Описание культуры. Культуры в культуре

Жан Боден родился в семье мастера портновского цеха г. Анже. В раннем возрасте его отдали в местный орден Кармелитов для получения образования. Затем он занимается изучением гражданского права в Академии Тулузы - одного из крупнейших университетских центров во Франции XVI века. После окончания Академии философ некоторое время преподает в ней.

Так и не получив профессорского звания, в 1561 году Боден едет в Париж, чтобы заниматься там адвокатской практикой. Вскоре после своего прибытия в Париж, он сближается с кружком, который позже стал ядром группы, стоящей в оппозиции к обеим главным партиям гражданской войны. Эта группа, известная под названием «Политики», отстаивала веротерпимость и сильную королевскую власть.

Известность приходит к мыслителю в 1566 году, после публикации «Methodus ad facilem historiarum cognitionem» («Метод легкого изучения истории» - М., 2000). В «Методе» философ не только излагает свои размышления над историей развития человечества, но также формулирует первый вариант своего учения о государстве и государственной власти, развитый затем, через десять лет, в «Шести книгах о государстве». По его мнению, государство (в этом Боден сходится с Макиавелли) являет собой вершину экономического, социального и культурного исторического развития цивилизации.

Как и большинство сторонников партии «политиков» Жан Боден был близок двору наследника французского престола герцога Франсуа Анжуйского, но после его смерти стал склоняться к поддержке Католической Лиги.

В мае 1587 года к Бодену по наследству от тестя переходит пост генерального прокурора Лана. А еще через некоторое время сын портного становится мэром Лаона (Лана - в источниках разночтения), причем на этом посту он продержался два срока подряд, хотя ничем особенным не отличился. На посту прокурора он старался никогда не идти против своей совести и, например, отстоял жизнь человека, которого хотели казнить по политическим соображениям. Но зато по его собственным признаниям принимал участие в процессах над 200 женщин по обвинению в колдовстве, многие из которых закончили жизнь на костре. По мнению Бодена, судья, препятствующий расследованию дел о колдовстве, сам заслуживал костра.

Умер в Лане в 1596 году от чумы.

Политические идеи

Жан Боден в своих сочинениях всегда признавал за человеком право выбирать для себя религию и Бога (конечно, в рамках христианства - другое в эту эпоху было опасно; единственное сочинение, в котором Боден открыто выступает сторонником деизма или рациональной религии - «Разговор в семи ролях о секретах высших истин» - было опубликовано только в 1858 году, то есть почти через 300 лет после написания). В результате, он чуть было не стал жертвой Варфоломеевской ночи 1572 года.

Лучшие дня

Веротерпимость философа проявлялись также и в его усилиях по примирению враждовавших между собой религиозных группировок на Генеральных Штатах в Блуа, где он выступал в качестве депутата от третьего сословия провинции Вермандуа. Эти идеи мы обнаруживаем и в главном политико-философском произведении Бодена - «Les six livres de la Republique» («Шесть книг о государстве»), вышедшем в свет в 1576 году, которое впоследствии (в 1586 г.) он сам перевел на латынь под названием «De Republica libri six».

По Бодену, государство есть осуществляемое верховной властью по праву управление множеством домохозяйств и их общим достоянием.

Суверенная власть государства - это всегда постоянная власть, которая отличается от временной власти; это всегда абсолютная власть, - власть, не ограниченная никакими условиями, носитель же этой власти может ее передать другому лицу как собственник; это власть единая, то есть неделимая - она не может принадлежать одновременно монарху, аристократии и народу, ее нельзя разделить на трети.

Боден - противник теории смешанной формы государства, которой в разное время придерживались Полибий, Цицерон, Мор, Макиавелли.

Он выделяет три формы государства: демократия, аристократия и монархия (в зависимости от принадлежности власти тому или иному суверену).

Демократию Боден оценивает отрицательно, ибо «народ - это зверь многоголовый и лишенный рассудка, он с трудом делает что-либо хорошее. Доверять ему решение политических дел - это все равно, что спрашивать совета у безумного». Недостаток аристократии - неустойчивость, которая обусловлена коллегиальным способом принятия решений. Общим недостатком демократии и аристократии является то, что «в демократическом или аристократическом государстве голоса подсчитываются, но не взвешиваются на весах добродетели».

Лучшая форма государства для преодоления политического и религиозного кризиса является монархия, поскольку она прямо отвечает природе суверенной власти, ее единству и неделимости. Боден - сторонник наследственной, а не выборной монархии, потому что выборная монархия предполагает междуцарствие, а государство в это время «подобно кораблю без капитана, мечется по волнам мятежей, и часто тонет».

Для абсолютной власти должны быть три ограничения: суверен в своей деятельности связан законами Бога, законами естественными и законами человеческими, общими для всех народов. Типы законов: законы, установленные Богом; законы, установленные природой; законы, установленные суверенной властью; законы, установленные народами; законы, установленные общим соглашением, в котором берет начало суверенная власть.

Боден выступал против общепринятой идеи Аристотеля о том, что целью государства является достижение счастья людей. По его мнению, цель государства - обеспечение внутреннего мира, справедливости и социальной гармонии, защита от внешних врагов[источник не указан 153 дня]. Причину социальных конфликтов Боден вслед за Макиавелли видел в неравномерном распределении богатств, в борьбе партий и в религиозной нетерпимости. Поэтому он требовал установления свободы вероисповедания и проведения экономических реформ с целью укрепления частной собственности граждан - опоры государства.

В творчестве Бодена нашлось место всему, что волновало Францию XVI в., и он осмелился заглянуть в духовный мир своих современников, написав об этом два смелых произведения. Первое - «Демономания колдунов» (1580) - отразило духовную атмосферу эпохи, когда человек жил в фантасмагории демонов и страхов. В этом трактате Боден раскрыл одну из главных черт, присущих переходной эпохе: слом старого мира и построение нового обостряет борьбу разных сил в обществе и внутри человека. Поэтому в такие периоды, считал он, человек должен быть особенно осторожен и внимателен к себе и окружающим, чтобы не попасть в ловушку искушения или прегрешения.

Последнее творение Бодена - «Гептапломерес» (или «Разговор семи участников») - самое смелое произведение мыслителя, призванное обосновать разумность веротерпимости. С этой целью Боден предпринял критику христианства и сравнил его с другими религиями. Отсюда и семь участников - представителей разных конфессий. В ходе спора Боден подвергает критике христианские догматы о божественной природе Христа, о непорочном зачатии, о Троице, показывая невозможность доказать истинность религии с помощью разума. Такая критика христианства нужна Бодену для того, чтобы предостеречь людей от споров по поводу веры, ибо им уготован один итог - безверие, которое хуже всего. Путь, предложенный Боденом, - гуманистическое свободомыслие, верность «всеобщей религии», терпимость.

Боден критически оценивал институт рабства, выступая за его постепенную отмену.

французский юрист и теоретик, работавший в области политической философии, член Парижского парламента и профессор права в Тулузе (Toulouse). Одной из самых известных его работ стала теория суверенитета, божественного права королей.


Жан Боден, сын преуспевающего буржуа, члена портновского цеха, и современник Мишеля де Монтеня (Michel de Montaigne) и Нострадамуса (Nostradamus), родился в 1529 или 1530 году в городе Анже на западе Франции (Angers, France). Ему довелось жить и работать в эпоху Реформации (Reformation), на фоне непрекращающегося противостояния между католиками и гугенотами, что приводило к постоянным религиозным и гражданским конфликтам. В юности он обучался в монастыре братьев-кармелитов в Анже, а затем отправился в Париж (Paris), где учился в Колледже де Франс (Collège de France), впитывая, как губка, мудрость средневековой науки и гуманизм Ренессанса (Renaissance). Около 1549 года он был освобожден от своих монашеских обетов. Вполне возможно, что он был вовлечен в судебный процесс о ереси в 1547-1548 годах и поэтому остался в кальвинистской Женеве (Genève) - в обоих случаях имеются письменные свидетельства, однако имя и фамилия Бодена были очень распространены в то время, так что это может быть и другой человек.

Однако, достоверно известно, что Боден учился и затем преподавал римское право в Университете Тулузы в 1550 году. В 1561 году он вернулся в Париж и взялся за адвокатскую практику, хотя в это время во Франции начался страшный период религиозных войн. В Париже он написал свою первую важную работу, "Methodus ad facilem historiarum cognitionem" (в буквальном переводе - "Метод легкого изучения истории"), которую опубликовал в 1566-м. Книга пользовалась таким успехом, что в 1572-м ее переиздали в дополненном виде. Делая прямую ссылку на "Республику" Платона (Platon), он предлагает через переосмысление исторических уроков черпать вдохновение для создания наилучших законов.

К Бодену благоволил король Генрих III (Henri III), и по его настоянию Жан стал депутатом Генеральных штатов (States-General), собиравшихся в Блуа (Blois) в 1576-1577, от третьего сословия округа Вермандуа (Vermandois). Он, между тем, выступал против проектов короля, впал в опалу и нашел покровителя в лице Франсуа, герцога Алансонского и Анжуйского (François de France, duc d"Alençon et d"Anjou), младшего брата короля. После смерти принца он удалился в пикардийский город Лан (Laon) на севере страны. В течение нескольких лет Боден служил прокурором Лана – эта должность перешла к нему от отца жены - и принимал участие в процессах сотен женщин, обвиняемых в колдовстве (увы, Боден истово верил в существование ведьм). В 1589 году Боден, два срока подряд избираемый мэром города, объявил Лан защитником Католической лиги, но впоследствии призывал горожан признать Генриха IV (Henri IV).

В 1596 году Жан Боден умер в Лане во время эпидемии бубонной чумы.

Боден оставался католиком на протяжении всей своей жизни, но критически отозвался о папской власти и его склонности вмешиваться в дела земных правителей. Иногда его считали законспирированным кальвинистом. К концу своей жизни он написал работу в виде диалога между различными религиями, в том числе от лица представителей иудаизма и ислама и приверженцев философской теологии. В книге все религии пришли к выводу, что могут существовать в мире и согласии.

Ячейкой государства у Бодена выступает семья (домохозяйство). По своему статусу глава семьи представляет собой прообраз и отражение государственной власти. Государственность как организация возникает посредством договора, и высшая ее цель не в том, чтобы обеспечивать внешнее благоденствие людей, но чтобы, гарантируя мир внутри общности и защищая общность от нападения извне, заботиться об истинном счастье индивидов. Последнее традиционно заключается в познании Бога, человека и природы, а в конечном итоге – в почитании Бога. Не должно быть никаких поводов для выступления против государства, в особенности еще и потому, что оно суверенно.

Разработка проблемы суверенитета государства есть крупнейший вклад Бодена в развитие политико-теоретического знания. «Суверенитет, – утверждает Боден, – есть абсолютная и постоянная власть, которую римляне называют величием (достоинством)... означающим высшую власть повелевать». Абсолютность суверенитета имеет место тогда, когда суверенная власть не знает каких-либо ограничений для проявлений своего могущества. Постоянство суверенитета имеет место тогда, когда суверенная власть существует неизменно в течение неопределенно долгого срока; временная власть, устанавливаемая на какой-то определенный период, не может сохраняться в качестве верховной силы. Суверенная власть, по Бодену, есть также власть единая. В том смысле единая, что ее прерогативы принадлежат только ей; она не может (не должна) эти прерогативы делить с кем бы то ни было; она не может (не должна) допускать никаких органов, которые стояли бы над нею или стояли рядом и конкурировали с ней.

Боден выделяет пять отличительных признаков суверенитета. Первый из них – издание законов, адресуемых всем без исключения подданным и учреждениям государства. Второй – решение вопросов войны и мира. Третий – назначение должностных лиц. Четвертый – действие в качестве высшего суда, суда в последней инстанции. Пятый – помилование.

К своей трактовке суверенитета государственной власти Боден делает ряд важных добавлений и уточнений. Одно из них касается тех требований, которые непременно должны соблюдаться суверенной государственной властью. Например, последней вменяется блюсти (при всей ее неограниченности, абсолютности) законы божественные и естественные. Вместе с тем суверенной государственной власти, стоящей выше всяких человеческих законов и свободно распоряжающейся жизнью и смертью своих подданных, нельзя вмешиваться в дела семьи нарушать принцип веротерпимости, и в особенности взимать подати с подданных без их согласия, помимо воли собственника. С точки зрения Бодена, единство, неделимость суверенитетами государственной власти на практике совмещаются с дифференциацией власти и управления, которые не всегда находятся в тождестве. Обычно носитель суверенной власти поручает временно и на определенных условиях осуществление некоторых функций власти назначаемым должностным лицам. Без соответствующего поручения суверена должностные лица ничего не могут делать ни в отношении подданных, ни в отношении друг друга.

Издание общеобязательных законов относится к первому по значимости отличительному признаку суверенитета. Суверен издает законы, но не создает право. Боден строго их различает, понимает их разнокачественность. Право «несет с собой справедливость, а закон – приказ».

Как глубокий политический мыслитель, Боден не мог не ставить вопрос о том, где коренится, как появляется суверенитет и способен ли он к отчуждению, передаче. На первую часть вопроса ответ таков: «Суверенитет кроется в совокупности свободных и разумных существ, составляющих народ». Упоминание тут о народе отнюдь не свидетельствует о том, что Боден приверженец народовластия. На вторую часть поставленного вопроса он отвечает следующим образом: «Эту верховную и постоянную власть над гражданами с правом жизни и смерти народ может передать одному из граждан без всяких ограничений так же, как может это сделать собственник, желающий кого-либо одарить».

Таким «одним из граждан» у Бодена оказывается монарх. Вот его аргумент в пользу монархии. Подобно тому, как во вселенной над всем властвует Бог, а на небе – солнце, так и особей, образующих общность, должен быть один правитель. Боден – убежденнейший сторонник действительно суверенной (в его трактовке – абсолютистской) монархической власти. Отсюда вовсе не вытекает категорическое отрицание им в условиях монархизма отдельных элементов аристократических и монархических форм правления.

Лучшим, по мнению Бодена, является такое государство, в котором суверенитет принадлежит монарху, а управление имеет аристократический и демократический характер. Такое государство он называет королевской монархией. Идеальным для страны является такой монарх, который боится Бога «милостив к провинившимся, благоразумен в предприятиях, смел в осуществлении планов, умерен в успехе, тверд в несчастье, непоколебим в данном слове, мудр в советах, заботлив о подданных, внимателен к друзьям, страшен врагам, любезен с расположенными к нему, грозен для злых и ко всем справедлив».

Боден стремится к гармонической справедливости. Она для него есть распределение наград и наказаний и того, что принадлежит каждому как его право, совершаемое на основе подхода, заключающего в себе принципы равенства и подобия.

1530 – 1590) – правовоед, французский протестант. Создатель политической теории «суверенитета», основоположник «теории государства». Боден стремился доказать, что теории католической империи, основанные на принципе «Божественной воли», несостоятельны, и что следует перейти от понимания государства в контексте общей логики мировой истории (осознававшейся тогда в христианском ключе) к рассмотрению государства как автономного феномена, определяющегося на основании формальных признаков – правовых уложений, наличия властной инстанции и т.д. Идеи Бодена были важнейшим этапом перехода европейской правовой мысли от католико-имперского принципа к теориям «светского государства». Будучи по профессии юристом, Боден участвовал в разбирательстве многочисленных дел, посвященных колдовству, он свято верил в существование ведьм и дал в своих трудах подробное описание их разновидностей и причитающихся им за каждое преступление наказаний (подчас удивительно жестоких).

Отличное определение

Неполное определение ↓

БОДЭН ЖАН

(Bodin, Jean) (1529–96) Французский философ и юрист. Известен прежде всего благодаря доктрине суверенитета, опубликованной в труде "Шесть книг республики" (Six livres de la rpublique) (1576). Бодэн разделил всю систему знаний на религиозную историю (почему Бог создал Вселенную и что он изобрел для руководства людьми), естественную историю (физические законы Вселенной) и человеческую историю (структура и развитие системы государственной власти). Проблема, с которой столкнулся Бодэн, заключалась в следующем: политический порядок должен отражать порядок божественный, но Франция во время религиозных войн (1559–89) стала воплощением хаоса и ареной Гражданской войны. Он выдвинул идею, согласно которой всякое организованное политическое сообщество (rpublique в старом значении – "государство" – res publica) должно иметь монарха, который, руководствуясь благом народа, устанавливает и отменяет законы. Бытует мнение, что своими взглядами на монархию Бодэн предвосхитил Томаса Гоббса (Hobbes), однако подход Бодэна опирался на христианство и не имел ничего общего с более поздней доктриной абсолютизма (absolutism). Монарх, по представлениям Бодэна, имеет право делать все, но только ради осуществления божественного плана. Это не было формальным ограничением (как, видимо, у Гоббса), ибо включало в себя конкретную защиту законных прав и свобод отдельных личностей и сообществ, что для Бодэна являлось основой государственного правления и более высоким принципом, чем наследование власти.




Top