Основные отличия духовных ценностей от материальных. Виды ценностей человека

  • Что такое духовные ценности?
  • Существуют ли общечеловеческие духовные ценности?
  • Что такое духовные ценности российского народа?

Духовные ценности: долг, достоинство, честь, справедливость, верность Отечеству, присяге, победы народа. Без этих и многих других, не перечисленных здесь примеров духовных ценностей не может нормально существовать общество XXI века. Вот почему свои духовные ценности каждый народ бережёт как зеницу ока.

Общечеловеческие ценности

А что такое ценности? Это те духовные и материальные явления мира, которые больше всего важны для людей.

В 5 классе вы уже познакомились с семейными цен­ностями. Есть ценности, важные во все времена и для всех народов. Их можно назвать общечеловеческими. Общечеловеческие ценности представляют собой на­бор самых общих требований к поведению человека, принадлежащего к любой культуре. К таким ценностям относятся:

  • истина,
  • свобода,
  • справедливость,
  • красота,
  • добро,
  • любовь,
  • польза,
  • сохранение жизни человека,
  • признание прав и свобод гражданина,
  • решительное осуждение всех форм человеконенавистничества,
  • защита окружающей среды,
  • утверждение ненасилия как основы жизни человеческого общества.

Человек хочет, чтобы его любили, и ощущает внутреннюю потребность любить других. Поэтому осознание того, что есть сострадание, доброта и любовь, чувство долга, свобода и справедливость, в конечном счёте руководит его поступками. Также и с народами. Если народ хочет, чтобы уважали его историю, духовные ценности, нравственное достоинство, он должен сам знать и ценить свою историю, беречь свои духовные ценности.

Ценности создаются самими людьми в ходе истории. Народы отстаивают и борются за них.

Духовные ценности российского народа

Каждый год 9 мая российский народ отмечает День Победы - праздник, который люди заслужили, заплатив за него миллионами жизней своих отцов, матерей и дедов. Они принесли нам свободу, дали возможность гордиться своей Родиной и считаться великой нацией.

Как в вашей семье отмечают День Победы?

Все или подавляющее большинство войн, вооружённых конфликтов, революций в истории человечества происходило во имя духовных ценностей. Социальные революции - ради справедливости и равенства, освободительные войны - ради свободы и т.д. Даже межличностные конфликты вспыхивают из-за того, что кто-то посчитал себя оскорблённым.

Но иногда происходит конфликт ценностей. Одни ценности могут вступать в конфликт с другими, хотя те и другие одинаково признаются в качестве неотъемлемых норм поведения. Например, религиозные и патриотические: верующему человеку, свято соблюдающему норму «не убий», предлагают идти на фронт и убивать врагов.

    Дополнительное чтение
    Жизнь человека - высшая ценность.
    В нашей стране в прессе, на телевидении и в Интернете активно обсуждался вопрос о смертной казни.
    Можно ли лишать человека самой главной ценности - жизни, если он отнял жизнь у другого человека? Вопрос глубоко нравственный, духовный. Так вот оказалось, более 80% россиян, согласно социологическим исследованиям, выступали за сохранение смертной казни. Православная церковь высказалась против её применения, считая, что если Бог дал человеку жизнь, то лишь он и вправе её забрать. Мнения политиков разделились: одни высказывались против применения в нашей стране высшей меры наказания, а другие поддерживали её как средство сохранения порядка в обществе и борьбы с преступностью.
    В настоящее время в России официально сметная казнь не отменена (этот вид наказания есть в Уголовном кодексе РФ), но приговоры по смертной казни в действие не приводятся. Смертная казнь заменяется длительным, вплоть до пожизненного, лишением свободы.

Чьё мнение по проблеме смертной казни вы разделяете? Аргументируйте свой ответ.

Российская Федерация - многонациональная страна, в которой проживают представители более 180 народов, исповедующих разные религии и говорящих более чем на 230 языках и диалектах. Именно многообразие языков и культур является духовным богатством России. У каждого из народов, населяющих Россию, неповторимые уникальные обычаи, традиции и ценности, уходящие корнями в глубь веков.

Религиозные ценности выражают духовно-нравственные ценности народа, закладывают основы общественной морали.

Религия учит добродетельному образу жизни, человечности, братству, духовности, жизни в соответствии с требованиями совести и нравственных законов. Особое место в духовно-нравственном развитии страны принадлежит православию как наиболее распространённой в нашей стране религии.

Следует помнить, что все религии едины в главном: из века в век они учат людей честности, порядочности, уважению к окружающим, взаимопониманию и трудолюбию.

Самое большое влияние на человека оказывает семья.

    Умная мысль
    «Любовь к родителям - основа всех добродетелей». Цицерон, древнеримский оратор

Духовные ценности российского народа - семья, честный труд, взаимопомощь, религиозная вера, национальные традиции, любовь к Родине, к своей истории, к своему народу, патриотизм, готовность бороться со злом, приходя на помощь слабым и обездоленным. Это вечные ценности российского общества, которые вели на труд и на подвиг лучших сынов России - Александра Невского, Дмитрия Донского, Сергия Радонежского, Петра Великого, Михаила Ломоносова, Александра Суворова, Дмитрия Менделеева, Георгия Жукова, Юрия Гагарина и многих-многих других.

    Подведём итоги
    У каждого народа есть духовные ценности - нравственная основа общественной жизни, залог его исторических успехов и экономических достижений. Есть они и у российского народа. В них входят две категории ценностей - общечеловеческие, те, что приняты мировым сообществом, и исторически унаследованные, отражающие национальный характер народа.

    Основные термины и понятия
    Духовные ценности.

Проверьте свои знания

  1. Объясните значение понятия «духовные ценности».
  2. Что такое «общечеловеческие духовные ценности»? Приведите примеры.
  3. Перечислите духовные ценности российского народа.
  4. Какую роль в формировании духовных ценностей народа играет религия?
  5. Можете ли вы себя назвать приверженцем духовных ценностей российского народа? Свой ответ обоснуйте.
  6. Согласны ли вы с мнением, что семья - одна из главных ценностей общества? Свой ответ обоснуйте.
  7. Как связаны между собой два общественных явления - День Победы и историческая память народа?

Практикум

  1. Понаблюдайте за окружающей вас жизнью. В каких поступках людей проявляются духовные ценности российского народа?
  2. О каких духовных ценностях говорят следующие народные пословицы?
    «Отца с матерью почитать - горя не знать», «Дерево держится корнями, а человек семьёй», «Нет друга, так ищи, а нашёл, так береги», «Сам погибай, а товарища выручай», «Учись доброму, так худое на ум не пойдёт». Продолжите перечень пословиц о духовных ценностях.

Как ни странно, стало довольно модно рассуждать о том, какие ценности для человека важнее. Между двумя «огнями» настолько тонкая грань, что порой сложно поставить то или иное на первое место. Чтобы расставить приоритеты, придется понять и изучить углубленно, какие есть основные отличия духовных ценностей от материальных. Часто люди путаются, характеризуя свои поступки совершенными во благо, а на самом деле ими движет материальная сторона.

Что такое материальные и духовные ценности для человека

Без материальных и духовных ценностей нельзя представить ни одну человеческую жизнь. Как бы кто ни гнался за деньгами и дорогими вещами, ему всегда будет необходимо понимание, забота, собственная значимость в отношениях, психическое спокойствие, любовь. А при потере материальной значимости, существование становится невыносимым, духовная сторона перестает приносить счастье.

Материальные ценности – это все то, что можно купить, создать, построить. Другими словами, что есть возможность увидеть, потрогать, использовать. Покупаются – одежда, автомобили, лекарства. Создаются – компании, заводы, промышленность. Строятся – дома, магазины, школы. Все что находится в офисе или квартире, также относится к материальным ценностям.

Духовные ценности – это то, что невозможно увидеть, ощутить тактильно, продать и купить. Эти ценности находятся внутри каждого человека. Для кого-то имеют большее, а для кого-то наименьшее значение. К ним относятся: свобода, радость, справедливость, достоинство, творчество, гармония, уважение. Список может продолжаться до бесконечности, каждый определяет для себя то, что наиболее значимо.

Для более ясного понимания, следует изучить примеры материальных ценностей.

  1. Ни один человек не выживет без еды, воды, комфортных условий проживания. Чтобы это себе обеспечить, придется заработать и потратить деньги.
  2. Книги, картины, скульптуры больше относятся к духовным ценностям, но для того, чтобы ими обладать, нужно заплатить.
  3. Одежда, лекарства, автомобиль также неотъемлемые части материального мира. Без них человек не чувствует себя счастливым, становится обреченным (в случае болезни), отчужденным (одеваясь в обноски, имея непригодный транспорт).

Примеры духовных ценностей

  1. Насколько бы сильным ни было удовлетворение от материальной жизни, душа будет тянуться к взаимопониманию, поискам истинного счастья, любви.
  2. Без любви, даже крепкая, стальная по характеру натура, со временем зачахнет и потеряет смысл жизни. Продолжение рода, воспитание детей, становятся одними из важнейших духовных ценностей.
  3. Творческая натура, не имея возможности заниматься любимым делом, теряет свое предназначение, занимаясь нелюбимой работой только для удовлетворения первичных потребностей.

Как понять, что для конкретного человека важнее? Это станет понятно, узнав какие цели он перед собой ставит. Но есть и загвоздка в том, что достижение одной ценности, всегда ведет к восполнению другой.

К примеру, человек ставит своей целью создание солидного счета в банке, построение крупного бизнеса, завоевание известности. Он идет к своим мечтам, не щадя и закрывая глаза на чувства других людей. В приоритете лишь материальный достаток. Придя к своей цели, ощущается нехватка чего-то еще очень важного. Конечно же, духовной составляющей. Во время гонок, он не задумывался о создании семьи, забыл о родителях. А внезапно потеряв все состояние, остается и вовсе ни с чем. Без друзей, без денег, без счастья.

Почему же один человек ценит только деньги, а другой довольствуется малым. Корень всех проблем или удач – воспитание. От того насколько воспитаны родители, зависит способность ребенка находить баланс, между материальным и духовным. Покупая по каждому капризу все, что пожелает ребенок, он становится уверенным, что в жизни все достается просто так. Становясь взрослым, ему потребуется работа, на которой он будет ждать, что кто-то потрудится вместо него.

Поэтому делать подарки нужно не для прекращения капризов, а дать ребенку возможность получить их, к примеру, за хорошее поведение или оценку. Карманные деньги также должны доставаться за определенные действия. И когда возникнет желание их потратить, ребенок вспомнит, каким трудом он их заработал, и какую работу придется проделать, чтобы снова их получить.

Что ответить, если вдруг попросят сформулировать основные отличия духовных ценностей от материальных?

Для каждого человека одно важнее другого. Это связано с тем, чего ему не хватает в конкретный период жизни. Если у него все в порядке в семье и отношениях, но плохо с деньгами, акцент будет на последнее. Стремление к душевному равновесию, добрым поступкам, уважению окружающих, говорит о полноценности духовного состояния. Такие люди не гонятся за славой и большими деньгами, они счастливы здесь и сейчас. Конечно же, и здесь огромную роль играет воспитание.

Как правило, человек становится счастливым, научившись поддерживать баланс между материальностью и духовностью. На это могут уйти многие годы, а то и целая жизнь. Мир же диктует свои правила – обгоняй других, иди по головам, становись самым популярным. Человек загорается, видя чужие успехи. Пробивает себе путь, забывая о морали и нравственности. Важно понять, что действительно необходимо, а без чего можно обойтись, оставаясь при этом жизнерадостным и честолюбивым. А ведь правильно говорят, какого отношения хочешь к себе, так и поступай с другими.

Собственная реализация, уважение к людям, соблюдение общественной морали есть совокупность материальных и духовных ценностей. Главное, чтобы осознание своих наиболее значимых желаний, пришло как можно скорее. Не потеряв самого быстротечного – времени.

Основные отличия духовных ценностей от материальных was last modified: Декабрь 17th, 2015 by Елена Погодаева

Многообразие потребностей и интересов личности и общества выражается в сложной системе и различных видах ценностей, которые классифицируются по разным основаниям.

  • материальные (экономические),
  • политические,
  • социальные,
  • духовные.

Каждая из подсистем распадается на элементы, предполагающие собственную классификацию. Так, материальные ценности включают производственно-потребительские (утилитарные), ценности, связанные с отношениями собственности, быта и т. п. Духовные ценности включают нравственные, познавательные, эстетические, религиозные и т. п. идеи, представления, знания.

Ценности имеют конкретно-исторический характер, они соответствуют тому или иному этапу развития общества либо представляют ценности различных демографических групп (молодежь, старшее поколение), а также профессиональных, классовых, религиозных, политических и иных объединений. Неоднородность социальной структуры общества порождает неоднородность и даже противоречивость ценностей и ценностных ориентации. В этом смысле ценности суть предметная форма существования социальных отношений.

По форме бытия различаются предметные и идеальные (духовные) виды ценностей.

Предметные ценности

Предметные ценности - это естественные блага, потребительная стоимость продуктов труда, социальные блага, содержащиеся в общественных явлениях, исторические события, культурное наследие, моральное добро, эстетические явления, отвечающие критериям красоты, предметы религиозного культа или воплощенные в знаковой форме религиозные идеи и т. п.

Предметные ценности существуют не в сознании, а в мире конкретных вещей, явлений, функционирующих в жизнедеятельности людей. Главная сфера предметных ценностей - продукты целесообразной деятельности человека, воплощающей представления личности и общества о совершенстве. При этом в качестве предметно воплощенной ценности может выступать как результат деятельности, так и сама деятельность.

Духовные ценности

К духовным ценностям относятся общественные идеалы, установки и оценки, нормативы и запреты, цели и проекты, эталоны и стандарты, принципы действия, выраженные в форме нормативных представлений о благе, добре и зле, прекрасном и безобразном, справедливом и несправедливом, правомерном и про-тивоправомерном, о смысле истории и предназначении человека и т. д. Если предметные ценности выступают как объекты потребностей и интересов человека, то ценности сознания выполняют двоякую функцию: они суть самостоятельная сфера ценностей и основание, критерий оценки предметных ценностей.

Идеальная форма бытия ценностей реализуется либо в виде осознаваемых представлений о совершенстве, о должном и необходимом, либо в виде неосознаваемых влечений, предпочтений, желаний, стремлений. Представления о совершенстве могут реализоваться либо в конкретно-чувственной, наглядной форме некоего эталона, стандарта, идеала (например, в эстетической деятельности), либо воплощаться средствами языка.

Духовные ценности неоднородны по содержанию, функциям и характеру требований к их реализации. Существует целый класс предписаний, жестко программирующих цели и способы деятельности. Это стандарты, правила, каноны, эталоны. Более гибкие, представляющие достаточную свободу в реализации ценности - нормы, вкусы, идеалы, служащие в качестве алгоритма культуры. Норма есть представление об оптимальности и целесообразности деятельности, продиктованное единообразными и стабильными условиями. Нормы включают в себя:

  • форму единообразия поступков (инвариант);
  • запрет на другие варианты поведения;
  • оптимальный вариант поступка в данных общественных условиях (образец);
  • оценку поведения отдельных лиц (иногда в форме некоторых санкций), предостерегающую от возможных отклонений от нормы.

Нормативное регулирование пронизывает всю систему деятельности и отношений человека. Условием реализации социальных норм является система их подкрепления, которая предполагает общественное одобрение или осуждение поступка, те или иные санкции к лицу, долженствующему выполнять норму в своей деятельности. Таким образом, наряду с осознанием потребностей (которое, как мы уже отмечали, может быть адекватным или неадекватным) существует осознание их связи с социальными нормами. Хотя нормы и возникают как средство закрепления апробированных общественной практикой, выверенных жизнью способов деятельности, они могут отставать от нее, быть носителями запретов и предписаний, которые уже устарели и препятствуют свободной самореализации личности, тормозят общественный прогресс.

Например, традиционное для России общинное землепользование, бывшее на ранних этапах истории нашей страны экономически и социально оправданным, потеряло свою экономическую целесообразность и является препятствием для развития аграрных отношений на современном этапе. Тем не менее оно сохраняется в сознании определенной части нашего общества (например, казачества) как некоторая незыблемая ценность.

Идеал - представление о высшей норме совершенства, духовное выражение потребности человека в упорядочении, совершенствовании, гармонизации отношений человека и природы, человека и человека, личности и общества. Идеал выполняет регулятивную функцию, он служит вектором, ПОЗВОЛЯЮЩИМ определить стратегические цели, реализации которых человек готов посвятить свою жизнь. Возможно ли достижение идеала в действительности? Многие мыслители отвечали на этот вопрос отрицательно: идеал как образ совершенства и завершенности не имеет аналога в эмпирически наблюдаемой действительности, он предстает в сознании как символ трансцендентального, потустороннего. Тем не менее идеал является концентрированным выражением духовных ценностей.

Личностные и групповые ценности

По субъекту - носителю ценностного отношения различаются ценности надындивидуальные (групповые, национальные, классовые, общечеловеческие) и субъективно-личностные. Личностные ценности формируются в процессе воспитания и образования, накопления жизненного опыта индивида. Надындивидуальные ценности - результат развития общества и культуры. Личностные и общественные (надындивидуальные) ценности неразрывно связаны между собой. Для философии существенное значение имеет вопрос: каково отношение между ними, что первично - индивидуальные или общественные ценности, формируются ли индивидуальные ценности под влиянием общественных или, напротив, общественные ценности возникают в результате согласования потребностей и интересов индивидов?

В истории философии этот вопрос решался неоднозначно. Так, релятивистская аксиология выводит ценности и соответствующие им оценки из интереса или ситуации, обусловленных индивидуальным бытием человека. В противоположность релятивизму натуралистическое направление представляет ценности не зависящими от сознания субъекта и его оценочных суждений как нечто первичное по отношению к оценивающему.

Фрейд и экзистенциалисты признают влияние надындивидуальных ценностей, но оценивают его негативно, полагая, что давление социальных ценностей приводит к конфликту с индивидуальными и подавляет их. По мнению Фрейда, социальный контроль приводит к дезадаптации личности, порождая всевозможные формы неврозов. Фрейд усматривал наличие конфликта между областью психики индивида, в которой сосредоточены его бессознательные желания, и культурой, вытесняющей из его сознания идеи, идущие вразрез с требованиями общества. Антагонизм природного начала и ценностей культуры приводит к уменьшению человеческого счастья, усилению чувства вины перед обществом, связанной с неспособностью индивида ограничить свои природные желания.

Экзистенциализм также подчеркивает, что социальные требования противостоят индивидуальной мотивации, подавляют личностные проявления. Тирания общественных ценностей таит угрозу дезинтеграции и деиндивидуализации личности. Конформистское сознание, формирующееся в результате бездумного принятия господствующих ценностей, заведенного порядка вещей препятствует расширению границ индивидуального «я», а ориентация личности на внешние по отношению к ней социальные ценности уводит ее от подлинного существования к безликому стандарту.

С названными философскими установками связана и критика науки, направленная на то, чтобы поколебать сциентистские установки и технократические иллюзии, формируемые обществом. Экзистенциализм обрушивается также и на официальное право, мораль. Бездумной жажде власти он противопоставляет идеи неотчуждаемости свободы одного индивида наряду с собственной свободой другого, чтобы акт его выбора был выбором для всех. Но этот выбор ценностей индивид обязан осуществлять вопреки и в противовес тому выбору и тем ценностям, которые навязывает ему общество.

С названной трактовкой соотношения индивидуальных и надындивидуальных ценностей полностью согласиться нельзя. Общественные ценности предзаданы сознанию индивида, формируются и существует до его рождения и продолжают существовать после его смерти. В этом смысле они воспринимаются и существуют для индивида как некая объективная реальность, осознаются им как таковая. Но социальные ценности не являются ни более совершенными, ни тем более абсолютными. Они порождены определенными условиями жизни общества, являются субъективным выражением этих условий. Поэтому и влияние надындивидуальных ценностей на индивидуальные может быть как позитивным, так и негативным. Но личность является сознательным и активно действующим субъектом, свободно определяющим свои ближайшие и отдаленные цели и приоритеты, осознающим свои потребности и оценивающим жизнь сообразно своему опыту.

В этой связи существенное значение имеет и ответ на вопрос, какое место занимают надындивидуальные и личностные ценности в структуре личности, каково их соотношение. Ответ на этот вопрос важен потому, что ценности являются основой, которая образует ядро личности, обеспечивающее ее целостность и определенность. Очевидно, что надындивидуальные ценности первичны в формировании личности, они позволяют ей адаптироваться к социальным условиям, занять в обществе определенное место, получить удовлетворительный личный статус. Веками передающиеся из поколения в поколение социальные ценности усваиваются личностью в процессе ее социализации.

Психология отвечает и на вопрос о том, каковы механизмы превращения социальных ценностей во внутренние устойчивые элементы психической жизни индивида. Таким механизмом является формирование внутренних структур человеческой психики путем усвоения внешних структур социальной деятельности. То, что в определенный исторический период является формой массового поведения людей, в дальнейшем трансформируется во внутренние механизмы сознания. Таковы, например, ритуалы, театр, церковь, коллективные действа типа игры, а в современных условиях школа, телевидение, средства массовой информации, в рамках которых формируется определенный строй психики.

Но в формировании индивидуальных ценностей участвуют не только разнообразные формы деятельности (труд, познание, общение, игра). В качестве такого инструмента выступают социальные структуры в целом. Рынок и быт, реклама и мода, политика и право, образование и воспитание, средства массовой информации и искусство, господствующие культурные нормы и авторитет некоторых лиц, официально признанных общественно-политическими институтами в качестве эталонов, социально-психологические стереотипы, шаблоны, специфическая ритуальная практика, мораль и табу - все это слагаемые духовной жизни общества, формирующие ценностные ориентации личности.

Формирование личности происходит в рамках социальных групп, общностей, объединений с их специфическим набором ценностей. Принадлежность личности к названным группам выражается в том, что она разделяет их идеалы и ценности, а противоречия между этими группами могут привести к возникновению внутриличностного ценностного конфликта, к самостоятельному поиску приоритетных ценностей. Таким образом, возникновение индивидуализированных, отличительных и неповторимых особенностей личности, ее особый жизненный опыт неизбежно сопряжены с формированием особых индивидуализированных ценностей, которые не противостоят социальным, а дополняют их.

Как регуляторы поведения личности ценности оказывают влияние на ее поведение независимо от того, осознаются те или иные явления как ценности или не осознаются. Сознательные представления о системе ценностей, совокупность ценностных установок составляет ценностные ориентации личности. Они формируются в процессе усвоения социальных норм и требований времени и тех социальных групп, куда личность оказывается включенной.

Ценностные ориентации подкрепляются и корректируются жизненным опытом индивида и всей совокупностью его переживаний. Они позволяют индивиду отчленить значимое от незначительного, обусловливают стабильность и устойчивость мотивации и преемственность его поведения и сознания. Тем не менее и неосознаваемые влечения, желания, стремления дают о себе знать, особенно тогда, когда они вступают в противоречие с сознательными ценностными ориентациями личности, что приводит к противоречиям между сознательно декларируемыми и фактически разделяемыми ценностями. Причиной названных противоречий может быть то, что человек не отдает себе отчета о реальных ценностях, предпочитая актуальные; противоречие между самооценкой и фактическим личным статусом, а также осознание противоречий между собственными индивидуализированными ценностями и ценностями, разделяемыми социально престижными группами.

Иерархия ценностей

Поэтому выбор индивидуальных ценностей, ответ на вопрос о смысле своей жизни оборачивается подчас для личности мучительными поисками выбора приоритетов. Русский религиозный мыслитель С. Трубецкой (1862-1905) в статье «Смысл жизни» писал, что искание смысла оборачивается жестокими страданиями от окружающей нас бессмыслицы. Бессмысленность нашей жизни осознается особенно остро, когда жизнь представляется в виде замкнутого в себе порочного крута, или в связи с недостигнутой целью, или при ограничении смысла своей жизни сохранением ее любой ценой, когда человек отдает свой дух в рабство биологическим потребностям. Трубецкой видит выход из ценностного вакуума в сознании: осознавая бессмыслицу жизни, личность вырывается из нее. Мыслящее существо подвержено сомнению, которое является внутренним двигателем, подталкивающим нас к интуиции безусловного смысла.

Смысл заложен в самых глубинных основаниях жизни. Жизнь - это бесценный дар, и она сама по себе является носительницей глубинного смысла. Российский философ в изгнании СЛ. Франк (1877-1950) указывал, что смысл жизни определен ее Творцом, Богом. Однако это не значит, что жизнь каждого человека станет осмысленной без его участия. Человек сам является творцом собственной жизни, осознает ее смысл и созидает ее в соответствии с собственными ценностными приоритетами. Сознательно или бессознательно он осуществляет собственный выбор. С самого раннего детства он задумывается над вопросом: кем я буду? Пятилетний мальчик, просмотрев фильм о знаменитом конструкторе Королеве, сказал: «Папа, я решил, кем я буду. Я буду конструктором. А то умрешь, и ничего после тебя не останется...» Но задача профессионального самоопределения не так проста, как она представляется ребенку. Она предполагает ответ на вопросы: какие у меня способности, что я могу делать, каким я должен и хочу быть? А единственно возможный ответ - быть самим собой.

Смысл жизни каждого человека - реализация своей самобытности, воплощение лучшего, что в нем есть. И путь к пониманию смысла своей жизни - пристальное внимание к движениям своей души, успехам и просчетам, способностям и предпочтениям. Привычка к углубленному самоанализу позволяет человеку открыть в себе истоки собственной оригинальности и самобытности, а оставаться самим собой - важное условие осмысленности жизни.

Однако суета обыденности, приниженность утилитарных ценностей распыляют человека, делают его частичным и односторонним. Вырваться из бессмысленного, животного, автоматического состояния, реализовать высшие ценности - вот главная задача человека. Осознавая свою самобытность, человек осознает также и свою общечеловеческую сущность, связь и тождество с другими, общечеловеческое начало. Быть самим собой - значит прежде всего быть человеком. Универсальность смысла жизни человека состоит в воплощении высшей человечности своего бытия: любви, красоты, сострадания, добра, мудрости. Только в сообществе с другими людьми, заботе о ближнем и ответственности за него человек обретает смысл своего существования. Когда человек думает не о себе, заботится не о своих интересах, а находит корни своего существования в другом, в том, кому он нужен, его жизнь получает смысл и оправдание. Никому ненужный человек несчастен. Тот, кто ограничивается кругом эгоистических устремлений, замкнут на собственных интересах, как правило, терпит крушение.

Смысл жизни человека неизбежно пересекается со смыслом человеческой истории. Не случайно Н. А.Бердяев определял смысл мировой истории как соединение судьбы личности и судьбы Вселенной. А немецкий философ Карл Ясперс (1883- 1969) усматривал смысл истории в единстве человеческого рода. Человечество призвано сохранить и умножить веками сложившиеся традиции созидания общечеловеческих ценностей. Единство человечества во времени и пространстве обеспечит гуманизацию человека, обретение им высших ценностей.

Понятие ценностных приоритетов, в том числе и безусловного смысла, о котором пишет Трубецкой, подводит нас к проблеме иерархии ценностей. Поскольку ценности определяются потребностями, интересами личности и общества, постольку они имеют сложную структуру, особую иерархию, в основании которой находятся фундаментальные, необходимые для жизни человека как живого существа блага (природные богатства, материальные условия жизни - жилище, питание, здравоохранение и т. п.) и высшие ценности, зависящие от социальной сущности человека, его духовной природы.

Первая группа ценностей относится к утилитарным, вторая - к духовным. Первая группа ценностей определяется внешней, внеположной человеку целью, вторая имеет внутреннее основание. Практическая, утилитарная ценность есть ценность средства, ибо полезность вещи определяется той задачей, которой она призвана служить. Выполнив свою задачу, эта вещь в качестве ценности умирает. В отличие от утилитарной ценности, духовная имеет самодостаточный характер и не нуждается во вне ее лежащих мотивах. Если утилитарные прагматические ценности определяют цели деятельности, то духовные - смысл человеческой деятельности.

Соответственно этому и духовный мир личности имеет свою иерархию. Мыслить обыденно эмпирически, узко утилитарно, сугубо функционально или соотносить свои действия с нравственными критериями - вот водораздел между сознательностью и духовностью, знанием и ценностью.

В публицистической литературе последних лет возрождение духовности связывается в основном с возрождением религиозности (восстановлением храмов, православных и иных религиозных святынь, приобщением к религиозному культу и т. п.). С точки зрения религиозной идеологии культурная самобытность и религиозный фактор неразделимы. Служители церкви и теологии утверждают, что церковь сегодня - не средневековый институт, что она вписывается в современное общество и является его органическим элементом, что предназначение церкви и религии - быть проводником духовности, поддерживать и укреплять самобытную духовность россиян. Однако духовность не является монополией религиозности, которая есть лишь одно из проявлений духовности. Она связана с гуманистическими ценностями, с идеями приоритета общечеловеческих ценностей, центр которых - человек, его жизнь и счастье. О значимости духовных ценностей нам напоминает Г. Гессе: «Теперь уже все знают, во всяком случае догадываются: если мысль утратила свою чистоту и остроту, если духу не воздается должное, то вскоре и автомобиль не тронется с места, и корабль собьется с курса, лишатся своего авторитета как счетная линейка инженера, так и банки или биржи, наступит хаос». Слова для России почти пророческие... Духовное составляет сферу высших ценностей, связанных со смыслом жизни и предназначением человека.

Человеческая духовность включает в себя три основных начала: познавательное, нравственное и эстетическое. Им соответствуют три типа духовных творцов: мудрец (знающий, познающий), праведник (святой) и художник. Сердцевиной этих начал является нравственность. Если знание дает нам истину и указывает путь, то нравственное начало предполагает способность и потребность человека выйти за пределы своего эгоистического «я» и деятельно утверждать добро.

Особенностью духовных ценностей является то, что они обладают неутилитарным и не инструментальным характером: они не служат ни для чего иного, напротив, все иное подчинено, приобретает смысл лишь в контексте с высшими ценностями, в связи с утверждением их. Особенностью высших ценностей выступает также и то, что они составляют стержень культуры определенного народа, фундаментальные отношения и потребности людей: общечеловеческие (мир, жизнь человечества), ценности общения (дружба, любовь, доверие, семья), социальные ценности (представления о социальной справедливости, свободе, правах человека и т. п.), ценности стиля жизни, самоутверждения личности. Высшие ценности реализуются в бесконечном множестве ситуаций выбора.

Таким образом, понятие ценностей неразрывно с духовным миром личности. Если разум, рациональность, знания составляют важнейшие компоненты сознания, без которых целесообразная деятельность человека невозможна, то духовность, формируясь на этой основе, относится к тем ценностям, которые связаны со смыслом жизни человека, так или иначе решающего вопрос о выборе своего жизненного пути, целей и смысла своей деятельности и средств их достижения

Духовные ценности - это своеобразный духовный капитал человечества, накопленный за тысячелетия, который не только не обесценивается, но и, как правило, возрастает. Выступая в качестве критериев духовного развития человека, духовные ценности выражают смысл его существования и жизнедеятельности.

Понятие «духовные ценности» охватывает общественные идеалы, установки и оценки, а также нормативы и запреты, цели и проекты, эталоны и стандарты, принципы действия, выраженные в форме нормативных представлений о благе, добре и зле, прекрасном и безобразном, справедливом и несправедливом, правомерном и противоправном, о смысле истории и предназначении человека. Как видно, они неоднородны по содержанию, а также по функциям и характеру требований к их реализации. Стандарты, правила, каноны, эталоны входят в класс предписаний, жёстко программирующих цели и способы деятельности. Нормы, вкусы и идеалы, служащие алгоритмом культуры - более гибкие, представляющие достаточную свободу в реализации ценностей. Духовные ценности мотивируют поведение людей и обеспечивают стабильное отношение между людьми в обществе.

Классификация духовных ценностей

1. Ценности здоровья - показывают, какое место в ценностной иерархии занимает здоровье и все связанное с ним, какие запреты являются более или менее сильными в отношении здоровья.

2. Личная жизнь - описывают совокупность ценностей, отвечающих за сексуальность, любовь и другие проявления межполового взаимодействия.

3. Семья - показывают отношение к семье, родителям и детям.

4. Профессиональная деятельность - описывают отношения и требования к работе и финансам для данного конкретного индивидуума.

5. Интеллектуальная сфера - показывают, какое место занимает в жизни человека мышление и интеллектуальное развитие.

6. Смерть и духовное развитие - ценности, отвечающие за отношение к смерти, духовному развитию, религии и церкви.

7. Социум - ценности, отвечающие за отношение человека к государству, обществу, политической системе и т.п.

8. Увлечения - ценности, описывающие, какими должны быть увлечения, хобби и проведение свободного времени индивидуумом.

Макс Шелер Главные области его исследования - описательная психология, в частности психология чувства, и социология знания, в которой он различал ряд типов религиозного, метафизического, научного мышления (в зависимости от их установки по отношению и Богу, миру, ценностям, действительности) и пытался поставить их в связь с определенными формами общественной, практически-государственной и экономической жизни. Созерцающему и познающему человеку, согласно Шелеру, противостоят объективные, не созданные человеком предметные миры, каждый из которых обладает своей доступной созерцанию сущностью и своими законами (сущностными законами); последние стоят выше эмпирических законов существования и проявления соответствующих предметных миров, в которых эти сущности благодаря восприятию становятся данными. В этом смысле Шелер считает философию высшей, наиболее широкой по объему наукой о сущности. В конце своей духовной эволюции Шелер покинул почву католической религии откровения и развивал пантеистически-персоналистскую метафизику, в рамки которой хотел включить все науки, в том числе антропологию. Все же от своей феноменологически-онтологической точки зрения он полностью так и не отошел, но в центр его философии выдвинулись теперь проблемы философской антропологии, основателем которой он явился, и проблема теогонии.


Теория ценности Шелера

В центре мысли Шелера находится его теория ценности. Согласно Шелеру, ценность бытия объекта предшествовала восприятию. Аксиологическая действительность ценностей предшествовала знанию. Ценности и соответствующие им неценности (disvalues) существуют в объективно упорядоченных рангах:

ценности святого против неценностей порочного;

ценности разума (истина, красота, правосудие) против неценностей лжи, безобразия, неправосудия;

ценности жизни и чести против неценностей бесчестия;

ценности удовольствия против неценностей неудовольствия;

ценности полезности против неценностей бесполезного.

Здесь мы поговорим про духовные ценности в жизни человека, что это такое и почему они так важны.

Каждый человек вырастает со своим набором ценностей. Самое интересное то, что они не всегда служат человеку, а могут наоборот, даже причинить ему вред.

Ценности передают нам с самого рождения наши родители, учителя, воспитатели, друзья.

Мы не всегда можем сразу понять какие из ценностей нам вредят, а какие приносят пользу. Давай подробнее в этом разберёмся!

Что такое ценности

Ценности – это внутренние принципы, убеждения, в которые человек верит и держится за них, он считает свои ценности важными и если это бывает нужно, готов отстаивать их.

Ценности могут нести как положительный, так и отрицательный характер.

Естественно, отрицательные ценности несут вред человеку. Можно привести пример много ценностей. Например, сигареты, и даже наркотические вещества могут стать ценностями для человека, который будет даже в них искать плюсы и защищать их.

Те, кто употребляют алкоголь считают, что он полезен для организма, стерилизует его от инфекций различного рода и что выпивать алкоголь время от времени необходимо. Водка стерилизует, вино расширяет сосуды, алкоголь помогает расслабиться и уйти от проблем. Хотя это конечно ерунда, алкоголь яд для организма.

Сигареты – это лучшее средство для успокоения и от нервов, стресса, зато какой ценой.

Важно видеть вещи в настоящем свете, а не в иллюзорном. В этой статье я предлагаю обсудить именно духовные ценности, не религиозные.

Духовные ценности

Духовные ценности подразумевают наличие в них Духа. Развитие и усиление своего внутреннего Духа, духовного тела.

Осознание того, что эти ценности ты открываешь внутри себя, прежде всего для себя и своего блага, а не для глаз окружающих. Ты выбираешь быть таким именно для себя.

Можно привести в пример такие духовные ценности:

  • честность;
  • осознанность;
  • ответственность;
  • любовь в первую очередь к себе, а затем к окружающим;
  • вера в себя;
  • сочувствие;
  • искренность;
  • любовь к своим родителям;
  • уважение к любой форме жизни;
  • миролюбивость;
  • устойчивость к стрессам;
  • принятие;
  • верность (имеется ввиду своей жене);
  • любовь к семье.

Так можно перечислять долго. Главное, чтобы каждая ценность делала тебя сильнее. Практикуя эти ценности внутри себя, придерживаясь их просто потому, что ты так выбираешь, ты становишься духовно сильным или духовитым человеком. Это неизвестно почему так. Просто это есть.

Естественно, чтобы быть честным с окружающими людьми, нужно сначала быть честным с самим собой, чтобы быть искренним с другими, нужно научиться не врать самому себе. Чтобы любить людей, нужно сначала полюбить себя.

Всё начинается с тебя, с твоего отношения к самому себе. Если ты себя ненавидишь и не принимаешь, ты себе не нравишься, то не думай, что отношение окружающих к тебе будет другое или вдруг ты загоришься горячей любовью к окружающим. Это иллюзия.

Все эти ценности, если ты их практикуешь, делают тебя сильней.

Нынешнее общество

Сейчас в обществе врать – это нормально, беспорядочные половые связи –это тоже нормально, быть не искренним и двуличным, ненавидеть себя и окружающих, носить маски, не уважать родителей, курить и пить всё это нормально, но не естественно.

Это не взращивает человеческий дух, это его разрушает. Человек чувствует себя внутренне ущербным, не способным что-либо изменить в своей жизни.

Гнаться за внешними идеалами или ставить на первое место деньги и славу, это тоже ненормально.

Быть состоятельным и при деньгах, жить в роскоши – это хорошее желание, но когда для тебя важно только это, когда ты стремишься к этому, чтобы доказать всем какой ты, что быть в глазах окружающих выше – это уже ненормально.

Внутреннее всегда творит внешнее. Внешний мир лишь отражение внутреннего. Какой смысл гнаться за отражением, когда легче всего влиять на него работая с внутренним миром. Именно для этого и нужны внутренние духовные ценности, чтобы чувствовать внутренний стержень, чтобы иметь способность создавать свою жизнь такой, какой ты её выбираешь.

Я не призываю тебя поверить в это, ты можешь просто проверить. Практикуй и всё узнаешь, только это должно быть не воспитание родителей, использовать и руководствоваться духовными ценностями – это осознанный выбор каждого, а не вбитые в программы от родителей и окружающих.

Благодарю за внимание!!!

До следующих встреч!

Да, можешь также, и оставить положительный комментарий под этой статьёй.

Всегда ваш: Заур Мамедов




Top