Основные изменения после реконструкции большого театра. Большой театр что изменилось после реконструкции

Восстановлена по чудом сохранившемуся образцу, обнаруженному в директорской ложе. Раньше весь пол театра был покрыт такой мозаикой — очень сложная в ремонте, сделанная в XIX веке из известняка, в середине XX века она пришла в негодность, поэтому от нее решили избавиться. Нынешняя состоит из двенадцати видов гранита.

Метлахская плитка

Благодаря тому, что в лестничных пролетах фойе сохранилась именная плитка Villeroy & Boch, реставраторам оставалось только заказать недостающую плитку на том же заводе в немецком городе Метлахе, на котором она изготавливалась в XIX веке.

Музы

Скульптуры на фасаде театра примерно повторяют те, что украшали его в конце XIX века. В советские времена тут стояли гипсовые музы работы скульпторов Рукавишникова и Кольцова.

1. Зал


Восстановлена акустика, почти полностью загубленная в XX веке. За звук теперь отвечают: воздушная подушка под зрительным залом (ее залили цементом при строительстве метро), панели из резонансной ели, которые в советские времена почти полностью заменили фанерой, мебельная обивка и лепнина из папье-маше. Папье-маше варили по архивному рецепту в старых чанах, обнаруженных на одном из алтайских заводов.

2. Мебель


Кресел в зрительном зале стало меньше — вместо 2185 теперь их 1740, как было в конце XIX века. Кресла по рисунку один в один повторяют прежние, обивка пропитана специальным составом, необходимым для правильной акустики. Каждый отдельно взятый стул проходил акустические испытания. Кроме того, в зале появилось несколько мобильных рядов, трансформирующихся в места для инвалидов.

3. Оркестровая яма


Вместо 100 музыкантов теперь вмещает 137. В зависимости от нужд оркестра размеры ямы могут увеличиваться или уменьшаться, появилась возможность рассаживать музыкантов вровень со зрительным залом.

4. Занавес

Восстановлен Главный занавес, созданный по эскизам главного художника Большого театра до 50-х годов Федоровского. Главный занавес — он же Золотой, соткан в Италии из гобелена, имитирующего шелк, с использованием золотых нитей. Вместо советской символики теперь на нем вышито слово «Россия». Открывается вверх, вбок и по диагонали. Второй занавес «Въезд Минина и Пожарского в Москву» — копия того, что появился в Большом театре после пожара в 1856 году. Полотно для него соткали в Пензенской области мастерицы Сурского комбината технических сукон.

5. Императорское фойе


Большой зал Императорского фойе — бывшее Бетховенское фойе, знаменитое своими настенными шелковыми панно, изготовленными к коронации Николя II. Начиная с 1920-х годов панно постепенно приходили в негодность: сначала из них ножницами были вырезаны вытканные шерстью гербы Российской империи, а в 70-х ткани сдали в химчистку, после чего они окончательно испортились. Восстанавливали панно несколько лет на жаккардовых ручных станках, сделанных по образцу прошлого века в московской научно-реставрационной мастерской «Старинные ткани».

6. Главное фойе


Восстановлены яркие росписи на потолке и стенах, воссозданы вазы, исчезнувшие в советские времена с балюстрад зала. Фойе открывали к коронации Николая II, и изначально этот зал было одним из самых нарядных в театре. Все изменилось после переезда столицы из Петрограда в Москву — Большой театр стал главной площадкой для политических съездов и выступлений. Постоянная загруженность зала мешала реставраторам сделать полноценный ремонт, и все закончилось тем, что зеркала, обрамленные листовым золотом, убрали, а росписи под розовый мрамор и цветной потолок закрасили белой краской. После этого фойе долгие годы называлось Белым.

7. Подземный зал


Новое пространство на 300 человек, состоящее из трех мобильных платформ, может опускаться или подниматься, из площадок может складываться амфитеатр или концертный зал. Его будут использовать для спектаклей, концертов, приемов и репетиций. Красивые стеклянные домики, появившиеся на площади между фонтаном и театром, — выходы из этого зала.

8. Буфет


Буфеты теперь расположены на минус первом уровне, где появился новый зал-трансформер на 300 человек, и на 4-м ярусе — в огромном пространстве от окна до окна. Раньше здесь было небольшое квадратное фойе, а по бокам его — балетные залы. Говорят, что в буфет иногда забегали балерины в пачках. В буфетах есть пандусы для инвалидных колясок. Чем будут кормить — пока непонятно.

Трансляцию церемонии открытия можно будет увидеть 28 октября в 19.00 на канале «Россия» по телевизору или на канале театра на YouTube Билетов на спектакли, проходящие на Основной сцене, до конца года нет.

Музыкальная ясность, время прихода первых и энергия боковых отражений, громкость, уровень звукопоглощения… Только специалисты знают, по каким критериям оценивается акустика концертного или театрального зала, и как сложно добиться превосходного звучания. Продолжаются споры об акустике Большого театра после реставрации. Сегодня там провели эксклюзивную "акустическую" экскурсию для журналистов, чтобы они во всех тонкостях изучили этот непростой вопрос. Рассказывают .

Акустика - дело тонкое. Главный дирижер Большого театра Василий Синайский формулирует еще острее.

"Сама по себе акустика - понятие эфемерное и абстрактное", - говорит он.

Такое же эфемерное и абстрактное, как скрипка Страдивари. В руках мастера она поет, но может издавать анти-музыкальные звуки, если попадает к неумелому скрипачу.

Над акустикой Большого работали специалисты из Германии. Юрген Райнхольд рассказал, что они стремились максимально приблизить ситуацию к первоначальной, созданной еще Альбертом Кавосом. Из-под пола в зрительном зале убрали бетонную подушку и восстановили полое пространство. Увеличили наклон пола в партере, увеличили размер оркестровой ямы. А лепнину сделали из папье-маше, материала несколько неожиданного, но благоприятного для хорошего звука. Для инженеров качество акустики выражается в цифрах. Самый важный параметр - время реверберации - продолжительность отзвука.

"До реставрации в пустом зале с массивными декорациями "Бориса Годунова" время реверберации было 1,35 секунды. В 2012 в тех же декорациях оно увеличилась до полутора секунд. Вчера мы замеряли с легкими декорациями "Лебединого озера", время реверберации составило 1,6. Для исторического театра это очень хорошие показатели. Для сравнения в Ла Скала в подобной ситуации получили бы всего лишь 1,2 секунды", - поясняет Юрген Райнхольд.

Поначалу у музыкантов и слушателей претензии к акустике были, однако в последнее время она стала лучше. Музыканты адаптировались к новой звуковой ситуации.

"Мы с оркестром провели несколько специальных встреч, по-разному сажали оркестр. Сейчас после споров, размышлений, рассуждений… Хотя для каждой оперы - разные стили - требуется своя акустика, своя посадка оркестра", - замечает Василий Синайский.

Именно поэтому оркестровая яма может подниматься целиком и по частям. Легкий моцартовский оркестр лучше поднять, а мощный вагнеровский - разместить поглубже в яме.

И напоследок совет зрителям. Если вы можете позволить себе билет в партер, старайтесь не попасть в первый ряд со стороны тромбонов. Можете не услышать солиста. Зато обладатели билетов на самую галерку в проигрыше не останутся. Но им следует запастись полевыми биноклями.

Новости культуры

Фойе административного корпуса. Теперь весь комплекс Большого театра связан подземными и надземными переходами.

Из галереи связывающей главный и административный корпуса открывается вид на театральную площадь.

Новая гримерка. Одна из 50ти. По современным театральным стандартам на 1 объем пространства для зрителя должно приходиться 4 объема пространства для труппы включая подсобные помещения, механику, склады и гримерки. Перед закрытием это соотношение составляло 1:1. Теперь Большой полностью соответствует этим требованиям.

На панели управления лифтом 14 кнопок - от 10 до -4. Однако -4 этажом театр не заканчивается, а уходит вниз еще на 2 уровня - на этих вспомогательных этажах размещена механика. После реконструкции в театре появилось 17 лифтов, из них 6 расположены в исторической части.

Венецианская мозаика, кропотливо восстановленная по двум фрагментам найденным в ходе работ в директорской зоне. Изначально часть мозаики была выполнена из песчаника, и женщины, которые ходили здесь в туфлях на каблуках, выбили эти фрагменты. В результате весь пол покрылся дырами. В середине XX века его просто сняли и выбросили и настелили дубовый паркет.

Зрительный зал основной сцены вмещает 1768 человек. До реставрации 2100 человек.

В первые годы после открытия восстановленного Альбертом Кавосом здания Большого театра помещения освещались свечами и масляными светильниками. Для того, чтобы зажечь масляные светильники люстры зрительного зала, ее поднимали наверх в специальное помещение.
В 1863 году эта люстра была заменена на новую с 408 газовыми рожками. По свидетельствам современников стекла ламп газовых светильников раскалялись до такой степени, что порою лопались и их осколки падали на головы зрителей.
Спустя 30 лет в Большом театре появляется электричество. Интересно, что для электрического освещения Большого и Малого театров в начале 1890-х годов была построена отдельная электростанция в одном из помещений здания Малого театра. В связи с этим нововведением газовую люстру зрительного зала переделывают под электрические светильники. В таком виде она сохраняется до наших дней.

По замыслу Альберта Кавоса, который руководил в 1853-1856 годах восстановлением сгоревшего Большого театра, для улучшения акустики зала потолок был выполнен из деревянных щитов, на них натянули холст, и по этому холсту сделали роспись. Эту работу выполнил академик Алексей Титов со своими учениками. В середине XIX века трепетного отношения к античности не было, и академик Титов смог позволить себе некоторую вольность. Он понимал, что в Греции никогда не было музы живописи. Но он выбросил из пантеона муз музу Полигимнию и нарисовал музу с кисточкой и палитрой. Она по-прежнему присутствует в Большом театре.

В XIX веке в центральной части потолка зрительного зала было сделано отверстие, служившее для вытяжки дыма и копоти от свечей и масляных ламп. Через него зимой в помещение проникал холодный воздух, а летом на живописном холсте скапливалась влага. Неудивительно, что первую реставрацию «Аполлона и муз» пришлось сделать всего через несколько лет после открытия театра. Всего история плафона знает 6 крупных реставраций.

Когда в 2005 году реставраторы поднялись на леса, то они нашли росписи в ужасном состоянии. Холсты в некоторых местах так сильно отстали, что свисали с потолка кусками длиной в 1,5 метра. В некоторых местах полотна были заклеены папиросной бумагой, чтобы дальше не было разрывов. В ходе предыдущих реставраций фигуры муз вырезались, и фон, который был вокруг них, выполняли на новом холсте. Но технологии тех лет не позволили обеспечить сходство цветов. Также были сильно искривлены и деревянные конструкции.

В ходе реставрации деревянные щиты были максимально выпрямлены, холсты на всех фонах заменили на новые, не отличающиеся по цветам, росписи узоров восстановили, полностью отреставрировали муз, сохранившихся на старых полотнах.

Театральный буфет. Это обязательный атрибут ГАБТа. Он переехал на 4 этаж и занимает теперь огромные площади. Буфет Большого театра сегодня уникален - это единственное место в здании, где можно видеть окна по обоим сторонам.

При архитекторе Осипе Бове здесь был проход. Кавос, восстанавливавший театр после пожара 1853 года, не ставил перед собой задачу максимально точно восстановить театр, поэтому некоторые проходы закладывал кирпичом, некоторые помещения заколачивал досками. Часть кирпичей в этой кладке XVIII века. Оказалось, что ответ на эту загадку прост: когда Бове восстанавливал театр в 1825 году, то при строительстве использовал кирпичи, оставшиеся от сгоревших во время нашествия Наполеона домов.

Бетховенский зал. Раньше Бетховенским был главный зал императорского фойе. Это концертно-репетиционный зал. За стеной 70 метров до станции метро «Театральная», но здесь практически идеальная тишина. Помимо своей основной функции, этот зал станет студией звукозаписи Большого Театра.

Сцена является трансформером. 5 независимых площадок позволяют сделать зал любой конфигурации. Обычное состояние пола - вровень с фойе. За 5 минут этот пол может опуститься на уровень минус 20,5 метров. Сейчас он опущен на середину амфитеатра. За полчаса из ровного фойе превращается в зал на 300 человек, точно также превращается в зал для оркестра или оркестра и хора.

Центральное фойе. Плитка сделана на том же заводе что и оригинальная в 19 веке.

Мебель ожидает когда все будет вымыто и вычищено. Вообще весь театр сейчас - место грандиозной уборки.

Тканевые вставки на театральной мебели тоже восстанавливались по сохранившимся образцам.

Вазы на перилах сделаны из алебастра - природного кварцита. Он толстый и полупрозрачный.

Двери и фурнитура отреставрированы. На них можно найти клейма 19го века.

Главный зал императорского фойе. В 19ом веке здесь нельзя было находиться никому кроме императора и его свиты.

Акустика помещения потрясает, шепот из одного угла отчетливо слышен в другом.

Сидеть на мебели нельзя, она здесь исключительно для интерьера, но пока никто не видит….)

Михаил Сидоров, советник президента Группы «Сумма» - генподрядчика реконструкции и реставрации Большого театра.

Гобелены столь ветхие, что сначала стоял вопрос о целесообразности восстановления, на их реставрацию ушло 5 лет, каждый сантиметр ткани чистили вручную при помощи хлопковых кисточек.

Люстра весит 2 тонны, в диаметре достигает 6,5 метров, а вес хрустальных подвесков 200 килограмм. На её золочение ушло 300 граммов сусального золота.

Воссоздавая театр Кавос, будучи гениальным акустиком, применил много необычных решений: каждый элемент работает на звук, зал повторяет форму скрипичной деки, все панели сделаны из резонансной ели, в зале много акустических полостей, плафон и сама сцена являются резонаторами. Благодаря этому ГАБТ по качеству звука в 19м веке вышел на первое место среди театров мира. Однако в течение 20го века зал утрачивает свою неповторимую акустику: сколы на папье-маше заделывают гипсом, а то и цементом, резонансные пустоты утепляют пенопластом, деку под сценой заливают бетоном и т.д. К 2005 года зал утрачивает до 50% акустических свойств.

Восстановление акустики взяла на себя компания «Мюллер ББМ», в процессе реставрации полностью воссоздана первоначальная звуковая модель театра, каждый элемент зала рассчитывается, каждая панель проходит проверку, все материалы вплоть до обивки стульев согласуются со специалистами «Мюллер ББМ». Это позволяет надеяться, что Большой вернет себе славу одного из лучших акустических залов мира.

Над золочением панелей работали 150 человек, на весь театр ушло четыре килограмма золота толщиной 5 микрон.

На сцене идет монтаж декораций к опере «Руслан и Людмила», однако снимать их категорически запретили.

Атланты, держащие Царскую ложу, тоже сделаны из папье-маше.

Шесть верхних уровней театра связаны так называемыми циркульными коридорами. Сейчас они восстановлены в том виде, какими их задумывал Альберт Кавос в XIX веке.

Новый занавес расшит двуглавыми орлами и словом «Россия».

Один из гардеробов. Тут я соригинальничаю и вместо того чтобы начать вешалкой, я ей закончу.

Реконструкция знаменитого Большого театра и его с помпой обставленное открытие обернулись самым дорогим, самым громким и самым скандальным проектом в современной российской культуре.

Беспрецедентно большой бюджет работ по реконструкции, уголовное дело о нецелевом использовании средств, билеты стоимостью $ 65 тыс., роскошные декорации и зрительский зал, по-царски блистающий золотом. Таков итог события номер один в культурной жизни России этого года – открытия обновленного Большого театра, состоявшегося 28 октября 2011.

Главная сцена страны, в свое время считавшаяся визитной карточкой всего СССР, возобновила свою работу после шестилетней реконструкции, сопровождавшейся многочисленными скандалами. Также скандальный оттенок, по мнению обозревателей, имеет и то, что происходит в театре после его открытия.

По информации очевидцев, по сей день в здании множество недоделок: периодически гаснет свет, ломаются новенькие, только что поставленные лифты, месяц назад введенное в эксплуатацию оборудование частично уже не работает. Труппа сетует на репетиционные залы с крайне низкими потолками, а театралы – на строительные огрехи.

Танцовщик и артист Роман Кузнецов в разговоре с Корреспондентом отмечает, что внешне театр выглядит прекрасно – особенно с подсветкой в вечернее время. Однако, говорит он, если подойти поближе, впечатление убивают “заплатки” на колоннах у парадного входа. Несмотря на выделенные правительством на реконструкцию колоссальные суммы, на покраску колонн денег не хватило.

Деньги и правда немыслимые: у театральной реконструкции неприлично большой бюджет, 21 млрд руб. (около $ 700 млн), – недавняя реконструкция итальянского Ла Скала стоила на порядок дешевле. Цифры российской строительной сметы позволили иностранным журналистам описывать увиденное в Большом театре как мегавеличие и мегакоррупцию одновременно.

И еще одна беда российской оперной сцены номер один: билеты сюда теперь по карману только очень состоятельные людям – в кассе купить их практически невозможно, а цены у спекулянтов заоблачные.

Дело приобрело такой размах, что успокаивать негодующих соотечественников пришлось президенту Дмитрию Медведеву.

“Билеты в Большой не будут по 2,5 млн руб. ($ 895 тыс.). Это чушь”,

– пообещал российский лидер.

О вкусах спорят

“Это большое событие”, – говорит Корреспонденту об открытии главного театра страны москвичка Наталья Горчакова, отмечая, что здание давно нуждалось в восстановлении. И действительно, степень изношенности здания, по оценкам специалистов, составляла от 50% до 70%, оно давно требовало модернизации.

Теперь же построенный еще по приказу Екатерины Второй театр не только обновился, но и вернул себе имперский блеск. Так, на главном фасаде здания был демонтирован советский герб, а на его место установлен двуглавый орел – герб России образца 1856 года.

Желая в полной мере восстановить уничтоженный большевиками исторический облик театра, в здание также вернули гобелены, люстры и вензеля династии Романовых.

“Специальная комиссия ЮНЕСКО, которая побывала в Москве, высоко оценила работу реставраторов в Большом,

– рассказывает Владимир Ресин, первый заместитель мэра российской столицы.

Эксперты заявили: реставрация проведена максимально бережно и осторожно, а инженерные системы установлены с высоким чувством ответственности и с учетом специфики памятника архитектуры”.

Новый образ Большого театра пришелся по вкусу не всем. Известная балерина Анастасия Волочкова, некогда танцевавшая на его сцене, в своем интернет-блоге в пух и прах раскритиковала внешний и внутренний вид обновленного театра. По ее словам, исчезли шикарные люстры и бронзовые ручки, а вместо паркета в залах положили кафель.

“Не секрет, что это была не реконструкция, а просто разрушение Большого театра. На данный момент создана коробка, которая лишь отдаленно напоминает этот стиль и вид”,

убеждает своих читателей Волочкова.

Ей вторит самая яркая звезда балетной труппы Большого – Николай Цискаридзе. Вместо старинной лепнины, как раньше, теперь интерьер украшает позолоченная пластмасса, возмущается он.

“Все, что сделали с Большим театром, – это вандализм. Говорят, например, что сделали замечательные гримуборные, но это совсем не так. Что в них замечательного, если в них даже нет окон”,

– отмечает Цискаридзе. Также знаменитый танцор отмечает, что в репетиционных залах сделали такие низкие потолки, что нельзя даже поднять балерину – она может удариться.

Слова Цискаридзе вызвали настолько бурную дискуссию в российском обществе, что танцовщику ответил даже министр культуры Александр Авдеев.

“Николай напутал, там ничего пластмассового нет, а все декорации и весь декор зала сделан так, как этого требует современная акустика, – специальное дерево, специальное папье-маше резонансное. А если и есть пластмасса, то это провода, которые вделаны в стену”,

– пояснил Авдеев.

Тем не менее внутри театра еще больше недоработок – об этом говорят все, кто побывал в нем. По наблюдению Кузнецова, до сих пор в лифтах вместе с балеринами ездят гастарбайтеры, а во время спектакля Руслан и Людмила свет в оркестровой яме периодически гас.

“То есть оркестр играл в кромешной, именно кромешной темноте, из-за чего даже некоторые музыканты быстро доставали свои телефоны и светили в ноты остальным; мне это хорошо было видно, я сидел на втором ярусе”,

– негодует Кузнецов. Он недоумевает, как такое может происходить в главном театре страны.

Обстановку в театре он описывает как очень нервозную. Причин для переживаний предостаточно. К примеру, балет Спящая красавица вплоть до самой премьеры не смогли ни разу полноценно прогнать, так как персонал просто не знал, что делать с новым оборудованием, появившимся в здании после ремонта.

И еще один штрих обновленного Большого: ради тишины в нем на время спектаклей в Москве теперь ограничивают работу метрополитена – слишком близко пролегают туннели к увеличившимся помещениям театра. Впрочем это временная мера: чтобы снизить вибрацию в Большом, на Замоскворецкой линии на путях установят виброгасящие рельсовые скрепления, а под рельсами уложат виброизоляционные маты.

Русский размах

21 млрд руб. – баснословная цена реконструкции вызвала горячие дискуссии в российском обществе, ведь реализация подобных проектов в Европе стоила в разы меньше.

Значительно дешевле обошлась британцам капитальная реконструкция и модернизация Королевского оперного театра в Лондоне – в 214 млн фунтов стерлингов (около $ 321 млн). Итальянцы вообще поразили экономией. С 2002 по 2004 год в Милане полностью была реконструирована Ла Скала, и всего-то за 61 млн евро.

“Скажите [премьер-министру Владимиру] Путину, что за эти я деньги построю в Москве три таких театра”,

– подлил масла в огонь Татео Накашима, крупнейший в мире специалист по театральным технологиям.

Изначально российские власти планировали потратить на реконструкцию Большого не более 15 млрд руб.

“Сумма постоянно менялась, поскольку менялись и цены – в том числе на цемент и на кирпич”,

– объяснил подорожание работ министр Авдеев.

В 2009 году Следственный комитет при прокуратуре возбудил уголовное дело по факту необоснованно израсходованных средств, выделенных на реставрацию. Тогда выяснилось, что государственное учреждение Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации трижды оплатило одни и те же работы компании Курортпроект – с нею был заключен контракт на проектирование и восстановление театра. Чем закончилось разбирательство, по сей день неизвестно.

В то же время и после возбуждения дела о выделении рекордных средств работы продолжались, а в Большом вспыхивали новые скандалы. К примеру, по меньшей мере удивление вызвал объявленный театром на сайте госзакупок тендер на создание его сайта, начальная цена которого была определена в сумме 5,4 млн руб. (около $ 174 тыс.).

Информация о конкурсе попала в интернет и вызвала такой резонанс, что тендер был отменен.

И наконец – сравниться с суммами, потраченными на восстановительные работы в Большом, могут только цены на его билеты. Причем наибольший скандал разгорелся вокруг пригласительных на церемонию открытия. На это мероприятие официально билеты не продавались, однако в интернете появились предложения купить приглашения по цене от 90 тыс. ($ 2.900) до 2 млн руб. ($ 65.000).

Это позволило россиянам говорить о том, что главный театр страны превратился в пафосный дворец, недоступный для посещения простым смертным.

“Туда и раньше было трудно попасть, сейчас финансово это нереально”,

– отмечает Горчакова. А Кузнецов, чтобы попасть в Большой, прибегнул к услугам спекулянтов.

“Я купил у них билеты за 3.000 руб. ($ 100)”,

– утверждает артист. Кузнецов уверен, что у перекупщиков есть билеты на любой спектакль и в любом количестве – “хоть роту приводи”. Хотя на премьеру балета Спящая красавица Кузнецов смог приобрести билет непосредственно в кассе за 1.300 руб. ($ 42), для чего четыре часа простоял в очереди.

Московские театралы рассказывают, что официально в кассах билетов может не быть, однако в интернете изобилие предложений – к примеру, за место в партере на Спящую красавицу просят 15.000 руб. (около $ 500). Существенно отличающиеся от номинальной стоимости билетов интернет-цены представители сайтов объясняют стоимостью услуг по резервации и доставке.

Спекуляции приобрели такой размах, что теперь билеты в Большой продаются только по паспортам и не более двух в одни руки.

Возрождение величия

Юрген Райнгольд, немецкий эксперт в области акустики, отмечает, что его первым впечатлением от обновленного Большого театра было восхищение и шок одновременно. Он вспоминает, что до произведенных работ кресла в театре были изношенными, а техника – допотопной. Теперь же театр вернул себе царственный блеск.

Самое главное – театру была возвращена акустика, которой он славился.

“В конце XIX века в Большом была лучшая акустика среди крупных оперных театров мира, Но после изменений в советский период он не входил даже в число 50”.

При советской власти акустику испортили бетоном: чтобы спасти разваливающееся здание, было решено переделать пол и фундамент. Так, резонансную ель и улучшающее акустику папье-маше заменили гипсом, цементом и бетоном.

Что касается отреставрированного интерьера театра, то он воссоздает времена царской России – были восстановлены росписи, возвращены люстры и гобелены эпохи Николая II. На покрытие золотом 890 кв. м лепнины ушло 4,5 кг драгоценного металла.

Новую вращающуюся сцену разрабатывали швейцарские специалисты. В итоге она стала крупнейшей в Европе: ее размеры составляют 21 х 22 м, а вес – 40 т.

Площадь помещений театра увеличилась вдвое – до 72 тыс. кв. м, также для большего удобства были объединены подземные и надземные переходы. В зрительном зале теперь 1.720 мест, как было при императоре, а не 2.200, как сделали в советское время. Последнее обстоятельство также было дополнительной нагрузкой для акустики.

Театральный блеск и любимое в России царское величие граждане страны, конечно же, замечают. Они хоть и говорят о значительных недоделках и осевших в чьих-то карманах деньгах, однако все же рады открытию Большого.

“Теперь доделывают как могут. Пусть так, главное, чтобы наконец доделали”,

– заключает Кузнецов.

Большие театры

Сан-Карло (Неаполь, Италия).
Открытие: 1737 год. Количество зрительских мест: 3.285.

Театр был возведен по указу короля Карла III, принадлежавшего к династии Бурбонов, и поэтому отличался королевской роскошью и размахом. Главными цветами в интерьере были синий и золотой (официальные цвета династии монархов). Здание театра страдало от различных ненастий трижды – в 1816, 1943 и 1969 годах. Последние работы по реконструкции завершились в 2008 году.

Ла Скала (Милан, Италия).
Открытие: 1778 год. Количество зрительских мест: 2.289.


За более чем два века с момента открытия театр пережил немало бедствий. Был полностью разрушен во время Второй мировой войны и вновь восстановлен в первоначальном виде в 1946-м. С 2001-го по 2004-й подвергся реконструкции. Первым музыкальным произведением на обновленной сцене стала Признанная Европа Антонио Сальери.

Государственный академический Большой театр России (Москва, Россия)
Открытие: 1780 год. Количество зрительских мест: 1.740.


Большой начинался как частный театр князя Петра Урсова и первое время назывался Петровским театром. Простояв всего четверть века, здание сгорело, а новое, возведенное архитектором К. И. Росси, прожило и того меньше, сгорев в 1812-м. Вновь отстроенный театр открылся в 1825 году и был значительно больше предшественника.

Очередной пожар настиг театр в 1853-м, но уже через три года он возобновил работу в новом помещении. В дальнейшем Большой переживал многочисленные ремонты и реконструкции, последняя из которых длилась шесть лет и завершилась осенью 2011 года.

Баварская государственная опера (Мюнхен, Германия).
Открытие: 1818 год. Количество зрительских мест: 2.100.


Построена по заказу короля Макса I, согласно его пожеланию строилась по образцу парижского театра Одеон. Через пять лет после открытия театр сгорел дотла, однако был быстро восстановлен и уже в 1825-м возобновил работу. Вторая мировая война не пощадила оперную сцену – после бомбардировок от здания остались лишь внешние стены. Восстановительные работы завершились в 1963 году.

(Опера Земпера) (Дрезден, Германия).
Открытие: 1841 год. Количество зрительских мест: 1.300.


Первой оперной постановкой в театре стала Эврианта основателя немецкой романтической оперы Карла Вебера. Здание театра разрушалось дважды: в 1869 году в результате пожара и в 1945-м во время бомбардировки. Был восстановлен по первоначальному проекту архитектора Готтфрида Земпера и открыт в 1985 году.

Большой оперный театр Лисеу (Барселона, Испания).
Открытие: 1847 год. Количество зрительских мест: 2.292.


Возведенный на средства богатых семей города театр дважды за свою историю страдал из-за крупных пожаров – в 1861 и 1994 годах. Открыт после реконструкции в 1999 году. Известен как одна из крупнейших оперных сцен Европы. Именно здесь начала свою блестящую карьеру оперная дива Монсеррат Кабалье.

(Вена, Австрия).
Открытие: 1869. Количество зрительских мест: 2.200.


Выполненное в стиле неоренессанса здание оперы не сразу полюбилось публике. Критика была настолько жесткой, что ответственные за проект архитекторы, не выдержав нападок, покончили жизнь самоубийством. Тем не менее спустя годы оперу признали одной из красивейших в мире. Во время Второй мировой войны здание было полностью разрушено. Открыто после восстановления в 1955 году.

(Париж, Франция).
Открытие: 1875 год. Количество зрительских мест: 1.979.


Возведенный по проекту архитектора Шарля Гарнье театр известен эклектичностью стиля и роскошным внутренним убранством. Примечательно, что не менее знамениты, чем выполненный в форме подковы зрительный зал, мраморная парадная лестница театра и фойе. C 1994 по 2007 год театр пережил серьезный ремонт – техническое оснащение модернизировали, а отделку отреставрировали.

(Буэнос-Айрес, Аргентина).
Открытие: 1908 год. Количество зрительских мест: 2.478.


Крупнейший оперный театр Южной Америки открылся постановкой Аиды Дж. Верди. Пережил три реконструкции, последняя из которых завершилась в 2010-м году и обошлась Аргентине в $ 100 млн.

Метрополитен-опера (Нью-Йорк, США).
Открытие: 1966. Количество зрительских мест: 3.816.


Основанный еще 1883 году театр Метрополитен-опера обосновался в своем нынешнем здании, расположенном в Линкольн-центре, в 1966 году. Стены театра украшены монументальными фресками авангардиста Марка Шагала, зал обладает одной из лучших в мире акустик, сам театр оснащен по последнему слову техники.

Данные информационно-справочной службы Корреспондента

8/4/11 , 17:55

Последние годы театр переживал не лучшие времена и было время, когда само существование здания в его нынешнем виде стояло под вопросом. Было очень интересно узнать, как обстоят дела с реконструкцией и реставрацией помещений театра, поэтому я несколько раз пытался попасть туда. Наконец, мне это удалось - инвестиционная группа «Сумма-Капитал», занимающаяся реконструкцией театра, и пресс-служба ВТБ позвали на экскурсию.

Конструкции Большого театра (стены, фундаменты, перекрытия) на всех этапах его строительства и расширения всегда содержали элементы старых строений. Первый Старый Петровский театр (1780 года) имеет большие фрагменты предыдущего строения на Петровке. Большой Петровский театр Осипа Бове (1825 год) в сценической части и других местах включал в себя конструкции стен Старого Петровского театра.

Из пресс-релиза:

За весь период проектирования было рассмотрено 9 вариантов проекта реставрации и реконструкции Большого театра: от тривиального капитального ремонта до полной реконструкции существующего здания. В результате был выбран проект, одобренный труппой театра, культурными деятелями, архитекторами и т.д.

В проект вошли: проведение научной реставрации зрительской части театра и кардинальная реконструкция сценической части с углублением подземного пространства. При этом сохраняется исторический облик здания как памятника архитектуры.

В соответствии с заданием на проектирование и решением Методсовета Министерства культуры Российской Федерации от 05.02.2004 основное здание Большого театра должно сохранить свое островное положение и привычный исторический облик. Серьезные объемные надстройки и пристройки к зданию исключаются. Допускается только реконструкция северного фасада. Восстанавливается проезд по Копьевскому переулку между северным фасадом основного здания и Домом С.А. Хомякова. Главный вход в здание сохраняется через парадную колоннаду со стороны Театральной площади. Служебный вход находится во Вспомогательном корпусе.

До реконструкции площадь основного здания составляла 30.366 кв.м. После реконструкции она будет увеличена на 42 454 кв. м и составит 72.830 кв.м. В процессе реконструкции увеличена площадь служебного корпуса с 3992 кв.м. до 6705 кв.м. Здания театра будут соединяться четырьмя подземными коридорами, площадь которых составит 380 кв.м., для этого также будут реконструированы 100 кв.м вспомогательного и 100 кв. м инженерного корпусов.

Основное здание театра имеет габариты в плане:
- наземная часть 117,45х62,30 м, включая портик, высота этажа – 2,91 – 3,02 м;
- подземная часть 151,72х77,72 м, выстоа этажа 2,80; 3,30 и 3,60 м.

Сейчас на строительной площадке каждый день работает порядка 3000 человек, их них 950 - реставраторы. Контроль хода работ осуществляется на основе представляемых генеральным подрядчиком ежедневных отчетов о выполнении месячно-суточных графиков производства работ.

Это не заводской цех, это сцена Большого театра. Стена впереди разделяет сцену и зрительный зал. На этом месте потом будет смонтирован новый противопожарный занавес, который опускают после окончания спектакля.

Я это место у сцены сфотографировал нарочно - бригады монтировщиков были разделены на две стороны: левую и правую. Вот это место для нашей стороны, здесь мы стояли перед сменой декораций во время спектакля. Теперь здесь всё другое - даже стены новые.

Сценическое пространство сверху. Поверхность сцены это, примерно, середина общей высоты помещения - над сценой 20,5 метров, под ней - 24 метра. Раньше, я помню, под сценой умещались шесть этажей с различными конструкциями.

В сценической части театр будет оснащен современным техническим оборудованием. В качестве аналогов организации сценической технологии были взяты «Ковент Гарден» в Лондоне, «Гранд Опера» и «Опера Бастиль» в Париже, «Карло Феличе» в Генуе, «Ла Скала» в Милане, «Сан Карло» в Неаполе, театральный центр в Токио.

Колокола, которые раньше стояли внизу, подняты на самый верх. Колокольный звон в «Борисе Годунове» и «Хованщине» пробирал до дрожи. Самый большой колокол весит 6.4 тонны, самый маленький - 8.7 кг.

За годы существования театра эта гипсовая лепнина в боковых вестибюлях и кольцевых коридорах переделывалась многократно - композиции зачастую состоят из кусков самого разного времени.

Вместо старых скрипучих паркетных полов, уложенных в советское время, восстановлен оригинальный каменный пол, сделанный в технике венецианской мозаики XIX века. Её рисунок сумели воссоздать на основе единственного фрагмента, обнаруженного в директорской ложе. При воссоздании узора были использованы одиннадцать сортов мрамора различных оттенков цветовой палитры.

Подземный репетиционно-концертный зал - одно из новых помещений театра. Он выходит за пределы основного здания и кончается там, где наверху сквер с фонтаном.

Белое фойе над входом в театр (16 на схеме вверху). Сюда в 1941 году во время авианалета попала авиабомба. Интерьер фойе восстановлен таким, каким он был в 1856 году. На стенах и потолке - роспись в технике «гризайль»: она выполняется в разных оттенках одного цвета и создает впечатление выпуклых лепных изображений. Снова появились большие зеркала - с их помощью Кавос увеличивал зрительный объем помещения. Вместо одной люстры со стеклянными шарами появились три хрустальных.

Те детали, которые можно было восстановить и сохранить, оставлены на своих местах - как этот замок на двери.

Большой зал императорского фойе. Теперь он называется Бетховенским. В советское время здесь проходили партсобрания коллектива театра, здесь исключали из партии Галину Вишневскую. В дальнем конце зала, справа - дверь в ложу, которой пользовался Сталин. Как большой любитель оперы, он мог приехать в театр, чтобы послушать только одну, любимую, арию. В ложе была сооружена полукруглая бетонная стена, которая надежно укрывала вождя от зрителей в зале. В театре рассказывали о специальном стуле, на котором сидел невысокого роста Сталин - внизу была сделана приступка для ног, чтобы они не висели в воздухе.

Перед коронацией императора Николая II в 1895 году во Франции были заказаны уникальные шелковые ткани для того, чтобы украсить к торжествам залы Императорского фойе. Французские мастера соткали атласную ткань цвета «раскаленного чугуна» для обивки зала и 12 шелковых панно с вышивкой многоцветной шерстью. Узор на стенах - это композиция растительного орнамента в сочетании с архитектурными деталями и элементами, в которые мастера также включили гербы Российской империи и монограмму последнего императора России.

Уникальные панно за это время сильно пострадали - монограммы и гербы в советское время вырезали ножницами, ткань постоянно страдала во время ремонтов и покраски, а в 70-е годы было принято решение отдать панно в химчистку, что нанесло непоправимый урон структуре полотна.

Восстанавливали панно в течение трех лет буквально по нитям. Для этого пришлось создать специальные инструменты и кисти, чтобы затем вручную очистить от загрязнений каждый миллиметр ткани. В результате каждая нить художественного полотна была обновлена, а утраченные нити специалисты воссоздали из материалов, идентичным тем, которые использовались в 1895 году.

Из архивных материалов известно, что лепные работы в интерьерах Большого императорского фойе выполнялись скульптурной мастерской М.Д. Кутырина. В сохранившемся договоре подряда имеется подробное описание этих работ:

«…в 2-х люнетах Императорского большого Царского фойе поставить лавровый фестон на поперечных стенах по овалу свода, отделить середину люнетов таким же фестоном и поставить лепные украшения на середину люнетов в виде картуша с инициалом их Императорских величеств, короною и орнаментами».

Хоровой зал тоже воссоздан таким, каким он был в 1856 году.

То, что ты находишься в зрительном зале Большого, становится понятно только тогда, когда поднимаешь голову и видишь знакомые фигуры на потолке. Здесь все в строительных лесах, идет работа над золочением лепнины ярусов, а в центре готовят с сборке красу и гордость - большую хрустальную люстру.

Впервые увидел этих атлантов без покрытия. Они, оказывается, из папье-маше - этого требует акустика зала, который до перестройки в советское время, славился ей на весь мир.

С момента открытия в 1856 году акустика Большого театра была напрямую связана с деревянными конструкциями и отделкой зала панелями из резонансной ели. По замыслу архитектора Альберта Кавоса, возводившего здание театра после пожара 1853 года, зрительный зал был построен по принципу музыкального инструмента: деревянные полы, деревянные панели стен, деревянные перекрытия.

Ради улучшения резонанса архитектор даже внес коррективы в инструкцию, согласно которой должны были проводиться все работы по созданию театров. Вместо того чтобы сделать, согласно этой инструкции, потолок из железа, Кавос выбрал дерево с целью избежать чрезмерного резонанса, свойственного металлу. Оригинальная конструкция плафона-деки выполненная из прямоугольных деревянных щитов, и облицовка деревом каменных стен способствовала значительному улучшению акустики Зрительного зала. Помещение стало напоминать громадный инструмент, выполненный по всем правилам музыкальной науки.

Для того, чтобы проводить в зале Большого большие официальные мероприятия, в 20-е годы он был перестроен для увеличения зрительских мест. Вместе с этим было утрачено большое количество облицовки из резонансной ели, что привело к ухудшению качества звука. Сейчас всё восстанавливается по прежней схеме, разработанной Кавосом.

На лесах, установленных вдоль балконов ярусов идет кропотливая работа по золочению декора из папье-маше. На золотой слой, которым был покрыт декор, за последующие 150 лет было наложено до 5-6 слоев позолоты, выполненных в других техниках. Во многом это было связано с тем, что предшествующие реставрационные работы зачастую проводились с несоблюдением технологического цикла. В некоторых местах золочение даже имитировалось порошком на основе медного сплава, разведенного лаком. Реставрационные работы, проводившиеся в советское время, проводились без расчистки предыдущих слоев позолоты по вновь нанесенным слоям левкаса. Все это испортило авторский слой золочения и привело к искажению рельефа декора.

Во время одной из прогулок по Риму пару лет назад я наблюдал, В Большом все происходит похоже - только мастера кроют декор по методу «золото на полимент» (полимент - это специальный грунт ручной работы из красной мелкодисперсной глины и белка). Такой вид золочения, также называемый «русским», был практически утрачен в советское время. Мастеров, владеющих этой уникальной старинной технологией, пришлось собирать буквально по всей стране.

В позолоту идет очень тонкое и легкое золото. При золочении больших гладких поверхностей золото накладывается из книжечки целыми листами. При золочении рельефной поверхности золото «выдувается» из книжечки на специальную подушку из замши и разрезают специальным золотарным ножом на отдельные части.

При первом прикосновении золото прилипает к пальцам. Поэтому используется специальный инструмент - лампемзель (веерообразная кисть, изготовленная из беличьего хвоста). Перед тем как брать золото на лампемзель два-три раза проводят веером по масляной пластине для того, чтобы на нем появился незначительный жирный налет. После этого веер прикладывают к листу золота и переносят на то место, где должна быть позолота.

От веера золото пристает к полименту, подмоченному водкой. Водка немного растворяет входящий в состав полимента клей, втягивает сусальный лист, а затем испаряется. Лист золота становится одним целым с полиментом, и неровности исправить уже нельзя. Поэтому листы должны ложиться без морщин, один на другой с перехлестом несколько миллиметров. Листки золота тщательно «притыкают» беличьей короткой кисточкой, особенно в местах углублений.

Полировку золота производят спустя 2-3 часа после золочения. Места золочения разглаживают до блеска агатом или сердоликом - хорошо отшлифованным камнем в форме лопаточки от одного до трех сантиметров ширины. Это делается для того, чтобы придать золоту яркий блеск.

Раньше золото полировали медвежьим, кабаньим или волчьим клыков, поэтому классическая форма зубка (инструмент из агата или сердолика в форме крючков) напоминает клык. Агаты вставляются в металлические трубки и насаживаются на черенки примерно в палец толщиной, несколько длинней карандаша. При полировке, плавно надавливая на агатовую лопаточку, выравнивают мелкие дефекты на сусальном золоте.

Вот так выглядит сейчас зрительный зал с верхнего яруса.

Пока меня водили по театру, специалисты готовились испытывать недавно отреставрированную и собранную заново Главную люстру, освещающую зрительный зал.

Диаметр этого трехъярусного сооружения составляет 6,5 метра, а высота – 8,5 метра. Вес стального каркаса с латунными элементами - около 1860 кг. Вместе с хрустальными элементами люстра весит около 2,3 тонн.

Для украшения люстры в 1863 году было изготовлено 15 тысяч хрустальных подвесок, весом более 260 кг. Однако за время эксплуатации значительная часть хрустального убранства была повреждена и утрачена. Когда в 2006 году началась реставрация люстры, из 24 тысяч хрустальных элементов реставраторам пришлось восстанавливать более 13,5 тысяч деталей.

При реставрации каркаса пришлось полностью расчистить сохранившуюся позолоту и нанести её заново.

В XIX веке люстра была газовой - в конструкции до сих пор сохранились трубки и вентили.

Специалисты готовились к динамическим и весовым испытаниям различных элементов люстры.

Украшение фасада театра - квадрига Аполлона - тоже пострадала при взрыве бомбы в 1941 году. При обследовании в 2007 году на поверхностях скульптур были обнаружены многочисленные трещины, вмятины, заплаты из меди. Реставрация скульптурной группы началась осенью 2009 года сразу после установки здания театра на новый фундамент.

В первую очередь были восстановлены конструкции подиума, проведена реконструкция кирпичной кладки в местах опоры балок, выполнены работы по защите поверхностей скульптурных композиций от коррозии. В феврале 2010 года реставраторы приступили к работам по восстановлению скульптурной группы. Через два месяца фигуре античного бога были возвращены утраченные детали (в т.ч. тот самый фиговый листок).

После восстановления скульптуры Аполлона мастера выполнили реставрацию колесницы, фигур коней и опорных узлов крепления скульптур. Обновленная квадрига покрыта несколькими слоями специального защитного состава.

Со знаменитыми колоннами фасада театра дело тоже обстояло весьма печально. Они сделаны из известняка и, чтобы защитить камень от влаги, их ставили на берестяные подкладки. Береста с течением времени истлела и влага из земли стала проникать в камень колонн.

От выступающей на поверхность соли стали появляться большие черные пятна (на старых фотографиях здания театра они хорошо видны). Реставраторам нужно было постараться привести камень в исходное состояние, обессолив его.

Очищать белый камень реставраторы начали еще с конца марта 2010 года. Для понижения солей на поверхность колонн накладывали специальные составы из целлюлозы и глины, оборачивая их на полторы – две недели пленкой - делали такие своеобразные компрессы. Контроль над состоянием известняка будет осуществляться теперь постоянно.

Были заново изготовлены и торшерные фонари, которые тоже сильно пострадали. Исследование, кстати, показало, что большая часть из них являлась неточными копиями оригинальных фонарей Кавоса.

Постараюсь держать вас в курсе происходящего в театре, который должен открыться поздней осенью этого года.

Огромное спасибо инвестиционной группе «Сумма-Капитал» и пресс-службе банка ВТБ за помощь в подготовке репортажа.

Фотографии: © drugoi




Top