Орландо лассо произведения. Биография

Франко-фламандский композитор, один из величайших мастеров полифонии так называемого строгого стиля 16 в., завершивший развитие полифонич. нидерландской школы. В детстве пел в церк. хоре г. Монс. Работал в Сицилии, Сев. Италии, Франции, затем - в Милане, Риме, Венеции, Неаполе, Лондоне, Антверпене. С 1556 служил в Мюнхене, пел в хоре придв. капеллы баварского герцога, в 1560 руководил этой капеллой. Здесь Лассо приобрёл мировую известность, был прозван «князем музыки» и «бельгийским Орфеем». Из Мюнхена выезжал в Нидерланды, Германию, Италию и Францию. В Париже встречался с французскими поэтами «Плеяды» (П. Ронсаром, Ж. А. де Баифом), оказавшими влияние на формирование гуманистич. мировоззрения Лассо. Работая в Мюнхене, глубоко освоил муз. культуру Германии, что особенно отразилось в его нем. песнях.

Творчество Лассо, типич. представителя гуманистич. культуры, обобщившего особенности разл. нац. муз. культур (нидерл., итал., франц., нем.), приобрело общеевроп. значение. Хор. полифония Высокого Возрождения достигла в его музыке наивысшего расцвета. Автор св. 2000 произв., Лассо использовал все существовавшие в его время светские (мадригалы, вилланеллы) и духовные (мессы, мотеты, псалмы) жанры; характерно, что месса не была гл. жанром в его творчестве, как у др. современников Лассо, уступая место мотету. Образный мир его музыки широк и разнообразен: Лассо свойственны настроения скорби и юмора (в жанрово-бытовых песнях), философская углублённость и драматически сильные страсти, тонкая душевная лирика. В б.ч. сочинений (в т.ч. и культовых) Лассо обращался к нар. песенности. Реалистич. направленность его творчества проявилась в жизненной правдивости образов, ярких, рельефных картинах окружающего быта, глубоком проникновении во внутренний мир человека.

Светские произв., особенно песни, - б.ч. гомофонные, но с элементами имитационной полифонии. В духовных произв. господствует развитая ясная и прозрачная полифония. В имитационных построениях наряду с типичным для строгого стиля тематизмом (простейшие попевки декламационного характера) Лассо применяет сложные колоратурные мелодии большого диапазона, предвосхищающие конц. тематизм сольных арий 17 в. В тональном развитии тем намечаются принципы фугированной формы. Лассо виртуозно владел техникой канона, широко использовал разнообразные виды вертикально-подвижного контрапункта, обращения и метроритмич. изменения темы, вариации остинатного типа.

Блестящие образцы полифонич. искусства Лассо - в его сб. мотетов «Великое музыкальное творение» («Magnum opus musicum», 516 пьес для 2-10 и 12 голосов). Мотеты Лассо отличаются разнообразием образов и средств их муз. воплощения; многие созданы в связи с определённым событием («по случаю») - торжественные, праздничные, поздравительные; есть и скорбные, драматич., жанровые, юмористич., почти бурлескные (в 8-голосном мотете подвыпившие монахи комически смешивают слова духовного гимна с текстами песен бродячих студентов), идиллич., изображающие картины сельской жизни, и др. Во мн. мотетах и др. духовных вок. произв. Лассо опирается на интонации протестантского хорала, рождеств. песен (напр., мотет No 196 осн. на рождеств. песне «Joseph, lieber Joseph mein»).

В мессах использовал народные мелодии, иногда вплетая их в общую музыкальную ткань в имитационной полифонии. Часто Лассо для своих духовных песен брал мелодии, написанные на светские тексты. В мотетах и покаянных псалмах, проникнутых трагич., скорбными эмоциями, Лассо пользовался исключительно смелыми для его времени приёмами: хроматизмами, подчёркнутыми перечениями, модуляциями в далёкие тональности и др., способствующими усилению драм. экспрессии и передаче сложных психологич. состояний.

Интерес представляет гармонич. развитие в прологе цикла «Пророчества Сивилл» («Prophetiae Sibyllarum»), осн. на резких гармонич. сдвигах (G-dur- H-dur, C-dur-E-dur) с последующим постепенным возвращением в исходную тональность (предвосхищает хроматич. приёмы К. Джезуальдо). Разнообразны по характеру и многочисл. светские песни Лассо (морализующего содержания, повествовательные, застольные, куртуазные, любовные, юмористические, сатирич., жанрово-бытовыо) - итал. вилланеллы и мадригалы, франц. шансон, многогол. нем. песни на тексты поэтов античности и эпохи Возрождения М. П. Вергилия, Горация, Ф. Петрарки, Т. Тассо, Л. Ариосто, Ф. Вийона, П. Ронсара, Ж. Дю Белле, а также Г. Сакса и др. нем. мейстерзингеров и нар. поэтов. Мелодии мн. песен осн. на нар.-песенных интонациях.

И в 20 в. сохранила популярность вилла-нелла «Моя милая матрона» («Matrona mia саrа») с звукоподражат. припевом «дон-дон», имитирующим лютневый аккомпанемент в серенаде. В нем. песнях использовал характерную форму мейстерзанга (т. н Barform), состоящую из 2 тождественных по мелодике строф и отличающегося от них припева (использована Р. Вагнером в опере «Мейстерзингеры»). В ряде песен живописал быт улицы (с выкриками торговцев), семейные сцены, высмеивал духовенство и т.д. (напр., во франц. песне «Богородицу прочитать умеешь?» юмористически изображается, как один монах проверяет другого в знании молитвы); такие рыночные картинки, пирушки, жалобы жены на пьяницу мужа напоминают бытовые сценки и интерьеры голл. художников (А. ван Остаде, P. де Хоха, Д. Тенирса, А. Брауэра, Г. Терборха). Нек-рым любовным песням (напр., франц. шансон «О мать любви, Киприда!») Лассо придавал драм. характер, передавая напряженные психологич. состояния (прообразы оперных сценок); многие имеют танц. характер (новшество в вок.-хоровой полифонии 16 в.)

При изображении разл. «персонажей» и ситуаций Лассо обнаруживает исключит. мастерство муз. характеристики. Впечатляющий художеств. эффект достигается красочным противопоставлением отд. групп хора; этот приём использован в знаменитой, всемирно известной и в совр. хор репертуаре (в т.ч. сов. хоров) итал. песне «Эхо» (вероятно, на собств. текст), в которой красочное сопоставление 2 хоров (вблизи и в отдалении) путем повторения piano одним хором коротких фраз другого создает эффект эхо.

Стиль Лассо - значит. шаг вперед по пути к гармонич. ясности. Он уже широко пользовался приемами гомофонного письма, предвосхитив монодию, зародившуюся на рубеже 16-17 вв. и получившую развитие в оперном жанре. Нек-рые мелодии в произв. Лассо явились провозвестниками оперного речитатива (в произв. Я. Пери, К. Монтеверди и др.). Пользуясь старинными диатонич. ладами, Лассо вводил и элементы мажора и минора, особенно в кадансовых построениях, что предвосхитило ладотональную систему последующей классической эпохи в истории музыкальною искусства.

Статуя Орландо ди Лассо (нем. Statue des Roland de Lattre)

Рубрика: Мюнхен

Поклонники называли композитора Орландо ди Лассо королем музыки. Его настоящее имя - Роланд де Латтре (Roland de Lattre), но обычно его называли Орландо ди Лассо. Он сочинил около 1500 работ, некоторые из них не были доступны общественности, а предназначались лишь для знаменитостей. Ди Лассо был одним из самых важных композиторов периода Высокого Возрождения. Рожденный в 1532 году, он с 1553 года был капельмейстером в Риме, а в 1556 году его пригласили в Мюнхен для руководства придворной капеллой. В этом городе он провел свои последние годы жизни. Ди Лассо умер в 1564 году в Мюнхене, его надгробный камень находится в .

После того, как в 1884 году мотета ди Лассо во время процессии Тела Христова в Мюнхене якобы остановила дождливую погоду, его музыка окончательно стала рассматриваться народом в качестве божественной.

Король Людвиг I Баварский в 1847 году поручил немецкому скульптору Максу фон Виднманну (нем. Max von Widnmann) создать статую Орландо ди Лассо. После того, как было принято решение разместить перед Одеоном произведение искусства, Его Величество выбрал в качестве подходящего памятник Орландо ди Лассо, который и был установлен на свободной площади перед Одеоном 15 октября 1849 года.

Людвиг I заплатил Виднманну за это 1500 гульденов. Статуя была отлита Фердинандом фон Миллером. В целом, на создание памятника Орландо ди Лассо было потрачено около 14500 гульденов.

Сегодня памятник композитору Орландо ди Лассо выполняет двойную функцию, поскольку после смерти в 2009 году Майкла Джексона его баварские поклонники выбрали бронзовую фигуру Орландо ди Лассо, чтобы украсить ее многочисленными фотографиями, текстами песен, плакатами, цветами и свечами. Так памятник Орландо ди Лассо стал также и местом поклонения Майклу Джексону. Почему же это произошло именно вокруг памятника Орландо ди Лассо? Потому что Майкл Джексон всегда проживал в отеле напротив, когда он останавливался в Мюнхене.

Адрес: Променадеплац, 80333 Мюнхен, Германия.

Карта расположения:

JavaScript must be enabled in order for you to use Google Maps.
However, it seems JavaScript is either disabled or not supported by your browser.
To view Google Maps, enable JavaScript by changing your browser options, and then try again.

Его художественное и музыкальное наследие настолько велико, что до сих пор не исследовано до конца. Влияние, которое оно оказало на культуру и искусство всего человечества, просто неоценимо.

Итак, встречайте - Орландо Лассо (Orlando Lasso).

Детство

Родился будущий талантливый композитор в 1532 году в валлонском городе Монсе (Бельгия), где преимущественным языком населения являлся французский.

Имея красивый, хорошо поставленный голос, Орландо с детских лет начинает петь в церковном хоре, услаждая слух людей всех возрастов и сословий. Там же, в соборе святого Николая, маленький Орландо Ди Лассо знакомится с богослужебными учениями, проникается религиозным духом и получает некоторое представление о музыкальном искусстве того времени. Такие знания впоследствии окажут огромное влияние на жизнь и деятельность одаренного ребенка.

Это произошло, когда мальчику было двенадцать лет. На его звучное красивое песнопение обратил внимание Ферранте I Гонзага - граф и сицилийский вице-король, прославленный военачальник Священной Римской империи. Он предложил талантливому хористу место певчего в своей капелле.

Лассо Орландо воспользовался подарком судьбы. Вместе со своим господином он путешествует по Италии, посещает красивые живописные города и занимается самообразованием. Именно в этот период Лассо Орландо начинает сочинять музыку в стиле итальянского фольклора и завоевывает популярность современников.

Молодость

В возрасте семнадцати лет Орландо Лассо, биография и творчество которого являются предметом нашей статьи, переходит на службу к известному неаполитанскому меценату, маркизу делла Терцу и продолжает творить талантливо и плодотворно.

Лассо не было и двадцати лет, когда он получил ответственную и влиятельную должность капельмейстера кафедрального римского собора имени Святого Иоанна Крестителя. То, что столь юному человеку доверили такой важный руководящий пост, говорит о многом: Лассо-композитор был оценен современниками по достоинству.

В обязанности капельмейстера входило не только дирижерство оркестром и хором, но и написание музыки, приуроченной к особо торжественным случаям.

Через три года талантливый Орландо покидает свое высокопоставленное место и уезжает на родину. По некоторым сообщениям, это происходит из-за болезни матери.

Первые печатные сочинения

После смерти родителей Лассо Орландо переезжает во фламандский Антверпен, где в одном сборнике издаются его талантливые произведения. В этом молодому композитору оказывает неоценимую помощь и поддержку Тильман Сузато - известный композитор и влиятельный нотоиздатель.

В огромный сборник вошли небольшие любовно-лирические произведения в итальянском стиле (мадригалы), а также строфические вокальные произведения (французские шансоны) и произведения многоголосой фактуры (латинские мотеты).

Повышение по службе

В возрасте двадцати четырех лет Лассо Орландо, музыка которого обрела широкую известность за пределами его родины, получил судьбоносное приглашение ко двору баварского герцога Альбрехта V. Альбрехт Баварский славился своим добрым нравом и покровительственным отношением к деятелям искусства.

Вначале композитор служил в качестве певчего в хоре. Он обладал высоким тенором, брал так называемые королевские ноты. Но через семь лет талантливому певцу доверили место придворного капельмейстера.

Он очень ревностно и усердно взялся за дело. Создал необходимый коллектив из людей, обладающих не только красивым голосом, но и музыкальным слухом. Тщательно занимался обучением каждого певца или музыканта.

Очень скоро герцогский хоровой оркестр стал высокопрофессиональным музыкальным ансамблем, слава о котором пошла по всему миру, а Мюнхен - город, в котором он находился, - стал одним из важнейших музыкальных центров Европы.

Орландо Лассо, произведения которого регулярно исполнялись в баварской капелле, постепенно становясь востребованными и в других уголках земли, стал заниматься преподавательской деятельностью. Тем самым он упрочил свой талант и свое влияние среди ценителей искусства, а также увеличил свой капитал.

Отношение к композитору

В те времена великие и талантливые музыканты зачастую становились слугами людей, в домах которых они служили. Но Лассо Орландо удалось избежать такой незавидной участи.

Наделенный живым умом и прекрасным чувством юмора, известный композитор смог добиться к себе уважительного, даже почтительного отношения со стороны богачей и вельмож. Лассо был хорошим собеседником: умел внимательно слушать и вовремя вставить красноречивое или остроумное слово. Обладая познаниями в различных видах искусства, Орландо считался великим ценителем и авторитетным знатоком. Он мог затронуть сердце искренними речами или же веселыми шутками, рядом с ним остальные чувствовали себя легко и непринужденно. Поэтому неудивительно, что уже через два года после прибытия к герцогскому двору обаятельный композитор женился на дочери влиятельной дамы и вел открытую светскую жизнь, приглашая на личные приемы самого Альбрехта V.

Последние годы

Исполняя свои обязанности капельмейстера, Лассо Орландо много путешествовал по Италии, Франции и Англии. Он делился своим творчеством с другими талантливыми музыкантами, набирался в поездках новых эмоций и впечатлений, черпал из них вдохновение.

Однажды ему - уже опытному знаменитому композитору предложили почетное место в Дрездене при короле Саксонии, но он отказался от этого, как и от многих других заманчивых приглашений, так как не хотел разрушать хорошо налаженный быт и покидать двор, где он обрел успокоение и благополучие.

Говорят, что под конец жизни Лассо был облагодетельствован очень щедро и даже с избытком. Действующий герцог (а это был сын Альбрехта - Вильгельм Благочестивый) освободил его от обязанностей капельмейстера по состоянию здоровья, выделил немалое пенсионное пособие и подарил прекрасную виллу.

Становление музыкального искусства

На творчество композитора большое влияние оказали его заграничные поездки по Европе. Вникая в культуру разных стран, он глубоко размышлял над ее национальными особенностями и перенимал в свои произведения то, что считал самым ярким и самым успешным достижением того времени.

На гуманистическое мировоззрение Лассо, которое он отразил во многих своих сочинениях, повлияло его общение с такими как Ронсар и де Баиф.

Религиозное творчество

Большинство вокальных произведений Лассо - это церковная музыка, содержащая собственные стихи композитора или же переделанные рифмы, позаимствованные цитаты.

Здесь следует упомянуть о более чем шестидесяти мессах автора, его реквиеме (заупокойной или траурной крупной оратории) и четырех циклах страстей (вокально-драматических сочинений, посвященных страданиям Христа). Благозвучная и животрепещущая церковная музыка Орландо это и произведения, перечисленные ниже:

  1. Оффиций Страстной недели - особое богослужение, расписанное по часам.
  2. Более ста магнификатов, основанных на молитве (или славословии) Марии - матери Христа, взятой из Евангелия от Луки, первой главы.
  3. Более ста гимнов - песен, прославляющих библейских персонажей.
  4. Множество других духовных произведений (в стиле шансон или мадригал). Здесь также необходимо отметить талантливо выполненный шансон о еврейке Сусанне и двух порочных старцах. Популярная история для произведения взята из неканонических, или апокрифических, источников.
  5. Церковные распевы, основанные на местах из Священного Писания.
  6. Сотни духовных мадригалов и мотетов, среди которых более всего известны и значимы цикл из семиголосных небольших композиций “Слезы святого Петра” и сборник “Покаянные псалмы Давида”.

Светское творчество

Но Орландо Лассо не ограничивал свой талант лишь религиозными сочинениями. Музыка эпохи Возрождения не была бы такой прекрасной, обновленной и величественной, если бы не его исключительные, актуальные и интенсивные произведения. Среди них обязательно необходимо обратить внимание на следующие:

  1. Более ста пятидесяти вилланелл. Вилланелла - деревенская песня в неаполитанской манере, отличающаяся лирической поэзией с нотками комизма и многоголосой музыкой.
  2. Около двухсот моресок. Мореска - композиция из песни и танца, причудливо изображающая мавров.
  3. Множество канцон. Канцона - лирическая песня трубадуров.
  4. Более ста сорока немецких старинных песен.
  5. Около двухсот пятидесяти светских мадригалов, шансонов и фабурдонов.
  6. Почти пятисот мотетов. Мотет - вокальное многоголосое произведение с использованием полифонического склада. Такие сочинения Лассо были предназначены для светского обихода, в дидактических или церемониальных целях.

Юмористические произведения

Лассо также писал комические песни. Например, его застольные композиции (“Теперь можно возрадоваться” или “Боже, ты сотворил вино”) наполнены яркими юмористическими красками и легки для восприятия. Они настраивают слушателей на положительный лад, расслабляют и развлекают, что так необходимо во время пиршеств и гуляний.

Насмешливые звучания слышны и в знаменитой любовной серенаде, сочиненной Орландо, где тонким юмористическим штрихом является то, как немецкий солдат коверкает итальянские слова.

Также великий композитор создал ряд легкомысленных произведений, где в беспечной шаловливой форме описывал несерьезные, ветреные или фривольные моменты, взятые из жизненного обихода.

Здесь необходимо упомянуть его беззаботный дурашливый шансон о светской даме, рассматривающей естество мраморной статуи; или же вилланеллу о прекрасном веретене, которым торгуют на пробу. Причем под веретеном здесь подразумевается женщина легкого поведения, продающая свои ласки другим.

Среди других юмористических произведений необходимо, для объективности, обратить внимание на сочинения сомнительного содержания, прославляющие алкоголь и пьянство. Причем созданы они были как пародийные подражания серьезным церковным песнопениям.

Отличительные особенности творчества

Музыка эпохи Возрождения была бы не так ярка и многообразна, не так самобытна и прогрессивна, если бы не творческая деятельность Орландо Лассо.

Стиль Лассо - это гармоничное соединение народных мелодий и бытовых сцен с возвышенной профессиональной музыкой и духовной, поучительной тематикой.

В своем творчестве великий композитор не останавливался лишь на одной сюжетной линии или на одном жанре. Используя разные стили и композиции, Орландо писал свои произведения на светские и духовные темы, причем мир его музыки был многогранен и разнообразен. Он мог одинаково талантливо и реалистично передавать скорбные мотивы и юмористичное звучание, тонкие душевные переживания и страстные похотливые желания, философские размышления и малопристойные похождения.

Используя народные мелодии и фольклорные отзвуки, Лассо создавал композиции со сложными колоритными мелодиями большого диапазона, виртуозным изменением тембра и вибрации.

В своих песнях талантливый музыкант использовал посторонние звуки - уличные крики или семейные реплики, придавал им неповторимый драматический характер или танцевальное амплуа, что являлось некоторым нововведением для музыкального искусства того времени.

Личная жизнь

Орландо Лассо женился в возрасте двадцати девяти лет на баварской придворной знатной даме Регине Векингер. Это был долгий многодетный брак. Примечательно, что двое из сыновей великого композитора - Рудольф и Фердинанд - впоследствии стали хорошими музыкантами.

Смерть

Умер Лассо Орландо в Мюнхене в возрасте шестидесяти двух лет. Был погребен при францисканской церкви.

Сразу же после смерти ему был установлен роскошный, из красного мрамора, памятник. Надгробие изображало картину захоронения Христа, а также самого умершего с потомками мужского пола, и его вдову - с потомками женского пола.

На барельефе была выгравирована длинная хвалебная эпитафия, а также семейный герб Лассо.

Из-за массовых беспорядков, начавшихся в 1800-е годы в Баварии, судьба надгробия на данный момент неизвестна.

Содержание статьи

ЛАССО, ОРЛАНДО ДИ (Lassus, Orlande de; Lasso, Orlando di; Rolande de Lattre) (ок. 1532–1594), композитор, уроженец Фламандии, один из крупнейших музыкальных деятелей эпохи Возрождения . Имя его употребляется в разных формах: часто в латинской (Орландус Лассус), итальянской (Орландо ди Лассо, этот вариант предпочитал сам композитор), иногда во французской (Роланд де Латтр). В русском музыкознании употребительна итальянская версия.

Лассо родился в Монсе (ныне Бельгия). Биографы рассказывают о детстве музыканта маловероятные истории. Якобы, когда Лассо мальчиком пел в хоре кафедрального собора Монса, его чудесный голос очаровал вице-короля Сицилии Фернандо Гонзага, воевавшего в Нидерландах в армии императора Карла V, и тот против воли родителей взял ребенка с собой в Италию. Однако, в архивах собора нет никаких упоминаний о подобном факте. Верно то, что позже Лассо жил в Неаполе, по-видимому в доме другого мецената, а возможно, он посетил и Рим, где, по рассказам, в возрасте 22 лет исполнял обязанности руководителя хора в церкви Сан Джованни ин Латерано.

Позже Лассо вернулся в Монс и, узнав о смерти родителей, отправился во Францию, а по некоторым сведениям, совершил и путешествие в Англию. На какое-то время он задержался в Антверпене: там были напечатаны его первые мотеты и мадригалы . Во время пребывания в этом городе он получил приглашение от правящего герцога Альбрехта V Баварского стать музыкантом при его дворе в Мюнхене. Лассо прибыл в Мюнхен в 1556 или 1557 и вскоре получил должность придворного капельмейстера.

В эпоху, когда музыканты часто бывали просто слугами в дворянских домах (даже Бах, столетием позже, в юности носил лакейскую ливрею), Лассо быстро сумел завоевать уважение своего хозяина. Он женился на дочери одной придворной дамы и, по всей видимости, стал другом герцога и его семьи: во всяком случае, герцог принимал от музыканта приглашения на обед. Герцогская семья состояла из страстных любителей музыки, но можно предположить, что в Лассо герцог ценил не только блестящего профессионала, но и остроумного, веселого собеседника: Лассо часто развлекал хозяев оригинальными анекдотами о музыке и музыкантах и даже поставил при дворе собственную музыкальную комедию.

Жизнь Лассо текла относительно спокойно, и благодаря покровительству герцога он мог полностью отдаться сочинению и изданию своих произведений – нескончаемого потока музыки. В качестве интерлюдий можно рассматривать поездки Лассо во Францию и Италию (где папа Римский пожаловал музыканта в кавалеры ордена Золотой шпоры).

Слава Лассо распространилась по Европе, и второй его визит во Францию был связан с приглашением занять пост при дворе. Поступали предложения от короля Саксонского и разных итальянских вельмож. Однако герцог Баварский, не желая потерять музыканта, принял соответствующие меры: был подписан пожизненный контракт.

В последние годы жизни Лассо впал в меланхолию, что, очевидно, сказалось на его здоровье: герцог освободил музыканта от придворных обязанностей, дал ему высокую пенсию и подарил загородный дом. Лассо умер 14 июня 1594 и был похоронен на мюнхенском францисканском кладбище. Ныне его надгробный памятник находится в Баварском национальном музее.

Творчество.

При взгляде на огромное творческое наследие Лассо – полторы тысячи мотетов, 53 мессы, сотня магнификатов и других литургических произведений, полторы сотни мадригалов, сотни французских шансон, немецких песен (Lieder), вилланел, мореск (буквально «мавританская» – музыкально-танцевальная форма; в данном случае зарисовка негров-рабов в Неаполе) и других мелких пьес – вспоминается остроумное замечание Генделя по поводу его современника Телемана: «Он мог положить на музыку любой текст, даже афишу». Лассо рассматривал музыку как зеркало, отражающее все стороны жизни.

Слава Лассо как церковного композитора связана главным образом с его непревзойденными мотетами. Его мессы прекрасны, но вряд ли могут быть названы глубоко духовными произведениями, полностью отвечающими литургическим целям. Существует мнение, что Лассо заходит иногда слишком далеко в этом направлении: например, он вводит в литургию темы песен с красноречивыми названиями «Я никогда не ем свинину», «Доброе вино», «Давай стащим ячмень», приспосабливая к ним слова Св. Писания. Одна из лучших месс Лассо написана на очаровательную мелодию песни с вполне откровенным названием «Сладкое воспоминание». Конечно, композитор не всегда использовал в церковной музыке песенные темы; несколько превосходных месс Лассо не имеют никакого отношения к светским мелодиям.

В полной мере драматические, описательные и изобразительные качества дарования композитора раскрываются в его мотетах, иллюстрирующих едва ли не все евангельские события и сцены, а также в произведениях, основанных на прозаических и поэтических текстах Божественной литургии. Высшее достижение Лассо в церковной музыке строгого стиля – Семь покаянных псалмов . В одном из мотетов – изящном трехголосном песнопении на Рождество Христово – можно обнаружить некое предвосхищение вагнеровской лейтмотивной техники: волхвы во время своего путешествия к яслям Младенца все время восклицают: «В Вифлеем!» Созданные композитором сто музыкальных версий Магнификата, образующие, по удачному выражению одного писателя, «духовный букет, преподносимый Пречистой Деве», – уникальный памятник художественного вдохновения и тоже одна из вершин творчества Лассо.

В сфере светской музыки Лассо не имеет соперников среди современников. Здесь открывается широкое поле для его склонности к шутке и сатире, и особенно это проявляется в лаконичных пьесах – зарисовках характеров и сцен из повседневной жизни. Тут и молодая жена, жалующаяся на черствость старого мужа, и смешной судейский чиновник, и молодой монах, и солдат-наемник, взывающий к даме сердца, и серенада влюбленного, и портрет возлюбленной. Уже в молодости, находясь в Италии, Лассо обратился к жанру мадригала; он черпал стихи из сокровищницы ренессансной поэзии, как итальянской, так и французской – Петрарки, Ариосто, Ронсара и их современников, и воплощал вдохновенные строки в музыке.

Лассо считается последним из нидерландских мастеров, которые главенствовали на европейской музыкальной сцене в течение более столетия; на самом деле его творчество демонстрирует слияние нидерландского и итальянского стилей. Влияние итальянских мадригалистов преображает старое нидерландское полифоническое письмо, основанное на равноправии всех голосов, в более современный и богатый возможностями стиль. Лассо – один из величайших художников той эпохи, когда на протяжении жизни двух поколений складывается новая техника гомофонно-гармонического письма (мелодия с аккомпанементом) в мажоро-минорной ладовой системе.

Франко-фламандский композитор, один из величайших мастеров полифонии так называемого строгого стиля 16 в., завершивший развитие полифонич. нидерландской школы. В детстве пел в церк. хоре г. Монс. Работал в Сицилии, Сев. Италии, Франции, затем - в Милане, Риме, Венеции, Неаполе, Лондоне, Антверпене. С 1556 служил в Мюнхене, пел в хоре придв. капеллы баварского герцога, в 1560 руководил этой капеллой. Здесь Лассо приобрёл мировую известность, был прозван «князем музыки» и «бельгийским Орфеем». Из Мюнхена выезжал в Нидерланды, Германию, Италию и Францию. В Париже встречался с французскими поэтами «Плеяды» (П. Ронсаром, Ж. А. де Баифом), оказавшими влияние на формирование гуманистич. мировоззрения Лассо. Работая в Мюнхене, глубоко освоил муз. культуру Германии, что особенно отразилось в его нем. песнях.

Творчество Лассо, типич. представителя гуманистич. культуры, обобщившего особенности разл. нац. муз. культур (нидерл., итал., франц., нем.), приобрело общеевроп. значение. Хор. полифония Высокого Возрождения достигла в его музыке наивысшего расцвета. Автор св. 2000 произв., Лассо использовал все существовавшие в его время светские (мадригалы, вилланеллы) и духовные (мессы, мотеты, псалмы) жанры; характерно, что месса не была гл. жанром в его творчестве, как у др. современников Лассо, уступая место мотету. Образный мир его музыки широк и разнообразен: Лассо свойственны настроения скорби и юмора (в жанрово-бытовых песнях), философская углублённость и драматически сильные страсти, тонкая душевная лирика. В б.ч. сочинений (в т.ч. и культовых) Лассо обращался к нар. песенности. Реалистич. направленность его творчества проявилась в жизненной правдивости образов, ярких, рельефных картинах окружающего быта, глубоком проникновении во внутренний мир человека.

Светские произв., особенно песни, - б.ч. гомофонные, но с элементами имитационной полифонии. В духовных произв. господствует развитая ясная и прозрачная полифония. В имитационных построениях наряду с типичным для строгого стиля тематизмом (простейшие попевки декламационного характера) Лассо применяет сложные колоратурные мелодии большого диапазона, предвосхищающие конц. тематизм сольных арий 17 в. В тональном развитии тем намечаются принципы фугированной формы. Лассо виртуозно владел техникой канона, широко использовал разнообразные виды вертикально-подвижного контрапункта, обращения и метроритмич. изменения темы, вариации остинатного типа.

Блестящие образцы полифонич. искусства Лассо - в его сб. мотетов «Великое музыкальное творение» («Magnum opus musicum», 516 пьес для 2-10 и 12 голосов). Мотеты Лассо отличаются разнообразием образов и средств их муз. воплощения; многие созданы в связи с определённым событием («по случаю») - торжественные, праздничные, поздравительные; есть и скорбные, драматич., жанровые, юмористич., почти бурлескные (в 8-голосном мотете подвыпившие монахи комически смешивают слова духовного гимна с текстами песен бродячих студентов), идиллич., изображающие картины сельской жизни, и др. Во мн. мотетах и др. духовных вок. произв. Лассо опирается на интонации протестантского хорала, рождеств. песен (напр., мотет No 196 осн. на рождеств. песне «Joseph, lieber Joseph mein»).

В мессах использовал народные мелодии, иногда вплетая их в общую музыкальную ткань в имитационной полифонии. Часто Лассо для своих духовных песен брал мелодии, написанные на светские тексты. В мотетах и покаянных псалмах, проникнутых трагич., скорбными эмоциями, Лассо пользовался исключительно смелыми для его времени приёмами: хроматизмами, подчёркнутыми перечениями, модуляциями в далёкие тональности и др., способствующими усилению драм. экспрессии и передаче сложных психологич. состояний.

Интерес представляет гармонич. развитие в прологе цикла «Пророчества Сивилл» («Prophetiae Sibyllarum»), осн. на резких гармонич. сдвигах (G-dur- H-dur, C-dur-E-dur) с последующим постепенным возвращением в исходную тональность (предвосхищает хроматич. приёмы К. Джезуальдо). Разнообразны по характеру и многочисл. светские песни Лассо (морализующего содержания, повествовательные, застольные, куртуазные, любовные, юмористические, сатирич., жанрово-бытовыо) - итал. вилланеллы и мадригалы, франц. шансон, многогол. нем. песни на тексты поэтов античности и эпохи Возрождения М. П. Вергилия, Горация, Ф. Петрарки, Т. Тассо, Л. Ариосто, Ф. Вийона, П. Ронсара, Ж. Дю Белле, а также Г. Сакса и др. нем. мейстерзингеров и нар. поэтов. Мелодии мн. песен осн. на нар.-песенных интонациях.

И в 20 в. сохранила популярность вилла-нелла «Моя милая матрона» («Matrona mia саrа») с звукоподражат. припевом «дон-дон», имитирующим лютневый аккомпанемент в серенаде. В нем. песнях использовал характерную форму мейстерзанга (т. н Barform), состоящую из 2 тождественных по мелодике строф и отличающегося от них припева (использована Р. Вагнером в опере «Мейстерзингеры»). В ряде песен живописал быт улицы (с выкриками торговцев), семейные сцены, высмеивал духовенство и т.д. (напр., во франц. песне «Богородицу прочитать умеешь?» юмористически изображается, как один монах проверяет другого в знании молитвы); такие рыночные картинки, пирушки, жалобы жены на пьяницу мужа напоминают бытовые сценки и интерьеры голл. художников (А. ван Остаде, P. де Хоха, Д. Тенирса, А. Брауэра, Г. Терборха). Нек-рым любовным песням (напр., франц. шансон «О мать любви, Киприда!») Лассо придавал драм. характер, передавая напряженные психологич. состояния (прообразы оперных сценок); многие имеют танц. характер (новшество в вок.-хоровой полифонии 16 в.)

При изображении разл. «персонажей» и ситуаций Лассо обнаруживает исключит. мастерство муз. характеристики. Впечатляющий художеств. эффект достигается красочным противопоставлением отд. групп хора; этот приём использован в знаменитой, всемирно известной и в совр. хор репертуаре (в т.ч. сов. хоров) итал. песне «Эхо» (вероятно, на собств. текст), в которой красочное сопоставление 2 хоров (вблизи и в отдалении) путем повторения piano одним хором коротких фраз другого создает эффект эхо.

Стиль Лассо - значит. шаг вперед по пути к гармонич. ясности. Он уже широко пользовался приемами гомофонного письма, предвосхитив монодию, зародившуюся на рубеже 16-17 вв. и получившую развитие в оперном жанре. Нек-рые мелодии в произв. Лассо явились провозвестниками оперного речитатива (в произв. Я. Пери, К. Монтеверди и др.). Пользуясь старинными диатонич. ладами, Лассо вводил и элементы мажора и минора, особенно в кадансовых построениях, что предвосхитило ладотональную систему последующей классической эпохи в истории музыкальною искусства.

Изд.: сб 5-голосных (изд. в 1567, 1572, 1576) и 4-голосных (1582, 1583) нем. духовных и светских песен, нем. 3-голосные псалмы (1588); сб. нем. и франц. 6-голосных песнопений (1590); сб. 4-голосных (1560), 4-5-6-голосных магнификатов, мадригалов (1555, 1557, 1567, 1585), сб 4-голосных (1564), 5-голосных, 6-голосных (1560, 1587) и 8-голосных (1592) франц. шансон; сб. духовных 5-голосных песнопений (1562); сб. 3-голосных (1575), 4-6-голосных мотетов (1564, 1565, 1566); сб. 4-голосных песнопений в сопровождении разл. инструментов (1569); 5-голосные псалмы Давида (1584); 4-6-голосные магнификаты (1587); 4-6-голосные мессы (1570, 1577, 1581), сб. Magnum opus musicum (изд посмертно, 1604).




Top