Основная и Малая сцены. Театр Маяковского

Московский Академический театр им. Вл. Маяковского - один из самых старых и прославленных театральных коллективов Москвы и России.

Его здание построено в 1886 году специально для именитых гастролеров из-за рубежа. На этой сцене играли такие всемирно известные артисты как Сара Бернар, Элеонора Дузе, Эрнесто Поссарт, Муне-Сюлли, Коклен-старший, Коклен-младший и другие знаменитости. На рубеже XIX-XX вв. театр даже назывался "Интернациональным" в силу всеевропейского состава выступающих здесь артистов.

Революция меняет судьбу и театра на Никитской улице. С 1920 года в здании располагается Театр революционной сатиры (Теревсат), а с 1922 года он преобразован в Театр революции, руководителем которого назначен Всеволод Мейерхольд.

С этого момента начинается современная биография Театра им. Вл. Маяковского.

Мейерхольд руководил Театром революции всего два года, позже переключившись полностью на собственное театральное дело. С 1931 года руководителем театра становится выдающийся деятель советской культуры А. Д. Попов. В годы его руководства (1931-1942) были поставлены: "Поэма о топоре", "Мой друг", "Ромео и Джульетта", "Гибель эскадры", "Собака на сене", "Таня", "Бесприданница", "Мария Стюарт" и другие спектакли.

С 1941 по 1943 театр работал в эвакуации в Ташкенте. В 1943 театр возвратился в Москву и в него влились объединённые ранее труппы московского Театра Ленсовета и Московского театра драмы (работавшие под руководством Н. М. Горчакова в помещении Театра Революции).

С 1943 до 1954 театр назывался "Московский театр драмы". В 1943 после возвращения в Москву театр возглавляет Н. П. Охлопков. Время его руководства, продлившееся до 1967 года, принесло театру такие спектакли как "Молодая гвардия", "Мать", "Зыковы", "Гроза", "Гамлет", "Клоп", "Аристократы", "Иркутская история", "Мамаша Кураж...", "Медея", "Смерть Тарелкина"...

В 1954 театр получает имя В. Маяковского.

В 1968 году художественным руководителем театра становится А. А. Гончаров. Он руководил театром более 30 лет, до своей смерти в 2001 году. Самыми значительными спектаклями трёх десятилетий были: "Таланты и поклонники", "Дети Ванюшина", "Разгром", "Трамвай Желание", "Человек из Ламанчи", "Банкрот", "Беседы с Сократом", "Бег", "Чайка", "Леди Макбет Мценского уезда", "Жизнь Клима Самгина", "Плоды просвещения", "Закат", "Наполеон Первый", "Жертва века", "Кукольный дом"...

В январе 2002 года в Театр им. Вл. Маяковского приходит новый художественный руководитель - С. Н. Арцибашев, до этого 10 лет руководивший созданным им "Театром на Покровке". Его первой премьерой в "Маяковке" стала гоголевская "Женитьба". Успех спектакля превзошёл ожидания: уже который год он идет при полных залах. Следующей масштабной классической постановкой Арцибашева были "Карамазовы" Ф. М. Достоевского (пьеса В. Малягина). Премьера состоялась в сентябре 2003 года. Спектакль глубоко и бережно воплощает смысл великого романа, не теряя при этом остроты интриги и напряжения сюжета.

Наконец, в 2005 году новая премьера - "Мёртвые души" Н. В. Гоголя (пьеса В. Малягина). Впервые на сцене представлены оба тома гениальной поэмы - хрестоматийный 1-ый и считающийся утраченным 2-ой. Впервые С. Н. Арцибашев не только поставил спектакль на сцене "Маяковки", но и сыграл в нем главную роль - Павла Ивановича Чичикова. Пронзительные гоголевские слова о душе человека рождают горячее ответное чувство в сердце зрителя.

Во все времена Театр им. Вл. Маяковского славился своими актёрами. Здесь играли М. Бабанова и М. Астангов, М. Штраух и Л. Свердлин, Б. Тенин и Л. Сухаревская, А. Джигарханян и О. Яковлева, Т. Доронина и Н. Гундарева. Сегодня труппа театра представлена такими замечательными мастерами как А. Лазарев, С. Немоляева, И. Костолевский, М. Филиппов, Г.Анисимова, И. Кашинцев, Е. Симонова, И. Охлупин и другими.

Московский Академический театр им.Вл.Маяковского - один из самых старых и прославленных театральных коллективов Москвы и России.

Его здание построено в 1886 году специально для именитых гастролеров из-за рубежа. На этой сцене играли такие всемирно известные артисты как Сара Бернар, Элеонора Дузе, Эрнст Поссарт, Муне-Сюли, Коклен-старший, Коклен-младший и другие знаменитости. На рубеже XIX-XX вв. театр даже назывался "Интернациональным" в силу всеевропейского состава выступающих здесь артистов.

Революция меняет судьбу и театра на Никитской улице. С 1920 года в здании располагается Театр революционной сатиры (Теревсат), а с 1922 года он преобразован в Театр революции, руководителем которого назначен Всеволод Мейерхольд.

С этого момента начинается современная биография Театра им. Вл. Маяковского.

Мейерхольд руководил Театром революции всего два года, позже переключившись полностью на собственное театральное дело. С 1931 года руководителем театра становится выдающийся деятель советской культуры А.Д.Попов. В годы его руководства (1931-1942 гг.) были поставлены: "Поэма о топоре", "Мой друг", "Ромео и Джульетта", "Гибель эскадры", "Собака на сене", "Таня", "Бесприданница", "Мария Стюарт" и другие спектакли.

С 1943 года театр возглавляет Н.П.Охлопков. Время его руководства, продлившееся до 1967 года, принесло театру такие спектакли как "Молодая гвардия", "Мать", "Зыковы", "Гроза", "Гамлет", "Клоп", "Аристократы", "Иркутская история", "Мамаша Кураж...", "Медея", "Смерть Тарелкина"...

В 1968 году художественным руководителем театра становится А.А.Гончаров. Он руководил театром более 30 лет, до своей смерти в 2001 году. Самыми значительными спектаклями трех десятилетий были: "Таланты и поклонники", "Дети Ванюшина", "Разгром", "Трамвай Желание", "Человек из Ламанчи", "Банкрот", "Беседы с Сократом", "Бег", "Чайка", "Леди Макбет Мценского уезда", "Жизнь Клима Самгина", "Плоды просвещения", "Закат", "Наполеон Первый", "Жертва века", "Кукольный дом"...

В январе 2002 года художественным руководителем Театра им.Вл.Маяковского назначается С.Н.Арцибашев, до этого 10 лет руководивший созданным им "Театром на Покровке". Среди главных постановок этого режиссера можно назвать гоголевские "Женитьбу", "Мертвые души", "Как поссорились...","Карамазовы" по Достоевскому.

20 мая 2011 года Департамент культуры города Москвы принял решение о назначении нового руководства Московского академического театра имени Вл.Маяковского. Художественным руководителем театра стал режиссер Миндаугас Карбаускис, обладатель высших театральных премий России.

Во все времена Театр им. Вл.Маяковского славился своими актерами. В разные годы здесь играли Мария Бабанова и Михаил Астангов, Максим Штраух и Лев Свердлин, Фаина Раневская и Лидия Сухаревская, Армен Джигарханян и Ольга Яковлева, Наталья Гундарева и Александр Лазарев-ст. Сегодня труппа театра представлена такими замечательными мастерами, как Светлана Немоляева, Игорь Костолевский, Михаил Филиппов, Евгения Симонова,Ольга Прокофьева, Анатолий Лобоцкий, Анна Ардова, Татьяна Орлова, Любовь Руденко и др.

Имени Маяковского входит в число старейших и прославленных не только в столице, но и во всей России. Его репертуар широк и разнообразен. В труппе работает немало знаменитых артистов.

История театра

Вл. Маяковского уходит своими корнями в век 19-й. Именно тогда было построено здание, в котором он располагается всю свою творческую жизнь. Изначально на этой сцене выступали только заезжие гастролёры. После революции всё изменилось. В 1920 году началась история драмы имени Маяковского. Театр тогда назывался несколько иначе - революционной сатиры. Первым его руководителем был назначен Всеволод Мейерхольд. Репертуар того времени состоял из классики.

С 1943 года в течение 24 лет театром руководил Н. П. Охлопков. Благодаря ему расширился репертуар. В него вошли произведения советских драматургов.

После него Академический театр имени Маяковского 30 лет возглавлял А. А. Гончаров, до самой своей смерти.

Имя Владимира Маяковского было присвоено московской драме в 1954 году.

С 2002 по 2011 год художественным руководителем был Сергей Арцибашев. А потом его сменил режиссёр, обладатель высших театральных премий России, Он занимает этот пост по сей день.

Театр имени Маяковского всегда славился артистами. Здесь работали такие легендарные личности, как Фаина Раневская, Армен Джигарханян, Наталья Гундарева, Александр Лазарев-старший. Сегодня в труппе театра служат не менее именитые артисты.

Репертуар

Московский академический театр имени Маяковского предлагает своим зрителям следующие постановки:

  • "Дети портят отношения".
  • "Мама-кот".
  • "На чемоданах".
  • "Таланты и поклонники".
  • "Амуры в снегу".
  • "Враг народа".
  • "Декалог на Сретенке".
  • "Любовь людей".
  • "На бойком месте".
  • "Развод по-мужски".
  • "Я была в доме и ждала".
  • "Записки сумасшедшего".
  • "Любовь глазами сыщика".
  • "Маяковский идет за сахаром".
  • "Фабрика слов".
  • "Господин Пунтила и его слуга Матти".
  • "На траве двора".
  • "Девятьподесять".
  • "Маэстро" и другие.

Liebe. Schiller

Постановка Liebe. Schiller - одна из ярких и громких премьер последних нескольких лет, которые подарила зрителю драма имени Маяковского. Театр в лице режиссёра определяет её жанр как сочинение по пьесе "Разбойники" Ф. Шиллера. Поставлен этот спектакль совместно с Роли исполняют: Наталья Ушакова, Юлия Соломатина и Полина Пушкарук. В спектакле всего лишь 5 персонажей. И всех их играют женщины. Постановка наполнена кипящими страстями, бурей эмоций, амбициями. Это история о любви и жажде невозможного. Liebe. Schiller стал победителем Международного фестиваля театральных дебютов в Вильнюсе в номинации «Лучший спектакль». А Наталья Ушакова получила награду в номинации «Лучшая актриса».

Труппа

Театр имени Владимира Маяковского славится своей труппой. Многие из артистов известны широкой аудитории по своим ярким ролям в кинокартинах и сериалах:

  • Анна Ардова.
  • Ольга Блажевич.
  • Виталий Гребенников.
  • Алексей Золотовицкий.
  • Игорь Костолевский.
  • Евгения Симонова.
  • Зоя Кайдановская.
  • Владимир Гуськов.
  • Евгений Матвеев.
  • Вера Панфилова.
  • Олеся Судзиловская.
  • Сергей Удовик.
  • Ольга Прокофьева.
  • Любовь Руденко.
  • Юлия Самойленко.
  • Дарья Повереннова.
  • Михаил Филиппов.
  • Светлана Немоляева и многие другие.

Сергей Арцибашев

Сергей Николаевич Арцибашев был одним из самых ярких режиссёров и худруков драмы имени Маяковского. Театр под его руководством подарил зрителям много интересных постановок.

Родился Сергей Николаевич в 1951 году в посёлке Калья Свердловской области. Сначала будущий режиссёр получил совершенно не театральную профессию. Он окончил политехнический техникум. После этого он получил актёрское образование в Свердловском театральном училище.

В 1981 году он окончил ГИТИС, режиссёрский факультет. С 1980 по 1989 год служил в Театре на Таганке. Там он был одновременно и актёром, и режиссёром. После этого несколько лет посвятил работе в Московском театре комедии. Здесь он был главным режиссёром. В 1991 году основал Театр на Покровке. В драму имени Вл. Маяковского пришёл в 2002 году. Здесь он был постановщиком и художественным руководителем.

Сергей Николаевич скончался в июле 2015-го от онкологического заболевания. Похоронен народный артист на Ваганьковском кладбище.

С. Арцибашев известен зрителям по многочисленным ролям в кино. Он снимался в таких картинах, как "Жестокий романс", "Забытая мелодия для флейты", "Мордашка", "Небеса обетованные", "22 июня, ровно в 4 часа…", "Ширли-Мырли", "Северный сфинкс", "12" и во многих других.

Правила посещения

Для зрителей в театре существуют определённые правила. Их соблюдение необходимо в целях безопасности. Билет необходим каждому зрителю, независимо от возраста. Его следует сохранить до окончания спектакля, поскольку в любой момент представители администрации могут попросить его предъявить. При покупке билетов для несовершеннолетних зрителей следует учитывать возрастные ограничения, указанные на афише или в репертуарном плане.

Дети до двенадцати лет не допускаются на спектакли для взрослых. Лицам 12-18 лет разрешается посещать подобные мероприятия только в сопровождении взрослых. Возврат билетов осуществляется только в тех случаях, когда спектакль отменён или перенесён на другое время. Заходить в зал разрешается не ранее чем за 45 минут до начала представления.

Каждый зритель должен пройти проверку на металлодетекторе в целях выявления запрещённых и опасных предметов. Нельзя приносить в театр еду, напитки, оружие, режущие и колющие предметы, средства для самообороны и так далее. Если зритель имеет при себе подобные предметы, он будет обязан сдать их сотрудникам охраны на время спектакля. Также запрещается брать с собой в зал большие сумки, рюкзаки, детские коляски. Зрители в состоянии опьянения или в грязной одежде в зал не допускаются. В зале во время спектакля нельзя шуметь, разговаривать, занимать чужие места, стоять в проходах, пользоваться мобильными телефонами и средствами видео- и аудиозаписи, ходить, распивать любые напитки, а также принимать пищу.

Покупка билетов

Есть несколько способов приобрести билеты на спектакли в драму имени Маяковского. Театр предлагает помимо покупки в кассе бронирование через Интернет. На официальном сайте драмы имени В. Маяковского открыта продажа билетов. Оплата производится с помощью банковской карты в режиме онлайн. Выбрать удобное и подходящее по цене место поможет схема зала, которая представлена в данной статье. При покупке билетов через сайт не нужно забирать их в кассе, достаточно распечатать самостоятельно на обычном принтере.

В среду состоялся экстренный сбор труппы, на котором, однако, Сергей Арцибашев не смог присутствовать, поскольку находится в больнице. Как будут развиваться события в легендарном коллективе, предсказать невозможно, но история вызвала широкий резонанс. В числе тех, кто переживает за своих бывших коллег, – актер Эммануил ВИТОРГАН, который ответил на вопросы «Новых Известий».

– Эммануил Гедеонович, в Театре Маяковского произошли события, которые вы предрекали еще в 2006 году, когда увольнялись из театра. Наконец, труппа собралась и решила высказать недовольство своему художественному руководителю. Для вас это значимая новость?

– У меня нет торжества по поводу случившегося. Все мы живые люди. Мы живем определенное количество лет, которое нам предназначено, и каждый живет по-своему. Руководитель Театра Маяковского живет по своим правилам, по своим законам, которые меня лично не устраивали, и я ушел. Все остальные наши первачи остались. И дай им Бог здоровья и всего самого-самого наилучшего, естественно. Я с удовольствием бы сказал, что ошибался, когда покидал театр, потому что там остался огромный коллектив, который я бесконечно уважаю, с которым работал двадцать с лишним лет… Но все же у меня нет торжества по поводу случившегося: мол, наконец-то, ребята собрались и сказали все, что думают… На мой взгляд, безусловно, это надо было делать раньше. Безусловно! И то, что Арцибашев небесталанный человек, – это тоже безусловно. Если бы его вовремя остановили и направили в иное русло, то сегодня столь экстренных событий не произошло бы…

– Кто бы его «направил»? Артисты?

– Не только артисты, но и Управление культуры… Ведь талант Арцибашева, как художника и как режиссера, был мощным для его Театра на Покровке. И это проявлялось. Думаю, что если бы Сергей оставался там, то все было бы в порядке, и этот экстренный сбор труппы не случился бы. Но в Театре Маяковского на него обрушился колоссальный объем работы. Ведь здесь не только основная сцена, но и филиал, и черный зал театра, плюс Арцибашев сохранил за собой и «Покровку». Конечно, масштаб совершенно колоссальный!

– В прошлом году аналогичный конфликт произошел в Театре Станиславского. Может быть, конфликты – в театральной природе? Или не хватает роли профсоюза?

– К сожалению, так устроено наше государство: в бывшие времена у нас профсоюз еще играл какую-то роль – от малого коллектива до большого – к нему прислушивались во всех инстанциях. А сейчас профсоюз, не в обиду будет сказано, не может заставить правительство или президента изменить какое-то мнение.

– А при Гончарове в советские времена было иначе?

Лучшие дня

– При Гончарове никто пикнуть не смел. И атмосфера в театре была другой. Андрей Александрович был человеком театра, и этот дом был для него единственным домом в жизни. Я думаю, что одна из причин его ухода из жизни была в том, что он в последнее энное количество лет не создал ни одного спектакля такой мощи и масштаба, какие он делал до сих пор. Вот вам и художники. Все запланировано: взлеты и падения. А вообще Театр Маяковского – очень мощный по художественным руководителям. Мейерхольд, Охлопков, Гончаров. Никто гвоздя без их разрешения не мог вбить… И сейчас, когда встречаю своих бывших коллег, все вспоминают Гончарова с удовольствием.

– Я заметил: в холле вашего культурного центра висят фотографии легендарных артистов и режиссеров Театра Маяковского. И кажется, это те самые снимки, которые вы обнаружили на задворках театра?

– Да, это они. Это их я вытаскивал из кучи строительного мусора. У нас ведь по всем ярусам была вывешена история театра. И какие там только артисты не работали! В итоге портреты были выброшены во двор под дождь. Я случайно это увидел и о-зве-рел. К сожалению, я не спас очень много фотографий. Но те, что спас – те висят у меня. И кое-что лежит, потому что надо их обрабатывать. Это все произошло с приходом Арцибашева. И тоже явилось одной из главных причин моего ухода. Я не выношу, когда люди неблагодарны друг другу.

В доме на углу Большой Никитской и Малого Кисловского переулка почти всегда был театр. Когда-то здесь, правда, стояли каменные палаты обер-секретаря И.Я.Комарова, но уже в начале XIX в. на их месте можно было увидеть странное здание, имеющее большой круглый центральный объем и два прямоугольных объема по бокам. Здание принадлежало купцу 2-й гильдии Г.Н.Зарубину, и большую ротонду облюбовала «Кантора театральной дирекции по Московскому отделению». Контора наняла у Зарубина все строения «для помещения в оных маскерадов и концертов», и также намеревалась устроить в большом круглом зале арку, а комнаты прямоугольных объемов обратить в залы. Уже тогда дом Зарубина у Никитских ворот был известен всей театральной Москве.

В пожар 1812 г. дом с ротондой сгорел. Долгое время угол Никитской и переулка встречал проезжающих закопченным остовом. Только в 1838 г. сын купца, отставной поручик Ефим Зарубин взялся за ремонт и возвел трехэтажное здание, включившее в себя часть старого строения.

Через 30 лет здесь открыл свой театр немец Георг (Георгий) Парадиз (1846 – 1901). Актер и владелец собственной антрепризы Парадиз родился в Германии в обеспеченной купеческой семье, но вскоре оказался в России на сцене Петербургского Немецкого Императорского театра. В 1882 г., переехав в Москву, он основал антрепризу в Солодовниковском пассаже, куда пригласил некоторых своих петербургских коллег из немецкой труппы. Дела у труппы шли хорошо, и в 1886 году он открывает собственный театр в доме Зарубина, арендованном для этих целей на 12 лет. «Театр Парадиза» москвичи нередко называли «Никитский театр».

Георг Парадиз незамедлительно затеял строительство. Новое здание театра из красного кирпича в богатом псевдорусском стиле было спроектирован в конце 1880-х гг. архитектором К.В. Терским, ему помогал молодой архитектор , именно ему приписывается проект великолепного фасада. На фотографиях начала ХХ века можно видеть теремную крышу главного корпуса и такие же навершия башенок. Балкон над входом в театр освещали фонари. Сейчас все эти детали утеряны.

В своем дневнике писал о театре Парадиза: «Здание театра было построено на деньги одной из почитательниц его таланта, и немецкого сценического искусства вообще, кн. Е.Ф. Шаховской-Глебовой-Стрешневой. Сначала здесь шли спектакли немецкой труппы, первоначально ангажированной Парадизом».

В 1893 г. театр арендует Я.В. Щукин, который открывает в театре «Парадиз» (название уже стало собственным) спектакли труппы Русской оперетты. В театре побывали с гастролями такие знаменитости, как Эрнесто Росси, Элеонора Дузе, Сара Бернар, Бенуа Коклен, Эрнст Поссарт.

В здании театра 1 мая 1899 года шла чеховская «Чайка» - единственный спектакль в этих стенах для единственного зрителя. Из-за тяжелого недуга Антон Павлович не смог приехать зимой из Ялты на триумфальную премьеру, и труппа повторяла спектакль специально для него.

Впоследствии театр назывался «Интернациональным», здесь устраивались спектакли гастролировавших иностранных и петербургских трупп. Его закрыли после революции, когда западные гастролеры перестали приезжать.

В 1920 г. в здании был создан Театр революционной сатиры (Теревсат), в 1922 г. руководителем театра назначен Всеволод Мейерхольд, а театр преобразован в Театр Революции.

Мейерхольд руководил Театром революции всего два года. B 1923-24 его фактически возглавлял В.М. Бебутов, в 1924 главным режиссером стал А.Л. Грипич, с его приходом театр ориентируется на постановку современной советской драматургии.

С 1931 г. руководителем театра становится А. Д. Попов. Затем с 1943 года по 1967 театр возглавляет Н.П. Охлопков, теперь это уже Театр Драмы, в 1954 г. ему присвоено имя Маяковского.

С 1967 по 2001 год, до самой смерти руководил театром Андрей Александрович Гончаров.

Режиссеры меняются, но театр им. Маяковского и сейчас занимает это здание.




Top