Осень бродит по лесам е тиличеева. Ноты Н

Тема: «Осень разноцветная».

Программное содержание: обобщить знания детей о признаках осени; развитие творческой активности (через музыкально-ритмическую деятельность в импровизации); развитие умения высказываться о прослушанном произведении, пополнять словарный запас, характеризующий музыку (средства музыкальной выразительности), умение образно высказываться; побуждать к эмоциональному исполнению песни; воспитывать дружеские чувства в процессе игры; создание доброжелательной, положительной атмосферы на занятии.

Материал: магнитная доска; картинки с признаками осени; осенние листочки (по количеству девочек), синие ленты (по количеству мальчиков); "Музыкальный букварь" Ветлугина, 3 иллюстрации к разделу «Слушание»; стилизованный осенний венок.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление дошкольного образовательного учреждения администрации МО ГО «Сыктывкар»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №57» г. Сыктывкара

КОНСПЕКТ

Тематического музыкального занятия

«Осень разноцветная»

(подготовительная группа)

Разработан: музыкальным руководителем

МАДОУ «Детский сад №57»

Ивановой М. А.

Тема: «Осень разноцветная».

Программное содержание: обобщить знания детей о признаках осени; развитие творческой активности (через музыкально-ритмическую деятельность в импровизации); развитие умения высказываться о прослушанном произведении, пополнять словарный запас, характеризующий музыку (средства музыкальной выразительности), умение образно высказываться; побуждать к эмоциональному исполнению песни; воспитывать дружеские чувства в процессе игры; создание доброжелательной, положительной атмосферы на занятии.

Материал: магнитная доска; картинки с признаками осени; осенние листочки (по количеству девочек), синие ленты (по количеству мальчиков); 3 иллюстрации к разделу «Слушание»; стилизованный осенний венок.

Ход занятия

(Дети входят в зал танцевальным шагом).

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята.

Воспитатель: Грачи улетели,

Леса пожелтели,

Одни зеленеют

Лишь сосны да ели.

Дни стали короче,

Длиннее стали ночи…

Кто скажет, кто знает,

Когда такое бывает? (Осенью).

Расскажите, ребята, по каким признакам мы узнаем, что настала осень?

(Дети называют приметы осени. Педагог выкладывает соответствующие картинки так, чтобы получилась картина осени).

Посмотрите, какая замечательная, красивая осень у нас получилась. А давайте попробуем изобразить всю прелесть и красоту осени в танце, с помощью движений. Девочки будут осенними листочками, а мальчики – капельками.

(Дети импровизируют под музыку, затем садятся на стулья).

М.р.: Дети, в осени три месяца. Какие? Каждый месяц по-своему красив. Для каждого из них осень-художница нашла свои, особые краски. Давайте посмотрим, какой многоцветной бывает осень. (Показывает иллюстрации золотой осени). Какими красками художник изобразил золотую осень? (Ответы детей).

Ребенок: Осень, солнечная осень!

Мы охапки листьев носим.

Листьев пестрых, самых разных- Серебристых, желтых, красных.

И дорога, что видна

Мне из нашего окна,

Развернулась под окном Разноцветным полотном.

М.р.: Какое чудесное, светлое стихотворение вы рассказали о золотой осени. Послушайте, как о золотой солнечной осени расскажет музыка, какая музыка?

(Дети слушают песню «Осень бродит по лесам» Е. Тиличеевой).

М.р.: Как музыка рассказала нам о золотой осени? (Ответы детей).

(Показывает иллюстрацию дождливой осени).

М.р.: Дети, какие краски подобрал художник для дождливой осени? (Ответы детей).

Ребенок: Все тучи, тучи. Дождик,

Холодный, словно лед, Колючий, словно ежик,

По осени бредет.

М.р. : А теперь послушайте, как музыка рассказывает о дождливой погоде.

(Дети слушают песню «О чем плачет дождик» Е. Тиличеевой).

М.р.: Как композитор передал дождливое настроение? Какая музыка? (Ответы детей).

Какая грустная песня. И картина осеннего дождя печальная, унылая.

Но мы не будем грустить, потому что у осени есть множество других красок. (Педагог показывает иллюстрацию овощеи и фруктов).

М. Р.: Какое настроение передает эта картина? (Ответ детей). Какое богатство красок!

Ребенок: По таинственным законам, Непонятным до сих пор,

Огурец растет зеленым, Рядом красный помидор. Баклажаны синие

Рядом с желтой дынею, А земля черным-черна,

А земля для одна.

М.р.: Теперь послушаем, как музыка своими музыкальными красками расскажет об урожае.

(Дети слушают песню «Что у осени в корзине?»).

М.р.: Как же музыка описала урожайную осень? Какое настроение она передала? Какими музыкальными красками композитор передал настроение в песне? (Ответы детей). Бодрая, веселая, задорная, громкая, ритмичная, четкая. И в музыке мы услышали разноцветную урожайную осень.

М.Р.: Ребята, а мы с вами знаем замечательную песню, в которой тоже поется и о дождливой погоде, и об урожае. Отгадайте музыкальную загадку. Называется она «Осень».

(Дети исполняют песню «Осень»).

(Дети выходят в круг танцевальным шагом).

Воспит.: Так мы любим это замечательное время года- осень. А давайте спросим у неё, что она нам в подарок принесла?

(Музыкальная игра «Осень спросим»).

М.Р.: Ребята, вам запомнилось наше занятие? Что больше понравилось? Что вы узнали сегодня нового?

(Прощаются с муз. руководителем).

(Выходят из зала танцевальным шагом).


2. П. Чайковский. «Осенняя песнь» из цикла «Времена года».

3. Е. Тиличеева. «Осень бродит по лесам».

4. Ф. Шопен. «Вальс cis - moll ».

5. А. Пономарёва, А. Чеменёва. «Осень».

Оформление зала и оборудование

Зал украшен репродукциями картин, рисунками детей на тему осени и композициями из осенних листьев, плодов.

  1. Столик для музыкальных инструментов и реквизита.

2. Клубочки с нитками четырёх цветов: белый, зелёный, красный, жёлтый.

  1. Блюдечко для клубочка.

4. Цветная бумага (синяя, зелёная, жёлтая, оранжевая, красная).

5. Детские музыкальные инструменты: маракас, румба, тре-угольник, металлофон.

  1. Яблоки в большой корзине.
  2. Аудиотехника с аудиокассетами.

Дети входят в зал под тихую музыку.

  • Ребята, как я рада вас видеть! Проходите, са-дитесь поудобнее. Сегодня мы будем слушать прекрасную му-зыку, читать стихи, рассматривать картины художников и много интересного узнаем про чудеса, которые дарит нам ма-тушка-природа. Она ведь постоянно преображается, все время меняя свои наряды: наступает осень и вспыхивают листья осин, краснеют ягоды рябины. Осень сменяет холода - и и нас завораживает волшебство сверкающего снега под напевы метели.

Весной мы любуемся первой листвой, нежными цветами. А уж лето с его буйством красок, теплыми солнечными. дня-ми — чудо из чудес!

Послушайте новую песню, которая так и называется — Разноцветная песенка».

Звучит «Разноцветная песенка» Н. Мурычевой и В. Орлова

Ведущий: Вы поняли, дети, о каких волшебных клубоч-ках говорится в этой песенке?

Дети отвечают:

четыре клубочка — это четыре времени года.

Ведущий. Конечно, это четыре времени года, и сейчас услышим песню ещё раз, чтобы подобрать к каждому време-ни года подходящий цвет. Вот у меня лежат на столике раз-ноцветные клубочки (показывает). Какого они цвета?

Дети отвечают: красного, зелёного, жёлтого и белого.

Ведущий. Молодцы! А теперь будьте внимательны и, прослушав песню, скажите, в каком порядке нужно сложить клубочки. Подсказка — в песенке.

Песня звучит вновь, и дети называют цвета: белый, зелёный, красный, жёлтый.

Ведущий. Вот и получилась у нас волшебная палитра времён года. Каждый цвет — особенный, несёт своё настрое-ние.

Наше сегодняшнее занятие в музыкальной гостиной прохо-дит осенью. Какой же волшебный клубочек поведёт нас в осен-нюю сказку?

Дети отвечают: жёлтый.

Ведущий. Вы ответили правильно, и сейчас я возьму жёлтый клубочек и покатаю его по блюдечку —- волшебство на-чинается.

Звучит «Осенняя песнь» из цикла «Времена года»П. Чайковского

Ведущий. Слышите, какая зазвучала музыка?

Дети отвечают.

Ведущий. Да, музыка задумчивая и немного печальная, как и время года, которое называется осень. Эта музыка зовёт нас разгадать осенние чудеса, осенние превращения.

Будто рыжая лиса,

Бродит осень по лесам,

Где махнёт хвостом пушистым —

Золотыми станут листья...

Ведущий. Узнали песенку? Кто хочет как волшебница- осень расписывать лес осенними красками?

Дети поют песню Е. Тиличеевой «Осень бродит по лесам»

(см.: Н. Ветлугина. Музыкальный букварь. М.: Музыка, 1988) и разыгрывают сценку на сюжет песни. По окончании Ведущий комментирует выступление детей, отмечая их фантазию и выдумку.

Ведущий. Посмотрите, у меня лежит на столике цвет-ная бумага, и поскольку мы сейчас расписывали разными красками лес, то я предлагаю вам выбрать те цвета, которые соответствуют осенним краскам, осеннему настроению.

Дети выбирают цвета и объясняют свой выбор, цветные листы выставляются на фланелеграф.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой Блестят в лазури голубой,

Как вышки, ёлочки темнеют,

А между клёнами синеют

То там, то здесь, в листве сквозной,

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пёстрый терем свой.

Сегодня на пустой поляне,

Среди широкого двора,

Воздушной паутины ткани

Блестят, как сеть из серебра.

Ведущий сравнивает цвета, забранные детьми, с цветами, упоминаемыми в стихотворении.

Ведущий. Теперь мы рассмотрим картины, висящие в зале, и попробуем почувствовать настроение художников, на-рисовавших осенние пейзажи.

Дети подходят к репродукциям и делятся своими впе чатлениями.

Ведущий. Как тонко вы почувствовали настроение ху-дожников! А сможете подобрать слова, которые передают со-стояние природы в это время года?

Дети подбирают «осенние» эпитеты, Ведущий коментирует ответы детей.

Ведущий. Давайте послушаем нашу любимую песню, в которой переданы те оттенки настроения, которые вы сейчас назвали, и подыграем на детских музыкальных инструментах. Вот они.нежат на столике — это маракас, румба, треугольник, металлофон.

Дети поют песню об осени (на выбор музыкального руководителя)

И подыгр ывают на музыкальных инструментах.

Ведущий. Красиво получилось, правда? А сейчас закру-жатся в хороводе осенние листочки. Пусть девочки будут ли-стиками. а мальчики — осенними ветерками, которые кружат листики и уносят далеко-далеко.

Звучит «Вальс cis - moll Ф. Шопена , дети импровизируют движения или исполняют заранее выученный танец, подходящий по настроению.

Ведущий. Удивительно у вас получилось! Но мне хочет-ся напомнить, что хотя осенью и бывает немного грустно, но ведь это — замечательное время года. Как вы думаете, дети, почему?

Дети отвечают.

Ведущий. Конечно, вы правы, это время замечательно тем что земля отдаёт свои плоды, и всем очень радостно со-бирать урожай — то, что выращено своими руками. Для вас я подготовила музыкальный сюрприз, песню, которая так и называется — «Осень». Внимательно послушайте и скажи-те, какое настроение у этой музыки и как называют осень в песне.

Звучит песня А. Пономарёвой и А. Чеменёвой «Осень»

дети делятся своими впечатлениями.

Ведущий. Вы правы, дети, действительно, эта песня даёт ощущение радости, бодрости; хочется любоваться кра-сотой осенних даров. И осень так хорошо названа, правда,ребята, — «хозяюшка»! А почему её так назвал поэт, как вы думаете?

Дети отвечают.

Ведущий. В начале нашей встречи мы пели о том, что осень, как рыжая лиса — волшебница, вершит чудеса, укра-шает леса новыми красками. Но ведь осень, как щедрая хо-зяйка, дарит людям богатый урожай. Вот и ваши чудесные композиции подтверждают мои слова. Хотите послушать эту песню ещё раз?

Песня исполняется вновь.

Ведущий. Наша встреча заканчивается, а осень-хозяюш-ка приготовила нам подарок!

В зал вносятся яблоки и раздаются детям.

Ведущий. Понравилась вам встреча с осенью?

Дети делятся своими впечатлениями.

Ведущий (на фоне тихо звучащей музыки). Сегодня на прогулке мы непременно полюбуемся осенними красками, а потом нарисуем свои впечатления.

Наталья Черникова
Сценарий осеннего досуга «Как дети Осень будили»

Материал будет полезен воспитателям, музыкальным руководителям при подготовке и проведении осеннего досуга с детьми среднего дошкольного возраста в детском саду.

Цель: создание благоприятного эмоционального состояния у детей посредством музыкальной и познавательной деятельности

Задачи:

Формировать у детей представление об осени, как о времени года;

Совершенствовать умение различать листья деревьев: клёна, дуба, берёзы;

Развивать внимание, умение действовать по сигналу, координацию движений, речевое дыхание, творческие способности;

Воспитывать желание оказывать помощь сказочному персонажу, умение видеть красоту осенней природы.

Средства: игрушка - сорока,

осенние листья клёна, дуба и берёзы по одному для каждого ребёнка,

макеты деревьев с осенними листочками: клёна, дуба и берёзы 3 шт.,

шаблоны листьев: клёна, дуба и берёзы 3 шт. ,

веточки с листочками из цветной бумаги 2 шт. ,

мольберты 3 шт. ,

гуашь, ватные палочки по количеству детей,

магнитофон с записями детских песен и весёлой музыки на тему «Осень».

Способы: дидактическая игра, подвижная игра, дыхательное упражнение, игровое задание, песни, танец, использование стихов про осень.

Оформление зала: стены зала украшены осенними листьями, в углу около окна ширма, за ней стоит стул, на котором сидит и спит Осень, вдоль окна стоят стулья, напротив, около стены стоят 3 мольберта.

Участники досуга: ведущий - один из воспитателей, сорока - второй воспитатель, помощник воспитателя, Осень, дети

Ход досуга:

/дети вместе с ведущим под песню «Золотая песенка» музыка Г. Вихаревой, слова З. Петровой заходят в зал, идут друг за другом по кругу и проходят, садятся на стулья/

Ведущий

Ребята, какое время года наступило? (осень)

Ведущий

А как вы догадались? (с деревьев опадают листья, птицы готовятся улететь в тёплые края, часто идут дожди, небо хмурое, погода холодная)

Ведущий

Листопад, листопад,

Листья жёлтые летят.

Жёлтый клён, жёлтый бук,

Жёлтый в небе солнца круг.

Жёлтый двор, жёлтый дом.

Вся земля желта кругом.

Желтизна, желтизна,

Значит, осень – не весна.

В. Нирович

Давайте споём об осени песню.

Песня «Осень» слова М. Ивенсен, музыка М. Красева

/дети садятся на стулья, в зал влетает сорока (ею может управлять второй воспитатель)/

Сорока

Здравствуйте, ребята. Слышали новость?

Ведущий

Здравствуй, сорока. О какой новости ты говоришь?

Сорока

Как вы ничего не знаете? В лесу такая неразбериха.

Ведущий

Что же случилось в лесу?

Сорока

В лес осень не пришла.

Ведущий

Не может быть. Сорока, мы как раз с ребятами сейчас уточнили все признаки осени и пришли к выводу, что осень наступила.

Сорока

Ничего подобного. В лесу даже листья на деревьях не изменились, остались зелёными. Звери переживают. Пора делать запасы на зиму, а в лесу шишки не созрели, грибы и орехи не выросли.

Ведущий

Как же так? Что же могло случиться?

Сорока

Осень шла по паркам, по полям, по садам, огородам и уснула. До леса так и не добралась.

/помощник воспитателя убирает ширму. Осень сидит на стуле и спит/

Сорока

Ребята, помогите, пожалуйста, Осень разбудить.

Ведущий

Конечно, мы с ребятами готовы помочь. Но с чего же начать?

Сорока

Давайте сначала вместе подумаем, как можно раскрасить листья в лесу.

Игровое задание «Раскрась листья»

/ведущий предлагает детям раскрасить листья осенними красками с помощью ватных палочек. Для этого понадобятся шаблоны листьев, которые можно закрепить на 3-ёх мольбертах. Необходимо подобрать шаблоны листьев клёна, дуба и берёзы. Можно уточнить у детей, с какого дерева листья, какие краски понадобятся для их раскрашивания. Использовать шаблоны рекомендуется крупного размера, чтобы каждому ребёнку хватило места для творчества. Детей необходимо разделить на 3 группы соответственно. Ведущий, сорока и помощник воспитателя помогают каждой группе детей выполнить задание. Звучит красивая осенняя мелодия/

Сорока

Ну, вот, другое дело. Чувствуется уже приход осени.

Ведущий

Да, листья получились красивые, словно настоящие. Осенний ветерок так и хочет поиграть с листочками.

Дыхательное упражнение «Ветерок играет с листьями»

/ведущий держит в руках 2-е веточки с листочками, сделанными в технике оригами из цветной бумаги, подвешенными к веточке за ниточки, и предлагает детям подуть на листочки, как ветерок, чтобы листочки закружились. Упражнение повторяется несколько раз. Ведущий напоминает, что воздух набираем через нос и выдыхаем через рот, не надувая щёк. Показывает образец/

Ведущий

Молодцы! Налетел ветерок, листья задрожали, стали опадать с веток деревьев, кружиться в воздухе и ложиться на землю. Так и хочется с опавшими осенними листочками потанцевать.

/ведущий раздаёт детям по листочку клёна, дуба или берёзы/

«Танец с листочками» Г. Вихаревой

Ведущий

А теперь приглашаю вас поиграть с осенними листочками.

Подвижная игра «С какого дерева листок»

/помощник воспитателя выставляет 3 макета дерева: клён, дуб, берёзу. У каждого ребёнка в руках по листочку. Под музыку дети бегут по кругу друг за другом, затем кружатся. Когда музыка заканчивается, дети подбегают к соответствующему дереву, садятся на корточки. Ведущий проверяет, правильно ли выполнено задание. Затем дети могут поменяться листочками. Макеты деревьев можно также поменять местами. Игра повторяется вновь/

Ведущий

Молодцы, ребята! Отлично справились с заданием!

/собирают листья в букет, дети садятся на стулья/

Сорока

Листочки, раскрасили, и даже настоящий листопад устроили. А Осень не просыпается.

Ведущий

Не расстраивайся, сорока. Мы сейчас стихи про осень с ребятами прочитаем. Может, тогда Осень и проснётся.

/дети читают стихи/

1 ребёнок

Следом за летом осень идёт,

Жёлтые песни ей ветер поёт.

Красную под ноги стелет листву,

Белой снежинкой летит в синеву.

В. Степанов

2 ребёнок

Вот на ветке лист кленовый.

Нынче он совсем как новый!

Весь румяный, золотой.

Ты куда, листок? Постой!

В. Берестов

Падают с ветки жёлтые монетки.

Под ногами целый клад!

Это осень золотая

Дарит листья, не считая.

И. Пивоварова

4 ребёнок

Падают, падают листья -

В нашем саду листопад.

Жёлтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

М. Ивенсен

Какие хорошие стихи! А Осень спит непробудным сном.

/в это время Осень зевает, потягивается/

Ведущий

Сейчас мы для Осени с ребятами песню споём. И она уж точно проснётся.

Песня «Осенняя песнь» музыка Н. Луконина

/во время песни Осень открывает глаза, затем встаёт, кружится под музыку, делая вальсирующие движения по залу/

Осень

Какая красивая песенка! Я услышала её сквозь сон и проснулась. Здравствуйте, ребята и сорока.

Сорока

Как долго, Осень, ты спала.

Осень

Знаю, знаю, сорока, что у меня много дел. Помню, что в лесу ещё я так и не была. Уж поверь мне, сейчас я наведу там порядок.

/сорока благодарит детей, что помогли разбудить осень, Осень и сорока прощаются с детьми, уходят /

Ведущий

Молодцы, ребята! Осень разбудили, помогли листочки раскрасить. Теперь можно с уверенностью сказать, что осень наступила. Приглашаю вас в группу на праздничное чаепитие.

/дети под песню «Осень бродит по лесам» музыка Е. Тиличеевой выходят из зала и идут в группу /

Задача музыкального букваря - ввести ребенка в мир музыки и воспитать эмоциональное и осознанное отношение к ней.

Ранее изданный музыкальный букварь (8-е издание 1972 года и более ранние) преследовал более узкую цель, направленную главным образом на развитие музыкального слуха и подготовку детей к обучению пению по нотам.
Новый букварь отличается широким музыкально-эстетическим подходом, хотя в нем частично сохранился материал прежних изданий.
Букварь предназначен для детей дошкольного возраста. Он может быть использован в старших группах детского сада, в подготовительных классах общеобразовательной школы, в дошкольных группах музыкальной школы, а также в домашних условиях.

Содержание:
Методические указания
I часть. Музыка - язык чувств
Е. Тиличеева - Солнышко
Е. Тиличеева - Дождик
Е. Тиличеева - Гроза
Е. Тиличеева - Мама поет
Е. Тиличеева - Мы шагаем на парад
Е. Тиличеева - Человек идет
Е. Тиличеева - В кино
Е. Тиличеева - Зимний лес
Е. Тиличеева - Зарядка
Е. Тиличеева - Обойдутся без меня
Е. Тиличеева - О чем плачет дождик
Е. Тиличеева - Осень бродит по лесам
Е. Тиличеева - Что у осени в корзине
Е. Тиличеева - Грустная песня
Е. Тиличеева - Жарко
Е. Тиличеева - Дождик, лей!
II часть. О чем рассказывает музыка?
И. Арсеев - Пограничник
И. Арсеев - Трубы звонкие трубят
И. Арсеев - Весенние листочки
И. Арсеев - Слон и Моська
И. Арсеев - Красная Шапочка и Серый Волк
И. Арсеев - Три медведя
И. Арсеев - Машин день
И. Арсеев - Утро
И. Арсеев - День
И. Арсеев - Ночь
III часть. Как рассказывает музыка?
Е. Тиличеева - Птенчики
Е. Тиличеева - Качели
Е. Тиличеева - Эхо
Е. Тиличеева - Часы
Е. Тиличеева - Труба
Е. Тиличеева - Колыбельная
Е. Тиличеева - Гармошка
И. Арсеев - Считалочка
Е. Тиличеева - Бубенчики
Е. Тиличеева - Наш дом
Е. Тиличеева - Лесенка
Е. Тиличеева - Высокая лестница
Петушок. Обработка русской народной песни (Обработка И. Арсеев)
Е. Тиличеева - Я иду с цветами
Е. Тиличеева - На лыжах
Е. Тиличеева - На рассвете
Е. Тиличеева - Снегири
Е. Тиличеева - Буду летчиком
И. Арсеев - Труба и эхо
И. Арсеев - Мальчики пляшут
И. Арсеев - Девочки танцуют
И. Арсеев - Солдаты маршируют
И. Арсеев - Дедушка и внук
И. Арсеев - В гости
И. Арсеев - Пешком
И. Арсеев - На велосипеде
И. Арсеев - На машине
И. Арсеев - Поезд
И. Арсеев - Волчок
И. Арсеев - Папа и мама разговаривают
И. Арсеев - Петух и кукушка
И. Арсеев - Балалайка и гармошка
Страница содержит «Музыкальный букварь» ноты для фортепиано и голоса.
Ноты «Музыкальный букварь» подойдут для игры на таких клавишных инструментах как пианино или фортепиано, рояль, синтезатор и других.
Если вы не обладаете достаточными навыками для игры «Музыкальный букварь», то подайте заявку на поиск легких нот или аккордов для фортепиано (пианино) и голоса.
Вы можете скачать похожие ноты, midi, аккорды или табы, посмотреть видео уроки, заказать поиск или аранжировку нот и аккордов для любого инструмента и многое другое!




Top