Основные проблемы российского образования. Актуальные проблемы российского образования

В современных условиях шанс стать процветающей страной по­лучает такое государство, которое обеспечивает максимальный про­стор для реализации творческого потенциала человека. Такая поли­тика предполагает выявление талантов, поиск способностей людей, умение использовать их для блага и интересов общества.

Для этого нужны определенные предпосылки, прежде всего, со­здание равных стартовых возможностей для молодого поколения, предоставление возможностей добиваться получения образования более высокого качества и уровня. В странах с рыночной экономи­кой сфера образования – такой же бизнес, как в любой другой сфе­ре. Разумеется, важную роль играет конкуренция. Нельзя возразить против того, что конкуренция – феномен, относящийся в современ­ную эпоху ко всей системе образования, – как внутри той или иной страны, имеющей рыночную экономику, так и в международном масштабе. Механизмы конкуренции позволяют совершенствовать механизмы образовательных услуг.

Кто лидирует сегодня в производстве знаний, средствах инфор­мации, в науке и образовании, тот и является мировым лидером. Пока таковым государством является США. И многие, если не боль­шинство исследователей, считают, что это вполне естественно: США

– единственная сверхдержава современности. Ее ведущая роль в информационной экономике – следствие лидирующего положения в мире. А может быть, напротив, лидерство США в современном мире

– следствие их лидерства в производстве знаний. А что же Россия? Хотя Россия по праву гордится своими традициями в области фунда­ментальных наук, нельзя не видеть, что их основы заложены в конце XIX века и середине XX века. В последнее же десятилетие XX века и в первые годы XXI века и в России деградируют, стремительно подталкивая страну к уровню показателей «третьего мира». Нельзя, сидя на нефтяной и газовой трубах, полноценно вой­ти в современное информационное общество. Отметим, что ключе­вая идея второй президентской программы В.В. Путина (изложенная им 26 мая 2004 г. в ежегодном послании к Федеральному собранию)

– удвоение ВВП страны, повышение ее конкурентоспособности в мире. И не столько в области экономики, скорее в использовании тотальной конкурентоспособности во всех областях жизнедеятель­ности, в том числе в системе образования. Известно, что в развитых странах мира рост ВВП до 80% достигается, прежде всего, за счет развития наукоемких технологий. Но доля России – страны с бога­тейшими культурными, научными, образовательными традициями -на мировом рынке уровень развития высоких технологий необычай­но низок, достигает всего 1%, по этому показателю наша страна ус­тупает даже маленькому Гонконгу. Сегодня в России, как и все общество, переживает драматический период, от итогов развития которого зависит не только будущее страны, но и возмож­но, ее существование как государства. Если за последние 10-15 лет развитые страны в два раза увеличили потенциал инфраструктуры и доступность образования, то Россия, наоборот, эти показатели умень­шила в 1,5 раза. Разрушительные тенденции и близорукость прово­димой государством политики приобрели опасные масштабы. За последние 5 лет реальный объем ассигнований на нужды образова­ния в России сократился примерно в 5 раз. Россия, в которой сниже­ние ассигнований на и науку привело к утрате потенци­альных талантов, не имеющих возможность получить достойное об­разование, приводит к «утечке мозгов» из страны. В настоящее вре­мя экономические потери России от «утечки мозгов» весьма велики.

Особенно это касается молодежи, которая подготовлена к высоко­квалифицированной работе, но еще не дала никакой отдачи своей стране, которая воспитала и выучила. Например, знаменитый физи­ко-технический институт превратился в какой-то степени в поставщи­ка высококвалифицированной силы в США, где даже установили льгот­ные правила въезда для этой категории людей. Поэтому в принципе логично поставить вопрос о компенсации за данную утечку. Частич­но в качестве такой компенсации можно рассматривать помощь раз­личных западных фондов российской науке и образованию.

Несмотря на негативные тенденции, российская система образо­вания пока еще остается одной из достаточно эффективных. Ее по­ложительный опыт перенимается во многих странах. Высоко котиру­ется и имеет большой международный авторитет наше высшее об­разование. По числу студентов на 10 тыс. жителей Россия стоит в одном ряду с Японией, Францией, Великобританией, Германией и Италией. По числу выпускников ВУЗов на те же 10 тыс. – на 4-ом месте (после США, Канады, Японии). По абсолютной численности молодежи с высшим техническим образованием она продолжает занимать первое место в мире. Из 74 ведущих университетов Евро­пы 11 -российские (МГУ стоит на втором месте после Сорбонны).

Образование, которое ориентировано на подготовку специалис­тов, обладающих специфическими знаниями и навыками, направле­но на обеспечение эффективности инновационного процесса. Такой специалист должен быть профессионалом, способным комплексно сочетать исследовательскую, проектную и предпринимательскую деятельность. Это исследователь, создатель интеллектуальных цен­ностей, способный реализовать их и на этой основе создать новые материальные ценности, а также обеспечить превращение последних в товар. Во всем мире специалисты такого профиля считаются эли­той менеджмента. В 2004-2005 г. в КГТУ (КАИ) началось обучение по специальности «физика и менеджмент наукоемких технологий». Лучше поздно, чем никогда. Таковые вызовы времени, на которые необхо­димы соответствующие этим вызовам ответы.

Вполне соответствует вектору реформ назначение нового мини­стра образования РТ, экономиста, пришедшего непосредственно из главного вуза республики Раиса Фалиховича Шайхелисламова. Пред­ставляя Шайхелисламова сотрудникам министерства и руководите­лям учебных подразделений республики, премьер-министр РТ Р. Минниханов отметил: «Министерство станет основным исполнителем проектов по реализации инновационного образования в Татарстане». И на традиционной республиканской августовской педконференции Р. Шайхелисламов выступил с докладом «Инновационный подход к управлению образованием в Республике Татарстан». Инновации, по словам министра, не самоцель, а средство и принцип решения по­ставленных задач. Первая из них направлена на воспроизводство и развитие главного ресурса системы образования – педагогических и научно-педагогических кадров. Процесс выращивания научной сме­ны сохраняет оптимизм в оценке ближайшего будущего отечествен­ной науки. Этот процесс должен быть непрерывным. Интеллектуали­зация общества, активное включение в общественные преобразова­ния наиболее талантливой и творчески одаренной части населения, прежде всего молодежи одна из приоритетных задач государствен­ной политики РТ. Развитие интеллектуального потенциала республи­ки зависит не только от эффективной поддержки и социальной защи­ты одаренной молодежи, сочетаемой с психолого-педагогической и профессиональной помощью в развитии таланта, но и от уровня ин­теллектуального развития окружения талантливой личности. Интел­лектуальный потенциал общества – продукт творческого развития и саморазвития каждой личности. Чем больше таких личностей и чем гармоничнее они связаны, тем богаче общество.

Реалии настоящего времени объективно актуализируют вопрос о постоянном изучении состояния интеллектуального потенциала и поиска путей его развития. В процессе такого изучения стоит дву­единая задача – выявление уровня интеллектуального потенциала республики и определение причин, тормозящих его развитие.

Национальный интеллектуальный потенциал фактически становит­ся двигателем наукоемких, интеллектоемких экономик, который смо­жет обеспечить опережающее воспроизводство «человеческого ка­питала» и общественного интеллекта. По мнению теоретика – патриар­ха современного менеджмента П. Дракера, «работник интеллектуаль­ного труда является важнейшим ресурсом и активом любой корпора­ции. Результат такого труда … – наиболее ценный капитал XXI века».

Реалии XXI в. – глобализация и информатизация, высокие техно­логии и Интернет – кардинально изменяют мир и условия жизнедея­тельности человека. В России новые технологии пока еще мало при­меняются из-за крайней дороговизны. Персональных компьютеров у нас в 19 раз меньше, чем в США. Интернетом пользуются в 144 раза меньше, чем в США и в 250 раз меньше, чем в Швеции. Специалис­ты подсчитали: если двигаться такими темпами, то к 2050 году дос­туп в Интернет будут иметь лишь 20% нашего населения, в то время как в западных странах – практически каждый. Прорыв России вряд ли возможен до тех пор, пока у подрастающего поколения не будут сформированы навыки активного воздействия на складывающуюся информационно-технологизированную реальность. Это необходимо для интеллектуального развития молодежи, обеспечения ей возмож­ности комфортно жить в условиях нового столетия. Путь к этому -превращение Интернета из элитарной технологии в общедоступное средство учебы и работы. Решение этой масштабной задачи под силу только государству. Даже в такой продвинутой стране, как Япо­ния, государство считает необходимым выделять немалые средства (93 млрд. долл.) на массовое обучение населения пользованию Ин­тернетом. Российские же показатели просто удручающих: на 2000­2005 гг. правительством и бизнесом выделено на интернетизацию образования по 1 млрд. долларов.

Чтобы быть эффективной, система образования должна соответ­ствовать реалиям XXI века, поскольку специалистам нового столетия предстоит решать сложнейшие глобальные задачи, связанные с пе­реходом мирового сообщества к новому технологическому укладу (информационному) со вступлением в эпоху непрерывного образо­вания. Для создания российской школы XXI в. необходимо уже се­годня начать широкий эксперимент по переходу на обязательное 10-летие обучение и бесплатное 12-летие. Содержательная часть ре­формы состоит в создании профильной средней школы. Важнейшая линия стратегического развития – изменение ситуации с компьютер­ной грамотностью нового поколения.

Это позволит повысить конкурентоспособность системы образо­вания. Появится возможность привести российское образование в соответствии с мировыми стандартами, не допустить увеличения технологического отставания от западных стран. Кроме того, на наш взгляд, следует сохранить и обогатить имеющийся образователь­ный потенциал.

Совершенно ясно, что политика российского государства в сфе­ре образования не адекватна реальным потребностям страны, не отвечает ее стратегическим интересам и, с этой точки зрения, в пер­спективе может выступать как дестабилизирующий фактор. Ее глав­ным принципом должна стать вековая крестьянская мудрость: «Уми­рай, но весной землю вспаши и засей, голодуй всю зиму, но зерно на посев сохрани». Этот принцип позволит сохранить основной капи­тал нации – ее кадровый потенциал, ее интеллект, высокую образо­ванность населения. А это в свою очередь позволит создать новый, демократический и экономически эффективный тип российского го­сударства и вступить на тот путь, по которому ныне продвигается весь цивилизованный мир.

Абдрахманова Р.Я.,

ст. преподаватель Альметьевского филиала ИЭУП

Образование как интегративный фактор цивилизационного развития, ч.: 4.1. – Казань: Издательство «Таглимат» Института экономики, управления и права (г.Казань), 2005. – 284 с.

СОЧИ, 5 июля. /ТАСС/. Полномочия по управлению школами менее чем за три года перейдут от муниципалитетов на уровень регионов. Об этом в среду заявила журналистам глава Минобрнауки Ольга Васильева.

"У нас нет 5-10 лет. Я думаю, это будет даже быстрее, чем за три года, потому что это необходимость времени", - сказала министр. По мнению главы ведомства, таких субъектов, где было бы предпочтительнее оставить муниципальное управление, нет.

Она подчеркнула, что откладывать решение этого вопроса не стоит, потому что это эффективная модель и не требует затрат. "Передача полномочий, наоборот, снизит затраты. Сейчас при муниципальном управлении есть единицы, которые отвечают за школьные дела. Если вы эти единицы сокращаете и переводите на региональный уровень, то у вас идет оптимизация даже на низовом уровне, потому что такое количество административных единиц является излишним", - отметила Васильева.

Она добавила, что уже сейчас управление образованием осуществляется в нескольких регионах, в том числе Москве, Самарской, Псковской и Тамбовской областях, однако регионы выбрали для себя разные формы. В ближайшее время будет отобрано еще 11-12 пилотных регионов.

"Нужно вернуться к региональному управлению в системе образования, потом что самоуправлением мы школы немного тормозим, по качеству тормозим. А правовые нормы уже сейчас позволяют это сделать", - сказала министр. По ее мнению, передача полномочий на уровень регионов позволит более эффективно тратить выделенные на образование средства. "Все говорят что сфера недофинансирована, но даже то, что есть, должно идти в правильное русло", - считает Васильева.

"Здесь должен быть анализ, будет соответствующий план [по переходу на региональное управление - прим. ТАСС] с учетом положительного опыта регионов, разработана дорожная карта", - сказал журналистам глава Рособрнадзора Сергей Кравцов.

Единое образовательное пространство

По словам Васильевой, передача управления школами от муниципалитетов к регионам необходима для создания единого образовательного пространства. Сегодня учредителями всех школ в РФ являются муниципалитеты, и закон позволяет им самостоятельно формировать школьную программу.

"Мы видим такое разнообразие представленных образовательных программ, очень сложно говорить сейчас о той, на мой взгляд, главной ключевой задаче российского образования - создания единого образовательного пространства и базового содержания для каждого ребенка", - сказала Васильева.

Она подчеркнула, что каждый ребенок должен получить хорошее и доступное базовое образование, в препятствие для этого - то самое несоответствие, которое связано с учредительством. "Муниципалитеты не очень-то озабочены той программой, которая содержательна", - сказала министр.

Вернуть школы государству

По словам Васильевой, сейчас в РФ наступил такой исторический период, который требует "огосударствления" школ, то есть возвращения их государству. "Сейчас школы вне государственной опеки и заботы, как бы это парадоксально не звучало. Трудно себе представить, что 42 тысячи школ страны никоим образом министерству образования и науки России не подчиняются, также они и не подчиняются и регионам", - сказала министр.

Она добавила, что для родителей нет принципиального значения, кому подчиняется школа, главное, чтобы ребенок получал качественное образование. При этом, по словам Васильевой, российское законодательство позволяет муниципалитетам принимать непосредственное участие в создании образовательных программ.

"Тогда, получается, что мы не собираем страну через важнейшую отрасль, которой является образование со всех точек зрения, а как бы ее, наоборот, растаскиваем", - отметила министр.

Несколько регионов на сегодняшний день уже реализуют практику создания "школьных округов", в частности Самарская и Астраханская области. По словам Васильевой, губернаторы еще 16 регионов выразили готовность реализовать на своей территории пилотные проекты в этом направлении.

История вопроса

Ранее Васильева заявила журналистам, что полномочия по управлению школами от муниципалитетов на уровень регионов должны перейти менее, чем за три года.

По мнению Васильевой, правовые нормы позволяют осуществить передачу управления школами на региональный уровень. Эта мера также позволит более эффективно тратить выделенные на образования средства.

По словам главы Рособрнадзора Сергея Кравцова, для перехода полномочий на региональный уровень должен быть проведен анализ и разработана дорожная карта с учетом положительного опыта регионов в этой сфере.

Главная > Закон

Образование для успешной жизни: реалии и перспективы

Уважаемые коллеги!

Закончился 2010-2011 учебный год. И сегодня традиционно мы собрались на районный педагогический совет, чтобы подвести итоги и поставить задачи на будущее.

Прошедший год стал для нашей педагогики годом формирования новой системы координат, определяющей основные тенденции развития современного образования в контексте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

Последнее время самые разные экспертные группы формировали свои предложения по модернизации системы образования. Некоторые из них получили законодательное закрепление. Так, стали реальностью единый государственный экзамен, новые образовательные стандарты, обновленная система лицензирования и аккредитации школ и многое другое.

Системным оформлением всех этих новаций является проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Именно он должен связать обновление образовательного законодательства с общими тенденциями социально-экономического развития страны.

Закон «Об образовании» 1992 года решал задачу формирования ясных правил развития системы образования в новых для страны рыночных финансово-экономических условиях.

Сегодня, когда главной фигурой инновационного развития является человек с его потребностями, ценностями и интересами, принципиально важной становится необходимость описать нормы и правила, позволяющие обеспечить каждому гражданину в любом возрасте возможности для непрерывного образования и профессионального роста. Образовательные достижения, образовательная карьера позволят выпустить в жизнь успешного человека, готового к изменениям, происходящим в обществе и экономике.

Ориентация образовательного законодательства на развитие человека, его успешность в жизни означает гарантированную возможность:

    получения каждым дошкольником вариативного качественного образования, обеспечивающего хорошую подготовку к школе (ст. 64-65);

    свободного выбора каждым учащимся учебных курсов при использовании дистанционных и модульных технологий обучения (ст.13-15);

    полноценного образования и социализации граждан с ограниченными возможностями (ст. 83);

    индивидуального развития интеллектуальных и творческих способностей одаренных детей (ст. 34 и 81 проекта закона);

    широкого использования в образовательном процессе электронных образовательных ресурсов и сервисов (ст. 28, 29);

    формирование позитивного отношения к профессии педагога, в том числе нормативное закрепление положений, определяющих статус педагогических работников (ст. 48);

    эффективного использования разнообразных финансово-экономических инструментов для создания развивающей образовательной среды (ст. 102-108);

    развитие механизмов оценки качества образования; в том числе и за счет усовершенствования процедур лицензирования и аккредитации образовательных учреждений (ст. 96-99).

Таковы перспективы. Проанализируем теперь наши достижения, чтобы понять, насколько мы готовы сделать шаг вперед к обновленной школе.

Одним из основных показателей результативности образовательной деятельности остаются результаты единого государственного экзамена.

Уже три года ЕГЭ сдается по всем предметам в штатном режиме. Значительная часть педагогов школ района прошла обучение технологиям подготовки учащихся к единому экзамену, в образовательных учреждениях сложились свои подходы к обучению будущих выпускников, в районе не первый год реализуется проект «Управление качеством образования».

Каковы же итоги прошедшего учебного года? Улучшились ли показатели по сравнению с прошлогодними?

Начну с анализа результатов ЕГЭ по обязательным предметам: русскому языку и математике. Отмечу, что в целом, как в городе, так и в районе показатели по этим предметам повысились по сравнению с 2009-2010 учебным годом, что объясняется сформированностью подходов к подготовке и организации экзаменов. Однако в прошедшем учебном году наш район снизил свои позиции на уровне города.

Предварительные итоги по району в целом: русский язык - 61,17 балла, математика 45,47 балла. К сожалению, мы не выдержали среднегородской показатель ни по русскому языку, ни по математике.

При этом изменилась и доля образовательных учреждений, результаты которых выше городских. Если по русскому языку этот показатель несколько повысился, то по математике он существенно снизился, что, без сомнения, настораживает, требует пристального внимания к подготовке учащихся и усиления контроля не только на уровне образовательного учреждения, но и на уровне района.

Но есть и результаты, внушающие оптимизм.

Так, увеличилось количество учащихся, получивших по итогам экзаменов 100 баллов. В прошлом году их было 4, в этом году уже 6 выпускников: Бороухина Вероника, Михайлова Екатерина, Павлова Эллина, Слабодкин Андрей, выпускники гимназии № 261; Трифонов Георгий, Тютюкина Полина, выпускники школы № 551.

Это очень хороший результат!

Лучшие результаты ЕГЭ по русскому языку:

Среди гимназий и лицеев: у ОУ № 261, 248, 393.

Среди школ с углубленным изучением предметов: у ОУ № 274, 481, 506.

у ОУ Взмах, 551.

По математике показатели намного выше среднегородского:

В гимназиях и лицеях: 393, 261.

В школах с углубленным изучением предметов: № 481, 504; 274.

В общеобразовательных ОУ: Взмах и 551.

Тревогу вызывает количество справок, полученных выпускниками нашего района по результатам обязательных экзаменов. В этом году их 25 с учетом результатов Центра образования №162. Учитывая, что итоговая аттестация сегодня – это не только подведение итогов школьной жизни учащегося, но и шаг в будущее, считаю первостепенной задачей и делом чести образовательных учреждений района в 2011-2012 учебном году - выдать аттестат каждому учащемуся!

Для поступления в высшие учебные заведения учащиеся имели возможность сдать ЕГЭ еще по 12 дополнительным предметам.

В этом году, по-прежнему, наиболее востребованными остались экзамены по обществознанию, физике, истории. Популярными стали также английский язык и биология.

По предварительным итогам ЕГЭ результаты района - выше среднегородских по 6 предметам из 14: биология, литература, английский, немецкий и французский языки, химия. Радуют результаты по литературе (5 место в городе, в прошлом году было 13 место), английскому языку (6 место в городе, в прошлом году было 8 место), химии (3 место в городе, в прошлом году было 11 место). Однако, снизились показатели по физике, географии, информатике.

К сожалению, есть школы, в которых показатели обученности ниже среднегородских по всем предметам – их 3 или по всем предметам, кроме одного - их в этом году 4. Без сомнения, есть над чем работать!

Необходимо отметить, что результативность деятельности образовательного учреждения – зона ответственности, прежде всего, его руководителя. Руководителям образовательных учреждений следует обратить особое внимание на результаты итоговой аттестации выпускников и на педагогических советах обсудить с коллективами школ возможности повышения качества образовательной подготовки учащихся, взять под личный контроль работу по подготовке учащихся к ЕГЭ. Важно помнить, что результативность деятельности школы будет напрямую связана с ее финансированием в соответствии с ФЗ - 83.

Не меньшая ответственность за образовательный результат конкретного учащегося лежит и на плечах всех педагогов, обучавших его с 1 по 11 класс. Хотелось бы обратить внимание на безусловное требование повышения качества знаний по предметам. Мы не имеем морального права на неудачу! Наши дети должны быть уверены в завтрашнем дне!

Считаю, что Отделу образования необходимо усилить контроль за деятельностью школ по подготовке учащихся к итоговой аттестации.

Вместе с тем у нас есть школы, в которых администрация и педагогический коллектив работают эффективно, что, безусловно, отражается на качестве образования и результатах ЕГЭ. Выпускники этих образовательных учреждений показывают результаты выше среднегородских практически по всем предметам.

Среди гимназий и лицеев это ОУ: № 248, 261, 378, 384, 393.

лучшее ОУ 481

Среди общеобразовательных школ: Взмах

Отдельно следует отметить общеобразовательную школу № 551, которая уже второй год подтверждает высокий уровень обученности по профильным предметам: химия и биология. И это при условии, что профильные предметы выбрали 82% ее выпускников, что характерно далеко не для всех профильных школ района.

Более 50% учащихся выбрали профильные предметы или предметы повышенного уровня изучения лишь в 9 образовательных учреждениях из 18 (без учета школ с универсальным обучением). Учитывая, что профильное обучение создает дополнительные благоприятные условия для освоения учебного предмета, считаю, что этот показатель должен более высоким. Именно поэтому администрации каждой школы необходимо провести серьезный анализ причин несоответствия выбора экзаменов профилю учреждения и откорректировать учебный план, а также организовать с учащимися и их родителями дополнительную работу по профориентации и выбору предметов для итоговой аттестации. Отделу образования необходимо взять под строгий контроль и это направление деятельности школ.

В этом учебном году, как и в прошлом, в районе продолжалась реализация проекта «Управление качеством образования». Преимущество проекта - в возможности учащегося получить внешнюю оперативную оценку собственных результатов, учителя – сразу увидеть результаты как отдельного учащегося, так и всего класса в целом, а администрации - принять своевременные управленческие решения по корректировке образовательного процесса.

В 2010-2011 учебном году школам было предложено по 3 диагностические работы по русскому языку и математике и по 2 диагностические работы по 9-ти учебным предметам.

К сожалению, не все образовательные учреждения воспользовались преимуществами разработанной в районе технологии. Настораживает также несвоевременность передачи отчетов о проведении работ по предметам в ЦИК, что осложняло обработку данных. Учитывая значимость проекта для района и его возможности для организации эффективной подготовки учащихся к ЕГЭ, настоятельно рекомендую администрации образовательных учреждений усилить контроль за соблюдением графика реализации данного проекта. Отделу образования совместно с Информационно-методическим центром поручаю провести выборочную проверку эффективности участия образовательных учреждений в данном проекте.

Третий год проходит эксперимент по проведению итоговой аттестации 9-х классов в новой форме. В этом году в ГИА по русскому языку участвовали 29 образовательных учреждений (в прошлом году – 31), по математике – 28 (в прошлом году – 29 ОУ). Необходимо отметить, что уменьшилось и количество участников ГИА: по русскому языку на 53 человека, по математике на 112 человек.

Безусловно, пока ГИА проходит в рамках эксперимента каждое образовательное учреждение самостоятельно принимает решение о необходимости участия в нем. Однако надо помнить, что когда ГИА начнет проходить в штатном режиме, отсутствие опыта участия в нем может вызвать трудности, которые не позволят учащимся достичь достаточно высоких результатов.

Радует существенное повышение результативности ГИА по сравнению с прошлым учебным годом.

В этом году район по рейтингу качества обученности по русскому языку занял 2 место среди районов (в прошлом году – только 9 место), по математике у нас 4 место в городе (в прошлом году было 9 место). Это очень хорошие показатели!

Стоит отметить, что результаты по математике в этом году на 2 балла выше среднегородских, при этом не справились с экзаменом 23 ученика (в прошлом году их было 66).

По русскому языку результаты также выше среднегородских (в районе этот показатель практически не изменился, а вот в городе он в целом понизился с 33 до 32 баллов). Неудовлетворительный результат в районе показали всего 3 человека (в прошлом году 35 человек!).

Конечно, хочется отметить лидеров.

Лучшие результаты по русскому языку:

    среди гимназий и лицеев у ОУ 248, 384;

    среди школ с углубленным изучением предметов у ОУ 254, 501, 481;

    у ОУ 585, 249.

Лучшие результаты по математике:

    среди гимназий и лицеев у ОУ 384, 393, 261;

    среди школ с углубленным изучением предметов у ОУ 254;

    среди общеобразовательных школ у ОУ 551, 585.

Понимая важность эффективной подготовки учащихся к ГИА, в рамках реализации районного проекта «Управление качеством образования» с использованием ПК «Знак» в прошедшем учебном году были проведены по 2 работы по русскому языку и математике и по 1 работе по предметам по выбору. В будущем учебном году эта работа будет, безусловно, продолжена. Считаю важным обратить внимание руководителей на необходимость всех образовательных учреждений, независимо от выбора формы итоговой аттестации 2012 года, включиться в проводимые для учащихся 9-х классов диагностические работы в ПК «Знак».

Всего по итогам экзаменов получили свидетельства об окончании :

- основной школы - 2213 учащихся, из них 42 человека с отличием;

- средней школы – 820 учащихся, окончивших 11 класс, из них «золотую медаль» - 7 человек, «серебряную медаль» - 9 человек.

Внушает оптимизм, что 72 учащихся 10-х классов (по результатам, предоставленным ОУ) являются потенциальными «медалистами» будущего учебного года. Руководителям образовательных учреждений необходимо обратить особое внимание на организацию индивидуальной работы с этими перспективными учащимися.

Значимым видом оценки качества образования в районе являются результаты лицензирования и аккредитации образовательных учреждений. В настоящее время все образовательные учреждения функционируют на основании действующих лицензии и аккредитации.

В 2010-2011 учебном году процедуру аккредитации прошли 14 учреждений. Хочется особо отметить успехи школы №244 (директор Светлицкий Сергей Леонидович), которая по результатам аккредитации получила статус лицея.

О качестве образования в школах района можно судить не только по результатам итоговой аттестации и аккредитации школ, но и по результатам промежуточной аттестации.

2010-2011 учебный год окончили «на отлично» 1046 человек или 4,22% учащихся школ. О результативности деятельности ОУ говорит и существенное уменьшение количества «второгодников» с 208 человек в 2010 году до 147 человек в 2011 году. Еще один оптимистичный показатель – увеличение количества школ, в которых ни один из обучающихся не был оставлен на повторный курс обучения (в прошлом учебном году таких школ было всего 7, а в этом – 13). Это ОУ № 223, 244, 250, 254, 282, 377, 387, 393, 397, 506, 539, 658, ЦИК.

Обращаю внимание руководителей ОУ на то, что в городе проходит апробацию новая система оценки качества образования, в рамках которой анализируется уровень обученности учащихся переводных классов по разным предметам. Таким образом, в перспективе внешнюю оценку будут получать образовательные результаты не только выпускников школ, но учащихся переводных классов. В связи с этим необходимо усилить контроль за осуществлением педагогами индивидуального подхода к учащимся и инициировать деятельность по созданию программ внутреннего аудита и внутришкольной оценки качества. Качество образования становится одной из ключевых тем и нового законодательства. Хочу обратить внимание на то, что в новом законе об образовании будет усилена ответственность образовательного учреждения за качество предоставляемого образования. Об этом говорится, в частности, в статье 46 проекта закона.

В последнее время одна из тем, волнующих и учителей, и родителей – переход на новые образовательные стандарты, которые с 1 сентября 2011 года вводятся в начальной школе всех образовательных учреждений, кроме коррекционных. В районе проделана большая работа, чтобы этот переход был успешным. Так, в течение последних двух лет планово проходила подготовка педагогов к внедрению ФГОС.

Для учителей начальных классов систематически проводились семинары, круглые столы, мастер-классы по освоению методов и технологий, рекомендованных новыми стандартами. Все учителя будущих первых классов прошли обучение на курсах повышение квалификации.

В каждом образовательном учреждении определена система учебно-методических комплексов для первых классов в соответствии с Федеральным перечнем учебников и учебных пособий, разработана и утверждена основная образовательная программа начального общего образования, определена модель по организации внеурочной деятельности обучающихся, подготовлен и согласован в соответствии с новыми стандартами и с новыми санитарно-гигиеническими требованиями учебный план. Таким образом, на сегодняшний день каждое образовательное учреждение готово к внедрению новых стандартов. Однако одной готовности недостаточно для получения действительно значимых результатов. Руководителям образовательных учреждений необходимо проводить систематическую работу по отслеживанию хода образовательного процесса в новых условиях, выделив эту деятельность в отдельный блок внутришкольного контроля.

Одновременно с созданием условий для реализации нового стандарта необходимо «выстроить разветвленную систему поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей». Об этом говорится в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Эффективными механизмами реализации такой поддержки являются олимпиадное и конкурсное движение, проведение Научно-практических конференций учащихся.

В 2010-2011 учебном году в районном этапе Всероссийской олимпиады школьников приняли участие 4500 учащихся (на 16% больше, чем в 2009-2010 учебном году).

Наиболее активными участниками районного этапа стали:

    среди гимназий и лицеев ОУ № 261, 384, 397, 393, 248;

    среди школ с углубленным изучением предметов ОУ 504, 506, 282, 254, 274;

    среди общеобразовательных школ ОУ 249, 264, 250, 503, 493.

Особо нужно сказать об участии в предметных олимпиадах учащихся коррекционных школ: № 502 (6 участников олимпиады, 6 победителей) и 565 (7 участников олимпиады, 7 победителей). Из года в год их воспитанники стабильно занимают призовые места и приносят в район дипломы победителей по предмету «Технология».

Всего победителями и призерами районных предметных туров Всероссийской олимпиады стали 856 учащихся.

Однако если рассматривать результаты выступления учащихся Кировского района на городском и всероссийском турах олимпиады, то не все так радужно.

Из 300 учащихся, направленных на городской (региональный) тур, победителями и призерами стали только 36. Безусловно, это больше, чем в прошлом учебном году (27 учащихся). Но 36 дипломов – это всего 12% от числа участников городского тура и 0,8% от числа участников районного тура. Согласитесь, это достаточно скромные результаты!

Наибольшее число дипломов регионального тура у ОУ №261 (7 дипломов), 504 (5 дипломов), 397 (4 диплома), 387 (3 диплома), 248 (3 диплома).

К сожалению, не увеличилось и количество призеров финального этапа Всероссийской олимпиады: четверо учащихся Кировского района в этом учебном году (5 - в прошлом). Это учащиеся школ № 504, 386 и 261.

Все победители финального этапа - кандидаты на вручение премии для поддержки талантливой молодежи в рамках Приоритетного национального Проекта «Образование». Приятно отметить, что ученица ОУ № 504 Скуднова Ирина стала призером финального этапа Всероссийской олимпиады уже второй раз подряд.

Хочется отметить и стабильно высокие достижения учащихся школы – интерната №2 – 8 победителей и призеров региональной олимпиады по русскому языку и литературе для детей с ограниченными возможностями здоровья, один из которых Лапардин Александр Сергеевич во второй раз стал обладателем премии для поддержки талантливой молодежи в рамках приоритетного национального проекта «Образование. Молодцы!

Между тем, у района есть потенциал успешного участия в олимпиадах. Так, в 2010-2011 учебном году:

12 учащихся стали победителями и призерами в районном туре 4-х и более олимпиад. Это учащиеся ОУ № 261, 397, 378, 384, 387, 393, 504, 506;

25 педагогов подготовили 6 и более победителей и призеров районного тура Всероссийской олимпиады. Это педагоги школ № 244, 248, 250, 261, 389, 392, 393, 397, 501, 504.

Район со своей стороны старается стимулировать участие школьников и педагогов в олимпиадах. Уже традиционной стала торжественная церемония награждения победителей и призеров районного этапа олимпиады. Это настоящий праздник для учащихся и педагогов. А ценные подарки, которые вручает генеральный директор НПО «Приборы ЛЭК» Сергей Алексеевич Дмитриенко, существенно подчеркивают весомость достижений ребят и их наставников.

По-прежнему востребованными в районе остаются конкурсы для учащихся. В 2010-2011 учебном году учащиеся школ Кировского района участвовали в 130 конкурсах различной направленности (в 2009-2010 учебном году – их было 122).

Наибольшее количество участников конкурсов было подготовлено ОУ № 397 (462); 261(460); 389 (443); 386(292);503 (289); 481 (267), 377 (260).

Победителями конкурсов стали 1974 учащихся, что составило 27,7% от общего количества участников конкурсов.

Победы в конкурсах различного уровня (от городских до всероссийских) – важный показатель результативности образовательной деятельности школы. Поэтому особенно приятно отметить учреждения, чьи учащиеся активно и успешно проявили себя в конкурсах разного уровня. Это ОУ 389;

658, 274, 501, 2 интернат, 493; 658, 503, 274, 249, 384.

Всего победителями региональных, Всероссийских и Международных конкурсов стали 238 учащихся Кировского района.

В прошедшем учебном году продолжалось активное участие образовательных учреждений Кировского района в конкурсах, проводимых Российской академией продуктивного обучения. Школы охотно участвовали как в традиционных конкурсах – «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Золотое руно», так и в новых конкурсах «Человек и Природа (ЧиП)», «Компьютеры и Техника (КиТ)», «Британский бульдог». Все эти конкурсы особенно полезны для тех, кто не только хочет много знать, но еще и многому научиться, многое открыть для себя. Радует постоянное увеличение количества участников этих развивающих конкурсов. В 2010-2011 учебном году их стало более 20 000.

В России готовится очередная масштабная реформа образования. На этот раз Минобрнауки планирует менее чем через три года передать полномочия по управлению школами от муниципалитетов регионам.

Ольга Васильева считает, что подчинение школ муниципалитетам мешает создавать единое образовательное пространство. С таким заявлением она выступила на заседании комитета Государственной Думы по образованию и науке.

– В 2000-х годах учредителями школ стали муниципалитеты - города, села, районы. Тогда такая децентрализация себя оправдывала, сегодня - нет, – цитирует министра «Российская Газета». – Трудно себе представить, что 42 тысячи школ страны никоим образом Министерству образования и науки России не подчиняются. Также они не подчиняются и региону. Это проблема, которая волнует всех.

Ольга Васильева отметила, что муниципальное подчинение школ почти не оставляет для министерства прямых рычагов влияния. По задумке министерства, переподчинение позволит привести образовательные программы в разных городах и селах в соответствие с федеральными, укрепит вертикали управления с Минобрнауки во главе.

Депутат Госдумы Вера Ганзя напротив уверена, что изменения бесполезны и только ломают устоявшуюся систему. По ее мнению, лучше бы федеральные власти выделили дополнительные средства городам на содержание сферы образования.

– Мы и так сейчас подконтрольны, – говорит парламентарий. – Школы ничуть не самостоятельны, хотя обозначается, что они самостоятельны в выборе содержания образования. Я считаю, что в данном случае придумывать бессмысленно. Если бы регион забрал на себя содержание зданий, или на подготовку к новому учебному году выделял школам не 30 тысяч на два здания, а по потребностям, по сметам, которые составлены на основании дефектных ведомостей, тогда было бы другое дело. Но я сильно сомневаюсь, что эту тяжелую ношу регионы возьмут на себя. Я считаю, что эта реформа - на пустом месте. Лучше дайте денег муниципалам на исполнение их полномочий в сфере образования, и не надо ничего ломать.

Депутат опасается, что передача школ на уровень регионов повторит ошибки здравоохранения, - «формально отдали, а регионы их не взяли, потому что ресурсы тоже ограничены». Отсюда бесконечные очереди, сокращение «койко-мест» и прочие минусы , озвучиваемые пациентами.

– Сегодня нужно разбираться с ЕГЭ, смотреть содержание образования, учебники. Как можно изменить итоговую аттестацию, чтобы она стала эффективной, и чтобы воспитывала действительно образованного человека. Вот о чем нужно думать, а мы сегодня не можем этого позволить, потому что ограничены ВТО и болонской системой образования, – комментирует Вера Ганзя.

Несколько регионов на сегодняшний день уже реализуют программу, в частности Самарская и Астраханская области. По словам Васильевой, губернаторы еще 16 регионов выразили готовность реализовать на своей территории пилотные проекты в этом направлении. Оказалась ли Новосибирская область в числе желающих - пока не известно.

Качество образования – это принципиально важный вопрос, влияющий не только на интеллектуальный потенциал подрастающего поколения, но и на общее будущее страны. Советская система образования была почти разрушена, но на смену ей не пришло ничего относительного достойного. На кризис российской системы образования влияет не только смена политического строя, но и все более усиливающаяся глобализация.

Рассмотрим основные проблемы российского образования.

Кризис традиционной системы образования

Организация учебной деятельности в современной России во многом унаследована от советской системы образования. Однако на замену индустриальному обществу приходит информационное общество, мир развивается в условиях глобализации, что обуславливает необходимость коренных реформ в нынешней системе образования. В обновлении нуждаются принципы подачи учебного материала, роль учителя в образовательном процессе. Требуется внедрение в учебный процесс инновационных технологий, оснащение учебных заведений компьютерами и современной техникой. Теоретическая подготовка учеников должна быть направлена не на простое заучивание информации, но на ее понимание и умение применить полученные знания в практической деятельности. Стоит отметить, что 21 век – это время стремительного научного прогресса. Таким образом, сегодняшние учебные материалы для образовательных учреждений уже завтра становятся устаревшими. Требуется постоянное обновление преподаваемых знаний в соответствии с последними научными достижениями.

Низкая практическая направленность образования

Сегодняшняя система образования в большей степени направлена на воспитание будущего ученого-теоретика, нежели на подготовку практикующего специалиста. Теоретические знания во многом оторваны от практической деятельности. Ученики, в большинстве своем, не умеют использовать полученные знания в своей профессиональной деятельности. Большинство людей, окончивших вуз, отмечают, что не чувствуют в себе готовности приступить к практике. Причин тому несколько. Это и плохая практическая подготовка, и слабая связь между преподаваемым теоретическим материалом и практикой, и устаревшая система образования, которая больше не соответствует стремительно меняющимся условиям на рынке труда.

Низкий уровень финансирования

Российские учебные заведения всех уровней сталкиваются с постоянным недофинансированием. Хроническая нехватка денежных средств негативно влияет на уровень зарплат работников в сфере образования. С каждым годом эта проблема становится лишь острее, ведь учебным заведениям требуются компьютеры, современное оборудование, учебники, соответствующие новейшим научным достижениям. Реформации в сфере образования невозможны без качественного обновления педагогического состава, но решение этой задачи затрудняется низкой престижностью профессии учителя, являющейся следствием низких заработных плат в сфере образования.

Слабая система взаимосвязи между различными уровнями образования

Основные уровни образования – дошкольное, школьное и высшее. Низкая преемственность между всеми «ступенями» образовательного процесса негативно влияет на качество обучения и мешает глубокому овладению знаниями со стороны учеников. Дошкольное образование в России – это слабо организованная система, не дающая нужного объема знаний, необходимого для начала обучения в школе. Зачастую, обучением дошкольников занимаются лица, не получившие педагогического образования. Еще сложнее дело обстоит с преемственностью между школой и вузом. На данный момент выпускник школы не получает того объема знаний, который требуется для сдачи ЕГЭ и поступления в вуз. Старшеклассники вынуждены обращаться к платным репетиторам, ведь бесплатное образование не соответствует всем нуждам будущих студентов.

Слабое законодательство в сфере образования

Качество образования во многом зависит от законодательства в данной области. На данный момент предпринимаются попытки качественно реформировать закон «Об образовании», однако многие проблемы так и остались нерешенными. В частности, это «размытые» социальные обязательства со стороны государства, плохо прописанные принципы лицензирования учебных заведений. Недоработанные законы о контрольно-надзорных процедурах умножают коррупцию и увеличивают количество вузов, дающих некачественное образование. Чрезвычайно слабы законы об образовании в сельской местности. В частности, в законах не учитывается особая специфика сельских учебных заведений.

Массовый спрос на высшее образование

Несомненно, хорошие вузы в России как были, так и есть. Однако с каждым годом все больше и больше людей стремятся получить высшее образование, что непосредственно влияет на увеличение количества плохих вузов. Рассматриваемая проблема становится все острее еще и потому, что значительно упал престиж профессиональных училищ. Кроме того, многие юноши поступают в вузы лишь для того, чтобы освободиться от воинской повинности, что дополнительно умножает вузы, дающие плохой образовательный уровень;

Коррупция

Коррупция в российской системе образования – это многоликое и многоуровневое явление. Сюда можно включить и денежные поборы с родителей школьников, и хищение бюджетных средств, и взятки, и продажу подложных дипломов, и изготовление поддельных документов об образовании. Против коррупции предпринимается много законов, однако работают ли они, сложный вопрос. В частности, снизить коррупцию предполагалось при помощи внедрения ЕГЭ, однако привела ли эта мера к нужным результатам, до сих пор спорят не только рядовые граждане, но и эксперты. Высокий уровень коррупции в учебных заведениях блокирует возможность вертикальной мобильности посредством получения качественного образования для детей из необеспеченных семей;

Падение престижности обучения в ПТУ и техникумах

Рассматриваемая проблема возникла еще в 90-е годы. С тех пор дефицит рабочих кадров на рынке труда все увеличивается, а количество студентов, проходящих обучение в ПТУ, снижается. По данным 2009 года в вузах обучалось в 7 раз больше студентов, нежели в техникумах и ПТУ. Как итог, в России недостает собственной рабочей силы, и приходиться прибегать к помощи иностранных рабочих кадров. Следствием рассматриваемой проблемы также можно назвать высокую безработицу среди людей с высшим образованием.

Подводя итоги можно заметить, что для решения проблем в российской системе образования явно недостаточно традиционного «косметического ремонта». Проблемы имеются практически на каждом уровне системы, и их решение – это важнейшая стратегическая задача России. Новое время требует новых реформ, способных повысить образовательный уровень российский граждан, умножить количество квалифицированных сотрудников и поднять качество образования в России до международных стандартов.




Top