Осень бродит по лесам е тиличеева. Конспект тематического музыкального занятия «Осень разноцветная» (подготовительная группа) план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) на тему

Задача музыкального букваря - ввести ребенка в мир музыки и воспитать эмоциональное и осознанное отношение к ней.

Ранее изданный музыкальный букварь (8-е издание 1972 года и более ранние) преследовал более узкую цель, направленную главным образом на развитие музыкального слуха и подготовку детей к обучению пению по нотам.
Новый букварь отличается широким музыкально-эстетическим подходом, хотя в нем частично сохранился материал прежних изданий.
Букварь предназначен для детей дошкольного возраста. Он может быть использован в старших группах детского сада, в подготовительных классах общеобразовательной школы, в дошкольных группах музыкальной школы, а также в домашних условиях.

Содержание:
Методические указания
I часть. Музыка - язык чувств
Е. Тиличеева - Солнышко
Е. Тиличеева - Дождик
Е. Тиличеева - Гроза
Е. Тиличеева - Мама поет
Е. Тиличеева - Мы шагаем на парад
Е. Тиличеева - Человек идет
Е. Тиличеева - В кино
Е. Тиличеева - Зимний лес
Е. Тиличеева - Зарядка
Е. Тиличеева - Обойдутся без меня
Е. Тиличеева - О чем плачет дождик
Е. Тиличеева - Осень бродит по лесам
Е. Тиличеева - Что у осени в корзине
Е. Тиличеева - Грустная песня
Е. Тиличеева - Жарко
Е. Тиличеева - Дождик, лей!
II часть. О чем рассказывает музыка?
И. Арсеев - Пограничник
И. Арсеев - Трубы звонкие трубят
И. Арсеев - Весенние листочки
И. Арсеев - Слон и Моська
И. Арсеев - Красная Шапочка и Серый Волк
И. Арсеев - Три медведя
И. Арсеев - Машин день
И. Арсеев - Утро
И. Арсеев - День
И. Арсеев - Ночь
III часть. Как рассказывает музыка?
Е. Тиличеева - Птенчики
Е. Тиличеева - Качели
Е. Тиличеева - Эхо
Е. Тиличеева - Часы
Е. Тиличеева - Труба
Е. Тиличеева - Колыбельная
Е. Тиличеева - Гармошка
И. Арсеев - Считалочка
Е. Тиличеева - Бубенчики
Е. Тиличеева - Наш дом
Е. Тиличеева - Лесенка
Е. Тиличеева - Высокая лестница
Петушок. Обработка русской народной песни (Обработка И. Арсеев)
Е. Тиличеева - Я иду с цветами
Е. Тиличеева - На лыжах
Е. Тиличеева - На рассвете
Е. Тиличеева - Снегири
Е. Тиличеева - Буду летчиком
И. Арсеев - Труба и эхо
И. Арсеев - Мальчики пляшут
И. Арсеев - Девочки танцуют
И. Арсеев - Солдаты маршируют
И. Арсеев - Дедушка и внук
И. Арсеев - В гости
И. Арсеев - Пешком
И. Арсеев - На велосипеде
И. Арсеев - На машине
И. Арсеев - Поезд
И. Арсеев - Волчок
И. Арсеев - Папа и мама разговаривают
И. Арсеев - Петух и кукушка
И. Арсеев - Балалайка и гармошка
Страница содержит «Музыкальный букварь» ноты для фортепиано и голоса.
Ноты «Музыкальный букварь» подойдут для игры на таких клавишных инструментах как пианино или фортепиано, рояль, синтезатор и других.
Если вы не обладаете достаточными навыками для игры «Музыкальный букварь», то подайте заявку на поиск легких нот или аккордов для фортепиано (пианино) и голоса.
Вы можете скачать похожие ноты, midi, аккорды или табы, посмотреть видео уроки, заказать поиск или аранжировку нот и аккордов для любого инструмента и многое другое!

Наталья Черникова
Сценарий осеннего досуга «Как дети Осень будили»

Материал будет полезен воспитателям, музыкальным руководителям при подготовке и проведении осеннего досуга с детьми среднего дошкольного возраста в детском саду.

Цель: создание благоприятного эмоционального состояния у детей посредством музыкальной и познавательной деятельности

Задачи:

Формировать у детей представление об осени, как о времени года;

Совершенствовать умение различать листья деревьев: клёна, дуба, берёзы;

Развивать внимание, умение действовать по сигналу, координацию движений, речевое дыхание, творческие способности;

Воспитывать желание оказывать помощь сказочному персонажу, умение видеть красоту осенней природы.

Средства: игрушка - сорока,

осенние листья клёна, дуба и берёзы по одному для каждого ребёнка,

макеты деревьев с осенними листочками: клёна, дуба и берёзы 3 шт.,

шаблоны листьев: клёна, дуба и берёзы 3 шт. ,

веточки с листочками из цветной бумаги 2 шт. ,

мольберты 3 шт. ,

гуашь, ватные палочки по количеству детей,

магнитофон с записями детских песен и весёлой музыки на тему «Осень».

Способы: дидактическая игра, подвижная игра, дыхательное упражнение, игровое задание, песни, танец, использование стихов про осень.

Оформление зала: стены зала украшены осенними листьями, в углу около окна ширма, за ней стоит стул, на котором сидит и спит Осень, вдоль окна стоят стулья, напротив, около стены стоят 3 мольберта.

Участники досуга: ведущий - один из воспитателей, сорока - второй воспитатель, помощник воспитателя, Осень, дети

Ход досуга:

/дети вместе с ведущим под песню «Золотая песенка» музыка Г. Вихаревой, слова З. Петровой заходят в зал, идут друг за другом по кругу и проходят, садятся на стулья/

Ведущий

Ребята, какое время года наступило? (осень)

Ведущий

А как вы догадались? (с деревьев опадают листья, птицы готовятся улететь в тёплые края, часто идут дожди, небо хмурое, погода холодная)

Ведущий

Листопад, листопад,

Листья жёлтые летят.

Жёлтый клён, жёлтый бук,

Жёлтый в небе солнца круг.

Жёлтый двор, жёлтый дом.

Вся земля желта кругом.

Желтизна, желтизна,

Значит, осень – не весна.

В. Нирович

Давайте споём об осени песню.

Песня «Осень» слова М. Ивенсен, музыка М. Красева

/дети садятся на стулья, в зал влетает сорока (ею может управлять второй воспитатель)/

Сорока

Здравствуйте, ребята. Слышали новость?

Ведущий

Здравствуй, сорока. О какой новости ты говоришь?

Сорока

Как вы ничего не знаете? В лесу такая неразбериха.

Ведущий

Что же случилось в лесу?

Сорока

В лес осень не пришла.

Ведущий

Не может быть. Сорока, мы как раз с ребятами сейчас уточнили все признаки осени и пришли к выводу, что осень наступила.

Сорока

Ничего подобного. В лесу даже листья на деревьях не изменились, остались зелёными. Звери переживают. Пора делать запасы на зиму, а в лесу шишки не созрели, грибы и орехи не выросли.

Ведущий

Как же так? Что же могло случиться?

Сорока

Осень шла по паркам, по полям, по садам, огородам и уснула. До леса так и не добралась.

/помощник воспитателя убирает ширму. Осень сидит на стуле и спит/

Сорока

Ребята, помогите, пожалуйста, Осень разбудить.

Ведущий

Конечно, мы с ребятами готовы помочь. Но с чего же начать?

Сорока

Давайте сначала вместе подумаем, как можно раскрасить листья в лесу.

Игровое задание «Раскрась листья»

/ведущий предлагает детям раскрасить листья осенними красками с помощью ватных палочек. Для этого понадобятся шаблоны листьев, которые можно закрепить на 3-ёх мольбертах. Необходимо подобрать шаблоны листьев клёна, дуба и берёзы. Можно уточнить у детей, с какого дерева листья, какие краски понадобятся для их раскрашивания. Использовать шаблоны рекомендуется крупного размера, чтобы каждому ребёнку хватило места для творчества. Детей необходимо разделить на 3 группы соответственно. Ведущий, сорока и помощник воспитателя помогают каждой группе детей выполнить задание. Звучит красивая осенняя мелодия/

Сорока

Ну, вот, другое дело. Чувствуется уже приход осени.

Ведущий

Да, листья получились красивые, словно настоящие. Осенний ветерок так и хочет поиграть с листочками.

Дыхательное упражнение «Ветерок играет с листьями»

/ведущий держит в руках 2-е веточки с листочками, сделанными в технике оригами из цветной бумаги, подвешенными к веточке за ниточки, и предлагает детям подуть на листочки, как ветерок, чтобы листочки закружились. Упражнение повторяется несколько раз. Ведущий напоминает, что воздух набираем через нос и выдыхаем через рот, не надувая щёк. Показывает образец/

Ведущий

Молодцы! Налетел ветерок, листья задрожали, стали опадать с веток деревьев, кружиться в воздухе и ложиться на землю. Так и хочется с опавшими осенними листочками потанцевать.

/ведущий раздаёт детям по листочку клёна, дуба или берёзы/

«Танец с листочками» Г. Вихаревой

Ведущий

А теперь приглашаю вас поиграть с осенними листочками.

Подвижная игра «С какого дерева листок»

/помощник воспитателя выставляет 3 макета дерева: клён, дуб, берёзу. У каждого ребёнка в руках по листочку. Под музыку дети бегут по кругу друг за другом, затем кружатся. Когда музыка заканчивается, дети подбегают к соответствующему дереву, садятся на корточки. Ведущий проверяет, правильно ли выполнено задание. Затем дети могут поменяться листочками. Макеты деревьев можно также поменять местами. Игра повторяется вновь/

Ведущий

Молодцы, ребята! Отлично справились с заданием!

/собирают листья в букет, дети садятся на стулья/

Сорока

Листочки, раскрасили, и даже настоящий листопад устроили. А Осень не просыпается.

Ведущий

Не расстраивайся, сорока. Мы сейчас стихи про осень с ребятами прочитаем. Может, тогда Осень и проснётся.

/дети читают стихи/

1 ребёнок

Следом за летом осень идёт,

Жёлтые песни ей ветер поёт.

Красную под ноги стелет листву,

Белой снежинкой летит в синеву.

В. Степанов

2 ребёнок

Вот на ветке лист кленовый.

Нынче он совсем как новый!

Весь румяный, золотой.

Ты куда, листок? Постой!

В. Берестов

Падают с ветки жёлтые монетки.

Под ногами целый клад!

Это осень золотая

Дарит листья, не считая.

И. Пивоварова

4 ребёнок

Падают, падают листья -

В нашем саду листопад.

Жёлтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

М. Ивенсен

Какие хорошие стихи! А Осень спит непробудным сном.

/в это время Осень зевает, потягивается/

Ведущий

Сейчас мы для Осени с ребятами песню споём. И она уж точно проснётся.

Песня «Осенняя песнь» музыка Н. Луконина

/во время песни Осень открывает глаза, затем встаёт, кружится под музыку, делая вальсирующие движения по залу/

Осень

Какая красивая песенка! Я услышала её сквозь сон и проснулась. Здравствуйте, ребята и сорока.

Сорока

Как долго, Осень, ты спала.

Осень

Знаю, знаю, сорока, что у меня много дел. Помню, что в лесу ещё я так и не была. Уж поверь мне, сейчас я наведу там порядок.

/сорока благодарит детей, что помогли разбудить осень, Осень и сорока прощаются с детьми, уходят /

Ведущий

Молодцы, ребята! Осень разбудили, помогли листочки раскрасить. Теперь можно с уверенностью сказать, что осень наступила. Приглашаю вас в группу на праздничное чаепитие.

/дети под песню «Осень бродит по лесам» музыка Е. Тиличеевой выходят из зала и идут в группу /

2. П. Чайковский. «Осенняя песнь» из цикла «Времена года».

3. Е. Тиличеева. «Осень бродит по лесам».

4. Ф. Шопен. «Вальс cis - moll ».

5. А. Пономарёва, А. Чеменёва. «Осень».

Оформление зала и оборудование

Зал украшен репродукциями картин, рисунками детей на тему осени и композициями из осенних листьев, плодов.

  1. Столик для музыкальных инструментов и реквизита.

2. Клубочки с нитками четырёх цветов: белый, зелёный, красный, жёлтый.

  1. Блюдечко для клубочка.

4. Цветная бумага (синяя, зелёная, жёлтая, оранжевая, красная).

5. Детские музыкальные инструменты: маракас, румба, тре-угольник, металлофон.

  1. Яблоки в большой корзине.
  2. Аудиотехника с аудиокассетами.

Дети входят в зал под тихую музыку.

  • Ребята, как я рада вас видеть! Проходите, са-дитесь поудобнее. Сегодня мы будем слушать прекрасную му-зыку, читать стихи, рассматривать картины художников и много интересного узнаем про чудеса, которые дарит нам ма-тушка-природа. Она ведь постоянно преображается, все время меняя свои наряды: наступает осень и вспыхивают листья осин, краснеют ягоды рябины. Осень сменяет холода - и и нас завораживает волшебство сверкающего снега под напевы метели.

Весной мы любуемся первой листвой, нежными цветами. А уж лето с его буйством красок, теплыми солнечными. дня-ми — чудо из чудес!

Послушайте новую песню, которая так и называется — Разноцветная песенка».

Звучит «Разноцветная песенка» Н. Мурычевой и В. Орлова

Ведущий: Вы поняли, дети, о каких волшебных клубоч-ках говорится в этой песенке?

Дети отвечают:

четыре клубочка — это четыре времени года.

Ведущий. Конечно, это четыре времени года, и сейчас услышим песню ещё раз, чтобы подобрать к каждому време-ни года подходящий цвет. Вот у меня лежат на столике раз-ноцветные клубочки (показывает). Какого они цвета?

Дети отвечают: красного, зелёного, жёлтого и белого.

Ведущий. Молодцы! А теперь будьте внимательны и, прослушав песню, скажите, в каком порядке нужно сложить клубочки. Подсказка — в песенке.

Песня звучит вновь, и дети называют цвета: белый, зелёный, красный, жёлтый.

Ведущий. Вот и получилась у нас волшебная палитра времён года. Каждый цвет — особенный, несёт своё настрое-ние.

Наше сегодняшнее занятие в музыкальной гостиной прохо-дит осенью. Какой же волшебный клубочек поведёт нас в осен-нюю сказку?

Дети отвечают: жёлтый.

Ведущий. Вы ответили правильно, и сейчас я возьму жёлтый клубочек и покатаю его по блюдечку —- волшебство на-чинается.

Звучит «Осенняя песнь» из цикла «Времена года»П. Чайковского

Ведущий. Слышите, какая зазвучала музыка?

Дети отвечают.

Ведущий. Да, музыка задумчивая и немного печальная, как и время года, которое называется осень. Эта музыка зовёт нас разгадать осенние чудеса, осенние превращения.

Будто рыжая лиса,

Бродит осень по лесам,

Где махнёт хвостом пушистым —

Золотыми станут листья...

Ведущий. Узнали песенку? Кто хочет как волшебница- осень расписывать лес осенними красками?

Дети поют песню Е. Тиличеевой «Осень бродит по лесам»

(см.: Н. Ветлугина. Музыкальный букварь. М.: Музыка, 1988) и разыгрывают сценку на сюжет песни. По окончании Ведущий комментирует выступление детей, отмечая их фантазию и выдумку.

Ведущий. Посмотрите, у меня лежит на столике цвет-ная бумага, и поскольку мы сейчас расписывали разными красками лес, то я предлагаю вам выбрать те цвета, которые соответствуют осенним краскам, осеннему настроению.

Дети выбирают цвета и объясняют свой выбор, цветные листы выставляются на фланелеграф.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой Блестят в лазури голубой,

Как вышки, ёлочки темнеют,

А между клёнами синеют

То там, то здесь, в листве сквозной,

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пёстрый терем свой.

Сегодня на пустой поляне,

Среди широкого двора,

Воздушной паутины ткани

Блестят, как сеть из серебра.

Ведущий сравнивает цвета, забранные детьми, с цветами, упоминаемыми в стихотворении.

Ведущий. Теперь мы рассмотрим картины, висящие в зале, и попробуем почувствовать настроение художников, на-рисовавших осенние пейзажи.

Дети подходят к репродукциям и делятся своими впе чатлениями.

Ведущий. Как тонко вы почувствовали настроение ху-дожников! А сможете подобрать слова, которые передают со-стояние природы в это время года?

Дети подбирают «осенние» эпитеты, Ведущий коментирует ответы детей.

Ведущий. Давайте послушаем нашу любимую песню, в которой переданы те оттенки настроения, которые вы сейчас назвали, и подыграем на детских музыкальных инструментах. Вот они.нежат на столике — это маракас, румба, треугольник, металлофон.

Дети поют песню об осени (на выбор музыкального руководителя)

И подыгр ывают на музыкальных инструментах.

Ведущий. Красиво получилось, правда? А сейчас закру-жатся в хороводе осенние листочки. Пусть девочки будут ли-стиками. а мальчики — осенними ветерками, которые кружат листики и уносят далеко-далеко.

Звучит «Вальс cis - moll Ф. Шопена , дети импровизируют движения или исполняют заранее выученный танец, подходящий по настроению.

Ведущий. Удивительно у вас получилось! Но мне хочет-ся напомнить, что хотя осенью и бывает немного грустно, но ведь это — замечательное время года. Как вы думаете, дети, почему?

Дети отвечают.

Ведущий. Конечно, вы правы, это время замечательно тем что земля отдаёт свои плоды, и всем очень радостно со-бирать урожай — то, что выращено своими руками. Для вас я подготовила музыкальный сюрприз, песню, которая так и называется — «Осень». Внимательно послушайте и скажи-те, какое настроение у этой музыки и как называют осень в песне.

Звучит песня А. Пономарёвой и А. Чеменёвой «Осень»

дети делятся своими впечатлениями.

Ведущий. Вы правы, дети, действительно, эта песня даёт ощущение радости, бодрости; хочется любоваться кра-сотой осенних даров. И осень так хорошо названа, правда,ребята, — «хозяюшка»! А почему её так назвал поэт, как вы думаете?

Дети отвечают.

Ведущий. В начале нашей встречи мы пели о том, что осень, как рыжая лиса — волшебница, вершит чудеса, укра-шает леса новыми красками. Но ведь осень, как щедрая хо-зяйка, дарит людям богатый урожай. Вот и ваши чудесные композиции подтверждают мои слова. Хотите послушать эту песню ещё раз?

Песня исполняется вновь.

Ведущий. Наша встреча заканчивается, а осень-хозяюш-ка приготовила нам подарок!

В зал вносятся яблоки и раздаются детям.

Ведущий. Понравилась вам встреча с осенью?

Дети делятся своими впечатлениями.

Ведущий (на фоне тихо звучащей музыки). Сегодня на прогулке мы непременно полюбуемся осенними красками, а потом нарисуем свои впечатления.




Top