Определение факторов снижения себестоимости. Себестоимость и пути ее снижения на предприятии

Себестоимость отражает, во что обходится выпускаемая продукция предприятию. Систематическое снижение себестоимости высвобождает средства для дальнейшего развития производства и для улучшения благосостояния трудящихся.

То есть себестоимость и ее снижения выступает важным источником роста прибыли. Правильное исчисление себестоимости играет важную роль, поскольку, чем лучше будет организован учет на предприятии, чем совершеннее используемые методы калькуляции, тем легче будет оценить пути снижения себестоимости посредством анализа.

Себестоимость находится в зависимости ряда факторов. Их можно классифицировать на внутрипроизводственные и внепроизводственные.

Внутрипроизводственными называются те факторы, на которые может воздействовать предприятие. Чтобы снизить себестоимость, можно:

· внедрить в производство усовершенствованную технику и технологии;

· улучшить организацию труда и производства;

· выбрать оптимальных поставщиков, поставляющих необходимые ресурсы по сниженным ценам.

На внепроизводственные факторы компания не может повлиять. К ним относятся тарифы на электроэнергию, топливные ресурсы, цены на сырье, ставки налогов, условия природы и др.

Значительные резервы уменьшения себестоимости имеются в непроизводительных расходах и потерях. Сюда относятся неустойки, пени, штрафы, которые уплачивает организация при несоблюдении условий договоров .

В настоящее время при анализе себестоимости выпускаемой продукции основными источниками резервов снижения себестоимости продукции являются:

Увеличение объема производства продукции

Сокращение затрат на ее производство за счет повышения уровня производительности труда.

Экономия, обусловливающая фактическое снижение себестоимости, происходит за счет применения следующих факторов

1. Повышение технического уровня производства.

2. Совершенствование организации производства и труда.

3. Улучшение использования природных ресурсов

4.Отраслевые факторы

Важным условием уменьшения себестоимости является непрерывный технический прогресс. Комплексная автоматизация производственного процесса, внедрение новейшей техники, внедрение прогрессивных материалов, совершенствование используемых технологий представляют собой эффективные пути снижения себестоимости. Еще одним серьезным резервом для уменьшения затрат является расширение кооперирования и специализации. На специализированном предприятии с массово-поточным производством затраты на единицу продукции будут значительно ниже по сравнению с затратами на предприятиях, которые производят ту же продукцию, но небольшими партиями. Развитие специализации потребует организации более рациональных кооперированных связей.

Также пути снижения себестоимости включают повышение производительности труда. За счет повышения производительности снижается удельный вес зарплаты в структуре затрат. Большое значение в борьбе за уменьшение себестоимости имеет соблюдение режима экономии на всех этапах производства. Это позволяет снизить затраты материальных ресурсов, сократить расходы на обслуживание управления и производства, ликвидировать потери от браков и иных непроизводственных расходов. Как известно, материальные затраты имеют значительную долю в структуре себестоимости, поэтому даже небольшое сокращение расходов сырья и материалов при производстве продукции дает предприятию в целом значительный эффект .

Здесь необходимо начать с выбора поставщиков материалов. Если материалы будут доставляться самым дешевым видом транспорта, это также снизит их стоимость для предприятия. Следует отдать предпочтение более дешевым материалам, но не в ущерб качеству конечной продукции. Также следует обратить внимание на возможности улучшения конструкции изделия и технологии производства, внедрение обоснованной нормы расходования материальных ценностей. Указанные пути снижения себестоимости не являются единственными. Также можно постараться снизить расходы на обслуживание управления, упростить аппарат управления. Проведение эффективных мероприятий по механизации подсобных и вспомогательных работ позволит уменьшить число работников предприятия и, соответственно, общезаводские расходы.

Значительные резервы уменьшения затрат заключены в снижении потерь от брака. Изучение причин возникновения брака, выявление виновников позволят осуществить мероприятия по ликвидации потерь от брака, сокращению и наиболее рациональному использованию отходов производства. В целом масштабы использования путей снижения себестоимости зависят от особенностей и возможностей каждого конкретного предприятия.

Себестоимость – минимальное значение цены предложения. В жизни может возникнуть такая ситуация, когда на рынке определенного товара будет функционировать несколько фирм. Новая компания, производя такую же продукцию, как у конкурентов, может в конечном итоге увидеть, что себестоимость оказалась равна цене товара конкурента или даже выше ее. Вряд ли удастся привлечь потребителей таким товаром (исключением является продукция более высокого качества и отличающаяся какими-нибудь параметрами – оформлением, упаковкой и др.). В таком случае нужно проводить мероприятия по снижению себестоимости продукции .

Уменьшение себестоимости позволит не только снизить цену на продукцию и повысить конкурентоспособность производителя, но и увеличить размер прибыли, остающейся в распоряжении компании; увеличить материальное стимулирование персонала; значительно улучшить финансовое положение компании; увеличить выплаты дивидендов для акционеров.

Таким образом, в современных рыночных условиях резко возрастают роль и значение снижения себестоимости продукции, работ и услуг коммерческих предприятий. Важнейшие пути снижения себестоимости – экономия предприятием всех имеющихся ресурсов, включая трудовые и материальные. Их нужно расходовать рационально

Здравствуйте! Сегодня поговорим про снижение себестоимости. Себестоимость – это один из важнейших качественных показателей работы предприятия. Именно от ее величины зависит размер чистой прибыли, которую получает предприниматель. Снижая себестоимость продукции, можно повысить рентабельность . А как именно это сделать мы сейчас расскажем.

Что такое себестоимость и почему все стараются снизить этот показатель

Для того чтобы понять каким образом снижать или (производимой продукции), необходимо понять что означает слово «себестоимость».

Себестоимость – это общая сумма затрат, которая была потрачена на производство продукции и продвижение ее на рынке. Выражается в денежной форме и относится к издержкам производства.

Снижать расходы очень важно для предприятий, которые только начинают свою деятельность. Помимо того, нужно думать о том, чтобы закрепиться на рынке с продукцией хорошего качества, и при этом достичь как минимум уровня самоокупаемости.

Что является целью снижения себестоимости

  • Возможность контролировать деятельность каждого элемента предприятия, с финансовой точки зрения;
  • Повысить продуктивность работы управленческого аппарата, которая выражается в быстром принятии эффективных решений;
  • Владеть реальной информацией, которая учитывается при составлении бюджета предприятия;
  • Использовать гибкое ценообразование, которое позволяет расширить возможности предприятия и способствует созданию резервов;
  • Возможность владеть ценной информацией о рыночной цене своего товара и продукции конкурентов;
  • Возможность организовать выпуск качественной продукции по более низкой цене с меньшими расходами.

Снижение себестоимости продукции влечет за собой снижение цены на товар, благодаря чему продукция может более успешно конкурировать на рынке.

Факторы снижения себестоимости продукции

На снижение себестоимости влияет много факторов. Условно их можно разделить на следующие:

  1. Внутрипроизводственные – те, на которые руководители предприятия могут оказать непосредственное воздействие. К ним можно отнести: сокращение штата сотрудников, автоматизация отдельных процессов, мотивация персонала и т.д.
  2. Внепроизводственные – те, на которые не могут оказать влияние предприятие. Это стоимость топлива, сырья, тарифы, величина налоговых отчислений и т.д.

Пути снижения себестоимости продукции на предприятии

Предприниматель, который решил снизить себестоимость производимой продукции должен отчетливо понимать, что это дело не одного дня. В этот процесс будет вовлечено все производство. Ниже представлены основные методы снижения себестоимости.

Способ 1. Повышение производительности труда

Производительность труда показывает, какой объем работ выполняет каждый работник за единицу времени. Чаще всего персонал не заинтересован в быстром выполнении своих обязанностей. Сотрудники получают фиксированную заработную плату, независимо от качества и количества выполненных работ.

В таком случае перед руководителем стоит задача заставить работников выполнять больший объем за минимальное время. Это можно сделать с помощью мотивирующих бесед, материальных поощрений и т.д.

Также можно поменять систему оплаты. То есть работник не будет получать фиксированную зарплату каждый месяц. Размер его выплат напрямую будет зависеть от количества и качества произведенной им продукции. Таким образом, каждый работник будет стремиться выполнить как можно больше работы.

Способ 2. Автоматизация производства, внедрение инновационных технологий

В современном мире научились труд человека заменять машинным. Иногда это надежней и, бесспорно, экономически выгоднее. Для снижения себестоимости выпускаемого товара важно во всех процессах максимально автоматизировать производство.

Это позволит сократить штат работников, что влечет за собой сокращение расходов, связанных с выплатой заработной платы. С привлечением технологий в несколько раз повышается производительность труда и объем производимого товара.

Способ 3. Соблюдение режима экономии

В процесс экономии должны быть вовлечены все этапы производства. Необходимо рассчитать, где и сколько можно будет сэкономить денег, при этом, чтобы не ухудшилось качество продукции.

Способ 4. Правильный подбор партнеров

Любой производственный процесс подразумевает под собой тесное сотрудничество с большим количеством организаций. Это поставщики сырья, перевозчики и т.д. Очень важно грамотно подойти к подбору каждого из них.

Например, выбирая поставщиков сырья нужно обращать внимание на их географическое расположение. Отдавайте предпочтение поставщикам, которые находятся вблизи вашего производства. Так вы сэкономите на транспортных расходах.

Способ 5. Уменьшение расходов на содержание управленческого персонала

Некоторые предприятия имеют «раздутый» штат сотрудников, где практически на каждого работника приходится один руководитель. Для того чтобы , необходимо пересмотреть должностные обязанности каждого сотрудника управленческого аппарата и по возможности несколько должностей объединить в одну.

В таком случае работники могут взбунтоваться, но вы можете предложить надбавку к зарплате или премии в размере 25-30% от их оклада. Таким образом, сократив одну должность, но выплачивая премии другим работникам, а на этом можно существенно сэкономить бюджет предприятия.

Способ 6.

Для того чтобы работники производили более качественную продукцию, при этом уменьшилось количество брака, необходимо регулярно повышать квалификацию сотрудников.

Например, вы являетесь руководителем частного медицинского центра. В таком случае вашим сотрудникам не навредят курсы повышения квалификации, медицинские семинары и т. д. Именно там специалисты обмениваются опытом, узнают новое, знакомятся с инновационным оборудованием. Благодаря этому они свои знания применяют на практике, и количество благодарных пациентов увеличивается. Они же, в свою очередь, создают вам рекламу и привлекают других клиентов.

Способ 7. Сбережение сырья, топлива, электроэнергии и т. д.

Для того чтобы добиться снижения себестоимости производства, необходимо постоянно контролировать рациональность использования сырья. Например, если на швейной фабрике, где очень много ткани для пошива, мастера его не экономят и раскраивают материал бездумно, образовывается большое количество отходов.

Помимо сырья, важно экономить и другие ресурсы, такие как топливо, электроэнергию и т. д. Как минимум нужно внедрить в производство энергосберегающую технику и научить персонал экономить электричество.

Способ 8. Укрупнение предприятия, кооперация

Расширяя производство, выпуская больший ассортимент продукции можно добиться снижения себестоимости работ. Также очень важно наладить механизированный выпуск товаров. Благодаря этому объемы производства увеличиваются, а цена на этот продукт уменьшается.

Способ 9. Уменьшения изготовления изделий с браком

На любом предприятии есть продукция с браком. Причиной этому может быть как человеческий фактор, так и не налаженная работа оборудования. Произведите анализ и выясните, что именно становится причиной частых браков и постарайтесь минимизировать этот фактор.

Способ 10. Идите «в ногу со временем»

Периодически исследуйте рынок, следите за спросом на выпускаемую вами продукцию и наблюдайте за конкурентами. Помимо этого, внедряйте новые технологии. Это касается не только оборудования, но и системы управления персоналом.

Это далеко не весь перечень мероприятий по снижению себестоимости продукции. Но именно они способны принести максимальный результат в минимальные сроки.

Составление плана по снижению себестоимости

Снизить себестоимость выпускаемой продукции и вывести производство на новый уровень могут только четкие контролируемые действия. Для этого необходимо составить план мероприятий, направленных на экономию бюджета производства.
Во-первых, нужно будет собрать все данные о затратах предприятия. Тут важно учесть все мелочи. Ведь очень часто именно они и являются причиной неоправданных затрат.

Во-вторых, необходимо все затраты разделить на следующие категории.

  • Условно-постоянные;
  • Условно-переменные.

В-третьих, все полученные данные нужно проанализировать и составить план снижения себестоимости за счет каждого вида расходов. Составить его можно, используя следующие советы:

  1. Определите желаемый процент снижения абсолютно всех расходов и издержек на единицу продукции;
  2. Составьте перечень действий и мероприятий, благодаря которым будет экономиться бюджет предприятия. Назначьте ответственных за выполнения каждого пункта и установите сроки;
  3. Рассчитайте эффект, который планируете получить от выполнения каждого пункта. Он должен выражаться в денежной форме.

Приведем элементарные примеры снижения себестоимости. Старайтесь выдавать канцелярские принадлежности в меньшем объеме. От этого вряд ли пострадает качество выполняемой работы, но так вы сэкономите бюджет кампании.

Или еще пример, сейчас в каждом офисе проведен интернет. Пересмотрите договор предоставления услуг с компанией-провайдером. Обсудите с их представителем предоставление более выгодных для вас условий. Каждый поставщик связи дорожит клиентом, поэтому с большой вероятностью можно сказать, что вам пойдут навстречу.

В-четвертых, после внедрения плана по экономии и снижению себестоимости очень важно его контролировать. Без должного контроля нельзя добиться успеха. Это может занять немало времени у руководителя, но только так вы будете понимать, какой из пунктов вашего плана действительно работает.

Немаловажно заинтересовать рабочий персонал и заставить его включиться в режим экономии. Стимулировать сотрудников можно с помощью бесед, или всевозможных поощрений.

Что влечет за собой фактическое снижение себестоимости продукции

Предприятие, которое сумело добиться снижения себестоимости продукции, всегда закрепляется на рынке. Благодаря сниженной цене на товар, его с большей охотой покупают потребители.
Эффективность от снижения себестоимости можно наблюдать и на самом производстве. На таком предприятии персонал более заинтересован, организован и трудолюбив. Новое оборудование облегчает труд рабочих, делая его более безопасным.

Руководство досконально знает все «слабые» и «сильные» стороны своего предприятия. Поэтому постоянно пытается усовершенствовать производство.

Такие организации работают, как один отлаженный механизм, что позволяет ему процветать и получать максимальную прибыль.

Заключение

Предприятию, на котором необходимо снизить себестоимость продукции придется перейти на режим экономии. Этот процесс должен затронуть все сферы деятельности производства. Важно следить, чтобы снижения затрат предприятия не стало причиной ухудшения качества продукции. В таком случае экономия будет неоправданной.

Снижение себестоимости предполагает глубокий анализ затрат предприятия и проведение большого количества мероприятий, на основании которых намечаются пути экономии. Основными, из которых, являются:

  1. Снижение материалоемкости;
  2. Снижение трудоемкости;
  3. Снижение расходов благодаря сокращению работников управленческого аппарата.

Экономить на всем придется не один месяц. Это длительный процесс, который в большинстве случаев приносит положительный эффект. Снижение себестоимости позволяет наладить производство конкурентоспособного продукта.

В случае если ваше предприятие не приносит прибыли и не самоокупается, вы находитесь перед чертой . Вам срочно необходимо начать снижать себестоимость продукции. Только так можно остаться на плаву, что позволит вывести бизнес на новый более высокий уровень.

Снижение себестоимости имеет важное значение для повышения эффективности производства, увеличения прибыли и рентабельности. Разработке плана снижения себестоимости предшествует анализ себестоимости продукции отчетного периода. В процессе анализа выявляются резервы снижения себестоимости, устанавливаются причины сверхплановых затрат, непроизводительных расходов и прямых потерь на производстве. Это текущие резервы. Для их использования намечаются мероприятия технического и организационного характера, направленные на улучшение условий деятельности предприятия.

Снижение себестоимости продукции осуществляется с использованием разнонаправленных мероприятий. Различные по масштабам, значимости, содержанию и последствиям мероприятия группируются в технико-экономические факторы. Планирование заключается в выборе направлений и определении результата влияния технико - экономических факторов на уровень и структуру себестоимости. Важным условием снижения себестоимости продукции служит модернизация производства и технический прогресс, которые способствуют внедрению нового оборудования на производстве, комплексной механизации и автоматизации производственных процессов, совершенствованию технологий, использованию новых материалов. Объективно выявление резервов снижения себестоимости должно опираться на комплексный технико-экономический анализ работы фирмы: изучение технического и организационного уровня производства, использование производственных мощностей и основных фондов, сырья и материалов, трудовых ресурсов и хозяйственных связей.

Снижение себестоимости продукции обеспечивается прежде всего за счет повышения производительности труда. С ростом производительности труда сокращаются затраты труда на единицу продукции, а следовательно, уменьшается удельный вес заработной платы в структуре себестоимости. Увеличение выработки продукции на одного рабочего может быть достигнуто посредством проведения организационно-технических мероприятий, благодаря чему изменяются нормы выработки и соответственно им расценки за выполняемые работы. Увеличение выработки может произойти и за счет перевыполнения установленных норм выработки без проведения организационно-технических мероприятий. Нормы выработки и расценки в этих условиях, как правило, не изменяются. С увеличением объема выпуска продукции прибыль фирмы увеличивается не только за счет сокращения себестоимости, но и вследствие увеличения количества выпускаемой продукции. Следовательно, чем больше объем производства, тем при прочих равных условиях больше сумма получаемой фирмой прибыли.

Важнейшее значение в борьбе за снижение себестоимости продукции имеет соблюдение режима экономии на всех участках производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Последовательное осуществление режима экономии проявляется в уменьшении затрат материальных ресурсов на единицу продукции, сокращении расходов по обслуживанию производства и управлению, в ликвидации потерь от брака и других непроизводственных расходов. Материальные затраты занимают большой удельный вес в структуре себестоимости продукции, поэтому даже незначительная экономия сырья, материалов, топлива и энергии при производстве каждой единицы продукции в целом дает весьма заметный эффект.

Фирма имеет возможность влиять на величину затрат материальных ресурсов с этапа с их заготовки. Сырье и материалы входят в себестоимость по цене их приобретения с учетом транспортных расходов, поэтому правильный выбор поставщиков материалов влияет на себестоимость продукции. Важно обеспечить поступление материалов от таких поставщиков, которые находятся на небольшом расстоянии от предприятия, а также перевозить грузы наиболее дешевым видом транспорта. При заключении договоров на поставку материальных ресурсов необходимо заказывать такие материалы, которые по своим размерам и качеству соответствуют плановой спецификации на материалы, стремиться использовать более дешевые материалы, не снижая качества продукции.

Сокращение затрат на обслуживание производства и управление также снижает себестоимость продукции. Размер этих затрат на единицу продукции зависит не только от объема выпуска продукции, но и от их абсолютной суммы. Чем меньше сумма цеховых и общезаводских расходов в целом, тем при прочих равных условиях ниже себестоимость каждого изделия. Резервы сокращения цеховых и общезаводских расходов заключаются в упрощении и удешевлении аппарата управления, в экономии на управленческих расходах. Проведение мероприятий по механизации вспомогательных работ приводит к сокращению численности рабочих, занятых на этих работах, а следовательно, и к экономии цеховых и общезаводских расходов.

Существенного снижения себестоимости продукции можно достичь за счет разработки и реализации комплексной программы снижения издержек, которая должна быть постоянно действующей и периодически корректироваться с учетом изменяющихся обстоятельств. Роль каждой группы факторов в снижении себестоимости зависит от ряда причин: эффективности мероприятий, входящих в эту группу факторов, направления влияния на общую сумму затрат, их структуры.

Планирование снижения себестоимости продукции по техникоэкономическим факторам осуществляется на основе расчетов. Снижение себестоимости под влиянием повышения производительности труда определяется по формуле

где ДС пт - снижение себестоимости за счет роста производительности труда; / зп - индекс изменения заработной платы; / пт - индекс изменения производительности труда; У зп - удельный вес заработной платы в себестоимости продукции.

Формула расчета снижения себестоимости под влиянием изменения норм и цен на материалы следующая:

где / н - индекс изменения норм на материалы; / - индекс изменения цен на материалы.

Снижение себестоимости под влиянием изменения объема и структуры производства рассчитывается следующим образом:

где / - индекс изменения условно-постоянных расходов в себестоимости; / об - индекс изменения объема производства; - удельный вес условно-постоянных расходов в себестоимости продукции.

Внедрение в производственный процесс достижений науки и техники, коренные изменения в способах изготовления продукции, методах управления, организации труда и производства, совершенствование хозяйственного механизма открывают огромные возможности для развития производства и повышения его эффективности. Это резервы перспективные. Основные из них - трудовые, материальные, улучшения использования основных производственных фондов. Для реализации резервов планируется целый комплекс мероприятий, направленных на снижение себестоимости.

Приведем решения задач по расчету себестоимости.

Валовая себестоимость продукции в базовом периоде - 120 000 руб. Объем реализации в базовом периоде - 3000 шт. Условно-постоянные расходы в базовом периоде составляли 35% валовой себестоимости.

Необходимо определить, как изменится себестоимость единицы продукции, если объем реализации увеличится на 150 штук.

Решение

1. Рассчитаем постоянные расходы, учитываемые в валовой себестоимости:

2. Найдем себестоимость единицы продукции:

3. Найдем валовую себестоимость единицы продукции:

4. Объем реализации после его увеличения составит: т.е.

5. Найдем валовую себестоимость при увеличении объема реализации:

Отсюда можно найти себестоимость всей продукции, после увеличения объема реализации на 150 штук:

Следовательно, себестоимость единицы продукции при увеличении объема реализации на 150 штук снизится на 0,67 руб. (53,33 - 54 = 0,67).

За отчетный год на предприятии объем товарной продукции (V J0) составил 15 млн руб., ее себестоимость (С) - 12 млн руб., в том числе заработная плата с отчислениями на социальные нужды (ЗП о) - 4,8 млн руб., материальные ресурсы (МР о) - 6,0 млн руб. Условно-постоянные расходы (Д п0) в себестоимости продукции составили 50%.

В плановом периоде предусматривается за счет реализации плана организационно-технических мероприятий увеличить объем товарной продукции на А К = 15%, повысить производительность труда на АПТ = 10% и среднюю заработную плату на АЗП = 8%. Нормы расхода материальных ресурсов в среднем снизятся на АН мр = 5%, а цены на них возрастут на АМР = 6%. Необходимо определить плановую себестоимость товарной продукции и плановые затраты на 1 руб. товарной продукции.

Решение

1. Определяем удельный вес оплаты труда в себестоимости продукции:

2. Определяем снижение себестоимости продукции за счет роста производительности труда и роста заработной платы:

где / зп = (100 + АЗП) / 100 = (100 + 8) / 100 = 1,08 - индекс заработной платы; / пт = (100 + АПТ) / 100 = (100 + 10) / 100 = 1,1 - индекс производительности труда.

3. Определяем процент изменения уровня себестоимости в зависимости от уровня постоянных расходов и объема производства:

где I = 1 - индекс постоянных расходов; / оп = (100 + AF) / 100 = = (100 + 15) / 100 = 1,15 - индекс объема производства.

4. Определяем долю материальных затрат в себестоимости продукции:

5. Определяем процент изменения уровня себестоимости за счет экономии материалов и роста цен на них:

где / н = (100 - ДН м) / 100 = (100 - 5) / 100 = 0,95 - индекс снижения нормы расходов материалов; / ц = (100 + АМР) / 100 = (100 + 6) / 100 = = 1,06 - индекс повышения цен на материалы.

6. Определяем суммарное снижение себестоимости в плановом периоде (%):

7. Определяем плановую себестоимостьтоварной продукции:

8. Определяем объем товарной продукции в плановом периоде:

9. Определяем плановые затраты на 1 руб. товарной продукции:

Ответ : Плановая себестоимость товарной продукции составляет 12,828 млн руб., а плановые затраты на 1 руб. товарной продукции 0,74 руб.

В цехе произведено 200 шт. изделия А и 400 шт. изделия Б. Составьте смету затрат на производство по цеху и калькуляцию себестоимости каждого вида продукции.

Исходные данные, тыс. руб., приведены в таблице:

Показатели

Затраты, тыс. руб.

Всего

Изделие А

Изделие Б

1. Заработная плата производственных рабочих

2. Основные материалы

3. Заработная плата административно-управленческого персонала

4. Заработная плата вспомогательных рабочих

5. Амортизация здания

6. Электрическая энергия на технологические цели

7. Электрическая энергия на освещение цеха

8. Амортизация оборудования

9. Прочие затраты

Решение

Для того чтобы составить смету затрат на производство, необходимо суммировать однородные по экономическому содержанию затраты в соответствии со статьями сметы затрат.

1. В статье «материальные затраты» отразим стоимость основных материалов и затраты на электрическую энергию:

2. Статья «затраты по оплате труда» представляет собой заработную плату производственных рабочих и административно-управленческого персонала:

3. В статье «амортизация» отразится суммарная амортизация стоимости здания и оборудования:

4. Сумму прочих затрат перенесем без изменения:

Итого общие затраты по смете составят

Сумма по смете затрат дает общие затраты подразделения, но не дает возможности определить себестоимость каждого вида продукции. Для этого необходимо составить калькуляцию. В строках 3-5, 7-9 таблицы с исходными данными отражены косвенные затраты, которые нужно распределить между двумя видами продукции. Распределим их пропорционально прямым затратам, отраженным в строках 1, 2, 6. Для этого косвенные затраты по каждому виду продукции умножим на соответствующие коэффициенты.

Для продукции А коэффициент составит

Для продукции Б коэффициент равен

Результаты расчетов поместим в таблицу, строки которой представляют собой статьи калькуляции.

Получение наибольшего эффекта с наименьшими затратами, то есть по сути дела снижение себестоимости продукции- является актуальным для предприятия любого типа и при любой экономической формации. Важно при этом методически правильно подойти к выработке практических рекомендаций. Оптимальным путем является выполнение тщательного структурного анализа себестоимости продукции предприятия.

Выявление резервов снижения себестоимости должно опираться на комплексный технико-экономический анализ работы предприятия: изучение технического и организационного уровня производства, использование производственных мощностей и основных фондов, сырья и материалов, рабочей силы, хозяйственных связей.

Основными факторами снижения себестоимости можно считать следующие:

Решающим условием снижения себестоимости служит непрерывный технический прогресс. Внедрение новой техники, комплексная механизация и автоматизация производственных процессов, совершенствование технологии, внедрение прогрессивных видов материалов позволяют значительно снизить себестоимость продукции.

Серьезным резервом снижения себестоимости продукции является расширение специализации и кооперирования. На специализированных предприятиях с массово-поточным производством себестоимость продукции значительно ниже, чем на предприятиях, вырабатывающих эту же продукцию в небольших количествах. Развитие специализации требует установления и наиболее рациональных кооперированных связей между предприятиями.

Снижение себестоимости продукции обеспечивается прежде всего за счет повышения производительности труда. С ростом производительности труда сокращаются затраты труда в расчете на единицу продукции, а следовательно, уменьшается и удельный вес заработной платы в структуре себестоимости.

Важнейшее значение в борьбе за снижение себестоимости продукции имеет соблюдение строжайшего режима экономии на всех участках производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Последовательное осуществление на предприятиях режима экономии проявляется прежде всего в уменьшении затрат материальных ресурсов на единицу продукции, сокращении расходов по обслуживанию производства и управлению, в ликвидации потерь от брака и других непроизводительных расходов.

Материальные затраты, как известно, в большинстве отраслей промышленности занимают большой удельный вес в структуре себестоимости продукции, поэтому даже незначительное сбережение сырья, материалов, топлива и энергии при производстве каждой единицы продукции в целом по предприятию дает крупный эффект.

Предприятие имеет возможность влиять на величину затрат материальных ресурсов, начиная с их заготовки. Сырье и материалы входят в себестоимость по цене их приобретения с учетом расходов на перевозку, поэтому правильный выбор поставщиков материалов влияет на себестоимость продукции. Важно обеспечить поступление материалов от таких поставщиков, которые находятся на небольшом расстоянии от предприятия, а также перевозить грузы наиболее дешевым видом транспорта. При заключении договоров на поставку материальных ресурсов необходимо заказывать такие материалы, которые по своим размерам и качеству точно соответствуют плановой спецификации на материалы, стремиться использовать более дешевые материалы, не снижая в то же время качества продукции.

Основным условием снижения затрат сырья и материалов на производство единицы продукции является использование прогрессивных видов материалов, внедрение технически обоснованных норм расходов материальных ценностей.

Сокращение затрат на обслуживание производства и управление также снижает себестоимость продукции. Размер этих затрат на единицу продукции зависит не только от объема выпуска продукции, но и от их абсолютной суммы. Чем меньше сумма цеховых и общезаводских расходов в целом по предприятию, тем при прочих равных условиях ниже себестоимость каждого изделия.

Себестоимость продукции находится во взаимосвязи с показателями эффективности производства. Она отражает большую часть стоимости продукции и зависит от изменения условий производства и реализации продукции. Существенное влияние на уровень затрат оказывают технико-экономические факторы производства. Это влияние проявляется в зависимости от изменений в технике, технологии, организации производства, в структуре и качестве продукции и от величины затрат на ее производство. Анализ затрат, как правило, проводится систематически в течение года в целях выявления внутрипроизводственных резервов их снижения.

Удельные веса статей себестоимости позволяют определить очередность разработки и внедрения мероприятий по снижению себестоимости. Так например выполненный анализ себестоимости продукции предприятия «Фрунзе-Сетка» ХОС ВОИ СОИУ позволил установить, что наибольший удельный вес в структуре себестоимости занимают материальные затраты(48%), далее следуют расходы на сбыт(22%), далее следуют расходы на оплату труда(16%), далее амортизационные отчисления(10%) и прочие затраты(4%). По сравнению с 2007 годом в 2008 году себестоимость продукции увеличилась на 102%, что составило 25314,0 тыс. грн.

Темпы роста себестоимости продукции опережают темпы роста полученной выручки от реализации на 30%. Рост себестоимости прошел за счет следующих факторов:

1. Увеличение расходов на сбыт на 1 475 тыс. грн.

2. Административные расходы увеличились на 278,6 тыс. грн.

3. Рост прочих затрат на 778 тыс. грн.

4. По итогам работы предприятия в 2008 году затраты на производство составили 50 123 тыс. грн., что на 25 314 тыс. грн. больше аналогичного периода прошлого года(+202%).

Анализ позволил сделать вывод о том, что продукция является материалоемкой, сбытоемкой, трудоемкой и фондоемкой.

Первая группа- снижение материальных затрат. Для этого необходимо:

1.Оптимизировать материально-техническое снабжение и использование материальных ресурсов, что включает в себя уменьшение затрат на доставку сырья и материалов, уменьшение потерь от брака, внедрение материалосберегающих технологий, оптимизация хранения запасов.

2.Улучшить конструкции изделий и усовершенствовать технологии производства, провести изменение объема и структуры продукции, измененить номенклатуру и ассортимент производимой продукции.

3. Создать автоматизированных систем управления, комплексное использование компьютерных технологий.

4. Снизить расходы на подготовку и освоение новых видов продукции и новых технологических процессов, уменьшить затраты пускового периода по вновь вводимым в действие цехам и объектам.

Вторая группа- снижение расходов на сбыт. Для данного предприятия это предусматривает: оптимизация каналов сбыта, совершенствование рекламной деятельности, внедрение системы оптовых скидок, снижение транспортных расходов на доставку продукции.

Третья группа- снижение расходов на оплату труда предполагает следующее:

1. Усовершенствование кадровой службы, что заключается в улучшении качества подбора персонала, расчете оптимальной численности персонала, улучшении системы мотивации персонала, проведении социальной политики.

2. Повышение производительности труда. Заключается в пересмотре и установлении оптимальных норм выработки на одного рабочего, стимулировании и мотивации рабочих, улучшении материально-технической базы, автоматизации и компьютеризации производственных процессов, пересмотре зон обслуживания на одного работника.

Четвертая группа мероприятий тесно связана с уменьшением амортизационных отчислений. Для этого необходимо научно подойти к выбору метода начисления амортизации, а также снизить период внедрения новой техники.

Внедрение таких мероприятий должно снизить себестоимость продукции на 3,5-4%, а это позволит увеличить объем прибыли без дополнительных капитальных вложений.

При формировании цены на продукцию, основным показателем является ее себестоимость. Эта величина напрямую определяет прибыль организации.

Поэтому любая организация стремится снизить себестоимость. Как снижать себестоимость продукции?

1. Обеспечьте производственному процессу непрерывное и бесперебойное функционирование. Такие составляющие, как: регулярное обновление продукцию, автоматизация производственного процесса, применение новых технологий и другие составляющие позволят усовершенствовать процесс создания продукции, а также снизить ее себестоимость.

2. Необходимо расширить специализацию или увеличить объемы продаж. Себестоимость конечного продукта ниже у тех предприятий, которые продукцию производят партиями, а у тех, кто поштучно — выше.

3. Необходимо увеличить производительность труда работников. Достичь этого можно, мотивируя сотрудников моральными и материальными стимулами.

Также, можно увеличить производительность труда за счет автоматизации производства.

Увеличенная производительность труда приведет к уменьшению затрат на единицу товара, соответственно при этом снизится и себестоимость. Также, снижает себестоимость продукции.

Снижение себестоимости продукции

4. Надо сократить материальные затраты. Не секрет, что хорошего эффекта в снижении себестоимости можно достичь, если беречь материалы, сырье, электроэнергию, топливо и т. д.

Материальные затраты можно сократить также, уменьшив расходы на транспорт и на содержание логистической цепочки.

5. Прямым шагом к снижению себестоимости является сокращение затрат на обслуживание производства и на управление процессом производства.

Для того, чтобы в меньшую сторону корректировать себестоимость продукцию необходимо контролировать издержки предприятия, а также улучшать его производственный процесс.

Себестоимость продукции должна постоянно являться объектом анализа, результаты которого будут направлены на рекомендации по дальнейшей эффективной деятельности предприятия.

Видео: Управление себестоимостью продукции

Еще статьи на эту тему:

При ведении бизнеса, нельзя регулярно получать прибыль, если не контролировать издержки производства. Это особенно важно на предприятии, которое только начинает своею деятельность…

Основной причиной, как правило является снижение расходов, чтобы удержать убыточный бизнес от краха. Обычно, подобный процесс происходит болезненно…

С помощью специалистов или самостоятельно проведите заново мониторинг рынка, чтобы выявить обстоятельства, которые мешают продвижению вашей продукции, хотя бы безубыточной деятельности…

Важным этапом в стратегическом планировании предприятия является оценка конкурентной среды. Эта работа имеет важное значение не только перед открытием бизнеса, но и для того, чтобы постоянно анализировать текущую ситуацию.

Правильно выбрать нишу и идею для малого бизнеса – это скорей всего самая главная будущего успеха, или наоборот неудачи. Чем тщательней вы продумаете все на начальном этапе, тем легче…




Top