Опыт с шимпанзе, самоограничение блох и иерархия у крыс. Миф об обезьянах, бананах и ледяном душе

Экспериментальная биология способна ответить на любой вопрос, при условии что эксперимент будет поставлен таким образом, что сможет дать однозначный ответ. На самом деле предусмотреть все мелочи, и рассчитать все этапы эксперимента довольно сложно.

В сети давно опубликован, на мой взгляд, эталонный эксперимент, которые дает нам ответ на главный вопрос - как возникают наши социальные табу (религиозные, языческие, также как и ежедневные правила поведения, забобоны и суеверия). На первый взгляд - как можно экспериментально ответить на такие философские вопросы, да еще с помощью эксперимента? Оказывается - очень просто, главное правильно построить сам опыт:

Опыт 1. В клетке пять обезьян. К потолку подвешена связка бананов, под ними стоит лестница. Вскоре одна обезьяна подходит к лестнице, чтобы подняться за бананом. Как только она пытается подняться, неожидано всех обезьян (и тех, которые сидят в сторонке) под напором обливают ледяной водой. Когда обезьяны успокоились, другая пробует снова достать бананы - и опять все обезьяны обливаются. После нескольких повторений выработывается условный рефлекс, и обезьяны перестают интересоваться бананами на потолке - себе дороже.

Опыт 2. Прошло несколько дней, и в клетке одну обезьяну заменили новой. Новая обезьяна увидела банан, и естественно захотела достать его. Однако эта попытка была жестко пресечена старожилами клетки. После хорошей трепки новичок понял - бананы на потолке трогать нельзя, и если она снова попытается, будет строго наказана. Заметьте, на этом этапе воду уже не использовали.

Опыт 3. Опыт 2 повторяли до тех пор, пока все пять обезьян не были заменены новыми (которых никогда не поливали). Но все новички уже были научены, что банан почему-то трогать нельзя. И когда к "не облитым" обезьянам добавили новую, шестую, эффект был предсказуем: когда новенькая сразу полезла на лестницу за бананом, она была избита сородичами. Потому что трогать бананы нельзя.

После замены всех первоначальных обезьян ни одна из остающихся обезьян не была обрызгана холодной водой. Тем не менее, ни одна из них не подходила к лестнице, чтобы достать банан. Каждый раз, когда новая обезьяна пыталась подойди к лестнице, ее останавливали. Многие обезьяны, которые били её, даже не знали, почему им не разрешалось подняться по этой лестнице и почему они бьют новую обезьяну. Они ее били просто потому, что нельзя!

На мой взгляд, этот опыт красиво показал природу многих табу, присущих нашему обществу! Если задуматься, многие нормы нашего общества выглядят устаревшими. Особенно это бросается в глаза, когда приезжаешь в страну с другой культурой, и смотришь на образ жизни "свежим взглядом". И спорить с людьми против их табу, заложенных с детства, невозможно - такие споры вы легко найдете по всей сети интернет. Теперь вы можете попробовать проанализировать споры с ними с новой точки зрения - вспоминая опыт, описанный выше.

Второй интересный результат этого эксперимента - табу присущи не только людям, но и животным (по крайней мере, обезьянам). Внимательно рассмотрев условия опытов, мы видим что там не делалось ничего, что не может происходить по случайностям в дикой природе. И с тех пор, как я впервые узнал об этом эксперименте, я отслеживаю похожие новости от зоологов.

Суммируя, я считаю этот опыт одним из самых изящных, который дает ответы на многие вопросы, до это считавшихся объектом философов, мыслителей - но уж никак не экспериментаторов.

P.S. Обязательная ремарка: видно, что этот опыт проводили психологи или нейрофизиологи, но найти оригинальную научныю статью мне так и не удалось. Возможно кто-то знает. где найти оригинал?

UPD. Нашелся оригинал: Stephenson, G. R. (1967). Cultural acquisition of a specific learned response among rhesus monkeys. In: Starek, D., Schneider, R., and Kuhn, H. J. (eds.), Progress in Primatology, Stuttgart: Fischer, pp. 279-288. (

Опыт №1



Клетка. В ней 5 обезьян. К потолку подвязана связка бананов. Под ними лестница. Проголодавшись, одна из обезьян подошла к лестнице с явными намерениями достать банан. Как только она дотронулась до лестницы, открывается кран и ВСЕХ обезьян обливают очень холодной водой.Проходит немного времени, и другая обезьяна пытается полакомиться бананом. Та же ледяная вода. Третья обезьяна, одурев от голода, пытается достать банан, но остальные хватают ее, не желая холодного душа.А теперь, уберите одну обезьяну из клетки и замените ее новой обезьяной. Она сразу же, заметив бананы, пытается их достать. К своему ужасу, она видит злые морды остальных обезьян, атакующих ее. После третьей попытки она поняла, что достать банан ей не удастся.Теперь уберите из клетки еще одну из первоначальных пяти обезьян и запустите туда новенькую. Как только она попыталась достать банан, все обезьяны дружно атаковали ее, причем и та, которую заменили первой (да еще с энтузиазмом).И так, постепенно заменяя всех обезьян, вы придете к ситуации, когда в клетке окажутся 5 обезьян, которых водой вообще не поливали, но которые не позволят никому достать банан.

Опыт №2

В пустой комнате 5 шимпанзе. В центре комнаты лестница, сверху лежит банан. Когда первая обезьяна замечает банан, она лезет за ним по лестнице, чтобы схватить и съесть. Но как только она приближается к фрукту, с потолка на нее обрушивается струя ледяной воды и сбивает вниз. Другие обезьяны тоже пытаются забраться на лестницу. Всех сбивает вниз струя холодной воды, и они отказываются от попыток взять банан.Воду выключают, а одну вымокшую обезьяну заменяют новой, сухой. Не успевает она войти, старые пытаются не дать ей забраться на лестницу, чтобы ее тоже не окатило водой. Новая обезьяна не понимает, в чем дело. Она видит только группу собратьев, мешающих ей взять вкусный фрукт. Тогда она пытается прорваться силой и дерется с теми, кто не хочет ее пропускать. Но она одна, и четыре прежних обезьяны берут верх.Другую промокшую обезьяну заменяют новой сухой. Как только она появляется, предшественник, подумавший, что именно так нужно встречать новичков, набрасывается на нее и колотит. Новичок даже не успевает заметить лестницу и банан, он уже вне игры.Затем третью, четвертую и пятую вымокших обезьян заменяют по очереди сухими. Каждый раз, как только новички появляются, их колотят. Прием становится с каждым разом все более жестоким. Обезьяны все вместе бросаются на новичка, как будто стараясь улучшить ритуальный прием.В финале на лестнице по прежнему лежит банан, но пять сухих обезьян оглушены постоянной дракой и даже не думают приблизиться к фрукту. Их единственной заботой является следить за дверью, откуда появится новая обезьяна, чтобы скорее напасть на нее.

В этих ваших интернетах чего только не найдешь. Вот и сейчас прислали сначала ссылку с фотожабой из вКонтактика, а потом и в изложении относительно молодого человека прочел на одном местном форуме одну и ту же историю.

Речь про пять обезьян, которые сидят в клетке и к ним заносят стремянку, на верхней части которой заманчиво вешают питательный банан. И когда все обезьяны толпой бросаются за бананом, то их всех окатывают из шланга струей очень холодной воды, в результате чего все мавпы дрожат и кричат мокрые.

Постепенно у пяти обезьян вырабатывается рефлекс и понимание того, что если лезть на стремянку за бананом, то получишь ушат холодной воды.

У детей и подростков обычно эта фаза пропускается, потому что нужно рассказывать быстро, не снижая темпа, и она им кажется неважной. Они начинают сразу со второй.

На второй фазе эксперимента обезьяны предпочитают не дергаться, облизывая слюни по углам клетки. И если вдруг одна какая-то дерзкая участница эксперимента вдруг решается самостоятельно украсть банан, то она мигом получает в бубен от всех прочих, которым не хочется выхватывать струю ледяной воды в лицо только потому, что кому-то там хочется банана.

На третьей фазе злые экспериментаторы забирают одну обезьяну и вводят в группу еще одну, которая ничего про струю воды не знает, но только она бросается за бананом, на который по странному стечению обстоятельств никто не обращает внимания, как выхватывает от всех четырех, которые-то знают, что будет, если обезьяна незнающая таки доберется до банана.

После этого в эксперименте снова смена состава: забирают еще одного опытного примата и вводят новичка, который конечно же получает в голову при первой попытке достать банан. И получает он, что характерно, не только от опытных товарищей, но и от обезьяны, которая недавно была введена в эксперимент и про струю воды ничего не знает.

Исследователи идут дальше и меняют таким циничным образом всех обезьян. Эксперимент заканчивается на том, что все обезьяны, которых так ни разу не окатили водой при попытке украсть банан, ходят по клетке и самостоятельно пресекают любые поползновения в его сторону, избивая всех резких, которые кладут болт на мнение коллектива.

Потому что так заведено! – делают вывод дети вКонтакте. Это же настоящая модель нашего общества – восклицает другой человек, представляющий креативный вне всякого сомнения класс. И так далее.

Чем хороши все эти интернеты? Они заставляют задуматься тех, кто хочет думать. И заинтересоваться темой.

Эксперимент подобный действительно имел место быть. Его провел с маками резус, которые однажды помогли человечеству узнать о такой штуке, как резус-фактор. Этих резусов вообще часто пользуют для экспериментов.

Некий Гордон Стивенсон ещё в 1967 году, основываясь на экспериментах целой группы исследователей, которые изучали поведение, коммуникации, обучение и передачу знаний у различных приматов, внезапно предположил, что не все так просто.

Описанные предшественниками случаи невероятного заимствования и обучения имели место в дикой природе, где велика вероятность артефакта и вообще влияния человека, который не является уч0ным. И решил проверить свои совсем не гениальные догадки в лабораторных условиях.

В 1965 году японцы изучали передачу опыта внутри группы японских обезьян, которые успешно мыли сладкий картофель на одном из японских же островов. В том же году была публикация по поводу поведения группы бабуинов у которых убили двух членов из автомобиля. Все члены группы не приближались конкретно к этому авто и спустя восемь месяцев, но нормально реагировали на другие машины.

После того, как стало ясно, что с японским экспериментом и сладким картофелем не все так просто и он очень даже тянет на артефакт, активность и энтузиазм исследователей упали, а Стивенсон активизировался.

Много позже к поднятой теме вернулись: в 1992 году Галеф исследовал передачу опыта к решению проблемной ситуацией на примере термитников, где результаты были противоположными; в 1999 году в журнале Природа есть результаты наблюдений семи наиболее длительных исследований культуры шимпанзе, общая продолжительность которых составляет 151 год; в 2003 году в той же Природе вышла публикация с броским заголовком Есть ли культура у животных?; в 2005 году там же опубликована еще одна почти научная статья насчет использования шимпанзе орудий труда и в 2007 году увидела свет уже научная публикация Передача различных традиций внутри и между группами шимпанзе.

Ни в одной из них не было ничего про удивительные способности шимпанзе к обучению, давление группы и прочие веселые вещи, более типичные для изолированных людей, долгое время живущих вместе. И даже больше. Они у них крайне низки в сравнении с другими видами. С теми же рыбами и даже муравьями.

Сам Стивенсон этих публикаций еще не читал, а просто работал на факультете зоологии, а никакой не антропологии или психологии, как может показаться, - в университете Мэдисона, что в Висконсине. Отличная там школа, доложу вам! Пусть и Висконсин…

Теперь представьте, что в камеру к арестантам, которых поливают из шланга за открытое окно, экспериментаторы подкидывают глухонемого провокатора к изолированной группе опытных людей добавляются по одному неопытные люди же, которые или действительно не понимают, или не хотят понимать всю сложность ситуации. И все станет просто.

Больше читайте книг.

Увиденная во сне обезьяна предостерегает от происков подленьких и мелких людишек, которые гадят исподтишка, если она сидит в клетке зоопарка. Выступающие в цирке обезьяны говорят о том, что вы напрасно доверяете окружающим вас льстецам. Прыгающие по деревьям в тропическом лесу вашего сновидения обезьяны – знак того, что придется иметь дело с глупыми, ограниченными и недальновидными людьми.

Брать обезьяну на руки предвещает болезнь кого-то из ваших родственников, кормить ее – с вами поступят по свински. Если во сне вас укусила обезьяна – наяву вас ожидает успех в любви. Обезьяна, закрывающая себе глаза руками, – будете унижены власть имущими или богатыми.

Охотиться на обезьян – к скорому замужеству. Убить обезьяну – одолеете серьезного противника. Мертвая обезьяна, которую раздирают хищники, – потерпите крах в новом начинании. Обезьяна исчезающая в пасти питона, – сдадитесь в любовный плен без особого сопротивления.

Маленькая мартышка предостерегает не доверять новым друзьям, клянущимся в своей искренности, гладить мартышку – к легкому недомоганию и головной боли.

Видеть во сне шимпанзе или орангутанга, миролюбиво настроенных, – окажетесь правы в серьезном споре; злобных и агрессивных – станете жертвой вероломства.

Огромная горилла во сне призывает к осторожности и осмотрительности в общении с незнакомыми людьми, особенно с новыми деловыми партнерами. Бросающаяся на вас с оскаленной пастью горилла – пострадаете от завистников.

Толкование снов из

Двое учёных из Йельского университета (экономист и психолог) решили научить обезьян пользоваться деньгами. И у них получилось.

Идею денег, как оказалось, могут усваивать существа с крохотным мозгом и потребностями, ограничивающимися едой, сном и сексом. Капуцины, на которых проводился эксперимент, – считаются зоологами одними из самых глупых приматов.

"На первый взгляд, и в правду может показаться, что им в жизни больше ничего и не нужно. Вы можете кормить их конфетами весь день и они буду уходить и приходить, уходить и приходить за ними постоянно. Может показаться, что капуцины – ходячие желудки", – говорят учёные.

Американские этологи провели эксперимент по введению «трудовых» отношений в стае капуцинов. Они придумали в вольере «работу» и «универсальный эквивалент» – деньги. Работа состояла в том, чтобы дергать рычаг с усилием в 8 килограммов. Значительное усилие для некрупных обезьян. Это для них настоящий малоприятный труд.

За каждый качок рычага обезьяна стала получать ветку винограда. Как только капуцины усвоили простое правило «работа = вознаграждение», им тут же ввели промежуточный агент – разноцветные пластмассовые кружочки. Вместо винограда они стали получать жетоны разного «номинала». За белый жетон можно было купить у людей одну ветку винограда, за синий – две, за красный – стакан газировки и так далее.

Вскоре обезьянье общество расслоилось. В нём возникли те же самые типы поведения, что и в человеческом сообществе. Появились трудоголики и лодыри, бандиты и накопители. Одна обезьяна умудрилась за 10 минут поднять рычаг 185 раз! Очень денег хотелось заработать. Кто-то предпочитал работе рэкет и отнимал у других.

Но главное, что отметили экспериментаторы, у обезьян проявились те черты характера, которые ранее не были заметны – жадность, жестокость и ярость в отстаивании своих денег, подозрительность друг к другу.

В продолжение изучения экономического поведения, обезьянам вручили другие «деньги» в виде серебряных дисков, с отверстием в середине. Через несколько недель капуцины усвоили, что за эти монетки можно получать пищу. Экспериментатор, который в молодости увлекался марксизмом, не стал проверять, правда ли труд превращает обезьяну в человека. Он просто раздал обезьянам эти монетки и научил использовать их для покупки фруктов. Перед этим выяснили, кто что любит, чтобы установить для каждой из обезьян свою шкалу предпочтений.

Сначала такса была единой – за кислое яблоко и кисть сладкого винограда просили одинаковое количество монет. Естественно, яблоки не пользовались успехом, а запасы винограда таяли. Но картина резко поменялась, когда цена на яблоки вдвое снизилась. После довольно долгого замешательства обезьяны решали практически полностью потратить свои монеты на яблоки. И только изредка позволяли себе полакомиться виноградом.

В один из дней, когда все подопытные животные в общей клетке уже знали, что одни предметы стоят дороже, а другие дешевле, одна из обезьян проникла в отсек, где хранилась коммунальная касса и присвоила все монетки себе, отбиваясь от людей, пытавшихся отобрать у нее металлическую добычу. ТАК ОБЕЗЬЯНЫ СОВЕРШИЛИ ПЕРВОЕ "ОГРАБЛЕНИЕ БАНКА".

Прошло еще несколько дней и КАПУЦИНЫ ОТКРЫЛИ ДЛЯ СЕБЯ

ФЕНОМЕН ПРОСТИТУЦИИ. Молодой самец дал монетку самке. Ученые думали, влюбился и сделал подарок. А нет, «девочка» вступила за деньги с кавалером в половую связь, а затем пошла к окошку, за которым дежурили ученые, и купила у них несколько виноградин. Все остались довольны: и обезьяны, и учёные. Обезьяны освоили либерально-капиталистические отношения, а ученые защитили докторскую.

Социальное поведение

Клетка. В ней 5 обезьян. К потолку подвязана связка бананов. Под ними лестница. Проголодавшись, одна из обезьян подошла к лестнице с явными намерениями достать банан. Как только она дотронулась до лестницы, открывается кран и ВСЕХ обезьян обливают очень холодной водой.

Проходит немного времени, и другая обезьяна пытается полакомиться бананом. Та же ледяная вода. Третья обезьяна, одурев от голода, пытается достать банан, но остальные хватают ее, не желая холодного душа.

А теперь, уберите одну обезьяну из клетки и замените ее новой обезьяной. Она сразу же, заметив бананы, пытается их достать. К своему ужасу, она видит злые морды остальных обезьян, атакующих ее. После третьей попытки она поняла, что достать банан ей не удастся.

Теперь уберите из клетки еще одну из первоначальных пяти обезьян и запустите туда новенькую. Как только она попыталась достать банан, все обезьяны дружно атаковали ее, причем и та, которую заменили первой (да еще с энтузиазмом).

И так, постепенно заменяя всех обезьян, вы придете к ситуации, когда в клетке окажутся 5 обезьян, которых водой вообще не поливали, но которые не позволят никому достать банан.

О традициях

В пустой комнате 5 шимпанзе. В центре комнаты лестница, сверху лежит банан. Когда первая обезьяна замечает банан, она лезет за ним по лестнице, чтобы схватить и съесть. Но как только она приближается к фрукту, с потолка на нее обрушивается струя ледяной воды и сбивает вниз. Другие обезьяны тоже пытаются забраться на лестницу. Всех сбивает вниз струя холодной воды, и они отказываются от попыток взять банан.

Воду выключают, а одну вымокшую обезьяну заменяют новой, сухой. Не успевает она войти, старые пытаются не дать ей забраться на лестницу, чтобы ее тоже не окатило водой. Новая обезьяна не понимает, в чем дело. Она видит только группу собратьев, мешающих ей взять вкусный фрукт. Тогда она пытается прорваться силой и дерется с теми, кто не хочет ее пропускать. Но она одна, и четыре прежних обезьяны берут верх.

Другую промокшую обезьяну заменяют новой сухой. Как только она появляется, предшественник, подумавший, что именно так нужно встречать новичков, набрасывается на нее и колотит. Новичок даже не успевает заметить лестницу и банан, он уже вне игры.

Затем третью, четвертую и пятую вымокших обезьян заменяют по очереди сухими. Каждый раз, как только новички появляются, их колотят. Прием становится с каждым разом все более жестоким. Обезьяны все вместе бросаются на новичка, как будто стараясь улучшить ритуальный прием.

В финале на лестнице по прежнему лежит банан, но пять сухих обезьян оглушены постоянной дракой и даже не думают приблизиться к фрукту. Их единственной заботой является следить за дверью, откуда появится новая обезьяна, чтобы скорее напасть на нее.

Почему так происходит? Потому что у них тут уже ТАК ПРИНЯТО.




Top