Опять о театре им. Гоголя

Википедия
Каподистрия, Иоанн Антонович

Иоанн Каподистрия, граф (11 февраля 1776 - 9 октября 1831) - русский и греческий государственный деятель, министр иностранных дел России (1816-1822 годы) и первый правитель независимой Греции (1827-1831 годы).

Начало карьеры

Родился 11 февраля 1776 года на острове Корфу, где отец его, Антон Каподистрия (1741--1819), потомок семьи, переселившейся на Корфу в конце XIV века из городка Капо д’Истрия, занимал разные почётные должности на службе у венецианского правительства.

Иоанн Каподистрия, окончив курс философии и медицины в Падуанском университете, поступил на дипломатическую службу на родине. В 1802 году ему было поручено объехать большую часть Ионических островов, ввести там русские гарнизоны и устроить гражданское управление. В 1803 году он был назначен статс-секретарем республики Ионических островов по иностранным делам, в 1807 году - начальником милиции.

Министр иностранных дел России

Тильзитский мир 1807 года, по которому русское управление было заменено на французское, стал препятствием к дальнейшей карьере Каподистрия на родине; он перешёл на русскую службу и был причислен к министерству иностранных дел (1809 год). Через два года он был определён секретарем русского посольства в Вене, затем вёл дипломатическую переписку Чичагова; на него же было возложено поручение выработать проект устройства Бессарабии, только что присоединённой к России.

В 1813 году сопровождал Александра I в качестве начальника канцелярии, а затем был послан в Швейцарию с поручением привлечь её к союзу против Наполеона.
Удачное исполнение поручения, а также блестящие таланты, обнаруженные им на Венском конгрессе, обеспечили ему быструю карьеру.

В 1815 году ему было пожаловано звание статс-секретаря; 9 (21) августа 1816 года был назначен управляющим Министерством иностранных дел и занимал эту должность до 1822 года. Работал для укрепления союза между Францией и Россией и старался удерживать Александра от увлечения идеями Священного Союза; кроме того, был противником вмешательства в борьбу партий в Неаполе, хотя особо энергичных действий в этом направлении он не принимал. С 1816 года был управляющим Коллегией иностранных дел (подчинялась мнистру иностранных дел) был Карл Нессельроде, который также ведал внешними сношениями.

Как грек, сочувствовал начавшейся в марте 1821 года революции в Греции, но как дипломат и карьерист не решался действовать энергично и остался на службе, когда Россия по вооружённом выступлении под руководством Александра Ипсиланти приняла явно враждебное Греции положение, видимо, надеясь на то, что развитие событий в конце концов заставит Александра I согласиться на «понудительные меры» против Порты. Весной 1822 года, несмотря на решительные возражения Каподистрии, Александр I принял предложение австрийского министра иностранных дел Клемента Меттерниха о проведении в Вене конференции держав по Восточному вопросу. Считая, что дальнейшее согласование дипломатических шагов России с австрийской политикой будет иметь неблагоприятные последствия для Греции, Каподистрия решил отстраниться от этих дипломатических мероприятий и не принимать участия в их подготовке и обсуждении на служебных докладах. В мае 1822 года император во время частной аудиенции, данной Каподистрии, предложил ему отправиться снова «для поправления здоровья» на воды, оставшись формально при своей должности (отставку он получил в 1827 году).

Ещё раньше дважды отвергнув предложение тайного общества греческих повстанцев «Филики Этерия» стать во главе её (хотя в 1814 году он сам основал гетерию филомузов), Каподистрия и теперь оставался зрителем борьбы, поддерживая инсургентов лишь деньгами и бессильным заступничеством при европейских дворах.

Правитель Греции

11 апреля 1827 года народным собранием в Трезене граф И. Каподистрия был избран на 7 лет правителем Греции. Это слово было переведено в рескрипте императора Николая I графу Гейдену словом «председатель греческого правительства»; несмотря на неточность перевода, в отношении Каподистрия в русской литературе использовался титул «президент».

Новый президент переждал, однако, Наваринскую битву, обеспечившую свободу Греции, и лишь 18 января 1828 года прибыл во вверенную ему страну. Когда между державами начались переговоры о выборе короля для Греции, Каподистрия, в официальных и частных письмах настаивал на том, чтобы было спрошено мнение народа, которое выражалось в подобных случаях устами членов народных собраний, подобранных президентом; но честолюбивые замыслы Каподистрия не увенчались успехом.
Принц Леопольд Саксен-Кобургский (впоследствии король бельгийский) отказался, однако, не без влияния со стороны Каподистрия, от предложенной ему короны.

Гибель

В числе врагов Каподистрия, созданных его политикой, была семья Петробея (Мавромихали), посаженного им в тюрьму. Сын и брат Петробея, Георгий и Константин Мавромихали, жившие в Нафплионе под надзором полиции, напали на Каподистрия 9 октября 1831 года и убили его. Константин Мавромихали был на месте забит народом, а Георгий успел укрыться в доме французской миссии, но был выдан и казнён. Гибель Каподистрии вызвала широкий общественный резонанс и нашла отражение в живописи. Напр. литографии Камилла де-Фалько (1832).

А. Н. РАЙК

ЗАПИСКА ОБ УБИЕНИИ КАПОДИСТРИИ, СОСТАВЛЕННАЯ А. Н. РАЙКОМ 1.

Биография А. Н. Райка, русского офицера, принимавшого непосредственное участие в освобождении Греции и состоявшего в греческой службе во время гибели графа Каподистрии, помещена в “Русском Архиве” 1868, стр. 279 - 308. Печатаемая здесь записка переведена с Французского подлинника, сохранившегося в семействе А. Н. Райка и полученного нами в списке, через обязательное посредство Б. М. Маркевича. Записка эта имеет особенную важность, как показание ближайшего очевидца и как свидетельство человека высоких нравственных достоинств. Имя графа Каподистрии так тесно связано с нашею историею, что читатели Русского Архива конечно не посетуют на нас за помещение этой статьи.

В воскресенье, 27 сентября 1831 года, в прекрасный осенний день, в 6 часов утра, солдаты гарнизона Навплии (тогдашней столицы) выходили из своих казарм и шли на обычное сборное место, на площадь, так называемую под Явором, в ожидании начала обедни. Пришедшие из ближних казарм составили ружья в козлы, а сами рассыпались по ближним местам.

По заведённому обычаю, войска молились в церкви Св. Георгия, так называемом соборе Св. Георгия. Граф Иоанн Антонович Каподистрия, для исполнения своих христианских обязанностей, хаживал постоянно в церковь Св. Спиридония, несмотря на то, что она очень мрачного вида и стоит в тесном месте. В праздничные дни он редко пропускал божественную службу, и в означенное число 27 сентября, в 6 часов утра, он пошел в церковь 2 с двумя обыкновенными своими провожатыми, слугой Албанцем и другим, в роде ординарца, по имени Георгием Кандиотти 3. С давнего времени лицо графа было пасмурно, но в этот день он казался веселее обыкновенного 4. С приветливою улыбкою кланялся он тем, кого отличал из числа встречавшихся, и, по-видимому, вовсе не думал о возможности злодейского на него покушения и не имел ни малейшего предчувствия предстоявшей ему страшной гибели. Стена об стену с церковью Св. Спиридония находится кофейная, известная под названием Алексеевой. Артиллерийские офицеры, зашедшие туда, явственно услышали звук трёх пистолетных выстрелов последовательно один за другим; минуту спустя, они увидели стремительно бегущего человека, кричащего изо всех сил, что президент убит.... Опасаясь, не вздумал ли кто нарочно затеять смуту, офицеры остановили этого человека; но его испуганное лицо, несвязные речи, в которых он передавал подробности того, чему был свидетелем, не оставляли более сомнения в том, что преступление совершилось.

Главный комендант крепости, полковник Алмейда, велел ударить тревогу и тотчас отрядил в церковь роту 5 артиллеристов. Пришедши на место события, солдаты увидели, что некоторые из бывших там поднимают тело президента и кладут на носилки; на полу валялся окровавленный нож; один из офицеров поднял его. Ужас и скорбь выражались на лицах всех, присутствовавших в безмолвии при этой сцене. В то время, когда ротный начальник делал распоряжения для сохранения в церкви должного порядка, внезапно на улицах, пролегающих по высоте Ичь-Кале (см. примеч. 1-е) послышались крики: “Вот он! Вот убийца! Бейте его! Добивайте злодея! Не щадите его!” - Четверо солдат, сержант и с ними офицер бросились в погоню за преступниками. Вот каким образом совершилось убийство.

Только - что президент подошёл к церкви, как с изумлением увидел там Константина Мавромихали и Георгия 6. Последний стоял у входа по левую, а первый по правую сторону. Граф, зная с давнего времени свойства этих людей, а также их враждебные замыслы, не мог воздержаться, чтобы при виде их не выразить телодвижением своего отвращения; затем, как бы устыдившись своей неловкой нерешительности, он тотчас оправился, и, проходя между ними, приподнял шляпу, чтобы приветствовать наперед Константина, а потом Георгия. Константин отвечал на его поклон, приподняв свою феску левою рукою, и когда президент повернулся к Георгию, он вынул правую руку из под своего плаща, в которой был пистолет, и выстрелил не целя. Пуля пролетела мимо. Злодей с неслыханною дерзостию схватил нож и вонзил его графу в низ живота, по самую рукоять. При звуке выстрела президенту зажав рукою рану, повернул голову направо; тогда Георгий в свою очередь воспользовался тем же самым случаем, что его жертва от него отвернулась, выхватил свой пистолет, также спрятанный под полою, и в упор выстрелил в голову графа, так что череп разлетелся на части 7.

Убийцы пустились бежать, и один из их соучастников выстрелил в третий раз, для того чтобы, устрашив народ и заставив его расступиться, облегчить убийцам побег и затруднить преследование.

Албанец, сопровождавший графа, потерял голову и стоял как окаменелый. Георгий Кандиотти, владея только левою рукою, подхватил раненного и тихо опустил его на землю; потом, схватив один из своих пистолетов, выстрелил в Георгия, бежавшего по направленно к батарее Пяти Братьев, которая находится направо от церкви 8; но пистолет осёкся. Заткнув его за пояс, он выхватил другой, и завидев Константина, на расстоянии 40 шагов взбиравшегося по дорожке, ведущей к Фасаду церкви, Кандиотти прицелился, выстрелил и попал ему в левый бок; затем, не теряя времени, пустился за ним в погоню, но не догнал. В то время, когда Кандиотти преследовал Константина Мавромихали, толпа ворвалась в церковь с криком: “Убийцы! Убийцы!” Немедленно для поимки их отрядили солдат. Константин бежал сначала с неимоверною скоростию, но будучи ранен пошёл медленным и колеблющимся шагом. Истекая кровью и теряя силы, он оглянулся назад и, видя приближающихся к нему солдат, вскричал в испуге: “Не убивайте меня! Не мы причиною смерти президента!” Начальник отряда напрасно хотел удержать рассвирепевших солдат, которые начали бить его прикладами; чернь присоединила тут и своё исступление, истерзала тело его ужасным образом и даже самоё платье его изорвала в лоскутки. Тем временем Георгий Кандиотти, не успев напасть на след Георгия и его сообщников, воротился назад и, услышав крик и проклятия толпы, бросился к тому месту, где находился Константин, растолкал толпу и выстрелил в него вторично, при чем пуля раздробила ему правое плечо. Когда ярость народная утолилась, тогда истерзанного Константина отволокли под арку в воротах казарм, что на площади под Явором; там он испустил дух при всеобщих проклятиях, в судорожных движениях, свидетельствовавших о его жестоких мучениях 9.

За несколько дней до смерти Каподистрия написал пророческие слова: «Приходит время, когда людей судят не по тому, что они говорили или написали о себе, но на основании их поступков. Эта вера давала мне силы в течение всей моей жизни, она служила основой моих духовных принципов… Перемениться для меня уже невозможно. Я по-прежнему буду исполнять свой долг, не заботясь о себе, и пусть будет, что будет…»

Памятники

Памятники Каподистрии установлены в Афинах, Нафплионе, Санкт-Петербурге, Лозанне, а также на острове Корфу.

В Санкт-Петербурге

Скульптор В.М. Клыков, архитектор М.А. Рейнберг. Открыт 29 мая 2003 года. Материал: бронза - статуя, светло-серый неполированный Мансуровский камень - постамент. Высота фигуры 260 см, высота постамента - 260 см. Памятник первому президенту Греческой республики, который с 1809 по 1822 гг. являлся секретарем Министерства иностранных дел Российской Империи и проживал в Петербурге. Создан по инициативе правительства Греции на средства, собранные греческими общинами России.

Задача данной статьи - выяснить, как заложено злодейское убийство ИОАННИСА КАПОДИСТРИЯ в его код ПОЛНОГО ИМЕНИ.

Смотреть предварительно "Логикология - о судьбе человека".

Рассмотрим таблицы кода ПОЛНОГО ИМЕНИ. \Если на Вашем экране будет смещение цифр и букв, приведите в соответствие масштаб изображения\.

11 12 28 43 48 58 76 95 112 122 154 164 179 180 194 208 218 236
К А П О Д И С Т Р И Я И О А Н Н И С
236 225 224 208 193 188 178 160 141 124 114 82 72 57 56 42 28 18

10 25 26 40 54 64 82 93 94 110 125 130 140 158 177 194 204 236
И О А Н Н И С К А П О Д И С Т Р И Я
236 226 211 210 196 182 172 154 143 142 126 111 106 96 78 59 42 32

КАПОДИСТРИЯ ИОАННИС = 236 = 154-ЗАСТРЕЛЕННЫЙ + 82-ЗАСТРЕЛ\ енный \.

154 - 82 = 72 = В ГОЛОВУ.

236 = 164-ЗАСТРЕЛЕН НАПОВАЛ + 72-В ГОЛОВУ.

236 = 201-ЛЕТАЛЬНЫЙ ИСХОД + 35-БЕЗЖИ\ зненный \.

236 = 102-ЗАСТРЕЛЕН + 134-ЛИШЕНИЕ ЖИЗНИ.

134 - 102 = 32 = УБИ\ т \.

Цифры 102 и 134 читатель легко найдёт, если код буквы "П", равный 16 (в предложении ИОАННИС КА...), разделит на 2.

16: 2 = 8. 94 + 8 = 102. 126 + 8 = 134.

"Для очистки совести" рассмотрим это предложение в виде таблицы:

9 10* 28* 47 64* 70 82* 88 102 114* 124* 149 155 169 179* 185 193* 203 212 226* 236
З А С Т Р Е Л Е Н + Л И Ш Е Н И Е Ж И З Н И
236 227 226* 208* 189 172* 166 154* 148 134 122* 112* 87 81 67 57* 51 43* 33 24 10*

Звёздочками помечены видимые в таблицах цифры, но и присутствуют также и скрытые, которые можно найти, разделив коды отдельных букв на 2 и на 3.

236 = 130-ЛИШИЛИ ЖИЗНИ + 106-ЛИШИЛИ ЖИЗ\ ни \.

236 = 204-ЗЛОДЕЙСКОЕ УБИЙСТВО + 32-УБИ\ йство \.

204 - 32 = 172 = ПОГИБ ОТ ВЫСТРЕ\ ла \.

236 = 185-ПОГИБ ОТ ВЫСТРЕЛА + 51-УБИТ.

Проведём дешифровку отдельных столбцов:

25 = БЕЗЖ\ изненный \
__________________________________________
226 = 154-ЗАСТРЕЛЕННЫЙ + 72-В ГОЛОВУ

226 - 25 = 201 = ЛЕТАЛЬНЫЙ ИСХОД.

12 = Л\ етальный исход \
_______________________________
225 = ЗАСТРЕЛЕННЫЙ В УПОР

225 - 12 = 213 = ЗАСТРЕЛЕН НАПОВАЛ В ГОЛО\ ву \.

Код ДАТЫ ГИБЕЛИ: 27.09.1831. Это = 27 + 09 + 18 + 31 = 85.

85 = УБИТ В ГОЛ\ ову \ = ИЗ МЕСТИ.

236 = 85 + 151-ЗАСТРЕЛЕН В ГОЛО\ ву \.

151 - 85 = 66 = УБИВАНИЕ.

318 = 174-ЗАСТРЕЛЕН В ГОЛОВУ + 144-СМЕРТЬ МОЗГА.

Код полной ДАТЫ ГИБЕЛИ = 318-ДВАДЦАТЬ СЕДЬМОЕ СЕНТЯБРЯ + 49-\ 18 + 31 \-(код ГОДА ГИБЕЛИ) = 367.

367 = 154-ЗАСТРЕЛЕННЫЙ + 213-НАСТУПИЛА СМЕРТЬ.

367 - 236-(код ПОЛНОГО ИМЕНИ) = 131 = ЛЕТАЛЬНЫЙ \ исход \.

Код числа полных ЛЕТ ЖИЗНИ = 176-ПЯТЬДЕСЯТ + 96-ПЯТЬ = 272.

272 = 170-ПРИГОВОРЁННЫЙ, РАССТРЕЛЯНИЕ + 102-ЗАСТРЕЛЕН, СМЕРТЬ.

272-ПЯТЬДЕСЯТ ПЯТЬ - 236-(код ПОЛНОГО ИМЕНИ) = 36 = ЗЛО\ дейское убийство \.

Смотрим столбец в верхней таблице:

28 = ЗАС\ трелен \
224 = ПЯТЬДЕСЯТ ПЯ\ ть \ = ЗАСТРЕЛЕН В ГОЛОВУ НАПОВА\ л \

224 - 28 = 196 = ЛЕТАЛЬНЫЙ ИСХО\ д \.

Среди тех, кто отстаивал православную идентичность Греции в условиях экспансии идеологии европейского Просвещения был первый президент страны Иоанн Каподистрия (1776-1831).

С детства маленький Иоанн был погружен в изучение святоотеческого наследия, настольной книгой мальчика было Святое Евангелие. Среди родственного и дружеского круга родителей Каподистрии было несколько священников и монахов. О благочестии семьи будущего правителя Греции свидетельствует то обстоятельство, что две родные сестры Иоанна стали монахинями.

Иоанн не планировал заниматься политикой. Тихий и застенчивый от природы Каподистрия хотел посвятить себя медицине и словесности. В 1799 году по окончании Падуанского университета он вернулся на родной остров Керкира (Корфу) и начал работать врачом, причем лечил бедняков бесплатно, хотя и сам испытывал финансовые затруднения.

На дарования юноши обратил внимание адмирал Федор Ушаков. В 1801 году сенат Ионической республики поручил Каподистрии претворять в жизнь положения конституции, разработанной при непосредственном участии русского флотоводца.

В 1803 году Каподистрия был назначен государственным секретарем Ионической республики. В сферу его ответственности входило и народное образование. Каподистрия открыл 40 учебных заведений и утвердил греческий язык в качестве официального в Ионической республике.

Наиболее известен Каподистрия благодаря своей успешной деятельности на посту министра иностранных дел Российской империи. Простой, скромный, застенчивый и добрый человек выделялся на фоне тогдашних аристократических петербургских кругов. Его заслуги перед Россией в историографии оцениваются весьма высоко.

Иоанн Каподистрия никогда не забывал и о порабощенной Родине. Он жертвовал на строительство православных церквей в Греции, хорошо понимая роль Православия в сохранении национальной самобытности своего народа.

2 апреля 1827 третье Греческое национальное собрание избрало Каподистрию главой страны. Иоанн с самого начала воспринял власть как ответственное испытание. «Я полон решимость поднять данный мне свыше крест», написал Каподистрия в письме своему близкому другу. Иоанн отказался от назначенной ему в России пожизненной пенсии, чтобы подчеркнуть, что он независим от любого иностранного влияния. Не желая быть обузой для соотечественников он отказался и от президентской зарплаты. Иоанн использовал все свое имущество на благо Отечества. Даже драгоценные камни от своих многочисленных наград Каподистрия продал и передал деньги в государственную казну.


После опустошительной многолетней войны Греция находилась в тяжелейшем положении. Не функционировала судебная система, в стране царила анархия, кроме того Греция была обременена значительным внешнем долгом. Каподистрии предстояло построить государство с нуля, поэтому он начал проводить реформы и предпринял попытку консолидировать разобщенное общество. Работал Иоанн без отдыха, не делая перерывов даже на обед. За короткий срок были организованны армия и флот, заложены основы экономического развития, проведены преобразования в сфере управления.

На своем посту Каподистрия проявил свои моральные качества, не оставаясь в стороне от беды ближнего. Президента Греции повсюду сопровождал образ Пресвятой Богородице Платитеры из одноименного монастыря на Керкире. Из переписки Каподистрии видно, что он верил в Божественный Промысел, и свои надежды возлагал на Господа. Первое воззвание к греческому народу граф начал словами «Если Бог с нами, то кто против нас».

Граф посещал воскресные и праздничные богослужения, а на Утрене неизменно читал шестопсалмие. Каподистрия соблюдал посты. Пожертвовав личной жизнью ради служения соотечественникам, он так никогда не женился и вел целомудренную (по сути монашескую) жизнь.


Каподистрия полагал, что в основе общественного преуспеяния лежит приверженность Православию. В частности, он неоднократно высказывал убежденность, что только христолюбивое воинство сможет успешно защитить Грецию от внешней угрозы. Каподистрия обеспечил военные части священнослужителями, богослужебной литературой и молитвословами. Дал военным возможность регулярно исповедоваться, причащаться и соблюдать посты.

Нельзя назвать преувеличением утверждение историка Константинидиса, согласно которому Каподистрия «был единственным правителем в современной истории Греции, который любил и искренне заботился о Православной Церкви» .

Через три дня после того как Каподистрия вступил в должность президента Греции он организовал Церковную комиссию, задачей которой стало восстановление церковного порядка, помощь клиру, обеспечение его всем необходимым «чтобы освободившись от жизненных попечений» церковнослужители имели возможность «послужить Богу и заняться духовным воспитанием и защитой» верующих.

Каподистрия позаботился о восстановлении и возобновлении служб в разрушенных и заброшенных церквях. Мечтой президента Греции было открытие духовной академии по образцу аналогичных учебных заведений в России. Из-за сложности с финансами добиться своей цели Каподистрия не успел, тем не менее ему удалось организовать семинарию на острове Порос, выпускниками которой стали десятки молодых священнослужителей. Преподавателями в Поросскую семинарию Каподистрия назначил образованных афонских монахов - архимандрита Прокопия Дендриноса с острова Итака и иеромонаха Венедикта Русского с острова Сими.

Забота о Церкви и образовании - были главным содержанием политики Каподистрии. В циркуляре к преподавателям греческой провинции президент называл «страх Божий» основой образования и «началом премудрости», а благочестие характеризовал как «подлинное просвещение». Религиозное образование народа Каподистрия полагал «первой и наиважнейшей обязанностью греческого правительства».

«Вслед за святым Космой Этолийским Каподистрия полагал, что образование неотделимо от церковной жизни», - пишет профессор Георгий Металлинос, - «отнюдь не случайно, что протестантские миссионеры, наводнившие Грецию сразу после национально-освободительного восстания и стремившиеся к ее перестройке на основании западных идеалов, обвиняли Каподистрию в том что его школы были организованы по образцу православных монастырей и ежедневно сочетали образование с богослужением, в том числе предлагая чтение житийной литературы во время трапезы» .

Каподистрия организовал специальное министерство по делам религии и общественного образования, объясняя это тем что «были соединены две сферы неразрывно связанные, служащие общей цели нравственного воспитания граждан, являющейся основой общественного и политического возрождения народа» .

На острове Эгина Каподистрия открыл приют на 600 сирот, и организовал работу центральной школы выпускники которой, получали возможность продолжить обучение и получить высшее образование. Из переписки первого президента Греции с его швейцарским другом Дебове видно, что он стремился выстроить образовательную систему таким образом, чтобы дети имели возможность получить образование в духе патриотизма и православной традиции и только потом отправлялись учиться в заграничные университеты. «Тогда, когда они вернуться чтобы управлять Грецией, будут править как греки а не как чужеземцы», подчеркивал Каподистрия. Фактически граф предпринял попытку воспитать новую патриотически настроенную элиту, которая будет править в интересах Греции а не своих зарубежных покровителей . «Когда в основе образования будут лежать евангельские ценности - возродится и Греция», подчеркивал Каподистрия.

Выдающийся греческий историк протопресвитер Георгий Металлинос называет Каподистрию продолжателем «Филокалического возрождения». Православные традиционалисты исходили из того, что без духовного возрождения невозможно и возрождение общественное. Они противопоставили популяризацию православной традиции идеологической экспансии Европейского Просвещения и вызову со стороны западных миссионеров.

Будучи опытным дипломатом и политиком, граф Каподистрия трезво оценивал ситуацию, сложившуюся в Восточном Средиземноморье, и понимал, что полностью запретить деятельность могущественных миссионеров невозможно. В сложившейся ситуации выходом стало установление контроля над зарубежной миссией, ограничение активности миссионеров в сфере образования и параллельные усилия по подъему национальной (православно ориентированной) образовательной системы, во главе которой Каподистрия поставил в 1829 г. своего друга -традиционалиста русофила Александра Стурдзу. Первый президент Греции также запретил преподавание в школах грекам, получившим образование в Германии, Англии и Франции.

Каподистрия был последовательным противником неканоничного одностороннего провозглашения автокефалии Элладской Церкви от Константинопольского патриархата. Он вступил в переписку с Вселенским партархом Константином I, чтобы урегулировать взаимоотношения между Церквями “в духе православных канонов”.

Попытки президента Греческой республики проводить независимую внешнюю и внутреннюю государственную политику натолкнулись на яростное сопротивление могущественных проанглийских и профранцузских кланов. В конечном итоге это привело к физическому устранению Каподистрии, спланированному при поддержке анлийского и французского посланника в Греции. 27 сентября 1831 г. Первый президент Греческой республики был убит на ступенях церкви святого Спиридона Тримифунтского в городе Навплио. Показательно, что убийство произошло в 6.30 утра - Каподистрия участвовал в богослужении с самого начала, а не приходил в храм на несколько минут для проформы (что стало обыкновением для последующих поколений греческих политиков).


Устранение Каподистрии означало для Греции утрату возможности вести самостоятельную политику внутри странны и определяли ее внешнеполитические ориентиры. Кроме того это стало поражением традиционалистов (к числу которых несомненно относился и Каподистрия). К управлению страной вскоре пришли чуждые ей люди (в большинстве своем иноверцы), далекие от православной традиции и с пренебрежением относившиеся к духовному наследию Византии.

Афанасий Зоитакис

Βλ. Ι. Κωνσταντινίδου, Ἱ Ἱω. Καποδίστριας θεμελιωτὴς τῆς ἐκκλησιαστικῆς ἐκπαιδεύσεως, ΑΝΑΠΛΑΣΕ, -π.π., σ. 1.

Βλ. Ἀ. Γερομίχαλου, Ἵδρυσις καὶ Διοίκησις τῆς Ἐκκλησίας τῆς Ἑλλάδος, στὴν ΕΕΘ-ΣΠΘ, ἀρ. 11 (1967), σ. 346; Ἑ. Κωνσταντινίδου, Ἰω. Καποδίστριας καὶ ἡ ἐκκλησιαστική του πολιτική, Ἀθῆναι 1977.; Charles A Frazee, Ὀρθόδοξος Ἐκκλησία καὶ Ἑλληνικὴ Ἀνεξαρτησία, 1821-1852. Ἀθήνα 1987, σ. 97 ἐ.ἑ.

Γεν. Ἐφημ. τῆς Ἑλλάδος, 1829, ἀρ. 73, 74.

π. Γεώργιος Μεταλληνός «Ἰωάννης Καποδίστριας (Ὁ πολιτικός – μάρτυρας τῆς Ὀρθοδοξίας καὶ τοῦ Ἑλληνισμοῦ)» // «Εκκλησία», Αὔγουστος-Σεπτέμβριος 2008.

Имя выдающегося политика Иоанна Каподистии вновь прозвучало в начале декабря 2015 года: в интернет-изданиях была опубликована новость о том, что российский Госфильмофонд совместно с греческими кинематографистами планирует съёмки исторического фильма об Иоанне Каподистрии. Его судьба оказалась ярче и насыщеннее событиями, чем любой захватывающий роман. Сценарий фильма уже готов, и сейчас идёт поиск средств на реализацию проекта. На главную роль пригласили актёра Евгения Герасимова.

На российской государственной службе, в том числе дипломатической, находились в общей сложности около 150 дипломатов греческого происхождения в ранге посла или посланника. Наиболее яркий и известный пример - Иоанн Каподистрия. За достойную службу на благо Российской империи Каподистрия был награждён орденом апостола Андрея Первозванного, высшей российской наградой до 1917 года.

Граф Иоанн Каподистрия (1776-1831). Национальный исторический музей, Афины .

Иоанн Каподистрия родился 31 января 1776 года в аристократической греческой семье на острове Корфу. Окончив курс философии и медицины в Падуанском университете, он поступил на дипломатическую службу на родине. В годы борьбы Греции за свободу и войны с Турцией участвовал в создании "Республики семи островов" на Ионических островах, которая находилась под покровительством России. По Тильзитскому миру (1807) русское управление островами перешло к французам. Для дальнейшей карьеры Каподистрия перешёл на русскую службу и был причислен к коллегии иностранных дел (1809). Через два года он был определён секретарем русского посольства в Вене, затем вёл дипломатическую переписку П.В.Чичагова - государственного и военного деятеля. На него же было возложено поручение выработать проект устройства Бессарабии, только что присоединённой к России. В 1813 году Каподистрия сопровождал императора Александра I в качестве начальника канцелярии, а затем был послан в Швейцарию с поручением привлечь её к союзу против Наполеона. Отправляя дипломата в Швейцарию, Александр I давал ему такие рекомендации: "Каподистрия человек весьма достойный по своей честности, мягкости обращения, по своим познаниям и либеральным взглядам. Он родом из Корфу, следовательно, республиканец, и выбор мой остановился на нём именно потому, что мне известны принципы, которыми он руководствуется".


Каподистрия участвовал в подписании договора на Венском конгрессе в 1815 году, где выступал в пользу Швейцарии, участвовал в разработке швейцарской Конституции, а также способствовал тому, чтобы кантон Во был признан полноценным участником Швейцарской Конфедерации. В благодарность, в 1816 году муниципалитет Лозанны предложил дать "Его Превосходительству, господину Жану, графу Капо д"Истрия (так по-французски писалось имя дипломата), почётное гражданство, как слабое свидетельство признательности, которую мы все ему выражаем".
Кроме императора Александра I участниками Венского конгресса были: Максимилиан I - король Баварии; Франц I - император Австрии; Людовик XVII - король Франции; Фридрих Вильгельм III - король Пруссии; Георг IV - принц-регент Англии. Удачное исполнение поручения, а также блестящие таланты, обнаруженные Каподистрия на Венском конгрессе, обеспечили ему быстрое продвижение по службе. В 1815 году ему было пожаловано звание статс-секретаря, а с 1816 года он был управляющим Коллегией иностранных дел при министре иностранных дел К.В. Нессельроде (1816-1856). Таким образом, было как бы два министра иностранных дел, взгляды которых на задачи русской иностранной политики значительно расходились. Император служил посредником между ними, гораздо более склоняясь на сторону Нессельроде.


Томас Лоуренс. Карл Нессельроде, 1818. Коллекция Виндзорского королевского дворца, Лондон

Важна роль Каподистрии в судьбе молодого Пушкина, который служил под его началом в Коллегии иностранных дел. Благодаря ходатайству и заступничеству Каподистрии перед царем Александром грозившая Пушкину ссылка в Сибирь была заменена переводом по службе в Бессарабию. Каподистрия послал Пушкина в Кишинёв, то есть в самый центр греческого революционного движения, где комиссия из посланных Каподистрией правоведов под наблюдением генерала и масона И.Н. Инзова создавала кодекс бессарабских законов. Впоследствии эти законы стали при правителе Каподистрии законами независимой Греции. Пушкину был дорог этот человек, и он несколько раз рисовал его на полях своих рукописей.


Иоанн Каподистрия. Рисунок Пушкина на черновике рукописи "Руслан и Людмила"

Рисунки Александра Сергеевича Пушкина приоткрывают ещё одну страницу биографии графа Каподистрии. Так, три его портрета расположены рядом с портретом Роксандры Стурдза-Эдлинг (1786-1844). Любимая фрейлина императрицы Елизаветы Алексеевны - Роксандра Стурдза, была давнишней знакомой поэта.
С Иоанном Каподистрия Роксандра Стурдза познакомилась в доме адмирала Павла Васильевича Чичагова. В лице Роксандры Каподистрия нашёл горячую сторонницу дела освобождения греков. Она оказалась прекрасной собеседницей: блестящее образование, полученное на дому, проницательный ум позволяли ей поддерживать разговоры практически на любые темы - от философско-религиозных до политических. С Роксандрой часто и подолгу беседовал император Александр I, посещая свою супругу.
Считается, что Каподистрия был женихом Роксандры, но его смутило внимание к ней императора Александра I. При одном из свиданий Каподистрия вручил Роксандре перстень с изображением бабочки, сгорающей на огне. Она поняла это как намёк на перемену их отношений, как отказ от предложения, и взамен прежней любви обещала Каподистрия дружбу. "Граф Каподистрия, - писала Роксандра Эдлинг, - принадлежал к числу людей, знакомство с которыми составляет эпоху в жизни… Его прекрасная наружность отмечена печатью гения...".


Роксандра Скарлатовна Эдлинг-Стурдза, литография из собрания князя А. Гагарина

В 1822 году, из-за разногласий с Александром I по внешнеполитическим вопросам, Каподистрия покинул Россию, вновь уехав в Швейцарию. Живя за границей, он охотно помогал приезжавшим русским, о чем с восторгом писал Батюшков своей тетке в Россию. В Швейцарии Каподистрия занимался изучением истории и много писал русским друзьям, ученым и литераторам.
Всю энергию на дипломатической службе Каподистрия отдавал на благо Российской империи, но душа его всегда принадлежала Греции. Он сочувствовал начавшейся в марте 1821 года революции в Греции, но дважды отверг предложение тайного общества греческих повстанцев "Филики Этерия" стать во главе страны, долго оставаясь зрителем борьбы и поддерживая повстанцев деньгами и заступничеством при европейских дворах.

11 апреля 1827 года народным собранием в Трезене граф И. Каподистрия был избран на 7 лет правителем Греции. Должность эта была аналогична президентской. Новый президент переждал Наваринскую битву (морское сражение между соединённой эскадрой России, Англии и Франции, с одной стороны, и турецко-египетским флотом - с другой), обеспечившую свободу Греции, и лишь 18 января 1828 года прибыл во вверенную ему страну. Когда между державами начались переговоры о выборе короля для Греции, Каподистрия в официальных и частных письмах настаивал на том, чтобы было учтено мнение народа, которое выражалось в подобных случаях устами членов народных собраний, подобранных президентом. Республиканец хотел получить греческую корону, так как понимал, что местные повстанцы и их жестокие вожди, закалённые в партизанской войне с турками и междуусобицах, будут ценить только сильную монархическую власть. Не без влияния со стороны Каподистрия, принц Леопольд Саксен-Кобургский (впоследствии король бельгийский) отказался от предложенной ему короны.


Нафплион времён Иоанниса Каподистрии

Его политика была прорусской, за это первый президент независимой Греции Иоанн Каподистрия и был убит в ловко подстроенной свалке у церкви святого Спиридона сыновьями Петробея Мавромихали, политическими противниками из протурецкого лагеря, за которыми стояли англичане. Дело о его убийстве и ныне одно из самых секретных в английских государственных архивах. Гибель Иоанна Каподистрии вызвала широкий общественный резонанс и нашла отражение в живописи.


Дионисий Tsokos. Убийство Иоанна Каподистрия, 1850. Холст, масло. Триест

Константин Мавромихали был на месте забит народом, а Георгий успел укрыться в доме французской миссии, но был выдан и казнён. За убийство Каподистрии народное собрание наложило анафему на весь род Мавромихали.


Дионисий Tsokos. Убийство Иоанна Каподистрия, 1850. Холст, масло. музее Бенаки

Граф Каподистрия был похоронен вначале в первой столице независимой Греции - Нафплионе. Однако через шесть месяцев его брат Августин, согласно завещанию Иоанна, перевёз тело правителя на Корфу и похоронил на окраине столицы острова в монастыре Платитера. Памятники Каподистрии установлены в Афинах, Нафплионе, Санкт-Петербурге, Лозанне, Эгине, а также на острове Корфу. Его именем назван аэропорт в Керкире, наконец, на монете достоинством в 20 евроцентов отчеканен его портрет.

Памятник графу Иоаннису Каподистрии в Нафплионе был создан в 1932 году, скульптор Михаил Томброса. Площадь, на которой установлен памятник, также носит имя Каподистрии.

Памятник Иоанну Каподистрии, первому президенту Греческой республики и статс-секретарю по иностранным делам императора Александра I (скульптор В.М.Клыков, архитектор М.А.Рейнберг) был открыт в Санкт-Петербурге в мае 2003 года.

22 сентября 2009 года памятник Иоанну Каподистрии был установлен в одном из красивейших мест Лозанны, на набережной Уши. Автором скульптуры стал российский скульптор Владимир Суворцев.

Существует мнение, что если бы не убийство Каподистрии, то его дальновидная и смелая политика могла очень сильно повлиять на дальнейшее развитие мира. Каподистрия во многом опередил своё время, он мыслил категориями единой Европы, отводя в ней достойное место России. Он отстаивал необходимость приверженности правовым основам в международных отношениях, выступал против одностороннего вмешательства во внутренние дела других государств. Стремясь обеспечить стабильность, И.Каподистрия предложил идею создания организации, которая предвосхищала Организацию Объёдиненных Наций. Можно утверждать, что он являлся одним из идеологов мирного устройства европейского континента.

Граф Иоанн Каподистрия

…В тишине

На руль склонясь, наш кормщик умный

В молчанье правил грузный челн…

Пушкин . Арион

Как приходят во власть? По-разному, конечно, но само собой здесь ничего не делается. Люди сами выбирают силу, которая выносит их наверх. Иногда они стучатся в двери ложи вольных каменщиков. В XVIII и XIX веках это был многих славный путь наверх. И на нем встречаются фигуры неясные, молчаливые, стремящиеся пребывать в тени и вместе с тем влиять и властвовать.

Граф Иоанн Антонович Каподистрия (31.01.1776, Корфу – 29.09.1831, Навплия), венецианский грек из богатой и знатной семьи, окончил медицинский факультет Падуанского университета в Италии и быстро, к 1803 году, стал на родине влиятельным политическим деятелем, одним из министров республики Ионических островов, которую создавал его отец, получивший на это в Константинополе фирман турецкого султана. По свидетельству греческих масонов высших степеней, на принадлежавших ранее Венеции Семи островах с 1771 года существовала масонская ложа, подчинявшаяся Великой ложе Италии. Ее великим мастером был граф Антонио Каподистрия. Сын его не только знал об этом, но, в соответствии с обычаями, должен был унаследовать от отца молоток мастера и готовился к этому. Добрый, тихий и аскетичный Иоанн Каподистрия был человеком просвещенным и прирожденным просветителем, изучал в университете и философию, особое внимание уделив Пифагору, Платону и швейцарскому мистику и масону Лафатеру. Что, впрочем, не помешало ему полюбить венецианскую графиню Изабеллу Феотоки.

А начинал он свою карьеру лекарем на турецком военном корабле-госпитале эскадры адмирала Кадырбея. Почти все врачи тогда были масонами, орден вольных каменщиков набирал силу в Италии и вскоре встал во главе освободительного движения карбонариев (заметим, что Мадзини и Гарибальди были масонами), а политика, особенно «левая», тогда тоже требовала связей во влиятельной масонской среде. Есть сведения, что юный студент Иоанн увлекался революционными идеями французских якобинцев, но вскоре в них разочаровался. Самый таинственный период биографии графа – это время от окончания университета до образования республики в 1799 году после изгнания французов, когда греки на Ионических островах неожиданно получили конституцию и правительство из рук русского императора и султана. Тогда местная ложа приняла имя «Любовь к нации» («Филогенос Стоа») и встала во главе освободительного движения. Здесь переплелись стратегические «восточные» интересы России, Франции, Англии и Турции, отсюда началось освобождение континентальной Греции, здесь дальновидный и деятельный стратег Иоанн позднее собирал и наставлял буйных и своевольных «капитанов» – военных вождей греческого восстания.

Тогда и сложились многообразные связи графа, его дружба с богатым венецианским купцом Алексиосом Николаидисом и уроженцем греческого острова Закинф, будущим известным итальянским поэтом Уго Фосколо, началось полезное знакомство с загадочным и влиятельным венецианским графом Дж. Мочениго, ионийским греком, состоявшим на русской службе. Благородный и смелый Иоанн вернулся на родину, чтобы спасти отца, которого французские власти посадили в плавучую тюрьму и собирались расстрелять, а архив его масонской ложи захватили и вывезли в Париж.

После их изгнания Каподистрия сначала возглавил военно-морской госпиталь при захватившем Корфу адмирале Ф.Ф. Ушакове и турках, вскоре стал чрезвычайным комиссаром правительства республики, главой «русской партии» (существовали и другие партии, прежде всего, проанглийская), министром внутренних и иностранных дел, ведал военно-морским ведомством, командовал местной милицией, то есть организованными, оплачиваемыми и вооруженными русскими отрядами греков. В «ионическом» масонстве произошел раскол, под руководством графа Дионисия Ромаса возникла ложа «Благодеяние – Народолюбие», подчинявшаяся сначала Великому Востоку Франции, а позднее Лондону, а Иоанн Каподистрия создал в 1802 году на Корфу Общество друзей, организацию культурно-просветительскую, которая, по-видимому, была светским, легальным филиалом ложи его отца. Из этого «зерна» выросли потом легальная Филомузон этерия и тайная Филики этерия.

На Корфу находились в то время (1803 год) русский экспедиционный корпус, полномочный посол Мочениго (то есть всесильный военный губернатор) и военные корабли, и «дипломат» Каподистрия занимался по службе размещением русских гарнизонов на островах. Отец его возглавлял местный сенат. Это означало, что Иоанн как канцлер республики фактически обладал на Ионических островах всей полнотой власти, и лишь вынужденный возврат островов Наполеону в Тильзите пресек эту политическую деятельность и помешал молодому графу стать президентом.

Эти связи помогли Каподистрии в 1809 году перейти на русскую службу и сразу занять высокое положение (он получил чин статского советника и орден Св. Анны 2-й степени), а потом стать фактически русским министром иностранных дел, что для малоизвестного иностранца просто беспрецедентно. Он пользовался полным доверием мистически настроенного императора Александра I, покровительством просвещенного, окружившего себя учеными-масонами канцлера Н.П. Румянцева, был связан с адмиралом-масоном П.В. Чичаговым, автором проекта организации прорусского восстания на Балканах с участием его войск, и служил в его Дунайской армии в ходе русско-турецкой войны (его дипломатическая канцелярия была центром русского шпионажа на Востоке), затем был почетным членом промасонского литературного общества «Арзамас». Важна дружеская связь Каподистрии с масонами братьями Тургеневыми, особенно с Сергеем, который был советником русского посольства в Константинополе и посещал отставного министра в его швейцарском уединении.

С этой точки зрения интересна роль Каподистрии в судьбе молодого «арзамасца» Пушкина, которого он не случайно защищал перед царем Александром и которому продуманно покровительствовал, послав его в Кишинев, то есть в самый центр греческого революционного движения этеристов (князь Александр Ипсиланти был масоном, равно как и его братья-офицеры, князь Егор Кантакузин и другие знатные греки), где комиссия из посланных Каподистрия юристов (во главе ее был Петр Манега, офранцузившийся эпирский грек и, видимо, масон) под наблюдением генерала-масона И.Н. Инзова создавала кодекс бессарабских законов, которые не случайно стали законами независимой Греции при правителе Каподистрии.

Там Пушкин исполнял обязанности переводчика законов с французского (видимо, имелся в виду кодекс Наполеона) и вступил в ложу Овидий, где были и греки. Пушкинская характеристика князя А. Ипсиланти как человека лично храброго, но не имевшего качеств народного вождя и полководца («Кирджали»), показывает, что поэт понял глубокий стратегический замысел подлинного вождя Гетерии: провести в Молдавии шумную «разведку боем», пожертвовав пестрым местным войском этеристов и их нерешительным предводителем, оттянуть туда турецкие силы из Греции и ударить с тыла по Пелопонессу (внезапное появление Карагеоргия, этого страшного туркам «преступника и героя», по словам Пушкина, в Сербии тоже не было случайным). В Кишиневе Пушкин знал и претендента на молдавский престол Иордаки Росетти-Рознована, в чьем архиве найдено много писем Каподистрии. Росетти получил образование в Германии и Франции и, безусловно, был масоном. Одесский приятель Пушкина грек А.С. Стурдза служил под началом Каподистрии, а на его сестре Роксандре, красавице и умнице, впоследствии графине Эдлинг, известной мемуаристке, граф намеревался жениться. Министра хорошо знал и уважал учитель Пушкина Жуковский, советовавший в 1836 году Стурдзе поместить его воспоминания о Каподистрии в пушкинском «Современнике». А замечательный по выразительности портрет грустного и болезненного отставного министра нарисовал масон элитной ложи Избранного Михаила Александр Брюллов, талантливый брат знаменитого Карла.

Греческая этерия была, по сути, масонским делом, как и венты карбонариев в Италии и позднейшее движение младотурок, а осторожный Каподистрия был одним из тайных вождей Филики этерии (в 1811 году на русские деньги он организовал в Вене литературно-политическое Общество друзей муз, Филомузон этерия, прообраз нашего «Арзамаса», включавшее до восьмидесяти тысяч членов и хранившее крупные сумы в Мюнхене) и стал потом, после впечатляющей морской победы русских, французов и англичан при Наварине, фактически вице-королем Греции, куда он демонстративно вернулся на русском военном корабле. Должность его по-гречески красиво именовалась «кивернетис» – кормчий, регент, управляющий, но никак не президент.

Сохранился любопытный словесный портрет графа в московской вольной обстановке. Каподистрия всегда был в черном (мода же тогда требовала цветных фраков и жилетов), не носил никаких орденов, не играл в карты, был скромен, даже застенчив: «Стройный, довольно высокий ростом, одетый весь в черном, бледный лицом, которое представляло, как бы на древнем антике или медали, изящный тип греческой мужской красоты… Этот костюм и эта бледная античная фигура оживлялись выразительными, большими черными глазами, смягчались в своей строгости белизной галстука и волос, причесанных a la vergette и тщательно напудренных» (воспоминания Д.Н. Свербеева). И вот этот просвещенный европеец, врач, педагог и блистательный дипломат был отправлен русским царем в отставку, возглавил кровавую и долгую борьбу буйных греческих повстанцев, узнал всю предательскую изворотливость своего австрийского коллеги и опытного противника Меттерниха и «узкое своекорыстие и безграничную наглость английского министерства» (горькие слова самого Каподистрии).

Республиканец (так его назвал в письме Александр I) хотел получить греческую корону, ибо понимал, что полудикие орды местных повстанцев, клефтов и кирджалиев (Пушкин назвал свою замечательную новеллу не именем, а прозвищем знаменитого разбойника-грека), и их жестокие хитрые вожди, закаленные в кровавой партизанской войне с турками и вечных усобицах, ценят только сильную монархическую власть. Его весьма жесткая и дальновидная политика была прорусской и масонской и вела к ослаблению и полному изгнанию из Европы дряхлеющей Турции и открытию для России проливов, за что освободитель и бескорыстный просветитель Греции Каподистрия и был вполне патриархально убит у входа в церковь братом и сыном обиженного им вождя майнотов Петробея Мавромихали, полуграмотными политическими противниками из протурецкого лагеря, за которыми стояли англичане, и не только они. Хотя великолепный его портрет кисти знаменитого художника Т. Лоуренса является собственностью английской королевы. Интересно, что за убийство Каподистрии греческое народное собрание вскоре наложило анафему – проклятие на весь род Мавромихали, а внимательно читавший газеты великий русский писатель Гоголь в ранней редакции «Портрета» назвал страшного и преступного ростовщика-грека Петромихали, составив это «говорящее» имя из названия преступного рода и имени его главы, профессионального убийцы и деспота Петробея. Впрочем, убийство это – дело темное…

Скорее всего, Каподистрия стал масоном в своей греко-итальянской молодости, а потом не оформлял свои давние активные отношения с орденом, но был влиятельным членом его негласного верховного руководства. Он мог негласно посещать русские ложи, но навряд ли рискнул вступить в одну из них, это сразу же стало бы известным тайной полиции и императору и погубило бы карьеру министра. О многом говорит его осторожная, но последовательная защита на конгрессе в Троппау (1820) неаполитанской революции, у кормила которой стояли местные вольные каменщики. Каподистрия верил в победу и прогрессивность освободительных революций в Латинской Америке, хотя и знал противоположное мнение об этих «мятежах» Александра I. Сам министр писал русскому императору Николаю I: «Я со своей стороны никогда не принадлежал ни к какому тайному обществу». Но как показывает опыт, верить таким заявлениям нельзя.

Русский новейший масонский словарь А.И. Серкова уверенно называет графа масоном, но автор, с которым я консультировался лично по этому вопросу в сентябре 2002 года, не имеет пока документальных данных о его вступлении в конкретные русские ложи, считая, что данные эти можно найти только в зарубежных, точнее, французских архивах. И это верно, ибо министр – масон европейский, а не русский, его имя искать надо в списках лож Греции, Италии и Швейцарии.

Заметим, что альпийская республика стала для удалившегося в отставку и добровольное изгнание графа третьей (после России) родиной. Ведь именно Каподистрия возродил независимую, подлинно нейтральную Швейцарию, стал автором ее конституции. Отсюда прирожденный политик и стратег умело руководил борьбой греков и их влиятельных европейских сторонников – филэллинов за независимость и отдавал на это почти весь свой скромный пенсион, а финансировал эту борьбу, независимую Грецию и ее «кормчего» друг графа с большими деньгами и связями, женевский банкир Жан-Габриэль Эйнар, по всей видимости, влиятельный масон. В Женеве и Берне граф интересовался педагогическими идеями масона Песталоцци, встречался с бывшим русским министром иностранных дел и масоном Адамом Чарторыйским и воспитателем Александра I Лагарпом, бывал у философа Сисмонди. Это масонская среда. Западные авторитетные масонские словари Ленхоффа-Познера (Швейцария) и Д. Лигу (Франция) считают Каподистрию вольным каменщиком. Имеется множество косвенных доказательств этого, со временем найдутся, видимо, и необходимые архивные документы.

Но дело здесь не только в масонстве графа… Эта загадочная благородная фигура, стоящая на границе Востока и Запада, Европы и России, в центре вечно рокового «балканского узла», снова привлекает наше внимание, становится яснее и в свою очередь объясняет многое. Есть о чем тут и нам сегодня задуматься…

Десять важнейших в тогдашней мировой истории лет у кормила русской внешней, прежде всего восточной, политики стоял таинственный иностранец в весьма низком чине статс-секретаря, человек, фактически не знавший русского языка и объяснявшийся с царем и его министрами по-французски. Но только его сметливый, удачливый и даровитый подчиненный А.М. Горчаков, лицеист, друг Пушкина, впоследствии светлейший князь и канцлер, мог в чем-то сравниться с Иоанном Каподистрией. Граф был достойным противником ненавидевших его Меттерниха, Талейрана, английского кабинета министров и принес своей новой родине куда больше пользы, нежели безликие министры иностранных дел Чарторыйский, Будберг (вы их помните?) и тоже не говоривший по-русски, неискренний и вполне безликий вице-канцлер К.В. Нессельроде, известный своим низкопоклонством перед тем же Меттернихом, преступным втягиванием России в не нужное и вредное ей подавление венгерской революции и малосимпатичной ролью в травле Пушкина. Каподистрия был не только блистательным профессионалом мировой дипломатии и одним из образованнейших людей того времени, он понимал дипломатию именно как искусство возможного и проводил реальную внешнюю политику, а для этого ему нужно было знать реальную правду, движущие силы и подлинных деятелей этой политики.

Поэтому министр, учтя уроки закончившейся наполеоновской эпохи и используя фарисейскую крюднеровскую идею Священного Союза, сделал расколотую прежде Европу единой, а Россию – хозяйкой в этой объединенной Европе и на Востоке. Русский оккупационный корпус графа М.С. Воронцова стоял в поверженной Франции. Да, отставной министр смог из Швейцарии руководить действиями союзных армий и флотов, предельно ослабить Турцию и добиться независимости родной Греции, став первым ее президентом. Россия благодаря этой закулисной деятельности полунищего больного изгнанника почти достигла исполнения золотой мечты Екатерины Великой и Потемкина, а потом и Сталина – вышвырнуть Турцию из Европы, захватить проливы и православный Иерусалим – Константинополь, вытеснить Англию с Балкан, создать там не теперешний «пороховой погреб Европы», а сильный оборонительный пояс союзных славянских государств, прекрасно понимая при этом, что населяют их не древние славяне и античные греки, а лишенные государственности полудикие племена, турки различного разлива (звериная восточная жестокость православных сербов осуждена Гаагским трибуналом, а освобожденные нами «братушки» болгары потом спокойно воевали в двух мировых войнах против России на стороне Германии и Турции). Турецкий флот был уничтожен внезапным ударом при Наварине, Греция получила независимость, в 1829 году русские войска уже готовились войти в Константинополь (см. стихотворение Пушкина «Олегов щит»). Создавался новый, русский мир, границы и идея которого очерчены в замечательном стихотворении дипломата Ф.И. Тютчева «Русская география», но впервые обозначены в планах стратега Иоанна Каподистрии.

Еще немного – и не было бы позора Восточной войны и падения Севастополя, унизительного уничтожения русского военного флота на Черном море, затяжной кавказской проблемы, героической, но бесполезной русско-турецкой войны 1870-х годов и Берлинского конгресса, а, может быть, и первой мировой войны. Реальные творцы европейской политики сразу все это осознали, и первый президент независимой Греции Иоанн Каподистрия был умело убит в ловко подстроенной свалке у церкви профессиональным ударом ятагана, которого ни у одного из сразу схваченных неловких убийц не было. Дело о его убийстве – и ныне одно из самых секретных в английских государственных архивах. Россию же заняли очередным польским мятежом, бесконечной кавказской войной, напугали внутренними неурядицами и европейской революцией 1848 года; крутой и неумный формалист Николай Павлович в неярком и неверном окружении Бенкендорфа, Нессельроде и Канкрина постепенно потерял все, что завоевали для России ее крепостной солдат своим трехгранным штыком и граф Каподистрия своей дальновидной и смелой политикой.

Все это, разумеется, спорно, нуждается в новых исследованиях и по-разному может трактоваться, но, согласитесь, все это мог сделать и отчасти сделал один умный, сильный и самобытный человек, оказавшийся вовремя в нужном месте, обладавший государственной волей, основательными и реалистическими идеями и неповторимой личностью и не обнаруживший всего этого в обоих русских императорах – Александре I и Николае I. Все это заставляет нас по-иному взглянуть на роль личности в истории, мировой политике и дипломатии. Прежние марксистские уничижительные штампы тут не годятся, ибо роль эта исключительно велика.

Да, язык дан дипломату чтобы скрывать свои мысли, но он должен эти собственные мысли иметь , быть не безликим, трусливым, скользким чиновником «чего изволите» с богатой мимикой и бедным словарем, а зрячим профессиональным творцом реальной политики. А такая политика возможна только там, где есть сильная самобытная государственная власть, твердые и в то же время гибкие принципы и традиции, богатая история, достойные, умные и решительные люди власти, то есть те же личности. Трудно проводить свою политику, когда власть тебя все время продает…

Ну а если мы вспомним, что история и политика имеют обыкновение неожиданно повторяться, то поймем, что урок великого русского дипломата Иоанна Каподистрии – не просто любопытный исторический казус, он многое приоткрывает и объясняет в сегодняшнем состоянии мировой политики и дипломатии. У этого таинственного человека есть чему поучиться.

© Vsevolod Sakharov . All rights reserved.

Каподистрия, граф Иоанн Антонович

Министр иностранных дел, род. в Корфу в 1776 г., убит в Навилии, 27 сентября 1831 г. Он принадлежал к старинному и уважаемому дворянскому семейству. Окончив курс в Падуанском университете, он вернулся в Корфу и принял деятельное участие в управлении Ионическими островами; в 1803 г. он был назначен статс-секретарем республики по иностранным делам, а в 1806 г. поверенным в делах при Петербургском Дворе, но к посту своему ему не довелось отправиться: в это время началась война с Турциею и он остался на родине, чего желал и русский посланник в Корфу, граф Мочениго, который находил себе в графе Каподистрии деятельного и способного сотрудника. Передача, по Тильзитскому миру, русского протектората над Ионическими островами французам, горестно поразила гр. Каподистрию, смотревшего на русское покровительство как на верный залог блестящего будущего для своей родины. Отклонив предложение занявших острова французов вступить к ним на службу, гр. Каподистрия предпочел воспользоваться приглашением гр. Румянцева и в январе 1809 г., приехал в Петербург, где ему дали чин статского советника и причислили к Коллегии иностранных дел. Два года его держали в полном бездействии; но в 1811 г. он был определен сверхштатным секретарем нашей миссии в Вене и скоро обратил на себя внимание различными мемуарами по восточным делам. К этому времени относится основание им гетерии "филомуз", игравшей такую видную роль в возрождении Греции. Но эта деятельность не удовлетворяла гр. Каподистрию и он с радостью принял приглашение Чичагова, командовавшего дунайскою армиею и нуждавшегося в людях опытных и знающих Восток, поступить к нему на службу. По прибытии гр. Каподистрии в главную квартиру, ему была поручена политическая переписка с Веной, Константинополем, Сербией и диванами Молдавии и Валахии; между прочим ему же было поручено выработать проект устройства Бессарабской области, только что присоединенной тогда к России и получавшей совершенно особое управление. Когда произошло соединение дунайской с большою армиею, граф Каподистрия управлял дипломатическою канцеляриею Барклая-де-Толли и сопровождал армию в походе 1813 г. Первою самостоятельною его мисcиею было возложенное на него императором Александром поручение, после битвы под Лейпцигом, склонить Швейцарию отделиться от Наполеона и обеспечить союзным армиям свободный проход по альпийским ущельям, что и было с успехом им выполнено. Возвратясь после того в Швейцарию, уже в качестве чрезвычайного нашего посланника и полномочного министра, гр. Каподистрия оставался там недолго: вскоре он был вызван для участия в трудах венского конгресса, причем не раз имел случай выказать в полном блеске свои замечательные государственные способности; ему удалось оказать тогда важную услугу и своей родине, добившись включения в акты конгресса признания независимости Ионических островов. Благодаря также ему не удалась интрига, замышленная Меттернихом и направленная к тому, чтобы узаконить европейское вмешательство в отношения России к Турции путем занесения в заключительный акт конгресса гарантий целости султанских владений. Во время второго похода, предпринятого императором Александром после возвращения Наполеона во Францию, Каподистрия сопровождал Императора, нося вместе с кн. Разумовским и гр. Нессельродом звание полномочного министра. 30 августа 1815 г. он был пожалован в звание статс-секретаря по иностранным делам; по возвращении в Петербург он и вступил, с января 1816 г. в заведование иностранными делами России, насколько они касались Востока и отношений России к славянам; отношения к другим государствам остались в ведении гр. Нессельроде. По вторичном изгнании Наполеона после "Ста дней", в Париже начались мирные переговоры. Гр. Каподистрия участвовал в них в качестве нашего второго уполномоченного и оказал существенные услуги французскому правительству; такой же политики держался он на Аахенском конгрессе, так как он постоянно был горячим приверженцем русско-французского единения. Он отдавал себе ясный отчет в том, как мало выгоды извлекала Россия из Священного союза. На конгрессе в Троппау он имел даже гражданское мужество противиться прямому вмешательству России в дело неаполитанской революции, как совершенно чуждое России; это обстоятельство впоследствии было истолковано его врагами как доказательство сочувствия его к карбонариям и послужило одною из причин его отставки. Александр I ценил его заслуги: чин тайного советника, ордена Александра Невского и Владимира 1-й ст. были тому доказательствами; кроме того, Каподистрия пользовался и особым личным доверием Императора. Ревностно служа своему второму отечеству, гр. Каподистрия никогда не забывал своего происхождения и считал, что он обязан работать на пользу независимости Греции; однако, он хотел, чтобы такой результат был достигнут лишь законными средствами, а потому дважды - в 1817 и 1820 годах - отказался от предложения стать во главе гетерии, намеревавшейся силою освободить греков; за то пред Императором он был неустанным ходатаем за своих порабощенных соотчичей, доказывая, что лишь одна Россия призвана избавить греков от ига; он разоблачил коварную политику Австрии, стремившейся вырвать Балканский полуостров из-под влияния России. Этим он навлек на себя непримиримую ненависть Меттерниха, который, воспользовавшись вторжением в Дунайские княжества Ипсиланти, выставил гр. Каподистрию его единомышленником и сообщником и вообще человеком, зараженным либеральными идеями, и добился его опалы и удаления в 1822 г. в бессрочный отпуск. Гр. Каподистрия поселился в Женеве и прожил там вплоть до своего избрания, 11 апреля 1827 г., президентом Греции. Уволенный в отставку 1 июля 1827 г., гр. Каподистрия, желая сохранить в новом своем положении полную независимость, отказался от предложенной ему императором Николаем пенсии в 60 тысяч франков в год. Посетив сначала разные европейские дворы, новый президент прибыл в Эгину 12 января 1828 г. - Греция была в самом жалком положении и раздиралась междоусобицами; казна была пуста, подати не поступали вовсе, земледелие и торговля были заброшены, страна, пройденная турками огнем и мечом, представляла из себя скорее пустыню. Чтобы прекратить внутренние раздоры, гр. Каподистрия начал с составления министерства из представителей различных партий, затем создал Панэллинион - совет представителей различных частей Греции; главною его заботою было устроить сельское население и дать воспитание подрастающему поколению: он предоставил крестьянам средства, чтобы обстроиться и начать обработку земли, устроил образцовую ферму, восстановил разрушенные церкви, улучшил быт духовенства. Искусными мерами в какие-нибудь 6 месяцев искоренил он в стране разбойничество, а в окрестных морях - пиратство. Благодаря русским победам и Адрианопольскому миру независимость Греции была признана державами и султаном. Прочно укрепив свою власть и очистив страну от турок, гр. Каподистрия продолжал устраивать вновь образованное государство. Он организовал армию, флот, судебную часть, открывал повсюду школы, отстраивал вновь города, лежавшие в развалинах, возводил обширные постройки для различных правительственных учреждений, чеканил монету, основал национальный банк. Задача гр. Каподистрии была тем труднее, что, организуя все отрасли государственного хозяйства, он располагал самыми малыми денежными средствами и должен был бороться не только с партиями недовольных внутри Греции и с отдельными честолюбцами, но и с враждебным настроением к нему Англии и Франции, всячески задерживавших обещанные субсидий, без которых, в особенности в начале, при разорении страны, нельзя было обойтись. Обе державы эти не доверяли бывшему русскому министру и подозревали его, совершенно неосновательно, в намерении принести греков в жертву России, тогда как в действительности для гр. Каподистрии на первом плане стояла государственная польза Греции, требовавшая поддержания добрых отношений с народом, искони сочувствовавшим грекам. Враждебность обеих западных держав ярко выразилась во время бунта островов Специи, Гидры и Псары, когда они явно поддерживали мятежников. - Убедившись, наконец, что открытою силою невозможно сломить президента, политические противники гр. Каподистрии решили отделаться от него путем убийства; 27 сентября 1831 г. он и был убит в Навилии Георгием и Константином Мавромихали. Шесть месяцев спустя прах его был перевезен в Корфу, где и покоится рядом с могилою его отца, в монастыре Платитеры. - В своей деятельности как русский министр гр. И. Каподистрия обнаружил блестящие дарования ума и качества прекрасной души. Он вполне искренно предан был интересам своего нового отечества и в царствование императора Александра был верен великим заветам политики, Екатерины II; он постоянно твердо и внимательно отстаивал реальные русские интересы, не увлекаясь мечтаниями, осуществление которых на деле было бы полезно для России только в том случае, если бы все ее союзники так же были бы преданы общему делу, как предан был ему Император Александр I; но этого не было и потому нельзя не жалеть, что советам и планам гр. И. Каподистрии мало следовали. Но особенно ярко проявил гр. Каподистрия свои замечательные дарования в своей деятельности как президент греческой республики. Светлый и гибкий ум и обширные познания соединялись в нем с характером идеально-бескорыстным, с истинною приверженностью к православию и крайнею простотою нравов. Кипучая деятельность его не знала устали; не оставляя без внимания вопросов даже второстепенных, отдав все свое состояние отчизне, он служил своему делу самоотверженно, влагая в него всю свою душу, свое сердце,. которое билось лишь для всего благородного, всего прекрасного.




Top