Основные добродетели. Портал "дивное дивеево"

Корень добродетельной жизни есть ревность к богоугождению, по которой человек все обращает к славе Божией и ничему, кроме Его закона, не покоряется.

Добродетель – есть постоянно ревностное попечение о точном исполнении закона Божия, основанное на вере и одушевляемое любовью и благоговением к Богу.

Определение понятия «добродетель»

Доброде́тель - философский и религиозный термин, означающий положительное нравственное свойство характера определённого человека, определяемое его волей и поступками; постоянное деятельное направление воли к исполнению нравственного закона (заповедей). Является антонимом слова «грех». /Философский словарь/

Добродетель есть определенный Богом образ внутреннего расположения человека, влекущий его к деланию добра. Добродетели заключают в себе как добрые дела человека, так и доброе расположения его души, из которого происходят сами дела. Кратко можно сказать, что добродетель – это добро, вошедшее в привычку.

Добродетели – это богоподобные свойства человека, которые деятельно проявляются в его жизни.

Добродетель не что иное есть как исполнение воли Божией. /преп. Симеон Новый Богослов/

Добродетель есть всякое слово, дело и помышление, согласное с Законом Божиим. /Свт. Тихон Задонский/

Добродетель в трех значениях:

1) стремление духа к добру, христиански добродетельное настроение духа;

2) разные добрые расположения воли и сердца;

3) каждое отдельное доброе дело. /Святитель Феофан/

А есть ли у злых проявлений человеческой природы подобная схожесть?
Да, есть:
1) стремление и склонение человеческого духа ко злу
2) злобные расположения воли и сердца человеческого
3) каждое отдельное злое действие, поступок и навык

Пояснение:

1) Стремление к добру есть то же, что стремление пребывать в Боге, или жажда богообщения.
Христиански добродетельным настроением духа, будет: жажда и сила пребывать в общении с Богом постоянным, полным и всегдашним исполнением Его воли с помощью благодати и с верою в Господа, по силе и обету Крещения.

2) Доброе расположение есть чувство или любовь к добрым (богоугодным) делам, лежащее в основании их.

3) Всякое исполнение заповеди надлежащим образом, то есть с истиною целью, во славу Божию по вере в Господа и с законными обстоятельствами, есть доброе дело. Всякое доброе дело, лишь тогда добро, если творится для Бога и во славу Божию.

Добродетель в двух значениях

1) Во внешнем аспекте – добродетель как доброе дело (подать милостыню, простить обидчика, вытерпеть искушение)

2) Во внутреннем аспекте – добродетель как духовно-нравственное состояние личности («он кроткий», «она милостивая»…)

«Должно называть добрыми делами - действия по заповеди, а добродетелями – укоренившиеся навыком добрые расположения души» /преп. Григорий Синаит/

Истинная добродетель состоит в том, чтобы
✦ покорять свою волю, воле Божией и
✦ побеждать благим - злое,
✦ побеждать смирением гордость,
✦ кротостью и терпением – гнев,
✦ любовью – ненависть.

Это есть христианская победа, более славная, чем победа над народами.
Этого требует от нас Бог: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12:21) /Свт. Тихон Задонский/

Добродетель – Богочеловеческое действие

«Каждая евангельская добродетель соткана из действия благодати Божией и человеческого свободного волеизволения; каждая из добродетелей – это Богочеловеческое действие, Богочеловеческий факт» /Преподобный Иустин (Попович)/

Источник любой добродетели – Бог /Марк Подвижник/.

Добродетели – не наша собственность и заслуга: их дарует Бог. Сколько бы ты ни трудился, сколько бы ни старался – не считай доброго дела своим, потому что если бы ты не получил помощи свыше, все труды твои были бы напрасны. /Святитель Иоанн Златоуст/

Истинная добродетель - награда сама по себе

"Где истинная добродетель, там и любовь;
где любовь, там добрая и спокойная совесть,
где спокойная совесть, там мир и покой,
где мир и покой, там утешение и радость". /Свт. Тихон Задонский/

Добродетель – путь в Царство Небесное .
Цель добродетели - приближение к Богу.

"Если душа совершает добрые дела, Дух Святой обитает в ней". /Преподобный авва Исаия/

"Добродетель доставляет истинную свободу". /Святитель Иоанн Златоуст/

"Душа каждого из нас подобна лампаде, делание добра елею, любовь – фитиль, на котором почивает, как свет, благодать Божественного Духа. Когда же недостает елея, то есть доброделания, то любовь иссякает и свет Божественной благодати... гаснет, потому что добродетель и любовь, исчезая, уносят с собой и благодатные дарования. Когда же Бог отвращает лицо Свое, наступает полный мрак". /Свт. Григорий Палама/

"Три добродетели служат признаком достижения спасения:

А) рассуждение, различающее добро от зла во всех случаях;
б) благовременное предусмотрение и добра, и зла (с отложением от зла);
в) свобода от внешнего влияния (способного воспрепятствовать спасению)" /Авва Исаия/

"У кого есть трудолюбивая Марфа - всестороннее доброделание, и Мария, сидящая у ног Иисуса, - внимательное и теплое обращение к Господу всем сердцем, к тому Сам Господь придет и воскресит Лазаря – его дух, и разрешит его от всех уз душевных и телесных. Тогда начнется у него поистине новая жизнь – бестелесная в теле и неземная на земле. И это будет истинное воскресение в духе прежде будущего воскресения с телом!" /Свт. Феофан Затворник/

Виды добродетелей

Существует множество христианских добродетелей, и множество классификаций их.

Иногда добродетели разделяют на высшие и начальные .

Начальные : вера, покаяние, терпение, кротость, надежда, послушание, воздержание, милосердие, молитва, целомудрие и др.

Высшие : непрестанная молитва, смирение, любовь, бесстрастие, дар духовного рассуждения и др.

Преподобный Григорий Синаит разделяет добродетели на: деятельные, естественные и божественные

Деятельные суть дело благого произволения
Естественные происходят от сложения
Божественные – от благодати

Три главнейшие добродетели : воздержание, нестяжательность и смирение; пять за ними следующих: чистота, кротость, радость, мужество и самоуничижение, – и потом весь ряд прочих добродетелей.

Преподобный Ефрем Сирин делит добродетели на телесные, душевные и духовные

Телесные добродетели – это:
а) воздержание (пост),
б) молитвенное бдение (молитвенное правило и богослужение),
в) физический труд по самообеспечению и послушанию; и др. аскетические подвиги на благо ближних, требующие физических (телесных) усилий над собой.

Душевные : доброта, простота, почтительность, справедливость, великодушие, милосердие, щедрость, благородство, мужество.

Духовные : рассудительность, целомудрие, от которых рождаются вера, надежда, любовь, смирение, кротость, терпение, правдолюбие, свобода, сострадательность, богобоязненность, благодарность, умиление, благоговение.

Телесные добродетели должны служить душевным, душевные - духовным, а духовные - богопознанию. /Преп. Нил Синайский/

Часто выделяют добродетели естественные и сверхъестественные .

Естественные (свойственные человеческой природе (по естеству), в силу богообразности), такие как: человеческое благоразумие, милосердие, справедливость; человеческая благодарность, щедрость, снисходительность.

Сверхъестественные – Евангельские добродетели. «Какие расположения в сердце должно иметь христианину, указывают изречения Христа Спасителя о блаженствах, именно: смирение, сокрушение, кротость, правдолюбие и истинолюбие, милостивость, чистосердечие, миролюбие и терпение» /свт. Феофан Затворник/

«Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» , т.е. они проистекают свыше, от Бога, по дару благодати, а не от следования только закону (Гал. 5:22-23).

Все христианские (евангельские) добродетели заключены в исполнении двух наиглавнейших заповедей – любви к Богу всем сердцем, разумением и силами души, и к ближнему как самому себе. (Иерархическая тримерия любви).

После грехопадения христианские добродетели не свойственны человеку. Они стали вышеестественными.

Христианские добродетели бесконечно превосходят известные человечеству моральные принципы .

В Евангелии Христос учит кротости, запрещая мщение вплоть до совершенного незлобия и любви к врагам. Евангельская кротость – это призыв к терпению оскорблений и гонений с молитвой за врагов, подобной той, какую явил Сам Бог на Кресте: «Отче прости им, ибо не ведают, что творят» .

нестяжание не просто как довольство необходимым, но и как милосердие к нищим, готовность отдать нуждающемуся все.

В Евангелии Христос заповедует целомудрие не только в виде отказа от растлительных действий, но и от самих помышлений.

Глубина христианского смирения должна простираться до неосуждения ближнего, прощения его грехов.

Христос говорит о любви к Богу , выражающейся в отложении всех суетных дел ради познания Бога, непрестанной молитвы и даже мученического исповедания веры.

Для приобретения христианских добродетелей человек должен подвизаться, прилагать усилия по борьбе со своими страстями и падшим естеством. Царствие Божие нудится, и нуждницы восхищают его (Мф. 11: 12)

Но итог подвига зависит от благодати Духа Святого, вселяющейся в человека, преображающей и обновляющей человеческое естество, подающей ему силу исполнить заповедь и творить добро.

Взаимосвязь добродетелей

"Все добродетели связаны между собой, как звенья в духовной цепи, и одна от другой зависят". /Преподобный Макарий Египетский/

«Все добродетели хороши, но надобно, чтобы они имели голову и ноги, подобно телу. Ноги добродетели - смиренномудрие, а голова - любовь. Под любовью находятся: сострадание, милостивость, щедрость, незлобие, великодушие, благотворительность и человеколюбие, которые вместе с нею человека делают богом по благодати» /Свт. Амвросий Медиоланский/

Совет желающим стяжать добродетели:не следует браться сразу за стяжание всех добродетелей или нескольких, но надо выбрать прежде одну, над приобретением которой будешь трудиться, а затем – другую.

Для приобретения добродетели нужны :
✦ правая вера
✦ доброволие
✦ сознательность
✦ рассудительность
✦ любовь
✦ воздержание и самообладание
✦ умеренность во всём
✦ духовная ревность
✦ покаяние
✦ богоподобное смирение
✦ послушание воле Божией (и Его Заповедям)

О возрастах добродетельной жизни христианской

Младенческий возраст

Это период от начала жизни христианской до образования порядка этой жизни и правил христианского действования вообще.
У св. Иоанна Лествичника приписываются новоначальным преимущественно телесные подвиги: пост, вретище, пепел, молчание, труд, бдение, слезы и др.

Юношеский возраст

Это время борьбы и подвига над искоренением страстей и насаждением добрых расположений.
У св. Иоанна Лествичника этому возрасту приписываются преимущественно подвиги душевные: нетщеславие, безгневие, благонадежие, кроткое увещание, непорочная молитва, несребролюбие.

Мужеский возраст

Это время, когда внутренняя борьба утихает, и человек начинает вкушать покой и сладость духовных благ.
Св. Иоанн Лествичник усвояет им преимущественно жизнь в духе и пребывание неподвижное в Боге: непорабощенное сердце, совершенную любовь, умом из мира выступление и во Христа внедрение, небесного света в душе и мыслей во время молитвы нерасхищение, обилие Божия просвещения, желание смерти, ненавидение жизни, небесных тайн вмещение, власть над бесами, неисповедимых Божиих судеб хранение и пр.

Пределов возрастания в добродетельной жизни нет, ибо заповедано быть «совершенными, якоже Отец Небесный совершен есть» (Мф. 5:48).

Главные страсти и противоположные им добродетели

Восемь главных страстей : чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость.

Восемь главных добродетелей : воздержание, целомудрие, нестяжание, кротость, покаяние, трезвение, смирение, любовь.

Чревоугодию противостоит ВОЗДЕРЖАНИЕ

Воздержание – удержание желаний, не согласующихся с волей Божией.
Условия стяжания : Объектом воздержания могут быть: 1) порочные страсти и греховные влечения человеческой природы и 2) ее естественные нужды и необходимые потребности. С 1-м требуется беспощадная борьба, а 2-е должно подчинить духу и удерживать в разумных пределах.
Примеры, после Иисуса Христа : праведный Иоанн Кронштадтский, преподобный Герасим Иорданский.
Плоды : Тело должно покориться душе, а душа - духу.
Воздержание является родоначальной, основной по отношению к другим добродетелям.

Блудной страсти противостоит ЦЕЛОМУДРИЕ

Целомудрие – совершенное подчинение тела душе, чистота души и тела.
Условия стяжания : Начало целомудрия – ум, не колеблющийся от блудных помыслов и мечтаний. Уклонение от сладострастных бесед, скверных слов, хранение чувств, особенно зрения, слуха и осязания. Телесные труды. Пост, молитва. Избегать всего, что может положить и малейшее пятно на чистоту души.
Целомудрие есть воздержание и преодоление (всяких) похотей борьбою.
Примеры, после Иисуса Христа : Богородица, Равноапостольная Фекла, мученица Пелагея дева, благоверная княгиня Иулиания Вяземская.
Плоды : Телесная и духовная чистота.

Сребролюбию противостоит НЕСТЯЖАНИЕ

Нестяжание – удовлетворение себя (одним) только необходимым.
Условия стяжания : Любление евангельской нищеты.
Примеры, после Иисуса Христа : преподобный Нил Сорский, блаженная Ксения Петербургская.
Плоды : Милосердие к нищим, презрение к роскоши, готовность отдать последнее.

Гневу противостоит КРОТОСТЬ

Добродетель кротости заключается в совершенном безгневии и неподвижном устроении души, пребывающей одинаковой при бесчестиях и похвалах.
Условия стяжания : Послушание. Испрашивание помощи у Бога. Самоукорение.
Примеры, после Иисуса Христа : преподобный Павел Препростый, святитель Спиридон Тримифунтский
Плоды : Терпение, безгневие, возможность при оскорблениях от ближнего без смущения и искренно о нем молиться.

Печали противостоит ПОКАЯНИЕ

Покаяние - фундаментальная перемена в жизни: от произвольно-греховной, самолюбивой и самодостаточной к житию по заповедям Божиим, в любви и стремлении к Богу.
Условия стяжания : Совершение в течение всей человеческой жизни, (никогда не бывает излишним)
Примеры, после Иисуса Христа : Авва Сисой Великий, Апостол Петр
Плоды : Видение своей греховности, появление желания служить ближним, нрав становится непритворным и нелицемерным. Переход на качественно иной образ мыслей.

Унынию противостоит ТРЕЗВЕНИЕ

С одной стороны, трезвение есть внимание к спасению души среди скорбей и искушений преходящего мира, противостоящее рассеянности и лености.
С другой стороны, трезвение – это правильная (здравая) оценка своих сил и своего духовного состояния, основанная на познании своей немощи и уповании на Божественную благодать.
Условия стяжания : Хранение ума от помыслов и сердечное безмолвие. Ежедневное испытание ума и сердца.
Примеры, после Иисуса Христа : свт. Игнатий Брянчанинов; преп. Пахомий Великий.
Плоды : Исправляя сердце, исправляем внутреннее зрение своей души. Приобретается свобода от искушений, свобода от самообмана, видение своих грехов и упование на Бога, сдержанность в радости и сохранение благоразумия в скорбях.

Тщеславию противостоит СМИРЕНИЕ

Смирение – почитание себя грешником, не сделавшим ничего доброго перед Богом, уничижение духа, трезвое видение своих грехов.
Условия стяжания :
1. Справедливая оценка самого себя и понимание того, что все человеческие заслуги – дары Бога.
2. Молчание.
3. Смиреннословие.
4. Скромное одеяние.
5. Самоуничижение.
6. Сокрушение о грехах.
7. Последность.
8. Телесные труды.
9. Исполнения заповедей.
Примеры, после Иисуса Христа : преподобный Сергий Радонежский, Андрей, Христа ради юродивый
Плоды : Чем более приближаются подвижники к Богу, тем более грешными себя видят.
Есть два смирения: считать себя ниже всех и приписывать Богу свои подвиги (это совершенное смирение святых).

Гордости противостоит ЛЮБОВЬ

Любовь - венец добродетелей - совокупность совершенств, по происхождению есть дар Духа Святого, по своей сущности – обо́жение человека, по форме – жертвенное служение предмету любви – Богу и Его творению.
Условия стяжания : «Если ты находишь, что в тебе нет любви, а желаешь иметь ее, то делай дела любви, хотя сначала без любви. Господь увидит твое желание и старание и вложит в сердце твое любовь». /Преподобный Амвросий Оптинский/
Примеры, после Иисуса Христа : Апостол Иоанн Богослов, преподобный Силуан Афонский.
Плоды : Жертвенное служение Богу и людям. Зрение в ближних образа Божия.

- ♦ (ENG seven virtues) традиционно к ним относятся: вера, надежда и милосердие (теологические добродетели); благоразумие, справедливость, умеренность и стойкость (естественные добродетели) …

См. также: Семь добродетелей Караваджо Семь деяний милосердия, 1607 итал. … Википедия

Запрос «Семь» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. 7 семь 4 · 5 · 6 · 7 · 8 · 9 · 10 Факторизация: Простое Римская запись: VII Двоичное: 111 … Википедия

СЕМЬ - Число, которому в древности приписывалось магическое значение. Предполагалось, что таково число планет, которым были поставлены в соответствие дни недели и семь нот диатонической гаммы. Ньютон в 1666 г. приписал им также семь цветов спектра.… … Астрологическая энциклопедия

Семь смертных грехов - это те грехи, которые не прощаются человеку и по смерти его. К ним отнесены: тщеславие, высокомерие, зависть, гнев, уныние, скупость, чревоугодие, леность (расточительство). Эти грехи порождают другие – непослушание, чванство, спесь, жадность и т …

Ср. Грехи к смерти, которые не простятся человеку. Ср. 1 Иоанн. 5, 16 17. Смертные грехи, поименованные в схоластической догматике (с XII в.) и особенно в католическом катехизисе для народа: Высокомерие, Скупость, Распутство, Гнев, Чревоугодие,… …

Число каббалистическое Ср. Потом зашла речь об объяснении семи столбов и ступенек храма, 7 наук, 7 добродетелей, 7 коров, 7 даров Святого Духа. Гр. Л.Н. Толстой. Война и мир. 2, 3, 10. Ср. В комнате было семь человек семь, число каббалистическое … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Семь - количественное числительное, число, определяющее нечетное количество чего либо. Как и число «три» оно является очень значительным и священным числом. Оно символизирует духовный порядок, завершение цикла жизни, действия: семь дней в неделе, семь… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Добродетелей семь - ♦ (ENG virtues, the seven) см. Добродетели кардинальные … Вестминстерский словарь теологических терминов

seven virtues - Семь добродетелей … Вестминстерский словарь теологических терминов

Книги

  • Семь смертных грехов и семь добродетелей (подарочное издание) , А. Ю. Кожевников, Т. Б. Линдберг. Стильно оформленное подарочное издание в кожаном переплете ручной работы по европейской технологии 18 века. Трехсторонний окрашенный обрез и шелковое ляссе. В книге имеется сертификат.…
  • Семь смертных грехов и семь добродетелей , Отсутствует. Считается, что словосочетание «смертный грех» восходит к одной из книг Нового Завета – Первому посланию Иоанна, но только благодаря трудам Фомы Аквинского оно стало по-настоящему актуальным.…

Добродетели – это проявления высшей доброты. Дела, продиктованные нам не человеческой моралью или мирскими понятиями о добре и зле, но Высшей Силой. Сам человек не может стяжать добродетели без помощи Господа. После грехопадения добродетели стали недоступны человеческому роду “по умолчанию”. Но именно добродетели противопоставляются греху, как проявления принадлежности к “новому” миру, миру, который подарил нам Новый Завет.

Понятие добродетелей существовало не только в христианстве, но и в античной этике.

Чем отличается добродетель от простого доброго поступка?

Итак, добродетели отличаются от стандартных “добрых дел”. Добродетели – это не перечень обязательных условий для попадания в рай. Это значит, что, если очень стараться быть добродетельным формально, не вкладывая душу в свои хорошие поступки, их смысл теряется. Добродетель – то, что естественно для человека, любящего Бога. Добродетельный человек не просто выполняет свод определенных правил, а пытается жить так, как заповедовал Христос, потому что только в Господе видит жизнь.

К сожалению, человек уже совершил грехопадение и не рождается с таким состоянием души за редким исключением Святых, многие из которых еще в отрочестве были призваны явить миру дела Господни. Как же научиться жить добродетельной жизнью?

Молиться, ходить в Церковь, причащаться, любить Бога и ближних. Можно сказать, что все добродетели вытекают из заповедей любить ближнего, как самого себя и Творца. Добродетели – поступки, которые естественным образом совершает человек, живущий в мире с Богом и людьми.

Тема добродетелей не раз обыгрывалась в искусстве: в живописи и литературе. Так семи добродетелям посвящены фрески Джотто, серия гравюр Брейгеля, серия росписей спинок судейских кресел Полайолло, одну из которых выполнил Боттичелли.

Добродетели: список

Существует два списка добродетелей. Первый просто перечисляет их:

  • Благоразумие (лат. Prudentia )
  • (лат. Fortitudo )
  • Справедливость (лат. Justitia )
  • Вера (лат. Fides )
  • Надежда (лат. Spes )
  • Любовь (лат. Caritas )

Второй же исходит из противопоставления грехам:

  • Целомудрие (лат. Castitas )
  • Умеренность (лат. Temperantia )
  • Любовь (лат. Caritas )
  • Усердие (лат. Industria )
  • Терпение (лат. Patientia )
  • Доброта (лат. Humanitas )
  • (лат. Humilitas )

На самом деле, под добродетелями понимают не только эти основные списки, но и другие понятия. Такие как трезвение, трудолюбие, ревность и многие другие.

Главное, что мы знаем о добродетелях – Господь ничего не “придумывает” для того, чтобы усложнить человеку жизнь, но дает возможность даже зло обратить во благо. До последнего человеку дается шанс исправить свои плохие поступки, изменить свою жизнь.

Добродетели

Надежда и любовь в качестве добродетелей отличаются от мирского понимания этих слов. Например, если женатый человек полюбил другую женщину, их отношения не будут добродетелью, несмотря на то, что мужчина действительно будет страдать от своих чувств. Добродетельная любовь – это высшая любовь и высшая правда. Так, проявлением любви к жене, будет борьба с греховной страстью к другой.

Если же говорить о вере , то для христиан вера без дел мертва и в Бога верят не так, как иные люди верят в инопланетян, вера деятельна и для человека, искренне доверяющего Писанию было бы странно избегать соблюдения заповедей, стремления следовать воле Бога. Не из страха, но из желания хоть немного приблизиться к Божественной святости.

Как добродетель выражается не только благотворительных акциях или материальной помощи бездомным, обездоленном, но и в общем сострадательном отношении к ближнему. В попытках простить, понять и принять слабости другого человека. Милосердие – это отдавать последнее, не жалея ничего для других людей, отказаться от поисков благодарности и награды за это.

Смирение – это победа над грехом гордыни, осознание себя грешным и слабым человеком, который не выберется из власти греза без помощи Господа. Именно смирение открывает двери и для других добродетелей, ведь стяжать их может только тот человек, который просит Бога дать ему для этого душевных сил и мудрости.

Ревность, как добродетель, не имеет ничего общего с желанием “присвоить” человека себе и не давать ему общаться с противоположным полом. Обычно мы употребляем слово “ревность” именно в таком контексте. Но среди добродетелей ревность – это решимость быть с Богом, ненависть ко злу.

Казалось бы, как среди добродетелей оказалась умеренность ? В чем она должна выражаться? Умеренность дарит человеку свободу и возможность быть независимым от каких-либо привычек, умеренность в еде, например, хранит человека от многих заболеваний, умеренность в алкоголе не дает скатиться в бездну зависимости, которая разрушает не только телу, но и душу человека.

Не случайно в списке добродетелей оказалось и благоразумие. По определению святого Григория Нисского, «целомудрие вместе с мудростью и благоразумием есть благоустроенное распоряжение всеми душевными движениями, гармоническое действие всех душевных сил».

Говорит не только о физической, но и о духовной чистоте, о цельности личности христианина. Это уклонение от соблазна.

Разумеется, стяжание добродетелей дается людям непросто, но с Богом человеку все под силу.

Высказывания о христианских добродетелях

«Дела – это единичные, в этот час и в этом месте действия, а расположения означают постоянные настроения сердца, коими определяется характер и нрав человека, и откуда исходят его наибольшие желания и направления его дел. Добрые из них называются добродетелями» (св. Феофан Затворник).

«Кто обрел и имеет в себе сие небесное сокровище Духа, тот неукоризненно и чисто совершает им всякую правду по заповедям и всякое делание добродетелей уж без понуждения и затруднения. Станем же умолять Бога, взыщем и будем просить, чтобы и нам даровал сокровище Духа Своего и таким образом возмогли мы неукоризненно и чисто пребывать во всех заповедях Его, чисто и совершенно исполнять всякую правду» (прп. Макарий Великий)

«Когда благодать в нас, то горит дух и рвется ко Господу день и ночь, ибо благодать связывает душу любить Бога, и она возлюбила Его, и не хочет оторваться от Него, ибо не может насытиться сладостью Духа Святого. Без благодати Божией не можем мы любить врагов, – говорит он о евангельской любви к врагам, – но Дух Святой научает любви, и тогда будет жалко даже и бесов, что они отпали от добра, потеряли смирение и любовь к Богу» (св. Силуан Афонский)

«Каждая евангельская добродетель соткана из действия благодати Божией и человеческой свободы; каждая из них – это Бого-человеческое действие, Бого-человеческий факт» (св. Иустин Попович)

«Каждый желающий спастись должен не только не делать зла, но обязан делать и добро, как сказано в псалме: уклонися от зла и сотвори благо (Пс.33:15 ); не сказано только: уклонися от зла, но и: сотвори благо. Например, если кто-нибудь привык обижать, то он должен не только не обижать, но и поступать по правде; если он был блудник, то он должен не только не предаваться блуду, но и быть воздержным; если был гневлив, должен не только не гневаться, но и приобрести кротость; если кто гордился, то он должен не только не гордиться, но и смиряться. И сие-то значит: уклонися от зла и сотвори благо. Ибо каждая страсть имеет противоположную ей добродетель: гордость – смиренномудрие, сребролюбие – милосердие, блуд – воздержание, малодушие – терпение, гнев – кротость, ненависть – любовь и, одним словом, каждая страсть, как я сказал, имеет противоположную ей добродетель» (прп. авва Дорофей)

«Какие расположения в сердце должно иметь христианину, указывают изречения Христа Спасителя о блаженствах, именно: смирение, сокрушение, кротость, правдолюбие и истинолюбие, милостивость, чистосердечие, миролюбие и терпение. Святой апостол Павел следующие указывает христианские благорасположения сердца, яко плоды Духа Святаго: любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал.5:22-23 ). В другом месте: облецытеся… якоже избраннии Божии, святи и возлюбленни, во утробы щедрот, благость, смиреномудрие, кротость и долготерпение, приемлюще друг друга и прощающе себе, аще кто на кого имать поречение: якоже и Христос простил есть вам, тако и вы. Над всеми же сими стяжите любовь, яже есть соуз совершенства: и мир Божий да водворяется в сердцах ваших, в оньже и звани бысте во единем теле: и благодарни бывайте (Кол.3:12-15 )». (свт. Феофан Затворник).

«Что такое добродетель? Это свобода, которая не выбирает. Добродетельный человек не думает, что ему надо делать добрые дела, добро для него стало естественным. Скажем, мы – в общем и целом честные люди время от времени можем покривить душой, хотя в основном и стараемся говорить правду. Этим мы и отличаемся от по-настоящему добродетельных людей. У человека, утвердившегося в добродетели, просто не получится солгать. Добродетельный человек верен и в малых делах» (прот. Алексий Уминский)

Мишель Монтень: " Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред".

Библейская Любовь: "А теперь пребывают сии три: Вера, Надежда, Любовь;

Но Любовь из Них БОЛЬШЕ."

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Семь добродетелей — в западном христианстве совокупность главных положительных черт человеческого характера. Семь добродетелей подразделяются на и .

Истоки учения о кардинальных добродетелях находятся в античной философии Платона, Аристотеля, стоиков. Теологические добродетели выделены на основе Нового Завета.

Семь добродетелей традиционно противопоставляются . В художественной форме борьба добродетелей и грехов в душе человека была описана в .

В изобразительном искусстве семи добродетелям посвящены фрески в и серия гравюр .

( Castitas ) ( Fides )
( Temperantia ) ( Spes )
( Caritas ) ( Caritas )
( Industria ) = мудрость( Prudentia )
( Patientia ) ( Fortitudo )
( Humanitas ) ( Justitia )
( Humilitas ) = воздержание( Temperantia )

Цикл передач по книге "Закон Божий для семьи и школы"
протоиерея Серафима Слободского. Сайт проекта:


О семи добродетелях, противоположных главным греховным страстям

1. Любовь . Изменение во время молитвы страха Божия в любовь Божию. Верность Господу, доказываемая постоянным отвержением всякого греховного помысла и ощущения. Несказанное, сладостное влечение всего человека любовию к Господу Иисусу Христу и к поклоняемой Святой Троице. Зрение в ближних образа Божия и Христа; проистекающее от этого духовного видения предпочтение себе всех ближних. Любовь к ближним братская, чистая, ко всем равная, радостная, беспристрастная, пламенеющая одинаково к друзьям и врагам.
Бездействие телесных чувств при молитве. Молитвенная сила, побеждающая грех. Отступление всех страстей.
Глубина смирения и униженнейшего о себе мнения…

2. Нестяжание . Удовлетворение себя одним необходимым. Ненависть к роскоши. Милосердие к нищим. Любление нищеты евангельской. Упование на Промысел Божий. Последование Христовым заповедям. Спокойствие и свобода духа. Мягкость сердца.

3. Целомудрие . Уклонение от всякого рода блудных дел. Уклонение от сладострастных бесед и чтения, от произношения сладострастных, скверных и двусмысленных слов. Хранение чувств, особенно зрения и слуха, и ещё более осязания. Скромность. Отказ от помышлений и мечтаний блудных. Служение больным и увечным. Воспоминание о смерти и аде. Начало целомудрия - ум, не колеблющийся от блудных помыслов и мечтаний; совершенство целомудрия - чистота, зрящая Бога.

4. Смирение. Страх Божий. Ощущение его при молитве. Боязнь, рождающаяся при особенно чистой молитве, когда особенно сильно ощущается присутствие и величие Божие, чтоб не исчезнуть и не обратиться в ничто. Глубокое познание своего ничтожества. Изменения взора на ближних, причём они без всякого принуждения, кажутся смирившемуся превосходнее его во всех отношениях. Явление простодушия от живой веры. Ненависть к похвале человеческой. Постоянное обвинение и укорение себя. Правота и прямота. Беспристрастие.
Отвержение и забвение льстивых обычаев и слов.
Отвержение премудрости земной, как непотребной пред Богом (Лк. 16, 15). Оставление словооправдания. Молчание перед обижающим, изученное в Евангелии. Отложение всех собственных умствований и приятие разума евангельского.

5. Воздержание. Удержание от излишнего употребления пищи и пития, в особенности от употребления в излишестве вина. Хранение точное постов, установленных Церковью. Обуздание плоти умеренным и постоянно одинаковым употреблением пищи, от чего начинают ослабевать вообще страсти, а в особенности самолюбие, которое состоит в бессловесном люблении плоти, жизни и покоя её.

6. Кротость. Уклонение от гневных помыслов и от возмущения сердца яростью. Терпение. Последование Христу, призывающему ученика Своего на крест. Мир сердечный. Тишина ума. Твёрдость и мужество христианские. Неощущение оскорблений. Незлобие.

7. Трезвение. Усердие ко всякому доброму делу. Внимание при молитве. Тщательное наблюдение за всеми делами, словами, помышлениями и чувствами своими. Крайняя недоверчивость к себе.
Непрестанное пребывание в молитве и слове Божием. Благоговение. Постоянное бодрствование над собою. Хранение себя от многого сна и изнеженности, празднословия, шуток и острых слов. Воспоминание о вечных благах, желание и ожидание их.

Существует несколько видов добродетелей, которые, хотя имеют внутреннее единство, как происходящие от единого Бога, при этом являют видимое многообразие. В том, что Господь предлагает для желающих достичь святости разные пути в виде различных добродетелей, проявляется Его внимание к свободе человека, или, иными словами, Его любовь к нам.

Для обретения добродетелей необходимо все творимые добрые дела посвящать Христу, творить их во имя Его. Так, например, если обидят нас, и захочется нам отомстить, то сдержимся, говоря в себе: «Прощу ради Христа, простившего мне мои грехи». Если у нас самих мало денег, а к нам подошел нищий, и нам не хочется давать, вдобавок бесы насылают мысли, что он будто бы не достоин нашего подаяния, то пересилим себя и дадим с мыслью: «Подам ради Христа, давшего мне все, что я имею». Если мы уже съели достаточно, а чрево просит еще и еще, остановимся, встанем из-за стола, говоря в себе: «Воздержусь ради Христа, Своим постом научившего меня воздержанию».

С подобным расположением нужно творить и все остальные добрые дела, большие и малые. Кроме такого внутреннего посвящения, совершение добрых дел нужно обязательно сопровождать молитвой, например: «Господи, дай мне сил простить (или подать, или воздержаться». «Молитва есть мать всех добродетелей» . Мы не можем стяжать добродетели без помощи Божией. Сам Господь сказал: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15: 5). Те, кто не понимают этого и пытаются исполнять заповеди, опираясь лишь на собственные силы, быстро надрываются и приходят в разочарование.

Чтобы успешно постигать добродетели, очень полезно также советоваться с теми, кто уже прошел по этому пути. Найти в жизни столь опытного духовного наставника не всякому возможно - это особый дар Божий; но всякий может получить такие советы из книг, написанных святыми отцами. Вот почему святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил, что «чтение отеческих писаний - родитель и царь всех добродетелей» .

Злые духи, стремящиеся сбить человека с пути, разумеется, будут пытаться помешать тому, кто решил подвизаться в добродетелях. Но даже если бы они не мешали, само естество, привыкшее грешить, все порочные привычки наши будут, особенно поначалу, мешать нам укореняться в истинном добре.

Поэтому святые отцы предупреждают: «Перед началом доброго дела приготовься к искушениям, которые постигнут тебя, и не сомневайся в истине» (преподобный Исаак Сирин) . «Кто совершает дело, угодное Богу, того непременно постигнет искушение. Ибо всякому доброму делу или предшествует, или последует искушение; да и то, что делается ради Бога, не может быть твердым, если не будет испытано искушением» (преподобный авва Дорофей) .

Так что, «когда, делая добро, потерпишь какое-нибудь зло, хотя бы на долгое время, не соблазняйся: тебе непременно воздаст Бог. Чем больше медлит воздаяние, тем большим оно будет» (святитель Иоанн Златоуст) . «Не думай, что ты приобрел добродетель, если прежде не боролся за нее до крови» (преподобный Нил Синайский) .

Это, конечно, не означает, что из-за страха перед возможными искушениями лучше ничего доброго не делать. Добро нужно делать безо всякого страха: пусть нам мешает диавол, но зато помогает Сам Бог, Который сильнее диавола. На нашей стороне не только Бог, но и все ангелы и святые Его, особенно же наш личный ангел-хранитель и святой небесный покровитель, в честь которого мы были крещены. Все они помогают на нашем пути к добру.

Так что любой христианин пусть помнит слова, которые пророк Елисей сказал своему слуге, испугавшемуся вражеских полчищ: «Не бойся, потому что тех, которые с нами, больше, нежели тех, которые с ними» (4 Цар. 6: 16).

Предупреждения об искушениях даются для того, чтобы человек заранее знал и не удивлялся, не смущался и не унывал, встретившись с ними. Святые отцы предупреждают о них так же, как тот, кто знает путь, предупреждает новичка: «Осторожнее, там сбоку канава, не угоди в нее». Кто предупрежден, тот легко выходит из всех искушений. Кто при совершении доброго дела посвящает его Богу и молится, надеясь не на себя, а на Бога, того диавол бессилен сбить с пути.

И еще одно чрезвычайно важное предупреждение: для успеха в добродетелях необходимо запастись терпением.

Господь говорит: «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21: 19) и «Претерпевший же до конца спасется» (Мк. 13: 13). Отсюда видно, что «терпение есть та плодородная земля, на которой произрастает всякая добродетель» (святитель Феофан Затворник) .

Греховные страсти подразделяются на разные виды, и добродетели разных видов служат противоядием от той или иной греховной страсти. Нужно наблюдать за собой, постигая, какие добродетели нам ближе, и, наоборот, от каких грехов мы страдаем больше всего. Поняв это, мы сможем определить приоритеты внутренней борьбы: с какой именно добродетели нам начать восхождение к бессмертию. Поскольку все добродетели связаны между собой, то, начав с одной и исполняя ее как должно, мы непременно привлечем в нашу душу и все остальные.

Существуют разработанные классификации добродетелей, многие святые отцы описывали их. Ниже будут приведены описания только семи основных, особенно актуальных для тех, кто стоит в начале пути.

Воздержание

В чем заключается эта добродетель?

Часто ее отождествляют с постом, но это не совсем верно. Безусловно, пост входит в воздержание, но само воздержание шире бытового понимания поста, оно не ограничивается только лишь пищевой сферой и распространяется не только на определенные Церковью периоды постов, но должно стать общим оздоравливающим принципом всей жизни человека.

Вот как преподобный Ефрем Сирин объяснял это:
«Есть воздержание языка: не говорить много и не говорить пустого, владеть языком и не злословить, не празднословить, не клеветать одному на другого, не пересуживать брата, не открывать тайн, не заниматься тем, что не наше.

Есть воздержание и для глаз: владеть зрением, не устремлять взора или не смотреть… на что-либо неприличное.

Есть воздержание и в слухе: владеть слухом и не поражаться пустою молвой.

Есть воздержание в раздражительности: владеть гневом и не вдруг воспламеняться.

Есть воздержание от славы: владеть своим духом, не желая прославления, не искать славы, не превозноситься, не искать чести и не надмеваться, не мечтать о похвалах.

Есть воздержание в мыслях: не склоняться на помыслы обольстительные и не обольщаться ими.

Есть воздержание в еде: владеть собой и не выискивать пищи обильной или дорогих яств, не есть не вовремя…

Есть воздержание в питии: владеть собою и не ходить на пиры, не услаждаться приятным вкусом вин, не пить вина без нужды, не выискивать разных напитков, не гоняться за удовольствием пить искусно приготовленные смеси» .

Для современного человека эта добродетель особенно важна, поскольку именно ее очень многим не хватает и от ее отсутствия многие мучаются и мучают своих близких. Все воспитание есть по существу привитие минимальных навыков воздержания - когда ребенка учат отказываться от своего «хочу» в пользу того, что «надо». Но, к сожалению, в наше время это удается все меньше и меньше. Отсюда возникают люди во всех смыслах распущенные. Отсюда, например, супружеские измены и распадения браков. Отсюда известные проблемы с алкоголизмом. Отсюда небывалое распространение сквернословия - из-за того, что теперь люди отучились сдерживать себя даже в самом малом.

У человека невоздержанного происходит помрачение ума, память и все способности притупляются, он становится вспыльчивым, раздражительным, не может контролировать себя, становится рабом своей страсти. Невоздержанность делает человека слабым. Всякий распущенный человек внутренне слаб и безволен.

У невоздержанного человека мысли в беспорядке, чувство не обуздано и воля позволяет себе все; такой человек почти что мертв душою: все силы ее действуют по неверному направлению.

А вот добродетель воздержания освобождает человека от раболепства низменным страстям и делает его сильным, волевым. Давно известно, что пост является прекрасным средством воспитания воли. Пост - замечательный повод для тренировки устойчивости и закаленности, которые так необходимы при встрече с суровыми жизненными обстоятельствами. Пост позволяет научиться преодолевать себя, стойко переносить трудности, а тот, у кого есть опыт преодоления себя, становится гораздо более жизнестойким, сильным, не страшится трудностей.

Как говорил святитель Иоанн Златоуст, «воздержание в пище Бог повелевает для того, чтобы мы обуздывали порывы плоти и делали ее послушным орудием для исполнения заповедей» . Труд телесного воздержания мы принимаем для того, чтобы этим постом достичь чистоты сердца. Цель его состоит не в том, чтобы мучить тело, а в том, чтобы расположить его к более удобному служению душевным потребностям.

Поэтому «не принесут нам никакой пользы вода и овощи и постный стол, если мы не имеем внутреннего расположения, соответствующего этим внешним мерам» (святитель Григорий Нисский) . «Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления» (святитель Иоанн Златоуст) .

Без помощи Божией не будут успешны наши труды по воздержанию. Поэтому с постом всегда должна быть соединена молитва. «Молитва бессильна, если не основана на посте, и пост бесплоден, если на нем не создана молитва» (святитель Игнатий Брянчанинов) . «Пост посылает молитву на небо, делаясь для нее как бы крыльями» (святитель Василий Великий) .

Важно также, чтобы пост был соединен с прощением ближних и с делами милосердия. Об этом преподобный Серафим Саровский сказал: «Истинный пост состоит не в одном изнурении плоти, но и в том, чтобы ту часть хлеба, которую ты сам хотел бы съесть, отдать алчущему».

Православный пост не имеет ничего общего с лечебным голоданием и диетой, потому что пост исцеляет в первую очередь не тело, а душу, и укрепляет ее. Соглашаясь на воздержание, мы тем самым свидетельствуем, что материальная жизнь сама по себе, отделенная от Бога, не есть для нас цель и благо.

Добродетель воздержания тем более важна для нас, что именно в этой добродетели не устояли наши предки - первые люди, которые получили от Бога в раю одну-единственную заповедь поста: не вкушать плодов древа познания добра и зла, однако не соблюли этой заповеди и через то причинили вред не только себе, но и всем, кто от них происходит.

Итак, если заповедь поста была необходима для нас в раю, до падения нашего, то тем нужнее она после падения. Пост смиряет тело и обуздывает беспорядочные вожделения, душу же просветляет, окрыляет, делает легкой и парящей в высоте.

Сам Спаситель постился 40 дней и 40 ночей, «оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1 Пет. 2: 21), чтобы и мы по силе нашей хранили пост в святую четыредесятницу. Пишется в Евангелии от Матфея, что Христос, изгнав беса из некоего юноши, сказал апостолам: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17: 21). Вот каков великий плод воздержания, сколь совершенным оно делает человека, и какой властью Господь через него наделяет.

При воздержании важно соблюдать умеренность и постоянство. Слишком чрезмерные подвиги воздержания могут без нужды надорвать человека и физически, и душевно.

Совершенное воздержание делается по любви. Это хорошо видно из истории, рассказанной в «Лавсаике». Когда-то прислали святому Макарию Александрийскому гроздь свежего винограда. Святой любил виноград, но решил отослать эту гроздь одному больному брату. С великой радостью получив виноград, брат этот послал его к другому брату, хотя ему и самому хотелось его съесть. Но и этот брат, получив виноград, поступил с ним так же. Таким образом, виноград перебывал у многих монахов, и ни один не съел его. Наконец последний брат, получив гроздь, отослал ее опять к Макарию как дорогой подарок. Святой Макарий, узнав, как все было, удивился и благодарил Бога за такое воздержание братии.

Каждый из монахов сумел воздержаться потому, что прежде думал о других, а не о себе, и имел истинную любовь к ним.

Милосердие

Милость, или милосердие, - это, прежде всего, способность человека действенно откликаться на чужую беду. Добродетель милосердия понуждает человека выходить за пределы себя и деятельно обращать внимание на нужды других людей.

Говоря об этой добродетели, Господь Иисус Христос особенно подчеркнул, что трудящийся в ней уподобляется Самому Богу: «Будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6: 36). В Писании также сказано: «Кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» (2 Кор. 9: 6) и «Блажен, кто помышляет о бедном! В день бедствия избавит его Господь» (Пс. 40: 2).

Эта добродетель - единственное эффективное лекарство от эгоизма, который разрушает человека, заставляя его мучить близких и в конечном итоге самого себя, из-за чего чем более эгоистичен человек, тем более несчастен и раздражителен.

Эта добродетель самая деятельная и позволяет человеку выйти за пределы своей ограниченности. Она связывает человека не только с другим человеком, которому он оказывает благодеяние, но и с Богом, ради Которого это благодеяние оказывается. Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Подавая лежащему на земле, мы подаем Сидящему на небе». Почему он мог сказать столь странные на первый взгляд слова? Потому что об этом засвидетельствовал Сам Бог в Евангелии: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25: 31-40).

Таким образом, оказанная нами при жизни милостыня станет нашей заступницей в день Страшного суда. Однако это касается не только будущего, но и настоящего. Нередко люди спрашивают: «Почему Бог не исполняет наши молитвы?». Но, заглянув в глубину своего сердца, многие могли бы сами ответить на этот вопрос.

В наших нуждах нет пред Богом ходатаев сильнее, как соделанные нами прежде дела милосердия. Если мы будем милостивы к людям, то Господь в ту же меру будет милостив к нам. Это и значат слова: «Давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо какою мерою мерите, такою же отмерится и вам» (Лк. 6: 38). Христос также сказал: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк. 6: 31) и еще: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5: 7).

Если же мы сами проходим безразлично мимо протянутой руки ближнего и отвечаем отказом на обращенные к нам просьбы о помощи, то что же удивительного, если и наши просьбы о помощи постигает та же участь? Еще святой Иоанн Златоуст предупреждал, что «без милостыни молитва бесплодна». Нет ничего удивительного, что Бог не слушает молитв эгоистов; более того, это вполне справедливо.

И напротив, чистосердечное, бескорыстное оказание добра ближнему привлекает к человеку милость Божию. Господь слышит молитвы милостивых и исполняет их благие прошения, а благодать, как нежная мать, хранит их на всех путях жизни от всякого зла. Святой Августин писал: «Неужели ты думаешь, что тот, кто, кормя нищих, кормит Христа, не будет сам накормлен Христом?».

Любой человек может испытать действенность этого принципа в своей жизни. И тогда, кроме уже упомянутого, он убедится, что совершаемое по-христиански милосердие удивительным образом облагораживает его душу, умиротворяет совесть, доставляет внутренний покой и радость, которую нередко несчастные люди пытаются найти в разных искусственных увеселениях, но не могут, потому что ее там нет.

Милостыня - самое надежное средство к обретению подлинной радости. Она, пожалуй, самое простое и доступное любому богоугодное дело, способное животворить нашу веру. Милосердие - это действенная любовь. Человек, делающий ради Бога дела любви, несомненно, вскоре ощутит в себе настоящую любовь, потому что настоящая любовь - это не разгоряченное чувство, как иногда думают, а дар Божий. Дела милосердия наполнят жизнь не только любовью, но и смыслом. Святой Иоанн Кронштадтский говорил: «Мы лишь тогда истинно живем для себя, когда живем для других. Это кажется странным, но испытай - и ты на опыте убедишься». Милосердие укрепляет и веру в человеке: у того, кто жертвенно служит ближним, вера возрастет.

Каковы дела милосердия? Некоторые думают, что это лишь денежное подаяние нищим. На самом деле к милосердию относится любое дело, совершаемое ради Господа в помощь ближнему.

Дела телесной милости - накормить голодного, защитить слабого, ухаживать за больным, утешить страждущего, помогать не только деньгами или продуктами, но и жертвовать личным временем и силами там, где нужда есть именно в этом, и, широко говоря, оказывать всяческую помощь любому действительно нуждающемуся. Не всякий может оказать достаточную помощь деньгами, но уделить внимание и морально поддержать страждущего может каждый.

Дела милости духовной следующие: обратить чрез увещание грешника от заблуждения, например человека неверующего, или иноверца, раскольника, или пьяницу, блудника, расточителя; невежду научить истине и добру, например не умеющего молиться Богу научить молиться, не знающего заповедей Божиих научить заповедям и исполнению их. Самая высокая милостыня для ближнего - это утолить духовную жажду познания вечной истины, насытить духовно алчущего.

Помимо «вольной» милостыни может быть и невольная. Например, если кого-либо обокрали, а он без ропота перенес это, то такая потеря зачтется ему в милостыню. Или если кто-то взял в долг и не вернул, а человек простил и не стал злиться на должника и изыскивать способов стребовать с него долги, это тоже зачтется в милостыню. Таким образом, даже печальные события нашей жизни мы можем использовать в свою пользу, если будем правильно к ним относиться. Если же станем злиться и роптать, то и потерянного, скорее всего, не возвратим, и для души никакой пользы не получим, так что выйдет не одна, а уже две потери.

Преподобный Силуан Афонский говорил, что научился этому уроку еще от своего отца, простого крестьянина: «Когда случалась в доме беда, он оставался спокоен. Однажды мы шли мимо нашего поля, и я сказал ему: “Смотри, у нас воруют снопы”. А он говорит мне: “Э, сынок, Господь уродил хлеба, нам хватит, а кто ворует, стало быть, у него нужда есть”».

Итак, есть много видов милосердия, но важнейшее из всех - прощение врагам. Ничто так не сильно пред лицем Господа, как прощение обид, ибо оно есть подражание одному из самых ближайших к нам действий милосердия Божия. Сострадание к другим есть главное лекарство от обидчивости.

Дела милосердия надо совершать по возможности втайне. Христос предупреждает: «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного» (Мф. 6: 1). Похвала людей отнимает у нас награду от Бога. Но не только по этой причине добро надо делать втайне. Явное милосердие развивает гордость и тщеславие, самомнение и самодовольство, поэтому мудро поступает тот, кто скрывает свои добрые дела даже от близких людей, по словам Христа: «Пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Мф. 6: 3).

Нужно понимать, что великое милосердие появляется тогда, когда милостыню даешь не от избытка, а от нужного самому. Мешает стать милостивым эгоистичный настрой мыслей, так что в первую очередь необходимо сделать милостивыми свои мысли, тогда легко будет и на деле стать милостивым.

Подлинно милостивый христианин изливает милосердие на всех окружающих, не различая, кто «достоин», а кто «недостоин» внимания. Вместе с тем, следует проявлять рассудительность при оказании помощи. Например, у одного православного неверующие знакомые попросили денег, и он дал, не спрашивая. А потом сильно сокрушался, узнав, на что пошли эти деньги: супруги их брали на совершение аборта. Если человек просит денег на то, чтобы совершить грех, то в данном случае милосердием с нашей стороны будет отказать и хотя бы этим постараться уберечь его от греха.

Разумеется, не являются милостыней пожертвования, которые совершает человек из украденного или отнятого им у других, как иногда делают грешники, надеясь такими дарениями заглушить угрызения совести. Напрасно! У одного отнимать и другому давать - это не милость, а бесчеловечность. Такие даяния есть мерзость пред Богом. Все незаконно отнятое человек должен вернуть тем, у кого он отнял, и покаяться. Милостыня же только то, что уделяется от честного приобретения.

Хорошо стараться, по возможности, делать милостыню тайно от всех, даже и от того, кому мы помогаем. Так мы проявим уважение к чувствам тех, кому помогаем, избавив их от смущения, и себя самих освободим от любого ожидания корысти или славы от людей. Так, например, святитель Николай Чудотворец, когда узнал, что один человек впал в крайнюю нужду, ночью подходил к его дому и кидал мешочек с золотом, сразу же после этого удаляясь.

После оказания помощи нередко человек может почувствовать в себе внутреннее превозношение и хвастовство. Так проявляет себя страсть тщеславия, которая является греховным искажением чувства радости и доброты по отношению к другим людям. Поэтому, если приходят такие мысли, их нужно сразу отсекать молитвой к Богу: «Господи, избавь меня от греха тщеславия!», а также напоминанием себе, что мы не сделали ничего великого, но лишь исполнили обязанность, и то благодаря помощи Божией, а не сами по себе. Именно Господь делает все добрые дела, и настоящий христианин чувствует счастье и благодарность за возможность поучаствовать в деле Божием, не приписывая этих дел самому себе.

Нестяжание

Эта добродетель исторгает из сердца страсть к деньгам и наживе, порождающую жадность, любовь к роскоши и жестокость.

Священное Писание заповедует: «Когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца» (Пс. 61: 11).

Многие согласятся, что подобные черты действительно можно видеть в богатых людях. Вот почему Господь Иисус Христос сказал: «Трудно богатому войти в Царство Небесное» (Мф. 19: 23), порицая этими словами не само по себе богатство, а тех, кто к нему пристрастился.

Некоторые считают, что эти слова касаются только совсем сказочных богачей - миллиардеров и миллионеров. Но если присмотреться, то нетрудно увидеть, что и рядом с нами есть люди, по сравнению с которыми мы - настоящие богачи, а кроме того, и у людей среднего достатка может быть развито пристрастие к тем или иным вещам, стремление тратить деньги на предметы роскоши и надежда на собственные накопления. Например, сколь много малообеспеченных пенсионеров откладывали «на черный день» или «на похороны», а когда рухнул СССР, их вклады пропали, а накопления обесценились. Это стало таким ударом, что некоторые даже повредились умом. А ведь эти деньги они могли бы загодя потратить на дела милосердия - тогда их ожидала бы награда на небе, и уже в этой жизни они бы имели ясную совесть и сохранили душевное равновесие в годину испытаний.

Так что для каждого из нас актуальны слова святителя Иоанна Златоуста: «Разве человеколюбивый Господь для того дал тебе много, чтобы данное тебе ты употребил только в свою пользу? Нет, но для того, чтобы твой избыток восполнял недостаток у других» ; «Бог сделал тебя богатым, чтобы ты помогал нуждающимся, чтобы мог искупить свои грехи спасением других» .

Господь Иисус Христос, дав заповедь о милостыне, сказал: «Приготовляйте себе влагалища не ветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает, ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет» (Лк. 12: 33-34).

Как объясняет святитель Игнатий (Брянчанинов), этими словами «Господь заповедует с помощью милостыни превратить земное имение в небесное, чтобы само сокровище человека, находясь на небе, влекло его к небу» .

Кто в этой жизни раздает свои деньги на добрые дела помощи ближним, тот с каждым добрым поступком готовит на небе лучшую награду, которая будет ожидать его после смерти.

Говоря о добродетели нестяжания, нужно понимать, что сама по себе склонность к накопительству естественна для человека и может быть хороша и полезна, если направлять ее в должное русло, но становится греховной, если направлять ее на недолжные, низкие предметы. Хорошо богатеть добродетелями и копить небесные награды от Бога, но глупо стремиться к накоплению денежных знаков и предметов роскоши.

Наше имущество могут украсть воры, погубить стихийное бедствие, и даже обычный ход событий: так, например, самую дорогую шубу может съесть моль. Но даже если этого не произойдет, любые земные сбережения ограничены и имеют свойство заканчиваться, иссякать. И даже если вдруг они не иссякнут при нашей жизни, мы все равно их лишимся во время смерти.

А вот собранные нами добродетели и накопленные благодаря добрым делам небесные награды - это единственные сбережения, которые ни вор не может украсть, ни моль съесть, и которые, будучи обеспечены вечным Богом, никогда не иссякнут, а со смертью не только не исчезнут, но как раз станут вполне нам доступны.

Если поразмыслить над этим, то нетрудно догадаться, что самые мудрые люди следуют заповеди Христовой и посредством милостыни превращают сокровище временное и переменчивое в вечное и неизменное. Поэтому святитель Василий Великий говорит, что «если станешь беречь богатство - оно не будет твоим; а если станешь расточать [нуждающимся] - не потеряешь» .

Подлинно богат не тот, кто много приобрел, но тот, кто много раздал и тем самым попрал страсть к мирскому богатству. Для христианина постыдно быть рабом денег и прочих материальных вещей, он должен быть мудрым господином их, используя их для вечной пользы своей души.

Как известно, Господь Иисус Христос сказал: «Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?.. Итак, не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6: 25-26, 31-33).

Таким образом, Он учит нас совершенно предаваться на волю Божию. Как говорил святитель Игнатий (Брянчанинов), «чтобы стяжать любовь к предметам духовным и небесным, нужно отречься от любви к предметам земным» . Нестяжание устраняет все препятствия на пути к всецелому доверию Богу. И до тех пор, пока мы связываем свое обеспеченное существование с собственными сбережениями, работой, имуществом, мы грешим маловерием и вынуждаем Бога посылать нам житейские скорби, которые бы показали непрочность всех мирских вещей, на которые мы надеемся, чтобы привести нас наконец в чувство и помочь нам обратить свой взор к Богу.

Богатому юноше, который искал у Него наставления, Господь сказал: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19: 21).

Тот, кто исполнит такой совет и поступит по слову Господа, этим действием уничтожает всю свою ложную надежду на мир и сосредотачивает ее в Боге. Такой человек, дошедший до верхней ступени нестяжания, так что ничего из земных вещей уже не считает своим, по слову преподобного Исидора Пелусиота, уже «здесь достигает высшего блаженства, заключающего в себе Небесное Царство» .

Человек, совершенный в нестяжании, не имеет привязанности даже к самым малым бытовым вещам, поскольку даже пристрастие к малой вещи может повредить душе, отлучив ум от привязанности к Богу.

Человек, который привязывается сердцем, например, к своему дому, сразу же приобретает страх потерять дом, и тот, кто знает это, может, используя такой страх и угрожая отнять дом, манипулировать человеком и заставить его сделать то, чего он по своей воле бы не сделал. А вот как раз нестяжание, как острый меч, отсекает все веревочки, которые связывают нас с тленными вещами, и делает бессильным того, кто привык нами управлять, дергая за эти веревочки. Иными словами, добродетель нестяжания дает человеку небывалую свободу.

Пример такой свободы виден в жизни святителя Василия Великого. Когда его вызвал царский чиновник и приказал признать ересь, то есть ложное учение о Боге, святой отказался. Тогда чиновник начал угрожать ему лишением имущества, тюрьмой и даже казнью, но услышал: «Отнимать у меня нечего, кроме бедной одежды и нескольких книг; заточение для меня не страшно, потому что куда меня ни заточат, везде земля Господня; а смерть для меня даже благодеяние, потому что соединит меня с Господом». Изумленный чиновник признался, что еще ни от кого не слышал таких речей. «Видимо, ты просто никогда не разговаривал с епископом», - смиренно ответил святой Василий. Так гонитель оказался бессилен перед подлинно свободным человеком. Все попытки манипулировать потерпели крах. Святой Василий ни к чему земному не был привязан и потому ничего не боялся лишиться, так что оказалось нечем его шантажировать и нечем ему грозить. Начальник отступился.

Нестяжание освобождает не только от страха потерять земные вещи, к которым мы привязаны, но и от множества забот по их приобретению и от множества опасностей, связанных с этим. Кроме того, оно освобождает значительную часть времени и, главное, внимания человека для того, чтобы обратить его на Бога и ближних и посвятить деланию добра.

Чем меньше человеку нужно для жизни, тем больше он свободен. Поэтому мудрый человек, даже имея большие доходы, учится довольствоваться малым и жить просто. Упомянутый святой Василий Великий советовал: «Не должно заботиться об избытке и прилагать старание ради пресыщения и пышности; надо быть чистым от всякого вида любостяжания и щегольства» . Это очень важный принцип - довольствоваться только необходимым, а все, что сверх того, строго ограничивать.

Ведь если человек, имея вполне годную обувь, одежду и вещи, например сотовый телефон, стремится купить себе новое только потому, что прежнее будто бы «уже вышло из моды», такой заражен любостяжанием и далек от добродетели нестяжания.

Тот, кто хочет исцелиться от погибельной страсти сребролюбия и любостяжания, пусть держит в уме тот ответ, который Господь дал богатому юноше.

Но что делать тем, кто не чувствует в себе такой решимости, которая была бы соразмерна этой заповеди для совершенных? Святитель Иоанн Златоуст дает следующий совет: «Если сразу всего достичь для тебя трудно, то не пытайся все получить в один раз, но постепенно и мало-помалу восходи по этой лестнице, ведущей на небо… И ничто так легко не прекращает этой страсти, как постепенное ослабление корыстных желаний» .

Действительно, сразу принять решение о том, чтобы раздать все свое имущество нищим, для многих не под силу. Но вот уделить хотя бы малую часть его для того, чтобы сегодня накормить голодного или поддержать попавшего в беду, под силу каждому. Нужно начать это делать хотя бы понемногу, но регулярно и притом со временем расширять доброделание. Чем больше мы готовы отдать в случае необходимости из своего имущества, тем меньше мы от него зависим.

(Окончание следует.)




Top