Ошибки при получении разрешения на строительство. Законодательная база российской федерации

Довольно часто возникает необходимость внесения коррективов в первоначальную версию разрешения на строительство. Чаще всего причиной для такого решения становится перенос планируемой к возведению постройки.

Регламент и порядок внесения изменений

После начала строительства может возникнуть необходимость внесения изменений в уже выданное ранее разрешение. В большинстве случаев, коррективы связаны с изменением параметров территории, на которой проводятся строительные работы. Это может быть объединение смежных земель, их перераспределение, раздел и иные мероприятия, касающиеся изменения характеристик первоначального объекта. Если внесение коррективов вызвано обнаружением ошибок в параметрах объекта или используемых наименованиях, то заявителю придется получать новый экземпляр разрешения на строительство.

Внесение каких-либо изменений происходит при условии отправки правообладателем письменного уведомления. В качестве адресата такого уведомления выступает инстанция, которая изначально предоставляла разрешение на строительство. Уведомление должно сопровождаться пакетом документации. В случае их отсутствия, уполномоченная инстанция может запросить их по межведомственному взаимодействию.

В случае внесения каких-либо изменений в документацию, местная администрация должна уведомить об этом самого заявителя и регистрационную службу. Отправка уведомительного сообщения производится в течение пяти дней с момента вынесения положительного решения.

Для обращения в местную администрацию и внесения коррективов в разрешение на строительство , заявитель должен располагать:

    правоустанавливающими бумагами на территорию;

    экземпляром действующего ГПЗУ;

    проектной документацией на планируемую к возведению капитальную постройку;

    положительным заключением проектной документации, если предусмотрена необходимость проведения такой экспертизы

Срок внесения изменений

Законом предусмотрен 10-дневный срок для внесения коррективов в существующее разрешение и их утверждение. По прошествии указанного срока, уполномоченная инстанция уведомляет заявителя об окончании рассмотрения вопроса в течение 5 дней. Аналогичные уведомления будут направлены в представительство Росреестра и Гостехнадзора.

Случаи внесения изменений

Довольно часто для внесения коррективов в разрешение на строительство обращаются землевладельцы, которые решили изменить местоположение будущего строения. Прежде чем приступить к непосредственному проведению ремонтно-строительных процедур, необходимо заняться подготовкой документации.

В некоторых случаях обращаться в уполномоченную инстанцию не обязательно. На предоставленных вам разрешительных бумагах указано пятно застройки, в пределах которого вы можете возводить конструкции. Вы можете застраивать как всю обозначенную местность, так и отдельную ее часть. Обращаться за внесением коррективов в разрешение следует лишь тогда, когда очертания будущей постройки выходят за пределы обозначенной специалистами зоны.

На данном этапе особенно важно знать, получали ли владельцы смежных территорий свои ГПЗУ для ведения строительства. Внесение изменений в вашу версию разрешения на строительство происходит с учетом требований ГПЗУ, предоставленных соседям. Наиболее выгодной для вас является ситуация, в которой соседи не торопятся с оформлением бумаг и еще не приступали к оформлению разрешения. В данном случае, вы вносите коррективы в свое разрешение, а соседи в дальнейшем получают документацию уже с учетом данных изменений.

При обращении в местную администрацию со своей просьбой, вы должны предоставить актуальную схему с планируемым размещением и параметрами будущего строения. Чтобы не получить отрицательное решение, убедитесь, что размещение и характеристики конструкции не противоречат строительным и пожарным нормам. Если на соседской территории уже существуют постройки, то между ближайшей из них и вашим сооружением должна быть выдержана дистанция в 12-15 метров.

Существуют случаи, когда заявителю отказывают в изменении первоначальной версии разрешения:

    когда заявитель не оформил должным образом свои права на территорию, не провел регистрацию сделки по сене правообладателя местности или не сообщил о том, что к нему перешли права пользования земельными недрами;

    когда заявитель предоставил в регистрирующую инстанцию недостоверную информацию относительно совершенной с участком сделки и изменении правообладателя местности;

    если планируемая к возведению постройка противоречит действующим на момент предоставления ГПЗУ строительным и противопожарным нормам.

Существует ли возможность внесения в разрешение на строительство ИЖС коррективов, связанных с расположением постройки на территории?

Заполненный бланк заявления о внесении соответствующих коррективов необходимо предоставить в местную архитектуру (при администрации). Заявление должно содержать просьбу об изменении актуальной версии ГПЗУ интересующей вас территории. Необходимо указать специалистам, в каком месте будет располагаться постройка, какую площадь она бдет иметь, из каких материалов вы планируете вести строительство. Представитель местной администрации займется изготовлением обновленного генплана с информацией, прошедшей согласование с соседскими генпланами. Можно и вовсе воздержаться от повторного посещения архитектуры. Изначально вам предоставили схему с достаточно внушительным пятном застройки. Существует возможность застройки как всей обозначенной местности, так и любой ее части. Чтобы не нарушить актуальные нормы застройки, достаточно предпринять элементарные действия.

Если соседи уже построили свой дом или в данный момент занимаются строительными работами: от границы соседнего участка необходимо отступить не менее 12 метров. Так, мы получаем стартовую отметку, от которой можно вести застройку. Поскольку сосед уже отступил от границы земель 3-5 метров, в сумме вы получаете соответствующее нормативному расстояние между постройками в 15 метров.

Если перед вами - чистое поле, то обязательно разыщите владельцев соседних территорий. У них вы сможете узнать, занимались ли они получением разрешительных бланков. Если подобные меры были предприняты, попросите документацию для личного ознакомления. Предоставьте ее специалисту архитектуры для определения оптимального местоположения будущего строения. Вы уже знаете, какую дистанцию необходимо выдержать. Если сосед не подавал заявки на изготовление документов или еще не успел их получить, то поинтересуйтесь, где бы он хотел поставить собственный дом. Согласовать все детали вы можете между собой. Посоветуйте заблаговременно заняться получением ГПЗУ и разрешительных бумаг. Довольно часто люди сталкиваются с ситуацией, когда у соседей разрешительная документация отсутствует, заранее ее получать они не планируют или отказываются наотрез. В подобном случае необходимо как можно быстрее отправляться в представительство архитектуры для внесения коррективов в текущую версию ГПЗУ . Это необходимо, чтобы поставить специалистов в известность о планируемом «переносе» дома в другую точку. В дальнейшем, при обращении в уполномоченную инстанцию, соседи получат документацию с учетом внесенных вами изменений.

Предусмотрено несколько оснований, при которых заявитель получит отрицательный ответ на внесение коррективов в текущую версию разрешения на строительство. Можно говорить о:

    Не соблюдении обязанностей по отправке уведомительного сообщения о смене правообладателя территории, о передаче прав использования земельных недр, о создании нового землевладения с отражением подробных реквизитов бумаг, перечисленных в п.1-4 Ч.21.10 рассматриваемой статьи, кроме того, полное отсутствие документации правоустанавливающей природы на местность в перечисленных ч.21.13 рассматриваемой статьи ситуациях;

    отражении в соответствующем уведомлении недостоверных данных относительно смены правообладателя территории, создания нового землевладения, перехода прав использования земельных недр;

    наличие существенных разногласий между запланированным расположением возводимого капитального строения и актуальными версиями строительных норм, требований относительно реконструкции строений капитального характера, действующими на момент предоставления ГПЗУ , запрашиваемого при подготовке разрешения на строительство, предусмотренными типами разрешенного использования местности и (или) ограничениями в законодательных нормах РФ в ситуациях, отраженных в ч.21.7 рассматриваемой статьи (согласно редакции №373-ФЗ от 03.07.2016г.). Введение ч.21.15 произошло при актуализации №224-ФЗ от 18.07.2011г.

Ч.21.16 содержит однозначное требование в отношении государственной структуры о направлении соответствующего уведомления о принятом решении или вносимых коррективах. Уведомление должно быть направлено в течение 5 дней с момента принятия решения о внесении коррективов в актуальную версию разрешения на строительство или с момента прекращения действия данного разрешения. Отправка уведомительного сообщения происходит от лица инстанции, уполномоченной на выдачу соответствующих разрешений. В случае задействования ресурсов атомной энергетики, уведомление направляет организация, отвечающая за их государственное управление. Это распространяется и на все виды деятельности, при которых будет задействовано ядерное оружие, планируется его разработка, утилизация или изготовление, предусмотрена утилизация военных ядерных энергетических установок или ядерного оружия. Данное требование отражено в редакции №216-ФЗ от 13.07.2015г.

    уполномоченные исполнительные органы местной власти, на которых возложена реализация мероприятий по госстройнадзору в строительной сфере, при реконструкции капитальных построек, у которых разрешение на строительство претерпело определенные изменения или было отозвано;

    федеральный исполнительный орган госвласти, в полномочия которого входит проведение кадастрового учета объектов, регистрация имущественных прав, актуализация информации в ЕГРН по местонахождению территории, в отношении которой разрешение на строительство претерпело изменения или прекратило свое действие.

    Застройщик, при условии внесения коррективов в разрешение на строительство .

Для объектов, являющихся предметом государственной тайны, выдача документации происходит согласно соответствующим законодательным нормам.

Разрешение на строительство – бумага, которая имеет юридическую силу и подтверждает, что переданная на проверку документация по проекту соответствует действующим требованиям. Наличие на руках разрешения открывает застройщику пути для начала работ по возведению объекта. Но практика показывает, что не всегда у строительной компании проходит все гладко. При определенных нарушениях уполномоченная инстанция дает отказ в выдаче разрешения на строительство. Чем он вызван? Что делать в такой ситуации? Может ли помочь в решении вопроса судебная инстанция?

По законодательству застройщик обязан получать разрешение при возведении крупных объектов – гидротехнических сооружений, сооружений космической инфраструктуры, зданий, возводимых (реконструируемых) в пределах природоохранной территории и так далее. Вопрос выдачи документа решается в одной из уполномоченных структур, среди которых:

  • Федеральный орган (если возведение объекта планируется на наделах земли двух и более субъектов РФ).
  • Структура исполнительной власти на местах (субъекта РФ). Такие организации подключаются в случае, когда сооружение возводится (реконструируется) на участке двух или большего числа региональных образований.
  • Орган местного управления – если речь идет о возведении (капремонте) объекта, находящегося на участке двух и более поселений.

После получения заявления на предъявление разрешения инстанция проводит следующие работы:

  • Проверяет, насколько предоставленные документы соответствуют законодательству и требуемому перечню. При наличии нарушений уже на этом этапе проверяющий орган может признать несоответствие бумаг и дать отказ в предъявлении разрешения (об этом ниже).
  • Проводится проверка, насколько план участка и проект соответствуют требованиям градостроительной схемы земельного надела.
  • Передается разрешение, позволяющее начать процесс возведения объекта, или выдается отказ в предоставлении такового.

С первого взгляда все прозрачно. Но в практической сфере решение об отказе часто является незаконным. В такой ситуации единственный выход – оспаривание решения уполномоченного органа и подача иска в суд. Но при подаче иска стоит придерживаться утвержденной формы и постараться лично проанализировать основания, ставшие причиной отказа.

В каких случаях возможен отказ?

Чтобы понять, законным или незаконным является отказ уполномоченной структуры, стоит знать варианты, при которых такое развитие ситуации является возможным. Итак, основания могут быть следующими:

1. При выдаче разрешения на возведение объекта заявители часто допускают серьезные ошибки, что вынуждает уполномоченные органы возвращать бумаги для корректировки. Одна из главных причин – отсутствие соответствующих прав у застройщика (заявителя) на получение рассматриваемой бумаги. Так, по законодательству в роли заявителя может выступать только застройщик (физическое или юрлицо), осуществляющее строительство (восстановление) объекта на определенном земельном участке.

Но это лишь одна из причин отказа. На самом же деле их может быть еще несколько:

  • Возводимое сооружение находится в полном или частичном несоответствии с требованиями градостроительного плана в отношении надела земли. Если речь идет о возведении (восстановлении) линейного объекта, то отказ возможен при несоответствии нормам проекта межевания и планировки участка. К слову, большая часть исков подается именно в случае таких пояснений уполномоченных структур.
  • Возводимый объект капстроительства не соответствует тем нормам и требованиям, которые указаны в разрешении на возведение объекта.
  • Параметры возводимого (восстанавливаемого) здания не соответствуют тем показателям, которые прописаны в рабочем проекте.
  • Застройщик частично или в полном объеме не выполнил требования ГрК РФ, а именно указания, прописанные статье 51, части 18.

Стоит отметить, что упомянутый список оснований для отказа является полным. Если же уполномоченная структура отказывает по какой-либо иной причине, то такое решение является незаконным. При этом застройщик имеет право подать иск в суд и оспорить отказ в утвержденном на законодательном уровне порядке. Главное, чтобы перед глазами была форма составления документа. В противном случае есть вероятность неприятия иска уже судебной инстанцией.

2. На этапе предоставления госуслуги. Бывают ситуации, когда застройщик обращается за разрешением на строительство, но ему отказывают уже на этапе предоставления услуги. Причины чаще всего в следующем:

  • Если речь идет о выдаче разрешения, то отказ может быть обусловлен отсутствием права у заявителя на получение соответствующей услуги, передача неполного пакета или несоответствующих бумаг действующим требованиям.
  • При продлении разрешения отказ может быть обусловлен отсутствием у обратившейся стороны права на получение услуги, а также в случае отсутствия начала строительных работ до завершения срока передачи заявления о продлении периода действия разрешения на возведение объекта.

Если приводятся иные причины отказа, то решение также является незаконным. Но в вопросе предоставления госуслуги нарушения встречаются редко.

Что делать в случае отказа?

Если уполномоченная структура отказала в выдаче разрешения, то есть два пути:

  • Устранить имеющиеся недостатки и попытаться получить разрешение повторно.
  • Подать иск в суд по существующей форме и потребовать признания такого решения незаконным.

Если выдающая разрешение структура действовала на законных основаниях, а обоснование отказа выполнено с учетом норм законодательства, то застройщику остается только один путь – исправить существующую ситуацию. Но что делать, если решение явно противоречит закону или же объяснение уполномоченной структуры носит слишком «размытый» характер? В таком случае застройщик (заявитель) вправе подать иск, форма которого подразумевает включение в документ следующей информации:

  • Адресат судебной инстанции, в которую подается иск. Здесь точно прописывается не только название суда, но и город, индекс, улица и дом.
  • ФИО заявителя, его контактный номер телефона, а также фактический адрес, по которому проживает лицо.
  • Данные о заинтересованном лице. Иск в обязательном порядке должен содержать наименование органа, действия которого подлежат обжалованию. Также указывается юридический адрес второй стороны (если он известен).
  • Пояснение ситуации. Далее заявитель должен изложить ситуацию – указать место нахождения участка, особенности возводимого здания, название отказавшей организации и указать причины, по которым заявление было отклонено. Чем больше информации содержит иск, тем выше вероятности его принятия судом. Если имеют место дополнительные обстоятельства, то они также должны быть изложены.
  • Просьба признать решение определенного органа незаконным. Здесь же стоит указать номер документа и дату его выдаче. Не лишним будет продублировать адрес здания, разрешение на строительство которого не было выдано уполномоченным ураном. Далее в иске приводится требование к уполномоченной структуре выдать разрешение на строительство объекта по определенному адресу.
  • Приложение. Далее существующая форма подразумевает приложение минимального пакета документов – копии заявления и паспортов заявителя, копии документов, которые подтверждали бы доводы заявителя, и копию отказа.

Итоги

Отказ в выдаче разрешения – еще не основание опускать руки и прекращать строительство. Что делать в такой ситуации, рассмотрено выше. При этом не стоит оформлять исковое заявление в суд. Если правда за застройщиком и форма документа соблюдена, то вероятность выигрыша высока.

Образец разрешения на строительство дома

Скачать форму заявления на выдачу разрешения на строительство

Где получить разрешение на строительство?

Разрешение на строительство выдается федеральным органом исполнительной власти , органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с их компетенцией . В Москве и Новой Москве - это Мосгосстройнадзор, в Московской области - Администрация района.

Отступы от границ участка до жилого дома и других строений

При организации строительства на определённом земельном участке, как правило, Вам нужно будет учесть множество различных правил и норм, предусмотренных официальными законодательными актами. Подобные нормы включают в себя множество нюансов строительства, включая также и конкретные значения расстояний, которые необходимо выдерживать между границами самого участка земли и границами возведённых на нём объектов, а также расстояния между самими объектами.

  1. Так называемая красная линия - начало дороги, проезда, - должна находиться на дистанции не меньше 5 метров от дома либо хозяйственных построек.
  2. Минимальное расстояние от красной линии участка до дома составляет 3 метра. Минимум до границ от соседнего участка - также 3 метра, но при учёте минимальных расстояний между домами, исходя из правил противопожарной безопасности. Расстояние от окон в жилом доме до любых построек должно равняться или превышать 6 метров.
  3. Различные хозпостройки, такие как сарай, гараж, баня и прочее, могут находиться на расстоянии 1 метр или больше от границ соседнего участка.
  4. Постройки, возведённые для скота или птиц либо ствол высокорастущего дерева - не менее 4 метров до границ соседнего участка. Низкорастущего дерева - не менее 2 метров.
  5. Расстояния от фундамента здания до начала инженерных коммуникаций:
  • водопровод и напорная канализация- 5 метров;
  • газопроводы горючих веществ низкого давления - 2 метра, среднего - 4 метра, высокого - 7-10 метров.
  • силовые кабели любого напряжения, кабели связи - 0.6 метра;
  • тоннели для коммуникаций и каналы - 2 метра;
  • теплосети (в соответствии с СНиП 41-02-2003 «Тепловые сети».

В соответствии правилам противопожарной безопасности, два жилых дома должны находиться на определённом расстоянии друг от друга. Значения расстояния зависит от тех материалов, из которых построены дома. При этом находятся ли строения на одном участке или на разных, не имеет значения.

Если речь идёт о каменных (бетонных, кирпичных) домах, с бетонными перекрытиями, расстояние между ними должно составлять 6-10 метров. Между кирпичными (каменными или бетонными) домами с деревянными перекрытиями - 8-10 метров. Между деревянными и сборными домами должно выдерживаться расстояние в 10-15 метров.

Также установлены обязательные расстояния от жилого дома до различных инженерных объектов:

  • без давления - 10 метров;
  • с высоким давлением - 15 метров.

Существуют специальные документы (СНиП 2.07.01-89* Градостроительство и другие), которыми регламентируются требования по минимальным отступам строений, сооружений и зданий от границ участка земли.

Если вы планируете или уже ведёте строительство жилого дома на своём участке, а также иных построек наиболее надёжным способом правильно учесть и рассчитать все необходимые расстояния в полном соответствии требованиям действующего законодательства, будет обратиться за профессиональными консультациями и услугами по оформлению документов к специалистам в данной области.

Много лет работая в этой сфере, специалисты нашей компании имеют обширный опыт по части всех тонкостей и нюансов подобных задач при планировании размещения различных объектов на участке. Профессиональный подход к вопросу даст возможность избежать многих ошибок, и, соответственно, - значительно сэкономить Ваши средства и время в будущем.

Специалисты нашей компании много лет работают в этой сфере и имеют обширный опыт, что позволяет учесть все требования законодательства при планировании размещения на участке различных объектов.

Минимальная площадь участка для получения разрешения на строительство

Для земель, имеющих различное назначение, в каждом отдельном районе местные органы самоуправления устанавливают минимальные и максимальные лимиты по размерам участков. Поэтому, минимальная площадь земельного участка для того, чтобы получить разрешение на строительство , также устанавливается местными административными органами. В каждом отдельном районе установлены свои параметры минимальной и максимальной площади участков, предназначенных для ИЖС.

Во многих ситуациях подобным ограничением выступает не столько сама площадь участка, сколько процент его застройки, то есть соотношение площади жилого дома к площади участка.

В большинстве случаев возможность получить разрешение на строительство жилого дома на участке определённой площади, будет зависеть от площади планируемого проекта дома, так как в первую очередь должны выполняться все требования касательно отступов от границ вашего участка и границ соседнего, которые чётко регламентированы в соответствующих законодательных актах градостроительства.

Также минимальная площадь устанавливается для конкретных жилых помещений, комнат планируемого здания. Такие параметры необходимо уточнять в каждом конкретном случае в местной архитектуре, где планируется последующая регистрация дома. В соответствии с размерами планируемого к строительству дома, определяется и минимальная площадь самого участка, с которой вы сможете получить разрешение на строительство и в последствие - оформить дом в собственность.

Специалисты нашей компании всегда помогут Вам получить все необходимые сведения и оформить нужную документацию для получения разрешения на строительство на вашем участке, в соответствии с установленными в вашем регионе нормами.

Разрешение на строительство таунхаусов

Без получения разрешения на строительство, как сам процесс возведения, так и будущее здание на земельном участке будет незаконным. Это в полной мере относится и к такому виду недвижимости как таунхаусы. Таунхаус является объектом капитального строительства, поэтому собственник земельного участка обязан получить соответствующее разрешение на строительство таунхауса.

Разрешение на строительство определяет право застройщика начать процесс возведения здания, а также определяет полное соответствие имеющейся документации по проекту с имеющейся планировкой конкретного участка. Вся информация, касающаяся получения разрешения на строительство содержится в Градостроительном кодексе РФ. Однако, чтобы полностью разобраться во всех тонкостях и нюансах, собрать всю требуемую документацию, Вам понадобится определённое количество времени, средств и усилий. Тем не менее, не стоит думать, что разрешение на строительство в случае с таунхаусом получать не обязательно. В таких случаях незаконно возведённое строение будет подлежать сносу, а инициатор застройки будет привлечён к административной ответственности.

Необходимое разрешение на строительство, при наличии и правильном оформлении всей требуемой для этого документации, можно получить в местных органах самоуправления, относящихся к вашему району. Это прежде всего правоустанавливающие документы на участок, документы удостоверяющие личность, заявление на получение разрешение с чётким описанием целей дальнейшего использования земли и некоторые другие документы.

Для того, чтобы сэкономить массу собственного времени, усилий и средств, наиболее оптимальным решением будет обратиться за помощью к профессионалам, имеющим значительный опыт в решении подобных задач. Высококвалифицированные специалисты нашей компании всегда помогут вам получить разрешение на строительство для таунхауса, выполнив работу точно в указанные сроки, предварительно подготовив всю необходимую документацию и обратившись в соответствующие организации.

Вы гарантированно получите необходимое разрешение на строительство , не допуская возможных ошибок, не тратя уйму времени на самостоятельное детальное изучение множества нюансов и особенностей подобных вопросов, уделив максимум внимания другим вашим делам, либо непосредственной подготовкой к строительству.

Причины отказов в получении разрешения на строительство

В процессе оформления различных документов, требующихся, чтобы получить разрешение для строительства , следует всегда учитывать те возможные причины отказа в выдаче вам данного разрешения, чтобы не допускать соответствующих ошибок.

Местные самоуправляющие органы, наделённые полномочиями по выдаче разрешения на начало строительства , могут отказать в этом из-за отсутствия определённых документов, которые предусмотрены ст. 51 ч. 7 и ч. 9 в Градостроительном кодексе, либо из-за несоответствия предоставленной вами документации основным требованиям по градостроительному плану участка. Кроме того, документы также должны соответствовать требованиям касательно допустимых отклонений от параметров пределов, разрешённых в процессе реконструкции зданий или их строительства.

Соответственно, основные причины, по которым вам могут дать отказ в выдаче разрешений на строительство - это либо несоответствие некоторых параметров участка по факту и требуемых параметров по установленным стандартным значениям, либо неправильное, неполное оформление требуемых документов. Вам могут отказать, если в вашем распоряжении не будет какого-либо из стандартных документов, предусмотренных градостроительным кодексом, регламентирующими правилами и нормами от различных организации, от органов контролирующих выполнение требований противопожарной безопасности до экологической экспертизы.

Если вы хотите получить определённые гарантии в успехе запланированных мероприятий по строительству на вашем участке, вы всегда можете обратиться в специализированную компанию, профессиональные сотрудники которой помогут вам правильно собрать и оформить все документы, которые потребуются, в установленном порядке и ровно в срок.

За годы работы в соответствующей сфере, наши квалифицированные специалисты наработали большой опыт в процессе разрешения тех или иных вопросов и нюансов, связанных с получением необходимых разрешений. Вам же останется лишь непосредственно готовиться к началу строительства, поручив все операции по документам компетентным доверенным лицам.




Top