Описание порфирия головлева. "Иудушка Головлев — тип единственный в своем роде" (по роману М

4.4.2

Ликвидация агента проводится в исключительных случаях:

1. Агент был задействован в убийствах и опасен как свидетель.

2. Агент намерен совершить предательство и слишком много знает.

3. Агент занимает очень высокий пост и им начала интересоваться контрразведка. Чтобы избежать крупных политических неприятностей, инсцeнируется несчастный случай.

В качестве примера можно привести ликвидацию в 1944 г., как я бы ее назвал,"советской Мата Хари" - польской балерины Лидии Лисовской, женщины редкой красоты, сотрудничавшую до войны под псевдонимом "Фарфоровая куколка" с польской разведкой, а затем с НКВД. Ее муж, офицер польской армии, после оккупации Польши немцами в 1939 году попал в лагерь для военнопленных, какое-то время переписывался с женой, а затем переписка оборвалась.

Ее завербовал любовник, знаменитый профессионал-убийца, агент (не разведчик) НКВД Николай Кузнецов, которого специально подготовили в Москве и направили в г. Ровно с единственной целью - убить гауляйтера Украины Эриха Коха. Задание он не смог выполнить, после чего командир приданного Кузнецову партизанского отряда Медведев, редкий идиот, решает его расстрелять за трусость, но Центр отклонил эту "идею".Чтобы оправдаться перед Москвой, Кузнецов, действуя под прикрытием офицера вермахта Пауля Зиберта,стал отстреливать высших чинов оккупационной немецкой власти в Ровно и Львове.Среди ликвидированных были верховный судья Украины А. Функ, вице-губернатор дистрикта Галиция О. Бауэр, зам. имперского комиссара Украины и гауляйтера Восточной Прусиии генерал П. Даргель, начальник канцелярии президиума правительства дистрикта Г. Шнайдер, начальник отдела финансов при рейхскомиссариате Украины Г. Гель. Действовал он, согласно указанию

так, чтобы наделать как можно больше шума, поэтому "Вальтер" у него был без глушителя и убивал он в основном днем.

В группу Кузнецова входила двоюродная сестра Лидии, Майя Микота, суперагент, в числе любовников которой был офицер абвера Ульрих Ортель - от него она получила косвенную информацию о подготовке покушения на Сталина, Черчилля и Рузвельта в Тегеране в 1943 г, данные о секретных испытаниях немецкими конструкторами ракеты ФАУ в Пенемюнде и о планах немецкого командования дать решающую битву на Курской дуге летом 1943 года (операция "Цитадель), применив новейшие танки "Тигр" и "Пантера".

Майя Микота Лидия Лисовскaя Николай Кузнецов

Любовником самой Лисовской был командующий "Остенгруппен СС"(карательные войска), генерал Макс фон Ильген, которого Кузнецов пытался похитить с помощью Лидии (из Москвы за Ильгеном был послан самолет), но вынужден был ликвидировать в ходе операции. Об этом, как и об остальных убийствах, доложили рейхсфюреру СС Гиммлеру, который приказал взять Кузнецова живым или мертвым. За ним, переехавшим к этому времени во Львов, стала охотиться специально созданная группа из Гестапо (82 человека), поэтому он скрылся из города вместе с двумя боевиками.

9 марта 1944 г недалеко от г. Броды они натолкнулись на якобы переодетых в советскую военную форму бандеровцев, приняли бой и погибли. В том же году Кузнецову было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).

После освобождения Украины от фашистов Лисовская и Микота были представлены к государственным наградам (орденам Великой Отечественной войны) . В Ровенское и Львовское Упавления НКВД пришло указание найти женщин (обе жили во Львове) и отправить в Киев для вручения наград, а дальше произошла самая грязная история не только в истории КГБ, но и спецслужб вообще.

26 октября 1944 года в селе Каменка Хмельницкой области на шоссе Острог-Шумск обнаружен труп Майи Микоты, а дальше, по направлению к городу Шумску, в селе Мозярки - труп Лидии Лисовской. Следствием установлено, что военный 5-тонный „студебеккер", в кузове которого находились четверо одетых в советскую форму мужчи и две женщины, утром ехал из Шумска в Острог, а в 19 часов возвращался назад. Проезжая село Каменка, машина остановилась возле дома Осташевских. Тe видели, как девушка (Микота) слезала с машины через борт, а вторая подавала ей чемодан. Из кабины выскочил мужчина в офицерской форме "с золотыми погонами", что-то сказал женщине, после чего раздался крик: "Не стреляй!".

Тут же раздались три выстрела. Стоявшая возле машины девушка упала,офицер вернулся в кабину и машина через считанные секунды исчезла из вида, двигаясь на огромной скорости - свидетели были поражены именно скоростью и профессионализмом водителя.

Вскоре возле села Мозярки был обнаружен труп второй женщины (Лисовской), выброшенный из машины. Трупы погибших доставили в село Кунев, где был составлен протокол опознания (согласно имевшихся при них документов), наружного осмотра и медицинского освидетельствования, который подписали участковый уполномоченный Стасюк, главврач Плужнянской райбольницы Шевцов и зав. амбулаторией села Кунев Ящук. Там же, в Куневе, они были похоронены на местном кладбище, причем - внимание - никто ничего родственникам не сообщил, хотя следствие по этому делу вели и Ровенское, и Львовское управления НКВД.

В конце ноября 1944 г. первый секретарь Львовского обкома партии В.А Бегма пригласил к себе сестру Лидии, Елену, и сообщил ей, что в октябре ее сестра вместе с Майей Микотой "выехали на задание вместе с нашими товарищами и погибли". Опять же, ни слова о телах погибших и месте их захоронения. Кстати, в этой ситуации с Еленой должны были говорить на более низком уровне, скажем,начальника областного Упpавления НКВД, но команда поступила,

думаю, по партийной линии и даже не из Киева, а из Москвы. Почему я так решил?

В 2009 году объявился муж Лидии Лисовской, гражданин Канады Ежи Лисовский, который выжил в лагере, а после войны эмигрировал за океан.Он рассказал интересные вещи. До войны у них был друг Юзеф, о котором Лисовским было известно, что с началом военных действий он перешел на нелегальное положение и стал работать на польскую разведку, т.е. на эмигрировавшее в Лондон польское правительство, которое Сталин считал "буржуазным и антинародным". В письме, которое он получил от жены будучи в лагере, она вставила фразу "Занимаюсь тем же, чем Юзеф". В связи с этим, Лисовский убежден, что его супруга работала на польское правительство в Лондоне. Если это так, то цепь замкнулась или, если хотите, кубики фактов сложились в картинку.

Во-первых, становится понятной ф а н т а с т и ч е с к а я

фраза покойного ныне Николая Струтинского, бывшего связного отряда "Победитель", полковника КГБ УССР в отставке, брат которого был личным телохранителем Кузнецова:" Мы так и не узнали, на кого реально работала Лисовская".

Во-вторых, согласно официальной версии, в 1943 г. Майя Микота по указанию Центра стала агентом Гестапо, а проще говоря, спала с сотрудникамии тайной политической полиции

От Гестапо она получила задание организовать на своей квартире по ул. Легионов бордель, где вместе с сестрой Лидией обслуживала немецких офицеров и развязывала им языки и где развлекался сам "Пауль Зиберт" (Кузнецов).Там же познакомила обер-лейтенанта "Пауля Зиберта"

с офицером ровенского Гестапо Мартином Геттелем. Последнему якобы удалось расшифровать нового "приятеля" как вражеского шпиона. Геттель, правда, был почему-то убежден, что "Зиберт" работает на аглийскую разведку. После этого гестаповец якобы заявил, что он антифашист и согласен работать на англичан. Кузнецов приглашает его на конспиративную квартиру (с ума сошел, наверное) и пускает пулю в лоб. Почему Геттеля убили, куда потом девался труп и как реагировало Гестапо на исчезновение своего сотрудника, не сообщается.

А вот что произошло на самом деле. Агент НКВД Лидия Лисовская возобновляет связь с польской разведкой, которая очень хорошо оплачивала ее услуги еще до войны. Затем она вербует свою двоюродную сестру, Марию Микоту и своего любовника Николая Кузнецова, и все трое, таким образом, становятся двойными агентами - можно только догадываться, сколько это стоило полякам. Микота была вообще тройным агентом - случай в истории разведки очень редкий.

Информация шла и в Москву и в Лондон, действовали они аккуратно, пока упомянутый выше любовник Микоты Ульрих Ортель не обронил фразу: "Я должен уехать. Хочешь, привезу тебе персидский ковер - мы еще ни разу не занимались любовью на ковре". В Москве сразу поняли, что немецкий разведчик собирается в Иран, где на ноябрь 1943 г. была намечена встреча "Большой тройки"

.

Знаете, мозг профессионального разведчика можно сравнить, скажем, с интернетовским поисковиком, который знает все на свете и рассылает, тем не менее, своих "ботов" по всему Интернету в поисках новейшей информации. Так и здесь - промелькнуло где-то в разговоре название города Ровно - и этого было достаточно для русских. Кроме этого, в английской разведке было немало источников советской разведки (тот же Ким Филби, завербованный еще в 1933 г.) и информация могла поступить от кого-то из них. Доложили Сталину. С одной стороны, предатели, хоть и работают на союзников, но с другой - информация поступает сверхценная. Сталин приказал пока не трогать, пусть работают. Но как только Кузнецов стал не нужен, его убили, а затем и Лисовскую с Микитой. Ликвидацией занималась спецгруппа из Москвы.

В 1988 году, комсомольцы и Музей боевой славы г. Ровно, надеясь на перестройку и гласность, направили официальный запрос в КГБ СССР с просьбой сообщить имеющиеся данные об обстоятельствах смерти Н.Кузнецова. Получили от моих коллег официальный ответ: дело засекречено до 2025 г. Считайте, что я его рассекретил на 15 лет раньше.

Х а р а к т е р и с т и к а И у д у ш к и Г о л о в л е в а.

Родовое «гнездо» Головлевых было как бы прообразом крепостнической России в миниатюре накануне отмены крепостного права в 1861 году. В романе М.Е.Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» мы сталкиваемся с изуродованными судьбами главных героев, трагически сложившимися жизнями детей-наследников Арины Петровны - грозной и властной хозяйки поместья Головлева. Страсть к накопительству и стяжательству взяли в ней верх над истинными материнскими чувствами, так что все свои силы она тратила на приобретательство, не занимаясь воспитанием детей, но держала их так, чтобы они при каждом своем поступке спрашивали себя: «Что-то об этом скажет маменька?» Слова «балбес», «изверг», «мерзавец», «подлец», «негодяй» были в этой семье обычными. Физическое наказание здесь было также нормой. И все это делалось как бы ради семейного благополучия, ради тех же детей, которых Арина Петровна уродовала своим воспитанием. Итог такой ее деятельности - поощрения к лицемерию и наушничанью ради «лучшего куска на блюде», разделения детей на «любимчиков» и «постылых» - обстановка, которая формировала «извергов».

Самый страшный из них - Порфирий Владимирович Головлев. Его прообразами послужили родные братья самого Салтыкова-Щедрина. Кстати сказать, автор в своем романе частично описывает атмосферу отцовского дома, в котором он вырос, и прототипами многих героев «Господ Головлевых» также являются его близкие родственники.

Автор описывает Порфирия известным в семье «под тремя именами: Иудушки, кровопивушки и откровенного мальчика… С младенческих лет любил он приласкаться к милому другу маменьке, украдкой поцеловать ее плечико, а иногда и понаушничать». Он заискивал перед матерью в расчете на личную выгоду, причем в своем безусловном послушании был настолько неискренен, что это настораживало даже Арину Петровну.

Братья Степан и Павел дают Порфирию очень меткие прозвища: «Иудушка», «кровопивец». Уменьшительная форма от имени библейского героя Иуды представляет нам Порфирия Владимировича мерзким, подлым предателем, наушником, способным «продать» кого угодно ради поощрения, ради собственной выгоды. Прозвище «кровопивец» напоминает нам паука, сосущего свою жертву. Иудушка - пустослов, но он «зудил, надоедал, тиранил» своими речами окружающих, плел из своих слов своеобразную паутину вокруг человека, как бы набрасывал на него таким образом петлю и душил. По определению Салтыкова-Щедрина Иудушка не просто говорил, а источал «массы словесного гноя».

К средним годам в Иудушке до беспредела развиваются все те качества, которые больше всего поощряла Арина Петровна в своих детях, ужасные и отвратительные для любого нормального человека: притворная почтительность, лицемерие, безмерное стяжательство. С возрастом эти качества еще более усугублялись, перерастая в жестокость и безжалостность. Так Иудушка на «семейном совете» уговаривает мать и брата Павла оставить промотавшегося Степку-балбеса в Головлеве, прекрасно осознавая, что обрекает его тем самым на смерть, так как Степан не в состоянии вынести удушающей, гнетущей атмосферы родного дома. Позже, после смерти отца, Порфирий получает лучшую часть наследства - земли Головлева и начинает вести захватническую борьбу. В итоге он овладел имением брата Павла и прибрал к рукам капиталы «милого друга маменьки», превратив ее в приживалку в своем доме.

Не лучше Иудушка относится и к своим сыновьям. Он выбросил их в жизнь, как щенков в воду, и оставил «выплывать», не заботясь о дальнейшей их судьбе. Из-за такого отношения покончил с собой старший сын Порфирия Владимир, женившийся без отцовского согласия. Умирает в Сибири Петр, не получив от отца помощи в оплате карточного долга, за что даже родная мать проклянает Порфирия. Своего младшего сына, родившегося от служанки, он отправляет в московский воспитательный дом, до которого ребенок, скорее всего, и не доехал.

Обратившаяся за помощью в тяжелую минуту жизни племянница Аннинька так же не получает должной поддержки и начинает выпивать вместе с Иудушкой. За выпивкой Аннинька постоянно напоминает Иудушке, скольких своих родных он свел в могилу (брат Степан, брат Павел, мать, сыновья Володя и Петя). Иудушка наконец понимает, что «он состарился, одичал, одной ногой в могиле стоит, а нет на свете существа которое бы приблизилось бы к нему, пожалело бы его. Зачем он один?.. Отчего все, что не прикасалось к нему, - все погибло?» Его «совесть проснулась, но бесплодно. Иудушка злится и еще больше пьет. Однажды он неожиданно обращается к племяннице со словами участия, та бросается к нему, и искренне обнимает его. Иудушка просит его простить - «и за себя… и за тех, которых уж нет…» Ночью Иудушка идет на могилу матери «проститься», так как чувствует, что дни его сочтены. На другой день у дороги найден его закоченевший труп.

Стремясь понять и отобразить в своих произведениях особенности российской жизни, Салтыков-Щедрин берет один из наиболее характерных пластов - быт провинциальных помещиков - дворян. Обличительный пафос произведения распространяется на все сословие - не случайно в финале все как бы «возвращается на круги своя» - в поместье приезжает дальняя родственница Иудушки, которая уже очень давно следила за тем, что происходит в Головлеве. Таким образом, покаяние Иудушки и его визит на могилу матери ни к чему не приводят. Ни нравственного, ни какого-либо другого очищения не происходит, ни какое покаяние не в силах искупить тех злодеяний, что совершил Иудушка в жизни.

Тема: Семейная тема в романе «Господа Головлевы». Система образов-персонажей романа. Образ Иудушки.

Цель: - продолжить знакомство учащихся с творчеством М.Е. Салтыкова-Щедрина, познакомить с романом «Господа Головлевы», его проблематикой, системой образов-персонажей; разобрать образ Иудушки;

Развивать аналитическое и образное мышление, чувство юмора и иронии, память, речь;

Воспитывать гражданственность и гуманизм, нетерпимое отношение к неправде и злу, пошлости жизни; формировать читательскую культуру.

Ход урока

I . Организационный этап

II . Актуализация

Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает.

Что посеет человек, то и пожнёт.

Из послания Галатам , Евангелие

    Верные и неверные утверждения.

-Мы познакомились с вами с биографией Салтыкова –Щедрина, начали изучать роман «Господа Головлевы». Вспомните и подтвердите или опровергните мои утверждения:

    Салтыков-Щедрин учился в Царскосельском лицее, где учился и Пушкин.

    Он знаменит своими лирическими стихами, сторонник «чистого искусства в поэзии»,

    Салтыков -Щедрин служил вице-губернатором Рязани и Твери, награжден орденом Св. Иоанна Иерусалимского за заслуги перед Отечеством.

    Был главным редактором журнала «Отечественные записки» после смерти Некрасова.

    За его роман «Господа Головлевы» Салтыкова – Щедрина сослали в Вятку.

    Знаменит как писатель-сатирик, написал более 30 сатирических сказок, несколько сатирических повестей и романов

    Главным героем романа «Господа Головлевы» является Угрюм-Бурчеев

    Попросил похоронить его на Волковом кладбище около Тургенева.

    Целью романа «Господа Головлевы» стало показать, что разрушение общества начинается с разрушения семьи.

    Составление кластера «Семья».

А что такое семья в вашем понимании. Давайте запишем ваши слова-ассоциации. Слайды презентации.

Семья

Внимание уважение

Ответственность забота

Любовь

Прощение взаимопомощь труд

Было ли это все в семействе Головлевых? Какие там царили отношения?

Вспомните, что мы можем рассказать об Арине Петровне? Главе семейства Владимире Михайловиче? Степке –балбесе? Павле? Для чего в 1 главе Арина Петровна собирает своих сыновей на семейный совет?

III . Формирование новых понятий и способов действия.

1. - Сегодня мы более подробно поговорим с вами о главном герое этого романа – Иудушке Головлеве. Работа над романом, особенно над образом Порфирия Головлева, сопровождалась напряженными творческими исканиями. «Боюсь одного, - высказывает Салтыков-Щедрин свои опасения Некрасову в 1876 г., - как бы не скомкать Иудушку».

- Почему Арина Петровна из четверых своих детей только среднего, Порфишу, не то что любила, а словно побаивалась?

    Обратите внимание, где и в каких ситуациях встречается в авторской речи эпитет «загадочный» и к кому он в первую очередь отнесен?

Арина Петровна, как ей казалось, умела хорошо разбираться в людях. В Порфирии же она чувствовала нечто загадочное, до поры до времени неразъясненное. Салтыков-Щедрин пишет, что «Арина Петровна давно уже с какою-то подозрительностью относилась к сыновним заискиваньям. Этот пристально устремленный взгляд казался ей загадочным, она не в силах была определить, что именно он источает из себя.

Во всей мировой литературе найдётся немного образов, по своему художественному совершенству равных образу Иудушки.

Чего больше в образе Иудушки: сатирического или трагического?

Какие мифологические и библейские мотивы использовал автор в произведении?

2. Проверка домашнего задания.

1 группа - Детство Порфирия

-Почему в детстве Порфирий вызывает смутное чувство у матери?

Почему его называют Иудушка, Кровопивушка и откровенный мальчик?

Как раскрывается характер персонажа в его портрете и речи?

Какое мифологическое поверье находит отражение в словах старца незадолго до рождения Порфирия? В чём его смысл?

(чтение стр. 117-118 хрестоматия, стр. 64 романа, стр. 71, 83, 117, 130, 177, 223)

Слайды 9-23 презентации

Иудушка производит впечатление очень религиозного человека, так ли это?

Иудушка убивает родных, обволакивая их сладкой, клейкой паутиной слов. Не случайно он часто сравнивается с пауком, который плетет паутину для своих жертв. А с пауком, как известно, в народном сознании связано представление о злом, темном начале, о дьяволе, искушающем человека.

2 группа

Как складывались отношения между Порфирием Владимировичем и братьями?

Какой библейский сюжет трансформируется в этих отношениях?

3 группа

Как складывались отношения между Порфирием Владимировичем и матерью?

Какой библейский сюжет находит отражение в этих отношениях?

Когда и за что мать прокляла его?

4 группа

Какой Порфирий Владимирович отец?

Какая евангельская притча преломляется в его отношениях с сыновьями? (стр.113, 124-125 романа)

IV . Применение. Формирование умений и навыков

Составление таблицы «Образ Иудушки»

-Какие качества Порфирия можно назвать, как доминирующие?

Лицемерие

жадность

пустословие

равнодушие

Хитрость

«Иудушка не столько лицемер, сколько пакостник, лгун и пустослов»

Обратите внимание на то, что героя называют не Иуда, а Иудушка, не кровопийца, а кровопивушка. Необычные для этих слов суффиксы идут вразрез с теми понятиями, которые этими словами обозначаются.

Странные, непривычные суффиксы эти - замечательная находка Салтыкова-Щедрина, благодаря им страшные, зловещие слова неожиданно приобрели благодушный, ласковый оттенок. Зловещие слова замаскировались, надели маску «приличности», «благодушия».

Иудушка = Иуда + душка

Тот, кто он на самом деле Тот, кем он прикидывается

(Тема предательства)

Вот эта двойственность, двуплановость героя и составляет его внутренний стержень. Образ Иудушки Головлёва стал мировым типом предателя, лгуна и лицемера

Какие заповеди нарушает Иудушка? В душе Иудушки царствует жадность , несытая душа. Этот грех толкает его на преступление заповедей:

Почитай отца твоего

и мать твою

Не желай дома

ближнего твоего

Не убивай

Почему персонаж Салтыкова-Щедрина Иудушка, а не Иуда?

Почему совесть начинает мучить Порфирия в конце недели, с Великой пятницы на субботу?

Так или иначе, именно библейский код на последних страницах романа дает нам возможность прочитать глобальный сюжет романа. Щедрин не случайно говорит, что в душе Иудушки не возникли «жизненные сопоставления» между «сказанием», которое он услышал в Страстную Пятницу, и его собственной историей. Герой и не может провести такие сопоставления, но их должен сделать читатель. Впрочем, обратим внимание и на то, что Порфирий Владимирыч, которого называли не только «Иудушкой», но и «Иудой», сам себя именует Иудой единожды - именно перед смертью, когда он мысленно кается перед Евпраксеюшкой: «И ей он, Иуда, нанес тягчайшее увечье, и у ней он сумел отнять свет жизни, отняв сына и бросив в какую-то безыменную яму». Это уже не просто «сопоставление», но - отождествление.

Учитель: Герой приходит к разрыву с действительностью, с реальной жизнью. Иудушка становится выморочным человеком, страшным прахом, живым мертвецом. Но ему хотелось полного оглушения, которое окончательно упразднило бы всякое представление о жизни и выбросило бы его в пустоту. Здесь и возникает потребность в пьяном запое. Но в заключительной главе Щедрин показывает, как в Иудушке проснулась одичалая, загнанная и позабытая совесть. Она осветила ему весь ужас его предательской жизни, всю безвыходность, обреченность его положения. Наступила агония раскаяния, душевная смута, возникло острое чувство своей виновности перед людьми, появилось ощущение, что все окружающее враждебно противостоит ему, а потом созрела и идея о необходимости «насильственного саморазрушения», самоубийства.

Гуманизм Салтыкова –Щедрина.

В трагической развязке романа наиболее отчетливо обнаружился щедринский гуманизм в понимании общественной природы человека, выразилась уверенность в том, что даже в самом отвратительном и опустившемся человеке возможно пробуждение совести и стыда, осознание пустоты, несправедливости и бесплодности своей жизни.

Чтение стр. 134 хрестоматии

V . Подведение итогов. Этап рефлексии.

Напишите синквейн или пятистишье о главном герое Иудушке Головлеве

1)Иудушка

Лукавый, жадный

Пустословит, разоряет, убивает

Время собирать камни

Пустыня

2) Иудушка

Хитрый, бессердечный

Лицемерит, интригует, пустословит

Лицемерие истребляет всю сущность добродетели

Паук

Стратегия «Письмо родителям или своим будущим детям»

Что поняли вы сегодня на уроке, разобрав образ главного героя романа «Господа Головлевы»?

Какой должна быть настоящая семья?

К чему ведут нарушения Божественных заповедей и лицемерное отношение к родителям, детям и родственникам?

Напишите письмо своим родителям или будущим детям? О чем бы вы хотели сказать им? (зачитываю свое письмо к дочке Машеньке)

VI . Этап информации о домашнем задании:

Написать эссе «Покаянные слова Иудушки на могиле матери».

Иудушка Головлев в романе «Господа Головлевы» М. Е. Салтыкова-Щедрина

2. Нравы семейства Головлевых и особенности воспитания детей этой семьи.

3. Иудушка Головлев - крайняя степень духовной деградации человека.

Глава семейства Головлевых Арина Петровна - властная женщина, которая всю свою жизнь посвятила преумножению своих богатств и в течение долгого времени единолично распоряжалась огромным имением. Управляла она, бесспорно, умело, поскольку умела удесятерить свое состояние, но на пути к сколачиванию состояния Арина Петровна напрочь забыла о материнских чувствах. Так, например, на известие о смерти дочери она реагирует более чем странно и жестоко: госпожа Головлева высказывает свое недовольства тем, что покойница оставила ей «своих двух щенков», то есть ее, Арины Петровны, родных внуков. Немногим лучше она относится и к своим сыновьям, поощряя их к двуличности, доносительству ради «лучшего куска на блюде».

Среди ее детей существовало четкое деление на «любимчиков» и «постылых». При этом любимчики менялись, и дети часто не знали, в какой разряд они попадут завтра. Эта нездоровая обстановка, конечно, не могла способствовать тому, чтобы в семье Головлевых выросли нормальные, морально здоровые дети. Мать заглушала их природное чувство любви к родителям, уродовала своим воспитанием. К тому же физическое наказание детей было обычным явлением в этой семье. И все это прикрывалось соображениями о якобы семейном благополучии.

Итог «воспитания» таков: окончательно ушел в себя Пашка-тихоня, «Степка-балбес, постылый сын», влачит жалкое существование в Москве, потратив деньги, вырученные с продажи купленного матерью дома, «на кислом молоке и попорченной солонине» растут сиротки-внучки. И это плоды воспитания еще не самые ужасные.

По мере развития повествования Салтыков-Щедрин изображает картины деспотизма, морального увечья и, как следствие, смерть одного за другим нравственных калек по фамилии Головлевы. Павел умер, а его имением незамедлительно завладел Иудушка Головлев . Запертый в душной и грязной комнате, лишенный даже одежды и пищи, спился в одиночестве Степка-балбес.

В конце жизни Арина Петровна пожинает плоды своей деятельности, которая была подчинена жестокому стяжательству и воспитанию «извергов», самым страшным из которых стал Порфирий, еще в детстве прозванный в семье Иудушкой.

Тираническая ситуация в семье привела к тому, что Пор-фиша быстро научился притворяться ласковым и послушным сыном, подхалимничал перед матерью, лебезил. Наигранная уважительность как метод приобретения наилучшего ломтя или избежания заслуженного наказания - это способ, в котором лицемерный Иудушка Головлев поднаторел. Черты стяжательства сформировались в нем еще в детстве и развились до предела очень быстро. Он стал владельцем Головлева, овладел поместьем брата Павла, прибрал к рукам все деньги матери, уготовив этой когда-то грозной и властной хозяйке участь одинокой старухи, готовой на многое ради «сладкого старушечьего куска».

Властелина всех головлевских богатств писатель неоднократно сравнивает с пауком, сосущим кровь своих жертв. В Иудушке культивируются черты садизма, поскольку он находит в мучениях других наслаждение. Его нравственное оскудение достигает таких пределов, что его трудно назвать человеком. Без малейшего сожаления Иудушка Головлев обрекает на гибель поочередно каждого из троих своих сыновей - Владимира, Петра и младенца Володьку. Все содеянное он прикрывает притворными ласковыми речами, которыми «зудил, надоедал, тиранил». Иудушка Головлев только одними своими речами мог, как говорит о нем один крестьянин, «сгноить человека». По определению Салтыкова-Щедрина, Иудушка Головлев не просто говорил, а источал «массы словесного гноя».

Свои злодейства Иудушка Головлев делает так, как другие люди совершают будничные дела: «потихонечку да полегонечку» и, что самое ужасное, противозаконного в его деяниях нет ничего, он делает все «по закону». То есть Иудушка-кровопийца защищен законами власти и государства. При этом он частенько фарисействовал, пользовался в разговоре такими прописными истинами, как почитание семьи, вероисповедания и закона. Автор показал в лице Иудушки предел человеческого падения.

Ничтожный Головлев держит в подчинении и страхе окружающих, доводит их до гибели. Он - наглядный пример того, до какой крайней степени может дойти духовная деградация человека, принадлежащего обществу, которое по определению должно быть «высшим».

Роман М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» можно назвать историей выморочной семьи, обреченной на гибель из-за поразившей ее жажды стяжания, из-за утраты человеческих связей между людьми. Последнее особенно касается Порфирия Владимирыча Головлева. Иудушка попадает в паутину собственного пустословия, порвать которую он не в силах. Перед нами отнюдь не лицемер. Салтыков-Щедрин создает достаточно сложный и трагический образ. Жизненный путь Иудушки - это путь постепенной утраты связи с реальностью, с живыми людьми; это путь мучительного прозрения буквально на пороге смерти.

Детство Иудушки проходит в затхлой атмосфере выморочного семейства. Рано проявляется в Порфирии способность приспосабливаться к обстоятельствам. «Порфирии Владимирыч известен был в семействе под тремя именами: Иудушки, кровопивушки и откровенного мальчика... С младенческих лет любил он приласкаться к милому другу маменьке, украдкой поцеловать ее в плечико, а иногда и слегка понаушничать». Впрочем, «загадочный взгляд» Порфирия вызывает смутную тревогу властной Арины Петровны. «Так вот и поливает ядом, так и подманивает»,- говорит она.

Во время гражданской службы в Петербурге Иудушка регулярно посылает письма «милому другу маменьке». Даже прозаическая просьба прислать денег выдержана в елейных тонах: «Следует мне еще шесть с полтиной дополучить, в чем и прошу вас мне почтеннейше извинить». Узнав о смерти сестры Анны, Иудушка по-прежнему «вертит языком». Он пишет: «Известие о кончине любимой сестрицы и доброй подруги детства Анны Владимировны поразило мое сердце скорбию, каковая скорбь еще более усилилась при мысли, что вам, милый друг маменька, посылается еще новый крест, в лице двух сирот-малюток».

Свое безразличие к спившемуся Степке-балбесу Иудушка также пытается скрыть за пустословием. Одновременно он добивается от Арины Петровны того, что она лишает нелюбимого сына его доли наследства. Смерть брата Степана незримо приближает Порфирия Владимирыча к роковому одиночеству, зияющей пустоте...

«История умертвии» находит закономерное продолжение в судьбе другого брата Иудушки - Пашки-тихони. Сцена свидания Порфирия Владимирыча с умирающим братом показывает всю внутреннюю пустоту Иудушки. За речами о религиозном смирении кроется меркантильный денежный интерес.

Отношение Порфирия Владимирыча к Арине Петровне также говорит о предельной мелочности богатого головлевского помещика. Завладев фактическими правами на имение, Иудушка отводит матери роль приживалки. Уязвленная гордость заставляет Арину Петровну переселиться в Дубровино.

«История умертвии» Не исчерпывается, разумеется, судьбами Арины Петровны и двух ее сыновей. Она включает в себя подробное описание трагического финала жизненного пути Аннинь-ки и Любиньки, Петеньки и Володеньки. И всякий раз роль Иудушки поистине роковая. На совести Порфирия Владимирыча смерти близких ему людей.

Каков же итог жизни Иудушки? Одиночество! Салтыков-Щедрин населяет головлевскии дом призраками «умертвии», которые возникают в больном сознании спившегося Иудушки. «Отовсюду, из всех углов этого постылого дома, казалось, выползали «умертвия». Куда ни пойдешь, в какую сторону ни повернешься, везде шевелятся серые призраки».

В финале романа «Господа Головлевы» Салтыков-Щедрин рисует «пробуждение одичалой совести» Иудушки. «И вдруг ужасная правда осветила его совесть, но осветила поздно, без пользы, уже тогда, когда перед глазами стоял лишь бесповоротный и непоправимый факт. Вот он состарился, одичал, одной ногой в могиле стоит, а нет на свете существа, которое приблизилось бы к нему, "пожалело" бы его. Зачем он один?» В мартовскую метель Иудушка идет на могилу Арины Петровны и погибает в пути.

Судьба Порфирия Владимирыча Головлева трагична. Вот что пишет о нем Салтыков-Щедрин: «Не надо думать, что Иудушка был лицемер в смысле, например, Тартюфа или любого современного французского буржуа... Нет, ежели он и был лицемер, то лицемер чисто русского пошиба, то есть просто человек, лишенный всякого нравственного мерила и не знающий иной истины, кроме той, которая значится в азбучных прописях. Он был невежествен без границ, сутяга, лгун, пустослов... Все это такие отрицательные качества, которые отнюдь не могут дать прочного материала для действительного лицемерия». Иудушка - жертва собственного пустословия, собственного пустомыслия. Финал романа вызывает не только осуждение Порфирия Голов-лева, но и жалость к нему. Книга учит читателей ценить подлинные человеческие чувства, преодолевать мелочность и эгоизм.

Как это ни грустно, но в «Господах Головлевых» действительно подводятся итоги. Роман - не что иное, как история разрушения, распада одной семьи и проведение «финальной черты».

Собственно, подобного бесславного конца рода и следовало ожидать. Дело в том, что изначально, когда читатель только поверхностно знакомится с членами семейства, становится ясно, что они обречены на гибель. М. Е. Салтыков-Щедрин не выводит в своем произведении ни одного положительного героя, как это характерно для традиционных, несатирических, романов. Правда, иногда в сознании того или иного персонажа «Господ Головлевых» случаются «просветы». Примером может служить Степка-балбес. Когда он возвращается в Головлево, дорога его напоминает путь на каторгу. Может быть, из страха перед беспросветным будущим в мозгу его возникает какое-то светлое пятно, мысль о своей никчемности. Впрочем, мысль эта исчезает так же быстро, как появилась, поскольку Степка - Головлев до мозга костей.

Более-менее светлой личностью на фоне остальных предстает Аннинька. Она далеко не положительная героиня, но все же обладает несвойственными их роду понятиями о чести и порядочности. В голове ее даже теплится мысль о честном зарабатывании денег. Она совестлива и горда. Все это, к сожалению, обращается в прах при соприкосновении с реальностью, с насквозь прогнившим актерским бытом. Но Аннинька вызывает уважение хотя бы тем, что долгое время пыталась бороться с неизбежным.

Таким образом, Салтыков-Щедрин не рисует абсолютно беспросветной картины существования Головлевых. Нет: на темном фоне мелькают иногда солнечные лучи, но и им не под силу осветить ту клоаку, которую представляет собою усадьба Головлево. Вся жизнь семьи - лишь подведение итогов, больше ничего. Дело в том, что в каждом жесте, в каждом поступке героев сквозит их обреченность. Они могут стремиться к накопительству, к богатству (в их приземленном понимании), не зная того, что известно читателю, - конец приближается неумолимо.

Какие же итоги подводят Головлевы? Самые ничтожные. Они не оставляют после себя даже памяти. Их забывают сразу же после смерти не только окружающие, но даже собственные родственники. Понятие «семья», вполне определенное для большинства людей, для Головлевых имеет странное звучание. Скорее всего, это слово является для них пустым звуком. Семейные ценности, естественные для любого человека, для Головлевых не имеют ровно никакого значения. Каждый член семьи проживает собственную жизнь, нимало не заботясь о родных и неизбежно стремясь к собственному концу.

Так, Арина Петровна, всю жизнь стремившаяся что-то сделать для семьи (в своем узком понимании), действует всегда довольно странным образом, еще больше разобщая членов семейства. В конце жизни она остается «у разбитого корыта», вряд ли сознавая, что пришла к этому финалу сама. Ради укрепления материального положения она частенько забывала, что ее дети - люди, что им нужны забота и тепло. «Постылым» детям она «выбрасывала кусок», пребывая в уверенности, что тем самым выполняет родительский долг и может отныне снять с себя всякую ответственность. В результате и выросли «нерадивая» дочь, Степка-балбес, бесхребетный Павел и Иудушка-кровопивец. Да и внуки приносят скорее не радость, а дополнительные проблемы. Смерть Арины Петровны плачевна, но вполне заслуженна с точки зрения критически настроенного читателя.

Точно так же «подводят итоги» дети Арины Петровны. Жизнь их прожита впустую, ничего не достигнуто. Вряд ли можно считать достижениями приобретения Иудушки. Увы, все это - закономерность для рода Головлевых. Пустота - практически синоним их существования. При слове «пустота» в голову в первую очередь приходит образ Иудушки. Это - наиярчайший тип пустозвона, пустослова, пустосвята. По сути дела, этот персонаж представляет собой «гроб, наполненный прахом» (излюбленный эпитет автора по отношению к герою, неустанно повторяемый).

Примечательно в романе то, что «подведение итогов» в большинстве случаев связано с «нехорошей» смертью. Умирают в результате самоубийства, от запоя, от изнурительной болезни и почти никто - от старости. Есть персонажи, которых автор «помиловал», но и у них мало шансов на удачу. Так, читатель не видит смерть Анниньки, но не питает ложных надежд на ее выздоровление. Также не знаем мы и том, что произошло с внебрачным сыном Иудушки, но нетрудно предположить, что жизнь его ожидает нелегкая и вряд ли продолжительная. Таким образом, «оставляя в живых» некоторых героев, автор не дает нам повода надеяться на то, что они избегнут участи всех остальных Головлевых.

Итак, «семейные итоги» весьма плачевны. Никто не остался в живых, никто не оставил по себе доброй памяти, никто ни разу за всю жизнь не совершил сколько-нибудь достойного поступка. Своим романом Салтыков-Щедрин как бы говорит нам: не уподобляйтесь Головлевым, стройте свою семью на ином фундаменте, чтобы не ускорять «подведения итогов» для всего рода.




Top