно и страстно. Сначала Фернанда, затем Ева, Ольга, Мария Тереза, Дора, Франсуа и, наконец, Жаклин — все эти женщины смогли покорить сердце мастера и уже поэтому были достойны живописного увековечения.

Сам художник однажды признался, что он делил всех представительниц прекрасного пола на «богинь» и «половые коврики». «Ему доставляло особую радость, — утверждает американская писательница Арианна Стасинопулос-Хаффингтон в обстоятельной монографии «Пикассо : созидатель и разрушитель», — превращать первых во вторых, и они «богини», не только позволяли ему это делать, но и получали удовольствие».

По мнению исследовательницы, художник не искал настоящей любви, а всегда стремился соблазнить, подчинить и навязать свою волю. В нем был исключительно сильно развит инстинкт разрушения. Его любовницами становились жены его близких друзей, порой с их ведома и согласия, как это, к примеру, было со второй женой поэта Поля Элюара (1895-1952) — Нюш, портрет которой сегодня хранится в парижском Музее Пикассо.

Вся жизнь мастера прошла под знаком борьбы инстинктов созидания и разрушения. «Я думаю, что умру, никогда никого не полюбив», — сказал однажды Пикассо.

Портрет Марии Терезы Уолтер

Музей Пикассо, Париж

Мария Тереза со своим идеальным овалом лица и «простым носом» (слова Пикассо) олицетворяла классическую красоту. Когда в 1937 году мастер создает ее портрет, то использует цветовую гамму, в которой преобладают нежные, спокойные оттенки, светлая голубизна и изумрудная зелень. Желтый цвет соломенной шляпы — это воспоминание о солнечных днях, проведенных вместе на французской Ривьере.

Совмещение разных точек зрения (глаза анфас, губы и нос в профиль) подчеркивает правильность черт лица Марии Терезы, представленного в универсальном для всех ракурсов мимическом движении (в одном этом портрете мы можем увидеть сразу три выражения).

С Дорой Маар Пикассо познакомился в 1936 году при посредничестве того же Поля Элюара. Во время их первой встречи Дора случайно поранила себе руку ножом. Ее окровавленные перчатки Пабло будет хранить всю жизнь как священную реликвию. Мария Тереза была стройной, слегка меланхоличной блондинкой. Дора же была, что называется, «вполне в испанском вкусе» — чувственная брюнетка, по свидетельству известного скульптора и фотографа Брассая (настоящее имя — Дьюла Халас (1899-1984)), «в равной степени вспыльчивая и страстная». Вот почему, портретируя Дору, Пикассо подбирает живые, горячие тона, точно соответствующие ее огненному темпераменту.




Top