Основные проблемы литературы 2 половины 19 века. Художественная литература во второй половине XIX века


Дружинкина Н. Г.

Литература в России во второй половине XIX века.

Введение.
«Вторая половина XIX в. – время большого подъема русской культуры. Он тесно связан со сдвигами в экономической и политической жизни страны. Крушение крепостного права и проведение крестьянской реформы 1861г. свидетельствовали о том, что Россия сделала шаг по пути превращения из феодально-крепостнической монархии в монархию буржуазную…. Изменяется общий экономический облик страны….Сложные процессы, происходившие в социально-экономическом развитии России второй половины XIX в., обусловили особенности общественно-политической жизни пореформенного периода…(1;325-326). Во второй половине XIX в. разночинцы вытесняют передовых дворян в революционном движении. На пореформенные годы приходится разночинский период русского революционного движения, на смену которому в середине 90-х годов пришло массовое рабочее движение, возглавленное социал-демократией.

Во второй половине XIX в. решительно увеличивается удельный вес писателей, ученых, художников, музыкантов – выходцев из разночинской интеллигенции…». (1;328). Примером может служить деятельность Н.Г.Чернышевского (1828-1889) и Н.А.Добролюбова (1836-1861), чей вклад «в развитие литературы и искусства огромен. Н.Г.Чернышевский (в диссертации «Эстетические отношения искусства к действительности», в «Очерках гоголевского периода русской литературы», в других работах) тесно связывал проблемы эстетики с задачами преобразования действительности…. Чернышевский выдвинул в своей диссертации тезис: «Прекрасное есть жизнь»; «прекрасно то существо, в котором мы видим жизнь такою, какова должна быть она по нашим понятиям». Значение искусства Чернышевский видел в воспроизведении «интересных для человека явлений действительной жизни». Кроме воспроизведения жизни, он придавал искусству и другое значение – ее объяснения. Еще одно значение искусства – «приговор над изображаемыми явлениями». (1;374). Эстетическую программу Н.Г. Чернышевского разделял и Н.А.Добролюбов, понимавший литературу как «выражение общества».

Жизнь эпохи 60-х годов взывала к поиску новых форм художественного изображения, диалектически совмещающих в себе утонченный анализ с динамичным, постоянно «перенастраивающимся» синтезом. В литературу входит новый герой – изменчивый и текучий, но сохраняющий при всех переменах верность самому себе, глубинным основам своего «я», своей неповторимой индивидуальности. Это герой, стремящийся снять роковое противоречие между словом и делом. Активный и целеустремленный, он пересоздает себя и окружающий мир в процессе творческого взаимодействия с окружающей средой. Новый герой является перед читателями в самых разных обличиях, в живом многообразии человеческих характеров, связанных с особенностями художественной индивидуальности писателя, с его общественными убеждениями. «Новый человек» Толстого, например, в чем-то полемичен по отношению к «новым людям» Чернышевского, а герои Чернышевского полемичны по отношению к тургеневскому Базарову. В их противостоянии друг другу заявляет о себе общественная Борьба, определяется основной ее водораздел между идеалами революционной демократии, с одной стороны, и разными формами либерально-демократической и либерально-аристократической идеологии, с другой. Но вместе с тем все герои Толстого и Достоевского, Тургенева и Гончарова, Некрасова и Чернышевского, Писемского и Помяловского остаются детьми своего времени, и время это накладывает на них свою неизгладимую печать, роднит их между собою» (2;12-13).


  • Расцвет реалистического романа (И.С.Тургенев, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой).
  • «Середина и вторая половина XIX в. явились эпохой расцвета критического реализма в литературе, связанного с своих истоках непосредственно с гоголевской школой, продолжавшего также реалистические традиции Пушкина. Проникновенное о правдивое отражение действительности в ее важнейших типических чертах, смелая критика отрицательных явлений, страстная дума о судьбах родины, глубокое внимание к человеку, к его внутренней жизни в связи с условиями его личного и общественного существования характеризовали литературу критического реализма, в которой обличение существующего зла шло об руку с поисками и утверждением положительных нравственных и общественных идеалов. Развитию и углублению художественного метода критического реализма способствовали те сдвиги в литературно-общественной жизни, которые совершились в период падения крепостного права. Тогда все шире становился новый круг читателей, принадлежавших к демократической среде» (1;373-374).

    «характерная для русской литературы связь с общественными интересами, с развитием освободительного движения в творчестве И.С.Тургенева нашла богатое и сильное преломление. Зрелость Тургенева-писателя совпадает с порой расцвета русского классического реалистического романа – особенно емкого литературного жанра, в рамках которого оказалось возможным создать широкую картину современной жизни, отразить движение общественных идей, смену последовательных фазисов общественного развития. Тургенев заявил себя великим мастером социально-психологического, «социально-идеологического» (С.М.Петров) романа и близкой к роману большой повести, где неповторимо прекрасными художественными средствами он воплотил судьбы русской дворянской и разночинской интеллигенции 40-70-х годов. У Тургенева были размолвки с передовой радикальной средой по поводу той или иной односторонности в обрисовке современного героя (в романах «Отцы и дети», «Дым», «Новь»). Но по своему общему смыслу его творчество, включая, бесспорно, и названные романы, было крупным двигателем общественного и умственного развития общества. Громадное общественно-воспитательное значение имели тургеневские образы русских женщин. В творчестве Тургенева блистательно выразилась и другая замечательная черта русской литературы и всего русского передового искусства – единство, слитность совершенной художественной формы с глубиной идейного и этического содержания. Необыкновенное мастерство построения, тонкость письма, поэтическая речь, жизненность и выпуклость характеристик в сочетании с лирическим одушевлением, теплотой чувства сделали Тургенева одним из любимейших авторов и в России, и за рубежом…. (1;378). Например в романе «Отцы и дети» «заявленное в заглавии романа противопоставление «отцов» и «детей» с особой остротой предстает в антагонизме Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова. Павел Петрович является наиболее «полноценным» противником Базарова как в сфере идеологической, так и в поведенческо-бытовой. (4;55)…. Изображая Павла Петровича Кирсанова и соотнося его образ с образом Базарова, Тургенев, обозначив сначала «равноценность» противников, выявляет затем сходство их судеб и внутреннего мира. Оно становится очевидным тогда, когда автор использует в повествовании романтические традиции, бережно следуя им или существенно трансформируя. Традиционные компоненты романтического образа (превосходство героя над окружающими, сознательное и последовательное его отчуждение от них, явная незаурядность и страстность натуры, необыкновенная любовь, влияющая на судьбу персонажа, неординарные действия и поступки, в частности, дуэль, трагический финал жизненного пути), обнаруживаются у обоих центральных героев романа. Указание на близость героев позволяет читателю осознать относительный, временный характер их идеологического противоречия, подчиненность их судеб высшей, вневременной истине. Стремление автора воплотить идею «вечного примирения и жизни бесконечной» (Гл.28. с.199) составляет философскую основу тургеневского романа» (4;63-64).

    «В отличие от жизни природной, живая жизнь человеческая, общественная, по Тургеневу, непременно вписывается в культуру, выражается в культурно-исторических формах, справедливо писала Н.Н.Халфина (3;4), - И если Толстой, противопоставляя цивилизованному человеку естественного, в историческом одеянии видел маскарад, в культурных формах – насилие над вечно неизменной человеческой природой, то Тургенев находил в этих формах следы завоеваний культуры, пути возможного усовершенствования общественно-исторической жизни…. Историческая типичность героев обязательна для поэтики Тургенева. В прошлом, в различных культурных эпохах мысль Тургенева искала художественного совершенства, одухотворенности, характерной неповторимости культурных форм. «Эстетически общительный», по определению А.В.Чичерина, Тургенев живет в атмосфере общекультурных интересов, свободно пребывает в разных эпохах духовной культуры человечества, берет свое добро везде, где его находит. Тургеневские герои погружены автором в контекст мировой литературы».

    «Сложен был творческий путь великого романиста, выступившего тоже в 40-х годах, Ф.М.Достоевского (1821-1881). Один из главных представителей гоголевской школы, многим обязанный Белинскому, участник утопическо-социалистических и демократических кружков петрашевцев, подвергшийся за это жестокой каре (смертный приговор, замененный ссылкой на каторгу), Достоевский затем пережил душевный перелом…. После недолгого переходного периода (конец 50-х и начало 60-х годов, когда созданы и напечатаны были так4ие произведения, как «Записки из Мертвого дома», «Униженные и оскорбленные») Достоевский усвоил более или менее прочно религиозно-монархические воззрения. Не только в чисто публицистических, но и в художественных произведениях, также проникнутых у него публицистическим духом, Достоевский выступал противником революционной демократии. Гуманистические мотивы, составлявшие ценнейшую основу его деятельности до каторги, тем не менее громко звучат и в последующем его творчестве…. Одаренный гениальной силой анализа и изобразительности, Достоевский в серии больших романов («Преступление и наказание», «Идиот», «Подросток», «Братья Карамазовы») и в ряде произведений более мелких форм с редкой силой показал страдания угнетенных, распад личности в эксплуататорском обществе под неумолимой властью денег. Он будил сочувствие к участи маленьких людей, к судьбе подавленных, нищих, обиженных» (1;380).

    «Достоевский – мастер психологического, социально-философского романа. В нем справедливо видят одного из величайших психологов мировой литературы. Притом его часто влекло к изображению больной, «уязвленной» души, психопатологических состояний; он любил погружаться в сферу «бессознательного, неясного и запутанного» (Горький). Ненавистник капитализма и буржуазии, одновременно вскрывавший разложение моральных устоев среди крепостнического дворянства, Достоевский мечтал о братстве людей, об этически чистой жизни. …призывал к «смирению» (1;380).

    «Достоевский пронзительно ощутил и выразил уникальное положение России и русского в мире. Главным свойством русского человека Достоевский считал способность всемирной отзывчивости. Как было провозглашено им в «Речи о Пушкине», стать «вполне русским» - это и значит стать «всечеловеком». Причем, таким образом происходит не утрата национального своеобразия, а его полное и всестороннее выявление» (5;52).
    «Громадная полоса русской жизни – от начала XIX до начала XIX в. – нашла отражение в творениях великого писателя земли русской Л.Н.Толстого (1828-1910). Его деятельность представляет собой вершину критического реализма, шаг вперед в художественном развитии человечества. К шедеврам мировой литературы принадлежат его романы «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение», трилогия «Детство. Отрочество. Юность», «Севастопольские рассказы», «Смерть Ивана Ильича», драматические сочинения («власть тьмы» и др.). еще на первом этапе своей работы Лев Толстой провозгласил правду своим «героем», которого он любит всеми силами души и стареется воспроизвести во всей красоте («Севастополь в мае»)…. Толстой был великим сердцеведом, несравненным знатоком и изобразителем движений человеческой души, «диалектики души», по определению Чернышевского…. Стремление проникнуть в душевный мир простого человека, критическое отношение к жизни светского общества, характерные для Толстого с первых его шагов, приняли особенно яркое и последовательное выражение после пережитого им на рубеже 70-80-х годов духовного кризиса, повлекшего за собой полный переход Толстого на позиции патриархального крестьянства…он в произведениях последнего периода с неотразимой силой обличал помещичье государство, официальную церковь, комедию царского суда, милитаризм и войну, экономическое порабощение масс» (1;383).

    2.Демократическая поэзия, Н.А.Некрасов.
    «Ведущей фигурой демократической поэзии является Н.А.Некрасов (1821-1877)…. Стихи Некрасова, его поэмы «Коробейники», «Орина, мать солдатская», «Мороз, Красный нос», «Железная дорога» в тоне глубокого понимания и сочувствия развертывали картину народной жизни, труда и страданий. Особенно потрясает она в неоконченной поэме «Кому на Руси жить хорошо», писавшейся в 60-е и главным образом в 70-е годы. Здесь со всей остротой поэт поставил проблему «народного счастья», вопрос о причинах бедствий деревни. Некрасов не обольщался «благими» последствиями крестьянской реформы. Он видел, что в условиях пореформенной эпохи сохранились гнетущая власть барина и чиновника, роковое влияние безземелья, бесправия, духовного мрака. Безмерная любовь к народу соединялась у Некрасова с ненавистью к его врагам, с презрением к его ложным «друзьям», что, в частности, находило выражение в своеобразной некрасовской сатире. Некрасов много пел о «неисходном горе» народном – крестьянском прежде всего, а вместе с тем и о горестях городской бедноты, но никогда Некрасов не умилялся терпением к угнетению и насилию; напротив, его возмущала «покорность без конца». Некрасов верил в народ, в то, что он «вынесет все – широкую, ясную грудью дорогу проложит себе». Не раз Некрасов прославлял подвиг борьбы за народ, за свободу. Он воспел декабристов и их самоотверженных жен («Девушка», «Русские женщины»), создал поэтические образы славных деятелей русского освобождения – Белинского, Чернышевского, Добролюбова; в его творениях живо отразилась борьба революционно-народнического поколения 70-х годов… (1;390-391). Форма некрасовской поэзии находится в полной гармонии с ее демократическим и реалистическим содержанием….» (1;392).

    « Некрасов был признанным главой большой поэтической школы…. Родственной творчеству гениального поэта крестьянской демократии была поэзия Н.П.Огарева (1813 -1877). Она достигла полной зрелости в эмигрантский период жизни поэта-революционера и публициста, составляя неотъемлемую часть всей деятельности зарубежной вольной русской прессы. Очень близок с Некрасовым Н.А.Добролюбов в своих поэтических сочинениях. С конца 50-х годов смог вернуться к активной литературной деятельности один из поэтов-петрашевцев А.Н.Плещеев (1825-1893)…. Ряд общих с Некрасовым мотивов имела поэзия И.С.Никитина (1824-1861), особенно в последний, самый плодотворный период творчества поэта, приходящийся на вторую половину 50-х и рубеж 50-60-х годов. Положение и быт крестьян и городских низов правдиво и с проникновенным сочувствием изображены Никитиным.

    Одним из наиболее крупных и последовательных представителей революционно-демократической поэзии был М.Л.Михайлов (1829-1865). Михайлов, в пору осуществления крестьянской реформы принявший непосредственное участие в революционной борьбе, по делу о прокламации «К молодому поколению» (1861) был сослан на каторгу, где и погиб. Стихотворения Михайлова…проникнуты убеждением в необходимости и неизбежности революции и открытым призывом к ней. Михайлов был очень талантливым переводчиком. Он переводил поэтов Древней Греции, английских, французских, немецких…. (1;392-393). В качестве переводчика произведений Беранже приобрел свою первую известность В.С.Курочкин (1831-1875)…. Вскоре Курочкин возглавил группу демократических поэтов и беллетристов-сатириков, объединившихся вокруг редактируемого им еженедельника «Искра». Поэты «Искры» (В.С. и Н.С.Курочкины, Д.Д.Минаев, П.И.Вейнберг, Л.И.Пальмин, В.И.Богданов и др.) вписали оригинальную и красочную страницу в историю поэзии» (1;393).

    «С некрасовской школой связаны революционно-народнические поэты 70-х годов, призывавшие интеллигенцию к беззаветной борьбе за освобождение народа, обращавшиеся со своим словом и к самой народной массе. Особое место в этой поэзии занимала глубоко впечатляющая «тюремная» лирика. Среди создателей поэзии народничества находились героические деятели революционного подполья Н.А.Морозов, С.С.Синегуб, Ф.В.Волховский, Д.А.Клеменц, В.Н.Фигнер и др. с революционными стихами выступал один из главных народнических идеологов П.Л.Лавров. народовольческий этап в революционном движении выдвинул поэта П.Ф.Якубовича (1860-1911), даровитого и самобытного представителя политической лирики. (1;393). Своими сильными сторонами примыкал к некрасовской традиции популярнейший поэт 80-х годов С.Я.Надсон (1862-1887). В его творчестве сталкивались мотивы тоски и бодрых, смелых порывов, сомнений и веры в счастливое будущее…. Многие стихотворения поэтов-демократов стали боевыми революционными песнями (например, «Смело, друзья, не теряйте» М.Л.Михайлова, «Не плачьте над трупами павших борцов» Л.И.Пальмина, «Отречемся от старого мира» П.Л.Лаврова, «Замучен тяжелой неволей» Г.А.Мачтета)» (1;394). Стоит отметить, что рядом с некрасовской школой существовала и другая поэзия: А.А.Фета, А.Н.Майкова, Я.Н.Полонского, Ф.И.Тютчева, исходившая из концепции «искусства для искусства».

    Безусловно, под «школой Некрасова… - имеют в виду поэтов 50-70-х годов, идеологически и художественно наиболее ему близких, испытывавших на себе прямое влияние великого поэта, даже организационно в сущности объединенных уже в силу того обстоятельства, что большинство из них группировалось вокруг немногочисленных демократических изданий: некрасовского «Современника», «Русского слова», «Искры» (2;36).


  • Эпоха разброда и поиска новых идеалов (1880 -90-х гг.).
  • «В начале двух последних десятилетий века стоит знаменательное событие – Пушкинские торжества в июне 1880 года, посвященные открытию в Москве памятника поэту. В речах литераторов, выступавших на празднике, имя Пушкина звучало не только как символ былого величия русской культуры. В нем по-прежнему видели «наше все», как сказал о Пушкине Ап.Григорьев, символ цельности и неисчерпаемых сил национального духа. Апогеем праздника стала глубокая по нравственной и исторической идее речь Достоевского, говорившего о необходимости обратиться к народной правде, о великой судьбе, ожидающей Россию, о «всемирной отзывчивости» русского человека. Энтузиазм, охвативший всех в эти дни, казалось, свидетельствовал, что есть общая во всей русской литературе мысль, есть общее направление.

    Однако ощущение единства, общего дела не было ни широким, ни прочным. Вскоре, уже вслед голосу Достоевского, раздались резко диссонирующие голоса не только либерального профессора А.Д.Градовского, но и С.С.Тургенева, и даже Г.Успенского. еще в пору праздника в стороне оказались Гончаров и Салтыков-Щедрин, а Л.Н.Толстой решительно отказался в нем участвовать, поскольку с его точки зрения, «народу решительно все равно, существовал ли Пушкин или нет». Все это было в высшей степени характерно для эпохи.

    Еще недавно столь сильно владевшее умами народничество теперь, перед лицом катастрофического «расстройства народных порядков» (Г.Успенский), переживало кризис и шло к распаду. Одни из его деятелей, как И.И.Калиц, видели выход в том, чтобы отказаться от больших задач и исполнять свой долг, служа ближайшим потребностям народной массы. Другие, как А.И.Эртель, в итоге душевной драмы порывали с «народническими грезами», ища иных путей.

    Прежняя вера в «почву», в надежное основание для убеждений, творчества, практической деятельности была подорвана в сознании значительной части интеллигенции и уступала место разочарованию, общественному индифферентизму.

    В низовой литературе, особенно расплодившейся с 80-х годов, воцарилось ничем не сдерживаемое разложение: пестрота позиций, беспринципность и эклектизм, падение художественного вкуса. В высокообразованную часть общества, в большую литературу проникают пессимистические настроения, о чем свидетельствует творчество Салтыкова-Щедрина, Гаршина, а также Случевского, Фофанова и других поэтов «больного поколения».

    Мироощущение личности сужалось до индивидуализма, и в этих рамках и в общей атмосфере эпохи даже искреннее и бескорыстное стремление к общественному благу принимало ограниченный и в сущности регрессивный характер. Это нашло выражение в типичнейшей черте той поры – теории и практике «малых дел».

    Социальные и нравственные проблемы ставились в плане «личной совести», оказывающейся вне связи с «совестью общей». Последняя же, не без влияния позитивистской морали, представлялась беспочвенной абстракцией…. С нарастающей тревогой говорила литература и публицистика о катастрофическом понижении духовного уровня во всех слоях общества, в том числе и в интеллигентной среде, - при внешнем возрастании уровня образовательного.

    Замечательно, что перед лицом этой опасности, большей, чем самые свирепые репрессии правительства, русские писатели взывают к самосознанию человека, к разуму и нравственному чувству личности, продолжая верить в них и потому на самое личность, а не только на среду возлагая ответственность за личную и общественную мораль, за характер общественных отношений….. стремление утвердить духовные ценности, стоящие выше безыдеальной современности, выше потребностей буржуазного общества и запросов интеллигентного обывателя, сопрягалось во многих случаях с пристальным интересом к религиозно-философской проблематике. Она разрабатывалась философом-идеалистом В.Соловьевым, близко стоявшим к Достоевскому в последние годы его жизни, участниками выходящего с 1889 года журнала «Вопросы философии и психологии», некоторыми литераторами, такими, кА А.Волынский (возглавлявший журнал «Северный вестник»), Н.Минский, один из провозвестников символизма в русской литературе» (2;383-384).

    Действительно, «К началу 80-х годов относится новый поворот в общественной жизни…. Получили распространение настроение упадка, неверия в эффективность политической борьбы; некоторые органы печати пропагандировали «теорию малых дел», примирение с действительностью…. Наблюдалось оживление тенденций …чистого искусства, появились зачатки развернувшихся впоследствии модернистских течений (1;396).

    Но своих позиций отнюдь не сдавала демократическая литература, не останавливалось творчество писателей-реалистов и поборников идейной, реалистической литературы в критике. Щедрин жил и работал до конца 80-х годов; в обстановке той эпохи его голос звучал с исключительной силой. Много писал в это время Глеб Успенский. Продолжалась деятельность Толстого; тогда родилось толстовство с его непротивлением…. Весьма важным наряду со всем этим было появление плеяды новых, молодых писателей демократического направления (6).

    Одним из них был В.М.Гаршин (1855-1888), замечательный мастер социально-психологической новеллы…. «Живое трепетание чуткой совести и мысли», делавшее, по свидетельству Короленко, рассказы Гаршина «такими близкими его поколению», в сочетании с истинной художественностью обеспечили наследию Гаршина долгую жизнь» ((1;397).

    Сам В.Г.Короленко (1853-1921) в своем творчестве «соединявший проникновенный реализм с чертами прогрессивного романтизма, непоколебимо верил в народ, в человека, в счастливое будущее…. На протяжении 80-х и начала 90-х годов появились десятки талантливых рассказов и очерков и большие повести С.Каронина (Н.Е.Петропавловский, 1853-1892), посвятившего свое творчество крестьянской теме и судьбам современной интеллигенции…. К 80-90-м годам относятся художественные произведения одного из крупнейших представителей революционно-народнического движения С.М.Кравчинского (псевдоним: Степняк, 1851-1895). Наиболее известное из его чисто беллетристических сочинений – роман «Андрей Кожухов» - было написано и издано за рубежом в конце 80-х годов на английском языке (под заглавием «Путь нигилиста»; полный русский перевод появился вскоре после смерти автора)…. Произведение Кравчинского «Подпольная Россия» являлось своеобразным переплетением историко-публицистического и мемуарного жанров. Большое место в книге отведено «Революционным профилям» - любовно написанным образам ряда семидесятников (Перовской, Засулич, Кропоткина, Клеменца, Валериана Осинского и др.)… (1;397-398). Свою ноту в литературу 80-90-х годов внес Д.Н.Мамин-Сибиряк (1852-1912), реалистический талант которого отдан был изображению быта и людей Урала, важной теме развития российского капитализма. В серии романов («Приваловские миллионы», «Горное гнездо», «Три конца», «Золото» и др.), в очерках и рассказах Мамин-Сибиряк в ярких, типических образах изображал капиталистических хозяев жизни, с одной стороны, и массу трудового народа – с другой…. Четверть века продолжалась начавшаяся в 80-х годах деятельность гениального беллетриста и драматурга А.П.Чехова (1860-1904)…. (1;398)…. 90-е годы стали временем оформления русского декаденства, но они же ознаменованы новыми плодотворными явлениями в развитии литературы критического реализма. Конец века принес литературе новые видные имена писателей-реалистов, творчество которых продолжалось, а в большинстве случаев и достигло наибольшего расцвета в XX столетии (Серафимович, Гарин-Михайловский, Бунин, Куприн, Вересаев, Горький)». (1;399).

    Заключение.
    «Русская литература второй половины XIX в. – от Тургенева, Некрасова, Льва Толстого до Чехова и раннего Горького – прошла замечательный путь, накопила гигантские ценности. Радуя читателей художественным совершенством, она отличалась гармонией яркой формы и богатого содержания, глубокой идейностью и высоком моральным чувством. Приводя слова Льва Толстого – «нет величия там, где нет простоты, добра и правды», один из… критиков метко указывал, что в них выражена «морально-художественная программа» русской литературы. Передовая литература была связана с освободительным движением, во многом сама способствовала росту этого движения. Наряду с народностью, патриотической думой о судьбах родины, всепроникающий реализм был коренной и определяющей чертой литературы. Ей свойственно до предела правдивое, честное и смелое воспроизведение существенных сторон действительности, глубокое постижение душевных движений личности, искренняя боль об «униженных и оскорбленных»; она страстно обличала общественное зло и билась над вопросом о путях его преодоления». (1;400-401).

    «восьмидесятые годы подводят итог развитию русского классического реализма. Он сформировался и достиг расцвета в творчестве Пушкина, Гоголя, Тургенева, Достоевского, Гончарова, Островского, Лескова, Некрасова, Салтыкова-Щедрина, Льва Толстого…. Русский классический реализм – это реализм исторический. К 80-м годам такой реализм оказывался для литературы великим, но пройденным этапом» (2;385).

    Изучение литературы тесно связано с изучением истории, с изучением освободительного движения.

    Все освободительное движение в России можно разделить на три этапа:

    Декабристский (дворянский) (с 1825 г по1861 г). (Рылеев, Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Герцен, Белинский и др.)

    Буржуазно-демократический (разночинский) (с1861г по 1895г) (Некрасов, Тургенев, Толстой, Достоевский, Салтыков-Щедрин, Чернышевский, Добролюбов и др.)

    Пролетарский (с 1895 года) (Родоначальником пролетарской литературы по праву считается А.М. Горький)

    60-е годы 19 века - одна из самых ярких страниц в истории идейного и художественного развития нашей страны. В эти годы во всей красоте и силе раскрылось творчество таких замечательных писателей, как Островский, Тургенев, Некрасов, Достоевский, Толстой, Чехов и др., таких талантливых критиков, как Добролюбов, Писарев, Чернышевский и др., таких гениальных художников, как Репин, Крамской, Перов, Суриков, Васнецов, Саврасов и др., таких выдающихся композиторов, как Чайковский, Мусоргский, Глинка, Бородин, Римский-Корсаков и др.

    В 60-е годы 19 века Россия вступила во второй этап освободительного движения. На смену узкому кругу дворянских революционеров пришли новые борцы, которые называли себя разночинцами. Это были представители мелкого дворянства, духовенства, чиновничества, крестьянства, интеллигенции. Они жадно тянулись к знаниям и, овладев ими, несли свои знания в народ. Наиболее самоотверженная часть разночинцев становилась на путь революционной борьбы с самодержавием. Этому новому борцу требовался свой поэт, который бы выражал его идеи. Таким поэтом и стал Н.А. Некрасов.

    К середине 50-х годов 19 века стало ясно, что «узел всех зол» в России - крепостное право. Это понимали все. Но не было единодушия в том, как от него избавиться. Демократы во главе с Чернышевским призывали народ к революции. Им противостояли консерваторы и либералы, которые считали, что крепостничество должно быть отменено путем реформ «сверху». В 1861 году царское правительство вынуждено было пойти на отмену крепостного права, но это «освобождение» оказалось обманом, так как земля оставалась собственностью помещиков.

    Политическая борьба между демократами, с одной стороны, и консерваторами и либералами, с другой, отразилась и на литературной борьбе. Ареной этой борьбы стал, в частности, журнал «Современник» (1847 - 1866), а после его закрытия журнал «Отечественные записки» (1868 - 1884).

    Журнал «Современник»

    Журнал был основан Пушкиным в 1836 году. После его смерти в 1837 году редактором журнала стал друг Пушкина профессор Петербургского университета Плетнев.

    В 1847 году журнал в аренду взяли Н.А. Некрасов и И.И. Панаев. Они сумели сгруппировать вокруг журнала все лучшие литературные силы того времени. Критический отдел вел Белинский, печатали свои произведения Герцен, Тургенев, Григорович, Толстой, Фет и др.

    В период революционного подъема в редакцию «Современника» вошли Чернышевский и Добролюбов. Они превратили журнал в орудие борьбы за свержение самодержавия. В то же время среди сотрудников журнала наметились непримиримые противоречия между писателями-демократами и писателями-либералами. В 1860 году в редакции произошел раскол. Поводом послужила статья Добролюбова «Когда же придет настоящий день», посвященная роману Тургенева «Накануне». Тургенев, отстаивавший либеральные позиции, был не согласен с революционной трактовкой своего романа и после того, как статья была напечатана, в знак протеста ушел из редакции журнала. Вместе с ним покинули журнал и другие либеральные писатели: Толстой, Гончаров, Фет и др.

    Однако после их ухода Некрасов, Чернышевский и Добролюбов сумели сплотить вокруг «Современника» талантливую молодежь и превратили журнал в революционную трибуну эпохи. В результате в 1862 году издание «Современника» было приостановлено на 8 месяцев, а в 1866 году он был закрыт окончательно. Традиции «Современника» продолжил журнал «Отечественные записки» (1868 - 1884), который издавался под редакцией Некрасова и Салтыкова-Щедрина.

    Добролюбов Николай Александрович (1836 -- 1861)

    Жизнь Добролюбова лишена ярких внешних событий, но богата сложным внутренним содержанием. Он родился в Нижнем Новгороде в семье священника, умного и образованного человека. Учился в духовном училище, затем в духовной семинарии, в 17 лет поступил в Главный педагогический институт в Петербурге. В 1856 году принес свою первую статью в редакцию «Современника», затем последовали 4 года лихорадочного неутомимого труда и год за границей, куда критик уехал лечиться от туберкулеза, год, проведенный в ожидании смерти. Вот и вся биография Добролюбова. На его могиле Чернышевский сказал: «Смерть Добролюбова стала великой утратой. Лучшего своего защитника потерял в нем русский народ».

    Чувство великой утраты и преклонения перед другом выражено и в стихотворении Н.А. Некрасова «Памяти Добролюбова».

    «Памяти Добролюбова»

    Суров ты был, ты в молодые годы

    Умел рассудку страсти подчинять.

    Учил ты жить для славы, для свободы,

    Но более учил ты умирать.

    Сознательно мирские наслажденья

    Ты отвергал, ты чистоту хранил,

    Ты жажде сердца не дал утоленья;

    Как женщину, ты родину любил.

    Свои труды, надежды, помышленья

    Ты отдал ей; ты честные сердца

    Ей покорял. Взывая к жизни новой

    И светлый рай, и перлы для венца

    Готовил ты любовнице суровой.

    Но слишком рано твой ударил час,

    И вещее перо из рук упало.

    Какой светильник разума угас!

    Какое сердце биться перестало!

    Года минули, страсти улеглись,

    И высоко вознесся ты над нами.

    Плачь, русская земля! Но и гордись -

    С тех пор, как ты стоишь под небесами,

    Такого сына не рождала ты

    И в недра не брала свои обратно:

    Сокровища душевной красоты

    Совмещены в нем были благодатно.

    Природа-мать! Когда б таких людей

    Ты иногда не посылала миру,

    Заглохла б нива жизни…

    Во второй половине девятнадцатого века, русская литература и культура переживают расцвет. В общественной жизни страны в этот период происходят важные события: Крымская война, многочисленные крестьянские волнения, отмена крепостного права, становление капитализма. В целом, общественные отношения преодолевают некую планку, определённый уровень, после которого возврат в недалёкое прошлое кажется невозможным. В первую очередь это касается отношений к человеку, его проблемам, без различия категорий и сословий. Начинается процесс формирования «нового человека», его общественного и нравственного самосознания. Не удивительно, что подобные стремления сделали именно реализм, основным направлением в русской литературе к середине 19 столетия, посредством которого развиваются принципы изображения действительности. Его новый этап был тесно связан с попыткой детального проникновения в глубины человеческих чувств и отношений. Авторы демонстрируют желание не только передать свои эмоции через действующих лиц, но и вскрыть основные причины социального зла. Как следствие, авторы всё чаще обращаются в произведениях к народной тематике, образ крестьянина, мужика, становится одним из основных в художественной литературе. Традиции реализма заложенные Лермонтовым, Пушкиным , Гоголем, закрепляются, их произведения во многом становятся эталоном для новых авторов. Изрядное значение и вес приобретают критические отзывы на произведения. Заслугой этому в немалой степени послужила деятельность Чернышевского, в том числе и его диссертации "Эстетические отношения искусства к действительности". Нельзя не вспомнить, что именно в это время произошло знаменательное событие: в российской империи отменили крепостное право, что конечно нашло отражение и в художественной литературе. Желание дальнейших преобразований на этой почве привели к полемике и появлению двух лагерей: либералов и демократов. Первые предлагали политические и экономические реформы постепенного изменения общественных отношений, вторые настаивали на немедленных, радикальных преобразованиях, как правило, через революционные процессы. К демократическому лагерю принадлежали в числе прочих Добролюбов, Герцен, Некрасов , Чернышевский, а либеральных взглядов придерживались Достоевский, Тургенев, Дружинин, Лесков. Как правило обмен взглядами и идеями осуществлялся через полемику на страницах литературных журналов. Также в литературе идут споры между сторонниками «чистого искусства» и приверженцами «гоголевского» направления, позже – между «почвенниками» и «западниками». Под воздействием идеологии разночинцев развиваются идеи «реальной критики», поднимается проблема положительного героя. Творческие поиски писателей – реалистов приводят к новым художественным открытиям, обогащению жанра романа, усилению психологизма. Во второй половине 19-го века появляется целая плеяда талантливых русских писателей: Ф.М. Достоевский(Бедные люди, Преступление и наказание), И.С. Тургенев(Отцы и дети, Записки охотника), И.А. Гончаров(Обыкновенная история, Обломов, Обрыв), А.Н. Островский (Гроза, Не всё коту масленица, Бесприданница, Свои люди - сочтёмся), Н.А. Некрасов(Княгиня Волконская, Кому на Руси жить хорошо),М.Е. Салтыков – Щедрин(История одного города, Господа Головлёвы, Пошехонская старина), Л.Н. Толстой(Война и мир), А.П. Чехов(Роман доктора, Роман репортёра, Палата №6, Смерть чиновника, Тоска, Ванька, Вишнёвый сад).

    Во второй половине девятнадцатого века, русская литература и культура переживают расцвет. В общественной жизни страны в этот период происходят важные события: Крымская война, многочисленные крестьянские волнения, отмена крепостного права, становление капитализма. В целом, общественные отношения преодолевают некую планку, определённый уровень, после которого возврат в недалёкое прошлое кажется невозможным. В первую очередь это касается отношений к человеку, его проблемам, без различия категорий и сословий. Начинается процесс формирования «нового человека», его общественного и нравственного самосознания. Не удивительно, что подобные стремления сделали именно реализм, основным направлением в русской литературе к середине 19 столетия, посредством которого развиваются принципы изображения действительности. Его новый этап был тесно связан с попыткой детального проникновения в глубины человеческих чувств и отношений. Авторы демонстрируют желание не только передать свои эмоции через действующих лиц, но и вскрыть основные причины социального зла. Как следствие, авторы всё чаще обращаются в произведениях к народной тематике, образ крестьянина, мужика, становится одним из основных в художественной литературе. Традиции реализма заложенные Лермонтовым, Пушкиным , Гоголем, закрепляются, их произведения во многом становятся эталоном для новых авторов. Изрядное значение и вес приобретают критические отзывы на произведения. Заслугой этому в немалой степени послужила деятельность Чернышевского, в том числе и его диссертации "Эстетические отношения искусства к действительности". Нельзя не вспомнить, что именно в это время произошло знаменательное событие: в российской империи отменили крепостное право, что конечно нашло отражение и в художественной литературе. Желание дальнейших преобразований на этой почве привели к полемике и появлению двух лагерей: либералов и демократов. Первые предлагали политические и экономические реформы постепенного изменения общественных отношений, вторые настаивали на немедленных, радикальных преобразованиях, как правило, через революционные процессы. К демократическому лагерю принадлежали в числе прочих Добролюбов, Герцен, Некрасов , Чернышевский, а либеральных взглядов придерживались Достоевский, Тургенев, Дружинин, Лесков. Как правило обмен взглядами и идеями осуществлялся через полемику на страницах литературных журналов. Также в литературе идут споры между сторонниками «чистого искусства» и приверженцами «гоголевского» направления, позже - между «почвенниками» и «западниками». Под воздействием идеологии разночинцев развиваются идеи «реальной критики», поднимается проблема положительного героя. Творческие поиски писателей - реалистов приводят к новым художественным открытиям, обогащению жанра романа, усилению психологизма. Во второй половине 19-го века появляется целая плеяда талантливых русских писателей: Ф.М. Достоевский(Бедные люди, Преступление и наказание), И.С. Тургенев(Отцы и дети, Записки охотника), И.А. Гончаров(Обыкновенная история, Обломов, Обрыв), А.Н. Островский (Гроза, Не всё коту масленица, Бесприданница, Свои люди - сочтёмся), Н.А. Некрасов(Княгиня Волконская, Кому на Руси жить хорошо),М.Е. Салтыков - Щедрин(История одного города, Господа Головлёвы, Пошехонская старина), Л.Н. Толстой(Война и мир), А.П. Чехов(Роман доктора, Роман репортёра, Палата №6, Смерть чиновника, Тоска, Ванька, Вишнёвый сад).



    
    Top