Ослик из мультфильма шрек. Герои мультфильма шрек

Мы еще очень мало знаем о памяти и раннем развитии мозга, но недавние исследования привели к ряду новых открытий. Так, у младенцев была обнаружена так называемая декларативная, эксплицитная (долгосрочная) память – запоминание голоса матери. Малыши реагировали посредством эмоций. Стоило маме заговорить, как они начинали улыбаться и успокаиваться. Не известно, когда плод начинает различать материнский голос в матке, но это самое первое место, где его память начинает поглощать информацию. Эти тяжелые девять месяцев, когда вы вынашиваете и выкармливаете ребенка, на самом деле ваш первый шанс начать разговаривать с ним. Доктор Спенсер также объясняет разницу между семантический и декларативной памятью. Младенцы, которые плачем зовут маму, чтобы она их покормила, используют семантическую, бессознательную память, помогающую им выжить. Декларативная же память является осознанной, основанной на наблюдении и знании.

Фото Getty Images

О трех до семи лет

Раннее развитие памяти и мозга очень важно до пяти лет. Мозг в этом возрасте настолько пластичен, что это лучшее время для обучения, поскольку он может запомнить практически все. Чем больше повторяете вы, тем больше повторяют ваши дети. Доктор Спенсер рекомендует повторение и режим для детей от 3 до 7 лет. Это позволяет им категоризировать вещи и переводить их в долговременную память. Чем чаще вы стараетесь что-то вспомнить, тем легче бывает потом вытащить это из памяти. Дети, с которыми родители разговаривают, рано обучаются умению запоминать и вспоминать. Иногда они способны запомнить истории после первого или второго прочтения благодаря режиму, который включает регулярное чтение перед сном, цитирует исследование Pop Sugar .

От семи до десяти лет

В возрасте 7 – 10 лет, когда дети ходят в школу, происходит бурное развитие гиппокампа (части лимбической системы головного мозга, которая участвует в механизмах формирования эмоций, консолидации памяти (то есть перехода кратковременной памяти в долговременную) и способности вспоминать. Ребенок начинает более эффективно организовывать и более логично хранить информацию. Поэтому у большинства людей масса воспоминаний начинается где-то с третьего класса.

Поэтому до трех лет родителям стоит запоминать и записывать самое интересное, что происходит с вашим ребенком, чтобы где-то лет в 10 поразить его тем, сколько он всего мог и умел делать в младенческом возрасте.

Оказывается, это абсолютно нормально. Совсем недавно ученые смогли найти биологические механизмы такого забывания, которое в научных кругах называется «амнезия детства». Хотя дети используют свою память, чтобы получать новую информацию, немногие взрослые могут вспомнить события из своей жизни, которые произошли до того, как им исполнилось три.

Из Университета Эмори смогли показать, что в возрасте семи лет эти ранние воспоминания стираются из памяти. Этот феномен называется «амнезия детства». Журнал Memory опубликовал исследование, в котором ученые беседовали с детьми начиная с трех лет о прошлых событиях из их жизни. Различные подгруппы из этой группы детей были затем протестированы на возможность снова воспроизвести эти воспоминания в возрасте пяти, шести, семи, восьми и девяти лет.

«Наша работа является первой экспериментальной демонстрацией момента начала амнезии детства», – говорит Патрисия Бауэр, психолог и глава исследования. «Мы записывали воспоминания детей, а затем следовали за ними в их будущее, чтобы обнаружить тот момент, когда они забудут все это». Эта работа нацелена на изучение того, как автобиографическая память меняется в течение детства и юношеского возраста. «Понимание того, как развивается автобиографическая память, невероятно важно для понимания человеком себя и своей психики», – отмечает Бауэр. – «То, как вы помните себя в прошлом – это то, как вы понимаете, кто вы есть сегодня».

Ученым давно известно на основании бесед с взрослыми людьми, что самые ранние воспоминания начинаются примерно в возрасте трех лет. Зигмунд Фрейд ввел термин «амнезия детства», чтобы описать эту потерю воспоминаний о детских годах. Однако в последние годы получаемые данные говорят о том, что, хотя дети используют память, чтобы учить язык и изучать окружающий их мир, они все еще не имеют завершенной архитектуры нервной ткани, которая необходима, чтобы формировать более сложные формы памяти. Вместо того чтобы полагаться на интервью со взрослыми людьми, как это было сделано в предыдущих исследованиях амнезии детства, ученые из Университета Эмори хотели изучить формирование ранней автобиографической памяти, а также понять, в каком возрасте все это забывается.

Эксперимент начался с записи разговоров с 83 детьми в возрасте трех лет, во время которых их мамы или папы спрашивали их о шести событиях, которые случились в жизни этих детей в течение нескольких последних месяцев, таких как поход в зоопарк или вечеринка в честь дня рождения. «Мы попросили родителей говорить с детьми так, как они это обычно делают», – говорит Бауэр. Она приводит пример: «Мама может спросить: «Помнишь, когда мы пошли в кафе на твой день рождения?». Она добавит: «Ты ел пиццу, да?». Ребенок может начать вспоминать детали о походе в кафе или же сменить тему разговора, сказав что-то вроде: «Зоопарк!»».

После записи этих базовых воспоминаний, ученые поговорили с детьми через несколько лет и попросили их вспомнить события, которые они обсуждали в трехлетнем возрасте. В то время как дети 5-7 лет могли вспомнить от 63 до 72% событий, те дети, которым было 8-9 лет, вспоминали лишь около 35%. «Одним из неожиданных результатов было то, что хотя пяти- и шестилетние дети помнили больший процент событий, их рассказы о них были менее полными», – рассказывает Бауэр. «Дети постарше вспоминали меньше событий, однако гораздо более детально».

Причиной этого явления может быть то, что воспоминания, которые хранятся дольше, имеют больше связанных с ними деталей, а более развитые навыки владения языком дают ребенку старшего возраста возможность лучше разрабатывать свою память и закреплять воспоминания.

«Дети быстрее забывают события, нежели взрослые, потому что у них еще не в полной мере развиты неврологические процессы, необходимые для того, чтобы собрать воедино все кусочки информации, которые в комплексе составляют автобиографическую память», – объясняет Бауэр. Она использует аналогию с пастой, чтобы объяснить разницу между памятью ребенка и взрослого. «Воспоминания как паста орзо», – говорит она, имея в виду макароны размером с рисовые зерна, – «небольшие кусочки для запоминания».

Мозг маленького ребенка похож на дуршлаг с большими отверстиями, который пытается сохранить эти маленькие кусочки памяти. «Взрослые же используют не дуршлаг, а мелкую сеть, чтобы сохранить воспоминания», – добавляет Бауэр. Сейчас Бауэр хочет внимательно изучить возраст, в котором человек получает систему памяти взрослого человека, она считает, что это происходит где-то между 9 годами и поступлением в колледж. Она добавляет: «Мы хотим знать больше о том периоде, когда «дуршлаг» меняется на «мелкую сеть». Между 9 и 18 годами лежит огромный «необитаемый остров» для наших знаний о том, как формируется память».




Top