Осел а что вы тут делаете. Мальчик «А что это вы тут делаете?» стал грузчиком, а «Петров» - бизнесменом

Советские комедийные художественные фильмы отличают такие знакомые каждому выросшему на них человеку сюжеты, легкая ирония и тот непередаваемый колорит, который превратил их в эпохальный феномен в истории мирового кинематографа. Каждый из них уже давно разобран на фразы, которые стали крылатыми. Мы вновь и вновь пересматриваем такие любимые ленты, хотя и видели их уже далеко не раз, смеясь и переживая вместе с их героями.

В 1964 году в прокат вышла дебютная полнометражная работа режиссера Элема Климова, которая была просто обречена на успех, – «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен».

События этого легендарного фильма переносят зрителя в атмосферу классического пионерского лагеря. Как и положено, в каждой ленте о детях есть своенравный хулиган – в этом случае им оказался Костя Иночкин. Сорванец вопреки всем требованиям администрации покинул купальню и переплыл реку, за что без промедления был исключен. Боясь реакции строгой бабушки, мальчик тайком пробирается назад в лагерь и пытается «продержаться» до конца смены, заручившись помощью приятелей. Но наша история не о нем.

«А чой-то вы тут делаете, а?» – одна из тех самых фраз, о которых мы уже упоминали. Говорил ее мальчик с сачком – смешной, любопытный и при этом удивительно милый. Его сыграл малоизвестный актер с тяжелой судьбой Вячеслав Царев, который запомнился миллионам любителей советского кино именно этой ролью.

Ему было всего 13, когда его выбрали из трех сотен претендентов. Комический образ, который с большой вероятностью стал бы постоянным амплуа Царева, по тем временам считался не самым престижным, но мальчику прочили успешное будущее, как минимум, он мог бы повторить успех Савелия Крамарова. Однако сам он решил по-другому.

В те времена киностудия «Мосфильм» находилась на окраине города. Когда объявлялись кастинги среди детей-актеров, наиболее частыми ее посетителями были ребята из близлежащих деревень. В одной из них, Троице-Голенищево, в 1951 году родился Вячеслав Валентинович. Несмотря на то, что роль мальчика с сачком сделала его знаменитым, после окончания школы он отправился служить на флот, испугавшись того, что в театральном институте нужно было отучиться еще целых шесть лет.

Всего за его плечами 5 фильмов. Хотя Царева приглашали на совершенно незначительные на первый взгляд работы, каждая из них была запоминающейся – он прекрасно вживался в образ. Так, в ленте «Ташкент – город хлебный» парень сыграл очаровательного жулика – кажется, никто не смог бы лучше воплотить этот персонаж.

Его герой Анчутка из последнего фильма актера «В тринадцатом часу ночи», снятого в жанре новогоднего ревю, также сразу полюбился зрителю. Однако больше его не приглашали в кино – у парня в слишком раннем возрасте появились пагубные привычки, от которых он не смог отказаться даже ради всесоюзной славы.

После службы на флоте молодой человек женился, однако семейное счастье оказалось недолгим. Спустя 5 лет супруга подала на развод и забрала единственного сына. Больше Царев его не видел. Устроиться на стабильную работу у бывшего актера возможности не было – он так и не получил высшее образование. В разные времена он продавал мороженое, мел дворы, грузил ящики в винном магазине, подрабатывал сторожем и даже уборщиком в одной из психиатрических лечебниц недалеко от столицы. Однако мужчина нигде не задерживался надолго – виной всему было его прогрессирующее пристрастие к спиртному. Дошло даже до того, что он, будучи не в себе, переписал свою квартиру на афериста и оказался на улице.

В одном из подвалов Царев познакомился с женщиной, которая была рядом следующие 25 лет его жизни, – Любой. Именно она дала ему кров над головой, пара даже мечтала о ребенке, которому так и не суждено было родиться. К несчастью, у женщины не могло быть детей, тому же, она с удовольствием разделяла любовь своего избранника к горячительным напиткам.

«Работали» они оба на помойках – собирали и сдавали бутылки, еще пригодные к использованию вещи, а вырученные деньги предпочитали тратить на алкоголь. Тем не менее соседи пары всегда отзывались о Цареве как о добрейшем человеке – он не мог пройти мимо обездоленного животного, всегда был готов оказать посильную помощь.

С приходом моды на ретро о мальчике с сачком вспомнили журналисты, которые время от времени наведывались в его бедный дом. Царев с нетерпением ждал, что режиссеры увидят сюжет о нем и снова начнут приглашать в кино, но этого так и не произошло.

В 25-ю годовщину совместной жизни пара планировала узаконить свои отношения, однако и этому не суждено было случиться. 28 июня 2006-го, так и не придя в сознание после второго инсульта, Вячеслав Валентинович скончался. Спустя два месяца умерла и его верная Люба. Их похоронили на разных кладбищах – родственники женщины настояли на том, чтобы она хотя бы после смерти оказалась как можно дальше от гражданского мужа.

«А чой-то вы тут делаете, а?» – вот и все, чем запомнился зрителям перспективный молодой актер, сделавший неправильный жизненный выбор. Именно ее можно прочесть на надгробной плите чуть ниже фотографии того самого лопоухого мальчика с сачком.

Судьбы детей-актеров часто складываются совсем не так, как ожидают они сами и возлагающие на них надежды взрослые. Они так и остаются заложниками самых ярких своих персонажей, которые остаются в старых фильмах все теми же в то время, как их собственные жизни поворачивают совсем не по тому пути.

Актер Вячеслав Царев, запомнившийся нам мальчиком с сачком в фильме Элема Климова «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», закончил свою жизнь не в лучах славы, а в маленькой квартире на окраине Москвы. О том, как сложилась судьба актера, расскажет этот пост.

«Мама вахтером работала на второй ТЭЦ возле Киевского вокзала, – вспоминал Вячеслав Валентинович. – Папа тоже простолюдин был. …Я из крестьян, Господи Боже мой! Мы тогда жили в деревне Троице-Голенищево рядом с “Мосфильмом”.
Катались как-то с друзьями на троллейбусе, “зайцем”, конечно, и вдруг – контролер: “Ваши билетики?!” Все перепугались, а он спрашивает меня: “Хочешь в кино сниматься?” Я пришел домой и говорю: “Мам, меня там один дяденька пригласил, Климов”.

Ну, ты можешь себе представить? Она испугалась: “Слава, да куда?” Поехала со мной на студию чуть ли не в фартуке. Там, бл..., все в бантиках, туда-сюда... И я один – как идиотик. Смешно...»

Через два года Славу пригласил сниматься в своем фильме Андрей Тарковский. Мальчику тогда было 15 лет.

«Требовательным был, – вспоминал Вячеслав Валентинович. – Ко мне понежнее, потому что я поменьше ростом и поменьше возрастом. […] Но он и ребятишкам не давал спуска. Я, мол, на тебя пленку трачу, свет, грим там... Сколько денег всё стоит! Соберись, возьми себя в руки! Он психолог был...»

После окончания средней школы Царев служил на флоте, женился. Потом работал грузчиком в винном магазине, уборщиком в подмосковной психиатрической клинике, продавцом мороженого, сторожем дворником.
Незадолго до смерти его разыскали ушлые московские журналисты, беспощадно описав житье-бытье Вячеслава Валентиновича:

«...В московском районе Бутово мы с большим трудом нашли многоэтажный дом, в котором с женой Людмилой, старой кошкой и двумя ее жирными котярами-сыновьями обитает Вячеслав Царёв.
– Живу я просто. Убого. Кушать нечего. Выпить – много.
Пригласив нас пройти в единственную комнату малогабаритки, Вячеслав Валентинович начал говорить о себе сам. Будто оправдывался.
Вид уставшего, как после ночной смены, человека. Грустная улыбка. Беззубый рот. Старенькая одежонка. Из мебели – громоздкий старинный шифоньер, сервантик, стол, пара стульев, три кровати (у одной вместо ножек кирпичи).
Так живет человек, снимавшийся когда-то у мэтров отечественной кинематографии».

В 2012 г. попечением Общества некрополистов на его могиле была установлена черная каменная стела с кадром из фильма Элема Климова и знаменитой репликой его героя: «А чего вы тут делаете, а?»

Фильмография

1963 - Короткие истории (эпизод «В суде») - школьник
1964 - Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён - мальчик с сачком
1966 - Андрей Рублёв - Андрейка, помощник литейщиков
1967 - Ташкент - город хлебный - жулик
1969 - В тринадцатом часу ночи - Анчутка




Top