Опорный конспект война и мир. Конспект урока по русской литературе "нравственные уроки романа "война и мир""

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

В салоне Анны Павловны Шерер Том 1, часть 1, главы 1-4

Зачем Толстой использует так много французской речи? Кто из героев на вечере говорит по-русски? Почему? Почему Ипполит рассказывает анекдот по-русски (гл.4)? Что, по-вашему, Толстой хочет сказать через отношение к языку?

Охарактеризуйте атмосферу салона

Атмосфера салона Скука Однообразие Равнодушие Строгое следование раз и навсегда установившимся правилам Лицемерие Неестественность

Кто из героев отличается от остальных гостей? Почему?

Андрей Болконский (том 1,часть 1, глава 4) Князь Андрей Болконский был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами. Все в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькою оживленною женой. Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уж надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно.

Пьер Безухов (том 1, часть 1, глава 2) Массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке. Пьер был несколько больше других мужчин в комнате, но этот страх мог относиться только к тому умному и вместе робкому, наблюдательному и естественному взгляду, отличавшему его от всех в этой гостиной.

Князь Андрей Болконский и Пьер Безухов

Том 1, часть 1, глава 5 (конец)

Путь жизненных исканий Пьер 1) Надежды «Три месяца выбирал карьеру и ничего не делал». « У него, как у ребёнка в игрушечной лавке, разбегались глаза» (на вечере у А.П.Шерер) Князь Андрей 1) Надежды «Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уж надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно». «Это глупое общество, без которого не может жить моя жена». « Я иду (на войну) потому, что … эта жизнь – не по мне!»

Князь Андрей и Пьер (глава 7) От чего предостерегает Болконский Безухова? Какие отношения связывают героев? С кем из героев русской литературы близок князь Андрей и в чём?

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Именины у Ростовых Том 1, часть1, главы 8-11, 15-17

Главы 8-9, 11 Семья Ростовых: Граф и графиня Вера Николай Наташа Петя Соня-племянница

Наташа Ростова (том 1, часть 1, глава 11) Вдруг из соседней комнаты послышался бег к двери нескольких мужских и женских ног, грохот зацепленного и поваленного стула, и в комнату вбежала тринадцатилетняя девочка, запахнув что-то короткою кисейною юбкою, и остановилась посередине комнаты…

Элен Курагина (том 1, часть 1, глава 3) Княжна Элен улыбалась; она поднялась с тою же неизменяющеюся улыбкой вполне красивой женщины, с которою она вошла в гостиную. Слегка шумя своею белою бальною робой, убранною плющем и мохом, и блестя белизною плеч, глянцем волос и брильянтов, она прошла между расступившимися мужчинами и прямо, не глядя ни на кого, но всем улыбаясь и как бы любезно предоставляя каждому право любоваться красотою своего стана, полных плеч, очень открытой, по тогдашней моде, груди и спины, и как будто внося с собою блеск бала.

Кто из детей Ростовых похож на Элен? Почему?

Ужин у Ростовых Главы 15-17

Атмосфера дома Ростовых Гостеприимство Радушие Открытость Отсутствие строгих правил Любовь Свобода Искренность

Домашнее задание Семья Болконских (том 1, часть 1, главы 22-25) Семья Ростовых (том 1, часть 1, главы 8-11, 15-17) Семья Курагиных (том 1, часть1, главы 1,2; том 1, часть 3, главы)

Проверка домашнего задания

«Мысль семейная « в романе Семья Ростовых Семья Болконских Семья Курагиных

Прощание князя Андрея с отцом и сестрой (том 1, часть 1, глава 25)

Семейные ценности Ростовы Любовь Взаимопонимание Доброта Свобода Естественность Честь Достоинство Болконские Любовь Взаимопонимание Естественность Духовная работа Самосовершенствование Честь Достоинство


краткое содержание других презентаций

«Герои «Преступления и наказания»» - Пульхерия Александровна Раскольникова. Лизавета. Предложенные позиции. О ком эти фразы? Как вы их понимаете?. Конкурс капитанов. Эпиграф урока. Разумихин. «Домашняя проба пера». Катерина Ивановна. «Дебаты». Софья Мармеладова. Внимательно прочти текст! О ком он?. Лужин Пётр Петрович. Мармеладов. Дуня Раскольникова. Свидригайлов Аркадий Иванович. Преступление и наказание. Алёна Ивановна.

«Жанр молитвы у Лермонтова» - Не обвиняй меня, всесильный. Варвара Александровна Бахметева. Лирический герой. Я, матерь божия, ныне с молитвою. В минуту жизни трудную. Мир земной. Ландыш серебристый. Стихотворение. Молодость. Жанр стихотворения. Ангел. Прозрачный сумрак. Молитва как жанр в лирике М.Ю.Лермонтова. Пальма. Задания к стихотворению "Благодарность". Благодарность. Чудный пламень. Отношение к Богу. Благовещение. Задания к стихотворению "Молитва".

«Тест по «Войне и миру»» - Чьими глазами мы увидели совет в Филях. Лучшие черты русского национального характера. Кто противопоставлен Наполеону. Первое опубликованное произведение. Какое событие является кульминационным центром. Сколько лет Николеньке Болконскому в конце произведения. Годы жизни Л. Н. Толстого. Действие в «Войне и мире». В ком Л.Н.Толстой видит решающую силу истории. Писатель получил образование. Брак Андрея и Наташи.

«Текст научного стиля» - A) Разговорный стиль. C) Художественный. Е) Формы слов, придающие речи непринужденный характер. D) Официально-деловой. Жанры, использующие научный стиль. Е) Художественного стиля. Цель - дать представление о науке, заинтересовать читателя. B) Эмоционально окрашенная лексика, междометия. Е) Официально-делового стиля. C) Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. В дальнейшем образцом научного языка стало логическое изложение Ньютона.

«Мой любимый поэт» - Мировая слава поэта. Омар Хайям - мой любимый поэт. Рубаи. Учитель Омар Хайям. Сергей Есенин. Чужая страна. Караван мой бренчит и плетется. Поэт Исаакян. Творчество Аветика Сааковича Исаакяна. Свет и тьма. Встречай рассвет и закат. Стиль Блока. Рубайят. Величественный мавзолей. Дай коснуться, любимая, прядей густых. Сборник стихов «Песни и раны». Стихотворный размер. Герман Плисецкий. Цель всего творенья – мы.

«Краткая биография Н.В.Гоголя» - Москва. Мать. Родительский дом. Родители писателя. Имение Яновщина-Васильевка. Стол. Биография. Учеба. Николай Васильевич Гоголь. Первые произведения. Родители. Камин. Дом Гоголя. Санкт-Петербург.

Тема урока:

«Роман Л.Н.Толстого «Война и мир». Проблематика, образы, жанр».

Эпиграф:

от крика

вспышки чувства умирающего старика, все

всё есть в этой картине.

Н. Страхов .

Цели урока:

Образовательная: - познакомить с историей создания романа, раскрыть его жанровое своеобразие; - раскрыть смысл названия романа – эпопеи; - раскрыть смысл понятий «мир», «война»; - выявить проблематику; Развивающая: - развивать творческий потенциал студентов; - развивать у студентов умение выражать свои мысли и чувства правильным литературным языком; - совершенствовать умение создавать собственные высказывания (формулировать выводы), совершенствовать монологическую речь студентов. Воспитательная: - формировать у студентов нравственные качества личности, взгляды и убеждения, воспитание чувства гордости за русскую землю, народ; - воспитывать внимательное, бережное отношение к родному слову.

Тип урока : Урок изучения нового материала.

Методы и приемы : эвристический метод, слово учителя; Оборудование урока : ноутбук, экран, проэктор, презентация;

Литература : Ю.В. Лебедев Литература 10 класс (2 часть); Библиографический словарь; Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля.

Интернет-ресурсы:

Слайд №1

Сегодня мы приступаем к изучению необычного произведения. Вот уже более 150 лет интерес к нему не угасает во многих странах мира. Роман «Война и мир» Л.Н.Толстого - одно из самых патриотических произведений в русской литературе 19 века.

Из всех художественных созданий Толстого, а они все прекрасны, самым значительным, возвышенным, нравственно чистым и жизнеутверждающим является именно этот его роман.

Слайд №2

К.Симонов, известный поэт и прозаик 20 века, вспоминал: «Для моего поколения, увидевшего немцев у ворот Москвы и у стен Сталинграда, чтение «Войны и мира» в тот период нашей жизни стало навсегда запомнившимся потрясением не только эстетическим, но и нравственным... Именно «Война и мир» стала в годы войны той книгой, которая самым прямым образом укрепляла дух сопротивления, охвативший страну перед лицом вражеского нашествия... «Война и мир» была первой книгой, которая приходила нам на память тогда, на войне».

Слайд №3

Запишите тему урока: «Роман Л.Н.Толстого «Война и мир». Проблематика, образы, жанр».

Слайд №4

Эпиграф:

Все страсти, все моменты человеческой жизни,

от крика новорождённого ребёнка до последней

вспышки чувства умирающего старика, все

горести и радости, доступные человеку, -

всё есть в этой картине.

Н. Страхов .

Слайд №5

Первая читательница романа, жена писателя Софья Андреевна Толстая, писала мужу: «Перечитываю «Войну и мир» и меня очень поднимает нравственно, т.е. духовно твой роман». Над романом «Война и мир» Л.Н. Толстой работал с 1863 по 1869 годы. Это была самая лучшая пора его жизни. Шестидесятые годы 19 века. Он был в том возрасте, который древние греки называли «акмэ», - возраст полного созревания всех физических и духовных сил человека.

Семь лет работал он над романом как художник и как историк. Нередко главы переписывались 12-13 раз. Роман потребовал от писателя максимальной творческой отдачи, полного напряжения всех духовных сил. В этот период Толстой говорил: «В каждый день труда оставляешь в чернильнице кусочек себя».

Он взял для него эпохальное событие, потрясшее в 19 веке мир, - Отечественную войну России с Наполеоном и его войсками, собранными почти со всех стран Западной Европы.

Наука и искусство слились в нерасторжимое единство. Справедливо писал об этом Достоевский: «Я вывел неотразимое заключение, что писатель - художественный, кроме поэмы должен знать до мельчайшей точности (исторической и текущей) изображаемую действительность. У нас, по-моему, один только блистает этим - граф Лев Толстой».

Современники были очарованы, восхищены, и, конечно, немедленно приступили к острым и долгим спорам. Славянофилы признали в Толстом своего единомышленника. Д.И. Писарев, злой и непримиримый критик дворянства, снисходительно корил автора романа за идеализацию дворянства, за его «невольную и естественную нежность» к своим героям-дворянам.

Слайд №6

Во многих вопросах нам предстоит разобраться в процессе изучения романа «Война и мир», а сегодня мы будем работать по следующему плану:

1.Время создания и историческая основа романа

2.Смысл названия

3.Система образов

4.Жанровое своеобразие

5.Проблематика романа

Слайд №7

А мы приступаем к первому пункту нашего плана.

Время создания и историческая основа.

Сообщение студента:

Первоначально была задумана повесть на современную тему «Декабристы», от нее осталось всего три главы. Софья Андреевна Толстая, жена писателя, замечает в своих дневниках, что сначала Л.Н.Толстой собирался писать о вернувшемся со своей семьей из Сибири декабристе, и действие романа должно было начаться в 1856 г. (амнистия декабристов по указу императора Александра 2), накануне отмены крепостного права. В процессе работы писатель решил рассказать о восстании 1825 г., затем отодвинул начало действия к 1812 г. - времени детства и юности декабристов. Но так как Отечественная война была тесным образом связана с кампанией 1805-1807 гг. Толстой решил начать роман с этого времени.

По мере продвижения замысла шли напряженные поиски заглавия романа. Первоначальное, «Три поры», вскоре перестало отвечать содержанию, потому, что от 1856 и 1825 годов Толстой все дальше уходил в прошлое; в центре внимания оказывалась только одна пора - 1812 год.

Так появилась иная дата, и первые главы романа публиковались в журнале «Русский вестник» под заглавием «1805 год». В 1866 г. возникает новый вариант, уже не конкретно - исторический, а философский: «Все хорошо, что хорошо кончается». И, наконец, в 1867 г. - еще одно название, где историческое и философское образовали некое равновесие, - «Война и мир».

Написанию романа предшествовала огромная работа над историческими материалами. Писатель использовал русские и иностранные источники о войне 1812 г., тщательно изучил в Румянцевском музее архивы, масонские книги, акты и рукописи 1810- 1820-х г.г., прочитал мемуары современников, фамильные воспоминания Толстых и Волконских, частную переписку эпохи Отечественной войны, встречался с людьми, помнившими 1812 г., беседовал с ними и записывал их рассказы. Посетив и внимательно осмотрев Бородинское поле, он составил карту расположения русских и французских войск. Писатель признавался, рассказывая о своей работе над романом: «Везде, где в моем рассказе говорят и действуют исторические лица, я не выдумывал, а пользовался материалом, из которых у меня во время работы накопилось и образовалась целая библиотека книг».

Слово учителя

Итак, роман был написан в 60-е годы 19 века, года начиналась новая, пореформенная эпоха русской истории. Правительство Александра 2 отменило крепостное право, но не дало крестьянам земли, и они бунтовали. Вернуло из Сибири декабристов, но осудило на 20-летнюю каторгу Чернышевского. Государство было подорвано неудачами Крымской войны.

Участник сражений в Севастополе, Толстой приезжает в Петербург. В это же время из Сибири возвращаются по амнистии декабристы со своими семьями. Именно в это время у писателя возникает мысль написать роман о декабристах. Но к выполнению этого замысла он приступил лишь в 1863 году.

Слайд №8

Давайте посмотрим как определил замысел сам

1856 год - начало замысла.

1856 г., когда вслед за окончанием Крымской войны монаршая милость даровала узникам Сибири прощение, и герой "Декабристов" возвращается в своё родовое московское гнездо.

«В 1856 году я начал писать повесть с известным направлением и героем, который должен быть декабристом, возвращающимся с семейством в Россию».

1825 год . Но затем Толстой решил перейти к эпохе заблуждений своего героя и начать рассказ с 1825 г. В это время его герой уже зрелый человек.

«Невольно от настоящего я перешел к 1825 году, эпохе заблуждений и несчастий моего героя».

1812 год - война. В сюжете выпадало решающее звено - молодость героя, совпавшая с Отечественной войной 1812 г.

«Чтобы понять моя героя, мне нужно было перенестись в его молодость, и молодость его совпала со славной для России эпохой 1812 года».

1805-1807 годы - заграничные походы русской армии.

«Мне совестно было писать о нашем торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего срама».

Слово учителя

Таким образом, автор начинает повествование с 1805 г., с его неприятной для русской армии кульминацией – Аустерлицем (Россия проиграла это сражение) - «временем наших неудач и нашего срама», как заметит Толстой. По выражению Толстого, ему было «совестно писать о торжестве русского оружия в борьбе с бонапартовской Францией, не описав неудач в войне 1805-1807 г.г.».

Накопился огромный материал об исторических событиях 1805-1856г.г. и замысел романа изменился. В центре оказались события 1812г., и героем романа стал русский народ. Л.Н. толстой писал: «Более всего в романе я любил мысль народную». Главная проблема - судьба народа, народ - основа нравственных и моральных устоев общества.

Слайд №9

Хронология романа.

В романе «Война и мир» рассказывается о борьбе России и наполеоновской Францией. Роман включает в себя 4 тома и эпилог .

В 1-м томе описываются события 1805 г., когда Россия воевала в союзе с Австрией на её территории.

Во 2-м томе - 1806 - 1811 г.г., когда русские войска находились в Пруссии.

3-й том - 1812 г. - войска Наполеона вторглись на территорию России.

4-й том - 1812 - 1813 г.г.- Отечественная война и ее последствия.

3-й и 4-й тома посвящены широкому изображению Отечественной войны 1812 г., которую Россия вела на родной земле.

В эпилоге действие происходит в 1820 г. Так действие романа охватывает 15 лет. Действие происходит то в Петербурге, то в Москве, то в поместьях Лысые Горы и Отрадное. Военные события - в Австрии и в России.

Слайд №10

Смысл названия.

Л.Н. Толстой начал публиковать роман ещё до завершения работы над ним. В 1865 - 1866 г.г. в журнале «Русский вестник» появился вариант первого тома под заглавием «1805 год». И лишь в конце 1866 года появилось заглавие «Война и мир».

Знаете ли вы, что в 19 веке слова МИРЪ и МiРЪ в русском языке различались по значению? Вот какие значения имеют эти слова в словаре В.И. Даля:

МИРЪ -

Отсутствие войны, ссоры - Согласие, единодушие - Спокойствие

МiРЪ -

Вселенная - Земной шар - Все люди - Община, общество крестьян

В современном русском языке существует единое написание данного слова. Они считаются омонимами, причём каждое слово в свою очередь многозначно. (Привести пример со словом «фарфор»:1.сервиз; 2.материал).

Вот как определяются значения этих слов в Академическом словаре :

МИР 1

1.Все формы материи в земном и космическом пространстве 2. Земной шар, Земля 3. Всё живое, всё окружающее 4. Люди вообще 5. Порядок, строй жизни

МИР 2

1.Согласие, отсутствие разногласий 2. Отсутствие войны 3. Прекращение военных действий, мирный договор 4. Покой, благополучие

Слово учителя

Как вы понимаете такие понятия, как «мир», «война»?

Слайд №11

Давайте запишем в тетради смысл слов «война», «мир» в понимании Л.Н. Толстого:

    Война (в толстовском повествовании) - не только военные столкновения враждующих армий, это вообще вражда, непонимание, эгоистический расчёт, ложь, лицемерие, низость в человеческих отношениях.

    Мир - это жизнь народа без войны, это весь народ, без различия сословий, объединённый единым чувством боли за судьбу отечества.

Таким образом, «Мир» - это не только мирная жизнь без войны, но и та общность, то единение, к которому должны стремиться люди. «Война» - не только кровопролитные битвы и сражения, несущие смерть, но и разъединение людей, их вражда. Из названия романа вытекает его основная идея, которую удачно определил Луначарский: «Правда заключается в братстве людей, люди не должны бороться друг с другом. И все действующие лица показывают, как человек подходит или отходит от этой правды».

Слайд №12

Система образов.

В романе около 600 действующих лиц, среди них около 200 - реальные исторические деятели: Наполеон, Александр I, Кутузов, Багратион и др; показаны представители дворянства и народа.

Всех героев условно можно разделить на любимых люди мира» ) и нелюбимых люди войны» ). Кутузов, Болконские, Ростовы, Тимохин, Платон Каратаев - люди мира, т.к. ими движет жажда согласия . Они ненавидят не только войну в ее прямом смысле, но и ту ложь, лицемерие, эгоизм, которые разъединяют людей.

Война существует не только на войне. В обычной, повседневной жизни людей, разделённых социальными и нравственными барьерами, неизбежны конфликты и столкновения. Князь Василий, его дети, граф Растопчин, Друбецкие - люди войны, т.к. ими движет чувство зависти, эгоизма. Это люди (независимо, разумеется, от их личного участия в военных событиях), несущие разъединение, вражду, преступную аморальность.

Слово учителя

Таким образом, люди мира, любимые герои Толстого, ищут смысл жизни, ошибаются, страдают, живут сложной внутренней жизнью. Нелюбимые делают карьеру, достигают определённых успехов, но не меняются внутренне.

Слайд №13

Жанровое своеобразие.

Уже современники Л.Н.Толстого почувствовали, что «Война и мир» - книга сложного жанра. И.С. Тургенев писал, что это произведение включает в себя эпопею, исторический роман и очерк нравов. Работая над произведением, Толстой понимал, что на его страницах не сможет отразиться «вся русская жизнь того времени». Поэтому предметом изображения становиться не жизнь человека, не жизнь поколения, а «деятельность всех людей, принимавших участие в событии». Постепенно произведение становится «рассказом не о людях, не о событиях, а о жизни вообще, о течении жизни». Изменившийся замысел потребовал не только изменения названия, но и новой жанровой формы. Сам Толстой называл своё детище просто книгой, не принимая «научных» характеристик «Войны и мира».

Рассмотрим основные признаки эпопеи. Напомню, в романе около 600 персонажей, их них около 200 - лица исторические.

Во время работы над произведением писателю пришлось перечитать много исторической литературы. Проделав такую огромную работу, Толстой пришёл к выводу, что почти везде события описаны «со слов разных генералов». Он фактически создал новый метод изображения исторических событий. Частный человек в представлении писателя включен в историю не только тогда, когда он непосредственно участвует в войнах, сражениях, но и всей своей частной жизнью он постоянно, порой бессознательно творит историю.

Давайте разберемся с понятием «роман-эпопея ».

Сам Толстой говорил: «Что такое «Война и мир»? Это не роман, ещё менее поэма, ещё менее историческая хроника. «Война и мир» есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось».

А выразил он в форме романа – эпопеи.

По Словарю литературоведческих терминов» под ред. Л. И. Тимофеева:

Роман - эпопея - наиболее крупная и монументальная форма эпической литературы. Основной чертой эпопеи является то, что она воплощает в себе судьбы народов, сам исторический процесс. Для эпопеи характерна широкая, многогранная, даже всесторонняя картина мира, включающая и исторические события, и облик повседневности, и многоголосый человеческий хор, и глубокие раздумья над судьбами мира, и интимные переживания. Отсюда большой объем романа, чаще не сколько томов.

*Роман-эпопея (от « эпос» и греч . Poieo – творю) это большое по объему художественное произведение эпического характера. Одним из самых известных примеров эпопеи служит «Илиада» Гомера. Эпос – это один из трех родов литературы, отличающийся объективно-повествовательным характером.

Слайд №14

Итак, выделим характерные черты эпопеи:

В центре повествования решающее историческое событие, которое важно для всей нации в целом, а главной движущей силой его является народ;

Повествует о великих деяниях народных героев, исторических личностей;

Одной из характерных черт эпопеи считается многосюжетность, сюжеты накладываются на судьбы различных личностей, семей, в произведении много действующих лиц;

Изображает большой промежуток времени, целую эпоху в жизни народа.

Слайд №15

Выявление черт эпопеи в романе «Война и мир».

- Картины русской истории (Шенграбенская и Аустерлицкая битвы, Тильзитский мир, война 1812 года, пожар Москвы, партизанское движение).

События общественной и политической жизни (масонство, законодательная деятельность Сперанского, первые организации декабристов).

Отношения помещиков и крестьян (преобразования Пьера, Андрея; бунт богучаровских крестьян, возмущение московских ремесленников).

Показ различных слоев населения (поместное, московское, петербургское дворянство; чиновники; армия; крестьяне).

Широкая панорама бытовых сцен дворянской жизни (балы, великосветские приемы, обеды, охота, посещение театра и др.).

Огромное количество человеческих характеров.

Большая протяженность во времени (15 лет).

Широкий охват пространства (Петербург, Москва, поместья Лысые Горы и Отрадное, Австрия, Смоленск, Бородино

Слово учителя

Таким образом, замысел Толстого требовал создания нового жанра, и только роман-эпопея мог воплотить все авторские условия.

Слайд №16

Проблематика романа

Что такое проблематика?

Ответ: Проблематика - выделение и осмысление автором тех сторон явлений и характеров, которые наиболее интересуют писателя.

Сложность и глубина содержания «Войны и мира» требовали, чтобы в этой книге переплелись компоненты многих жанров реалистической прозы.

Напомню, что роман-эпопея предполагает несколько аспектов изображения жизни:

Исторический - обращение к реальным историческим событиям;

Философский - раздумья о законах жизни, о месте человека в историческом процессе;

Нравственный - глубокий и многоплановый показ внутреннего мира человека, поиски смысла жизни.

Слайд №17

Опираясь на вышесказанное, давайте попытаемся определить жанровые элементы в романе-эпопее «Война и мир».

1. Семейно-бытовой (в центре повествования несколько поколений, несколько семей, « семейная проблематика»: любовь, помолвка, свадьба, рождение и воспитание детей и т.д.);

2. Психологический (показ взросления героев, формирование личности, анализ «диалектики души» героев (психологический анализ);

3. Философский (взгляды на исторический процесс; жизнь и смерть, война и мир, мироздание и человек; концепция непротивление злу насилием);

4. Исторический (наличие реальных исторических лиц; использование исторических документов; социальные и политические конфликты эпохи).

Слайд №18

Подведение итогов:

Толстой сумел поставить коренные вопросы народной жизни и

создать героическую эпопею в то время, когда во многих радикальных кружках сама мысль о России вызывала лишь досаду или откровенные насмешки. Мы наблюдаем, как в романе одно поколение сменяет другое. В эпопее показан большой промежуток времени с 1805 по 1820 годы. Толстой показал целую эпоху.

Джон Голсуорси писал о «Войне и мире»: «Если бы понадобилось назвать роман, соответствующий определению, столь дорогому сердцу составителей литературных анкет: «величайший роман в мире», - я выбрал бы «Войну и мир».

Домашнее задание

Выставление оценок

Проверочная работа. Цель: выявить степень усвоения материала.

Ответьте кратко на вопросы.

1. О ком первоначально был задуман роман Л. Н. Толстого?___________________________________________________________________

2. Сколько лет писатель работал над романом, по возможности укажите даты._______________________________________________________________________

3. Какие исторические события находят отражение в романе? ____________________________________________________________________________

4. Какой смысл писатель вкладывал в понятие «мир»?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Почему произведение Л. Н. Толстого «Война и мир» можно назвать романом-эпопеей?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема: Нравственные уроки романа «Война и мир»

Цели : на материале романа раскрыть психологический процесс становления человеческой личности и её совершенствования; создать условия для исследовательского чтения и личностной интерпретации кульминационных эпизодов в мировоззрении главных героев романа; способствовать совершенствованию навыков филологического чтения и анализа художественного текста; воспитывать интерес к духовному миру личности; способствовать воспитанию читательской культуры.

Задачи :

    проследить по тексту произведения этапы жизненного пути главных героев;

    учить делать выводы и обобщения, иллюстрируя их при помощи цитат из произведения,

Тип урока: комбинированный

Используемая технология : проблемное обучение с элементами критического мышления

Прогнозируемые результаты:

учащиеся знают содержание изученных глав романа; комментируют отрывки из них, определяя проблемы, поднятые автором в романе-эпопее; характеризуют героев, выделяя и анализируя отрывки, раскрывающие их духовные искания и жизненную позицию; раскрывают авторское отношение к героям; сопоставляют героев; дают собственную оценку их поступкам и поведению, дискутируют.

Эпиграф: Высшая задача таланта - своим произведением дать людям понять смысл и цену жизни.

В. О. Ключевский

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

1.Слово учителя:

Притча про свечу

Наступил вечер. Один человек зажег маленькую свечку и начал подниматься с ней по ступенькам винтовой лестницы.

Куда мы идем? - спросила свечка.

Мы поднимаемся на башню, чтобы осветить путь кораблям в гавань.

Но ни один корабль не сможет увидеть моего света, - возразила свечка.

Хоть твой огонек и маленький, - ответил мужчина, - все же продолжай гореть так ярко, как только можешь, остальное же оставь на меня. Так переговариваясь, они добрались до самого верха башни и подошли к большой лампе. Мужчина зажег лампу с помощью маленькой свечки, и в скором времени большие отполированные зеркала за лампой отразили ее свет, распространяя его далеко вокруг, освещая путь кораблям. ...

Сколько их маленьких свечей, которые смогли разжечь огромный костер и указать путь сотням людей, изменили мировоззрение и даже судьбы людей. Это и А.С.Пушкин, и Н.В.Гоголь, и И.С.Тургенев, и Ф.М.Достоевский…И сегодня мы собрались, чтобы в наших сердцах зажегся свет, имя которому Л.Н.Толстой.

Когда известный русский писатель Набоков рассказывал своим студентам в Корнеле о классиках литературы XIX века, он прибегал к нехитрому приему.Он начинал свою лекцию в абсолютно темном зале. Затем зажигал одну люстру со словами: «Это Пушкин…,затем - вторую: А это Лермонтов, следом – третью: Это Гоголь. А потом, подойдя к окну, одним махом сдергивал штору – и зал заполнялся солнечным светом: « А вот это Толстой!»

И действительно, Толстой – это новый реализм, абсолютно новый взгляд на вещи, огромный поток света, внезапно хлынувший в жизнь людей,и люди увидели там то, чего в принципе и не предполагали увидеть.

Итак, сегодня мы говорим о Толстом, о его жизненной позиции и, конечно, о романе «Война и мир». Попробуйте объяснить смысл слова «нравственность». Проверим себя. В словаре Ожегова «Нравственность – это…» 2. 1.Дамы и господа, я предлагаю вам познакомиться с картиной венгерского художника Тивадара Костки Чонтвари, написанной в 1902 году.

С первого взгляда ничего странного или загадочного в этой картине нет. Единственное, что может привлечь внимание - это разное море за спиной старика, слева спокойное, а справа бурное. Видимо, это и побудило посмотреть на картину, поставив посередине зеркало. Если отразить левую сторону картины, то есть по правую руку старика, получится Бог, который сидит в лодке на фоне рая: спокойное море и мирная гора.

Если же отразить правую сторону слева от старика, то получается Дьявол, сидящий на фоне вулкана
и беснующегося в шторме моря.

Это полотно принято трактовать как символ двойственной человеческой природы: в одном человеке уживаются и светлая, и тёмная половины, добро и зло. Иногда её также называют «Бог и Дьявол», что вновь отражает её дуализм.

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:

Соотнесите, то, что мы увидели на картине со словами Л.Н.Толстого.

«Каждый человек - алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, дело человека- не стараться светить, но стараться очищать себя». Л.Н. Толстой.

-Как вы её понимаете и согласны ли с этой мыслью или нет? Почему?

(Высказываются точки зрения о смысле слов писателя, о необходимости самовоспитания и самосовершенствования, духовного очищения каждого человека; подвести детей к таким понятиям как “самосовершенствование” и “самовоспитание”).

Как вы понимаете значения слов “самосовершенствование” и “самовоспитание” ?

Вы верно заметили, что смысл жизни Л.Н.Толстой видит в служении людям. Жить для себя одного нельзя. Это духовная смерть. Как можно меньше брать от людей и как можно больше давать людям. Это мысль неоднократно повторяется в дневниках писателя. И самыми счастливыми годами в своей жизни писатель считал те, когда он всего себя отдавал благу людей, работе в основанной им Яснополянской школе, помощи голодающим при непрерывном самосовершенствовании и самовоспитании.

3.Все эти вопросы рассматривает Л.Н. в романе «Война и мир». «Si vis pacem, para bellum» - «Если хочешь мира, готовься к войне», - говорили древние римляне. С незапамятных времен человечество не могло обходиться без войн. Но война не только физическое насилие и гибель миллионов людей. Война – это жестокая, бескомпромиссная борьба между добром и злом в мирное время.

Беседа

На доске: Антитеза.

Составление кластера»Война и мир»

Заглавие романа образно передаёт его смысл .

«Мир» - это не только мирная жизнь без войны, но и та общность, то единение, к которому должны стремиться люди.

Мир – это жизнь народа, не находящегося в состоянии войны.

Мир – это весь народ, без различия сословий, одушевлённый единым чувством боли за поруганное Отечество.

Мир – это и весь свет, Вселенная; о нём говорит Пьер, доказывая князю Андрею существование «царства правды».

Мир – это братство людей, независимо от национальных и классовых различий.

Мир – это жизнь.

«Война» - не только кровопролитные битвы, несущие смерть, но и разъединение людей, их вражда.

Война – это вообще вражда, непонимание, эгоистический расчёт, разъединение. Война существует не только на войне. В обычной, постоянной жизни людей, разделённых социальными и нравственными барьерами, неизбежны конфликты и столкновения.

Где еще в романе есть антитеза?

Например: Наташа – Соня, Элен, Андрей, Пьер – Анатоль, Кутузов – Наполеон, семьи Ростовых, Болконских – семья Курагиных….

С какой целью Толстой использует антитезу?

Художественное пространство романа Толстого как бы ограничивается двумя полюсами: на одном полюсе - добро и мир, объединяющие людей, на другом - зло и вражда, разобщающие людей.

Перед вами на листе рядом с точками имена героев. Вы должны узнать героя по цитате и последовательно соединять точки.

ЦИТАТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЯ

Кн. Андрей Кутузов

Пьер Безухов

Кн. Марья

Наташа Ростова

Наполеон

Кн. Н.А. Болконский

Кн. Василий

Элен Курагина

Анатоль Курагин

Лиза Болконская

Ипполит

1. ««С людьми, окружавшими его, от до­чери до слуг, князь был резок и неизменно требовате­лен, и потому не быв жестоким, он возбуждал к себе страх и почтительность, каких не легко мог бы добить­ся самый жестокий человек»
(князь Николай Болконский)

2. “Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, со своими детскими плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, с своими сбившимися назад чёрными кудрями, тоненькими оголёнными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках, была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребёнок, а ребёнок ещё не девушка”. (Наташа Ростова).

3. “Был он небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определёнными и сухими чертами. Всё в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькою оживлённою женой. Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уже надоели ему так, что и смотреть на них, и слушать их ему было очень скучно”. (Андрей Болконский)

4. “… вошёл массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке”. (Пьер Безухов)

5. “Её хорошенькая, с чуть черневшимися усиками верхняя губка была коротка по зубам, но тем милее она открывалась и тем ещё милее вытягивалась иногда и опускалась на нижнюю. Как это бывает у вполне привлекательных женщин, недостаток её – короткость губы и полуоткрытый рот – казались её особенною, собственно её красотой”. (Лиза Болконская)

6. «…ничего от полководца нет в том полном, рыхлом старике, в его ныряющей походке и сутулой фигуре. Но сколько в нем доброты, простодушия и мудрости» (Кутузов).

7. «Из больших глаз ее светились лучи доброго и робкого света. Глаза эти освещали все болезненное и худое лицо и делали его прекрасным». (Княжна Марья)

8. “Жёлтый, опухлый, тяжёлый, с мутными глазами, красным носом от непрекращающегося насморка и охриплым голосом, он сидел на складном стуле, невольно прислушиваясь к звукам пальбы и не поднимая глаз” (Наполеон во время Бородина).

9. «…его лицо было отуманено идиотизмом и неизменно выражало самоуверенную брюзгливость, а тело было худощаво и слабо. Глаза, нос, рот- всё сжималось как будто в одну неопределённую и скучную гримасу, а руки и ноги всегда принимали неестественное положение”. (Ипполит Курагин).

10. «Старший сын по крайней мере спокойный дурак, а этот беспокойный дурак, который стоит отцу сорок тысяч в год». (Анатоль Курагин).

11. “Она улыбалась, позволяя всем любоваться красотой своего стана, полных плеч, очень открытой, по тогдашней моде, груди и спины и была так хороша... ”. (Элен Курагина)

12. «Князь, в придворном шитом мундире, в чулках, башмаках и звездах, со светлым выражением плоского лица». (Князь Василий Курагин).

* Вы соединили точки и получили абстрактную фигуру. Теперь проведите диагональ из левого нижнего угла в правый верхний. Вы видите, что все герои разделились на две группы. В чем принцип разделения? (слева герои, которых «любит» автор, а слева герои, которых он не «любит»).

Каков критерий любви автора к своим героям? (Толстой испытывает своих героев с точки зрения закона "непрерывного движения личности во времени". Герои, способные к душевному движению, к внутренним изменениям, по мысли автора, несут в себе начала "живой жизни" и мира. Герои, неподвижные, неспособные чувствовать и понимать внутренние законы жизни, оцениваются Толстым как носители начала войны, разлада. В своем романе Толстой резко противопоставляет этих персонажей)

    Путь духовных исканий героев. Работа в группах.

1 группа «Андрей Болконский»

2 группа «Пьер Безухов»

3 группа Наташа Ростова

4 группа «Семья Курагиных»

Выводы :Роман похож на человеческую жизнь: меняются поколения, герои в поисках смысла жизни оказываются в разных местах.

Главной задачей людей он считает нравственное самосовершенствование. Главные герои романа, идя по пути поиска истины, совершают ошибки, падают, вновь поднимаются и начинают все сначала. Толстой не идеализирует даже самых любимых персонажей.

Таковы Андрей и Пьер

Чем похожи судьбы А. Болконского и П. Безухова? (Это передовые люди своего времени. Они не живут пустой светской жизнью. У них есть цель, притом, цель большая. Они хотят быть полезными в своей деятельности)

Чем привлекает вас Андрей Болконский? (Он умный, понимает жизнь, разбирается в политике. А самое главное, не карьерист, не трус, не ищет «уютного местечка»)

Чем интересен вам Пьер Безухов?

Какой из героев вам ближе?

В чем смысл жизни Пьера в эпилоге романа? (Участие в тайном обществе, общественная деятельность, счастливая семейная жизнь).

В эпилоге мы видим Пьера семейным человеком. Это не случайно.

Главной мыслью в романе Толстого “Война и мир”, наряду с “мыслью народной”, была “мысль семейная”. Писатель считает, что семья – основа всего общества, и в ней находят отражения те процессы, которые происходят в обществе.

Герои показаны на фоне семейных взаимоотношений. Следуя традициям реализма, Толстой хотел сопоставить между собой различные семьи, которые были типичными для его эпохи. И вновь он использует прием антитезы, одни семьи показал в развитии, другие – застывшими.

Назовите семьи, которые описаны в романе.

Что такое идеальная семья, по Толстому? (На доске рисуем схему-кластер, заполняем её коллективно: любовь, счастье, взаимопонимание, доброта, воспитание, искренность, уважение….)

Толстой, как мы уже говорили, отнюдь не идеализирует героев, не рисует идиллических семей. ….Граф Ростов не умеет жить по средствам и в конце концов доводит свою семью до разорения. Семья Болконских – это аскетизм старого князя, скрытность княжны Марьи, суровость, сдержанность князя Андрея. Но члены этой семьи обладают внутренним благородством и незыблемыми высокими принципами.

Показал ли в романе Толстой «идеальную» семью? (Наташа и Пьер?). (По мнению Толстого, семья Наташи и Пьера идиллическая, это народный идеал семьи, основанный на взаимном доверии и подчинении. Пьер делал только то, на что Наташа давала согласие. Наташа подчинялась малейшему желанию Пьера. Весь мир Наташи в семье, в детях, в муже. Других интересов, по мнению Толстого, у нее не должно быть.)

А вот Наташа в эпилоге (Текст том 4 эпилог часть 1 глава 10 стр.335 прочитать)

Ваше отношение к изменившейся Наташе.

Почему Наташа стала любимым идеалом Толстого?

Слово учителя: Толстому очень важно было через судьбу Наташи показать, что все ее таланты реализуются в семье. Наташа – мать сумеет воспитать в своих детях и любовь к музыке, и способность к самой искренней дружбе и любви; она научит детей самому главному в жизни таланту – таланту любить жизнь и людей, любить самозабвенно, забывая порой про себя; и учеба эта будет проходить не в форме нотаций, а в форме ежедневного общения детей с очень добрыми, честными, искренними и правдивыми людьми: матерью и отцом. И в этом – настоящее счастье семьи, потому что каждый из нас мечтает о самом добром и самом справедливом человеке рядом с собой. У Пьера эта мечта сбылась…

Какой должна быть семья в вашем представлении? (мнения детей)

Составьте семейный кодекс…Ростовых, Болконских, Курагиных. (Могут быть такие пункты: Ростовы – прекрасное гос теприимство, Болконские – строгость, требовательность, Курагины – расчёт, выгода. Знакомство с семейным кодексом.

2.Определите одним словом главный стержень каждой семьи. Например, Ростовы – любовь, Болконские – порядочность, Курагины – ложь, расчёт.

Судьба героев романа, этих Болконского, Пьера, Наташи и Николая,- только звено в бесконечном опыте человечества, всех людей, и прошлых, и будущих.

Своей концовкой «Война и мир» - открытая книга: последние слова повествования - это мечты ребенка, планы жизни, которая вся впереди♦ Читая роман, вы, конечно же, обратили внимание на то, что Л. Н. Толстой показывает процесс внутренней жизни не всех героев. чем вы можете это объяснить?

Чтоб жить честно , надо рваться , путаться , биться , ошибаться , начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться... А спокойствие - душевная подлость.». Л. Н. Толстой.

Задания для групп

«Биографы князя Андрея». Выстройте логическую цепочку этапов жизненного пути героя.

«Биографы Пьера Безухова». Выстройте логическую цепочку этапов жизненного пути героя.

2. Презентация результатов творческих работ представителями групп

3. выводы как результаты работы групп

(Формулируются коллективно с помощью учителя.)

Словарная работа

Задание. распределите основные черты, присущие двум группами героинь романа.

Тщеславие, высокомерие, любовь, милосердие, лицемерие, ненависть, ответственность, совесть, бескорыстие, патриотизм, великодушие, карьеризм, достоинство, скромность, позёрство.

6. аналитическая беседа (с опорой на текст романа)




Top