Основная мысль сказки сказка про храброго зайца. Анализ сказки здравомысленный заяц салтыкова-щедрина сочинение

В образе зайца передан русский народ, который предан до последнего своим царским господам – волкам. Волки же, как истинные хищники, издеваются и едят зайцев. Заяц торопится на помолвку к зайчихе и не останавливается перед волком, когда тот просит. За это волк наказывает его сидеть под кустом и ждать участи, в последствии и его свата тоже сажает. В сказке показано как можно больше самодурство царей.

Основная мысль сказки Самоотверженный заяц. Салтыков-Щедрин:

Сказка показывает отношение между рабом-зайцем и царем-волком.

Краткое содержание Салтыков-Щедрин Самоотверженный заяц

Сказка является прямым показателем того, как жил народ во время революции (образ зайца). Холодное и издевательское отношение царской семьи в виде волков, которые играли с ним и наказывали его. Сказка начинается с того, что заяц бежит по лесу, торопится на свадьбу и пробегает мимо волчьего логова. Волк кричит ему, чтобы тот остановился, но заяц еще больше прибавляет ход. Тогда волк догоняет его и хватает. По решению волчицы и волка, заяц должен сидеть под кустом и ждать своей смерти, потому что сейчас волки сыты и кушать не хотят.

Зайца трясет от страха, но убежать он не в силах, так как волк догонит его в пару прыжков. Все это время волк и волчица подшучивают и издеваются над ним, проходя вальяжно мимо него и обсуждая, что они с ним сделают. Однажды ночью к зайке прибегает его кум, который уговаривает сбежать, но заяц же дал слово, что не убежит. Все это слышит волк и хватает обоих. Решает съесть их, но кум поведал о том, что зайца ждет невестка и ему нужно на свадьбу. Волчица уговаривает волка отпустить на пару дней косого, и тот соглашается, оставив в залог кума. Заяц мчится к невесте и по приходу они сразу же празднуют свадьбу. Его умоляют остаться, но заяц отказывается, ведь он дал свое слово вернуться и спасти кума. На обратном пути ему встречается множество преград, которые задерживают его и заставляют сделать большой крюк, чтобы попасть обратно к болоту.

Из последних сил заяц добегает до волчьего логова, где оставил кума и видит как того уже собираются убить. Тогда заяц кричит во все горло, что он пришел. Волк смеется над ними и оставляет их сидеть под кустом обоих. По его словам, мол, посидите тут, а я вас может быть и отпущу потом. Автор хочет рассказать, как сложна жизнь революционера, и что царский режим издевается над простым народом своими решениями и приговорами. В образе волка-царь, а в образе зайца-народ. Несмотря на все страхи, народ честный и своему слову хозяин. Даже будучи под гнетом, рабски предан своему хозяину.

Картинка или рисунок Самоотверженный заяц

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Шекспир Сон в летнюю ночь

    Комедия «Сон в летнюю ночь» была написана У.Шекспиром в 1590 году. Пьеса состоит из пяти актов. Он написал это произведение в честь свадьбы известного аристократа.

  • Краткое содержание Чуковский Серебряный герб

    Бедные, самые обычные люди всегда страдали из-за своего простого и бедного положения в обществе. Как ни странно, но именно бедность всегда наказуема. Все любят и уважают обеспеченных людей, редко кто обратит внимание на бедняка

  • Краткое содержание Свифт Путешествие Гулливера

    Роман Джонатана Свифта «Путешествие Гулливера» рассказывает о приключениях одноименного героя. Он мореплаватель. Часто его корабль терпит бедствие, и главный герой оказывается в удивительных странах.

  • Краткое содержание басни Осел и соловей Крылова

    Осел, увидел Соловья, сказал птице, что давно наслышан о ее таланте, и попросил спеть. Ослу хотелось самому услышать чудное звучанье, и проверить, действительно ли птица так хороша.

  • Краткое содержание Горячий камень Гайдара

    Одинокий старик со сложной судьбой поймал однажды у себя в саду Ивашку Кудряшкина, мальчишку, который хотел оборвать его яблоню. Оставшись безнаказанным, ушел мальчик куда глаза глядят, пока не очутился на болоте

Главные герои сказки Сергея Михалкова «Заяц-обманщик» — добрый Медведь и хитрый Заяц. Однажды Медведь случайно наступил Зайцу на ногу. Заяц стал кричать, что умирает, Медведь его пожалел и принес в свою берлогу. Он перевязал Зайцу ногу и принялся за ним ухаживать.

Заяц обрадовался тому, что Медведь его поит и кормит, поэтому он скрыл от Медведя то, что нога у него совсем не болит. С каждым днем Заяц вел себя все капризнее и капризнее. Однажды он потребовал у Медведя принести ему груш с медом.

Озабоченный Медведь отправился на поиски лакомства и встретил Лису. Пожаловался он ей на свои заботы, а Лиса сказала ему, что Зайцу нужен врач, и что она сама в больнице работает.

Привел Медведь Лису в берлогу, Заяц ее увидел и стал дрожать от страха. Лиса сказала, что у Зайца озноб. Она добавила, что заберет Зайца в больницу, где Волк его вылечит.

Таково краткое содержание сказки.

Главная мысль сказки Михалкова «Заяц-обманщик» заключается в том, что обманывать нехорошо. Заяц обманывал Медведя, утверждая, что нога у него продолжает болеть, а сам бессовестно пользовался добротой Медведя, видя, что тот считает себя виноватым перед ним. История закончилась тем, что Лиса разгадала хитрость Зайца и забрала его у Медведя.

Сказка Михалкова «Заяц-обманщик» учит не хитрить, всегда быть честным и никогда не жить за чужой счет. Заяц считал, что сможет бесконечно обманывать простодушного Медведя и пользоваться его гостеприимством, но он ошибался, его обман был раскрыт.

Эта сказка мне понравилась тем, что она показывает: нельзя злоупотреблять доверием. Попользовался чьей-то добротой и хватит. Меру надо знать. Перекос в этом вопросе приведет к отрицательным последствиям.

Какие пословицы подходят к сказке Михалкова «Заяц-обманщик»?

Не жалей того, кто скачет, жалей того, кто плачет.
На обмане далеко не уедешь.
Сколько веревочке ни виться, а конец будет.
Послушай, ври, да знай же меру!

Братья Гримм сказка "Заяц и еж"

Главные герои сказки "Заяц и еж" и их характеристики

  1. Заяц, надменный и важный, презирал Ежа за маленькие ноги и неказистый вид, чванливый и глупый.
  2. Еж, добродушный, умный и хитрый, веселый и находчивый, горазд на разные выдумки.
  3. Ежиха, очень похожа на мужа, послушная и разумная.
План пересказа сказки "Заяц и еж"
  1. Теплое летнее утро
  2. Прогулка по полю
  3. Спор Зайца и Ежа
  4. Еж ведет Ежиху
  5. Бег по борозде
  6. Выигранный спор.
Кратчайшее содержание сказки "Заяц и еж" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Прекрасным летним утром Еж в хорошем настроении пошел на поле за брюквой
  2. Он встретил Зайца и поссорился с ним.
  3. Они решили на спор бежать взапуски
  4. Еж привел Ежиху и спрятал ее в конце поля
  5. Заяц бегал между ежами и думал, что Еж каждый раз его опережает
  6. Еж выиграл спор.
Главная мысль сказки "Заяц и еж"
С другими людьми следует быть вежливыми и никогда не смеяться над их недостатками.

Чему учит сказка "Заяц и еж"
Эта сказка учит относится друг к другу с уважением, учит брать жену из той же среды, что и муж, учит находчивости и умению принимать неожиданные решения. Учит тому, что от хвастовства и самоуверенности бывает больше вреда, чем пользы.

Отзыв на сказку "Заяц и еж"
Очень красивая сказка, в которой умный Еж проучил самоуверенного нахального Зайца. Мне понравилось, что в этой сказке побеждают не длинные ноги, а смекалка, находчивость. Я с удовольствием прочитала эту сказку и рекомендую ее вам.

Краткое содержание, краткий пересказ сказки "Заяц и еж"
В одно теплое летнее утро Еж вышел из дома, запел песенку, и решил прогуляться на поле, проведать как растет его брюква.
В поле он встретил очень важного Зайца, который тоже проверял свою капусту. Еж поздоровался с Зайцем, но тот надменно спросил, что Еж делает в поле.
Потом Заяц заметил, что Еж мог бы лучше использовать свои ноги и тут Еж обиделся. Он предложил бежать с Зайцем на перегонки, уверяя, что обязательно обгонит Зайца.
Заяц согласился и хотел сразу бежать, но Еж сказал, что ему надо позавтракать и пошел домой. Дома он велел одеваться жене и по дороге объяснил той, что Ежиха должна стоять в борозде в конце поля и ждать Зайца.
И вот Еж и Заяц побежали взапуски. Еж сразу отстал и сел в борозде. Заяц добегает до конца борозды, а Ежиха кричит ему: "Я уже тут".
Заяц бежит обратно, а там его ждет Еж. Так бегал Заяц, пока кровь из горла не хлынула. Забрал Еж империал и водку и больше никогда зайцы с ежами взапуски не бегали.

Пословица к сказке "Заяц и еж"
Он по яйцам пройдет, ни одного не раздавит.
От вежливых слов язык не отсохнет.
Где муж, там и жена.

Рисунки и иллюстрации к сказке "Заяц и еж"

Главный герой «Сказки про храброго зайца Длинные-Уши-Косые-Глаза-Короткий-Хвост» Д.Н.Мамина-Сибиряка из сборника «Аленушкины сказки» — обычный заяц, живший в лесу вместе с другими зайцами. Он, как и все его сородичи, боялся всего и всех – лесных шорохов, взлетающей птицы и, конечно, волка. Шло время и вот однажды зайцу надоело бояться. Он громогласно объявил всем жителям леса, что никого теперь не боится.

Собрались другие зайцы – и умудренные жизненным опытом, и молодые зайчата, и зайчихи. И все недоверчиво слушали новоявленного храбреца. А когда поняли, о чем он говорит, то стали потешаться над ним, настолько нелепыми были его слова. Где это видано, чтобы заяц никого не боялся? А герой сказки до того расхрабрился, что пригрозил съесть самого волка! Волк в это время как раз проходил мимо и, услышав речи хвастуна, решил подойти поближе, глянуть, кто это там такой смелый, да и съесть его.

Увидев волка, расхрабрившийся заяц сначала замер от испуга, а потом, пытаясь спастись от хищника, резко подпрыгнул, и совершенно случайно приземлился прямо на голову волку, после чего задал стрекача и долго не мог остановиться от страха. Он думал, что волк гонится за ним, а волк в это время бежал совершенно в другую сторону. Удар по его голове был очень сильным, и волк решил, что в него стреляли.

Когда оставшиеся на поляне зайцы пришли в себя, то отправились на поиски храбреца. Они с трудом нашли его и стали хвалить за храбрость. Заяц понял, что волк от него убежал и с той поры стал верить, что он действительно никого не боится. Таково краткое содержание сказки.

Главный смысл сказки про храброго зайца состоит в том, что жизнь в значительной степени зависит от собственного отношения кого-либо к окружающему миру. Если все время бояться и опасаться разных неприятностей, то эти неприятности всё время будут вертеться в голове и мешать жить. А если найти в себе силы побороть страх, то удача будет на твоей стороне. Сказка учит не бояться опасностей, а стараться преодолевать их, активно бороться с надуманными страхами.

В сказке мне понравился главный герой, храбрый заяц. Ему надоело все время чего-то бояться и он решил стать смелым, а вскоре и на деле сумел доказать свою храбрость, напугав волка.

Какие пословицы подходят к сказке?

У страха глаза велики.
Храбрость превосходит силу.

Урок литературного чтения в 3 классе
Тема. Д.Н. Мамин­Сибиряк «Сказка про храброго Зайца, длинные
уши, косые глаза, короткий хвост».
Цель: выяснение основной мысли «Сказки про храброго Зайца, длинные уши, косые
глаза, короткий хвост» на основе её анализа.
Задачи:
­ расширить знания учащихся о жизни и творчестве Д.Н. Мамина ­ Сибиряка;
­ сопоставить понятие «храбрость» в произведении Л. Н. Толстого «Акула» и сказке
Д.­Н. Мамина­Сибиряка;
­ развивать навыки выразительного, сознательного чтения, речь учащихся;
­ воспитывать чувство любви и сочувствия к животным.
Формируемые УУД:
Личностные: нравственно­этическое оценивание – личностный моральный выбор на
основе социальных и личностных ценностей, развитие чувства прекрасного и
эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной
художественной культурой;
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения
того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что ещё неизвестно;
Коммуникативные: управление поведением партнёра­контроль, коррекция, оценка
действий партнёра;
Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков; поиск и выделение
необходимой информации.
Оборудование: портрет, выставка книг, иллюстрация зайца.
1. Орг. момент.
Психологический настрой.
Сценарий урока
­Улыбнитесь друг другу, подарите мне свои улыбки. Ваши улыбки располагают
к приятному общению.
2.Проверка домашнего задания.
(работа в парах­взаимопроверка)
А)Тест:
1. К какому жанру литературы принадлежит произведение «Акула»?
А. Сказка
Б. Быль
В. Рассказ
2. Кто автор этого произведения?
А. А. Толстой
Б. Л. Толстой
В. Ф. Тютчев
3. Что такое рассказ?

А. Небольшое повествовательное произведение
Б. Рассказ фантастического характера с установкой на вымысел
4. Кто главный герой рассказа?
А. Мальчики
Б. Мальчики и артиллерист
В. Артиллерист
5. Кто спас ребят?
А. Артиллерист
Б. Матрос
В. Капитан
Б) Лексическая работа.
­ Ребята, а как вы считаете, можно ли назвать этого человека мужественным?
­ А храбрым?
­ Являются ли слова мужество и храбрость синонимами?
­ А, что такое синонимы? (Слова различные по написанию, но близкие по
значению)
Объясните значение этих слов.
Мужество – это храбрость, присутствие духа в опасности.
Храбрость – мужество, решительность в поступках, отсутствие страха, смелость.
­ Составим синонимический ряд:
храбрый, смелый, удалой, мужественный.
3. Постановка цели и задач урока.
В произведении «Акула» мы увидели поступок храброго артиллериста, который
спас жизнь мальчикам.
­ Найдите в учебнике произведение с которым мы будем работать сегодня.
Верно, мы познакомимся с произведением Д. – Н. Мамина – Сибиряка «Сказка
про храброго Зайца, длинные уши, косые глаза, короткий хвост».
­ Как вы считаете, что может объединять эти произведения?
(мнения учащихся)
Итак, перед нами стоит задача: выяснить кого же из героев можно назвать по­
настоящему храбрым?
4. Первичное усвоение новых знаний
­ Прочитайте ещё раз заглавие сказки. А кто такой заяц?
Дети: (индивидуальная работа)
1 ученик: У зайца много врагов: лиса, и волк, и рысь, да еще хищные птицы: совы и коршуны.
Правда с взрослыми зайцами не всегда легко справиться – он и отбиться может. Да, это трусишка
умеет сражаться за свою жизнь: опрокинется на спину и отбивается мощными лапами с длинными
когтями. Зайчиха защищает своих зайчат не хуже других зверей, а ведь ей для этого нужно,
пожалуй, больше храбрости, чем волчице или львице.
2 ученик: Зайца, конечно ноги спасают, но стоит посмотреть, как он убегает, например, от гончих
собак. Несется, стелется по земле, заложив назад свои длинные уши, а собаки с диким лаем мчатся
за ним. Выиграет заяц расстояние и начинает путать следы: то назад скакнет, то в сторону, а потом
огромными прыжками уйдет и затаится. Сидит и спокойно смотрит, как свирепые псы разгадывают
его лесную загадку.

3 ученик: А глаза у зайца не зря “косые” – он видит ими не только вперед и в стороны, но даже
немного назад. Уши тоже во все стороны поворачиваются – не надо головою вертеть. Вот сидит
себе заяц спокойно, пока не увидит, что пора удирать. Не очень­то похоже на трусость. Из всех
наших животных, только борзая собака может догнать зайца. Если зайцу грозит опасность, то он
скачет со скоростью 65 км/ч.
­ Послушайте сказку, и, подчеркните те слова, которыми автор называет зайца.
(Читают сильные учащиеся)
5. Первичная проверка понимания.
А) Беседа:
­ Ребята, кому сказка понравилась?
­ Было ли вам страшно? Когда?
­ Что вызвало ваш смех?
­ Было ли вам жалко зайца? В какой момент?
­Каким вам показался заяц?
­ Давайте составим цепочку однокоренных слов (как автор называет зайца):
зайчик – зайцы – зайчата­ зайчихи­ Заяц
Б) Словарная работа: (работа в парах)
Душа в пятки – сильный испуг
Кубарем ­ вертясь, стремительно
Расхрабрившийся ­ набравшийся смелости, осмелевший
Приободрившийся – стал бодрым, полным сил, энергии
Задал стрекоча – стремительно убежал
Отведавшие волчьих зубов – побывавшие в пасти у волка
6. Первичное закрепление.
­ Чтение по цепочке.
­ Жужжащее чтение.
­ Назовите полное имя Зайца? Почему его так странно звали?
(«Тебе что­нибудь напоминает это длинное и торжественное имя? Кого называли:
«Быстрые Ноги», «Орлиный Глаз», «Сильная Рука»)?
­ Это имя было дано Зайцу от рождения или присвоено после его подвигов?
(Только после того, как он вырос, стал большой и во всеуслышание заявил, что он никого не
боится).
­ Проследите по тексту превращение зайчика в Зайца, снова в зайчика и опять в
Зайца.
(Первое превращение зайчика в Зайца связано с его взрослением и вспышкой храбрости.
Обратное превращение Зайца в зайчика произошло, когда он неожиданно столкнулся с
Волком, то есть с реальной опасностью. Автор снова называет его зайчиком: «Долго бежал
несчастный зайчик». Вторичное превращение зайчика в Зайца связано с тем, что все зайцы
свидетели случившегося неправильно истолковали то, что видели: падение Зайца на Волка
показалось им подвигом Храброго Зайца).
­ Каких различных зайцев автор упоминает в начале сказки?
­ Почему в конце он называет их всех одинаково? Как?

(В начале сказки автор различает старых зайцев, зайчих и маленьких зайчиков (найдите это в
тексте), а в конце называет их всех просто зайцами. В начале сказки зайцам ничего не
угрожает. Автор перечисляет все заячье население от мала до велика, которое пришло
посмотреть на одуревшего от приступа храбрости зайца: как в цирк. В конце сказки зайцы
пережили ужасное потрясение, связанное с нападением Волка: перед лицом такого ужаса они
все сбились просто в толпу, внутри которой уже не существенны различия между зайцами и
зайчихами, между старыми и молодыми).
­ Можно догадаться, что эта сказка авторская, а не народная?
­ Для серьезных исследователей литературы недостаточно просто прочитать
фамилию автора до или после текста. А если бы фамилия была утрачена: мы бы
смогли определить, авторская сказка или народная? По каким признакам?
1) язык народной сказки более четкий и лаконичный, отличается устойчивыми оборотами и
простыми конструкциями;
2) язык авторской сказки отличается более разнообразной лексикой и сложным синтаксисом
(сложными и длинными предложениями);
3) язык авторской сказки не всегда можно отличить от языка народной сказки, но
Мамин­Сибиряк блестяще использует четкую конструкцию, характерную для народной
сказки. Послушайте: «Хихикнули молодые зайчата, прикрыв мордочки передними лапками,
засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы, побывавшие в лапах у
лисы и отведавшие волчьих зубов. Очень уж смешной заяц!.. Ах, какой смешной! И всем вдруг
сделалось весело. Начали кувыркаться, прыгать, скакать, перегонять друг друга, точно все с
ума сошли». Все эти подробности, детали и уточнения, совершенно не свойственны тексту
народной сказки. И этот неожиданный лиризм: смена настроения от смеха над зайцем до
чувства наслаждения жизнью тоже, конечно, несвойственен народной сказке.
­ Итак, ребята, какой смысл вкладывает автор в слово храбрость, отличается оно от
«храбрости» Л. Н. Толстого?
­ Что это за «баю­баю­баю» говорит автор в конце сказки? Это признак того, что эта
сказка рассказывается на ночь.
Сообщение об авторе:
Д.Н. Мамин – Сибиряк родился и вырос в небольшом заводском посёлке на Урале, в семье
священника. Позже Дмитрий Мамин переезжает в г. Санкт­Петербург, поступает в
университет и зарабатывает на жизнь частными уроками. Жизнь Мамина­ Сибиряка была
нелёгкой. У него умерла жена, а на руках осталась маленькая дочка – Елена. С рождением
дочери Мамин ­ Сибиряк начал писать детские сказки.
У писателя Дмитрия Мамина­Сибиряка есть книга «Алёнушкины сказки», где все
сказки рассказываются девочке на ночь и некоторые из них сопровождаются
колыбельной присказкой «баю­баю­баю».
11. Итог урока
Замечательный художник, глубокий знаток русского языка, Д.Н.
Мамин­Сибиряк всегда был близок народу. «Земле родной есть, за что благодарить
Вас, друг и учитель наш... Ваши книги помогли понять и полюбить
русский народ, русский язык...» ­ так писал ему А.М.Горький. Через олицетворение,
он показывал жизненно важные проблемы.
В начале урока перед нами стояла задача выяснить кого же из героев можно
назвать по­настоящему храбрым?
Кто может ответить на этот вопрос.
12. Рефлексия
­ У меня ещё остались вопросы.




Top