Описание стародума из комедии недоросль с цитатами. Недоросль - цитаты характеризующие героев

В первую очередь, надо понимать, что комедия «Недоросль» - яркий пример пьесы эпохи классицизма, и все персонажи в ней имеют однозначный положительный или отрицательный характер. Кроме того, все действующие лица имеют говорящие фамилии, лишь только прочитав которые, читатель начинает формировать свое мнение и понимание героев.

Вконтакте

Характеристика Стародума в комедии «Недоросль» Дениса Фонвизина

Образ Стародума в комедии «Недоросль» - один из самых сильных и однозначных. На фоне этого героя, другие персонажи комедии, особенно отрицательные, раскрываются особенно ярко, в полной мере являя свои неприглядные и без того черты характера. Без сомнения, Стародум - одна из ключевых фигур всего произведения, и жизненные принципы Стародум актуальны и заслуживают уважения и в наши дни.

В комедии Фонвизина описаны не просто события, касающиеся одной семьи, на ее примере описан весь быт и нравы дворянства и помещичий быт в основной массе. Безусловно, дядя Софьи - один из главных персонажей в пьесе, кроме того, он резонер - то есть, его устами говорит с нами автор, доносит ту мораль, которую он вкладывает в свой труд.

Характеристика и образ Стародума

Биография и воспитание Стародума

Из всех вышеприведенных пунктов можно сложить достаточно цельный образ героя - прямолинейный и честный человек преклонных лет, который честь и достоинство ставит превыше всего, а чужие стремления нажиться за чужой счет, грубость и скотство, вызывают у него горячее неприятие. Его прямодушие и искренность , окружающие зачастую принимают за грубость, резкость. Никогда в своих делах, мыслях и словах, герой не шел против себя - если он чувствовал неприятие, он никогда не соглашался с этим, и не мирился.

Если говорить об афоризмах этого персонажа , из текста пьесы их можно выделить десяток, если не сотню. Однако, самым главным, и по признанию Стародума, и по утверждению Правдина, является следующий:

«…У меня правило - в первом движении ничего не начинать…»

Стародум.

Стародум - человек просвещённый и передовой.

Он воспитан в духе петровского времени, ему ближе и приемлемее мысли, нравы и деятельность людей той поры. Называя героя Стародумом, Фонвизин тем самым подчеркнул своё предпочтение петровского времени современной ему действительности. Чем же дорог Фонвизину Стародум?

В комедии Стародум больше говорит, чем действует. Его характер, взгляды и деятельность раскрываются в его речах.

Стародум - прежде всего глубокий патриот.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


Честная и полезная служба отечеству - для него первая и священная обязанность дворянина. Только тогда дворянин может уйти со службы, «когда он внутренне удостоверен, что служба его отечеству прямой пользы не приносит». Стародум и человека расценивает по его службе отечеству. «Степень знатности (т. е. ценности), - говорит Стародум, - рассчитываю я по числу дел, которые большой господин сделал для отечества...без знатных дел знатное состояние ничто» Служба государству, по мнению Стародума, есть дело чести дворянина. Во время войны долг дворянина быть в армии, а не устраиваться на безопасных местах в тылу, как это сделал знакомый Стародума молодой граф». В мирное время дворянин может служить отечеству» не только состоя на государственной службе, но и занимаясь разработкой недр земли работая в области развития промышленности. Говоря о промышленной деятельности Стародума, по-видимому, в Сибири, Фонвизин указывает дворянам, которые считали промышленность и торговлю не дворянским делом, что разработка полезных ископаемых не роняет дворянского достоинства.

Стародум - представитель дворянства, отрицательно относящегося к порядкам екатерининского царствования. Он резко выступает против вельмож любимцев царицы, обличает нравы придворного дворянства. Он требует законности, ограничения произвола царя и помещиков-крепостников. Горячий защитник просвещения и человечности, Стародум возмущается косностью» дикостью злонравием помещичьего класса, бесчеловечным угнетением крепостных «Угнетать рабством себе подобных беззаконно», - заявляет он. Особенно много говорит Стародум о воспитании. Нравственному воспитанию он придаёт больше цены, чем образованию: «Ум, коли он только ум, самая безделица, Прямую цену уму даёт благонравие. Без него умный человек - чудовище, Наука в развращённом человеке есть лютое оружие делать зло». Только воспитывая хорошие душевные качества, можно вырастить настоящего человека: «Имей сердце, имей душу - и будешь человеком во всякое время».

В речах Стародума выражена целая программа взглядов и деятельности передового дворянства той эпохи и прежде всего - самого Фонвизина. Современники очень высоко ценили речь Стародума, видели в нём не простого резонёра, т. е. лицо, выражающее взгляды автора, а жизненно, правдиво нарисованного представителя просвещённого дворянства.

Нельзя отрицать, конечно, что в жизни были такие честные и безупречные чиновники, как Правдин, но роль, которую отвёл ему Фонвизин в комедии, явно сочинена автором и не соответствует действительности: таких ревизоров в то время не было. Вводя в комедию Правдина в роли чиновника, облечённого полномочиями отбирать у жестоких помещиков имения в опеку, Фонвизин тем самым противопоставлял то, что, по его мнению, должно было быть, тому, что на самом деле было в жизни. В армии Суворова встречались патриотически настроенные, верные своему долгу офицеры вроде Милой а, В воспоминаниях людей того времени можно встретить образы девушек, похожих на Софью. Но характерными для дворянства в то время, особенно провинциального, были те черты, которые так полно и ярко воплощены в образах Простаковых-Скотининых. От того-то последние и вышли из-под пера Фонвизина художественно более совершенными и жизненно убедительными.

Речь положительных героев близка к книжному литературному языку того времени. Фразы построены довольно тяжеловесно, нередко встречаются галлицизмы (т. е. предложения, построенные по синтаксису французского языка): «Я делаю мою должность» (Милон); «Происшествия с человеком ваших качеств никому равнодушны быть не могут» (Правдин) и пр.

В речи Стародума проявляется его любовь к афоризмам, т. е. кратким, метким изречениям: «Начинаются чины - перестаёт искренность»; «Невежда без души - зверь»; «Золотой болван - все болван» и пр.

Сатирическое произведение Фонвизина, не теряет актуальность по сей день. Имена главных героев Митрофана, Простаковой, Скотинина стали нарицательными, а фразы из комедии крылатыми. Цитаты, характеризующие героев комедии «Недоросль» помогут читателю лучше понять, что собой представляет тот или иной персонаж в данном произведении. Некоторые цитаты довольно прочно вошли в повседневную речь, благодаря яркости, емкости и злободневности.

Знаменитые фразы из комедии

«Не хочу учиться – хочу жениться». Фраза Митрофана, адресованная матери. В жизни применяют к тем молодым людям, у которых ветер в голове. Чья жизнь одни сплошные развлечения и удовольствия. Ни об учебе, ни о работе никто из них даже не думает.

«А там и женишься». Заключив брачный союз на взаимовыгодных условиях, можно больше не беспокоиться за свое будущее. Своего рода брак по расчету, не по любви.

«Дела не делай, от дела не бегай». Так говорят о тех людях, кто безответственно относится к работе, а лишь создает видимость ее на рабочем месте.

«Наличные деньги – не наличные достоинства». Наличие денег еще ни о чем не говорит и тем более автоматически не может сделать человека хорошим в глазах других.

«Белены объелся». Данную фразу можно отнести к тем людям, которые совершают неадекватные поступки, глупости, не поддающиеся разумному объяснению.

ЦИТАТЫ ПО ПЕРСОНАЖАМ

Правдин

Прямое достоинство в человеке есть душа.

Я родился в Москве, ежели вам то знать надобно, а деревни мои в здешнем наместничестве.

Извините меня, сударыня. Я никогда не читаю писем без позволения тех, кому они написаны.

Притом, из собственного подвига сердца моего, не оставляю замечать тех злонравных невежд, которые, имея над людьми своими полную власть, употребляют ее во зло бесчеловечно.

Ласкаюсь, однако, положить скоро границы злобе жены и глупости мужа. Я уведомил уже о всех здешних варварствах нашего начальника и не сумневаюсь, что унять их возьмутся меры.

Мне поручено взять под опеку дом и деревни при первом бешенстве, от которого могли бы пострадать подвластные ей люди.

Я прошу извинить меня, что вас оставлю.

Когда же у вас могут быть счастливы одни только скоты, то жене вашей от них и от вас будет худой покой.

Стародум

Невежда без души – зверь.

Для прихотей одного человека всей Сибири мало.

Прямое достоинство в человеке есть душа. Без нее просвещеннейшая умница – жалкая тварь.

Честный человек должен быть совершенно честный человек

Не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишние, чтоб помочь тому, у кого нет нужного.

Каждый должен искать своего счастья и выгод в том одном, что законно.

Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.

Я отошел от двора без деревень, без ленты, без чинов, да мое принес домой неповрежденно, мою душу, мою честь, мои правила.

Гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану.

Милон

Вижу и почитаю добродетель, украшенную рассудком просвещенным.

Я влюблен и имею счастие быть любим.

Судья, который, ни убояся ни мщения, ни угроз сильного, отдал справедливость беспомощному, в моих глазах герой.

В мои леты и в моем положении было бы непростительное высокомерие считать все то заслуженным, чем молодого человека ободряют достойные люди.

Софья

Дядюшка! Истинное мое счастье то, что ты у меня есть. Я знаю цену.

Все мое старание употреблю заслужить доброе мнение людей достойных.

Сколько горестей терпела я со дня нашей разлуки! Бессовестные мои свойственники.

Читала теперь книжку… французскую. Фенелона, о воспитании девиц.

Митрофанушка

Не хочу учиться, хочу жениться!

Да всяка дрянь в голову лезла, то ты батюшка, то ты матушка.

Белены объелся.

Поучусь; только чтоб это было в последний раз и чтоб сегодня же быть сговору!

Ну, еще слово молви, старая хрычовка! Уж я те отделаю.

Да отвяжись матушка, как навязалась!

По мне, куда велят!

Центральное место в ряду положительных героев принадлежит в комедии "Недоросль" Стародуму. Стародум, как показывает его имя, - это человек, «думающий по-старому». В лице его Фонвизин изобразил, однако, не консерватора, человека устаревших взглядов, а, наоборот, представителя передовых идей. Имя Стародума и его позиция объясняются полемическими задачами пьесы. Автору необходимо было противопоставить современной действительности, которую он критиковал, иную эпоху, иной политический строй. Такой эпохой и была для Стародума «старая», петровская эпоха, которую он ставит в пример современности.

Личность Стародума раскрывается в основном в его разговорах с Правдиным и Софьей. Мы узнаем из рассказов этого героя о его прошлом: о его военной карьере в молодости, об отставке, о придворной службе, о его дальнейшей деятельности. О деятельности своей после отказа от придворной службы в комедии "Недоросль" Стародум говорит как-то загадочно и неясно. Он рассказывает, что удалился «в ту землю, где достают деньги, не променивая их на совесть, без подлой выслуги, не грабя отечество; где требуют денег от самой земли...» Что это за деятельность? Это, по-видимому, разработка недр земли добывание полезных ископаемых где-нибудь в Сибири или на Урале. Если это так, то в комедии "Недоросль" Стародум на деле воплощал свои рассуждения передового дворянина эпохи. В его время промышленность и торговля были в глазах дворян не дворянским делом. На борьбу с этим предрассудком Фонвизин выступал сам, выпустив в 1766 г. перевод трактата Куайе «Торгующее дворянство, противуположенное дворянству военному». В комедии "Недоросль" Стародум, следовательно, не только рассуждал — он действительно ломал предрассудки своего класса, указывал ему новые пути деятельности. Это честный человек, у которого слово не расходится с делом.

Как рисовал себе Стародум идеал государства и человека? Ответ на этот вопрос дают его рассуждения. В них затрагиваются три основные темы: политика, мораль и воспитание.

Политические взгляды Стародума — это взгляды оппозиционного дворянства его эпохи. Мы узнаем его точку зрения и на идеал правителя («великого государя»), и на общественные обязанности дворянства, и на крепостное право, и пр. Так, позиция Стародума в вопросе о крепостном праве очень ярко выражена его фразой: «Угнетать рабством себе подобных беззаконно».

Очень сильно звучит в речах Стародума его негодование против упадка и огрубения дворянских нравов. Рассуждая о счастье гражданина, о правах человека на знатность, о признаках просвещенного ума, о выборе друзей, о семье и браке, Стародум прежде всего говорит о морали, т.е. о нравственности человека. Показателем достоинства человека для него является «душа», «добродетель». К чему приводит нарушение моральных основ, Стародум иллюстрирует и рассказом о молодом графе, друге своей молодости, и характеристикой придворных нравов, и замечаниями по адресу Митрофанушки.

Уяснить идейную сторону «Недоросля» без речей этого героя нельзя. Речи эти — выражение взглядов и настроений самого автора. Вот почему Стародуму приходится так много говорить со сцены. Герои старых пьес, которые выражали со сцены взгляды автора и больше рассуждали, чем действовали, носили название резонеров (от французского слова raisonner—рассуждать). В этом смысле можно назвать резонером и Стародума. Однако это не обычный резонер классической драмы. В комедии "Недоросль" Стародум в то же время живое лицо. Когда это нужно, он рассуждает, когда можно — он шутит и смеется (например, действие IV, явление 7). Это добрый, отзывчивый человек. Он прощает Простакову и, когда та падает в обморок, заботливо предлагает Софье помочь ей.

Людей, которые разделяли его передовые взгляды, было в XVIII веке не так много, но он и существовали. Речи Стародума, во всяком случае, находили сочувственный отклик. Доказательством этого является то, что самым большим успехом во время представления «Недоросля» в дни Фонвизина пользовалась обычно роль Стародума. В годы Фонвизина существовало предположение, что прототипом для этого героя послужил Н.И. Новиков, горячий борец за передовые идеалы.

Кто такой Стародум? Какой портрет его характера можно представить в работе Дениса Ивановича Фонвизина? Сколько ему лет и какое положение в обществе он имеет? Какую роль он сыграл в великой комедии « » и в жизни главных героев произведения?

Господин Стародум является сильным и многоуважаемым положительным героем. Внимательно отследив его диалоги в контексте комедии и отзывы других персонажей, можно представить подробный портрет его характера и знать много деталей о жизни. Стародум был мужчиной в зрелом возрасте, имел большой жизненный опыт и опыт в служении стране. Его знают, высоко ценят и уважают все порядочные граждане государства. Он не имеет чинов и званий, но имеет большое состояние и гордость за неиспорченную душу.

В молодом возрасте был на войне и получил множество ранений, но отошел от службы из-за государственной несправедливости. Его дальний знакомый, уклонился от военных действий и остался при дворе, имел «выслугу» угодную высшим чиновникам и получил звание, а Стародум, имея тяжкие ранения остался не удел.

Герой был оскорблен такими событиями жизни. Не получив ни званий, ни богатств он оставил службу. В диалоге с Правдиным Стародум сожалеет о своем поступке. Он мог продолжать служить родине, не поддаваясь первым порывам гордости и образумиться. Герой понимает, что истинная награда — это уважение за честность, правильные поступки, умение владеть собой в трудных ситуациях и признание заслуг окружающими.

После отставки он поехал в Петербург, там его взяли на службу при дворе. В службе он узрел, как люди «идут по головам» ради собственных благ и нечестивых целей. Он был рад уйти со службы во дворе и ушел вовремя. С честью и собственным достоинством он остался верен себе, своим принципам и слову.

Ни чины, ни богатства не искусили его. Свое большое состояние Стародум заработал честным трудом в Сибири, чем высоко гордится. Он считает свой пример заработка истинно благородным, честным и верным путем. Благодаря нажитым годам и полученному опыту герой имеет острый ум и хорошо разбирается в людях. Он прямолинеен в своих мыслях и словах, всегда говорит правду и то, что думает. Не смотрит на чины и считает, что где начинаются чины, там пропадает искренность человека. За это многие его считают грубым и угрюмым мужчиной.

Стародум сдержан и глубоко рассудителен, будучи в возрасте не спешит действовать, поддаваясь первым порывам чувств, но такими качествами герой обладал не всегда. Дядюшка Стародум имеет единственную любимую племянницу Софью и обещает ей отдать свое состояние, чтобы мужа она выбрала по достоинству душевному, а не состоянию богатому.

«…Я нажил столько, чтоб при твоем замужестве не остановляла нас бедность жениха достойного…».

История Стародума начинается уже с первых строк комедии, когда выясняется, что племянница Софья осталась одна после смерти матери и дальние родственники Простаковы увезли ее к себе. Все персонажи уверены, что больше никого у Софьи не осталось. И дяди ее Стародума давно уже нет в живых. В корыстных целях Простаковы желают отдать ее замуж родственнику семьи – брату , Скотинину. Его фамилия в комедии является говорящей. Чтобы подчеркнуть это автор наделяет его любовью к свиньям.

Скотинину не симпатична Софья и его не интересуют деревни, принадлежащие ей, душа его радуется свиньям, имеющимся в этих деревнях. Но вскоре все узнают, что дядя Софьи жив и очень богат. Богатство свое он наследует Софье. Планы Простаковых резко меняются, и желают они отдать ее замуж уже не за брата Простаковой, а за собственного необразованного сына.

Стародум приезжает как спаситель Софьи от нежеланного замужества и нечестивых планов родственников. Благодаря дяде Стародуму Софья самостоятельно может выбрать себе мужа. Оказывается, что избранник у племянницы уже имеется. Стародум доволен выбором племянницы и благословляет молодых. Но рассказывать о своем решении герои комедии не спешат.

От чего действия вокруг них превращаются в нелепый фарс и сплошное безумие. Этим поступком Стародум показал зрителю комедии, вскрыл на поверхность все низкие чувства и пороки человека. Он дал время, чтобы герои комедии, сами того не зная, открыли правду окружающим о своем бесчестии и низких пороках. Ситуация вывернула наизнанку Простаковых, Скотинина и показала, как можно унизится и пасть в глазах себя и окружающих в погоне за низкими целями.

Сама фамилия Стародума является говорящей. Она означает, что его мысли, «думы» и соответственно поступки исходят из воспитания, которое вложил в него отец. А отец его был воспитан на службе у Петра Великого. Значит Стародум был воспитан по старым ценностям и это заложило в него сильные черты характера и непреклонность ума.

Многие критики считают Стародума олицетворением самого Дениса Ивановича Фонвизина. От лица Стародума писатель хотел подчеркнуть безнравственность общества своего времени с помощью отсылок к поколению Петра воспитанному по старым нравам. Не было надменных чинов, говорил он:

«…Тогда один человек назывался Ты, а не Вы… Зато нынче многие не стоят одного…».

Стародум уважал людей, преданных своему слову, чести и благородству, презирая в ответ других, противоречащих этим качествам и не уважал их. Он презирал дворян, получивших свои чины и имущество за неблагородную выслугу, притворную ложь, лесть и измену себе и своим принципам, чести. Стародум не терпел низость души человеческой и надменность, был груб и скуп с такими людьми. А таких людей было в его время много. Простаковы же являются тем же доказательством и олицетворением этих низких людей.

Таким образом, Стародум является одним из значимых персонажей комедии. Он сыграл в ней самую яркую и важную роль - открыл пороки человеческие. Персонаж является главным ключом к открытию важной темы всей комедии Д.И. Фонвизина и олицетворением благородных черт человеческих.




Top