Осипов афанасий николаевич. Награды и звания

Ты - не раб!
Закрытый образовательный курс для детей элиты: "Истинное обустройство мира".
http://noslave.org

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Афанасий Осипов
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Имя при рождении:

Афанасий Николаевич Осипов

Дата рождения:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место рождения:
Дата смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Происхождение:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Подданство:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Гражданство:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Страна:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Жанр:
Учёба:
Стиль:
Покровители:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Влияние:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Влияние на:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды:
Звания:
Премии:
Сайт:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Подпись:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Афанасий Николаевич Осипов (род. 1928) - советский, якутский и российский живописец.

Биография

Афанасий Николаевич Осипов родился 28 февраля 1928 года во II Эргитском наслеге Горного улуса , окончил в 1945 году Якутский кооперативный техникум , в 1949 году - , в 1955 году - (живописный факультет, мастерская профессоров П. П. Котова и Ф. П. Решетникова). Член Союза художников России с 1956 года .

С 1953 года - участник республиканских, с 1955 года - крупных всесоюзных, российских, зональных, региональных и зарубежных художественных выставок. Персональные выставки состоялись в центральных городах России и многих странах мира

Избирался членом Правления Союза художников СССР (1964-1968, 1977-1990), с 1968 года - секретарь Правления Союза художников РСФСР, в 1965-1967, с 1971 - председатель зонального выставкома по региону «Советский Дальний Восток», в 1979-1991 - председатель Союза художников Якутии.

В 1955-1957 годах преподавал специальные дисциплины в Якутском художественном училище . С 1957 года переходит на творческую работу. С 1994 года - заведующий кафедрой живописи Якутского филиала , в 2000-2004 годах - профессор, заведующий кафедрой живописи в Якутске. С 2004 года - снова на творческой работе.

А. Н. Осипов избирался депутатом Совета Национальностей Верховного Совета СССР 11-го созыва (1984-1989) от Якутской АССР , Верховного Совета Якутской АССР двух созывов (1967, 1980 гг.); является одним из соавторов Государственного Герба Республики Саха (Якутии) . Почётный гражданин Республики Саха (Якутия) (2000).

Произведения А. Н. Осипова хранятся в Национальном художественном музее РС (Я) , Государственной Третьяковской галерее , Государственном Русском музее , в художественных музеях страны, частных собраниях в России и за рубежом. Среди основных работ: народные писатели Якутии Н. Е. Мординов , В. М. Новиков , С. Р. Кулачиков , Д. К. Сивцев (1974), «Ысыах» (якутский народный праздник, 1980), «Над долиной Эркэны» (1993), триптих «Золотые жилы Индигирки» (1990), «Речка Синэ» (1995), «Весеннее солнце на участке коневодов» (1996), «У озера Тугаранджа» (1997), «Встаёт солнце в ореоле» (1997), «Тебенёвка в долине Эркэны» (1996), серия портретов деятелей искусства, в том числе народного артиста России Ивана Степанова (1996), писателя Чингиза Айтматова (1997).

Награды и звания

  • медали, в том числе:
    • бронзовая медаль ВДНХ (1962, за картину «Крик»)
    • Серебряная медаль Академии художеств СССР (1988; за триптих «Архангайские араты» и серию пейзажей Якутии (1987-1988))
    • две Золотые медали Российской академии художеств (2001, 2004)
  • Государственная премия РСФСР имени И. Е. Репина (1986; за картину «Мунха - праздник последнего лова карасей» (1985) и пейзажи «Речка Аргомай», «Устье Иньяли» (1984))
  • премия Совета Министров СССР (1982, за роспись фойе Якутского государственного театра оперы и балета им. Суорун-Омоллона на тему «Ысыах»)
  • премия Ленинского комсомола Якутии
  • почётный гражданин Республики Саха (Якутия) (2000)
  • народный художник Республики Саха (Якутия)
  • заслуженный деятель искусств Якутской АССР
  • действительный член Академии художеств СССР (1988); действительный член Российской академии художеств
  • действительный член Национальной Академии художеств Республики Кыргызстан (2005)
  • почётный гражданин Горного улуса

Напишите отзыв о статье "Осипов, Афанасий Николаевич"

Примечания

Ссылки

  • Тимофеева В. В. // Илин: журнал. - 2012. - № 4 .

Отрывок, характеризующий Осипов, Афанасий Николаевич

– Я не могу её оставить здесь одну, я за ней смотрю, чтобы с ней ничего не случилось. И вот Дин со мной... Он мне помогает.
Я просто не могла этому поверить... Эта малюсенькая храбрая девчушка добровольно ушла со своего красивого и доброго «этажа», чтобы жить в этом холодном, ужасном и чужом мире, защищая свою, чем-то сильно «провинившуюся», мать! Не много, думаю, нашлось бы столь храбрых и самоотверженных (даже взрослых!) людей, которые решились бы на подобный подвиг... И я тут же подумала – может, она просто не понимала, на что собиралась себя обречь?!
– А как давно ты здесь, девочка, если не секрет?
– Недавно... – грустно ответила, теребя пальчиками чёрный локон своих кудрявых волос, черноглазая малышка. – Я попала в такой красивый мир, когда умерла!.. Он был таким добрым и светлым!.. А потом я увидела, что мамы со мной нет и кинулась её искать. Сначала было так страшно! Её почему-то нигде не было... И вот тогда я провалилась в этот ужасный мир... И тут её нашла. Мне было так жутко здесь... Так одиноко... Мама велела мне уходить, даже ругала. Но я не могу её оставить... Теперь у меня появился друг, мой добрый Дин, и я уже могу здесь как-то существовать.
Её «добрый друг» опять зарычал, от чего у нас со Стеллой поползли огромные «нижнеастральные» мурашки... Собравшись, я попыталась немного успокоиться, и начала присматриваться к этому мохнатому чуду... А он, сразу же почувствовав, что на него обратили внимание, жутко оскалил свою клыкастую пасть... Я отскочила.
– Ой, не бойтесь пожалуйста! Это он вам улыбается, – «успокоила» девчушка.
Да уж... От такой улыбки быстро бегать научишься... – про себя подумала я.
– А как же случилось, что ты с ним подружилась? – спросила Стелла.
– Когда я только сюда пришла, мне было очень страшно, особенно, когда нападали такие чудища, как на вас сегодня. И вот однажды, когда я уже чуть не погибла, Дин спас меня от целой кучи жутких летающих «птиц». Я его тоже испугалась вначале, но потом поняла, какое у него золотое сердце... Он самый лучший друг! У меня таких никогда не было, даже когда я жила на Земле.
– А как же ты к нему так быстро привыкла? У него внешность ведь не совсем, скажем так, привычная...
– А я поняла здесь одну очень простую истину, которую на Земле почему-то и не замечала – внешность не имеет значения, если у человека или существа доброе сердце... Моя мама была очень красивой, но временами и очень злой тоже. И тогда вся её красота куда-то пропадала... А Дин, хоть и страшный, но зато, всегда очень добрый, и всегда меня защищает, я чувствую его добро и не боюсь ничего. А к внешности можно привыкнуть...
– А ты знаешь, что ты будешь здесь очень долго, намного дольше, чем люди живут на Земле? Неужели ты хочешь здесь остаться?..
– Здесь моя мама, значит, я должна ей помочь. А когда она «уйдёт», чтобы снова жить на Земле – я тоже уйду... Туда, где добра побольше. В этом страшном мире и люди очень странные – как будто они и не живут вообще. Почему так? Вы что-то об этом знаете?
– А кто тебе сказал, что твоя мама уйдёт, чтобы снова жить? – заинтересовалась Стелла.
– Дин, конечно. Он многое знает, он ведь очень долго здесь живёт. А ещё он сказал, что когда мы (я и мама) снова будем жить, у нас семьи будут уже другие. И тогда у меня уже не будет этой мамы... Вот потому я и хочу с ней сейчас побыть.
– А как ты с ним говоришь, со своим Дином? – спросила Стелла. – И почему ты не желаешь нам сказать своё имя?
А ведь и правда – мы до сих пор не знали, как её зовут! И откуда она – тоже не знали...
– Меня звали Мария... Но разве здесь это имеет значение?
– Ну, конечно же! – рассмеялась Стелла. – А как же с тобой общаться? Вот когда уйдёшь – там тебе новое имя нарекут, а пока ты здесь, придётся жить со старым. А ты здесь с кем-то ещё говорила, девочка Мария? – по привычке перескакивая с темы на тему, спросила Стелла.
– Да, общалась... – неуверенно произнесла малышка. – Но они здесь такие странные. И такие несчастные... Почему они такие несчастные?
– А разве то, что ты здесь видишь, располагает к счастью? – удивилась её вопросу я. – Даже сама здешняя «реальность», заранее убивает любые надежды!.. Как же здесь можно быть счастливым?
– Не знаю. Когда я с мамой, мне кажется, я и здесь могла бы быть счастливой... Правда, здесь очень страшно, и ей здесь очень не нравится... Когда я сказала, что согласна с ней остаться, она на меня сильно накричала и сказала, что я её «безмозглое несчастье»... Но я не обижаюсь... Я знаю, что ей просто страшно. Так же, как и мне...
– Возможно, она просто хотела тебя уберечь от твоего «экстремального» решения, и хотела, только лишь, чтобы ты пошла обратно на свой «этаж»? – осторожно, чтобы не обидеть, спросила Стелла.
– Нет, конечно же... Но спасибо вам за хорошие слова. Мама часто называла меня не совсем хорошими именами, даже на Земле... Но я знаю, что это не со злости. Она просто была несчастной оттого, что я родилась, и часто мне говорила, что я разрушила ей жизнь. Но это ведь не была моя вина, правда же? Я всегда старалась сделать её счастливой, но почему-то мне это не очень-то удавалось... А папы у меня никогда не было. – Мария была очень печальной, и голосок у неё дрожал, как будто она вот-вот заплачет.
Мы со Стеллой переглянулись, и я была почти уверенна, что её посетили схожие мысли... Мне уже сейчас очень не нравилась эта избалованная, эгоистичная «мама», которая вместо того, чтобы самой беспокоиться о своём ребёнке, его же героическую жертву совершенно не понимала и, в придачу, ещё больно обижала.
– А вот Дин говорит, что я хорошая, и что я делаю его очень счастливым! – уже веселее пролепетала малышка. – И он хочет со мной дружить. А другие, кого я здесь встречала, очень холодные и безразличные, а иногда даже и злые... Особенно те, у кого монстры прицеплены...
– Монстры – что?.. – не поняли мы.
– Ну, у них страшенные чудища на спинах сидят, и говорят им, что они должны делать. А если те не слушают – чудища над ними страшно издеваются... Я попробовала поговорить с ними, но эти монстры не разрешают.
Мы абсолютно ничего из этого «объяснения» не поняли, но сам факт, что какие-то астральные существа истязают людей, не мог остаться нами не «исследованным», поэтому, мы тут же её спросили, как мы можем это удивительное явление увидеть.
– О, да везде! Особенно у «чёрной горы». Во-он там, за деревьями. Хотите, мы тоже с вами пойдём?
– Конечно, мы только рады будем! – сразу же ответила обрадованная Стелла.
Мне тоже, если честно, не очень-то улыбалась перспектива встречаться с кем-то ещё, «жутким и непонятным», особенно в одиночку. Но интерес перебарывал страх, и мы, конечно же, пошли бы, несмотря на то, что немного побаивались... Но когда с нами шёл такой защитник как Дин – сразу же становилось веселее...
И вот, через короткое мгновение, перед нашими широко распахнутыми от изумления глазами развернулся настоящий Ад... Видение напоминало картины Боша (или Боска, в зависимости от того, на каком языке переводить), «сумасшедшего» художника, который потряс однажды своим искусством весь мир... Сумасшедшим он, конечно же, не был, а являлся просто видящим, который почему-то мог видеть только нижний Астрал. Но надо отдать ему должное – изображал он его великолепно... Я видела его картины в книге, которая была в библиотеке моего папы, и до сих пор помнила то жуткое ощущение, которое несли в себе большинство из его картин...

Афанасий Николаевич Осипов – живописец, действительный член Российской Академии художеств, народный художник СССР, Российской Федерации, действительный член Национальной Академии художеств Республики Кыргызстан.
Народный художник РС (Я), заслуженный деятель искусств ЯАССР, лауреат Государственной премии РСФСР им. И.Е.Репина, лауреат премии Ленинского комсомола Якутии, президент Академии духовности РС(Я).Член СХ России.
Родился художник 28 февраля 1928 года во II Эргитском наслеге Западно-Кангаласского улуса (ныне с.Мытах Горного улуса) Якутии. В 1945 году окончил Якутский кооперативный техникум. Желание стать художником помогло семнадцатилетнему Афанасию преодолеть путь из Якутска до Москвы за 27 суток и в дальнейшем успешно окончить Московскую среднюю художественную школу при институте им. В.И.Сурикова. В 1955г. А.Н.Осипов получает диплом Московского художественного института им. В.И.Сурикова (живописный факультет, мастерская профессоров П.П.Котова и П.Ф.Решетникова).
После окончания института в 1955-1957гг. А.Н.Осипов работает преподавателем Якутского художественного училища, с 1957г. переходит на творческую работу, с 1994г-2004гг.-трудится в должности профессора и заведующего кафедрой живописи Якутского филиала Красноярского художественного института, с 2000-2004гг.-является профессором и заведующим кафедрой живописи художественного факультета Арктического государственного института культуры и искусств.С 2004г. А.Н.Осипов находится на творческой работе.
А.Н.Осипов-член Союза художников России с 1956г., с этого же года член Правления Союза художников Якутии; с 1968-2009гг.-секретарь Правления СХ России; с 1966-1991гг.-член правления СХ СССР; с 1967-2009гг.-председатель выставочного комитета региона «Дальний Восток»; в 1973году избран членом-корреспондентом Академии художеств СССР; с 1988 года является действительным членом АХ СССР; 1996г. назначен президентом Академии Духовности Республики Саха (Якутия).
А.Н.Осипов избирался депутатом Верховного Совета СССР IX Созыва (1984-1989гг.) Верховного Совета ЯАССР двух созывов (1967г.,1980г.); является одним из соавторов Государственного Герба РС(Я). В 2005году художник избран действительным членом Национальной Академии художеств Республики Кыргызстан.
Творческая деятельность художника началась с дипломной картины на историко-бытовую тему «Изгнание шамана». Его произведения такие, как «Праздник оленеводов», «Кино в яранге», «Крик», «Правление колхоза», «Якутские борцы», «Заслуженный тренер СССР Д.П.Коркин с учениками», триптихи «В краю предков» и «Седой Вилюй», «Групповой портрет народных писателей Якутии», «Коневоды. Белые ночи», «Ысыах», «Мунха-праздник подледного лова карасей», портреты тружеников, представителей творческой интеллигенции, Момские пейзажи, монгольская серия отличаются глубинной разработкой жизненных проблем, проникновения в духовный мир современника, новым осмыслением изобразительных средств в живописи на реалистической основе. В конце 1990-х начале 2000-х гг. А.Н.Осипов создал серию работ, посвященных Алтаю. В 2003-2004гг. состоялись его две поездки в Гималаи, в результате была создана серия пейзажных и портретных работ в живописи и графике –всего около 50 произведений. В 2003-2006 гг. возникла серия пейзажей «Русская зима», посвященная древнерусским городам: Переславль-Залесский, Суздаль, Загорск, Тутаев, Звенигород- всего около 60 работ. В 2006г. создана серия пейзажей в результате поездок в Киргизию и в северный Эвено-Бытантайский улус Якутии.
Персональные выставки художника состоялись в Египте, Франции, Чехословакии, Болгарии, Румынии, Германии, Финляндии, МНР, Японии,КНР.
А.Н.Осипов за заслуги в развитии изобразительного искусства награжден орденом Трудового Красного Знамени (1971г.), орденом Почета (1999г.),Золотой медалью Академии художеств (2001 и 2004гг.) и многими другими медалями, почетными грамотами; художник является Почетным гражданином РС(Я)(2000г.)
В Мытахском наслеге Горного улуса Якутии открыта картинная галерея народного художника А.Н.Осипова, где экспонируются более 100 работ; в коллекции Национального Художественного музея РС(Я) находятся около 200 произведений; картина «Народный праздник Ысыах» и триптих «Архангайские араты»- в коллекции Государственной Третьяковской галереи (Москва), портрет Шумиловой и северные пейзажи- в коллекции Государственного Русского музея (Санкт-Петербург). К своему 80-летию художник подарил Национальному Художественному музею РС(Я) 100 работ живописи и графики. Произведения Осипова хранятся в коллекциях музеев и галерей городов Чугуева, Нальчика, Львова, Ярославля, Семипалатинска, Красноярска,Томска, Тобольска, Читы, Хабаровска, Бишкека, Ангарска, Грозного, а также в частных коллекциях разных стран и городов.

Творчество Афанасия Осипова

Творчество Афанасия Осипова еще при жизни художника стало классикой искусства Якутии, оно многие десятилетия определяло развитие живописи в республике.

После успешного окончания живописного факультета Московского государственного института им. В.И. Сурикова плодотворная профессиональная и организаторская деятельность А.Н. Осипова помогла ему войти в круг ведущих советских художников. В 1955 году он становится членом Союза художников России, с 1956 г. членом Правления Союза художников Якутии. Живописец принимает деятельное участие во всесоюзных, зональных, республиканских выставках. На экспозициях он активно обсуждает с коллегами проблемы современного искусства. В 1966-1991 гг. художник работает членом правления СХ СССР, а с 1968 г. многие десятилетия является секретарем Правления СХ России. Насыщенную общественную жизнь живописец всегда умел сочетать с творчеством. Живопись Осипова тесно связана с традициями русского реализма и советской школы. Художник с большим уважением относился к классическому искусству, и не отделял понятие «ремесла» от «высокого искусства». Столь же значительна для понимания творчества Осипова связь его с родиной, Якутией – ее природой, историей, жизнью.

Всегда активно его отношение к событиям времени – крупным индустриальным проектам, достижениям в области спорта и культуры республики или страны: «Заслуженный тренер СССР Д.П. Коркин с учениками» (1971), триптих «Седой Вилюй» (1969), «Групповой портрет народных писателей Якутии» (1974). Никогда не теряя внутренней связи с современностью, художник обращается к вековым традициям родного края. Тысячелетний жизненный уклад народов Якутии, органически слитый с характерными чертами суровой природы, – сквозная тема произведений Афанасия Осипова: «Крик» (1959), «Праздник оленеводов» (1964), триптих «В краю предков» (1971), «Коневоды. Белые ночи» (1975), «Мунха – праздник подледного лова карасей» (1985), триптих «Золотые жилы Индигирки» (1990), «Праздник оленя» (2008). Растворение человека в природе, представление о гармонии личности, живущей по всеобщим законам мироздания, – основное содержание полотен «Песня Гоби» (1978), «Путник» (1979), «Архангайские араты» (1987), «Погожий вечер» (1989), «Весеннее утро на участке коневодов» (1996) и т.д. Портреты выдающихся, незаурядных современников занимают значительное место в творчестве живописца: «Портрет Героя Советского Союза Федора Охлопкова» (1965), «Портрет Д.Е. Корякиной» (1979), «Портрет Софрона Данилова» (1981), «Портрет Анегины Ильиной-Дмитриевой» (1987), «Портрет Д.К. Сивцева-Суорун Омоллона» (1996), «Портрет Е.Е. Слепцовой «Долгунча» (2000), «Портрет Чингиза Айтматова» (2001), «Портрет художника Андрея Тутунова» (2005) и т.д.

В 1988 году Афанасий Николаевич становится действительным членом Российской Академии художеств. В 1994-2004 гг. Афанасий Осипов трудится в должности профессора и заведующего кафедрой живописи Якутского филиала Красноярского художественного института, а с 2000-2004 год – профессором и заведующим кафедрой живописи художественного факультета Арктического государственного института культуры и искусств. Он ведет практические занятия по живописи для студентов. Художник стоит у истоков создания Академии Духовности Республики Саха (Якутия), став ее теоретиком и вдохновителем. В 1996 г. был назначен президентом Академии Духовности. При этом продолжает много работать как живописец.

Программное значение для Осипова имеют творческие выезды в разные страны: Монголию, Италию, Швейцарию, Францию, Киргизию, Непал. Совершая рабочие поездки, художник вырабатывает некоторые важные принципы живописи, делает открытия, обогащающие впоследствии колорит, рисунок, композицию его произведений: «Панорама Архангайа» (1986), «Таласские горы – родина Чингиза Айтматова» (1988), « Аляска. У подножия гор» (1993), «Сизые горы у Кумджуна» (2003), «Осень в Интерлакене. Вид на Юнгфрау к вечеру» (2007), «Итальянские Альпы. Туманное утро» (2009). В 2003-2006 гг. возникла серия полотен, посвященная древнерусским городам.

Северные пейзажи последних лет – увенчание всего творчества Осипова, в них сказался духовный и художественный опыт его жизни: «Золотая осень Индигирки» (2002), «Дыхание осени» (2004), «Дали Адычи» (2004), «Симфония гор» (2006), «Осень в горах Усть-Неры» (2007). Мотивы представлены так, будто природа живет, ничего не зная о нашем присутствии. Горы, реки, леса увидены в своем самодовлеющем бытии безотносительно к человеку. Эти полотна являются пластической концепцией жизненной силы природы Севера. В творчестве мастера мотив солнца в радужном ореоле становится программным. Пространственный размах пейзажей «В ауре космоса» (2001), «Встает светило в золоте» (2001) буквально захватывает зрителя. В чередовании планов, уводящем взор к нескончаемым далям раскинувшегося горизонта, убедительно раскрываются эпические размышления о всеобщем начале жизни. Солнечный диск с золотым кругом – многозначный символ гармонии, единства мироздания.

Искусство Афанасия Осипова глубоко философично: в единстве современного и вневременного, бытового и поэтического, конкретного и универсального заключается смысл многих картин мастера. Этими произведениями якутский художник прочно вошел в историю искусства России.

Тимофеева Влада Владиславовна
Главный специалист Государственного музейного художественного комплекса «Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия)», кандидат искусствоведения, член Союза художников России

Афанасий Николаевич Осипов (род. 1928) - советский, якутский и российский живописец.

Биография

Афанасий Николаевич Осипов родился 28 февраля 1928 года во II Эргитском наслеге Горного улуса , окончил в 1945 году Якутский кооперативный техникум , в 1949 году - , в 1955 году - (живописный факультет, мастерская профессоров П. П. Котова и Ф. П. Решетникова). Член Союза художников России с 1956 года .

С 1953 года - участник республиканских, с 1955 года - крупных всесоюзных, российских, зональных, региональных и зарубежных художественных выставок. Персональные выставки состоялись в центральных городах России и многих странах мира

Избирался членом Правления Союза художников СССР (1964-1968, 1977-1990), с 1968 года - секретарь Правления Союза художников РСФСР, в 1965-1967, с 1971 - председатель зонального выставкома по региону «Советский Дальний Восток», в 1979-1991 - председатель Союза художников Якутии.

В 1955-1957 годах преподавал специальные дисциплины в Якутском художественном училище . С 1957 года переходит на творческую работу. С 1994 года - заведующий кафедрой живописи Якутского филиала , в 2000-2004 годах - профессор, заведующий кафедрой живописи в Якутске. С 2004 года - снова на творческой работе.

А. Н. Осипов избирался депутатом Совета Национальностей Верховного Совета СССР 11-го созыва (1984-1989) от Якутской АССР , Верховного Совета Якутской АССР двух созывов (1967, 1980 гг.); является одним из соавторов Государственного Герба Республики Саха (Якутии) . Почётный гражданин Республики Саха (Якутия) (2000).

Произведения А. Н. Осипова хранятся в Национальном художественном музее РС (Я) , Государственной Третьяковской галерее , Государственном Русском музее , в художественных музеях страны, частных собраниях в России и за рубежом. Среди основных работ: народные писатели Якутии Н. Е. Мординов , В. М. Новиков , С. Р. Кулачиков , Д. К. Сивцев (1974), «Ысыах» (якутский народный праздник, 1980), «Над долиной Эркэны» (1993), триптих «Золотые жилы Индигирки» (1990), «Речка Синэ» (1995), «Весеннее солнце на участке коневодов» (1996), «У озера Тугаранджа» (1997), «Встаёт солнце в ореоле» (1997), «Тебенёвка в долине Эркэны» (1996), серия портретов деятелей искусства, в том числе народного артиста России Ивана Степанова (1996), писателя Чингиза Айтматова (1997).

Награды и звания

  • медали, в том числе:
    • бронзовая медаль ВДНХ (1962, за картину «Крик»)
    • Серебряная медаль Академии художеств СССР (1988; за триптих «Архангайские араты» и серию пейзажей Якутии (1987-1988))
    • две Золотые медали Российской академии художеств (2001, 2004)
  • Государственная премия РСФСР имени И. Е. Репина (1986; за картину «Мунха - праздник последнего лова карасей» (1985) и пейзажи «Речка Аргомай», «Устье Иньяли» (1984))
  • премия Совета Министров СССР (1982, за роспись фойе Якутского государственного театра оперы и балета им. Суорун-Омоллона на тему «Ысыах»)
  • премия Ленинского комсомола Якутии
  • почётный гражданин Республики Саха (Якутия) (2000)
  • народный художник Республики Саха (Якутия)
  • заслуженный деятель искусств Якутской АССР
  • действительный член Академии художеств СССР (1988); действительный член Российской академии художеств
  • действительный член Национальной Академии художеств Республики Кыргызстан (2005)
  • почётный гражданин Горного улуса

Напишите отзыв о статье "Осипов, Афанасий Николаевич"

Примечания

Ссылки

  • Тимофеева В. В. // Илин: журнал. - 2012. - № 4 .

Отрывок, характеризующий Осипов, Афанасий Николаевич

– Вы ангел, я вас не стою, но я только боюсь обмануть вас. – Николай еще раз поцеловал ее руку.

У Иогеля были самые веселые балы в Москве. Это говорили матушки, глядя на своих adolescentes, [девушек,] выделывающих свои только что выученные па; это говорили и сами adolescentes и adolescents, [девушки и юноши,] танцовавшие до упаду; эти взрослые девицы и молодые люди, приезжавшие на эти балы с мыслию снизойти до них и находя в них самое лучшее веселье. В этот же год на этих балах сделалось два брака. Две хорошенькие княжны Горчаковы нашли женихов и вышли замуж, и тем еще более пустили в славу эти балы. Особенного на этих балах было то, что не было хозяина и хозяйки: был, как пух летающий, по правилам искусства расшаркивающийся, добродушный Иогель, который принимал билетики за уроки от всех своих гостей; было то, что на эти балы еще езжали только те, кто хотел танцовать и веселиться, как хотят этого 13 ти и 14 ти летние девочки, в первый раз надевающие длинные платья. Все, за редкими исключениями, были или казались хорошенькими: так восторженно они все улыбались и так разгорались их глазки. Иногда танцовывали даже pas de chale лучшие ученицы, из которых лучшая была Наташа, отличавшаяся своею грациозностью; но на этом, последнем бале танцовали только экосезы, англезы и только что входящую в моду мазурку. Зала была взята Иогелем в дом Безухова, и бал очень удался, как говорили все. Много было хорошеньких девочек, и Ростовы барышни были из лучших. Они обе были особенно счастливы и веселы. В этот вечер Соня, гордая предложением Долохова, своим отказом и объяснением с Николаем, кружилась еще дома, не давая девушке дочесать свои косы, и теперь насквозь светилась порывистой радостью.
Наташа, не менее гордая тем, что она в первый раз была в длинном платье, на настоящем бале, была еще счастливее. Обе были в белых, кисейных платьях с розовыми лентами.
Наташа сделалась влюблена с самой той минуты, как она вошла на бал. Она не была влюблена ни в кого в особенности, но влюблена была во всех. В того, на кого она смотрела в ту минуту, как она смотрела, в того она и была влюблена.
– Ах, как хорошо! – всё говорила она, подбегая к Соне.
Николай с Денисовым ходили по залам, ласково и покровительственно оглядывая танцующих.
– Как она мила, к"асавица будет, – сказал Денисов.
– Кто?
– Г"афиня Наташа, – отвечал Денисов.
– И как она танцует, какая г"ация! – помолчав немного, опять сказал он.
– Да про кого ты говоришь?
– Про сест"у п"о твою, – сердито крикнул Денисов.
Ростов усмехнулся.
– Mon cher comte; vous etes l"un de mes meilleurs ecoliers, il faut que vous dansiez, – сказал маленький Иогель, подходя к Николаю. – Voyez combien de jolies demoiselles. [Любезный граф, вы один из лучших моих учеников. Вам надо танцовать. Посмотрите, сколько хорошеньких девушек!] – Он с тою же просьбой обратился и к Денисову, тоже своему бывшему ученику.
– Non, mon cher, je fe"ai tapisse"ie, [Нет, мой милый, я посижу у стенки,] – сказал Денисов. – Разве вы не помните, как дурно я пользовался вашими уроками?
– О нет! – поспешно утешая его, сказал Иогель. – Вы только невнимательны были, а вы имели способности, да, вы имели способности.
Заиграли вновь вводившуюся мазурку; Николай не мог отказать Иогелю и пригласил Соню. Денисов подсел к старушкам и облокотившись на саблю, притопывая такт, что то весело рассказывал и смешил старых дам, поглядывая на танцующую молодежь. Иогель в первой паре танцовал с Наташей, своей гордостью и лучшей ученицей. Мягко, нежно перебирая своими ножками в башмачках, Иогель первым полетел по зале с робевшей, но старательно выделывающей па Наташей. Денисов не спускал с нее глаз и пристукивал саблей такт, с таким видом, который ясно говорил, что он сам не танцует только от того, что не хочет, а не от того, что не может. В середине фигуры он подозвал к себе проходившего мимо Ростова.
– Это совсем не то, – сказал он. – Разве это польская мазу"ка? А отлично танцует. – Зная, что Денисов и в Польше даже славился своим мастерством плясать польскую мазурку, Николай подбежал к Наташе:
– Поди, выбери Денисова. Вот танцует! Чудо! – сказал он.
Когда пришел опять черед Наташе, она встала и быстро перебирая своими с бантиками башмачками, робея, одна пробежала через залу к углу, где сидел Денисов. Она видела, что все смотрят на нее и ждут. Николай видел, что Денисов и Наташа улыбаясь спорили, и что Денисов отказывался, но радостно улыбался. Он подбежал.
– Пожалуйста, Василий Дмитрич, – говорила Наташа, – пойдемте, пожалуйста.
– Да, что, увольте, г"афиня, – говорил Денисов.
– Ну, полно, Вася, – сказал Николай.
– Точно кота Ваську угова"ивают, – шутя сказал Денисов.
– Целый вечер вам буду петь, – сказала Наташа.
– Волшебница всё со мной сделает! – сказал Денисов и отстегнул саблю. Он вышел из за стульев, крепко взял за руку свою даму, приподнял голову и отставил ногу, ожидая такта. Только на коне и в мазурке не видно было маленького роста Денисова, и он представлялся тем самым молодцом, каким он сам себя чувствовал. Выждав такт, он с боку, победоносно и шутливо, взглянул на свою даму, неожиданно пристукнул одной ногой и, как мячик, упруго отскочил от пола и полетел вдоль по кругу, увлекая за собой свою даму. Он не слышно летел половину залы на одной ноге, и, казалось, не видел стоявших перед ним стульев и прямо несся на них; но вдруг, прищелкнув шпорами и расставив ноги, останавливался на каблуках, стоял так секунду, с грохотом шпор стучал на одном месте ногами, быстро вертелся и, левой ногой подщелкивая правую, опять летел по кругу. Наташа угадывала то, что он намерен был сделать, и, сама не зная как, следила за ним – отдаваясь ему. То он кружил ее, то на правой, то на левой руке, то падая на колена, обводил ее вокруг себя, и опять вскакивал и пускался вперед с такой стремительностью, как будто он намерен был, не переводя духа, перебежать через все комнаты; то вдруг опять останавливался и делал опять новое и неожиданное колено. Когда он, бойко закружив даму перед ее местом, щелкнул шпорой, кланяясь перед ней, Наташа даже не присела ему. Она с недоуменьем уставила на него глаза, улыбаясь, как будто не узнавая его. – Что ж это такое? – проговорила она.
Несмотря на то, что Иогель не признавал эту мазурку настоящей, все были восхищены мастерством Денисова, беспрестанно стали выбирать его, и старики, улыбаясь, стали разговаривать про Польшу и про доброе старое время. Денисов, раскрасневшись от мазурки и отираясь платком, подсел к Наташе и весь бал не отходил от нее.

Два дня после этого, Ростов не видал Долохова у своих и не заставал его дома; на третий день он получил от него записку. «Так как я в доме у вас бывать более не намерен по известным тебе причинам и еду в армию, то нынче вечером я даю моим приятелям прощальную пирушку – приезжай в английскую гостинницу». Ростов в 10 м часу, из театра, где он был вместе с своими и Денисовым, приехал в назначенный день в английскую гостинницу. Его тотчас же провели в лучшее помещение гостинницы, занятое на эту ночь Долоховым. Человек двадцать толпилось около стола, перед которым между двумя свечами сидел Долохов. На столе лежало золото и ассигнации, и Долохов метал банк. После предложения и отказа Сони, Николай еще не видался с ним и испытывал замешательство при мысли о том, как они свидятся.




Top